Психосоматика. Тело говорит. Как научиться слушать свое тело и подобрать ключ к его исцелению
Екатерина Юрьевна Тур
Когда тело говорит. Книги по психосоматике от врача, психосоматолога Екатерины Тур
А что, если наше тело говорит с нами? И болезни, симптомы и недомогания – это лишь язык, при помощи которого оно пытается выйти с нами на связь? Екатерина Тур – врач, психосоматолог, рассказывает о том, как научиться слышать сигналы нашего тела и помогать самому себе становиться здоровым и целостным.
В расширенном издании книги вы узнаете о том, что такое научная психосоматика, как и когда она формируется на уровне мозга, почему появляются хронические заболевания и что делать, чтобы помочь себе стать здоровым на уровне сознания, бессознательного и тела!
Внимание! Информация, содержащаяся в книге, не может служить заменой консультации врача. Необходимо проконсультироваться со специалистом перед совершением любых рекомендуемых действий.
Тур Е.
Психосоматика. Тело говорит. как научиться слушать свое тело и подобрать ключ к его исцелению
© Тур Е.Ю., текст, 2025
© Семенченя Н., иллюстрация, 2023
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2025
* * *
Правильно сказанное слово способно исцелить. В этой книге я не просто говорю о психосоматике, о целостности и о том, как начать видеть себя внутри себя. Все это, безусловно, важно и нужно, но…
…но куда важнее то слово, которое способно исцелить. И у тебя, мой дорогой читатель, это будет особенное слово. Я не знаю, какое именно. Не знаю, на какой странице ты его найдешь. Не знаю, как именно ты его почувствуешь.
Но я знаю, как запускать процессы глубинного исцеления через буквы и символы, которые ты уже читаешь прямо сейчас. Эта книга выступает проводником в мир внутреннего, в мир того, что мы всегда оставляем за кадром повседневной жизни.
Научиться слышать себя. Научиться чувствовать себя. Помогать своему телу быть здоровым и говорить с ним на его языке – все это части книги, которые в конечном счете станут первыми твердыми шагами в восстановлении целостности, укреплении внутренней опоры и изменении жизни.
И в тот момент, когда ты найдешь свое слово, внутри произойдут необратимые изменения, которые помогут увидеть себя. Целого. Здорового. Настоящего.
Вступление
Поскольку человек является одновременно и сложным физиологическим аппаратом, осознающим себя индивидом, способным выразить свое состояние (вербальная коммуникация), его следует изучать комплексно и с психической, и с физиологической стороны. Совмещение результатов этих двух видов наблюдения и составляет суть психосоматического подхода.
ФРАНЦ АЛЕКСАНДЕР, ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Человек относится к своему телу как к данности, с раннего детства не умея слушать его: не позволяя себе уставать, не разрешая болеть, не слыша его сигналы, а чаще всего и вовсе подавляя все телесные ощущения, которые только отвлекают от быстрого темпа жизни. Мы привыкли так жить, ведь всегда есть что-то важнее, чем мы сами.
Но когда тело начинает говорить, больше не остается возможности не услышать его. Ежедневно человек проживает сотни разных эмоций, говорит тысячи слов, думает миллионы мыслей, но непозволительно редко обращается к собственному телу, чтобы спросить его: «А что я сейчас чувствую?», «Что на самом деле происходит со мной прямо сейчас, что скрывается во мне за всей этой разноцветной мишурой, которую я так старательно развешиваю внутри себя?». Если мы начнем задавать себе эти вопросы, то увидим: тело сразу говорит, что оно устало, заболело, переело или не хочет делать то, что человек заставляет себя делать.
Тело говорит с нами постоянно, и, чтобы научиться распознавать его сигналы, чтобы услышать едва заметный ласковый шепот, жизненно необходимо начать обращать внимание на самого себя. В этой книге вы найдете ответы на множество вопросов о теле и психосоматике, а также увидите и ощутите, что являетесь единым неразделимым целым: человеком с сознанием, подсознанием[1 - Подсознание – это психические процессы, протекающие без прямого отображения в сознании и помимо прямого сознательного управления. В книге я использую для обозначения данных процессов слова «подсознание» и «бессознательное».] и телом.
Поскольку мы будем говорить именно о психосоматике, предлагаю сразу включиться в интересную игру со своим разумом. Что я имею в виду? Возьмите карандаш или маркер и выделяйте в книге те строчки, абзацы и места, где вы чувствуете отклик со стороны тела. Это могут быть позитивные или негативные эмоции, чувство эмоционального подъема или, наоборот, усталости и раздражения. А может быть, явное ощущение того, что «это написано про меня!». Неважно, какие именно это эмоции, главное – вы становитесь наблюдателем.
Наблюдение – это фундаментальный навык, необходимый современному человеку. В первую очередь для того, чтобы угомонить хор беспокойных мыслей в голове и перестать развешивать внутри себя мишуру, защищающую сознание от боли, скрытой внутри. Читая книгу, вы будете постепенно наращивать умение наблюдать, затем осознавать, затем принимать и, если продолжите возвращаться к этим страницам, научитесь перенаправлять фокус внимания и в итоге станете программировать свои мысли. Удивительно, но для того, чтобы начать менять свою жизнь, нужно прекратить искать ответы вовне. И начать обращать внимание на то, что происходит внутри вас.
При этом книга не является волшебной таблеткой, магическим инструментом или философским камнем, чудесным образом исцеляющим от прошлых травм, негативных мыслей и болезней. Нет. Чтобы получать результат, нужно не просто читать, но и выполнять упражнения, делать практики, обязательно вести записи. И важно осознавать, что любой процесс изменений – результат упорного труда. Хочу обратить особое внимание на то, что все ответы и рычаги для будущих перемен находятся внутри вас, но для того, чтобы научиться их находить, необходимо применять разные инструменты, использовать разные подходы и бережно, но упрямо выправлять себя. Учиться делать себя счастливым.
Используйте эту книгу с максимальной пользой. Подчеркивайте, оставляйте пометки на страницах, отмечайте все эмоции и чувства. Не жалейте ее страниц, ведь мысли, которые будут появляться внутри вас, способны изменить завтрашний день. А подкрепленные действием, они станут прочным фундаментом нового будущего. Обратите внимание, что по ходу повествования время от времени мы будем делать шаг назад и возвращаться к тому, что, кажется, уже разобрали. Это необходимо для того, чтобы глубоко погрузиться внутрь собственного тела и исследовать его самые отдаленные уголки. В какой-то момент вы откроете дверь в новый мир – мир тела, его ощущений и чувств, телесных переживаний и, главное, подсказок. С этого момента пути назад не будет: научившись слушать тело один раз, вам не останется ничего иного, как стать целостным существом, следующим за своим счастьем, здоровьем и благополучием!
Это книга про любовь, заботу и уважение к себе. Про правду, в которой нуждается тело.
Мы рождаемся в теле. С первых дней ребенок ежеминутно сообщает миру о том, чего хочет его тело: сначала при помощи крика, затем – другими сигналами, которые чутко распознает его мама, и она же удовлетворяет его потребности. По мере взросления ребенок становится все более и более сложным существом, постепенно развиваются эмоции, мышление, внимание и другие психические функции.
Если человек начинает терять контакт с собой, пренебрегать частью своего естества или хранит внутри прошлую боль, тело реагирует болезнью [1]. Подавляя истинные чувства и игнорируя потребности души, человек способен создать внутри себя сильнейший конфликт, который заставит тело говорить с ним. Проблема подавления формируется в детстве и служит предпосылкой для развития широкого спектра психосоматических заболеваний в будущем [2].
С ранних лет внимание родителя сосредоточено на развитии именно ментального интеллекта: речи, навыков счета, чтения, письма, запоминания и внимания, и чем старше ребенок, тем выше поднимается планка требований, а нагрузка становится больше. Но человек обладает не только ментальным интеллектом (IQ), а еще эмоциональным, телесным и духовным [3].
Только в последние десятилетия родители начали задумываться об эмоциональном интеллекте (EI), обучая детей управлению базовыми переживаниями [4]. И теперь вместе с подсчетом палочек и проговариванием сложных слогов ребенок учится проявлять гнев, проживать тревожность и продлевать радость. Это особенно важно в быстром, стремительном ритме современного общества, оснащенного высокотехнологичными устройствами и ежеминутно получающего огромные объемы информации.
Видеть самого себя среди этого шума, следовать собственным желаниям и никогда не предавать истинные импульсы самой души – удивительно, но именно с этого начинается настоящая забота о своем здоровье. Тело следует за правдой, за естественными эмоциями, искренними чувствами и простым ежедневным счастьем, радостью, вовлеченностью в минуты жизни. Оно ненавидит, не переносит ложь! Ложь – это та самая мишура, которой мы пытаемся завесить, украсить дыры внутри себя.
Некоторые родители уделяют внимание и духовному интеллекту (SQ), но вот телесный (SI) почему-то чаще всего остается в стороне [5, 6]. Тело воспринимается как данность, и это заложено в человеке исторически. Однако еще античная научная медицина, основоположником которой был Гиппократ, рассматривала человека как единое целое, сопоставляя черты его характера с определенными особенностями организма и даже с его заболеваниями [7].
Проводя подобное сопоставление, врачи прошлого подходили к лечению человека комплексно, заботясь как о телесном, так и о ментальном состоянии. Однако развитие медицины требовало разделения, и в течение длительного времени углубленные знания в анатомии, физиологии, гистологии и других дисциплинах рассматривались в отрыве от психологии.
Человек был разделен: отдельно тело, отдельно эмоции, отдельно мысли. Сегодня мы, как когда-то врачи древности, возвращаемся к комплексному подходу. Это происходит из-за того, что медицина начинает медленно, но верно объединяться с научной психосоматикой, которая в течение длительного времени непрерывно развивалась [8]. И это объединение возвращает нас к основе: человек снова становится единым целым.
NB[2 - NB! – Nota bene (с лат. – «заметь хорошо») – отметка, примечание, чтобы обратить внимание на какую-либо часть текста. Это знак, показывающий, на что обратить особое внимание, что следует хорошо запомнить.]! В своих книгах я намеренно использую словосочетание «нормальная психосоматика», обозначая, что любое лечение всегда начинается с обращения к врачу. Психосоматика дополняет, но ни в коем случае не заменяет медицинского подхода.
Психосоматика не является некой обособленной частью медицины или психологии, она представляет определенный тип мышления и действий, сконцентрированный на личности пациента для достижения конкретного результата и общего повышения качества его жизни. Только после обследования и лечения можно переходить к следующему этапу и начинать искать скрытые, едва заметные связи между болезнями тела и болезнью души. В одном из следующих разделов мы подробнее поговорим о том, почему так важно сохранять баланс в комплексном подходе и обращать внимание на единство тела, сознания и подсознания человека.
Так когда же тело начинает говорить? В первую очередь когда мы всеми силами подавляем душевное страдание, которое однажды появилось в нашей жизни. Это ложь самому себе, игнорирование боли и подавление прошлого [9]. И чаще всего первое страдание приходится на раннее детство человека, меняет его внутреннюю опору и, что самое важное, отнимает у него неуязвимость. Такой маленький и нежный ребенок начинает лгать самому себе, что «все хорошо, я справлюсь с тем, что мама холодна ко мне» или «Папа ударил меня, но я заслужил»: оправдание жестокости и адаптация к условиям травмируют тело [10]. Ребенок лжет себе: «Меня любят», в то время как его отвергают. И единственной истинной потребностью его тела до конца жизни будет установка «Я просто хочу, чтобы меня истинно любили».
Тело говорит тогда, когда человек долго слышит чужие голоса, но теряет умение распознать свой собственный. Когда чужие сценарии вписываются в каждый день его жизни, подменяя желания, мечты и цели, отнимая такое важное и нужное «Я хочу». Когда прошлое начинает оседать в теле, а жизненная история прописывается в спазмах, воспалении и жгучей боли, скручивающей мышцы. Когда рутина и тревога сплетаются в единое целое, превращаясь в однообразие бесконечно повторяющихся дней. Из них невозможно выбраться, но и невыносимо пребывать в этом замкнутом круге, наблюдая, как время ускоряется. Тело начинает говорить, показывая посредством сигналов-симптомов, что прямо сейчас нужно оглядеться и сделать что-то, что может изменить нашу жизнь.
Похоже ли это на жизнь? Или скорее походит на гонку, в которую мы однажды попали против собственного желания? И возможно, каждому из нас рано или поздно необходимо задать вопрос: «Если я продолжу бежать в направлении, которого не выбирал, буду ли я победителем?».
Сегодня мы утратили единство подхода и разучились слушать нашего главного помощника – тело. А ведь именно оно проживает все мысли, эмоции и внутренние диалоги, которые ежедневно рождаются внутри нас. Только представьте: 128 млрд нейронов, функционирующих как единая сеть, каждую секунду вашей жизни работают над тем, чтобы поддерживать баланс внутри организма и обеспечивать успешное выживание [11]. Об этом мы тоже подробнее поговорим чуть позже для того, чтобы понять, как именно хронический стресс встраивается в инстинкт самосохранения и провоцирует сбой в работе вегетативной нервной системы.
Благодаря феноменальной работе мозга тело автономно и способно к невероятным чудесам ауторегенерации. Стоит лишь найти подход к самому себе: выйти из прошлой боли и отучить себя мыслить негативно.
Если всего одна негативная мысль станет зацикленной, на тело немедленно обрушится лавина эмоциональных переживаний, которые идут следом за ней. А подобных мыслей могут быть десятки, даже сотни: прошлая боль, воспоминания, потери, трагические случаи, предательства… И с каждым годом этот черный клубок становится все больше и больше, и в какой-то момент его нити окутывают тебя целиком. Ты буквально застреваешь внутри мыслей и воспоминаний, которые со временем привыкаешь не замечать.
Ведь куда проще внушить самому себе, что ты ничего не чувствуешь, чем постоянно ощущать боль, с которой не знаешь, что делать. Но когда эти переживания и душевная боль проявляются слишком сильно или сохраняются надолго, тело не находит другого выхода, кроме как начать говорить. Появляются первые симптомы, телесные ограничения и тревожные звоночки. Если проигнорировать их, тело начнет кричать.
Этот крик способен отнять у нас саму жизнь. Иногда болезнь действительно формируется случайно: под действием факторов, генетических поломок или стечения обстоятельств. Но чаще всего телесная боль становится отражением той душевной боли, которую человек носил в себе десятилетиями. Когда у организма не остается ресурса на подавление и компенсацию мыслей, эмоций, воспоминаний, появляются первые искажения и нарушения в работе органов и систем.
Чтобы остановить их, предотвратить рост трещины, нужно тут же обратить пристальное внимание на всего себя: «Что у меня болит?», «Как я чувствую себя в течение дня?», «Что меня повреждает?», «Что я могу сделать для себя сегодня, чтобы мне стало легче?» и, главное, «Чью любовь я пытаюсь получить?». Качество жизни меняется не от больших побед, а от маленьких, но таких сложных первых шагов.
Когда человек обращает внимание на себя, ему в руки попадает пульт управления. Сначала на нем всего несколько кнопок: «Мысль», «Эмоция» и «Чувство», но затем появляются другие – «Настроение», «Состояние», «Ощущение». И по мере развития навыков наблюдения, осознания и управления возникают новые мультифункциональные рычаги, при помощи которых человек уже может управлять целыми сферами жизни.
Но начинается все с одной кнопки. Кнопки под названием «Я ЕСТЬ». Книга, которую вы открыли, – навигатор. Прочитав ее, вы не только услышите голос вашего тела, но и сможете восстановить здоровье, создать баланс мыслей, эмоций и чувств. Книга будет бережно вести вас вперед, к пониманию своей природы, осознанию телесных ощущений и знанию, как помочь себе стать целым.
Целым и здоровым человеком! Любовь, забота и уважение к себе – именно в этом прямо сейчас нуждается ваше тело.
Глава 1
Тело. С чего начинается человек
Я есть
Болезнь не сваливается на голову как гром среди ясного неба. Она является результатом постоянных нарушений законов природы. Постоянно расширяясь и накапливаясь, эти нарушения внезапно прорываются в виде болезни, но сия внезапность только кажущаяся.
ГИППОКРАТ, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ВРАЧ, ОСНОВОПОЛОЖНИК АНТИЧНОЙ НАУЧНОЙ МЕДИЦИНЫ
Человек не может существовать без тела. Спорить с этим фактом невозможно и бессмысленно. Мы с вами физические существа, которых можно потрогать, ударить, погладить, обнять или поцеловать. Являясь физической оболочкой, тело не только хранит множество информации, но и развивает определенные навыки, таланты и способности. Их нельзя потрогать, они неосязаемы: мысли, речь, эмоции и чувства.
Именно тело подтверждает теорию материализации мыслей: оно проживает нашу незримую, «ненастоящую» мысль каскадом вполне реальных и измеримых телесных реакций. Вы думаете, что злитесь, – и тело тут же дает гормональную реакцию, вы хмурите брови – непроизвольно сжимаются кулаки! Вам страшно – появляется дрожь, скручивает живот. Вам тоскливо – начинают болеть мышцы, сводит плечи и шею, подкатывают слезы.
Эмоциональные реакции, на которые отвечает тело, зарождаются в определенных мозговых структурах. Сегодня научное сообщество относит к ним таламус, миндалевидное тело, гиппокамп, гипоталамус и префронтальную кору лобных долей [12, 13]. Посредством сложной электрохимической активации нейронов образованные сигналы передаются по всему телу, провоцируя превращение невидимого и неосязаемого в конкретные действия, проявления и выражения.
Это происходит не только на уровне дрожи, сжатых кулаков, случайно сказанных слов или неловкого смеха в неподходящий момент. Чем сильнее и длительнее раздражение, тем сложнее искажение, и вдруг, в какой-то момент, реакция сжатия превращается в спазм, тоска становится депрессией, а тревога ложится в основу разной хронической патологии. Но как же сложно найти ту самую эмоцию, с которой все началось, ведь то, что вы прочитали всего за один абзац, формировалось целыми десятилетиями!
Данное злокачественное перерождение базовых эмоций лежит в основе изменения фаз реагирования от кратковременного к постоянному, отражая то, с чего мы начали, – с зацикленных случайных мыслей. Чем чаще мы к ним возвращаемся, тем больший беспорядок происходит внутри организма [14].
А что, если, расшифровывая незаметные сигналы тела, мы можем разглядеть их источник и изменить программу с «тревога, гнев, усталость» на «спокойствие, баланс, уверенность»?
Функции тела – зеркало эмоциональных переживаний: если человек долго не может справиться с тревожными мыслями, оно пытается ему помочь. А значит, можно сразу прийти себе на помощь, не доводя тело до болезни, до «трещины» внутри организма, которая без должного внимания будет только расти. Каждая мысль человека реальна, даже автоматическая, сама по себе проносящаяся в голове. Каждая эмоция отражается на теле, заставляя его ежесекундно регулировать внутренние гуморальные и нейроэндокринные процессы [15].
И здесь мы можем рассмотреть первый механизм формирования психосоматических расстройств. Мозг, чья базовая активность направлена на сохранение и поддержание нормального функционирования тела [16], в какой-то момент включает в свои полномочия «дополнительную нагрузку» в виде проживания тревоги, подавления гнева и отвержения негативного травмирующего опыта из прошлого. Именно это значение скрывает в себе метафора, которую я использую: «тело приходит на помощь», чтобы выжить в невыносимых условиях, существующих внутри нашего разума.
Когда чаша весов смещается в сторону «мне плохо», внутренние процессы начинают меняться, нарушается баланс во всем организме. Например, при длительной тревоге постепенно растет уровень кортизола, возбуждается симпатическая нервная система и подавляется парасимпатическая. Вслед за этим снижается иммунитет, растет кислотность желудочного сока, развивается бессонница и постепенно нарастает множество других телесных реакций, существенно меняющих жизнь человека [17]. И это лишь малая часть происходящих внутри организма реакций…
Негативные эмоции не просто портят настроение, не просто расстраивают или раздражают. Они заставляют тело болеть.
Если тело требует правды, то что же такое «ложь по отношению к себе»? Это когда человек систематически игнорирует истинные желания, стремления, импульсы и подменяет их на вынужденные формы адаптации или выживания. Когда понимает, что никогда не победит в этой гонке, но боится сойти с дистанции. Я приведу пример: девочка, которую с детства воспитывали послушной, не может ослушаться маминого приказа, даже будучи взрослой, поскольку теперь этот приказ звучит голосом ее внутреннего критика.
Это подобно маске, которую приходится надевать на себя и играть какую-то чужую роль. Тело будет подыгрывать до тех пор, пока не скажет: «Да пошел ты! Дальше давай без меня». Все дело в том, что эта ложь формирует разрыв между мыслями, эмоциями и чувствами. Человек теряет свою целостность.
Человек теряет себя. А что, если никто никогда не говорил ему, что с ним все в порядке? Если ребенку в детстве говорили, что он никчемный и ему нет места в родительском доме, а каждая попытка попросить у мамы любви и тепла заканчивалась ударами и криком, то как этот ребенок научится слышать свое тело, когда вырастет? Как он поймет, что его язык любви – это не боль, не слезы, не уничтожение?
Человек начинается с тела, а значит, наша прямая обязанность заключается в том, чтобы позаботиться о себе. Бережно и внимательно. Даже в тех случаях, когда родители не выполнили свои обязанности перед ребенком и не научили его любить и слышать себя. Во что бы то ни стало необходимо стараться направлять все свои действия на соединение себя, а не на разлом.
В своих книгах я делюсь с читателями живыми историями, которые присылают мои ученики, работающие в медитациях или курсах, и простые люди, нашедшие успокоение в моих блогах и сообществах. Каждую историю я бережно храню и рассказываю только с разрешения человека, пережившего ее. Это помогает нам собрать крупицы чувств и эмоций, необходимые для переосознания своего собственного опыта, чтобы в конечном счете вернуть себе свою целостность. Живая история:
«Мое детство было черного цвета. В нем не было ни одного светлого пятна, ни одного. Даже мои воспоминания о самом себе начинаются с момента, когда я поступил в институт. Только вырвавшись из этой удушающей темноты, я начал чувствовать себя живым. Достаточно было хотя бы на время перестать ощущать, как тебя ненавидят. Достаточно было перестать ожидать удара в спину. Этого мне хватило, чтобы никогда больше не возвращаться туда».
Недолюбленные дети – это раненые взрослые. Кем же вырастет раненый ребенок? О механизмах детского повреждения я подробно рассказываю во второй книге[3 - «Психосоматика детских травм: как услышать своего ребенка и помочь ему стать здоровым».], но сейчас нам важно разобраться в том, что же делать тому, кто уже вырос. Недостаточно сказать: «Да, я ранен», – жизненно необходимо найти лекарство, способное исцелить эту рану.
Ведь рана, превратившаяся в болезнь души, может закладываться в раннем детстве, может передаваться от родителей, может проникать в тело со взрослым опытом… Но так или иначе, если нас что-то или кто-то повреждает, это всегда влияет на состояние организма. Вдруг, среди полного благополучия, тело начинает болеть. Выходит, человеку недостаточно просто получать полезную еду, недостаточно высыпаться и заниматься физической активностью. Конечно, очень хорошо, когда это все есть, но этого мало. Оказывается, так же как еда и воздух, человеку необходимы внутреннее спокойствие, отсутствие тревог; простые ежедневные радости важны для того, чтобы чувствовать себя хорошо.
Спокойный мозг подает в тело совсем иные сигналы, нежели мозг беспокойный, раздерганный, истощенный тревогой [18]. В спокойствии и простой радости тело чувствует себя хорошо, сохраняет устойчивость и здоровье. Интерес, увлеченность каждым настоящим днем способствуют тому, что мы развиваемся, растем, повышаем качество жизни.
Тревожность, длительный стресс опасны тем, что нарушают гомеостаз внутри организма. Вместо того чтобы жить, тело начинает выживать.
Ребенок рождается на свет, и ему дается тело. Он растет с невероятной скоростью в быстром, просто сумасшедшем темпе, и этому малышу так интересно узнавать мир. Его нервная и гормональная системы работают как единое целое, обеспечивая рост, адаптацию, развитие, совершенствование всех остальных органов и тканей. Телесное начало человека – это интерес, развитие, жажда жизни; можно сказать, что это и есть «Жизнь ради жизни», просто потому, что единственное истинное предназначение звучит не иначе как: «Прожить сегодня свой лучший день и быть честным по отношению к себе». Если рассматривать жизнь как предназначение, становится ясно, что тело играет одну из главных ролей.
Какая цель была сегодня у вашего дня? Чему вы посвятили свое внимание? Был ли сегодняшний день наполнен хотя бы частичкой радости и счастья? Задайте себе эти вопросы прямо сейчас.
От нашего самочувствия зависит настроение на день. Тот самый фон, с которым человек просыпается утром, предопределяет, что будет происходить с ним дальше до момента, когда он коснется головой подушки и снова уснет. От того, болит или не болит тело, зависит то, насколько качественно мы отдыхаем. Как переключаемся между задачами. Как смотрим на мир.
Настроение может меняться за секунды, а может сохраняться в течение дня, недели, месяца, года… Можно, не заметив, застрять внутри негативных переживаний и по инерции пытаться продолжать жить так, словно ничего не произошло. Но при этом появляется разбитость, усталость, выгорание, истощение… Неужели плохое настроение способно «вытягивать» из нас силы?
На несколько минут остановимся здесь чуть подробнее. «Почему от тела зависит то, как мы отдыхаем? Разве не наоборот?» – спросите вы и будете абсолютно правы. В физиологии, как и в психосоматике, есть такой феномен, как «порочный круг»[4 - Порочный круг (лат. circulus vitiosus) – замкнутая последовательность событий, которая подкрепляется петлей обратной связи, с каждой итерацией усиливающей производимый негативный эффект.]. Его очень просто объяснить на словах, но сложно поймать внутри поведения и мыслительных стереотипов: исходное состояние приводит к формированию вторичного, а вторичное усугубляет исходное.
Это показательно в разрезе усталости: «Я устал настолько, что не могу расслабиться». Не могу расслабиться – не могу отдохнуть. Не могу отдохнуть – устаю еще больше и сильнее напрягаюсь от этого. Порочные круги являются основой для множества заболеваний психосоматического спектра [19]. Поэтому еще одна задача книги заключается в том, чтобы вы научились распознавать эти замкнутые циклы и разрывать их при помощи ясного осознания самого себя, своих мыслей, эмоций и тела.
Еще одно доказательство того, что человек начинается с тела, – это известное «Колесо баланса». Если мы выделим в нем отдельную сферу под названием «Здоровье», то увидим, что от нее зависит наполняемость всех остальных. Можно ли построить карьеру, постоянно испытывая головную боль? Или развивать таланты, если не дает покоя старый симптом, который регулярно обостряется?
Вы скажете: «Можно». А теперь представьте, как легко можно это сделать, если сфера здоровья будет целиком заполнена. Насколько проще станет развиваться и расти, например, в карьере, если самочувствие перестанет влиять на настроение, появится ресурс, улучшится ночной сон, снизится вес. Вся ваша жизнь зависит от того, в каком состоянии находится тело.
Попробуйте задать себе важный вопрос: «Буду ли я счастливым завтра, если сегодня продолжу лгать самому себе?». Не бойтесь разоблачить эту ложь и вместе с ней увидеть собственные попытки скрыть ее, спрятать, утаить. Если получится обнаружить ответ на этот вопрос, распишите, почему именно вам пришлось самому себе лгать, и когда это в первый раз произошло.
Суть в том, используем ли мы хорошее самочувствие и естественную эмоциональность для достижения целей. Замечаем ли вообще, что мы здоровы. Подводим ли в конце дня подсчет, сколько раз сегодня улыбались? К сожалению, внимание на настроение и состояние тела человек обращает, только когда становится плохо. Все, что было до этого, – простые сигналы, едва заметные импульсы – оказалось проигнорировано. Развивается болезнь, которая медленно, но верно уничтожает разные сферы жизни.
Что интересно: я говорю эти слова трудоголикам, у которых нет времени на самих себя, и я говорю эти же слова ипохондрикам, чрезмерно тревожно считывающим сигналы тела. И те и другие не слышат его истинный голос. У кого-то нет времени, у кого-то нет сил переключиться, а кто-то просто потерялся внутри самого себя или внутри травмы, которая пыталась его стереть.
Один человек устал, выгорел, и ему уже не хватает сил, чтобы сделать простую домашнюю работу по дому, но чей-то голос в голове говорит, бубнит сквозь шум мыслей: «Ты должен! Нельзя отдыхать, а то случится что-то плохое!». И приходится вставать, ощущая усталость, глушить телесные сигналы и идти мыть дурацкую посуду просто потому, что отложить это на завтра равносильно преступлению. А на самом деле оказывается, что грязная тарелка важнее тебя.
Другой человек, наоборот, не может себя заставить заняться тем, что способно привести его к успеху в будущем, потому что чей-то чужой голос в голове твердит: «Ты неудачник! У тебя ничего не получится! Ты ничтожество!». И у него опускаются руки, мысли хаотично носятся в голове, но никак не получается сложить их в четкую формулу, за которой последует конкретное действие. А потом оказывается, что внутри нет ни желаний, ни стремлений, ни простого «я хочу». Только набат критикующего голоса.
Почему-то мы привыкли жертвовать и пренебрегать собой ради участия в чужих гонках, ради соответствия чужим ожиданиям, ради попытки влезть в искусственный шаблон представлений о себе. Подобные пренебрежения в конечном счете превращаются в борьбу между тем, чтобы «жить» и «выживать». Человек начинается с тела: рождаясь, развиваясь и созревая, он помещает внутрь себя весь свой жизненный опыт, каждую эмоцию и каждую мысль. Сколько всего вместе с вами прожило ваше тело? Оно было верным другом и напарником, но в какой-то момент заговорило, и первой фразой вашего тела было: «Я есть. Помоги мне».
Когда человек испытывает голод, он ест. Но почему-то, когда устает, не только не отдыхает, но и увеличивает нагрузку. Тело оказывается заложником между разумом и душой, которые воюют между собой. И именно тело принимает на себя все удары.
Это касается всех поколений, каждой семьи, каждого ребенка. Следуя ложным убеждениям разума, предавая истинные желания и искренность эмоций, мы лжем своему телу, что с нами все в порядке, что у нас ничего не болит. Лжем себе, что нам нравится эта работа, и мы почему-то должны общаться с тем самым неприятным человеком, которого давно уже хочется послать куда подальше. А между тем, если прислушаться, окажется, что каждый день ваш организм подсказывает то, правильный ли вы делаете выбор по отношению к своим истинным убеждениям и чувствам.
«В 11 лет я заболела стрептодермией, и меня больше чем на три недели положили в детскую инфекционную больницу. Бабушка практически дежурила в отделении, каждый день привозила фрукты и домашнюю еду, которую разрешил доктор. В соседней палате лежал мальчик восьми лет, его отобрали у матери-алкоголички и тоже от чего-то долго лечили. Мы с ним много играли, но за все это время к нему лишь один раз приехала старшая сестра. Мама не появилась ни разу. Самое страшное начиналось по вечерам. Андрюша выходил в коридор, уходил в дальний угол, прижимался лицом к белой стене и просто выл в пустоту. Выл и плакал. Иногда он делал это часами, и никто ни разу не подошел, чтобы его утешить. Тогда я не понимала, что происходит, мне просто было очень страшно за него. Сейчас, в свои 42 года, я не могу вспоминать его маленькую детскую боль, потому что у меня начинает сводить сердце. Боль маленького Андрюши навсегда осталась и моей болью, но я не могу даже представить, что он на самом деле пережил…».
Психическая боль разъединяет нас с телом. В то же время признать свою собственную телесность – значит взять на себя ответственность, изменить память поколений, освободиться от своей боли и начать передавать своим детям счастье, а не разрушение. Восстановить внутреннюю опору и изменить себя на всех уровнях отношений, изменить свое будущее и будущее своей семьи. Тело достойно правды… Правды на всех уровнях жизни. Правды, которую знаете только вы.
Человек как единое целое
При формировании доверительных отношений между врачом и пациентом создаются уникальные условия для наблюдения за течением хронических заболеваний, предупреждения их обострения, использования методов вторичной профилактики и образовательных программ для пациентов и членов их семей. Иными словами, в общей практике объектом для реализации непрерывной помощи является сам пациент, а не его заболевание.
О.Ю. КУЗНЕЦОВА, Д. М. Н., ПРОФЕССОР, ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ СЗГМУ ИМ. И. И. МЕЧНИКОВА
В книге мы будем разбирать различные состояния, заболевания и симптомы, начиная с основ, затрагивая тему детства и взросления. Для этого важно понимать, как именно устроена психосоматика, как развивалась и какое место занимает в современной системе знаний и дисциплин сегодня. Почему она включает в себя несколько последовательных шагов и зачем придерживаться комплексного подхода при помощи себе и своему телу. Для этого я специально выделяю небольшую часть книги: она поможет трезво посмотреть на человека как на единое целое.
С этого момента и до конца я буду все ближе и ближе знакомить вас с психосоматикой, чтобы показать, как мы должны относиться к самим себе и почему важно стремиться к балансу, размеренному спокойствию и расширению представлений о собственном здоровье. «Я целый!», а значит, «Я требую к себе целостного подхода». Начнем с определения и короткого погружения в историю:
Психосоматика сегодня – это наука и направление медицины, изучающее влияние эмоций на состояние здоровья человека, включая развитие патологических процессов в его организме [20]. Психосоматика охватывает и включает в себя несколько дисциплин: медицинская наука, психология и нейропсихология, психотерапия, нейрофизиология, психогенеалогия[5 - Психогенеалогия изучает то, как события, травмы, тайны и конфликты, которые пережили предки человека, обусловливают его конституционные слабости, психологические расстройства, болезни, даже его поведение, странное или необъяснимое. В ее основу положены собственные наблюдения, а также концепции психоанализа, психологии, психотерапии и системологии.] и т. д. Подобная мультидисциплинарность доказывает, что мышление человека – сложная система, влияющая не только на качество его жизни, но и на здоровье организма.
История психосоматики уходит корнями в далекое прошлое, и она неотделима от истории медицины в целом, психиатрии, истории формирования психологической науки и психологического знания, развития философии и культуры. Еще Сократ утверждал: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, тело без души» [21]. Гиппократ, врач и величайший мыслитель, первым сформулировал положение о единстве тела и души [22]. Он положил начало теории о темпераментах и призывал медицинское сообщество тех времен не устранять симптомы болезни, а лечить человека как единое целое, не забывая о том, что тело и дух едины.
Знание истории необходимо нам для понимания того, как зарождалась психосоматическая медицина. Экскурс в этапы ее становления покажет, насколько сложной и многогранной наукой она является и почему к нормальной психосоматике не относится новая германская медицина, тетахилинг, карма, расстановки и прочие лженаучные методы.
В последующем учение Гиппократа легло в основу развития медицинской профилактики и ранней диагностики, направленной на изучение психического состояния, обнаружение склонностей человека к конкретным патологиям и предупреждение развития болезней. И хотя психосоматика корнями уходит в глубь столетий, медицина продолжительный период времени оставалась по большей части соматоцентристской – ориентированной в одну сторону, не до конца оценивающей влияние психических причин на нормальное состояние здоровья и заболевания человека. Отчасти продолжительный период развития медицины вне психологии послужил тому, чтобы изучить сложное строение человеческого тела и развить медицинскую науку до должного уровня, прежде чем снова вернуться к единству организма и психики.
Понятие «психосоматика» в 1818 году в медицинскую литературу ввел врач, профессор психиатрии и психотерапии Иоганн Хайнрот [23]. Среди причин манифестации некоторых заболеваний, помимо биологических, профессор выделил этиологический фактор в виде психосоциального компонента, имеющего решающую роль в развитии болезни. Цитаты из научных работ по психосоматике, в том числе отрывок из «Учебника расстройств психической жизни» 1818 года, легли в основу будущего развития психосоматики как медицинской науки, а также позволили впервые предположить, что для обеспечения пациенту комплексной помощи недостаточно рассматривать болезнь только на соматическом уровне.
С 1830-х годов начинается важнейший этап соединения физики с мышлением, формируются новые физиологические и нейрофизиологические концепции, и одной из них, повлиявшей на будущее развитие психосоматической медицины, становится теория нервизма отечественного физиолога И. М. Сеченова. Нейрофизиологическая модель И. П. Павлова и влияние рефлексов на работу внутренних органов доказало ранее выносимые предположения: нервная система не просто реагирует на стресс, но и влечет за собой каскадную перестройку внутренних систем. Несколько позже отечественный врач Д. Д. Плетнев начал применять психосоматический подход к лечению внутренних болезней, подчеркивая, что у любого больного «кроме физических симптомов присутствует комплекс психологических эмоций», которые играют гораздо более важную роль в проявлении чисто соматических заболеваний [24].
В 1943 году Ф. Александер, основоположник психосоматической медицины, впервые предположил влияние эмоциональных переживаний на состояние здоровья человека и выдвинул гипотезу, что в основе некоторых патологических процессов лежит конфликт физиологического, психологического и социального [25]. Позже он вывел определение «психосоматоза» и разработал классификацию психосоматических заболеваний («классическую семерку»), причиной развития которых становятся внутренние эмоциональные конфликты:
• гипертония;
• бронхиальная астма;
• язвенный колит;
• сахарный диабет;
• гипертиреоз;
• артрит;
• нейродермит.
С этого момента развитие психосоматики как науки претерпевает постоянные изменения. В дополнение к классической семерке предпринимались попытки включить в перечень психосоматических заболеваний психические расстройства, возникающие на фоне лечения зависимости или депрессии, предменструальный синдром, инволюционную истерию, расстройства пищевого поведения и т. д. Важнейший исторический вклад в развитие научной психосоматики внесли З. Фрейд и его ученики, после чего научное сообщество начало использовать термин «психосоматическая модель». Однако исследования, как именно эмоции влияют на органы и ткани, продолжаются.
Одной из ключевых идей З. Фрейда была установка на то, что наша психика – это сложная система, состоящая из сознательной и бессознательной частей. Он считал, что наши эмоции, желания и воспоминания, неизвестные сознанию, могут проявляться через физические симптомы и заболевания. В научных работах и клинических наблюдениях ученый обратил внимание на обратную связь между психическими и физическими проявлениями организма. Фрейд называл данный процесс «соматизацией», который означает перевод психических проблем на физический уровень.
Рассматриваемые психосоматические концепции основывались на теории о безусловных и условных рефлексах. Фрейд считал, что наши психические проблемы могут приводить к образованию условных рефлексов, а они, в свою очередь, затрагивают работу органов и систем тела. Например, навязчивые тревожные мысли или страхи могут привести к заболеваниям сердца или желудочно-кишечного тракта [26]. Вслед за психоаналитическим развитием психосоматики начинает развиваться психодинамический подход благодаря вкладу Феликса Дойча. Он вводит понятие «психосоматическая медицина», а в 1939 году становится сооснователем и главным редактором журнала Journal of Psychosomatic (США) вместе с психоаналитиком и ученым Х. Ф. Данбар [27].
История психосоматики многоэтапна и сложна, мы прошли с вами по наиболее значимым этапам, чтобы понять: процесс изучения продолжается. Сегодня психосоматические модели не только развиваются, но и усложняются. Так, например, в настоящий момент влияние психосоматики рассматривается вместе с обретенным в процессе жизни человека травмирующим детским опытом. Опубликованные впервые в 2008 году результаты исследований негативного детского опыта, начавшиеся еще в 1995 году, шокировали мировое научное сообщество и перевернули представление о влиянии детства на здоровье индивида [28].
Мы пришли к новому осознанию: стресс не просто воздействует на работу нервной системы! Повреждение, полученное в детстве, способно перечеркнуть здоровье человека в будущем. Конечно, мы понимаем, что травмирующий детский опыт не является единственным источником заболеваний. Он не предопределяет возникновение болезни, но многократно повышает риски ее развития. И здесь нам, выросшим взрослым, необходимо не просто начать обращать внимание на себя и на тот колоссальный уровень стресса, который мы ежедневно носим внутри себя, но и научиться интерпретировать то, что подсказывает тело.
В психосоматических интерпретациях я опираюсь на фундаментальные научные системы знаний, сформированные учеными-психотерапевтами и нейрофизиологами (З. Фрейд, И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, Р. Вирхов и т. д.), на психогенеалогию (А. Шутценберг) и биопсихосоциальные модели, подразумевающие, что патологическое состояние формируется при взаимодействии генома и различных средовых факторов. Также следует обращать внимание на исходные черты характера личности, склонность к тревожности, эмоциональную лабильность, наличие или отсутствие поддерживающей фигуры и т. д. (психосоматические модели К. Блюма, Г. Фрейберга и В. И. Гарбузова).
В своей работе я использую разработанную мной психосоматическую модель физико-эмотивных связей[6 - Тур Е. Ю. Теория физико-эмотивных связей в психосоматике. Реэнергия, система управления эмоциональным интеллектом. RIDERO, 2021.], которая представляет собой новую этиопатогенетическую концепцию формирования психосоматических симптомов и опирается на классические теории П. Куттера, М. Балинта, М. Шура, А. Митчерлиха и других ученых, объединяя и соединяя в единое целое психодинамический подход, биопсихосоциальные модели и нейрофизиологию. Теория физико-эмотивных связей разработана мной в 2015 году и основана на сложной, многоуровневой связи работы нейронов головного мозга, вегетативной нервной системы, управляющей нейрорецепторной и нейрогормональной функциями организма.
Физико-эмотивная связь – это сформированная психосоматическая цепь между психоэмоциональным повреждением и телесным проявлением того или иного состояния через гипер- или гипофункцию определенного органа. Детское повреждение в процессе психоэмоционального созревания, которое будет носить предопределяющий характер в развитии будущей патологии, я называю «психосоматической стигматизацией».
Психосоматическая стигматизация – это специфическое психоэмоциональное повреждение, повлекшее за собой формирование психопатологического паттерна поведения, приводящего к развитию внутриличностного конфликта, который после повторного воздействия раздражающего триггера станет основой развития психосоматоза. Данный процесс лежит в основе формирования будущих психосоматических фенотипов[7 - Психосоматический фенотип является продуктом психосоматического развития и представляет совокупность соматических (внешних и внутренних), психологических, психосоциальных и ценностных (ноэтических) свойств личности, присущих ей механизмов психологической регуляции телесных функций, прямо связанных с такими психосоматическими феноменами, как схема и образ тела.] (современная концепция, предложенная отечественным ученым Н. А. Кравцовой [29]), то есть определенного рода «предрасположенности» к тем или иным состояниям, дисфункциям, заболеваниям, в том числе патологиям, которые передаются по наследству, при этом не являясь генетически обусловленными заболеваниями.
Теория физико-эмотивных связей – современное продолжение теории вегетативного невроза Ф. Александера, опирающееся на индивидуальную специфичность возбудимости вегетативной нервной системы. Ф. Александер ссылался на результаты исследований отечественных и зарубежных физиологов того времени, согласно которым «симпатическая нервная система ответственна за подготовку к реакциям борьбы и бегства, а парасимпатическая регулирует анаболические процессы и успокоение». Сегодня это подтвержденный факт, расширенный многочисленными нейробиологическими исследованиями, полностью меняющими наш взгляд на функционирование нейронов. Еще в 1950-х годах Ф. Александер настаивал на идее психосоматической специфичности[8 - Александер Ф. Теория психосоматической специфичности // Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер. с англ. С. Могилевского. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.], заключающейся в предположении, что существуют некие факторы, определяющие, «почему у одного пациента возникает расстройство, к примеру, сердечно-сосудистой системы, а у другого – пищеварительного тракта и т. д.»[9 - По материалам статьи П. С. Авдеева «Психосоматическая медицина Франца Александера».].
Но все ли болезни «от нервов»? Неужели и правда ринит – это невыплаканные слезы (данная символическая интерпретация была предложена З. Фрейдом). Давайте разберем, что такое метафора[10 - Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.]. Метафоры активно использовались во все времена развития психосоматики и продолжают использоваться сегодня. При разумном применении данный прием помогает человеку выстроить ассоциативные связи между возникшим у него симптомом или дисфункцией того или иного органа и негативным событием, произошедшим в прошлом. В психосоматических интерпретациях я опираюсь на научные системы знаний, сформированные учеными-психотерапевтами и физиологами (И. Хайнрот, З. Фрейд, Ф. Дойч, М. Шур, Х. Ф. Данбар, И. М. Сеченов, И. П. Давыдовский, И. П. Павлов, Р. Вирхов и т. д.), а также на концепцию скрытых смыслов знаковых систем по Ролану Барту.
При этом мы не должны «притягивать» смыслы к тому, чего нет. Да, психосоматика «говорит» на языке тела, расшифровывая его сигналы и скрытые импульсы, которые помогают добраться до истинных причин развития болезни и помочь себе исцелить тело. Но, применяя метафору, мы не должны забывать о том, что главное значение в развитии психосоматоза имеют личная история человека, тип его реагирования, особенности характера, уровень стрессоустойчивости и т. д. Нам необходимо помнить: человека нельзя поместить в шаблон или популярную еще несколько лет назад психосоматическую таблицу. Нет, личность и специфичность повреждения превыше всего!
В психосоматическом подходе – синергии соматики и психологии – человек перестает быть просто носителем «сломанного» органа, а рассматривается как единый организм, состоящий не только из клеток и тканей, но также из мыслей, эмоций и чувств. Стресс, подавленные эмоции, психоэмоциональное перенапряжение становятся причиной разрушительных процессов в организме, как и вирусы или бактерии, и нарушения нормальной жизнедеятельности. Соответственно, процесс восстановления должен быть сочетанным, то есть комплексным [30].
На этом мы закончим наше путешествие по историческим событиям, и оно могло показаться монотонным, но в то же время необходимым для понимания того, что все происходящее в вашем теле – не выдумка, не поломка и не «карма». Это результат изменений в мышлении, самовосприятии и личности в целом. Каких именно изменений? Вот с этим мы и будем дальше разбираться!
Но начнем с самого начала. Для обеспечения процесса позитивных изменений необходимо выстроить последовательность определенных этапов, назовем их шагами.
• Первый шаг – качественная помощь своему телу. Нельзя терпеть хронические симптомы. Нельзя не обращаться к врачу, если неделю ноет зуб, болит живот или еще что похуже. Нельзя заниматься самолечением. Нельзя худеть на таблетках. Нельзя относиться к телу как к данности, которая все вытерпит. Это преступление против самого себя – пренебрежение. Сейчас мы строго определяем первый шаг: никакой психосоматики, пока не замкнули первый круг ответственности и не обратились к врачу.
• Второй шаг – это обращение к психологу или психотерапевту для решения определенных эмоциональных проблем, для работы с прошлым и получения квалифицированной поддержки. Сколько бы мы ни занимались психосоматикой, некоторые вопросы должны обсуждаться под курацией специалиста, и этим шагом нельзя пренебрегать, как и первым. Да, психолог не даст готовых ответов и прямых рекомендаций, однако будет помогать компенсировать дефицит ресурса, когда, например, вы столкнетесь с переживанием прошлой травмы. Это второй круг ответственности, обеспечивающий поддержку и профессиональный подход к психическому здоровью.
• А третьим шагом выступает самостоятельная работа над собой, ежедневные практики и упражнения для развития навыка аутонаблюдения, ауторегуляции и аутопрограммирования. Зачем? Все просто: чтобы начать управлять собой, своими эмоциями и в конечном счете каждой сферой жизни.
Третий шаг сегодня представляет собой целое направление, которое называется «психогигиена»[11 - Психогигиена – это наука о сохранении и достижении психического здоровья, составная часть гигиены.], – оно одновременно объединяет и профилактику, и самообучение, и самопомощь. Это широкий спектр новых навыков и способностей, которые в итоге делают человека включенным в его собственную жизнь. Вы начинаете понимать, зачем без конца листаете ленту социальных сетей, почему появляется дикий голод ближе к вечеру, почему грызете ногти или сжимаете зубы после встречи с неприятным человеком. Вы становитесь ключевым звеном будущих изменений. Но сначала нужно осознать то, что происходит внутри.
Получается, что человек является менеджером своего психического и физического здоровья и использует разные инструменты и методы для получения результата, а это, в свою очередь, означает, что мы перестаем ждать результата «извне». Вы перестаете быть просто зрителем, ожидающим результат, и становитесь активным участником, создающим эти самые качественные изменения. «Наблюдение, внимание, действие» – кто, если не мы сами, может изменить свою жизнь?
Комплексный подход полностью отражает концепцию «единого целого», а это значит, рассматривать себя нужно как цельное существо, у которого тело, эмоции и разум неразрывно связаны. Становясь менеджером собственного здоровья, человек, с одной стороны, принимает ответственность на себя за процессы лечения и восстановления, а с другой – обретает возможность организовывать и управлять процессом выздоровления. Подобный подход необходим в том числе для того, чтобы повышать результативность проводимого лечения. Различные исследования показали: чем сильнее пациент замотивирован на выздоровление, чем выше его комплаентность[12 - Комплаентность – вовлеченность пациента в процесс лечения, отслеживание собственного результата и коррекция терапии при помощи изменения образа жизни, питания и мышления.], тем лучше результат проводимой терапии и тем быстрее он проявляется [31]. Вы становитесь активным участником будущих перемен, и вполне вероятно, что это и есть то самое первичное изменение, необходимое каждому из нас. Осознать, что ты важен самому себе.
Признать, что ты нужен самому себе. Разглядеть под холодным отражением в зеркале человека, ради которого стоит жить, дышать, меняться и бороться за такое простое и такое недоступное счастье. Это иной образ мышления, отличный от того, который был заложен в детстве. Мы принимаем себя как целостное сложное существо, используя разные инструменты для восстановления. Не нужно бороться с медициной, не нужно бороться за правоту психосоматики. Есть всё, и всё работает внутри человека – каждая мышца, каждая эмоция, каждая клетка. Все наше существо едино, и оно требует исцеления.
Точно так же и идея психосоматики не является непреложной истиной: далеко не все болезни вызваны мыслями, эмоциями и психическими переживаниями человека. Есть еще и инфекции, случайные переломы и случайные травмы и другие стечения обстоятельств. Снимите с себя лишнюю ответственность за то, на что не в силах повлиять, но примите осознание, что именно вы и ваша эмоциональность способны прийти себе на помощь.
Вы – единое целое. На минуту отложите книгу. Попробуйте осознать себя внутри себя. Такого большого или такого маленького. Такого сильного или такого слабого. Такого умного или такого глупого. Неважно какого. Но настоящего и живого себя. Неважно, сколько вам лет, какой у вас размер, рост, уровень интеллекта или физические данные. Неважно. Вы – единое целое.
Осознайте это. Погрузите чувство единства внутрь себя. Вас нельзя разделить. Если отобрать хотя бы малую часть, вы тут же изменитесь. А сколько событий в жизни меняли, ломали и уничтожали вас? Да, это было чертовски больно, настолько, что даже не хочется вспоминать! Но, меняясь, адаптируясь и выживая, вы продолжаете быть в моменте «здесь и сейчас». Держа в руках эту книгу, читая строки, которые я обращаю лично к вам, пытаясь прорваться к вашему истинному «я», спрятанному под завалами памяти. Признаем непреложный факт: вы есть.
А теперь попробуйте посмотреть на себя как на единую систему. Осознайте мысли. Прочувствуйте эмоции. Послушайте тело. Найдите его отклики. Можете прикрыть глаза и буквально на минуту погрузиться в дыхание: войдите в этот мир, переключитесь на самого себя и осознайте свою целостность. Попробуйте сказать себе: «Я целый. И со мной все в порядке».
Каждый вдох наполняет вас. Каждый выдох очищает. Непрерывно существуя, вы можете чем-то наполнять себя, а можете от чего-то очищать, освобождать. Давайте попробуем использовать метафору[13 - Если хотите научиться глубже работать с метафорой, рекомендую начать процесс с колоды метафорических нейрокарт «Голос моего тела», используйте QR-код в конце книги.]: при помощи воображения представьте, что каждый выдох очищает мысли от негативных переживаний сегодняшнего дня, а каждый следующий вдох наполняет спокойствием, тишиной, приятным ощущением присутствия в моменте «здесь и сейчас». Это так просто! Если вы это сделали и прочувствовали, ваш мозг передает вегетативной нервной системе электрохимические импульсы о том, что вы успокоились и можно немного расслабиться.
Процесс наполнения-очищения лежит в основе создания наиболее благоприятных условий для себя и своего тела. Кажется, простая мысль о дыхании! Неужели она одна смогла как-то повлиять на гомеостаз симпатического и парасимпатического отдела нервной системы? Пока я отвечу просто «да», а чуть позже расскажу, что дыхание – это единственное окно в управлении телесной тревогой.
Вырасти на руинах детства недостаточно для того, чтобы выжить.
Но сейчас нас волнует другой вопрос. Что, если при помощи метафор, наблюдения за собой, внимания и осознания мы можем дойти до… счастья? Что, если психосоматика – это больше, чем наука? Вдруг под ее «комплексным подходом» и нагромождениями научной терминологии скрывается абсолютно естественное стремление к такому простому, но ежедневному счастью? И это очень правильный вопрос! До сих пор не существует единого определения слова «счастье», но именно от счастья зависит физическое и психическое благополучие человека. Когда мы истинно счастливы, пребываем в моменте «здесь и сейчас» – в такие минуты наше тело выздоравливает, а мысли создают лучшие варианты будущего.
Вы и сами замечали это в своей жизни. Вспомните: тяжелый день, вы о чем-то усердно думали и ожидали какой-то плохой результат. Начала болеть шея, потом загудели плечи, и в конце концов вы почувствовали, как сводит виски. Но вдруг, прямо перед тем, как потянулись к аптечке за обезболивающим, пришло сообщение, что вы получили лучший результат! И даже не заметили, как головная боль прошла в этот самый момент.
Если счастье является частью нашего бытия, неким секретным ингредиентом, нам с вами нужно попробовать самим определить его значение. Безусловно, мое определение будет отличаться от вашего, ваше – от определения подруги, ведь у каждого свое счастье, но тем не менее попробуем так: «Счастье – это состояние полного физического покоя, эмоционального и психического благополучия, чувства безопасности и телесно ощущаемой наполненности радостью, присутствия в моменте “здесь и сейчас”». Наша задача – сделать счастье хроническим. Ведь чем дольше получается удерживать это состояние, тем больше пользы для тела.
Мозг перестает видеть счастье, потому что рутинное проживание монотонных, однообразных серых дней сводит всю его работу к одному простому и понятному «выживанию». Особенно когда в него встраиваются негативные установки и детский травмирующий опыт, стресс и прошлые переживания. Словно мы бежим по темному тоннелю, но из-за инерции бега не можем схватиться ни за одну ручку дверей, проносящихся мимо нас. К этому мы еще вернемся, потому что «тоннельное» мышление создает реальные изменения в жизни человека, обрекая его на гонку, в которой он заведомо проиграет.
Также хочу добавить в это определение фразу «повышение качества жизни». Часто именно так происходит формирование серьезного внутреннего конфликта: с одной стороны, мы участвуем в гонке за деньгами и успехом, пытаясь выжить в старой внушенной парадигме мышления, а с другой стороны, каждый день гонясь за призрачными целями «благополучия», теряем счастье каждого дня. И вот уже очередная победа стала скомканной, едва ли прожитой наполовину.
Именно третий шаг комплексного подхода направлен на достижение счастья и повышение качества жизни. Основная задача заключается в разрешении и устранении сформированных ранее внутриличностных конфликтов.
Удивительно, но это снова возвращает нас к целостности! Прекратить проигрывать в чужих сражениях и начать побеждать в собственном счастье. Возможно, это и есть лучшее определение данного слова: «Каждый день праздновать победу своего лучшего дня!». При этом, чтобы повышать качество жизни и становиться более счастливым человеком, мы будем не только учиться наблюдать за собой, но и в процессе развития новых навыков поймем, как экологично и бережно избавляться от психологической боли, снимать эмоциональное давление с тела и менять систему мышления.
Прежде чем двигаться дальше, разберем, что такое «управлять собой» и какие виды интеллекта нужно развивать, чтобы научиться слышать свое тело и помогать себе до того, как формируется болезнь.
Тело и сферы жизни
Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него.
И. М. СЕЧЕНОВ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Тело, клетки, мысли, движение… Эмоциональная реакция превращается в мышечное сокращение, а неосязаемая идея способна побуждать менять выбор, обновляя наши решения и действия. К чему я веду? К тому, что целостность и единство включают в себя не только человека, но и каждую его сферу жизни. И мы говорили о счастье именно потому, что сбалансированная заполненность сфер помогает нам чувствовать себя лучше. С одной стороны, это среда, где мы находимся каждый день, с другой – под влиянием психоэмоциональных импульсов и новых решений мы способны менять ее условия.
Взаимообратная связь между миром и организмом, требующая нашего внимания и осознанности, и сейчас вы поймете, зачем именно нужен первый круг ответственности. Все дело в том, что главной сферой жизни является сфера «Здоровье». И при ее поражении как карточный домик рушится единый подход, начинают поражаться другие сферы, мышление становится тоннельным, а уровень тревоги лавинообразно нарастает. Когда тело остается один на один с болезнью, его нельзя лечить подорожником или уринотерапией с пиявками. Поэтому повторим еще раз.
Любое лечение всегда начинается с кабинета врача. К сожалению, не просто так я повторила эту прописную истину целых три раза. Все дело в том, что в последнее время в России широко и бесконтрольно распространяются лженаучные методы, прикрывающиеся психосоматикой, которые в итоге уводят пациента от лечения. В зоне риска пациенты с онкологией, бесплодием, хроническими заболеваниями и родители тяжело больных детей. Это проблемная и острая тема, и я прошу вас быть внимательными.
Отдельно будем разбирать другое состояние, проявляющееся в навязчивом тревожном ожидании болезни. Забегая вперед, хочу отметить, что ипохондрия часто формируется с детства, словно «вырастает» из определенных черт характера ребенка. Но чем внимательнее и напряженнее мы смотрим внутрь себя, тем больше начинаем «видеть» и тем больше беспокоиться. Все дело в том, что наш фокус внимания не выносит фанатизма: абсолютно во всем нужны мягкий баланс и вовлеченность в понимание того, что капитаном корабля под названием «Моя жизнь» являетесь именно вы.
Тело требует комплексного подхода также и потому, что оно отражает, собирает в себя каждую сферу жизни человека. Будь то деньги, отношения, карьера, негативные установки от мамы или трудный опыт, полученный от папы, – все, абсолютно все переживания и испытания жизни человек проходит телом. А все удары рано или поздно обрушатся на сферу «Здоровье» в виде стресса, дисфункций, психосоматозов и патологических состояний. Разумеется, любое отклонение в том, как мы себя физически ощущаем, напрямую влияет на качество жизни.
Можно ли, например, вылечить хронический насморк только каплями? Или все-таки требуется пересмотреть окружение человека: воздух в комнате, увлажненность этого воздуха ночью, его температуру, запыленность, уровень CO
[14 - Превышение уровня углекислого газа вредно для состояния организма человека, поэтому за ним необходимо следить. Даже относительно невысокая концентрация CO
– 2500 ppm – способна сказаться на концентрации внимания и эффективности умственной деятельности.]; обследовать носоглотку, нарушение строения носовых путей или мышечные дисфункции, на которые до недавнего времени вообще никто не обращал внимания? Нужно понимать, что даже в таком, казалось бы, простом (и в то же время распространенном) состоянии, как заложенность носа, требуется комплексный подход. Если человеку сложно дышать месяц, полгода, год и он регулярно использует сосудосуживающие капли[15 - Ксилометазолиновая зависимость не является психосоматозом. Главный признак привыкания к сосудосуживающим каплям – невозможность отказаться от них из-за постоянной заложенности носа.] – это служит сигналом о том, что пришло время пересмотреть в целом свою жизнь, свое поведение и начать обращаться с собой по-другому. Чтобы в следующий раз, когда снова захочется закапать капли, он смог задать себе вопрос: «А почему я это делаю?» и «Не вредит ли это моему телу?». Вот так, начиная задавать себе простые вопросы, мы учимся видеть и слышать собственное тело.
Или еще одно частое явление, с которым мы сталкиваемся, когда начинаем снижать уровень тревоги, – спазм жевательных мышц. Казалось бы, кто из нас не сжимает зубы, когда злится или нервничает? Это ведь мелочь, разве способно такое простое движение как-то влиять на здоровье тела? Оказывается, что у человека из-за длительного спазма челюстей на фоне хронического стресса происходит смещение лицевых костей черепа и страдают носовые пазухи, меняется осанка, нарушается походка и формируются мышечные спазмы на протяжении всего позвоночника в разных локациях. И в следующий раз, когда снова захочется сжать зубы, чтобы кого-то или что-то перекусить, уничтожить, сломать и победить, нужно спросить себя: «А что я на самом деле сейчас испытываю?» и «Зачем я направляю злость внутрь своего тела?». Простые, но такие сложные вопросы, после которых у нас не остается шанса не услышать истинные эмоции и переживания.
Крепкая здоровая семья – это бронежилет, с которым ребенок выходит во внешний мир.
А вот еще один пример внутреннего дисбаланса, на который до сих пор не обращают должного внимания, – нарушение прикуса, когда у ребенка зубы начинают расти неправильно, изменяя угол или делая поворот, а может, и вовсе «скучиваясь» спереди. Кажется, что это встречается практически у всех и стоит поставить брекеты, и все проблемы исчезнут как по мановению волшебной палочки! Однако оказывается, что, после того как человек испытывал сильную боль после привыкания к брекетам, после их длительного ношения и привыкания к неудобствам, связанным с ними, после всех мучений зубы снова возвращаются на свои места, будто ничего не было. Все дело в эмоциях, которые влияют на мышцы, а те, в свою очередь, управляют костями, и любые нарушения в ротовой полости связаны не только с тем, как зуб расположен в лунке, – нет, все гораздо сложнее. От стоп до затылка и до состояния жевательной мускулатуры системные мышечные изменения влияют на прикус ребенка, а значит, и выправление зубного ряда начинается с выправления образа мыслей и работы с мышцами.
Одним из способов борьбы с хроническими спазмами, включая головные боли напряжения и бруксизм, а также с первичным гипергидрозом и другими психосоматическими состояниями является введение ботулотоксина. Необходимо «выключить» перераздраженную часть вегетативной нервной системы, которая заставляет мышцы сжиматься или повышает активность потовых желез за счет выброса ацетилхолина. Проблема в том, что ботокс, применяемый в косметологии и неврологии, оказывает накопительное токсическое воздействие на ткани центральной нервной системы, повышая риск развития различных заболеваний [32]. Оказывается, что насильно парализовать живую ткань невозможно, так или иначе в ответ на попытку сделать это рикошетом ударит в другое место, и последствия могут быть весьма серьезными.
Жесткие методы работы со здоровьем человека постепенно уходят на второй план. Недостаточно просто вправить позвонок, нужно провести работу с мышцами, чтобы они приняли новое положение и обрели нужный для поддержания костей тонус. Такая работа начинается с мыслей, с эмоционального высвобождения, с обучения управлением памятью. Ведь если просто «вправить» или «вытянуть», не хватит волевых качеств и самодисциплины, чтобы резко начать жить новую жизнь, держать новый мышечный тонус, принимать новые положения, совершать новые действия… Рутина возьмет свое, и вот уже спина снова оказывается сгорбленной, ноги – переплетенными, а язык вяло болтается где-то у нижних зубов. Это касается не только осанки или прикуса, это вопрос, проникающий в основание каждой без исключения сферы жизни.
Мы принимаем решения в своей голове, подкрепляем их эмоциональным компонентом, и далее все зависит от действия. Действие, как правило, совершает тело. Даже если это идея записаться на курс по вокалу, именно тело наберет нужные буквы в поисковике, позвонит и произнесет необходимые слова. А затем именно телу придется ездить на тренировки, петь и, возможно, сталкиваться с вполне реальным дискомфортом, стрессом и напряжением. А значит, нам сейчас нужно допустить одну важную мысль и попробовать рефлекторно не отодвигать ее тут же на второй план: то, что мы думаем, напрямую влияет на физическое состояние тела.
Если во время приступа головной боли или при любом другом мышечном спазме вы направите внимание на боль и на несколько секунд попробуете мысленно задержаться в этом месте, то явно и четко ощутите связь мышц с определенной ментальной проблемой. Это удивительно, но очень просто и ярко осознается в моменте: «Вот та мысль, из-за которой болит мое тело!». Попробуйте расслабиться, отпустить переживания, принять эмоции, и вдруг окажется, что вы в буквальном смысле способны управлять спазмами тела. Для этого требуется лишь фокус внимания.
Когда мы начинаем понимать себя, тело помогает усиливать сферы жизни, начиная с самой отстающей. Вы можете проанализировать прямо сейчас, чего больше всего вам не хватает в жизни? Где сформирован явный дефицит, от которого вам физически плохо? От какой навязчивой проблемы, превратившейся в жужжащую мысль, вы устали? Опишите эту проблему емко и четко, в какой сфере жизни она находится? А теперь спросите: «А как мое тело ощущает это?» – и вы получите четкий и явный ответ в виде несильного проявления симптомов, покалывания, ощущения или мысли. Запишите. Вы можете помочь телу при помощи заполнения и развития этой сферы, а можете через помощь телу развить данную сферу жизни. Все очень, очень просто. Важно лишь довериться самому себе.
При этом обратите внимание: не нужно думать, как глотать, как выполнять процессы пищеварения, не нужно думать, как дышать, – все это тело делает само при помощи нейронов. Повышенное внимание к этим функциям, наоборот, создает напряжение, провоцирует «оседание» тревоги в этом месте.
Доверяя телу, вы помогаете ему освобождаться от блоков и той тяжести, которая однажды начала давить на него. Процесс освобождения начинается с осознания себя внутри себя и наблюдения за собой. Попробуйте сейчас, несмотря на то что мы говорим про единое целое, отделить свои эмоции от мыслей, телесных ощущений, от веры и чего-то внутреннего, что находится где-то за сердцем.
Предлагаю вам также заполнить сферы жизни, используя иллюстрацию ниже. Представьте, что заполненная сфера – это 100 % реализации и удовольствия, когда квадратик закрашен снизу доверху целиком. Понаблюдайте, поразмышляйте, задавайте себе простые вопросы и, стараясь особо не зацикливаться на цифрах и процентах, закрасьте квадраты сфер жизни, начиная с центрального:
Отлично! Не расстраивайтесь, если некоторые сферы остались пустыми. Это простая диагностика, а не приговор. Когда закончите читать книгу, у вас появятся идеи и вдохновение на то, чтобы начать двигаться в развитии одной из самых ослабленных сфер. А теперь перейдем к интеллекту: почему важно чувствовать свою сложную, многогранную внутреннюю структуру, и как она отдает человеку руль управления кораблем «Моя жизнь».
Четыре вида интеллекта
На большие полушария беспрерывно падают бесчисленные раздражения как из внешнего мира, так и из внутренней среды самого организма. Все это встречается, сталкивается и должно складываться, систематизироваться. Перед нами, следовательно, грандиозная динамическая система. Таким образом, мы наблюдаем беспрерывное стремление к динамическому стереотипу.
И. П. ПАВЛОВ, РУССКИЙ И СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ, ФИЗИОЛОГ, СОЗДАТЕЛЬ НАУКИ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ментальный, телесный, духовный и эмоциональный: с какого интеллекта начинается процесс управления жизнью и какой из них по праву считается главным? Давайте разбираться! Начнем с того, что за последние тридцать лет представления об интеллекте претерпели значительные изменения [32] – например, нейропсихологи Гарварда выделяют целых восемь видов интеллекта, которые необходимы для достижения успеха в личностном развитии. В психосоматическом подходе, ориентированном на восстановление и сохранение психической и физической целостности человека, нас интересуют эмоции, тело, когнитивные способности и, частично, духовность.
Человек, сохраняющий способность к осознанию себя, способен развить все четыре вида интеллекта. Вы можете сделать первый шаг в развитии эмоций, наблюдении и регуляции прямо сегодня или после прочтения книги. Это непрерывный процесс, являющийся крепким фундаментом соматического и психического благополучия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/ekaterina-tur/psihosomatika-telo-govorit-kak-nauchitsya-slushat-svoe-telo-69490213/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Notes
1
Подсознание – это психические процессы, протекающие без прямого отображения в сознании и помимо прямого сознательного управления. В книге я использую для обозначения данных процессов слова «подсознание» и «бессознательное».
2
NB! – Nota bene (с лат. – «заметь хорошо») – отметка, примечание, чтобы обратить внимание на какую-либо часть текста. Это знак, показывающий, на что обратить особое внимание, что следует хорошо запомнить.
3
«Психосоматика детских травм: как услышать своего ребенка и помочь ему стать здоровым».
4
Порочный круг (лат. circulus vitiosus) – замкнутая последовательность событий, которая подкрепляется петлей обратной связи, с каждой итерацией усиливающей производимый негативный эффект.
5
Психогенеалогия изучает то, как события, травмы, тайны и конфликты, которые пережили предки человека, обусловливают его конституционные слабости, психологические расстройства, болезни, даже его поведение, странное или необъяснимое. В ее основу положены собственные наблюдения, а также концепции психоанализа, психологии, психотерапии и системологии.
6
Тур Е. Ю. Теория физико-эмотивных связей в психосоматике. Реэнергия, система управления эмоциональным интеллектом. RIDERO, 2021.
7
Психосоматический фенотип является продуктом психосоматического развития и представляет совокупность соматических (внешних и внутренних), психологических, психосоциальных и ценностных (ноэтических) свойств личности, присущих ей механизмов психологической регуляции телесных функций, прямо связанных с такими психосоматическими феноменами, как схема и образ тела.
8
Александер Ф. Теория психосоматической специфичности // Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер. с англ. С. Могилевского. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.
9
По материалам статьи П. С. Авдеева «Психосоматическая медицина Франца Александера».
10
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
11
Психогигиена – это наука о сохранении и достижении психического здоровья, составная часть гигиены.
12
Комплаентность – вовлеченность пациента в процесс лечения, отслеживание собственного результата и коррекция терапии при помощи изменения образа жизни, питания и мышления.
13
Если хотите научиться глубже работать с метафорой, рекомендую начать процесс с колоды метафорических нейрокарт «Голос моего тела», используйте QR-код в конце книги.
14
Превышение уровня углекислого газа вредно для состояния организма человека, поэтому за ним необходимо следить. Даже относительно невысокая концентрация CO
– 2500 ppm – способна сказаться на концентрации внимания и эффективности умственной деятельности.
15
Ксилометазолиновая зависимость не является психосоматозом. Главный признак привыкания к сосудосуживающим каплям – невозможность отказаться от них из-за постоянной заложенности носа.