Нейрографика 2. Композиция судьбы

Нейрографика 2. Композиция судьбы
Павел Михайлович Пискарёв


Драйверы счастья
Если вы из тех людей, для которых недостаточно решать свои жизненные задачи исключительно с помощью интеллектуальных методов, если вы хотите освоить еще и более эффективные творческие подходы, то эта книга для вас. В ней раскрываются секреты визуального алфавита – более емкого, простого в использовании инструмента, универсального для всех и понятного каждому. С его помощью вы сможете активировать геометрическое мышление и начать получать гораздо более качественные эффекты, чем от любых систем вербальной логики. Что это за эффекты? Это своевременные инсайты и лучшие найденные возможности.

В своей новой книге Павел Пискарев расширяет знакомство с Нейрографикой – творческим методом трансформации мышления и создания своей реальности. С помощью ее инструментов решаются жизненные задачи абсолютно любого толка. Нейрографика вводит в состояние творческого потока и активирует силы, которые обычно не участвуют в жизненном процессе, однако их активация дает потрясающие и очень неожиданные результаты. Какие именно – вы узнаете из этой книги.

В формате PDF A4 сохранен издательский дизайн.





Павел Пискарёв

Нейрографика 2. Композиция судьбы



© Пискарев П., текст, 2020

© Пискарев П., иллюстрации, 2020

© ООО «Издательство «Эксмо», 2020




От автора


Дорогой читатель, вы держите в руках вторую книгу, которую мы представляем вашему пытливому уму и открытому сердцу. Эта книга является продолжение первой. Хотелось бы отметить, что «НейроГрафика» и другие книги, которые мы готовим для вас, – это коллективный труд. Он состоит из множества километров линий и действий нескольких тысяч людей, которые придерживаются графического отношения к миру, графического языка, графической формы общения с собой и друг с другом.

У наших людей разные уровни квалификации. Но наш главный ресурс и объединяющий принцип – эстетические критерии, преклонение перед красотой и созидательностью творчества. Нас объединяет одно – желание сделать мир лучше ненасильственным путем, то есть благодаря тому, что мы можем управлять своим воображением и формировать свои впечатления. Впечатления, которые помогают нам создавать себя такими, что вокруг превращается в сказку, праздник, фестиваль реальной жизни, выраженный феноменологически.

Я очень хочу поблагодарить нескольких людей. Прежде всего, свою дочку Капитолину Пискареву за ее молодость и естественность. За то, что она позволяет видеть, как красота проявляется в человеке, его непосредственности, неожиданном счастье и удивительном повороте мышления. В этом смысле наблюдение за дочерью воспитывает меня и помогает следовать путем красоты вместо пути алгоритмичного воспитания. Я хочу поблагодарить ее за то, что она помогает мне открыть мою душу. И через эти открытия появляются те технологии и техники, с которыми вам предстоит познакомиться в этой книге.

Хочу поблагодарить Викторию Абдрахманову, человека, без которого эта книга в принципе была бы невозможна, потому что Виктория посвятила много часов, советуясь, корректируя, анализируя и собирая в единое целое те тексты, которые я предоставляю для книги.

Также хочу поблагодарить Татьяну Хан. Человека, который всегда может мне подсказать, что хорошо, а что нет, что будет лучше для других людей, интереснее. А также всю нашу редакцию, творческий коллектив – ту команду, которая позволила книгам быть.

Я благодарен людям, которые адаптируют НейроГрафику к научному дискурсу и таким образом представляют общественности то, что многим кажется метафизической выдумкой. НейроГрафика научна. Выражаю большую признательность профессору Владимиру Васильевичу Козлову, нашему куратору, профессору, доктору психологических наук, за внимание и открытость, с которыми он принимает новое, в том числе в научном, как вид творчества своих учеников.

Хочу выразить признательность коллегам, которые пишут научные статьи, печатаются в журналах, выходят на конференции и переводят наши знания и технологии из «народных» в более приемлемые для тех людей, которым требуются доказательства.

У книги, которую вы держите в руках, есть отличительные особенности. Графический алфавит, композиционные приемы и наборы алгоритмов, описанные в книге позволяют всем, кто рисует НейроГрафику, освоить творческий инструментарий. А он, в свою очередь, дает возможность – с опорой на эстетический интеллект – формировать события в таком виде и порядке, которые интересны самому рисующему, и сам является предметом творчества. Помня, что НейроГрафика – это инструмент направления собственного состояния, метод, позволяющий сопровождать личные проекты развития, проявленные в реальном мире, мы способны с помощью языка, описанного в этой книге, начать моделировать жизнь так, как возможно только нейрографическим способом.

Мало кто подходил к содержанию внутреннего мира человека с целью моделирования и организации композиции жизни. А композиция жизни и ее формирование – это и есть творческий процесс, который так необходим каждому живущему на Земле для того, чтобы превратить свою жизнь в уникальный феномен, уникальную череду событий, нечто такое, чем можно наслаждаться после того, как некоторые события уже пройдены, во что-то такое, чем можно вдохновляться, когда появляется идея, план. Гармоничная, хорошо построенная композиция жизни дает возможность каждому человеку чувствовать себя уверенно в самые сложные времена, в период великого стресса, потому что только с опорой на самого себя, при взаимодействии с внутренним источником жизни можно построить такую жизнь, в которой вы являетесь ее хозяином и которая позволит вашим детям гордиться своими родителями.

Все книги, которые мы готовим, станут для вас настоящим руководством и ответом на сакральный вопрос: «Как я могу управлять собственной жизнью?» Лучшим откликом для меня, как для автора, являются результаты людей, воспользовавшихся знанием, которое я пропустил через себя. И если этими результатами будут счастье, добро, здоровье, долголетие, благосостояние, способность разрешить конфликты, умение наслаждаться жизнью, ценить момент – это будет самой большой наградой.

Позволю себе дать совет: как можно скорее возьмите руки маркер, найдите любую свободную поверхность и начните рисовать. Если на стене вашего дома рисует ребенок – присоединитесь к нему. Если у вас есть свободные 15 минут в офисе, отдайте их рисованию.

Если вы купите блокнот, набор маркеров и найдете возможность погрузиться в рисование как системную практику, то я знаю, что где-то на Земле кому-то точно станет лучше.









Теория воображения





Фазы развития воображения и что такое акт творчества


Есть такая высшая психическая функция – воображение. В XX веке воображение и творчество психологи считали формой памяти. То есть представление о будущем лежало в памяти. Сейчас наоборот: память – это форма воображения. А воспоминание можно изменить: «Как вспомню, так оно и есть». Так реальность проявляется в НейроКонтурах. Мы все хотим результата. Результат – это одно из ключевых слов четвертого квадранта, Метамодерна. Нас всегда интересует, как получить результат, причем с наименьшими затратами, с экономией сил или даже чудесным образом. А как творится чудо? Такой вопрос волнует всех и во всех культурах. В этом смысле изучение творчества – это изучение акта творения. Чудо – это феномен системной работы, называемой творчеством. А творческая практика родится у человека по мере постижения акта творения, которое мы можем наблюдать, например, в течение изменения сезонов года.

В теории, которую я предлагаю, рассматриваются четыре акта творения со своими ключевыми показателями, рисками, возможностями, естественными превращениями вещества из угля в алмаз, из свинца в золото, из Премодерна в Метамодерн. Любая сущность (или проект) проживает четыре акта творения. Проект может быть любой: отпуск, программа долгожительства, бизнес и так далее. Этой теории я посвятил монографию «Метамодерн. Интегративная теория гуманитарного знания», которую написал перед защитой докторской диссертации.


РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ




Стратегия творчества мастера Бо



Есть четыре фазы воображения. Первая – это фантазия. Мир фантазеров велик, богат, социально поощряем. Вторая – мечтания. Это совсем другое дело. Фантазия предполагает необязательность к исполнению. Ею пользуются, например, писатели-фантасты. Фантазирование – витание в облаках. Уйдут облака и ладно, не страшно. А в мечтаниях уже появляется глагол, действие, убирается все лишнее. Это второй акт творения, второй акт развития воображения. Третьим актом является планирование. Оно начинается не раньше, чем ты накопил энергию в первых двух фазах. Если тебя пригласили на работу, где основная задача планирование, то ты делаешь это просто автоматически, без созерцания. Это проблема корпоративная, личная и т. д. Мечтателя убили, вот в чем проблема. Я реабилитирую фантазера и мечтателя. Я предлагаю историю о том, что планирование – это управление потоками воображения. И тогда четвертая фаза – это реализация.

Феномен бытия – это продукт акта воображения. Если вы читаете эту книгу, значит, ваше воображение привело вас к этому моменту. Оно включается. Я знаю, что это реальность. Я воображаю, что встречу вас на этих страницах. Мы все находимся в мире нашего воображения. То есть в мире иллюзий. Это может быть продуктивно или контрпродуктивно. В этом надо разбираться.

Для меня акт творчества – это четыре фазы развития воображения. Творчество в определенном смысле выше науки, потому что считается, что у него нет алгоритма и оно нелогично. То есть творчество – это то, что нельзя предсказать принципиально. Что бы человек ни хотел реализовать, это лежит у него на поверхности бессознательного. Фрейд назвал это предсознательным. То есть это то, что просится к реализации. Воплощать задуманное – это длинная история. Для воплощения требуются время, постоянство и сосредоточенность внимания на том, чего ты хочешь.

В авторском свидетельстве теория воображения называется «Стратегия творчества мастера Бо»[1 - Мастер Бо – человек Метамодерна, человек-легенда, герой. Мастер Бо альтруистичен от изобилия, его экзистенциальное присутствие несет радость, эстетизацию и упрощение жизни всем окружающим его людям. Мастер Бо – мистик, посланник из будущего, которому тысячи лет. Он несет весть, состояние, уклад и пример экзистенциально счастливой жизни.].

Творчество можно разложить на четыре части. Есть весна, лето, осень, зима. Так происходит акт творения природы. Цикл повторяется за циклом. Любопытно, что творение – цикличная вещь. Если, например, цикличность можно увидеть сверху в виде круга, то с другого ракурса это будет выглядеть как движение по спирали. Спиральное движение обычно всегда идет с расширением, но если нет развития, происходит деградация. И тогда движение направлено вниз. Любой процесс или расширяется, или затухает. Поэтому все наши усилия заключаются в том, чтобы процессы расширялись.

Давайте взглянем на этот круг с точки зрения теории развития воображения. Как происходит творчество? Изначально оно приходит к нам в образе фантазии. Когда человек желает, чтобы у него что-то в жизни произошло, то начинает фантазировать, даже если не замечает, что именно он делает. Но фантазия – вполне творческий акт, который ни к чему не обязывает. Человек думает, играет, пребывает в состоянии ребенка. А ребенок, как мы знаем, очень легко переключается с одной игры на другую. Поиграл в одно, бросил – и тут же играет во что-то другое. Для взрослого, который играет с ребенком, это представляет определенную сложность. От быстрого переключения с одного на другое начинает злиться. Фантазия хороша тем, что это легкая, не обязывающая деятельность. Фантазия включает в себя существительные, местоимения, образы. Это можно сравнить с жанром фэнтези. А оно может быть разным, например мистическим. Мы можем включить в эту игру наших близких людей, каких-то знаменитостей. Можем вдруг оказаться в Антарктиде, потом где-то еще. То есть происходят смены картинок, которые не обязаны быть связными.

Здесь начинается творческий акт. Невозможно сразу садиться и что-то делать. Если мы поступаем так, значит, мы исполнители чьей-то фантазии. Или в нас эта фантазия уже накопилась. Что интересно в этих квадрантах? По перинатальной матрице Грофа в первом квадранте у нас девять месяцев, во втором – несколько часов. В третьем – несколько минут, в четвертом снова девять месяцев. Когда мы рисуем, то все квадранты одинаковы по величине. Но если мы говорим о перинатальной реальности, о зарождении проекта, бизнеса, профессии, то мы очень много времени уделяем фантазированию. Как в первой матрице – накапливаем. В том числе это причина, почему не надо сразу браться за дело.

У кого хорошо получаются дела? У тех, кто начал давно. У кого было много фантазий. Если ты начал новое дело, то тебе придется пройти все этапы, если ты не просто исполнитель. Суть в том, чтобы дать себе время «настояться» в этой деятельности. Здесь накапливается энергия, мотив.

Второй этап развития воображения – мечтание. Чем отличается мечта? Там уже появляется герой. Фантазия – это о том, «как было бы неплохо». А в мечте уже появляется глагол – «что делается». В фантазии из воображения всплывают какие-то образы. Динамика может происходить или нет, но эти образы – как облака. В мечтании фантазия уплотняется, и появляются некоторый образ реальности, герой и действие. Когда мы разворачиваем творческий акт, то на этом этапе можем спросить: что происходит? Здесь начинают появляться чувства, желания.

Почему мечта более опасна, чем фантазия? Мечта более табуирована в обществе, чем фантазия. О фантазерах отзываются хорошо. Говорят, что это человек с фантазией. А о мечтателях отзываются плохо. Говорят: «О, мечтатель». Мечтатель почему-то изгой. Над ним смеются. Потому что в мечтании появляется ожидание, представление о результате, вектор, интенциональность. Появляется некоторая динамика. Если есть динамика, значит, есть направление.






Развитие воображения





Мечта – это фантазия, за которую мы берем на себя ответственность.


Здесь появляется герой, который говорит, что он этого хочет. Поэтому, если происходит сбой в реализации мечты, то человек чувствует неудовлетворение и способен снизить свою самооценку. У него падает уверенность в себе. Далеко не все переходят к мечтанию. Многие люди продолжают жить фантазиями. Их жизнь никак не меняется. Они не берут на себя ответственность за исполнение фантазии.

Фантазия над нами. Мечта внутри нас. Кто-то говорит, что в мечте страшно признаться, что она бывает опасна, так как рассеивается энергия. Но это может произойти, когда мы чувствуем, что окружающий мир сильнее нас. У меня другая стратегия. Я, наоборот, всем рассказываю о своей мечте, когда она появляется, и потом беру ответственность за сказанное.

Насколько сильна твоя мечта? Чтобы перейти от мечты к плану, я должен спросить: а что должно получиться? Тогда мечта начинает переходить в следующую фазу – планирование. Наша задача – добиться того, чтобы появился герой и некоторый сценарий действий.



Планирование – это управление потоками воображения.


Смарт-планирование помогает, когда у тебя есть воображение. Но это неисполнимая процедура, если его нет. Не потому что управленческий смарт плох. Плохо то, что обычный менеджер начинает свою деятельность сразу с планирования. В мечте, как я уже говорил, идет накопление мотива. Мечта – это фантазия, обогащенная личным присутствием, наполненная личным «хочу». Я настолько напитываю свое желание, что готов это делать. И самое трудное в этой жизни – это сменить положение своего тела с горизонтального на вертикальное.

Самое трудное – что-то делать. Наше тело – это материя, а она инертна. Тело всегда притормаживает. И вся природа существует в режиме экономии сил. В этом смысле желать чего-то – тратить силы на то, в чем ты не уверен. Если я уверен, что в холодильнике лежит пирожок, то как-то доползу туда и точно возьму. Здесь у меня все хорошо. Но чтобы строить бизнес, который, возможно, не получится или поломается, надо тратить очень много сил. Надо преодолевать гравитацию, производить действия, которые не гарантируют результат.



Мечта – это наша готовность делать лишнее.


А вот когда мотив уже настолько силен, что ты не можешь бездействовать, наступает планирование. Это родовой канал. Это работа над тем, как ты будешь переорганизовывать реальность. И это не просто вскочить и пойти что-то делать. Это управление потоками воображения, планирование и структурирование мечты. В мечте больше чувств. А в планировании уже появляется структура. Так развивается воображение. Мечтая, мы мыслим картинками. Например, я вижу себя успешным ученым, который при жизни ввел в науку несколько методов, создал свою школу и институт. А в третьем квадранте я уже начинаю думать, как это сделать, планирую потоки воображения и соотношу их между собой. Это другой тип работы. По большому счету графическая практика начинается здесь. Хотя здесь скорее структурная графика. Во втором квадранте, в мечте, мы работаем больше с алгоритмом снятия ограничений. Это накопление мотивов, чтобы были силы на то, что нужно сделать. Из этого появляется энергия для моделирования.

Проблема современного человека в том, что фантазирование и мечтание не одобряются. Нас никто этому не учит. Никто не заботится, чтобы дать нам время на фантазию и мечту. Мы относимся к нашим детям так же, как к нам относится мир. Мы не даем им фантазировать и мечтать. Если мы хотим в жизни чего-то достичь, то должны полноценно проходить правый сектор этого круга. Чтобы были силы на реализацию, их надо где-то взять. Никто нам не даст эти силы, если мы их не накопили. Нас можно мотивировать как угодно, деньгами, выгодами, но если мы не накопили сил за счет фантазирования и мечтания, то никогда не сможем ничего делать. Наемный менеджер – человек бесполезный. Если он не выносил своей фантазии и мечты, то он просто продает вам свое умение заполнять табличку Excel, потому что все его планирование бесполезно. У него нет энергии на реализацию. Если ты хочешь, чтобы у тебя была команда, дай ей возможность фантазировать, мечтать. Дай человеку возможность увидеть себя в своей системе. Дай ему время почувствовать, что эта энергия к нему приходит.

В этом смысле получается, делает тот, кто действует давно, у кого эта энергия накоплена и работает. Она не на первом круге развития. Тяжелее всего маховик раскрутить, начать. Поэтому максимум времени надо уделять фантазиям и мечтаниям. Если вам не с кем говорить на эту тему, то пишите письма. Но только не оставляйте своей фантазии, мечты.

Что приходит чаще всего в наших фантазиях? То, на что в бессознательном уже, скорее всего, накоплено много сил. В чем сила НейроГрафики? В том, что мы можем некоторые фантазии усилить и перевести их в состояние мечты. Идея, которую человек заявляет, – это то, что он вытащил из фантазии. Мы переводим фантазию в мечту. Здесь накапливается энергия. А на третьем-четвертом этапе уже начинает что-то происходить, мы начинаем планировать. Так развивается кейс.

И когда вся энергия перетечет сюда, в планирование, приходит ясность. Здесь пропадает страх. Проект – это такое же дитя, которое родится. Дальше происходит бесконечная работа по реализации проекта. Почему бесконечная? Представьте появление на свет ребенка. Его зачали, потом нужно девять месяцев вынашивать. А потом, когда он с трудом родится, его надо вырастить и в жизнь ввести. И это самая тяжелая и большая работа. Она такая же долгая, как фантазирование. Она требует дополнительных фантазий, дополнительных кругов: а что теперь с этим делать? И если здесь не будет энергии, которую кроме как в фантазировании негде взять, то это бесполезная трата времени.

Вот так выглядит «Стратегия творчества мастера Бо». Воображение – это высшая психическая функция, это то, чего нет у животных. Культура – продукт воображения. Это все то, что отличает человека от мира природы, что получилось благодаря его деятельности. Культура есть везде, где человек преодолел естественный ход вещей. Поэтому мы можем говорить, что деятельность – это всегда следствие процесса воображения. Алгоритм выявления намерения – это о фантазии. Алгоритм снятия ограничений – это о мечте, если мы сталкиваемся с ограничениями. Структурирование – это начало моделирования. А реализация – это уже ваша реальная жизнь. И вся задача нашей графики – провести себя в своих проектах от нуля к реализации.




Развитие через творчество


Такие темы, как коммуникация и влияние, сегодня очень широко освещаются и обсуждаются в обществе. О творчестве этого сказать нельзя. Я часто общаюсь с крупными профессионалами в различных сферах деятельности, и вот когда заходит разговор о творчестве, они честно отвечают, что не знают, как этот процесс происходит. Людей можно разделить на несколько типов. Одни плывут по течению жизни, обыватели. Другие – теоретики, которые не имеют практики. Третьи имеют реальный опыт и реальные результаты. И есть люди осознанные. Они пытаются придумать на эту тему какие-то теории, гипотезы или просто выдвигают идеи, но у них нет практики. Выглядит все это так, словно у творчества нет никакого теоретического основания и устоявшейся единой концепции.

Коммуникации и влияние сегодня в социуме сильно раскрыты. Но творчество – это тема, которая едва-едва открыта в сознании. Встречаясь с людьми-профессионалами, когда заходит разговор о творчестве, слышу честный ответ, что люди не знают, как это происходит. Люди с меньшей степенью осознанности пытаются придумать на эту тему какие-то теории, гипотезы или даже просто идеи. Выглядит это так, словно никакого теоретического основания для творчества нет. Не существует никакой утвердившейся концепции творчества. Большие профессионалы говорят, что нет единой теории творчества.

Вокруг очень много творческих людей, творческих профессий, людей, заинтересованных в творчестве в разном контексте его приложения, будь это творчество в контексте науки, или бизнеса, или внутри семьи, или выбора пути жизни. Любой контекст требует того, чтобы было как-то проявлено творчество.

В моей практике очень много работы с моделированием и конструированием будущего: как справиться с жизнью завтра-послезавтра, через год, через десять лет, как построить жизнь после смерти, как бы парадоксально это ни звучало. Мы ставим перед собой самые необыкновенные задачи.

Среди нас очень много творческих людей. То есть тех, кто заинтересован в творчестве в самых разных сферах его приложения, будь это искусство или наука, или бизнес, или семейная жизнь, или выбор пути развития. Любой жизненный аспект требует творческого подхода.

Что такое творчество? Это инструмент перехода в новую эпоху, в новое состояние бытия. И в то же время это процесс, который обеспечивает качество жизни, позволяющее развивать сознание до нового трансцендентального уровня.

Творчество – это инструмент перехода в новую эпоху, в новое состояние бытия. Творчество – это процесс, который обеспечивает качество жизни, позволяющее развивать сознание на новый трансцендентальный уровень.

Что я могу сказать о себе? Мне моя жизнь нравится. Прежде всего потому, что я родился в творчестве и через творчество. Первое рождение было в семье, где творчество было доминантой. Второе рождение духовное, в результате творческого акта. Поэтому творчество для меня – это универсальный инструмент в любой ситуации.

Кроме психологии, я овладел на хорошем уровне многими рабочими профессиями. Но основная моя идея всегда была творчески относиться ко всему, в том числе и работе, выдумывать жизнь. Поэтому то, о чем я буду здесь рассказывать, может быть интересно тем, кто хочет придумать себе интересную жизнь. Это ведь очень важно – придумать жизнь, которая тебе интересна, а не ту, которую тебе предлагает рекламное агентство под названием «социум».






Творчество



Выйти за пределы социальных предложений и придумать свою идею маршрута на следующий год и дальше, этапы перехода, качественные и количественные, то есть делать из своей жизни постройку, разрабатывать архитектуру бытия – это очень жизненная и востребованная тема.

«Мне самому нравится моя жизнь. Мне нравится, как я ее делаю» – вот девиз каждого человека, который хотел бы быть предельно счастлив.



Я носитель таких тезисов. Я долго обдумывал, имею ли право так сказать. Говорю уверенно, что это возможно.


Экзистенциальность, наше бытие, раскрывается изнутри наружу. Если существует внешнее пространство, то существует и внутреннее.

К внутреннему пространству можно применить ту же логику, что и к внешнему. Кто я? На этот вопрос можно ответить, глубоко постигнув собственное сознание. Какой я? Это зависит от того, на какую глубину сознания вы смогли проникнуть своим вниманием и опытом. Поэтому творчество – это не только забава или профессия. Это основание для качества жизни.

Это внутренняя скрытая часть, которая организует качество жизни. Это важно понимать с точки зрения мотивации.

Для наглядности рассмотрим этот процесс через модель «Пирамида творчества». Движение может идти двумя путями. Снизу вверх – когда творчество растет постепенно, пошагово, профессионально, камушек за камушком. Это строение нашего влияния, качества, стремления к драйву. Так мы можем улучшать процесс творения нашей жизни.

Но можно двигаться по пирамиде сверху вниз. Это тоже любопытно, потому что отражается в нашей русской традиции. Возможно, можно увидеть культурологические различия между миром восточным и западным, который идет, по-моему, снизу вверх и выстраивает свой. Я говорю это как русский человек, изучающий русскую культуру.

Движение снизу вверх – закономерное, понятное всем жителям Земли. Потому что на нашей планете фактом является то, что достигается путем роста, достижения. И рост начинается в творчестве с того, что каждый человек ищет себе материал, то есть то, с помощью чего он может выразить свое творчество.

Первый уровень – материал. Материалом может служить слово. И тогда человек становится писателем или журналистом, который собирает разного рода данные, факты и создает из них какие-то тексты. Материалом могут служить краски и кисть. Правда, кисть, скорее, относится к инструментам. Материалом может служить мрамор для скульптора. Бетон – материал для строителя. Ткань – для портного. Кожа – для сапожника. Для повара – продукты питания. Материалом даже может служить человек, если мы строим какую-то коммуникативную систему. Люди, которые занимаются менеджментом, управлением, созданием человеческих систем, принимают других людей как материал для своего творчества.

Чтобы найти применение своей творческой силе, важно определить, какой материал является для вас предметом приложения сил. Сутью любого мышления является интенциональность, то есть направленность. Мышление возможно, только если оно направлено, предметно. Если в нашем потоке воображения существуют объекты, то есть материал, с которым мы работаем, то мы можем использовать творческую силу мышления, чтобы сопоставлять разные объекты. И тогда тот материал, который мы выбираем как предмет, инструмент, сырье для своего творчества, становится для нас идеей для формообразования.






Пирамида творчества



Второй уровень – форма. Под формообразованием подразумевается композиция, гармонические закономерности взаимоотношений объектов между собой. Если мы говорим о художнике, то это взаимоотношение фигур на листе. Если о менеджменте, то это взаимоотношения людей, рабочих позиций. Из этого выстраивается творческая организация.

Форма – это то, как соотносятся объекты в системе всех компонентов или всех действующих лиц.

Придавать чему-то форму невозможно, если у тебя нет материала. Невозможно заниматься формой жизни семьи, организации или бизнеса, если у тебя нет этого материала. Например, можно творчески играть в шахматы, но если у тебя нет близости к материалу, то вряд ли возможно творчество. Необходимо сначала обрести доступ к материалу. Если я хочу заниматься творчеством в бизнесе, то мне требуется создать материал, получить к нему доступ юридический, коммуникативный и так далее. Поэтому материал – основа основ. Это то, где и в каком контексте проявляется творческая сила.

После этого, выделяя из доступного материала объекты, можно создать форму. Для художника это могут быть краски, лак, кисти, холст, объекты на картине, сюжет, фон, действующие лица и так далее. Материал – это то, что определяет нашу ремесленную часть, что определяет контекст реализации творческого потенциала.

Форма – это теория композиции, доминант, контрастов объектов. Кто-то главный, а кто-то второстепенный. Кто-то генеральный директор, а кто-то его заместитель. Фактически, собирая организацию, мы определяем ее элементы.

В семье все точно так же. Форма семьи состоит из того, кто главный в семье, кто принимает последнее решение, кто соглашается с ним. Кто является частями семьи: папа, мама, ребенок, кошка, дедушка, бабушка. Появился еще один ребенок, форма семьи изменилась, изменились обстоятельства, которые требуют творческого отношения.



Мы говорим о том, что через творчество можно управлять семьей. Выяснить, кто главный, очень просто. Попросите ребенка лет до шести-семи, когда он еще не знает лукавства, нарисовать его семью. Например, мама очень большая. Папа очень маленький, его не видно. Бабушка – рядом с мамой. Кошка где-то между мамой и папой. Вот так ребенок очень понятно показывает композицию семьи на своем наивном рисунке.


Творчество проявляется там, где мы можем преобразовать формы. Например, следующую неделю отдать главенство папе. Затем ребенку и так далее. Вместе с этим меняются отношения, чувства, распорядки, этика в семье. Изменение отношений – это творчество на уровне формы.

Материал и форма предметны. У материала есть плотность, количество и так далее. У формы тоже есть количественные показатели: например, кто больше говорит. Наиболее показательна в композиции доминирующая фигура. Доминирующая фигура в коммуникациях – это тот, кто больше всех говорит. Например, на деловой встрече двое договариваются, что у каждого есть по пять минут и по три заявления. В этом случае мы получаем сбалансированную композицию.

Дальше идет третий уровень. И здесь разговор идет о стиле. Стиль – это характер, с которым та или иная композиция презентует себя. Характер – это то, как проявлены те или иные свойства. Например, в архитектуре готика очень сильно отличается от барокко. Архитектурный стиль выдает характер эпохи и характер людей, живших в ней. Человек – часть стиля и окружающего ландшафта. Хорошо, когда ландшафт естественный, природный. Мы говорим, что этот человек морской, он живет в морском стиле. Морские люди чуть более свободны, чем люди земли или леса. Люди леса больше жмутся друг к другу. А люди пустыни расселяются на расстоянии друг от друга, но в то же время, что важно для них, в пределах видимости. Она обеспечивает чувство безопасности, контакта, сопричастности. В пустыне видно далеко. Если где-то там горит костер, значит, я не один. А в лесу надо собираться в маленькие кучки, в племена, в рода, для того чтобы защититься. Два-три шага – и в чаще деревьев тебя уже не видно. Стиль жизни людей лесных сильно отличается от стиля жизни людей степных или морских, или горных.

Можно говорить о стиле культуры. Готика, барокко. Или классицизм, когда все подчинено строгой гармонии. Барокко связан с декоративностью, красотой проявления себя. Очень много людей барокко ходит по улицам прямо сейчас. И мы умеем создавать этот стиль. Например, когда мы принимаем решение внести побольше украшений в свой интерьер или внешний вид. Самый популярный стиль сейчас – эклектика, когда можно сочетать совершенно разные вещи. Походите по страницам социальных сетей и посмотрите, кто в каком стиле себя проявляет. Некоторые люди, например, выкладывают строго черно-белые фотографии. Очень стильно, экзистенциально, контрастно, но не хватает жизненности, цветов. Эти люди словно делают контрастные заявления. И мы не можем не замечать этого. Они сознательно или бессознательно делают контрастной и свою жизнь.

Дело не только в конструктивных частях, но еще в том, как это подается. В конструкциях мало кто разбирается. Можно послушать экскурсовода, но так и не понять, почему та или иная конструкция на что-то влияет. Декоративность многое нам показывает. Готика могла бы быть очень декоративной. Но она принципиально довольно сухая, аскетичная. В барокко же узор на каждом углу.

Можно ли строить в этом же стиле бизнес? Да, возможно, выйдет очень пламенный готический бизнес, когда много эмоциональности, человечности, устремленности к успеху, когда люди максимально аскетичны по отношению к себе. Вполне готическая подача. Средневековая такая.

Потом начинается бизнес в стиле барокко. Мы ведь говорим о творчестве в разных профессиях. А что такое бизнес в стиле барокко? Это когда у тебя есть и фирменный дресс-код и визитка с виньетками, и обязательно у тебя стаканчик с логотипом твоей компании, и украшений ты носишь много. Это не хорошо и не плохо. Это просто определенный стиль.

Бизнес может выглядеть очень эклектичным. Может быть несколько провокативный – в стиле панк. Например, среди молодежи, занимающейся неформальными вещами, или в спорте. Дауншифтинг является примером панк-движения. Это звучащий протест против устоявшихся норм вкуса. Тату – яркий пример панк-стиля. Это категоричная форма, вызывающая возмущение. Панк – это провокация.

Можно ли строить бизнес или создать семью на возмущении? Да, это может быть такая подача: мы живем не так, как другие. «Все покупают мягкую мебель, а мы – табуреты». Хотя табуреты тоже могут быть дизайнерскими. Или можно строить семью в стиле хиппи.

Таким образом, стиль – это то, что мы выбираем; характер, который мы выражаем. Это касается не только творческих профессий, но и всего остального. И здесь очень много творчества. Форма – это конструктивная часть, композиционный элемент. Например, как строятся своды, окна, башни. А стиль – это декоративный элемент, это то, что создает сопричастность. Он показывает, к какому сообществу ты относишься. Так, человек с дредами на голове никак не попадет в общество бритоголовых. Ну разве что и те и другие играют на ханге. У людей, использующих ханг как материал, есть определенный стиль. Они все ритмичные.

Стиль – это упражнение в коммуникации, дизайне, проявлении формы и в характере проявления. И когда у человека вырабатывается свой стиль, проявляемый в творчестве, это дает большое вдохновение. Это уровень, который касается сердца. Как только у человека вырабатывается стиль, появляется энергия, потому что его форма обрела целостный характер. Теперь это не только конструкция, но и цельное заявление. Нет ничего более важного в творчестве, чем цельное заявление. То есть ты не просто конструкции создаешь, но характер. А когда ты создаешь характер, то тебя начинают замечать. И самому себе становишься интересен. Если же ты еще управляешь стилем, то вдвойне себе интересен. В некотором смысле ты становишься творцом, человеком, который может что-то делать на высоком уровне.

Не так много людей различают стили. В основном носят вещи, которые предлагает реклама, тот или иной дизайнер. И люди даже не понимают, что они делают. Просто покупают дорогое или нарядное. То есть почему-то это им нравится. А стиль, подача своего характера, характера предмета, услуги и прочего – уже тонкая работа, хотя это всего лишь третий уровень. И здесь рождается вдохновение. Во-первых, внутреннее вдохновение, то есть я знаю, что делаю. Я не просто выполняю работу, но участвую в долгом процессе создания чего-то стратегического.

Четвертый уровень – это уровень сердца, здесь раскрываются эмоции. Это вдохновение. На него можно выйти или нет. Не у всех людей проблема вдохновения решена. Она неоднозначна с точки зрения доступности. Очень многие люди переживают кризис творчества. А он начинается именно с проблемы вдохновения. Может быть, стиль выбран неверно или он устарел. Характер не соответствует эпохе или стиль не соответствует мысли, которую хочет высказать творец, бизнесмен, семейный человек. Например, семья хочет жить современно, метамодернистски, в путешествиях, в образовании, а интерьер у них – как мама с папой оставили: диванчик 1962 года, шифоньер 1973-го, сундучок от бабушки и прочее. Выходит, что стиль бытия, артефактов не соответствует мечте.

Что делать? Менять стиль во всем. Начинать с себя и своего ближайшего окружения. Переодеться, обновиться, подтянуться под тот стиль, который тебе нравится. Изменить интерьер своего дома. Собраться с духом и средствами, сделать ремонт. И так далее. И когда приходит в соответствие содержание твоего послания, твоей идеи и характера форм, вдруг приходит вдохновение как некий результат целостности.

Вдохновение – это чувство благости, избытка энергии, соответствия себя и окружающего мира, своей проповеди и исповеди. Мы говорим о соответствии внешнего и внутреннего. Сознательный человек может набраться мужества и выбросить старый стул, освободить шкаф от старых вещей, которые были завещаны старшим братом для вечного хранения. Это трудный акт для многих людей. Вдруг пустота может образоваться, минимализм. Минимализм – это эстетически выверенное отношение к реальному миру. И вдруг приходит вдохновение из соответствия идеи и окружающей среды.

Когда появляется целостный характер, то появляются целостные эмоции. Пропадает гипотония внутри. Вот возьмем эклектику, состоящую из самых разных элементов разных стилей. Если ты понимаешь, что это эклектика, то начинаешь в это играть. Начинаются интересные взаимоотношения, ограниченные стилем. А когда появляются определенные ограничения, которые ты сам для себя принял, так как ты творец, ты внутри этих границ можешь создать некоторое давление. Если границ нет, то все растекается по сторонам. Стиль создает границы творчества. А в границах можно наращивать силу. Сила без границ не существует. Так же как мышление не существует без направленности.

Мы трудимся, творчески применяем волю и энергию, чтобы создать ситуацию, когда вдохновение не иссякает, а мы способны его черпать. Сложно хиппи-художнику нарисовать панк-картину. Надо соответствовать панк-стилю.

Говорят, что вдохновение дано не всем и не всегда. Возможно. Но те, кто изучает НейроГрафику, знают, что к вдохновению можно прийти технологическим способом. Мы в этом смысле управляем вдохновением. Вдохновение – очень непростая категория, особенно если двигаться снизу вверх.

Для большинства людей на планете стиль – предел мечтаний. Это прекрасные люди, которые могут создать цельное красивое убранство, выразить характер. Думаю, что процентов семьдесят людей живет на уровне материалов. Что увидел, то приобрел. Что подвернулось, тем работаю. Я не очень люблю разделять людей по вертикали. Тем не менее есть вещи элитные. И вдохновение – это элитное состояние. Есть люди, которые никогда в жизни его не чувствовали. Слово они знают, но состояние им недоступно.

Вдохновение – мотивирующий уровень. Это те чувства, которые нас питают: любовь, радость. Эти чувства не все всегда переживают. Но благодаря внутреннему вдохновению, избытку энергии и мотивации раскрывается харизма.

Здесь мы проходим еще одну трансцедентальную границу и переходим на пятый уровень бытия – утверждение. В социуме именно оно является первым актом творчества. Мы переходим из внутреннего психологического мира, мира характера в мир внешний, общественный. Даже когда человек молчит, особенно когда он молчит настойчиво, он что-нибудь утверждает. Например, что это не достойно речи, внимания. Или он утверждает, что все, о чем вы говорите, не имеет значения. И так далее.

Утверждение – это очень сильный аспект творчества. Многие люди сильны и упрямы, но утверждать что-то в позитивном смысле не могут. Утверждение ведь может быть и негативным. Каждый из нас знает немало скептиков. Утверждение – это позитивное действие.

Утверждение требует мужества, потому что тебе надо предложить проект, идею, объект искусства, книгу, семинар, продукт на рынок. Тебе надо проделать много-много работы, чтобы создать нечто и предъявить это обществу. А это значит – предъявить это критическому мнению, суждениям, возможным рискам. Всегда найдутся те, кто захочет его разрушить, особенно вначале, пока ваш творческий проект еще не набрал достаточно силы. Никому не надо, чтобы вы своим объектом заняли какое-то место на площади коммуникаций, на площади профессий или городской площади. Все борются за свое место. Никто просто так не отдаст пустое место вашему творению. Поэтому утверждение – это целая акция презентации и защиты своего проекта. Это обязательная часть творческого процесса, без которой он невозможен.

Борьба в творчестве начинается на третьем качественном уровне, на пятом уровне пирамиды. Утверждение своего проекта. Утвердить – значит сделать его твердым, крепким, надежным. То есть привести свой проект к той форме, которая нерушима и способна справляться с внешней нагрузкой: нагрузкой критиков или окружающей среды. Например, в архитектуре это означает создать здание, которое простоит несколько столетий, выдержит силу гравитации и сейсмическую нагрузку. И так далее.

Сила утверждения – это одна из тех способностей, которые нужны творцу. Однако ее очень непросто развить. Вообще среди людей творческих профессий очень мало людей с такой волей, которая способна утверждать.

Расскажу вам одну историю. Когда мой сын учился в средней школе, произошло распределение по классам. Был класс, который занимался искусством. Я предлагал сыну пойти туда. Я спрашивал его, зачем ему вся эта химия и биология. Он ответил, что в класс, который занимается искусством, идут только те, кто ни на что не способен. И это было очень серьезное заявление. Получается, ребята, которые на что-то способны, идут заниматься чем-то более предметным.

Люди, которые обладают сильной волей, идут в те сферы, где существует более ясная предметность. А в искусстве (музыке, живописи) как будто собираются люди более мягкие, хорошие, интеллигентные, но со слабой силой утверждения. Мало кто из художников в России может родить и защитить какую-то творческую идею. На низших уровнях работы много: копировать, переформатировать, менять форму. Но на создание нового сильного утверждения не хватает определенных качеств характера или понимания, что о творческом объекте надо заботиться. Поэтому сила утверждения – это важная часть творческого процесса. Потому и важно задать себе вопрос: а что именно я утверждаю в своем проекте. А не напрасно ли я утверждался? Не напрасно, точно. Заставлял привлечь к себе внимание.

Микеланджело через Давида утверждал торжество обычного человека, победившего великана Голиафа. Леонардо своей «Моной Лизой» и другими работами утверждал сакральность и мистичность человеческого бытия, мастерство портрета. Энди Уорхол утверждал поп-арт, тиражируемость, индустрию. Архитекторы утверждают, писатели утверждают. Предприниматели утверждают каждый день.

Творчество происходит в любой ситуации. Я всякий раз что-то утверждаю. Каждый из нас. Другое дело, что осознанный творец понимает эффекты своего утверждения. Поэтому всегда стоит вопрос: я утверждаю или я утверждаюсь? Для творца очень важно понять эту разницу. Лев Толстой утверждал. А тысячи незнакомых нам писателей утверждались за счет тиражирования. Потому что то, что они утверждали, не приносило никакой пользы окружающим людям.

Чем выше логический уровень пирамиды, тем важнее то, о чем мы говорим. Не каждый человек, который начинает с материала, форм, ремесла, дорастает до силы утверждения. Сила утверждения социальна. Надо быть психологом, философом, кем-то, кто обладает социально значимым сознанием, чтобы что-то утверждать. Поэтому, просто декорируя что-либо, утверждение не создать.

Первый человек, который сделал татуировку, что-то утверждал. Остальные просто повторяли и создавали изменение формы. Первые тату появились еще в древности. Разные племена таким образом определяли статус человека, его тотем. Первые изготовители гнутой – венской – мебели братья Тонет, говорили, что мебель может быть изящной, интересной в отличие от рубленой мебели. Это было их утверждение. Остальные же занимались формообразованием.

Когда у вас появляется утверждение, оно делает вас сильнее. Мы растем через сопротивление. Это даже физиологически так. Организм развивается через сопротивление. Люди, которые все время занимаются спортом, растут. Те, кто этого не делает и избегает сопротивления, несколько тщедушные.

Когда у вас есть утверждение и опора, когда вы сформировали послание, вы понимаете, в каком стиле к этому идете. Снизу этого уровня достичь труднее. Но если я понимаю смысл своего послания, то у меня начинает развиваться воображение. Утверждение – это фундамент, на котором я потом начинаю думать, развиваться, тянуться наверх, наблюдать поток своего сознания. Это интеллектуальный, внутренний процесс. Воображение начинает собирать истории, которые связаны с моим воображением. Я начинаю собирать сценарий, повествование на базе тех утверждений, которые стараюсь удержать. Фактически утверждение дает почву для воображения. Так мало людей занимаются утверждением осознанных идей, что практически воображение не востребовано. Оно существует как рудимент, невостребованная часть сознания, психики.



Высшая психическая функция – управление воображением.


Мало кто пользуется воображением. В каталогах оно значится, но стоит на задних полках. А как можно работать, когда не знаешь, что ты в своем воображении хочешь утвердить? В этом смысле утверждение – это твоя жизненная позиция, выражение твоих принципов. Оно дает основание для того, чтобы включить воображение: а как я хочу свои принципы предъявлять?

Воображение – это функция, которая существует в потенциале у каждого человека, но далеко не у всех развита. Воображение является метапродуктом социальной жизни. Люди, у которых оно развито, способны создавать информацию. Люди, которые пользуются воображением, стратеги. Они способны предвидеть, оперировать объектами традиции и наследия прошлого. Они способны смотреть вперед. Люди с воображением хорошие партнеры. Они способны смотреть широко, предусматривать риски, видеть далеко. Это люди, которые с точки зрения деятельности занимаются искусством, независимо от того, что является объектом этих искусств.

Тату – это потребность вернуться к архаике, чтобы определенным образом почувствовать свою связь с прошлым. Это архаичная форма стилизации и, с другой стороны, это еще и утверждение. Человек, который делает татуировку, утверждает что-то на многие годы, потому что вывести ее практически нельзя.

Как на это посмотреть с точки зрения НейроГрафики? Мои последователи просто копируют и меняют форму? Нет. Я задал стиль. Предложил набор некоторых утверждений. Вы можете их разделять или не разделять, можете рисовать в трех-четырех-пяти стилях, можете принимать другие утверждения тоже. Я с удовольствием принимаю чужие утверждения.

Например, в механике я пользуюсь утверждением Ньютона. Когда рисую фигуры, я пользуюсь утверждением Кандинского. А когда беру цвет, пользуюсь утверждением Малевича. Более того, это является элементом моего мышления.

Использовать чужие утверждения никто не мешает. На этом строится вертикаль культуры, так что мы можем быть преемниками друг у друга. Другое дело – чистота отношений. Нельзя хаять, например, Кандинского и при этом использовать его знания и его культуру. Чистое отношение к источнику в творческой позиции – это право на чужое утверждение. В бизнесе мы используем чужие утверждения.

Когда я изучаю нейролингвистическое программирование, там предлагают набор базовых позиций – каких-то утверждений. Я смотрю на них, изучаю, достаточно критически анализирую, соответствуют ли они моим критериям, нормам и рискам. Когда я принимаю чужие утверждения, то чувствую дружественность по отношению к системе. А когда я беру утверждения панк-культуры, это не соответствует моим убеждениям. Их я отвергаю.

Утверждение – это следствие того, что у тебя появилась твердая позиция. Например, профессиональная, семейная и так далее. Когда человек обретает твердую, принципиальную позицию, у его воображения появляется право на жизнь. И лишь тогда, когда человек обладает свободой воображения, то есть он не просто принимает чужие утверждения, но еще может к ним творчески отнестись, вот тогда у него есть шанс выйти на седьмой уровень – откровение. «Вау! Понял!» – инсайт.

Люди, практикующие НейроГрафику, переживают инсайты. Слово «инсайт» английского происхождения. Оно послабее, чем русское «откровение». Потому что откровение по своей сути имеет отношение к духовному процессу. Откровение – что-то божественное, а инсайт – более психологическое. Озарение – уже больше о воображении. Оно визуальное. А откровение глубже, выше. Озарение слишком визуально. Заря, видение. Озарение – часть процесса воображения.

Откровение дает очень глубокое самостное понимание. У него духовная природа. До него очень трудно дорасти, если мы идем снизу вверх.

Откровение – это следствие какого-то духовного переживания. Это часть духовного поиска. Дается оно с большим напряжением и связано с духовным кризисом. Это очень трудное переживание. Потому что «все от бога, но вокруг много зла, и пусть бог посмотрит мне в глаза и скажет, что это все его затея». И пережить откровение – значит увидеть в негативном божий промысел, прикоснуться к чему-то надсоциальному. Например, война или болезни – часть божественного промысла. И когда мы можем сопоставить такие вещи – оттуда, где пропадает разделение на добро и зло, где пропадает двойственность и появляется целостность, приходит вдохновение.

Откровение – это ментальный, интеллектуальный акт. Это физическое состояние, связанное с духовным прозрением.

Много ли мы знаем людей, которые через ремесло поднялись к откровению, которые от материала выросли до божественного творца? Например, можно говорить о Микеланджело. Для меня это адекватная фигура. Когда он начинал, у него не было никакого философского подхода. Толстой очень образованный человек, граф, участник обороны Севастополя. Он очень много прожил. Его литературное творчество – это уже продукт движения сверху вниз. Можно Ломоносова отметить. Наверное, в бизнесе есть люди, которые доросли. Например, Брэнсон. Из сухого математического бизнеса он дорос и до вдохновения, и до утверждения, и до воображения. Я считаю, что он прикоснулся к божественному.

Творчество – это созидательный акт, оно ведет к какой-то деятельности. Это не просто «подняться наверх». Мы говорим не о тех, кто просто пережил акт сакрального откровения, а о тех, кто сумел еще что-то создать. Если посмотреть на русские и восточные традиции, то у русских творчество начинается как будто с другой стороны. В православной традиции откровение заложено от начала. Думаю, что двигатель внутреннего сгорания Форда – это тоже откровение, ведь к этому надо было прийти и все за одну жизнь построить. Рублев шел через откровение. Он писал, он владел материалом, формой, стилем, но не чувствовал, что есть божественность в его иконах. Тогда он запер уста, принял обет молчания до тех пор, пока не поймет, как создать идеальную икону. Он ходил, наблюдал жизнь и однажды постиг откровение благодаря мальчишке, который отливал колокол. И тогда он сумел утвердить свою волю.

Восточная традиция говорит: сначала медитируй, не торопись со своим ремеслом, овладевай им. Чтобы стать творцом, сначала надо получить откровение. Восточная северная традиция построена в основном на постижении божественного начала. Медитация, общение с мудрецами и наставниками.

Когда человека постигает откровение, когда у него открылась душа и он перестал быть собой, он как будто начинает идти вниз. У него воображение свободно. Он становится посланцем небес и начинает думать: а как это может быть? У него раскрывается воображение, которое можно применить в любом контексте. И когда он видит в своем воображении некоторую реальность, как следствие откровения, то начинает утверждать. И с этим утверждением его вдохновение распространяется на всех вокруг. Он вливает вдохновение в материал, создает форму и стиль. Создает самые разные формы.

Человек с вдохновением может быть одновременно и ученым, и художником, и бизнесменом, и прочим. Как, например, современный художник. Это не только человек, который владеет материалом и формой. У него есть некая идея, которой он способен утверждать некоторые истины самым разным образом. Поэтому современный художник называется концептуалистом. Он концепт внедряет посредством разных инструментов и материалов: это может быть и скульптура, и конструктор «Лего», и какие-нибудь фигуры на песке. Язык формы ему подчиняется. У него есть некоторая идея, откровение, которое он несет. Он с крыльями за плечами. Или верхом на Пегасе, если говорить языком классических мифов.

Откровение – это то, что дает свободу от самого себя. Это очень высокий уровень, контакт с высшей силой на уровне самости, который невозможно прервать. Если у человека было откровение, его уже нельзя лишить этого. Нельзя ошибиться в откровении. У тебя есть доступ к энергии, к ресурсу. Дальше включай воображение. Слоганом нашего института является фраза: «Воображение первично». Вряд ли можно внести в социум принцип «откровение первично» – тогда это был бы монастырь. Мы говорим, что воображение первично, говорим о высшей социальной функции творчества. Воображение первично в нашей работе, и от него до откровения рукой подать. Сознание работает: я сообразил что-то и начал что-то утверждать. И через силу этого утверждения у меня есть вдохновение жить, потому что я знаю зачем. Я знаю, для чего моя личность сконцентрирована в своих границах. Мне понятно, почему я должен материализоваться. Мое воображение – достаточно стратегический аспект. Стратегическая часть бытия говорит: это утверждай, а это игнорируй. Появляется здоровый выбор утверждения, за что бороться. Это уже не поиск, а знания, рожденные откровением. Они могут быть непривычны для других людей и не восприниматься ими. Некая фанатичная идея, но ты знаешь, что прав. Когда Микеланджело взял испорченный кусок мрамора и взялся ваять Давида, он знал, что он прав, потому что он постиг откровение.

Из этого вдохновения родится вопрос: а в каком стиле я могу подать свою идею? Человек, который идет снизу вверх, является приверженцем одного стиля. Но тот, кто идет сверху вниз, может стили менять. И тогда форма – это то, чем мы располагаем. Форма – это наша игра в композиционные решения. А материал мы выбираем сами. Мы рисуем, пишем книги, танцуем, собираем общество, делаем бизнес, превращаем все в игру. У творца, который пришел сверху, другие возможности по сравнению с тем, кто пришел снизу. Человек, который идет снизу, от формы, всегда раб своего ремесла. Дай бог, чтобы он поднялся до откровения. Освоение еще одного ремесла требует много лет. А человек, который идет сверху, даже не обязан его осваивать. Он коммуницирует, играет, и жизнь превращается в творческий процесс.









Композиция и моделирование в нейрографике



Моделирование – это курс о тех инструментах, с помощью которых мы можем проявить свою волю и сделать это экологично. Это курс о том, как построена композиция восприятия. Восприятие определяет реальность нашего происходящего. И когда мы говорим о моделировании, то имеем в виду композицию. Они стоят рядом. Композиция помогает нам организовывать свою реальность гармоничным образом.

Моделирование становится важным, когда человек цепляется за жизнь и начинает культурным, то есть искусственным способом создавать себе мотивацию.

Искусство композиции – это искусство мышления, когда можно поразмышлять над задачей. НейроГрафика и есть визуальный способ мышления. Прежде всего, мы строим композицию своего мышления.

Композиция – это совокупность и соподчинение объектов на листе. Композиция – это способ перевести хаос в систему.

Не бывает композиции без объектов. Чтобы она появилась, достаточно уже одного объекта, потому что мы можем сопоставить его с форматом листа. Поэтому, как только у нас появляется первый объект, он уже занимает какое-то место на листе. А то, что мы рисуем, определяет схему нашего сознания.



Композиция – это размышления. Композиция – это сценарий вашего переживания.


То есть мы создаем изображение, чтобы спроецировать свое мышление, свою карту мира, свой образ на лист. После чего можно его анализировать, диагностировать и внести туда необходимые изменения. Независимо от того, что это за контекст.

Законы и закономерности композиции позволяют нам создать то самое сильное впечатление, на которое можно будет ориентироваться при движении вперед или чтобы изменить свое представление о прошлом. Наша задача – собрать максимум нейронных связей в определенный контур так, чтобы получить эстетическое чувство гармонии. Чувство композиции можно воспитать.






Композиция



Творчество – это созидательный процесс, способ перевести энергию любви в реальные события. Оно всегда построено на любви, интересе, расслаблении. Это те пункты внимания, которые мы отслеживаем с точки зрения феноменологии нашего личного переживания: что с нами происходит, когда мы рисуем. Самое главное в этом – получить доступ к качественному переживанию. А когда он есть, мы можем создавать свою творческую реальность.

Творчество – процесс, возникающий из изобилия. То есть «из обилия» энергии и полноты эмоций, независимо от своего положения, человек начинает созидать, творить. Если все, что делается в жизни, творится из состояния любви, то это начинает сбываться. Если же деятельность происходит, например, из страха, то ей суждено прекратиться. А все, что делается из любви, развивается.




Концепт. Особенности восприятия


Что такое концепт? Это возможность посмотреть на объект не менее чем с трех различных точек зрения. Общая оценка этих трех направлений – это концептуальное заключение. В НейроГрафике мы создаем его с помощью следующих элементов: толщина линий и масштаб фигур, а также цвет.

Еще одна идея насчет концепта – это три плана изображения. Они создают повествование. При этом воображению есть где разыграться, и зритель остается удовлетворен. Что это за три плана? Это передний план, средний и дальний.

Плоский лист таким образом позволяет создать иллюзию перспективы. Большие фигуры – ближний план. Фигуры среднего размера – средний план. Маленькие фигуры – дальний план.

Когда мы рисуем НейроГрафику и начинаем собирать композицию, то создаем фигуры трех масштабов. Переднюю фигуру очерчиваем самой толстой линией. Фигуры среднего плана делаем чуть потоньше. А то, что осталось на дальнем плане, оставляем тонким. И после этого нейрографируем.



Картинка, где нет минимального концепта из трех планов, не имеет никакого значения.


Когда есть элементы разного размера и толщины, они обретают связи. Одни подчиняются другим, третьи соподчиняются. Такая картинка уже имеет важное значение. Все, что нам надо, – это чуть смелее работать с толщиной.

Разная толщина линий создает объемное изображение на листе. А значит, мозг воспринимает его как реальное, настоящее, то, что существует.




Экология в работе с моделированием


Представьте себе человека, который купил землю и хочет на ней что-то построить. Что он делает в первую очередь? Проводит геодезические исследования, выравнивает и готовит почву к застройке, чтобы она была способна выдержать то строение, которое на ней встанет.






Концепт






Примеры композиции






Примеры композиции






Примеры композиции






Примеры композиции






Примеры композиции



В этом смысле алгоритм снятия ограничений является выравниванием почвы. Это возможность стать цельным, набраться сил. Это инструмент, который позволяет укрепить почву и создать нормальный фундамент.

Моделирование – это совершенно иной процесс с точки зрения НейроГрафики. Это уже выход на другой уровень, такой, где строение начинает подниматься над землей все выше и выше. Каким оно будет, каждый решает сам. Все мы разные, и у каждого есть свои жизненные задачи.

На курсе композиции и моделирования мы изучаем технологию, которая требует экологии.

Моделирование – это работа с другими фигурами и правила их применения. У нас есть круг, треугольник, квадрат и линия.

С помощью алгоритма снятия ограничений мы решаем проблемы, но принципиально через гармонизацию того, что есть. Эго здесь отходит на дальний план. Моделирование – это уже создание нового. Здесь уже появляется понятие творца. Человек – творец своей реальности: «как я хочу изменить мир». Здесь активируется «я знаю, как я хочу». Это уже история о реализации намерения. То есть я веду мир в соответствии со своим видением и желанием.

Гармоничный мир – это когда мы доверяем тому, что вещи сами происходят так, как им лучше происходить. Пока человек не нашел точку опоры и покоя или состояния блага, заниматься каким-либо другим моделированием неверно.

Моделирование – это несколько агрессивный акт творения. К нему надо быть готовым морально, нравственно, инструментально. И это не может не влиять на окружающую среду, когда мы начинаем воплощать свои мечты и что-то создавать, когда в жизни происходит что-то не только в режиме исцеления.

Почему здесь важны экология и человеческий подход? Инструменты, которые мы используем, очень действенные. Я знаю это по опыту – личному и людей, которые со мной уже долго и профессионально рисуют. Мы поднимаем конфликт, какие-то затаенные чувства, и начинаем оперировать острыми вещами, которые вскрывают реальность.

У каждого человека есть осознанность, но бывают моменты, когда он ее теряет. Он становится агрессивным и перестает быть чутким. Поэтому важно быть очень осторожным с этими инструментами. Важно осознавать, что я сам являюсь источником всего происходящего вокруг меня и сам несу за это ответственность. Важно уметь управлять конфликтом. Обозначить его, задать и потом погасить.

Иногда люди пишут, что результаты не совпадают с ожиданием. Но суть в том, что эго, которое ставит себе задачу, не всегда согласовано в самости.

Эго должно быть. Оно здоровая величина и структура личности. В эго нет ничего дурного, кроме одного: оно не всегда в контакте с самостью, глубиной, душой. И наша нейрографическая задача – дать эго проявить свою волю, но так, чтобы сохранить законы гармонии и получать позитивные эффекты в балансе с душой и самостью.



Моделирование – это техники, которые являются основой основ: как мы можем проявить свою индивидуальную волю, усилить и укрепить желание эго.


Можно творить новые формы. Не только высшие силы, энергии самости, бессознательное имеют право проявлять себя. У человека есть право творить и организовывать жизнь по образу своего воображения. Это священное право человека. Конечно, с опорой на любовь и гуманность.

Что такое искусство композиции? Это законы и умение организовывать пространство гармоничным образом. Можно создать композицию комнаты, жизни, квартиры, стола, разговора, стратегии, чего угодно. Без композиции мы не можем представить на листе, как будет выглядеть наша гармоничная жизнь.








Все люди обращаются к композиции в своем сознании, когда о чем-то или о ком-то думают. Другое дело, что не у каждого этот процесс хорошо настроен. Как только человек овладевает законами композиции, у него все начинает приходить в состояние движения, порядка. Моделирование и следующие за ним алгоритмы НейроГрафики – это все касается уже искусства влияния.

Правила экологии в работе с моделированием:

• Личная ответственность. Большее согласие с миром и влияние, способность думать о других и смотреть на себя глазами других людей.

• Техники гармонизации (алгоритм снятия ограничений). Решение сложных вопросов, лежащих вовне, – это прорисовка фона. Осторожность в работе с треугольниками.




Основы композиции



Композиция – это принципы созидания. Это искусство соотношения объектов и масс. Это послание во вселенную через личную организацию состояния.

Целью любой композиции является желаемое состояние, собранное из элементов реальности, которые представлены на рисунке в виде фигур графического алфавита.



Владение композицией – это высший предел управления реальностью.


Искусство композиции не в том, чтобы все правильно расположить. Есть закономерности, но нет прописанных правил. Смысл в том, чтобы суммой фигур получить то состояние, которое соответствует вашему желанию. Сложность композиции мы определяем согласно состоянию.




Графический, или визуальный, алфавит


НейроГрафика – это язык, письменность. А во всяком языке есть алфавит. В НейроГрафике всего четыре знака, с помощью которых мы передаем информацию.

Чем НейроГрафика отличается от дискретного языка? НейроГрафика – это линейный язык. А в линейном языке все его фрагменты связаны. Достаточно один раз увидеть – и мы получаем весь код целиком. Нейрографичные картинки уже представляют собой единую структуру повествования. Они дают человеку возможность прочитать нарисованное.






Простая композиция






Сложная композиция






Простая композиция



Первый графический элемент НейроГрафики – это круг. Он несет в себе послание о целом. Круг – это солнце или светило, свет, гармония, целое, божественное, сакральное. Как только я дорисовываю еще один круг, то получаю еще один источник силы.

Второй элемент НейроГрафики – это треугольник. Треугольник – это конфликт, колючка, клык, шип, коготь, кинжал, копье и так далее, лидерский принцип, триггер изменений, Шива. Как только мы где-то нарисовали треугольник, значит, эту тему надо менять.

Экология работы с треугольниками:

• Важно понимать, что треугольник – это конфликтоген, фигура, которая выводит из зоны комфорта.

• Не торопиться применять треугольники в работе на первых этапах знакомства с НейроГрафикой, не преувеличивать, но быть с ними в гармонии.

• Быть очень чуткими к своим ощущениям.

• Обязательно нейрографировать контуры.

• Можно нейрографированием регулировать остроту углов.

• Чтобы смягчить остроту воздействия треугольников, в рисунок вносят круги.

Тренироваться с треугольниками нужно очень осторожно. Важно понимать, куда эта энергия будет направлена и какая она. Потому что если нет очевидной дорожки, куда направить энергию треугольников, то это может привести к конфликтной ситуации.

Треугольники можно направить, например, на спорт или просто физкультуру, навести порядок в себе. Человек – это не консервная банка. Его нужно вскрывать нежно. Важно, чтобы встреча с собой была смягченной, нежной. Тело сопротивляется, но оно должно настраиваться на новое мышление. Поэтому будьте бережны и нежны к себе, потому что это очень сильный инструмент.






Круги






Треугольники



Третья фигура – квадрат. Это надежность, устойчивость, стабильность, постоянство, человек. Квадрат – это идея сохранения. Человек стремится к стабильности. Она дает ощущение возможности организовать свой быт.

Четвертый элемент графического алфавита – это линия. Она является главной составляющей нашего искусства, в котором до сих пор не было ни такой линии, ни принципа связывания/сопряжения. Нам оно необходимо потому, что НейроГрафика – это линейный язык. И связывание элементов в нем сразу образует какую-то фразу. Линия показывает связь, это организация процесса.

Количество кругов на картинке дает количество гармонии, треугольников – активности, а квадратов – стабильности. И тогда уже не важно, что конкретно со мной будет происходить в тот период времени, который я обрисовал. Важнее то, что я буду чувствовать себя так, как нарисовал.

Любая композиция – это взаимодействие фигур. Самая важная задача художника-нейрографа – это освоить состояние, которое несут фигуры.

Важно, что когда я рисую, то всегда разговариваю со своей работой. Почему? Потому что так собирается значительно больше нейронных связей. В моделировании мы практически не имеем дела с текущим своим состоянием, но работаем с будущим. Это значит, что реальности, которую я рисую, еще нет. И проговаривая слова, я ее создаю в своем воображении.

Линия поля – это процесс. Я создаю ее специально для связывания главных элементов. Линия поля – это часть фиксации, которая заключается в наведении толщины линий. Кроме основных линий поля могу добавить еще тонких.



НейроГрафика – это не арт-терапия, но арт-моделирование и арт-конструирование.





Квадраты






Линия



На фигуры графического алфавита можно еще взглянуть с точки зрения тройственности человека. Треугольник – это эмоции, страсть. Квадрат – тело. Инертное, материальное. Круг – сознание. Эти три составляющие дают всю полноту представлений о человеке.

Это называется моделированием бессознательного. Я вношу в свое бессознательное некоторую графическую структуру, которая инсталлируется в мое сознание, станет напоминать о моем желании и будет регулярно меня мотивировать.




Законы композиции и расположение фигур на листе


Золотое сечение является основным законом композиции. Это способность разделять пространство на определенные пропорции. Оно одинаково применяется в математике, механике, музыке, живописи, биологии, анатомии, космосе. Везде. Это распределение основных объектов.

Композиционные центры можно вычислить по правилам третей. Линии третей – они же линии золотого сечения. Правила третей – это способ найти центры композиций для ваших главных фигур. Для того чтобы фигура была важной, но не зацикленной вниманием на себе, применяем правила третей.

Если выстраивать композицию по правилам золотого сечения, то можно получить очень сильное впечатление, которое организует нашу реальность максимально гармонично. Тогда, какие бы вопросы жизни мы ни решали, все равно будем в связи со вселенной.






Золотое сечение



Существует еще понятие диагоналей. Они определяют в композиции некоторую динамику.

Сверху слева вправо вниз – это всегда уменьшение, спад.

Снизу слева вверх вправо – увеличение, подъем.

На правой оси третей мы всегда получаем будущее или финальный результат. На левой – исходное начало, прошлое. Если мне надо набирать композицию, в которой есть начало и конец, то я делаю это по правой диагонали.

Что важно знать при расположении фигур на листе:

• Первое – правило осей и вычисление ключевых точек композиции.

• Второе – смещение фигур относительно осей.

• Третье – избегайте расположения фигур в самом центре листа.

Акцент – это выделение каких-то элементов композиции. Он необходим в большей степени в шестом пункте алгоритма – фиксации. Контрастно выделенные фигуры доминируют в пространстве. Как только я что-то контрастно выделил, сразу же сместился центр композиции. Центром композиции является не геометрический центр листа, а место наибольшего притяжения внимания. Им может стать очень маленький объект. Центром композиции является тот элемент, который несет в себе самый большой контраст. С этой точки зрения там, где есть наиболее выраженный контраст, создается самое большое впечатление.

В композиции важно соподчинение объектов в размерах и в перспективе (приближение – удаление). Например, контраст – нюанс.

Контраст и нюанс имеют место, когда мы говорим о психологии восприятия. И здесь важно впечатление. НейроГрафика – это моделирование бессознательного. А оно есть те впечатления, которые мы создаем, а затем несем в себе. И через них формируется мышление.

Контраст – это резкие изменения, это взаимодействие величин, разных по модулю. Люди часто желают их, стремятся, потому что контраст создает ощущение воплощения невозможного. На картинке контраст очень впечатляет, говорит о резких изменениях, обращая на себя внимание.

Нюанс – малое различие, постепенный переход. Различия в нюансах дают чувство поддержки и постоянства. Нюансы создают впечатление возможности. Нюанс – это то, что позволяет снять напряжение.

В нюансах есть поддержка. В контрастах – противопоставление. Таким образом, с помощью контраста или нюанса мы можем соответственно усилить или ослабить эффект.

Контрасты создают ощущение невозможного. Нюансы – предположение возможности.

Нам легко думать через контраст, потому что он очень впечатляет. Но чтобы перейти от малой формы к большой, надо создать систему изменений, которая построена на нюансах.

Контрасты могут быть не только в размерах, но и в формах. Например, круг контрастирует с треугольником. Создать нюанс означает снизить контраст, убрать большую разницу, сблизить.

При построении композиции уместно сразу изобразить контрастные по размеру фигуры – их разница будет иметь сильный эффект. А уже в процессе перехода между контрастными фигурами использовать нюансы изменений. Важно научиться видеть направление и соотношение фигур.

Почему графика принципиально черно-белая? Потому что она создает идею контрастных отношений. Графика создает управление впечатлениями через контраст в монохроме. Через контраст – нюанс мы можем сказать, что все как обычно или, наоборот, было яркое событие. Когда я создаю на картинке впечатление о своем проекте, то начинаю думать о нем сознательно. Бессознательная часть тоже содержит теперь такое впечатление о моем проекте, и она управляет потоком моего воображения, как я буду думать о своем проекте. Чем больше мы рисуем НейроГрафику, тем больше увеличивается наша энергоемкость.






Контраст форм






Нюансы в размерах кругов и нюансы в размерах треугольников



Четыре основных принципа понятного решения и результативной композиции:

• Понятность сюжета. Она выражена в следующих моментах: общее – частное, распределение элементов на листе, ясное очертание фигур и т. д. Я могу соотносить одно с другим.

• Главное и второстепенное. Мы можем здесь работать с контрастом и нюансом, со взаимоотношением масс.

• Хаос переводится в космос, чтобы установить удовлетворяющий нас порядок, который начинает выстраиваться автоматически.

• Эстетическая красота, чтобы работа вас увлекала. Это наиболее важная точка композиционного решения, завершающая работу.

Фиксация – это способ остановить размышление и придать конечную форму образу на листе бумаги, ради которого мы провели какое-то время за рисованием.

Мы создаем впечатление. Сила впечатления управляет памятью. Это то, из чего потом родится мысль, которая сформирует то мышление, которое приведет к результату.

Впечатление – основание для мышления.

Мышление – первая производная от впечатления.






Пример фиксации



Наша задача – решать задачу арт-способом. Это значит, нам необходимо перейти из роли травмированного или страждущего человека в роль художника и начать создавать реальность с опорой на законы красоты.

Если ваша тема развивается понятно, с выделением главного, приобретает порядок космоса и эстетически красива, то я уверен в чуде.

Таким образом мы переводим проблемную часть в ресурсную. Это очень трудно сделать в вербальной практике.

Числа Миллера 7 ± 2. Числовые значения в композиции важны, потому что существует системное мышление. Для нас это важно еще потому, что НейроГрафика – это НейроКонструктивизм. НейроКонструктивизм – это соотношение позиций в системе координат. Мы собираем нейронные связи и конструкции, чтобы связать какие-то процессы в своей жизни.

Одним из проявлений системы являются числа Миллера. Они говорят о том, сколько элементов информации способен удержать в сознании человек.

7 ± 2 – эта формула означает, что сознание способно держать во внимании одновременно семь плюс-минус два объекта. Это хорошее качество среднего интеллекта по управлению вниманием. Для нас это количество смыслов, которое мы можем принести на лист, то есть сколько фигур можем разместить на рисунке без встряски для ума. Но это актуально только для начала рисования и размышления. Когда мы их связываем вместе, то получаем в итоге всего один элемент. Другими словами, если мы вносим в рисунок пять фигур, а затем их объединяем нейрографической линией и принципом округления, то в итоге они вместе уже представляют одну фигуру. Так можно внести сколько угодно фигур, а каждая фигура – это отдельный смысл, и после их объединения методами НейроГрафики они превращаются в одну фигуру, и мозг воспринимает их уже именно так без всякого напряжения. Ничто, кроме НейроГрафики, не способно сделать такое объединение.

Так мы получаем эффективный подход к решению сложных задач. И после этого можем еще добавлять элементы. В итоге на листе получается всего 2–3 элемента, несмотря на сложность композиции. НейроГрафика позволяет делать такие вещи, особенно в плане многозадачности. Таким образом мы выстраиваем систему состояний. Структура создается благодаря линиям.

Существует два способа видения мира. Первый – от частного к общему. Второй – от общего к частному.

Гармоничное изображение занимает 70–80 % от всей площади листа. Периферия не менее важна, чем центр. Распределение массы фигур по всему пространству листа говорит о том, что мы видим целое. И разные элементы этого целого не менее важны, чем центр.

От частного к общему. Представьте, что лист – это пространство жизни. Как на нем расположить желаемые элементы? Когда мы начинаем рисовать сразу что-то важное, не соразмеряя это со всем пространством листа и с общим представлением о композиции, в этом случае гармонии не достичь.

От общего к частному. Человек, который обладает стратегическим видением, поступает совсем иначе. Художник в первую очередь намечает план композиции. Когда есть общий план, можно говорить о том, какие вещи и как связаны.

Работа в любой момент должна казаться законченной. Постепенное заполнение всего пространства листа позволяет размышлять над событием жизни. Мы работаем с системой, смотрим сразу на все фигуры в фоне. Поэтому наша задача – обозначить сразу всю систему, в которой предусмотрены и гармонично вписаны все элементы.

Такой подход к композиции позволяет нам аналитически строить рисунок. То есть понимать, что не только то, что обнаруживается в нас, имеет место, но и представление «как я хочу, чтобы было». Мы пользуемся законом золотого сечения для того, чтобы желаемое сразу гармонично расположилось на листе, чтобы не было недостатка или избытка. Чтобы было правильное соотношение фигур и пустоты, что составляет в среднем 75/25.

У нас есть некоторые инструменты продумывания. Но это уже рассматривается на коучинге. А НейроГрафика – это история об управлении бессознательным. Поэтому, занимаясь композиционными решениями, мы строим систему мышления.

Чем отличается графика от вербальных техник? В вербальных техниках мы бы сразу уже задали элементы общения и все время их придерживались. Здесь мы обдумываем только то, что было на старте мышления. Но когда мы рисуем НейроГрафику, то с чего-то начинаем, а дальше в бессознательном рождается огромное количество смыслов, тем, ассоциаций. Наша задача – мобилизовать сознание, а не продумывать уже принятые к осознанию категории.

Художник думает в плоскости. Он думает не терминами, а масштабами. Композиция – это результат анализа пространства и взаимоотношения объектов на листе. О том, что каждая фигура имеет определенный смысл, можно вообще не думать. В любом случае любой замкнутый контур соберет в себе какой-то смысл.

Мы работаем с эмоциями, с эмоциональным интеллектом. Мы придаем качество сознанию. А содержанием оно наполнится само в соответствии с ситуацией.

Вся проблема рационалиста в том, что в своих измышлениях он не может обращаться к непознанному. Каждый из нас в каждый момент проживает огромное количество событий, которые мы не способны осознать. Но графика позволяет как-то выразить любое движение, чувство, переживание, которое находится в теле. И это можно выразить путем бессознательного внесения в композицию фигур. Не надо стараться увидеть композицию, прежде чем взять тему. Надо просто взять лист бумаги, выбрать тему и начать ее рисовать.




Осевые линии


Что такое осевые линии? Они могут быть не только прямыми, но вокруг них строится вся композиция. Поэтому, когда мы создаем сложные композиции, то можем сначала задать какую-то осевую линию, которая в целом может потом перерасти в линию поля, потому что на нее нанизывается все композиционное изложение. И вокруг этой осевой линии уже строить все то, что мы хотим выразить на листе.

Осевая линия, как часть композиционного решения, верна с точки зрения алфавита. Она не только может нести функции третьего, четвертого, пятого и других пунктов алгоритма, но и может иметь превалирующее значение в композиции. Наши рисунки отличаются прозрачностью. В классическом рисунке такое невозможно, так как одна фигура перекрывает другую. Мы же рисуем фигуры таким образом, словно они состоят из проволочек. Они все прозрачные, все видимые. Интересная особенность НейроГрафики еще и в том, что мы невидимое рисуем как видимое и проявляем эту невидимую часть. То есть то, что должно быть скрыто другой фигурой, мы рисуем как видимую часть.

НейроГрафика – это принципиально прозрачная практика. И прозрачная она не потому, что нам хочется выделиться, а потому что наша задача – дать психике увидеть то, что обычно скрыто под другими объектами.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=63010321) на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



notes


Примечания





1


Мастер Бо – человек Метамодерна, человек-легенда, герой. Мастер Бо альтруистичен от изобилия, его экзистенциальное присутствие несет радость, эстетизацию и упрощение жизни всем окружающим его людям. Мастер Бо – мистик, посланник из будущего, которому тысячи лет. Он несет весть, состояние, уклад и пример экзистенциально счастливой жизни.


Нейрографика 2. Композиция судьбы Павел Пискарёв
Нейрографика 2. Композиция судьбы

Павел Пискарёв

Тип: электронная книга

Жанр: Саморазвитие, личностный рост

Язык: на русском языке

Издательство: Эксмо

Дата публикации: 26.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Если вы из тех людей, для которых недостаточно решать свои жизненные задачи исключительно с помощью интеллектуальных методов, если вы хотите освоить еще и более эффективные творческие подходы, то эта книга для вас. В ней раскрываются секреты визуального алфавита – более емкого, простого в использовании инструмента, универсального для всех и понятного каждому. С его помощью вы сможете активировать геометрическое мышление и начать получать гораздо более качественные эффекты, чем от любых систем вербальной логики. Что это за эффекты? Это своевременные инсайты и лучшие найденные возможности.

  • Добавить отзыв