Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний
Валентин Викторович Красник


Рассмотрены основные положения Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ Р М-027-2003), утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 28, в виде вопросов и ответов.

Пособие поможет специалистам в изучении Правил и при подготовке к проверке их знаний.

Для работников автотранспортных организаций, автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т. п.), а также для предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.





В. В. Красник

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте в вопросах и ответах: Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний





1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ





1.1. Область применения и порядок распространения


Вопрос I. На какой контингент работников распространяются настоящие Правила?

Ответ. Распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т. п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее – организации) (п. 1.1.2).[1 - Здесь и далее в каждом ответе указан соответствующий пункт Правил.]

Вопрос 2. Распространяются ли настоящие Правила на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом?

Ответ. Распространяются в части требований, изложенных в подразделе 2.4 – Погрузка, разгрузка и перевозка грузов (п. 1.1.2).

Вопрос 3. Каковы обязанности работодателя?

Ответ. Обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 1.1.3).

Вопрос 4. Какие обязательные требования устанавливают настоящие Правила на территории Российской Федерации?

Ответ. Устанавливают требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств (АТС), производственных территорий и помещений. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников (п. 1.1.4).

Вопрос 5. В каких законодательных документах определяются права и обязанности работодателя и работников?

Ответ. Определяются Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 1.1.7).




1.2. Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников


Вопрос 6. Какие факторы являются основными физически опасными и вредными производственными факторами? Ответ. Являются следующие факторы:

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенных уровень вибрации;

повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная влажность воздуха;

отсутствие или недостаток естественного освещения;

недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места) (п. 1.2.2).

Вопрос 7. Какой фактор является основным химически опасным и вредным производственным фактором?

Ответ. Является повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны (п. 1.2.3).




2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ





2.1. Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния автотранспортных средств





2.1.1. Общие положения


Вопрос 8. Кто должен осуществлять въезд АТС в производственное помещение станций и пунктов государственного технического осмотра (СГТО, ПГТО) и их постановку на рабочие посты проверки?

Ответ. Должны осуществлять контролеры технического состояния АТС, которые должны иметь удостоверения водителя АТС соответствующей категории (п. 2.1.1.3).

Вопрос 9. Что необходимо предпринять после постановки АТС на пост?

Ответ. Необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевое колесо долина быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать – работают люди!». На АТС, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства (п. 2.1.1.3).

Вопрос Ю. Какая табличка должна быть вывешена на пульте управления подъемником при обслуживании АТС на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом)?

Ответ. Должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди!» (п. 2.1.1.4).

Вопрос II. Чем должен надежно фиксироваться в рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника?

Ответ. Должен фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника (п. 2.1.1.5).

Вопрос 12. Какое устройство сигнализации обязательно в помещениях технического обслуживания с поточным движением АТС?

Ответ. Обязательно устройство световой, звуковой или другой сигнализации, своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т. д.) о моменте начала перемещения АТС с поста на пост (п. 2.1.1.6).

Вопрос 13. Когда разрешается включение конвейера для перемещения АТС с поста на пост?

Ответ. Разрешается только после включения сигнала (звукового, светового) диспетчером или специально выделенным работником, назначаемым приказом по организации. Посты должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера (п. 2.1.1.7).

Вопрос 14. Кому разрешается осуществлять пуск АТС на постах технического обслуживания или ремонта?

Ответ. Разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначаемым приказом по организации и прошедшим инструктаж при наличии у них удостоверения водителя АТС (п. 2.1.1.8).

Вопрос 15. Какова последовательность операций при вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных?

Ответ. Необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить АТС, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них АТС (п. 2.1.1.12).

Вопрос 16. Чем должны быть обеспечены работники при ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей?

Ответ. Должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается (п. 2.1.1.14).

Вопрос 17. Чем необходимо пользоваться при снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг – мужчинами 10 кг – женщинами (до 2 раз в час) и 15 кг – мужчинами и 7 кг – женщинами (более 2 раз в час)?

Ответ. Необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами (п. 2.1.1.17).

Вопрос 18. Что не допускается в процессе обслуживания и ремонта АТС?

Ответ. Не допускается:

работать лежа на полу (земле) без лежака;

выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. п.), кроме стационарных;

выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых – страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;

оставлять АТС после окончания работ вывешенными на подъемниках;

подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму АТС;

проводить техническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

поднимать (вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;

снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;

поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

оставлять инструменты и детали на краях осмотровой ямы;

работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

пускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове;

производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля – самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;

проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом (п. 2.1.1.19).

Вопрос 19. Чем должен быть обеспечен работник, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара (емкости) из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей.

Ответ. Должен быть обеспечен спецодеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом со страховочным тросом; вне емкости должны находиться два специально проинструктированных помощника.

Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.

К поясу работника внутри емкости прикрепляется страховочный трос свободный конец которого должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощники, находящиеся наверху, должны наблюдать за работником, держать страховочный трос, страхуя работающего в емкости (п. 2.1.1.22).

Вопрос 20. Какие действия не допускаются в зоне технического обслуживания и ремонта АТС?

Ответ. Не допускается:

протирать АТС и мыть их агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т. п.);

хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. д. в количествах, превышающих сменную потребность;

заправлять АТС топливом;

хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

загромождать проходы между осмотровыми канавами, стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;

хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов (п. 2.1.1.26).

Вопрос 21. Каким способом необходимо немедленно удалять разлитое масло или топливо?

Ответ. Необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения (п. 2.1.1.27).

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т. п.) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места (п. 2.1.1.28).




2.1.2. Дополнительные требования при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе


Вопрос 22. Могут ли техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе, производиться в одном помещении с находящимися там автомобилями, работающими на нефтяном топливе (бензин, дизельное топливо)?

Ответ. Могут производиться при условии выполнения требований, предусмотренных в ответах на вопросы 220, 221, 222 (п. 2.1.2.1).

Вопрос 23. При каком условии автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния?

Ответ. Могут въезжать только после перевода их двигателей на работу на нефтяном топливе (п. 2.1.2.2).

Вопрос 24. В каком случае автомобилям, работающим на газовом топливе, разрешается въезд на посты без перевода двигателя на работу на нефтяном топливе?

Ответ. Разрешается при герметичной газовой системе питания, если работа двигателя на нефтяном топливе невозможна, при условии, что расход газа будет производиться из одного рабочего баллона при рабочем давлении газа не более 5,0 МПа (50 кгс/см


). Вентили остальных баллонов должны быть закрыты. Расходные вентили не следует оставлять в промежуточном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты (п. 2.1.2.2).

Вопрос 25. Что необходимо выполнять при проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния?

Ответ. Необходимо:

поднять капот и проветрить моторный отсек; выполнить работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой аппаратуры разрешается снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности деталей не выше 60°); проверить герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях;

предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;

крепить шланги на штуцерах хомутиками (п. 2.1.2.4).

Вопрос 26. Какие действия не допускаются при проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе?

Ответ. Не допускается:

подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

выпускать (сливать) газ вне установленного места;

скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

устанавливать газопроводы кустарного производства;

применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;

использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы (п. 2.1.2.9).




2.1.3. Мойка автотранспортных средств, агрегатов и деталей


Вопрос 27. Какие требования необходимо соблюдать при мойке АТС, агрегатов, узлов и деталей?

Ответ. Обязательно соблюдение следующих требований:

мойка должна производиться в специально отведенных местах;

при механизированной мойке АТС рабочее место мойщика должно располагаться в водонепроницаемой кабине;

пост открытой шланговой (ручной) мойки должен располагаться в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением;

автоматические бесконвейерные моечные установки должны быть на въезде оснащены световой сигнализацией;

на участке (посту) мойки электропроводка, источники освещения и электродвигатели должны быть влагозащищенными со степенью защиты в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов;

электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (не выше 50 В) (п. 2.1.3.1).

Вопрос 28. При каких условиях допускается электропитание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок напряжением 220 В?

Ответ. Допускается при условиях:

устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов;

гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления или зануления кожухов, кабин и аппаратуры (п. 2.1.3.2).

Вопрос 29. Соблюдение каких условий требуется при мойке агрегатов, узлов и деталей АТС?

Ответ. Требуется соблюдение следующих условий: детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтил-свинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями;

концентрация щелочных растворов должна быть не более 2–5 %;

после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой;

агрегаты и детали массой более 30 кг, переносимые мужчинами, и 10 кг – женщинами (до 2 раз в час) и 15 кг и 7 кг соответственно (постоянно в течение рабочей смены) необходимо доставлять на пост мойки и загружать в моечные установки механизированным способом (п. 2.1.3.3).

Вопрос 30. Какое требование предъявляется к стенкам моечных ванн, камер, установок для мойки детален и агрегатов?

Ответ. Должны иметь теплоизоляцию, ограничивающую температуру нагрева наружных стенок не выше 50 °C (п. 2.1.3.5).

Вопрос 31. Какие действия не допускаются в помещении мойки?

Ответ. Не допускается:

пользоваться открытым огнем в помещении мойки горючими жидкостями;

применять бензин для протирки АТС и мойки деталей, узлов и агрегатов (п. 2.1.3.7).

Вопрос 32. Какие приспособления должна иметь эстакада для безопасного въезда АТС на эстакаду и съезда с нее?

Ответ. Должна иметь переднюю и заднюю аппарели с углом въезда, не превышающим 10°, реборды и колесоотбойные брусья. Аппарели, трапы и проходы на постах мойки должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность. При наличии только передней аппарели в конце эстакады должен быть установлен колесоотбойный брус, размеры которого принимаются в зависимости от категории АТС (п. 2.1.3.8).




2.1.4. Слесарные и смазочные работы


Вопрос 33. Какие требования предъявляются к снятию с АТС и установке на него деталей, узлов и агрегатов?

Ответ. Снятые с АТС детали, узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали – на стеллажи. Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью, производятся с помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапные их действия (п. 2.1.4.4).

Вопрос 34. Каковы требования электробезопасности при работе с электроинструментом?

Ответ. Следует проверить наличие и исправность его заземления. При работе с электроинструментом с напряжением выше 50 В необходимо пользоваться защитными средствами (диэлектрическими перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами) (п. 2.1.4.6).

Вопрос 35. Когда разрешается подавать воздух при работе пневматическим инструментом?

Ответ. Разрешается подавать после установки инструмента в рабочее положение (п. 2.1.4.9).

Вопрос 36. Кому разрешается выдавать паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты?

Ответ. Разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними (п. 2.1.41).

Вопрос 37. Какие устройства должны иметь нагнетатели смазки с электроприводом?

Ответ. Должны иметь устройства, исключающие превышение установленного давления более, чем на 10 %. При проверке этого требования срабатывание предохранительного устройства должно происходить при повышении максимального давления не более 4 % (п. 2.1.4.15)

Вопрос 38. Чем необходимо пользоваться для работы спереди и сзади АТС и для перехода через осмотровую канаву?

Ответ. Необходимо пользоваться переходными мостиками шириной не менее 0,8 м. Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве АТС. Для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее следует пользоваться специальными лестницами (п. 2.1.4.17).

Вопрос 39. Какие действия не допускаются при выполнении слесарных работ?

Ответ. Не допускается:

подключать электроинструмент к электросети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;

направлять струю воздуха на себя или на других при работе с пневматическим инструментом;

устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа (п. 2.1.4.18).




2.1.5. Проверка технического состояния автотранспортных средств и их агрегатов


Вопрос 40. Как следует проверять техническое состояние АТС и их агрегатов при выпуске на линию и возвращении с линии?

Ответ. Следует проверять при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверки работы системы питания и зажигания, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом (п. 2.1.5.1).

Вопрос 41. При каком условии допускается выполнение регулировки тормозов АТС, установленного на роликовом стенде?

Ответ. Допускается только при выключенных стенде и двигателе АТС автомобиля. Перед пуском двигателя АТС и включением стенда необходимо убедиться, что работники, выполняющие регулировку, находятся в безопасной зоне (п. 2.1.5.5).

Вопрос 42. Какие действия не допускаются при вращающихся роликах?

Ответ. Не допускается проведение регулировочных работ на АТС, установленном на роликовом стенде, а также проведение работ по техническому обслуживанию, ремонту или настройке стенда (п. 2.1.5.8). При вращающихся роликах не допускается въезд (выезд) АТС и проход людей через роликовый стенд (п. 2.1.5.9).

Вопрос 43. При каком условии разрешается работа на диагностических и других постах?

Ответ. Разрешается только при включенной местной вытяжной вентиляции, удаляющей отработавшие газы (п. 2.1.5.12).




2.1.6. Работа с аккумуляторными батареями


Вопрос 44. Кто допускается к самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию аккумуляторных батарей?

Ответ. Допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по электробезопасности (III группа), обученные безопасным методам работы и имеющие соответствующие удостоверения (п. 2.1.6.1).

Вопрос 45. Каковы правила приготовления кислотного электролита?

Ответ. Приготовлять нужно в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т. п.), при этом необходимо сначала налить дистилированную воду, а затем лить в нее кислоту тонкой струей. Переливать кислоту из бутылей следует только с помощью специальных приспособлений (качалок, сифонов и т. п.) (п. 2.1.6.3).

Вопрос 46. В каких условиях должна проводиться зарядка аккумуляторных батарей?

Ответ. Должна проводиться при открытых пробках аккумуляторов и включенных приточно-вытяжной и местной вентиляций (п. 2.1.6.9).

Вопрос 47. Какими светильниками необходимо пользоваться для осмотра аккумуляторных батарей и контроля зарядки?

Ответ. Необходимо пользоваться переносными светильниками во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 50 В (п. 2.1.6.10).

Вопрос 48. Что необходимо предпринять при попадании кислоты, щелочи или электролита на открытые части тела?

Ответ. Необходимо длительное (1 ч) обмывание струей холодной воды, наложение сухой асептической (стерильной) повязки и немедленное обращение к врачу.

При попадании кислоты, щелочи или электролита в глаза необходимо проведение немедленного промывания глаз струей проточной воды, наложение асептической повязки и срочная консультация окулиста (п. 2.1.6.14).

Вопрос 49. Что необходимо предпринять с электролитом, пролитым на стеллаж, верстак и т. п.?

Ответ. Его нужно вытереть ветошью, смоченной в 5-10 %-ном нейтрализующем растворе питьевой соды, а электролит, пролитый на пол, – сначала посыпать опилками, собрать их, затем это место смочить нейтрализующим раствором и протереть насухо (п.2.1.6.15).

Вопрос 50. Что не допускается при работе с аккумуляторными батареями?

Ответ. Не допускается:

входить в зарядную с открытым огнем (зажженной спичкой, папиросой и т. п.);

пользоваться в зарядной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т. п.);

хранить в помещениях аккумуляторного отделения бутыли с серной кислотой или сосуды со щелочью в количестве, превышающем их суточную потребность, а также порожние бутыли и сосуды (их необходимо хранить в специальном помещении);

совместно хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи в одном помещении;

пребывание людей в помещении для зарядки аккумуляторных батарей, кроме обслуживающего персонала;

приготовлять электролит в стеклянной посуде, за исключением промышленных установок, изготовленных из химически стойкого стекла;

переливать кислоту вручную, а также вливать воду в кислоту;

брать едкий калий руками – его следует брать при помощи стальных щипцов, пинцета или металлической ложки;

проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием;

хранить продукты питания и принимать пищу в помещении аккумуляторного отделения (п. 2.1.6.17).




2.1.7. Кузнечно-прессовые работы


Вопрос 51. Как следует выбирать клещи для удержания обрабатываемых поковок?

Ответ. Следует выбирать по размеру так, чтобы при захвате поковок зазор между рукоятками клещей был не менее 45 мм.

Для прочного удержания обрабатываемых заготовок на рукоятки клещей следует надевать зажимные кольца (шпандыри) (п. 2.1.7.3).

Вопрос 52. Кто может подавать команду молотобойцу «Бей», и что он должен делать при команде «Стой»?

Ответ. Команду «Бей» может подавать только кузнец. По команде «Стой», кем бы она не была подана, молотобоец должен немедленно прекратить работу (п. 2.1.7.7).

Вопрос 53. Какие действия не допускаются при кузнечно-прессовых работах?

Ответ. Не допускается:

обрубать ненагретые листы рессор;

ставить вертикально у стены листы рессор, рессоры и подрессорники;

поправлять заклепку после подачи жидкости под давлением в цилиндр струбцины;

работать на станке для рихтовки рессор, не имеющем концевого выключателя реверсирования электродвигателя;

ковать черные металлы, охлажденные ниже 800 °C;

ковать металл на мокрой или замасленной наковальне;

применять неподогретый инструмент (клещи, оправки);

прикасаться руками (даже в рукавицах) к горячей заготовке во избежание ожогов;

устанавливать заготовку под край бойка молота;

допускать холостые удары верхнего бойка молота о нижний;

вводить руку в зону бойка и класть поковку руками;

работать инструментом, имеющим наклеп;

стоять напротив обрубаемого конца поковки;

выполнять ремонт рам, вывешенных на подъемных механизмах и установленных на ребро. Поднимать, транспортировать и переворачивать автомобильные рамы следует только при помощи подъемных механизмов;

скапливать на рабочем месте горячие поковки и обрубки металла (п. 2.1.7.15).




2.1.8. Медницко-жестяницкие и кузовные работы


Вопрос 54. Какой металл разрешается резать на механических ножницах и гнуть на гибочных станках?

Ответ. Разрешается резать и гнуть металл, толщина которого не превышает допустимую величину для данного оборудования (п. 2.1.8.6).

Вопрос 55. Какие действия не допускаются при медницко-жестяницких и кузовных работах?

Ответ. Не допускается:

придерживать руками вырезаемые части поврежденных мест при вырезке их газовой резкой;

работать абразивным кругом без защитного кожуха;

держать руки против режущих роликов при резке листового металла на механических ножницах;

править детали на весу (п. 2.1.8.8).

Вопрос 56. Как следует закреплять абразивный инструмент в зачистной машинке?

Ответ. Закреплять следует двумя ключами; запрещается для этой цели зажимать зачистную машинку в тиски (п. 2.1.8.12).

Вопрос 57. Как следует обработать емкость из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей перед ремонтом и пайкой?

Ответ. Необходимо обработать ее любым способом (в том числе промывкой горячей водой с каустической содой, пропаркой, просушкой горячим воздухом и т. п.) до полного удаления следов этих жидкостей с последующим анализом воздушной среды в емкости с помощью газоанализатора (п. 2.1.8.14).

Вопрос 58. Разрешается ли производить пайку емкостей из-под горючих и легковоспламеняющихся жидкостей без предварительной обработки?

Ответ. Разрешается, наполнив емкость нейтральным газом, при этом в процессе пайки газ должен подаваться в емкость непрерывно в течение всего времени пайки. Пайку емкостей следует производить при открытых пробках (крышках) (п. 2.1.8.15).

Вопрос 59. Как должно производиться травление кислоты?

Ответ. Должно производиться в небьющейся кислотоупорной емкости и только в вытяжном шкафу. Запрещается при травлении опускать в соляную кислоту одновременно большое количество цинка (п. 2.1.8.19).

Вопрос 60. Какие требования предъявляются к паяльным лампам?

Ответ. Каждая паяльная лампа должна иметь паспорт с указанием результатов заводского гидравлического испытания и допускаемого рабочего давления, не реже I раза в месяц проверяться на прочность и герметичность с занесением результатов в специальный журнал, не реже I раза в год проходить контрольные гидравлические испытания (п. 2.1.8.21).

Вопрос 61. Чем должны снабжаться паяльные лампы?

Ответ. Должны снабжаться пружинными предохранительными клапанами, отрегулированными на заданное давление, а лампы емкостью 3 л и более – манометрами (п. 2.1.8.22).

Вопрос 62. В каких местах должны производиться заправка и разжигание паяльных ламп?

Ответ. Должны производиться в специально выделенных местах, очищенных от горючих материалов, а находящиеся на расстоянии менее 5 м конструкции из горючих материалов должны быть защищены экранами из негорючих материалов (п. 2.1.8.23).

Вопрос 63. Какие правила необходимо соблюдать при работе с паяльной лампой?

Ответ. Необходимо соблюдать следующие правила:

перед разжиганием проверить ее исправность;

резервуар лампы не должен иметь трещин и запаек легкоплавким припоем;

пробка наливного отверстия должна быть завернута до отказа; разбирать паяльную лампу можно лишь после стравливания сжатого воздуха;

гасить пламя паяльной лампы следует только запорным вентилем (п. 2.1.8.24).

Вопрос 64. Что не допускается при работе с паяльной лампой? Ответ. Не допускается:

повышать давление в резервуаре паяльной лампы при накачке воздуха более допустимого рабочего давления, указанного в паспорте;

разжигать неисправную паяльную лампу;

заливать паяльную лампу топливом более чем на 3/4 емкости ее резервуара;

использовать для заправки этилированный бензин;

заправлять паяльную лампу топливом, выливать топливо или разбирать паяльную лампу вблизи открытого огня;

наливать топливо в неостывшую паяльную лампу;

отворачивать запорный вентиль и пробку заливной горловины паяльной лампы, пока лампа горит или еще не остыла;

работать с паяльной лампой вблизи легковоспламеняющихся и горючих веществ;

разжигать паяльную лампу, наливая топливо в поддон розжига лампы через ниппель горелки;

работать с паяльной лампой, не прошедшей периодической проверки (п. 2.1.8.25).

Вопрос 65. Что должно всегда находиться в помещениях для производства медницко-жестяницких л кузовных работ?

Ответ. Должны всегда находиться кислотонейтрализующие растворы (п. 2.1.8.27).




2.1.9. Сварочные работы


Вопрос 66. Кто допускается к самостоятельному выполнению электро-газосварочных работ?

Ответ. Допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по электробезопасности, обученные безопасным методам работы и имеющие соответствующие удостоверения (п. 2.1.9.1).

Вопрос 67. При каком условии должны производиться сварочные работы внутри емкостей, колодцев, в замкнутых и труднодоступных пространствах?

Ответ. Должны производиться только после оформления наряда-допуска, при этом должны соблюдаться меры безопасности.

Сварочный трансформатор, ацетиленовый генератор, баллоны со сжиженным или сжатым газом должны размещаться вне емкостей, в которых производится сварка (п. 2.1.9.3).

Вопрос 68. Как определяются и чем должны быть обеспечены временные места проведения сварочных работ в зонах технического обслуживания и ремонта АТС?

Ответ. Определяются письменным разрешением работника, ответственного за пожарную безопасность объекта (руководителя цеха, участка и т. д.), и должны быть обеспечены средствами пожаротушения и ограждены негорючими ширмами или щитами (п. 2.1.9.4).

Вопрос 69. Какие действия не допускаются при выполнении сварочных работ?

Ответ. Не допускается:

выполнять сварочные работы на сосудах и аппаратах, находящихся под давлением;

выполнять сварочные работы или резку металла в помещениях, где находятся легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и материалы;

зажигать газ в газовой горелке посредством прикосновения к горячей детали (п. 2.1.9.7).

Вопрос 70. Какие действия не допускаются при работе с ацетиленовым генератором?

Ответ. Не допускается:

загружать в загрузочные устройства газогенератора карбид кальция меньшей грануляции, чем указано в паспорте газогенератора;

курить, подходить с открытым огнем или пользоваться им вблизи газогенератора;

соединять ацетиленовые шланги медной трубкой;

работать двум сварщикам от одного водяного затвора;

спускать ил в канализацию или разбрасывать его по территории;

хранить карбид кальция в помещении, где установлен ацетиленовый генератор, в количестве, превышающем суточную потребность, а также в подвальных и низких затапливаемых местах (п. 2.1.9.12).

Вопрос 71. Какие правила безопасности следует соблюдать при установке и работе переносных ацетиленовых газогенераторов?

Ответ. Их следует устанавливать на открытых площадках. Допускается временная их работа в хорошо проветриваемых помещениях.

Ацетиленовые газогенераторы необходимо ограждать и размещать на расстоянии не ближе 10 м от мест проведения огневых работ, а также от мест забора воздуха компрессорами и вентиляторами (п. 2.1.9.14).

Вопрос 72. Чем разрешается отогревать замерзшие ацетиленовые газогенераторы?

Ответ. Разрешается отогревать только горячей водой (п. 2.1.9.15).

Вопрос 73. Что необходимо предпринять по окончании работы переносного ацетиленового газогенератора?

Ответ. Необходимо, чтобы был выработан карбид кальция в газогенераторе, известковый ил выгружен в специально приспособленную тару и слит в иловую яму.

Открытые иловые ямы должны быть ограждены перилами (закрытые – иметь негорючее покрытие), оборудованы вытяжной вентиляцией и люками для удаления ила (п. 2.1.9.16).

Вопрос 74. Каковы требования к шлангам?

Ответ. Должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов и использоваться в соответствии с их назначением. Запрещается использование кислородных шлангов для подачи ацетилена и наоборот. При присоединении шлангов к горелке они должны предварительно продуваться рабочими газами. Длина шлангов должна быть от 10 до 30 м (п. 2.1.9.17).

Шланги необходимо предохранять от внешних повреждений, воздействия высоких температур, искр и пламени. Запрещается скручивание, сплющивание или излом шлангов (п. 2.1.9.18).

Допускается не более двух сращиваний на каждом шланге посредством ниппелей (п. 2.1.9.19).

Вопрос 75. Как должны храниться баллоны с ацетиленом, пропан-бутаном или кислородом на стационарном сварочном посту?

Ответ. Должны храниться раздельно или в металлическом шкафу с перегородкой и полом, исключающим искрообразование при ударе. Шкаф должен быть расположен снаружи у сварочного помещения или внутри сварочного поста, при этом шкаф должен иметь перфорированную стенку.

Хранение баллонов с газами должно осуществляться с навинченными на их горловины колпаками (п. 2.1.9.20).

Вопрос 76. Каким испытаниям должны быть подвергнуты резаки и газовые горелки после ремонта?

Ответ. Должны испытываться на газонепроницаемость, а затем на горение, при котором не должно быть хлопков и обратных ударов (п. 2.1.9.25).

Вопрос 77. В какие сроки должны проводиться технический осмотр и испытание газовых редукторов?

Ответ. Должны производиться I раз в 3 мес., а резаков, газовых горелок и шлангов – I раз в месяц работником, ответственным за исправное состояние и эксплуатацию сварочного оборудования, назначаемым приказом по организации.

Результаты технического осмотра и испытаний заносятся в соответствующий журнал (п. 2.1.9.27).

Вопрос 78. В какой цвет должны окрашиваться наземные газопроводы и баллоны?

Ответ. Должны окрашиваться:

ацетиленовые – в белый цвет;

кислородные – в голубой (п. 2.1.9.28).

Вопрос 79. Какие действия не допускаются при сварочных работах?

Ответ. Не допускается:

использовать редукторы и баллоны с кислородом, на штуцерах которых обнаружены хотя бы следы масла, а также замасленные шланги;

применять для подачи кислорода редукторы, шланги, использованные ранее для работы с другими газами;

пользоваться неисправными, неопломбированными или с просроченным сроком проверки манометрами на редукторах;

производить отбор кислорода до остаточного давления газа менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см


);

допускать соприкосновение баллонов, а также шлангов с токоведущими проводами;

находиться напротив штуцера при продувке вентиля баллона;

производить работы по газовой резке и сварке в помещении при невключенной или неисправной вентиляции;

выполнять работы по газовой резке, сварке, а также выполнять какие-либо работы с открытым огнем на расстоянии менее:

10 м – от групповых газобаллонных установок, ацетиленового генератора;

5 м – от отдельных баллонов с кислородом и горючими газами; 3 м – от газопроводов;

снимать колпак с баллона, наполненного ацетиленом или другим горючим газом, с помощью инструмента, который может вызвать искрообразование. Если колпак не отворачивается, баллон должен быть возвращен заводу (цеху) – наполнителю;

переносить баллоны на руках. Транспортировка баллонов разрешается на специальных тележках с надежным креплением баллонов;

производить ремонт газовых горелок, резаков и другой сварочной аппаратуры работниками, не имеющими на то разрешения;

применять для уплотнения редуктора любые прокладки кроме разрешенных разработчиком;

ремонтировать газовую аппаратуру и подтягивать болты соединений, находящихся под давлением;

размещать наполненные газом баллоны на расстоянии менее 1 м от отопительных устройств и паропроводов;

придерживать отрезаемый кусок металла руками (п. 2.1.9.30).

Вопрос 80. Чем должны быть покрыты рукоятки газовых горелок и пистолетов-горелок шланговых полуавтоматов для защиты сварщика?

Ответ. Должны быть покрыты теплоэлектроизоляционным материалом. Во время работы температура рукоятки не должна превышать 40 °C (п. 2.1.9.33).

Вопрос 81. Кто должен выполнять присоединение и отсоединение от сети электросварочных установок, а также наблюдение за их исправным состоянием в процессе эксплуатации?

Ответ. Должен выполнять электротехнический персонал данной организации, имеющий группу по электробезопасности не ниже III (п. 2.1.9.35).

Вопрос 82. Какая группа по электробезопасности может быть присвоена электросварщикам, прошедшим специальное обучение?

Ответ. Может быть присвоена группа 111 и выше в установленном порядке с правом присоединения и отсоединения электросварочных установок (п. 2.1.9.36).

Вопрос 83. Каковы требования электробезопасности к электросварочной установке?

Ответ. Перед ее присоединением к электросети необходимо в первую очередь заземлить установку, а при отсоединении, наоборот, сначала отсоединить установку от электросети, а потом снять заземление. Длина проводов от электросети до электросварочной установки не должна превышать 10 м (п. 2.1.9.37).

Вопрос 84. Какое заземление должны иметь тиски электросварщика, установленные на заземленном металлическом столе?

Ответ. Должны иметь индивидуальное заземление (п. 2.1.9.38).

Вопрос 85. Как следует производить соединение сварочных проводов?

Ответ. Следует производить пайкой, сваркой или при помощи гильз с винтовыми зажимами. Места соединений должны быть надежно изолированы, гильзы с зажимами обязательно заключены в колодку из небьющегося изоляционного материала, а головки зажимных винтов утоплены в тело колодки (п. 2.1.9.40).

Вопрос 86. Как должно осуществляться присоединение проводов к электродержателю и изделию?

Ответ. Должно осуществляться механическими зажимами или методом сварки (п. 2.1.9.41).

Вопрос 87. Какие действия не допускаются при эксплуатации и ремонте электросварочных установок?

Ответ. Не допускается:

производить ремонт электросварочных установок, находящихся под напряжением;

работать без щитков со стеклами-светофильтрами для защиты глаз и лица;

работать подсобным рабочим при электросварке без защитных очков;

оставлять включенной электросварочную установку после окончания работы или при временной отлучке электросварщика с рабочего места;

хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, материалы на участке сварки;

использовать в качестве обратного провода трубы, рельсы и тому подобные случайные металлические предметы;

устанавливать сварочный трансформатор сверху дросселя;

использовать провода с поврежденной изоляцией;

применять самодельные электродержатели;

соединять электропровода скруткой (п. 2.1.9.45).

Вопрос 88. Какие должны быть приняты меры по обеспечению пожарной безопасности при проведении сварочных работ непосредственно на АТС?

Ответ. Необходимо горловину топливного бака и сам бак закрыть листом железа или негорючего материала от попадания на него искр; очистить зоны сварки от остатков масла, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а поверхности прилегающих участков – от горючих материалов.

Перед проведением сварочных работ в непосредственной близости от топливного бака его необходимо снять.

При электросварочных работах необходимо дополнительно заземлять раму и кузов автомобиля (п. 2.1.9.51).




2.1.10. Вулканизационные и шиноремонтные работы


Вопрос 89. Чем должны оборудоваться станки для шероховки (зачистки) поврежденных мест?

Ответ. Должны оборудоваться местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли, надежно заземляться и иметь ограждение привода абразивного круга (п. 2.1.10.2).

Вопрос 90. Как правильно работать с ножом при вырезке заплат?

Ответ. Лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя. Работать можно ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие (п. 2.1.10.5).

Вопрос 91. Как следует держать емкости с бензином и клеем, и в каком количестве разрешается хранить бензин и клей?

Ответ. Следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. На рабочем месте вулканизаторщика разрешается хранить бензин и клей в количестве, не превышающем сменной потребности. Бензин и клей должны находиться на расстоянии не ближе 3 м от топки парогенератора (п. 2.1.10.6).

Вопрос 92. Какие действия не допускаются при вулканизационных и шиноремонтных работах?

Ответ. Не допускается:

работать на неисправном вулканизационном аппарате; использовать этилированный бензин для приготовления резинового клея;

покидать рабочее место работнику, обслуживающему вулканизационный аппарат во время его работы, и не допускать к работе на нем посторонних лиц (п. 2.1.10.7).




2.1.11. Шиномонтажные работы


Вопрос 93. Как должно быть подготовлено АТС для снятия колес?

Ответ. Должно быть вывешено на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля – специальную подставку (козелок) (п. 2.1.11.2).

Вопрос 94. Как следует вести накачку шин?

Ответ. Следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см


) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого соответствующей инструкцией. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции (п. 2.1.11.8).

Вопрос 95. В каком случае следует производить подкачку шин без демонтажа?

Ответ. Следует производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена (п. 2.1.11.9).

Вопрос 96. Какие приборы должны быть установлены на участке накачивания шин?

Ответ. Должны быть установлены манометр или дозатор давления воздуха (п. 2.1.11.11).

Вопрос 97. Какие действия не допускаются при шиномонтажных работах?

Ответ. Не допускается:

выбивать диск кувалдой (молотком);

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;

накачивать шину свыше установленной заводом-изготовителем нормы;

перекатывать вручную колеса, диски и шины – следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами;

применять при монтаже неисправные и заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес (п. 2.1.11.16).




2.1.12. Окрасочные и противокоррозийные работы


Вопрос 98. Как следует при пульверизационной окраске держать краскораспылитель во избежание излишнего туманообразования и в целях уменьшения загрязнения рабочей зоны аэрозолем, парами красок и лаков?

Ответ. Следует держать перпендикулярно к окрашиваемой поверхности на расстоянии не более 350 мм от нее (п. 2.1.12.5).

Вопрос 99. В каком случае разрешается применять лакокрасочные материалы, в состав которых входят дихлорэтан и метанол?

Ответ. Разрешается применять только при окраске кистью.

При работе с нитрокрасками следует проявлять осторожность, так как они легко воспламеняются, а пары растворителей, смешиваясь с воздухом, образуют взрывчатые смеси (п. 2.1.12.6).

Вопрос 100. В каких сосудах должно производиться переливание лакокрасочных материалов из одной тары в другую?

Ответ. Должно производиться на металлических поддонах с бортами не ниже 50 мм (п. 2.1.12.7).

Вопрос 101. Как должна осуществляться окраска в электростатическом поле?




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/valentin-krasnik/mezhotraslevye-pravila-po-ohrane-truda-na-avtomobilnom-transporte-v-voprosah-i-otvetah-posobie-dlya-izucheniya-i-podgotovki-k-proverke-znaniy/) на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



notes


Примечания





1


Здесь и далее в каждом ответе указан соответствующий пункт Правил.


  • Добавить отзыв
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний

Тип: электронная книга

Жанр: Техническая литература

Язык: на русском языке

Издательство: ЭНАС

Дата публикации: 27.12.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Рассмотрены основные положения Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ Р М-027-2003), утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 28, в виде вопросов и ответов.