Наблюдательность Шерлока Холмса. Как развить наблюдательность?
Владислав Луговский
Наблюдательность – это способность видеть характерные особенности людей, предметов и явлений. Далеко не каждый может похвастаться наблюдательностью. Люди годами могут ходить по одной и той же улице и не замечать перемен, произошедших на ней за это время. В данной книге автор учит читателя одному из важнейших навыков XXI века, а именно наблюдательности. Способности замечать детали и делать определённые выводы не хуже, чем сам Шерлок Холмс.
Наблюдательность Шерлока Холмса
Как развить наблюдательность?
Владислав Луговский
© Владислав Луговский, 2024
ISBN 978-5-0053-9416-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Наблюдательность – это способность видеть характерные особенности людей, предметов и явлений. Далеко не каждый может похвастаться наблюдательностью. Люди годами могут ходить по одной и той же улице и не замечать перемен, произошедших на ней за это время.
Знаменитый герой книг Артура Конан Дойля Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность – его вторая натура. Феноменальная способность Эркюля Пуаро, героя романов Агаты Кристи, обращать внимание на мелочи и его незаурядный ум позволяли ему быстро находить преступников. Психолог-практик Патрик Джейн, которого в известном сериале «Менталист», также обладал наблюдательностью, умением видеть детали, на которые другие детективы не обращали внимания, и на их основании делал умозаключения о том, как и кем, было совершено преступление.
Следить за ходом мысли детективов и сыщиков – немалое удовольствие, и поневоле начинаешь завидовать их проницательности «белой завистью». И ведь действительно, не каждый человек способен подметить значимые подробности каких-либо явлений и фактов. Однако это поправимо в любом возрасте, вне зависимости от ваших текущих способностей. Хорошая новость в том, что наблюдательности можно и нужно научиться!
Эта книга даёт вам, возможность сделать ту самую наблюдательность, частью вашей повседневной жизни. Вам остаётся лишь неукоснительно следовать чётким не сложным инструкциям и результат в данной сфере будет получен быстрее, чем вы можете себе это представить. Цель данной книги, воспитать в вас привычку наблюдать и анализировать, так как это делают те самые детективы, которыми мы все так восхищаемся.
Развивать собственную наблюдательность важно по целому ряду причин. В первую очередь это касается вашей профессиональной деятельности. Если вы учитель, то ваша наблюдательность должна быть направленна на детей, их поведение и всяческие негативные изменения, которые необходимо заметить и искоренить на ранних стадиях развития. Если вы медик, то ваша наблюдательность должна быть направленна на ваших пациентов. Используя этот навык, вы с лёгкостью научитесь определять еле заметные заболевания, скрытые от глаз ваших коллег. С подобным подходом, вы словно Джозеф Белл, британский врач, обладающий поразительной наблюдательностью, ставший прообразом знаменитого на весь мир Шерлока Холмса. Если ваша работа связана с сыскной деятельностью, то, наблюдая, вы можете быстро вычленить основную черту характера субъекта, без труда распознать эмоции и дать характеристику его внутреннему состоянию, что делает это умение ещё более ценным, как на рынке труда, так и в повседневной жизни. В долгосрочной перспективе, используя свою наблюдательность в вашей профессиональной деятельности, вы зарабатываете статус лучшего в своей нише и стремглав стремитесь вверх по карьерной лестнице.
Однако ваша способность замечать детали, не ограничивается лишь вашей работой или хобби. Она применима и в повседневной жизни. Если вы мать, то ваша наблюдательность способна помогать вам в воспитании детей, т.к. вы без труда замечаете, что от вашего ребёнка пахнет табаком или спиртным. Если вы творческая натура, то способность видеть того чего не видят другие, позволяет вам создавать воистину поразительные предметы искусства. Если вы считаете себя обычным человеком, то ваша наблюдательность и смекалка оберегает вас от большинства неприятностей, к которым склонны «слепые» по собственные воли люди.
Увы, но большинство людей ленивы и не любопытны! Именно лень и отсутствие любознательности – главное препятствие в искусстве наблюдения. Если лень практиковаться, то и не любопытно знать. Как результат, самая важная информация проходит мимо, а в мыслях вместо соображений и умозаключений – какая-то похлёбка из головного овоща. И это далеко не шутка, а самая настоящая и очень прискорбная действительность. Если подойти к кому-нибудь из вашей семьи и попросить подробно описать, как выглядит их автомобиль, то вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, совсем очевидные детали люди просто не обращают внимания. И всё это совершенно неверный подход к жизни. Пускай сейчас вы и сами можете не знать деталей тех вещей, которыми владеете, однако это поправимо с помощью регулярных занятий, которые не отнимут у вас много времени.
Каждое новое наблюдение. Каждое простое умозаключение, сделанное на основе простого факта, развивает нашу способность наблюдать и анализировать. И именно так закладывается фундамент для новых навыков мышления. Именно так наблюдательность становится второй натурой. Именно так, одни люди становятся лучше других людей. И что самое главное. Именно так вы, становитесь лучше самого себя.
Однако вы не виноваты в том, что вы не наблюдательны. Вы не виноваты, что смотрели, но не видели. Вы не виновны и в том, что были просто не способны замечать что-либо. Отнюдь нет. Ведь вы не знали, как это делать? Куда смотреть? Что замечать? Где искать? И т. д.
В основе этой книги лежит проверенный подход, по приобретению привычки наблюдать. Достигать этого, вы будете с помощью простых, но очень эффективных упражнений на развитие способности фиксировать детали, как во внешнем, так во внутреннем мире. Данная книга является сокровищницей практичных знаний. Реализация которых, позволит прозреть, словно слепцу, внезапно отбредшему ясное зрение. Используя специальные методики и техники наблюдения, вы шаг за шагом открываете для себя доселе не виданный мир деталей, ускользающий от взора простых обывателей. Овладев секретными способами наблюдения, этот процесс станет для вас самым увлекательным. К концу чтения данной книги в вашем распоряжении окажутся все самые необходимые знания, умения и упражнения, которые точно приведут вас к поставленной цели.
Если вы хотите по-прежнему не замечать всех деталей и красок мира. Если вы всё так же хотите видеть мир сквозь размытую призму. Если вы так и планирует быть «слепым» от рождения человеком. Тогда вам стоит закрыть эту книгу и остаться в своём чёрно-белом мире, без капли ясности в собственных глазах. Однако если вы горите желанием видеть чёткий мир. Видеть то, что скрыто от глаз обычных людей. Видеть, так, как видел Шерлок Холмс. То данная книга однозначно для вас. И вам, пора по-настоящему открыть глаза и наконец-то увидеть мир, полный ранее не виданных красот. И именно это, ваш путь избавления от рабства собственных глаз.
Наблюдательность – это просто! И начать зрячий образ жизни может любой желающий. Проблема лишь в том – желаете ли этого вы?
Глава 1. Душа наблюдательности
«В делах человеческих лучше разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал»
Артуро Граф
Люди не наблюдательны. И это удручающий факт. С каждым днём, людей с расстройством внимания становится только больше. Всё больше шума. Всё больше отвлечений. Всё больше и больше объектов, которые человек уже в состоянии замечать. Изо дня в день, люди ходят по одним и тем же улица. Ездят одними и теми же маршрутами. Гуляют в одних и тех же парках. Но ничего не видят. Ничего не наблюдают. И ничего не замечают. Каждый раз беря в руки смартфон, человеческое внимание подвергается сильнейшей расфокусировке. Здесь лайк надо поставить. Тут комментарии почитать, а вот тут новости полистать. И как итог: человеческое внимание, а вместе с ним и способность наблюдать, бесследно улетучивается. Однако в этом нет вашей вины, как и вины смартфона как таковой. Всё дело в том, что люди позабыли, а некоторые так и не познали, что же такое настоящее зрение. Кристально чистая форма собственного взгляда. Прозрачный омут собственных глаз. Который по причине незнания и не умения, засорён отходами производства повседневной жизни. Текущие регалии таковы, что человек, забыл про самый древний способ познания мира – наблюдение. С помощью своих глаз, человек замечал, изучал и понимал мир вокруг него.
Однако при этом, фундаментальной разницы между глазами неандертальцев и современных людей – нет. Есть лишь одно отличие. И оно заключается в способности не просто видеть что-то, а в способности замечать это. И уже на основе замеченного, сделать вывод. Подобный тем, что делал великий сыщик Шерлок Холмс в рассказах Артура Конан Дойла. И вот один из примеров подтверждающий эти слова:
« – Когда я слушаю ваши рассуждения, – заметил Ватсон, – все кажется мне до смешного простым – настолько, что я и сам догадался бы без труда, но в каждом отдельном случае я пребываю в растерянности до тех пор, пока вы не объясните ход своих мыслей. Тем не менее я убеждён, что мой глаз зоркостью не уступает вашему. – Вот именно, – ответил Холмс, закуривая папиросу и откидываясь на спинку кресла. – Вы видите, но не замечаете. Разница очевидна. К примеру, вы часто видите ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату. – Да, часто. – Сколько раз вы уже видели их? – Несколько сотен. – И сколько же там ступенек? – Ступенек?.. Не знаю. – Именно! Вы не заметили. Хотя видели их. О том и речь. А мне известно, что ступенек там семнадцать, потому что я и видел их, и замечал».
И чтобы понять, о чём же идёт речь. Прежде всего, стоит начать с той разницы, которая существует между наблюдением и наблюдательностью. И так, наблюдение – это метод исследования, заключающийся в активном, систематическом и целенаправленном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о его свойствах. В свою очередь, наблюдательность – это способность видеть характерные особенности людей, предметов и явлений. Своего рода это способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений и фактов. Она приобретается в процессе систематических занятий любым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Разница между наблюдением и наблюдательностью заключается в том, что, наблюдая за чем-либо, мы прикладываем усилия, чтобы понять свойства того или иного объекта. Например, наблюдая за человеком, мы можем увидеть, как он себя ведёт, что он делает, во что одет и т. д. Другими словами, мы, приложив усилия, замечаем какие-то характеристики этого человека. Но если говорить о наблюдательности, то это свойство именно смой личности замечать те или иные объекты, но уже в некотором, бессознательном автоматическом состоянии. Говоря иначе, наблюдательность – это часть идентичности человека, его характеристика, такая же как остроумие или храбрость, работающая бессознательно, на уровне привычки. По сути, наблюдательность, является побочным эффектом от постоянного наблюдения. Чтобы это стало понятнее, представьте курящего человека, где курение – это наблюдение, а рак лёгких – это наблюдательность, которая является побочным действием постоянного курения. Поэтому в дальнейшем, вы будет становиться курильщиком в отношении наблюдения. И планомерно идти к тому, чтобы привить себе привычку наблюдать.
Следующее, между, чем стоит расставить точки, так это внимание и внимательность. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении и деятельности. Внимательность – это свойство сознания, основанное на повышенной сосредоточенности и концентрации внимания на каком-нибудь объекте, явлении или деятельности. Говоря по-другому, это способность личности сосредотачиваться на одном объекте или действии в течение значимого времени.
Разница между вниманием и внимательностью, очень похожа на разницу между наблюдением и наблюдательностью. Только в данном случае, речь идёт о способности сосредотачиваться на определённом предмете. И если это происходит сознательно, например, сосредоточение на написании текста, то это называется внимание. Если это происходит автоматически, без приложения усилий на уровне свойств личности, то это уже внимательность.
Тем временем различие между наблюдательностью и внимательностью состоит в том, что первом случае человек на уровне своей личности замечает детали. А во втором, он на том же уровне может концентрировать своё внимание на любом из объектов. При этом важно понимать, что связь между первым и вторым явлением есть, и заключается она в способности видеть тот или иной объект определённым образом. Важно отметить, что эти два свойства личности (сознания) взаимодополняют друг друга и находятся в некотором симбиозе. Поэтому для развития вашей наблюдательности есть смысл улучшать не только навык наблюдения, но и повышать свою внимательность.
Не менее важно в развитии своих зрительных способностей. К примеру, повышение чёткости собственного зрения. Или возможность научиться двигать глазами быстрее обычного. Однако при этом важно и понимание того, что «наблюдать», а, следовательно, «замечать» – это отнюдь не то же самое, что и «видеть». Видеть – это пассивное состояние. Например, вы видите свой офис и людей, работающих в нем, но не замечаете деталей и не сможете использовать эту информацию при необходимости. Наблюдать означает сознательно и активно обращать своё внимание на объекты восприятия. Например, вы наблюдаете за работой и поведением ваших коллег. Анализируете информацию и затем вырабатываете специфические подходы для общения с каждым из них. С эволюционной точки зрения эта способность нам дана, чтобы подмечать важные мелочи в природе и поведении животных, поэтому она является жизненно необходимой.
В своих письмах с Сахалина, Чехов писал: «Я видел все, стало быть, вопрос теперь не в том, что я видел, а как видел». Бальзак говорил о тех, которые «смотрели, да не видели». Серов начинал занятия со своими учениками с «постановки зрения». «Растопырьте глаза, чтобы видеть что нужно», – твердил он. И всё эти слова, снова переносят нас в самое начало главы. Где было сказано, что просто видеть. Не значит наблюдать и замечать детали.
Помимо этого, особенности наблюдательности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит и за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит, прежде всего, от объёма имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удаётся благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого. Но и перевод его на вербальный уровень, а значит – обобщение. Но более подробно об этом и составляющих процесса наблюдения, вы узнаете из следующих глав книги.
Зачем развивать наблюдательность
Как и множество других вещей в этом мире, наблюдательность – уникальное индивидуальное явление. Каждый, кто занимается какой-то деятельностью, сам для себя решает, зачем он это делает. И развитие собственной наблюдательности не становится исключением. В самом начале книги, приводились несколько примеров того, зачем человеку и вам, необходимо развивать себе способность видеть мир в деталях. Например, учителям, воспитателям, психологам, врачам важно по внешности и поведению распознать внутреннее состояние другого индивида. Особенно это качество важно для работников правоохранительных органов. Посредством наблюдения профессионал может составить отчётливый психологический портрет личности.
В первую очередь, самостоятельно отвечая на вопрос «Зачем мне развивать наблюдательность?», обратите внимание на свою профессиональную деятельность, хобби и досуг. Мысленно прокрутите воспоминания о них и задайтесь следующими вопросами:
– Зачем мне наблюдательность в …?
– Что принесёт мне повышенная наблюдательность в …?
– Какие вещи требуют от меня повышенной наблюдательности?
– Каким я буду, если начну наблюдать? Как изменится моя жизнь?
– Что я смогу делать лучше, если буду больше наблюдать?
После этого, постарайтесь обобщить все ответы эти на вопросы и дайте общий ответ на главный вопрос «Зачем мне развивать наблюдательность?». Например, вот как описывает значение своей наблюдательности Аткинсон Джон Уильям (американский психолог, специалист в области психологии мотивации) в своей статье о развитие наблюдательности:
«Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем. Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем. Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение. Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, учёные и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности».
В трудах Б. Г. Ананьева наблюдательность понимается как способность к наблюдению, являющаяся частью социальной перцепции. Он полагал, что наблюдение необходимо для познания внешнего мира, для организации когнитивных процессов в деятельности, направленную на познание внешнего мира.
В исследованиях Л. С. Выготского наблюдательность анализируется как качество, без которого невозможен выход за пределы видимого и отыскание ненаблюдаемого смысла, что обусловливает её важность, так как, «если бы каждый имел только те реакции, которые могут быть наблюдаемы всеми, тогда никто не мог бы ничего наблюдать». Данное положение особенно важно для специалистов профессий типа «человек—человек», так как именно им приходится находить смысл в наблюдаемых поступках и особенностях человека.
Примечание: Профессии типа «человек—человек», связаны с межличностным контактом. Например, врача и пациента, учителя и ученика, следователя и подозреваемого.
В своих трудах М. Я. Басов отмечает, что развитая наблюдательность – одно из важнейших условий формирования личности. Познание окружающего мира базируется на информации, которую мы получаем от органов чувств. От качества полученных сведений зависит успешность ориентации в нем. Особенно это качество ценно для профессионального мастерства. Причём степень развития наблюдательности зависит от выполняемой человеком функции. Поэтому наблюдательность, по мнению Басова, становится гарантом успешности в выбранной сфере деятельности. Развитая наблюдательность помогает преодолеть ошибки восприятия, позволяя сконцентрироваться на значимых объектах, исходя из имеющихся целей.
Но, так или иначе, наблюдательность может понадобиться человеку и в его, казалось бы, обыденной жизни. И как нельзя лучше, данный факт, отражает следующая притча:
«Один знаменитый венский хирург рассказывал студентам, что хирург должен обладать двумя качествами: он не должен быть брезгливым и должен быть наблюдательным.
С этими словами он погрузил палец в какую-то вонючую, тошнотворную жидкость, потом вытащил его, засунул себе в рот и обсосал. Потом он попросил каждого студента повторить увиденное. Студенты бесстрашно сделали то, о чём их просили.
Улыбнувшись, хирург сказал:
– Господа, поздравляю вас, вы прошли первый экзамен. Но, к сожалению, второй экзамен вы завалили, ибо никто из вас не заметил, что я облизал не тот палец, что погружал в жидкость»
И именно подобные случаи, которые происходят с человеком каждый день. Приводят к логичному выводу, что наблюдательность – это индивидуальное явление личности и сознания, которое необходимо развивать в зависимости от своих жизненных целей.
Как и в чем проявляется наблюдательность
Наблюдательность является профессиональным навыком, который проявляется и помогает во многих областях деятельности, таких как медицина, педагогика, наука, искусство и т. д. К примеру, наблюдательность упрощает процесс обучения. Что приводит к повышению общей внимательности, сосредоточенности, улучшению памяти и мышления. Развивая способность наблюдать, человек развивает множество других качеств, таких как эмпатия, память, мышление и креативность. Как следствие, наблюдательность помогает определить состояние другого человека, который не высказывает свои мысли вслух. А также помогает понимать и отслеживать собственное состояние.
Другое, не менее важное проявление наблюдательности, приходит на сферу творчества. Например, у поэтов, писателей или художников наблюдательность развита лучше, чем у остальных людей. Они способны заметить что-то, что не видно другим и вдохновиться этим, заинтересоваться малозаметной вещью и обратить на неё внимание окружающих. Все достижения творческих людей напрямую связаны с их наблюдательностью, многосторонностью восприятия, часто являющимся источником вдохновения и воплощения ярких идей.
Живописец Нестеров в ответ на слова одного из портретистов, назвавшего его «затейником», сказал: «У меня нет никаких затей на портретах. Я ничего не выдумываю. Сели люди, как им удобно, я и пишу их. Надо видеть, надо уметь видеть – и больше ничего».
Б. Г. Ананьев исследовал наблюдательность как психическое свойство личности, закладывающее основы для практической работы по её развитию. Художественное творчество, с его точки зрения, является великолепным доказательством того, что «наблюдение есть известная целенаправленная деятельность, организующая чувственные восприятия в соответствии с известными интеллектуальными задачами». Любой вид изобразительного искусства основывается на деятельности наблюдателя. Сама специфика изобразительного творчества требует от художника накопления богатства впечатлений и разнообразных наблюдений. Именно эта её сторона определяет значимость уроков изобразительного искусства в формировании такого важного свойства как наблюдательность.
Многие исследователи проблем творчества отмечают, что необходимым элементом любого творческого акта является особый вид внимательности и наблюдательности художника как к своему внутреннему миру, так и к внешнему. То, что обычному человеку кажется обыденным и не заслуживающим внимания. У художника вызывает бурный поток мыслей, ассоциаций и переживаний.
Густав Флобер, французский прозаик-реалист, советовал своему ученику Мопассану следующее: «Пройдя мимо какого-нибудь лавочника, сидящего перед дверью, мимо какого-нибудь дворника, курящего трубку, мимо какой-нибудь стоянки экипажей, покажите мне этого лавочника, и этого дворника, всю их физическую внешность, в которой вместе с тем заключена и вся их духовная природа, создав при этом искусную картину, чтобы я их не спутал с каким-нибудь другим лавочником или дворником, покажите мне лишь, одним словом, чем не похожа какая-либо лошадь, запряжённая в экипаж, на пятьдесят других лошадей, бегущих за или перед ней».
Известный немецкий поэт Рильке, высказывался по поводу творчества и наблюдательности следующим образом: «Для того чтобы создать один стих, нам нужно повидать множество городов, людей и вещей, мы должны знать животных, должны почувствовать, как летают птицы, и знать, как движутся лепестки, когда цветок раскрывается по утрам. Мы должны уметь мысленно возвращаться на дороги в незнакомых краях, возвращаться к неожиданным встречам и разлукам, которые мы тем не менее давно предугадывали, к дням детства, которые все ещё остаются необъяснёнными, к родителям, которых мы, должно быть, мучили, ибо они доставили кому-то непонятную для нас радость (это было радостью для другого), к болезням в детские годы, которые так странно начинаются, вызывая столь глубокие и тягостные перемены; должны думах о днях, проведённых в тихи уютных комнатах, об утренних часах возле моря, вообще о море, о ночных путешествиях, когда ночи проносились мимо и звезды мерцали, однако и этого мало, если мы думаем обо все этом. В нашей памяти мы должны сохранить многие любовные ночи, каждая из которых была не похожа на другую, стоны женщины во время родов и облегчение на бледном лице роженицы, как бы уходящей в свой внутренний мир. Однако мы должны пережить и моменты смерти, посидеть у постели умершего, в комнате с открытыми окнами, через которые доносятся отрывочные звуки. Однако всех этих воспоминаний ещё мало. Нам необходимо уметь забывать о них, если их накопилось слишком много, и терпеливо ожидать, чтобы они вновь восстановились, ибо дожидаемся не только одних воспоминаний. Лишь после того, как они станут нашей кровью, нашим взглядом и выражением лица, когда станут безымянными и уже их нельзя будет отделить от нас самих, только тогда может случиться, чтобы в редкие минуты возвысились и вышли из своей среды истинные слова стиха».
По сути идея этих слов заключается в том, что творчество – это проявление наших ощущений и эмоций от увиденного или услышанного. Чем больше информации мы будем воспринимать от окружающего мира, тем более разносторонним будет наше творчество.
Невероятно, но наблюдательность тесно связана и проявляется совместно с такими качествами личности, как любопытство и восприимчивость. Любопытство, является одним из свидетельств наблюдательности. Своего рода это показатель стремления узнать больше и пытливость ума, наподобие той, что была присуще Шерлоку Холмсу. Берите пример с детей и их бесконечным «почему, как и зачем», ведь это прекрасное подтверждение наблюдательности и любопытности, желания познать мир. Восприимчивость свидетельствует о зрелости чувств, способности углубляться в себя. Неравнодушное отношение к миру делает вас богаче и отзывчивей, а, следовательно, и наблюдательнее.
Ошибки на пути к ясному зрению
Вокруг наблюдательности ходит очень много мифов, в которые люди охотно верят, нисколечко не стремясь проверить информацию. И именно вера в эти самые мифы, приводит к ошибкам, мешающим наблюдению. Вот пример нескольких из наиболее популярных легенд о наблюдательности:
Миф №1: Наблюдательность – это врождённая способность.
Это заблуждение является наиболее пагубным из всех. Так как зная это, человек думает, что тут уже ничего нельзя поделать. И соответственно даже не стремится на пути к этому. Однако это лишь миф, порождённый тем, что кто-то чуть более внимателен с рождения, а кто-то нет. Со временем, при определённых условиях, любой человек может развить в себе способность наблюдать! И эта книга, является именно такой возможностью.
Миф №2: Наблюдательность можно развить только в детстве.
Данный миф, частично вытекает из прошлого. Впрочем, человеческий мозг быстро обучается, если мы сами этого хотим. Хотя, чем раньше был заложен фундамент наблюдательности, тем действительно лучше. Связано это с тем, что мозг ребёнка более гибок и связи в нём образуются в большем количестве, чем у взрослого. Тем не менее мозг уже взрослого человека, так же продолжает создавать новые нейронные связи. Но уже чуть в меньшем количестве и не так быстро. Поэтому наблюдательности можно научиться абсолютно в любом возрасте. И тут неважно сколько тебе лет и какого ты пола.
Миф №3: Для наблюдательности нужен высокий интеллект.
Несмотря на то, что для наблюдательности, характерна черта анализа. Интеллект как таковой играет здесь не самую важную роль. Неважно какой у вас уровень IQ. Будь он 90 (ниже среднего), 110 (средний) или 120 (выше среднего). Сама способность замечать детали от этого никак не зависит. Поэтому не стоит даже беспокоиться, что ваш уровень интеллекта не такой, какой нужен для наблюдательного человека.
Однако мифы далеко не полный перечень того, что может сбить ещё не опытного наблюдателя с его тропы. Существуют гораздо более серьёзные ошибки, которые он может совершить.
Ошибка №1:Не практиковаться или делать это с перебоями.
Это достаточно простая и очевидная вещь, тем не менее люди думают, что, зная что-то они это уже умеют. Хотя, это не верно в корне. Зная ПДД и как водить автомобиль в теории, человек впервые севший за руль не станет профессиональным гонщиком. Ровно, как и студент, прочитав книгу об анатомии, без постоянной практики, не станет профессиональным хирургом. Поэтому всю излагаемую здесь теорию, следуют преобразовывать в практику. А это значит: делать упражнения, время от времени включаться в наблюдение, целенаправленно тренироваться и т. д. Причём важно делать эти вещи регулярно и желательно неоднократно.
Ошибка №2:Не заставлять или как-то ещё не стимулировать себя к наблюдению.
Это уже чуть более сложный процесс, однако, подконтрольный вам. Если вы не будете самостоятельно давать себе энергию или иным способом мотивировать себя на наблюдение, то из данной практики ничего не выйдет. В главе №5 изложены принципы и примеры того, как формировать в себе привычку наблюдать. И именно из неё вы узнаете, как дать мощный пинок самому себе. Причём это организованно так, что со временем вы уже сами захотите наблюдать, даже без особой мотивации.
Ошибка №3:Стараться замечать всё подряд.
Наблюдательность – это хорошо. Однако бесконтрольно замечать каждую деталь нет никакого смысла. Из следующей главы, вы узнаете анатомическую структуру наблюдения и поймёте, что даже Шерлок Холмс, замечал отнюдь не всё. А лишь, то, что позволяло ему двигаться в своём направлении. Поэтому не стремитесь замечать всё и сразу. Тем более в самом начале своей практики. Подобное не только бессмысленно, но и губительно для вас, как для наблюдателя.
Резюме
Наблюдательность как способность представляет собой продукт целенаправленного наблюдения и формируется лишь при условии активного восприятия действительности. Проявляясь, по определению психологов, в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений.
Наблюдательность включена в целостную структуру психологии человека и является частью его индивидуальности (личности). Таким образом, наблюдательность можно охарактеризовать как, качество личности, выражающееся в умении сосредоточивать своё внимание на восприятии одного объекта и видеть в нём малозаметные свойства.
Наблюдательность – это следствие регулярного наблюдения. Внимательность – это следствие регулярного обращения внимания. Причём оба этих компонента дополняю друг друга.
Наблюдательность – уникальное индивидуальное явление. Каждый, кто занимается какой-то деятельностью, сам для себя решает, зачем он это делает. И развитие собственной наблюдательности не становится исключением.
Наблюдательность является профессиональным навыком, который проявляется и помогает во многих областях деятельности, таких как медицина, педагогика, наука, искусство и т. д.
Суть наблюдения состоит в целенаправленном восприятии предметов и явлений в их естественном виде, то есть такими, какими они являются в непосредственной действительности. Эффективность наблюдения зависит от предварительных знаний исследователя об объекте наблюдения, от его способности правильно сформулировать цель исследования, его настойчивости в достижении цели, от умения точно и всесторонне описать полученные результаты.
Развивая способность наблюдать, человек развивает множество других качеств, таких как эмпатия, память, мышление и креативность.
Наблюдательность тесно связана с творчеством и творческой деятельностью.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое наблюдение?
2. Что такое наблюдательность?
3. В чём разница между наблюдением и наблюдательностью?
4. В чём разница между наблюдательностью и внимательностью?
5. В каких сферах наблюдательность наиболее важна?
Глава 2. Анатомия наблюдательности
«Продолжай наблюдать, во всем, везде. Пусть все становится возможностью наблюдать»
Ошо
Из прошлой главы книги, вы узнали о концепции, которую несёт в себе наблюдательность. В этой главе, вы главным образом сосредоточитесь на элементах и структуре самой наблюдательности и процессов наблюдения. Другими словами, вам предстоит познакомиться с анатомической структурой процесса наблюдения. Для этого, прежде всего, стоит понять, какие аспекты хранит в себе наблюдение. Среди которых, можно выделить следующие:
– цель на наблюдение;
– фиксация наблюдаемых объектов;
– опыт и знания;
– мышление и анализ;
– время наблюдения;
– память.
Цель на наблюдение. Абсолютно любое наблюдение в первую очередь начинается всегда с постановки его цели. Это связано с особенностями восприятия, являющегося основным механизмом наблюдения. Цель помогает из естественного жизненного пространства и времени выбрать то, что необходимо увидеть. Другими словами, чтобы начать замечать определённые детали, вы должны грамотно поставить свою цель.
Например, если вы «читаете» людей по внешнему виду, как это происходит в хюмридинге, то вашей целью становиться, понять кто этот человек и составив его словесный портрет.
Примечание: «Хюмридинг» происходит от английских слов: «human» – «человек» и «read» – «читать». Сами же методы и техники хюмридинга основываются на сборе данных о человеке в настоящем, дальнейшем их анализе и составления единого целого портрета личности, как это делал Шерлок Холмс. Он умел определять профессию и род деятельности человека, основывая свои умозаключения на внешних чертах человека. Например, всего лишь по ногтям, утолщениям на пальцах, по сгибу брюк на коленях и т. п. вещах, ему удавалось составить профиль человека. Этому и учит такая дисциплина как хюмридинг. Более подробно ознакомиться с данным направлением вы можете в книге «Хюмридинг. Прочти любого».
Научиться сразу определять его прошлое и его профессию, поначалу может показаться ребячеством. Но, во всяком случае, такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. Поэтому, начать осваивать навык наблюдения можно именно с хюмридинга.
Фиксация наблюдаемых объектов. После определения цели перед наблюдателем встаёт тот вопрос: что нужно фиксировать, на что смотреть при изучении интересующего явления и т. д. При ответе на этот вопрос необходимо, исходить из своей цели и фиксировать только то, что поможет её понять. Своего рода, должен произойти срез реальности, которую вы собираетесь наблюдать. Например, для хюмридера (человека, занимающегося чтением людей по методологии хюмридинга) будет важно обратить внимание на такие аспекты человека как: рост, вес и телосложение; возраст; пол; физическое состояние человека; носимая одежда; запах; состояние волос, кожи, зубов, ногтей и другое. Всё это в купе, позволит чтецу понять, кто этот человек, чем занимается, где работает и т. д. Если говорить более конкретно, то, обозначив, то на что необходимо обратить внимание, создаётся срез реальности, при котором остальные детали и объекты не фиксируются.
Н. В. Тимофеев-Ресовский – биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчёркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если знаешь, что нужно искать, что нужно видеть и на что обратить внимание.
Опыт и знания. Данный аспект наблюдательности, является одним из ключевых в освоении навыка наблюдения. Это связано с тем, что когда ты не знаешь значение наблюдаемых объектов, то никакая дедукция и наблюдательность тут не поможет. Например, если хюмридер при наблюдении за человеком обнаруживает у него некоторое явное кожное заболевание, но, не зная, что оно собой представляет. Он попросту не сможет построить цепь логических рассуждений, относительно наблюдаемого явления, т.к. у него нет нужных сведений. Поэтому глупо даже полагать, что Шерлок Холмс, знал всё и поэтому мог делать соответствующие выводы. Нет, это абсолютно не так. В распоряжении Шерлока были лишь знания, необходимые ему для его работы. В рассказе Артур Конан Дойла, доктор Ватсон оценивает способности Холмса таким образом:
Знания в области литературы – никаких.
Философии – никаких.
Астрономии – никаких.
Политики – слабые.
Ботаники – неравномерные. Знает свойства белладонны, опиума и ядов вообще. Не имеет понятия о садоводстве.
Геологии – практические, но ограниченные. С первого взгляда определяет образцы различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона.
Химии – глубокие.
Анатомии – точные, но бессистемные.
Уголовной хроники – огромные, знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке.
Хорошо играет на скрипке.
Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксёр.
Основательные практические знания английских законов.
Сам же Холмс, просто разрабатывал систему наблюдения. Говоря иначе, на каждый объект, который он хотел наблюдать и анализировать, он мысленно накладывал список того, на что он точно должен обратить внимание. И делал он это исходя из цели, фиксируемых объектов и самое главное знаний. Например, при расследовании убийства, его цель была найти преступника. Знания: криминалистика (сыскное ремесло), баллистика, учения о следах и ядах. И исходя уже из этих знаний, прибыв на место преступления, он мог зафиксировать все необходимые ему объекты. Но всё же более подробно о наблюдательности в Холмсовском смысле слова, вы узнаете из следующей главы. Однако в подтверждении этих слов можно привести следующую цитата из рассказа «Знак Четырёх»: «Есть грех, – рассмеялся Холмс. – Я написал несколько небольших работ. Одна из них под названием „Определение сортов табака по пеплу“ описывает сто сорок сортов сигарного, сигаретного и трубочного табака. К ней приложены цветные фотографии, показывающие разные виды пепла. Табачный пепел – одна из самых частых улик. Иногда очень важная. Если, например, вы можете точно сказать, что человек, совершивший убийство, курит индийский табак, то круг поисков, естественно, сужается. Для опытного глаза разница между чёрным пеплом трихинопольского табака и белыми хлопьями „птичьего глаза“ так же велика, как между картошкой и капустой.»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/vladislav-lugovskiy/nabludatelnost-sherloka-holmsa-kak-razvit-nabludatelno-65632496/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.