Записки философствующего врача. Книга вторая. Манифест: жизнь элементарна
Анатолий Викторович Скальный
В книге выдвинуты идеи нооглокализма, ноогуманизма как идеологии и платформы их реализации в виде глобальной сети Товариществ собственников биосферы. Описан образ ноочеловека как главного актора ноосферогенеза и такого социального инструмента воспитания ноосферного человека, как ресурсный рейтинг, рассмотрен потенциал биоэлементологии как науки о ресурсной базе жизни на Земле, ноомедицины как инструмента поддержания активной жизнедеятельности и медицинской элементологии как перспективной науки для конструирования человека будущего.
В книге, являющейся продолжением серии «Записки философствующего врача», приведены практические предложения автора по стратегии и тактике реализации предложенных нововведений на локальном и глобальном уровнях с использованием уникальных отечественных учений – от русского космизма до учения о ноосфере, от русской философии до гуманизма И.Т. Фролова и идей наших современников. Подчеркивается влияние глобального «переформатирования», нараставшего в последнее десятилетие и ускоренного «коронакризисом», на Россию, на возможность нового цивилизационного рывка России и мира.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами будущего нашей страны, общества и человечества, в том числе студентам и преподавателям гуманитарных и естественно-научных специальностей, медицинских вузов, ученым-медикам и врачам. Высказанные в ней идеи могут быть интересны профессиональным философам, социологам, политологам, экономистам, историкам как взгляд представителя медицины, наиболее тесно соприкасающегося с насущными физическими и душевными проблемами человека.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Анатолий Викторович Скальный
Записки философствующего врача
Книга вторая
Манифест: жизнь элементарна
© Скальный А.В., 2021
© ООО «Издательство «Вече», 2021
Дмитрию Ивановичу Менделееву – великому русскому естествоиспытателю и гражданину – посвящается
Предисловие автора
Россия… доросла до требования свободы, но не иной, как соединенной с трудом и выполнением долга. Виды и формы свободы узаконить легко прямыми статьями, а надо еще немало поработать мозгами в Государственной думе, чтобы законами поощрить труд и вызвать порывы долга перед Родиной[1 - Менделеев Д.И. Заветные мысли. 1905. Полное издание. М.: Мысль, 1995.].
Д.И. Менделеев
Уважаемые читатели!
Мы – очень скромный народ и не умеем гордиться своими достижениями, зачастую приуменьшая и принижая их на фоне активной пропаганды несомненных достижений других цивилизаций, особенно западной. Как же мы тогда хотим вырваться вперед, если не верим в собственные силы, не видим мощный пласт достижений, оставленных нам предками? Что там говорить про народные массы, если многие чиновники не верят в Россию, молодежь не ценит то, что ей досталось, и ищет себя где-то. Мы перестали верить в собственные силы, в том числе в собственную культуру, образование, стали жить по чужим шаблонам и строить будущее по чужим лекалам. Этот путь ведет с деактивации духа народа и к утрате статуса привлекательной страны. Перефразируя нашего известного экономиста и финансиста, профессора Якова Миркина, скажем: из хорошей страны не уезжают.
Хочу всем нам напомнить, что 17 февраля 1869 года истинный русский гений Дмитрий Менделеев (1834–1907), восклицавший: «Какой же я химик?» – и еще: «Нужна система знаний!» – создал Периодическую систему элементов и стал бессмертным. Чем он только не занимался в своей длительной творческой жизни! От проблем физики, химии, аэронавтики до спиритизма, сыроделания, изучения эффективности сельского хозяйства и демографии, он создал отечественную метрологию, изобрел пироколлодийный порох, первым предложил использовать танкеры и трубопровод для транспортировки нефти, разработал свою конструкцию ледокола, выдвинул теорию происхождения нефти, построил Константиновский нефтехимический завод и т. п. Но при этом не был обласкан властями, не стал академиком Российской академии наук («Менделеева в академию ни под каким видом!»), не получил заслуженную Нобелевскую премию. Неудобным был, шумным, дерзким. А дележ денег, чинов и званий, как известно, требует тишины.
Менделеев дружил со многими великими учеными: физиологом Иваном Михайловичем Сеченовым, знаменитым врачом Сергеем Петровичем Боткиным[2 - Бо?ткин Серге?й Петро?вич (1832–1889) – русский врач-терапевт, патолог, физиолог и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле.], доктором медицины, химиком-органиком и композитором Александром Порфирьевичем Бородиным, вел активную преподавательскую деятельность и не боялся защищать студентов перед администрацией во время волнений в университете. Он был любимцев студентов, в том числе Военно-медицинской академии, человеком широких интересов и эрудитом. На исходе его жизни как своеобразный итог вышли в свет его важные книги – «К познанию России» и «Заветные мысли».
Биографы ученого указывают, что число его научных работ, посвященных социально-политическому положению России и ее перспективам, превышает число его трудов по естествознанию, в том числе химии[3 - Кушнарев А. Дмитрий Менделеев: «Какой я химик?». М.: Майор: Издатель Осипенко, 2017.]. Профессор Д.И. Менделеев сочетал в себе тягу к высокоточным методам и к фантазиям, различным проектам. А о бурной личной жизни, непростом характере Менделеева можно писать романы. Как я говорил в своем актовом докладе в Потсдаме во время симпозиума Федерации европейских обществ по изучению микроэлементов и минералов в год 150-летия открытия Периодического закона, Дмитрий Иванович Менделеев был просто русским гением, и зал аплодировал. Кстати, в течение этого юбилейного года многие ученые, присутствовавшие на симпозиуме, подготовили доклады, посвященные памяти профессора Менделеева.
* * *
Идея пофилософствовать возникла у меня вследствие работы над развитием биоэлементологии как направления, интегрирующего науки о жизни, и концепции биоэлементов как «блоков жизни» (Скальный, 2009–2019). Схема устройства материального мира показалась мне очень логичной и созвучной ощущениям о единых принципах организации природы и человеческого общества как ее венца. А поскольку в центре моей деятельности как врача находится человек, то поиск системных решений, полезных и даже необходимых для управления не только здоровьем, но и жизненным циклом человека, основанных на правильно сформированных философских конструкциях, я считаю главнейшей задачей не только медицины, но и науки в целом. В здоровом обществе больше здоровых и счастливых людей. В здоровой окружающей среде и безопасной Вселенной – тем более.
Сегодня идет активное развитие «сверху» таких «старых-новых» трендов, как волонтерство, наставничество, патриотическое воспитание. Причем движение идет не только «сверху вниз». Актуальны содержательные дискуссии «снизу», которые инициируют позитивно и конструктивно настроенные неформальные объединения в столицах и на периферии. В качестве примера формирования позитивного имиджа – образцовое проведение чемпионата мира по футболу. Телевидение, средства массовой информации в целом демонстрируют начало формирования взаимного доверия между властью и обществом. Мне кажется, что процесс пошел. Оказывается, чем больше власть проявляет заботы о населении и поддерживает здоровые начинания, тем ответственнее становится общество. Это и есть рецепт выхода из цивилизационного кризиса, в котором мы сейчас находимся.
Как писал основатель науки нанотехнологии Эрик Дрекслер[4 - Дрекслер Ким Эрик (род. 1955) – известный американский ученый, «отец нанотехнологий», инженер, известный популяризатор нанотехнологий. Автор концепции нанотехнологического механосинтеза, первый теоретик создания молекулярных нанороботов, концепции «серой слизи».], «моя цель заключается не в том, чтобы убедить вас, но в том, чтобы поднять вопросы, требующие безотлагательных ответов; не в том, чтобы заставить читателей изменить взгляд на мир, но в том, чтобы показать: будущее может значительно отличаться от господствующих сегодня ожиданий»[5 - Дрекслер Э. Всеобщее благоденствие. Как нанотехнологическая революция изменит цивилизацию. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014.].
Анатолий Скальный
02.07.2020
Держа руку на пульсе событий!
Мировое сообщество, еще несколько месяцев назад готовившееся к тотальной роботизации и цифровизации, озабоченное проблемами этики и экологии, делавшее ставку на совместное потребление (шеринг) и циркулярность (замкнутость) экономики, столкнулось с пандемией – джокером, событием с низкой вероятностью, но масштабными системными эффектами. Сила его оказалась настолько велика, что мировые цепочки создания добавленной стоимости, за право участия в которых страны десятилетиями вели отчаянные конкурентные войны, как минимум поставлены на паузу. Модели поведения потребителей, структура экономики и общества – все претерпевает фундаментальные трансформации, которые нам еще предстоит изучить и осознать.
Пока лучшие экономисты планеты соревнуются в том, чей прогноз будет пессимистичнее, мировые исследовательские организации спешно включают в свою повестку анализ последствий и эффектов от распространения вируса, психологи и социологи изучают новые общественные паттерны, профессор Скальный возвращает нас к основам – человеку. Человеку с его верой и привычками, болезнями и недостатками, навыками и компетенциями. Человеку – капиталу нового социально-экономического уклада. Проведя фантастический по широте охвата анализ, автор продолжает серию рассуждений ведущих мировых организаций – таких как ОЭСР, ЮНЕСКО, ВЭФ, которые уже несколько десятилетий рассматривают человеческий капитал как один из ключевых факторов конкурентоспособности стран.
Автор выбирает непростой для исполнения жанр, совмещая научный подход с популярным, делая доступным изложение своих мыслей, соображений, и не оставляет читателя безразличным. В своей книге профессор Скальный открыто предлагает пройти вместе с ним по всем хитросплетениям междисциплинарного повествования – оценив энциклопедическое обилие материала, цитат и гипотез, сделать собственный вывод о том, кто или что такое Метроном Будущего. Стоит ли соглашаться с каждым тезисом автора? Вовсе не обязательно. Ведь именно на интеллектуальную дискуссию и провоцирует читателя философствующий врач.
Какое резюме можно сделать, прочитав книгу, ведь в сложившихся условиях многих интересует вопрос: есть ли хотя бы одно окно возможностей? Да, и не одно, если посмотреть на происходящее сквозь призму глобальных трендов, принять, что мы входим в эпоху джокеров, и быть готовым к трансформации, держа руку на пульсе событий.
Кандидат экономических наук, директор центра
научно-технологического прогнозирования Института
статистических исследований и экономики знаний
Научно-исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
А.А. Чулок
Москва, 20.06.2020
Рис. 1. Знания – основа жизни.
Автор Дарья Виноградова
Как подлечить человечество?
Разгадка жизни не может быть получена путем изучения только живых организмов. Для решения проблемы необходимо обратиться к первоистоку жизни – земной коре, т. е. к свойствам химических элементов, составляющих ее.
В.И. Вернадский
…должно… перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу.
Гиппократ
В последние годы в мире все шире распространяются услуги альтернативной медицины. Люди, свободно получающие сегодня обширную информацию, хотят так же свободно и сознательно выбирать стиль жизни, способы укрепления здоровья, предпочитают сами управлять своим будущем.
Чрезмерная коммерциализация официальной медицины, с ее недостатком внимания к больному, его личности, физическим и психическим особенностям, наряду с объективным отсутствием гарантий выздоровления только усиливает у потребителей медицинских услуг стремление самим докопаться до сути проблемы, понять происходящее с организмом, заглянуть «в себя» и осознано выбрать путь профилактики или лечения, тем более что образованный пациент бывает информирован о новинках медицины (истинных или мнимых) лучше, чем узкий специалист. С другой стороны, в эпоху тотального доступа к информации создается ложное представление о том, что специальные знания и опыт не так уж важны и можно самостоятельно разобраться со всеми проблемами, заглянув в Интернет.
Организм каждого человека – микромир, где можно найти почти все химические элементы, существующие в природе. Элементы невероятно важны для нашей жизни и здоровья. В отличие от витаминов, которые могут синтезироваться в организме, макро- и микроэлементы поступают в организм только извне, из окружающей среды. Восстановив и поддерживая нужный уровень элементов и их баланс, вы можете защитить себя от многих болезней. У беременных – снизить риск развития болезней у потомков, защитить детей от различных отклонений в развитии, в том числе речи, расстройств аутического спектра, дефицита внимания и гиперактивности. В целом баланс элементного состава организма позволяет нам стать сильнее, выносливее и счастливее.
Баланс еды и яда: новое прочтение символа медицины.
Рис. 2. Автор Дарья Виноградова
Глава 1
Платформа – идеи и идеология
Философия любви к человеку помогла нам выстоять на протяжении веков.
И сегодня от нашей с вами ответственности зависит судьба ближних, судьба других людей.
Владимир Путин[6 - В.В. Путин рассказал о важности любви к человеку. Выступление на совещании с руководителями субъектов Федерации по вопросам противодействия распространению коронавирусной инфекции (28.04.2020). Известия. Дата обращения 20.05.2020 https://iz.ru/1005677/2020-04-28/putin-rasskazal-o-vazhnosti-? loso? i-liubvi-k-cheloveku]
Паршакова Екатерина. Что мы оставим нашим детям?
Наличие многих идей и идеологий, религий при отсутствии единых, универсальных свидетельствует о том, что пока человечество не пришло к единому мнению по стратегии своего дальнейшего развития, в том числе не созрело для ноосферного мышления. Нужен следующий скачок в мироощущении, миросознании – наподобие того, который произошел 2000 лет назад при переходе к монотеизму (христианство, затем ислам и т. д.). На примере бурно развивающихся Китая, Южной Кореи, Японии мы видим, как монотеизм в виде упрощенного христианства – протестантизма – естественно вытесняет местные сложные религии. Так бурное технологическое развитие современного мира сделало привлекательным достаточно примитивный английский язык, потребовало, например, от Китая упростить грамматику ханьского языка, как тот же рывок потребовал смикшировать социализм и капитализм с новым технологическим укладом. В плане тотальной цифровизации Поднебесная вырвалась далеко вперед от остальных стран, взяв от каждого строя самое лучшее, прогрессивное (Кай-Фу Ли, 2018).
1.1. На пути к глобальной идее
Удовлетворение потребностей… должно в конечном итоге сочетаться с глобальным совместным видением…
Генри Киссинджер[7 - Ки?ссинджер Ге?нри А?льфред (род. 1923) – американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных отношений. Советник по национальной безопасности президента США (в 1969–1975 годах) и Государственный секретарь США (в 1973–1977 годах). Лауреат Нобелевской премии мира (1973) (материал из Википедии – свободной энциклопедии).]
Чтобы начать путь в будущее, нужна идея. В настоящее время такой единой идеи у Человечества нет. Я не претендую на то, что мне открылись все тайны мира, но хочу поделиться своими скромными соображениями о глобальной идее и путях ее достижения. Мне представляется, что чем больше людей будут думать о будущем, тем выше шанс в исторически короткое время изменить наш мир, сделать его более безопасным, предсказуемым и выбрать траекторию движения в будущее.
Осмелюсь предложить в качестве основы глобальную идею вертикального прогресса братьев Стругацких. В нашем представлении это идея построения ноосферы как оболочки существования управляемой восходящей эволюции Всечеловечества, которую для краткости можно будет назвать идеей умного общего дома (нооглобализация).
Она заключается в создании ноосферы как среды для управляемой восходящей эволюции Всечеловечества. Ключевые понятия этой идеи – ноочеловек (Всечеловек), ноочеловечество (Всечеловечество), ноосфера (Вселенная разума).
Реализация этой глобальной идеи возможна на основе создания универсальной для решения локальных проблем идеологии ноогуманизма.
* * *
В современном мире развитие возможно только на принципах космизма и глобализма. Идея может быть только вселенской, но идеология пока в эпоху существования современных государств должна быть более узкой, направляемой, локальной. Мыслить глобально, действовать локально!
* * *
Первое дело – это идеи: необходимо указать направление движения с обязательным обещанием, что там будет лучше, там спасение! И народ пойдет по пустыне, полетит в космос, не считаясь со временем, жертвами и усилиями.
На приближающемся историческом этапе жизненно необходимо, чтобы Россия сделала мощный скачок и стала одним из лидеров в гонке наций. Представляется, что миру нужно предложить альтернативную глобализацию, может быть, мировоззренческую, как когда-то были предложены СССР (идея о мировой революции и Коминтерн[8 - Коммунисти?ческий интернациона?л (Коминте?рн, III Интернациона?л) – международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран в 1919–1943 годах (материал из Википедии – свободной энциклопедии).], сделавшие СССР сверхдержавой) или США (Рах Americana: с лат. – «Американский мир»), в котором господствует американская мечта, покорившая почти весь остальной мир и подарившая самой Америке политическую и экономическую гегемонию). А нам надо создать свой «блистательный мир», свою сверхидею, созвучную ожиданиям большинства (в перспективе) людей в разных странах.
* * *
В настоящее время российское общество и государство активно ищет свою формулу будущего, национальную идею. Ошибка в правильном выборе может погубить Россию как самобытную цивилизацию. На вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» надо дать единственно правильный ответ: всем. Сейчас можно и нужно стараться обеспечить каждого гражданина ментальной и физической силой для саморазвития. Мне представляется, что достаточно только показать это как вектор развития страны, как светлое будущее, а народ мечтателей, естествоиспытателей и первопроходцев в массе своей поддержит такую программу.
1.2. От глобализации к нооглокализации
Все-таки Время, куда ни глянь, сплетает все вещи и события в одно непрерывное полотно, тебе не кажется? Мы привыкли кромсать эту ткань, подгоняя отдельные куски под свои персональные размеры, – и потому часто видим Время лишь как разрозненные лоскутки своих же иллюзий; на самом же деле связь вещей в ткани времени действительно непрерывна.
Харуки Мураками[9 - Мураками Харуки (род. 1949) – японский писатель и переводчик (материал из Википедии – свободной энциклопедии).]
Позволю себе утверждать, что в эпоху глобализации (как ее ни назови) не должно быть национальных идей, должна быть общечеловеческая идея. Ведь национальные идеи, по сути, временные, они нужны для развития национальных государств, для подчеркивания особенностей, мнимых или истинных, в противовес общим задачам человечества.
Поэтому надо отказаться от понятия «национальная идея», так как это – анахронизм в поликультурном, полинациональном обществе. Национальная идея – это всегда идея превосходства одной нации над другой, хоть в чем-то. Она, по сути, деструктивная, конфликтная. Добавив идеи Всечеловечества, можно не оттолкнуть, как с национальной идеей, а привлечь сторонников во всем мире, сбалансировать развитие человечества, гармонизировать его и подтолкнуть восходящую эволюцию, вертикальный прогресс.
Я вижу новый мир как вариант воплощения идеи альтернативной глобализации – нооглокализации, основанной, например, на модернизированном и актуализированном учении о ноосфере в сочетании с идеологией ноогуманизма (не путать с неогуманизмом[10 - Неогуманизм – педагогическое течение, выдвинувшее в качестве основной цели воспитания современного человека античный идеал личности.]), корни которого бесспорно российского происхождения. Эта идея представляется мне жизнеспособной и является альтернативой идеологии трансгуманизма[11 - Трансгумани?зм (от лат. trans – «сквозь, через, за» и homo – «человек») – философская концепция, а также междустратегическая цель, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными: страданий, болезней, старения и смерти.] как «новой религии».
1.3. От гуманизма к ноогуманизму: новая идеология?
Почти 200 известных деятелей культуры, ученых и спортсменов подписали открытое письмо с призывом к лидерам и гражданам изменить свой образ жизни, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Они призвали человечество «отказаться от несостоятельной логики и работать над изменением целей, ценностей и принципов экономического развития» поскольку потребительская философия привела людей «к отрицанию самой жизни».
Le Monde, апрель 2020[12 - Деятели культуры и ученые призвали предотвратить экологическую катастрофу (07.05.2020). Дата обращения 15.05.2020 https://tass.ru/ obschestvo/8410735]
Новая парадигма – от самоответственности к самоограничению в рамках не только своего ареала обитания (ниши, как у животных), но и в глобальном масштабе (Киотский протокол – «устойчивое развитие», «Рио-де-Жанейро» – проблески этого осознания).
Новой религией иногда называют трансгуманизм. Но я не считаю это правильным. Надо двигаться дальше – к ноогуманизму.
* * *
Если великого и далекого идеала нет, то двигаться вперед, развиваться общество не будет. Если лидер будет слишком пассионарен, то он, скорее всего, погубит свою страну, разрушит свой этнос, суперэтнос, как Александр Македонский[13 - Македо?нский Алекса?ндр (356 год до н. э. – 323 год до н. э.) – царь Македонии из династии Аргеадов (с 336 года до н. э.), выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Александр еще в античную эпоху был признан одним из величайших полководцев в истории. Его имя активно использовалось в политической пропаганде (материал из Википедии – свободной энциклопедии).], совокупно демократы в США, Наполеон, Гитлер. Двое последних во многом создали современные проблемы для своих наций: опять, как в эпоху заката Рима, так сказать, варвары разрушают империи, власть ищет в мигрантах опору, а тем временем катастрофически убывает собственное население, которое лозунгами свободы, равенства, братства, чрезмерного, неадекватного мультикультурализма, толерантности и культивируемого, но исторически заслуженного чувства коллективной вины и покаяния всех за все становится все более субпассионарным – безвольным потребителем. Глядя на очередную, современную нам трансформацию мира, понимаешь, если даже совсем немного подумать, то история малого кого чему-то учит. Люди как люди, судьбы как судьбы, а надо становиться значением больше единицы и осознанно управлять своим будущим.
* * *
Начинать надо с одновременного создания всемирной и страновой паутины соратников, объединенных продекларированной целью и путями ее достижения. Новое мировоззрение – не религия как анахронизм, а вселенская идея (локальный уровень), которая способна сбалансировать интересы всех и каждого, придать устойчивости Ноеву ковчегу человечества (глобальный уровень).
* * *
В странах и слоях общества, где угроза голода не актуальна, а базовые потребности гарантированы, появляется все увеличивающееся количество активных, даже пассионарных людей, которые живут новой жизнью и хотят расширить ареал своего существования – например, это «зеленые», поклонники йоги, китайской гимнастики, любители велосипедного транспорта, вегетарианцы, различные группы любителей ЗОЖ (здорового образа жизни). Общая для этих групп черта – осознанное или неосознанное выделение своей исключительности, избранности, особости, права на особое мнение, противопоставление большинству «обычных» сограждан. Они могут быть агрессивными, т. е. в них есть энергия, активность. Эту агрессию нужно сублимировать в созидание и расширение круга апологетов. Например, создание Нооинтерна, Экоинтерна и решение реальных проблем человечества (глобальный уровень), а Товарищество собственников биосферы (далее – ТСБ) – это платформа реализации новой идеи и новой идеологии на локальном уровне.
1.4. ТСБ – платформа для реализации новой идеи и новой идеологии
Экономические и политические системы развиваются в сторону укрупнения и усложнения. Децентрализованные технологии помогут им стать более эффективными, открытыми и прозрачными… Децентрализованные технологии не являются регулятором поверх системы. Каждый участник равноправен, и все подчиняются единым правилам, не имея возможности обмануть других. Решение об участии в системе каждый принимает сам, исходя из рыночной конкурентоспособности системы[14 - Как общество потребления становится причиной развития мировых эпидемий. (03.2020). РБК. Тренды. Дата обращения 25.05.2020 https://www.rbc.ru/ trends/futurology/5e29754e9a79477c63f96f33].
Александр Кузин[15 - Александр Кузин, сооснователь EVEN и руководитель направления развития бизнеса, прокомментировал развитие технологий Веб 3.0.]
Мне представляется, что будущее станет отличаться от старой коллективизации осознанными объединениями свободных идей и взглядов.
Рис. 3. Мы можем сделать мир лучше! Автор Дарья Виноградова
ТСБ – краеугольный камень, основа новой утопии.
* * *
Создание в качестве новой утопии глобальной идеи и универсальной общечеловеческой идеологии возможно на платформе русского космизма, тектологии, ноосферогенеза и других близких по существу идей.
Реализация идеи общего дома, нооглобализации, может быть осуществлена путем создания глобальных структур типа Форума Жителей Земли, Экоинтерна (или Нооинтерна), а идеологии ноогуманизма – на основе Товариществ собственников биосферы (ТСБ), в дальнейшем Ноосферы.
По Александру Богданову, до сих пор человечество разрешало все задачи, которые перед ним возникали, поэтому нет сомнения, что оно решит и вновь возникающие проблемы, ответит на новые вызовы. Для этого нужно сконцентрировать ресурсы и возможности, проявить определенные организационные усилия: «…сколько таких усилий… энергии понадобится для решения задачи, достаточно ли ее накопило человечество, чтобы с успехом приняться за решение, – только в этом может быть вопрос и сомнение…» (А. Богданов. Тектология). Существуют общие методы и закономерности, по которым самые различные элементы Вселенной организуются в комплексы.
* * *
Новая идеология – ноогуманизм – может возникнуть локально при объединении людей в сообщества соратников-единомышленников – например, Товарищества собственников биосферы (ТСБ).
Новая идеология на платформе ТСБ заключается в объединении людей в сообщества единомышленников по осознанию ответственности (персональной и солидарной) за будущее своей живой материи (своего биоматериала – своих частиц – своего духа, если хотите, своих потомков).
Лозунги, увлекавшие миллионы, – свобода – равенство – братство – вся власть Советам и прочие новые лозунги для построения будущего: жить по совести, все люди – соратники-товарищи, все люди – собственники биосферы; все люди – братья и хозяева Земли; т. е. ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. Общество будущего – сообщество соратников, объединенных в ТСБ; справедливая жизнь – достойное будущее, надо жить по совести, по правде.
* * *
Так вот, осмелюсь прийти к умозаключению, что единственный шанс для тех наций, групп, людей, кто хочет не утратить свою идентичность, а с другой стороны – радикально «сэволюционировать», войти в космическое будущее с родословной, которой можно гордиться, – быть умеренно пассионарным и эволюционирующим этносом, не предаваться самоуничтожению, а делать побыстрее выводы из своих и чужих ошибок, не замыкаться и ограждаться от мира, а подыскивать себе подобных, умеренно пассионарных и уважающих тебя партнеров, чтобы создавать с ними новый суперэтнос (может, у нас это будет евразийство?) по пути к образованию планетарного Товарищества собственников биосферы. В этом Товариществе длительное историческое время будут сохранять свои скрепы, помнить родословную представители всего нескольких суперэтносов, сумевших доказать свою способность смотреть далеко вперед и разумно ограничивать свои материальные потребности в угоду максимальному удовлетворению потребностей духовных, творческих. Хотелось бы, чтобы среди таких суперэтносов заметное, а то и одно из главных мест занимала российская цивилизация. И предпосылки для этого просматриваются.
1.5. Комьюнитаризм и коллективизм
В истории есть две тенденции – тенденция к социализации и тенденция к индивидуализации.
Н.А. Бердяев. «Царство Духа и Кесаря»
По Николаю Бердяеву (Царство…), должна произойти конвергенция коллективизма и комьюнитарности на основе духовного роста и обогащения. Настоящее, по Николаю Бердяеву, принадлежит социализации, а будущее будет принадлежать тенденции к индивидуализации (персонализации. – Примеч. автора).
Нельзя никоим образом допускать расслоения общества на группы с различным уровнем опций в образовании и здравоохранении. Дети всех членов общества должны получать элитарное 8-летнее общее образование с преобладанием гуманитарных и коммуникативных предметов, обязательными ежедневными занятиями физической культурой, а затем разделиться на группы для получения элитарного же, но более ограниченного по объемам в зависимости от объективных способностей каждого ребенка, многоуровневого профессионально ориентированного образования, исходя из показанных результатов. Все передовые методы медицинской диагностики, лечения, оценки и максимального повышения физического и психического потенциала каждого члена общества должны быть всеобщими, доступными и обязательными, как и образование. Самым уважаемым человеком должен стать тот, кто постоянно стремится к самосовершенствованию, развивает и поддерживает свой персональный ресурс.
* * *
Важно установить различие между коллективизмом, который стал почти синонимом коммунизма, и комьюнитаризмом или комьюнитарностью. Комьюнитарность – это общность личностей. Коллективизм знает лишь отношение человека к обществу, к коллективу, который уже определяет отношение человека к человеку. Коммюнитарность персоналистична – она есть общность и общинность личности. Коллективизм носит антиперсоналистический характер, он не знает ценности личности. Коллективизм есть ложное понимание общения и общности людей.
«Капитализм создал пролетаризированные массы, которые, по несчастью своему, склонны к коллективизму вместо коммюнитарности» (Бердяев. Судьба России). Коллектив – это, по Бердяеву, сборность, объединение механическое. Я считаю, что комьюнитаризм – это соборность, то есть объединение духовное, осознанное, базирующийся на уважении личности и общего дела.
Коллективизм – это когда одна группа людей начинает господствовать над другими, выставляя для всего коллектива своих вождей, которые могут быть не лучшими членами коллектива, но с ощущением и желанием власти. Коллективизм всегда утверждается через насилие над человеческой личностью (Бердяев). Базовая ограниченность развития пролетариев, отсутствие среди них достаточного числа личностей «высокой пробы» и приводит к коллективизму.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=66061964) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Менделеев Д.И. Заветные мысли. 1905. Полное издание. М.: Мысль, 1995.
2
Бо?ткин Серге?й Петро?вич (1832–1889) – русский врач-терапевт, патолог, физиолог и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле.
3
Кушнарев А. Дмитрий Менделеев: «Какой я химик?». М.: Майор: Издатель Осипенко, 2017.
4
Дрекслер Ким Эрик (род. 1955) – известный американский ученый, «отец нанотехнологий», инженер, известный популяризатор нанотехнологий. Автор концепции нанотехнологического механосинтеза, первый теоретик создания молекулярных нанороботов, концепции «серой слизи».
5
Дрекслер Э. Всеобщее благоденствие. Как нанотехнологическая революция изменит цивилизацию. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014.
6
В.В. Путин рассказал о важности любви к человеку. Выступление на совещании с руководителями субъектов Федерации по вопросам противодействия распространению коронавирусной инфекции (28.04.2020). Известия. Дата обращения 20.05.2020 https://iz.ru/1005677/2020-04-28/putin-rasskazal-o-vazhnosti-? loso? i-liubvi-k-cheloveku
7
Ки?ссинджер Ге?нри А?льфред (род. 1923) – американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных отношений. Советник по национальной безопасности президента США (в 1969–1975 годах) и Государственный секретарь США (в 1973–1977 годах). Лауреат Нобелевской премии мира (1973) (материал из Википедии – свободной энциклопедии).
8
Коммунисти?ческий интернациона?л (Коминте?рн, III Интернациона?л) – международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран в 1919–1943 годах (материал из Википедии – свободной энциклопедии).
9
Мураками Харуки (род. 1949) – японский писатель и переводчик (материал из Википедии – свободной энциклопедии).
10
Неогуманизм – педагогическое течение, выдвинувшее в качестве основной цели воспитания современного человека античный идеал личности.
11
Трансгумани?зм (от лат. trans – «сквозь, через, за» и homo – «человек») – философская концепция, а также междустратегическая цель, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными: страданий, болезней, старения и смерти.
12
Деятели культуры и ученые призвали предотвратить экологическую катастрофу (07.05.2020). Дата обращения 15.05.2020 https://tass.ru/ obschestvo/8410735
13
Македо?нский Алекса?ндр (356 год до н. э. – 323 год до н. э.) – царь Македонии из династии Аргеадов (с 336 года до н. э.), выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Александр еще в античную эпоху был признан одним из величайших полководцев в истории. Его имя активно использовалось в политической пропаганде (материал из Википедии – свободной энциклопедии).
14
Как общество потребления становится причиной развития мировых эпидемий. (03.2020). РБК. Тренды. Дата обращения 25.05.2020 https://www.rbc.ru/ trends/futurology/5e29754e9a79477c63f96f33
15
Александр Кузин, сооснователь EVEN и руководитель направления развития бизнеса, прокомментировал развитие технологий Веб 3.0.