Криминология
Коллектив авторов
Скорая помощь студенту. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Криминология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Коллектив авторов
Криминология
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2014
1. Криминология как учебная дисциплина
1
Название науки происходит от лат. crimen – преступление и греч. logos – учение, но фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектнее.
Под криминологией понимается учебная дисциплина, которая изучает преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью.
2
Криминология отвечает на следующие вопросы:
• почему человек совершает преступление;
• почему для решения своих проблем он выбирает преступный путь;
• как не допустить этого?
Криминология как наука изучает:
• преступность и ее виды;
• преступления, их причины, взаимосвязь с различными явлениями и процессами;
• результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью.
Криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений и индивидуального преступного поведения, но и феномен преступности как одно из наиболее сложных социальных явлений.
Криминология вырабатывает рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.
3
Криминология как учебная дисциплина изучает:
? предмет криминологии, под которым понимается совокупность изучаемых явлений, процессов и закономерностей;
? объект криминологии, под которым понимаются общественные отношения, связанные с преступностью и решением задач ее преодоления;
? преступление.
4
Предмет криминологии содержит следующие элементы:
• преступность;
• личность преступника;
• причины и условия преступности;
• предупреждение преступности.
Под преступлением понимается объект криминологического изучения, анализирующийся одновременно с условиями внешней среды и характеристиками самого человека, а также не как одномоментный акт, а как процесс, существующий в пространстве и времени.
5
Систему криминологии составляют:
? общая часть, изучающая понятие, предмет, метод, цели, задачи, функции, историю развития, основы исследований, преступность, личность преступника и механизм преступлений;
? специальная часть, изучающая криминологические характеристики отдельных групп преступлений и перечень предупредительных мероприятий по борьбе с ними.
6
Задачами криминологии являются:
? изучение объективных и субъективных факторов, которые влияют на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
? изучение личности преступника, выявление механизма совершения конкретного преступления, классификации видов преступных явлений и типов личности преступника.
7
К целям криминологии относятся:
• практическая, которая вырабатывает научные рекомендации и конструктивные предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью;
• теоретическая, которая предполагает познание закономерностей и выработку научных теорий, концепций и гипотез преступности;
• ближайшая, которая направлена на осуществление ежедневной работы по борьбе с преступностью;
• перспективная, которая стремится создать систему предупреждения преступности, позволяющую нейтрализовать и преодолеть криминогенные факторы.
2. Предмет и методы криминологии
Под предметом криминологии понимается круг вопросов, изучаемых учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, фактах и историческом опыте.
1
Предмет криминологии состоит из четырех основных элементов:
? преступность как социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в государстве за определенный период;
? личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях. Данные о личностных свойствах преступника, как правило, содержат информацию о причинах преступлений;
? причины и условия преступности, т. е. система негативных политических, психологических, экономических, демографических, организационно-управленческих явлений и процессов, порождающих и обусловливающих преступность;
? предупреждение (профилактика) преступности, т. е. система государственных мер, которые направлены на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей.
Криминология использует определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.
Под методом криминологии понимается совокупность приемов и способов, которые используются для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее компонентах, о личности преступника в целях создания эффективных мер борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.
2
В криминологии наиболее широко используются следующие методы:
• наблюдение, т. е. непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения являются отдельные лица, группа лиц, конкретные явления, вызывающие интерес у криминологов;
• эксперимент проводится в случаях, если необходимы внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверка теоретических предположений и идей;
• опрос, т. е. метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения. Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов (заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);
• моделирование, т. е. способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей в целях получения новой информации.
3
Методология криминологического исследования базируется на том, что преступность рассматривается:
• в движении и изменении криминологически значимых явлений (преступления, преступности, их детерминации, причины и т. п.);
• во взаимодействии и взаимозависимости с другими явлениями и процессами, в контексте общественных отношений;
• как процесс, в котором криминологически значимые явления носят поступательный характер, т. е. движение происходит не по кругу;
• как социальное явление, поэтому при ее исследовании используются методы социальных наук (социологии и социальной психологии);
• как совокупность внутренних (разные стороны изучаемых криминальных явлений) и внешних (противоречия между криминальными и иными явлениями) противоречий.
3. Задачи и система криминологии
1
Задачи науки определяются собственной логикой ее развития. Основными задачами криминологии являются:
? выявление механизма совершения конкретного преступления;
? изучение личности преступника;
? классификация видов преступных проявлений;
? классификация типов личности преступника;
? изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на уровень, состояние, динамику и структуру преступности;
? социально-криминальное исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
? определение основных направлений и мер предупреждения преступности.
2
Общими задачами криминологии являются:
• аналитическая, к которой относятся исследование преступности, личности преступника, жертв преступления, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности; их состояние в целом и по категориям преступлений либо по особенностям контингента преступников;
• прогностическая, т. е. раскрытие обоснованных предположений о возможном развитии криминологических явлений;
• практическая, т. е. внедрение криминологических рекомендаций в законотворческую и правоприменительную практику;
• экспериментальная, т. е. проверка проектов нормативных актов на предмет их криминологической обоснованности и последствий в изменении преступности;
• международная, т. е. изучение и использование международного опыта по выработке и осуществлению на практике системы эффективных мер предупреждения преступности.
3
Задачами предупреждения отдельных видов преступлений являются:
• интенсификация предупреждения насильственной и вооруженной преступности;
• сокращение организованной преступности;
• подконтрольность экономической преступности и коррупции;
• снижение темпов роста преступности несовершеннолетних;
• предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
4
Можно также выделить четыре группы задач:
1) познавательные, которые изучают закономерности существования и движения преступности, особенности личности преступника и механизмов совершения преступлений различного вида, стратегию борьбы с преступностью с учетом тех социальных изменений, которые происходят в мире;
2) прогностические, которые обязаны предвидеть и предсказать развитие событий. Речь идет о вероятном прогнозе, при котором намечаются основные тенденции того или иного явления;
3) рекомендательные, т. е. рекомендации криминологов для государственных и общественных организаций;
4) просветительные, т. е. просвещение населения. Необходимо донести людям основные криминологические сведения, научить активнее бороться с преступными действиями и избегать того, чтобы оказаться жертвой преступника.
5
Система криминологии состоит:
? из Общей части, в которой рассматриваются общие криминологические понятия (история развития криминологии, предмет, метод, цели, задачи, функции, личность преступника, механизм преступного поведения, преступность, ее предупреждение, прогнозирование и планирование);
? Особенной части, в которой дается криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по их содержанию или особенностям преступников.
4. История развития криминологии в России
Впервые преступность в России систематически начала изучаться в рамках социологической школы уголовного права. Историю становления криминологии можно разделить на четыре этапа.
1
Первый этап (дореволюционный период (до 1917 г.)). Особое значение для развития отечественной криминологии имели труды Ч. Беккариа, основной идеей которых было предупредительное воздействие наказания, а также то, что наказание должно быть публичным, своевременным и справедливым, перечень наказуемых деяний – доведен до всех граждан. Влиянию этих идей был подвержен и А. Н. Радищев. В данный период он впервые в России выявил показатели, характеризующие виды преступлений, лиц, их совершивших, а также мотивы и причины совершения ими преступлений.
А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский в своих произведениях критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве, в рамках которого нашли отражение и некоторые вопросы криминологии.
2
Второй этап (с 1917 г. до начала 1930-х гг.). На этом этапе изучение преступности продолжалось. Анализ состояния преступности, ее причин, личности преступника проводился органами юстиции, милиции, работниками государственного аппарата, научными сотрудниками, студентами и др. В этот период криминологические проблемы исследовались в рамках общего уголовного права, т. е. криминология была его подотраслью.
В 1922 г. в Саратове создается первый в России кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем в Киеве, Харькове, Одессе и в других городах возникли так называемые кабинеты по изучению личности преступника. В 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника. В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, поскольку считалось, что социализм не имеет собственных причин для возникновения и существования преступности и поэтому криминологические исследования не нужны.
К числу теоретических исследований этого этапа относятся труды:
• М. Н. Гернета «Моральная статистика» (1922), «Преступность и самоубийство во время войны и после нее» (1927), «Преступность за границей и в СССР» (1931);
• А. А. Герцензона «Изучение Московской преступности» (1926);
• В. И. Куфаева «Юные правонарушители» (1924);
• Е. И. Тарновского «Движение преступности в РСФСР за 1922–1923 гг.» (1924), «Основные черты современной преступности» (1925);
• В. И. Халфина «Размеры преступности в РСФСР» и др.
3
Третий этап (с начала 1930-х до начала 1990-х гг.). До 1940-х гг. криминологические исследования носили полузакрытый характер, проводились по отдельным проблемам борьбы с преступностью и организовывались правоохранительными органами.
В 1963 г. был прочитан первый в России курс криминологии (на юридическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова), а с 1964 г. этот курс стал обязательным для всех юридических институтов страны. Криминология постепенно становится самостоятельной наукой, основоположником которой стал А. Б. Сахаров. В 1970— 1990-х гг. велось интенсивное исследование проблем причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, а также развивались виктимология, прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
4
Четвертый этап (с начала 1990-х гг. до настоящего времени). В этот период сформировались такие частные криминологические теории, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и др.
Научные криминологические разработки отечественных ученых основывались на новых экономических отношениях. Был проанализирован многолетний опыт других стран в области борьбы с преступностью. Наметилось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволяет рассматривать криминологию как науку, вышедшую на международный уровень. В этот период были созданы Российская криминологическая ассоциация и Союз криминалистов и криминологов России.
5. Взаимосвязь криминологии с другими науками
1
Для определения взаимосвязи криминологии с другими науками существенное значение имеет выяснение степени:
• ее родства с другими, особенно смежными, дисциплинами;
• ее самостоятельности.
Взаимосвязь наук диктуется насущными задачами теоретических и прикладных исследований в области борьбы с преступностью, так как преступность представляет собой сложное социальное явление, в борьбе с которой приходится использовать достижения многих наук. И криминология занимает здесь ведущее место.
2
Проблему борьбы с преступностью решают множество юридических наук, каждая своим способом. Их можно разделить на две группы:
1) косвенные, которые рассматривают проблемы преступности поверхностно, не углубляясь в них;
2) специальные.
3
К косвенным способам борьбы с преступностью относятся:
• конституционное право (устанавливает общие начала всей деятельности правоохранительных органов, а также основные положения, на которых строится все законодательство Российской Федерации);
• гражданское право (предусматривает гражданско-правовую ответственность);
• земельное право;
• административное право;
• экологическое право;
• семейное право;
• трудовое право и др.
4
К специальным способам борьбы с преступностью относятся:
• уголовное право;
• уголовно-процессуальное право;
• уголовно-исполнительное право;
• криминалистика.
5
Связь криминологии с уголовным правом заключается в том, что вопросы, которые относятся к предмету криминологии, ранее входили в курс уголовного права, поскольку сама криминология признавалась лишь подотраслью данной науки.
Уголовно-правовая теория дает юридическую характеристику преступлениям и преступнику, которые используются в криминологии. Криминология предоставляет уголовному праву сведения об уровне преступности, эффективности профилактики преступлений.
6
Взаимосвязь криминологии и уголовного процесса проявляется в правоприменительной деятельности правоохранительных органов, направленной на устранение причин и условий развития преступности.
7
Взаимосвязь криминологии с уголовно-исполнительным правом проявляется в том, что оно рассматривает вопросы непосредственного процесса и порядка отбытия наказания, адаптации осужденных в обществе, эффективности пенитенциарной системы и др. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению преступных рецидивов и повышению эффективности исправления осужденных.
Криминалистика – наука, занимающаяся вопросами, касающимися методики, тактики и техники расследования конкретных видов преступлений.
8
Взаимосвязь криминологии и криминалистики проявляется в том, что на криминологию возлагается обязанность, основываясь на сведениях об общих тенденциях развития преступности и увеличении отдельных видов преступлений, определять направления криминалистической деятельности.
6. Статистика в криминологических исследованиях
Под уголовной статистикой понимается система положений и приемов общей теории статистики, применяющиеся при изучении уголовно-правовых и криминологических явлений в целях выявления их закономерностей и разработки мер, которые способны оказать противодействие преступности.
1
Целью уголовной статистики в криминологическом исследовании является полная и всесторонняя количественная характеристика преступности, личности преступников, жертв преступлений и т. д.
2
Задачами уголовной статистики являются:
? получение достоверной информации о регистрации преступлений и принятых мерах борьбы с ними;
? составление цифровой характеристики состояния и динамики преступности в абсолютных и относительных показателях, а также оценка практики борьбы с преступностью;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/kriminologiya-22115266/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.