Вокруг Японии – 2006
Андрей Попович
Это первая книга из серии путевых отчетов шхуны «Чава». В 2006 году мы втроем прошли вокруг Японских островов, посетив Нагасаки, Осаку, Иокогаму, и Хакодате.
Вокруг Японии – 2006
Андрей Попович
© Андрей Попович, 2024
ISBN 978-5-4493-9800-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1 – Владивосток, 2 – Нагасаки, 3 – Осака, 4 – Иокогама, 5 – Хакодате
Вокруг Японии 2006
10 июня
11.30
«Произведен осмотр яхты на предмет отсутствия на борту предметов, запрещенных к вывозу из России и посторонних лиц. Запрещенных предметов и посторонних лиц не обнаружено. Досмотр закончен в 12—00.
К-н Попович»
«Чава» перед отходом в море
С этой странной записи в судовом журнале начался наш очередной дальний поход. Это так называемый акт самодосмотра, который российский экипаж обязан проводить на судне на отходе из любого порта.
14.13
Наши доблестные пограничницы и таможня покинули борт
и мы отдали швартовы.
Провожающие. Весь флот еще на берегу
Японский поход этого года сложился только поздней весной, когда первоначальные планы пришлось срочно менять. По состоянию на 1 июня приглашений для виз не было (общество дружбы России с Японией больше нами не интересовалось), лодка была готова к походу и на воде, новая судовая машина собрана в «макетном» режиме и проведены ходовые испытания, из нового оборудования – установлен радар с картплоттером Raymarin RL70CRC+, сканер 2KW с картами С-map и двухлопастный винт с флюгерными лопастями «Макспроп» диаметром 17» (432мм).
У этого винта шаг лопастей можно устанавливать при сборке винта, на берегу. Я проконсультировался по шагу с конструктором лодки Дадли Диксом, и знакомым строителем яхт Альбертом Назаровым. Кроме того, информацию по шагу я получил и от Игоря Воронина (seamanager), который помог мне его приобрести. После этого, недолго думая, я «усреднил» советы и поставил шаг 9 дюймов при диаметре 17.
Ходовые показали, что с шагом винта я несколько перестраховался, можно было поставить побольше. Ошибка в расчетах крылась в том, что двигатель с рисоуборщика, при паспортных максимальных оборотах 3600 об. мин. был отрегулирован японцами на 2900. Если быть более точным – эти двигатели производятся по нескольким разным спецификациям, с разными максимальными оборотами и мощностью. Я этот регулировочный болтик крутить не стал, и поэтому винт оказался недогружен, а лодка шла полным ходом по штилю 4,5 – 5 узлов. Правда, при этом потребление топлива оказалось всего около 2 литров солярки в час. Новый двигатель с редуктором облегчили лодку примерно на четверть тонны.
Заменили пару фалов и шкот, поменяли кожу на усах гафелей. Лодка была в целом готова к походу, палубу перед сезоном, как и в прошлом году, из-за плохой погоды, покрасить не удалось. Ветрового авторулевого я также доделать не успел, некоторые сомнения вызывала новая конструкция судовой машины. Зато борт в этом году покрыли благородным полиуретаном.
Экипаж к этому времени тоже сложился, мы шли втроем. Много лет вместе, примерно одного возраста, хорошо изучившие характеры друг друга, с ценными дополняющими качествами. Мы закупили продукты, заправили лодку топливом, при этом лихорадочно размышляя, как рывком решить бюрократические пограничные проблемы. Нам хотелось уйти в море не позже 5 – 10 июня. Плановые сроки похода составляли около 40 суток, со второй половины июля у нас у всех было много дел на исторической родине.
Один из запущенных в работу вариантов сработал, нам согласилась помочь знакомая японка. Она прожила несколько лет во Владивостоке, работая здесь переводчицей в одной телекомпании. Она тут же сделала нам приглашения (называются визит к другу) и отправила DHL, через 3 дня мы зашли в консульство, еще через 4 дня мы получили визы на 90 дней, причем бесплатно).
За сутки до прихода в первый японский порт захода береговая охрана этого района должна получить факс, в котором указывается название судна, ориентировочное время захода, маршрут, (перечислены все порты захода в Японии и примерный график похода, кроме того, еще десяток пунктов подобной информации). Отсутствие такого факса грозит годом тюрьмы для капитана или несколькими тысячами долларов штрафа, власти изображают борьбу с терроризмом). Если бы мы шли с юга, на одном из южных японских островов Нансей живет парень, кажется австралиец, он делает такие факсы для нашего брата-яхтсмена. Но мы шли с севера, поэтому факс отослала наша знакомая Юрико 15 июня.
(Тогда это было неприятной новостью, но бюрократы закрепили победу, и, буквально на следующий год мы слали факсы уже за двое суток, и не только в Береговую охрану…).
Владивосток – Нагасаки
Выход из Владивостока 10.06.06 в 14.13
Приход в Нагасаки (входной буй) 16.06.06 в 23.30
774 морских миль.
Переход Владивосток-Нагасаки (708 морских миль по прокладке, 774 – реальных) мы сделали меньше, чем за 6 с половиной суток.
К вечеру первых же суток в море, как только мы покинули залив Петра Великого, неглубокий циклон вышел в Японское море, так что недостатка ветра и дождя в первые сутки мы не испытывали. Начавшись со слабого юго-востока, ветер усилился до 6 баллов (12 метров в секунду) и отошел до оста, позволив лечь на генеральный курс в полный бейдевинд. И мы побежали – 20, 23, 24, 25.5, 23 мили за ходовую четырехчасовую вахту. Холодно, температура воды упала до 8С, дождь. К вечеру 12 июня циклон бросил нас, напоследок поработав «хвостом».
Бакштаг по гладкой воде
С северо-западным ветром и под ясным небом, в бакштаг, на моей вахте (с 12 до 16 часов) лодка прошла 26 миль. Дуло около 10 метров в секунду, вымпельных балла четыре. Солнце, холодное Приморское течение осталось позади, вода уже 16 градусов. Снимаем пуховки, сушимся и начинаем отогреваться.
В море становится оживленно – наблюдаем два-три проходящих судна за вахту. Ночью привычно засветились огни кальмароловов. Слабый южный, юго-восточный ветер почти не помогает продвижению, идем под двигателем. На подходе к острову Уллындо, названному Лаперузом Дажелет, встретили огромное стадо дельфинов и больше часа шли через него. Определили по дарёному Евгением Панченко определителю – Белобочка Тихоокеанский. Похоже, что молодежь явно использует лодку в качестве аттракциона, или тренажера. Они парами заходят с кормы, разделяются и обгоняют лодку, встречаясь у форштевня, здесь у них особенно популярное место для игр.
Вода уже 18 С. Мы продолжали идти под двигателем и всеми парусами, включая топсель и фишерман, еще пару суток, а с юга в это время подходил приличный циклон с усами фронтов и с давлением в центре в районе 990. Поскольку в это время мы находились в зоне действия антициклона с давлением 1017, погода к ночи обещала быть свежей.
Циклон вырос и окреп в Желтом море, пересек Корейский полуостров и вышел в Японское море на широте острова Уллындо, в то время, когда мы были уже напротив Пусана, обещая нам встречные ветры. К этому времени сила постоянного встречного течения превышала полтора узла.
Антенна дальней связи из бамбука
Вот эта бамбучина справа на фотографии – наша уникальная приемо-передающая антенна, с помощью которой мы получали погоду и проводили любительские связи на КВ. Для приема метеофаксов (http://chava.ru/fax.html) использовался КВ трансивер Icom 703, подключенный к ноутбуку с программой SeaTTY. Японское метеобюро выдает исчерпывающий комплект карт, на нескольких частотах коротких волн, повторяя передачи в течение дня. Помимо практической пользы, это довольно интересное занятие, доставляющее немало веселых минут толкователям очередного прогноза.
На карте (вечер 12 июня по местному времени) видно, что во Владивостоке только 13 градусов тепла. «Наш» первый циклон уходит из Японского моря на восток
А это наш второй «дружок». (Карта приземного анализа 14 июня, 00 по Гринвичу, 11—00 местного). Циклон, углубляясь, движется на северо-восток, с хорошей скоростью 20 узлов. Примерно через 10 часов мы будем в зоне его влияния
На карте 48-часового прогноза за 13 июня наглядно показано, как нам будет хорошо через двое суток. В передней правой четверти, во время прохождения фронта ожидаются ветры силой 35 узлов (18 м.с., или 7 баллов по шкале Бофорта (сила ветра 28—33 узла)
Согласно прогнозу ветер будет заходить по часовой стрелке от ЮВ к югу по мере прохождения быстро движущейся области низкого давления.
Японское море полностью подпадает под условия школьной задачки с бассейном и трубами. Мощный поток теплого течения Куросио заходит в него через Корейский пролив, а из Татарского пролива, вдоль материкового берега с севера на юг движется холодное Приморское течение. Бассейн «разгружается» через пролив Цугару, разделяющий острова Хонсю и Хоккайдо. На постоянное течение накладываются приливно-отливные, и ветровые дрейфовые. В лоции указано, что суммарные течения в Корейском проливе достигают наибольших скоростей (до 6—6,5 узлов) после продолжительных юго-западных ветров.
Этот текст нам довелось проверить на себе. С середины дня 14 июня давление стало быстро падать. Вечером начался небольшой дождь. В 21—30 подошел и ветер, начавшийся направлением ЮВ и силой 10—12 мс. Ветер порывистый, зыбь с юго-запада. Паруса: фок, грот, на котором к ночи взяли 2 рифа, кливер и стаксель. V=6.5 узлов в бейдевинд.
К началу 15 июня давление упало до 1001, ветер 15 мс. К 1—00 давление 998. Ветер зашел к югу и еще усилился, так что нам не удалось одним галсом выйти в Восточный проход Корейского пролива, который на русских картах называется также проливом Крузенштерна. К этому времени сигнал ветромера, установленный на 15 мс, зазвенел непрерывно. Постоянно «слушать колокольчики» надоедает, переставляю ограничение на 18 мс. Волна растет на глазах, крутая из-за встречного течения. Бейдевинд наш становится все полней и полней, однако нам удалось зацепиться за Цусиму.
К утру, при попытке пройти Западным проходом, ветер внезапно изменил направление на юго-западное и ослаб до 6 баллов. Вот тут мы и ощутили всю силу течения. Встречный ветер, пирамидальные волны, течение силой более 4 узлов заставили нас отступить.
Мы скрутили поворот, как сострил Толя «поворот Поповича», по аналогии со знаменитым «поворотом адмирала Того», и вполветра попытались преодолеть зону толчеи и водоворотов у северной оконечности Цусимы, чтобы вернуться к привычному Восточному проходу. Грот пришлось при этом убрать вообще. Циклон очень быстро уходил на северо-восток, дождь прекратился на рассвете.
Потом, когда ветер и волна уже позволили поставить грот, выяснилось, что дирик-фал мы упустили ветреной ночью, и ходовой конец выскочил из верхнего блока, сильная и неправильная зыбь рывками бросала лодку и отбивала охоту лезть на мачту. Весь день пришлось лавироваться против течения, под фоком, кливером и стакселем. Стрелка барометра завернулась к правому ограничителю – подошел антициклон, солнце, загораем. В результате болтанки забился приемник топлива в топливном танке, дизель встал, пришлось откручивать горловину, вытаскивать штангу с топливным насосом, и прочищать.
К вечеру в результате лавировки мы подошли к южной оконечности северного острова, зыбь ослабла, да и течение стало приходить в норму. Положили лодку в дрейф, за несколько минут восстановили дирик-фал и подняли все паруса.
Весь следующий день мы шли вблизи берегов Японии, оставив по правому борту острова Гото
Родина сообщила по электронной почте, что циклон добрался до Владивостока (из письма дочери): «У нас 25—30 метров в секунду. Юго-Восток. Деревья в полтора метра диаметром падают поперек дорог. Все в ветках, листьях, щепках… Обрывки ондулина, шифера и жести… Из окон моего универа видно, как кипит вода в Золотом Роге. Штормовое. Никого никуда не пускают. В смысле в море. Штормовое предупреждение. По радио говорят:" Во Владивостоке в первой половине дня сильный дождь, во второй половине дня очень сильный дождь.»:)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/andrey-popovich/vokrug-yaponii-2006-39825784/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.