Студенческая движуха. Педагог-организатор нового времени

Студенческая движуха. Педагог-организатор нового времени
Алина Горовенко
Какая она – современная молодёжь? Это ребята, которые не любят читать, писать. Им скучно на стандартных уроках, они не воспринимают информацию, как это было раньше. Сейчас у молодёжи проблема с концентрацией, самодисциплиной. Книга предлагает действенные лайфхаки по работе с современными подростками: как оставаться с ними на одной волне, расшевелить их и вовлечь в рабочий процесс. На страницах вы найдёте рабочие инструменты для того, чтобы стать педагогом-организатором нового времени.

Студенческая движуха
Педагог-организатор нового времени

Алина Горовенко

Редактор К. Д. Кузнецова
Фотограф Лера Ким

© Алина Горовенко, 2022
© Лера Ким, фотографии, 2022

ISBN 978-5-0055-5664-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Благодарности
Начать эту книгу я хочу с благодарности прекрасным людям из ГАПОУ АО «Новодвинский индустриальный техникум», которые мне стали по-настоящему родными.

От всего сердца благодарю Алёну Палкину, мою добрую подругу, с которой мы были коллегами сначала на АЦБК, а потом и в НИТ. Вот уж кто всегда поддерживал все мои движи, а также поощрял внедрение неформального общения со студентами в воспитательную работу! Дорогая моя, спасибо за то, что выслушивала все мои безумные идеи и не прекращала верить в меня!

Спасибо говорю директору НИТ Тарасовой Наталье Сергеевне за то, что позволяла мне быть собой, радовать своего внутреннего ребёнка и быть со студентами практически наравне, а также творчески реализовываться на территории техникума. Это просто бесценно!

Благодарю своих активистов, которые и вдохновили меня на написание этого руководства. Это все те ребята, которые всегда за радость участвовали в тех мероприятиях, что я проводила в НИТ, и шли со мной вперёд, не задавая сопутствующих вопросов. Спасибо вам, родные, за ваше доверие, за вашу любовь! Вы и сами знаете, что я вас просто обожаю! Всех поимённо не перечислить, ведь вас просто огромное количество! Я помню каждого, с кем репетировали до поздней ночи, с кем вместе учили слова, с кем нон-стоп переписывались по организации и проведению мероприятий, с кем вырезали, клеили, мастерили, рисовали, пели под гитару и многое-многое другое!

Отдельно я хочу поблагодарить тех активистов, кто не только участвовал в движах техникума, был их инициатором, но и кто захотел поучаствовать в фотосессии для этой книги. С этими людьми у меня связаны воспоминания о том поворотном дне, когда были сделаны эти фото. Я своими глазами увидела, что из себя представляют люди техникума. И эти активисты, без сомнения, – лучшее, что случилось со мной в НИТ. Спасибо огромное Артёму Кудрицкому, Александру Сиротину, Юлии Пилюк, Егору Борзенкову, Ивану Доброву, Денису Докшину, Дарье Харьковой, Алёне Якушевой и Инге Леонтьевой! Обнимаю вас!

Спасибо очаровательному фотографу Лере Ким. Она внесла нотку андеграунда в наши фотографии, сделав их, по меркам молодёжи, стильными. Эти фотографии стали не только отличным дополнением к этой книге, но и памятью о нашем кружке художественной самодеятельности.

Благодарю и свою подругу Валю Солдатову за то, что всегда соглашалась поучаствовать в моих мероприятиях в качестве эксперта в области психологии и не только. Сколько добра она привнесла в НИТ! Светлый и замечательный человечек, который помог многим ребятам лучше понять себя, разобраться с проблемами, стать увереннее в себе, раскрепоститься. Спасибо, Валюшка, и за то, что поддерживала меня и помогала мне самой разобраться в вопросах личных границ, взаимоотношений с молодёжью и прочих важных темах!

Спасибо огромное моему редактору К.К. за то, что проделала такую огромную работу. Ведь это не художественная книга, над которыми мы совместно работали раньше. Это нон-фикшн, где куча сценариев, приложений и таблиц. Спасибо, дорогая, за твоё терпение и готовность работать над нестандартными проектами!

Введение
Приветствую всех тех, кто держит в руках эту книгу. Она не похожа на сухое руководство или чётко структурированную методику. Это больше похоже на дневник откровений. Здесь есть молодёжный слэнг, разговорная речь и умозаключения, основанные на личном опыте. У меня высшее педагогическое образование с углублённым знанием психологии, я три года проработала педагогом-организатором в техникуме, имею 1 категорию: данный опыт и лёг в основу книги «Студенческая движуха. Педагог-организатор нового времени».
Вопрос к вам такой. Хотите ли вы стать педагогом-организатором (или иным специалистом по работе с молодёжью) нового времени?
Тогда эта книга для вас. Она о трендах, о психологии отношений с подростками, о рабочих инструментах, которые вы сможете легко внедрить в свою жизнь. И всё это написано простым языком. Никакой воды, я обещаю!
По всем возникшим вопросам вы можете всегда написать мне на электронную почту: alina_asphodel@mail.ru
Я буду рада увидеть ваши предложения о том, какие темы вам хотелось бы, чтобы я ещё раскрыла.
Ну что, готовы окунуться в мир педагога-организатора нового времени?

Студенческая движуха

В этом разделе вы найдёте для себя ответы на многие волнующие вопросы. Это и то, какая нынешняя современная молодёжь. Какие сейчас тренды, и как их найти. Откуда брать идеи для тех или иных мероприятий. Как общаться с ребятами, при этом иметь авторитет. Как общаться с коллегами и спонсорами. Исчерпывающие рекомендации по работе с молодёжью, а также по оформлению сценариев и многое другое.
Моё самое большое желание – чтобы вам этот раздел не просто понравился, но и стал полезным.

Современная молодёжь
Какая она – современная молодёжь? Давайте откровенно. В основном это те ребята, которые не любят читать, писать. Им скучно на стандартных уроках, и они не воспринимают информацию, как это было ещё несколько лет назад. Сейчас у молодёжи большая проблема с концентрацией, самодисциплиной. И это вполне объяснимо. Сейчас господствует клиповая культура, она заточена на использовании гаджетов. Но самое главное – это, что благодаря развитию социальных сетей вроде TikTok, «ВКонтакте» (появился отдельный раздел «клипы») и др., ребят очень сложно чем-либо удивить. Им достаточно нескольких секунд, чтобы понимать, годный перед ними контент или нет.


Так и что же получается? Что оторвать ребят от телефонов невозможно? Что ничего им не интересно? Реальная жизнь – тлен?
Можно долго говорить о том, что система образования нынче не та, что молодёжь стала другая, а вот мы в их возрасте… Но эти мысли ни к чему не приведут. Просто мир теперь другой: он развивается со скоростью света, и выход здесь один – самим быть в тренде. Ну либо кануть в небытие.
Раз вы читаете эту книгу, значит, твёрдо намерены идти в ногу со временем и получить респект и уважуху от современной молодёжи. Отлично.
Тогда первое, что вам нужно понять – сама молодёжь не виновата в том, что она такая. Что книгой уже никого не заинтересуешь, что писать стало скучно и даже сложно, а многие даже читают по слогам. Не виноваты правительство, министр просвещения, родители, учителя. Если кого винить, то только жизнь: это всё тенденции времени. И так не только в России, так во всём мире.
Поэтому советую принять это как данность. Сейчас нет возможности что-то поменять, настал момент, когда именно нам нужно прогнуться под этот изменчивый мир.

Музыкальные тренды
Чтобы понимать мышление современных подростков, нужно освоить их привычную среду. Нужно – слабо сказано: это просто жизненно необходимо. Все тренды именно там. Через новинки и чарт треков «ВКонтакте» можно иметь представление, что на данный момент слушает молодёжь. Для этого будет достаточно и клипов ВК, а также видосиков в TikTok. Зачастую в тренде не сама песня, а лишь какой-то её фрагмент.


Без современной музыки никуда. И педагог-организатор нового времени точно знает, какую музыку ему использовать. Это то, что в тренде. Это то, что на слуху. Это саундтреки из современных фильмов, сериалов, мультиков. Если вы начнёте мероприятие музыкой из «Мстителей», вам точно будет обеспечено молодёжное «вау». Если на выход участников у вас будет трек из «Звёздных войн» – это будет пушка. Отслеживайте новинки в мире шоу-бизнеса (не только музыка, но и кинематограф), чтобы быть в теме.
Нет никакого кощунства в том, чтобы использовать старые треки в виде современных каверов. Да, вы будете абсолютно правы, если скажете, что молодежь даже оригиналов не слышала. Так и есть. Но какая, собственно, разница? Они родились позже нас, и вполне закономерно, что нашу музыку они не слышали и не знают. Но они кайфуют от перепевок, что тоже, в свою очередь, классно. И кстати, ребята и сами за радость кавернут всё, что угодно. Это касается и игры на гитаре, и современных танцев.
А как использовать современные песни, спросите вы, если там мат на мате? Да, сейчас достаточно сложно найти топовую песню, в которой нет ни одного мата. Но опять же, в этом не вина самих подростков. Они это слушают потому, что это модно. Но не они закладывают модные тенденции, это делают вполне себе взрослые люди.
А с такими вот песнями (или НЕДОпеснями) можно поступать следующим образом. Брать минуса. Либо запикивать маты. Поверьте, если подобные треки будут неотъемлемой частью ваших мероприятий, от желающих участвовать в них отбоя не будет!

Чаты, беседы
Общение с подростками сейчас принимает новый оборот. Это не типичные встречи тет-а-тет. В основном – это общение в соцсетях. И когда вы примите этот факт, поймёте, что это очень удобно. Гораздо удобнее, чем ждать встречи. Можно решать проблемы по мере их поступления.


Единственный нюанс заключается в том, что у молодёжи (а зачастую и их родителей) нет понятий о личном пространстве. Они могут писать в любое время дня и ночи, не видя ничего предосудительного в этом. Решается этот момент достаточно просто – вам необходимо сразу обозначить личные границы. Объяснить, что ваш рабочий день с такого-то по такое-то время, и что у вас есть своя личная жизнь. Поверьте, никто на это не обидится. Молниеносно бросаться к телефону совсем не обязательно. В то же самое время сами ребята будут отвечать вам с куда большим рвением, ведь для них студенческая жизнь – это не строго нормированный день, а образ жизни круглыми сутками.
Я буду основываться на примере своей работы в среднем профессиональном образовательном учреждении. Проще всего организовать чаты и беседы, например, по следующим категориям:
·Старостат
·Активисты 1 курс
·Кружок
Расскажу, почему именно такие. Старостат – это как отдельная группа по самоуправлению ребят. Активисты 1 курса – это обычно те, кто ещё не определился, чем именно хотят заниматься, но с радостью получают любые предложения от вас. В свою очередь, они не обязаны соглашаться на любую движуху. Они отреагируют, если им будет прям интересно. Кружок – это сообщество тех, кто ходит в кружок, который вы ведёте на регулярной основе. Я бы предложила вам не делать узких направлений и организовать кружок художественной самодеятельности, где нет никаких границ и рамок. Отдельный чат можно выделить для тех ребят, которые занимаются освещением мероприятий в социальных сетях.
Помимо этих бесед я бы ещё предложила вам сделать следующие:
·Танцоры
·Певцы
Наличие подобных чатов и бесед позволяем вам ускорить процесс поиска активистов и энтузиастов. А рассылка анонсов мероприятий и конкурсов по данным беседам позволит вам сделать максимальный охват обучающихся. Помните о том, что, в первую очередь, вы максимально упрощаете собственную жизнь. Пусть лучше вам устроят долбёжку в беседе, чем будут приходить лично и отвлекать вас от работы. И поверьте, если они будут ходить к вам, то велика вероятность, что задавать вам будут одни и те же вопросы. А создание подобных чатов гарантирует, что вам не придётся объяснять одну и ту же тему дважды, а также исключает возникновение одинаковых вопросов.

Ох уж, эти ваши Интернеты
Сейчас просветительская деятельность в Интернете играет большую роль. Часто отчитываясь в проведении того или иного мероприятия, необходимо указать ссылку на интернет-источник. Если мероприятие не фигурирует в Интернете, значит, его и не было. Такой девиз сегодняшнего дня. Это касается и министерства образования и документов, которые вы, например, готовите на получение категории.


Поэтому помните о том, что вы должны транслировать происходящее (от самого официального к самому неформальному):
·На официальный сайт вашей организации
·В группу «ВКонтакте»
·В других социальных сетях, например, в TikTok (но пока что это ещё далеко не обязательно)

Информация также должна различаться в зависимости от того, на какую платформу выставляется. Понятно, что если это официальный сайт, то туда размещается полноценная статья с фотографиями, а если это социальные сети, то это небольшой пост с самыми прикольными фото (не больше 10 шт).
Конечно, ведением сайта обычно занимается отдельный человек, но за контент отвечает в основном педагог-организатор. То же самое касается и других платформ.
Рекомендую размещением информашки «ВКонтакте» заниматься самостоятельно, потому что многие органы отслеживают всю информацию. И конечно, там всё должно быть предоставлено в максимально грамотном виде. Но на некоторых платформах вроде TikTok нет особой строгости, поэтому ведение подобных соцсетей можно делегировать своим ребятам. Поверьте, им это будет в кайф.
Вообще предварительный отбор можно устроить посредством проведения конкурса из разряда «Самый активный профиль в социальной сети [нужное название вставить]». Придумайте уникальный хэштег для вашей организации, и пусть ребята заливают сторисы, посты и видео с этим хэштегом. По итогу самый активный профиль и станет победителем, а значит, руководителем странички вашей организации в этой соцсети. Ну и если у вас есть желание стать совсем ближе к молодёжи, то можно заморочиться ещё и с TikTok. Сказать по правде, эта платформа ещё не обрела должного признания со стороны общественных организаций, поэтому здесь решать только вам. Помните о том, что контент, который вы размещаете, не должен порочить честь вашей организации. Думайте всегда о престиже!

Соцсеть, которую нельзя называть
Самая популярная новостная площадка на данный момент. Это не только кайфно самой молодёжи – пролистывать новостную ленту, смотреть сторисы, быть в курсе актуальных мероприятий и конкурсов. Это ещё и отличный вариант вовлечения. Ваш профиль будет выползать в рекомендациях, и это отличная возможность обрести потенциальных новых студентов (членов вашей организации).


Это также возможность общаться с молодёжью на их языке. Не отдавайте полностью бразды правления своим ребятам, курируйте работу в этой социальной сети сами. Я бы даже посоветовала пройти обучение по ведению профиля в ней, ведь это сейчас как отдельная наука, честное слово! Можно вести профиль отвратительно: так, что любой абитуриент скажет «я ни в жизнь не пойду туда учиться!». А можно вести его эстетично и грамотно, что все ребята будут уговаривать своих родителей поступать именно сюда, ведь в вашем профиле так классно!
Решает количество мероприятий – это факт. Всё время что-то должно происходить. Любое малейшее событие должно стать самостоятельным постом с текстом, богатым на смайлики, а также с качественными фотографиями. Это тот самый случай, когда лучше залить мало фотографий, но с хорошим разрешением, чем много пиксельных или размытых. Ещё раз повторюсь о том, что наша задача – повышать престиж, а не наоборот.
Заливайте истории, делайте отметки на участвующих в мероприятиях, таким образом, чтобы вы получили репосты. Благодарите людей, которые помогли вам в проведении мероприятий, в особенности если это люди со стороны.
Сторисы тоже должны быть живыми и интересными. Недостаточно выложить фото и сделать отметку. Помните про фильтры, гифки, обратный отсчёт. Делайте опросы, задавайте вопросы, проводите тесты: народ очень любит клацать по кнопкам. Будьте активны. Помните про шрифты и цветовое оформление. Очень важно, чтобы визуал, который вы создаёте, был красивым и гармоничным. Старайтесь делать продуманную цветовую гамму, где всё будет предельно сочетаемым. Поверьте, молодёжь на это заточена. Если вы схалтурили, то это сразу же заметят.
Ведите прямые эфиры. Есть мероприятия закрытого формата, но вы можете дать возможность абсолютно всем желающим взглянуть на них. Это непосредственное участие, возможность комментировать и задавать вопросы, слать реакции – бесценно. Это живая жизнь, без фильтров и шаблонов. В 2021 году мы в техникуме внедрили нововведение – профориентация посредством прямых эфиров. Это просто бомба! Представляете, что вы – абитуриент, сидите себе дома и со своего дивана смотрите на то, как студенты орудуют сварочным аппаратом? А на следующий день лаборанты титруют прямо здесь в режиме живого времени! Это очень круто, обязательно это сделайте! Непременно потом сохраняйте эти прямые эфиры и заливайте их в истории, чтобы повысить просмотры. Это реальный крутяк.
Именно эта ваша социальная сеть может расположить к себе не только самих студентов, но и абитуриентов и даже потенциальных партнёров! Сейчас очень многие ИП-шники соглашаются на сотрудничество с оговоркой на активный пиар именно здесь. А спонсоры никогда не будут лишними, так?

Кружок
Чтобы руководить парадом художественной самодеятельности, рекомендую создать кружок. Это отличный вариант для того, чтобы собрать вокруг себя заинтересованных ребят с определёнными талантами. Однако делать нужно упор на то, что кружок – это такое место, в которое могут прийти все желающие, если хотят активности, общения, движухи. Необязательно что-то уметь делать. Можно акцентировать внимание на том, что на кружке вы научитесь делать всё, что угодно: будь то танцы, песни, рисование, оформление выставок, актёрская игра и пр. Ребята сами будут хотеть пробовать себя в разных амплуа. Главное – дать посыл, что в этом нет ничего сверхъестественного, и что абсолютно каждый может научиться делать всё, что угодно.


Проводите время вместе с ребятами – это очень важно. Кружок – не то место, где должно править студенческое самоуправление. Им нужен грамотный наставник со своим богатым жизненным опытом. При этом они хотят общаться с вами в неформальной обстановке и иметь возможность смело говорить о том, что их беспокоит. Дайте им такое место. Проводите чаепития и расслабляющие встречи. Помните о разнообразии деятельности, поэтому вместо стандартных репетиций это могут быть и тренинги на сплочение, например.
Спрашивайте у ребят, чем бы им самим хотелось заняться. Помогайте им реализовывать свои проекты, идеи. Будьте им надёжным другом и наставником. Проходите с ними через все мероприятия наравне. Будьте частью этой движухи. Танцуйте вместе с ними, пойте, оформляйте вместе выставки, снимайте видео и т. д.
Здесь есть тонкая грань. Можно помогать ребятам оформлять, например, фотовыставку, а можно делать всё практически самостоятельно. Вы должны помогать в незначительной мере, чтобы ребята понимали: практически основной фронт работ был выполнен ими самостоятельно. Знаете, как это повышает чувство собственной важности? Невероятно! Поэтому рекомендую помогать лишь советом или в формате мастер-класса.
Да, пусть сегодня ваша выставка будет кривая-косая. Тут главное, чтобы ребята сами были довольны результатом. «Вам самим нравится?». После этого они будут стараться сделать качественнее. Им тоже захочется самосовершенствоваться. Ну и вы всегда можете подсказать им, как исправить косяки или ускорить рабочий процесс.
Помните о распределении обязанностей. Покажите ребятам, что все вместе они – большой слаженный механизм. И что, только работая вместе, они могут в кратчайшие сроки выполнить задачу. Будь это оформление зала к празднику: кто-то нарезает скотч, кто-то держит стремянку, кто-то клеит украшения, кто-то надувает шарики, а кто-то делает фотографии процесса. Каждый человек должен быть задействован.
Не бойтесь поручать ребятам сложные вещи. Они почувствуют на себе ответственность и захотят сделать всё по лучшему разряду. Но помните и о том, что иногда необходимо перестраховаться. Не позволяйте мероприятию пойти по одному месту, если кто-то вдруг не сможет выступить.
Ну и помимо кружковцев вовлекайте и других студентов к участию. Помните о том, что всем людям хочется разнообразия, поэтому старайтесь менять ведущих, танцующих, поющих. Помогайте другим осваивать новые роли! Раскрывайте потенциал ребят!

Гаджеты
Вы не типичный преподаватель, который уставом образовательного учреждения угрожает ребятам. Дело в том, что все эти меры запугивания уже давно не работают. Вы можете кричать, злиться, ругаться, заставлять писать объяснительные и выгонять со своих занятий. Но давайте посмотрим на ситуацию откровенно: кому вы делаете хуже? Точно не ребятам. Они не придадут этому инциденту должного значения, в отличие от вас. Чтобы не делать проблемой наличие гаджетов у молодёжи, постарайтесь интегрировать их в образовательный и воспитательный процесс. Это очень просто.


Предложите им заняться оформлением, например, к Новому году, а именно прошерстить Интернет, чтобы найти что-то реально годное. Это могут быть те же рисунки на окнах, но современные! Не типичные снеговики и символы наступающего года. Это могут быть герои новомодных мультиков. Это может быть необычная картина со снежинками, где девушка, например, выдыхает целый рой снежинок, которые ложатся в необычный рисунок. Видя готовые модные варианты декора, мозг ребят сам зашевелится.
Предложите им, допустим, при подготовке стенгазеты использовать информацию, которую они сами найдут в Интернете. Это очень крутая методика, позволяющая ребятам самим штудировать информацию и вычленять важное.
Также студенты могут самостоятельно заниматься поиском каких-то фотографий, картинок и даже музыки. Предложите им принести любимые треки, чтобы создать общую папку, которую вы будете слушать на собраниях кружка.
Старайтесь максимально задействовать гаджеты ребят, чтобы у них не было искушения прокрастинировать и с тупыми лицами листать новостные ленты социальных сетей. Вы можете попросить их найти нужных людей для мероприятия посредством рассылки определённого сообщения, они с большим удовольствием это сделают.
Помните о том, что практически у каждого есть портативная камера, которая всегда с собой: просите делать фотографии, снимать видео. Важно демонстрировать не только результат проделанной работы, но и процесс. Чем веселее ребятам в процессе, тем круче обстановка и атмосфера внутри самого кружка. Играйте в настолки, проводите интенсивы, тренинги, в конце концов, просто пойте под гитару. Будьте с ребятами наравне. Шутите с ними, веселитесь, будьте открыты. Только так вы получите максимальную отдачу.

О сокровенном
Не бойтесь быть откровенными с ребятами. Помните о том, что вы, скорее всего, их единственный близкий взрослый друг. Со многими вопросами они не могут подойти к родителям, что-то не могут обсудить с одногодками. Именно вы можете наставить запутавшегося подростка на путь истинный. Вы можете подсказать ему, в какие службы обращаться в той или иной ситуации. Можете рассказать о волнующей теме, объяснить, что к чему. Можете элементарно выслушать и подбодрить. Очень ценно, когда вы проявляете заботу и участие по отношению к подросткам. Это может стать отличной профилактикой правонарушений, а также вредных привычек.


Ещё одна тема, о которой важно и нужно говорить – это сексуальные отношения. Поднимайте эту тему и показывайте, что с вами об этом можно разговаривать открыто. Это делается для того, чтобы вы смогли рассказать им о контрацепции, об ИППП, а также о том, к чему приводят беспорядочные половые связи. Поверьте, многих вещей они не знают! Они свято верят в то, что прерванный половой акт – надёжный метод контрацепции. Они не используют презервативы потому, что это дорого. И о ещё многих вещах они не имеют понятия. На пути к их ранней беременности, абортам и болячкам можете встать вы – человек, который прямо и исчерпывающе донесёт до них столь важную информацию. Ну откуда они могут всё это узнать, сами подумайте! Вряд ли они обратятся к родителям. Скорее всего, они будут общаться об этом с такими же несведущими одногодками или пользоваться недостоверной информацией в Интернете.
Старайтесь как можно больше проводить профилактических мероприятий на темы контрацепции, а также ИППП. Да, тема безопасных сексуальных отношений – это смело. Но именно она поможет ребятам вести здоровый образ жизни, обрести здоровое потомство, а также испытать по отношению к вам ни с чем несравнимое доверие.
В целом сближение с подростками способствует пониманию. Они будут чувствовать себя свободно с вами, что позволит им говорить прямо, смело предлагать свои идеи, не переживая за то, как они будут при этом выглядеть в ваших глазах. Ведь они будут твёрдо знать, что не получат осуждения с вашей стороны.

Личные границы
А теперь появился ли у вас вопрос, насколько сильно можно сближаться с молодёжью? Вопрос личных границ очень важен. И речь сейчас не только о том, чтобы объяснить, в какое время вам можно писать и звонить. Здесь вопрос о том, насколько глубоко вы можете пустить их в свою душу.


Хочу сразу оговорить один момент. Вы для молодёжи не просто друг. Вы их взрослый друг. Разница в этих понятиях колоссальная.
Конечно, только вам решать, можно ли ребятам обращаться к вам на «ты». Некоторые знакомые, работающие с молодёжью, признавались мне, что они с ребятами на «ты», когда наедине. Это выбор каждого. Как по мне, настолько неформальное общение в дальнейшем может принести некоторые осложнения. Это может вылиться в фамильярное обращение, неуважение (такой пример я наблюдала сама у одного специалиста). Но если вы чётко даёте понять, что, несмотря на ваше тёплое и доверительное отношение, вы по-прежнему старше и взрослее, вы выдержите социальную дистанцию. Таким образом, вы сможете оказывать давление на подростков в случае конфликта, а, значит, поддерживать дисциплину, авторитет.
Будут психи, истерики, крики, скандалы – в любом случае. Это же подростки, у многих психика ещё не сформировалась. Многие испытывают целый шквал эмоций и чувств. А когда у них что-то не получается или они испытывают страх, нервы могут и вовсе сдать. Поэтому в таких ситуациях только социальное дистанцирование может вам помочь приструнить подростка, вышедшего из себя. Не всё решается пряниками, иногда всё-таки и кнут необходим.
Не старайтесь быть 24 на 7 белыми и пушистыми. Проявлять строгость и выражать критику входит в ваши обязанности. Если не будет дисциплины, наступит анархия.
Также не стоит слишком подробно распространяться о своей личной жизни. Помните о том, что эти ребята – всего лишь подростки, которым свойственно в большинстве своём приукрашивать и распространяться направо-налево. Тем более не допускайте распространения информации, которая может стать компроматом на вас.
Говорить о личном с ребятами можно и нужно, но всегда задавайте себе вопрос: «Безопасно ли это рассказать?». Отношения – это всегда двухстороннее движение. Поэтому если вы не будете говорить о своём личном, ребята не будут – о своём. Доверительные отношения предполагают, что вы в равной степени осведомлены о жизни друг друга. Но давайте откровенно – это не совсем так. Вы всегда будете знать гораздо больше, чем ребята о вас. Применяйте наводящие вопросы, чтобы узнать больше о самих ребятах, об их стремлениях, страхах, мечтах, личной жизни, семейных обстоятельствах. Эта информация не ради любопытства. Она поможет вам собрать характеристику о подростке, чтобы потом понимать, что за «фрукт» перед вами и в каких мероприятиях его стоит задействовать. Понимая, что родители студента – алкоголики, вы можете помочь ему реализоваться в стенах учебного заведения, дать ему понимание того, что им могут гордиться: вы, преподаватели учреждения, а также другие студенты. Иногда такого рода поддержка просто бесценна.
Очень многие жизненные ситуации ребят будут вызывать у вас откровенную жалость, желание помочь. Это и дети-сироты, и те, кто живёт с алкоголиками, наркоманами и пр. Не растворяйтесь в этих ребятах. Дайте им поддержку со стороны других студентов. Расскажите о том, что все они переживают тот или иной кризис в жизни, что всем бывает плохо, больно, одиноко. Не бойтесь сводить ребят по интересам: это самый экологичный способ помочь без ущерба самим себе. Потому что те, у кого есть базовые понятия психологии, знают, что подобное поведение может часто быть элементарным манипулированием. Чтобы не попадаться на эту удочку и не стать жертвой подростка-манипулятора, позвольте им обращаться за помощью к таким же подросткам, как они сами.
Как вы ещё можете помочь ребятам в трудных жизненных ситуациях? Помимо того, что вы всегда можете посоветовать специалистов и номера телефонов доверия, вы можете предложить им маленькие упражнения на обретение поддержки, тепла и заботы. Это могут быть массовые обнимашки, когда все обнимаются. Не пренебрегайте обнимашками – это очень мощный инструмент! Это могут быть какие-то контактные игры. Через тактильные ощущения точно так же пробуждается доверие. А доверие – незаменимая вещь в общении с подростками.

Молодёжный слэнг
Быть в курсе молодёжного слэнга необходимо. Поэтому периодически шерстите Интернет на предмет новых словечек. Вы знали, что иногда ребята свободно общаются о наркотиках, используя завуалированные словечки? Было бы неплохо знать, о чём идёт речь, не так ли?


А вообще если сами будете активно использовать слэнг, это придаст вам особый шарм в глазах молодёжи. Это будет говорить, в первую очередь, о том, что вы так же молоды, как и они. А значит, вас объединяют похожие настроения, переживания. Вас волнуют схожие темы и проблемы. Вы такой же человек, как и они. Не типичная училка, как они думают про всех тех, кто пропесочивает их на уроках. Нет, вы будете совершенно особенным созданием, и вам будут диву даваться.
Не бойтесь использовать такие словечки при написании постов, делая какие-то растяжки или придумывая названия мероприятий или конкурсов. Это подкупает молодёжь, правда-правда. Они уже вовлечены, ведь вы их смогли расположить к себе, удачно использовав новое трендовое словечко. Это и есть ваша задача – завлекать и оправдывать живой интерес.
Вы знаете, у меня был как-то раз конфликт из-за названия мероприятия «День первака». Знаете, чем он был обусловлен? Что первак – это первая проба самогона. И знаете, что самое прикольное? Что я об этом значении век не знала, что уж говорить о современной молодёжи. Иногда первак – это просто сокращение от «первокурсник». И поверьте, чем длиннее слово – тем оно быстрее приводит в уныние. Сравните сами, как звучит: «День первокурсника» и «День первака». Знаете, чем обусловлено появление новых слэнговых словечек? Это желание сократить длинные слова или заменить их короткими версиями иностранных слов. Потому что это отголоски клиповой культуры. Чем быстрее, короче – тем круче. Противоположное вызывает лишь потеряю интереса. Помните об этом!

Самоуправление
Конечно, может показаться, что работа педагога-организатора или любого другого организатора – это жесть какая-то: ни отдыху, ни продыху. Так и есть, если вы хотите делать качественный продукт. А если вы пришли чисто отстреляться – то вряд ли стали бы читать эту книгу. Вообще чтобы не сойти с ума от большого количества мероприятий, конкурсов, ведения соцсетей и всевозможной движухи, вам нужно обязательно научиться делегировать. Для вас это возможность проводить и дальше крутые штуки, но при этом прибегнув к помощи активистов.


Студенческое самоуправление – это классная вещь, если её грамотно подать. Покажите ребятам, что быть старостой – это круто и престижно. Что проводить самостоятельно мероприятия – это вышка. Что стать организатором того или иного движа – это самый настоящий топчик. И тогда вы увидите, что ребята действительно горят тем, что делают.
Не бойтесь, ребята не будут воспринимать ваши просьбы как прямое указание к действию. Они будут верить в то, что они совершают самую настоящую миссию. Для них это – возможность почувствовать себя самостоятельными взрослыми, которым по силам решать серьёзные вопросы. Поверьте, для них это – бесценный опыт. И кстати, почаще давайте им понять, что именно такие самостоятельные действия помогут им потом в дальнейшей взрослой жизни.
Смотрите, как ребята проявляют наставничество. Помогите им стать самостоятельнее и не зависеть от вас на все 100%. Развивайте в них твёрдую уверенность в том, что они могут сами креативить, придумывать и создавать нечто новое и уникальное. Предложите им сделать наброски к сценарию, сценке. Помогите им совсем немного: подкорректируйте, подскажите, как завершить мощным финалом. И вам уже не только не нужно будет тратить своё личное время на создание очередной сказки для выступления на празднике, но и вы получите студентов с ярко выраженным потенциалом!
Много ли ребята креативят по жизни? Да не особо, учитывая, что чем старше они становятся, тем меньше у них поводов просто порисовать или что-то придумать. Будьте тем человеком, кто не даст им забыть о радостях творчества! А кого-то вы и вовсе с ним познакомите! Есть те, кто ранее не чувствовал в себе творческой жилки, но всё меняется. И вы можете стать тем катализатором, который раскроет потенциал человека!

Поощрение
Не во всех учреждениях принята система денежного поощрения, как у нас. Но я вам скажу так: к участию ребят в нашей движухе стимулирует никак не денежная прибавка в стипендию. Конечно, это отличный бонус, никто не спорит. Поощрять ребят можно и нужно! И это могут быть дипломы, грамоты, благодарности, которые будут весомо смотреться в их портфолио. В качестве поощрения могут быть, например, вышеупомянутые чаепития. Это должно быть что-то приятное, что поможет расслабиться после проведения большого мероприятия. Что-то, что поможет отдохнуть физически и морально. Вы можете поиграть во что-то, вместе посмотреть фильм, просто пообщаться, поделиться эмоциями и впечатлениями.


И, конечно, самое сильное поощрение – это слово. Это благодарность за заслуги и признание того, как сильно вы цените проделанную работу. Вы замечаете всё то, что делают ребята, и обязательно отмечаете это. Эти тёплые слова необходимы молодёжи. Они искренне хотят быть нужными и важными. Они хотят вносить свой вклад, и они делают это максимально возможным образом. Они стараются изо всех сил, и вы должны обязательно отслеживать процесс развития каждого из ребят. Всё познаётся в сравнении, но в сравнении лишь с самими собой, а не с кем-то другим.
Будьте щедры на слова, ведь они являются не только прекрасным вариантом поощрения, но и мощнейшей мотивацией! После того, как вы отметите заслуги студентов перед другими, они захотят делать ещё больше!

Страх – союзник
Работая с подростками, необходимо понимать, что они взрослые постольку-поскольку. Они стараются показаться таковыми, но ещё ими не являются. И многие боятся признаться в том, что у них есть какие-то внутренние комплексы, страхи. Чтобы это не стало для вас сюрпризом за десять минут до выступления, необходимо проводить профилактические мероприятия по работе со страхом.


Самое главное в нашей работе – это работа на сцене, на публику. Поэтому очень важно объяснить молодёжи простую истину – абсолютно все боятся публичных выступлений. Можно выступить ни один десяток раз, но страх будет присутствовать всегда. И это нормальное явление. Не боится только тот, кто лукавит. Поэтому ребятам необходимо давать рабочие инструменты по работе со страхом.
Донесите до них информацию о том, что страх – это не враг, он – наш союзник. Если человек испытывает страх, значит, он двигается в нужном направлении. Страх – то чувство, которое возникает в тот самый момент, когда выходишь из зоны комфорта. Выход из зоны комфорта – это всегда хорошо: это развитие!
Поэтому покажите, как можно быстро приструнить свой страх публичных выступлений: это обычные физические нагрузки. Страх – это зачастую выброс адреналина, и избавиться от него можно чисто физическим путём. Отжимания, приседания, мимическая гимнастика – вот простые и действенные способы совладать со своим страхом. Научите этим простым лайфхаком ребят, и никакие паники и резкие отказы от участия в мероприятии вам не грозят.

Конкурсы
Проводите как можно больше конкурсов. Ребятам нравится участвовать, пробовать себя в чём-то новом. Награждайте за участие всех, и тогда вы увидите, что желающих на следующий конкурс будет гораздо больше. Потому что любому человеку приятно, когда его труд оценивается по заслугам. Вы можете отметить их заслуги в статье ВК или посте в любой другой социальной сети, им уже только это будет дико приятно!


Дайте ребятам возможность участвовать в разных видах деятельности. Затрагивайте все сферы творчества, задействуйте все платформы. Путь сдают работы не только стандартным путём, но и на электронных носителях, пусть присылают на почту, выполняют действия «ВКонтакте» или в других соцсетях. Это очень круто, поверьте на слово! Ваша задача не сделать конкурсы суперпопулярными среди молодёжи. Задача – найти ключик к интересам каждого.
Прилагаю список конкурсов, которые вы можете провести с тем же успехом. Это конкурсы, направленные и на развитие творческих способностей обучающихся и конкурсы профилактического характера.

Конкурсы рисунков:
– «Ты просто космос» (посвящён Дню космонавтики);
– «Курению – нет», «Курить не модно»;
– «Профилактика ГРИППа»;
– «Живи красиво. Скажи наркотикам НЕТ!»;
– «День Святого Валентина».

Конкурсы стенгазет:
– Конкурс стенгазет для учебных групп «Любимый НИТ» (название вашей организации);
– «СТОП коронавирус»;
– «Лайфхаки ЗОЖ».
– Конкурс плакатов в советском стиле «Мир. Труд. Май.».

Фотоконкурс:
– Конкурс на лучший фотоколлаж «Я за ЗОЖ»;
– Конкурс «НИТ one love» на лучшее фото учебных корпусов НИТ (вашей организации);
– Конкурс фотографий со своими бабушками и дедушками (к Международному Дню пожилых людей).

Конкурсы талантов:
– Конкурс красоты и талантов «Miss Adorable» (Мисс Очарование);
– «Настоящий мужчина»;
– «Настоящая леди»;
– «Самый годный студент»;
– «Суперстароста».

Конкурсы в соцсети:
– Конкурс ведения профиля в соцсети #студентнит (студентВАШЕЙОРГАНИЗАЦИИ);
– Конкурс #студентнит по ведению профиля НИТ в соцсети;
– Челлендж по приседаниям, отжиманиям;
– Конкурс на лучшую презентацию книги в сторис (ко Всемирному дню книг).

Музыкальный конкурс:
– Конкурс авторской песни «Для мам поём с любовью»;
– Конкурс каверов (в рамках Недели музыки).
– Конкурс на создание генеалогического древа «Моя семья» (к Международному дню семей).

Литературные конкурсы:
– Конкурс стихотворений и оды о техникуме «Я люблю НИТ»;
– Конкурс стихотворений «Ты мой краш» (ко Дню Святого Валентина)
– Конкурс сочинений «Книги – настоящее волшебство».

Серия конкурсов:
– Фестиваль «Новогодний сундучок»: конкурс рисунков, конкурс стенгазет, конкурс на лучшее оформление кабинетов, конкурс видеопоздравлений, конкурс сэлфи на фоне украшенной ёлки, конкурс фотографий поэтапной лепки «Я леплю снеговика»;
– «Студенческая жизнь»: конкурс на лучший фотоколлаж, конкурс на самый активный профиль в соцсети с хэштегом #студенческаяжизньнит;
– «Великая Победа» ко Дню Победы в Великой Отечественной войне: конкурс сочинений «Учебное заведение во время войны», творческий конкурс поделок, конкурс открыток «Великая Победа!», литературный конкурс сочинений «Для меня война – это…», конкурс рисунков «День Победы», конкурс рисунков «Парад военной техники», конкурс рисунков «Пусть будет мир на Земле!», конкурс презентаций «Герои Великой Победы», конкурс презентаций «Победа в Великой Отечественной Войне», выставка «Щемит сердце, хоть кричи…»;
– «НЕТ терроризму»: конкурс рисунков, конкурс плакатов, конкурс презентаций;
– «Я сердцем никогда не лгу» к 125-летию С.А.Есенина: конкурс рисунков, конкурс видеопрочтения стихов, конкурс презентаций;
– «Мечты о космосе»: рассказ «Мечты о космосе», космический рисунок, кавер песни «Трава у дома», Видео «Космическая поэзия», поделка «Космос своими руками».

– Конкурс на лучший классный уголок «Топовая группа».

– Конкурс «Крутой арт-объект» (к круглым датам вашей организации).

– Конкурс разгадывания кроссвордов на тему «Хэллоуин»;
– Конкурс составления кроссвордов ко Дню народного единства, конкурс разгадывания кроссвордов.

Конкурс брошюр:
– «Безопасные сексуальные отношения»;
– «Безопасность в сети Интернет».

Идеи
У многих наверняка возникает вопрос, откуда черпать идеи для очередного праздника и сценария к нему.


Начнём с самого простого: какую цель вы преследуете? Если вы хотите, чтобы мероприятие носило лёгкий необременительный характер, то его следует сделать непродолжительным по времени, а также не перенасыщенным по смысловой нагрузке. Есть мероприятия, которые, напротив, требуют большой подготовки, всевозможного реквизита, музыкальных подборок, раздатки. Возможно, ваша цель профилактическая. Хотим ли мы развлечь, но в тоже самое время обучить чему-то? Поэтому сначала определите преследуемую вами цель.
Тенденции современного времени заключаются в том, чтобы минимизировать использование декораций, костюмов и реквизита. Сосредоточьтесь на главном – на содержании, а прочую мишуру можно смело отбросить. Чтобы показать, кто есть кто в сценке теперь достаточно сделать таблички на груди с подписью, поверьте, это будет ещё более заманчиво, чем костюмы. Но если вы и хотите использовать костюмы, то выбирайте современных героев. Есть вариант, когда пригодятся и устаревшие костюмы, например, зверей – это сказки-экспромты, которые до сих пор пользуются популярностью. С оговоркой на то, что данные сказки должны быть строго авторскими, молодёжными, современными, с использованием модных атрибутов и слэнга. Для декораций достаточно и одного изображения на экране проектора (например, место действия – лес). Но и без проектора вы можете проговорить словами автора, что происходит всё действо на полянке в лесу. Поэтому не загружайте свой мозг лишними мыслями.
Сосредоточьтесь на содержании. Возьмите за основу что-то из новомодных тенденций: будь то нашумевший фильм, популярный клип или проблему, которую снова и снова мусолят блогеры. Это может быть и книга, но помните о том, что современная молодёжь практически не читает.
Продумайте, кто может быть действующими лицами. Если это будут герои – вполне реальные люди, то это самое то. Это может быть блогер, тик-токер, но и обычный студент зайдёт на ура. Чем ближе персонажи к тем, для кого вы проводите мероприятие, тем точнее вы бьёте в цель. Студент, который опоздал на пару, всегда будет пользоваться спросом, потому что это студенческая жиза. Берите реальные истории и образы, потому что в них сразу веришь. Современную молодёжь достаточно сложно заставить поверить в несуществующих персонажей, сказочных или волшебных. Они с большим успехом поверят в Железного человека, ведь по сути своей он простой человек, у которого есть ультрасовременный костюм, оснащённый всякими высокотехнологичными приколюшками. В это же проще поверить, чем в Бабу-Ягу, так?
И если это мероприятие развлекательного характера, то обязательно придумайте что-то весёлое, забавное. Это могут быть отголоски ещё совсем недавнего прошлого – телефон с монофонией, телевизоры с видеомагнитофоном. Не бойтесь обыгрывать современные реалии: это всегда весело, и ребятам в удовольствие. Самые актуальные темы – это то, что происходит с нами здесь и сейчас. Расскажите о том, какой он мир подростка благодаря гаджетам, что теперь большую роль играет виртуальное общение и т. д.
Заручитесь поддержкой самих студентов. Пригласите их принять участие в создании сценария, сценки. Они лучше любого Интернета подскажут вам, в каком направлении двигаться.
Небольшие сценки и миниатюры всегда заходят на ура. Это отличный вариант связки между номерами. Пустую болтовню ведущих уже смотреть не интересно (и было ли когда-то?). Забудьте про стихотворную форму, рифму. Речь должна быть чёткой, современной, изобилующей слэнговыми словечками.
Для большей уверенности, что вы всё делаете правильно, представьте себя подростком, таким же, как те ребята, для кого вы это всё готовите. Что бы вы хотели видеть на этом мероприятии? Какая должна быть подача? Представьте, что в вашем зале сидят десятки Станиславских, которые только и хотят что выкрикнуть «Не верю!». Сделайте так, чтобы они поверили. Кстати, ребята не знают, кто такой Станиславский.
Если ваше мероприятие обучающего характера, воспитательного или профилактического, помните о том, что лучше всего молодёжь воспринимает информацию в виде игры. Не стоит недооценивать роль игры! Забудьте про скучные унылые лекции, беседы. Используйте современные формы, например, квест или тренинг. Вовлекайте ребят в процесс – это обязательно! Пассивными наблюдателями быть не актуально. Чем больше ребята делают сами, тем сильнее у них вырабатывается интерес к процессу.
Если идей ноль, то вы можете в этом смело признаться от лица ведущих. Мол, столько праздников провели, уж не знаем, что ещё придумать. Стоит вам начать прописывать это, как предложение за предложением сами польются. Знаете, есть техника «Поток сознания», когда пишешь всё, что приходит в голову, и рано или поздно пойдёт годная мысля.
А ещё лайфхак вам на заметку – включите современные треки, послушайте их, проникнитесь ими. Какие-то мысли у вас после этого явно появятся. Не забывайте только убрать после этого свою нецензурную брань ахаха.
Ну и если вы всё-таки хотите прошерстить интернет, то фильтруйте информацию. Полезнее всего будет использовать соцсети, даже TikTok. Вероятность найти что-то полезное «ВКонтакте» небольшая, так как эта платформа сейчас у студентов используется исключительно как болталка. Поэтому все прелести молодёжной жизни вы можете увидеть на более современных платформах. Но помните так же о том, что плагиат – это плохо, в первую очередь, для вас. Если вы перестанете включать в работу собственную фантазию, то скилл не будет получать должной прокачки. Делайте уникальный продукт, который будет отличать вас от конкурентов. Чем необычнее и оригинальнее ваш сценарий, тем больший отклик вы получите от ребят и своих коллег.

Спонсоры
Я уже поднимала тему поощрения, и спонсорство стоит рядом. У каждой организации разный бюджет на воспитательный отдел, и поэтому было бы неплохо заручиться поддержкой спонсоров. Это никогда не будет лишним. Это гарантия иметь качественные полезные призы для ребят круглый учебный год.


Есть постоянные спонсоры, с которыми всегда нужно вести аккуратную политику. Спонсорство всегда обязует нас, как представителя образовательной организации, быть благодарными и щедрыми на слова признательности. Это элементарный этикет, в особенности, если эти отношения партнёрские. Взаимопиар – это также негласный столп, который держит партнёрские отношения на уровне.
Как найти спонсоров? Обратите внимание на ИП и предприятия вашего города, может, даже области. Если это малый бизнес, то вы с большей вероятностью получите согласие на спонсорство, ведь руководитель вряд ли откажется от бесплатного пиара и потенциальных клиентов.
Как завязать диалог? Писать на указанную почту можно и нужно. Звонить по телефону тоже приемлемо. Но в век современных технологий можно обратиться к тому или иному спонсору напрямую в социальных сетях. У меня был опыт работы со спонсорами, которым я писала «ВКонтакте» и социальной сети, которую нельзя называть. Это нормально, потому что это самые рабочие площадки на данный момент. И подобное общение не требует отрыва от производства. Спонсор может отвечать по мере возможности, а для многих это очень важно. Я бы посоветовала договариваться о предварительном звонке, если вам необходимо пообщаться вживую. Таким образом, вы показываете, что цените чужое время.
Как рекламировать спонсоров? Не щадите красивых слов, описывающих заслуги спонсора. Восхваляйте его и то дело, которым он руководит. Выражайте слова благодарности за оказанную спонсорскую помощь. Демонстрируйте товары/услуги на фото и видео, подкрепляйте визуал грамотно составленным текстом. Ваша задача в качестве благодарности прорекламировать спонсора таким образом, чтобы участники вашей организации заинтересовались и обратились к ним при первой же возможности.
Что даёт реклама спонсора? Если реклама будет выполнена качественным образом, то вы обретёте спонсора, к которому можно будет обратиться повторно. Долгосрочные отношения – это идеальный расклад.
Поэтому будьте всегда доброжелательны, вежливы, терпеливы. Излишнюю настойчивость лучше не применять, ведь это может принести обратный эффект. Если вам и необходимо напомнить о себе спонсору, сделайте это максимально тактично и деликатно. Не бойтесь делать комплименты и отмечать важность услуг/товаров спонсора. Но делайте это лишь в том случае, если ваш посыл искренний. Лесть никому не понравится.
Акцентируйте внимание на том, какой большой вклад они могут привнести в ваше учреждение, что вам не терпится познакомить своих ребят, коллег с этим спонсором, рассказать о его товарах/услугах. А если вы расскажете о том, как сами пользуетесь товарами/услугами спонсора – это будет вам дополнительным плюсиком. Полезно также говорить о том, что спонсора кто-то посоветовал (особенно если спонсор знает этого человека лично), это точно вызовет доверие к вам!
Помните также о том, что спонсору важно то, как выглядят ваши странички в социальных сетях. Если они презентабельны, у вас много подписчиков, большая активность, то с вами будут сотрудничать с большей вероятностью.

Окей, с чего начать?
Если вы только заняли должность педагога-организатора (или любого другого специалиста по делам молодёжи), то вам наверняка перейдут дела «по наследству». Вы можете ознакомиться с ведением документации, с планами, сценариями. Но я бы посоветовала вам не использовать чужие мероприятия в своей работе. Если вы хотите быть уникальными специалистами, конечно. Максимум вы можете взять какие-то идеи на вооружение, адаптировать их под себя, но никак не использовать в готовом виде.


Лайфхак №1. Ведите чёткое структурированное планирование. Для максимально продуктивной работы советую вам вести 3 вида плана:
·Годовой
·План на месяц
·План на неделю
В годовом плане выделите себе красным крупные мероприятия, требующие большой подготовки, жёлтым – ежемесячные мероприятия вроде заседаний Старостата.
Месячный план вы можете вывешивать на доски объявлений, на всеобщее обозрение, чтобы повышать охваты заинтересованности. Многие будут спрашивать вас о мероприятиях и конкурсах, которые только планируются. Это же прекрасно! Ажиотаж и энтузиазм – ваши хорошие друзья.
План на неделю нужен вам для того, чтобы грамотно распределить своё время по подготовке к будущим мероприятиям. Вы можете тут же прописать, в какой день недели что нужно сделать и отмечать яркими цветами день и время непосредственно самого мероприятия.
Конечно, было бы неплохо вести и ежедневник, но не всем этот вариант подходит, так как требует, как ни странно, ежедневного ведения. Возможно, вам будет удобна другая система – записочек. На моём рабочем столе всегда есть маленькие записочки: что необходимо сделать в течение дня. Иногда я пишу, что нужно сделать назавтра. И такие небольшие записочки – лучшие напоминалки, так как их можно вставить в клавиатуру или прикрепить к монитору. О таком напоминании вы точно не забудете.
В идеале, если позволяет время, вы можете продумать план мероприятий заранее и даже разработать сценарии. Тут лишь вопрос в том, в какое время года вы приступаете к своим обязанностям. Возможно, у вас будет работа скорее экспромтом, но и это не страшно: именно так я осваивала свою должность. В таких случаях спасают даже недельные планы. Без какого-либо планирования вы можете попасть в крайне неприятную ситуацию, когда к тому или иному мероприятию у вас будет не всё готово.
Лайфхак №2. Умеете структурировать работу на компьютере? Я предлагаю простую в обращении схему разделения папок по годам. Например, в папке 2021 год создать две подпапки «1 полугодие» и «2 полугодие». В каждой папке уже создать папки с названиями месяцев. В папке с названием месяца создавать папки с числами и кратким названием мероприятия, и уже в этой папке хранить все материалы по подготовке, проведению, документацию, раздатку, фото, видео и пр.
Предлагаю для удобства создать кочующие папки, которые будут перемещаться в зависимости от времени. Это, например, папка «Старостат», «Кружок» и те документы, к которым доступ вам нужен практически всегда.
Такая чётко структурированная система позволяет моментально находить материалы к тому или иному мероприятию в прошлом. И очень удобно готовить те же отчёты, писать ходатайства, готовить информацию для аттестации и пр.
Лайфхак №3. Постарайтесь оперативно найти активистов, желающих помогать в проведении мероприятий, акций, конкурсов и пр. Делать всё самостоятельно равносильно самоубийству: поверьте, ваша психика этого не вывезет. Смело пользуйтесь трудом молодёжи в организации тех же выставок. Это не так уж и сложно для них, при этом их ЧСВ (чувство собственной важности) возрастает.
Вообще если вы организуете творческое пространство для молодёжи, то они сами с большим удовольствием будут участвовать в оформлении помещений к праздникам, а также участвовать в конкурсах. Проблема многих ребят в том, что не у всех есть возможность собраться где-то, да и элементарно не всегда есть инструменты для творчества. У вас всё равно, так или иначе, должен быть базовый набор инструментов для творчества, канцтовары, бумага.
Чтобы найти как можно быстрее активных ребят, рекомендую провести в каждой группе обучающихся анкетирование по следующему принципу (Рис.1).


Рис. 1

После обязательно заведите отдельную папочку «Студенты», в которой будет храниться подобная информация. Для следующего мероприятия вы уже будете точно знать, кто из ребят вам может понадобиться. Вы тут же выявите всех гитаристов, певцов, танцоров, любителей рисовать. Это самое главное для вас на начальном этапе.
Далее по мере проведения тех или иных форм мероприятий советую проводить анкетирование, где будут вопросы следующего характера:
·Хотели бы вы принять участие в подготовке подобных мероприятий?
·Хотели бы вы стать организатором подобных мероприятий?
Так вы поймёте, кто из ребят имеет склонность к организаторским способностям. Эту информацию также приложите в папочку «Студенты».
Если в общем и целом, то старайтесь быть идейным генератором, а ребята пусть будут реализаторами. Это простая формула успешной работы педагога-организатора.
Наблюдайте за ребятами, обращайте внимание на то, кто как себя проявляет в той или иной работе. Предлагайте сами студентам попробовать себя в той или иной задаче. Вам, со стороны, отлично виден потенциал ребят. Они могут ещё не знать о том, что в них живёт прирождённый актёр или ведущий. Но это можете заприметить именно вы.

Работа с прогами
Заполняя резюме, вы наверняка отметили свои умения обращаться с оргтехникой. Этого в наше время совершенно недостаточно. Даже если вы продвинутый пользователь Интернета, вам, как современному специалисту, необходимо уметь обращаться с различными программами.


Хочу предложить вам свой рабочий минимум инструментов, которые активно использую.

Изготовление афиш:
·Word с использованием фоновых картинок из Интернета, затем с помощью «Ножниц» можно преобразовать в картинку.
·Онлайн-приложение Canva (в том числе для изготовления брошюр, постеров и т.д.).

Монтаж видео:
·Pinnacle Studio (версия зависит от того, насколько мощный у вас компьютер)
·Сайт zvukipro.com (различные звуки и фоновая музыка)
·Movavi Конвертер Видео 18 Премиум (конвертер для преобразования видео\музыки в другой формат)
·Freemake Video Converter (конвертер для преобразования видео\музыки в другой формат)

Обрезка песен:
·Онлайн-приложение Online MP3 Cutter

Для соцсетей (приложения для IPhone):
·Snapseed (редактор фото)
·Quik (редактор видео)
·InShot (редактор видео)
·Layot (создание коллажей)
·Canva Stories (создание историй)

Мы живём в эпоху соцсетей, поэтому так необходимо делать качественный контент, эстетичный и гармоничный визуал. Научиться этому можно:
·Самостоятельно методом тыка
·Поискав гайды на просторах Интернета (по работе в самих программах)
·Пройдя курсы (навряд ли вы найдёте что-то годное в бесплатном доступе, но можете попробовать)
В общем и целом посоветовала бы всё же пройти курсы по ведению и продвижению в социальных сетях. Это не будет лишним, инфасотка.

Не годно
Есть «фишки», которые совершенно не в ходу. Использовать их означает разверзнуть пропасть между вами с молодёжью раз и навсегда. Ну, может, и не навсегда, но реабилитироваться в их глазах будет очень сложно.


Дизлайк 1. Забудьте про рифму и стихотворную подачу. Не используйте их при ведении мероприятия в качестве начала, завершения или связок между номерами. Это уже настолько не модно, что от услышанного может пойти кровь из ушей. Если стихотворения и использовать, то как отдельный номер – это по-прежнему актуально. Например, можно прочесть стихотворение о войне ко Дню Великой Победы или в честь мам на День матери, поздравить таким образом женщин с 8 марта. Но будьте предельно осторожны со стихотворными формами. Использование их в стенгазетах – уже быть на грани.
Дизлайк 2. Растяжки от руки больше не рисуют. И не потому, что нет желающих это делать, и теперь есть принтеры с компьютерами, а потому что смотрится это уныло и по-советски. Теперь растяжки делаются в специальных графических программах (лучше найти такого студента, который будет самостоятельно этим заниматься, если такого нет, то научите). То же касается и всякого рода афиш, объявлений. Всё в редакторах. И старайтесь урегулировать вопрос с начальством и выбить себе цветной принтер. Потому что давайте просмотрим на это всё чёрно-белое изобилие объявлений вокруг глазами молодёжи: ску-ко-та. Глаз не задерживается на таком. Как вы хотите привлечь народ к участию, если ваше объявление теряется на фоне непонятных бумажек, развешенных тут и там?
Дизлайк 3. Грамоты, дипломы, благодарности официального образца. Согласна, смотрится солидно. Но опять же, если не от руки подписано (это сейчас говорит скорее о том, что у человека не было доступа к компьютеру и принтеру). Поэтому, когда в следующий раз соберётесь вручить памятную бумажку студенту за участие в каком-либо мероприятии, постарайтесь сделать её яркой и необычной. Молодёжь – это ребята-зажигалочки, восторженные, лёгкие на подъём. Так пусть и грамоты им будут соответствующие. Обратите внимание на текст, который идёт в качестве словесного поощрения. Подберите слова проникновенные именно для студентов, а не для светской хроники.
Дизлайк 4. Использование сценариев из сети Интернет – совершенно не комильфо. Обычно это среднестатистическое Г. Бывают, возможно, исключения, но лично я их не встречала. Если вы будете брать отдельные моменты – то это ещё приемлемо. Но старайтесь всё-таки переделывать максимально всё. Дело даже не в плагиате, а в уважении к самому себе. Если вы хотите позиционировать себя как современный специалист в своей области – будьте добры использовать свой потенциал по максимуму.

10 лайфхаков по проведению мероприятия
Если уделить время качественной подготовке, то можно наблюдать за тем, как зрители замирают от удовольствия. Хотите делать не мероприятие, а самое настоящее шоу? Это не сложно.


Лайфхак первый. Распечатайте подробный сценарий мероприятия и приклейте его за кулисами. Это делается для того, чтобы выступающие могли следить за ходом мероприятия вплоть до слов ведущих. Мои ребята всегда срывали страницы, номера на которых прошли. И знаете, все поголовно отметили удобство данной системы. Никто не кипишует: все точно знают, после каких слов что делают.
Лайфхак второй. Для максимального удобства вы можете разместить организатора за кулисами, который будет ориентировать выступающих, а также помогать с костюмами и реквизитом. Насколько важен этот человек – судить вам, но настоятельно рекомендую попробовать. Во всяком случае, для вас это будет лишняя гарантия того, что всё идёт по плану. Если хотите морального успокоения – этот вариант точно для вас.
Лайфхак третий. Своему звукорежиссёру распечатайте отдельный сценарий, где будет исчерпывающая информация о том, когда включить и выключить тот или иной трек. Все выключения музыки (если песня под гитару, например) тоже необходимо прописывать. Моя персональная методика – делать цветную заливку текста, который проговаривают выступающие во время фоновой музыки. Это позволяет звукарю не отвлекаться на обилие текста, а ориентироваться зрительно по цветам.
Лайфхак четвёртый. Не заставляйте ребят учить текст дословно (если это не криминально), пусть лучше рассказывают своими словами. Не факт, что они будут это делать, но морально это позволит им расслабиться. В случае, если фрагмент текста вылетит из головы, они смогут объяснить суть. Это лучше, чем наблюдать за тем, как ведущий судорожно листает сценарий в поисках спасительной фразы.
Лайфхак пятый. Проводите регулярные репетиции. Чем больше их будет – тем лучше. Объясните ребятам, что текст необходимо знать идеально без подглядки. Это тоже психологический приём, который заставит их накануне штудировать текст и прийти на мероприятие в максимальной степени готовности. Но при этом я предлагаю перед самим мероприятием им всё-таки выдать планшеты со сценарием, где выполнена цветная заливка их слов (как альтернатива – текстовыделитель). Вы заметите, как быстро ребята расслабятся настолько, что уже не мандражируют, а кайфуют от выступления.
Лайфхак шестой. Непосредственно перед самим выступлением зайдите за кулисы и подбодрите своих студентов. Скажите, что им не нужно переживать за то, как они выступят. Их задача – поделиться с другими тем, какие они классные. Похвалите их за трудолюбие, за таланты. И придумайте общую фишку, которая будет одновременно и подбадривать, и настраивать на позитивный лад. Я предлагаю ребятам массовые обнимашки до выступления: они с огромным рвением принимают в этом участие.
Лайфхак седьмой. Если вам требуется реквизит, прописывайте в сценарии, что вам необходимо подготовить. Это нужно делать обязательно, потому что память – ненадёжный помощник. Какие-то вещи надо будет подготовить заранее, и я советую делать это как можно раньше. Чем раньше у вас будет готово всё к мероприятию, тем спокойнее вам будет на душе. Если вы отложите что-то на конец или на сам день проведения, поверьте, всю ночь вы будете маяться мыслями, что нужно ещё сделать. Оно вам надо?

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=66674806) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Студенческая движуха. Педагог-организатор нового времени Алина Горовенко
Студенческая движуха. Педагог-организатор нового времени

Алина Горовенко

Тип: электронная книга

Жанр: Руководства

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 24.09.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Какая она – современная молодёжь? Это ребята, которые не любят читать, писать. Им скучно на стандартных уроках, они не воспринимают информацию, как это было раньше. Сейчас у молодёжи проблема с концентрацией, самодисциплиной. Книга предлагает действенные лайфхаки по работе с современными подростками: как оставаться с ними на одной волне, расшевелить их и вовлечь в рабочий процесс. На страницах вы найдёте рабочие инструменты для того, чтобы стать педагогом-организатором нового времени.

  • Добавить отзыв