100 советов по здоровью и долголетию. Том 10
Наталья Вячеславовна Даудова
Елизавета Николаевна Рожнова
Наталья Андреевна Сорокина
Ольга Викторовна Прядухина
Анна Федоровна Белямова
Евгения Сергеевна Голенкина
Анна Алексеевна Власова
Альфия Фаритовна Салихова
Наталья Леонидовна Беленькова
Анжелика Витальевна Тучина
Екатерина Германовна Никонова
Татьяна Игоревна Копыльцова
Ирина Алексеевна Ромадова
Анастасия Викторовна Катюхина
Антон Михайлович Заволовский
Ильгам Загирович Салихов
Ольга Вячеславовна Топтаева
Вячеслав Викторович Рассадин
В написании книги «100 советов по здоровью и долголетию. Том 10» приняли участие 18 врачей, среди которых есть кандидаты медицинских наук. Эта книга поможет вам повысить качество жизни во всех аспектах своего здоровья, а также существенно продлить саму жизнь. В книге вы найдете полезный контент по эндокринологии, гинекологии, офтальмологии, биохакингу, неврологии и другим жизненно важным аспектам жизни.
100 советов по здоровью и долголетию. Том 10
Авторы: Прядухина Ольга Викторовна, Ромадова Ирина Алексеевна, Катюхина Анастасия Викторовна, Топтаева Ольга Вячеславовна, Никонова Екатерина Германовна, Заволовский Антон Михайлович, Голенкина Евгения Сергеевна, Салихова Альфия Фаритовна, Салихов Ильгам Загирович, Беленькова Наталья Леонидовна, Копыльцова Татьяна Игоревна, Власова Анна Алексеевна, Белямова Анна Федоровна, Рожнова Елизавета Николаевна, Тучина Анжелика Витальевна, Даудова Наталья Вячеславовна, Сорокина Наталья Андреевна, Рассадин Вячеслав Викторович
© Ольга Викторовна Прядухина, 2022
© Ирина Алексеевна Ромадова, 2022
© Анастасия Викторовна Катюхина, 2022
© Ольга Вячеславовна Топтаева, 2022
© Екатерина Германовна Никонова, 2022
© Антон Михайлович Заволовский, 2022
© Евгения Сергеевна Голенкина, 2022
© Альфия Фаритовна Салихова, 2022
© Ильгам Загирович Салихов, 2022
© Наталья Леонидовна Беленькова, 2022
© Татьяна Игоревна Копыльцова, 2022
© Анна Алексеевна Власова, 2022
© Анна Федоровна Белямова, 2022
© Елизавета Николаевна Рожнова, 2022
© Анжелика Витальевна Тучина, 2022
© Наталья Вячеславовна Даудова, 2022
© Наталья Андреевна Сорокина, 2022
© Вячеслав Викторович Рассадин, 2022
ISBN 978-5-0056-1399-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Дисфункция мышц тазового дна у детей
Ромадова Ирина Алексеевна врач детский проктолог.
Сайт: https://doctor-irina-romadova.tilda.ws/
Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCJGhO5OmZUrKmKQmGZkRlZw
Меня можно найти в социальных сетях (Ютуб, Инстаграмм, Вконтакте) введя в поисковике мои ФИО, и узнать гораздо больше информации о жизни без запора и нарушения функций тазовых органов.
Нарушение функций удержания мочи и кала у детей имеет не только медицинскую, но и социальную проблематику. Дети с такими нарушениями имеют проблемы с адаптацией в детском саду, в школе и в учреждениях дополнительного образования. Поэтому важно, как можно раньше тщательно разобраться в причинах нарушений и начать их лечение.
Что же представляют собой дисфункции мышц тазового дна у детей?
Все нарушения здесь можно разделить на три основные группы, каждая из которых делится еще на несколько подгрупп.
1. Нарушение удержания мочи (энурез).
Это наиболее часто встречающаяся форма нарушения функции мышц тазового дна у детей. По данным статистики 5—10% детей в пятилетнем возрасте страдают энурезом, с возрастом частота данной патологии уменьшается, к восемнадцати годам энурез встречается лишь у 1% населения.
Энурез подразделяют на несколько видов.
При первичном энурезе имеется органическая патология самого мочевого пузыря, или нервной ткани, иннервирующей промежность, не позволяющая мочевому пузырю осуществлять свою функцию. К таким патологиям могут относиться врожденные пороки развития мочевого пузыря или поясничного отдела позвоночника, различные варианты новообразований, спинномозговых грыж и прочего. В таком случае, становится невозможным само формирование функции нормального накопления и удержания мочи.
При вторичном энурезе происходит нарушение изначально нормально сформированного рефлекса накопления, удержания и опорожнения мочевого пузыря. Вторичный энурез связан, как правило, с приобретёнными заболеваниями.
К ним относятся урологические, такие как циститы и пиелонефриты. Неврологические – нейропатия полового нерва и травмы позвоночника. Психологические – стресс, тревога, снижение самооценки и нарушение адаптации.
Эндокринные – нарушение выработки гормона вазопрессина, сахарный диабет или ожирение.
Так же энурез бывает моносимптомный (не осложненный).
Это состояние, при котором единственная жалоба – подтекание мочи. При этом в лабораторных и инструментальных исследованиях отсутствуют какие-либо изменения.
Полисимптомный или осложненный энурез – это состояние, при котором, помимо нарушения функции удержания мочи, обнаруживаются симптомы инфекции мочевыводящих путей или нарушение деятельности нервной системы.
Чаще всего энурез возникает в виде ночного недержания мочи. Непроизвольное мочеиспускание появляется чаще в первую половину ночи, когда ребенок погружен в глубокую фазу сна. Он может не почувствовать мочеиспускание и не проснуться. До 85% всех детей с энурезом имеют именно ночную форму недержания мочи. Гораздо реже встречается изолированное дневное недержание или смешанные формы.
Диагностикой и лечением энуреза занимаются урологи.
Для выявления причин дисфункции мочевого пузыря проводят осмотр пациента, собирают анамнез, делают УЗИ мочевыводящих путей, исследования мочи и, при необходимости, выполняют цистоскопию, урофлоуметрию, электронейромиографию и другие обследования.
2. Второй группой дисфункций мышц тазового дна является недержание кала (энкопрез).
По данным статистики изолированным энкопрезом страдает до 1% детского населения.
Нарушение акта дефекации может происходить по разным причинам.
Первая группа – это органические причины, связанные, как и при энурезе, с пороками развития кишечника или мышц тазового дна с нарушением иннервации в данной области или в результате травматического повреждения.
Второй большой группой являются неврологические расстройства. К ним относится невротическое недержание кала у ребенка на фоне стрессовых ситуаций, нездоровой обстановки в семье, буллинга (травли) в школе, заниженной самооценки и прочих психотравмирующих факторов.
Отдельно в этой группе выделяется патохарактерологический вид энкопреза, при котором недержание кала изначально происходит осознанно, в качестве протестного поведения. В дальнейшем осознанный контроль утрачивается, и закрепляется патологический рефлекс. Такие дети наиболее тяжело поддаются терапии и зачастую требуют стационарного лечения в специализированных психиатрических клиниках.
Третья группа пациентов с энкопрезом – это дети, у которых недержание развивается на фоне хронического запора. Остановимся более подробно на этой группе детей.
Основных механизмов развития недержания кала при хроническом запоре два.
В первом варианте у ребенка в просвете прямой кишки скапливается большое количество каловых масс, от которых он не может самостоятельно избавиться. Основной функцией толстого кишечника, помимо продвижения и эвакуации каловых масс, является всасывание жидкости. Если каловые массы длительно застаиваются в толстом кишечнике, то со временем они уплотняются до каменистой плотности, что делает самостоятельное опорожнение кишечника ребенком не возможным. При этом сформированный каловый камень непрерывно давит на стенки прямой кишки. Это давление на стенку прямой кишки в норме ощущается здоровым человеком как позыв к дефекации. Ребенок тоже чувствует этот позыв. Во время позыва сигнал о повышении давления от прямой кишки направляется в центральную нервную систему, которая дает команду мышцам тазового дна расслабиться, и произвести опорожнение кишечника. Но даже при условии полного расслабления сфинктера, каловый камень имеет слишком большие размеры и плотность и не может быть удален ребенком только при помощи натуживания. В этот момент замыкается порочный круг. Сигналы о повышенном давлении в просвете кишечника непрерывно поступают в мозг, оттуда идут сигналы к мышцам тазового дна, и те расслабляются.
У таких детей при осмотре наблюдается постоянное зияние ануса за счет того, что он расслаблен. И через этот раскрытый зияющий анус из вышележащих отделов кишечника более жидкие каловые массы, обтекая камень в прямой кишке, просто вытекают на промежность. Таким образом, ребенок постоянно пачкает белье. С течением времени, если камень не эвакуируется из кишечника, рефлекс опорожнения кишечника утрачивается, и развивается дисфункция мышц тазового дна по гипотоническому типу. В таком случае даже после однократного размывания каловых камней проблема редко решается самостоятельно, поскольку длительно расслабленные мышцы уже не в состоянии сократиться и прийти в нормальный тонус.
Во втором варианте развития энкопреза при хроническом запоре ведущее место принадлежит анальной трещине и спазму анального сфинктера. При прохождении довольно плотных каловых масс через анальный канал происходит травматизация нежной кожи анадермы, и образуется трещина.
Острая анальная трещина – это всегда очень больно и сопровождается выделением крови. Сигнал о возникшем повреждении поступает в мозг, который, в свою очередь, направляет сигнал к анальному сфинктеру, приказывая ему сократиться и пережать поврежденные сосуды, с целью остановить кровотечение и избежать значимой потери крови. Именно здесь кроется самая большая опасность. Травматизация анадермы плотными каловыми массами происходит при хроническом запоре регулярно, поэтому трещины появляются часто, и анальному сфинктеру приходится постоянно сжиматься для остановки кровотечения, что со временем приводит к стойкому патологическому спазму мышечных волокон сфинктера.
Если мы посмотрим на мышечные волокна под микроскопом и попытаемся разобраться, как они работают, то увидим, что для каждого сокращения мышечного волокна необходима энергия, которая накапливается внутри мышечных клеток в период расслабления и расходуется при сокращении.
Копится энергия внутри клетки в виде молекул АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты). Внутри клетки в норме есть всегда некоторое резервное количество молекул АТФ на случай возникновения повышенной нагрузки.
Что же происходит при возникновении патологического спазма в мышце? Мышечное волокно сокращается, используя какое-то необходимое количество молекул АТФ, но дальнейшего расслабления не происходит. Для поддержания мышцы в сокращенном состоянии, приходится использовать резерв энергетических молекул, и в какой-то момент этот резерв истощается. После того как запас иссяк происходит расслабление мышечного волокна, но оно отличается от нормального, так как при нормальном расслаблении, мышечное волокно способно в любой момент произвести очередное сокращение, а истощенное мышечное волокно больше сокращаться не в состоянии. Со временем новый запас молекул АТФ накопится, и клетка снова сможет сокращаться. Но наличие трещин приводит к необходимости не просто сокращаться и расслабляться в нормальном режиме, а сжиматься сильно для остановки кровотечения. Так следующее сокращение мышечного волокна приводит его снова в спазм, и цикл повторяется. В анальном сфинктере, как и в любой другой мышце, таких волокон тысячи, и при возникновении спазма каждое из этих мышечных волокон начинает сокращаться и расслабляться в хаотичном режиме. Такой механизм делает невозможной полноценную работу всего сфинктера. Отсюда и берется на начальном этапе дисфункция анального сфинктера, выражающаяся в его постоянном спазме.
Так как сфинктер не работает, его функцию вынуждены брать на себя окружающие мышцы промежности. До определенного момента они могут компенсировать акт дефекации, но со временем и они исчерпывают свои резервы и, так же, уходят в состояние хронического спазма и дискоординации работы. В этот момент у ребенка и развивается недержание кала за счет нарушения работы мышц тазового дна. Этот спастический механизм является наиболее частым механизмом развития энкопреза у детей.
Третья и наиболее тяжелая группа дисфункций тазового дна у детей – это сочетанное недержание кала и мочи.
Такие дети, к большому сожалению, имеют чаще всего очень длительный период развития и существования заболевания, и огромное количество сопутствующей патологии, корректировать которые необходимо параллельно, зачастую в комплексной работе с несколькими специалистами. Развивается сочетанное недержание практически всегда по описанному ранее принципу спазмирования и истощения мышечных волокон. Чем дольше нелеченый процесс спазма существует, тем больше устают мышцы, и требуют компенсации за счет окружающих, не вовлеченных в процесс мышечных волокон. Таким образом, если заболевание начиналось только с энкопреза или только с энуреза, при этом ребенок длительно не получал лечение, то за счет вовлечения все новых и новых мышц тазового дна недержание со временем может стать сочетанным.
Многие специалисты на данный момент спорят о том, что первично в дисфункции мышц тазового дна у детей – психологические проблемы или органические?
Я склоняюсь к тому, что любую проблему необходимо рассматривать в комплексе, и воздействовать на все звенья патогенеза одновременно.
Да, довольно часто на начало заболевания влияет психологическое состояние ребенка. У многих детей первые проблемы возникают на этапе адаптации в детском саду или на фоне стрессовых ситуаций в жизни или семье. Часто дети, приходя в детский сад, стесняются сходить в туалет в новом месте. Условия в туалетных комнатах детских учреждений бывают не комфортными. Кабинки не закрываются, много детей одновременно может находиться в туалетных комнатах, зачастую нет разделения на туалеты для мальчиков и девочек. Все эти факторы влияют на психологический комфорт ребенка, вызывая желание перетерпеть, подождать до дома. Конечно в такой ситуации будет нарушаться работа мышц тазового дна. Будут провоцироваться запоры, с последующим присоединением осложнений. В этом случае первичным можно считать именно психологическую составляющую патологического процесса.
Но есть ситуации, в которых недержание мочи может развиться после перенесенного воспалительного заболевания мочевыводящих путей. В такой ситуации ребенок, даже вполне адаптированный, может стать предметом насмешек со стороны сверстников. Свое недовольство его недугом могут выражать и взрослые люди. Естественно, что в данном случае присоединятся проблемы с психологическим состоянием ребенка.
В другой ситуации, на фоне запора может развиться недержание кала. От ребенка начинает плохо пахнуть, и с ним не хотят общаться и дружить дети в коллективе. В таких случаях первична органическая патология, но она никак не отменяет психологических проблем, которые подключаясь, значительно усугубляют течение патологического процесса. Поэтому в лечении детей с дисфункциями тазового дна крайне необходимо уделять большое внимание психологической коррекции состояния ребенка и его адаптации в коллективе. Но не стоит забывать, что даже первично психогенное расстройство со временем подкрепляется уже органическими нарушениями, которые так же требуют коррекции.
Что же касается вопроса медицинского лечения дисфункций мышц тазового дна, то здесь так же важен комплексный подход. Очень важно решить проблему запора и наладить нормальное опорожнение кишечника. Откорректировать диету и образ жизни, которые позволят поддерживать на должном уровне нормальную перистальтику кишечника, адекватное продвижение и эвакуацию каловых масс. Очень важно вылечить воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей, а также часто сопровождающие проблему недержания у девочек, вульвовагиниты. И конечно обязательным пунктом будет непосредственное воздействие на мышцы промежности, с целью вернуть им способность сокращаться и расслабляться в адекватном режиме, выполняя функции удержания и опорожнения тазовых органов.
Важным пунктом в лечении патологии мышечного комплекса является физиотерапия. При помощи различных комбинаций и сочетаний физиотерапевтических процедур можно расслабить спазмированные мышечные волокна, обеспечить большой приток крови и питательных веществ к тканям промежности для улучшения накопления энергетических молекул в мышечных волокнах. Провести, при необходимости, стимуляцию работы мышц, с целью улучшить их сократительную функцию.
Следующим важным моментом в лечении детей с дисфункцией тазового дна является необходимость научить ребенка заново пользоваться своей промежностью. Для этого нужна осознанная тренировка мышц с включением в работу головного мозга.
Делать это можно различными способами. При помощи специальной лечебной физкультуры, когда ребенок обучается осознанно сжимать и разжимать мышцы промежности и брюшного пресса. Это наиболее простой и доступный метод, который можно регулярно воспроизводить в домашних условиях, постоянно улучшая и поддерживая результаты.
Так же для тренировки мышц промежности используется специально разработанная БОС-терапия (БОС – биологическая обратная связь). Во время процедуры ребенку на промежность крепится датчик, который передает сигнал о сокращении мышц тазового дна на компьютер. Для интереса ребенка на экран монитора выводится игра, где движениями главного персонажа необходимо управлять при помощи сокращения мышц промежности с различной интенсивностью. Данный метод тренировки мышц промежности и лечения различных видов недержания у детей очень хорошо зарекомендовал себя во всем мире и имеет очень высокие показатели эффективности.
В любом случае, если у ребенка возникла проблема с удержанием, нужно, как можно быстрее ее решить, не дожидаясь осложнений и развития сочетанных дисфункций. Важно комплексно подойти к вопросу и воздействовать на все звенья патогенеза одновременно. Только в таком случае можно решить деликатную проблему и дать возможность ребенку жить и наслаждаться жизнью, адаптироваться в школе и нормально социализироваться в коллективе.
У моего ребенка плохой аппетит. Что делать?
Катюхина Анастасия Викторовна. Врач педиатр, неонатолог.
Соавтор книг: «100 советов по здоровью и долголетию 8 том»,
«100 советов по здоровью и долголетию 6 том», «Жизнь без диабета»
WhatsApp: +79258698213
Инстаграм и VK: @Doctoranastasia81
Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок может страдать от дефицита питательных веществ, витаминов и минералов?
Давайте разберемся – действительно ли это проблема, и как ее решать.
Плохой ли аппетит?
Плохое питание или потеря аппетита у малышей – это частая проблема. Но действительно ли у ребенка плохой аппетит или он просто перешел из фазы активного роста в стадию стабилизации, и его потребности в питательных веществах снизились.
Самый активный рост ребенка происходит на первом году жизни – его рост и вес прогрессируют очень быстро: масса утраивается с рождения, рост – удваивается. Поэтому и аппетит малыша соответствует. Следующий скачок роста ожидаем в 4—5 лет, у некоторых позднее – ближе к 7 годам. Дети вырастают за один сезон на 4—5 см и более. Поэтому, в эти периоды, аппетит будет самым высоким. Во все остальное время он физиологически снижается, но родители упрямо продолжают сравнивать его с былыми временами.
После первого года, у малыша расширяется спектр активности, ему трудно усидеть на месте, он может есть на бегу, кусочничать, и во время обычного приема пищи ест хуже обычного.
Поэтому, если ребенок здоров, он растет и прибавляет в весе по нормам, выглядит здоровым, болеет редко, активен и подвижен, пусть ест столько, сколько он хочет. Голодный ребенок всегда даст вам понять, что пора подкрепиться.
Что такое потеря или снижение аппетита?
Потеря аппетита – состояние, когда ребенок не голоден и не хочет ничего есть (хотя должен, он давно не ел). Если ребенок пропускает завтрак, не перекусывает вообще (ни печенье, ни сок, ни йогурт), не хочет есть в обед или съедает буквально пару ложек – да, это снижение аппетита.
Предпосылки нарушений пищевого поведения
Многие причины сложных отношений ребенка с пищей обнаруживаются в устройстве семьи, в ее структурных нарушениях. Все предпосылки нарушений пищевого поведения можно разделить на три группы.
– Первая группа – признаки нестабильного психоэмоционального состояния ребенка.
Причиной могут стать острые или хронические стрессовые ситуации. Неприятности в детском саду, какие-то драматические события, катастрофы, в которых ребенок поучаствовал, потеря близких, развод родителей. Будучи маленьким, ребенок реагирует на это соматически, в частности исчезновением аппетита. У более чувствительных детей больше страхов и переживаний. Такой ребенок плохо спит, ему снятся кошмары, он боится темноты.
– Вторая группа предпосылок относится к культуре приготовления и употребления пищи в семье.
– Очень часто такая культура либо находится в зачаточном состоянии, либо отсутствует. Не так мало семей, где не принято регулярно завтракать, обедать и ужинать. Многие занятые люди питаются в основном вне дома и часто фастфудом. Естественно, дети перенимают эту культуру питания, особенно если они не ходят в детский сад и не привыкли питаться по расписанию.
В таких семьях распространены вредные привычки: есть перед телевизором, не готовить пищу дома, а питаться полуфабрикатами. Если ребенок не видит в семье соблюдения режима дня, у него начинают страдать определенные сферы жизни: еда, сон.
– Несвоевременное введение блюд прикорма на 1 году жизни, неправильным знакомством ребенка с новой пищей, неправильный подход в семье к процессу приема пищи.
– Причинами могут стать: период прорезывание зубов, начало болезни (обычно простудной или кишечной инфекции), прием некоторых лекарств и даже витаминов, а также внешние факторы – в сильную жару аппетит обычно снижается.
– Перекусы и напитки между приемами пищи: ваш ребенок много перекусывает или выпивает слишком много стаканов сока, сладких газировок между приемами пищи? Любая из этих двух привычек может объяснить его снижение аппетита во время основных приемов пищи.
– Физически неактивен: если ваш ребенок тратит все свое время и энергию на просмотр телевизора и игры на своем смартфоне – ему некуда расходовать энергию. Отсутствие физических упражнений также может повлиять на пищеварение и аппетит вашего малыша.
– Любые проблемы со здоровьем: Ваш ребенок недавно заболел? Педиатр прописал ему какие-нибудь лекарства? После того, как ребенок заболевает, организм бросает все силы на борьбу с инфекцией, временно подавляя аппетит. Вашему малышу потребуется время, чтобы вернуться в нормальное состояние. Потеря аппетита во время выздоровления – нормальное явление. Постепенно расширяйте рацион, и через пару недель все придет в норму.
Чем же помочь ребенку?
– Самое главное, что стоит запомнить родителям – никогда не заставлять ребенка есть, если он не хочет. Еда не должна ассоциироваться с негативными эмоциями и тем более – наказаниями и угрозами. Улучшения аппетита так не добиться, а вот пищевое расстройство или невроз может развиться очень легко.
– Категорически запрещено ругать ребенка за то, что он плохо ест, наказывать лишением лакомств и применять любые радикальные меры.
– Но и совсем баловать и устраивать «танцы с бубнами» вокруг капризничающего крохи не стоит. Не хочет кушать – убирайте тарелку и отправляйте нагуливать аппетит, но с одним условием.
– В период между завтраком и обедом никаких конфет, сока или других продуктов с сахаром. Если ребенок просит есть, сдвиньте время обеда. Никаких перекусов, только воду или несладкий компот, чтобы не перебивать аппетит.
– Если ваш малыш достаточно взрослый, чтобы есть самому, никогда не кормите его ложкой. Если он голоден, он будет есть сам, принудительное кормление приведет к снижению аппетита.
– Ограничьте потребление молока и жидкости. Давайте малышу не более 2 стаканов молока (кефира, йогурта) в день. Молочные продукты содержат много калорий, а чрезмерное потребление может вызвать чувство сытости и потери аппетита у маленьких детей.
– Сделайте время обеда своим семейным временем. Сделайте время приема пищи приятным и веселым, чтобы ваш малыш с нетерпением ждал этого маленького события каждый день. Обедать или ужинать надо всей семьей, ка это было заведено издавна.
– Давайте разнообразные продукты. Если вы будете менять меню каждую неделю и добавлять больше блюд, это поможет вашему ребенку попробовать разные вкусы и ароматы.
– Возможно, поощрение ребенка после съеденной пищи похвалой или маленьким подарком.
Желаю Вашим детям и вашей семье здоровья и счастья. Надеюсь, мои советы были полезны.
5 способов восстановиться после инсульта
Топтаева Ольга Вячеславовна. Врач невролог.
WhatsApp: 89601737741
Нарушение мозгового кровообращения (НМК) является одной из наиболее частых причин инвалидности и смертности населения. По данным ВОЗ, ежегодно регистрируются 100—300 случаев инсультов на 100 000 населения.
Инсульт нередко оставляет тяжёлые последствия в виде двигательных, речевых и иных нарушений, значительно инвалидизируя больных.
Что же делать? Как можно восстановиться после перенесённого инсульта?
Давайте разбираться.
Самый острый период (3—4 недели) больные находятся в стационаре, где оказывают самую необходимую помощь, чтобы больной выжил. Затем постепенно расширяют режим при улучшении состояния (если нет противопоказаний), начиная постепенно активизировать пациента, постепенно присаживать, сидеть, учиться держать ложку, частично себя обслуживать, понимать выполняемые действия.
При выписки из стационара не все больные могут сидеть, ходить, разговаривать. Для таких больных необходимо продолжение реабилитационных мероприятий. Такие мероприятия должны проводиться в специализированных отделениях восстановительного лечения, где более активно занимаются с больными. Но большинство больных занимаются самостоятельно, дома под присмотром родных и близких или на базе поликлиники.
Основные неврологические (и психоневрологические) симптомы и синдромы инсульта, при которых требуется проведение реабилитационных мероприятий:
– двигательные нарушения (параличи, парезы, расстройства координации и статики);
– нарушение ходьбы;
– нарушение чувствительности, болевые синдромы;
– бульбарные и псевдобульбарные нарушения (нарушение глотания, фонации, речи);
– трофические нарушения (пролежни, боли в суставах паретичной конечности);
– речевые нарушения (не выговаривает слова, плохо понимает обращённую речь);
– неречевые очаговые нарушения высших нервных функций (нарушение счёта, письма);
– когнитивные нарушения (нарушение памяти, концентрации внимания);
– эмоционально-волевые нарушения, астенические состояния, нейропсихопатические синдромы;
– социальная и психическая дезадаптация (нарушение повседневной жизненной активности, поведения, социальных контактов, трудоспособности).
Основные задачи реабилитации больных, перенёсших нарушение мозгового кровообращения:
– восстановление нарушенных функций и способностей;
– социальная и психологическая адаптация;
– профилактика осложнений острого и восстановительного периодов;
– профилактика повторного заболевания.
Нейрореабилитация строится на основных принципах:
– Ранее начало реабилитационных мероприятий, позволяющее снизить или предотвратить ряд осложнений и способствующее более полному и быстрому восстановлению нарушенных функций;
2. Систематичность и длительность (возможно лишь при хорошо организованном поэтапном построении реабилитации);
3. Комплексность применения всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий;
4. Мультидисциплинарность (включение в восстановительный процесс специалистов разного профиля);
5. Адекватность (индивидуальные программы реабилитации)
6. социальная направленность;
7. Активное участие в реабилитационном процессе самого больного, его родных и близких;
8. Использования методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.
Восстановление нарушенных функций
Постинсультный этап делится на 4 периода:
– Острый период (первые 3—4 недели);
– Ранний восстановительный период (первые 6 месяцев), в котором выделяют два периода:
а) первый – до 3х месяцев, когда в основном происходит восстановление объёма движений и силы в паретических конечностях,
б) второй – от 3х до 6 месяцев, на который приходится пик восстановления сложных двигательных навыков;
3. Поздний восстановительный период (от 6 месяцев до 1 года), в течение которого может продолжаться восстановление речи, статики и трудовых навыков;
4. Резидуальный период (после 1 года с момента развития инсульта) – период остаточных явлений после инсульта, в течение которого у больных может продолжаться восстановление нарушенных функций, но не так быстро и заметно, как в предыдущих периодах, при условии применения интенсивной реабилитационной программы.
В остром периоде инсульта могут использоваться следующие методы реабилитации (при отсутствии общих противопоказаний):
– лечение положением (специальные антиспастические укладки конечностей, которые препятствуют развитию мышечных контрактур, способствую снижению мышечного тонуса и предупреждают развитие болей в суставах, особенно в плечевом, для укладки паретической ноги можно использовать современные ортезы);
– пассивная и активная лечебная гимнастика, включающая облегчённые упражнения и упражнения в сопротивлении для выработки активных движений; пассивные движения в паретических конечностях производятся без активного мышечного содействия больного, в медленном темпе, в полном объёме, изолированно в каждом суставе, в следующей последовательности: плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и пальцы рук, тазобедренный, коленный, голеностопный суставы и пальцы стоп. Пассивные движения необходимо проводить в первые дни 2—3 раза в день для всех суставов;
– избирательный массаж (лёгкий массаж как для здоровых, так и паретических конечностей, при массаже паретических конечностей применяется избирательная методика- лёгкое поглаживание в медленном темпе в мышцах с высоким тонусом, растирание и неглубокое разминание в мышцах с низким тонусом);
– обучение навыкам самообслуживания;
– обучение ходьбе;
– нервно-мышечная электростимуляция.
Одной из главных задач в остром периоде является ранняя активация больного, под которой подразумевается расширение двигательного режима – перевод больного из положения лёжа в положение сидя, а затем и стоя.
Параллельно с активизацией больных и постепенным переводом их в вертикальное положение применяются упражнения, направленные на выработку произвольных движений в паретических конечностях. К ним можно отнести целый набор лечебно- гимнастических упражнений, который начинают применять у больных, перенесших инсульт в острой стадии, и затем продолжают использовать с некоторыми методическими особенностями на всех последующих стадиях реабилитации. Это прежде всего:
– упражнения для здоровых конечностей,
– дыхательная гимнастика,
– упражнения для паретических мышц в изометрическом режиме,
– облегчённые упражнения с помощью различных подвесов, гамаков и блоков,
– упражнения с лёгким дозированным сопротивлением.
В этот период большое внимание уделяется упражнениям, направленным на обучение таким двигательным навыкам, как силовой и точностной схват, доставание предметов и манипуляции с ними. С этой целью проводятся занятия с мелкими предметами (кубиками, пирамидами, пластилином, качающимся столиком, пружинным микроэспандером), которые осуществляются в положении больного сидя в постели или сидя за столом.
Особое внимание обращают на обучение ходьбе, которое проводится в несколько этапов. Когда больной находится ещё в постели, проводят вначале пассивные, а затем активные упражнения, имитирующие ходьбу. Как только состояние больного позволяет ставить его на ноги, начинают подготовительные упражнения, которые состоят:
– из обучения стояния на обеих ногах
– из попеременного стояния на здоровой и паретичной ноге
– из упражнения «ходьба на месте».
Когда больные усвоят эти упражнения, то переходят к обучению собственной
ходьбы. С этой целью проводят следующий комплекс упражнений:
– ходьба с инструктором;
– ходьба в специальной коляске;
– ходьба с помощью 3 или 4 опорной трости;
– ходьба с помощью палки;
– ходьба по следовой дорожке с препятствиями и без них;
– ходьба по лестнице.
В остром периоде в комплекс восстановительной терапии включают приёмы, направленные на облегчение функции ходьбы.
На всех этапах обучения ходьбе обращают особое внимание на «воспитание» тройного сгибания паретичной ноги (в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах) и на соблюдение больным правильной осанки. При отвисании паретичной стопы используют резиновую тягу, кроссовки или лёгкие ботинки, фиксирующие голеностопный сустав (лучше на «липучках») или ортопедическую обувь.
В этот период происходит не только усложнение упражнений, но и постепенное увеличение времени выполнения одного упражнения или комплекса в целом.
Однако следует отметить, что в настоящее время для тренировки ходьбы у больных с постинсультными гемипарезами широко применяются тренажёры в виде «бегущей дорожки», оснащённые системами, частично поддерживающими вес тела.
Обучение самообслуживанию начинается ещё в раннем восстановительном периоде на стационарном этапе лечения- как только становятся возможными активные движения больного – начинается с освоения самостоятельного вставания с постели, умывания, приёма пищи, одевания, обувания, ходьбы, пользования туалетом. Постепенно сфера этих действий расширяется.
Реабилитация проводится на фоне адекватной медикаментозной терапии- нейропротекторы, ноотропы, антиоксиданты, вазоактивные средства с ноотропным эффектом, нейромодуляторы.
Далее наступает 1 этап раннего восстановительного периода, который продолжается в течение последующих 3 х месяцев после инсульта.
Основные задачи восстановительной терапии в этот период:
– дальнейшее развитие активных движений;
– преодоление синкинезий;
– снижение спастичности в парализованных конечностях;
– совершенствование функции ходьбы;
– повышение толерантности к физическим нагрузкам;
– тренировка устойчивости вертикальной позы;
– обучение навыкам самообслуживания.
В этом периоде продолжают использовать лечебно- гимнастические упражнения, направленные на активацию движений в паретических конечностях.
Для обучения важнейшим двигательным навыкам, в частности точностному схвату, у больных с постинсультными гемипарезами используют метод биоуправления, организованный по электромиограмме (ЭМГ) с помощью аппаратно-программного комплекса «БОС-ЛАБ».
Для подавления патологических синкинезий, таких как сгибание руки в локтевом суставе при одновременном сгибании бедра и голени, используют различные приёмы в зависимости от тяжести пареза:
– сознательное подавление синкинезий (при лёгкой степени пареза);
– ортопедическая фиксация (с помощью лонгет, эластичного бинта, ортопедической обуви) одного или двух суставов, в которых наиболее выражены синкинезии;
– специальные противосодружественные пассивные и активно-пассивные упражнения.
Большой интерес представляет использование робототехнических устройств для преодоления мышечных синергий, возникающих при попытке больного с грубым спастическим парезом совершить какое-либо произвольное движение.
Робот-ортез, фиксируемый на паретичной руке больного, запрограммирован таким образом, что он препятствует проявлению сгибательной синергии в руке во время произвольных движений. Тренировка с помощью этого робота-ортеза в течение 8 недель приводит к значительному уменьшению выраженности синергии и увеличивает функциональные возможности руки.
Важной задачей является совершенствование функции ходьбы, тренировка устойчивости в вертикальной позе. С целью уменьшения асимметрии позы, повышения опорной функции паретичной ноги, улучшения устойчивости вертикальной позы используют различные виды баланс-терапии:
– степ-тренировку,
– специальные лечебно-гимнастические упражнения.
В качестве баланс —терапии применяют метод функционального биоуправления с обратной связью по статокинезограмме. Этот метод, наряду с улучшением функции равновесия, способствует уменьшению степени пареза в ноге, улучшению глубокой чувствительности, ориентировки в пространстве, а также высших психических функций – внимания, умственной работоспособности и нормализует эмоционально-волевую сферу больных, приводи к уменьшению асимметрии шага, повышению скорости и качества походки.
Одной из наиболее интересных и перспективных в современной нейрореабилитации является технология, основанная на виртуальной реальности (ВР), технической основой которой служат компьютерное моделирование и компьютерная имитация, а также ускоренная трёхмерная визуализация, позволяющие реалистично отображать на экране движение.
К концу уже 1ого месяца после инсульта в клинической картине помимо пареза наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность) в определённых мышечных группах: сгибателях кисти и пальцев, сгибателях предплечья, а также в икроножной мышце.
Основным средством борьбы со спастичностью, особенно в амбулаторных условиях, является приём миорелаксантов (препаратов, которые снижают мышечный тонус).
В последние годы для уменьшения мышечных спазмов и спастичности стали применять локальные инъекции ботулотоксина (ботокса).
Как бороться с трофическими нарушениями, такими как: артопатии суставов паретичных конечностей, «синдром болевого плеча», пролежни.
Развитие артропатий может привести к образованию контрактур, при которых из-за резких болей в области суставов значительно ограничивается объём активных и пассивных движений. Артропатии встречаются и других суставов. Локализуются они, преимущественно, в суставах пальцев паретичной руки и лучезапястного сустава.
Разработан комплекс лечения постинсультных артропатий, включающий:
– обезболивающие электропроцедуры (диадинамические токи, синусоидально- моделированные токи, чрезкожная стимуляционная аналгезия, электроферез лекарственных веществ и иглорефлексотерапия);
– методы улучшающие трофику суставов и окружающих их мягких тканей (парафино- или озокеритолечение, вакуумный массаж, турбулентный гидромассаж).
– методы, направленные на восстановление движений (кинезотерапия, массаж и др.)
– при выпадении головки плечевой кости показаны ношение фиксирующей повязки, элекстростимуляция мышц плеча и плечевого пояса.
Таким образом, к основным методам двигательной реабилитации больных со
спастическими парезами относятся:
– Лечебная гимнастика;
– Лечебная гимнастика в бассейне;
– Ортезотерапия;
– Массаж;
– Нервно-мышечная электростимуляция;
– Тренинг с помощью биологической обратной связи;
– Физиотерапия.
Восстановление речи
При достаточном уровне бодрствования с первых же дней инсульта начинаются занятия по восстановлению речи (занятия с логопедом). Речевая реабилитация в связи со сложностью организации речевой функции более длительна, чем двигательная реабилитация, и может продолжаться 1—2 года (а в отдельных случаях и более 2х лет).
Важной задачей раннего периода является вызывание у больного хотя бы звукового «скелета» нарушенного слова (абриса слова).
При различных формах афазии (нарушение речи) используют различные программы, которые включают в себя:
– пение, чтение стихов, проговаривание автоматизированных рядов;
– установление связи «картинка-слово»;
– работа над артикуляцией и мимикой больного;
– артикуляционная гимнастика (по образцу, по устной инструкции,
cопряжённо);
– восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова
(восстановление фразовой речи, восстановление письменной речи).
Речевая реабилитация проводится на фоне медикаментозной терапии, оказывающей активирующее влияние на основные функции мозга: речь, память, внимание, способность к обучению.
При псевдобульбарном синдроме (дисфагии-нарушение глотания, дисфонии-отсутствие голоса, дизартрии- смазанная речь) рекомендуется:
– нервно-мышечная электростимуляция мышц глотки, гортани и языка;
– занятия с логопедом при дизартрии;
– при насильственном смехе и плаче- амантадин (мидантан) -0,2г/сут. В 2 приёма.
Успех реабилитации в значительной степени зависит от активности самого больного. При наличии у него негативизма по отношению к занятиям, депрессивного фона настроения, аспонтанности эффективность реабилитации значительно снижается.
Семья занимает большое место в реабилитационном процессе, особенно на амбулаторном этапе. Члены семьи, родные и близкие больного организуют выполнение им «домашних» заданий логопеда.
Когнитивные нарушения и деменция
Когнитивные нарушения достаточно часто возникают после инсульта, хотя после первого инсульта они редко достигают степени деменции.
К когнитивным нарушениям относятся:
– дефицит внимания, его концентрации, нарушение способности быстрой ориентации в меняющейся обстановке;
– снижение памяти, особенно на текущие события;
– замедленность мышления, быстрая истощаемость при напряжённой умственной работе;
– сужение круга интересов.
Выделяют три степени когнитивных нарушений:
– Легкая степень;
– Умеренная степень;
– Выраженная степень.
При лёгкой степени – минимальный когнитивный дефицит: больной полностью ориентирован, хорошо выполняет тесты, определяющие состояние оперативной памяти, контролирует своё поведение и эмоции, легко выполняет 2—3 сложные инструкции, но вместе с тем отмечается определённое снижение концентрации внимания, умственной работоспособности, запоминания нового материала.
При умеренной степени – больной периодически путается во времени, пространстве, у него отмечается умеренное снижение оперативной памяти, при выполнении двусложных инструкций допускает ошибки.
При выраженной степени– деменция: отмечаются различной степени нарушения памяти и интеллекта в сочетании с различной степенью социальной адаптации.
Что делать и как помочь больному при когнитивных нарушения и явлениях деменции?
Реабилитация больных с когнитивными нарушениями на ранних стадиях заболевания включает:
– Правильную организацию труда и отдыха, отказ от ночных смен и длительных командировок;
– Умеренные физические нагрузки, лечебная гимнастика, дозированную ходьбу;
– Диетотерапию: ограничение общей калорийности пищи и потребление соли (до 2—4гр в день), животных жиров, копчённостей, больше свежих овощей и фруктов, кисломолочных и рыбных продуктов;
– Климатолечение на местных курортах, в условиях мелкогорья и на морских курортах;
– Бальнеолечение, положительно воздействующее на кровообращение, сократительную функцию сердца, состояние вегетативной нервной системы; средствами выбора являются- радоновые, углекислые, сульфидные, йодобромные ванны.
Упражнения по тренировке памяти.
Для улучшения памяти важно усиление её предпосылок. Используют три следующих направления:
– Обучение методу, способствующему регистрации информации, развитию наблюдательности и внимания.
– Обучение методу облегчающему закрепление, удержание и вспоминание зарегистрированной информации. В его основе лежит либо эффект повторения, либо развитие способности организовать запоминание с помощью определённых приёмов (ассоциаций), воображения, эффективного воздействия, волевого усилия.
– Выработка переноса обучения в искусственных условиях на ситуацию реальной жизни.
Пожилым людям объясняют смысл занятий. Путем обязательных привычных упражнений вырабатывается активная положительная установка на проведение таких занятий. Следует строго соблюдать принцип постепенности в усложнении занятий – от простого через повторение к сложному. Нужно избегать утомления от занятий. Они должны быть частыми, но короткими по времени – ежедневно в течение 45 мин с коротким перерывом для отдыха. Создаётся атмосфера игры, что позволяет добиться заинтересованности, эмоционально оживляет, улучшает мотивацию.
Тренировка памяти больного производится с учётом особенностей его личности, интеллектуально багажа и нарушений памяти, отсутствия негативной установки на занятия.
Кроме всего, необходимы курсы медикаментозной терапии:
Ноотропные и нейротрофические средства (ноотропил, энцефабол, церебролизин, семакс, кортексин, фенотропил и др.);
Препарты, улучшающие мозговое и системное кровообращение (кавинтон, сермион и др)
Препараты, влияющие на холинэргическую систему (глиатилин, нейромидин и др);
Препараты, влияющие на глутаматергическую систему (акатинола-мемантин и др);
Антиоксиданты, антигипоксанты и др.
Наряду с психотерапевтическими и медикаментозными мероприятиями необходимо больного привлекать к посильной работе по дому, создать условия для различных занятий (терапия занятостью), для восстановления старых и развития новых увлечений (хобби), так как вынужденное безделье тяготит больного, усиливает депрессию, апатию и негативизм.
Путь к активному долголетию
Екатерина Германовна Никонова. Врач-кардиолог, терапевт.
Автор программ: «Обмани свой возраст», «В здоровом теле здоровый мозг».
WhatsApp: +7 (911) -981-6688
Cайт: https://doctor-ekaterinanikonova.tilda.ws/
Сегодня я хочу приоткрыть секреты активного долголетия и познакомить вас, дорогие читатели с 20-тью важными правилами, выполнение которых доступно каждому из вас!
Выполняя эти правила-рекомендации, Вы гарантированно положительно повлияете на продолжительность и качество Вашей жизни!
Прежде, чем перейти к самим правилам, я расскажу о том, с помощью каких процессов возможно достижение такого потрясающего результата.
– Вы постепенно улучшите свой метаболизм (то есть обменные процессы организма), позволяя ему работать более эффективно, что называется « в вашу пользу»!
А это будет способствовать слаженной работе всех органов и систем, за счет чего улучшится их кровоснабжение, нормализуется вес и уйдет ненужная дополнительная нагрузка на работу жизненно важных органов.
– Поспособствуете замедлению процессов старения за счет замедления процессов перекисного окисления. Поясню: неконтролируемое окисление липидов (это жиры, которые содержатся во всех клетках) может приводить к гибели клеток в организме человека! При замедленном окислении липидов работа клеток улучшится и клетки начнут «самоомолаживаться».
В результате вы будете чувствовать себя бодрее, появится легкость, энергичность во всем теле и вы будете выглядеть моложе своих лет!
– Сформируете новые нейронные связи в головном мозгу (если простым языком, это мостики, с помощью которых нервные клеточки связаны друг с другом и эти связи могут в течение жизни меняться), в результате чего сформируете необходимые навыки и полезные привычки, которые помогут Вам стать более стрессоустойчивым и уверенным в себе человеком!
– Улучшите свои когнитивные функции: память, мышление, внимание, а это значит замедлите или полностью предотвратите процесс развития деменции (старческого слабоумия).
– Запустите в своем организме выработку природных эндорфинов (или гормонов счастья), которые будут способствовать поддержанию отличного настроения, ощущению радости и умиротворения!
Полагаю, этого вполне достаточно, чтобы получить заряд мотивации и начать, наконец, действовать в выбранном направлении!
Поэтому я собрала для Вас воедино научные данные современной медицины и советы долгожителей (а именно тех людей, чей возраст перевали за отметку в 100 лет) и уже готова поделиться секретными правилами долголетия прямо сейчас!
Берите и внедряйте!
1. Жизнь-это не фильм, который можно будет перезаписать или поставить на паузу, это не черновик, который можно будет начисто переписать.
Жизнь-это (как пелось в известной песне) «миг между прошлым и будущим», поэтому так важно ценить каждый день своей жизни!
Вообще умение ценить, а не обесценивать-очень полезный навык, который можно и нужно в себе развивать с тем, чтобы обеспечивать оптимальные биохимические реакции головного мозга и чувствовать внутреннюю гармонию.
2. Физические нагрузки- это не только тренировка всех мышц и улучшение кровообращения, это еще и улучшение всех обменных процессов (метаболизма в целом).
Кроме того, во время физических нагрузок вырабатываются гормоны счастья, которые обязательно поднимут настроение и обеспечат вам заряд бодрости на целый день!
Если вам трудно заниматься с тренером в спортзале, можно освоить комплекс несложных физических упражнений и выполнять ежедневную утреннюю зарядку.
Если вы можете передвигаться, пешая ходьба не менее 40 минут в день принесет вам колоссальную пользу!
Сюда же входит аэробика, бег, танцы, -выбирайте сами то, что Вам нравится!
Главное-делать это регулярно.
3. Все негативные эмоции должны находить свой выход.
Не накапливайте их внутри! Позвольте себе поплакать или покричать.
Главное делать это экологично, то есть не доставляя боли близким людям.
Вы можете выехать в лес и там накричаться от души или сделать это дома в уединении.
4. Никогда не сравнивайте себя с другими!
Вы-уникальная личность. Вы-такой единственный на этой планете!
Но вы всегда можете стать лучшей версией себя, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием.
Узнавая и внедряя новую полезную информацию и новые привычки вы становитесь более ответственным, уверенным и успешным человеком по жизни.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=67243562) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.