Прогулки по Челябинску

Прогулки по Челябинску
Ирина Костина


Я приглашаю вас прогуляться по моему родному городу Челябинску. Для кого-то это станет новым приятным знакомством. А для кого-то – возможностью взглянуть иначе на известный вам город. Даже если вы здесь родились и выросли, не отказывайтесь от приглашения. Идёмте с нами! Обещаю, будет интересно!





Прогулки по Челябинску



Ирина Костина



© Ирина Костина, 2024



ISBN 978-5-4493-9997-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


Здравствуйте! Добро пожаловать в столицу Южного Урала, город Челябинск!

Я Ирина Костина. И, если вы купили эту книгу, значит, некоторое время мы проведём с вами вместе.

Вы приехали в Челябинск по делам или в гости. А, может быть, вы здесь живёте. Неважно. Главное, что вы нашли время почитать. И я этому искренне рада. Ну, что, хотите узнать, где в Челябинске искать клад? В каком доме живёт привидение? Почему никогда в городе не будет памятника его основателю? Как Остап Бендер строил завод ЧТЗ? Почему Ленин на площади Революции прижимает к груди кепку? И где на карте Челябинска глаз – недремлющее око города?

Заинтригованы? Тогда вперёд! Прогуляемся по Челябинску!









Каждый день из Урала в Сибирь и обратно


Согласитесь, звучит красиво – столица Южного Урала. На самом деле всё ещё интересней! С точки зрения геологии, Челябинск расположен в уникальном месте – на границе Урала и Сибири. Да, да, вы не ослышались – именно геологии! То есть западная часть города стоит на гранитной платформе (Уральский пенеплен), а восточная – на осадочной породе (Западно-Сибирская низменность).

Поэтому часть жителей (Ленинский район и район ЧТЗ) у нас – сибиряки, а другая часть (Центр и Северо-Запад) – уральцы. В качестве обозначения этой границы на проспекте Ленина недалеко от Комсомольской площади даже установлен монумент «Урал и Сибирь».








Автодорога «Меридиан» проходит строго по этой границе. Но самым показательным объектом этого факта считается Ленинградский мост, который как раз соединяет «уральский» и «сибирский» берега реки Миасс.

Вы даже можете пронаблюдать это по постройкам. На Уральском берегу (на фото это берег слева) жилые дома стоят близко у воды; и уральцы не боятся – на камне же стоят! А на Сибирской стороне постройки предусмотрительно удалены от берега. И оно понятно; песок и известняк – породы рыхлые.








Я, например, живу в Ленинском районе, а работаю в центре; то есть ежедневно путешествую из Сибири на Урал и обратно. Впрочем, как и многие челябинцы.

Недаром в XIX веке при строительстве Транссибирской магистрали, Челябинск назвали «Воротами в Сибирь».




«Ворота в Сибирь» и частная железная дорога


Сразу предупрежу, что я часто буду упоминать Транссиб, потому что его влияние на развитие Челябинска нельзя сравнить ни с каким другим событием!

О том, чтобы проложить железную дорогу от Волги до Южного Урала, начали говорить ещё в конце 70-х годов XIX века. Но мнения были неоднозначны. Промышленники и купцы центральной части России поддерживали идею строительства, так как это открывало им путь к неосвоенным богатствам Сибири и новые рынки сырья на Востоке. А вот в Сибири были этому не рады. Тобольский губернатор, например, был категорически против; он уверял, что железный путь затруднит надзор за политическими ссыльными и участит случаи их побегов.

Поэтому вопрос проекта Транссиба решался долго – почти два десятилетия. И, наконец, указом императора Александра III на нём появился город Челябинск.








Это известие тут же вызвало недовольство в другом Южно-Уральском городе – Троицке. Троицк тогда был намного крупнее и богаче захудалого Челябинска. Его именитые купцы, золотопромышленники, имели личную заинтересованность в том, чтоб железная дорога прошла именно через их город! Но противиться решению императора, конечно, никто не осмелился.

Однако, Троицкие купцы не отступились и постановили: в Троицке железной дороге быть! Они привлекли к своим интересам крупных предпринимателей, которые организовали в Петербурге «Частное акционерное общество Троицкой железной дороги». И железная ветка Троицк – Полетаево была построена, как частная железная дорога в кратчайшие сроки – всего за один год! 18 октября 1911 года на станцию Троицк прибыл первый поезд.

Надо ли говорить, какое торжество по этому поводу устроило Троицкое купечество! По сравнению с ним, открытие станции Челябинск можно считать незаметным фактом, на котором даже фотографа не нашлось.








Зато Троицкая железная дорога открывалась со столичным размахом. Весь город собрался на станции. Фотографы, редакторы газет, почётные гости. Специально была выстроена триумфальная арка, сквозь которую прибыл первый поезд. Город праздновал это событие несколько дней. А строителей дороги местные купцы неустанно потчевали за свой счёт в самых дорогих ресторанах Троицка.




Челябинск – два вокзала


Когда я собираюсь ехать в центр, я говорю: «Поеду в город». И привычка так говорить у меня от бабушки. А бабушки никогда не болтают зря! Ведь ещё в начале прошлого века территория современного Ленинского района была далеко за пределами города. А развитие своё получила, только благодаря строительству железнодорожного вокзала.

Инженерами было выбрано именно это место, хотя на тот момент оно было далеко от города – целых 3 километра.

Но вовсе не означало, что здесь была безлюдная степь. Неподалеку располагались две казацкие станицы – Никольская (названная так в честь императора Николая I) и Шугаевская (по фамилии казака – основателя).

Откуда они здесь взялись? Исторически Челябинск был военной крепостью, то есть поселением, где жили казаки. Но термин «крепость» постепенно вышел из употребления. А, когда Челябинск получил официальный статус города, казаки выехали из него на окраины и обосновали там небольшие станицы.

Итак, 26 октября 1892 года первый товарно-пассажирский поезд прибыл в Челябинск.













Но в этом торжественном событии был один казус: к дате открытия станции строители не успели завершить каменное здание вокзала. И первое прибытие поезда встречала деревянная временная постройка. Именно её изобразил В. Боже на картине «Первое прибытие поезда на станцию Челябинск» (смотри на стр. 8).

Но, впрочем, уже спустя два месяца каменный одноэтажный вокзал станции Челябинск гостеприимно распахнул двери пассажирам.








Однако, деревянную постройку сносить не стали. И правильно сделали. В Челябинск хлынул поток пассажиров! И среди них были не только предприниматели, купцы и состоятельные граждане. Основную массу составили бедные крестьяне, которые ехали на освоение новых земель или бежали от властей.

А, поскольку расписание поездов было составлено таким образом, что из центра до Челябинска поезда приходили 2—3 в день, а из Челябинска в Сибирь 2—3 поезда в неделю. То вся эта толпа переселенцев буквально оккупировала каменное здание вокзала, точно огромный цыганский табор. Это вызывало неудобство и жалобы пассажиров, прибывающих 1 классом. И вынудило городские власти к принятию срочных мер. Было решено делить пассажиров по классам и размещать в разных зданиях по прибытию на станцию. Так появились два вокзала.








Вот тут и пригодилась деревянная временная постройка; ей отвели роль вокзала для пассажиров 3 и 4 класса. Да, да. Вплоть до октябрьской революции в Челябинске пассажиры, в зависимости от класса, прибывали на разные вокзалы!

По некоторым источникам эта временная деревянная постройка уже к 1905 году обветшала и была снесена. Но это не так!

Недавно я пересматривала архивные фото Челябинска и обнаружила фотографию явно 1950-ых годов, где «старый деревянный вокзал» стоит на прежнем месте! Взгляните на это фото на стр. 12.

Не знаю, какую функцию выполняло это здание в советский период. Но видно, что стоит оно на месте нынешнего современного вокзала. Не удивлюсь, если его снесли перед самым строительством нового вокзала (который начали строить в 1960-ых годах). Так что нет ничего более постоянного, чем временное.








Безусловно, Транссиб дал Челябинску второе рождение. С открытия железной дороги город стал одним из самых крупных торговых центров России и лидером по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем.








Население города в кратчайшие сроки выросло в разы! Вокруг вокзала выстроились посёлки, которые очень быстро достигли южной границы и слились с городом.

Каменный одноэтажный вокзал уже не справлялся с пассажирским потоком. И в тридцатые годы XX века его срочно надстроили вторым этажом и расширили площади (фото надстроенного вокзала вы можете видеть на предыдущей странице, фронтон его украшен портретом вождя Иосифа Сталина).

Это решило проблему, но не надолго. Челябинский вокзал постоянно был переполнен пассажирами. После гражданской войны переселенческий пункт закрыли. И все, проезжающие через Челябинск граждане, вынуждены были ютиться на вокзале в ожидании поездов. Шум, давка и грязь – вот основные характеристики Челябинского вокзала того времени. Из-за того, что многие пассажиры были безграмотны, по залам ходил дежурный и объявлял прибытие и отправление поездов.

Ещё один мощный толчок к перерождению Челябинска дала Великая Отечественная война. 104 завода (частично или полностью) из центральной части России были эвакуированы в Челябинскую область. Сюда толпами хлынули беженцы. И, если до войны население города не дотягивало до 300 тысяч человек. То в послевоенное время эта цифра стремительно взлетела до 600 тысяч!

Поэтому в 1950-ые годы срочно поднялся вопрос о строительстве нового здания вокзала.

Новый Челябинский вокзал торжественно открыли в 1965 году (фото на следующей странице). Во второй половине XX века он поражал горожан и приезжих небывалым проектом; тремя куполами напоминал фантастический космопорт! И на знаменитой выставке в Монреале 1967 года его архитектурный комплекс получил серебряную медаль и был признан лучшим в Советском Союзе!

А ведь строительство-то велось с помощью строительно-монтажного поезда, и было весьма недорогим.








Но зато реставрационные работы 1990-ых годов влетели в копеечку!








Теперь наш вокзал выглядит современно и входит в число самых красивых зданий вокзалов на сети дорог! В архитектурный ансамбль привокзальной площади входят красивые современные здания: торговый комплекс «Синегорье», павильоны пригородного вокзала небольшой сквер и церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии.








Но старое здание вокзала (уже по традиции) оставили. Ну, привыкли мы, челябинцы, чтоб у нас было два вокзала! И хоть оно давно выполняет совсем иные функции, все по-прежнему зовут его – «старый вокзал».

Кстати, в советское время рядом со «старым вокзалом» располагалась площадка автовокзала.

А вы знали, что именно в Челябинске впервые реализовали уникальную (на тот момент) систему транспортного узла, где автовокзал и вокзал железнодорожный находились на одном участке? А это так! Такую систему сочли очень удобной и быстро распространили опыт Челябинска по другим городам.




«Россия не продаётся!» Или, как южноуралец отказал президенту Франции


Если вы приехали в Челябинск по железной дороге, обязательно обратите внимание в здании вокзала на бронзовую композицию «Россия». Это изваяние молодой женщины-воительницы. В правой руке она держит меч, в левой – щит. На ней воинское облачение – кольчуга и шлем. На груди православный крест, рядом лежат атрибуты царской власти – императорская корона, скипетр и держава. На постаменте узорная надпись: «Боже, Царя храни».

А история, которую я хочу рассказать, произошла в 1900 году на Всемирной Парижской выставке, где уральские мастера Каслинского завода представили чугунный павильон.

Он состоял из полутора тысяч уникальных чугунных деталей и скульптурных композиций. Вход в павильон украшала скульптура «Россия», которую специально для выставки уральские мастера изготовили по модели скульптора Николая Лаверецкого. Высота той скульптуры была 90 сантиметров, а вес – 80 килограммов.

Тогдашний президент Франции Эмиль Лубе после посещения Каслинского павильона был так восхищен увиденным, что загорелся желанием купить всю коллекцию чугунного литья за два миллиона рублей!

Сопровождающий выставки – управляющий Кыштымскими заводами Павел Карпинский – заявил, что владельцы согласны. Но продадут всё, кроме скульптуры «Россия»! Эмиль Лубе взялся торговаться. Полагая, что русские недовольны ценой, он увеличил сумму чуть не в два раза! Но в ответ услышал от Карпинского решительную фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Россия» не продаётся!!»

В чём была причина упорства Карпинского? Оказывается, при подготовке к Всемирной выставке в Париже мастера на заводе отлили два экземпляра «России»: один – для выставки, а второй – в подарок императору Николаю II. Но перед отправлением в Париж поступило известие, что экземпляр, предназначенный императору, в дороге уронили, и он повредился. Поэтому единственный экземпляр «России» обязан был по возвращении из Парижа срочно переправиться в Петербург на замену испорченному! Потому-то Карпинский и стоял насмерть. Но история вышла красивая, патриотичная, согласитесь?








Кстати, Каслинский чугунный павильон в Париже тогда был удостоен высшей награды – Гран-при Всемирной художественно-промышленной выставки и большой золотой медали! Все Каслинские мастера получили в награду именные серебряные часы. А статуя «Россия» вернулась на родину.

Сегодня для желающих приобрести легендарную скульптуру в частное пользование на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья изготавливают копии «России». По формовке и чеканке эта скульптура до сих пор является одним из самых трудоемких в изготовлении изделий, она собирается из пятнадцати деталей. Работают над ней только самые опытные мастера.

По сей день «Россия» одна из почитаемых скульптур. Известно, что небольшую копию в 1994 году приобрел для своего кабинета первый президент РФ Борис Ельцин. Екатерининский зал Кремля также украшает монументальная двухметровая копия «России».

Если вам не удалось увидеть «Россию» на железнодорожном вокзале Челябинска, то можете посмотреть на неё на пешеходной улице Кировке. Там размещена ещё одна копия рядом со зданием кинотеатра «Знамя».

А где же оригинал, который выставлялся в Париже? – спросите вы. А он сейчас хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.




«Сказ об Урале»


Напротив здания вокзала, на небольшой площади, вы сразу заметите величественную каменную скульптуру могучего богатыря. Это визитная карточка Челябинска – «Сказ об Урале».

Про образование Уральских гор есть башкирская сказка о великане, который носил огромный пояс с глубокими карманами, в них он прятал все свои сокровища. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от северного холодного Карского моря до песчаных берегов








южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Кстати, само слово «Урал» переводится с башкирского как «пояс».

Скульптор Виталий Семенович Зайков и архитектор Евгений Викторович Александров вдохновились этим замыслом и воплотили его в каменной композиции.

Их «Сказ об Урале» является воплощением физической силы и мощи уральских мастеров. Гранитный богатырь суров и величав. В руке его огромный молот. А фигура на треть засыпана каменными глыбами.

На постаменте строка Александра Твардовского: «Урал – опорный край державы, её добытчик и кузнец». Высота монумента 12 метров.

Установлено это чудо в 1967 году. Авторы рассказывают, что работа велась спешно, финансирование то и дело сокращали, а сроки ограничивали до аврала. В итоге от каких-то деталей замысла пришлось отказаться. Вместо полированного гранита для постамента, пришлось наскоро соорудить ограждение в виде бассейна, забетонировать его и засыпать каменными валунами, которые рабочие вывезли с пригородного карьера.

Впрочем, в 2007 году перед своей смертью архитектор Александров настоял на реконструкции постамента. И «Сказу об Урале», спустя сорок лет, наконец-то, придали тот облик, что был задуман авторами.

Но в жизни «Сказа об Урале» была ещё одна невероятная страничка. В 2009 году на период новогодних каникул, по задумке одной челябинской школьницы, памятник нарядили в огромный кафтан Деда Мороза. Акция прошла при одобрении администрации Челябинска.

Жители города сочли эту идею забавной. И на следующий год акцию повторили. Но в этот раз кафтан стал «самым большим кафтаном Деда Мороза» и попал в книгу рекордов Гиннеса. А ещё памятнику прикрепили бороду длиной в 74 метра. Это символизировало коду Челябинского региона – 74-ый. Правда, её пришлось обмотать на несколько раз вокруг постамента, и это снизило эффект восприятия длины. Но фотографии челябинского каменного Деда Мороза в бархатном кафтане разлетелись по интернету и вызвали бурю восторга!








Однако среди челябинцев нашлись те, кто посчитал это актом вандализма, и пожаловался в администрацию. Акцию больше не повторяли.

Лично мне гигантский Дед Мороз на привокзальной площади был симпатичен. Он создавал праздничное настроение в период зимних каникул и придавал привокзальной площади особенный колорит.




Челябинск – источник Гражданской войны 1917—1922 годов


Довольно странный памятник стоит на привокзальной площади Челябинска (между вокзалом и старым вокзалом). Гранитные плиты выстроены в цепочку и похожи на локомотив, который тянет за собой множество вагончиков.








Установлен памятник в 2011 году за счёт средств Чехии в память о погибших здесь в годы гражданской войны чехословацких легионерах. Кто они такие? Как здесь оказались? И за что им памятник?

А вы знали, что именно в Челябинске произошел конфликт, который зажёг пожар Гражданской войны? Той самой войны красноармейцев с белой гвардией, о которой песни слагали и фильмы снимали. А это так.

Первые полгода после Великой октябрьской революции Россию раздирали политические противоречия и экономические проблемы. Страна была расколота, и в ней было слишком много вооруженных людей. Достаточно было одной маленькой искры, чтобы взорвать эту «пороховую бочку».

И эта самая искра неожиданно вспыхнула в Челябинске.

А случилось это на железнодорожном челябинском вокзале, через который ехал домой Чехословацкий корпус. Вы спросите, как оказались чешские войска на Южном Урале? Уж поверьте, не по своей воле. На тот момент они ещё не были «белочехами» (как их потом стали называть); они были союзниками бывшей царской России в первой мировой войне против общего врага – Австрии с Германией.

Когда произошла Октябрьская революция, чешские легионеры оказались в сложном положении. Получается, армия бывшего правительства России распалась, новая только начала формироваться, а на русской территории осталось иностранное военное подразделение, укомплектованное, с боевым опытом, численностью в 50 тысяч человек. И большевики, и белые генералы теперь смотрели на них, как на чужаков.

Первая мировая война ещё не окончилась. Но Россия из неё вышла, заключив с Германией мир. И теперь, по договору, все иностранные войска должны были выйти с российской территории.

Чехословацкий корпус, чтобы продолжать борьбу за освобождение своего отечества от австрийцев, объявил себя составной частью французской армии. И по договоренности между французами и Советами, русские должны были разрешить чехам пройти по своей территории через Сибирь до Владивостока. А оттуда по морскому пути чехи добрались бы во Францию. Казалось бы, к чему такой крюк? Через Украину было бы короче. Но там путь на Францию преграждала воюющая Германия и Австрия. Поэтому и поехали в обход.

Мало того, что путь не близкий, так ещё никому до них дела нет; поезда никто не выделяет, продуктами не обеспечивает. А ждать чехи не хотели и поэтому «хулиганили»: самостоятельно захватывали поезда и продовольствие (кто же вооружённым частям сопротивляться станет?), и двигались потихоньку на восток. Корпус их растянулся по железной дороге на тысячи километров.








Большевики всерьёз опасались, что силами чехословацкого корпуса могут легко воспользоваться интервенты, и приняли решение чехов разоружить и разбить на небольшие группы для доставки во Владивосток – так спокойнее. Но чехам это не понравилось и они восстали.

А вспыхнуло восстание именно на станции Челябинска.

И повод-то нашёлся пустяковый. Пока стояли чехи на станции Челябинска в ожидании поезда, мимо двигался эшелон с военнопленными австрийцами. И кто-то из австрийцев от ненависти запустил в чехов железяку (вроде бы ножка от чугунной печки), да и угодил прямо в голову одному из офицеров.

Озлобленные чехи тормознули эшелон с пленными австрийцами, выгрузили всех в переселенческом пункте. Устроили допрос, нашли виновного и расстреляли. Властям большевиков в Челябинске не понравился такой самосуд на их территории. И они посадили в городскую челябинскую тюрьму сперва десятерых чехов (кто был заподозрен в убийстве пленного австрийца), а потом и делегатов, которые пришли их выручать.

Тут чехословацкий корпус взбунтовался и пошёл освобождать своих из тюрьмы. Вооружённым приступом взяли тюрьму, освободили арестованных, разоружили местный отряд Красной гвардии и разгромили оружейный арсенал. А это уже дело не шуточное. Это вооружённый бунт. И понеслось!








На фоне этого восстания чехов, воспрянули духом и части белогвардейской армии. И несколько месяцев те воевали вместе против большевиков. Тем временем Франция вступила в Антанту, а, следовательно, чешских легионеров теперь можно было считать интервентами. Их командование отдало приказ: чехословацким эшелонам захватить те станции, на которых они в данный момент находятся. Советскую власть арестовывать!

И они в кратчайшие сроки захватили весь Транссиб от Пензы до Владивостока. И действовали без сантиментов – грабили, убивали местное население и казнили коммунистов с красноармейцами.

Получается, что чехи рассматривали Россию сначала как страну, которая была способна воевать против Австрии и Германии и могла поспособствовать освобождению чехословацких земель, а затем – как объект грабежа. Когда они, наконец, достигли Владивостока и грузились на корабли, чтоб отплыть во Францию, они вагонами грузили награбленное в пути. Чешские легионеры ввязались в чужую им Гражданскую войну и четыре месяца действовали на нашей территории с жесткостью оккупантов.

Поэтому стоит ли нам называть их героями и разрешать устанавливать им памятники в России?




«Переселенка»


Недалеко от железнодорожного вокзала есть микрорайон, который челябинцы между собой называют «Переселенкой». Это участок от улицы Овчинникова до стадиона «Локомотив».








Сейчас здесь сплошь застройка жилых домов самых разных времён: и вросших в землю хибар частного сектора, и двухэтажных каменных, и хрущёвских пятиэтажек, и современных типовых панельных в 9 и более этажей.

Но в начале XX века здесь размещался знаменитый на всю страну Переселенческий пункт. Что это такое? И зачем он был нужен?

После строительства Транссиба тысячи переселенцев двинулись через Челябинск от безземелья к богатой Сибири. Вы уже помните, что по тогдашнему расписанию поездов, из центра до Челябинска доходило 2—3 поезда в день, а из Челябинска в Сибирь 2—3 поезда в неделю. Поэтому проезжающие на Восток переселенцы массами оседали на челябинской станции. И отведённое для них отдельное здание вокзала не спасало положения. Переселенцы нуждались не только в ночлеге, но и во врачебной помощи.








Вот поэтому-то местными челябинскими властями и было принято решение – безотлагательно начать строительство переселенческого пункта! недалеко от вокзала в начале 90-х годов XIX века были выстроены бараки с баней, приёмным покоем с двумя больничными палатами, хозяйственными постройками и даже небольшой церковью. Оказывали помощь переселенцам и жители Николаевского посёлка, которые пускали зимой женщин и детей в свои дома.

При вступлении в должность городского головы Александр Францевич Бейвель особенное внимание уделил обустройству переселенческого пункта. Постепенно бараки «переселенки» заменили бревенчатыми домами. Обустроили больницу – через год в ней было уже пятнадцать отделений. На переселенческом пункте построили две столовые, в которых одновременно можно было накормить три тысячи человек. Челябинский переселенческий пункт считался образцовым в России. Сам Пётр Аркадьевич Столыпин, когда был в Челябинске в 1910 году, дал оценку переселенческому пункту – «отлично». Работа в нём, по мнению Столыпина, была устроена идеально.








Переселенцам даже читали лекции о том, что можно посеять в Сибири, прорастают ли там те или иные семена, сообщали различные географические сведения. Переселенцы могли здесь получить какие-то ссуды на поселение. Для них в пункте были открыты не только больница и церковь, но и школа. Ну, в самом деле, уж куда лучше! Из такого места, пожалуй, и уезжать-то не хотелось.

Вы только представьте! За полтора десятка лет великого переселения через Челябинск прошло и проехало более пятнадцати миллионов человек – десятая часть России!

А в годы русско-японской войны переселенческий пункт выполнял функции лазарета Красного креста. И с этой задачей тоже справился отлично.








И ещё, благодаря Переселенке, Челябинск впервые в истории привлёк внимание кинооператоров. Первая киносъёмка Челябинска прошла в 1913 году, снимали именно Переселенку, потому что интерес к ней был велик по всей стране. Правда, в то время Переселенка ещё не была частью Челябинска, в состав города эта территория вошла только в 1916 году.

В годы Гражданской войны Переселенческий пункт прекратил свою деятельность. В 1943 году на территории Переселенки создали танковое училище, часть территории «отрубили» и начали застраивать зданиями бытового и хозяйственного назначения. Потом рядом организовали пункт по разгрузке овощей, подвели железную дорогу, под которую ещё кусок отсекли. И вот так постепенно от нас ушёл исторический уголок Челябинска, который в своё время вызвал такой восторг у Столыпина.








Правда, там до сих пор существует улица Переселенческий пункт, и ещё можно найти крошечные уцелевшие частички Переселенки. Мне жаль. Такой важный был участок, гордость Челябинска! Всё-таки, в интересах истории, для туристов, можно было какой-то небольшой кусочек сохранить.

Впрочем, в оформлении пешеходной улицы Кировки есть один яркий объект, созданный в память о Переселенке. Но только, мне кажется, жители Челябинска об этом даже не догадываются. Это арка! Архитекторы сделали её точной копией входной арки ворот, которая стояла сто лет назад на Переселенческом пункте! Взгляните на фото: Переселенческий пункт начала XX века, а ниже – Кировка, 2004 год.














«Лампасники»


Самым криминальным местом в Челябинске считается Ленинский район, расположенный за железнодорожным полотном в сибирской части города. Во времена моей студенческой юности, которая пришлась на 1980-ые годы, парни откровенно побаивались провожать после дискотек нас, девчонок из Ленинского района. И не зря – суровые парни Ленинского района могли навалять любому. Их группировка «гоп-стоп» под названием «лампасники» наводила в городе ужас. Отличительным знаком были нашитые широкие лампасы (красная и белая) на спортивных трико. Потом в среде гоп-стиля ещё вспыхнула мода на серые фуфайки. Особо «стильные» гопники на спине фуфайки, по приколу, белой краской малевали трафареты модных фирм, например, «Монтана».

Заметив такого пацанчика в любое время суток, студенты городских вузов моментально перебегали на другую сторону улицы.

Излюбленные места дислокации местной шпаны были около дискотек, кинотеатров или видеосалонов. Добычей считались мелкие деньги, любая импортная шмотка, жвачка. По-крупному – велосипед. Не правильные ответы на вопросы: «Ты сам откуда? Кого знаешь?» заканчивались избиением.

Часто лампасники выдвигались отрядом с карательной миссией в другой район. И уж тогда в поле их зрения лучше было не попадать никому. Стычки проходили на улицах в сумерках. Поэтому всем без исключения с наступлением темноты следовало быть бдительным, даже на своей территории.

А крупные «обиды» разруливались в условное время и в условном месте, что называется «стенка на стенку». Самые известные арены для боёв в Ленинском районе были пустыри: перед кинотеатром «Аврора» (на этом месте теперь офисный центр) и на берегу озера Смолино за школой №46.

При разборках огнестрелом не пользовались, дрались на кулаках. Но в карманах всегда были кастеты и ракетницы (ими можно было разжиться на заводе «Сигнал» в Ленинском районе). А так же – кусок арматуры, который помещался в рукаве.

Но на территории Ленинского района такая банда была не одна; их было множество (человек по 10), каждая из которых контролировала свой участок и имела своё название. Например, я помню, что в микрорайоне Сельмаш вдоль улицы Машиностроителей орудовали «Семьстроевские» ребята. В районе восьмого отделения милиции – «Восьмёрка». На отшибе района, где улица Василевского, была группировка «Китайская стена». КБС контролировала «Копейка». В районе вокзала – «Косовские» пацаны. Ну, и две легендарные группы на улице Новороссийской – «Техас» и «Пентагон».

И ещё у ленинских «лампасников» был свой фирменный знак «LR» с короной. Ей рисовали краской на стенах домов и гаражей, так сказать, «столбили» территорию или отмечали места для стычек двух группировок. Эта фирменная эмблема была чем-то вроде известной «чёрной кошки» из фильма С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя», и нарисованная на территории другого района означала вызов, тревожный сигнал для местной гопоты.








Кстати, этот фирменный знак лампасников «LR» со временем стал гордым символом всего Ленинского района. До сих пор (в память о прошлых заслугах) нет-нет, да нарисует его кто-нибудь на бетонном фронтоне. А я знаю некоторых парней Ленинского района, кто наколол себе такую татушку. Недавно видела знак «LR» на автомобиле.




«Порт-Артур» посёлок Шугаевский


Да простят меня земляки-«лампасники», но родоначальниками криминальной славы Ленинского района всё же были не они! История эта берёт своё начало аж с XIX века.

Ещё во времена строительства Челябинской крепости в XVIII веке на этом месте были выстроены казачьи заимки, чтобы охранять подходы к городу. Такие казачьи поселения были по всей округе – многие из них превратились потом в посёлки – Першино, Шершни, Сухомесово. А многие не сохранились.

Вы уже знаете, что в районе нынешнего железнодорожного вокзала располагались два таких казачьих поселения: западнее – Николаевское (или Никольское), а восточнее – Шугаевское. В 1890 году Транссиб разделил эти казачьи земли, оттеснив заимки в разные стороны.

Николаевское поселение продолжало расти по одну сторону от железной дороги. А Шугаевское – по другую. Южная граница Шугаевки была нынешним Южным бульваром, северная – улица Пограничная. На восток доходила до современной улицы Барбюса. Строительство железной дороги значительно повлияло на жизненный уклад этих мест. Всего за какое-то десятилетие вокруг вокзала образовалось сразу несколько посёлков. И рядом с Шугаевкой выросла Сибирская слобода – посёлок работников железной дороги. Занимал территорию от современной улицы Пограничной до улицы Челябинского Рабочего. Улица Пограничная, кстати, первоначально называлась Граничной – то есть указывала на разграничение территорий казачьей Шугаевки и Сибирской слободы, и никакого отношения к героям-пограничникам она не имеет.








С 1906 года у Шугаевского посёлка появилось ещё одно название: Порт-Артур. Возникло оно по инициативе казаков, вернувшихся с русско-японской войны, которые принимали участие в защите крепости Порт-Артур и составляли основную часть населения Шугаевки. Позднее название Порт-Артур распространилось и на Сибирскую слободу. А в советский период сократилось до короткого имени – Порт.

К слову сказать, челябинский Порт-Артур – в России не единственный. Есть свой Порт-Артур в Омске, в Новосибирске и в Чесменском районе Челябинской области.

Шугаевцы долго жили обособленно, со своим уставом и своими традициями, и раз за разом отказывались присоединяться к городу – это произошло только в 1911 году. Поэтому на карте 1910 года Шугаевский посёлок даже не показан оттого, что он к тому времени ещё не входил в черту Челябинска.

Вы помните, что, благодаря Транссибу, на Урал устремились рабочие из центральной части России, целыми семьями ехали разорившиеся безземельные крестьяне, многие из них оседали в Челябинске. Найти им жильё в городе было трудно; для этого нужны большие деньги. А тут, за железнодорожными путями, рядом с казачьим посёлком, земля необжитая. И приезжие всех мастей начали её обживать. Поскольку эта часть тогда ещё не вошла в состав города, то строительство там велось бессистемно и безнадзорно – начиная от изб с палисадниками и кончая землянками, вырытыми прямо в земле и обложенными хворостом.

Понятно, что селились здесь отбросы общества: преступные люди, пьяницы-забулдыги и даже беглые каторжники. И очень скоро рядом с Шугаевкой выросла целая деревня с лихим именем Грабиловка. Вот с этих пор посёлок и начал обрастать криминальной биографией.

Место для разбоя удачное: подальше от властей, поближе к грузам. Разбойничьи банды следили за поездами и растаскивали с них всё, что попадётся под руку. Грабили не только небольшими частями, но и целыми вагонами. Многие домишки в Шугаевке были выстроены из похищенных с железной дороги лесоматериалов. Жители Грабиловки беззастенчиво орудовали на городском шоссе и на окраинах, как только спускались над городом сумерки. Воровство и убийство для них были вещами заурядными.








Шугаевку стали называть «бандитский угол». Газеты писали о том, что в городе не проходит дня без преступления. Кражи, грабежи и разбойничьи нападения дошли до чудовищных размеров. Разбойники работают организованно. Накрыть их, уличить в краже почти невозможно; они всегда скрываются от городских властей. Ведь урядники и полицейские-городовые даже днём откровенно побаивались ступать на территорию «бандитского угла». А ночью и сами местные не рисковали появляться на улице, чтоб не быть ограбленными или убитыми. Так и жили, как в маленькой неприступной крепости. Не смотря на присоединение «бандитского угла» к Челябинску после 1911 года, жизнь здесь надолго отстала от стремительно наступающего прогресса. Например, в 1912 г. в центре города стал работать водопровод, но в Шугаевском посёлке так и не было источников хорошей питьевой воды; обходились колодцами. В 1913 г. в Челябинске была построена первая электростанция, но Шугаевский посёлок по-прежнему оставался без электрического освещения. Улицы посёлка не мостились – всюду непролазная грязь.

Чтобы унять худую славу этого криминального района, советские городские власти Челябинска приняли решение переименовать посёлок Шугаевский в рабочий посёлок «имени тов. Лепешкова». Но местные жители «бандитского угла» чихать хотели на новое название! И оно так и не прижилось.

Долгое время Шугаевка являлась составной частью Железнодорожного посёлка в составе Ленинского, затем Железнодорожного, а затем снова Ленинского района. За многие десятилетия дикие, буйные нравы её поуспокоились, но вполне не изжились и до настоящего времени.








И, хотя все до одного деревянные избы посёлка Порт-Артур снесли в 1990-ых годах, и жителей его переселили в новостройки Северо-Западного района города, но криминальная слава, нажитая их дальними предками, прочно осталась за Ленинским районом и по сей день.




«Горбулка», «полуторка» или как распознать челябинца


Отдыхали мы однажды с подругой на Чёрном море. Лежим на пляже, болтаем о том, о сём. И вдруг оборачивается к нам женщина и спрашивает: «А вы не из Челябинска?» Мы ответили: «Да. А как Вы поняли?» А она: «Я по говору догадалась». Помню, я озадачилась невероятно. Что это за говор такой, что выдаёт нас с головой перед иногородними? Мне-то самой казалось, что никакого особенного говора у нас нет.

А вот и есть! Оказывается, ещё великий Владимир Даль сказал: «Кто не узнает при первой речи уральского казака по резкой скороговорке его?» Так вот в чём наша особенность – скорость речи у нас зашкаливает. Говорят, филологи подсчитали, коренной челябинец в среднем выдаёт 150 слов в минуту. Это потому, что мы некоторые гласные «глотаем».

Но это ещё не вся особенность нашего челябинского говора. Хотите распознать челябинца? Или стать своим в челябинской среде? Тогда слушайте и запоминайте.

В разговоре мы часто используем неофициальные имена объектов, например: «Башня» (речь идёт о местечке в Тракторозаводском районе, где дом в форме башни), «Северок» (Северо-Западный район города), «КБС» (место в Ленинском районе, аббревиатура из 1930-ых годов, расшифровывается как Коммунально-Бытовое Строительство), «Ритм» (место у площади Революции, где раньше был магазин грампластинок с таким названием) и прочее.

Для нас свойственно употребление сразу двух глаголов в сказуемом. Мы говорим: «Схожу, посмотрю», «Поедем, съездим», «Возьми, включи» и т. п.

Всем широко известно наше южно-уральское «чо» вместо «что».

Но ещё мы любим добавлять загадочное «если чо…». Например, «Звони если чо» или «Кричи если чо».

В нашей речи есть «особенные слова», которые могут быть не понятны жителям других регионов. Например, мы весь хлеб называем «булка» – булка белого, булка чёрного. Хотя по всей России принято считать булкой только белый хлеб круглой формы. Но для челябинцев не имеет значение ни форма, ни сорт муки; если хлеб большой – булка, маленький – булочка. Но есть ещё третий вариант – «горбулка» (такая белая сдобная булка с характерным загибом).








Есть у нас и другие диковинные словечки: «полуторка» (однокомнатная квартира), «вехотка» (мочалка), «обабок» (подберёзовик), «гомонок» (кошелёк), «стайка» (сарай), «грохотка» (лоток для яиц), «морить» (шутить).

Легко распознать челябинца по изобилию «ласковых» словечек. Мы говорим: «в кружечку налейте», «ложечку возьмите», «чайку выпьем», ну вы поняли.

Мы говорим «больно» вместо слова «очень»; чаще всего это фраза: «Ой, да больно надо!» И говорим «маленько» вместо слова «немножко».

А ещё бы любим суффикс «ёшк (а)». Мы говорим: «моркошка», «куртёшка», «морожка» (это про мороженое), «ребятёшки». Мой муж, например, всякий раз угорает, когда слышит от меня слово «юбёшка» (ну в смысле юбка).

Особенный колорит челябинской речи придаёт характерное «глотание» концовки «ет» в глаголах. Например, мы говорим «светат» (вместо «светает»), «скучат» (вместо «скучает»), «не замечат» (вместо «не замечает»).

Ну, вот, теперь и вы легко распознаете челябинца по говору. А, при случае, и сами сможете поболтать по-челябински:

– Ну, чо? Поедем, съездим к Серёге на Северок в полуторку. А то скучат, небось. Чайку попьём, да отдохнём маленько.

– Сегодня не могу. Собралась куртёшку новую присмотреть. Пойду, схожу по магазинам; на КБС, потом в Башню. А ты звони, если чо.




Пушкин в Челябинске


Погашу интригу и сразу скажу, что Пушкин, увы, никогда не был в Челябинске. Но, как известно, Пушкин – наше всё! И мы, челябинцы, чтим память великого поэта, награждаем его именем объекты городского интерьера, которые хранят свои интересные истории.

Полагаю, вы удивитесь, если рассказ о «пушкинских» местах в Челябинске, я начну с Аллеи Славы, расположенной на улице Цвиллинга между бывшим часовым заводом и губернаторской резиденцией.

Но именно здесь было первое место, которое челябинцы посвятили великому русскому поэту – городской сад.

Да, да. Городской сад имени Пушкина был вот здесь!

Но ещё раньше это место называлось Петровской площадью. Здесь располагался уютный красивый парк, усаженный берёзами и кустами с сиренью. Здесь любили гулять с детьми, и поэтому горожане звали его «детским парком».

В 1899 году в честь 100-летия со дня рождения Пушкина городская Дума Челябинска приняла решение детскому саду-скверу на Петровской площади присвоить имя А. С. Пушкина.








Название «Пушкинский садик» понравилось челябинцам, название прижилось. И оно появилось на плане города начала ХХ века и на открытках.








Трудно сказать, чем не угодило название большевикам, но с приходом их к власти, «пушкинский садик» с карты города исчез.

Хотя сам скверик ещё долгое время радовал глаз кустами сирени, фонтаном и статуями львов, возле которых так любили фотографироваться жители советского Челябинска.









Кинотеатр-трактор


Поначалу, власть рабочих и крестьян отмела Пушкина из «списка достойных» в виду того, что он был поэтом царской России. Но, спустя двадцать лет, всё-таки признала его великим. И к 1937 году, к столетию со дня смерти поэта, ЦК КПСС издал приказ всем городским властям – приурочить к дате смерти Пушкина открытие новых городских объектов.

Челябинские власти взяли под козырёк.

На ту пору из архитектурных объектов, что готовились к сдаче, в Челябинске был только новый кинотеатр, который возводился на месте недавно снесённого старого кладбища. Проект по тем временам, роскошный: первый двухзальный кинотеатр на Урале (второй в СССР). Его автор московский архитектор Яков Абрамович Корнфельд, создал здание в стиле конструктивизма, характерное Челябинску. Давайте честно скажем, на что похоже здание? И гадать нечего – на огромный трактор!

Вот он квадратный корпус, а вот они – мощные гусеницы. Особенно, если взглянуть с высоты.

Не удивлюсь, если по первоначальной задумке ему и название-то было придумано «Трактор».








Но постановление ЦК решило судьбу челябинского кинотеатра иначе: в 1937 году его торжественно окрыли, как… кинотеатр имени Пушкина! А в ЦК доложили, что и улица, которая будет проложена вдоль кинотеатра, тоже станет носить имя великого русского поэта.

К слову сказать, в дальнейшем (чтоб оправдать название) зданию кинотеатра было решено придать некоторую изящность; так на нём появились декоративные фонарики в стиле модерн. И из стандартного жёлтого цвета его со временем перекрасили в нежный бирюзовый. А в довершение в 1980 году на главном фасаде появился пушкинский профиль, выполненный художником Е. И. Макаровым по рисунку художника Р. И. Габриэляна.














Городской сад Общественного собрания


Но двух объектов – кинотеатра и улицы – для отчёта перед Москвой, по наименованию объектов к столетию со дня смерти А. С. Пушкина, челябинцам показалось мало. К тому, же улицы-то ещё и нет. И тут взгляд чиновников упал на горсад, что был неподалёку.








Один из старейших парков культуры и отдыха не только в Челябинске, но и на Южном Урале, построенный ещё в 1906 году на месте берёзовой рощи по инициативе челябинского купечества, именовался тогда «садом общественного собрания».

В нём был летний театр с эстрадой, ресторан с открытой верандой. Здесь располагалась библиотека, комнаты для бильярдной и карточной игры, где прежде местное купечество проводило свободное время. По выходным дням здесь устраивались большие платные гулянья с салонными танцами, серпантином, конфетти и фейерверками.

С приходом советской власти в Челябинск, название «сад общественного собрания» было упразднено, и какое-то время он именовался просто горсадом.








Но в 1937 году в 100-летнюю годовщину гибели поэта, было твёрдо решено – присвоить парку имя Пушкина. В нём даже наспех установили гипсовый бюст поэта, который спустя 15 лет пришлось убрать при реконструкции.








А вместо него 13 сентября 1983 г. в день рождения города состоялось торжественное открытие нового памятника А. С. Пушкину. Не знаю, как вам, а мне этот памятник очень нравится.








Поэт отражён скульптором в момент творческого вдохновения; лёгкий, изящный, весь во власти поэтических муз. Так и тянет процитировать: «И дум высокое стремление».




О том, как в Челябинске разлучили Татьяну с Онегиным


Тут, же в нынешнем парке им. Пушкина хочу показать вам ещё один интересный объект.

Тема несчастной любви Татьяны к Онегину воодушевляет не только художников и композиторов, но и скульпторов. Вот и челябинский скульптор Алексей Тишин, вдохновившись, создал свою прекрасную композицию, где в тени ротонды, смущённо опустив глаза, стоит Татьяна, а рядом на скамье, в расслабленной позе, закинув ногу на ногу, сидит Евгений – столичный щёголь – и равнодушно смотрит вдаль.

Скульптура обязана была стать украшением парка им. Пушкина. И стала. Вот только Онегин не задержался и «сбежал» в другую часть города!

А случилось это так: в 2004 году, когда оформлялась пешеходная улица Кировка скульптурами малых форм, инженеры руководствовались тематическими привязками: «дама у зеркала» рядом с Покровским пассажем, «нищий» – возле банка, «чистильщик обуви» у обувного магазина и так далее. А у театра оперы и балета, по их мнению, хорошо бы смотрелась скульптура Евгения Онегина. Ведь именно с постановки одноимённой оперы и открылся когда-то Челябинский театр. Но времени на создание новой скульптуры не было. А тут, вот он, готовый Онегин – в парке им. Пушкина!

И, недолго думая, челябинские чиновники разлучили его с Татьяной и пересадили со скамьи Пушкинского парка на скамью возле площади Ярославского.

Не в укор жителям Челябинска, но далеко не все поняли этот «грандиозный замысел» инженеров.








И в скульптуре Онегина, сидящего на Кировке, многие ошибочно разглядели… самого Пушкина! На мысль об этом наводят бакенбарды и высокий цилиндр; ведь именно эти детали часто присутствуют на авторских рисунках поэта.

Но присмотритесь внимательнее к чертам лица скульптуры, и вы поймёте, что никакой это не Пушкин!

Например, отец скульптора Алексея Тишина склонен считать, что лицом его Онегин похож на самого Алексея. К слову сказать, творчеству Алексея Тишина челябинцы особенно благодарны, так как множество его скульптур стали настоящим украшением нашего города и в особенности Кировки. Сам скульптор ушёл из жизни очень рано – в тридцать лет, спустя год, после завершения оформления Кировки, в 2005 году.

А разрозненные части его композиции «Евгений Онегин и Татьяна» долго вводили в заблуждение горожан и гостей города. Онегина на Кировке воспринимали, как памятник Пушкину. А фигуру Татьяны Лариной часто принимали за изображение супруги поэта – Натали Гончаровой. Вот такой в Челябинске был курьёз! Но в 2022 году случилось чудо: Онегина и Татьяну воссоединили в парке Пушкина!









«Дети под дождём»


Если будете прогуливаться по городскому саду им. Пушкина, непременно пройдите до парка аттракционов и посмотрите на фонтан со скульптурой «Дети под дождём». Это единственная лепная композиция, которая сохранилась в Челябинске с дореволюционных времен. Он был установлен в 1908 году в тогдашнем городском саду Общественного собрания. Скульптура изображает мальчика и девочку, они прячутся от дождя под зонтиком. С зонтика стекают струйки воды. Скульптура была куплена на деньги одного челябинского купца и установлена в саду по его инициативе. Утверждают, что купец это сделал в память о своих детях, которые утонули в реке Миасс во время весеннего наводнения. Правда, трогательная история?








Но трудно судить, насколько она правдива. На самом деле данная скульптура «Дети под дождём» – работа русского скульптора и педагога Фёдора Фёдоровича Каменского (выполнена в 1869 году), приобрела невероятную популярность в начале XX века. И её многочисленные копии успешно тиражировались. Аналогичные фигуры примерно в тоже время, что и в Челябинске, были установлены в Уфе, Оренбурге, Самаре, Сарапуле и Гурзуфе. И вот, что удивительно; многие из них, подобно челябинскому, успели попасть на дореволюционные фотографии, как местная достопримечательность. И всюду сопровождались идентичной легендой о местном меценате и его погибших детях. За исключением солнечного Гурзуфа – там этот фонтан назвали оптимистично «Первая любовь».

Кстати, после эмиграции Каменского в Америку оригинал этой скульптуры так и не найден. Но вернёмся к челябинской скульптуре «Дети под дождём». В 1950-ых годах советские власти усмотрели в этой невинной скульптуре некий намёк на буржуазное прошлое и распорядились убрать её с глаз долгой куда-нибудь на склад.

Но преданные служители городского сада сберегли скульптуру и, спустя 30 лет, передали её на хранение в Челябинский краеведческий музей. Там она и содержится до сих пор. А в парке им. А. С. Пушкина вы можете любоваться её точной копией.

Завершая на этом рассказ о пушкинских местах в Челябинске, добавлю: если вы приехали в наш город впервые, непременно посетите городской сад им. Пушкина! Это одно из красивейших мест Челябинска. В летнее время здесь работает парк аттракционов, по вечерам играет оркестр. Здесь множество живописных тропинок со скамейками для отдыха. Среди молодых ёлочек на аллее есть даже одна, посаженная певцом Олегом Газмановым.

В парке всегда звучит птичье пение. И для желающих сделать красивое фото на фоне природного пейзажа – масса подходящих для этого мест.

И даже вот вам загадка: когда будете гулять по парку им. Пушкина, постарайтесь найти спрятанный в его каменных украшениях ключ от сердца города.














Старый Элеватор – мистическое место


Если встать у северо-западной границы парка им. А. С. Пушкина с торца Драматического театра и посмотреть на юг, то можно увидеть настоящего архитектурного монстра! Полуразрушенное, со следами пожара огромное здание старого элеватора.

Потребность возвести сельскохозяйственный «небоскрёб» в Челябинске возникла в 1913 году. Дело в том, что после строительства транссибирской магистрали, из Сибири в Челябинск хлынул дешевый хлеб, и надо было его где-то хранить, так как местные складские амбары уже не справлялись с таким объёмом зерна. Несмотря на то, что изначально здание строилось на окраине города, теперь оно оказалось прямо в центре. Ещё 70 лет назад элеватор считался главным архитектурным символом Челябинска и его визитной карточкой. Его гордо показывали гостям и печатали на открытках. По своему непосредственному назначению он проработал до середины 90-х годов XX века.








Но в настоящее время здание заброшено. От помещений элеватора осталась только центральная часть, боковые секции полностью разрушены (за исключением подвальных помещений). Челябинский элеватор кардинально сменил «имидж» и стал самым мистическим местом в городе. Можем похвастаться лишь тем, что на сегодняшний день эта полуразрушенная «архитектурная глыба» – единственное в России заброшенное здание такого размера, которое находится в самом центре мегаполиса. И постепенно обрастает легендами.








Недавно, например, стала популярна история о банкире Челябинска, который разорился в начале 20 века. Устав от нападок кредиторов (а кто-то склонен приписывать ему ещё и личную драму), отчаявшийся банкир спрятал свои последние сбережения в тайнике на элеваторе и там же повесился. И теперь за таинственным «кладом банкира» охотятся местные сталкеры. Они охотно делятся в соцсетях информацией о том, что в заброшенном здании ощущается чьё-то незримое присутствие.













Кто-то чувствовал чей-то тяжёлый взгляд, кто-то – холодок на теле даже в тёплую и безветренную погоду. Кто-то слышит странные звуки, которые по ночам издаёт элеватор.

Но есть среди челябинцев даже те, кто лицом к лицу столкнулся с охранником клада. Двое поисковиков настолько близко подобрались к разгадке городской легенды, что их встретил призрак того самого банкира. Ребята буквально взорвали местные СМИ рассказом, как пробрались ночью на элеватор. Стали простукивать стены. В одной из стен звук был странный, как будто она пустая. Когда начали доставать первый кирпич, услышали странные шаги. Подумали, что это полиция, обернулись. Но увидели странное существо, похожее на облако! Испугались и убежали.

Челябинским элеватором интересуются экстрасенсы. Они уверяют, что в здании чувствуется потустороннее присутствие. Есть ощущение энергии смерти. И даже определяют место самоубийства банкира – мол, повесился на крюке, который раньше торчал из стены на лестнице. Кто-то из медиумов уверяет, что бетонные стены элеватора обладают уникальными свойствами и могут хранить отпечатки призраков в виде разводов или следов горения. А такие метки там есть. Кому-то из экстрасенсов удалось также уловить тонкие вибрации, которые исходят от клада в одной из стен.

Но, поскольку денежки несчастного банкира так и не нашлись, то родилась новая легенда про то, что клад этот содержит энергетику самоубийства. Тот, кто найдёт его, будет проклят!

По каким-то неясным причинам городские власти здание не разбирают и не реставрируют. Челябинцы предлагали десятки проектов по реорганизации элеватора. Идеи были самые разнообразные: от типичного торгового комплекса и офисного центра до строительства музея современных искусств (по аналогии с известным британским музеем, построенным на территории заброшенной электростанции в Лондоне). И даже предлагали создать в бывшем элеваторе кабаре вроде «Бурлеск» или «Мулен-Руж».








А в 2013 году элеватор использовали под площадку для игры в пейнтбол. В августе 2015 года в здании старого элеватора произошёл крупный пожар. Поэтому внешний вид его теперь ещё ужаснее.

По мнению журналистов Российской газеты, опубликованного в рамках проекта «Russia Beyond The Headlines», здание Челябинского элеватора входит в десятку самых страшных зданий России.




Цвиллинг – наш Муля


Уже почти сто лет его имя носит одна из центральных улиц Челябинска, между прочим, самая старая улица в городе, которая всегда была главной и носила громкие названия: Оренбургская, Христорождественская, Большая. Монументальный бюст этому человеку установлен возле кинотеатра им. А. С. Пушкина.








Целых семьдесят два года Челябинский театр драмы жил под его именем (именем человека, кто не имел ни малейшего отношения к театральному искусству). И ещё в двух городах – Оренбург и Куса – его именем названы улицы.

Властям нужны герои; кто-то должен стоять на пьедестале, щекотать патриотические чувства толпы и выступать эталоном нравственности. Но подвиг – дело серьёзное, и не каждый день случается (как, например, у барона Мюнхаузена в фильме Марка Захарова). Да и настоящие герои не родятся на заказ. Однако, надо отдать должное власти большевиков – под их чутким руководством, страна «родила» героев в изобилии! Вот только кто на самом деле были эти люди?

Самуил Моисеевич Цвиллинг. Что мы знаем о нём?

Настоящее имя нашего героя – Шмуль Берк Мовшев Цвилинг (Да, да, именно с одной «л». Для чего потом ему понадобилась вторая?). Еврейский мальчик из многодетной семьи Тобольского парикмахера-алкаша, жена от которого сбежала с детьми к родственникам в Омск.

Там Шмуль поучился в хедере (еврейская школа) до 12 лет. Матушка решила, что образования ему достаточно и отправила к старшему брату в Иркутск. И с этого момента у Шмуля началась самовольная жизнь, полная «подвигов».

Братья попали в кружок революционеров, которые налаживали типографию и печатали листовки. Для добычи денежных средств на революционные нужды Шмуль с братом подворовывали. За что и были вскоре арестованы. Их воровские проделки причислили к революционной деятельности и решением генерал-губернатора братьев Цвилингов выселили из Иркутска.

Они отправились в Омск. Там сколотили банду еврейских малолеток и пошли «шерстить» местное население, то есть, извините, «собирать денежные средства на революционные нужды». Их снова арестовали и снова выслали из города.

Тут пути братьев разошлись: старший уехал в Ташкент, а Шмуль перебрался в Томск и примкнул к местным социал-демократам. Ему всего пятнадцать, и у него за плечами уже два ареста. Он горд собою и до нахальства самоуверен. Товарищи по партии поручают ему провести революционную пропаганду среди рабочих накануне выборов в Государственную Думу. Шмуль ведёт себя дерзко, и проваливает задание – суровые томские мужики отмутузили еврейчика и сдали в охранку. А те упекли пацана за решётку на пару месяцев. Два ареста, одна отсидка – в криминальных кругах он теперь свой, имеет авторитет и кличку Муля.








Участвует в налётах и грабежах. В течение года его неоднократно ловят, но, по причине малолетства, только снова и снова высылают из города – из одного за другим.

Поскитавшись, он вновь оказывается в Томске. Но бывшие приятели социал-демократы уже не хотят с ним знаться. И Муля легко примыкает к эсерам. Там встречается с другим родным братом (младшим) и на пару братья Цвилинги идут грабить аптеку. Не повезло – их взяли с поличным.

При обыске у Мули чего только не обнаружили: деньги, патроны, паспортные бланки на разных лиц, талонную книжку с оттиском печати Комитета Томского Красного Креста (?), прокламацию с печатью тобольской революционной группы, а так же письмо от некоего коллеги-уголовника с докладом об ограблении омской телеграфной конторы.

В общем, терпению властей пришёл конец, и суд приговорил Мулю к смертной казни через повешенье. Но, как у каждого еврея, у него нашёлся родственник-адвокат, и в итоге Муля отделался тюремным сроком.

Вышел из тюрьмы Самуил Моисеевич Цвиллинг в 1912 году. Ему двадцать один год. Он женился на Софочке Кержнер. Через год у них родился сын, назвали его Лев. Семья перебивается случайными заработками и не сидит на месте, кочует из Екатеринбурга в Троицк, потом в Сатку. Цвиллинга призывают в армию и определяют в Челябинск в запасной полк.

На военной службе Шмуль вёл себя тихо. Но в январе 1917 года обратил на себя внимание местных социал-демократов. Те, в преддверии революции, остро нуждались в соратниках. И на них произвели неизгладимое впечатление Мулины рассказы о «революционных подвигах» в среде иркутских и томских большевиков.

В марте 1917 года ему впервые доверили выступить на митинге. Цвиллинг изо всех сил старался не повторить ошибок провалившейся агитации в среде томских рабочих. Крыл по матушке царскую власть, изрыгал лютую ненависть к офицерству громким, наглым голосом, переходящим на истошный крик. В общем, парализовал и заворожил толпу.

Это событие отразил на своём живописном полотне художник Р. Габриэлян «Выступление Цвиллинга у кинотеатра «Луч» (ныне это дом на современной улице Карла Маркса, 70).




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/irina-kostina-15811657/progulki-po-chelyabinsku-40148400/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Прогулки по Челябинску Ирина Костина
Прогулки по Челябинску

Ирина Костина

Тип: электронная книга

Жанр: Книги о путешествиях

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 26.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Я приглашаю вас прогуляться по моему родному городу Челябинску. Для кого-то это станет новым приятным знакомством. А для кого-то – возможностью взглянуть иначе на известный вам город. Даже если вы здесь родились и выросли, не отказывайтесь от приглашения. Идёмте с нами! Обещаю, будет интересно!

  • Добавить отзыв