Русский шансон. От 80-х до наших лет

Русский шансон. От 80-х до наших лет
Константин Жиляков
Константин Жиляков родился 7 августа 1979 года. Российский музыкант, автор-исполнитель в жанре русского шансона, создатель проектов в разных музыкальных жанрах. В репертуаре автора-исполнителя красивые песни о вечных ценностях: любви, дружбе, семье и вере. Кроме песенных альбомов, вышло несколько книг со стихами и прозой.

Русский шансон
От 80-х до наших лет

Константин Жиляков

© Константин Жиляков, 2024

ISBN 978-5-0059-7828-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Русский Шансон

Восьмидесятые

Плёнки
Восьмидесятые начались с трагедий. В День космонавтики не стало Аркадия Северного, а летом, в разгар Олимпиады, ушел и Владимир Семенович Высоцкий. Но их вечные мотивы с того самого дня всегда звучат и угадываются в нашем жанре, который позже назовут «русский шансон».
Это «Таганка» и «Бутылка вина», «Гоп-Стоп» и похождения Сэмена, веселые мелодии «Воркутинцев-Магаданцев-Одесситов», «Гусарская рулетка», «Я вышел родом из еврейского квартала», «Поручик Голицын», «Ой лёли-лёли», «Старое кафе» и множества других песен.
С бобин звучал голос Звездинского, Токарева, Розенбаума, братьев Жемчужных, и других исполнителей того времени. Началась новая эпоха подпольной песни. Да и наплыв эмигрантов с Брайтона, подоспел вовремя, пахнув свободой. А советскому народу этой «свободы» не хватало, и они получали её, слушая записанные в полуподвальных студиях и переписанные друг у друга катушки и появившиеся позже кассеты.
Песни Любы Успенской, Миши Шуфутинского, Михаила Гулько гремели не только в ресторанах Брайтон Бич, но и в квартирах и кабаках СССР. Белогвардейская тематика, перепевки советских хитов, одесских песен и разудалых цыганских мелодий сделали своё дело и создали жанр «эмигрантов» который плотно занял нишу в музыкальном мире.
Пластинки Вилли Токарева «В шумном балагане» и «Над Гудзоном» разлетались за минуты в магазинах звукозаписи «Мелодия». Сделав карьеру от «нью-йоркского» таксиста до «легенды шансона» он первый стал приезжать на гастроли в СССР, видя свою популярность здесь. А в Ленинграде, его сын, Антон, начинает сотрудничество с группой «Ласковый Май», и даже записывает два сольных альбома. Песни «Родитель мой» и «Я обожаю оперу» распространяются по сборникам и становятся популярными наравне с песнями отца.
Первые кассеты Михаила Шуфутинского появились неожиданно и вот уже 40 лет не сходят с плейлистов наших домашних хит-парадов. «Побег» – состоящий из песен народного репертуара, Вячеслава Добрынина, Антонова и даже Высоцкого. Суперхит всех времен и народов «Таганка» звучал изо всех окон и утюгов наряду с тем же самым Антоновым. «Атаман», «Гулливер», «Амнистия», «Атаман 3», – состоящие в основном из песен Розенбаума, немного Звездинского, немного Новикова и Боярского, с хитом того времени – Сингарелла (на музыку югослава Митича с текстом Рувима Рублёва). «Белый Аист» и «Нет проблем» уже отличаются от первых альбомов Миши. К хитам Розенбаума присоединились песни таких известных авторов как Юрий Кукин и шестидесятник Булат Окуджава, да и не особо известные в то время – Никита Джигурда и Андрей Никольский. Украшают эти альбомы хиты – «Крещатик» (песня Розенбаума с куплетом про Голливуд, дописанный самим Шуфутинским и Татьяной Лебединской), «Нет проблем» (исполненной Николаем Караченцовым в сатирической комедии Владимира Аленикова «Нужные люди» 1986 года) и «Налетчик Беня» (которую в 1988 году в фильме «Красная Жара» со Шварценеггером круто обыграли в сценке с лабухом в русском ресторане, намекая тем самым и на самого «Атамана»). Кстати, в голливудском кино Михаил Захарович тоже засветился. В фильме «Москва на Гудзоне» 1984 года, артист сыграл самого себя, поющего на сцене в ресторане «Националь» вместе с другими музыкантами.

Блатняк
В 80-х исполняли не только песни на блатную и лагерную тематику, но и сатирические песни на бытовые темы – про алкоголь, генсеков, перестройку и гласность, «пятилетки» и западную пропаганду. Это были карикатуры на жизнь обывателей коммуналок и глубинок, людей разных рабочих профессии, анекдоты в стиле частушек и куплетов.
Анатолий Полотно, Владимир Асмолов, Александр Кальянов, Александр Бычков, Виктор Березинский, Константин Ундров (его «Левый берег Дона» взял в свой репертуар Шуфутинский) и многие, многие… кто только-только начинал свою карьеру. Иногда мы даже имён исполнителей не знали.
«А кто поет?»
«… да блатняк новый…»
И всё – вопросов не было!
Например, кассета с первыми песнями Ивана Кучина, продавалась под именем Александра Новикова (благо его имя было раскрученное). Ну, а «Хрустальная Ваза» обрела своё второе рождение уже значительно позже.
В 80-х многие исполнители отбывали в местах не столь отдаленных. Михаил Звездинский, Александр Новиков, Комар, Иван Кучин, Константин Беляев, Николай Тюханов и тд.
Новиков вернулся в 90-м, и сразу на сцену Свердловска, где вот уже больше 30 лет выступает с концертами выпуская новые хиты.
Песни «из лагерной лирики…» Ивана Кучина будут звучать в середине 90-х изо всех киосков, а в 97-м году его альбом «Судьба воровская» станет лидером по продажам, обогнав Петлюру и Михаила Круга.
Александр Розенбаум стал популярным на весь мир благодаря магнитофонным записям с братьями Жемчужными. Но то десятилетие подарило нам не только эти легендарные записи, но и «Вальс-Бостон» и «Монолог пилота «черного тюльпана». Всё так же с гитарой наперевес врач «скорой помощи» Александр катался по всему Союзу с гастролями, бывая часто с концертами в Афганистане.
Михаил Воробьев выступает на конкурсе самодеятельной песни, и получив благословение от Евгения Клячкина, взяв псевдоним «Круг» записывает альбом «Тверские улицы». Но только в 94-м его имя прогремит на всю страну. «Жиган-Лимон» переплюнет популярность «Ласкового Мая» с легкой подачи Юры Севостьянова. А через 8 лет Михаила смертельно ранят в своем собственном доме при налете грабителей.
В ресторанах Москвы работает еще никому не известный Сергей Никитин (Коржуков), параллельно снимаясь в фильмах, в ролях музыканта и исполняя там свои песни. Позже он познакомится с Михаилом Таничем и станет легендарным вокалистом группы «Лесоповал». Как композитор Сергей успеет поработать с Михаилом Гулько и Викой Цыгановой, напишет альбом для Алены Апиной и Любовь Успенской. А в 94-м году его жизнь внезапно оборвется…
Слава Медяник, в родном Красноярске, записывает первые альбомы под псевдонимом «Владислав Фомин». «Песни с обочины – 1 и 2» из репертуара Северного, Высоцкого, Розенбаума, Шандрикова, Вертинского, Алешковского и фольклора в исполнении Славы станут очень популярны не только в СССР, но и за рубежом. В 92-м году в Америке выйдет его альбом «Калифорния», который сделает Медяника одним из самых знаменитых певцов шансона.
Ну, и закончить хочу еще раз вспомнив легендарные альбомы того десятилетия: Александра Розенбаума с Братьями Жемчужными «Памяти Северного», «Новые песни» и Александра Новикова «Вези меня, извозчик». Альбомы, открывшие новую эпоху в шансоне, ведь благодаря этим катушкам, много кто начал писать и петь в этом жанре.

Девяностые

Кассеты
«Блатняк» в 90-е вышел из подполья. В продаже стали появляться все больше и больше блатных сборников (самопальных и официальных) и альбомов «жанровых песен» записанных на профессиональных студиях и выпущенных такими лейблами как «Мастер Саунд» и «Союз».
Кассеты продавались везде и всюду и это, пожалуй, была свобода выбора – любой жанр – поп, рок, реп, панк, и матерные группы «Х.З.» «Красная Плесень» и «Сектор Газа» и др. Всё можно было купить и найти, на каждом углу и в каждом киоске. В переходах метро и на рынках, на вокзале и на любой торговой точке. Кассеты 90-минутные, но торце была вставлена бумажка с напечатанным текстом – имя певца, название альбома и год выпуска. «TDK», «Basf», «Sony» и др. Но были еще и лицензионные кассеты. В зависимости от продолжительности альбома – 45 минут (обычно) или 60 минут звучания. Кассетная продукция компании «Зеко» была подешевле оформлена, а вот кассеты компании «Союз» и «Мастер Саунд» были с разворотами и фотографиями.
Вспоминается кассета Михаила Шуфутинского «О, женщины» – так там целый фотоальбом внутри был. Или же альбом «Тики-Так» Славы Бобкова. Красивые делали раньше обложки и внутренние вкладыши. И самое интересное что компьютерной графики не было. А получалось то лучше, чем в фотошопе сейчас. Обложки от кассет я сохранил, благо места много не занимают, а вот из кассет оставил только три – это Шуфутинский «Гуляй Душа» 94 года + дописка лучшие песни разны лет. Вика Цыганова – «Любовь и смерть» и на другой стороне Люба Успенская – «Экспресс в Монте Карло». И еще одна кассета старенькая из 80-х с дворовыми песнями.
Магнитофонное звучание не сравнить не с чем. На обклеенном наклейками и вкладышами от жвачек «Романтике 309». Это была юность.
Но, отвлекся.
Я обычно ездил за кассетами раз в неделю на Московский вокзал. Продавцы были знакомые все уже. С Серегой я подружился, и он всегда откладывал для меня кассеты шансона. Я приезжал – он ставил послушать. Если мне нравилось я покупал. В принципе так было везде – подошел к киоску – попросил поставить кассету – они давали распечатку если была, с названием песен, и ставили послушать, одну сторону и переворачивая, вторую сторону тоже. Нравилось – бери. Не нравилось – другую ставили. Могли поставить, перемотать «а еще песню, следующую, включите. и тд…» но это уже для меломанов, обычно сразу брали без прослушки даже.
У крутых контор имелась сеть киосков и если альбома не было, то можно было скататься в другой филиал и там взять (если не разобрали). И даже имелись каталоги – те альбомы которые они записывали на заказ. Там уже пальцем в небо – куча неизвестных имен и что они поют и о чем не понятно. По названиям альбомов догадываешься шансон или нет. Так, например, альбомы Александра Заборского – «Споем жиган», «За жизнь блатную…» заказал, включил дома, а там под гитару мужик поет с матерком (про лифт песню помню). Или Шубарина записали один раз. А как-то раз, поставили неизвестную группу «Сборная Союза» сразу понравилось, голос, песни. Взял не глядя два альбома и оба в десятку!
Аудио кассеты продавали не только в киосках и ларьках, но и в магазинах, где были отделы «техники». Большие прилавки с лицензионными кассетами. Все запечатанные в слюде, да совсем забыл сказать – вся лицензия была запечатана. В киосках эту слюду снимали – проверяли кассеты и ставили слушать, а в магазинах не ставили слушать – давали посмотреть список песен, но! Иногда списка не было и просили распечатать.
Вот тут я и хитрил. Я знал место, где продавались кассеты компании «Зеко». А у них сама кассета внутри коробки была прозрачная. И стоила такая кассета – чистая, очень дешево. Советская кассета, не импортная. Копейки стоила. Так вот, продавщица распечатывала коробочку с кассетой и отдавала мне посмотреть, я ждал пока она отвернется – и поменял записанную на чистую кассету. Альбом «Гулливер» Шуфутинского я таким образом и поменял. Кассета была издана студией «Зеко», на внутренней стороне обложки ничего интересного не было. Да и звучанием альбомы Шуфутинского почти все шли около 40 минут. Какой-то видно стандарт был – 10 песен – 45 минут.
Ловкость рук и никакого мошенничества, как говорят, а еще говорят – жадность фраера сгубила. Позарился я второй раз, значит, на альбом Валерия Коротина – «От звонка до звонка». А кассеты студии «Союз» были расписные, черные, красивые, и с наименованием. Ну и продавщица увидела, что кассета другая стала. Скандал был… мне лет 14—15 было. Отдал, конечно, и больше так не делал. Итак, всю стипендию спускал на кассеты. Да и подработки брали любые – разгрузить, принести-подать, в то время я на рынке уже работал, джинсу продавал.
Позже появился склад студии «Союз». Год примерно 1996. Там кассеты лежали повсюду – на полу, на стеллажах, в коробках. Ходили меду рядами и искали, выбирали, что-то старенькое, что то, что не слышали. Все в фирменной упаковочной слюде, внутри вкладыш – из толстой бумаги, с очень дорогим принтом. Кассета Игоря Германа – «Лучшие песни» обалдеть! Медяник на обложке с Любой Успенской – «Шкурный вопрос» – обалдеть вдвойне!
Помню, один раз повезло – приехала машина и при мне коробки распечатали, а там новый альбом Розенбаума «Июльская жара»!
Как же я обрадовался.
А еще познакомился с продавщицей – менял кассеты у ней. Да, доплачивал что-то, но не полную стоимость. То есть я брал кассету – переписывал её и отвозил назад. Но в основном кассеты с красивой полиграфией оставлял себе. Это было время кассет еще, не дисков! Диски появлялись, но слушать их мне студенту было не на чем, да и стоили они – если мне память не изменяет рублей 60 000 и выше. А кассета стоила 7 000 повышаясь до 10 000 рублей. Это до 1998 года. А потом «червонец» много лет. Могу ошибаться – я уже в 98-м в армию ушел. В Москве на Дмитровский бегал, покупал там Трофима, Круга, Наговицына, Алмазова. Хм, вообще не помню сколько они стоили в Москве.
Но, не суть… время шло, и диски я уже стал скупать в 2000-х после армии. Но это совсем другая история…

Альбомы
Сергей Наговицын, Михаил Круг, Сергей Коржуков и «Лесоповал», Иван Кучин – теперь они звучали из всех ларьков и делали новые кассы для пиратов. Таксисты и дальнобойщики переписывали кассеты, тем самым распространяя шансон по всей стране. Это был самый расцвет жанра «шансон». Времена братков и рэкета, криминала и перестроечного времени внесли свой неповторимый дух в темы этих альбомов, и с угасанием бандитского времени угасли и темы песен.
Трофим, «Беломорканал», Алексей Стёпин, Валерьян, Андрей Школин, Михаил Шелег, Владимир Черняков, Евгений Кемеровский, Виктор Рябов, Леонид Азбель и «Мишки на Севере», Гоша Арбатский, Иван Кучин, Игорь Герман, Сергей Север, Петлюра, Сергей Дикий, Сергей Бурмистров, Папа Радж, Слава Клименков, Владимир Бажиновский, Александр Немецъ, Женя Томилин (с песнями Николая Тюханова), Сергей Купряшов, Виктор Чупретов и многие, многие другие…
У некоторых это были единичные альбомы, у кого-то выходили еще альбомы, но слабее, а некоторые стали мега-звездами, ну, а многие ушли уже из жизни.
Новые имена мелькали часто, но еще чаще выходили сборники «Москва Златоглавая», «Ништяк Браток», «Русский Шансон», «Гоп Стоп Хит», «Браслеты», «Русская Рулетка», «Москва бандитская», «Калина Красная» и «Блатной Хит», которые были очень популярны. Альбомы из серии «Ночное такси», «Архив ресторанной музыки», быстренько штамповались «Мастер Саундом» и «Союзом» на кассетах и болванках в Стокгольме.
Перечислю знаковые альбомы 90-х (о легендах уже все сказано):
Жаров Геннадий – его «Ушаночка» гремела во всех кабаках, наряду с хитами Лесоповала. Второй хит с альбома – «Снизу недра» тоже сразу полюбилась народу.
Князь Балев – «Письмо в Израиль» – песни из этого альбома разлетелись по всем сборникам. Одесская тематика и похождения Бени Крика в стиле розенбаумского «Сэмена». Полностью альбом я услышал уже в середине 2000-х годов. А вот в сборниках 90-х песни Балева присутствовали.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/konstantin-zhilyakov/russkiy-shanson-ot-80-h-do-nashih-let-68995042/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Русский шансон. От 80-х до наших лет Константин Жиляков
Русский шансон. От 80-х до наших лет

Константин Жиляков

Тип: электронная книга

Жанр: Развлечения

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 29.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Константин Жиляков родился 7 августа 1979 года. Российский музыкант, автор-исполнитель в жанре русского шансона, создатель проектов в разных музыкальных жанрах. В репертуаре автора-исполнителя красивые песни о вечных ценностях: любви, дружбе, семье и вере. Кроме песенных альбомов, вышло несколько книг со стихами и прозой.

  • Добавить отзыв