7 Уроков Усвояемости
Александр Леонидович Миронов
Аннотация. 7 Уроков усвояемости – Сказка-фантасмагория в стихах, об ученике, который хотел бы "знать, уметь всё ? не учась", но он "другой формации, продукт цивилизации". Школяр, замахнулся на медаль вначале года, а закончил год… Здесь протагонист и антагонист в одном лице. Сказка задумывалась в юмористическом ключе, с сатирой на некоторые слои наших учащихся, коих, как подсказывает школьная практика, у нас немало. Да, впрочем, и некоторые из нас, люди старшего поколения, когда-то перед учебным годом, наполненные сил, энтузиазма давали себе слово (возведённое некогда пролетарским вождём в "куб"): учиться, учиться и ещё раз учиться, и притом настоящим образом… Но ломались на первой же четверти, если не раньше. Вот и наш герой: замахнулся на медаль, да вскоре выдохся. И к концу года, в 7 главе: "Ну и что? Ну, так гляди-ка, Уж трагедия велика. Первый опыт огорчил, Он же нас и научил. С этим ценным багажом Мы ещё на круг зайдём!"
Александр Миронов
7 Уроков Усвояемости
Сказ-фантасмагория про
Кузьму-школяра,
про школьные его дела
и о его приятеле, –
парне обаятельном.
Действующие лица:
Сказочник.
Кузьма Кузьмин.
Внутренний Голос.
Мысль.
Голос со стороны.
Болельщики.
Бог.
Автор.
Пролог
Автор.
Не в обиду вам, друзья мои,
Я написал стихи свои,
Быть может, шутки в них, намёки
Помогут вам понять Уроки.
Сказочник.
В некотором царстве,
В том же государстве
Жил да был гражданин,
И, возможно, не один,
Может больше, может даже
Их десяток в школе нашей.
Средь подобных индивидов
Он не худших, скажем, видов,
Даже, может быть, и лучший,
Только может невезучий;
То азарт, то лень замучат,
Да ещё хандра до кучи…
Словом, жил да был школяр один,
Ученик Кузьма Кузьмин.
Личность сложная весьма:
Гражданин, в котором, кстати,
Горе жило от ума, –
До поры до времени
Спит оно под теменем:
Это – внутреннее Я.
Сам Кузьма и это Я –
Неразлучные друзья.
У одних Я, – что колосс,
Держит дух и тело,
У других Я – с гулькин нос…
Но не в формах дело.
Главное – Я существует,
И поступки нам диктует.
Это Я в трамвае тесном
Не уступит бабке место.
Женщин, тех, что помоложе,
Я в упор не видит тоже.
Это Я от скуки-муки,
Алфавит чтоб заучить,
Заставляет аз и буки
На заборе выводить.
Это Я не снимет кепи
Будь ты в школе или в церкви.
Я – местоимение,
В нас – второе мнение.
Но стоит нам заменживаться,
Может первым оказаться.
И тогда не обессудь
За проложенный им путь:
Поведёт он – будто кто-то,
Не туда, куда охото.
И кого-то этот хмырь
Подведёт под монастырь.
Я – у каждого и всех:
Наш позор и наш успех;
Высота и дно болота;
Развлеченье и работа.
Кто и как Я воспитает,
Так оно нам помогает.
Автор.
А пролог сей, как канву,
Можно выделить в главу.
Урок 1.
Голос со стороны:
Кто-то в мыслях замки строит, кто-то ловит журавлей, нет без странностей людей. Не улавливая связи, – прям из грязи рвутся в князи!.. Нет примера веселей.
Сказочник.
Лето звонкое пропело,
Вот и осень подоспела.
И спешат гурьбой веселой
Школяры в родные школы.
(В сказках тоже учатся,
Ходят в школу мучиться.)
И Кузьма наш средь друзей,
В школу прибыл, как в музей,
Посмотреть на экспонаты:
Как в ней выглядят приматы,
Средь которых рос и он
С незапамятных времён?
Тут, откуда не возьмись,
Пролетает скользом мысль,
Да такая озорная,
Да такая деловая, –
От которой тонус жизни
Устремился сразу ввысь.
Мысль.
"Новый старт – звонок подали!
Он зовёт тебя на бой
За медалью Золотой!
Помнишь, как с тобой мечтали?..
С нею, что там говорить,
Легче в вузы поступить:
Стоит сдать один экзамен –
Дверь они откроют сами!
А с медалью на груди
Можно гоголем ходить.
Да и если поразмыслить:
Легче втрое будешь жить".
Внутренний голос.
(с восторгом)
"Установка на – отлично!
Установка на – медаль!
Да гляди, в борьбе ритмичной
Чтоб чердак не пострадал?..
(в сторону)
Так он голову порой
Называл, когда был злой".
Кузьма.
(с энтузиазмом)
Что касается мозгов –
Поднапрячь я их готов!
Помозолим их, потрём, –
Искры вышибем с огнём!
Сказочник.
Наш Кузьма – ну кто б подумал! –
Загорел от мысли умной.
Дал он слово сгоряча,
По груди себя стуча.
Чтобы цель осуществилась,
Чтоб конфуза не случилось,
Начинай свой день с порядка.
Утром, как всегда – зарядка:
Подтянулся раз, другой,
Прыг на месте, бег трусцой,
Раз – отжаться, два – присядка;
Душ принять, поесть-попить,
Сесть за стол по распорядку
Ровно в восемь без пяти…
Так Кузьма себе из правил
Расписанье дня составил.
Красным, синим и зелёным
Каждый он обвёл предмет.
Чтобы выглядел Законом,
Сей строжайший документ,
Сам авторитетно, снизу,
На него наложил визу.
На стене под рамочку
Поместил, как карточку.
Внутренний Голос.
(с восхищением в сторону)
"Да неужто раскачался?
Да за ум неужто взялся?..
Может я, чего зевнул?
Может он, чего хлебнул?
(к Кузьме)
Чем так тюкнуло тебя
Вдруг вначале сентября?"
Кузьма.
Что тут долго понимать?
Надо время нагонять,
То, что раньше упустил
По причинам глупости.
Сказочник.
И Кузьма себе, как суд,
Вынес приговор на труд.
Пусть не дальше Магадана,
Не на прииски Алдана,
Но тяжкой работёнка
Тут будет у ребёнка.
И он без колебания
Принял наказание.
В этом смысле распорядок
Важный фактор для заряда.
Он, как выправка в бойце,
Дух поднимет в молодце.
Участился даже пульс,
Несомненно – в этом плюс.
Внутренний Голос.
(с подъёмом в сторону)
"Тут и я поднапрягусь,
Чай немножко разомнусь.
А не то за прошлы годы
Думал вовсе изведусь".
Сказочник.
Друг его напрягся тоже,
Видя рвенье и желанье,
А поверив в созиданье,
Вылезть он из кожи может,
Поддержать чтоб начинанье,
Что взвалил тот на себя.
Кто ещё Кузьме поможет,
Как не внутреннее Я?
Он шурупом в мозг ввернётся,
Спать не даст и сам не будет,
Силой в бицепсах нальётся,
Ну и трицепс не забудет.
Только в избранном пути
Ты его не подведи.
А не то, есть подозренье,
Будет мстить он за презренье.
Будет мстить за ложный фарс
По чуть-чуть, но всякий раз.
Но, кто рядом с нами дышит,
Аромат любой услышит.
Тот же, кто в твоём уму,
В миг почует, что к чему.
И однажды, так и есть,
Через дней, быть может, шесть,
Слышит он:
Внутренний Голос.
"Во, вдохновенье!..
Вот запал он на ученье!..
Я не прочь такого рвенья.
Да гнетут меня сомненья:
Не пойму я что-то вот,
Ты на сколь нарвался вольт?
Даже стал как будто алым
В сто свечей накалом…
Где каникулы ты был?
Не моря ли бороздил?
Там со скатом повстречался,
Он тебя и зарядил?
Но, как помнится, с тобой
Был я всюду. Бой морской
Между скатом и тобой
Не припомню. И с грозой
Разминулись стороной.
И об столб как будто тоже
Не ушибся головой.
Что случилось? Приоткрой
Мне настрой свой деловой?
Там, глядишь, поправить сможем
Тот изъян, с усильем Божьим".
Кузьма.
Сколько лет я уж за партой? –
Стал едва не бородатым.
Посмотри – лысеть уж скоро,
А меня чем вспомнит школа? –
Ветрогоном, шалопаем?
Всё, пора, пробил наш час! –
Это мой последний шанс.
Жить поново начинаем!
И без щучьего веленья.
И по моему хотенью –
Запиши или запомни –
Курс беру на обученье!
Я не Емеля на печи,
Что сверлит пальцем кирпичи.
Он дурак, любим в народе,
Дуракам всегда везло,
Но дураки сейчас не в моде,
Время ихнее прошло!..
Сказочник.
(в удивлении)
Интересно! – чьё настало?
Что ещё не доставало
В наших школах? Где и так
Что не школьник – вурдалак.
Кузьма.
(подбоченясь)
…Желаю лучшим в школе стать!
Чтоб в скрижаль себя вписать!
Чтоб на школьном пьедестале
Мой фас-профиль мог сиять…
Внутренний голос.
(подбадривая)
"Вначале нас не больно хвалят,
А позже – памятник поставят.
У нас ведь, прежде, критикуют,
Потом портреты с нас малюют".
Кузьма.
(продолжая).
…Чтоб меня боготворили.
И на каждом педсовете,
Нерадивых на паркете
Пробирая, говорили:
"Это, дети, – гордость школы! –
Всем пример вам в силе-воле.
Как он школой дорожил!
Как он труд, физру любил! –
Он ни разу их прогулом
Никогда не оскорбил.
По предметам основным
Он был просто не сравним!
Да и нет тому примера,
Кто бы мог сравниться с ним!
И, когда на переменах
Школа стонет, как мартена,
Оглянитесь на Кузьму –
Ах, как совестно ему!
Он таким, как вы, не был.
Школу так не заводил.
А когда хотел курить,
В туалете не курил.
Брал с собою табачок
И тихо зобал в кулачок
Где-нибудь среди природы,
И закапывал бычок…"
Словом, вот моя программа,
В ней я взвесил всё до грамма.
Цель моя теперь ясна?
Не до игр мне, не до сна.
(Внутреннему голосу)
Слышь, ты этот день запомни –
Я теперь меняюсь в корне!
Внутренний Голос.
"Молодец! Ну что сказать!
Нам ли это не понять!
Главное – не мелочись!
Распорядком подопрись".
Кузьма.
(заносчиво)
Фу ты, ну ты, двойки гнуты,
Колы в валенки обуты!..
Ты над кем смеёшься, дурень?
Или думаешь, я с дури
Прописал такой финал,
Замахнувшись на медаль?
Я её вот этим местом,
Если хочешь, осознал.
Внутренний Голос.
"Понял, ясно, вразумил.
Ты всерьёз, а я шутил…
Чтоб идти наверняка,
Ты сходил бы до Алана,
Он помажет там, где надо,
В мазях сила Чумака.
К Кашпировскому зайди,
Чтоб он дух твой зарядил.
Оба установку
Дадут на подготовку".
Кузьма.
(с усмешкой)
Ты ещё на кочерге
К бабке в лес пошли, к Яге.
Внутренний Голос.
"Тут – помогут чёт и нечет,
Кто колдует и кто лечит.
Вот и ты, чтоб быть в фаворе,
Огради себя от горя".
Кузьма.
Кашпировский, что Чумак,
Сам я, знаешь, не дурак!
Внутренний голос.
"Но Кузьма, такая шутка
Может стать тебе рассудка?"
Кузьма.
(с раздражением)
Да отстань! И вытри нюни.
Нам задача – выйти в люди!
Захотеть мне только стоит –
Покажу, Кузьма что стоит!
Сказочник.
Сила есть, а к ней апломб –
Прошибём и стену лбом!
Урок 2.
Голос со стороны:
Если меру будешь знать, да гармонично сочетать с учёбой отдых интересный; когда от школьных дел, возни, провентилируешь мозги, тогда учёба – станет песней.
Сказочник.
На столе лежат тетради,
Книги, справочники сзади;
Ручки пиками стоят,
Наконечники блестят,
Словно рыцарей отряд
Вышел строем на парад.
Только сделай приказанье,
Штурмом двинутся на зданье,
На гранит вокруг науки,
На фундамент в основанье.
В напряженье замер мир, –
В размышленьях командир,
Штаб его на совещанье, –
Нет серьёзней состоянья.
Тут откуда не возьмись,
Пролетает скользом мысль,
Да такая деловая,
Да такая озорная, –
От которой тонус жизни
Устремился сразу ввысь:
Мысль.
"Путь нелёгкий нами избран,
Так вперёд, назло капризам!"
Кузьма.
Нам ли трудностей бояться? –
Стоит только поднапрячься!
Сказочник.
До учёбы он горяч,
Пробирает зуд, хоть плач,
Потому как, увлекаясь,
Он краснеет, как кумач,
Даже курит почём зря,
Он от папы втихаря…
Дома все, от птиц до мыши,
Не шумят, почти не дышат,
Разбежались кто куда
Раз такая вот беда.
Понимать надо, робята,
Всю ответственность труда.
Он теперь не сквернословит,
Только в чистом в школу ходит,
На рубашках и на брюках
Стрелки сам себе наводит.
Внутренний Голос.
(в раздумии)
"Слышь, Кузьма, мы славно жили,
Жили-жили, не тужили.
Вдруг откуда эта прыть? –
Надорвёшь нечайно жилы.
Меньше знаешь – легче жить,
Понимают и ежи,
Собирай себе малину
И на солнышке лежи.
Вспомни правило из правил,
То, что раньше ты составил,
Лет пяток тому назад,
Был тогда душевный лад".
Кузьма.
О том правиле забудь!
Заруби там где-нибудь,
На носу иль на макушке.
Мы другой избрали путь!
Внутренний Голос.
(в сторону)
"Это, ежели не блажь, –
Аттестат с отличьем наш!"
Сказочник.
Вот трава желтеет в поле.
Все друзья уж на футболе, –
Сочетая труд и отдых,
Отдыхают после школы…
А Кузьма далёк от них,
Как положено – средь книг,
Где разлито море знаний, –
Черпай их с утра поране.
Да беда вот, позевоты
Отвлекает от работы.
Кузьма.
(позевая)
Фу ты, ну ты, двойки гнуты,
Колы в валенки обуты!..
Внутренний Голос.
(тоже сладко позевая)
"Эх-ха-а!..
Чем ты лучше Петьки, Мишки?
Вон они, забросив книжки,
Веселятся на площадке,
И девчонки-щеголятки
Рядом с ними, беззаботно,
Развлекаются охотно.
Все беспечны, веселы
И по-прежнему милы…"
Кузьма.
(отмахивается)
Ты меня не провоцируй,
Ты меня, ядрёна вошь,
Тут не хитростью, не силой
На обмане не возьмёшь.
Я прикован, я прибит,
Крепче дратвы я пришит,
Не сплели ещё аркана
От стола меня стащить.
Я судьбой приговорён
Счёт считать, а не ворон.
Я удачу, не беду,
Буду брать за бороду.
Да и сам прикинь умишком,
Что им светит, тем парнишкам?..
Внутренний Голос.
"Каждый знает: в трудный час
К ним придёт на помощь класс.
В школе есть один девиз:
Тем, что знаешь, – поделись!
Сам списал, списать дай другу –
Окажи ему услугу.
А когда он у доски
Вышел, как на эшафот,
Чтоб товарища спасти,
Кто на выручку придёт?..
Ты же первым будешь рядом,
И сосед его по ряду.
Да из дальних из рядов
Подсказать любой готов.
Нам в учёбе не докука
Коллективная порука.
С ней спокойней, с нею класс –
Не взлетай орлом из масс!
Залетишь за облака,
Падать больно на бока.
Лучше, слышь, не гоношись,
Спрячься в массы, растворись.
Твой по нраву мне порыв,
Но объявляй, брат, перерыв.
А не то, есть подозренье,
На почве нервной будет срыв”.
Кузьма.
Нет! Нет! Ещё раз нет!..
(вздыхает)
А впрочем,
Не отдохнуть ли нам часочек?
Не заслужил я разве права:
На труд, на отдых, на забавы?..
Сказочник.
Это Правило – Закон!
Сам когда-то принял он.
Что беспокоить Думу? –
Сел и сам придумал.
А закон – любой закон! –
Обтекаем быть должон.
Легче с ним тогда дружить,
Да и проще жизнь прожить.
В том, как раз расчёт и будет,
Чтоб отвлечь себя от буден.
Внутренний Голос.
"Слышал – нет? Пустили слух
(То ль Берлин, не то Гамбург):
Дескать, к их Олимпиаде
Не пустили русских дядей;
Нет у них, мол, игроков,
Настоящих мужиков,
Потому и навтыкали
При отборе им голов.
Если есть игрок какой,
Так и тот с кривой ногой…
Словом, где-то слух прошёл:
На Руси зачах футбол!"
Кузьма.
(с возмущением)
Так поганить наш футбол!
Кто посмел? Какой посол?..
Внутренний голос.
“Слышишь топот, гуд повсюду,
Возмущается сколь люду.
Клич по всей стране великой
Брошен был. Услышан он…
С океяна, прям из волн
Черномор пришёл со свитой
В тридцать три богатыря,
Прихватив и вратаря”.
Сказочник.
Все они, как на подбор:
Белых мало, чёрных – двор.
Хоть в хоккее, хоть в футболе
Честь одна у них на поле –
За Рассею! – нашу мать
Всякий выйдет постоять,
Не зависимо от расы,
Веры, нации и массы.
Хоть с дубиной, хоть с мечом,
Надо – выйдем и с мячом! –
Только надо нам немного
Обкатать его под ногу,
Чтоб при натиске азартном,
Не скакал он, как квадратный.
Наш Кузьма, как весь народ,
Настоящий патриот,
В стороне не смог стоять.
Кузьма.
Чтоб такое поношенье!..
По престижу нам пинать!..
Не допустим униженье –
Школа может подождать!
Сказочник.
А после стольких дней застоя,
Удержать себя в покое,
Нету прямо терпежа, –
Кровь как будто на дрожжах…
Стал по часу, там и боле
Вечерами он на поле
На футболе пропадать,
Мяч под ногу подгонять.
Где под свит, где под "ура" –
Разудалая пора!
И болельщики фанаты
Не скупятся на плакаты,
Разукрашенные рыла,
И вопят:
Болельщики.
– Судью на мыло!..
Сказочник.
Тут и бабушка Яга
Притащила старика,
Старого Кощея,
На эту ассамблею.
Тут и красные девицы
На Кузьму пришли дивиться, –
Как кидает он голы,
Не жалея головы.
На ногах с шипами бутсы,
Голова блестит, как блюдце,
И по ней, яйцеподобной,
Бить со всех сторон удобно.
Как яйцо вкрутую,
Не разбить такую.
Тут и черти, тут и бесы
Повылазили из леса.
Болельщики.
– Гол!.. – Взорвался стадион.
– Го-ол! Вот это вот работа!..
– А вот… третий катит он!
– Гол!!!
– Опять в свои ворота!..
Сказочник.
А какая разница,
Мяч к кому закатится?
Бей его по воротам –
Разберёмся позже там.
В этом суть интриги
В Российской супер лиге.
Так что наш футбол непрост,
Коль Кузьма пойдёт в разнос.
Кузьма.
(в азарте)
Расступись! Эй, разойдись!..
На пути не становись!..
Сказочник.
Квинтэссенция футбола:
Два, иль три красивых гола!
Повышает аппетит
И здоровью не вредит.
Да и зрителя бодрит:
Может быть уверенным,
Что не всё потерянно!
А главное, что в школах
Есть резервы для футбола!
Урок 3.
Голос со стороны:
На этом уроке речь о том поведется: как трудно, как трудно учёба даётся. Можешь себя избивать, истязать, в раздумьях курить, – мозги прочищать. Но есть, слава Богу, советы, подсказки, рецепты, о чуде которых слагаются сказки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/aleksandr-mironov-32645203/7-urokov-usvoyaemosti-69465157/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.