Великолепная Прага. Город золотого волшебства
Юлия Владиславовна Евдокимова
Кулинария. Есть. Читать. Любить
Прага не зря получила свое имя – порог. Между небом и землей, между светом и тьмой. Это город нереальный, на самом деле не существующий. Здесь каждый камень, каждый дом хранит свои легенды и истории, разыгрывает спектакли перед случайным путником.
В чертовой речке крутит колесо мельницы водник-водяной, хихикают русалки под мостом в самом центре города, бродит тень алхимика с золотым носом, исполняют желания духи Карлова моста.
Как это все сочетается с рульками, гуляшиками, пивичком, бехеровичкой и кавичкой-кофечком нам с вами предстоит узнать из этой книги.
По дороге мы забредем в Будапешт, чтобы раскрыть его тайны и попробовать его блюда. Ведь чтобы встретить самые лучшие приключения, надо отправляться в путешествие. Особенно, если там вкусно кормят!
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Юлия Владиславовна Евдокимова
Великолепная Прага. Город золотого волшебства
© Ю. Евдокимова, текст, фото, 2020
© А. Евдокимов, фото, 2020
© ООО «Издательство «Эксмо», 2021
Глава 1. Чехия
Ницше утверждает: когда я ищу другого слова для музыки, я всегда нахожу только слово «Венеция».
Я бы сказал по-другому. Когда я ищу другого слова для тайны, я всегда нахожу лишь одно слово – «Прага».
Анджело Мария Рипеллино
Странный город Прага. Нереальный, на самом деле несуществующий. Здесь все не так, как кажется, здесь все неправда, все декорация, здесь каждый камень, каждый дом хранит свои легенды и истории, разыгрывает спектакли перед случайным путником.
На этой улочке тебя вот-вот догонит рыцарь без головы, а в том старом зеркале отражается бестелесный силуэт прекрасной пани, из пивного подвальчика тянутся к прохожим руки средневекового разбойника, но поверни за угол – и эта страница перевернута, и открывается новая глава и рассказывается новая история…
Кто-то на Небесах выдумал этот город и сам удивился. Декорации стали жить своей жизнью, и череда странных персонажей, словно в часах на пражской ратуше, сменяет друг друга: скользит тень неупокоенного императора, сменяет его фигура мистического алхимика с серебряным носом, укутанный в черное граф пришел с того света, чтобы подписать забытый контракт, глиняное чудовище вырастает над крышами…
На этом углу варят пиво со времен Средневековья, а там, у леса, в монастырских подвалах хранятся тайные тома древних рукописей, в том доме играет джаз с виниловой пластинки, а рядом в переулке седой пан разливает горячее вино холодным зимним вечером.
Поднимаешь глаза – и вьются дымки над седым зимним инеем, покрывшим красные черепичные крыши, опускаешь – и утопаешь в ковре осенних золотых листьев, а потом ветер заносит в подъезд пригоршню только что сорванных им черешневых цветов с весенних деревьев на холме Петршин.
В чертовой речке крутит колесо мельницы водник-водяной, хихикают русалки под мостом в самом центре города, улетают на рассвете золотые огни за шпили Града, словно гусиная стая…
Эта карусель бесконечна. А персонажи один экстравагантнее другого.
И лишь темные фигуры над золотым фасадом Клементинума замерли безмолвно. Они строго следят, чтобы не нарушилось равновесие, не исполнилось слишком много желаний, не расступились каменные стены и не вышла наружу та темная, с золотыми всплесками энергия, что питает этот город столько веков подряд.
А как все это сочетается с рульками, гуляшиками, каприками, пироженками, пивичком, «бехеровичкой» и кавичкой-кофечком – сама не понимаю!
Попробуем разгадать?
Между светом и тьмой
Тот, на кого Прага хоть раз взглянула своими глубокими, трепещущими и загадочными глазами, остается под ее чарами всю свою жизнь.
Оскар Винер
Впервые в Прагу я попала так давно, что даже вспоминать неудобно. Как раз после выпускного в институте.
Это была длинная поездка в Марианске Лазне с Карловыми Варами, по чешским замкам и целая неделя в Праге.
Денег разрешалось вывозить так мало, что кончились они быстро. Ладно бы деньги, я и в Прагу-то попала не с первого раза. В 18 лет после мытарств по собеседованиям в райкомах комсомола и собиранием всяких характеристик – а ведь было такое время! – меня отправили в Болгарию, сказав, что рано в 18 лет по Чехиям ездить. Вернее, тогда еще Чехословакиям.
А я почему-то всегда мечтала о Праге. И теперь закончившиеся деньги уже не имели значения, главное, хватало на трамвай с окраины, где нас поселили, и я приезжала, и бродила по Мала Стране, и долго сидела на Карловом мосту, где и народу почти не было, и никаких сувениров, и никаких многолюдных экскурсий. Правда, один раз мимо пробежала группа кардиналов в красных шапочках, окончательно создав ощущение нереальности.
Прага долго мне потом снилась. Шпили, крыши и улочка, идущая вверх, к Святому Микулашу, то есть храму Святого Николая.
А вот «взрослая» я до последнего сопротивлялась поездке в Чехию, боялась «совковости», боялась испортить те давние потрясающие впечатления, а еще – ну какая может быть Чехия, когда весь мир открыт!
Но случайно найденный в глубине книжного шкафа старый двухтомник черно-белых фотографий Праги вызвал острое желание вернуться, и я снова начала скучать по острым готическим шпилям.
И мы приехали, и поселились в Мала Стране, и даже запланировали целые чешские весенние «каникулы», чтобы немного пожить в Праге с поездками вокруг, а вторую неделю по Южной Чехии.
Но стоило приехать, и все планы пошли под откос.
– Прага срывает крышу, – сказал мой обычно невозмутимый спутник.
Холм Петршин за порогом нашего дома был весь в цвету, и ветер заносил в подъезд лепестки розовых и белых цветов, накрывая сладким ароматом, и наш «подкрышный» аттик с пятью крохотными окошками был именно таким, каким и хотелось, а остров Кампа начинался в трех минутах ходьбы, и – ура! – мы были в Праге!
А Прага цвела… Посмотришь с холма вниз – Мала Страна словно засыпана белоснежно-розовым снегом весенних лепестков.
Что я все про Мала Страну? А моя Прага именно там, на другой берег Влтавы мы с удовольствием ходили погулять, а жить – только тут. И когда последние дни той поездки пришлось провести в самом центре Старой Праги, я вздыхала, с тоской смотрела на очертания Града в вечерней дымке и чувствовала себя обделенной. Словно меня не пустили домой, и прогулки по Малой Стране лишь вызывали грусть.
С того приезда так и понеслось, ночью разбуди – и я готова ехать, лететь, плыть, пешком идти в любимую Прагу.
Прага – уникальный город, ну где еще каждый дом, каждая улица, каждая площадь хранят столько историй! И нигде больше нет такого потрясающего сплава: алхимии и магии, христианства и каббалы, масонства и святости, загадочных еврейских ритуалов и договоров с дьяволом.
Но прежде всего – Прага прекрасна. В любой сезон и в любом месте.
Град и крыши Мала Страны
Мала Страна
* * *
Жили мы однажды у Вифлеемской церкви, оттуда удобно заходить по утрам на чашечку кофе к «Принцу». Отель «У принца» входит в сотню отелей мира с лучшими видами, и неудивительно!
Сидишь на террасе, вокруг колокольный звон и бой часов, собравшаяся внизу толпа у Ратуши кажется такой далекой, и вся Староместская площадь как на ладони!
Многие начинают свое знакомство или новую встречу с Прагой именно здесь, а виды стОят затрат, ибо цены здесь соответствуют статусу заведения.
Гуляешь потом по улочкам, поднимаешь случайно голову, и… Прага, что с нее взять! Прямо над улицей Гусовой висит темная фигура. Сразу и не поймешь, живой человек или нет, говорят, некоторые туристы впадают в панику и звонят в «Скорую помощь» и полицию.
Эпатировать публику скульптор Давид Черны рассчитывал и не прогадал, он стал известен, а фигура, которая так и называется – viselec, или висящий человек, объехала множество международных выставок.
Сам скульптор утверждает, что фигура олицетворяет Зигмунда Фрейда. Уцепившийся одной рукой за спасительную балку профессор как бы завис над пропастью Бессознательного, а народ пугается, на выставку в Чикаго в 2007 году даже полиция приехала по звонку о самоубийстве.
* * *
Удобнее всего нам было идти на Староместскую площадь по Гусовой. Параллельно ей, только совсем пустая, в отличие от оживленной соседки, словно и не в центре. Но в вечерних сумерках я все больше на Гусову сворачивала.
Ведь говорят, что на Лиллиовой каждую ночь появляется безголовый всадник на белом коне, из ноздрей которого вырывается сноп огненных искр. На нем белый плащ с красным крестом.
Всадник этот – тамплиер из когда-то стоявшего в Праге тамплиерского монастыря Святой Анны. Одной рукой он держит повод коня, другой – свою отрубленную голову.
Легенда рассказывает, что обезглавлен был рыцарь за какое-то преступление и незадолго до смерти отрекся от христианской веры. За это его постигло проклятье, и рыцарь ждет освобождения. Освободить его может только смелый юноша, который поймает коня за узду, выхватит у рыцаря его собственный меч и пронзит им сердце всадника. Есть желающие?
* * *
А вот здесь, совсем рядом со Староместской площадью, среди прочих домов, зажато высокое и узкое здание с золотой лилией на фасаде. Это не лилия Бурбонов и не Флорентийская лилия, но связи с Италией точно есть.
Когда-то в этом доме располагалась известная аптека. В XV веке фармацевт Томаш оказался втянут в заговор против короля Владислава Второго, которого мечтал сместить с престола другой претендент на чешскую корону, венгерский правитель Матиаш Корвин. Чтобы уж наверняка, отправил Томаш своего помощника в Венецию, к известному венецианскому коллеге, за сильнодействующим ядом. Венецианец яд выдал, но следом в Прагу полетел донос: то ли опасался чего венецианский аптекарь, то ли просто был подлой личностью, кто теперь знает. В результате и фармацевт, и помощник были заключены под стражу и умерли под пытками.
Трамвай у калитки в Вальдштейнские сады
* * *
Одно из моих любимых мест в Праге – Вальдштейнские (или Валленштейнские, в другом произношении) сады, оазис красоты посреди и так прекрасного города.
Этот строго геометрический сад в стиле раннего барокко создавался параллельно со строительством Вальдштейнского дворца с 1623-го по 1629 год.
Вальдштейнский дворец в стиле барокко был построен по заказу полководца Альбрехта фон Вальдштейна. Он не пожалел средств, чтобы создать вокруг дворца необыкновенный сад, полный фонтанов и героев греческой мифологии. Парковые зоны были завершены в 1630 году, а четыре года спустя владелец был убит по приказу императора Фердинанда II, который почувствовал угрозу своей власти.
Сегодня Вальдштейнский дворец, строительство которого велось при участии итальянцев Джовани Пьерони, Андреа Спецца и Николо Себрегонди, является домом для чешского Сената и открыт только изредка для экскурсий, летом на лоджии, украшенной фресками, проходят концерты. Однако Валленштейнский сад (Valdstejnska zahrada) можно посетить бесплатно.
Бронзовые статуи на дорожках – копии. Например, стоящая в центре фонтана Венера с Купидоном и дельфином была захвачена во время войны со шведами и в качестве трофея отправилась в Швецию. В 1890 году она была возвращена в Чехию, оригинал хранится в Картинной галерее Пражского Града, а копия так и стоит в саду. Огромная статуя Геракла возвышается над прудом, полным декоративных рыбок. Здесь свободно бродят павлины и даже прячутся совы.
По дорожкам ходит роскошный снежно-белый павлин; услышав щелканье камер, он, словно топ-модель, неспешно поворачивается, замирает на минуту и распускает во всей красе свой невероятный белоснежный хвост. Он даже хлеб не берет, у него фотосессия, куда мы со своими глупостями! Но гуляйте осторожно, над вами на ветке другие павлины сидят, уже разноцветные, здоровые такие тушки, не свалились бы на голову!
Часть сада отведена под искусственный пруд, по которому катались на лодке, с островком. В 1816 году изобретатель Йозеф Божек использовал пруд для экспериментов с пароходом. А какая здесь сталактитовая стена! Какие шикарные магнолии!
В период с 1625-го по 1626 год голландский скульптор Адриан де Фрис создал для сада серию статуй, изображающих фигуры из греческой мифологии. Эти статуи, как и Венера, были доставлены в Швецию в 1648 году в качестве военной добычи и до сих пор украшают дворцово-парковый ансамбль Дроттнингхольм. Копии для Вальдштейнского сада были изготовлены на средства Адольфа Вальдштейна (Валленштейна) в 1914–1915 годах.
В конце XIX века сад был открыт для пражской публики по четвергам и воскресеньям. Об этом даже упоминал Ян Неруда в своем фельетоне.
В 2000–2001 годах была проведена комплексная реконструкция сада по проекту архитекторов Вацлава Дворжака и Зденека Сендлера, таким мы и видим сад сегодня.
* * *
Собор Святого Вита в Пражском Граде (который, кстати, посвящен не только этому святому, его полное название «Собор Святого Вита, Святого Вацлава и Святого Войтеха») может похвастаться самым большим колоколом в Чешской Республике. Он датируется концом XVI века и даже носит имя, зовут колокол Сигизмундом.
Легенда рассказывает, что повесить колокол никак не удавалось, никакие веревки не выдерживали его веса. Удалось подвесить Сигизмунда лишь тогда, когда дочь императора Фердинанда I сплела веревку из собственных волос.
Вторая легенда пугает: если сердце колокола разобьется, чешскую землю ждет несчастье. Это произошло в 2002 году: когда треснул язык колокола, случились катастрофические наводнения.
Колокол Сигизмунд и другие колокола можно увидеть на пути к большой южной башне собора. По 287 ступеням вы подниметесь на колокольню с великолепным видом на всю Прагу.
По легенде, в день освящения собора над ним появилась туча и пролился серебряный дождь. Приглашенный для освящения епископ даже удивился, что его позвали, – ведь собор «освятил сам Господь»!
Не удивляюсь, золотые дожди в Праге сама видела.
* * *
Есть среди пражских колоколов один, который никогда не звонит. Готическое здание Dum U Kamennеho Zvonu стоит на Староместской площади с конца XIII века, а на углу пристроился заметный каменный колокол. Историки уверены, что здесь жил король Ян из Люксембургов со своей женой Эрикой Пршемысловой и именно здесь родился император Карл IV.
Со времен Средневековья основным ориентиром поиска домов были их имена, данные по знакам на фасаде, барельефам, скульптурам. Эти знаки были связаны с профессией, фамилией или даже личностью владельца, а иногда были установлены в защиту от темных сил.
Прага не стала исключением. С XIV века практически каждый дом здесь имел свой знак, а с XVI века установка знаков регулировалась законом, даже был создан специальный департамент, следивший, чтобы у домов на одной улице не было одинакового имени.
Лишь в 1770 году у пражских домов появилась нумерация, но не перестали появляться и знаки. Сегодня, прогуливаясь по улицам Градчан, Мала Страны или Старого города, можно увидеть на зданиях изображения растений и животных, русалок и ангелов, фигуры святых и христианские символы, человеческие фигуры и даже повседневные сценки. Всего таких домов сохранилось 264 (порой говорят, почти триста), и у каждого своя история.
Когда у дома менялся владелец, то менялся и знак.
Белый крендель – претцель – на доме по улице Кармелитской маркирует место жительства главы гильдии пекарей. Аисты были символами покровительства Небес, на одном из домов на Вальдштейнской площади их целых три!
Белая роза на одном из зданий связана со смертью первого владельца, который умер, понюхав распустившуюся в саду розу. По одной из легенд, так умер и знаменитый рабби Лев, создатель Голема. Тема «розы смерти» вообще популярна в Праге.
Восьмиконечная черная звезда на доме по улице Семинарска в алхимии символизирует тайный баланс Вселенной между водой и огнем.
Виноградные гроздья говорили о гостеприимстве и плодородии, напоминали о пражских виноградниках. «Дом голубого винограда» в XVIII веке был резиденцией еврейского историка Исаака, который выбрал такой знак как отсылку к 4-й книге Моисея в Ветхом Завете, а сам знак – двое мужчин и виноградная гроздь – означал финансовую стабильность, гостеприимство и плодовитость дома.
Иногда все было так запутано и аллегорично, что простой обыватель и не разберется. Например, золотая змея с короной на голове и с тремя хвостами, которая собирается сожрать (или извергнуть?) человеческую фигуру. Впоследствии этот символ заимствует семья Висконти из Милана, а трактовки в наше время две: он может символизировать плодородие (человек выходит изо рта змея) или астральный поток, жизненную силу, которой посвященный должен научиться управлять.
Есть в Праге даже Черная Мадонна, установленная на первом здании, построенном в стиле кубизма между улицей Целетна и овощным рынком. Дом U Cernе Matky Boz? был построен в 1911–1912 годах для купца Франтишка Хербста по проекту архитектора Йозефа Гочара. Прежде на этом месте стоял барочный дом рыцарей Грановских. От него осталась только небольшая статуя Черной Мадонны, давшая дому имя.
Черная Мадонна – очень древний образ, иногда его считают дохристианским изображением матери-земли.
А вот огромная свеча на углу дома на улице Масна, заметная издалека, совсем не мистический символ, она всего лишь означает, что здесь жил хозяин производства по изготовлению подсвечников.
На доме № 6 по улице Тынска можно увидеть золотое кольцо. По легенде, его потеряли призраки во время прогулки по ночным улицам, кольцо было найдено местным жителем, который приспособил его на дом для защиты от зла. Об этом знают все в квартале, а значит – это чистая правда!
От злых духов защищают хозяев и три золотых кольца на доме на Мостецкой.
Издавна существовало поверье, что человек, покоривший духа, заключал его в кольцо, служившее потом его хозяину.
Кстати, пришедший из Древнего Рима обычай надевать кольцо на четвертый палец означает, что заключается в круг нерв, идущий прямо в сердце, что и гарантирует вечную любовь!
Мой любимый знак – синяя лиса с ветвью в зубах на Кампе – отсылает к легенде о лисе, которая приходила из лесов и приглядывала за Младенцем Христом, принося каждый раз ветвь или розу. Есть и другая легенда: массивные дубы, росшие на Кампе, откуда начинался лес Петршинского холма, связаны с Перуном, а лиса была назначена богами хранительницей леса.
По знакам, установленным на пражских домах, можно рассказать историю города, его зданий и их владельцев. И сегодня, делясь пражскими легендами, люди не будут упоминать адрес и номер дома, они назовут дом по имени – «У солнца» или «Под виноградом»!
* * *
Огромное количество легенд витает вокруг Пражского Града. Одна из них вполне современна, это легенда о начальнике главного управления имперской безопасности фашистской Германии и протекторе Богемии и Моравии Гейдрихе и короне чешских королей.
Корона святого Вацлава, четвертая старейшая королевская корона в Европе, вместе с другими драгоценностями хранится в соборе Святого Вита в Коронной палате, семь ключей к семи замкам держат семь государственных чиновников (в Праге мистика чисел на каждом шагу!). Драгоценности для коронации обычно выставляются на публику только в исключительных случаях, последний раз это произошло в 2013 году.
Говорят, любой, кто без прав наденет корону чешских королей, погибнет. Так вот Гейдрих не просто возложил корону себе на голову, но и шутливо короновал ею своего сына. Через некоторое время Гейдрих был убит, не прошло и года, как погиб его сын.
Доказательств, что Гейдрих возложил себе на голову корону, нет, известно лишь, что он получил все семь ключей от Коронной палаты, демонстрируя этим свою власть в чешских землях. Но легенда уверяет, что все так и было. С мистическими силами Праги не играют.
* * *
Я очень люблю базилику Святого Иржи, или по-русски Святого Георгия, в Пражском Граде. Есть в этом храме что-то особенное, дух древности, ведь базилика упоминается еще в X веке, это одна из самых старых церквей Чехии.
Во всяком случае, внутри церковь не похожа на прочие.
Странная каменная статуя удивляет здесь посетителей. Скелет в плаще, через который проступают все кости, выглядит как минимум не к месту в храме.
В Праге рассказывают историю прекрасной Бригиты, в которую влюбился итальянский скульптор. Молодому человеку пришлось уехать на некоторое время, а по возвращении соседка нашептала, что Бригита ему изменяет. Ревнивый итальянец убил девушку, ее тело, превратившееся в скелет, было найдено нескоро. Перед тем как убийцу повесили, он умолил позволить ему вырезать статую Бригиты, и создал он ее в том виде, в каком нашли тело.
Это лишь легенда, на самом деле скульптура изображает тщеславие, излюбленный предмет художников эпохи Возрождения.
Базилика – особенное место, она служит последним пристанищем князей Пржемысловичей, в том числе святой Людмилы. Внутри она напоминает дворцы древнеримской эпохи, словно руины дворца спрятаны за более современным привычным фасадом.
* * *
Холм Петршин прекрасен в любое время года. Какие виды открываются оттуда на Прагу!
Но будьте осторожны, если хотите побродить по Петршину ночью. Здесь когда-то было языческое место, окруженное высокими липами. Посреди него стоял жертвенный алтарь, где языческие жрецы сжигали молодых прекрасных девушек, принося их в жертву богам. Во время правления князя Болеслава к местным язычникам отнеслись весьма радикально: их жертвенное место было разрушено, а рядом построена церковь Святого Лаврентия.
Однако с того момента на Петршине часто возникали случайные пожары, в пламени которых очевидцы видели страшные гримасы язычников, сожженных, по легенде, Болеславом. Такие костры появляются и сейчас и длятся всего 20 минут, после чего сами гаснут. Если вас беспокоит ревматизм, болезни суставов, проведите в мистическом костре хотя бы несколько секунд, и все болезни исчезнут!
* * *
В Старом городе Праги на Карловой улице вы найдете красивое здание под названием «Дом у Золотого колодца» с одним из самых красивых фасадов в городе. Говорят, что во дворе был колодец, полный сокровищ. Любопытная служанка однажды решила рассмотреть, не видно ли чего на дне, наклонилась, упала в колодец и утонула. Владелец дома приказал осушить колодец, и каково же было изумление присутствующих, когда оказалось, что клад действительно есть!
Множество золотых монет досталось хозяину дома. А вот служанка до сих пор бродит по дому, стучит зубами, из глаз ее льются слезы, а с мокрых волос стекает вода. Говорят, что спасти ее может одна из золотых монет из клада, она должна достаться доброму человеку, который будет молиться за ее душу. Видимо, пока не получается!
* * *
По Мала Стране по ночам бродит дочь мельника, которая мечтала попасть на бал в знатный дворец и подписала кровью договор с темными силами.
Увы, на бал девушка попала, но интереса к ней принцы и прочие знатные господа не проявили. Все было зря. Но договор подписан! После смерти девушка вернулась в Лихтенштейнский дворец, она превратилась в злой дух, который сбивает стариков с ног и преследует молодых людей, которым она протягивает руки, словно желая танцевать с ними. Однако хуже всего – встречные молодые красивые женщины. Для них дочь мельника представляет особую опасность, потому что она злится, может укусить и поцарапать, любыми способами стараясь лишить их красоты!
* * *
Башня Далиборка в комплексе Пражского Града, часть позднеготических крепостных укреплений, самое известное место в Праге, если говорить о легендах и призраках.
До конца XVIII века башня Далиборка служила тюрьмой, изначально предназначавшейся только для заключенных из знати, но позже она использовалась и для обычных граждан. Имя свое она получила в честь знаменитого узника Далибора из Козоед, ставшего героем оперы чешского композитора Берджиха Сметаны.
Далибор, молодой и храбрый рыцарь, был приговорен к смертной казни и заключен в темницу башни за укрытие беглых повстанцев в своем доме. Согласно легенде, Далибор научился играть на скрипке во время заключения. Приятные звуки музыки разносились по воздуху и вызывали сочувствие жителей Праги, которые собирались под башней, слушали игру Далибора и взамен приносили ему еду и питье.
Далибор был настолько популярен, что дата его казни так и не была объявлена публично, просто однажды замолчала его скрипка.
Реже рассказывают о Белой башне, куда была заключена молодая жена ревнивого старого богача. Она убила мужа, влюбившись в молодого и красивого юношу. В ожидании смертного приговора женщина сошла с ума и была казнена несмотря на то, что по законам того времени это запрещалось, ведь Господь уже наказал преступницу, наслав сумасшествие.
* * *
В городе, построенном на реке, не обходится без водяного. Водник Карбоурек – дружелюбное создание, миролюбивый и добросердечный персонаж местного фольклора. Он живет в канале Чертовка, и его даже можно увидеть, изредка он вылезает из воды и просит прохожих принести ему кружку пива из соседней пивницы.
Говорят, раньше он ходил в пивные с местными завсегдатаями. Хозяева заведений приносили ведро с водой, в которое он мог окунуть ноги, чтобы чувствовать себя как дома. Позже хозяева сменились, изменились и времена, и ведро ему больше не предлагали. Водяной расстроился, возненавидел современный мир и больше не хочет вылезать из воды.
Лишь изредка он решается и выглядывает, просит у прохожих принести ему кружечку пива. Принесете – получите большую свежую рыбу из реки, а то и каким-нибудь антиквариатом водяной поделится, говорят, под водой у него настоящие сокровища!
Еще один водник (иногда его еще называют лодочником) собирает души тонущих людей, особенно детей и молодых людей, решивших неосторожно искупаться. Он живет в темных глубоких водах реки и имеет способность превращаться в людей и животных (в частности в рыбу), он хранит души утонувших людей в хрустальных сосудах и благодаря им может появляться на людях в течение дня. Про этого водника, или водяного эльфа, сочиняли поэтические опусы, а Антонином Дворжаком, известным чешским композитором, написана симфоническая поэма для оркестра. Статую водника можно увидеть на канале Чертовка у мельничного колеса.
* * *
В ночь Страстной пятницы возле мельницы на острове Кампа можно встретить огненную индейку. Будьте осторожны, индейка действительно горит пламенем!
Легенда такова: здешний мельник любил вкусно поесть, особенно жареную индейку, которую готовили к Пасхе.
Однажды он решил откормить сразу трех индеек, чтобы по-настоящему насладиться пасхальным ужином. Как истинно верующий, мельник собирался строго поститься в Страстную пятницу, но так проголодался, что съел целую жареную индейку именно в то символическое время, когда Иисуса кладут в гробницу. Он сразу почувствовал себя плохо и вскоре умер.
После смерти ненасытного мельника огненная индейка появляется каждый год в Страстную пятницу, сидит на мельнице, громко кудахча и провоцируя людей подойти, чтобы сжечь глупых грешников.
Имейте в виду, что огненную индейку нельзя убить или изгнать с Кампы, и будьте осторожны, одежда может загореться, если подойдете близко!
* * *
В ночное время в окрестностях бывшего монастыря Святой Марии Магдалины берегитесь обезглавленной дамы. Когда-то она была красивой актрисой по имени Лаура, которая выступала в пражском театре Ностик. У нее было много поклонников, неудивительно, что муж сильно ревновал и в конце концов отрезал Лауре голову и послал богатому графу, поклоннику жены. Граф с перепугу зарыл голову и никому не признался где. Теперь бродит несчастная безголовая Лаура в поисках своей головы.
* * *
Один из самых дружелюбных духов в Праге – высокий скелет, который с наступлением темноты бродит вокруг Каролинума. Он не опасен, он лишь клянчит деньги у подвыпивших прохожих, обходя трезвых.
В былые времена в Каролинуме располагалась медицинская школа, которую посещал очень высокий и элегантный молодой человек по имени Винченк. Профессор анатомии однажды сказал, что после смерти скелет юноши был бы прекрасным дополнением к его коллекции скелетов. Поскольку молодой человек был беден, он предложил профессору купить его скелет. Профессор сразу согласился и заплатил обещанное, не сомневаясь, что студент долго не проживет, проводя слишком много времени в барах. Так и вышло, юноша пропил и проиграл все деньги и в конце концов погиб в пьяной драке. Сегодня призрак ходит по улицам, выпрашивая деньги у пьяных, чтобы выкупить свой скелет у профессора.
* * *
Забредете лунной ночью в парк Стромовка – очаровательное место при свете дня! – остерегайтесь подходить к прудам. Там бродит призрак по прозванию «рыбоед», который при жизни был загадочным дворянином из аристократической карпатской семьи и, по слухам, имел дальние родственные связи с графом Дракулой.
Этот персонаж любил купаться лунными ночами в прудах парка и уверял, что является капитаном прудовой рыбы. Конечно, его считали сумасшедшим. Легенда уверяет, что родственные связи превратили бы его в вампира, но тина и вода ослабили его силы и он вынужден оставаться в пруду. А вот подойдете близко – будет беда.
Так что лунными ночами держитесь подальше от парка Стромовка!
Пражские легенды можно рассказывать бесконечно, ими полна каждая улица и почти каждый дом, кажется, что ночами в Праге еще больше народа, чем днем, только тогда она населена духами!
Магия Вышеграда
Если бы европейские города были ожерельем,
Прага стала бы бриллиантом среди жемчужин.
Неизвестный автор
В поисках легенд и таинственных историй обычно забывают о самом мистическом месте. Несмотря на известность Мала Страны с ее тысячами легенд, Золотой улочки алхимиков или Староместской площади, есть в городе место с особой магией, не похожее на остальные.
Это – Вышеград. Здесь обитает волшебная душа Праги.
Однажды мы приехали сюда очень рано, парк и крепость были пусты, еще горели фонари, и внизу над Влтавой поднимался утренний туман.
В Вышеграде надо не столько смотреть, сколько чувствовать, проникаться волшебной энергетикой. Не зря именно здесь, выйдя на высокий холм, решила Либуше, что быть городу Праге.
В тот первый раз доехали мы на трамвае до нужной остановки, но вместо того, чтобы пойти по описанной в путеводителе крутой лестнице вверх, почему-то пошли налево, в улочки, и потихоньку поднялись к крепостной стене.
Вокруг внизу просыпалась Прага и оживала Влтава, которая, вырвавшись из тесных рамок города, радостно устремляется отсюда куда-то вдаль. Тишина, умиротворение, а внизу над водой вдруг взмахнули крыльями лебеди…
Со скалистого мыса над Влтавой открывается прекрасный вид на Прагу, а в парке скрываются архитектурные сокровища – романская ротонда Святого Мартина, неоготический храм Святых Петра и Павла, национальный некрополь Славин и подземные казематы, в которых находятся оригиналы некоторых статуй в стиле барокко с Карлова моста.
Но главное не памятники: вдали от шума и суеты охраняет Вышеград душу Праги на высокой скале. А какие здесь закаты!
В настоящее время жилой центр Вышеграда занимает небольшую площадь, и в нем проживает около двух тысяч человек. Скалистый подъем, на котором стояла древняя крепость, давшая название району, достигает почти 50 метров в высоту, а его крутые стены отвесно спускаются на берег Влтавы в месте, в котором река достигает максимальной глубины на своем пути по городу.
Именно здесь, на этом скалистом отроге, была основана Прага и поселились первые чешские короли. Здесь княжна Либуше, принцесса-провидица и легендарный основатель династии Пржемысловичей, предсказала будущую славу города ста башен.
Согласно легенде, крепость была построена мифическим правителем Кроком в VII веке. На самом деле все было позже на триста лет, о чем свидетельствуют монеты, отчеканенные Болеславом II. Но в Праге ни в чем нельзя быть уверенным, даже в исторических фактах!
В XI веке Вышеград был резиденцией первого короля Богемии Вратислава II, который превратил крепость в укрепленный дворец. Однако со временем королевская крепость потеряла свое значение в пользу Градчан, расположенных на другом берегу реки.
Но не случайно Карл IV, страстный эзотерик, придавал особое значение Вышеграду. Именно отсюда он собирался начать церемонию своей коронации.
Во время гуситских войн вся территория Вышеграда была разграблена и разрушена. Перестроенный, через несколько лет он снова был разрушен во время правления Георгия Подебрадского.
Замок пришел в упадок и был отремонтирован только в XVII веке Габсбургами, превратившими его в крепость в стиле барокко. Нынешний облик района был создан во второй половине XIX века, когда появились монументальное кладбище и Пантеон.
Сколько легенд рассказывают об этом месте!
Здесь крестьянин Горимир сумел спастись от смертной казни, прыгнув в реку с валов на своем волшебном белом коне по кличке Шемик. Когда в утренней дымке взлетают с воды лебеди, словно крылатые белые кони, легенда кажется реальностью.
Шпили вышеградского храма
Крепость по-прежнему сохраняет сильную мистическую ауру, в дни равноденствий и солнцестояний здесь собираются люди, верящие в обретение особой энергии. Они образуют круги, держась за руки. Говорят, и в обычные дни стоит немного посидеть на траве, и невидимая энергия заполняет тебя, и проходят уныние и всяческие болячки.
По преданию, мощь Вышеграда однажды проснется, именно здесь встретятся темные и светлые силы, которые равномерно наполняют древний город. А чешские женщины стараются попасть в родильный дом по соседству с Вышеградом, потому что рожденные здесь дети получат положительную энергию.
Храм Святых Петра и Павла был построен между 1070 и 1080 годами Вратиславом II в романском стиле, впоследствии несколько раз перестраивался в разные эпохи и в разных стилях, пока не обрел нынешнюю неоготическую форму между 1885-м и 1903 годами. В этой части парка есть несколько статуй скульптора XIX века Йозефа Мыслбека, изображающих героев и исторических деятелей чешского народа.
Изначально статуи были размещены на Палацком мосту и были перенесены сюда после 1945 года, после американской бомбардировки, повредившей их. Среди представленных персонажей – королева Либуше, дочь мифического полководца Крока, и ее муж Пржемысл-пахарь, избранный провидицей для зарождения династии. На правой стороне скального отрога, где когда-то стояла древняя крепость и скала более крутая, находятся готические руины бань Либуше, которые на самом деле являются руинами средневекового крепостного бастиона.
Говорят, здесь спрятаны древние сокровища, которые однажды найдет действительно достойный их человек.
Монументальное кладбище с его Пантеоном, в котором находятся могилы выдающихся людей страны, было построено в 1869 году, Пантеон – в 1890 году.
За кладбищем начинается часть Вышеграда, которую легенды называют уже очагом отрицательных энергий.
В этой части парка стоит Чертова колонна, древний памятник, состоящий из разбитой на три части колонны весом в несколько тонн, сделанной из особого гранита, которого не найти теперь в этих местах. Согласно легенде, колонна была принесена туда самим дьяволом и брошена на церковь после проигрыша пари с проницательным каноником Вышеграда. Сколько подобных легенд гуляет по Европе!
Ротонда Святого Мартина XI века пользуется очень плохой репутацией среди любителей древних мифов. Согласно легендам, она является точкой максимальной концентрации негативных энергий, обитающих в этом районе.
Рассказывают, что здесь ночью бродит черная собака с цепью на шее, охваченной пламенем, и однажды из земли поднимутся скелеты похороненных там людей.
А еще здесь обитает дух французского майора. Майор был командующим французскими войсками, вторгшимися в Прагу в 1741 году во время войны за австрийское наследство. После гибели майора его призрак начал нападать на охранников и солдат. Он убивал одних, оставлял в живых других, но после шока от встречи с призраком одни тяжело заболевали, другие теряли голос. Лишь в 1892 году хулиганство призрака прекратилось: некий лейтенант Пиштор не испугался, а отдал честь майору. Майор посмеялся над лейтенантом, в ответ тоже отдал ему честь и пошел своей дорогой. С тех пор он в хорошем настроении и ни на кого не нападает, а просто изредка покрикивает на прохожих.
Исполнение желаний по-пражски
Прага не просто так получила свое имя – порог. Это порог между жизнью на Земле и Небом, порог намного тоньше и yже, чем в других местах…
Густав Майринк
Существует множество версий странного имени – Прага.
Одни говорят, что мы преклоняем голову, переступая порог, и точно так же преклоняем голову перед красотой этого города, которому провидица Либуше предсказала «славу до небес». Другие связывают это имя с порогами на бурной Влтаве или с чешским словом «выпражить», выжечь лес, чтобы можно было построить город, или даже от слова «бржидлице» – так называлось славянское поселение на холме Градчаны.
Но почти никто не сомневается: этот город сразу был задуман и строился как порог между добром и злом, небесами и землей, порог, сохраняющий равновесие. Отсюда и особая атмосфера Праги.
* * *
На Карлов мост мы вышли в пять утра. Заранее заметили, что в мае в шесть фонари уже выключают и светлеет.
Ради такой прогулки не жалко встать пораньше. Встретить рассвет на Карловом мосту – особое удовольствие.
Мост был пуст, темнели вдали силуэты башен и дворцов. И лишь в одном месте дрожали в предрассветной прохладе свечи. Сидя на пластиковых стульчиках, два парня в смешных панамочках и две девушки пили чай на Карловом мосту в пять утра. А на столе, кроме фарфоровых чашечек и свечей, стояла роза в хрустальном бокале.
Думаю, что этот рассвет они будут помнить всю жизнь.
По возвращении домой мы смотрели отснятые фото и увидели золотые огни над Карловым мостом. Отсвет фонарей? Вполне возможно, даже скорее всего. Но на снятых в одно и то же время и с одного и того же места разных фотографиях золотые огни сдвигаются, уходят вверх и потом клином улетают в сторону Града…
Ночью над Карловым мостом дождь, как водоросли, сплетает свои струи, обволакивает статуи и прохожих, и в свете фонарей струи дождя становятся золотыми.
* * *
Есть в Праге места, всем известные, куда очередь стоит, чтоб желание загадать. Кстати, исполняется, я пробовала. А есть места, о которых знают мало.
Первое и самое известное – это Карлов мост. Здесь целых два места для загадывания желаний. Делают это по-разному. Самый правильный способ следующий: держаться руками за оба рельефа на статуе Святого Яна Непомуцкого и загадывать любое желание.
Более сложный ритуал: у креста на том месте, откуда, по легенде, был сброшен святой, нужно загадывать немеркантильное желание, положив левую руку на крест и распределив пальцы по концам креста. Раньше говорили, что надо еще и посмотреть с моста вниз и увидеть свое отражение в воде. Но, видимо, слишком много народу в воду падало, поэтому крест огорожен решеткой и увидеть отражение невозможно.
* * *
Самое мистическое место для загадывания желаний – старое еврейское кладбище в Йозефове, а точнее – могила Иегуды Лева Бен Бецалеля, известного как рабби Лев, создателя мифического Голема.
На эту могилу приходят паломники со всего мира, независимо от национальности и вероисповедания.
По старому обычаю, нужно положить на могилу камушек и загадать желание – оно исполнится. Иногда желание записывают на бумажке и кладут ее под камушек или проталкивают в трещину на надгробии.
Говорят, что сбывается на 100 %, но исполняется желание со странной справедливостью: один получит абсолютно то, что загадывал, второй получит очень многое, но и много потеряет. А третий узнает, что счастье заключалось в погоне за счастьем, в поиске его, а теперь все осталось лишь в прошлом, в воспоминаниях.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=63990797) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.