Книга ленивого фотографа

Книга ленивого фотографа
Александръ Дунаенко
«Книга ленивого фотографа» для тех, у кого нет дорогих фотокамер, нет желания или возможности сидеть за компьютером и украшать снимки про посредстве фотошопа. Но кто хотел бы с помощью самого простого устройства «остановить прекрасное мгновение». Пейзаж, портрет любимого ребёнка, женщины. Не важно, что под рукой – «зеркалка», «мыльница» или обыкновенный «мобильник». В Книге простые советы для тех, кто хотел бы получать достойные снимки, не затрачивая на это больших средств и времени.

Книга ленивого фотографа

Александръ Дунаенко

© Александръ Дунаенко, 2019

ISBN 978-5-4474-8109-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение
Если у Вас появилось устройство, которым можно фотографировать – «мыльница», «айфон», любой коммуникатор, бюджетная фотокамера и у вас есть желание пользоваться появившейся возможностью, но нет желания сидеть потом подолгу за компьютером и «вылизывать» на ваших фото каждый закоулок – полистайте эту книгу.
Она для тех, кто хотел бы получать приличные снимки без особых усилий. Почти без труда вытаскивать из пруда рыбок.
В основу съёмок предлагается один приём: Вы увидели по пути, разговарияая с другом, засмотревшись на дерево или закат что-то для себя интересное. Достали своё фотографирующее устройство и нажали на спуск.
Снимок почти сразу можно с гордостью показывать на компьютере изумленным друзям.

Просто вы знали несколько основных правил фотосъёмки.

Всё остальное сделали за Вас Природа, японская фотокамера и – случай…

Если совсем коротко
Фотоаппарат есть сейчас в каждом доме. Делать снимки можно не только фотокамерой, но и любым мобильным устройством, видеокамерой. И даже, если на кнопку нажмёт ребёнок, снимок всё равно получится. И этот снимок можно сразу посмотреть или на дисплее устройства, либо – на компьютере. Фотографировать сейчас легко и просто. Но тут уже возникает другая проблема: увы, не все снимки приносят удовлетворение. После того, как кто-то из нас нажимает на кнопку, снимок может не оправдать наших ожиданий. Он может получиться совсем не такой, какие мы видим в глянцевых журналах и на фотовыставках.

Я занимаюсь фотографией с тринадцати лет. Профессионалом не стал. Обыкновенный фотолюбитель. Сейчас мне 64. Хотел бы поделиться опытом. Но… Опытом… ленивого фотографа. То есть, такого, который не возится долго за обработкой одного снимка в Фотошопе. Который замечает картины, которые уже создала природа, или окружающая обстановка. И просто нажимает на кнопку своего фотоаппарата в нужный момент. Виды города, сэлфи, эпизоды дачной жизни, малыши, голуби, цветы, кошки – всё, что окружает нас, может стать предметом интереса фотолюбителя.

И при этом не обязательно иметь дорогую зеркальную камеру и кучу сменных объективов. Начать можно с обыкновенного мобильника. А потом… Всё будет зависеть от ваших успехов и увлечённости.

Ну, допустим, у вас мобильник. Вся техника фотосъёмки тут сводится к двум операциям: навести прибор на объект и нажать на кнопку.

Главное, на что тут нужно обратить внимание – это на композицию, то есть на правильное распределение деталей снимка. Наш взгляд всегда обращается, прежде всего, к центру кадра. Всё главное – в центре. В центре ваш любимый друг, котёнок, плюшевый мишка. Если вы кого-то или что-то поместили в центр, вы уже сказали вашим зрителям – это главное.
И все ваши дальнейшие усилия должны быть направлены на то, чтобы это главное выглядело самым лучшим образом.

Например: вы прогуливаетесь по нашему любимому городу Орску и хотите сфотографировать друзей на фоне памятника Т. Г. Шевченко. Распространённой ошибкой является съёмка маленькой фигурки рядом с большим памятником. И, хоть ваш друг и расположен в центре – его на фоне памятника почти не видно.


Фото Валерии Карповой


Фото автора X-S1 ISO 200 1/680s f/4


Фото Ани Богатиковой FinePix S4900

Попросите его подойти поближе. Если друг ваш на фотографии окажется крупным планом, а памятник пусть во весь рост, но – маленький – друг на вас не обидится. Может обидеться памятник. Но он же вам не друг…

Мы тут употребили выражение «крупным планом». При съёмках очень часто приходится использовать такое выражение. Крупный план – это когда в кадре голова и немножко плечи. (стр.6 и 8)


Фото Виктории Кропивенко. Камера DCS-HX300 (Sony) Крупный план.


Фото Валерии Карповой DCS-H200 (Sony) Крупный план.

Есть ещё средний план – это когда человек или группа людей фотографируются по пояс. (стр.10—11)


Фото автора X-S1. Средний план.


Фото автора. Камера X-S1 ISO 1000 1/100s f 4
Sony Sybershot H9 ISO 100 1/640s f 5,6. Средний план.

И – план – общий. Это – когда во весь рост. Когда вокруг интерьер, обстановка, среди которой находятся герои снимка. (стр.12—13)


Фото Никиты Пищулина. Общий план.


Фото автора DCS H-50 ISO 100 1/1000s f 5. Общий план.

Это касается и съёмки зданий, проспектов. Общий план – это когда вы снимаете целую улицу. Средний – несколько домов. И крупный – один дом, или даже его часть.
Если вы фотографируете лицо вашего друга – только лицо, или его часть (нос, глаз), то это уже будет «деталь».
Также – если вы снимаете не дом, а какое-нибудь на нём украшение, окно, часть водосточной трубы, то это тоже будет «деталь». (стр. 7)


Фото Валерии Карповой. Деталь

Есть ещё понятие «Очень крупный, сверхкрупный план», который можно называть и «деталь».
В фильме Бунюэля Сальвадора Дали есть жуткий кадр, где на сверхкрупном плане лезвие разрезает глаз.

Мы приведём пример без лезвия. (стр. 15)


Фото автора X-S1. Крупный план.


Canon Pover Shot SX4. Сверхкрупный план.

Фото глаза слушательницы нашей Телешколы сделал Никита Пищулин. (стр.15)


Сверхкрупный план. Фото Валерии Карповой DSC-H200
ISO 800 1/50s f 6 (стр. 8)

Ну, вернёмся к памятнику и вашему другу, который ожидает, когда же вы всё-таки нажмёте на спуск. Он уже устал улыбаться. Но вам нужно решить ещё одну задачу: как расположить в кадре два важных предмета – вашего друга и памятник? И тут вам нужно соблюсти ещё один важный закон изобразительного искусства, в том числе и фотографии: закон равновесия в кадре. А это означает, что, если ваш друг находится в левой стороне кадра, то в правой обязательно должно находиться что-то, что обязательно его уравновесит. Блик солнца, дерево, машина. В нашем с вами случае – памятник.

И никак нельзя, чтобы друг и памятник оказались в одной части кадра, а другая оказалась свободной, пустой, заполненной малозначащими предметами. Снимок будет испорчен, «ВКонтакте» его пролистнут, не задерживаясь, и ни один журнал у вас его не возьмёт.

Когда вы оказываетесь на улице или за городом, вам хочется сделать снимок, который называется «пейзаж». Ну, это обыкновенный вид города, река с деревом или дорога, уходящая в степь. И кажется на первый взгляд, что снимать лучше в хорошую погоду: когда тепло, светит солнце. А вокруг – красота архитектуры или рек, озёр и перелесков.
Но после прогулки и поездки оказывается, что снимки получились какими-то невыразительными, плоскими. Странно: всё было так замечательно, а снимки слабые. И тут свое отношение к погоде и условиям съёмки нужно менять. Что очень хорошо и нравится вам, может совсем не подходить для фотосъёмки.

Во-первых – время съёмки. Снимать нужно или утром, или вечером. Можно снимать в любое время – если плохая погода. Для вас плохо, когда дождь, ветер, град. А для фотоаппарата – это как раз то время, когда можно сделать весьма интересный снимок. Как гнутся деревья. Как мокрую дорогу перебегают, прячась от дождя, люди. Когда буран и на улицу не выгонишь и собаку… (Стр. 17—18)


«Sony Sybershot H9» ISO 100 f/4 1/200s Фото автора


ISO 100 f 5/6 1/1000s «Sony Sybershot H9». Фото автора.


«Sony Sybershot H9». Фото автора. ISO 400 1/60s f/4


Фото Валерии Карповой COOLPIX S2600 ISO 160 1/60s f/6,5

А утром и вечером всегда интересное освещение. Обратите внимание – вечером вы можете разглядеть след машины на снегу, в то время как в полдень его совсем не видно. (Стр. 19)


ISO 100 f/4 1/1000s «Sony Sybershot H9». Фото автора.

И все предметы при утреннем и вечернем освещении выглядят ярче, в них больше цвета и света. (Стр. 20).


Камера DSC-HX200V ISO 125 f1/ 2.8 1/640s
Фото Натальи Улахович

Как видите, во всех этих рекомендациях я ни разу не намекнул на какие-то особенные возможности аппарата, которым вам приходится снимать. Что бы ни оказалось у вас в руках – планшет или «мыльница», если вы будете следовать моим несложным советам, то вы всегда сможете сделать хороший снимок. (Стр. 21).


Хорошая погода для фотографа – плохая погода.

Убрать всё лишнее
Великого скульптора спросили однажды – как он создает свои скульптуры? – Это очень просто, – ответил он, – я беру кусок мрамора и отсекаю от него всё лишнее.

Главный недостаток почти всех любительских снимков – это их «засорённость» лишними деталями.
Простой пример – фото на фоне памятника.
Обычно фотограф-любитель ставит своего друга вплотную к памятнику или иной достопримечательности, отходит подальше, чтобы в кадр вместились оба, и нажимает на спуск.
В результате получается маленькая незаметная фигурка человека на фоне глыбы из мрамора или гранита. Друг фотографа затерялся среди множества других предметов.
Обыкновенный портрет в комнате. За спиной модели спинки стульев, кастрюли, ковры – разные предметы домашней обстановки.
Вы фотографируете ветку яблони. Но рядом с ней – другие ветки. Сквозь них ещё просвечивают дачные строения. И всё на снимке получилось резко, чётко. И трудно понять – что же привлекло внимание фотографа, чем он хотел удивить, порадовать своих друзей?

И главной задачей фотографа и будет выделение на снимке главного, отсечение всего лишнего.
Для этого и существуют всевозможные творческие приёмы.

Но уже на первом этапе съёмок необходимо по возможности освободить кадр от лишних деталей.

Если фото на фоне памятника – попросите своего друга стать так, чтобы он был от вас на достаточно близком расстоянии. Помните – ваш друг на снимке главное действующее лицо, а не памятник. В кадре ещё достаточно места, чтобы и памятник поместился там во всю свою величину. Вместе с другом отойдите для этого подальше.

Если портрет в комнате – обратите внимание на фон. Найдите место, где за спиной у вашей модели будет, как можно меньше отвлекающих предметов. Лучше, конечно, специальный фон. Если его нет – стена, обои.
Делайте крупные планы. Это поможет вашему фотоаппарату как-то «размыть» фон. Если вы добиваетесь максимального эффекта, то фон с ненужными деталями можно «размыть», пользуясь любой несложной программой для обработки фотографий.

А ветка яблони…

Тут первое – захватить её в кадр так, чтобы вокруг было меньше лишнего. Найдите такую точку съёмки. И снимайте на функции телеобъектива. То есть, отойдите подальше и кнопкой фотоаппарата на объективе постарайтесь к себе «приблизить». При таком положении объектива фон сделается нерезким, и всё внимание сосредоточится на ветке.

Конечно, во время съёмки почти невозможно всё предусмотреть. И освобождение от ненужных деталей ещё нужно будет продолжить за компьютером.

Какую камеру выбрать?
Если вы заинтересовались фотографией, то неизбежен, в конце концов, вопрос: какую камеру выбрать? Скорее всего, он возникает после первых удачных опытов с мобильником или планшетом.
И тут главным, определяющим моментом является соотношение цена-качество. Случаи, когда любитель берёт дорогую фотокамеру, но снимки делает неинтересными, совсем не редкость. И очень много работ фотолюбителей, которые добились впечатляющих результатов аппаратом, который вполне по силам приобрести семье со средним достатком.
На что я рекомендую обращать внимание своим слушателям? Это – на поворотный дисплей. И – на возможности объектива.
Поворотный дисплей позволяет делать снимки с нижней точки, не ложась при этом на асфальт или в песок. (Стр. 22).


Фото Натальи Улахович. Телешкола «Листья»

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/aleksandr-dunaenko-8543106/kniga-lenivogo-fotografa/) на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Книга ленивого фотографа Александръ Дунаенко
Книга ленивого фотографа

Александръ Дунаенко

Тип: электронная книга

Жанр: Руководства

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 24.09.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: «Книга ленивого фотографа» для тех, у кого нет дорогих фотокамер, нет желания или возможности сидеть за компьютером и украшать снимки про посредстве фотошопа. Но кто хотел бы с помощью самого простого устройства «остановить прекрасное мгновение». Пейзаж, портрет любимого ребёнка, женщины. Не важно, что под рукой – «зеркалка», «мыльница» или обыкновенный «мобильник». В Книге простые советы для тех, кто хотел бы получать достойные снимки, не затрачивая на это больших средств и времени.

  • Добавить отзыв