ИКША. Сборник рассказов и фотографий по местной истории
Владимир Борисович Броудо
Как известно, без знания прошлого нет осознанного будущего. История России сложная и героическая. И очень интересная, как и история её поселений – таких как рабочий посёлок Икша, Дмитровский городской округ, Московская область.«Икша. Сборник рассказов и фотографий по местной истории» для популярного чтения составлен на основе многолетних исторических изысканий энтузиастов – сотрудников краеведческого музея, библиотеки, педагогов школы, жителей посёлка Икша, российских краеведов и историков.
ИКША
Сборник рассказов и фотографий по местной истории
Составитель Владимир Борисович Броудо
ISBN 978-5-0053-2091-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Уважаемый читатель!
Как известно, без знания прошлого нет осознанного будущего. История России сложная и героическая. И очень интересная, как и история её поселений – таких как рабочий посёлок Икша, Дмитровский городской округ, Московская область.
Почти все населенные пункты Икши и окрестностей известны с самых давних лет, о них упоминается в межевой грамоте, выданной великим князем Иваном III дмитровскому князю Юрию Ивановичу (1496, 1504 гг.). Все они – и села, и деревни – лежали вдоль древних дорог: из Дмитрова в Москву и из Переславля-Залесского в село Пятницу-Берендеево.
…Поселок был известен залежами песка и камня в близлежащих карьерах, мельницей на реке Икшанке и своим гвоздильным заводом, который производил подковочные гвозди для лошадей и длинные, тонкие драночные – для крыш.
Дальнейшая история не менее интересна и поучительна…
«Икша. Сборник рассказов и фотографий по местной истории» для популярного чтения составлен на основе многолетних исторических изысканий энтузиастов – сотрудников краеведческого музея, библиотеки, педагогов школы, жителей посёлка Икша, советских и российских краеведов и историков (указаны в конце статей)
Выражаем благодарность коллективу авторов (указаны в конце статей) за самоотверженную и плодотворную работу по воссозданию местной истории!
Все замечания, дополнения, предложения, отзывы присылайте на электронную почту vbroudo@yandex.ru (о современной Икше готовится отдельный Сборник, план выпуска 2021—2022 год)
Приятного и увлекательного путешествия по истории любимой ИКШИ!
Редактор – составитель Сборника Владимир Броудо, пятикратный лауреат премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье»
Введение
Состав поселения Икша
И?кша – рабочий посёлок в Дмитровском городском округе Московской области России.
Икша и окрестности, карта
Рабочий посёлок Икша
Шлюз №6 находится неподалеку от поселка Икша. Автором проекта является архитектор Г. Г. Вегман. Теплоход в этом шлюзе опускается к уровню реки Волга на 2 метра. Расстояние между шлюзами №6 и 5 составляет 2,5 километра.
Рабочий посёлок Икша был центром городского поселения Икша, упразднённого в 2018 году. С 2018 года все населённые пункты бывшего городского поселения Икша (см. ниже) самостоятельно входят в состав Территориального управления №2 Администрации Дмитровского городского округа Московской области – руководитель управления – Колков Сергей Иванович, заместитель – Полетаев Игорь Вячеславович.
Рабочий посёлок Икша расположен в 50 км севернее Москвы у одноимённой железнодорожной станции Савёловского направления, по которой и получил название. Рядом находится канал имени Москвы с Икшинским водохранилищем. Ближайшие населённые пункты – на юге деревня Базарово и посёлок опытного хозяйства «Ермолино»; на востоке, на другом берегу канала, – село Игнатово. Вблизи посёлка протекает река Икша.
В состав бывшего городского поселения Икша входит 13 населенных пунктов в которых проживает на 2018-й год 6337 человек (в рп Икша – 4043 человека). Общая площадь земель составляет 7237 га.
Населённые пункты
– деревня Базарово
– село Белый Раст
– деревня Ермолино
– деревня Зараменье
– рабочий посёлок Икша
– деревня Кузяево
– деревня Лупаново
– деревня Малая Черная
– деревня Никольское
– посёлок опытного хозяйства «Ермолино»
– деревня Спас-Каменка
– деревня Тефаново
– деревня Хорошилово
Основные достопримечательности
Основной достопримечательностью поселения Икша является Икшинское водохранилище, которое образовалось в результате строительства шлюзов на канале им. Москвы. Живописная холмистая местность, купание, рыбалка, в зимнее время горнолыжный спуск на Сапун-горе – многое привлекает отдыхающих в эти места.
Историческим памятником городского поселения является церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст, которая существует сначала 17 века. Именно в ней находится часть иконостаса храма Христа Спасителя. В поселке Икша построена церковь блаженной Матроны, строится храм святого мученика Серафима Звездинского.
Краткая история
На месте будущего посёлка в XVIII веке находилась водяная мельница на Икше, принадлежащая Дмитровскому Борисоглебскому монастырю. Мельница просуществовала до 1907 года. Рядом находится могильник эпохи фатьяновской культуры.
Посёлок возник в 1889 году при строительстве Савёловской железной дороги при станции Икша, названной по реке Икше, крупному притоку Яхромы.
На 1907 год при селе Игнатово Ильинской волости Дмитровского уезда числится посёлок Икша, расположенный вдоль Дмитровского шоссе на левом берегу реки Икши: железнодорожная станция, 2 станционных дома, водокачка, водонапорная башня, 2 трактира, магазин, кузница, частные дома – всего 14 зданий.
В 1907 году на месте мельницы саксонец Юлиус Вильям Пеге основывает проволочно-гвоздильный завод. На 1914 год на заводе работало сто человек, изготавливали проволоку и снаряды для военных нужд.
О гвоздильном заводе подробно на портале «Дмитровский край»
http://dmkray.ru/ikshanskij-provolochno-gvozdilnyj-zavod.html
В 1911 году при железнодорожной станции открывается чайная купца Фёдора Седова. Затем открываются магазины Николая и Гаврилы Кашехлебовых.
В 1929 году был образован Икшанский сельсовет. На 1 января 1932 года в него входили: Икшанский гвоздильный завод, посёлок Чёрное (Ростиславские выселки), посёлок Пчёлка и деревня Ртищево. Всего 250 хозяйств, 947 человек.
В 1932 году начинается строительство канала Волга – Москва (в дальнейшем канал имени Москвы) для водоснабжения Москвы. Для этих целей создаётся Дмитлаг ОГПУ (с 1934 г. – НКВД) с центром в городе Дмитрове. Строительство канала велось силами заключённых, бараки которых располагались вдоль канала.
Проект предусматривал прохождение канала через посёлок Икша. Поэтому здания посёлка переносятся на холм, также переносится дорога Москва-Дмитров, ранее проходящая возле села Игнатово. Они расположились на таком же расстоянии от Савёловской железной дороги, только по другую сторону. Для реки Икши, с впадающей в неё речкой Базаровкой, соорудили искусственное русло возле железной дороги. Далее под каналом она проходит через дюкер. Шлюз №5 канала имени Москвы был построен на месте прежнего расположения мельницы, шлюз №6 – на месте Гвоздильного завода.
Шлюзы Икшанского узла стали последними, в системе каскадов шлюзов поднимающих волжскую воду к Москве. За 6 шлюзом следует Икшинское водохранилище для накопления доставленной воды.
Также возле производственных зданий канала был построен жилой посёлок: жилые дома для руководителей и работников канала, амбулатория, клуб (сгорел в 2020 году) и др. Весною 1937 года работы были закончены, в мае по каналу прошли первые суда.
В 1939 году Икша получает статус рабочего посёлка: помимо бывшего пристанционного посёлка и посёлка при производственных зданий канала в него также входит деревня Ртищево (колхоз Ртищево с 1930 г.). Сейчас это улица Сельский дом.
В 1953 году строится полигон по сборному железобетону. В дальнейшем Икшанский песчано-гравийный карьер преобразован в Икшанский комбинат строительных изделий и материалов. В 1960-х годах на предприятии числится 630 человек.
С 2001 года ведётся строительство каменной церкви во имя священномученика Серафима Звездинского. Службы проводятся в недостроенном храме. Рядом расположена небольшая деревянная церковь Матроны Московской.
Основные социальные учреждения
2 школы: МОУ «Икшинская средняя общеобразовательная школа» в п. Икша и МОУ Ермолинская начальная школа-сад в п. ОПХ «Ермолино»;
– новый детский сад с бассейном с общим количеством мест на 220 детей (12 групп);
– МДОУ №50 «Огонек» (п. Икша);
– МУЗ «Икшанская поликлиника» (п. Икша);
– Подстанция скорой помощи (п. Икша);
– 3 фельдшерско-акушерских пункта: (п. ОПХ «Ермолино», с. Белый Раст, д. Малая Черная);
Крупные предприятия
– Московское предприятие Магистральных электрических сетей – филиал ОАО «ФСК ЕЭС», обслуживающее подстанции и линии электропередач сверх высокого напряжения расположенные в Москве и МО;
– Известная компания «Рускан» – лидер по производству сухих кормов для собак и кошек. Свою продукцию компания экспортирует в страны Европы.
– Дорожно-эксплуатационное предприятие №25 обслуживает федеральные автотрассы 4-х районов Московской области;
– Современный завод каркасного домостроения ООО «Техноимпорт»;
– ООО «Молэкопродукт» – обеспечивает жителей Дмитровского района молочными продуктами;
– Завершено строительство логистического комплекса в деревне Никольское ООО «Мобис Партс-СНГ»;
– Построен торговый комплекс в п. ОПХ «Ермолино» и ресторан быстрого питания «Макдоналдс».
– Решением правительства Московской области на территории городского поселения начато строительство промышленного округа «Белый Раст», с общим объемом инвестиций 25 миллиардов рублей, в котором будут созданы 6000 новых рабочих мест, построены жилые дома улучшенной планировки.
Источник https://iksha-town.ru/iksha-naselennye-punkty
В учебно-оздоровительном центре «Икша» ФГБУ «МФК Минфина России»
Глава 1.Станция «ИКША» и её окрестности
В конце XIX века Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога получила право строительства железной дороги к северу от Москвы до села Савёлово на Волге. Дорога должна была пройти через город Дмитров, единственный крупный населенный пункт в этом направлении. Строительство линии считалось перспективным, так как основная задача Савеловской ветки заключалась в транспортировке грузов с Волги от перевалки у села Савёлово в Москву.
Линия Москва – Савёлово первоначально строилась от Ярославского радиуса, начиная от станции «Лосиноостровская», затем на Бескудниково, далее через Яхрому, Дмитров (закладка железнодорожного вокзала в Дмитрове состоялась в 1899 г.), Орудьево, Вербилки (первое название станции «Кузнецово» – по фамилии владельца Вербилковского фарфорового завода), Талдом до Савёлово.
Построили ее достаточно быстро (1897—1899 гг.), и уже в 1900 г. было открыто железнодорожное сообщение. Общая протяженность линии Москва – Савёлово составила 130 км. Ветка прошла вблизи владений землевладельцев и промышленников, которые не возражали против ее строительства. Фамилия одного из них – Катуар (Катуар де Бионкур – выходцы из знатного французского дворянского рода были российскими предпринимателями и общественными деятелями) осталась в названии станции Катуар Савеловской дороги.
…
Поселок Икша возник в 1889 г. При строительстве железнодорожной линии для обеспечения заправки паровозов водой на станциях «Икша», «Дмитров» и «Савёлово» были сооружены монументальные водонапорные башни, которые сохранились до сих пор.
Свое название поселок получил от реки Икшанка или Икша, протекающей в нескольких километрах севернее поселка. Река является правым притоком реки Волгуши, впадающей в Яхрому. Длина Икши ранее составляла 24 км, однако при строительстве канала Москва – Волга в 1933—1937 гг. в верховьях была перекрыта плотиной (длиной 545 м), образовавшей Икшинское водохранилище.
Шлюз №5 Канал имени Москвы в Икше
В русловых отложениях реки Икшанки в конце ХIХ – начале ХХ вв. обнаружили частицы золота (0,1—0,25 г/т) в виде мелких крупинок. Месторождение пытались разрабатывать, но потом признали нерентабельным из-за небольшого содержания драгоценного металла. Рядом с Икшей находится могильник эпохи фатьяновской культуры (археологическая культура бронзового века (2-е тыс. до н.э.) в Верхнем Поволжье и Волжско-Окском междуречье, названа по деревне Фатьяново, близ Ярославля). Раскопаны грунтовые могилы с каменными и медными орудиями и оружием, керамикой, украшениями и др. Население занималось скотоводством, отчасти земледелием.
Поселок Икша был известен залежами песка и камня в близлежащих карьерах, мельницей на реке Икшанке и своим гвоздильным заводом (открылся в 1908 г.), который производил подковочные гвозди для лошадей и длинные, тонкие драночные – для крыш. Раньше на заводе работали жители из соседних деревень: Игнатова, Базарова, Ортищева, Хорошилова. В 1930-х гг. в связи со строительством канала гвоздильный завод перевели в Москву.
При строительстве канала Москва – Волга часть Савеловской железнодорожной линии на перегоне Турист – Икша, где она совпадала с трассой канала, была перенесена. Первоначальный поселок, получивший название от реки Икша, оказался в зоне затопления, его здания были частично снесены, а поселок возродили на новом более высоком месте. Многие деревни также выселили и снесли, а часть переселили.
Например, деревня Пчёлка, расположенная недалеко от станции, на самом деле представляла собой хутора с пасеками, перенесенные из-за строительства канала.
Сейчас ни для кого не секрет, что основной рабочей силой, возводившей невиданное по масштабности и важности сооружение, были так называемые «каналармейцы», не просто рабочие и вольнонаемные, а заключенные. В Дмитрове размещался штаб управления «Москва-Волгострой» НКВД и Дмитлаг, через который за 1932—1937 гг. прошло, по разным данным, от 600 тыс. до 1 млн. 200 тыс. заключенных. Вдоль трассы строящегося канала выросли многочисленные филиалы Дмитлага. Каждый отдельный строящийся «объект» – шлюз, насосная станция, отрезок самого канала – окружался колючей проволокой в два ряда. Вдоль проволоки через определенное количество метров высились сторожевые вышки. Техники в начале строительства было мало, на основных участках работы применялись лопаты, кирки, носилки, тачки, «козы». Строители канала жили в очень тяжелых условиях. Жилые зоны состояли из приземистых бараков, от недоедания и каторжного труда люди умирали сотнями ежедневно. Можно сказать, что канал Москва – Волга построен самой дорогой ценой – ценой жизни людей.
Среди других сооружений построили каскад шлюзов №5 и №6 на расстоянии двух километров друг от друга возле станции «Икша».
В 1934 г. строительство канала набирало темпы. Икшинский участок вошел в центральный район Мосволгостроя. В зависимости от объема экскаваторных работ участки делились на «крупные» и «средние». Икшинский был отнесен к крупным районам, и, начиная только с 1935 г., здесь работало от 15 до 25 экскаваторов.
Символическая скульптура морячки у 5-го шлюза
Икшинский двухступенчатый узел является последним на пути канала к водораздельному бьефу. В состав узла входят два однокамерных шлюза, две насосные станции при каждом шлюзе, земляная плотина на реке Икша, образующая Икшинское водохранилище, площадью 5 кв. км, с пристанью Речка Черная. Перед входом в водохранилище со стороны Волги были сооружены заградительные ворота №108 (архитектор И. Белдовский). В здании заградительных ворот в нижнем уровне дано простое конструктивное решение, а верхний отличали более богатые формы, вводился декор и мотив закругления.
Все гидроузлы имели одинаковые конструкции и отличались друг от друга лишь своим архитектурным решением. Шлюз №5 возвели по проекту архитектора Д. Савицкого. Этот шлюз доставил немало хлопот руководству канала. Вначале геологи никак не могли указать, где его строить. Котлован начали копать позднее, чем на других шлюзах, и его постоянно заливало водой. На этом шлюзе позже применили механизацию – бетон подавался по самодвижущимся транспортерам, грунт выкапывали экскаваторами и именно туда возили разных представителей из правительства и фотокорреспондентов. В композиции башен управления нижней головы шлюза для усиления архитектурной выразительности был использован прием вертикального развертывания композиции и облегчения ее кверху с помощью открытой ротонды. Таким образом, создали переход от относительно замкнутого архитектурного объема к свободному пространству, окружающему здание. Для насосной станции шлюза №5 архитектор Д. Савицкий применил способ пространственного раскрытия здания с помощью балконов, обращенных к каналу. Нижний этаж станции сделали более массивным и строго обработанным с прямоугольными окнами. Второй и третий этажи были более открыты, полуциркульные окна разной величины отделали декоративными арками. Торцам башен управления верхней головы придали овальные формы.
Ансамбль шлюза №5 был хорошо увязан с ландшафтом местности. Его архитектура, включенная в природу, становилась ведущим началом для своего окружения и, отражаясь в воде, создавала дополнительную выразительность. Перед входом в шлюз установили скульптуру девушки (скульптор Ю. Кун), несущей над головой модель корабля – эмблему водного пути. Она несколько терялась при восприятии издали, но по мере приближения производила впечатление своей стройной композицией. При ее создании применили различные материалы, например, кораблик, был выполнен из нержавеющей стали.
Высотную композицию башен шлюза №6 выполнили по проекту архитектора Г. Вегмана. В зданиях управления верхней головы шлюза монументальные восьмигранные колонны фасада башен были противопоставлены сплошному остеклению вестибюля здания, в котором расположили лестницы. Композиция башен заканчивалась двумя группами скульптур (скульпторы Р. Иодко, Д. Шварц, А. Тенита), поставленными вдоль оси канала. В скульптурах запечатлели инженерно-технический персонал, работавший на строительстве канала. Выполненные из бетона фигуры хотели позже даже бронзировать. Удлиненные башни образовывали своеобразные пропилеи со стороны водораздельного бьефа. Наружные торцы фасадов башен управления шлюза №6 со стороны нижнего подхода украсили фрески художника Л. Бруни. На фресках изображались различные моменты строительства канала. Здесь также использовали мемориальные доски (архитектор Г. Вегман).
В цветовом оформление ансамбля шлюзов №6 и №5 преобладали белые и светло-серые тона естественного камня или штукатурки. Для более темного стилобата зданий использовался диорит. На контрасте этих материалов, темного диорита внизу и белого камня вверху, построено цветовое решение башен управления шлюза №6.
Каждое сооружение получилось очень красивым и изящным. Шлюзы, насосные станции, многие малые постройки проектировали архитекторы высокого класса, бывшие заключенные, а также никогда не сидевшие молодые специалисты. Своеобразие ландшафта и канала вошли как неотъемлемый и важный элемент в архитектурный ансамбль, решивший задачу органического единства природы и архитектуры.
Башня шлюза №5, Канал имени Москвы
В ходе строительства канала для эксплуатационного поселка Икшинского узла архитектор Д. Морозов разработал проекты типовых двух-этажных жилых домов с балконами, террасами и лоджиями. В 1939 г. Икше присвоили статус поселка городского типа. Сегодня от поселка до города Дмитрова пролегают параллельно три транспортные трассы: канал им. Москвы, железнодорожная линия и асфальтированное шоссе.
В 1988 г. был утвержден герб Икши и в 2006 г. его внесли в Государственный геральдический регистр.
Описание герба Икши (упразднён в 2018 г при вхождении Икши в состав Дмитровского городского округа как рабочий посёлок ТУ №2) «Щит пересечен пониженным перебитым золотым узким поясом, вверху выщербленным, внизу чешуйчатым, правая часть которого ниже левой; поле над поясом скошено червленью (красным) и зеленью так, что снизу деление упирается в свободный угол левой части пояса; ниже пояса поле лазоревое (синее, голубое)».
Герб представлен в виде трехцветного щита и имеет следующее обоснование символики герба: над голубой оконечностью расположен ступенчатый волнообразный золотой пояс, аллегорически показывающий верхний и нижний бьефы шлюзов канала имени Москвы, прокладка которого послужила развитию и росту поселка, нынешнего городского (до 2018 г.) поселения. Верхняя часть щита разделена по диагонали. Зеленая часть символизирует крутой спуск горы, на которой расположено городское (до 2018 г.) поселение. Красный цвет левого поля говорит о трудовых традициях местных жителей.
Поскольку в Икше никогда не было своего храма, то в центре поселка, около Дома культуры, местной администрацией был выделен земельный участок под строительство будущего храма. В 2003 г. во имя священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, на месте будущей церкви установили и освятили крест.
Станцию «Икша» и довольно молодой одноименный поселок окружают живописные деревни и села, которые ведут начало своей истории еще с XVI—XVII вв., и об их прошлом и настоящем также необходимо упомянуть.
В трех километрах на запад от станции «Икша» в селе Спас-Каменка сохранились руины каменной Преображенской церкви в стиле раннего классицизма с трапезной и колокольней (1767—1777 гг.). Церковь была построена при усадьбе графа П. С. Салтыкова вместо обветшавшей деревянной. Возле нее расположены захоронения, датируемые XVIII в., а также находится могила И. П. Бестужева-Рюмина, брата декабриста. Храм закрыли в 1920-х гг., и с тех пор он находится в заброшенном состоянии.
В селе Сурмино, в двух километрах к востоку от станции «Икша», стоит кирпичная церковь Вознесения Господня (1766 г., перестроена в 1837 г.). Первые упоминания о храме относятся к началу XVII в. В 1627 г. после польско-литовского нашествия Никольская деревянная церковь значилась в писцовых книгах как ветхая, «стоящая без пения». Московский Вознесенский девичий монастырь, находившийся в Кремле, имел вотчины в Дмитровском уезде, с 1638 по 1763 гг. в его владении находилось село Сурмино в Вышегородском стане. В 1650 г. на средства монастыря построили новый деревянный храм в честь святителя Николая, который простоял в селе более 50 лет. В 1699—1700 гг. при игуменье монастыря Варсонофии (Бутурлиной) возвели новую церковь с колокольней, которая просуществовала более века. После Отечественной войны 1812 г. прихожане села и окрестных деревень решили поставить новый каменный храм. Строительство церкви, посвященной Вознесению Господня (в память о владении здешними землями Вознесенским девичьим монастырем), было начато весной 1834 г. и закончено в 1837 г. Вознесенский храм с приделами в трапезной части в честь свт. Николая и Покрова Божией Матери строился по проекту московского губернского архитектора Д. Ф. Борисова. Крупное пожертвование на строительство дала московская купеческая вдова А. Н. Емельянова.
Земледельческая колония Рукавишниковского исправительного приюта близ ст. «Икша». Фото начала XX в.
Посёлок Новое Гришино (Теруправление № 6 Дмитровского го) возник в 1903 году как филиал Московского Фидлеровского (Рукавишниковского приюта) исправительного приюта, имеющий сельскохозяйственную специфику. На месте будущего посёлка до 1917 года находилась деревня Карпово. Название Икшанский приют получил, в дальнейшем трудовая колония, из-за ближайшей к приюту железнодорожной станции Икша. В 1902—1904 годах при трудовом приюте строилась церковь Константина и Елены. В 1920-х годах закрыта, перестроена, была занята литейным цехом. (В 2000-е годы начались восстановительные работы Храма). А после революции Фидлеровский приют преобразован в «Дом морально дефективных детей». В 1921 году преобразования «Дома» в трудовую колонию. В 1946 году развёртывание на базе Икшанской колонии Авторемонтного завода (ЦАРЗ), присвоение посёлку названия ЦАРЗ. В 2010 году трудовая колония была преобразована в Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 1» УФСИН России по Московской области (источник: Википедия)
В советское время храм постигла участь сотен и тысяч разграбленных святынь. В 1937 г. последнего настоятеля перевели в храм в честь Святой Троицы в селе Чашниково около Лобни, так как там арестовали настоятеля. Таким образом, Вознесенская церковь осталась без присмотра священника и была разграблена воспитанниками Икшинской трудовой колонии НКВД. (Икшинская воспитательная колония была образована в 1903 г. как отделение Московского Рукавишниковского приюта. Сюда направлялись старшие воспитанники, здесь они занимались сельским хозяйством. Сам приют был основан в 1864 г. в Москве на пожертвования частных лиц – купца А. А. Бахрушина и домовладельца Н. В. Рукавишникова). В протоколе Дмитровского исполкома было засвидетельствовано:
«Все до основания разрушили, ризы порвали, стекла побили, начали разбирать ограду. Восстановить храм не представляется возможным…» (Священник Максим Брусов. Благочиния Епархии. Дмитровский церковный округ). Окончательное решение о закрытии Вознесенской церкви было принято в 1938 г. Храм длительное время находился в довольно тяжелом состоянии, но с 1997 г. в храме возобновили богослужения, идут восстановительные работы, при храме существует библиотека и настоятель храма опекает воспитанников Икшинской колонии для несовершеннолетних.
В селе Белый Раст (прежнее название – Белые Росы), в западном направлении от станции «Икша», находится церковь Архангела Михаила, известная с начала XVII в. Первоначально она была деревянной. В те времена деревня являлась приселком дворцового села Озерецкого и входила в Московский уезд. В 1654 г. вместе с селом Белый Раст приселок передали в вотчину Патриарху Никону. Во второй половине XVII в. деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1686 г. выстроили новую, также деревянную. Каменную церковь в честь Архангела Михаила возвели в 1880 г. по проекту архитектора В. И. Соколова на средства прихожан. В советское время храм не закрывали. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. восточная стена храма была разрушена разорвавшимся снарядом, но после войны в середине 50-х годов ее восстановили.
Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст
В XVI в. обширной территорией от реки Икши до реки Яхромы владели бояре Головины. Позже поля и земли отошли к Влахернскому женскому монастырю, построенному в середине XIX века и расположенному на месте усадьбы Головиных в селе Новоспасское (Деденево). Спасо-Влахернский монастырь был основан в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А. Г. Головиной, которой принадлежало село Деденево. К концу XIX в. в обители возвели три храма. Главным среди них стал десятипридельный Спасский собор, второй деревянный храм основали в честь святого Димитрия Солунского в 1864 г., третий каменный храм перестроили из часовни в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1910—1911 гг. по проекту архитектора М. Холмогорова. Строительство Спасского собора было начато еще в 1798 г. В. В. Головиным и завершилось в 1890 г., спустя почти сто лет.
Церковь освятили в 1858 г. в честь Спаса Нерукотворного, родовой иконы Головиных, написанной Андреем Рублевым. В храме имелся придел в честь Влахернской иконы Божией Матери (освящен в 1832 г.), в котором хранилась чудотворная икона, привезенная в 1654 г. с Афона в дар царю Алексею Михайловичу и перешедшая к Головиным в 1713 г. После революции в 1922 г. монастырь закрыли, а в 1928 г. на территории монастыря разместили дом инвалидов, впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной войны. Влахернскую церковь закрыли в 1935 г., храм Димитрия Солунского сгорел в 1939 г., церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1929 г. приспособили под электростанцию, в дальнейшем в ней расположили склад и гараж.
Спасо-Влахернский монастырь
Сегодня одна часть наследия монастыря хранится в запасниках Дмитровского и некоторых московских музеев, а о его большей части ничего неизвестно. Считается, что чудотворная Влахернская икона Божией Матери находится в Московском музее им. Андрея Рублева. Судьба еще трех икон, написанных А. Рублевым, – Спаса Нерукотворного, Владимирской иконы Божией Матери и Одигитрии-Смоленской – также не известна. После почти векового забвения Спасо-Влахернский женский монастырь вновь открыли в 2001 г. В Спасском храме постепенно восстановили стены, полы, своды, отремонтировали кровлю собора, отреставрировали колокольню. В настоящее время в монастыре действуют храмы: Спасский собор, в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и вновь отстроенный деревянный храм Димитрия Солунского.
Рядом с монастырем находится деревня Шуколово, она несколько удалена от станции «Икша» и расположена в двух километрах от станции «Турист», бывшей «Влахернской». Шуколово известно по писцовым книгам с XVII в. Начиная с 1627 г. деревня принадлежала боярину Даниилу Шокурову. Поселение делилось на верх и низ, его единственная узкая улица очень круто спускалась с горы в долину реки Икши. На пожертвования стольника И. Ф. Шокурова на вершине деревни была построена Успенская церковь в стиле московского барокко (1701 г., перестроена в XIX в.) с ампирным иконостасом (XIX в.) и трехъярусной колокольней (1762 г.). Около церкви был большой пруд, окаймленный валом с вековыми вязами. В начале 1930-х гг. ее также закрыли, разбили оригинальную белую ограду; со временем церковь обветшала, а ее остов зарос бурьяном. Прошло 70 лет – и в 2001 г. начались масштабные работы по реставрации церкви (храм открыли для службы уже в 1992 г.). Группа живописцев восстановила росписи XIX в., и в наши дни архитектурно-исторический облик собора полностью воссоздан.
В середине XIX в. владельцем Шуколово стал зять декабриста С. Г. Волконского. После возвращения из ссылки в 1856 г. сам Волконский подолгу жил у дочери и зятя. В конце XIX в. дом купил французский коммерсант Савенар, а после революции комитет бедноты поселил в нем чернорабочих. Деревянное здание с надстройкой, остаток дома князей Волконских, еще долго стояло на самом краю Шуколовского оврага с крутыми склонами и ручьем, но до настоящего времени 2-этажный дом не сохранился, а от парка осталась лишь часть.
Надгробная плита на могиле художника С. В. Иванова
Деревня Свистуха расположена в 14 км от станции «Икша» и в 3 км от станции «Турист». В этой деревне в 1903 г. известный русский живописец С. В. Иванов, продолжатель традиций передвижников, ученик В. Г. Перова, купил небольшой участок земли и построил себе дачу. Его полотна, написанные в Свистухе, посвящены жизни крестьян. Также ему принадлежат иллюстрации юбилейного издания А. С. Пушкина, выпущенного в 1899 г. С. В. Иванов умер в 1910 г., его похоронили на кладбище соседнего села Деденево. Позже прах художника и надгробная плита, выполненная по эскизу А. М. Васнецова (он жил по соседству, на противоположном берегу Яхромы, в имении своего брата, знаменитого русского живописца В. М. Васнецова), были перенесены на территорию его усадьбы-дачи. До наших дней сохранились дом и мастерская С. В. Иванова.
Окрестности Икши в летний период оживляют дачники. В советское время дачи были привилегией, которую даровали элите в качестве награды за верную службу. Так, сразу после войны в 1946 г. на противоположном берегу от станции «Икша» около станции «Трудовая-Северная» построили дачный поселок. Согласно правительственному постановлению от 1945 г., И. Сталин распорядился маршалам, генералам и офицерам дать в собственность землю по размерам службы. Членами Военного Совета и Г. Жуковым было принято решение, по каким проектам строить. Дачи возводили пленные немцы, которых каждый день привозили на стройку. Дома были типовые с верандами, от 7 до 12 комнат, каменные и двух-этажные. В каждом доме имелся свой кинозал, т.к. на дачи привозили кинофильмы. Генералы разбивали фруктовые сады, выращивали цветы и разводили домашних птиц.
Около деревни Пчёлка вдоль реки Катешка, которая впадает в водохранилище, расположился дачный поселок летчиков-испытателей. Построили его на месте участка 5 Дмитлага, это был штрафной участок со специальной усиленной охраной, где держали заключенных, пойманных после побега. Согласно легенде, дачный поселок летчиков-испытателей появился следующим образом. Во время наступления фашистов на Москву три советских летчика были сбиты, но благополучно приземлились на парашютах недалеко от поселка «Икша». В конце войны летчиков пригласили на празднование победы, и Иосиф Сталин спросил их: «Ребята, что хотите?». Они рассказали, что в 1941 г. их сбили, а самолет упал рядом с водохранилищем, и попросили: «Если вы позволите, мы бы хотели построить там дачи.»
Сталин издал указ, и многие известные пилоты получили в этом месте землю под дачи. В 1960—1970-х гг. в поселке выстроили свои дачи и несколько космонавтов. Была и своя достопримечательность в поселке – «бутылочный домик», увитый диким виноградом, с высоким шпилем и белой чайкой. Постройку сложил из бутылок шампанского бывший военный летчик А. Пьецух, и смотреть этот переливающийся разны- ми цветами чудо-дом приходила вся округа.
Также напротив деревни Пчёлка и рядом с поселком летчиков-испытателей Союз кинематографистов в 1968 г. выбрал участок под строительство кооперативного дома творчества «Искусство». Строилось здание очень долго и только в 1981 г. в доме на берегу Икшинского водохранилища справили новоселье не только заслуженные артисты, режиссеры, сценаристы, операторы, но и представители других творческих профессий: поэты, художники, архитекторы, драматурги, скульпторы и журналисты. Четырехэтажное здание из желтого кирпича L-образной формы с глубокими лоджиями и по сей день стоит на самом берегу водохранилища, напоминая ведомственный пансионат советских времен.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено-Суворове. На первом плане – могила С. Федорова.
За входом в Пестовско-Икшинский соединительный канал расположено село Рождествено-Суворово. Прежде оно называлось Михайлово, но в 1665 г. в селе построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После этого село получило название Рождествено. Владел имением думный дьяк И. Гавренев, который в 1670 г. продал его Ф. Ю. Барятинскому. В XVII—XVIII вв. имение принадлежало князьям Барятинским, а с 1773 г. Суворовым, сначала отцу, генералу В. И. Суворову, а потом сыну, знаменитому полководцу А. В. Суворову. Усадьба сгорела в 1812 г., но сохранилась кирпичная пятиглавая церковь Рождества Богородицы с шатровой колокольней. Ее первая постройка датируется 1620 г., последнее здание – 1714 г., выстроено князем Ф. Ю. Барятинским и является образцом московского барокко. В подклети храма находилась могила отца фельдмаршала, но после революции она была осквернена, вскрыт склеп с телом отца полководца Суворова, похищены из гроба его доспехи. Известный офтальмолог Святослав Федоров помогал в конце 1970-х – 1980-х гг. восстанавливать церковь и возрождать приход. Храм открыли в 1989 г. Он полностью отреставрирован и действует. У церкви погребены генерал В. И. Суворов и врач-офтальмолог С. Федоров.
Постепенно вдоль канала им. Москвы, в границах городского (до 2018 г.) поселения «Икша», рядом с деревнями и поселками появлялись дачи, турбазы и дома отдыха разных министерств, предприятий и НИИ. Перемешивался пестрый социальный состав граждан, создавая особую атмосферу, так называемый дух места. В перестроечные годы пришло очередное новое время для нашей страны, и, как и повсюду, начала меняться застройка окрестностей станции «Икша». Появились дорогие коттеджи на месте старых дач и проданных совхозных полей. Собственники земель иссекли заборами широкие просторы и леса вдоль канала.
Деньги и частная собственность затмевают благоразумные социально-экономические предложения, которые могли бы привести к сбалансированному соотношению частной застройки и возможности свободного доступа к природным ландшафтам и берегам водохранилища большинству наших соотечественников. Необходимо отметить, что и пристани на канале им. Москвы в настоящее время, за очень редким исключением, не функционируют.
Таким образом, прокладка железной дороги Москва – Савёлово в конце XIX в., затем канала им. Москвы в ХХ в. послужили развитию и росту поселка Икша. Одновременно его окрестности в годы советской власти пережили варварское разорение, уничтожение храмов построенных в XVII—XIX вв., и дореволюционных усадеб. В период 1990-х гг. и в начале нового тысячелетия началось восстановление утраченных памятников, передача их церкви и стремление сохранить православную духовную культуру. Икша и прилегающие к ней деревни получили возможность свободного экономического развития, но параллельно происходят и негативные процессы, связанные со становлением капитализма в России и проведением непродуманной политики в отношении сохранения природных ландшафтов и уникальной экосистемы канала им. Москвы.
Автор: Полина ЗУЕВА, доцент Московского Архитектурного института (МАРХИ)
По материалам журнала «Северная Жемчужина»
Источник: https://iksha-town.ru/stati/iksha-taynyi-istorii
Глава 2. Исторический экскурс по посёлку Икша
Пожарная каланча. Самое старое здание в Икше. Построено в 1903 году.
Поселок «Икша», как поселение существует с 1900 года, со времени окончания строительства Савеловской железной дороги и прозывается по станции «Икша» означенной дороги. Станция получила свое название от реки Икша, притока Яхромы и стоит на ее левом берегу.
Место, где теперь стоит поселок Икша, в глубокой древности входило в состав Выгородского стана Дмитровского уезда, являясь его границей с Монятиным станом Московского уезда на юге и с 1872 года – в состав Ильинской волости Дмитровского уезда Московской губернии, граница с Марфинской волостью Московского уезда.
Вся территория его полностью входила в состав земельных угодий села Игнатово и до Советской власти, хотя уже существовал поселок Икша, но не числился отдельным населенным пунктом, а значился в полицейско-административных книгах, как часть села Игнатово.
Через село Игнатово проходила старинная дорога на Москву. С XVII века эта дорога пролегала по прямой линии села Игнатово на Ростиславские выселки Дмитровского уезда и шла далее к Москве, все время по прямой, через Шолохово и Сухарево, к селу Хлебниково. Так эта дорога существовала до 1870 года. Таким образом, до XVIII века на том месте, где теперь стоит поселок Икша, не было никакого жилья, и только находился брод через речку Икша, по которому и проходила старинная дорога на Москву, а территория современного поселкка, входила, в то время, во владение патриаршего двора как земля села Игнатово.
В самом конце XVIII века, около брода появилось первое здание на Икше – это мельница Дмитровского Борисоглебского монастыря. Сами монахи на мельнице не работали, они сдавали ее в аренду местным крестьянам. Мельница на Икше просуществовала до 1907-го года.
Москва, Савеловский вокзал 1903-й год
В 1870 году строилось дорога Москва – Дмитров. От столицы она шла через Хлебниково, как старая дорога 18-го века, и должно было идти через Игнатово, Батюшково, Свистуху прямо к Дмитрову, по верху Клинско-Дмитровской гряды. Но по каким-то неизвестным причинам строители от Ростиславских Выселок направили ее по котловине по берегам рек Икши и Яхромы, по болотам и низинам. Говорят, что в этом быди заинтересованы два влиятельных лица: представитель старинного родовитого дворянства помещик А. П. Головин и представитель крупного капитала, пайщик и директор Яхромской фабрики Ф. Ф. Бордман. Шоссе при их участии прошло через имение Головина в Деденеве и близ яхромской фабрики. Именно в эти годы деденевский помещик А. П. Головин начинает распродажу земель своих владений (свыше 1000 десятин). Головин продавал свои земли участками, вероятно, с целью образовать из бывшего своего имения – села Деденево – дачный поселок, что впоследствии и было осуществлено.
Лица, приобретавшие земельные участки и строившие на них дачи, были также заинтересованы в проложении хорошего транспортного пути из Москвы в Деденево, и, возможно, оказали свое давление на строителей шоссе. Шоссе строилось при участии московского губернского земства, где в то время был и гласный губернского земского собрания А. П. Головин (а после него Ф. А. Головин). В эти же годы быстро развивалась и Яхромская фабрика (товарищества Покровской мануфактуры).
На строительство дороги требовалось большое количество песка, гравия и булыжного камня. Местные крестьяне освоили добычу этих строительных материалов, в толще близлежащих холмов под слоем глины, на территории нынешнего поселка. С момента строительства Савеловской железной дороги это «производство» усилилось (в 1897—1900 гг.), по железной дороге строительный материал увозился в Москву и немало московских улиц замощено икшинским камнем.
Это в свою очередь, и вызвало рождение поселка Икша. Вскоре около станции появились дома трактирщиков, лавочников, приказчиков и подрядчиков. В 1907 году поселок Икша представлял из себя разбросанные по шоссе и параллельно идущей железной дороге на левом берегу реки Икша здания: станция Икша, два пристанционных здания, водокачка, водонапорная башня, два трактира с магазином, кузница, жилые дома и монастырская мельница – всего 14 зданий. население которых жило за счет труда крестьян Игнатово которые добывали строительный камень. Все это в полицейском управлении значилось при селе Игнатово Ильинской волости Дмитровского уезда Московской губернии.
Икшанский проволочно-гвоздильный завод
С 1907 года на Икше открылось первое предприятие – Икшанский проволочно-гвоздильный завод. Его основал немец, саксонский подданный Юлиус Вильям Пеге. Сначала он работал слесарем на одном из заводов на западе Германии. Однажды Пеге получил приглашение посетить фабрику Товарищества Покровской мануфактуры (Яхромская прядильно-ткацкая фабрика). Через некоторое время его назначили механиком фабрики, на этой должности он проработал до 1913 года. Предприимчивый немец при поддержке владельца чугунно-литейного завода Галкина и немецких фирм основал завод в Икше. На заводе к началу первой мировой войны работало уже более 100 человек, изготовляя колючую проволоку и снаряды для фронта.
В 1909 году в Памятной книге московской губернии местонахождение станции Икша указано в 43 км от Москвы по Московско-Савеловской железной дороге, «поселке при станции Икша» имеется трактир 3-го разряда, рядом – колония Фидлероского отделения Московского городского рукавишниковского приюта (воспитательная и ремесленная школа для малолетних преступников).
В 1911 году купец Федор Седов построил в Икше у железнодорожной станции чайную. Со временем здесь появились другие торговцы – братья Гаврила и Николай Кашехлебовы. После революции 1917 года лавки купцов Кашехлебовых были национализированы: в их чайных организовали комитет бедноты, детскую столовую для кормления детей рабочих, крестьян, бедняков. В одной из чайных организовали рабочий клуб Икшанского завода. Афанасий Романов, имевший кирпичный завод и разработанные торфяные болота комитетом бедноты был обложен налогом в 13 тысяч рублей в пользу государства. У мелкого фабриканта Сергея Логинова, имевшего в Спас-Каменке небольшое галунное производство, большевики национализировали продуктовый склад.
В 1919 году при Икшанском заводе создали сельскохозяйственную артель «Пчелка». В ней работали крестьяне села Игнатова и поселка Икша. В 1923 году артель распалась, а ее бывшие работники основали деревню Пчелка.
В годы революции на заводе действовала сильная партийная ячейка в количестве 34 человек. В 20-е годы на заводе были открыты новые цеха: лесопильный, мукомольная мельница и крупорушка, а также переданы конфискованные помещения торговцев. В связи с расширением поселка и увеличением населения при заводе был открыт медицинский приемный покой. В последнее время существования кроме прежнего ассортимента завод изготовлял, сапожную шпильку.
В 1932 году, ввиду прохождения трассы канала им. Москвы по территории Икшанского завода он был перевезен в Москву. Часть рабочих завода и поселилась здесь, построив дома.
Окрестности Икши в начале 20 в. С карты 1925 г.
Икшанский шлюз на канале им. Москвы
С 1932 года начались работы по проведению канала им. Москвы. Трасса канала на участке Икша прошла по той стороне построек, которая была на левом берегу реки Икши, захватывая и шоссе, и русло реки. Поэтому при строительстве пришлось проделать сложную работу – отнести шоссе и сам поселок через железную дорогу. Шоссе прошло на том же расстоянии от станции, как и раньше, но только по другую сторону железной дороги, а поселок еще выше, на гребень холма, куда и были перенесены дома отдельных жителей поселка. Река Икша вместе с впадающей в нее речкой Базаровкой пущена отдельным искусственным каналом близ полотна железной дороги, и проходит под канал им. Москвы, закрытым туннелем-дюкером. На месте завода построен шлюз №6, на месте Игнатовской мельницы шлюз №5. Кроме основных производственных зданий канала были построены здания для нужд обслуживания канала – дома служащих и рабочих, амбулатория, клуб и прочие.
Населенные пункты гп Икша в составе Краснополянского района Московской области в 1939—1960 гг. 1 – Краснополянский район; 2 – Дмитровский район; 3 – Коммунистический район. С карты 1947 г.
При сооружении канала объем добычи строительных материалов увеличился, были разработаны карьеры: «Гурбан» и «Репечиха». Строительные материалы с этих карьеров отправлялись и в Москву в период Великих Сталинских пятилеток.
В 1939 году, постановлением Правительства, поселок Икша был причислен к составу рабочих поселков, с названием «Рабочий поселок Икша». В территории поселка была включена деревня Ртищево, с 1930 года – колхоз «Ртищево»
В ноябре 1941 года поселок оказался в зоне военных действий. Значительное количество домов и общественных зданий сильно пострадало от бомб. Братские могилы погибших в боях близ Икши Советских воинов остались в поселке вечным памятником тяжелых испытаний.
В 1950 годы Министерство тяжелой промышленности строит кирпичный завод «Стройдеталь». Местная промышленность представлена войлочной артелью, в которой работает 86 человек. В поселке имеется средняя школа, в которой занимаются 804 ученика. Жилой фонд состоит из 48 ведомственных домов и различных вспомогательных построек. Весь поселок и колхоз освещается электричеством.
Видео по теме «История Икши»
https://www.youtube.com/watch?v=6jDFvwK2rFQ&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?v=D59CgZB1-0A&feature=emb_logo
Глава 3 Краткая история населённых пунктов
Почти все населенные пункты городского (до 2018 г.) поселения Икша известны с самых давних лет, о них упоминается в межевой грамоте, выданной великим князем Иваном III дмитровскому князю Юрию Ивановичу (1496, 1504 гг.). Все они – и села, и деревни – лежали вдоль древних дорог: из Дмитрова в Москву и из Переславля-Залесского в село Пятницу-Берендеево. Первая до 18 в. шла так: через Игнатово, потом круто сворачивала вправо, направляясь с горы вниз к реке Икша, где на месте нынешнего поселка Икша был брод, и после пересечения реки опять круто поворачивала налево и уходила в направлении на село Спас-Каменка, а от него через деревню Зарамушки, село Белый Раст к селу Озерецкому.
Вторая, более древняя дорога, шла из Переяславля через Дмитров, Игнатово, Спас-Каменку, Белый Раст, деревню Дмитровку и село Рождествено на богатое торговое село Пятницу-Берендеево.
Земли, на которых размещены эти населенные пункты, по первым сведениям, находились в собственности великих князей, а потом долгое время принадлежали церкви – были владениями патриархов, митрополитов, епископов, монастырей. После секуляризации 1764 г., когда одним указом Екатерина II отняла все земли у церкви и передала их в собственность государству, у сел и деревень было много разных владельцев, среди них были декабристы, писатели, участники войны 1812 г. и просто неизвестные истории помещики. Но самым главным и несомненным остается то, что в истории этих 13 населенных пунктов:
БАЗАРОВО, БЕЛЫЙ РАСТ, ЕРМОЛИНО и ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО «ЕРМОЛИНО», ЗАРАМЕНЬЕ, ИКША, КУЗЯЕВО, ЛУПАНОВО, МАЛАЯ ЧЕРНАЯ, НИКОЛЬСКОЕ, СПАС-КАМЕНКА, ТЕФАНОВО, ХОРОШИЛОВО
были героические страницы, знать и помнить которые должно каждому жителю Малой Родины – городского поселения (до 2018 г) Икша.
Базарово
В 1547 г. сельцо Базарово принадлежало Николо-Пешношскому монастырю, об этом сообщает грамота, выданная царем Иваном Грозным игумену Варсонофию (впоследствии святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский).
По монастырской описи за 1764 г. за Николо-Пешношским монастырем числится деревня Базарова на речке на Каменке, 34 души (облагаемых налогом крестьян), оброку собиралось в Троицкую Сергиеву Лавру по 3 р. 70 коп. с каждой.
Святитель Варсонофий, епископ Тверской (современная икона)
После секуляризации церковных и монастырских земель в 1764 г. Базарово отошло в ведение Коллегии Экономии – стало государственным (казенным).
В официальных отчетах за 1859 г. читаем – казенная деревня Базарова при колодце, в ней насчитывается 10 крестьянских хозяйств, в которых проживают 100 человек.
В 1926 г. Базарово – деревня Спас-Каменского сельсовета Деденовской волости Дмитровского уезда. 22 крестьянских хозяйства. 147 жителей. В 2011 г. в деревне Базарово постоянно проживали 115 человек.
Белый Раст
Название села Белый Раст несвойственно топонимике Подмосковья. Поселение находится на одной из возвышенностей в нескольких километрах от озера Нерского, на древней дороге, по которой еще Юрий Долгорукий водил свою дружину из Ростова, через Дмитров и Москву, в Киевскую Русь. Ростов Великий на берегу озера Неро, по словам летописцев, в 862 г. принадлежал Рюрику, знаменитому представителю германской группы языков. И если слова Неро и Нерское на языке племен меря, населявших в те давние времена прибрежные территории обоих озер, означают вода, озеро, то слово Rast во многих древних германских языках означает привал, отдых, стоянка.
С другой стороны, название населенных пунктов с корнем рост традиционно связывают со славянскими именами Рост (Ростислав, Ратислав, Растиц). А в межевой грамоте Ивана III неподалеку от Ермолинской земли и селом Хлябово находилось село Ратиславское (Ростиславское), из которого позже, по неизвестным причинам, часть жителей была переселена, и образовались Ростиславские выселки. А про село в писцовых книгах за 1627 г. указано: «В Вышегородском стане на пустоши, что было село Ротиславль, принадлежавшей к патриаршей домовой вотчине», церковное место церкви Николая чудотворца.
Великий князь Василий III – первый известный владелец села Белый Раст Неизв. худ. кон. 18 в., Музей-заповедник «Дмитровский кремль»
Первое документальное упоминание о селе Белый Раст находим в духовной грамоте царя Иоанна Васильевича (Грозного) за 1572 г., согласно которой он село Белой Рат (Раст) с деревнями, приписанное к селу Озерецкому, завещает своему сыну Федору Иоанновичу.
Из той же духовной грамоты узнаем, что прежде этого великий князь Василий III (отец Ивана Грозного) отдал по духовному завещанию свое село Белой Раст сыну Юрию Васильевичу (1532—1563), младшему брату Ивана Грозного, а после смерти Юрия – его жене – княгине Ульяне Палецкой. Летописные источники сообщают, что княгиня Иуллиания (Ульяна) была умна, хороша собой и благочестива. Овдовев, она постриглась в монахини в Новодевичьем монастыре, а позже перешла в Воскресенский Горицкий монастырь. В жесточайшие времена опричнины, по приказу царя Ивана Грозного, в 1569 г. княгиня Иуллиания вместе с Ефросиньей Старицкой была утоплена в реке Шексне, протекающей подле Горицкого монастыря. Но сразу же после убиения монахинь случилось чудо – все, кто был рядом, увидели, что именитые утопленницы плывут против течения Шексны. Княгини были погребены со всеми почестями, подобающими царским особам.
Известный русский ученый В. Татищев в своем труде «История Российская» пишет, что в 1618 г., когда под Москвой стояли войска польского королевича Владислава, претендующего на российский престол, видна была комета, отчего народ пришел в великий страх и хотел Москву королевичу отдать. С трудом удалось объяснить горожанам, что комета ничего страшно собой не явила, и потому народ удержали от паники. А стоял королевич Владислав некоторое время в дмитровском селе Рогачево, из которого его отряды совершали опустошительные набеги на всю округу. Пришли поляки и в Белый Раст.
Царь Иоанн IV Васильевич (Грозный) Неизв. худ. кон. 18 в., Музей-заповедник «Дмитровский кремль»
«В Москве, – пишет В. Татищев, был тогда новокрещенный князь Михаил Мурзин. Сей, непрестанно из Москвы выезжая с малыми людьми, многих поляков побивал и в полон брал». Воевода князь Михаил Канай мурзин – храбрый воин, искусный полководец, знаменитый наездник, сын старейшего мурзы Ногайской орды. И сам Михаил Канай, и его отец во главе собственного отряда отважно действовали против поляков на стороне России. Вот и тогда, в 1618 г., князь Михаил поспешил со своим войском в Белый Раст «и нападши на польских посланных, многих побил и разогнал. Но королевич, уведав, послал от себя его перехватить, и напали на него неожиданно меж Озерецкого и Белого Раста множеством. Он же, жестоко бившись, многих еще побил, сам был убит».
Летописец сообщает об этом событии в приподнятом тоне: «И бышу у него с ними (поляками) бою велику», и что уподобился князь Михаил древним богатырям.
Возможно, с этой героической гибелью в бою за Белый Раст незримыми нитями связано и название храма в самом селе – в честь Михаила Архангела.
В приходной окладной книге Патриаршего Казначейского. Приказа от 1628 г. написано: «новоприбылая церковь во 135 г. (1627) Архистратига Михаила села Белаго Раста дани 2 алт., по наказу гривна, и апреля в 8 день, на нынешний 136 г. те деньги взято». По писцовым книгам 1631—1633 гг. показано: «пашни церковной земли 4 четьи, да лесом поросло 9 четьи в поле, сена под селом у прудца 15 копен, да по оврагу Бяколовскому 15 копен».
Патриарх Никон Гравюра Н. Розонова, 1827 г
В 1654 году царь Алексей Михайлович жалованной грамотой передал село Белый Раст с угодьями в вотчину патриарху Никону, а в 1676 г. взамен обветшавшего храма в Белом Расте была построена новая церковь в честь Архистратига Михаила.
Новый храм простоял недолго, он был уничтожен пожаром от молнии, ударившей во время грозы в церковную колокольню. А в 1686 г. «ноября в 7 день святейший патриарх Иоаким в Белом Расте святил новопостроенную церковь во имя Архангела Михаила, преславного чуда, и по освящении и по божественной литургии пожаловал тоя церкви попу Петру с церковными причетники на молебен полтину».
По указу патриарха Иоакима для обустройства храма было выдано из казны напрестольное Евангелие 1628 года, обложенное красным бархатом, и отдано попу Петру Ларионову.
На другой день после освящения храма патриархом Иоакимом было выдано «иконного ряду торговому человеку, что у него куплено в приселке Белаго Расту, в новопостроенную деревянную церковь Михаила Архангела за деисус 14 рублев».
В 1690 г. поп Петр Ларионов вместе с прихожанами купил колокол для Архангельской церкви в село Белый Раст.
Переписные книги 1701 г. дают полное представление о том, как был украшен храм Михаила Архангела в Белом Расте: «В церкви двери царские и сень писаны красками в оклад, оклад серебряный басменый, на евангелистах шесть венцов, серебряные вызолочены, по правую сторону царских дверей: образ Всемилостивого Спаса стоящий писан красками, по полям оклад серебряный басменый, на Спасителеве образе риза и венец и гривенка гладкой серебряной, вызолочен, вверху у ангелов и в подножии у Сергия и у Петра венцы серебряные вызолоченные, образ чуда Архангела Михаила на полях оклад серебряный басменой, венец с короною и гривенка с камешками простыми, разные вызолоченные, ожерельеце малое жемчужное, на том же образе тринадцать венцов небольших разные, гривенка басменая, да пять венцов с гривенками ж, по другой стороне царских дверей:
Патриарх Иоаким Худ. В. Шилов, Портретная галерея Патриархов Московских и всея Руси
Образ Пресвятой Богородицы Казанской в медном окладе, убрус камчатый красный вышит и ожерелье шито золотом и серебром, образ Николая чудотворца в серебряном окладе, серебряные венцы и гривенка, украшены камешками. У тех местных икон киоты посеребрены и вызолочены. Перед местными иконами три подсвечника деревянные большие круглые, писаны красками разными, лампада медная большая. У местных икон четыре пелены большие, в том числе у Спасова образа камчатая красная, у Архангела камчатая рудожелтая.
В церкви ж в четырех окошках четыре окончены большие слюдяные. На колокольне шесть колоколов».
В 1709 г. священник церкви Михаила Архангела Петр Ларионов с прихожанами подали прошение в синодальный Казенный приказ, в котором сообщали, что в построенной 26 лет назад деревянной церкви прохудилась кровля, а перекрыть ее за скудостью нечем. Еще Петр Ларионов добавил, что когда строили каменную церковь в селе Озерецком, то с приходских людей села Белого Раста собирали на то строительство деньги, и теперь прихожане Белого Раста вместе со своим священником просят с приходских людей села Озерецкого собрать деньги на ремонт кровли в их храме.
Прошение было уважено, и на то из Казенного Патриаршего Приказа управителю села Озерецкого Алексею Сурмину было прислано распоряжение.
Почти 70 лет село Белый Раст было патриаршим (при Петре I институт патриаршества в России был упразднен). В 1722 г. бывшее патриаршее село Белый Раст было пожаловано преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому.
Феофан (Прокопович), архиепископ Новгородский. Неизв. худ. нач. 1800-х
Феофан (Прокопович), будучи студентом и перейдя из православной веры в католическую, пешком обошел всю Европу, учился в разных странах разным наукам. Разочаровавшись в католичестве, Феофан вернулся в Киев и снова обратился в православие. Своими глубокими познаниями в философии и богословии, уникальным проповедническим даром снискал признание среди влиятельнейших людей того времени, а потому был вызван в 1716 г. Петром I в. Петербург, а в 1721 г. назначен первым вице-президентом Святейшего Синода. Когда в 1736 г. архиепископ Новгородский Феофан скончался, то переданное ему в дар Петром I село Белый Раст было возвращено в казну.
По данным на 1766 г. в селе Белый Раст Московского уезда проживали 179 жителей.
Ну, а сельская деревянная церковь в честь Михаила Архистратига прослужила православным до 1812 г. В августе была сожжена Москва, а в сентябре в пожаре в Белом Расте сгорела Архангельская церковь. При расчистке сгоревшего храма, среди пепелища, была найдена уцелевшей от огня деревянная аналойная икона с изображением Чуда архистратига Михаила в Хонех. И это тоже было чудом.
Новый храм, уже каменный, на который селяне долго собирали средства и материалы – изготавливали и обжигали кирпич – было решено построить в стороне от прежнего (дважды горевшего) – на погосте, где были похоронены местные священники и жители.
Храм Архангела Михаила в селе Белый Раст. Арх. В. И. Соколов,. 1880—1883 гг
В 1880 году по проекту В. И. Соколова, на средства прихожан и жителей села, был построен каменный храм Михаила Архангела, освященный в 1883 году. За недостаточностью средств, в нем был временно установлен иконостас из разобранного за ветхостью деревянного храма, простоявший до 30-х годов 20 в.
После 1917 года наступил период разрушения церквей, летом 1931 года было отдано распоряжение снести самый большой православный храм в России – храм Христа Спасителя, возведенный в память и благодарность о победе русского народа в войне 1812 г. На месте разрушенного храма решено было построить гигантский Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина. Зимой этого же года храм был взорван. Итальянский мрамор «ушел» на оформление станций метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». Но вот два боковых иконостаса продолжили свою жизнь не в метро и не на ступенях какого-либо учреждения, а в православном храме села Белый Раст. А случилось вот что.
Во время разрушения храма Христа Спасителя на разборке внутреннего его убранства были задействованы двое жителей Белого Раста, прихожан Архангельского храма. Они и сообщили церковному совету в селе о возможности приобретения иконостаса.
Внутренне убранство храма Михаила Архангела
1931 год вошел в историю России, как один из самых голодных, когда вымирали целые села и деревни. Но прихожане Архангельского храма из Белого Раста даже в это голодное время собрали, кто, сколько мог, зерна, и отвезли его на продажу в Москву. На вырученные деньги они, как простой камень, выкупили два боковых мраморных иконостаса из храма Христа Спасителя и на телегах перевезли в село. Потом из двух бесценных частей был изготовлен один целый иконостас на 3 придела храма. Он и поныне стоит в храме Михаила Архангела, укрепляя своими намоленными камнями нашу православную веру и нашу гражданскую память о тех героях войны 1812 г. с Наполеоном, в память о подвиге которых был создан Храм Христа Спасителя. Может быть, благодаря этой памяти и вере, церковь Михаила Архангела в 30-е годы прошлого столетия стала одной из семи не закрывавшихся церквей Дмитровского района.
Хотя делалось все, чтобы уничтожить храм в Белом Расте. Так перед началом Великой Отечественной войны местные коммунисты скинули с него колокола, устроенные усердием их дедов и отцов.
Сегодня храм восстановлен, его центральный престол посвящен Михаилу Архангелу, правый – апостолам Петру и Павлу, левый – Владимирской Божией Матери.
В храме совершается богослужение по воскресным и праздничным дням – почти 120 дней в году.
Но вернемся к истории села Белый Раст.
По данным на 1859 г., в селе насчитывался 661 житель, и было сельское правление. В 1899 г. – 483 жителя, и работало земское училище. Есть интересные сведения за 1904 г., рассказывающие о том, как крестьяне Белого Раста пытаясь заработать на несельскохозяйственном труде, решили открыть небольшое медное производство и приобрели ручные прессы, потратились, но дело пошло плохо. Кто-то из крестьян, оставив в поисках лучшей жизни сельскую жизнь, отправился на заработки в Москву и там, работая медниками, получали чистого дохода до 13 рублей в месяц. А девушки в Белом Расте заняты были на деликатном перчаточном промысле. Но и в перчаточном производстве ручной труд вскоре был вытеснен машинами.
В 1926 г. село Белый Раст административно относился к Трудовой волости Московского уезда. В нем было 128 крестьянских дворов и еще 12 прочих, в селе проживали 640 жителей, работала школа и сельсовет. То есть, не смотря все революционные ситуации, жители Белого Раста занимались в большинстве своем сельским хозяйством, может, потому и смогли собрать хлеба на каменные иконостасы из храма Христа Спасителя.
В Великую Отечественную войну Белый Раст, Зарамушки, Никольское были заняты немцами. Среди материалов Нюрнбергского процесса (1945 – 1946), свидетельствовавших о преступлениях и зверствах, совершенных гитлеровцами во время войны 1941—1945 гг., был приведен факт жестокого убийства Володи Ткачева.
Молочный комплекс опытного хозяйства Ермолино в Белом Расте, 1987
В документах говорится, что в селе Белый Раст Краснополянского района группа пьяных солдат поставила на крыльце одного из домов в качестве мишени двенадцатилетнего Володю Ткачева и открыла по нему стрельбу из автоматов. Мальчик был буквально изрешечен – его тело было прострелено 21 пулей. После этого изверги открыли беспорядочную стрельбу по окнам деревенских домов. Шедшую по улице колхозницу И. Мосолову с тремя своими детьми они остановили и тут же расстреляли. Об этом злодеянии впервые сообщили 15 декабря 1941 г. в сводках Совинформбюро, там же говорилось, что в селе Зарамушки фашисты расстреляли колхозницу Метлову 67 лет, Голощекину Екатерину 60 лет, Соколову Аграфену 40 лет, Корднова Якова – 58 лет и других, а раненных красноармейцев, захваченных в деревне Овсянниково, фашисты расстреляли и вырезали у них на щеках красные звезды.
Можно понять, с какими чувствами шли в бой наши воины – спасти и отомстить, и если надо – жизнь отдать!
Освобождала Белый Раст, Зарамушки, Никольское 64-я отдельная морская стрелковая бригада в составе 20-й и 1-й Ударной армий.
Ермолино и опытное хозяйство Ермолино
Свое название деревня Ермолино получило от московского купца Ермолы Васькина, деда известного строителя и архитектора Василия Дмитриевича Ермолина. Известно, что Ермола постригся в Троице-Сергиевском монастыре при игумене Никоне (до 1496 г.). Сын Ермолы Дмитрий, представитель московской знати середины 15 в., последовав своему отцу, был пострижен в Троицкой обители (в иночестве Дионисий) и вошел навсегда в историю православной церкви. В сказании о чудесах Сергия Радонежского приведен случай, когда инок Дионисий ссорился с игуменом, недовольный качеством монастырской пищи. «Что я могу поделать, если хлеба вашего и варения не могу есть? Ты же сам знаешь, как я вырос в родном доме, не такой едой там питался».
В 15 в. село Старое Ермолинское – вотчина Ермолиных – на южной окраине Дмитровского княжества принадлежит Василию Дмитриевичу Ермолину, которое он продает своему зятю Дмитрию Васильевичу Бобру, окольничему Василия Темного. Василий Ермолин знаменит своими резными работами по камню, им были выполнены белокаменные скульптуры Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (раньше находившиеся на Фроловских воротах Кремля). Он поставил в Троице-Сергиевом монастыре знаменитую трапезную, строил во Владимире и Юрьеве-Польском.
Из межевой грамоте за 1496, 1506 гг. узнаем, что Ермолинские земли принадлежат сыну Дмитрия Бобра – Ивану Боброву, постельничему Ивана III. В 1546 г. Иван Дмитриевич принял монашеский постриг в ТроицеСергиевом монастыре с именем Иосиф.
В первой половине 17 в. «сельцо Ермолинское» принадлежало Гавриле Васильевичу Лодыгину, что была «купленая вотчина» у вдовы Ивана Степановича Боброва («мужа ее старинная вотчина»). В 1769 г. сельцо Ермолино с 37 жителями – общее владение графа Петра Борисовича Шереметева и вдовы, порутчицы Фриды Григорьевны Лодыгиной.
Середина 19 в. связала подмосковную деревню Ермолино с двумя знаменитыми фамилиями. В 1838 в сельце Ермолино живет полковница Анна Евдокимовна Криднер (урожденная Куприянова), при ней дворовых людей 9 человек и крестьян 109. Муж Анны Евдокимовны – герой войны 1812 года, командир знаменитого своей военной доблестью Ревельского полка Петр Антонович Криднер.
П. А. Криднер начинал службу унтер-офицером в архангелогородском пехотном полку в 1801 г., участник войны 1805—1811 гг. (Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау), участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов (Дрезден, Лейпциг, Париж). Награжден орденами Владимира 4 ст. с бантом, Анны 2 ст., прусским орденом За заслуги и золотой шпагой за храбрость, Кавалер ордена св. Георгия 4-го класса (1821). Уволен со службы по ранению в 1821 г., вновь поступил в службу подполковником в Муромский пехотный полк в 1822, командир Ревельского пехотного полка (1825—1828 гг.).
По показанию декабриста М. П. Бестужева-Рюмина, он предлагал Криднеру вступить в тайное общество, на что тот не согласился, сам Криднер это отрицал. Вышел в отставку в 1828 г. И Петр Антонович и Анна Евдокимовна похоронены при храме в селе Спас-Каменка. На одном могильном камне высечены имена Криднер А. Е. (1809—1849) и Бестужев-Рюмин И. П. (1789—1866). В клировых ведомостях с 1838 по 1847 гг. указывается, что Анна Евдокимовна Криднер постоянно жила в Ермолино.
По документам за 1851 г. село Ермолино – вотчина помещицы, дочери умершего полковника, девицы Софьи Петровны Криднер, при ней 14 человек дворовых людей и 113 человек крестьян.
Случилось так, что дочь полковника Криднера вышла замуж за Ивана Павловича Бестужева-Рюмина, брата М. П. Бестужева-Рюмина (одного из руководителей декабрьского восстания 1825 г.). И.П. еще в 1821 г. был уволен из-за ран с военной службы в чине полковника, а оправившись от ранений, по штатской линии дослужился до тайного советника. Софья Петровна, как и мать, подолгу жила в Ермолино.
В 1866 г. скончался И. П. Бестужев-Рюмин и похоронен при Спасском храме в селе Спас-Каменка. Вскоре после смерти мужа Софья Петровна продает Ермолино, а в 1877 г. делает денежный вклад в Спасский храм в размере 800 руб. серебром на вечное поминовение своих родственников.
В начале 20 в. в Ермолино работали целых два кирпичных завода, по данным на 1911 г. – кирпичный завод Федора Алексеевича Седова с 12 рабочими, открытый в 1896 г., и Алексея Ивановича Зимина с 6 рабочими, открытый в 1905 г. И тем и другим заводом управляют сами владельцы. Еще у Зимина на лесной поляне близ деревни Ермолино был животноводческий хуторок: добротные бревенчатые коровники, жилые помещения, хорошие дороги и ухоженный скот. В 1917 году хозяйство Зимина было национализировано и на его базе создали животноводческий совхоз. В 1923 г. в Ермолино был открыт пункт ликвидации неграмотности, а в обоих поселениях (деревне и совхозе) к этому времени проживали 152 человека. (В 1926 г. в совхозе трудятся 23 человека). Совхоз просуществовал до 1928 года, затем хозяйство было передано сортсемтресту.
Фото с сельскохозяйственной выставки в Дмитрове в 1937 г. Архив музея-заповедника «Дмитровский кремль»
ОПХ Ермолино, 1960-е г.
Уборка трав в ОПХ Ермолино, 1987
ОПХ Ермолино, 1985
Директор опытного хозяйства Ермолино А. В.Беспахотный проводит совещание, 1985
В начале 1929 г. совхоз перешел в ведение Дмитлага, а его территория стала закрытой зоной. По окончании строительства канала, 1 августа 1937 года, земли бывшего совхоза «Ермолино» были переданы ВАСХНИЛ, и основной отраслью нового хозяйства снова стало животноводство. Ермолинская школа животноводства готовила для области зоотехников, бригадиров. Ермолинская экспериментальная база стала образцово-показательным хозяйством по выращиванию племенного молодняка и по созданию кормовой базы.
В ноябре 1941 года хозяйство было ликвидировано, скот эвакуировали в тыл, а помещениях бывшего животноводческого хозяйства разместился военный госпиталь, принимавший раненных поступавших прямо с передовой, которая находилась в непосредственной близости.
В феврале 1942 г. стали восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Среди всех руководителей предприятия, заслуги Алексея Васильевича Беспахотного перед отечественной наукой и сельским хозяйством отмечены орденом Трудового Красного Знамени и другими наградами. Под его руководством поселок стал расти и расцветать. Исчезли скотные дворы, стали строиться двух-, трех- и пятиэтажные дома, коттеджи. Выросли детский сад, Дом культуры, торговый центр, столовая и почта. Алексей Васильевич приложил немало сил для расцвета нашего поселка. Приятно сознавать, что и сейчас есть, кому поддерживать и улучшать его.
Поселок Ермолино продолжает благоустраиваться, сделаны придомовые детские площадки. Мы видим молодежь на футбольном поле и на катке, в библиотеке и на занятиях в Доме культуры. В Ермолино, как и во всех населенных пунктах поселения Икша, комфортно жить – природа сельская, а инфраструктура городская (тепло, газ, связь, Интернет, супермаркет и даже кафе быстрого питания «Макдональдс».
В 2011 г. в деревне Ермолино проживало 70 человек, а в Опытном хозяйстве «Ермолино» – 1311.
Историческая справка к фонду №183. Федеральное государственное унитарное предприятие Опытно-производственное хозяйство «Ермолино» Министерства имущественных отношений Российской Федерации
Федеральное государственное унитарное предприятие Опытно-производственное хозяйство «Ермолино» Министерство имущественных отношений Российской Федерации за 1937 – 2004 годы.
Опытно-производственное хозяйство «Ермолино» организовано постановлением Совета народных комиссаров СССР от 12 июня 1929 г. Приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 31 декабря 1962г. №236 передано в непосредственное подчинение ВНИИ кормов имени В.Р.Вильямса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/vladimir-borisovich/iksha-sbornik-rasskazov-i-fotografiy-po-mestnoy-istor/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.