Путь язычника: практическая духовность на каждый день
Аларик Альбертсон
Эта книга о том, как стремиться к духовности в повседневной жизни, даже когда собрание ковена подошло к концу и до следующего саббата Колеса года еще далеко. Путь язычника не ограничивается только сезонными празднованиями и ритуалами по необходимости. Большинство практикующих стремится наполнить магией каждый день, постоянно быть в контакте с природой и духами предков.
В выборе пантеона автор предлагает не ограничиваться страной вашего рождения и ее культурой. Вы сами можете решить, чему следовать, ведь в книге представлены разные традиции: от англо-саксонской и ирландской до скандинавской и греческой.
Вы научитесь использовать преимущества места, в котором живете, создавать собственное сакральное пространство, алтарь и священный календарь. Если у вас есть домашние животные, сможете превратить их в полноценных магических помощников – фамильяров. Книга насыщена готовыми заклинаниями, ритуалами, рецептами и рекомендациями по изготовлению необходимых в практике материалов, например свечей и благовоний.
Но главное, вы поймете, как вплести духовность в повседневную рутину, и найдете собственный уникальный путь язычника.
Аларик Альбертсон
Путь язычника
Практическая духовность на каждый день
Посвящается Алену
Alaric Albertsson
To Walk a Pagan Path
Practical Spirituality for Every Day
* * *
Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© 2013 by Alaric Albertssons
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа „Весь“», 2021
* * *
Дорогой читатель!
Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.
Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берет начало в глубине тысячелетий. Ее основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.
Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности… Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создает новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.
Искренне Ваш,
Владелец Издательской группы «Весь»
Пётр Лисовский
Благодарности
Эта книга содержит лично пережитый опыт – как мой собственный, так и многих других людей-язычников, мужчин и женщин, – и поэтому я просто обязан поблагодарить бесчисленное множество людей. Для начала мне необходимо выразить признательность тем людям, кто помог нашей современной культуре появиться на свет, – таким как Джеральд Гарднер, Сибил Лиик, Пол Хьюзен, Сюзанна Будапешт, Оберон Зелл, Раймонд Баклэнд, Лео Мартелло и других. Я не в состоянии назвать каждого. Но они заложили основу для того, что в конечном итоге преобразовалось в те обширные и разнообразные языческие сообщества, которые существуют в наши дни.
Я также должен поблагодарить тех людей, которых цитировал в своей книге: Иана Корригана и М. Кассиуса Джулианиуса. Отдельное спасибо всем, кто согласился дать мне интервью для этой книги: это Марио Мунив, Диана Дахм, Ириса МакКензи, Джо и Джэк Беннет, Девин Хантер и Ник Эгельхофф. Поделившись своим опытом, каждый из них привнес в текст что-то особенное.
И наконец, мне бы хотелось выразить благодарность моим редакторам, Элисии Галло и Андреа Нефф, за их бесценную помощь. Не думаю, что найдутся писатели, которых радовал бы процесс вмешательства в их рукопись, но оба моих редактора заметили те ошибки, которые заставили бы меня краснеть, будь они напечатаны. Работа с этими замечательными женщинами стала настоящим благословением для меня.
Введение
В этой книге рассказывается о том, к чему стремится большинство язычников, – о том, каким образом можно практиковать духовность в повседневной жизни. После того как собрание вашего ковена подошло к концу или ритуал рощи завершился, как вам удается оставаться язычником день за днем? Пару лет назад мой друг, не язычник, сказал: «Я знаю, почему ты всегда так счастлив, Аларик. Это все ваши языческие праздники! У вас же круглый год Рождество!»
В этом есть зерно истины. Для большинства из нас, язычников, тех, кто следует за Колесом года, очередной праздник, который необходимо отмечать, наступает приблизительно через каждые шесть недель. Мы едва успеваем отложить в сторону декорации, приуроченные ко дню весеннего равноденствия, как начинаем готовиться к празднованию Белтейна, затем мы отмечаем праздник Середины лета, а потом Ламмас. В зависимости от вашего пути или традиции некоторые из этих праздников будут иметь для вас большее значение, нежели остальные, но дух празднования течет сквозь вашу жизнь, словно по спирали, без конца.
Мы можем распространить наше духовное выражение за пределы сезонных обрядов, обратившись внутрь себя, к своей будничной жизни. Чтобы полноценно реализовать себя как язычника, требуются сознательные усилия и, как правило, небольшое планирование. Хорошая новость заключается в том, что результат окупится и будет стоить намного больше приложенных усилий.
Представьте эту книгу как набор инструментов для построения новой жизни язычника. Она предоставит вам определенные средства и способы, но ваш образ жизни будет зависеть от избранного пути или традиции, ваших личных требований и желаний, а также всех тех многочисленных факторов, которые составляют вашу индивидуальность. Какие-то идеи, которые вы найдете здесь, покажутся вам полезнее остальных, а какие-то советы вы будете полностью игнорировать.
Например, я пишу о пчеловодстве как одном из способов для установления контакта с землей, – но для вас это может оказаться неприемлемым, если вы аллергик, или страдаете от энтомофобии (страха перед насекомыми), или просто не располагаете средствами для подобного стартапа. Пчеловодство не для всех.
В зависимости от вашего образа жизни некоторые из идей, предложенных здесь, могут оказаться полезными, но только после того, как они будут видоизменены и адаптированы специально для вас. Я насколько возможно старался включить в книгу всю гамму разнообразных языческих верований, традиций и опытов, но чувствуйте себя свободно – преобразуйте все написанное на страницах данной книги под свои нужды. Книга «Путь язычника» расскажет о том, как можно реализовать свою духовность в повседневной жизни!
Мой личный путь саксонский, как вы уже заметили, особенно если вам удалось прочитать и другие мои работы. Моя духовность вдохновлена культурой и традициями дохристианской Англии, поэтому данная книга изобилует примерами саксонских обычаев и верований. Однако идеи, заложенные в эти примеры, могут и должны быть персонифицированными для того, чтобы отражать именно вас. Относите ли вы себя к викканам, саксам, кельтам, грекам, кеметикам[1 - Египетские неоязычники. – Здесь и далее примеч. пер.], асатру или к какой-то другой традиции, книга поможет вам расширить границы своей духовности, чтобы жить более насыщенной, осмысленной и духовной жизнью.
В главе 1 я расскажу о семи шагах, с помощью которых вы сможете интегрировать язычество в повседневную жизнь наиболее эффективным способом. Вы наверняка уже делали нечто подобное. Большинство шагов вы сможете предпринять уже в ближайшую пару недель, с тем чтобы расширить границы своего духовного опыта. Как и все остальное, представленное здесь, эти семь шагов можно с легкостью адаптировать к вашей собственной духовной традиции.
Большая часть из семи шагов требует небольшого комментария, но в главах 2 и 3 исследуются цели и методы создания священного времени. В главе 2 мы рассмотрим персонализацию священного календаря, а в главе 3 я рассуждаю на тему реализации нашей духовности путем проведения ежедневных ритуалов.
Далее в книге мы будем изучать различные виды деятельности, посвященные укреплению нашей связи с землей. И снова повторюсь – какие-то из них могут просто не подойти под ваш образ жизни, а некоторые нужно будет видоизменить или скорректировать, но многие из них станут вашими любимыми традициями в точности в том виде, в каком они представлены здесь. Эти последние главы расскажут о возможностях расширения вашего духовного опыта, работая с домашними животными, выращивая свою пищу, общаясь с деревьями и дикой природой, разводя кур или медоносных пчел, выпекая хлеб, изготавливая собственные благовония, свечи и так далее.
Вы вдруг обнаружите, что черпаете радость и удовольствие, а также духовно обогащаетесь, занимаясь теми делами, о которых пойдет речь в этой книге. Многие из них могут быть интегрированы в вашу жизнь как сезонные проекты – для индивидуальной и для групповой деятельности. Внутри ковена вы можете решить, что нужно изготавливать ритуальные свечи для каждого праздника Имболк (как делают некоторые мои друзья-виккане), смешивать благовония для праздника Середины лета (Дня летнего солнцестояния) и выпекать хлеб для Лугнасада. Все это принесет вам удовольствие и наполнит вашу жизнь.
Или вы вдруг обнаружите, что погружены в какую-то одну специфическую активность, – это тоже хорошо.
Многие язычники выбрали для себя магию трав именно после того, как сами вырастили несколько кустиков базилика и шалфея!
Создание вашего личного священного календаря и ежедневные молитвы раскроют вашу духовность так, как вы не могли себе представить. И что самое удивительное на пути язычника, мы никогда в точности не знаем, куда он приведет нас, однако путешествие всегда обещает быть увлекательным.
Глава 1
Семь шагов к началу новой жизни
Каким образом вы проявляете свою духовность в повседневной жизни?
Обычаи и духовные практики ранних, дохристианских языческих культур передавались из поколения в поколение. Эти древние традиции предполагали поклонение и общение с богами и другими духовными сущностями, варьируясь от культуры к культуре. Англосаксы, например, в обязательном порядке подносили дары Ве, который являлся для них образом или символом Божественности. Древние римляне почитали его как семейное божество (считая духом-покровителем), помещая на пороге своего дома в виде ларария – объекта, походящего на небольшой шкафчик, который служил домом или обителью для духов. Древние греки начинали каждый ритуал с подношения даров богине Гестии. Каждая культура имела свои собственные обычаи. Многие палеоязычники – будь то греки, римляне или саксы – были, несомненно, страстными и искренними в проявлении своей набожности, но их духовные пути возникали в основном благодаря обстоятельствам, а не в результате выбора. Кельт или египтянин, сакс или грек, – каждый из них соблюдал обычаи, – но только по той причине, что эти обычаи были единственно известными и комфортными.
С другой стороны, современные язычники – почти всегда без исключения – преднамеренно, то есть осознанно, выбирают те пути, по которым следуют.
Именно так всегда и происходило у «первого поколения язычников», которое не воспитывалось как языческое; но в современном мире, изобилующем множеством различных культур, даже дети из политеистических семей обычно увлеченно исследуют другие духовные пути и свободно находят свой собственный, обладая знаниями и намерением. Язычник наших дней – был ли он воспитан в языческом окружении или нет – осознанно выбирает свое духовное путешествие.
Делать осознанный выбор – одно из самых значительных отличий между современными язычниками и нашими палеоязыческими предками. Мы многого ожидаем от своего духовного пути. Для большинства современных язычников одно из ожиданий связано с установлением контакта с землей, и оно было настолько сильным, что к языческой духовности часто приклеивали ярлык «религии земли» или «религии, укорененной в земле». Наши предки не нуждались в том, чтобы восстанавливать связь с землей; они жили в согласии с ее капризами и ритмами. В предындустриальном мире большая часть населения жила в сельской местности. А такие урбанистические центры, как Рим и Афины, считались редким явлением и находились далеко друг от друга; но даже в этих древних городах жители в гораздо большей степени зависели от «перепадов настроения» земли.
В наши дни, по крайней мере в развитых государствах, мы больше не страшимся голода, если вдруг не вырастет местный урожай. Теперь для большинства из нас суровая зима обозначает только лишь то, что нам придется оплачивать более высокую, чем обычно, сумму за коммунальные услуги. Мы до сих пор зависимы от земли, но не напрямую и не настолько сильно, как наши предки, и, вообще говоря, это хорошо. Тем не менее в процессе отдаления от земли мы что-то утратили, и именно наше разобщение с миром естественной природы вдохновило множество людей на исследование «укорененной в земле» языческой духовности.
В силу этой осознанной духовности современные язычники часто пытаются следовать тому, что древние саксы, должно быть, называли Хал Сиду, или следование здоровым или холистическим традициям. Хал Сиду связывает и объединяет все части нашего «Я». Количество его частей зависит от нашей духовной парадигмы. Я, как саксонский язычник, ожидаю, что Хал Сиду разовьет мою способность мыслить рационально, простимулирует мои воспоминания и эмоции, поспособствует пробуждению моего источника вдохновения, сбалансирует мое физическое тело и укрепит мою идентичность. В англосаксонской традиции все части нашего «Я» одинаково важны. Язычники, которые следуют другим путям, будут, конечно, иметь иные определения своего «Я». Чтобы избежать лишних сложностей, давайте опираться на популярную современную парадигму и определим понятие Хал Сиду как объединение тела, ума и духа.
Я использую древнеанглийский термин Хал Сиду для определения осознанной языческой духовности, потому что следую саксонскому пути, но римские язычники могли бы назвать это Ветера Валенс (что в переводе обозначает «достойные традиции»). А исландский язычник мог бы применить такое название, как Хейлдрэн Венджур (то есть «холистические привычки»). Название не имеет значения. В любом случае осознанная духовность язычника поможет восстановить связь с землей и интегрировать все части вашего «Я», превратив его в одну целостную сущность.
Хал Сиду – или любой другой термин, который вы предпочтете, – не имеет ничего общего с верованиями. Сама по себе «вера» не так уж и важна в политеистических религиях. Да, палеоязычники верили в своих богов, но это было похоже на то, как современные люди «верят» в гравитацию или электричество, и это не имеет ничего общего с тем, как ребенок верит в Зубную Фею. Если взглянуть на Божественное с позиции логики, становится слишком очевидно, что боги реальны. Мы можем сделать вывод, что богиня Афина реальна, например, по той причине, что она разговаривала и контактировала с тысячами людей на протяжении тысяч лет, – и она не станет «менее реальной» только потому, что по какой-либо причине Боб решил не верить в ее существование. Древние язычники знали, что боги просто есть; и для них это вовсе не являлось вопросом личной веры.
Таким образом, политеисту важна не вера людей, а их поступки – слова и деяния.
Традиционная языческая духовность является ортопраксией, сконцентрированной в большей степени на совместных практиках и традициях, нежели на верованиях. Это остается актуальным и сегодня – например, для таких языческих движений, как британское традиционное колдовство, для большинства политеистических форм реконструкционализма и для практикующего осознанность неоязыческого друидского братства Аr nDra?ocht Fеin (ADF). Именно действия характеризуют вас как личность и создают мир вокруг вас. И таким образом вы объединяете тело, ум и дух. Не думая. Не обсуждая. Просто что-то делая.
Если мы ничего не предпринимаем для того, чтобы развить осознанную языческую духовность, это происходит не из-за отсутствия желания, а потому, что мы не знаем, с чего начать. О том, каким же образом продолжать быть язычником после того, как ритуал завершен, а чаша или рог из-под медовухи помыт, написано несколько книг. Многие язычники, особенно те, для которых политеизм в новинку, просто не знают, как протянуть руку и прикоснуться к земле – физически и духовно.
Хал Сиду – холистический обычай – требует от нас выполнения всего вышеупомянутого: нам необходимо и прикоснуться к земле, и предпринять определенные действия для построения своего собственного образа жизни язычника. Для того чтобы понять, как этого добиться, вам нужно поразмышлять о своих собственных интересах, нуждах и обстоятельствах. Важным моментом является не выбранный вами подход, – он разный у каждого, – а что-то, что вы делаете, небольшое ежедневное усилие, чтобы установить контакт с вашими богами и миром вокруг вас.
Есть множество способов сделать это. Например, благодаря ритуалам, которые превратят ваши повседневные активности в священнодействие, или если будете осознанно выполнять дела, уже давно ставшие для вас привычными и знакомыми. Вы сможете также обнаружить эту связь, если в буквальном смысле прикоснетесь к земле, вооружившись лопатой и мотыгой, или научитесь выращивать себе пищу, или активно включитесь в бесконечный цикл получения и дарения. Или найдете вдохновение в том, чтобы делать собственными руками ритуальные свечи и благовония. Какими бы ни были средства, построение индивидуального осознанного языческого образа жизни поможет вам объединить тело, ум и дух и превратить их в нечто целостное и завершенное.
Ритуал посвящения
Когда мы хотим внести долгосрочные изменения в свою жизнь, можно отдаться целиком и полностью этой работе. Это правило годится для любого типа перемен: нужно ли вам соблюдать диету, бросить плохую привычку, начать изучение нового языка или приобрести какой-либо новый навык. То же самое касается и тех, кто желает развить осознанный образ жизни язычника.
Мы уже говорили о том, что Хал Сиду требует поступков, так почему бы не начать действовать прямо сейчас? Если хотите изменить свою жизнь, чтобы объединить тело, ум и дух, прочитайте описание Ритуала посвящения, изложенное ниже, а затем выполните ритуал самостоятельно.
Нет, в самом деле. Сделайте это прямо сейчас.
Предполагается, что вы находитесь в уединенном месте, где сможете провести ритуал без привлечения ненужного внимания. Если вы читаете эти строки в публичной библиотеке или пока едете в общественном транспорте, возможно, стоит подождать более подходящего момента.
Если же вы сейчас наедине с собой, к чему ожидания? Хотя вы еще не решили, как именно будете практиковать Хал Сиду, но тем не менее вы уже можете взять на себя инициативу и посвятить себя этой работе. Пусть это будет ваш первый шаг к новому образу жизни. Ритуал довольно короткий и простой и включает минимум инструментов. Все, что вам понадобится, это свеча и какой-либо предмет, который вы преподнесете в виде дара, – благовоние, вино или мед, которые потом необходимо вылить в качестве подношения, да все что угодно, что покажется вам подходящим. Свеча может быть сделана из парафина или пчелиного воска и быть любого цвета.
Конечно, вы можете изменить или расширить Ритуал Посвящения таким образом, чтобы он удовлетворял именно ваши духовные нужды. Если у вас налажена личная связь с каким-либо конкретным божеством, следует поместить статуэтку или символ этого божества рядом со свечой. Если вы – викканин, то вам, наверное, захочется очертить круг, который станет частью ритуала. Выбор подношения будет, вероятнее всего, продиктован вашими духовными ориентирами. Поскольку я саксонский язычник, для первого подношения я бы выбрал мед. Римский язычник вместо этого взял бы оливковое масло, а греческий, скорее всего, выбрал бы вариант ритуального сожжения ароматных трав на круглой форме с горящими углями.
Слова ритуала также могут быть подобраны таким образом, чтобы отразить ваши нужды и духовные ориентиры. То, что представлено в данной книге, нужно воспринимать как совет-пожелание, а не магическую формулу.
Поместите свечу или все, что вам может понадобиться, на рабочую поверхность. В случае, если вы уже долго являетесь язычником, это будет, вероятно, ваш домашний алтарь. Если же у вас нет алтаря или какого-либо другого освященного очищенного места в доме, хватит любой чистой поверхности чуть на возвышении – по крайней мере, для начала. Далее в главе мы обсудим, почему так важно иметь освященное место – алтарь или что-то подобное, – у вас дома.
Сделайте несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, чтобы расслабиться и ментально настроиться на ритуал. Затем зажгите свечу и скажите следующее:
Светлые духи, что здесь обитают,
Предки, что путь мой сюда направляют,
Боги, что место это хранят,
Благословите этот обряд.
Снова сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Постарайтесь почувствовать духов вокруг себя. Не имеет значения, ощутите ли вы их, увидите или услышите. Известная поговорка «отсутствие новостей – уже хорошая новость» очень верно отражает взаимодействие с миром духов. В современной языческой культуре есть тенденция переоценивать значение магии, и я даже знал некоторых людей, которые чувствовали – что-то идет не так, – просто потому, что не получали ярких психических переживаний каждый раз, обращаясь к своим богам, предкам и местным духам. Однако отсутствие проявлений указывало как раз на то, что все в порядке. У духов попросту не было причины выходить на контакт. Впечатлений может и не быть, но предоставьте духам возможность ответить вам, перед тем как продолжите проведение ритуала.
А теперь поднесите свой дар. Можете использовать чашу для подношений, если проводите ритуал вне дома. Такого рода подношение следует вылить или положить на землю при первой же возможности после завершения ритуала. Подношения в виде благовоний следует сжечь. После того как завершите ритуал, скажите:
Примите этот дар, который я приношу вам с почтением и любовью.
Я предстаю перед вами, чтобы выразить свою волю стать язычником,
И каждый свой день проживать в гармонии со Вселенной.
Прошу вас наставлять и направлять меня, чтобы и словами и делами своими Я мог воздавать честь древним богам, быть гордостью своих предков и нести красоту и процветание миру.
Да буду я всегда памятовать о земле, из которой вышел и в которую однажды вернусь.
Примите же мою благодарность и признательность.
Как только вы попросили духов о наставлениях, проведите еще несколько минут в тишине, прислушиваясь к ним. Затем завершите ритуал, потушив свечу, и скажите: «Да будет так» или подберите какие-либо другие слова, которыми вы обычно завершаете ритуал. Если вы новичок в языческих традициях и пока еще не выбрали свой путь, то выражение «Да будет так» прекрасно подойдет вам.
Семь шагов до начала языческой практики
Многообразие путей и практик в язычестве может ошеломить новичков. Не так-то просто разобраться, с чего начать. Несколько лет назад я посетил презентацию Иана Корригана, она касалась развития частной языческой практики. Корриган – бывший архидруид международной языческой организации Аr nDra?ocht Fеin. Вдохновившись его идеями, я составил «программу семи шагов», чтобы помочь новичкам-язычникам найти свою индивидуальность в традиции. Эти семь шагов не приведут вас к какому-либо конкретному языческому пути, они скорее призваны помочь отыскать тот самый путь, который наиболее подойдет именно вам. Даже если вы родились в языческой семье или решили стать язычником несколько лет назад, вы обязательно найдете для себя что-то ценное в этой программе.
Шаг 1: установление контакта с духами
Полагаю, вы уже установили по крайней мере один эфемерный контакт с Духом, когда проводили Ритуал Посвящения. Мы выходим на контакт с Духом каждый раз, когда просим его помочь нам в выборе пути или преподносим дары (подношения).
Первым шагом является понимание и выбор пути – новички сбиты с толку из-за большого разнообразия бесконечно возможных вариантов и необходимости отдать предпочтение какому-то из них. Есть так много богов и богинь из такого огромного количества пантеонов! С чего же начать? Может статься, что божество уже выходило с вами на связь. Люди, пережившие подобный опыт, часто говорят, что «Она позвала меня» или «Он похлопал меня по плечу», – но это скорее исключение, нежели правило. Вероятнее всего, вам придется сделать первый шаг самостоятельно. Сначала нужно решить, с каким именно богом или богиней вы хотели бы наладить контакт, и, чтобы сделать этот выбор, вам следует найти такой пантеон, который наиболее вам подходит.
Пантеон – это культурное «семейство» богов и богинь. Эллинистический (греческий) пантеон включает в себя двенадцать богов и богинь, или олимпийскую дюжину: это Зевс, Гера, Аполлон, Афина и так далее. Саксонский пантеон включает в себя Вотана, Фриггу, Тора, Эостре и прочих. Ирландский пантеон включает в себя таких божеств, как Бригитта и Мананнан мак Лир. Боги и богини любого из упомянутых пантеонов явно связаны между собой.
Ни один пантеон не может быть лучше, чем другие, так каким же образом выбрать? Первое, что нужно учитывать, – ваша собственная родословная.
Если у вас итальянские корни, то римский пантеон может стать прекрасным выбором. Если ваше имя О’Рейлли, для вас годится ирландский пантеон. И конечно, вы не ограничены своим происхождением, что очень хорошо, ведь мало кто в современных Соединенных Штатах может утверждать, что имеет одни-единственные культурные корни.
Если какой-либо конкретный пантеон привлекает вас, тогда, используя все средства, приступайте! Может быть, вас еще в школе вдохновляла греческая мифология? Или же комиксы про Тора (который с реальным Тором не имеет ничего общего, кроме имени) пробудили в вас интерес к скандинавским богам Асгарда. Есть бесконечное множество причин, почему вам следует обратить внимание на какой-либо пантеон. В большинстве случае выбор будет все же случайным, но я обнаружил, что такого рода случайности очень часто таят в себе некий глубоко сокрытый смысл.
Если же ни ваше происхождение, ни ваше сердце не приводит к нужному пути, сходите в библиотеку и полистайте там книги о различных мифологиях. Мне не очень нравится слово мифология, второе значение которого подразумевает «что-то ненастоящее». Вообще, миф – это греческое слово, которое переводится как «история», и мифологии тем самым становятся сборниками древних историй, объясняющими порядок во Вселенной, а также социальные и нравственные идеи. Помня об этом, прочтите пару книг.
Затем выбирайте.
Ознаменуйте момент выбора действием! Не беспокойтесь по поводу того, нашли вы правильный пантеон или нет, потому что никаких правил тут не существует. Пантеон, который кажется вам самым лучшим прямо сейчас, является для вас самым лучшим прямо сейчас. Точно так же, как ничего не значащее свидание может в конечном итоге привести к свадьбе, первоначальный выбор пантеона может положить начало отношениям длиною в жизнь, впрочем, позднее вы сможете поменять пантеон, если почувствуете необходимость.
После того как выбрали пантеон, нужно решить, с каким богом или богиней вы хотели бы установить контакт. Такой выбор обычно зависит от ваших личных интересов, так как с наибольшей вероятностью вы сможете установить хороший контакт с тем божеством, которое разделяет ваши интересы. Кеметический (египетский) язычник, у которого есть пять котов и большая коллекция статуэток котов и кошек, скорее всего, установит прекрасную связь с богиней Баст. Саксонский язычник, работающий в сфере правоохранительной деятельности, может быть связан с Тивом, богом порядка и справедливости. Римский язычник и вдобавок ценитель хороших вин мог бы установить связь с Бахусом. Но если вы обнаружите, что какой-либо бог или богиня в пантеоне подходит вам без явной на то причины, доверьтесь чутью.
Найдите изолированное, безопасное место, чтобы установить контакт с божеством. Это, возможно, будет ваш домашний алтарь, если он у вас есть, но главное – найти такое место, где бы вас никто не потревожил. Сделайте подношение, а затем сами попытайтесь установить цикл взаимодействия с божеством. Выбор подношения будет зависеть от пантеона и божества. Если же вы не знаете, какой подарок сделать, вам будет полезно узнать, что мед (медовое вино) обычно ценится большинством северных европейских божеств, в то время как оливковое масло, как правило, любят боги и богини южной Европы. Другие культуры также имеют свои собственные предпочтения, но смело делайте подношения и им.
Любой дар – это лучше, чем ничего вообще!
Если вы дома, то вам понадобится чаша для подношений. Налейте возлияние (подношение жидкости) в чашу, обращаясь к божеству. После чего, если это удобно, вынесите чашу на улицу и вылейте возлияние прямо на землю. Твердые дары, особенно пищу, также можно символически положить в чашу для подношений, а затем, позднее, разместить на земле или «похоронить» в земле.
Однажды кто-то спросил меня, почему меня так волнует процесс подношения даров, ведь бог, вероятно, может получить практически все, что только пожелает. Но это все равно что принижать ценность подарка ручной работы, который ребенок своими руками изготавливает для родителя. Конечно, родитель мог бы сделать или купить что-либо более хорошее, но он или она будет тем не менее рад такому подарку. Это акт дарения, который имеет высокую ценность сам по себе, а стоимость подарка прямо пропорционально соответствует тем усилиям, которые были приложены для его изготовления.
Когда вы готовы приблизиться к божеству и поднести дар, слова, которые вы будете произносить, следует придумать самостоятельно, они должны исходить из глубины вашего сердца, а не быть позаимствованными со страниц данной книги. Сначала поприветствуйте божество, назвав по имени, поднесите дар и попросите, чтобы он был принят. Если вы проводите ритуал дома, вылейте или положите подношение в чашу. Если вы находитесь на улице, положите ваше подношение прямо на землю. Исключение здесь составляет подношение, которое нужно сжечь, – обычно это ароматическое благовоние. Для благовоний вы можете использовать колбочки или палочки, но думаю, что, если вы смешаете ароматические травы по своему вкусу, это будет иметь большее значение. Травы следует сжечь в курильнице или в жертвенном сосуде на дисках с горящим углем, которые можно купить практически в любом магазине Нью-Эйдж или религиозной атрибутики.
После того как вы осуществили акт подношения дара, представьтесь и попросите у божества наставить вас и благословить. Не стоит задавать конкретные вопросы. Позднее вы сможете попросить об услугах, но только когда установите двухсторонние взаимоотношения с божеством, а сейчас просто выразите свою признательность и готовность принять любые благословения, которые божество дарует вам.
Далее следует самая важная часть – слушание. Успокойтесь настолько, насколько это вообще возможно, и внимательно следите за любыми впечатлениями, которые могут появиться. Ответ бога или богини редко проявляет себя в виде внятного голоса, однако это все-таки иногда происходит. Перед вами может возникнуть мимолетное видение, или вы почувствуете аромат, который пробудит давно забытые воспоминания. Или вы можете пережить некое «озарение», внезапное осознание присутствия божества и его послания к вам.
Или вы вообще ничего не почувствуете.
В таком случае не падайте духом.
Не ожидайте, что каждый раз, когда будете обращаться к богам и духам, вы приобретете опыт соприкосновения с Божественным. В процессе поднесения дара божеству вы предприняли определенные действия и уже наладили контакт.
Если же вы до сих пор не установили двухстороннюю связь с божеством, даже после еще двух или трех проведенных «визитов», вежливо переключитесь от этого бога или богини к другим божествам.
В наши дни существует множество язычников, которые используют более разносторонний, эклектический поход при установлении контакта с Духом, перескакивая от одного пантеона к другому, собирая коллекцию из божеств-«покровителей», как если бы они были глиняными статуэтками. Представьте, что вы гуляете по Манхэттену, приветствуя всех и каждого. Насколько глубокими будут ваши отношения с этими прохожими? Вы не потратили ни минуты на то, чтобы узнать их. Вы понятия не имеете, кто все эти люди. Точно таким же образом может оказаться трудной задачей развивать действительно близкие отношения с дюжиной богов и богинь из различных пантеонов, никак не связанных между собой. Поэтому не рекомендую применять этот подход. Если вы хотите стать кому-либо хорошим другом, вы, как правило, проводите время с этим человеком. Вы встречаетесь с его или ее семьей и друзьями. И если вы хотите установить хорошие отношения с богом или богиней, вам следует посвящать ему или ей много времени.
Конечно, боги не являются единственными проявлениями Духа. Вы можете установить контакт с духами предков, выполняя похожий процесс подношения, а затем раскрывая себя перед предками, с тем чтобы получить от них благословение. Под предками я подразумеваю не только кровных родственников, но также тех, кто в той или иной степени вас когда-то вдохновил. В саксонских традициях, так же как и во всех германских, выражать почтение чьему-либо предку очень важно. Почитание предка является важным элементом в большинстве языческих традиций. Духи предков лично заинтересованы в вас – вы являетесь их наследниками, и, таким образом, они более предрасположены к тому, чтобы предложить вам помощь и дать совет.
Еще один контакт, который следует наладить – это связь с местными духами. В зависимости от направленности вашего духовного фокуса вы можете знать их как фей, эльфов, нимф или под какими-либо иными именами. Эти духи являются вашими соседями и, подобно вашим смертным соседям, могут помогать или, наоборот, чинить препятствия. Таким образом, для вашей же пользы с ними нужно завязать хорошие взаимоотношения. Если вы практикуете Хал Сиду, вы однозначно наладите контакт с вашими духовными соседями. Когда вы занимаетесь деятельностью, каким-то образом связанной с землей: сажаете ли семя, обрезаете ли непокорные ветки кустов, пропалываете сад, – не забудьте предложить немного кукурузных зерен или вина местным духам. Остановитесь на мгновение и прислушайтесь. Возможно, они захотят чем-то с вами поделиться.
Каким бы ни был ваш подход – чувствуете ли вы себя более комфортно, призывая божество или ваших предков или местных существ, – первый и самый главный шаг, который необходимо предпринять для воплощения в жизнь пути язычника, – это каким-либо образом установить контакт с Духом.
Шаг 2: создание своего личного сакрального пространства
«Есть у богов свое место в доме или нет?»
Это слова Маркуса Кассиуса Юлиануса, современного римского язычника и основателя реконструкционалистской организации под названием «Новый Рим». Он говорит о домашнем алтаре, – и я с ним полностью согласен.
Как только вы установили связь с Духом, следующий шаг – определиться с тем местом, где вы сможете поддерживать и продолжать выстраивать эту связь. Оно может быть простым или оборудованным по вашему вкусу, но должно находиться в вашем доме, быть священным и предназначаться исключительно для богов.
Дизайн этого сакрального пространства будет зависеть от нескольких факторов. Первый фактор, который следует принять во внимание, это ваш духовный фокус, – важно понять, на что он сориентирован. Греческий алтарь всегда будет содержать пламя, даже если это всего лишь одна-единственная свеча. Саксонский алтарь (the wеofod) всегда будет иметь статую или символический образ (the wеoh) почитаемого божества. Какой бы путь вы ни выбрали, алтарь должен отражать его эстетику. Сакральное пространство, которые вы выделите специально для ваших богов, должно стать таким местом, где они смогут с комфортом отдохнуть.
Место, где вы живете, также влияет на дизайн вашего сакрального пространства.
Некоторые язычники посвящают своим культам целые комнаты, украшая их соответствующими гобеленами, шкафчиками для благовоний и атрибутикой, там же размещается и сам алтарь. Разумеется, в рамках однокомнатной квартиры подобное вряд ли получится, но кто знает. Для кого-то комната может быть местом чудес и вдохновения, а для другого – ничем не примечательная жилплощадь, которую легко забыть среди суеты повседневной жизни.
Мой собственный алтарь находится в гостиной, поэтому я постоянно прохожу мимо него. Для меня это наилучший вариант. Сам алтарь расположился на библиотечном столике. Тем самым он довольно большой и притом отлично вписывается в просторную комнату. Если бы я создал такой алтарь в квартире-студии, он бы занял слишком много места и выглядел бы непривлекательно. Учитывайте размеры окружающего пространства и помните, что больше не всегда значит лучше.
Другой фактор – насколько вы свободны в выражении своего языческого образа жизни. Никто из тех, кто видел мой домашний алтарь – с его идолами, рунами и чашей для подношений, – уже не примет меня за члена южно-баптистской организации[2 - Традиционное убранство баптистских молитвенных домов очень простое и скромное.]. Но многие люди из-за своего собственного страха или каких-либо жизненных обстоятельств не обладают этой свободой. К сожалению, даже в XXI веке некоторые из нас теряли работу по причине невежества и предубеждений окружающих, – тогда, когда наша духовность становилась общедоступным знанием. А некоторые попросту боятся осуждения друзей, соседей или родственников.
У проблемы есть два возможных решения. Первое – это разместить алтарь там, где его никто, кроме вас, не увидит. Вы могли бы устроить алтарь в спальне или даже в подвале. Выделить отдельное помещение можно в том случае, если у вас большой дом. Как бы осторожны вы ни были, кто-то все равно может обнаружить ваш алтарь. И вот здесь начинаются проблемы – ведь если алтарь скрывали от посторонних глаз, значит, вам есть чего стыдиться.
Наилучшим решением будет «спрятать» алтарь у всех на виду. Ваш алтарь может быть скромным и непритязательным, и для не посвященного будет не более чем просто столиком с парой безделушек. Саксонский язычник, например, мог бы обустроить маленький столик одной-единственной, привлекающей внимание свечой, большим кварцевым кристаллом (представляющим собой бога Тора) и керамической (предназначенной для подношений) чашей. Разумеется, было бы лучше, если бы вы обладали свободой и открыто могли выражать свою духовность, но важным является и то, чтобы вы имели такое сакральное пространство, где смогли бы спокойно контактировать с Духом и где вас никто не потревожил бы.
Ваш главный домашний алтарь должен находиться в помещении, чтобы вы могли общаться с богами даже в самую ненастную погоду. Но если у вас есть необходимые ресурсы, – во всех смыслах этого слова, – прикоснитесь к земле! Второй алтарь, расположенный на улице, предоставит вам возможность слушать ветер, наслаждаться теплом солнца, которое принимает ваша кожа, почувствовать благодатную почву под ногами. Как и первый алтарь, уличный алтарь может быть простым или сложным, насколько хотите. Когда я переехал в Пенсильванию, то купил дом с беседкой на заднем дворе. Поначалу я думал, что не проведу там много времени. Разве в наши дни кто-то рассиживается в беседках? Чтобы она не пустовала и не стояла без всякой цели, я превратил ее в саксонский храм[3 - Wеofodsteall.], посвященный богу Инг-Фрейру. Согласно англосаксонской традиции, я поместил образ, представляющий его, внутрь беседки. (Древнеанглийское слово «алтарь» – wеofod – буквально обозначает «место, где стоит образ божества».) Для красоты я добавил несколько декоративных камней. Затем посадил некоторое количество трав и цветов вокруг беседки, так как Инг – это повелитель эльфов, который управляет растениями.
Уличный алтарь может быть настолько простым, что подойдет и гладкий плоский камень, который лежит там, где вы сможете ощутить особенную близость с богами, добавив минимальные атрибуты, относящиеся к вашему духовному пути.
До сих пор мы рассматривали алтарь как сакральное пространство для обитания наших богов. Некоторые люди, включая меня самого, любят держать также отдельный алтарь для выражения почтения предкам. Это не строгое требование, однако мы склонны налаживать связь с нашими предками иначе, чем с божествами.
Как недавно описал один язычник, обращение к божествам с какой-либо проблемой похоже на аудиенцию у короля, тогда как, общаясь с предками, вы просто просите помощи у своей семьи.
Алтарь предков может включать фотографии людей, которых вы знали при жизни, а также символические изображения дальних родственников. Я был знаком с язычниками, которые изготавливали «кукол» своих предков, – лепили из глины или шили набивные игрушки. Некоторые из этих кукол предназначались для изображения конкретных предков, другие носили более метафорический характер. На таком алтаре могут располагаться предметы, которые имели большое значение для кого-то из ваших предков. Например, рыболовный нож моего дедушки я храню на алтаре рядом с его фотографией. Плита с углями для ритуального сожжения благовоний и чаша для подношений, поставленные на алтарь, предназначены для того, чтобы предки смогли получить те дары, которые вы им преподнесете.
Как я упоминал ранее, предки необязательно должны быть представителями вашего рода. Речь о тех, кто в той или иной степени повлиял на ваш рост и развитие, на формирование вас как личности, кто привел вас туда, где вы находитесь сейчас. Приемный родитель (и его родители) также является предком. Если вы овдовели, ваша супруга тоже будет предком. Учитель или старший сосед, который вдохновлял вас в детстве, является таким предком. Это может быть близкий друг, ушедший из жизни и повлиявший на вас. Даже домашний питомец может оказаться предком, поскольку сейчас животные-компаньоны важны для нас, как никогда прежде.
Я почитаю своих домашних животных, но не на том же самом алтаре, где чествую предков-людей. Наши отношения все же другие. Я могу обращаться к своей собаке Шине, чтобы ощутить тепло и комфорт, но, скорее всего, не стану спрашивать у нее совета, какой бы гениальной она ни была.
Не у всех есть достаточно пространства, чтобы отводить специальные места под многочисленные алтари, и не каждый человек чувствует в этом необходимость. Однако вам следует иметь по крайней мере одно сакральное место где-то в вашем доме, там, где вы сможете установить контакт с Духом. Есть ли у богов и предков свое и только свое место в вашем доме или же нет?
Шаг 3: составление своего собственного священного календаря
Если вы ничего не делаете со своим алтарем, он таковым и не является, тогда это просто стол или полка, на котором стоит плита с углями для ритуального сожжения благовоний, пара свечей и, возможно, две или три интересные статуэтки. Но каждое ваше действие здесь – выражение почтения, подношение даров и медитация – придает вашему священному пространству смысл. Вот почему следующий шаг – создание священного календаря, чтобы вы смогли контактировать с Духом на постоянной основе.
Значение данного шага нельзя недооценивать. Жизнь – это то, что происходит с каждым из нас. В скором времени вас может ожидать серьезный экзамен, или ваш босс попросит поработать сверхурочно, или ребенок не даст вам поспать. Все это рутина, и поэтому так просто отложить «до завтра» свои духовные потребности. Проблема в том, что «завтра» – это еще один день, а жизнь не останавливается. На следующей неделе вы заболеете гриппом или в гости неожиданно нагрянет старый приятель. А неделя, следующая за той неделей, принесет с собой новые дела и новые задачи. Те идеальные, безмятежные моменты, когда вы можете общаться с Духом без перерыва, – большая редкость, но только до тех пор, пока вы самостоятельно не предпримете определенные действия, чтобы установить и развивать постоянную связь с духами.
Постоянство – вот что является ключом. Люди, успешные во всем, чем бы они ни занимались, выработали привычку постоянно действовать определенным образом, и именно это привело их к успеху. День за днем. Экстренная убойная диета не приведет к долгосрочному стойкому результату – стабилизации и контролю веса. Люди, которым удалось похудеть, развивали долгосрочные здоровые привычки в питании. Так же и вы не сможете вдруг стать хозяином хорошо натренированной собаки только потому, что вы отвели ее на одну серию занятий по дрессировке, состоящую из десяти уроков. Хозяева прекрасно обученных собак постоянно поощряют своих питомцев за хорошее поведение и никак не наказывают за плохое. Успешные художники пишут картины или рисуют каждый день, успешные писатели пишут ежедневно, а успешные атлеты не пропускают тренировки.
Поведение, ставшее привычкой, помогает сосредотачиваться на целях.
Чтобы развить привычку общаться с Духом, нужно выделить для этого специальное время. Вы должны посвятить его себе, богам и предкам. Взгляните на свой календарь. Каждый день вы уделяете время своему физическому телу: принимаете ванну или душ, чистите зубы, готовите пищу. Вы выполняете эти действия всю свою жизнь, и не составит труда найти время, которое вы постоянно сможете посвящать своему духовному телу. Составляя священный календарь, вы начинаете развивать привычку, которая впоследствии будет определять ваше поведение и тем самым подпитывать отношения с богами и предками.
От вас потребуется наличие реалистичной цели. Давайте вернемся к примеру с дрессировкой собаки. Мои собаки ведут себя относительно хорошо, потому что я занимаюсь с ними регулярно, каждый день. Можем ли мы уделить один час на тренировку собаки? Конечно, нет. Профессиональные тренеры делают это каждый день, но большинство из нас, включая меня самого, не может на постоянной основе проводить ежедневные одночасовые сессии, тренируя животных. Вместо этого Лаки и Цезарь терпеливо ждут, пока я наполню кормом их миски, сидят у задней двери дома до тех пор, пока я не скажу, что можно выйти на улицу, и один раз в день мы быстро прогоняем с ними целый комплекс активностей: отрабатываем команды «сидеть», «лежать», «замереть», «давать лапу», «стоять», «мыть посуду». (Ладно, конечно, ни Лаки, ни Цезарь не моют посуду. Я пока что только работаю над этим.) Много времени это не занимает. Вот почему я делаю все это каждый день.
Если ваша цель – подносить дары Одину и затем медитировать в течение получаса каждый вечер, наверняка, или даже абсолютно точно, вы потерпите неудачу. Ваш священный календарь должен показывать тот минимальный
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=64875797) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Египетские неоязычники. – Здесь и далее примеч. пер.
2
Традиционное убранство баптистских молитвенных домов очень простое и скромное.
3
Wеofodsteall.