Социология. Краткий курc
Коллектив авторов
Скорая помощь студенту. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Социология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.
Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Социология
1. Объект и предмет социологии
1
Социология изучает социальную сферу функционирования и развития общества. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений.
Социология – наука о закономерностях становления и развития социальных систем, социальных общностей, групп, личностей.
Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Данные элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни. Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях, группах и институтах.
Под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и пр. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
2
Различают следующие основные объекты изучения социологии:
• общество как целостная социальная реальность;
• социальные организации;
• социальные институты;
• социальные взаимодействия;
• социальные явления;
• социальные процессы;
• социальные отношения;
• социальные общности;
• социальные субъекты.
Институты – созданные людьми стабильные формы организации жизни (институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.).
Объект изучения социологии — информация об обществе (объективная, субъективная, первичная, вторичная, собранная с помощью различных методов и на основании разных источников).
3
Выделяют следующие основные информационные объекты социологии:
• демографический (совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населения);
• психологический (совокупность установок и методов поведения людей);
• общностный (информация о классах, группах, слоях, организациях);
• отношенческий (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями);
• культурологический (связанный с поведением людей, обусловленным нормами и ценностями жизни и культуры).
Предмет изучения социологии – социальная жизнь общества, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
4
Разработано несколько различных подходов к изучению социологии как науки:
? масштабный подход к рассмотрению социологии (макросоциология, мезосоциология, микросоциология);
? содержательный (социальные факты, общие и специальные социологические теории, методы сбора и анализа данных);
? целевой (фундаментальная и прикладная социология).
Макросоциология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы) и взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Мезосоциология исследует имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения) и институты. Микросоциология обращена к процессам непосредственного межличностного взаимодействия, исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы и правила.
Среди современных социологов на макросоциологическом уровне преобладают в основном функционализм Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, теории конфликта К. Маркса и Р. Дарендорфа. Согласно микросоциологическим теориям, взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания (Дж. Хоманс); люди, как актеры в театре, играют определенные роли (Э. Гофман).
2. Функции, категории и законы социологии
1
Социологии как науке присущи несколько различных функций:
? теоретико-познавательная;
? прогностическая;
? социального проектирования;
? социально-технологическая;
? управленческая;
? идеологическая;
? воспитательная.
Теоретико-познавательная функция социологии – это изучение и объяснение закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации. Прогностическая функция социологии заключается в построении долгосрочных и краткосрочных прогнозов в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п. Такие прогнозы составляют основу разработки рекомендаций для практики политического и социального управления. Функция социального проектирования представляет собой разработку оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей (трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения), но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.
Социально-технологическая функция социологии подразумевает изучение социально-психологической обстановки в коллективах, управление социальными конфликтами, управление избирательными кампаниями, формирование первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками, выяснение потенциальной текучести кадров. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации.
Управленческая функция социологии – это поиск разумных способов решения общественных проблем и вопросов, возникающих в результате того или иного воздействия на общество.
Идеологическая функция социологии объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т. п. Социология выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.
Воспитательная функция социологии подразумевает внедрение в массовое сознание определенных социокультурных ценностей и норм, ориентирующих индивидов на оптимальные для данной социокультурной системы общественные отношения.
2
В современной социологии принято различать несколько основных категорий.
Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении.
К основным социологическим категориям относятся:
? общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении («социальная система», «социальное развитие» и др.);
? собственно социологические категории («стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);
? категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.).
Социологический закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов.
Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляют ее методологическую основу.
3
В основные категории социальных законов входят:
? констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б (например, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятого в сельском хозяйстве населения);
? устанавливающие тенденции развития: они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производственных сил требует изменения отношений производства;
? устанавливающие связь между социальными явлениями (функциональные законы): вырабатывают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования; фиксирующие причинную связь между социальными явлениями;
? утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями.
Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции служит рациональное сочетание общественных и личных интересов.
3. Социология в системе гуманитарных наук
1
Принято выделять перечень причин, определяющих особое место социологии в системе гуманитарных наук:
• наука об обществе, его явлениях и процессах;
• включает общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;
• все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают социальный аспект;
• техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;
• сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др.).
2
Социология одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение.
Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Социологические теории играют важную роль в объяснении проблем в истории, политологии, психологии, правоведении и др. Социология вырабатывает общетеоретические подходы и методологию научного анализа и истолкования данных явлений.
Разработанная в социологии техника и методика научного анализа (опрос, анализ документов) используется другими общественными науками.
Общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений. Методы сбора и анализа данных (методология) – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.
Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Фундаментальная социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.
Прикладная социология ориентирована на практическую пользу; совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии включают эмпирию, теорию и методологию.
3
Антропология применяет многие из подходов, присущих социологии, но она изучает небольшие племенные незападные цивилизации (архаические общества), а социология изучает современное общество.
Политическая наука рассматривает проблемы власти и ее распределения в обществе. Здесь социологические подходы часто используются для изучения поведения избирателей.
Экономика изучает производство, потребление и распределение ограниченных материальных ресурсов. Социология здесь используется для учета влияния информации на потребительское поведение населения.
Социология связана с психологией, используя научные знания об основах индивидуального и группового поведения.
Особо тесные связи существуют между социологией и историей, поскольку обе имеют объектом и предметом исследования общество и воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Различие заключается в том, что история воспроизводит социальный процесс постфактум (лат. postfactum – после), а социология – инфактум (лат. infactum – в то время, когда происходит).
4. О. Конт – Основоположник социологической науки
1
О. Конт (1798–1857) – французский философ, основоположник позитивизма и буржуазной социологии. Основная идея Конта – отделение науки от метафизики и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т. е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. О. Конт предложил разработать «социальную физику», или «социологию». Социология, как и естественные науки, должна быть объективной, проверяемой, общепризнанной, при этом социология ставилась им над естественными науками. Основное произведение ученого – «Курс позитивной философии».
2
Социальная теория Конта состоит из двух частей: «Социальная статика» и «Социальная динамика». Основной интерес французский мыслитель направил на динамику.
Первичный фактор социальной динамики – это духовное и умственное развитие. Ко вторичным факторам социальной динамики относятся климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и особенности интеллектуальных и моральных черт человека.
Позитивист О. Конт предложил выделить социологию как отдельную науку: по его мнению, социология должна противопоставить революционным теориям позитивную теорию эволюционного развития общества.
3
О. Конт утверждал, что в основе развития человеческого общества лежит прогресс знаний, и выделял следующие стадии в развитии общества и знаний:
1) теологическую;
2) метафизическую;
3) позитивную.
Теологическая стадия в развитии общества и знаний охватывает Древний мир и ранее Средневековье (до XIV в.): в основе развития лежат религиозные представления, вера в Бога.
Метафизическая стадия (до XIX в.): происходит постепенное ослабление религиозного влияния и освобождение от него, но знание носит также абстрактный характер.
Позитивная стадия характеризуется овладением человечеством наукой и использованием ее для развития гармонического общества.
Конт также начал разрабатывать методологию научного познания в социологии.
Он предложил отказаться от идеологии врожденных истин. Наука должна опираться только на факты. В качестве методов научного познания Конт предлагал использовать наблюдение, опрос, документы, исторический метод.
5. Органическая теория общества Г. Спенсера
1
Г. Спенсер (1820–1903) – крупный английский ученый XIX в. Его главное произведение – трехтомная работа «Основания социологии». Спенсер стал одним из основоположников органической школы и ввел в социологию идею плановой эволюции. Ученый исходил из аналогии между живыми и социальными организмами, поэтому общество у него выступает как единый целостный организм, все части которого взаимосвязаны.
Эволюция – процесс постепенной дифференциации (усложнения) социального организма.
Эволюционный прогресс основан на выживании наиболее приспособленных и одаренных, поэтому Спенсера считают одним из основоположником социал-дарвинизма.
Социальный дарвинизм (социал-дарвинизм) – социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Ч. Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
2
Г. Спенсер различал военный и промышленный типы устройства общества.
Военный тип устройства общества – коллективистский, когда интересы личности подчиняются обществу. Промышленный тип основан на личной свободе, предполагает инициативу личности.
Г. Спенсер впервые ввел понятия социальной системы, социальной структуры, социального института и разграничивал следующие типы социальных институтов:
? продолжающие род (брак, семья);
? экономические;
? регулирующие (религия, политические институты, мораль и т. д.).
Общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появления абсолютно новых социальных институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов.
3
Спенсер считал, что при определенных условиях может происходить регресс общества и даже его распад.
Социальную революцию Г. Спенсер рассматривал как болезнь, противоречащую органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу.
Две идеи Спенсера – описание структуры общества как особого организма и идея эволюции – определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: функционализма и эволюционизма. Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличии эволюции в биологическом мире и распространял эту идею на все без исключения явления в природе и обществе.
6. Социология М. Вебера
1
Немецкий ученый М. Вебер (1864–1920) – крупнейший социолог рубежа XIX–XX вв. Главные произведения: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество». В отличие от К. Маркса, который считал основой общественного развития экономику, Вебер за основу общественного развития брал культурные ценности, рациональность. Он полагал, что все общественные институты, формы поведения регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди, т. е. наш субъективный смысл, приобретая всеобщий и обязательный характер, составляет суть социального.
Другое название – рациональность, т. е. соответствие социального действия некоторому образцу, который выражает суть общественного интереса эпохи.
При этом социология становится наукой об этических идеальных типах, которые регулируют социальные действия людей.
2
Рассматривая мотивы социальных действий, Вебер конструирует его идеальные типы. Он выделяет следующие типы социальных действий:
? целерациональное;
? ценностно-рациональное;
? аффектное;
? традиционное.
В основе целерационального социального действия лежит личная выгода, при этом индивид просчитывает свои действия и учитывает реакцию других людей (бизнес-сделка).
Ценностно-рациональное действие основано на вере в нравственные, религиозные ценности. Аффектное социальное действие обусловлено эмоциональными состояниями индивида. Традиционное социальное действие основано на длительной привычке.
Согласно Веберу, высший тип социального действия – целерациональное, критерий – личный успех. Это действие лежит в основе капиталистической системы хозяйства. Вебер рассматривал капитализм как наиболее рациональный тип хозяйства.
В целом рационализация социального действия служит основной тенденцией исторического процесса.
3
Большое внимание Вебер уделял религиозным истокам хозяйственной деятельности и, в частности, капитализма. Он пришел к выводу, что в основе зарождения современного капитализма лежал протестантизм и его этика аскетизма, самоограничения.
Большое внимание Вебер уделял методологии научного исследования. Он пришел к выводу, что в социологии, как и в других общественных науках, основной метод – понимание, т. е. ученый должен интуитивно почувствовать, что лежит в основе явления. По мнению ученого, социология должна основываться на научных суждениях, свободных от ценностей, т. е. личных пристрастий. Это делает научное исследование истинно объективным. Но в то же время Вебер признавал, что полностью отбросить этот субъективный момент никогда не удается.
7. Социология и метод Э. Дюркгейма
1
Видный французский ученый Э. Дюркгейм (1858–1917) – последователь О. Конта.
Его главное произведение – «Правила социологического метода».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/sociologiya-kratkiy-kurc/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.