Мысли как чемпион! Думай, действуй, дерзай, побеждай!
Макис Шамалидис
Франсуа Дюкасс
Чемпионы – это не те, у кого нет проблем, а те, кто смог их преодолеть. Результат огромного опыта наставничества в профессиональном спорте, эта книга посвящена психологии и жизни необыкновенных людей, которых называют чемпионами и чьи достижения тесно связаны с такими ценностями, как честность, щедрость, дух первооткрывателя. Знакомясь с авторскими теоретическими и практическими наработками и вдохновляющими реальными историями из жизни выдающихся спортсменов и не только (в их числе сестры Уильямс, Мухаммед Али, Зинедин Зидан, Борис Беккер, Тайгер Вудс и другие), вы узнаете, как жить в соответствии с этими ценностями, какие препятствия и ловушки встречаются на пути чемпиона, что такое Карта потенциала и какими качествами нужно обладать, чтобы справиться с трудными задачами и достичь особого состояния творения, свершения и успеха. В обновленную версию оригинальной книги вошли новые главы и новые инструменты, в том числе пошаговые задания и упражнения, с помощью которых вы научитесь мыслить как победитель, разовьете необходимые навыки и добьетесь личностного роста и, соответственно, успеха в разных сферах жизни: работе, учебе, бизнесе, спорте, творчестве.
«Мечтать – одно. Жить своей мечтой – другое. Это значит вводить ее в свою повседневную жизнь, каждый день закладывая новый кирпич в возводимое здание». (Франсуа Дюкасс, Макис Шамалидис)
Франсуа Дюкасс, Макис Шамалидис
Мысли как чемпион! Думай, действуй, дерзай, побеждай!
Ducasse Fran?ois, Makis Chamalidis
Впервые опубликовано на французском языке (Канада) под названием:
CHAMPION DANS LA T?TE
LA PSYCHOLOGIE DE LA PERFORMANCE DANS LE SPORT ET DANS LA VIE
© 2010, 2016, Les Еditions de l’Homme, a division of Groupe Sogides inc., a subsidiary of Quеbecor Media inc. (Montrеal, Quеbec, Canada)
© Пушкина А.В., перевод на русский язык, 2024
© Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2024
Азбука Бизнес
Вступление
Первую версию этой книги мы написали еще в начале 2000-х годов. С тех пор наш взгляд на достижения, на чемпионов и на их окружение значительно изменился. Благодаря многочисленным встречам и сотрудничеству мы отточили наши мысли и усовершенствовали инструменты, многими из которых с удовольствием делимся с вами.
Внимательный читатель обнаружит что-то знакомое из нашей предыдущей работы, но конечно же откроет для себя новые интересные истории и свежие примеры. Мы полностью пересмотрели текст и добавили раздел, посвященный новым инструментам оценки собственного потенциала – самооценки во время соревнования, на тренировке и в том, что касается спортивной карьеры в целом. Отдельная часть посвящена гольфу – виду спорта, который требует превосходной психологической подготовки и дополняет другие спортивные дисциплины.
Особый личный вклад в обновленное издание внес Франсуа Дюкасс, которому удается гармонично сочетать интеллектуальную глубину и богатый профессиональный опыт.
Желаю успехов в изучении Карты потенциала!
Макис Шамалидис
Май 2016 г.
Предисловие
Перед вами книга о психологии и жизни необыкновенных людей, которых называют чемпионами. Она поможет лучше понять ту важную роль, которую играют свойства психики в реализации планов, раскрытии таланта и достижении успеха.
Карта потенциала, которую вы найдете в начале этой книги, – это символическое представление качеств и идей, связанных со сферой психики. Эта карта визуализирует абстрактную сторону нашей жизни, воплощает в материальной форме длительный путь самореализации – от желания до достижения цели с обязательными этапами и подводными камнями.
Как улучшить свой потенциал? Что значит потенциал чемпиона? Как люди становятся чемпионами? Чем они похожи на других, а чем отличаются? Как они тренируются? Что между ними общего? Все ли они «плохие ученики»? Какие у них планы? Какого рода дисциплину они соблюдают? Здесь же возникают другие, не менее увлекательные, вопросы. Как работают наши творческие способности, концентрация, вера в себя и полное вовлечение в процесс – иными словами, «вхождение в поток»? Почему можно растеряться перед трудной задачей? Как почувствовать себя свободным, побороть напряжение? Почему возникает страх победы?
Эта книга – результат огромного опыта в профессиональном спорте, как на поле, так и за его пределами. Опираясь на многочисленные примеры, авторы предлагают свои ответы на все перечисленные выше вопросы, не прибегая к специальным терминам и не давая сомнительных готовых рецептов. Эти знания могут быть полезны не только в спорте, но и в других сферах жизни: искусстве, воспитании, работе, творчестве… Спорт – это приключение, которое помогает нам лучше понять свои поражения и победы и побуждает идти дальше к достижению своей мечты.
Восхитительные чемпионы
Не стоит идеализировать чемпионов или отрицать некоторые крайности современного спорта. Напротив, следует представить мир победителей в истинном свете. Мир, полный трудностей, в котором, кажется, больше не существует кодекса чести, а вся философия часто сводится к «победе» любой ценой. Речь в этой книге идет не только о достижениях, но и о тех ценностях, которые несет спорт. Чтобы мыслить как чемпион, необходимо мастерски соединять искусство и действие, боевой дух и фейр-плей. Спорт – это школа борьбы. Цель здесь – научиться побеждать, но при этом сражаться, руководствуясь любовью к соревнованию, а не ненавистью к сопернику. Прежде всего мы хотим показать, что великие чемпионы и лучшие достижения почти всегда неразрывно связаны с благородством и эстетическим чутьем.
Чемпион в мыслях, в спорте и в жизни
Идеи этой книги применимы как к групповым, так и к индивидуальным видам спорта. Футбол, хоккей, регби, баскетбол и волейбол – тоже в некотором смысле индивидуальные виды спорта, и мы будем рассматривать их именно с этой точки зрения. Психологическое состояние футболиста, который может растеряться в финале или «сломаться» от нагрузки, выполняя штрафной удар, имеет ту же природу, что и состояние теннисиста при решающей подаче или спринтера на старте финального забега на 100 м. Футболист на поле не один, но только он один знает, какие качества задействовать, чтобы добиться лучшего результата и, таким образом, личными достижениями принести пользу своей команде.
Эта книга будет полезна профессиональным спортсменам, молодым людям, родителям и тренерам, а также тем, кто хочет лучше узнать себя, самосовершенствоваться, достичь новых вершин. Книга подойдет и подающим надежды молодым спортсменам, одержимым мечтой стать чемпионами и потому слепо бросающимся в авантюрный мир соревнований, и увлеченным любителям, решившимся на новые завоевания.
Спортивная площадка, путь к совершенству, может рассматриваться как некая символическая сцена для реализации нашей потребности в состязании. В этом смысле она бросает нам вызов. Спорт – это жизнь. Наша повседневная жизнь полна ситуаций, где нам приходится соревноваться: на работе, в школе, в творчестве. Каждый день они предстают перед нами в виде сражений, вызовов, дебатов, поединков, где каждый должен отстаивать свою точку зрения, свои амбиции, свой талант, свое достоинство, вознаграждение за свой труд и так далее.
Понятие «потенциал», с которым атлеты связывают победы и поражения, уже вышло за пределы спорта, ставшего зеркалом все более индивидуалистского общества, одержимого личными достижениями и сосредоточенного на (иногда исключительном) поиске себя. Социальные нормы, правила и стандарты каждый день побуждают нас к постоянному совершенствованию, идеал теперь – стать творцом собственной жизни, а потенциал психической сферы кажется отличным способом в этом преуспеть. Те же, кто обращается к этой области не столь часто, могут все же найти вдохновение в психологических качествах и принципах, управляющих жизнью спортсменов.
Например, 36 регионов потенциала, представленные на карте и детально описанные в части IV, могут быть актуальны для каждого из нас:
? Всерьез воспринимать свою мечту (1);
? Дух первопроходца (4);
? Дисциплина (8);
? Тренировать тренера (13);
? Недостаток превратить в преимущество (14);
? Хорошо играть при «плохой игре» (21);
? Уверенность в себе (36).
Каждый может применить принципы большого спорта к любой конкретной ситуации:
? подготовиться к экзамену;
? не растеряться во время совещания или собеседования;
? создать свой бизнес;
? начать новые отношения;
? свободно выступать перед публикой.
И в более широком смысле книга поможет читателю:
? лучше познать себя;
? осознать и принять свои слабые стороны;
? освободиться от чужого мнения;
? закалить характер;
? принять свою индивидуальность;
? не бояться трудностей;
? стать более творческим.
По примеру профессионального спортсмена каждый может мыслить и действовать как чемпион в повседневной жизни.
Эта книга написана, чтобы стать твоим проводником и вдохновлять тебя на поиск нового. Ты можешь пользоваться ею как рабочим инструментом в любой момент: когда ты один или в компании, на тренировке или во время соревнований, возможно даже в перерывах между матчами, за обедом или во время важной встречи. Она покажет тебе, что для того, чтобы двигаться дальше, необходимо вырваться из кольца привычной рутины и иногда даже пойти туда, куда отказываются идти другие.
Наконец, в некоторых ситуациях, а особенно перед важным испытанием, ты сможешь задать себе вопрос: «А сейчас я думаю как чемпион?»
Часть I
Карта потенциала
Зачем покорять Эверест?
Потому что он есть.
Джордж Мэллори
Глава 1
От страны Мечты до горы Достижения
Обычным делом стало приписывать победы и поражения «потенциалу». Повсюду только и слышно: «Потенциал, у них разный потенциал… У него хороший потенциал… Ему не хватает потенциала… Нужно поработать над потенциалом…» Потенциал – путеводная звезда современного спорта. Ни одна газетная статья, ни один разбор матча, ни один портрет чемпиона не обходятся без упоминания о потенциале. Однако само слово лишено смысла: оно слишком широкое, слишком обобщающее. В большинстве случаев его используют тогда, когда не могут объяснить, почему что-то «работает» или «не работает».
Все говорят о потенциале, но никто не стремится действительно познать его. Потенциал остается чем-то мистическим, он восхищает и в то же время пугает. Мы считаем, что описать потенциал можно лишь в том случае, если скрупулезно его препарировать, фрагментировать, как это делают с географической картой, деля ее на регионы: удовольствие, гордость, концентрация, фрустрация, вера в себя и так далее. В конечном счете мы находим целый спектр классических качеств и ценностей, которые в большинстве своем нам всем хорошо знакомы. Наша задача – изучить Карту потенциала и определить каждую зону с ее особенностями. Так мы получим все шансы выйти из зоны мистического и оказаться на знакомой территории.
Чтобы нарисовать Карту потенциала, выделим три основные зоны:
? страна Мечты;
? долина Плана;
? земля Творения.
Таким образом, путь чемпиона проходит следующие этапы:
? мечта (слушать свои желания, иметь увлечение или призвание, обладать определенным талантом…);
? разработка плана (преобразовать свою мечту в активный проект, поставить перед собой конкретные цели и найти средства для воплощения своих устремлений в жизнь, привыкать к дисциплине, развивать определенные качества, продолжать изучать себя, быть в постоянном поиске, мастерски пользоваться своим талантом…);
? творение (концентрироваться, создавать, «отпускать», прислушиваться к своей интуиции, «высвободить» свой талант…).
Страна Мечты
В стране Мечты мы найдем те внутренние качества, которые возникают в нас спонтанно и связаны с нашими желаниями и их проявлениями – такими, как страсть, удовольствие, амбиции, мотивация, идеал, энтузиазм… Все начинается с желания: оно – движущая сила, огонь, воспламеняющий в нас жизнь. Помните: эти качества могут ослабевать по мере того, как усложняется ситуация; это очень чувствительная сфера, и лучше всего регулярно возвращаться в нее, чтобы «подзарядить батарейки».
Долина Плана
Долина Плана включает в себя зоны, связанные с обучением, со всем, что касается приобретения новых знаний и техник: дисциплина, требовательность, хорошая концентрация, самоотдача, способность к долгому повторению тех или иных действий, решительность. В данном случае эти качества уже зависят от внешних условий, в которых они проявляются. Развить их помогут упорная работа, борьба с трудностями и отношения с нашей «группой поддержки» (см. часть VI). План (см. следующую главу) – этап, необходимый для того, чтобы придать мечте форму и добиться результатов в своей дисциплине. На этом этапе мы обретаем всевозможный опыт и знания и доводим до автоматизма свои навыки, которые усваиваются, «накапливаются» и проявляются снова, уже естественным образом, на стадии творения, если мы знаем, как дать им волю. Долину Плана можно рассматривать как тренировку, которая готовит нас к соревнованию, или как этап подготовки, который предшествует созданию творческого произведения.
Земля Творения
Земля Творения – это уже не время мыслить или анализировать, это время концентрации, ощущений, полного отстранения, интуиции, изобретательности – всех инстинктивных, сложных для понимания качеств, на которые нам трудно повлиять напрямую. Основная задача на данном этапе – дать волю действию, ничего не контролировать, не оценивать, плохо или хорошо выполнено это действие, а устранить границы, препятствующие раскрытию своего таланта. Любопытно, что эффективность здесь связана с отстранением от самого себя (и от разрушающих мыслей, связанных с решаемой задачей). Спортсмен сам становится действием, а музыкант – музыкой. В этот момент «хороший потенциал» почти исчезает, о нем забывают. Одним словом, на этом этапе необходимо выпустить на свободу своего внутреннего творца. Земля Творения – наверное, самая удивительная и самая мистическая зона. Главы, посвященные ей, откроют тебе психологию личных достижений и человеческих поступков, которые иногда так противоречивы.
Некоторые качества могли бы занять свое место в другой сфере. Возьмем, к примеру, гордость: она одинаково необходима нам как в зоне Творения (в процессе соревнований), так и в зоне Мечты. Мы будем исходить из того, что амбициозность – это базовая черта, часть характера. Уверенность в себе также необходима на всех этапах, но мы поместили ее в самое начало – в зону, называемую землей Творения, так как мы рассматриваем ее прежде всего как результат проделанной работы, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться во время соревнования. Зоны Карты потенциала взаимосвязанны. Одно качество, помещенное в начало карты, может влиять на правильное развитие всех остальных качеств, и нам придется постоянно перемещаться из одной зоны в другую, переходить от мечты к действию, затем оставлять процесс поиска и посвящать себя творчеству, а в дальнейшем снова возвращаться к работе, не забывая время от времени задаваться вопросом о том, какая у нас мотивация.
Пройдя эту карту, ее важнейшие этапы (озеро Удовольствия, фонтан Правильной установки и далее), ее ловушки (колодец Безвыходности, мост Непринужденности, холм Двусмысленности и далее) и прилегающие зоны (море Внутреннего конфликта, вулканы Напряжения, океан Сомнения), ты сможешь лучше ориентироваться в своем внутреннем мире, определять внутренние качества и проводить связи между ними. Некоторые разберутся со своими желаниями, планами и намерениями, другие пересмотрят историю карьеры, проекта или жизни. Каждый может представить и собственную жизнь, спроектировать себя на свою карту, разобраться со своим увлечением, задать себе вопросы о том, какой путь начать, какие планы построить, чтобы однажды стать лучшей версией самого себя, – то, что мы символично представляем как гору Достижения.
Карта потенциала помогает изменить мировоззрение и выйти из зоны «нужно» и «надо лишь…», чтобы заговорить на метафорическом и творческом языке. Она выполняет функцию отвлекающего маневра: пока мы выбираем образы и слова для карты, чтобы символично представить наши мечты и проекты – мы говорим о себе, мы говорим «я», сами того не осознавая. Кроме этого, карта может мотивировать и помочь осознать свой личный путь, поскольку позволяет более широко посмотреть на проделанную работу: нам становится проще делать усилия, когда мы знаем, зачем их делаем и куда движемся.
Цифры, расположенные на карте в виде маршрута с указателями, соответствуют 36 зонам потенциала, перечисленным в легенде. Это качества и базовые понятия, связанные с достижением результата, которые, на наш взгляд, полезно проанализировать и представить в виде удобных карточек (см. часть IV). Таким образом, потенциал превращается в путь, и мы призываем каждого ступить на него и пройти по нему шаг за шагом, подобно рыцарю, идущему в поход.
На этом опасном ландшафте, в центре карты, возвышается Замок. Это место укрытия и покоя, призванное напомнить о двенадцати рыцарских ценностях, примерами которых в нашем дальнейшем повествовании станет ряд случаев фейр-плей, наиболее известных за всю историю спорта. В любой момент ты сможешь вернуться назад, если захочешь перечитать истории или описание великолепных чемпионов.
Вот ты и оказался за кулисами знаменитого потенциала. Став более конкретным, он принял форму. Стены, за которыми были скрыты разнообразные качества, рухнули, и перед тобой открылся путь. Теперь у тебя есть база, которая позволит приступить к размышлениям и действиям. В зависимости от своих потребностей и вопросов ты сам выбираешь, какую зону изучать, и тебе будет легче сформулировать свои проблемы. Наконец, наравне с уже ясно поставленными целями, направленными на развитие определенных технических и физических качеств, ты можешь держать в голове и те психологические свойства, над которыми тебе захочется поработать дополнительно. Ясно одно: если ты не умеешь талантливо пользоваться своим талантом, ты никогда не достигнешь вершины своего потенциала, и если тебе не хватает концентрации и усилий, то даже если ты лучший нападающий или обладаешь невероятным музыкальным даром, это вряд ли тебя к чему-нибудь приведет. Если ты не знаешь своих слабых сторон и не сумеешь преодолеть их перед соревнованием, сомнения могут овладеть тобой в самый решающий момент, помешают освободиться, и тогда ни одна сила мира не сможет тебе помочь. Если ты не способен контролировать свои эмоции и не любишь напряжение, у тебя будет мало шансов оказаться «в потоке». А завтра, если тебя спросят о твоих сильных сторонах, ты назовешь какой-то технический навык или физическую черту и, возможно, добавишь: смелость, власть над собой, открытость новым приключениям, умение хорошо играть при «плохой игре» или, может быть, даже способность быть «плохим учеником».
Следующая глава посвящена всем, кому посчастливилось иметь увлечение, амбицию, проект и кто готов «безрассудно» слушать голос собственной мечты.
Глава 2
У тебя есть мечта, но какой у тебя план?
Представим, что у тебя есть мечта. Продумать план – значит задаться вопросом о том, что конкретно ты собираешься делать, чтобы ее реализовать. Это самый главный вопрос, он находится в центре карты долины Плана, он же является обязательным переходом от страны Мечты к земле Творения. План позволит перейти от мечты к действию: поставить перед собой одну или несколько простых и реализуемых целей на год, вооружиться способами их достижения, привить дисциплину и ограничить себя в чем-то – все это включает в себя план.
Талантливо пользоваться своим талантом
Идея заключается в том, чтобы взять все в свои руки, а не становиться пассивной жертвой обстоятельств. План побуждает принимать необычные решения. Когда мы концентрируемся на своем плане, мы естественно начинаем размышлять о ходе работы, о некоторых личных принципах тренировки, которые привносят в наш проект оригинальность, а со временем превращаются в наши глубинные убеждения. Множество маяков озарит твой путь и позволит двигаться вперед даже в трудные времена. Одним необходимо представить свой план на бумаге, другим достаточно проговорить и обсудить его со своим тренером или с близкими, чтобы постоянно держать его в голове. План помогает осознать, что сама по себе идея не очень ценна, если ты не знаешь средств, необходимых для ее реализации. Мечта указывает нам, куда идти, план подсказывает, как идти. Первый вопрос: «С чего мне начать, чтобы достичь поставленной цели?» Как только ты задал этот вопрос, можешь задать и второй: «Действительно ли я хочу ее достичь?»
Проект в жизни
Мечтать – одно. Жить своей мечтой – другое. Это значит вводить ее в свою повседневную жизнь, каждый день закладывая новый кирпич в возводимое здание. Одни занимаются спортом, другие делают из спорта проект. Тот, у кого есть проект, имеет много шансов. Его усилия имеют смысл, поскольку они включены в общую картину. Он делает усилия не тогда, когда хочет этого, а когда необходимо двигаться вперед в своем проекте.
Мечта часто воспринимается как побег от повседневности, как что-то необычное. Почти нормальным считается несерьезно относиться к своей мечте, быть в ней любителем, при этом нередко мы ведем себя как профессионалы в сферах, которые не всегда заслуживают наших усилий. Чтобы начать всерьез воспринимать свою мечту, нужно составить ее план. Чем больше твоя жизнь сливается с твоей мечтой и планом, тем больше сами ограничения становятся смыслом существования, тем ярче твои успехи и тем дальше ты идешь. Чемпионы не воспринимают лишения как жертвы, они принимают их, потому что не могут жить иначе. Это их все, это их жизнь.
Некоторые никогда не покидают страну Мечты, никогда не открывают дверь в мир приключений. Они не знают, с чего начать, и остаются в неведении, в мечтаниях. Они хотят, чтобы все случилось само собой. Больше всего тех, кто несерьезно относится к своей мечте, потому что хотят перепрыгнуть сразу из страны Мечты на землю Творения, не исследуя долину Плана. Если взглянуть на карту, мы увидим, что такие люди теряются в лесной чаще, окружающей камень Проекта. Они действуют, но делают это неуверенно и неорганизованно, они прилагают усилия, но не имеют плана. Их цели далеки, тонут в долгосрочной перспективе («я хочу быть чемпионом»), и в итоге между их жизнью и поставленной целью образуется пропасть. Обычно их планы слишком общи или банальны и похожи на те, какие разделяют все (я буду усердно работать, чтобы достичь этого). Усердно работать – допустим, но как? Чтобы достичь чего? Вся ценность плана заключается в персонификации целей и средств, и если это дальновидный план, то главная его ценность в том, чтобы направить свой замысел на краткосрочную перспективу (максимум на год) и уже сейчас понять, каким будет следующий шаг. Именно это и важно: большие расстояния состоят из маленьких шагов.
Те, кто не имеет плана, лишены ориентиров и часто меняют направление, принципы тренировки. Их план разваливается, они изо дня в день меняют тактику и в итоге перестают понимать, что они делают в данный момент. Они оказываются под влиянием настроения или обстоятельств. Сегодня они видят одного чемпиона и хотят быть похожими на него, завтра другого… Сегодня они много тренируются, на следующей неделе не тренируются совсем, затем перенапрягаются и получают травму и так далее.
Быть в поиске
Того, кто мыслит как чемпион, легко узнать по его потребности искать, понимать, постоянно подпитывать свое увлечение или свой проект новыми успехами, новыми открытиями и новыми сомнениями. Долина Плана – это прежде всего территория поиска.
Именно здесь формируются чемпионы. И если существует черта, которая их объединяет, то это жажда поиска. Приключение – это всегда любопытно: «До какого уровня я смогу дойти?», «Какие неизведанные зоны моего увлечения я еще смогу изучить?», «Какие моменты я могу улучшить?», «Чего мне не хватает для перехода на следующий этап?», «Что бы я мог сделать в следующем году, чтобы стать еще более подготовленным, еще более сильным?», «Как бы мне лучше организоваться?», «Кто мог бы подарить мне этот новый опыт?», «Что для меня хорошо?». Когда ты прекращаешь это движение, ты отступаешь, поскольку другие движутся вперед. Лучший способ снова включиться – поставить перед собой новые цели, решиться на новые вызовы, вооружившись новым планом. Когда мы находимся в застое и не знаем, почему это происходит, ответ всегда связан с поиском: замедление прогресса – результат менее активного поиска.
В погоне за мечтой или за карьерным ростом нам иногда кажется, что проблемы неразрешимы. Когда нас не оставляет мысль об их решении, мы в поиске. Чемпионы, как и большинство творческих людей, одержимы поиском. Они живут в мире страха, страха неудачи, поэтому работают. Чтобы быть хорошим исследователем, нужно еще и любить «поиск ради поиска», поскольку чаще всего, прежде чем найти, приходится не раз ошибиться. Ты знаешь, что выбрал правильный путь, потому что уже когда-то пошел не той дорогой. Добиться успеха – значит понять ошибку. Только ценой многочисленных заблуждений, экспериментов и конфликта взглядов, ценой этого «азартного упорства» можно найти свой стиль, свою изюминку, свой метод работы, свою дисциплину, свою идентичность борца (или героя своей пьесы), определить свои слабые стороны, метод, дисциплину, выбрать правильный план, правильного тренера, правильную команду; или найти свой поступок, поскольку правильный поступок – это результат творческого процесса, который является предметом постоянного поиска. Когда мы несколько лет в поиске, в конце концов перед нами открываются невероятные вещи. Мы достигаем такого эмоционального уровня, способны к такому восприятию, что можем невероятно тонко прочувствовать мир и даже прикоснуться к невидимому. Об этом говорит Стефан Диагана, чемпион мира 1997 года в беге на 400 м с барьерами: «Одна сотая секунды… Когда ты стремишься к идеалу, эта сотая доля обретает физическую реальность, измерение, она существует в пространстве. Ты начинаешь ее видеть»[1 - Диагана Стефан – чемпион мира 1997 г. в беге на 400 м с барьерами. Интервью L’Еquipe 19 августа 2005 г. – Здесь и далее, если не указано иное, примеч. авторов.].
Великие атлеты, как и великие художники, никогда не удовлетворены собой и могут переосмысливать свою жизнь, бросая себе вызовы (художник Фрэнсис Бэкон в возрасте 80 лет признавался: «В моих картинах досадно то, что я теперь умею их писать»). Они никогда не доходят до цели и никогда не отступают от своего увлечения. Повторим еще раз: они до одержимости анализируют то, что их интересует. Именно это мы и называем «быть в поиске».
Дисциплина и интенсивность (концентрация и усилие)
В жизни, а тем более в большом спорте успех зависит не столько от таланта, сколько от усилий, которые ты готов приложить, чтобы этот талант принес свои плоды. Мы все похожи, то, что нас отличает, – это усилия. Причина неудач стольких молодых спортсменов в том, что они «слишком талантливы». Это мешало им быть в поиске, иметь план, соблюдать дисциплину, в чем-то себя ограничивать. Они не доводят до конца свои планы не потому, что у них недостаточно необходимых для этого качеств, а потому, что у них нет того качества, которое позволяет раскрыть все остальные.
Дисциплину зачастую противопоставляют таланту. Те, кому от природы все дается легко, выбирают самый простой путь и не привыкли прилагать усилия для достижения чего-либо; а те, кому не приходится слишком рассчитывать на свой талант, полагаются на дисциплину. При этом одно не должно существовать без другого: дисциплина создает необходимые условия и правила для воспитания таланта.
Понятие «дисциплина» постепенно выходит из моды. Оно ассоциируется с военной муштрой, подчинением, отсутствием свободы, ограничениями. Сейчас предпочитают акцентировать внимание на креативности, оригинальности, индивидуальности. Но если ты хочешь быть действительно оригинальным, почему бы не создать для себя оригинальную дисциплину? Почему бы не рассмотреть дисциплину как собственное творческое изобретение? Говорить о плане, о создании своего плана – еще один, уже более заманчивый, вариант для дисциплины. Обучение в любой профессиональной спортивной школе начинается с обучения дисциплине. Это то, что называется «научиться учиться». Хороший тренер прежде всего учит поведению. Прежде чем поделиться опытом со своими учениками, он должен привить им манеры и правила физического поведения, которые помогут им лучше понимать его идеи. Чем больше он помогает им стать «интенсивными» в концентрации и в усилиях, душой и телом погрузиться в свое дело, тем больших успехов они добьются. «Если у тебя нет желания тренироваться, сократи время тренировки, а не ее интенсивность», – советует Андре Агасси в своих «Золотых правилах»[2 - Men’s Health, январь-февраль 2004 г.].
Труд, концентрация и повторение – это основа дисциплины. Когда у Фреда Астера (лучший танцор в кино на все времена) спрашивали, как ему удавалось выглядеть так естественно, он отвечал: «Я проделываю каждое движение по десять тысяч раз за день».
Можно представить концентрацию как «сосуд» или «кокон», внутри которого у таланта есть все условия, чтобы расти и однажды прорваться наружу или даже взорваться. Это может показаться странным, но чем строже рамки, тем свободнее твой разум и тем проще тебе самовыражаться. Не будем забывать, что и у художника есть своя дисциплина. Он должен выработать режим, найти свой ритм, следить за инструментами и так далее. Чтобы сконцентрироваться, ему нужно погрузиться в особую, личную, хорошо изученную атмосферу, и когда он творит, он уже сосредоточен только на этом и не может думать ни о чем другом. Этот личный поиск идеальных рабочих условий – часть создания художественного произведения.
Каждый сам выстраивает свою дисциплину. Используемые методы и принципы не так важны: главное – сделать нагрузку обычной частью своей повседневной жизни и уметь подолгу сохранять концентрацию на каком-то одном деле. Дисциплина формируется тогда, когда правила становятся автоматическими и у тебя уже почти нет необходимости о них думать (вставать в определенное время, соблюдать определенные ограничения или правила тренировки, повторять определенное упражнение, соблюдать определенную диету…). Когда правила понятны, даже если они трудны, ты к ним привыкаешь, и тебе становится легче. Наш организм, привыкший к нагрузкам, в итоге сам требует ежедневного выполнения упражнений.
Хорошая дисциплина та, которая позволяет каждому понять роль дисциплины. Дисциплина действительно эффективна, когда она осознанна, добровольна и становится частью мироощущения. Быть дисциплинированным – значит заключить договор с самим собой; каждый может прилагать еще больше усилий и становиться более требовательным, но самое трудное – оставаться таким же требовательным к себе в течение долгого времени. Те, кому это удается, поняли, что самый трудный путь всегда самый мотивирующий и самый оправданный по сравнению с более очевидным и доступным для всех путем; они осознали, что их успех по определению будет зависеть от их способности каждый день видеть, мыслить и действовать немного по-другому… Об образе мышления спортсмена можно судить по многому: начиная от способности адаптироваться, несмотря на трудности, и заканчивая мелкими бытовыми деталями, например не забыть положить в рюкзак бутылку с водой или энергетический батончик. Можно считать, что ты овладел дисциплиной, когда ты воспользовался всеми шансами на успех даже в повседневной бытовой жизни; в итоге ты становишься человеком, «не ищущим легких путей». Трудности формируют нас, учат терпению и смирению, позволяют понять свою природу, свои пределы и подготавливают к возможному росту.
Талант – это не всегда то, во что верят и что видят. Пикассо однажды сказал: «Самое важное в работе то, чего не видно», то есть мышление, лежащее в основе работы, поиск, план… Настоящий талант заключается в том, чтобы превратить свои врожденные качества в исключительное мастерство. Не следует путать природный дар и мастерство, нужно понимать, что «гений» чемпионов кроется в их внутренних качествах (хорошая концентрация, усердие, внимание к деталям и так далее), которые на протяжении многих лет, с самого детства, были дополнением к физическим упражнениям. Настоящий талант чемпионов – это та самая внутренняя дисциплина, то есть способность талантливо пользоваться своим талантом.
Исключительные цели = исключительные решения + + исключительные ограничения
Ошибка, которую мы часто совершаем, заключается в том, что мы не соотносим свою цель с соответствующими ей решениями и препятствиями. Список целей оказывается амбициозным, а список средств для их достижения – банальным. Мечты часто грандиозны, а планы не продуманы. Отличные результаты не рождаются на пустом месте, они – результат отличного плана и отличной подготовки. Те, кто не имеет хорошего проекта или бросает его, терпят неудачу где-то в долине Плана, потому что не находят баланса между своими целями и действиями. Они не усвоили важную формулу: цели = решения + препятствия. Не существует исключительных людей, есть только исключительные условия. Людям, которым удалось превзойти себя, часто приходилось сталкиваться с исключительными обстоятельствами, в которых они оставались ради достижения своей цели (опасность; группа, за которой пришлось последовать; особенно строгая, навязанная извне дисциплина…). Если таких обстоятельств не существует, необходимо их создать. Чем обычнее план, тем быстрее тебя может затянуть обыденность. Если же ты ставишь перед собой высокие цели, ты будешь принимать нестандартные решения. Включи в свой план несколько «радикальных» мер: сделай финансовое или эмоциональное вложение, измени свои привычки, посмотри, что происходит вокруг (другие сферы, другие компетенции), потренируйся со спортсменами из другого вида спорта, займись своим психологическим состоянием, откажись от какого-то образа жизни, поживи некоторое время за границей или, напротив, не отказывайся от своего привычного уклада жизни ради предложения, от которого трудно отказаться… Так ты сможешь создать для себя ряд требований, среду, которая создаст тебя! Использовать свой талант, вооружиться планом, подчиниться дисциплине и в чем-то себя ограничить – вот с чем ты должен определиться и сделать свой выбор. Талант – это еще и способность выбирать.
План, который приблизит меня к цели
Мой план включает в себя проанализированные методы достижения цели, которые зависят от меня: усовершенствовать технику, развить внутренние качества, побороть проблемы характера. Чем больше я концентрируюсь на этих «внутренних» целях, ежедневно приближаясь к ним маленькими шажками, тем больше у меня шансов добиться целей «внешних» (результатов: победа, рейтинг и так далее). Для того чтобы победить, необходимо сначала усовершенствовать самоанализ при постановке целей!
1. Мои мелкие шажки и мои «внутренние» цели на этот год
? Физические, технические и другие:
________________________________________________
________________________________________________
? Психологические:
________________________________________________
________________________________________________
2. В чем моя слабость? (Проблема моего характера, мое уязвимое место или самый большой недостаток, мешающий мне двигаться вперед.)
________________________________________________
________________________________________________
3. В чем моя особенность? (Что я могу выделить в себе и что придаст исключительность моей дисциплине?)
________________________________________________
________________________________________________
4. Исключительные цели = исключительные решения + исключительные ограничения
? Исключительное решение и исключительное ограничение
________________________________________________
________________________________________________
Существует бесчисленное множество примеров подготовки и неординарных решений, и часто они забавны. Творческий подход в этом деле всегда приносит свои плоды. Вот несколько таких примеров.
• Мари-Жозе Перек (трехкратная олимпийская чемпионка в 1992-м и 1996 году в беге на 200 и 400 м) оставила Калифорнию и переехала в Росток (мрачный и унылый портовый городок в Восточной Германии, на берегу Балтийского моря), чтобы тренироваться у Вольфганга Майера, «безжалостного гения», известного своей железной дисциплиной и тем, что он заставлял атлетов бегать по туннелю, известному как «смертельный коридор».
• Лора Флессель (олимпийская чемпионка по фехтованию на шпагах 1996 года) приглашала на тренировки фехтовальщиков с ограниченными возможностями и соревновалась с ними, сидя в инвалидном кресле. По словам самой спортсменки, у нее была двойная цель: понять, как держать руки в поединке, и при этом научиться смирению и скромности.
• В 1970-х годах футболисты знаменитого амстердамского «Аякса» любили тренироваться на снегу.
• Чтобы подготовиться к финалу Кубка Дэвиса в Бразилии (1971), сборная Румынии приглашала на тренировки студентов бухарестских университетов. Их задачей было создавать как можно больше шума в течение недели.
• Жан-Клод Килли (трехкратный золотой медалист по горнолыжному спорту в Олимпийских играх в Гренобле, 1968 год) каждое утро поливал свой тренировочный спуск водой, чтобы привыкнуть к спуску в гололед.
А вот несколько обычных примеров.
• Спортсмен по прыжкам в воду: «Моя цель – выработать способность адаптироваться, поскольку во время соревнований я очень чувствителен к любой мелочи и любому изменению в программе. Чтобы добиться этого, я тренировался выполнять незапланированные прыжки, которые тренер предлагает в самый последний момент, когда я уже ставлю ногу на трамплин. У меня несколько секунд, чтобы сконцентрироваться и выполнить задачу».
• Теннисист: «Я включаю в свою программу три дополнительные отработки подачи в неделю. Я перестал говорить: «Я много работал над подачей», так как это размытая формулировка: на одной неделе могло быть пять отработок, а на другой – только две. Теперь я говорю: «Я выполнил план», то есть три отработки в неделю.
• Боксер: «Чтобы улучшить работу ног, я записался на курс современного танца. Буду заниматься там два раза в неделю следующие полгода».
План поможет справиться с трудными задачами
Теперь рассмотрим плюсы плана, а именно то, как он влияет на нагрузку и на степень важности задачи.
1. Фокусируйся на нужной задаче.
Вопрос уже не в том, победишь ли ты (это невозможно контролировать), а в том, следуешь ли ты плану, выполняешь ли поставленные задачи и личные обязательства (это можно взять под контроль).
2. Смени нерешительность на действия.
Вместо того чтобы говорить: «Мне во что бы то ни стало нужно победить» или «А я смогу?», ты говоришь: «Вот что я должен сделать, вот как это сделать, и я знаю, что смогу». План превращает тревогу и неразрешимые вопросы в конкретные действия. Соревнование становится проверкой эффективности плана. То, что вызывало стресс, сменяется радостным волнением: «Ну-ка проверим, как мы подготовились!» Каждое событие, даже проигранный матч, не так сильно драматизируется и воспринимается легче, ведь это всего лишь еще один этап плана.
3. Научись концентрироваться на постепенном продвижении к цели.
План побуждает тебя шаг за шагом двигаться вперед. Подобно марафонцу, который в конце гонки обдумывает, что ему делать на каждом километре, ты стремишься к промежуточным целям, а не к конечному результату. Ты привыкаешь решать проблемы постепенно, одну за другой, и можешь спокойно, методично сконцентрироваться на деталях, не зацикливаясь на результате.
4. Найди правильные, убедительные слова.
Работа над планом требует словесного обозначения своих проблем и качеств (см. с. 27–28). Необходимо отказаться от слишком общих формулировок, например, «моя проблема – стресс и вера в себя», так не получится двигаться вперед. Когда ты находишь другие слова для точного описания своих мыслей, ты можешь устранить стресс или создать новую формулу для его выражения. Например: «Чужие взгляды вызывают у меня тревогу», это значит: «На меня давит присутствие родителей» или даже: «На меня давит присутствие публики, которой я хочу понравиться вместо того, чтобы играть» и так далее. Самое трудное, конечно, подобрать слова для выражения своей сильной стороны, своей «изюминки». Чтобы сделать это, необходимо найти именно выразительные слова. Это упражнение по вербализации влияет и на внутреннее развитие. Находя правильные слова для описания своих достижений и для составления плана, ты будешь более точным в своих действиях.
5. Ты двигаешься вперед, даже если что-то идет не так.
План тебе особенно пригодится в тяжелые времена. Если результаты оставляют желать лучшего и ты находишься в смятении (на Карте потенциала это называется «дымка Неуверенности»), ты можешь положиться на свой план (если уверен, что он хорош), вместо того, чтобы впасть в панику. Так ты будешь уверен, что идешь в нужном направлении. Те, кто теряется в пути, устает, колеблется, оступается, сомневается, паникует или отрицает, – это почти всегда те, у кого нет плана. Как только что-то идет не так, им кажется, что они на краю пропасти.
6. Ты руководствуешься внутренними, а не внешними целями.
Вместо того чтобы ставить перед собой цели в зависимости от внешних критериев (например, попасть в рейтинг или завоевать ту или иную награду), ты следуешь за внутренними целями, зафиксированными в плане. Ты теперь стремишься не войти в десятку лучших до конца года, а выполнить определенные пункты своего плана. Придет время, и ты узнаешь, вошел ли ты в ту самую десятку. Извне невозможно здраво оценить свои поступки и действия, обоснованность своего выбора и правильность пути. Люди со стороны, не знающие твоих внутренних целей, могут оказывать излишнее давление на тебя: «Зачем ты это делаешь? Почему не выигрываешь? Тебе бы что-то изменить, ты ошибаешься». Они не знают, что за внешне неверной картиной могут скрываться точные цели, продуманная и здоровая критика как часть стратегии на ближайшее время или на длительный срок. Оценка других часто относится к другому уровню, чем твоя собственная оценка, и имеет другие цели (быстрые и положительные результаты, сиюминутное признание и так далее). Неудачи, тревожащие людей со стороны (пусть даже дружелюбно настроенных), означают совсем не то и имеют совсем другое влияние на того, у кого они случились, если они были предусмотрены его планом. Тот, кто владеет планом, способен делать правильные суждения.
Классической ошибкой многих является то, что они имеют только «внешние» цели. Андре Агасси, в свою очередь, признавался: «Победа – это, конечно, хорошо, но для меня это нечто другое. Это прежде всего каждодневный процесс, ежедневная задача. Даже на моем уровне – первая ракетка мира – я бы не стал выходить на турнир со словами: «Ну, этого-то я обыграю!» Для меня теннис никогда не был ничем подобным. Это всегда был процесс, путешествие. На протяжении многих лет все ждали, что я выиграю… все, кроме меня. Каждый день мне приходилось доказывать это самому себе. Я никогда не смотрю дальше следующего шага. Когда я придавал слишком много значения конечной цели, меня это не вдохновляло, а, наоборот, слишком часто разочаровывало».
7. Правила сильнее тебя.
Наконец, хорошая цель не должна быть ни слишком простой, ни слишком трудной. Не стоит сильно завышать планку, но как только ты определил для себя правила (или принял их), важно проявить твердость духа и не отступать ни на шаг. Пока спортсмен следует плану и соблюдает правила, тренер должен уважать и поддерживать его даже в случае плохих результатов. Как только спортсмен отклоняется от плана, «выпадает из игры», тренер немедленно должен вмешаться. Если тренер ссылается на установленные правила, то такое вмешательство будет более легким, менее драматичным и поможет сохранить баланс в отношениях «учитель – ученик».
В заключение
Невозможно всегда претендовать на исключительность, но иногда можно совершать исключительные поступки. Исключительность – это как раз то, что так интересно в жизни чемпиона, со всеми взлетами и падениями, терзаниями, ошибками, интуицией, вытекающей отсюда одержимостью или даже безумием, этим необходимым безумием, при котором, как это ни парадоксально, чем больше трудностей, тем больше расцветает чемпион – и это полностью противоречит логике обычного человека.
Вместо того чтобы мечтать и бездействовать перед лицом невыполнимой задачи, поддаваться страху, неуверенности, давлению, прислушиваться к мнению других, изо дня в день плыть по течению и впадать в панику, когда что-то идет не так, мы предлагаем тебе взять план в свои руки. Если твой план хорош, если хорош твой самоанализ, если ты принимаешь правильные решения и соблюдаешь дисциплину, ты уже в каком-то смысле одержал победу. Ты будешь двигаться вперед, и даже неудачи принесут свою пользу, поскольку в хорошем плане даже неудачный шаг приводит к цели. Хороший план – это половина пути, вторая половина состоит в том, чтобы придерживаться этого плана. Благодаря плану ты найдешь свои ориентиры и создашь среду, которая позволит тебе использовать твой талант. Повторим: ты создаешь среду, которая создаст тебя!
На Карте потенциала в конце долины Плана виднеется земля Творения. Их отделяет последнее серьезное препятствие – широкое, непредсказуемое море Внутреннего конфликта. Те, кто считает, что им «запрещено побеждать», кто «ломается» в самый неподходящий момент и кому трудно чувствовать себя свободным, проявлять свой талант, воспроизвести во время соревнования все то, что они делали на тренировках, узнают, почему им следует лучше разобраться в удивительных законах земли Творения.
Глава 3
В конце пути: земля Творения
Земля Творения – это место выбора, где спортсмен становится творцом, финальный этап, который может привести к полному вовлечению в процесс (в «поток»), к идеальному психическому состоянию. Это момент чистого созидания, когда кажется, что талант наконец сумел проявиться, когда все удается, когда тело становится послушным, когда чувствуешь в себе вдохновение, силу. На Карте потенциала к земле Творения могут вести два пути: мост Простоты и проход Истины, терзаемый волнами и ветрами, идущий вдоль берега Демонов (так обозначены все наши слабости, сомнения, нерешенные проблемы, двусмысленные вопросы, внутренние конфликты; часто из них рождаются наши мысли-паразиты). Конечно же выбирать нужно именно этот нелегкий путь. Он позволит тебе определить проблемы и преодолеть их, если ты не хочешь, чтобы они вновь когда-либо возникли, ведь твои слабые стороны мешают тебе уверенно двигаться вперед по земле Творения, появляясь в самый неподходящий момент и обезоруживая тебя. Цель этой главы – объяснить некоторые базовые психологические понятия, познакомить тебя со сложным внутренним миром человека, чтобы ты лучше понимал, что идет на пользу творчеству, а что его подавляет (творения спортсмена – это его достижения). На первом этапе необходимо понять, что личность не односложна, это не просто единое «я», наделенное непоколебимой силой воли.
Потенциал – это не мышца
Невозможно запрограммировать потенциал, как это делают с физическим состоянием, поскольку потенциал – это не мышца, с которой можно поработать и укрепить ее благодаря самым простым упражнениям. Некоторые специалисты обещают «раскрыть потенциал» (см. часть VI). О каком потенциале идет речь? Не существует единообразного и идеального потенциала, позволяющего стать чемпионом. Не существует единой Карты потенциала: их столько, сколько людей и разных судеб на планете. Некоторые говорят о том, чтобы контролировать энергию, «ускорять потенциал энергии», «использовать энергию тела». Они ставят энергию на первое место, в то время как она всего лишь результат, следствие многочисленных составляющих потенциала.
Поведение – «правильное поведение» – также в моде и ценится теми, кого вдохновляют психологические практики. Поскольку словом «потенциал» обозначается масса разных понятий, каждый вкладывает в это слово тот смысл, какой захочет. Мы же, когда говорим о поведении, отсылаем к «физическому поведению», языку тела, который часто отражает психологическое состояние, например уверенность, мотивацию, скуку, неверие в свои силы. На психологическое состояние можно влиять через тело (отдых, дыхательные упражнения и так далее, чтобы снизить уровень тревоги). Со временем между образом мысли и телом образуется прямая связь. Тело – хорошая отправная точка для активации и стимулирования некоторых психических качеств (например, сосредоточенности и концентрации, которые так ценны для чемпиона). Если же тело живет своей жизнью и властвует над нашими мыслями, то это лишь один из участников Карты потенциала. В целом техники работы над потенциалом имеют свои ограничения и содействуют упрощению, поощряют идею о «готовых к употреблению» техниках. Проблемы отодвигаются на второй план, но позже могут вновь проявиться. Эти техники, подобно перевязке, могут помочь, но не вылечат.
Спорт – сфера, в которой очень сильна вера в чудесный исход событий. Спортсмены, возлагающие слишком много надежды на методы и слишком зависящие от внешних убеждений (влияние наставников или некоторые виды ментальных практик, суеверия, магическое мышление), часто уязвимы. Например, некоторые полностью уверенные в себе люди боятся неожиданно потерять эту уверенность из-за какого-то одного слова или внешнего знака. Существует два случая: те, кто не боится потерять уверенность, имеют внутренние убеждения (она часть их самих, приобретенный опыт) и те, кто боится, а значит, имеет внешние убеждения. Потенциал формируется опытом, а не формулой.
Наш подход в том, что мы не предлагаем техники, а в первую очередь позволяем понять, «как это работает» и от чего зависит психическое равновесие, которое необходимо для успеха. В последующих главах мы попытаемся объяснить природу некоторых психологических явлений, которые многими воспринимаются как неизведанные и сбивающие с толку и к которым в мире спорта относятся с недоверием, игнорируют или отвергают.
Чтобы прояснить ситуацию, начнем с того, что признаем сложность человеческой природы и забудем о методах, позволяющих управлять стрессом и негативной энергией, а также магические установки, такие как «Я запрограммирую себя на победу», «Этот ритуал сделает меня неуязвимым» или «Позитивное мышление обязательно принесет такой-то результат».
Как показывает опыт, некоторые качества не появляются по команде: они не терпят приказов. Особенно это касается земли Творения. Качества, необходимые для созидания, очень уязвимы, даже капризны: концентрация, уверенность в себе, интуиция, критическое мышление, вдохновение, находчивость и так далее. Они появляются лишь тогда, когда их впускают, и чем больше их контролируют, тем быстрее они ослабевают. Существуют состояния, которые невозможно вызвать. Это как если бы творцу приказали прямо сейчас найти вдохновение. Он конечно же сразу бы впал в ступор.
В соревнованиях, как и в творчестве, все происходит наоборот: чтобы владеть своими творческими качествами, необходимо смириться с тем, что их нельзя контролировать, нельзя исходить от «Нужно!», например, «Нужно раскрыться», «Нужно верить в себя» или даже «Ну же! Сосредоточься!», «Сделай это для себя», уже не говоря о «Ты делаешь не то, подумай!». Это парадоксальные фразы, они не действуют, и при этом их не перестают произносить.
Внутренние противоречия могут зайти еще дальше: ты превращаешься в собственного соперника, кажется, что какая-то мистическая сила противостоит твоим самым заветным желаниям. Тогда может сложиться впечатление, что одна половина тебя трусливо сбегает в тот момент, когда ты в ней больше всего нуждаешься, иногда на последних метрах дистанции, когда, казалось бы, победа не за горами. Ты как будто становишься жертвой собственного таланта проигрывать, когда успех так близок.
Во многих случаях, особенно в момент решения важной задачи, может случиться так, что один внутренний голос твердит: «Давай!», а другой: «Ты не имеешь права действовать!»; один голос говорит: «Я хочу победить», а другой: «Я не имею права на победу». Настоящая путаница! Каждый человек, каким бы он ни был, может иметь внутренний конфликт (см. «Карта потенциала: море Внутреннего конфликта»). Эта борьба между разными частями самого себя, между разными внутренними героями может проявляться в невозможности направить все силы к одной цели или в проблемах с концентрацией, критическим мышлением и вдохновением, и неизбежный результат в таком случае – поражение, за которое несешь ответственность только ты. Не существует единой силы, которая решает все, но стороны могут договориться или же продолжить конфликтовать.
Теперь посмотрим, какие герои, живущие внутри нас, могут сыграть с нами злую шутку, а какие помогут развить наши творческие способности.
Наши внутренние герои: Хозяин, Творец… и Тело
Если личность многосложна, из каких же героев она состоит? Мы не даем им научных имен, а называем их «Хозяин» и «Творец». Чем-то напоминает сказку. В нашей истории это главные персонажи, к которым следует добавить Тело. Они могут чудесно сосуществовать, но их отношения напряженны, поскольку они олицетворяют разные таланты, не всегда имеют одинаковые желания и не всегда говорят на одном языке. Нам все станет ясно, когда мы узнаем, как они функционируют.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71360224?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Диагана Стефан – чемпион мира 1997 г. в беге на 400 м с барьерами. Интервью L’Еquipe 19 августа 2005 г. – Здесь и далее, если не указано иное, примеч. авторов.
2
Men’s Health, январь-февраль 2004 г.