Методика экскурсоведения. Для чайников
Ирина Геннадьевна Виноградова
В профессию приходят разные люди. Одни четко понимают, как будут давать материал, не боятся выступать перед аудиторией. Другие, и их большинство, открывают новую для себя сферу деятельности осторожно, «наощупь», накапливая информацию, преодолевая страх, набираясь опыта. Это пособие именно для таких новичков. Его основу составляет авторский лекционный материал курсов «Методика ведения обзорной экскурсии» и «Техника и культура речи» для начинающих экскурсоводов г. Москвы.
Методика экскурсоведения
Для чайников
Ирина Геннадьевна Виноградова
© Ирина Геннадьевна Виноградова, 2024
ISBN 978-5-0055-4037-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Методика. Можно долго спорить о ее нужности.
А можно просто попробовать понять, что без нее экскурсия будет лишь набором фактов, передачей своих впечатлений, а не грамотным, профессиональным экскурсионным рассказом. Давайте вспомним своих учителей или вузовских преподавателей. Одних хотелось слушать, они увлекали за собой, часто даже становясь главным фактором в выборе той или иной профессии. У других же на уроках и лекциях мы откровенно клевали носом, а то и просто сбегали.
Так и у экскурсоводов. За одними ходит, открыв рот, группа, а другие, к сожалению, так и остаются невостребованными.
Итак, МЕТОДИКА. Это целенаправленное изучение и применение на практике приемов, которые помогут создать качественную экскурсию.
Многие приходят учиться на курсы экскурсоводов зная, ЧТО говорить. А вот на вопрос – КАК говорить? – поможет ответить именно методика, которая позволяет грамотно выстроить структуру рассказа экскурсовода.
ЭКСКУРСОВОД – профессионал, осуществляющий деятельность по ознакомлению экскурсантов с объектами показа в рамках определенной темы.
Другое определение экскурсовода —«специалист по ведению экскурсий» (толковый словарь С. А. Кузнецова).
От себя добавлю, что экскурсовод это немного артист, немного психолог, а также культуролог, историк, знаток архитектуры, религии и так далее.
ЭКСКУРСИЯ– (от латинского excursio – прогулка, поездка).
1. Коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т. д. в культурно- просветительских или учебных целях с экскурсоводом.
2. Целенаправленный показ объектов с целью раскрытия определенной темы.
ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ
Общие признаки любой экскурсии
1.Временные рамки.
От 45 минут до суток. 45 минут (урок, академический час) – это экскурсия для самых юных туристов. «До суток», то есть день выезда и возвращения обратно – один, без ночевки.
2. Наличие экскурсантов.
То есть людей, которые хотят услышать определенную тему, заявленную в анонсе; тему, которая им интересна.
3. Наличие экскурсовода.
То есть специалиста, обладающего определенными навыками, умениями, имеющего специальное образование, подкрепленное наличием документа определенного образца (диплом, аттестация и т.д.)
4. Показ экскурсионных объектов на месте их расположения, наглядность.
Они должны удовлетворять следующим требованиям: соответствие заявленной теме, доступность, безопасность.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
Если этого не происходит, то можно говорить о прогулке, но не об экскурсии.
6. Наличие и раскрытие определенной темы (например, «Москва серебряного века», «Архитектура Москвы», «Москва купеческая» и т.д.).
Выбор объектов и рассказ о них подчинен теме экскурсии.
7. Активная деятельность участников (сопереживание, наблюдение, заинтересованность в вашем рассказе).
Современный экскурсовод в своей деятельности сталкивается с такими проявлениями активности, о которых некоторое время тому назад и не подозревали. Например, экскурсанты могут моментально перепроверить в интернете любой факт, любое из ваших утверждений. Ничего страшного в этом нет, ведь вы хорошо подготовились к экскурсии и уверены в источниках информации, не так ли?
Итак, если перечисленные выше признаки соблюдены, можно утверждать, что это экскурсия.
Специфические признаки экскурсий
для автобусных – обязательный выход из автобуса для осмотра памятников (не меньше 3-х). Откуда такие цифры?
Давайте рассуждать логически.
Если экскурсанты сделают меньше трех выходов, будет ли интересна такая экскурсия? Конечно, нет. Ведь им хочется более детально рассмотреть самые интересные объекты, да и просто размяться не помешало бы.
Если этого не происходит, то вы можете услышать обидное: «Мы это и по телевизору могли посмотреть или по карте Москвы в интернете погулять».
Но и большое количество выходов делать не стоит. Ведь для выхода надо встать (а комплекции у всех разные), протиснуться к выходу и, конечно, понять и принять новую информацию. А экскурсант уже устал. Ему просто хочется посмотреть на новое, полюбоваться видом из окна. В результате половина группы может остаться в автобусе со скучающими или недовольными лицами.
для музейных – знакомство с материалами, экспонатами, расположенными на стендах.
для производственных – демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
При возможности- дегустация продуктов производства или участие в процессе приготовления изделия (конфеты, хлеб, роспись новогодних игрушек и т.д.) Данный вид экскурсий очень популярен.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
1. По содержанию
а. многотемные (многоплановые)
Здесь даются события «крупным планом», деталей гораздо меньше, чем на тематических экскурсиях. Очень важно в такой экскурсии не перегрузить туриста, экскурсионные темы связать в единый, интересный рассказ, чтобы не возникло ощущение «рваности» материала.
Автобусная обзорная экскурсия традиционно относится к многотемным. Для нее характерна еще одна особенность – охват истории от первого упоминания о городе, до современных событий.
б. однотемные (тематические)
Тематическая экскурсия раскрывает одну тему. В ее основе могут лежать несколько событий, связанных между собой. По своему содержанию однотемные (тематические) экскурсии могут быть:
– Историческими (археологическими, этнографическими, военно—историческими и т.д.)
– Производственными (производственно-историческими, производственно-техническими и т.д.)
– Литературными (по следам произведений, биографии писателей и поэтов и т.д.)
– Архитектурными (градостроительство, стили, творчество определенного архитектора и т.д.)
– Театральными.
Перечислить все темы невозможно, они разнообразны, как и сама Москва.
2. По количеству и составу участников
по количеству:
От 1 человека (индивидуальная экскурсия) до максимально возможного количества человек в большом экскурсионном автобусе.
по составу:
а. местное население и экскурсанты из других городов
Сложности в работе у начинающих экскурсоводов могут возникнуть в любой из групп. Коренные жители, например, часто очень хорошо знают те места, по которым проходит ваш маршрут. И, желая узнать еще больше, могут задавать достаточно глубокие, серьезные вопросы.
б. возраст участников (школьники, взрослые, старшее поколение)
Традиционно одной из самых сложных групп считаются подростки. Тут никуда не денешься – физиология. Плюс современное «клиповое» восприятие реальности. Как можно затронуть сердечко юного экскурсанта рассказами о Великой Отечественно войне, о тех потерях, которые понесла наша страна, когда он в компьютерных играх сотнями уничтожает своих противников? Вот тут и проявляется талант экскурсовода.
Старшая возрастная группа тоже имеет свои особенности. Часто это люди маломобильные. Им надо отдыхать. А вам так хочется рассказать все, что вы знаете! Возникает конфликт интересов. И начинающему экскурсоводу надо будет привыкнуть ходить медленно, останавливаться у скамеечек, сокращать маршрут, если группа устала.
3. По месту проведения
а. городские. Сюда относятся как пешеходные, так и автобусные (например, «Москва – столица России»), загородные, музейные, производственные экскурсии.
б. Кроме того, существуют экскурсии комплексные. Они сочетают в себе элементы нескольких экскурсий, например, загородную и музейную). Не всегда «Обзорка» идет в чистом виде. Часто вы ведете экскурсию, заезжаете в музей, а потом продолжаете обзорную экскурсию.
Или возьмем загородную экскурсию. Кроме проезда по городу, вы с туристами заезжаете в Кремль, музеи, на предприятия. Это тоже комплексная экскурсия.
4. По способу передвижения
Это экскурсии пешеходные и с использованием различных видов транспорта. В настоящее время существует огромное разнообразие предлагаемых вариантов. На личном автотранспорте (индивидуальная экскурсия), на автобусе, ретро-поезд, теплоходики, вертолеты, велосипеды, ролики, лыжи и т. д. Кроме того, мы уже знаем, что экскурсии могут быть комбинированными (комплексными), то есть включать в себя как передвижение на транспорте, так и пешком (во время выходов). К такому виду экскурсий относится и обзорная.
5. По продолжительности
От 45 минут до суток. Об этом вы уже знаете.
6. По форме проведения
Классическая (обычная экскурсия), квест, с использованием элементов интерактива, театрализованная, с использованием современных средств видеосвязи и т. д.
* * *
Как вы уже поняли, любая экскурсия обязательно имеет определенную ТЕМУ.
Тема раскрывается при помощи экскурсионных объектов, которые необходимо правильно показать туристу. Такая методика показа существует. Называется она:
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДАЧА ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА
Вот ее схема:
1.Описание местности (где мы находимся)
2.Показ
3.Название
4.Рассказ
5.Логический переход к следующему объекту
6.Вывод (дается в конце темы)
Разберем эти пункты:
1.Описание местности (Где мы находимся)
В том случае, если во время экскурсии мы перемещаемся на другую улицу, площадь, проспект и т.д., стоит начать с описания этого места. Больше всего этот пункт актуален именно для автобусной обзорной экскурсии.
Например: «Мы въезжаем на современный, широкий, светлый, многополосный, окруженный высокими зданиями проспект Академика Сахарова». Для чего мы даем описание? Чтобы это понять, надо сначала ответить на вопрос: «Кто является потребителем обзорной экскурсии?» Конечно, в подавляющем большинстве это гости города. А они не обязаны знать название улиц и проспектов, по которым вы их везете. Незнание рождает растерянность, которая, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве восприятия информации. А вы старались, готовились! Поэтому-то и надо сориентировать экскурсантов на местности.
Едем дальше.
Если на одной улице вы даете несколько объектов, то повторять пункт №1 перед каждым не надо. Указание на название нужно только тогда, когда вы переехали на другую улицу, площадь и т. д.
2.Показ
Это описание ярко выраженных внешних признаков объекта (форма, цвет, характерные детали)
Задача показа – привлечь внимание к нужному объекту, обратить внимание на его отличительные черты.
3.Название
Дается правильное, официальное название объекта и то, под которым объект известен (например, Комсомольская площадь – Площадь трех вокзалов).
4.Рассказ
После того, как экскурсовод привлек внимание к объекту и назвал его, следует рассказ.
Внимание! Рассказ полностью подчинен теме экскурсии, нацелен на ее раскрытие. Рассказ больше показа.
Основные требования к рассказу: убедительность, доступность (не стремитесь давать сложные и малоизвестные термины, а уж если дали, объясните их), логичность, научность и простота.
5. Логический переход
Это своеобразный мостик между объектами.
Постарайтесь найти между ними что – то общее и связать в одном рассказе. Возможно, это будет сравнение по цвету и фактуре, один архитектурный стиль, имя известного человека, жизнь которого связана с этими объектами. Возможно, вы найдете другие взаимосвязи.
Выявление определенных общих признаков у объектов называется логическим переходом.
Вы уже знаете, что автобусная обзорная экскурсия (АОЭ) – многотемная. Для того, чтобы все темы были восприняты туристом как единое целое, и чтобы он мог удержать в голове те данные, которые получает во время проведения такой экскурсии, необходимо использовать логические переходы. Это обеспечит сохранение интереса к теме.
Рассмотрим вариант логического перехода в АОЭ на примере Дома Кекушева и Дома Тургенева на Остоженке.
Тема «Литературная Москва».
«И если из этого особняка в тридцатые годы прошлого столетия вылетала на метле красавица Маргарита, то отсюда, из скромного деревянного домика голубого цвета с колоннами (мы видим его в левые окна автобуса), в середине 19-го века вполне мог раздаваться звонкий лай собачки с известным именем Муму. Ведь перед нами особняк, принадлежавший Варваре Петровне Тургеневой, матушке писателя Ивана Сергеевича Тургенева. А события, описываемые в рассказе „Муму“, происходили именно здесь, в доме, ставшем теперь музеем русского писателя».
Здесь логический переход вплетен в рассказ.
Кроме логических существуют механические (формальные) переходы.
Это последовательное перечисление видимых экскурсионных объектов. Злоупотреблять такими переходами не стоит, их частое употребление снижает уровень внимания экскурсантов и, как следствие, экскурсионный рассказ воспринимается и запоминается гораздо хуже.
На практике «механика» выглядит примерно так: «А теперь обратите внимание на высокое серое здание слева… а теперь на памятник справа… и опять налево…»
Таким образом, в экскурсии нужно использовать оба вида переходов. При помощи логического вы сделаете рассказ более гармоничным, целостным. При помощи механического- более емким, сжатым, динамичным.
6. Вывод
Дается в конце каждой подтемы, если это многотемная экскурсия. В данном случае это краткий итог, заключение. В конце всей экскурсии тоже будет правильным сделать вывод. Здесь уместно упомянуть основные объекты показа, раскрытые на экскурсии темы и дать заключение, объединяющее их в одну.
Например, в конце АОЭ «Москва-столица России» объединяющим все темы заключением может быть фраза о том, что Москва- замечательный, многогранный, прекрасный город, к истории, загадкам и красотам которого мы только чуть – чуть смогли прикоснуться.
***
ПОКАЗ
Хотелось бы подробнее остановиться на ПОКАЗЕ.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/irina-gennadevna-vinogradova/metodika-ekskursovedeniya-dlya-chaynikov-66487022/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.