Психосамозащита и антисглаз
Алексей Юрьевич Тихомиров
Эта книга посвящена вопросам самозащиты от психологических нападений – конфликтов, обмана, манипуляций и прочего. В ней описываются некоторые из наиболее распространенных видов психологических нападений и способы защиты от них. Помимо этого, данная книга содержит много другой полезной и интересной информации на заданную тему…
Психосамозащита и антисглаз
Алексей Юрьевич Тихомиров
Иллюстратор Алексей Юрьевич Тихомиров
© Алексей Юрьевич Тихомиров, 2024
© Алексей Юрьевич Тихомиров, иллюстрации, 2024
ISBN 978-5-4496-0640-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Существует множество причин, побуждающих одних людей психологически нападать на окружающих. Состояние поведенческой, энергетической и духовной войны, в которой находится большинство людей, порождено их глубокой неудовлетворенностью собой и жизнью. Из неудовлетворенности рождается агрессия, желание морально уничтожить обидчика и отшвырнуть в сторону конкурента. Огромное количество людей переполнено раздражением и злобой, часто возникающими без видимой причины, просто в силу перегрузки и неудовлетворенности. Энергия злобы и гнева ядовита, поэтому те, кто долго носят ее в своей душе, подавляя раздражение, часто заболевают. По этой причине люди, не умеющие сохранять равновесие и спокойно реагировать на жизненные препятствия, не допуская гнева, стараются побыстрее избавиться от неприятных эмоций, выплескивая их на окружающих – из своего внутреннего мира в чужой. У многих людей, когда они встречаются с сопротивлением своим планам со стороны людей и обстоятельств, возникает нетерпение. Желание немедленно получить результат побуждает их требовать от партнера по общению, или ситуации немедленного удовлетворения своих желаний. Малейшее препятствие вызывает у таких людей ярость и желание сбросить ее на того, кто, по их мнению, мешает получить желаемое, или просто попался под горячую руку. Нетерпеливому агрессору трудно остановить свой гневный импульс, идущий изнутри. Он не желает соблюдать принятые в обществе правила общения и высказывать свою претензию в корректной форме, смягчающей гневный импульс и превращающей возможное нападение в обычную фразу. Ещё одним фактором, побуждающим одних людей нападать на других, является слабость потенциальной жертвы. Многих агрессоров слабость оппонента не смягчает, а наоборот – побуждает к активным действиям, направленным на его уничтожение. Таких агрессоров не умиротворить своим смиренным видом…
+ Первый тип психоударов включает в себя все нападения эмоционального характера – это психоудары, предполагающие активный выброс агрессивной энергии: вспышки гнева и раздражения, наезды, обвинения, брань и ругань, хамство, оскорбления, насмешки. Другой вид эмоциональных психоударов наносится как бы исподтишка – нападающий при этом нередко выступает в одежде жертвы: жалуется на жизнь, просит, чтобы его вывели из состояния депрессии, ноет, ищет сочувствия, заражает эмоцией уныния, – то есть проявляет себя как энерговампир, выпивающий чужую силу. Эмоциональные психоудары, при их большой силе и количестве, разрушительно влияют не только на сиюминутное настроение человека, но и на его личность в целом. Они могут деформировать личность, отравить человека разрушительными психическими ядами. В немалой степени они воздействуют и на самооценку человека, снижая ее и лишая личность привычной уверенности. + Второй тип ударов основан на давлении, которое агрессор оказывает на свою жертву, с целью добиться от нее стратегических или тактических уступок, либо подавить ее волю. К таким психологическим приемам относятся: ультиматумы, шантаж, угрозы, приказы, внушения. Иногда волевое давление сочетается с воздействием на сознание, усыпления центра бодрствования и введением человека в состояние своеобразного транса, открывающего его психику, сознание и подсознание для внедрения любых программ, выгодных агрессору. + Третий вид психоударов носит ментальный характер. Его цель – сбить человека с толку, затемнить его понимание, навязать ему выгодные для агрессора выводы. Обман, ложь, блеф, сокрытие важной информации или, напротив, навязывание ему ненужной информации; переубеждение, основанное на деформации здравой логики и серьезном искажении истины – вот главные виды подобных ударов. Такие нападения не всегда ощущаются человеком, как резкий и болезненный удар. Амортизирующая оболочка лжи призвана смягчить болевой шок и спрятать яд за внешне привлекательной формой.
Общение предполагает непрерывный обмен «поглаживаниями»: информационными сообщениями, мыслями, переживаниями; эмоциональными сигналами, говорящими о симпатии или антипатии. Когда же одним из общающихся вместо поглаживания наносится психоудар, то волевой центр второго человека становится в позицию жертвы, которая должна уступить, уйти с дороги и сжаться. При удачном попадании такой психоудар: + нарушает в жертве чувство связи с центром собственной личностью; + выводит из психологического равновесия; + вызывает сознательные чувства агрессивной или депрессивной окраски, заставляя отождествляться с ними; + затемняет разум; + парализует способность давать достойный ответ на угрозу; + создает психофизиологический (мышечный) или психологический (эмоциональный) зажим, нарушающий гармоничные энергопотоки; + изменяет траекторию устремления воли жертвы; + вызывает ступор в общении и действиях; + растворяет чувство целостности личности, вводя в нее неподконтрольную агрессивно заряженную программу; + разбивает душевные силы и так далее.
Психологические агрессоры наносят по окружающим людям психоудары разных типов. *Вербальный удар – выражение негативных чувств через ссору, крик, визг, либо через словесные обращения к другим лицам, содержащие угрозы, проклятия и ругань. *Косвенный удар – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости в крике, топанье ногами и прочее. *Удар раздражения – склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости. *Удар негативизма – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов. *Удар обиды – проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то (или всем миром) за действительные или мнимые страдания. *Удар «чувство вины» – отношение и действия по отношению к себе (аутоагрессия) и окружающим, проистекающее и возможного убеждения человеком самого себя в том, что он «плохой», поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно. Этот удар применяется агрессором либо для самобичевания, либо для бичевания и клеймения окружающих.
Лучший подарок для агрессора – смущение или ответная агрессия. Не стоит делать психологическому врагу таких подарков. Прежде следует определить, чем вызвана данная агрессия. Она может быть причиной *раздражительности, неумения управлять своими эмоциями и выражать их приемлемым для окружающих способом. Оно связано с психологической невежественностью, безграмотностью, неумением видеть ситуацию общения со стороны. Другой причиной может быть *чувство собственной неполноценности и неверие в свою способность избавиться от нее. Чувствуя собственную ничтожность, такой человек не уважает себя. Не уважая себя, он не может уважать и других, общаться с ними по-человечески. Еще одна причина – *невыплеснутая агрессия. Враждебность часто обусловлена *изолированностью от окружающих, ощущением угрозы, идущей из внешнего мира и неспособностью освободиться от душевной боли. Такая агрессия является не признаком силы, а скорее свидетельством отчаянья. Разве будет довольный собой и своей жизнью человек кричать и оскорблять других? Самыми надежными союзниками в межличностных отношениях являются спокойствие, раскрепощенность, отсутствие лишнего напряжения. Они отражают любые неправленые в человека негативные воздействия. Когда враг обнаруживает, что напряженности и скованности нет, или их не удается усилить, то его атаки начинают ослабевать и сходят на нет…
*Психологические террористы – внешне вполне обычные люди, которых можно встретить везде – в магазинах, на улице, на работе и даже у себя дома. Независимо от того, кем являются эти люди для человека, их объединяет одно – общение с ними ухудшает его настроение, подрывает уверенность в себе и самооценку, оставляя неприятный осадок. Особенно обидно и неприятно, когда психотеррористами являются близкие люди – супруги, дети и близкие родственники. *Энергетические вампиры – люди, получающие радость и удовольствие и порции заряда своей «внутренней батарейки» от нанесения психологического ущерба другим людям. После атаки террористов «аккумулятор-настроение» человека, ставшего ее жертвой, сильно разряжается, и он погружается в депрессию, фрустрацию и подобное. Последствия таких нападений зависят от способности человека «подзаряжаться» и, конечно же, от его умения защищаться от «вампирских атак». Такое умение может помочь в сохранении здоровья не меньше, чем умение защищаться от хулиганов на улице. Состояние депрессии, фрустрации и стресса наносят здоровью человека весьма значительный вред. «Энергетический нокаут» обычно вызывается точными попаданиями вражеских психоударов в такие «уязвимые энергетические точки» человека, как чувство вины, жалости, страха, обиду, самооценку и подобное.
Методы работы психотеррористов довольно разнообразны. Кто-то строит из себя обиженного и нуждающегося в утешении, добиваясь этим от близких людей повышенного внимания и заботы. Другие внушают окружающим сомнение и страх: сомнение в людях или самом себе и своих способностях, страх перед мнимыми заговорами и угрозами. Третьи наносят свои энергетические удары с помощью оскорблений, унижений, критики, угроз, проклятий, сплетен, злых шуток и подобного. Энергетические вампиры, особенно использующие власть и страх, часто пытаются ослабить защиту человека, вызвав в нем чувство вины. Этим они, с одной стороны, подрывают веру человека в свои силы, а с другой – создают условия для того, чтобы «превознести» самого себя. Общаясь с террористом, человек испытывает тяжелые переживания – от внезапно возникающего чувства вины и приступов страха до гнетущего ощущения собственной незначительности, никчемности и ущербности. Лишенный под ударами этих врагов своей энергии, человек чувствует себя вялым и обессиленным, словно выжатый лимон.
Самыми известными в Психологии тактиками психотеррористов являются «Преследователь», «Спаситель» и «Жертва». «Преследователь» имеет целью укрепиться в ощущении своего превосходства над другими, обесценивая и обвиняя окружающих. «Спаситель» ищет доказательств собственного превосходства, обесценивая других и «помогая им», хотя в его помощи никто не нуждается. «Жертва» в процессе игры обесценивает и себя, и других, а также ищет подтверждения того, что ей не везет, к ней несправедливо относятся окружающие и подобное. Эта «троица» может придерживаться в психологических «боях» различных тактик. В качестве примера рассмотрим по две часто используемые тактики для каждого из трех психотеррористов. + Тактики «Преследователя»: «Если бы не ты…» – пользователи этой тактики пытаются убежать от ответственности, обвиняя других. «Ну что, попался, сукин сын?» – другая тактика «Преследователя», ищущего козлов отпущения. Он постоянно собирает улики, которые затем использует в качестве повода для нападок при удобном случае… + Тактики «Спасителя»: «Я только пытался помочь» – в этой тактике «Спаситель» пытается быть полезным, в то же время ища подтверждения тому, что в этом мире тщетно ожидать благодарности. «Что бы вы без меня делали?» – «Спаситель» убеждает всех в собственной незаменимости. Он не упускает случая взяться за выполнение новых поручений, следя за тем, чтобы их доверяли только ему, так как все другие справиться с ними, по его мнению, не способны… + Тактики «Жертвы»: «Пни меня!» – любимая тактика тех, кто провоцирует окружающих на приступы раздражения и гнева. При этом они могут беспокоить всех по пустякам, пускать нелепые слухи и не исполнять обещаний. «Да, но…» – любители этой тактики избегают принятия решений. Обращаясь к другим за советом, они потом объясняют, почему не могут последовать данному совету…
Человек, который из-за постоянных негативных мыслей, убеждений и ложных ценностей испытывает хронический энергетический голод, часто ищет себе дополнительные источники энергии, от которых начинает подпитываться. Таким «аккумулятором» может стать другой человек, какая-то идея, объект желания. Правда, такой способ получения энергии еще больше ослабляет энергетическую систему, делая ее зависимой от этого источника. Человек чувствует, что, как только исчезает «аккумулятор», он остается беззащитным. Человек начинает тратить свою личную силу на то, чтобы удержаться за этот источник энергии. Так формируется зависимость – одна из разновидностей энергетического вампиризма. Часто энерговампир питается из нескольких источников, дающих ему иллюзию силы. Алкоголизм и наркомания – это крайний случай энергетической зависимости. Бывают и другие источники ложной силы: деньги, социальный статус, власть над другими людьми и тому подобное.
Вместо развития своей личной силы и энергии люди пытаются найти себе «аккумулятор». Одного подпитывает окружение, другого – интернет, третьего – деньги, четвертого – сексуальные подвиги… Однако стоит такому человеку оказаться в условиях, не позволяющих ему поддерживать связь со своей «батарейкой», как он чувствует сначала дискомфорт, потом сильнейшее беспокойство, потом все возрастающее желание вернуть утраченный «источник», после чего наступают апатия, депрессия и болезненные ощущения. Последние являются свидетельством энергетического истощения, о котором человек даже не подозревает. На «подзарядку» и поддержание своего «аккумулятора» человек тратит личную силу (деньги, время, здоровье), причем со временем его аккумулятор выходит из строя, подобно обычной батарейке из бытовых приборов. При этом человек все меньше получает от своего «источника» удовлетворения (возвращенной энергии), в то время как сил на его поддержание уходит все больше. Через какое-то время уже не человек является вампиром, а его вышедший из строя «аккумулятор», которому он теперь вынужден «скармливать» свои энергетические ресурсы…
Часть 1. Конфликты и психологическое равновесие
Введение
Желания или мотивы позволяют человеку развить необходимую активность и деятельность. «Двигатели-желания» работают на полную мощность на «горючем – актуальных потребностях», уверенно продвигая человека по океану жизни. Реализация собственных целей дает ощущение полноты жизни, своей значимости и составляет основу для ощущения счастья в жизни. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. К мотивам относят целый комплекс явлений и состояний, вызывающих активность человека: потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и другое. Систематическая деятельность требует от человека усилий и терпения. Если она ему при этом неинтересна, то даже при отсутствии усилий, такая деятельность будет утомлять своей беспросветной скукой.
Сами интересы можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние интересы возникают из личностных потребностей. Стремление к творческой деятельности, общению, управлению людьми, интеллектуальным либо физическим нагрузкам – примеры внутренних мотивов. Когда человек может реализовывать все эти мотивы в деятельности, тогда последняя становится для него удовольствием, а он сам смотрит на жизнь с оптимизмом и легко преодолевает бытовые трудности. Иногда внутренние мотивы трудно понять. Когда человек не разобрался в мотивах, не видит способа их реализовать, или кто-то мешает ему это сделать, он испытывает серьезный стресс. Внутренний «аккумулятор-настроение» такого человека сильно разряжается под воздействием сигналов неудовлетворенности. В результате все это приводит к хронической усталости, серости и безнадежности существования.
Внешние интересы определяются не столько самим человеком, сколько социальной средой, в которой он находится. В этом случае мотивы формируются под влиянием окружения и связаны с заработком, престижем и так далее. Часть таких мотивов связана с получением поощрения («пряник») – денег, должности и подобного. Другая часть связана с наказаниями, которых человек стремится избежать («кнут») – критика, моральное осуждение и прочее. С точки зрения психологии внутренние мотивы важнее внешних, поскольку именно благодаря им возникает ощущение личного успеха. Внешние мотивы тоже ведут к успеху, но его качество зависит от того, как он будет оценен другими. В ситуации, когда человек занимается малоинтересной работой, негативная внешняя оценка может сильно его травмировать. Когда же есть опора на собственные мотивы, положительная оценка окружающих становится более приятной, а на отрицательную легче вообще не обращать внимания.
Психоэнергетическая стабильность – это способность поддерживать оптимальный заряд своей «аккумуляторной батареи» – настроения, не перезаряжая и не разряжая последнюю сверх нормы. Как первое, так и второе негативно сказывается на здоровье человека. Психоэнергетическая стабильность включает в себя: стойкость, стабильность и сопротивляемость. *Стойкость – способность противостоять трудностям и сохранять веру в себя в состояниях фрустрации и постоянный, достаточно высокий уровень настроения. *Стойкость ярко проявляется в преодолении трудностей. Это уверенность в себе, своих возможностях, способность к эффективной психической саморегуляции. *Стабильность (уравновешенность) проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться к любым условиям. Но стабильность не следует понимать как некую застылость, косность, автоматизм. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности. Снижение устойчивости приводит к тому, что острые ситуации (испытания, трудности, потери) человек преодолевает с негативными последствиями для психического и соматического здоровья. Важным условием психологической устойчивости является соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне. Ощущение благополучия, радости и счастья с одной стороны и переживание неудовлетворенности достигнутым, собственного несовершенства, грусти и страдания – с другой, дополняют друг-друга. Без сбалансированной зарядки – разрядки нашей «аккумулятора – настроения» едва ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности. Снижение стойкости и уравновешенности приводит к возникновению негативных состояний (стресса, фрустрации, неврастенических, депрессивных или близких к ним состояний). *Сопротивляемость – устойчивая способность противостоять тому, что ограничивает свободу человека как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшим аспектом сопротивляемости является личностная самодостаточность, как свобода от зависимости (алкогольной, игровой и прочей.)
Для большинства людей характерно стремление развивать себя, проявлять свои силы и способности в практической деятельности. Чем удачнее человек это делает, тем более он здоров, счастлив и благополучен. Удовлетворять высшие потребности не менее, а зачастую – более важно, чем повседневные нужды. К высшим относят потребности в близких отношениях, признании, уважении, умение понять и почувствовать свое место в жизни, выжить в трудных условиях, достичь поставленных целей и другие. Для развития своей личности нужно научиться планировать успех и достигать его. Надо учиться понимать себя и принимать полностью, – со всеми достоинствами и недостатками, а также всегда и везде сохранять уверенность в себе, ценить себя как личность. Осознавать смысл своей жизни – значит понимать связь того, что ты делаешь в настоящее время, с главными целями своей жизни, видеть связь с собственными жизненными ценностями. Ощущение счастья не может быть определено как цель, к которой человек стремится, а является сопутствующим явлением, которое сопровождает достижение цели. Отсутствие, или потеря смысла жизни компенсируется неумеренной жаждой удовольствий, секса, алкоголя и наркотиков, стремлением к власти и подобным. Вся жизнь построена на том или ином равновесии и взаимосвязи противоположных сил, состояний души и тела. Удовольствие всегда граничит с недовольством по какому-нибудь поводу, радость сменяется печалью, за печалью и грустью вновь приходит веселье. Затянувшийся праздник перестает радовать. Ни сплошная радость, ни постоянный «кайф» невозможны. Стремление к ним разрушительно для личности. Подлинную радость может доставить лишь собственный труд и усердие…
Психологическое равновесие
Двумя «ногами», на которые опирается психологическое равновесие человека являются: 1) самооценка и отношение к самому себе; 2) оценка окружающих (-щего) и отношение к ним (к нему) (рис 1). В устойчивом положении «стоя на обеих ногах» (а) человек находится в позиции Я+Они+. При появлении отрицательного отношения к окружающим или к себе (Я+Они-, Я-Они+), человек теряет устойчивое психологическое равновесие, ведь ему в этих случаях приходится опираться только на одну «психическую ногу» (б). Отрицательное же отношение к себе и к окружающим (Я-Они-) полностью лишает человека психологической опоры, вынуждая упасть (в). Лишенный устойчивого положения человек становится слабым и уязвимым для психологических ударов агрессора и другим негативным воздействиям извне. Позитивный образ себя и окружающих играет большую роль во взаимодействии человека с окружающими. В начале жизни все люди придерживаются позиции Я+Они+, непредвзято глядя на себя и окружающие явления. Находясь в это время в позитивном окружении и при удовлетворении своих нужд, повзрослев, человек сохраняет данную позитивную жизненную позицию в качестве основной. Он смотрит на мир позитивно, верит в себя и других людей, стремится к саморазвитию, открыт идеям окружающих и готов экспериментировать. Такой человек умеет признавать как свои, так и чужие ошибки, позволяет себе свободно выражать любые чувства и эмоции, не изменяя при этом своим позитивным взглядам и установкам. В позиции + + человек воспринимает себя победителем в окружении других победителей и проявляет уважение к себе и окружающим.
рисунок 1 (1)
Позиция Я-Они+ связана со склонностью к депрессии. Людей в ней часто охватывает состояние печали или тревожности, преследует чувство вины. Люди с такой позицией редко решаются выражать собственное мнение или требовать что-либо, боятся авторитетов и позволяют другим получать желаемое за свой собственный счет. В позиции – + человек считает себя проигравшим в окружении победителей. Он не верит комплиментам в свой адрес и болезненно относится к указаниям на свои слабости. Когда в жизни такого человека возникают проблемы, он стремится убежать от них, чувствуя себя неадекватным. Позиция Я+Они— представляет собой форму защиты от ощущения Я-. Люди с такой позицией считают, что все вынуждены делать сами, поскольку не доверяют своему окружению. В позиции + – человек находит других людей совершенно не нужными, а порой даже опасными, предпочитая не иметь с ними дела. Подозрительность побуждает его к постоянному контролю над ситуацией и становится причиной стресса. Жизнь такого человека – постоянная битва, так как выиграть можно, только если другие проиграют. Такая установка неизбежно приводит ее обладателя к той или иной степени агрессивности.
рисунок 1 (2)
Позицию Я-Они- человек обычно занимает после переживания в детстве негативных событий, в результате которых для него как он сам, так и окружающие утрачивают всякую ценность. Позиция – - порождает безнадежность – «ничего не имеет значения и ни у кого нет шанса на успех». Люди с такой позицией ко всему безразличны, безответственны и непунктуальны, имеют дефицит выдержки и уважения к себе. Чувствуя себя беспомощными и безвольными, они становятся проигравшими среди других проигравших. Такая позиция распространена среди заключенных тюрем и пациентов психбольниц. Кроме того, эта позиция может стать ответом на тяжелую жизненную ситуацию. В этом случае безразличие принимает форму ухода от любых обязательств, откладывания на потом и нарушения договоренностей. В обычных обстоятельствах люди периодически переходят из одного состояния в другое. Основное состояние, управляющее поведением человека, особо ярко проявляется в его личной жизни, а также в стрессовых и кризисных ситуациях. За разрушительным и неадекватным поведением практически всегда стоит негативная жизненная установка. Люди с негативной жизненной позицией часто переключаются с + – на – + в различных ситуациях.
рисунок 1 (3)
Оценка себя и других
Общественное мнение оценивает личные качества человека: умный, глупый, хитрый, красивый и прочее; определяет отношение общества к его личности: уважаемый, не пользующийся уважением, приятный, неприятный и подобное; дает оценку его материальному положению. Кроме этого, каждый человек участвует в создании своих оценок и желает иметь определенную оценку в общественном мнении. В той или иной мере любой из нас чувствителен к суждению о нем и реагирует на мнение других людей о себе и своем положении в глазах общества. В одних отношениях мы ставим себя выше, а в других – ниже окружающих. Такое наше отношение к другим может носить интеллектуальный характер, но чаще возникает в виде эмоциональных реакций, связанных с интеллектуальными процессами. К ним относятся такие эмоции, как гордость, тщеславие, чувство собственного достоинства, обида и другие. Под влиянием условий существования в человеческом обществе развивались два ряда реакций. + Одни – связанные с сознанием своего превосходства и со стремлением себя возвысить: гордость, заносчивость, чванство, самомнение, хвастовство, самолюбие, чувство собственного достоинства. + Другие же порождались сознанием бессилия: забитость, робость, боязливость, неуверенность в себе, чувство покорности, самоуничижение, угодничество, заискивание. В разных классах общества, в разные исторические отрезки времени вызывались и культивировались разные реакции. Чувство превосходства связывается не только с властью или богатством. Человек может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных областях жизни – может гордиться успехами в искусстве, науке, творчестве и других сферах. Люди, достигшие выдающихся успехов в области литературы, музыки и науки, получают основания для гордости. Гордость может не проявляться в виде грубого «зазнайства», а лишь менять внешние проявления и характер внутренних переживаний человека.
+ Другая эмоция – тщеславие. Тщеславному человеку важно не то, что он есть на самом деле, а то, каким он кажется со стороны. Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем он реально стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете и избегает ситуаций, где он мог бы произвести отталкивающее впечатление. Это ведет к двуличию: одно лицо для посторонних, другое – для своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на «официальное» лицо, лицо для других. Лживое, корыстное сокрытие своих истинных свойств называется лицемерием. Похвала и порицание – сильнейшие орудия воздействия социальной среды на своих членов. Общественное мнение регулирует поведение своих членов. Они оказываются, таким образом, в зависимости от него, становясь, в той или иной мере, его рабами. Мысль «что скажут?» получает иногда парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку. Гордый человек, как правило, тоже очень чуток к мнению других. Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных классах и слоях общества стоит в связи с жизненной ситуацией, сложившейся на данный момент в этом классе.
Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек «козыряет всеми своими козырями» и испытывает радость при удаче. Он гордится, достигнув видного места, (независимо от того, какими путями оно получено), кичится своим знакомством с людьми, высоко стоящими во мнении общества, а также: своим голосом, умом, остроумием, своими знаниями и так далее. При этом тщеславный человек не только испытывает радость, принимая эти факты как доказательство своей значимости, но также радуется своему превосходству над другими. Если такой человек не может достичь превосходства над другими в чем-нибудь большом и серьезном, то он найдет предлог, чтобы чем-нибудь да гордиться. Тщеславие и стремление к превосходству может проявляться и в завуалированной форме. Чтобы завоевать симпатию окружающих, тщеславные люди могут быть ласковы, любезны, предупредительны, вызывая этим мнение, что они являются людьми с большим социальным чувством. Тщеславие оказывает влияние на выбор профессии и постановку жизненных целей и прочее. Неудача врага или соперника при этом может восприниматься как личная удача. Такие люди всегда готовы обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не позволяет им быть объективными. Такие люди не только критикуют конкретных людей, но часто относится критически к людям вообще, и судят о них свысока. Тщеславное чувство превосходства может находить разнообразные проявления. Самообман – один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и чувство уверенности в себе. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от условий социального существования и индивидуальных условий развития конкретного человека и связано с его интеллектуальным и моральным развитием. Оно столь же исторически изменчиво, как и гордость. Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою собственную личность обеспечивает успех лести. Каждый человек в какой-то мере самолюбив и ему приятно, когда что-то говорит о его ценности и возвышает в своих и чужих глазах. Тот, кто идет навстречу этой потребности, делается приятным, как человек, приносящий радость, в то время как неприятная «правда глаз колет». Так как успех лести вырастает на почве тщеславия, то понятно, почему тщеславные люди наиболее легко ей поддаются.
Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к ответному «оскорблению действием» или к более тяжким последствиям. Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции, а оставаться затаенной и постепенно изживаться или вести не к вспышке гнева, а ряду обдуманных разнообразных действий, в том числе к мести. Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек с повышенным чувством собственного достоинства, конечно, более обидчив, он видит и подозревают обиду там, где и не предполагалось причинить ее. Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих людей и достижения индивида. С ее помощью человек оценивает самого себя, свои возможности, качества и место среди других людей. Самооценка является ядром личности, регулирующим ее поведение. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, то есть уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к неправильной самооценке, что приводит к неадекватному поведению личности. Могут возникать эмоциональные срывы, повышенная тревожность и прочее.
Многие люди не умеют, не способны «оценивать себя сами» и невольно ждут для себя оценки окружающих. И соответственно, сами себя оценивают по принципу «что скажет большинство окружающих». Даже, несмотря на то, что эти оценки могут быть вопиюще необъективными. Формируя «собственную оценку себя», полезно в первую очередь разделять «область всей своей жизни» на маленькие отдельные области с более-менее общими критериями, и в каждой из них буквально формировать отдельную самооценку. Физически нельзя быть в жизни «отличником по всем предметам». Многочисленные области приложения сил имеют разные «критерии оценок». По этой причине адекватность «оценки себя самого самим собой» – не в том, чтобы стремиться уметь все, а в том, чтобы объективно оценивать себя в каждой области. Разумеется, где это можно измерить цифрами (тем же размером зарплаты, после вышеназванного собственного соотношения требуемых на работе качеств и ваших личных особенностей и умений) – там это будет объективнее. Но есть такие области, где подобную «оценку самому себе» поставить очень сложно. И те, кто ее все же в такой области себе ставит – как правило, ошибаются, как в нижнюю, так и в высшую сторону.
Итак, не стоит выводить себе в жизни «итоговый средний балл». Всегда, в любой момент жизни, когда вам понадобится обратиться к вашей самооценке, следует исходить из критериев конкретной ситуации. А из этого фактически следует, что самооценку сложно (и практически нельзя) формировать «раз и навсегда» или, по крайней мере, «раз и надолго». Часто социум внушает человеку оценку внешнюю, причем такую, которая ему не соответствует. Но человек этот настолько внушаем, настолько не умеет, не может, или не желает пользоваться собственной логикой и прагматизмом, что бесспорно принимает эту внешнюю оценку за свою собственную и живет с ней далее, несмотря ни на какие внешние изменения. Да и к слову сказать – если нет стимула к этим изменениям, если человек с этой самой внешней оценкой смирился – откуда взяться изменениям? Ведь внешние социальные оценки подчас довольно ригидны (то есть – плохо поддаются изменениям, спровоцированным новыми ситуационными условиями), и если сам себя не станешь переоценивать адекватно, то никто этим извне заниматься не станет.
То же самое и с завышенной самооценкой. Внешний социум (самый первый – семья, родители, мама) выставляет такой личности оценку более чем завышенную, иногда тоже ради удовлетворения собственных потребностей и повышения собственной «самооценки». А самому ребенку подобное переоценивание чаще всего приятно, и он ничего не стремится делать, чтобы как-то этой оценке соответствовать. Более того, он может факта явного переоценивания вообще пока не видеть – именно потому, что самостоятельных критериев оценивания и восприятия себя у него пока нет, как нет и потребности их развивать и ими пользоваться. Раз мама сказала, что он самый умный, сильный и красивый – так оно и есть, и не о чем беспокоиться. И сколько трагедий бывает тогда, когда такой любимец семьи идет в другой социум (в детсад или школу), где ему уже никто за красивые глаза завышенных оценок не поставит. А сам себя оценивать он не умеет. И при столкновении «с жестокой реальностью» сплошь и рядом бывает так, что «завышенная самооценка» резко сменяется на «заниженную». И в чем в более позднем возрасте произошла такая серьезная психотравма – тем ее последствия сильнее выражены. Поэтому, отделяя самооценку от оценок внешнего социума, следует помнить, что внешняя оценка всегда необъективна. Хотя бы потому, что есть оценка одного социума, другого, третьего… На всех, как известно, угодить невозможно.
При формировании самооценки есть опасность подмены части личных критериев (а то и всех) критериями общественными. И тогда получается то, что мы не раз называли «списочным счастьем»: «Вот стану я директором банка, – тогда я буду себя ценить». Или «Вот выйду я замуж, – тогда я буду себя ценить». И то, что эти жизненные вехи подчас навязываются извне, а не являются вашими собственными – незаметно. Опасность подмены собственных оценок навязанными извне существует больше у тех людей, которые не слишком прагматичны, достаточно внушаемы и сильно зависимы от «общественного мнения». Занижение собственной оценки тем вероятнее, чем меньше у личности в жизни так называемых актуальных социальных ролей. Иными словами – чем меньше тех самых различных маленьких областей, в каждой из которых есть смысл формировать отдельные самооценки. Например, если мужчина воспринимает себя только как «добытчика денег», то неспособность его к тем или иным финансовым операциям будет восприниматься им самим как крах всей жизни вообще. Несмотря на то, что есть еще много других областей, в которых этот человек мог бы достичь существенных высот, для него эти области неактуальны, он их не видит и не воспринимает свое в них участие, как нечто серьезное. Так что сложно ждать адекватной самооценки от личности, которая стремится оценивать себя только в одной конкретной области. Особенно (что бывает довольно часто) если именно в этой области человек не слишком успешен, потому что эта область не слишком адекватна его собственным личностным способностям и интересам (как часто бывает, когда выбор именно этой одной области для реализации продиктован извне). Наиболее адекватная самооценка формируется там, где у личности имеется достаточно разумного эгоизма для формирования себе адекватных критериев для собственной оценки. По крайней мере, адекватная самооценка – это та, при которой временные кризисы не приводят к обрушению всей самооценки (а точнее – САМОВОСПРИЯТИЯ).
Психологические войны
Человеческое стремление защищать свою территорию носит сложный характер и выражается в потребности обеспечить себе как собственную территорию, так и победу собственных представлений о реальности. Людские инстинкты связаны с разнообразными ценностями и часто несовместимы даже в рамках одной культуры. Людям предоставлен свободный выбор форм выражения своих территориальных чувств. Можно объявить войну, заняв позицию Я+Ты-, а можно выбрать позицию Я+Ты+ и направить свои усилия на ведение переговоров в духе победитель-победитель. Последнее позволяет культивировать свою уникальность и гордиться своими достижениями в обстановке мира и спокойствия. Невозможно искоренить территориальные инстинкты людей, но выражать их в форме конфликта – дорого, неэффективно и бессмысленно. Человек с детства сталкивается с таким явлением, как конфликт. В это время данное понятие обычно заменяется словами «спор», «ссора» и так далее. С этими понятиями у большинства людей связаны не самые приятные ассоциации. Однако следует признать, что конфликт сопровождает человека на всем протяжении его жизни. Все люди настолько разные, что избежать периодического выяснения отношений практически невозможно. Конфликт – отнюдь не однозначно негативное явление. Если бы новое не вступало в противоречие (конфликт) со старым, остановилось бы развитие человечества и сама жизнь. Конфликт часто стимулирует положительные изменения в отношениях между людьми и организациями. Другое дело, что и в этом случае он болезненно переживается его участниками, поскольку задеваются их личные интересы, а польза от конфликта не всегда осознается сразу.
Конфликт – столкновение противоположно направленных тенденций в психике человека: целей, интересов, позиций, мнений и так далее. Конфликт включает в себя пять основных элементов. 1) Предмет конфликта («Яблоко раздора») – то, из-за чего возникает конфликт. Это может быть как любой материальный объект, так и нематериальные ценности. 2) Конфликтующие стороны, числом не менее двух. Исключение – внутриличностные конфликты. В то же время в конфликтах могут участвовать малые и большие группы людей. Кроме непосредственных участников в них зачастую принимают участие третьи лица: консультанты, сторонники, сочувствующие, подстрекатели, миротворцы, случайные жертвы. 3) Мотивы конфликта – внутренние силы и побуждения, подталкивающие людей к конфликту (мотивы выступают в форме интересов, целей, идеалов, убеждений и т.п.). В их основе лежат потребности людей. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными, но в любом случае они определяют отношение человека к важным для него вещам. 4) Видение конфликтной ситуации ее участниками. Несовпадение представлений выступает толчком к выяснению отношений. 5) Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг-другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Начинается конфликт с конфликтной ситуации. Последняя складывается тогда, когда накапливаются противоречия между взаимодействующими людьми и объективно создают почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация не обязательно сразу выливается в конфликт. Иногда она может сохраняться месяцами и даже годами. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим повод, в качестве которого выступает инцидент – внешне открытое столкновение (противоборство) сторон, происшедшее впервые.
На создание конфликтных ситуаций обычно влияют две основные группы факторов: 1) ситуативные – усталость, перенапряжение, фрустрация и подобное; 2) личностные (индивидуальные психологические характеристики) – несдержанность, агрессивность, чрезмерная общительность, навязчивость и прочее. Эти личностные характеристики в различных сочетаниях обусловливают то, что проявляется в поведении как стремление решать проблемы именно конфликтным путем. Иногда причина конфликта лежит в отрицательных особенностях характера личности: завышенном самомнении, высокомерии, пренебрежительном отношении к другим людям, отсутствие чувства юмора, навязчивости, грубости. К особенностям личности, в существенной степени провоцирующим конфликты с окружающими, относится агрессивность. Последняя может быть реализована в физической и вербальной форме, проявляться прямо и косвенно, быть направленной на других и на себя, выглядеть как раздражительность, подозрительность или обида. В процессе своего развития конфликт проходит шесть основных стадий:
1) Предконфликтная стадия, когда уже существуют предпосылки для конфликта и напряжение между его потенциальными участниками, которое пока не выливается в открытое конфликтное столкновение. Такое положение может сохраняться довольно долго.
2) Стадия инцидента – это повод, с которого, собственно, и начинается конфликт. Инцидент – это первая открытая стычка участников конфликта, его завязка. Является следствием переполнения «чаши терпения» одной или обеих сторон. На этом этапе конфликт может закончиться, если стороны договорятся, или расстанутся навсегда. Если же нет, то за инцидентом следует стадия развития (эскалации).
3) Стадия развития (эскалации). Развитие конфликта может быть непрерывным, с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и волнообразным, когда напряженность то усиливается, то спадает. Периоды активной конфронтации при этом сменяются временной нормализацией отношений.
4) Стадия кульминации наступает тогда, когда развитие конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, приносящим серьезный ущерб, как их собственным интересам, так и делу, которое их связывает, общности людей, к которой они принадлежат. Кульминация – высшая точка развития конфликта, когда становится очевидной острая необходимость нахождения решения, выхода из конфликта, пока тот не привел к непоправимым последствиям. Эскалация не обязательно завершается кульминацией. Зачастую участники конфликта пытаются погасить его, не доводя до нее.
5) Стадия завершения. На стадии завершения участники конфликта достигают согласия в отношении предмета конфликта, то есть договариваются о том, что и на каких условиях получит каждый из них. При этом не все участники конфликта могут оказаться удовлетворенными результатами такого завершения, что впоследствии обычно приводит к новому витку возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов.
6) Постконфликтная стадия. Конфликт всегда оставляет отпечаток на психике человека, как говорят – в его душе. Он также влияет на дальнейшее развитие событий, на характер и особенности протекания индивидуальной и совместной деятельности людей. Последствие конфликта может быть как деструктивным, негативным и отрицательно сказывающимся на жизни и деятельности участников конфликта, а может быть и конструктивным, способствующим перемене дел к лучшему. Но, к сожалению, очень часто конфликт разрешается деструктивным путем. При этом наблюдается: + стремление к расхождению исходных позиций; + стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; + обострение конфликта; + желание уйти от исходной проблемы; + болезненные формы разрешения конфликтной ситуации.
Профилактика конфликтов
Деструктивное разрешение конфликта обычно имеет три негативных следствия. 1) Даже если кажется, что вы выиграли, а другая сторона проиграла, на самом деле это далеко не всегда так. Чаще всего страдают обе стороны. 2) Взаимоотношения в будущем становятся напряженными, переживается чувство негодования и обиды, хотя бы одной из сторон. При этом участник, чувствующий себя проигравшим, нередко обвиняет себя в том, что неумело вел себя в конфликте, а потому и проиграл. Это снижает его самоуважение и самооценку. 3) Неспособность разрешить межличностные проблемы к взаимному удовлетворению приносит вред обоим участникам, потому что не только не дает возможности разрешить содержательные проблемы между сторонами, но и отрицательно влияет на здоровье конфликтующих.
Чтобы не дойти до третьей стадии конфликта, не следует вступать на путь, который к ней ведет. Для этого нужно соблюдать семь основных рекомендаций. 1) Не придираться к людям по пустякам. Каждый человек имеет свои недостатки, а конфликт не стоит того, чтобы тратить на него время и здоровье. 2) Не нужно пытаться переделывать взрослых людей. Не стоит тратить на это время и силы, поскольку взрослый человек практически не поддается радикальной переделке. Приспособить людей друг к другу, к общим целям и задачам – вот куда более реальный и выгодный путь бесконфликтного развития деятельности и отношений. 3) Будьте осторожны с критикой в адрес других сами и контролируйте процесс высказывания критических замечаний людьми по отношению друг к другу. Одного желания критиковать недостаточно. Это нужно уметь делать так, чтобы минимизировать возможность возникновения конфликтов на этой почве. 4) Создавайте вокруг себя позитивный настрой: хвалите людей, будьте благодарны за оказанные вам внимание и услуги. 5) Проявляйте внимание к людям и событиям их личной жизни, но делая это тактично и ненавязчиво. 6) Избегайте ситуаций дефицита информации по жизненно важным для людей вопросам. Это порождает нервозность в отношениях между людьми, создавая благоприятную почву для возникновения конфликта. Чтобы его спровоцировать достаточно любого повода (инцидента). 7) Попытаться устранить предмет конфликта («яблоко раздора»), если конфликт находится пока еще на самой ранней стадии развития.
Иногда бывают ситуации, когда есть смысл в стимулировании конфликта. Последнее оправдано, прежде всего, по отношению к конструктивным конфликтам. Средства здесь могут использоваться самые разные: вынесение проблемного вопроса для обсуждения, критика сложившейся ситуации и так далее. Также стимулирование конфликта может применяться, когда конфликтная ситуация достигла критического уровня и в любой момент может выйти из-под контроля. В этом случае желательно «вскрыть нарыв», искусственно создав инцидент и разрешив конфликт к взаимному удовлетворению сторон.
Урегулирование конфликтов
Как бы человек ни старался понравиться окружающим его людям, как бы ни старался им угодить, какими бы положительными качествами не обладал, конфликты все равно будут преследовать его всю жизнь. Они неизбежны дома, в учебном заведении, на работе и так далее. Поэтому разумные люди хоть и пытаются минимизировать число конфликтов в своей жизни, но прекрасно понимают, что не менее важно уметь выходить из них и разрешать возникающие конфликты с минимальными затратами и негативными последствиями. Существует три основных принципа, которыми можно руководствоваться при разрешении конфликтов. 1) Принцип «мы оба неправы». Когда один из участников конфликта принимает на себя часть ответственности за возникший конфликт, другому значительно легче признать свою долю вины. При этом анализ своего поведения, пусть и поверхностный, позволяет участникам конфликта внести коррективы в дальнейшее поведение и избежать осложнений. Но позиция «мы оба по-своему правы» – это вовсе не то же самое. Конфликт при этом только затушевывается и через некоторое время возникает вновь. 2) Принцип гуманности «мы оба – люди» ориентирует участников конфликта на высшие человеческие ценности, призывает их исключить из обращения грубость, оскорбления, личные выпады и подобное. В то же время он имеет и извинительный характер: «Мы оба люди, поэтому можем не сдержаться, можем быть неправы, так как у каждого человека есть слабости и недостатки». От такой позиции в конфликте легче придти к его разрешению. 3) Принцип временной дистанции «нужно остыть» учитывает, что в запальчивости и эмоциональном возбуждении конфликтующие могут зайти так далеко, что окажутся не в состоянии достойно выйти из конфликта.
Выяснение отношений должно происходить в наикратчайшее время после возникновения конфликта, «по горячи следам». Тот из участников конфликта, кто выступает инициатором конструктивного спора, должен хорошо представлять себе, что он намеревается достичь: устранить возможность повторного возникновения конфликта; добиться извинения со стороны второго участника; попытаться понять его позицию и так далее. Во время «рационального скандала», или конструктивного спора, стороны должны строго следовать приемам честной игры. Нельзя, например, использовать аргументы, которые преследуют цель задеть другого, обидеть его. К таким запрещенным приемам относится, в частности, подчеркивание физических особенностей и недостатков противника (пол, возраст, рост, вес, цвет волос, заикание, картавость, дефекты зрения, слуха и так далее). Еще один запрещенный прием – «препирание к стене», то есть создание ситуации, из которой противник не может найти достойного выхода и остается абсолютно побежденным и раздавленным. Не видя возможности проиграть достойно, признать свою неправоту в конфликте, не уронив при этом своего достоинства, человек будет, из принципа, сопротивляться до конца. Категорически запрещается припоминать старые, уже улаженные конфликты, в которых были очевидны ошибки или вина другой стороны. В этом случае срабатывает механизм «маятника». Противник, в свою очередь, вспоминает какой-нибудь другой случай, где все наоборот, и так далее. Ситуация при этом начинает вновь «накаляться» с каждой новой репликой. Также не следует нападать на людей или принципы, имеющие для противника особую ценность. К запрещенным приемам относится использование широких обобщений, типа «ты никогда и ни в чем не…». Они не имеют смысла, так как хотя бы один случай, когда человек это все же делал, обязательно найдется, а обвинение приобретет безосновательный и оскорбительный характер. Выясняя отношения в конфликтной ситуации, следует быть максимально конкретным и не уводить разговор в плоскость философствования и глобальных обобщений. Также нельзя угрожать последствиями, которые не равны провинности.
Тактика и стратегия
В любом конфликте каждый из его участников оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что Я выиграю?», «Что Я проиграю?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника?» и так далее. На основе этого он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер. Для эффективного решения проблемы нужно выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом свой собственный стиль, и стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. Можно выделить пять таких основных стилей. Они связаны с общим источником любого конфликта – несовпадением интересов двух и более сторон. Стиль поведения человека в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой он хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если реакция человека пассивна, то он будет стараться выйти из конфликта, если она активна, то он примет попытки разрешить его. Такие оценки можно сделать для всех сторон, участвующих в конфликте. Правый сектор «психологического креста» на рисунке 2 относится к совместным действиям. Если человек предпочитает совместные действия, то он будет пытаться разрешить конфликт вместе с другим человеком, или участвующими в нем людьми. Если же человек предпочитает действовать индивидуально, то он будет искать свой путь решения проблемы или уклонения от ее решения (левый нижний сектор «психологического креста»). В центре находится стиль компромисса, который в равной мере включает в себя кооперативное и индивидуальное, а также пассивное и активное поведение. Каждый человек обычно пользуется одним из этих пяти стилей, хотя в определенных условиях может отдать предпочтение другому стилю. Некоторые стили наиболее эффективны при разрешении конфликтов определенного типа.
рисунок 3
+ Стиль конкуренции (соперничества). Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Такой человек старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы, в ущерб интересам других, вынуждая их принимать устраивающие его решения проблем. Это может быть эффективным стилем в том случае, когда человек обладает определенной властью: он знает, что его решение или подход в данной ситуации правильны, и имеет возможность настаивать на них. Человек, использующий данный подход может быть не очень популярным, но он завоюет сторонников, если результат окажется положительным. Однако, при желании завоевать популярность и хорошие отношения со всеми, этот стиль поведения использовать не следует.
+ Стиль уклонения (избегания). Реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы, или просто уклоняется от разрешения конфликта. Этот стиль можно использовать, когда проблема не очень важна для человека, и он не хочет тратить силы на ее решение, или чувствует безнадежность положения. Также этот стиль рекомендуется, когда человек чувствует себя неправым или противник обладает большей властью. При этом нужно попытаться сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт, – изменить тему, выйти из комнаты и тому подобное. При этом человек уходит от проблемы, игнорируя ее и перекладывая на другого ответственность за ее решение, добиваясь отсрочки этого решения и тому подобное. Этот подход также может быть полезным, если человек пытается принять решение, но не знает, что нужно делать, а на поиск решения есть достаточное количество времени. Вместо того, чтобы создавать напряженность, можно позволить себе роскошь отсрочки и сознательно уклониться от немедленного выбора. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда человек чувствует, что не располагает достаточной информацией для решения конкретной проблемы.
+ Стиль приспособления означает, что человек действует совместно с противником, не пытаясь отстаивать свои интересы. Человек может использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для него самого. Этот стиль полезен также в ситуациях, когда человек не может одержать верх, поскольку противник обладает большей властью. Используя этот подход, человек отодвигает свои интересы в сторону, что может быть уместным в случаях, когда его ставка на удачное разрешение проблемы не слишком велика. Если при этом человек считает, что уступает в чем-то важном для него, чувствуя в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае неприемлем. Его лучше использовать тогда, когда человек, немного уступая, теряет мало. Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонение. Однако основное отличие состоит в том, что человек действует вместе с противником; он участвует в ситуации и соглашается делать то, чего хочет оппонент. Когда же применяется стиль уклонение, человек не делает ничего для удовлетворения интересов оппонента, а просто отталкивает от себя проблему.
+ Стиль сотрудничества. Следуя данному стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но стараясь при этом сотрудничать с оппонентом. Этот стиль требует больших усилий по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку человек сначала «выкладывает на стол» нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждает их. Однако, если у человека есть время, а решение проблемы имеет для него важное значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон. Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определить источник неудовлетворенности. Иными словами, для успешного использования стиля сотрудничества, необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд обеих сторон, чтобы разработать способы удовлетворения их истинных желаний. Понимая, в чем состоит причина конфликта, его участники имеют возможность вместе искать новые альтернативы, или вырабатывать приемлемые компромиссы. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако оно позволяет найти наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.
+ Посередине находится стиль компромисса. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, а другая сторона делает то же самое. Иными словами, участники конфликта сходятся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Стороны при этом обмениваются уступками и торгуются для разработки компромиссного решения. Такие действия могут немного напоминать сотрудничество, однако компромисс достигается на более поверхностном уровне, по сравнению с сотрудничеством. Участники конфликта при этом не ищут скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Они рассматривают только то, что говорят друг-другу о своих желаниях. Стиль компромисса наиболее эффективен в случаях, когда участники конфликта желают одного и того же, но знают, что одновременно для всех это невыполнимо. Следовательно, придется вырабатывать некий компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках. Целью же сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Важно понять, что каждый из перечисленных стилей эффективен только в определенных условиях и не может быть выделен, как самый лучший. В идеале человек должен уметь эффективно использовать каждый из них. Учитывая обстоятельства, наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом характера. Предпочитать одни стили другим – естественно, но жесткое предпочтение может ограничить возможности по разрешению конфликта. Если человек отмечает для себя, что предпочитает не применять какой-то стиль, или чувствует себя некомфортно при его применении, то ему полезно развивать способность по его применению.
Часть 2. Защита от тайного принуждения
Введение
Совокупность понятий, используемых для обозначения способов и проявлений тайного принуждения человека, можно разделить на три основные группы. *В первую группу включить понятия, в основном, сформировавшиеся и используемые в повседневном языке. *Во вторую группу включить понятия, сформировавшиеся и используемые в практике социального управления. *В третью группу включить понятия, разрабатывающиеся и используемые в научных исследованиях. Вполне очевидно, что некоторые из понятий могут использоваться в различных областях и таким образом как бы включаться в разные группы. То есть в этом разделении есть определенная мера условности. Такое деление, с одной стороны, отражает динамизм и развитие понятийного аппарата, а, с другой, – многообразие и сложность такого социально-психологического феномена, как скрытое психологическое принуждение человека.
К первой группе можно отнести следующие понятия: «афера», «махинация», «мошенничество», «блеф», «интрига», «жульничество», «плутовство», «манипуляция», «обман» и прочее. Кратко рассмотрим как раскрывается в словарях содержание этих понятий, какие характеристики отражают их сущность. + Афера (от фр. дело) – «жульническое предприятие, мошенничество; сомнительная сделка»; «недобросовестное, противозаконное или сомнительное с точки зрения законности предприятие»; «темное дело», «махинация». + Блеф (англ. bluff) – (первоначально название приема в карточной игре в покер, когда игрок, имеющий плохие карты, действует так, чтобы соперники сочли его карты выигрышными). В переносном значении: «выдумка, обман, имеющий целью запугать, внушить преувеличенное представление о себе»; «выдумка, обман из хвастовства или рассчитанный на запугивание, введение в заблуждение кого-либо»; «выдумка, ложь с целью запугать или внушить другому преувеличенное представление о чем-либо». + Жульничество – «плутовство, мошенничество». Жульничать – «Прибегать к недобросовестным, мошенническим приемам; плутовать). Плутовство – „нечестный, мошеннический поступок, обман“. + Обман – слова, поступки, действия и прочее, намеренно вводящие других в заблуждение». + Интрига – «происки, скрытые действия, обычно неблаговидные для достижения чего-либо»; «неблаговидные действия для достижения какой-либо цели»; «коварные, скрытые действия, направленные против кого-либо»; «скрытые действия неблаговидного характера для достижения какой-либо цели; происки, козни». В литературе интрига означает схему развития событий, раскрывающая борьбу действующих лиц между собой в драматическом или эпическом произведении. + Манипуляция (от лат. – горсть, пер. зн.) – махинация, мошенническая ловкая проделка. + Махинация – (от лат. хитрость, уловка) – «Недобросовестный способ достижения цели; нечестная, хитрая проделка».
+ Мошенничество: 1) Поведение, образ действий мошенника; жульничество, плутовство (мошенник – нечестный человек, плут, жулик, обманщик). 2) Лишение индивидуума части его достояния путем обмана, заставив действовать во вред себе. 3) Преступление, заключающееся в завладении чужим имуществом или правом на него, а также в получении иных благ путем обмана или злоупотребления доверием. 4) (В американском законодательстве) Преднамеренное искажение правды, с тем чтобы, используя ложную версию или обман, или, злоупотребляя доверием, завладеть ценным имуществом индивидуума или организации. + Хитрость: 1) Свойство по значению прилагательного хитрый – хитрость ума; хитрость механизма. 2) Притворство с каким-либо умыслом. 3) Изобретательность, мастерство, искусность в чем-либо. 4) Что-либо неясное, непонятное, скрытый смысл чего-либо. + Хитрый: 1) Скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми, обманными путями к достижению чего-либо; лукавый. 2) Изобретательный, искусный в чем-либо 3) Искусно, затейливо сделанный, выполненный. 4) Не простой, мудреный, замысловатый. Требующий особой проницательности, смекалки, сообразительности.
Анализ содержания понятий, выделенных в первую группу, позволяет сделать ряд следующих выводов, представляющих интерес для нашего исследования. Так, например, манипуляция определяется как махинация, жульничество как плутовство и мошенничество и подобное. У данных понятий можно выделить ряд общих и специфических характеристик. Для нашего исследования наибольший интерес представляют общие характеристики данных понятий, составляющие основное значение, в качестве которых в первую очередь целесообразно отметить следующие: + сокрытие истинных целей действий, суть которых заключается, как правило, в получении односторонней или большей выгоды для инициатора этих действий; + использование приемов, маскирующих истинные цели и побуждающих совершать действия, выгодные для инициатора их применения; + опасность для окружающих действий, обозначающихся данными понятиями, которая выражается в общей негативной моральной оценке или как неодобряемого поведения лиц, применяющих такие действия (аферист, мошенник, жулик, плут, манипулятор, махинатор, обманщик и т.п.). Степень неодобрения и порицания различна. От слабо выраженной, как в хитрости и плутовстве, до наиболее высокой, превращающей ее в уголовно наказуемое общественно опасное деяние, как, например, мошенничество, имеющее квалификацию преступления с соответствующим составом и санкцией пресечения. В специфических характеристиках отражаются особенности условий использования (афера – дело, предприятие), сфера применения (мошенничество – получение имущественной или иной, преимущественно материальной выгоды), основные приемы (блеф), механизмы (интрига) и подобное.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/aleksey-tihomirov-17635788/psihosamozaschita-i-antisglaz-40147865/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.