Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС
Ольга Николаевна Крылова
Татьяна Борисовна Казачкова
Ольга Анатольевна Ивашедкина
Елена Владимировна Иваньшина
Ирина Валентиновна Муштавинская
Ольга Борисовна Даутова
Петербургский вектор введения ФГОС ООО
Методическое пособие содержит описание ведущих технологий, позволяющих педагогу конструировать занятия и уроки с целью достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования. Особенность данного пособия заключается в том, что в нем впервые описывается соотношение технологии и новых образовательных результатов в формате универсальных учебных действий (УУД). Книга адресована педагогам основного и дополнительного образования, администрации школ, методистам.
Даутова Ольга Борисовна, Иваньшина Елена Владимировна, Ивашедкина Ольга Анатольевна, Казачкова Татьяна Борисовна, Крылова Ольга Николаевна, Муштавинская Ирина Валентиновна
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС
Введение
Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах. В самом общем виде их можно определить как формирование базовых компетентностей современного человека:
– информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
– коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
– самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
– самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования – это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Каким образом к этим результатам прийти? Как нам кажется, одним из путей, которые сегодня помогут учителю выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ, становятся современные технологии.
Как педагогу из большого разнообразия технологий выбрать те, которые соответствуют подростковому возрасту и являются приоритетными в основной школе? Наш авторский коллектив считает, что это следующий перечень технологий:
– технология организации самостоятельной деятельности школьников;
– технология организации исследовательской деятельности школьников;
– технология организации проектной деятельности школьников;
– технология проблемного обучения;
– технологии развития критического мышления;
– технологии диалогового взаимодействия;
– технология «Педагогическая мастерская»;
– технология кейсов.
Каждой технологии посвящен раздел книги, который имеет четкую структуру:
1. Описание технологии.
2. Приемы, этапы, стратегии.
3. Матрица согласования приемов технологии и универсальных учебных действий (УУД) для основной школы:
4. Методические комментарии (по усмотрению автора).
5. Пример использования технологии в основной школе (урок, задания, фрагмент урока и т. п.).
Особенность этой книги состоит в том, что авторы впервые описывают соотношение технологии и новых образовательных результатов в формате УУД. Выражаем надежду, что эта книга будет полезной и востребованной в практической работе педагогов.
Авторы
Раздел 1
Организация учебно-познавательной деятельности школьников
Технология организации самостоятельной деятельности школьников
Описание технологии
Основной целью организации самостоятельной работы школьников выступает самостоятельная деятельность. Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы.
Помимо основной цели самостоятельная работа направлена на решение следующих дидактических задач:
• мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
• повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
• научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
• способствовать развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности старшеклассников;
• формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по учебным дисциплинам и т. п.
Развивающий эффект самостоятельных работ достигается при условии использования системы взаимосвязанных репродуктивных и продуктивных видов работ. Она требует от обучающихся принятия цели самостоятельной работы как личностно значимой, анализа условий познавательной задачи, моделирования способов ее решения, исполнения, контроля и обсуждения полученных результатов. В концепции развивающего обучения профессора Г. Д. Кирилловой проблеме самостоятельной работы и самостоятельной познавательной деятельности обучающихся отводится особая роль. В качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что обучающийся работает без помощи педагога, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознается, подчинено цели, которую он себе поставил.
В условиях развивающего обучения усвоение системы научно-теоретических знаний и обобщенных способов деятельности становится возможным в результате выполнения учащимися самостоятельных работ разных уровней: репродуктивного, реконструктивного и творческого. При этом развитие системы самостоятельных работ, обусловленное развитием содержания изучаемого материала, обеспечивает продвижение учащихся в умении анализировать, проектировать и осуществлять способы деятельности от репродуктивного уровня к творческому, создает основу для усвоения знаний на уровне общих принципов и закономерностей и дальнейшего их использования в качестве способа деятельности. Это позволяет говорить о самостоятельной работе как факторе активизации познавательной деятельности обучающихся.
Особенности организации самостоятельной работы в научной школе Г. Д. Кирилловой определяются следующими концептуальными положениями:
– развитие содержания изучаемого материала в логике предмета и постоянный рост уровня обобщения и систематизации материала требуют организации самостоятельной деятельности реконструктивного и творческого уровней как в ходе работы под руководством преподавателя, так и в процессе выполнения самостоятельных работ;
– самостоятельные работы являются логическим продолжением самостоятельной деятельности, осуществляемой под руководством педагога. В ходе такой деятельности обучающиеся подводятся к осознанию свойственных материалу зависимостей, и их осознание позволяет в дальнейшем планировать, проектировать и использовать определенные способы деятельности при выполнении самостоятельных работ;
– усложнение операционного компонента самостоятельной деятельности в ходе выполнения самостоятельных работ достигается за счет представления обучающимся все большей свободы в анализе проблемной ситуации, постановке познавательной задачи, конструировании способов ее решения, осуществлении решения, проверке результатов;
– усложнение операционного компонента самостоятельной познавательной деятельности осуществляется в единстве с усложнением содержания: в ходе выполнения самостоятельных работ обучающиеся должны идти от наблюдения и анализа частных фактов к выявлению важнейших зависимостей, свойственных изучаемому материалу, поэтому в качестве показателей развития познавательной самостоятельности рассматривается не только усложнение структуры операционного компонента самостоятельной деятельности, но и усложнение ее содержательной стороны;
– усвоение материала на уровне общих принципов и закономерностей, обеспечивая возможность их применения для решения новых познавательных задач, является условием развития внутренних стимулов учения;
– педагогическое руководство самостоятельной деятельностью обучающихся в ходе выполнения самостоятельных работ наряду с четкой формулировкой задания должно обеспечивать установку на самоконтроль и рефлексию.
Приемы, этапы, стратегии
Технология организации самостоятельной работы может быть рассмотрена в широком и в узком смысле. В широком смысле технология включает описание этапов деятельности как педагога, так и обучающегося.
В узком смысле – это технология деятельности ученика. Учащийся самостоятельно (или с помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии.
Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (осуществляется совместно с обучающимся), деятельностный – собственно этап самостоятельной работы обучающимся (при опосредованном руководстве, осуществляемом на основе педагогической поддержки и консультирования), рефлексивный (осуществляется совместно с обучающимся), аналитический.
Графически технологию организации самостоятельной работы в широком смысле можно представить следующим образом.
Самостоятельная работа школьников требует упорядочения и системной организации взаимодействия учителя и обучающегося. Основная задача педагога в соответствии со Стандартом сводится к организации учебно-познавательной деятельности школьника и конструированию информационно-образовательной среды. Деятельность преподавания и деятельность учения взаимосвязаны, что отражено на схеме.
Схема. Взаимосвязь преподавания и учения при организации самостоятельной деятельности школьника
Данная схема отражает этапы технологии организации и сопровождения самостоятельной работы школьника.
На подготовительном этапе задачами выступают моделирование и проектирование деятельности обучающегося и конструирование методических и программных материалов для организации самостоятельной работы.
Первый этап – этап целеполагания, в задачу которого входит совместное определение цели и составление технологической карты самостоятельной работы. Обучающийся знакомится с требованиями, предъявляемыми к изучаемому предмету в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности, выбирает виды учебной работы.
Второй этап – деятельностный. Особенность данного этапа – изменение роли учителя и учащегося. Учащийся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. Педагог выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика, он отвечает учащемуся только на те вопросы, которые у него вызывают затруднения.
Образовательный запрос – это запрос педагогу от обучающегося по поводу того, что он самостоятельно не может решить учебную задачу или проблему. Типы образовательного запроса:
• информационный (не хватает источников информации для решения проблемы);
• ресурсный (не хватает ресурсов для решения проблемы);
• технологический (нет технологии, тактики, стратегии для решения проблемы);
• учебный – имеется затруднение в решении учебной задачи (от педагога требуется коррекция деятельности обучающегося);
• психологический (неадекватная самооценка, неверие в свои силы, пессимизм, отчуждение от учебной работы, снижение или отсутствие мотивации, дидактогения и т. д.). В данной ситуации он нуждается в психолого-педагогической поддержке;
• временной (не хватает времени и энергии для решения задачи).
Согласно запросу обучающегося выстраивается консультационная работа.
Третий этап – Контрольно-оценочный. Контрольно-оценочный этап включает не только оценивание учебно-познавательной деятельности школьника со стороны педагога, но и взаимооценивание и самооценивание деятельности. Оценивание деятельности школьников может проходить в разных форматах: комплексное оценивание заданий на основе технологической карты, ведение рефлексивного дневника, защита проектных и исследовательских работ, защита портфолио, другое.
Четвертый этап – рефлексивный. Задача этого этапа – оценивание учебных достижений обучающегося и себя как субъекта учебно-познавательной деятельности. Рефлексию рекомендуется проводить на основе следующих вопросов:
• Что получилось, что нет при осуществлении учебной деятельности? Если не получилось, то почему, что помешало?
• Какие компетенции, УУД удалось развить? В чем проявляется моя некомпетентность? Можно ли это исправить?
• Какие учебные и личностные достижения сопутствовали этому курсу?
• Что еще необходимо сделать в рамках самообразования?
Следующий этап только для педагога – аналитический. Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы и вносит коррективы в учебные задания и т. д.
Таким образом, преподаватель выходит на сопровождение самостоятельной работы школьника, которое включает в себя следующие направления:
• конструирование информационно-образовательной среды, включающее в себя необходимые ресурсы;
• согласование индивидуальных планов самостоятельной работы школьников (виды и темы заданий, сроки представления результатов, критерии выполнения заданий, разработка технологической карты);
• консультирование по образовательному запросу школьника;
• создание педагогических условий для оценивания и рефлексии самостоятельной работы школьников;
• осуществление индивидуальной педагогической поддержки школьника в его самостоятельной работе.
Матрица согласования приемов технологии и УУД для основной школы
Таблица 1.1
Методические комментарии
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение учеником следующих этапов.
Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной, необходимо соблюдать требования, предъявляемые к организации самостоятельной работы:
1. Обеспечение правильного сочетания объемов урочной и внеурочной самостоятельной работы.
2. Методически правильная организация работы обучающегося.
3. Обеспечение обучающегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
4. Наличие ресурсного обеспечения, позволяющего обучающемуся выполнить задание на высоком уровне.
5. Осуществление учета учебных и личностных достижений старшеклассников.
6. Разработка и внедрение в образовательный процесс мер, стимулирующих качественное выполнение самостоятельной работы.
Таким образом, повышение роли самостоятельной работы предполагает:
• коррекцию учебных программ с целью увеличения доли самостоятельной работы обучающегося над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств;
• оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;
• совершенствование системы текущего контроля работы обучающихся, введение балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
• совершенствование методик проведения проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Одной из самых трудных проблем при организации самостоятельной работы выступает проблема разработки заданий.
При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать дидактические требования:
• примерные нормы времени для выполнения задания;
• логику и структуру учебного материала;
• практическое назначение задания;
• характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;
• постепенное нарастание сложности и проблемности.
Для разработки заданий для самостоятельной работы необходимо изучить различные подходы к классификации.
По частнодидактической цели можно выделить три типа самостоятельных работ:
• формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и направления на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания – работа с учебником, конспектом, лекцией и др.
• формирование знаний-копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты и т. д.
• создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий учебно-исследовательского характера.
Классификация самостоятельной работы:
• по дидактической цели их применения: познавательные, практические, обобщающие;
• по уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие);
• по методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику;
• по типам решаемых задач (здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские).
Таксономия[1 - Таксономия – зд.: классификация.] учебных задач Д. Толлингеровой
1. Задачи на воспроизведение знаний:
• на узнавание;
• воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий;
• воспроизведение определений, норм правил, воспроизведение текста.
2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции:
• определение фактов (измерение);
• перечисление и описание фактов;
• перечисление и описание процессов и приемов деятельности;
• анализ и синтез;
• упорядочивание (классификация, категоризация);
• определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза и т. д.);
• абстракция, конкретизация, обобщение;
• манипуляция с неизвестными параметрами и их поиск по правилу, алгоритму, формуле.
3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции:
• трансформация (объяснение смысла, значения);
• индукция;
• дедукция;
• аргументация;
• оценка.
4. Задачи на порождение речевых высказываний:
• сочинение, обозрения (конспекты, проспекты);
• написание доклада, отчета;
• самостоятельные письменные работы, проекты.
5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление:
• применение на практике;
• решение проблемных ситуаций;
• целеполагание и постановка вопросов;
• эвристический поиск на базе наблюдений и конкретных эмпирических данных;
• эвристический поиск на базе логического мышления.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/i-v-mushtavinskaya/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-osnovnoy-shkoly/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
1
Таксономия – зд.: классификация.