Таро. Медитации, расклады, толкование арканов
Таисия Недзвецкая
Tarot Secrets
Таисия Недзвецкая, обобщив огромный багаж знаний и практики, передает в этой книге четкое понимание о Таро как об уникальной эзотерической системе, рассказывает и об истории Таро, и об особенностях значений карт Таро. В этой книге вы найдете: классификацию колод и историческую справку о развитии Таро; пояснения, как правильно интерпретировать значения карт Таро; как правильно задать вопрос, чтобы через расклад получить на него ясный ответ; медитации на карты Таро, которые помогут вам осознать наставления карт; многоаспектное описание арканов Таро, света и тени каждой карты; расклады разной степени сложности и применения, а также многое другое.
Книга также издавалась под названием «Таро. Все слова священны»
Таисия Недзвецкая
Таро. Медитации, расклады, толкование арканов
«Все слова священны, все пророки истинны, вот только понимают они мало».
Алистер Кроули
Глава 1
Привычное… или все может быть иначе?
Помните известный фильм «Матрица»? Тот эпизод, где герой Нео слышит: «Эй! Ты сейчас слушаешь меня или смотришь на блондинку в красном?» Оглянитесь прямо сейчас вокруг себя. Что вы видите? Прислушайтесь к себе. Оцените свое состояние. Потрогайте эту страницу. Какой вам кажется бумага на ощупь? Она гладкая, как сатин? Или слегка шершавая? Почувствуйте, насколько эта страница реальна. Переверните ее. Слышите шелест переворачиваемой вами страницы?
Все эти ощущения и действия сейчас для вас реальны. Не так ли? А вот для кого-то другого этой книги, именно сейчас, в этот момент и вовсе не существует.
Реальность не абсолютна и не объективна. Для вас она сейчас сформирована в определенных образах и ощущениях, а для кого-то совсем в иных. Сейчас вы держите эту книгу, на нее направлено ваше внимание, и оно воспроизводит образы, порожденные моим сознанием несколько месяцев тому назад (а возможно уже и лет, как знать…). Образы, которые я разъясняла при помощи символов, букв для того, чтобы передать некую информацию вашему индивидуальному сознанию. И эта книга, ее смысл, ее истинная реальность существуют лишь в момент вашего с ней читательского взаимодействия.
А что же тогда со всем тем, что вы имеете в своей жизни? Все, что вы видите, все ваши проблемы и радости, ваше отчаяние и слезы, все это – лишь игра воображения? Насколько вообще реально то, что мы не в силах изменить, но, тем не менее, изменить хотим?
Ваше бессознательное путем простых маневров поэтапного выбора привело вас к определенной точке бытия, где вы сейчас и находитесь. А нравится ли вам эта реальность, в которой вы находитесь, или нет – это уже совсем другой вопрос.
Закройте книгу. Отложите ее и посмотрите направо. Эй! Да вы же смотрите не в ту сторону! Вы продолжаете читать книгу, которой на самом деле не существует для большинства живущих на нашей планете. Но для вас она реальнее всего, что только есть на свете. Множество сложных реакций вашей нейронной сети для вас сейчас ее создает.
Давайте начнем заново: вот вы закрыли книгу (но на самом деле продолжаете читать, иначе как узнать, что произойдет дальше), – так вот, представьте, что вы закрыли книгу и вышли на прогулку.
Вы идете по улице и продолжаете думать о том, что совсем недавно прочитали. И когда вы это делаете, в этот самый момент, помимо физических простых движений, которые вы совершаете вполне себе механически, в этот самый момент у вас работают как минимум: ваше внимание, воображение и память. Вы представляете себе то, что запомнили, и все это для вас вполне реально. И пока вы заняты обдумыванием этой информации, это будет для вас более реальным, чем некоторые события. Такие, например: вас однажды пригласили на свидание, у вас вытащили кошелек из сумки или вы узнали о том, что ваш близкий человек умер. Но как только вы прочитали напоминание о событиях, которые действительно с вами были, то почувствовали хоть и мимолетный, но эмоциональный отклик на ту либо иную прожитую ситуацию. Ваша память и воображение моментально воскресили для вас определенные образы этих ситуаций и все, что было с ними связано.
В зависимости от ситуации вы испытали радость, растерянность, боль утраты. События, которых давно уже нет, были только что для вас вполне реальны. Вы почувствовали себя в зависимости от качества вспоминаемого события либо лучше, либо хуже.
Ваше прошлое, ваш личный опыт только что продиктовали вам состояние в вашем настоящем. Это произошло здесь и сейчас. И если вы почему-то еще не смотрели фильм «Матрица», то упоминание о нем в первом абзаце этой книги не вызвало у вас совершенно никакой реакции. Это для вас – пустой звук, в отличие от тех, кто этот фильм видел и испытал определенного рода ощущения при его просмотре.
Итак, исходя из только что предложенного мною мысленного эксперимента, получается, что наше прошлое влияет на то, как мы воспринимаем настоящее. Под воздействием этого ощущения мы совершаем определенные действия и формируем наше будущее. В таком случае получается, что все наши эмоции и чувства лишь кажутся спонтанными, а на самом деле они укоренены в нас нашим предыдущим опытом, нашими устоявшимися привычками.
Мы познаем мир и творим нашу реальность исходя из психологических установок, которые сформированы позитивным и негативным опытом, опытом, накопленным в прошлых жизнях, унаследованным на бессознательном уровне от наших предков. Сквозь эту разноцветную призму искажений мы смотрим на мир и создаем действительность, где испытываем реальную боль и столь же реальную радость, и если повезет, то совершаем в этом мире для себя открытия.
Каждый образ активирует ту либо иную нейронную сеть нашего мозга, которая в свою очередь вызывает набор определенных реакций и это заставляет нас чувствовать и действовать тем или иным образом: впадать в уныние либо возбуждаться, испытывать ярость и желание побеждать. Так уж мы устроены, что в 99 % случаев мы воспринимаем реальность только в интерпретации уже готовых моментов, освоенных нашим бессознательным образов из прошлого.
Наш характер, наши привычки, наша личность – все это мы можем в любой момент ослабить либо усилить благодаря осознанному восприятию действительности. Осознанно концентрируя внимание на том, чего бы нам хотелось достичь, мы запускаем целый механизм.
Наш мозг создает новые нейронные связи; происходит ряд химических реакций; аспект нашего привычного внимания оказывается смещенным, и таким образом мы создаем, вернее сказать, попадаем в новое, благоприятное для нас событие.
Мы не можем выбраться из замкнутого круга и наступаем на одни и те же грабли только потому, что не осознаем основную причину возникновения наших предпочтений. А причина эта проста: каждая эмоция ощущается нами вследствие выброса в тело определенного набора химических веществ и наш организм становится зависим от этих химических сочетаний. Привыкает и становится зависим от таких чувств, как злость, бессилие, слабость и так далее. Раз за разом наш собственный мозг побуждает нас совершать действия, которые вызывают подобные реакции, тем самым питая эти связи, и продолжает создавать еще большую зависимость от страданий.
Согласно экспертному мнению известного нейробиолога Джо Диспенза, наш мозг не отличает физические переживания от переживаний душевных. Грубо говоря, клетки серого вещества не отличают реальное, происходящее в действительности, от воображаемого. Душевные переживания оказываются зачастую страшнее физических страданий и толкают человека остановить, прервать поток невыносимого бытия. Тем не менее, получая некоторое замещение в виде потребляемых нашим сознанием книг и фильмов, мы все же стремимся, чтобы некоторые события происходили не только в фантазиях, но были у нас в реальности. Ведь каждый из нас хочет быть здоровым, любимым и процветающим.
Меня всегда интересовала материализация желаний. Что и как нужно сделать, чтобы твое «Хочу!» – сбылось? И если магия, согласно словам известного мистика двадцатого века Алистера Кроули, – это воздействие на реальность с целью ее изменения, то это значит, что меня всегда интересовала магия.
Каждый из нас однажды задавался вопросом: почему у кого-то мечты сбываются и он запросто получает и любовь нужного ему человека, и признание своих достижений, а кому-то при неимоверных усилиях открываются двери лишь в кладовую с надписью «Склад несбыточных ожиданий». Что служит этому причиной? Рок, неумолимый ход судьбы? Виноват ли в этом характер человека, его воспитание либо что-то еще? Что такое желание? Почему оно возникает и как его воплотить в действительность? И возможно ли влиять на действительность? Возможно ли изменить ход событий? И если да, то каким способом, при помощи какой технологии и какой нужен для этого инструмент?
Однажды в поисках ответов на подобные вопросы, желая разрешить вполне конкретные проблемы, связанные с поиском своей реализации, я обратилась за помощью к человеку, практикующему метод, который был для меня тогда, мягко сказать, странен. Я обратилась к тарологу. В то время я была довольно скептически настроенным и материальным человеком. Я не верила во все эти потусторонние чудеса, но верила в возможности человеческого желания и воли. Мое мировоззрение о реальности человека базировалось на классической психологии, изучавшей поведение человека и его мотивацию. Мой взгляд на окружающий мир был атеистическим и рациональным. Каково же было мое удивление, когда при помощи разноцветных картинок, при помощи карт Таро мне, такой образованной и рациональной, вдруг с мельчайшими и правдивыми подробностями рассказали то, что могла знать только я одна.
Тот день я помню очень хорошо. Передо мной сидела молодая светловолосая волшебница. Она смотрела на расклад карт Таро и рассказывала, рассказывала мне то, что было для меня реальностью… Реальностью секретной, известной только мне. Все это казалось абсолютно невозможным и невероятным. Неожиданно для самой себя в конце сеанса я выразила желание обучиться этому удивительному мастерству, настолько я была заворожена только что произошедшим со мной чудом. К моему счастью, это было возможно, потому как там, где есть настоящее мастерство, там нет тайны. Оказалось, что Жанна Нагорная, именно так звали мастера Таро, к которой я обратилась за помощью, щедро делилась своими знаниями, у нее была и есть своя школа Таро.
Я хочу выразить нескончаемую благодарность Жанне Нагорной, моему мудрому учителю, моей наставнице, за то, что была так добра со мной и сделала меня причастной к удивительному и завораживающему миру Таро. Научила меня работать с картами, видеть и понимать истинную реальность.
Но тем не менее эту книгу я начала с разговора о нейронных связях. О свойстве нашего мозга следовать в том направлении, где мы получаем удовольствие. Казалось бы, какое отношение это имеет к картам Таро? Самое что ни есть прямое: основная практическая задача Таро – это возможность коррекции реальности. Через образы карт Таро наш мозг получает очень много информации, которая помогает настроиться нашему сознанию на решение проблемы.
Исследования нейробиологов доказали, что определенные воспоминания возбуждают нейронные связи головного мозга и способствуют тому, что человек привязывается к определенным удовольствиям и благодаря этому действует в определенных паттернах поведения. Даже если они причиняют фактический вред его собственной жизни. «Говорил ли ты когда-либо «да» хотя бы одному удовольствию? Тогда ты говорил «да» и всякой печали. Все связано и переплетено между собой в любви. Если ты когда-либо желал пережить один момент дважды, если говорил «Ты доставило мне удовольствие, осчастливило, мгновение, миг!» – то ты желаешь пережить снова все. Так говорил Заратустра» (Фридрих Ницше).
Для того чтобы разорвать замкнутый круг повторения собственных ошибок, следует создавать новые нейронные связи, которые будут направлять нас в сторону раскрытия Истинного Я. В сторону естественного процветания и благополучия.
Эта идея подчеркивает нашу личную ответственность за наши действия и предполагает следствие: стремись стать больше, чем ты есть. Преодолей себя! Настоящий момент – это все, что есть. Так воспользуйся им и собой наилучшим образом. Именно к этому ведут многие духовные системы, и Таро, как одна из таких систем, в подобном деле может оказаться хорошим помощником.
При работе с признанными магическими инструментами, которым несомненно является Таро, всегда, когда вы вспоминаете о теле, его присутствии, его возможностях, как инструмента реальности, в которой вы живете, вы позволяете истине жизни преобладать над иллюзиями.
Все, что происходит, – происходит здесь и сейчас. Другого времени попросту нет. Умение пребывать в действительности и оценивать себя, как живое и здравое существо, обладающее здравым телом, весьма ценное магическое качество и во многих древних духовных практиках является правильным критерием развития гармоничной личности.
Глава 2
История возникновения Таро
Прежде чем начать практиковать, сначала надо изучить, как это работает и почему? Как сложилась эта традиция, в чем была причина интереса к Таро и почему Таро, несмотря на то, что оно окутано многочисленными мифами и тайнами, зарекомендовало себя, как практический и современный инструмент для решения любых проблем и пробуждения творческих возможностей человека. Интерес, проявленный к Таро со стороны ученых, психологов, психотерапевтов и так далее, тому подтверждение. Для того чтобы успешно пользоваться Таро, важно быть знакомым с историей возникновения этой традиции. Книга поможет настроиться на правильное понимание системы и проникнуться к ней должным уважением. Изучая истоки традиции, мы становимся ближе к мастерству работы с Таро.
Многовековая традиция предсказания исходит из естественного человеческого желания придавать упорядоченность миру. Миру, который зачастую предстает перед человеком в самом загадочном, а иногда и жестоком своем проявлении. Люди издревле старались осмыслить, что есть жизнь, откуда она произошла. В чем скрыто таинство бытия и что такое фатум, судьба. И возможно ли человеку повлиять на события? И как это сделать? Людей всегда интересовало, откуда произошла жизнь, что происходит после смерти, почему существует несправедливость. И еще возникали многие и многие вопросы, на которые невозможно было найти ответы рациональным способом.
Движимые любопытством, желанием знать, что же будет впереди, к чему следует быть готовым, а также естественной потребностью объяснить уже полученный опыт (вопросы в духе «За что мне это?»), люди обращались за помощью к прорицателям, а те в свою очередь обращались к предсказательным системам.
Точное происхождение карт Таро не известно. Но связано с многочисленными легендами. «Есть лишь единый Закон, единый Принцип, единый Агент, единая Истина и единое Слово. Ключ затаенных вещей. Ключ Святилища! Это есть квинтэссенция философий и верований. Это есть Альфа и Омега, это есть Свет, Жизнь и Мудрость Вселенские… Древность этой книги теряется в ночи времен. Она написана на отдельных листах, которые раньше были сделаны из чистейшего золота и таинственных священных металлов… Она символична, и ее сочетания обнимают все чудеса духа. Старея с бегом веков, она, тем не менее, сохранилась – благодаря невежеству любопытных – без изменений в том, что касается ее характера и основной символики», – пишет Елена Блаватская в своей книге «Тайная доктрина». Самые преданные поклонники Таро считают, что Таро – это дар внеземной цивилизации и карты Больших Арканов были высечены в золоте в затонувшем храме навсегда утерянной Атлантиды.
Во многих книгах, посвященных изучению Таро, история возникновения этой традиции часто ограничивается лишь подобным восторженным мифом либо привязана к линии другой традиции, с которой связывали Таро, например с каббалой. Мне бы хотелось обратить внимание на светский путь Таро. Проследить за тем, как эта система менялась, и обозначить те либо иные имена, которые внесли определенный вклад в развитие Таро.
Одни из первых упоминаний о Таро свидетельствуют, что это были роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии. На элитарность оккультного знания всегда было множество прямых указаний. Например, кундалини-йога называется также «Раджа-йога», что означает «царская йога», и считалось, что она доступна только высшему сословию. Алхимия именовалась «царским искусством».
Новейшая история Таро переносит нас в аристократические дворы Италии в эпоху Возрождения. Именно тогда при дворе миланских аристократов Висконти-Сфорца неизвестный придворный художник нарисовал серию «триумфов» (козырей), которые со временем, практически не изменившись, вошли в классическую, так хорошо известную нам колоду Таро.
Ренессанс – это удивительное время. Время быстрой культурной трансформации от бессознательной, рабской модели, в которой человек существовал лишь в пределах той социальной роли, c которой он рождался, к модели, где высшей ценностью стало являться проявление неповторимой индивидуальности.
В эпоху Возрождения формировался новый мир, новое человечество, новая Вселенная, детьми которой мы все являемся. Ренессанс стал колоссальным эволюционным скачком, сравнимым с возникновением земледелия и возведением первого в истории города. Многие изобретения XIX и первой половины XX века были предвосхищены в чертежах Леонардо да Винчи.
Наряду с колодой Висконти-Сфорца, ставшей праматерью всех современных колод, в Италии эпохи Возрождения существовала еще одна колода. Она называлась – Тарокки Мантеньи. В Тарокки Мантеньи нет привычных нам мастей. В Британском музее хранится набор из 47 карт Тарокки Мантеньи, а в Национальной библиотеке Франции – полный набор из всех 50 карт. По своей структуре Тарокки Мантеньи отражают структуру феодального общества. Сходство некоторых карт из Тарокки Мантеньи с картами Таро Висконти-Сфорца значительно, но вопрос о том, кто на кого оказал влияние, остаётся открытым из-за отсутствия точных датировок. Есть предположения, что Тарокки Мантеньи может быть даже более ранней колодой, нежели Таро Висконти-Сфорца.
По сохранившимся описаниям колода Тарокки Мантеньи значительно отличается от известной нам современной колоды. В этой колоде нет мастей, которые уже были в колоде Висконти-Сфорца. Тарокки Мантеньи поделены на пять декад.
Первая декада представляет собой последовательность положений человека от жалкого нищего до Папы. В этой последовательности отражено как социальное положение человека, так и этапы внутреннего развития, от низшей «нищей» души до высшей духовности, представленной на земле фигурой Папы.
Вторая декада состоит из изображений девяти муз и Аполлона. Эта группа представляет источники вдохновения души; музы действуют в сфере воображения. Душа может обращаться к этим десяти внутренним духовным источникам в поисках вдохновения и трансформации.
Третья декада состоит из семи Свободных искусств, а Поэзия, Философия и Теология дополняют этот список до десяти.
Четвертая декада состоит из семи Главных добродетелей, изображенных в виде женских фигур вместе с тремя Духами (или Гениями) Жизни (или Солнца), Временем и Космосом, которые изображаются Ангелами. Каждая фигура держит символ. Рядом с семью Главными добродетелями также изображены фигуры животных.
Космические сферы пятой декады представляют Макрокосм, а первая декада является своего рода отображением его в Микрокосме. Между двумя этими полюсами находятся Музы, Свободные искусства и Главные добродетели – архетипические силы, воспринимаемые душой в сфере чувств, мышления и воли. Эти силы могут развить в человеке дар воображения, мышление и духовность. Все это отображает идеал эпохи Возрождения, давший начало великой творческой работе человека по перестройке ограничивающих убеждений.
Вероятно, что и создатели Таро Висконти-Сфорца, и составители серий Тарокки Мантеньи почерпнули свои идеи из общего источника – мистической символики Ренессанса, которая содержала оккультные учения эллинизма и поздней античности, идеи египетской религии, индуистской философии.
В 1612 году в анонимном трактате «Слава и исповедь розенкрейцеров», манифесте европейского тайного общества розенкрейцеров, появляется первое упоминание об эзотерическом Таро. Оно получает название ROTA и описывается как некое устройство или механизм для получения совета и информации о прошлом, настоящем и будущем.
Французские аристократы используют карты Таро как игру и проводят с ними свой досуг, увеселяясь вместе с прекрасными дамами, вином и вкусной едой. Кстати, до сих пор неизвестно привезены ли были Таро во Францию из Италии либо у французских Таро был свой собственный источник. Непроверенной остается информация, что в разные части Европы Таро в свое время привезли цыгане, которых в Европе якобы называли «египтяне». Также существует непроверенная информация, но, тем не менее, уже обросшая былинами, что для развлечения Карла VI придворный шут нарисовал некие игральные карты еще в 1392 году. Какие именно это были карты – неизвестно. Фактом остается то, что именно во Франции карты Таро обрели популярность как инструмент практической магии.
Французский учёный, масон и оккультист Антуан Кур де Жебелен, писавший о проблемах гуманитарных и естественных наук, в своем многотомном труде «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным» (1773–1784 гг.), одну из глав посвятил Таро. Несмотря на то что это эссе Кура де Жебелена является классикой оккультной тарологии, на русской язык оно до сих пор полностью не переведено, имеются лишь частичные переводы. «Эта Египетская книга, – писал Кур де Жебелен, – единственное, что осталось от их великолепных библиотек, существует в наши дни; даже учитывая, что книга является общественным достоянием, ни один учёный не удосужился ею заняться; никто до нас даже не подозревал о её знаменитом происхождении. Эта книга составлена из картинок, разделённых на 5 классов, которые представляют каждый из объектов столь разнообразно и так поучительно. Одним словом, эта книга – это Игра Таро». Также Кур де Жебелен сетует, что, несмотря на широкое распространение Таро как игральной системы, ни в Германии, ни в Италии никогда не пытались философически осмыслить символику карт или обнаружить историю их происхождения в древних временах. И впервые это было сделано именно во Франции.
Немного позже другой известный исследователь Таро и создатель самой известной колоды Артур Эдварт Уэйт иронически комментирует достижения французов в сфере истории: «В действительности ответа на вопрос, откуда пришло Таро, не знает никто, кроме уроженцев Франции, всегда твёрдо знающих ответы на все вопросы из области оккультизма и его истории. Их стараниями Таро стали называть «Книгой Тота» или «Книгой Гермеса Триждывеличайшего», а поскольку сами карты не дают тому никакого подтверждения, их принялись «совершенствовать» и украшать египетскими символами».
К слову сказать, в Европе в это время начинался период так называемой «египтомании», связанной с находками на территории Италии поздних египетских или псевдоегипетских римских памятников. В XIV веке на фоне этой охватившей Европу «египтомании» еще один французский оккультист Эттейлла[1 - Жан-Батист Альетт (литературный псевдоним Эттейлла, 1738–1791) – французский оккультист и таролог. В 1788–1789 гг. он опубликовал свою версию колоды Таро, смесь Марсельского Таро и Египетского.], известный как первый таролог, который зарабатывал на жизнь гаданием, написал в своих трудах, что через 171 год после Всемирного потопа семнадцать магов под руководством бога Тота Гермеса Трисмегиста Величайшего создали колоду Таро, выгравировав рисунки на золотых пластинах.
Возможно, что именно Эттейла и ввел в новейшую историю о Таро имя Гермеса Трисмегиста – божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости Тота и древнегреческого бога Гермеса. В XV–XVI веках Тот Гермес Трисмегист пользовался непререкаемым авторитетом как древнейший философ и маг. Вплоть до первой половины XVIII века Трисмегиста рассматривали как реальное историческое лицо. Ему приписывают 42 трактата, содержащих всю мудрость Вселенной, но считается, что все они сгорели в Александрийской библиотеке, кроме двух: «Асклепий» и «Изумрудная скрижаль». В легендах говорится, что «Изумрудная скрижаль» была написана, когда Тот был жрецом в Атлантиде.
Тот и его книга спаслись во время гибели Атлантиды, и он основал в Египте колонию на основе мудрости атлантов.
На многие западные философские течения повлияли семь знаменитых герметических принципов:
1. Принцип Ментализма: Всё есть Мысль (Разум). Вселенная представляет собой мысленный образ.
2. Принцип Соответствия (аналогии). Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху.
3. Принцип Вибрации. Ничто не покоится – всё движется, всё вибрирует.
4. Принцип Полярности. Всё двойственно, всё имеет полюса. Всё имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины не что иное, как полуистины. Все парадоксы можно примерить.
5. Принцип Ритма. Всё течёт, всё втекает и вытекает, всё имеет свои приливы, всё поднимается и падает, маятникообразное колебание проявляется во всём. Мера колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются.
6. Принцип Причины и Следствия. Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Всё совершается в соответствии с законом. Случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользнёт от Закона.
7. Принцип Пола. Пол во всём – всё имеет свой Мужской и Женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях.
Самое первое, дошедшее до нас упоминание бога Тота содержится в трактате Цицерона «О природе богов», где сообщается, что было пять Меркуриев, и тот, «которому поклоняются фенеты (жители города Фенея в Аркадии), как говорят, убил Аргуса, по этой причине бежал в Египет и сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне его называют Тотом, и так же называется у них первый месяц в году по лунному календарю, соответствующий началу разлива Нила.
В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем образования и письма, а также учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра. Именно Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.
Благодаря работам известных французских эзотериков Элиафаса Леви и доктора Папюса идеи французской школы, сопровождаемые мифом о картах Таро, как наследии бога Тота, распространились на Восток. С Папюсом тесно работали другие оккультисты и тарологи, взаимно влияя друг на друга. Например, в Санкт-Петербурге Папюс основал Мартинистскую ложу, в которой председателем был таролог Г. О. Мёбес, и там же мартинистами издавался журнал «Исида», публиковавший всех оккультистов той эпохи. На Папюса большое влияние оказал символизм II Большого Аркана, который сам Папюс называл «Папесса». Он считал, что этот аркан символизирует египетскую богиню Исиду. Папюс называет Исиду богиней Истины, последователи его школы считают Исиду хранительницей Таро, открывающей канал к информации.
Тем временем за пределами Франции зарождались новые оккультные движения. Магией заинтересовались уставшие от натурализма писатели и эстеты, художники и критики, которым надоело изображать лишь бытовую действительность. По сути своей в середине XIX века было сформировано новое течение европейской мистической мысли, которое мы знаем как оккультизм (от латинского «occultus» – «скрытый»). Тайные учения гностиков и каббалистов, алхимиков и средневековых ведьм, по большей части утерянные, либо зашифрованные, составляли основу этого учения, а недостаток информации легко компенсировался избытком фантазии.
В Великобритании франкомасонами и членами Английского общества розенкрейцеров был организован знаменитый орден «Золотой зари». Эта оккультная организация действовала в течение второй половины XIX – начала XX века. Беспокойная группа искателей и «практических» магов прочно вписалась в историю английской культуры. Фактически она была приютом романтиков, мечтателей и символистов, черпавших свое вдохновение в фантастическом мире оккультных доктрин. Оккультные учения чрезвычайно сложны и запутаны, потому что каждый новый автор непременно добавлял в них что-то свое. Поэтому говорить о едином учении оккультизма не представляется возможным. Можно лишь перечислить основные темы, мимо которых не прошел ни один сколько-нибудь известный оккультист. Это соответственно – карты Таро, каббала, путь магического посвящения и ритуальная магия.
Структура «Золотой зари» состояла из трех орденов и была построена на иерархии и инициациях. Внешний орден этой организации обучал эзотерической философии, основам астрологии, каббале и предсказаниям на картах Таро. Именно благодаря адептам «Золотой зари» утверждение, что Таро является важнейшим и неотъемлемым компонентом оккультных наук, стало аксиомой. В лучшие времена членами «Золотой зари» были такие знаменитости, как ирландский писатель Уильям Йетс, уэльский писатель Артур Мэйчен и Алистер Кроули.
Система соответствий арканов Таро и каббалы также вызывает множество дискуссий и обсуждений. Первыми буквы иврита и арканы Таро соотнесли в XVIII веке уже упоминавшийся Кур де Жебелен и его соавтор граф де Меле. Эти идеи были подробно разработаны Элифасом Леви и уже позднее вошли в учение Герметического ордена Золотой зари. С арканами были соотнесены не только еврейские буквы, но и пути Древа Жизни, соответствующие этим буквам.
Многочисленные споры существуют и вокруг самого названия «Таро». Вот что об этом пишет в своей книге культовый режиссер 1960-х, известный исследователь «Марсельского Таро» Алехандро Ходоровски: «Слово Таро может быть и египетским (tar – путь; rog – королевский); и индо-татарским (tan-tara – зодиак); и на иврите (torah – закон); и латинским (rota – колесо; orat – говорят); и на санскрите (tat – вся; tar-o – неподвижная звезда); и китайским (Tao – неопределимый Принцип). Различные этнические группы, религии и тайные общества утверждают, что являются их прародителем цыгане, евреи, масоны, розенкрейцеры, алхимики, художники (Dali), гуру (Ошо), и так далее».
Есть ли вообще смысл обсуждать историческую правдивость мифов о происхождении системы Таро? Дарованы ли они внепланетным разумом? Наследие ли они Великих цивилизаций? Либо просто шаг за шагом их создавали, неравнодушные к поиску истины, обычные люди? Ведь при существующих данных истинное происхождение Таро установить невозможно. Хотя именно эта загадка лишний раз подчеркивает их мистическо-высокое происхождение.
Яркая активность мифов, сопровождающих Таро, может говорить о том, что человек интуитивно чувствует в Таро мудрость, многократно превосходящую обычное человеческое понимание, и, не желая связывать происхождение Таро с ближайшей эпохой, по закону психологической проекции переносит рождение этой системы в глубокое прошлое.
В настоящее время Таро переживает свое возрождение. Мы можем наблюдать множество разнообразных книг о Таро, новые колоды совершенно различной тематики, новые методы, расклады, ритуалы и медитации с Таро. Карты Таро продолжают привлекать людей, очарованных познанием мира, и это говорит о том, что эта система имеет драгоценные ресурсы и тайны, которые всем нам еще только предстоит открыть.
Глава 3
Основные школы Таро
В этой главе мы продолжим знакомиться с историей Таро, изучая четыре традиционные школы Таро.
Современные исследователи Таро называют обычно два основных, исторически сложившихся направления. Это французская школа и английская. К французской школе принято причислять «Марсельское Таро» и Таро Папюса. На фундаменте английской школы базируются Школа Алистера Кроули и школа Эдварда Уэйта. Конечно же самих школ и методов работы с Таро намного больше четырех, но их принято считать производными от этих четырех. Основное различие этих школ выражено в колодах, принадлежащих той либо иной традиции. Давайте рассмотрим эти различия.
«Марсельское Таро» (Ломбардо-Венецианское Таро) – собирательное название особого исторического дизайна карт Таро и широко известная всему миру колода в переизданиях фирмы Гримо (Grimaud/France Cartes). Впервые название «Марсельское Таро» употребил Папюс в книге «Цыганское Таро» (1889). Но ещё долго после этого европейские оккультисты называли этот дизайн «итальянским», потому что происходил он из Италии.
Во Франции эти карты, начиная с XVII века, выпускали не только в Марселе, но и в других городах. Окончательно ввел в обиход название «Марсельское Таро» издатель Поль Марто. Он придал яркости колоде, именно он утвердил то самое «продающее» название «Древнее Марсельское Таро» и растиражировал эту колоду в 1930 году.
В «Марсельском Таро» прорисованы Большие Арканы и Карты Двора, но не прорисованы образы Младших Арканов, как это сделано во многих современных колодах, поэтому при работе с этой колодой потребуется безупречное знание Младших Арканов. Ваше воображение не сможет оттолкнуться от тех или иных образов, которые обычно предоставляют современные, более наглядные в данном случае колоды.
Нумерация в «Марсельском Таро» сохранена историческая. Колода начинается нулевым Арканом. VIII Большой Аркан – это карта «Правосудие», а XI – Сила. Отличительной чертой является то, что нижняя рамка XIII Аркана (Аркан «Смерть») отсутствует. Из-за этого низ картинки словно уходит в самую глубь, в центр Земли, без ограничения. На карте изображен скелет телесного цвета, косящий чёрное поле. Эта карта отсылает к латинскому изречению: Visita Interiorem Terrae Rectificando Operae Lapidem – «Посети внутренность Земли, и, исправившись, ты найдешь спрятанный камень». Таким образом, нужно использовать косу и выровнять, срезать то, что выступает, чтобы из чёрной земли смогли возродиться желтые ростки.
Наиболее полное исследование «Марсельского Таро» можно найти у Алехандро Ходоровски. Его книга «Путь Таро» удивительно красивая и поэтичная. Мне хочется цитировать ее бесконечно, когда я начинаю говорить о Таро и возможностях этой системы. Алехандро Ходоровски посвятил более 30 лет изучению истории и символики «Марсельского Таро». Вот что он сам говорит о своем увлечении: «Изучение Таро стало терапией для меня. Я начал работать над своими проекциями. Бесконечное число интерпретаций может быть дано сновидениям – суеверные, психоаналитические, мистические, и так далее. Я сказал себе: «Если изображения, которые возникают из бессознательного, имеют бесчисленные значения, и если все они мои, то я должен отвергнуть те, которые являются продуктом тоски, и выбрать те, которые ближе к божественному сознанию. И хотя я был воспитан атеистом – отцом, который высмеивал все священные книги, я позволял себе говорить «Бог», потому что слово «Бог» появляется в Аркане XVI, и по крайней мере половина из Старших Арканов имеет связь с религиозной мыслью».
Метод французской школы Таро доктора Папюса продолжает до сих пор привлекать современных практиков. В 1909 году Папюс опубликовал книгу «Предсказательное Таро». К ней прилагалась полная колода из 78 карт художника Габриэля Гулина в виде чёрно-белых иллюстраций, которые читателям предлагалось вырезать и наклеивать на картон для создания собственной колоды. Колода была нарисована в жанре классического герметизма. Папюс назвал свою работу «полным восстановлением египетского Таро».
В оригинальной версии колоды Папюса не были прорисованы сюжеты Малых Арканов. (Первым это сделал Уэйт, и об этом мы еще поговорим.) Сейчас существуют современные колоды, соответствующие его школе. Конечно же, они более совершенные и яркие, нежели первоначальный, предложенный Папюсом вариант, но в них сохранены его видение Таро и предложенные им доктрины.
Колода Таро, по методу Папюса, начинается с аркана Маг, то есть с цифры I, в отличие ото всех остальных, где колода открывается нулевым арканом – Шут. При этом Папюс разместил нулевой аркан между двадцатым арканом Суд и двадцать первым арканом Мир. Такое расположение вызывает многочисленную критику у приверженцев английской школы. Многие практики считают, что при такой расстановке система дает ощутимый сбой при получении информации. Порядковый номер 0 дает Дураку особую привилегию – его как будто бы и нет, и тем не менее он повсюду. Если вы однажды встретитесь с убежденным приверженцем системы Папюса, то вам со стоическим упорством объяснят, почему именно такой, а не другой порядок верен.
Доктор Папюс был очарован идеей, что покровительницей Таро является египетская богиня Исида и что именно ее образ, ее эманации представлены во втором Большом Аркане, который в его колоде называется «Папесса». Таро в системе Папюса воспринимается как канал для подключения к Высшему разуму через эгрегор Исиды. Практические инициации для эзотерической работы с картами Таро в традиции Папюса совершаются через одухотворение колоды энергетическим потоком Исиды. После такого основного подключения можно избежать многих ритуальных условностей, например, какой рукой следует вытаскивать карту, так как считается, что колода уже заряжена самой Исидой и готова к диалогу, без ограничений в количестве вопросов.
Самой популярной колодой является «Таро Райдера – Уэйта». Колода карт и книга Уэйта «Ключ к Таро» появились в 1908 году и решительно отличались от всех существовавших тогда колод. До Уэйта только Большие Арканы и Карты Двора были сюжетными. На остальных картах, то есть на Младших Арканах, были изображения только знаки мастей. Так на карте Семерка Кубков были нарисованы семь кубков, на Двойке Мечей – два меча, и так далее. Что именно означали эти карты, как их соотнести с предложенным раскладом – это можно было сделать лишь по наитию. Толковать эти карты все равно что толковать Семерку Червей или Двойку Пик. Возможно, именно поэтому в ранних раскладах было так популярно учитывать, как именно легла карта, в какой позиции она находится – перевернутой либо прямой.
После того как Уэйт прорисовал карты Младших Арканов, сделал их сюжетными, каждой придал значение и трактовку, надобность считать, вышла ли карта перевернутой либо нет, по большому счету отпала, потому что теперь и Младшие Арканы стали обладать закрепленным значением и образом. Так, Семерка Чаш стала Гибелью, а Двойка Мечей – Прекращением. Каждый аркан теперь обладал своим значением и образом. Эти изменения были по-настоящему революционными. Артуру Уэйту помогала художница Памела Колмен Смит, она также являлась членом Ордена «Золотой зари», самой влиятельной оккультной организации, где какое-то время Уэйт был руководителем.
Аркан Сила в колоде Уэйта стал по номеру VIII, а Правосудие – XI. Почему так поступил Уэйт – точного ответа нет. Существуют две основные версии такой перемены. По одной из них в ордене «Золотой зари» с Силой ассоциировали зодиакальный знак Льва, а с Правосудием – знак Весов. По порядку знаков зодиака Лев идет первым, потом Дева, а затем уже и Весы. Артур Эдвард Уэйт, возглавлявший некоторое время «Золотую зарю», якобы последовал этому порядку.
Другая догадка связана с каббалой, тайным еврейским учением, в основе которого лежит образ дерева, называемого Древом Жизни и считающегося символом Творения. Это Древо состоит из десяти энергетических центров, называемых «сфирот» и соединяемых между собой двадцатью двумя «тропами», или связками. Считается, что десять сфирот соответствуют первым десяти числам, а двадцать две связки между ними – 22 буквам еврейского алфавита, из чего многие делают вывод, что они соответствуют и 22 Старшим Арканам. Уэйт поменял местами VIII и XI Арканы из-за того, что видел некую особую связку между арканами Таро и каббалой. Тем не менее Алистер Кроули, разбиравшийся в каббале во всяком случае не хуже Уэйта, этой перестановки не принял: в его колоде 1944 года Сила и Справедливость вернулись на свои прежние места. Так как в свое время колода Уэйта была очень популярна, то с нумерацией, которую в свое время предложил Уэйт, издается много современных колод Таро, обратите на это внимание, когда будете присматривать для себя колоду.
Артур ЭдварД Уэйт прожил долгую и плодотворную творческую жизнь (1857–1942 гг.). Современники подтверждали его невероятную эрудированность и образованность, называли его не иначе как «ходячая библиотека». Его обширные оккультные работы получили одобрение в академических кругах. Впрочем, не все были к Уэйту благосклонно настроены. Его современник Алистер Кроули считал Уэйта напыщенным и высокомерным.
Родители Алистера Кроули были членами секты «Плимутские братья». Ежедневное изучение Библии сопровождало всё детство Алистера. Однако после смерти отца все попытки матери укрепить Кроули в христианской вере только провоцировали его скептицизм. Постоянно бунтующее поведение доводило его мать до такой степени, что она в сердцах называла Алистера «Зверем 666» (из «Откровения Иоанна Богослова») – этим эпитетом Кроули впоследствии любил называть себя. В 1895 году, после окончания школы, Кроули поступил в Кембриджский университет. Сперва он проявлял интерес к изучению «моральных наук» (философии, психологии и экономики), но затем под влиянием учителя переключился на изучение английской литературы. Годы обучения в университете были беззаботным временем для Кроули из-за крупного наследства, оставленного отцом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/taisiya-nedzveckaya/taro-vse-slova-svyaschenny/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
1
Жан-Батист Альетт (литературный псевдоним Эттейлла, 1738–1791) – французский оккультист и таролог. В 1788–1789 гг. он опубликовал свою версию колоды Таро, смесь Марсельского Таро и Египетского.