Профессия – мама. Здоровье и психология вашего малыша
Валерия Вячеславовна Фадеева
Авторские методики: психология и здоровье
Долгие годы считалось, что таинство ухода за ребенком закладывается в женщин на генетическом уровне. Но это не так, и множество молодых мам ежедневно сталкиваются с целой кучей проблем, познавая материнство методом проб и ошибок; страдая от ощущения «я – плохая мать». Но это – неправда, а материнство – профессия, азам которой необходимо учиться.
Эта книга расскажет вам о том, что подготовить к появлению малыша, приоткроет завесу над таинством деторождения, и даст подробные инструкции как заботиться о вашем ребенке с самых первых минут его жизни и до трех лет; поможет понять, как изменяются его потребности и желания, что нужно делать, чтобы малыш правильно развивался, актив но познавал окружающий мир и рос счастливым и здоровым.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Валерия Фадеева
Профессия – мама. Здоровье и психология вашего малыша
© Валерия Фадеева, текст
© ООО «Издательство АСТ»
От автора
Здравствуйте, дорогие читатели! Вы уже не просто супруги, а молодые родители! Начинается новая жизнь. У вас появится множество радостных хлопот. Ведь ваш ребенок пока еще полностью зависит от вас. Конечно, кормить грудью может только мама, но папа тоже очень важен для маленького.
Вам придется действовать сообща, очень слаженно и организованно. Выберите имя ребенку, если вы не сделали этого раньше. Составьте список важных срочных дел. Среди них – оформление необходимых документов и медицинское наблюдение за мамой и малышом.
Прежде всего маме важно восстановиться после родов. Поэтому ей нужны помощники, которые возьмут на себя большую часть домашней работы. Изменения произойдут и в вашей интимной жизни. Главное – любить друг друга, продолжать проявлять заботу и ласку.
Все будет хорошо. Ведь теперь у вас есть самое большое сокровище – ваш ребенок.
Валерия Фадеева
Восстановление мамы после родов
Восстановление сил
• Сдайте анализ крови и проконсультируйтесь у терапевта. Возможно, вам необходим курс лечения препаратами железа. Анемию и ее «спутников» – хроническую усталость и вялость – хорошо лечит шиповник. 1 ст. ложку плодов шиповника залейте 1 стаканом кипятка, кипятите в течение 10 минут в закрытой посуде. Настаивать нужно не менее 12 часов. Потом процедите. Добавьте мед или сахар по вкусу.
Можно делать и так: с вечера заварите двойную порцию шиповника в термосе и пейте в течение всего следующего дня.
• Быстро восстанавливает силы зеленый чай. Можно добавлять в него мед или сахар, щепотку мяты или корицы.
• Как только вы почувствуете, что напряжены и очень устали, потянитесь сладко-сладко, как это делают кошечки, и вскоре заметите, что тело расслабилось.
• Начинайте день с контрастного душа, а заканчивайте – теплым, расслабляющим. И скоро почувствуете, что стали заметно бодрее и энергичнее.
• Если есть возможность, старайтесь ходить дома босиком. Так вы массируете нервные окончания, которые есть на стопе, и помогаете своему организму быстрее восстанавливать силы.
• Старайтесь как можно больше отдыхать. Ложитесь, как только заснет ваш малыш.
Послеродовая депрессия
Роды позади. Вот оно, ваше сокровище, сладко сопит в кроватке. Но почему-то вам хочется плакать… То, что с вами происходит, естественно.
• Раздражительность, повышенная утомляемость или тревожность, приступы беспричинной грусти или апатии в первые 3–5 дней после родов не свидетельствуют о таком серьезном расстройстве психики, как послеродовая депрессия.
• Чаще всего проявления эмоционального кризиса совершенно естественны для женщины, пережившей во время родов максимальное напряжение физических и духовных сил и теперь постепенно адаптирующейся к новой роли – матери. Женщина нуждается не в лечении, а в психологической помощи и моральной поддержке.
• Однако иногда подавленное состояние затягивается. Тогда речь идет о настоящей послеродовой депрессии, при которой требуется квалифицированная помощь.
• Помните о том, что счастливые дети бывают только у счастливых матерей. Вашему малышу важно видеть радость в ваших глазах. Каким бы загруженным ни был для вас день, как бы вы ни крутились между кормлениями, стирками, укачиванием, готовкой, выделите время для себя.
• Время от времени выходите из дома одна. Вы можете посетить парикмахерскую, навестить подругу или пройтись по магазинам и купить себе что-нибудь, что вас порадует.
• Лишние несколько килограммов на талии и бедрах – это нормально, и вы скоро от них избавитесь.
• Как можно больше времени проводите на свежем воздухе.
• Для молодой мамы очень важно высыпаться. Не пытайтесь справиться со всем в одиночку. У мамы обязательно должны быть помощники: дедушки и бабушки, бездетные подруги, набирающиеся опыта, одинокая соседка по этажу, согласившаяся за символическую плату взять на себя часть забот по хозяйству, няня… Ну и конечно же муж. В первую очередь.
Старайтесь отдыхать как можно больше. Когда малыш засыпает, тоже ложитесь вздремнуть.
• В случае легкой послеродовой депрессии полезно есть бананы, авокадо, гранат, ананас, грецкие орехи, семена подсолнечника и овсянку.
• Слушайте музыку. Существует классическая музыка, которая активизирует мозговую деятельность, помогает вернуть израсходованную энергию.
ВАЖНО! Если грусть, тоска, раздражительность не покидают вас долгое время, то обратитесь к специалисту-психологу.
Мамины помощники
• Да, вашему крохе нужна мама. Но здоровая, веселая, жизнерадостная, нежная и ласковая, уверенная в себе. Счастливая мама гораздо больше даст ребенку, чем постоянно думающая о проблемах. Так что не стоит жить «только для ребенка». Живите и для себя тоже. Наслаждайтесь каждым днем. Сегодня, завтра, всегда!
• Конечно, первый год вы будете практически все время проводить с крохой, потом свободного времени «для себя» вы сможете выкроить побольше.
• Вырастить ребенка – колоссальный труд. Естественно, что вы будете нуждаться в помощниках. Поэтому нет ничего стыдного в том, чтобы нанять няню для малыша или попросить бабушек присмотреть за крохой, пока вы будете отдыхать или заниматься любимым делом. Работы хватит на всех. Скучать вам уж точно не придется.
• Любите себя, помните про свою ценность, развивайтесь, занимайтесь тем, что вам по душе, и тогда вы и ваш ребенок будете получать удовольствие от общения друг с другом.
ВАЖНО! В первые пару месяцев после родов маме необходимо восстановиться. Кроме того, кормление грудью – огромная нагрузка на организм, поэтому хорошо бы кормящую маму освободить от домашней работы.
• Вам следует научиться пользоваться помощью других. На вопрос: «Чем тебе помочь?» – смело отвечайте, чем именно (например, купить продукты, сделать уборку в квартире и т. д.). Многим людям нравится осознавать свою полезность. И сейчас настало то самое время, когда этим нужно воспользоваться.
• Например, брату или другу семьи можно поручить купить памперсы, детскую воду и выбрать весы, дедушке доставит большое удовольствие катать коляску во дворе, а ваша мама или свекровь в это время может сварить обед…
Новые порядки
Стирка детских вещей
• До полугода все детское белье необходимо менять ежедневно, у детишек постарше – по мере необходимости. Поэтому стирать вам придется очень часто.
• Грязное детское белье храните в корзине или ведре отдельно от взрослого.
• До 6 месяцев все нижнее белье и пеленки необходимо стирать при температуре не ниже 50 °C. После того как ребенку исполнится полгода, можно стирать вещи при температуре 40 °C.
• Стирая руками, вы тратите драгоценное время и силы. Доверьте это дело стиральной машине.
• Все детские вещи нужно стирать специальным детским порошком, в составе которого только допустимые для детского организма химические соединения. В детском порошке не должно быть оптического отбеливателя.
В идеале детский порошок не должен пахнуть ничем, так как синтетические ароматизаторы могут вызвать у малыша раздражение кожи. Для детской стирки применимы только натуральные или пищевые ароматизаторы – нежные фруктовые запахи.
ВАЖНО! Для того чтобы максимально снизить риск аллергических реакций в первые 6–8 месяцев жизни вашего ребенка, лучше стирать нательное белье, ночные сорочки и бюстгальтеры для кормления тем же средством, которым вы стираете вещи малютки.
• Имейте в виду, что при частом использовании мыльного порошка и стирке при температуре выше 60 °C на некоторых частях стиральной машины может появиться налет. Поэтому лучше пользоваться мыльным порошком при ручной стирке.
• Отбеливатели можно использовать при стирке не ранее, чем через полгода после рождения малыша. Избегайте хлорных отбеливателей: их резкий запах остается на белье даже после тщательного полоскания и может вызвать аллергию.
• Можно применять специальный детский кондиционер для белья. После его использования ткань становится мягче. Обычные кондиционеры можно использовать только с 3 лет. Дело в том, что после полоскания на ткани остаются некоторые его компоненты, которые способны вызвать раздражение на нежной коже.
• Полоскайте детские вещи с особой тщательностью, до полного исчезновения мыльной «пенки». При машинной стирке включайте функцию «дополнительное полоскание».
• Детские вещи нельзя подсушивать, застирывать. Обязательное условие для использования этих вещей – идеальная чистота.
• Не следует складывать грязное детское белье более чем на сутки. Если вы не пользуетесь памперсами, постарайтесь прополаскивать ползунки, подгузники и пеленки, пока они свежие, – это быстрее и легче. Испачканные пеленки сначала прополосните холодной водой, а потом выстирайте в машине.
• Вещи выворачивайте наизнанку, застегивайте пуговички и молнии.
• Следите за тем, чтобы в машину не попал использованный памперс.
• Приобретите сетчатый мешочек для стирки. В нем стоит стирать нежные вещи с кружевами.
• Детское белье стирайте отдельно от взрослого, пока малышу не исполнится 3 года.
ВАЖНО! Если малыш здоров, не обязательно кипятить детское белье. Необходимость в кипячении или стирке при 90 °C возникает только тогда, когда у ребенка кишечная или вирусная инфекция или глисты.
Глажка детских вещей
• До 6 месяцев детское белье и пеленки нужно проглаживать с двух сторон. Потом можно гладить с одной стороны.
• В первые месяцы гладить придется много: пеленки, многоразовые подгузники, вкладыши для них необходимо тщательно проглаживать с двух сторон. Но на глажке другой одежды крохи время можно немножко сэкономить, если вы купите одежду для малыша из трикотажа.
• Отсутствие рюшечек, оборочек на кофточках и комбинезончиках также бережет ваше время.
• Остальным членам семьи старайтесь покупать вещи, не нуждающиеся в глажке.
• Не отжимайте элегантные вещи в стиральной машине, сушите их, повесив на плечики.
Чистка игрушек
• Мягкие игрушки с пометкой «для детей до 6 месяцев», купленные в детском магазине, надо всего лишь выстирать в стиральной машине или вручную.
ВАЖНО! При этом используйте детский порошок, так как в нем меньше химических веществ, способных вызвать аллергию и раздражение.
• После стирки хорошо прогладить плюшевую игрушку утюгом.
• Пластмассовые игрушки достаточно вымыть с мылом.
Уборка в доме
• В доме, где есть маленький ребенок, необходимо регулярно делать влажную уборку.
• Нельзя оставлять в углах хлам, которым вы не пользуетесь, так как там будет активно собираться пыль и грязь.
Проверьте все, и если какой-то вещью вы не пользовались больше года, смело ее выбрасывайте. Вряд ли она вам пригодится. Если же вам кажется, что она может все-таки понадобиться, найдите такое место в квартире, где она не будет на виду.
• После уборки или во время нее квартиру нужно как следует проветрить.
• Такой должна быть каждодневная уборка.
Здравствуй, мир!
Замечательный папа
Полезные подсказки для мамы
Полезные подсказки для папы
• Возвращаясь домой, спрашивайте у своей жены, как прошел ее день, и, выслушав ответ, говорите: «Спасибо за то, что ты весь день заботилась о наших детях». Помните, вашей жене нужно не меньше любви и внимания, чем малышам.
• Женщины считают, что когда появляются дети, романтика в отношениях становится еще важнее, чем прежде. Дарите своей любимой больше ласки, теплоты и добра.
• Стремитесь к общей с женой цели и сразу же «расправляйтесь» с обидами. Не копите их!
• Спрашивайте свою жену почаще, чего она хочет. И выполняйте ее желания. Награда за это вам наверняка понравится.
• Вы можете быть полезны с первых дней жизни малыша. Возьмите на себя работу по дому: уборку, стирку, глажку, закупку продуктов и необходимых вещей.
• Большинство замужних женщин хотят, чтобы их мужья чувствовали ответственность за воспитание детей и домашние дела и занимались ими без напоминания. Попробуйте сделать что-нибудь по дому просто так, молча, без просьб и напоминаний. Вы будете удивлены тем, как это улучшит настроение вашей любимой жены.
• Если у вас есть старший ребенок (дети), возьмите часть забот о них на себя.
• Наблюдайте за тем, как ваша жена ухаживает за малышом. Всегда будьте «на подхвате» и сами не заметите, как начнете ловко и умело менять памперс, разводить молочные смеси и кормить ребенка из бутылочки, делать с ним гимнастику, купать и укачивать кроху. Да и гулять с малышом наверняка станет одним из ваших любимых дел.
Полезные подсказки для обоих молодых родителей
• Разделите обязанности по уходу за малышом и домашние дела. Не стоит все «нагружать» на маму.
• То время, пока малыш спит, мама тоже должна отдыхать.
• Не пугайтесь детского плача и сами не впадайте в истерику по этому поводу. Таким образом крохи разговаривают (см. «Язык плача»).
• Вместе выходите на прогулку с малышом. Это вас очень сблизит. И, кроме того, вдвоем гораздо легче выносить коляску.
• Постарайтесь находить возможность хотя бы раз в неделю оставить малыша с кем-то, чтобы побыть наедине.
• При ребенке ведите себя спокойно. Отношения выясняйте подальше от малыша. Хотя он и не понимает слов, но чувствует неблагоприятную атмосферу.
• Подружитесь с другими семьями, в которых есть маленькие дети.
Помощь бабушек и дедушек в воспитании внуков
• Психологи уверены в благотворном влиянии бабушек и дедушек на развитие одаренности ребенка. Можно привести много примеров из жизни талантливых людей, где источником вдохновения, энергетической активности, фантазии были бабушки и дедушки. Так что полноценное семейное влияние в совокупности поколений дает потом в жизни свои зримые плоды.
• Однако здесь надо учитывать и другое. Интеллектуально развитой ребенок обычно часто стремится во всем преуспеть. Он старается вызвать наиболее сильный отзыв у взрослых о своих действиях. Вот здесь-то бабушки и дедушки из добрых побуждений, балуя своих внуков, могут восторгаться ими сверх меры, за счет каких-то других полезных навыков и достижений. Поэтому в семье необходимо иметь определенную согласованность в оценках по отношению к ребенку. Ведь оценки для ребенка одновременно и награда, и мерило его самовосприятия и самооценки.
• Вообще, прежде всего, необходимо сесть за стол переговоров и прийти к единогласию по поводу воспитания малыша. Это важно потому, что, если в семье между бабушками – дедушками и мамами – папами нет взаимопонимания, единой стратегии воспитания и договоренности относительно системы запретов и наказаний, то маленькие члены семьи становятся «дирижерами», ловко манипулирующими взрослыми. Так, например, малыш запросто может получить от бабушки то, что мама ему запретила.
• Пусть ваши знания из области современной психологии и медицины, новейшие методы воспитания и развития дополнят бабушкина и дедушкина житейская мудрость и искреннее желание помочь. Такой подход поможет малышу расти спокойным, умным, веселым и благодарным. Если же каждый из участников воспитательного процесса будет настаивать на своем подходе, отличном от других, то малыш может не разобраться в отношениях взрослых и стать тревожным, легко возбудимым.
• Поэтому помните, что доверительные, дружеские отношения между бабушками, дедушками и родителями – залог успешного развития малыша.
• Итак, что еще могут сделать для малыша ваши родители:
• заниматься с малышом музыкой, живописью, иностранными языками;
• рассказывать внукам о своем детстве, друзьях и играх;
• устроить ребенку незабываемый праздник;
• научить его выигрывать, проигрывать, уступать и не сдаваться;
• смастерить кораблик, испечь вкусный пирог;
• утешить малыша, когда ему кажется, что весь мир против него;
• мастерски разыгрывать спектакли;
• подарить желанную игрушку и радоваться этому больше, чем ребенок;
• заинтересованно слушать все истории малыша;
• сделать музыку из ничего, например, играя на ложках или карандашах;
• научить радоваться и прощать;
• помочь выучить имена членов семьи и узнавать их на фотографии;
• пускать мыльные пузыри;
• есть ложкой и вилкой, пить из чашки;
• научить снимать и надевать носочки;
• рисовать пальцами;
• застегивать и расстегивать пуговицы;
• рассказать, как надо пользоваться расческой, зубной щеткой, щеткой для одежды;
• научить рассказывать стихи, петь песенки и проговаривать скороговорки.
Полезные подсказки для мамы
• Оставляя ребенка с бабушкой, многие мамы опасаются, что теперь их мама или свекровь будет иметь право активно вмешиваться в жизнь семьи. Однако мудрее выслушивать бабушку и, если ее советы окажутся ценными, воспользоваться ими!
• Случается, что дети, мало общавшиеся с родителями, выше ценят мнение бабушек и дедушек и считают их непререкаемым авторитетом. А мама с папой становятся для них кем-то наподобие старшего брата и сестры. Придется вам больше времени проводить со своим ребенком, чтобы повысить свой авторитет в его глазах.
• В отличие от няни, бабушки и дедушки не получают зарплату. Будьте благодарными за заботу о вашем ребенке.
Новорожденный и старший ребенок
• Когда вы вернетесь из роддома, вам предстоит познакомить старшего ребенка с новорожденным. Лучше, если вы и папа возьмете его за руки и подведете к колыбельке. Разрешите первенцу дотронуться до младенца, дать ему соску, покачать кроватку.
• Помните о том, что не только крохе, но и старшему ребенку необходима ваша любовь и внимание. Вы можете, например, кормить младшего грудью и в это время рассказывать старшему, что точно так же кормили и его, так же сильно любили его и заботились о нем. Если вы хвалите младшего, найдите за что похвалить и старшего! Ласкаете маленького, приласкайте и второго. Тогда у него не будет чувства, что малыш его «затмил».
• У первенца может возникнуть вполне обоснованная ревность. Тогда он будет рассматривать младенца как соперника, может щипать и даже кусать его. Такими приступами злобы он показывает, как сильно недоволен своим «свержением с престола». Вам придется быть начеку. Утешает только то, что злость часто сменяется минутами нежности, сердечности: старший гладит младенца, тихо напевает какую-нибудь мелодию, ласково с ним разговаривает или сосредоточенно рассматривает его.
• Помимо этого, старший ребенок может потребовать, чтобы его носили на руках, дали ему соску, начнет пачкать штанишки, отбирать игрушки у младшего. Не сердитесь, терпеливо объясняйте ему, почему не стоит этого делать.
• Постарайтесь сделать так, чтобы старший ребенок чувствовал себя вашим партнером, помогающим ухаживать за малышом. Тогда в лице старшего ребенка вы приобретете незаменимого помощника, который сам с удовольствием и нежностью будет заниматься младшим братиком или сестричкой.
При этом не следует превращать старшего ребенка в няню. Уход за младенцем – это ваша обязанность, а не старшего ребенка. Пусть он продолжает делать то, что делал раньше – убирает на место свои игрушки, складывает вещи.
• Находите время для личного (вдвоем) общения со старшим ребенком. Это можно сделать, например, во время сна младшего. Почитайте первенцу книжку, поиграйте в игрушки, поинтересуйтесь, как дела в детском саду или школе…
• Ничто не сближает детей лучше, чем совместная игра! Имейте в виду, что если малыши не близнецы, то важно учитывать разницу в их возрасте. Не обещайте первенцу, что как только родится сестричка или братик, они сразу же побегут вместе играть. Объясните ему, что сначала он сможет показывать маленькому свои игрушки, греметь погремушкой, держать ее ближе (дальше) от крохи, водить ею вертикально и горизонтально и т. д. По мере роста младшего ребенка придумывайте новые совместные игры. Например, пусть старший покажет ему, как собирать пирамидку, строить башенки из кубиков, ползти за игрушкой… Объясните первенцу, насколько важна его роль. Скажите, что младший ребенок очень его любит и хочет быть рядом с ним, стремится научиться тому, что так замечательно умеет делать он сам.
• Для того чтобы избежать соперничества между детьми, родителям нужно соблюдать несколько правил:
• Ведите себя справедливо по отношению к каждому ребенку. Нельзя ругать всегда одного и того же только потому, что он старший. Также не стоит за один и тот же поступок одного хвалить, а другого оставлять без внимания.
• Старайтесь, чтобы у каждого малыша были свои игрушки, вещи. Их количество не должно различаться!
• В день рождения одного ребенка дарите подарок и другому.
Домашние животные и ребенок
Нужно ли убрать из дома всю живность с рождением ребенка
• Если у вас в доме нет никаких животных, то и не спешите их заводить до тех пор, пока ребенок не подрастет и его организм не окрепнет, т. е. до 3-х лет (при этом ваш малыш не должен страдать от аллергии). Дело в том, что «домашний зверинец» может быть вреден и опасен для крохи. Зачастую домашние любимцы являются переносчиками многих опасных инфекций и могут стать причиной аллергии.
• Если у вас в доме уже живет животное, оцените свои возможности: сможете ли вы выделять время для прогулок и ухода за животным? Есть ли у вас в доме достаточно места для малыша и зверят?
• По мнению зоопсихологов, у животных существует интуитивное чувство «детеныша». Собаки и кошки, как правило, строят отношения с малышом как со своим детенышем. Они способны многое от него стерпеть. Только в случаях, когда малыш слишком сильно их допекает, постараются уйти или «выскажут» свое недовольство. Обратите внимание малыша на это «предупреждение»: реакция животного вполне объяснима.
Правила, которые необходимо соблюдать родителям в доме, где есть животные
• Четко определите пространство, куда животному заходить нельзя. Лучше не допускать его в детскую комнату, и особенно кроватку, на первых трех годах жизни.
• Ребенок не должен целовать животное.
• Если у малыша есть аллергия, не разрешайте ему обнимать домашнего любимца.
• Пусть ребенок наблюдает за тем, как вы вычесываете животное, купаете и чистите подстилку, издалека.
• Мойте ручки малыша с водой и мылом после игры с животным.
• Регулярно меняйте наполнитель кошачьего туалета и чистите подстилку, на которой спит животное.
• Раз в неделю мойте и вычесывайте домашних питомцев. Делать это лучше на улице.
• Время от времени показывайте животное ветеринару. Врач проверит, не стало ли животное носителем паразитов (лямблий, глистов).
• Избегайте пользоваться ароматизаторами для шерсти животных. Эти средства могут вызвать аллергию у малыша.
• Следите за тем, чтобы младенец не ел корм из миски животного!
• Не заводите экзотических животных. Например, присутствие в доме рептилий серьезно увеличивает шанс заразиться кишечными инфекциями.
ВАЖНО! Следите за тем, чтобы ребенок не добрался до кошачьего туалета. Домашние животные – главные разносчики микробов. Особенно опасны для ребенка испражнения кошек и собак.
Развитие ребенка и уход за ним от рождения до 1 года
«Раннее развитие»
Что называют «ранним развитием»
• «Ранним развитием» называют интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Многие авторы считают, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное.
• Дело в том, что за последние 20–30 лет изменились общепринятые нормы. Раньше почти все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок.
Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6–7 лет). А до этого они, как правило, посещают детский сад.
• Естественно, что в таком возрасте «раннее развитие» несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения.
Раннее развитие подразумевает активную позицию матери (ведь именно она проводит с малышом больше всего времени) по отношению к ребенку в первые годы жизни.
Развитие способностей ребенка
• Чем раньше вы начнете развивать способности ребенка, тем лучше.
• Однако не следует понимать это буквально. Поскольку в первую очередь в раннем детстве закладываются основы для развития мозга ребенка, то у малыша просто должна быть возможность активно познавать мир. Когда кроха трогает игрушку, рассматривает мамино лицо, запоминает запах ее молочка, он приобретает бесценный опыт, который способствует развитию детского интеллекта. Но помимо умственных навыков ребенку необходимы и эмоциональные впечатления. Согласно исследованиям, если младенца не берут на руки, не ласкают и не хвалят, то мыслительные процессы малыша замедляются.
• В детстве все малыши талантливы. Они с удовольствием рисуют, танцуют, поют… Поэтому просто наблюдайте за своим ребенком, поддерживайте и стимулируйте его любовь к занятиям.
Чего не стоит делать
• Метаться от одного модного увлечения к другому. Малыши быстро привыкают к тому или иному образу жизни, и его смена – всегда небольшая травма. Если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то даже можете нанести урон его психике.
• Ставить себе цель любой ценой воспитать из своего ребенка вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить ребенка.
• Брать слепо все из того или иного способа обучения. В любой методике что-то может подойти вам и вашему малышу, а что-то нет.
• Привлекать малыша к занятиям, если он болен, неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
• Углубляться в каком-то одном направлении, например чтении или математике, забывая про остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.
• Давать малышу те знания, которые в ближайшее время ему не пригодятся. К тому времени, когда они будут ему нужны, он может их забыть. Лучше потратить драгоценное время на изучение того, что необходимо в первую очередь.
Развивающие системы
Метод Марии Монтессори
Методика раннего развития Никитиных
• Результаты этой методики ошеломляют. Так, специалисты по тестированию из Великобритании и Японии зафиксировали у 7-х детей Бориса и Елены Никитиных самые высокие на планете показатели коэффициента IQ.
«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму», – эту свою любимую поговорку Борис Никитин старался воплощать в жизнь.
Активное обучение малыша Никитины рекомендуют начинать уже с 1,5 года, избегая следующих 6 вещей:
• Игры Никитиных отличаются от других подобных «развивалок» многофункциональностью и безграничным простором для творчества. Они позволяют детям и родителям самим придумывать новые игры, менять правила.
• Так как уровень сложности у всех игр разный, то они будут интересны не только 2—3-летним малышам, но и детям постарше и их родителям.
• Игры представляют собой наборы кубиков, кирпичиков, квадратов, конструкторов. Форма заданий тоже разнообразна: это может быть подробная письменная инструкция или простая схема. В любом случае каждый раз вы и ваш ребенок будете постепенно переходить от простой задачи к более трудной и замысловатой.
Методика Николая Александровича Зайцева
• Признано, что эта методика помогает малышам укрепить свое здоровье.
• Если учить кроху чтению и письму по этим чудесным кубикам, он не узнает, что такое слабое зрение и плохая осанка. Дело в том, что в комплект входят не только кубики, но и специальные таблицы, которые вешаются высоко, на уровне лица взрослого человека, поэтому всем деткам в группе хорошо видно все то, что на них изображено.
• В процессе игр глазки ребят постоянно переключаются из дальнего в ближнее поле зрения. Важно и то, что во время игры с кубиками малыши почти не сидят за столом, так как в этом нет необходимости. У них есть возможность свободно менять позу на занятии, много двигаться.
Метод Масару Ибуки
Основы метода
• Новаторский метод М. Ибуки родился из его собственного опыта воспитания 3-х детей и выводов Марии Монтессори, Глена Домана и Шиничи Сузуки.
• В своей книге «После трех уже поздно» Ибуки доказывает, что с рождения до 3 лет происходит закладывание основ, а усвоенные в этот период знания остаются на всю жизнь. В связи с этим задача родителей – постараться способствовать развитию способностей ребенка.
• По мнению Ибуки, для того чтобы ребенок, подрастая, свободно говорил на нескольких языках, умел ездить верхом, плавать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и делал все это на профессиональном уровне, нужно, чтобы его любили, уважали и предоставляли в его распоряжение все то, чему вы бы хотели его научить.
• Учиться хорошо может каждый ребенок, главное – подобрать правильный метод его обучения. Речь идет и о детишках, которых врачи считают отстающими в развитии. О них Масару Ибука говорит: «Раннее развитие не должно обходить их стороной, наоборот, именно в силу их тяжелого положения необходимо определить их недостаток как можно раньше, чтобы с помощью техники раннего развития компенсировать его, насколько это возможно».
Что нужно делать для развития ребенка до 3 лет
• Воспитывайте ребенка вдвоем. Забота о развитии ребенка не должна полностью лежать на маме. Папа тоже должен как можно больше общаться со своим ребенком, несмотря на занятость на работе.
• Воспитание ребенка – это воспитание себя. Дети подражают не словам, которые слышат, а делам, которые видят. Поэтому следует побуждать ребенка к деятельности собственным примером и быть для малыша образцом.
• Будьте внимательными к детской воле, чтобы не воспитать человека, неуверенного в собственных силах. Важно вселить уверенность в малыша и предоставить ему широкий выбор. Тогда он сам сможет решить, к чему у него лежит душа.
• Разговаривайте с ребенком, не искажая слова. Если вы будете общаться с ним на «детском» языке, то правильные языковые навыки не сформируются.
• Ребенка нужно воспитывать в любви. Тогда он скорее адаптируется к обществу, когда вырастет, и будет намного более уравновешенным и добрым.
• Будьте внимательными к чувствам ребенка. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину расстройства, а не подавлять ее.
• Важно в трудной ситуации предоставить крохе право выбора, либо попытаться убедить его. Например, если ребенок рвет свежий журнал, то вместо того чтобы отругать его или хлопнуть по рукам, можно дать ему старый. Если этого не сделать, а просто отобрать, то тем самым будет подавляться очень важный импульс к деятельности.
• Тренируйте память ребенка. Ему не трудно выучить то, что его интересует. Не стоит волноваться, что он может переутомиться. Малыш может удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений! Нужно тренировать способности ребенка к запоминанию, пока ему это доставляет удовольствие. Если он забыл строчку, пусть повторит все стихотворение от начала до конца.
• Главное – вызвать интерес крохи к предмету обучения. Например, вместо того чтобы учить малыша считать, заинтересуйте его цифрами.
• Малыши – замечательные подражатели и актеры. Начинают они это делать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году они подражают сознательно. Поэтому в присутствии ребенка старайтесь следить за своим поведением. Поощряйте кроху фантазировать: попросите его изобразить животное и придумать про него историю.
• Не покупайте ребенку готовые игрушки, а давайте ему наборы деталей, из которых он может собрать игрушку сам. Это – замечательный воспитательный прием, так как он включает в себя «радость достижения», которой лишен малыш, у которого есть только готовые игрушки. При этом важно, чтобы разборная игрушка соответствовала возрастным возможностям ребенка.
• Развивайте музыкальные способности ребенка. Включайте записи детских песенок, классическую музыку. Во время ее прослушивания учите малыша притопывать ножками и похлопывать в такт ручками, кружиться вокруг себя.
• Учите кроху одним пальчиком нажимать на клавишу пианино. Если малыш попытается давить на клавиши кулачком, немедленно прекратите игру, а на следующий день повторите попытку научить ребенка нажимать на клавиши одним пальчиком. При этом придерживайте пальчик крохи в своей руке. Купите малышу ксилофон, металлофон, колокольчик, барабан.
• Занимайтесь физическим развитием ребенка. Оно так же необходимо, как и интеллектуальное. Плавание является одним из способов развить таланты ребенка, так как оно улучшает аппетит, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы.
• Если малыша учить плавать с рождения, то он будет плавать как дельфин. Ребенок, который еще не начал ходить, пробует держаться на воде так же, как пробует ползать по земле. Кроме того, по мнению Ибуку, малыш, делающий первые шаги, может в то же самое время научиться кататься на роликах.
Первый год жизни ребенка месяц за месяцем
Для удобства педиатры условно разделили весь первый год жизни крохи на 5 периодов.
Период № 1 – период новорожденности. Он длится с момента рождения до конца первого месяца жизни.
Период № 2 – с 1 до 3 месяцев.
Период № 3 – с 3 до 6 месяцев.
Период № 4 – с 6 месяцев до 9 месяцев.
Период № 5 – с 9 месяцев до года.
Первый месяц – период новорожденности
Первые дни очень важны для малыша, так как именно в это время закладывается фундамент его развития. Организм приспосабливается к новым условиям и начинает интенсивно развиваться.
Ребенок в первые часы своей самостоятельной жизни
• В первые часы своей самостоятельной жизни ребенок испытывает сильнейший шок.
Действительно, после девятимесячного пребывания в животе матери, в котором для него были созданы сказочные условия (от постоянной температуры до фантастической защищенности и необходимого поступления питания в материнском организме), он попадает совершенно в другой мир, в котором вынужден делать уже сам все необходимое, чтобы приспособиться к новым условиям жизни.
Чтобы это сделать, ему потребуется много сил. В первые минуты жизни любая микроскопическая проблема может привести к непоправимым последствиям, если не вмешаться сразу и должным образом. К счастью, большая часть всех возникающих после родов проблем решается медиками довольно быстро.
• Первое обследование новорожденного происходит в родильном зале.
Пока мама отдыхает, акушерка приводит кроху в порядок: пережимает, а затем перерезает пуповину для того, чтобы отделить малыша от системы кровообращения матери, с помощью резинового шланга очищает его нос и зев от слизи.
Через минуту после рождения врач обследует состояние новорожденного по шкале Апгар.
Шкала Апгар
• Во всех родильных домах, почти во всех странах мира, врачи сразу же после рождения ребенка определяют его состояние здоровья по критериям, разработанным в 1952 году американским врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар.
• Состояние новорожденного врач-неонатолог оценивает по 5 показателям: дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов.
• Оценка производится через минуту и через 5 минут после рождения. Младенца не подвергают особенным тестам, его просто осматривают и присваивают 0, 1 или 2 балла по каждому из признаков.
• Оценка состояния ребенка складывается из суммы 5 цифровых показателей. Состояние новорожденного оценивается как хорошее при показателе 8–10 баллов, удовлетворительное – при показателе 6–7 баллов, тяжелое – ниже 6 баллов.
• Полученные данные вносят в историю развития ребенка. Они имеют большое значение при диагностировании возможных поздних нарушений у ребенка.
ВАЖНО! Родителям не следует воспринимать оценку по шкале Апгар буквально. Она нужна, в первую очередь, медперсоналу для выработки необходимой тактики ухода. Ребенок, получивший, например, 6 баллов, в будущем, скорее всего, ничем не будет отличаться от малыша, «набравшего» 10 баллов.
• Затем измеряют длину ребенка от головы до пальцев ног и взвешивают его. Это очень важные данные, так как впоследствии на них ориентируются для определения уровня развития ребенка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=63624031) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.