Диверсант. Искусство активной разведки
Михаил Горбатенко
Искусство разведки
Диверсионно-разведывательная работа – неотъемлемая часть современной войны. В этой книге описаны методы работы современных диверсионно-разведывательных групп, их способы комплектования, вооружения, особенности конспирации и незаметного перемещения, действия в городе и сельской местности.
Окутанное завесой тайны на протяжении многих лет искусство разведчика-диверсанта становится ближе и доступнее рядовому читателю. Теперь каждый может прикоснуться к легендарным секретам спецподразделений.
Михаил Горбатенко
Диверсант. Искусство активной разведки
© Горбатенко М., 2024
© ООО «Издательство Родина», 2024
* * *
Глава первая
Обзор литературы по теме
В конце концов всё будет хорошо. Если ещё не всё хорошо – это ещё не конец.
– Боб Марли.
Любой серьёзный научный (и даже не вполне научный) труд должен начинаться обзора, где рассказывается, что по этой теме писали до тебя. Так мы поступим и в этот раз. Здесь мы кратко опишем хотя бы основные работы по интересующей нас теме. Это важно. Будете хоть знать, по каким источникам учились я и мои товарищи.
Возможно, со временем всё это канет в Лету. Надеюсь, конечно, что Интернет сохранит, но вообще чёрт его знает, так что лучше уж записать.
Есть хорошее анархическое пособие «Рецепты катастроф. Заметки на полях революции».
Книга писалась в основном по опыту анархистских боевых групп Южной Европы (это видно по тактике и по идеологии: сразу заметно, что большую роль в написание внесли коллективы из Франции, Испании и Греции) и Северной Америки (притом больше США, чем Канады).
Далее у нас пособие британских анархистов «Ответный удар».
Пожалуй, главный его недостаток – это неумеренность автора в идеологическом отношении. Пособие по прямимому действию явно перенасыщено воинственной антикоммунистической пропагандой (честно говоря, при чтении складывается ощущение, что в Британии сейчас правит режим на подобии северокорейского, а смелые анархисты с ним борются – настолько неуместно всё это выглядит). Параллельно же идёт пропаганда консенсуса, веганства, фриганства, «неавангардизма» и прочей анархической туфты. Это очень раздражает при чтении. В остальном – пособие очень даже ничего.
Скажем прямо: автор подошёл к делу весьма серьёзно. Он подробно описывает методы работы спецслужб и способы конспирации. Возможно, некоторые из них покажутся вам избыточными, так как российские карательные органы в этих вопросах менее искушены, чем британские.
Но всё меняется: сейчас уже и у нас применяют и ДНК-экспертизу, и анализ проб воздуха и многое другое.
Тем более, конспирация редко когда бывает излишней. Так что советую отнестись к этой книге с интересом и надлежащим вниманием.
Сюда же можно отнести и пособие «Как сделать оружие у себя дома», «Своя разведка», «Своя контрразведка» и прочие «Шпионские штучки».
Очень хорошие пособия девяностых годов. Первые два подробно описывают методы работы разведки и контрразведки, а также рассказывают, как их можно развернуть в кустарных условиях. Описаны методы слежки, добывания информации и выполнения специальных операций.
«Шпионские штучки» (в двух томах) к настоящему времени по большей части устарели. Тем не менее, именно там я отыскал очень интересные идеи по организации тайников, которые нигде больше не дублируются.
Вообще вся книжная серия «Коммандос», где вышли когда-то книги про разведку и контрразведку, весьма полезна нашему брату.
Советские партизаны
То же самое можно сказать и про серию «Энциклопедия преступлений и катастроф». Правда, там очень много непроверенной информации и откровенного хлама. Так что информацию, полученную оттуда, надо тщательно проверять и вообще относиться к ней скептически. Тем не менее, в книгах ЭПК содержится очень много и ценной информации, которая в других русскоязычных источниках не приводится.
Из «Коммандос» можно выделить все книги, посвящённые борьбе с терроризмом (особенно пособие «Как уничтожать диверсантов. Действия штурмовых групп»), книгу «Основы сыскного ремесла» (правда, она касается больше методов обычной полиции, чем спецслужб). Была очень хорошая книжка «Механизмы государственных переворотов» Петрова (впрочем, эта книга сильно уступает классической работе Эдварда Люттвака «Государственный переворот»: это пособие я рекомендую читать всем, хотя описанные там методы действия требуют наличия хотя бы минимального количества вооруженных людей; плюс книги Петрова состоит в том, что он анализирует ошибки тех, кто работал до этого по пособию Люттвака).
Очень хорошие книги по тактике партизанской войны (особенно та, что анализирует опыт ОУН-УПА – редкий пример партизанских военных действий, опыт весьма малоизученный). Там же выходило много книг про спецназ (особенно хорошо пособие по подготовки разведчиков ГРУ и книжка про британский спецназ SAS). Было интересное пособие по информационной войне, но оно сильно устарело.
Из той же оперы книги серии «Если завтра война?». Особенно выделяется пособие Тараса по партизанским военным действиям.
Тем не менее, данные работы принципиально не вносят ничего относительно классических работ по теме, вроде «Партизанской войны» Че Гевары и «Краткого учебника городского партизана» Маригеллы. Впрочем, другие авторы весьма существенно дополнили эти работы, разобрав многие частные вопросы, но принципиально нового относительно классики ни у Тараса, ни у кого-то ещё нет.
Большой интерес представляют советские и иностранные пособия времён Второй мировой и Холодной войн.
Так, советский учебник «В помощь партизану» – настоящая классика этого рода. Она существенно дополняет многие исторические и современные пособия подробными описаниями методов диверсий. Сюда же относится и «Спутник партизана».
Из зарубежных работ того же рода можно выделить «Вервольф – советы партизанам» Вермахта и швейцарский мануал по партизанским действиям на случай иностранного вторжения.
Также всем советую смотреть справочники по диверсионным ловушкам вьетнамских партизан. Такие выпускались во Франции и США. Некоторые переведены на русский язык. Есть классическая работа «Война во Вьетнаме 1946–1975 гг.» Дэвидсона. Также по теме есть замечательная книга «Змеиные джунгли», охватывающая также опыт партизан Малайзии и Филлипин. Из более современного есть книга «Маоисты в Индии» про наксалитов.
Также советую всем читать специальную литературу по теме Вьетнама и партизанских национально-освободительных войн второй половины двадцатого века вообще.
Дальше следует порекомендовать литературу по теме городских герилий (особенно европейских). Кроме Маригеллы, разумеется, следует вспомнить во «Учебник добровольцев ИРА», хотя он вносит мало чего нового в этот вопрос и в принципе написан для людей, имеющих не только познания в химии и физике, но и опыт службы в армии, и доступ к заводским боеприпасам.
Далее, безусловно, нужно вспомнить исторические работы. Такие, как «The Angry Brigade» про британских городских партизан, «Bringing the War Home» Джереми Вэрона про Уэзерменов, «The Red Army Faction: a documentary history» в двух томах, «Turning money into rebellion» про маоистов из Дании, «Fire and Flames» про не едких автономов. Сюда же относятся и мемуары партизан: практически все книги Жана-Марка Руйяна, отличные мемуары Энн Хансен «Direct Action», сборник тюремных писем немецких партизан «Die Fr?chte des Zorns». Сюда же – изданная «Бойцом-Анархистом» брошюра «Движение 2 июня».
Весьма интересна книга «Ультра. Культуры» «Веспер, Энслин, Баадер. Немецкий терроризм: начало спектакля» и небольшая брошюра «Телемечтатели».
Из пособий того времени осталось не так много. В свободном доступе можно найти полную версию «Поваренной книги анархиста» (её косяки мы сейчас разбирать не будем – всё разобрано давно) и «Справочник анархиста» Роберта Уэллса. Шутки ради сюда можно записать и «Сопри эту книгу» Хоффмана, хотя она по большей части устарела (если не считать раздела про дымовые шашки).
Из правых того времени можно также вспомнить также мемуары Конкутелли «Я, чёрный человек» и книгу Рикардо Альвареса «Чёрная автономия».
Дальше можно вспомнить про советские книжки про всякие веселое и страшное.
Тут, конечно, в помощь вся «Библиотека солдата и матроса» (особенно книги про взрывчатые вещества и работу артиллерии). Также очень интересны будут книги серии «Честь. Отвага. Мужество». Тут большой интерес представляют мемуары большевика-подпольщика Ивана Мызгина («Со взведённым курком»; до этого она в более полном виде – с описаниями дореволюционного быта и событий Гражданской войны – выходила под названием «Ни бог, ни царь и не герой»), книга Станислава Валаха «Партизанские ночи» про польских подпольщиков, «Двенадцать лет борьбы против фашизма и войны» Отто Винцера. Сюда же относятся книги, вроде «Это было под Ровно», «Человек, который не знал страха» про советского разведчика Николая Кузнецова, «Адъютант генерала Май-Маевского» про работу советской разведки в Гражданскую войну. Очень интересна книга Воронского «За живой и мёртвой водой» – про большевиков до революции. Не менее интересна и документальная повесть «Сердца смелых» – про Молодую гвардию. Методы работы антифашистского подполья там описаны прекрасно.
Однако вернёмся в современность и обратимся к нашему современному движению.
Современность дала нам целый ряд прикладных пособий и просто интересных сведений прикладного характера.
Нельзя забывать про инструкции типа «Как провести радикальную акцию и не сесть» от «Народной самообороны», «Автономного действия» и «Революционного действия». Подробно мы на этих инструкциях сейчас останавливаться не будем. Выделим, пожалуй, только израильский мануал «Выколи глаза системе» про порчу камер видеонаблюдения.
Далее следуют материалы отечественной левой прессы девяностых («Чёрная звезда», «Трава и воля», «Дальневосточная республика», «Тротиловый эквивалент» и так далее).
Затем отметим пособия по компьютерной безопасности типа «Искусство доступа» Райтмана, инструкцию «Анонимность и безопасность в Интернете. О «чайника» к пользователю», «Основы информационной безопасности для анархистов и не только».
Далее идут различные пособия для военных, армейские уставы и книги про армию и спецслужбы.
Выделим популярные монографии Виктора Попенко про работу ЦРУ и ГРУ, различные рассекреченные инструкции ЦРУ (в том числе знаменитые «Torture manuals»), «Учебник рейнджера», брошюра «Применение самодельных взрывных устройств и методы борьбы с ними по опыту армии США», анализирующая опыт контрпартизанской борьбы в Ираке, полевые уставы армии США, касающиеся партизанских и контрпартизанских военных действий, книгу «Война будущего» Попова и Хамзатова, забавный мануал «Защити себя по методикам спецслужб» от сотрудника ФБР, «Основы личной безопасности Самойлова» и книжка Куренкова «От конспирации к секретности».
В принципе, именно последняя категория литературы нам, как ни странно, особенна интересна. В армейских уставах и методичка часто пишут много всего интересного. То же самое касается и популярных книг про армию и спецслужбы и мемуаров бывших военных и спецназовцев (кстати, будут интересны и полицейские провокаторы – «Дневник источника» агента белорусского КГБ рекомендуется однозначно). Так, есть отличная книга Маширо «Чёрная медицина» – по факту, там рассказывается, как незаметно убить человека и не сесть.
Сюда же относятся книги по выживанию и армейские (особенно) и любые другие учебники по боевым искусствам. Среди последних мы выделим такие пособия, как «Боевая машина», «Пособие для комевояжёров» по ножевому бою, учебник «Специальная физическая подготовка» Долматова.
Сюда же относятся исторические работы на тему армии и спецслужб (так, есть отличные книги типа «Операция «Гладио» и терроризм в Европе» или «Братство русской правды» Петра Базанова – обе про антисоветский терроризм).
Мемуары военных и спецслужбистов тоже дают отличную почву для размышлений. Рекомендуем вам книгу одного из создателей советского спецназа Ильи Старинова «Записки диверсанта».
Восточная мудрость, как ни смешно, и сейчас не полностью устарела. Вам мы рекомендуем огромный Талмуд – учебник японских ниндзя «Бансэнсюкай» (есть английский перевод; на русском книга доступна лишь частично в виде нескольких брошюр, за которые надо заплатить переводчику; этот мерзавец публикует из только у себя на сайте, а пиратских версий я не нашёл). Также есть хорошее произведение «Записки о подлинном ниндзюцу», но оно куда более редкое, а потому не рекомендуем. Зато можете почитать книжки Алексея Горбылева «Путь невидимых» и «Когти невидимок». Первая – история и основные приёмы ниндзя, вторая – про вооружение и методики диверсий.
Не будем также забывать и про хорошие советские книжки про авиамоделирование и пиротехнику.
Есть ещё огромный пул работ по теме психологических операций, идеологических диверсий, промывки мозгов и манипуляции сознанием.
Тут всё немного сложнее, так как работ по этой теме уж очень много. Поэтому мы назовём здесь лишь самые основные.
Итак, выделим работу Тимоти Лири «Технологии изменения сознания в деструктивных культах», книгу Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием», работу Матвейчева «Сумма политтехнологий», книгу Зимбардо «Социальное влияние», классическую работу «Технология «промывки мозгов»» Лифтона, «Секреты манипуляции сознанием» Хассена, работу Гагина и Бородиной «Разоблачение магии» и классную книжку «Как спасти себя и своего ребёнка от тоталитарной секты». Близко к этому поместим «Настольную книгу Йолупука». Сюда же относятся и мемуары бывших сектантов.
В реальности, конечно, тема промывки мозгов столь огромна, что мы даже близко не охватим в этом обзоре и одного процента, даже если развернём его на пятьдесят страниц. У нас сейчас, к сожалению, нет такой возможности, а потому ограничимся лишь упоминанием самой общей литературы.
На этом мы, пожалуй, и закончим наш скромный обзор.
Разумеется, тут не все. Мы даже близко не разобрали всю литературу, которую использовали. Тем не менее, самое важное мы упомянули. С остальным вы можете разобраться сами. Представление о наших источниках вы теперь худо-бедно имеете.
Перейдём к делу.
Глава вторая
Общие советы и наставления
Говорят, что если рассечь лицо вдоль, помочиться на него и потоптаться по нему ногами, обутыми в соломенные сандалии, то с него сойдет кожа. Это услышал священник Гёдзаку, когда был в Киото. Такими сведениями следует дорожить.
– Ямамото Цунэтомо, «Хагакурэ».
Здесь мы поговорим лишь о некоторых стратегических и тактических моментах, а в завершающей главе – обсудим технические подробности, которые я упустил ранее.
Отмечу, что не все из этих советов применимы к текущей политической ситуации. Некоторые из них относятся к тому периоду в нашей недавней истории, когда многое еще было можно.
Поскольку времена относительного либерализма всегда могут вернуться, мы на всякий случай решили указать некоторые полезные на этот случай приёмы.
Итак, если вы всерьёз решили исполнить тот план, о котором говорилось ранее, вам следует максимально обезопасить себя.
Будет неплохо, если вы вступите в какую-нибудь парламентскую или просто легалистскую организацию. Желательно, чтоб такая организация была большой, легальной при этом довольно аморфной. И чтоб она по возможности занималась всякой ерундой: возложениями цветов к Мавзолею, хождением на согласованные митинги, раздачей агитации у заводов, проведением дебильных догматичных кружков и так далее. Если в этой организации ещё и большой поток постоянно приходящей туда по незнанию левой молодёжи, то это вообще идеально.
Если же организация реально работает в легальном поле, то это сложнее, но в принципе тоже дело поправимое. Тут, видимо, уже придётся напрягаться, участвовать в акциях, возможно, отбывать административный арест.
По легальным организациям ходить можно только с одной целью: поиск людей. Искать их там довольно легко. Особенно просто это получается делать на марксистских кружках.
Вот говорит докладчик какую-то догматичную ересь, а тут вы задаёте ему каверзный вопрос. Что-нибудь про боевые дружины уральских большевиков или Эразма Кадомцева. Тут главное того. В лоб нельзя про террор спрашивать или тем более говорить.
А потом смотрите, как будет реагировать зал. Почти наверняка найдётся пара-тройка открытых защитников условного Кадомцева. Ну, или тех, кто заинтересуется.
Обращайте внимание на молодых, на тех, кто только недавно в движе. Постарайтесь на них повлиять. Сначала нужно как следует сдружиться с ними. Возможно, принять пару раз участие в совместных акциях (подойдут акции с баннером, но только не у зданий спецслужб или полиции – это опасно). Постепенно на людей надо влиять, не прямо, но посредством наводящих вопросов сдвигая их влево, вплоть до того момента, пока они не будут готовы узнать, зачем вы их вербуете. Им можно давать литературу, встречаться с ними надо почаще, просто общаться, желательно совместно гулять по городу или на природе и ходить в кафе. Так укрепляется эмоциональная связь.
Человека нужно долго и внимательно проверять, наводить о нём справки. О том, кто вы, нельзя рассказывать раньше восемнадцатой-двадцатой встречи, лучше – ещё позже. Желательно заранее обзавестись компроматом на человека, чтобы обезопасить себя, если он откажется от вашего предложения. Если у вас будет компромат, то он вас скорее всего не сдаст.
Впрочем, если вы долго обрабатывали человека, а он потом отказался, – это ваш просчёт.
Нам нужны люди исключительного ума, смелости и порядочности. Ищите необычных людей. Не зацикливайтесь на посредственностях.
Возможно, вам подойдут люди и не из левой среды, а просто из вашего окружения. Но тогда их предварительно придётся сделать леваками. Возможно, у вас есть верные друзья, нестандартно мыслящие и готовые на всё? С ними тоже можно поработать.
В случае с активом тех или иных организаций всё может быть проще, так как предварительную обработку людей за вас провёл кто-то другой.
С другой стороны, молодые леваки часто бывают зашоренными.
В среднем обработка одного человека длится от трёх месяцев до года. Иногда больше года, но редко меньше трёх месяцев.
Помните: вы должны установить очень простую связь с человеком, стать его лучшим другом. Это непросто. Возможно, придётся сильно развить свои коммуникативные навыки.
Подробнее обо всём этом я уже писал.
Желательно как можно реже носить с собой телефон. При деликатных разговорах отключите телефоны вместе со своим собеседником или просто приезжайте без них. Можете купить себе антипрослушивающий пакет для мобильных устройств.
Встречайтесь либо в очень шумных местах (центр города, широкие улицы с оживленным движением, метро, обочины автострад), либо в очень тихих и безлюдных (поймы рек, лесные массивы, пустыри). Так вас будет труднее прослушивать. Лица закрывайте масками. Камеры читают по губам.
Постарайтесь не ездить друг к другу домой, не собираться с товарищами группами от трёх человек и больше, не переводите друг другу деньги с официальных банковских карточек.
Настройте себе левые телефоны с зашифрованным дичковым пространством, шифрованием всего содержимого и анонимными мессенджерами. Общайтесь только в надёжных приложениях с оконечным шифрованием. Но даже там не обсуждайте ваших планов. Хотите поговорить – договаривайтесь о встрече.
Купите специальные приборы для обнаружения полицейских жучков (они относительно недорогие). Регулярно проверяйте свой дом на их наличие.
Оружие можете приобретать легально, просто оформив лицензию. Это совсем не трудно. Просто нужно взяться за дело со всей душой: собрать нужные справки, документы, сдать их куда надо, потом пройти обучение, купить сейф, ствол, зарегистрировать всё как надо и спокойно жить.
Подробно я на эту тему здесь не пишу, так как законодательство на эту тему изменчиво. Ориентируйтесь на текущее на тот момент, когда вы будете читать инструкцию.
Если возможности приобрести легально нет, сделать это модно через Даркнет. Только учтите, что на тах площадках, где продают оружие, там часто обманывают. Можно попасть и на полицейскую подставу. Так что будьте осторожнее.
Платить лучше биткоинами или другой криптовалютой. Используйте специальные программы-миксеры для очистки крипты. В противном случае вас могут вычислить.
Оружие, к слову, можно купить и через ультраправых. Так что советую завести связи в этой среде.
Также можно купить пару мощных арбалетов.
Разумеется, нелегально купленное орудие должно лежать не дома, а в схронах где-нибудь подальше в лесу.
Оборудовать его совсем нетрудно. Находите сухое место подальше в лесу, выкапываете яму глубиной метра полтора, укрываете её ветками сосны или другого двойного дерева (можно и не хвойного), стенки укрепляете брёвнами, внутрь кладёте оружие в разобранном виде, предварительно густо смазанное машинным маслом и туго завёрнутое в пропитанный тем же маслом брезент. Сверху укрываете брёвнами, засыпаете слоем земли в тридцать сантиметров и заваливаете ветками, листьями и всякой ботвой.
Дома ничего опасного с точки зрения закона у вас быть не должно. Оружие – только легальное. Никаких наркотиков и экстремистской литературы.
Если вам нужно местечко для жести, то вы можете занять какой-нибудь брошенный дом в отдалённой деревне. Можете и купить, но лучше, конечно, не на себя, а на какого-нибудь не особо пропаленного перед властями товарища.
Клин Шавгулидзе
Разумеется, ездить туда нужно либо с отдельными левыми телефонами, зашифрованными и защищёнными буквально от всего, никак не связанными с вашей официальной жизнью, либо вообще без компьютерной техники.
Там же вымажете оборудовать лабораторию по производству самодельного оружия и взрывчатых веществ.
На дачу нужно ездить на специальной машине, оформленной на другого непропаленного товарища. Желательно чтоб это была неприметная и убогая машина вроде тех, на каких ездят таксисты.
Раскопайте огород, купите себе земельный участок побольше, выращивайте овощи. Под предлогом выращивания овощей можете накупить себе селитры. Селитру лучше брать весной (меньше подозрений), пороховые петарды – под Новый год.
Для самой акции лучше всего использовать небольшие грузовички типа «Газели». Но постоянно на дачу на них лучше не ездить.
Глава третья
Агитация в условиях подполья
Здравствуйте, уважаемые мои любители выпить. Сегодня мы собрались в очень ранний час, когда на улице еще совершенно темно. Не только темно, но еще холодно, дождливо и вообще не очень приятно. Что ж, привыкайте! Именно по такой погоде партизаны совершают переходы по десять-пятнадцать километров на дню. Словом, это я преуменьшаю. Бывает и больше, притом намного больше. Холод побуждает вас пить ром. Я уже чувствую в воздухе запах крепкого кубинского рома! Этот запах вызывает во мне воспоминания о Кубинской революции и циррозе печени. Надеюсь, у вас получится повторить Кубинскую революцию в нашей стране. Цирроз печени вам повторять не надо, но если вы так и будете пить ром, то он вас настигнет. И тогда вы будете как Че Гевара! Он ведь тоже был большим любителем выпить. Хоть в чем-то вы тогда будете как Че! Это уже хорошо, но теперь к делу.
Сегодня я расскажу вам всем о том, как нам следует строить партийную организацию. Ну, ту самую секту, которая должна совершить революцию в стране. Обязательно при этом она должна возглавлять народные массы, быть их авангардом! Это очень важно! Словом, об этом я еще скажу позже, а сейчас надо дать вам некоторые практические советы по партийному строительству.
В первую очередь мы должны определить, что мы понимаем под партией. Под партией мы понимаем секту наших сторонников. Члены этой секты ведут вооруженную борьбу с правительством России. Не индивидуально, а непосредственно в рядах секты. Индивидуально можно и так, без всякой секты. Вернее было бы сказать, что именно секта-то эту самую борьбу и ведет. Теперь, когда мы в принципе определились с тем, что есть партия, – мы можем обсудить методы партийного строительства. Разумеется, методы эти полностью подчинены нашим целям. Именно поэтому цели всегда важно формулировать: потому, что методы достижения цели полностью определяются этой самой целью. Цель же наша состоит в том, чтобы выкинуть наше правительство на мороз. Хотя нет, – правительство свиней надо отправить на живодерню. А то слишком много хорошей свинины пропадет! Ее ведь и на корм собакам отдать можно. Но это мы отвлеклись на свиней, а надо нам вернуться к делу. Итак, наша партия должна совершить революцию. Это определяет суть политического строительства. В первую очередь нам надо усвоить: революционная партия требует революционных кадров. Поэтому отбирать их следует весьма тщательно. Мы не можем позволить себе никакой текучки кадров. Вы должны помнить, что партия – это не тусовка, не общество друзей. Словом, была в Греции некогда тайная организация, которая так и называлась, – ?????? ????????. В переводе это и означает «общество друзей». Но мы не греки, а потому я прошу вас не превращать партию в общество друзей. Делать этого не следует не потому, что злой дядька вам запретил. Все дело в том, что это просто небезопасно. Вот скажите мне, сколько из ваших друзей лоялистов? Сколько среди них терпил, какие будут до последнего верить телевизору? Не нужно только лукавить и обманывать меня и себя: среди наших друзей таковых полно. А еще у нас полно приятелей, какие нам и вовсе люди малознакомые. Они, конечно, могут быть вашими хорошими приятелями в бытовых отношениях, но не нужно же их всех тащить в партию! И тем более нельзя болтать о существовании партии на каждом шагу. Так она быстро будет уничтожена. Я сразу вам говорю: вы должны доверять в этом отношении только самым-самым близким друзьям. Притом только таким, каким можно доверять до самого последнего края. Поскольку очень часто бывает так, что кто-то рассказал о партии приятелю, а потом с этим приятелем поругался.
Приятель в отместку рассказал о партии полицаям. В тот раз партия, где эти события произошли, чуть было не прекратила существование и еще полгода житья ей не было из-за полицейской слежки. Поэтому первое ваше правило гласит: не болтай! Тут встает другой вопрос, который тоже нельзя отметать. Кого нам, собственно, облучать пропагандой, если никого нельзя облучать пропагандой? Вот тут вступает в дело сложная материалистическая диалектика: с одной стороны – мы никак не можем развернуть открытую и широкую пропаганду в массах, с другой – именно это мы и должны сделать. В результате нам придется выбирать нечто среднее между этими двумя крайностями.
Особое значение для нас имеет собственная периодика.
Многие боевые революционные партии формировались вокруг некоего журнала. РСДРП – вокруг «Искры», нацболы – на основе «Лимонки». Нам также требуется завести свое периодическое издание. Поскольку сейчас век информационных технологий, то находиться этот агитационный ресурс должен в Интернете. Можно еще дополнительно сделать бумажную версию для старомодных. Но это уже второстепенное. Гораздо важнее качество текстов, которые вы будете публиковать. Эти последние должны быть написаны так, чтоб вас читали университетские профессора и заводские рабочие. И не просто читали, но и проникались идеями революции. Партия будет формироваться на основе печатного издания. Активистов будете набирать из собственных подписчиков.
Не следует забывать про настенную агитацию. Конечно, в эпоху Интернета многие думают, что граффити – это прошлый век. Вот накажет судьба за презрение! Вам я говорю: граффити по-прежнему эффективны! Тем более, что делать их очень просто. Для начала вам понадобится краска. Ее можно купить, а можно сделать самим. Второе нам предпочтительнее.
Естественно, ведь полицаи могут взять, да и запретить торговлю краской! Поэтому запишите рецепт. Нужно взять льняное масло и обыкновенную сажу. Поскольку первое широко используется в кулинарии, то его, вероятно, не запретят. Что говорить до сажи, то ее можно получить самим. Для этого необходимо сжечь древесный уголь. То, что останется после его сгорания, – это и будет сажа. Очень мелкая черная пыль. Так вот, в льняное масло добавляют сажу. Дальше останется лишь перемешать. Все: краска готова. Теперь надо описать методы нанесения краски. Самый простой – это взять большую малярную кисть, опустить ее в краску, а потом написать этой кистью все, что вам захочется. Можно воспользоваться способом более прогрессивным. Для этого понадобится купить баллон, где краска находится в форме аэрозоля. Такие сейчас не продают всем подряд. Именно поэтому я советую сделать нечто похожее самим. Вам понадобится достать большой садовый опрыскиватель. Такие обыкновенно применяют в сельском хозяйстве для борьбы свредителями. Далее требуется залить в баллон опрыскивателя краску. Теперь все элементарно. Берешь опрыскиватель, направляешь его на стену, а потом включаешь! Краска мгновенно ложится на поверхность. Еще можно использовать трафарет. Для этого нужно взять тонкий лист картона. Словом, для изготовления трафарета допустимо использовать кусок брезента или пластмассовый лист. Поверхность избранного материала покрывается отверстиями. По форме эти отверстия должны напоминать буквы. Вместе они образуют единую надпись. Например: «Долой буржуазные выборы! Да здравствует народная война!». Когда все готово, то можно приступать к делу. Надо взять трафарет и приложить его к стене. После замазываем краской отверстия, имеющие форму букв и образующие надпись. Далее убираем трафарет. Все! На стенке остается ровная и аккуратная надпись. Таким способом можно получать очень красивые граффити. Еще одна его прелесть в том, что с его помощью можно действуют очень быстро. А уж экономия времени для нас – великое дело. Теперь надо сказать о том, где размещаются граффити. На стенах, конечно! Только помните: подходят лишь стены, расположенные в местах скопления наших потенциальных друзей. То есть вблизи объектов промышленности, а также в кварталах скопления бедноты. Именно там и следует размещать нашу агитацию. Объясняется это еще и тем, что полицаи в трущобы заглядывают нечасто. То есть вам никто не помешает распространять агитацию… Словом, лучше все равно действовать ночью. Если же работать в темное время суток не получается, то выбирайте момент, когда посторонние не видят.
Пару слов надо уделить прокламациям. То есть всевозможным листовкам. Печатать их можно как на древнем ротаторе, так и на современном принтере. Словом, последний лучше не использовать. Дело в том, что подобные машины оставляют на документах специальные пометки. Оные могут легко могут указать на владельца сего устройства. Если уж и применять означенную технику, то лишь с большой осторожностью. Принтер должен быть либо ворованным, либо купленным нелегально. Словом, лучше использовать ротатор. В крайнем случае – изготовлять с помощью трафарета. Ничего сложного здесь нет. Нужно лишь вырезать тонкие отверстия в используемой форме. Прикладывать оную требуется к листу бумаги. Положил сверху трафарет, нанес краску, убрал. Теперь необходимо подождать. Масляная краска затвердевает медленно. Когда же она высохнет, – можно клеить! Теперь о распространении. Прокламации обыкновенно развешивают в людных местах, где постоянно толпится народ. Чаще всего это информационные доски объявлений, двери государственных учреждений, подъезды жилых зданий.
Клеить листовки нужно весьма старательно. В противном случае вашу агитацию попусту сорвут. Применять для сих целей лучше всего специальный клей собственного изготовления. Для начала вам понадобится растворитель. Подойдет ацетон, бензин, толуол или нечто подобное. Затем берете линолеум, полистирол или резину. Эти твердые вещества необходимо порезать до кусков небольшого размера. Последние опускаются в приготовленный заранее растворитель. Далее следует закрыть сосуд с будущим клеем. По прошествии одних суток все заброшенные обрезки растворятся. Содержимое банки превратится в тягучую однородную массу. Вот клей и готов! Теперь все элементарно: мажете обратную сторону листовки этим веществом, да и лепите к двери какого-нибудь министерства. Будте осторожны! Во время расклейки вас не должны заметить. Необходимо сказать, что если не желаете возиться, то можно воспользоваться и покупным клеем. Технически мы все описали. Теперь возвратимся к проблемам общего характера.
Вторым организационным вопросом является вопрос о централизации и децентрализации. Тут нам опять придется выбирать нечто среднее. Полностью централизованная организация хороша тем, что она может сделать очень многое благодаря царящей там дисциплине. Все ее ресурсы сконцентрированы в головном центре. В то же время, однако, если полициям удастся ликвидировать этот самый центр, то партия останется без головы и погибнет.
В децентрализованной организации такое невозможно. Там множество ячеек ведет войну против правительства, но все они автономны. В теперешние времена анархисты именуют подобные структуры «affinity-группами». Такие сообщества обыкновенно имеют неформальный характер. Чаще всего они вырастают на основе дружеских компаний. В этом их сила: такие группы совершенно неуязвимы перед агентами полиции. Главная же их слабость – это неформальный характер. Неформальный, то есть необязательный. Разумеется, наладить порядок в подобных структурах очень трудно, а недисциплинированная армия – это слабая армия. Поэтому я сторонник компромиссного варианта. Нам нужна организация достаточно централизованная для координации совместных действий, но при этом центр не должен лезть во внутренние дела ячеек. Если эти дела, конечно, не опасны для всей организации. Так мы сказали о главных стратегических вопросах создания организации, а теперь же поговорим о тактике.
Первейший вопрос тактики – это вопрос о том, откуда нам брать кадры.
Естественно, универсального ответа на него нет и быть не может. В первую очередь вам следует обратить внимание на своих друзей и ближайшее окружение. Задумайтесь о том, есть ли среди них пресловутые «не такие, как все». Если вы таковых людей среди своего окружения нашли, то начинайте обрабатывать их пропагандой. О пропаганде я скажу еще ниже, а пока что я продолжу болтать об источниках юных революционеров. Если вы видите, что ваш друг интересуется политикой, то это просто прекрасно. Сам этот факт делает его потенциальным кандидатом в партию. Если ваш друг просто недоволен современной действительностью, правительством и школьной администрацией, то это не так хорошо, но тоже очень неплохо. Если же он просто читает какие-то умные книжки, то это несколько хуже, но все же хорошо. Все три эти категории легко могут попасть к нам в организацию. Но это касается только ваших друзей. Мы не «?????? ????????». Нам надо расширяться и захватывать массы. Сами они себя не захватят. Итак, где где же нам находить новый контингент революционной партии? Ответ очевиден: в родственных нам тусовках. В первую очередь я говорю о коммунистических и вообще левых тусовках. Вы можете найти их в большом количестве в Интернете. В этом самом Интернете вообще много полезного. Там, к примеру, есть многочисленные левые сайты. Вокруг каждого из этих сайтов сформирована определенная группа людей. Мне очень нравятся люди, группирующиеся вокруг левых сайтов Рунета. Они, как правило, в особенной пропаганде и не нуждаются: мозги им уже промыли другие. Фактически, вся работа уже проделана. Эти люди имеют подчас неплохое представление о марксизме. Они только и ждут того момента, когда к ним подойдет агитатор. Агитатор, который сексуальным голосом шепнет им на ухо: «Хочешь быть диверсантом?». Легче всего найти таких людей через социальные сети, конечно. Дело тут в том, что все эти левые сайты имеют свои группы в социальных сетях, а уж в этих группах сидит огромное количество людей.
Людей, полностью готовых к революции. Они ждут лишь того, чтоб вы пришли и позвали их на войну. Этот контингент, конечно, самый надежный. Даже если такой товарищ откажется вступить в партию, – в полицию жаловаться он не пойдет. В большинстве случаев точно не пойдет. Тут вы можете развернуться как следует, но об осторожности я все же призываю помнить.
Требуется подумать о пропаганде. Но сначала я проведу небольшой ликбез. У нас сейчас расплодилась великая куча книжек о пропаганде, пиару, рекламе и тому подобным дисциплинам. Большая часть из них – почти полностью для нас бесполезны. Вы можете их читать просто для ознакомления. Это будет очень хорошо, поскольку расширит ваш кругозор. Для нас, однако, эти книги не годятся. В них говорится либо о буржуазной пропаганде, либо о коммерческой рекламе. Эти явления совершенно нам чужды и враждебны, а те, кто предлагает нам использовать методы пиара, – совершенно не понимает разницы между буржуазной и революционной пропагандой. Цель буржуазной пропаганды – это обман людей. Буржуазные пропагандисты, которых у нас теперь называют отвратительным словом «пиарщики», обманывают народ, вводят его в заблуждения, поощряют в нем самые дикие суеверия. Революционная пропаганда по своим целям противоположна пропаганде буржуазной. Революционная пропаганда просвещает народ, избавляет его от иллюзий и суеверий, побуждает его к живому творчеству. Именно поэтому пролетарская пропаганда не может действовать буржуазными методами. Во всех этих книжках по маркетингу и пиару рассказывается о том, как бы человека обмануть, как бы подсунуть ему плохой товар по высокой цене, как бы ввести его в заблуждение. Наша же цель – избавить человека от заблуждений. Однако знать буржуазные методы пропаганды вам просто необходимо. Вы должны понимать, как действует наш враг. Только так вы сможете эффективно ему противостоять. Поэтому я призываю вас читать буржуазные пропагандистские книжки, но упаси вас Бог использовать приемы оттуда на практике. Это может только дискредитировать наше движение.
Теперь же, когда я разоблачил буржуазную пропаганду, можно описать правила пропаганды революционной.
Первое правило революционной пропаганды таково: говори людям то, что они хотят от тебя услышать. Возможно, это покажется вам глупым, а возможно, – что банальным. Некоторые де и вовсе подумают, что это отступление от принципов пропаганды, провозглашенных мною ранее. Все это, конечно же, не так. В действительности это правило основано на принципах диалектического материализма. Первично бытие, а сознание вторично. Это значит, что в основе наших идей и представлений лежат условия нашей повседневной жизни. Более того, наши идеи определены нашими жизненными условиями.
Поэтому самая эффективная пропаганда – это пропаганда, отвечающая нуждам масс. Вот бывает часто так: приходит агитатор в деревню и начинает там про диалектику, про Альтюссера, про «новых левых» загибать. А люди-то его и не слушают. Им не до Альтюссера сейчас. У них и без него полно проблем: зарплата маленькая, водопровода нет, перебои с электричеством, в магазине цены высокие и тому подобное. Если ты агитатор в деревне, то ты должен о проблемах конкретно этой деревни и говорить. Не надо тебе про Альтюссера рассказывать, – говори о старых коровниках, которым требуется ремонт! Разумеется, это работает не только в деревне. Если ты агитируешь студентов, то не говори о коровниках, а говори про Альтюссера. Притом говорить ты должен с людьми так, чтоб они тебя поняли. С интеллектуалами – говори сложно и многозначительно. Сойдешь за умного. С отсталыми группами населения – говори просто. С офисными хомячками надо говорить не очень сложно, но и не упрощенно. Разумеется, ты должен не только говорить людям приятное. Ты все же агитатор!
Посылают тебе к людям агитировать, а не петь им песни. Поэтому ты не только должен говорить им приятное, но и вворачивать при этом нужные нам смыслы. Вот говоришь ты, к примеру, о коровниках, требующих срочного ремонта, на который нет денег. А при этом должен как-нибудь вспомнить, что при Сталине-то такого не было или рассказать людям о том, как такие проблемы решают крестьяне мятежных районов Южной Америки. Говори с людьми на интересные им темы, говори с людьми на понятном им языке. Но не забывай при этом, что ты – агитатор, твоя задача – пропаганда.
Итак, первый принцип вам стал теперь ясен. Переходим ко второму. Искусство, как мы знаем, – выражает общее через частное. Именно в этом его историческая сила и предназначение. Пьеса «Вишневый сад» Чехова показывает нам процесс разорения русских помещиков.
Через частный случай, то есть через случай, стрясшийся с одной семьей, – Чехов показывает именно процесс, которые затронул множество семей, а это уже общее. Итак, через частное – выражать общее. Таково назначение искусства! Пропаганда – это тоже в некотором роде вид искусства, притом искусства революционного. Очень прогрессивного искусства! Поэтому нужно вам учиться выражать общее через частное. Делать это нужно доходчиво и так, чтоб не в бровь, а в глаз. В глаз чиновнику. Вот, к примеру, статистика. Статистика – это, конечно, дело нужное и полезное. Более того, в пропаганде статистика работает замечательно, но не всегда. Дело в том, что всякую статистику следует снабжать необходимым комментарием. В этом самом комментарии вы обязаны привести классовую точку зрения. Там следует разъяснить читателю значения этой статистики, объяснить, что положение наше тяжкое или, наоборот, замечательное. Но можно действовать методами искусства. Вам, к примеру, нужно рассказать о разорении среднего класса в России. Вы можете приводить статистику и так далее, а можете рассказать историю. Это будет довольно сентиментальная история об одной российской семье. Эта семья была довольно зажиточной, но постепенно совсем обнищала и опустилась. Люди не любят читать статистические отчеты, но вот интересные истории они читать любят. Поэтому я советую вам рассказывать почаще такие истории. Статистики они, конечно, не заменят, но использовать их как агитационные материалы – можно и нужно. Это вам понятно. Хорошо, что понятно.
Теперь мы поговорим о третьем принципе нашей пропаганды. Я говорил вам, что нам требуется научить человека думать, освободить его разум от иллюзий. Все это, конечно, очень хорошо, но добиться этого весьма непросто. Нам нужно человека каким-то образом побудить к самостоятельному мышлению. Побудить его к такому самостоятельному мышлению можно только путем провокации. Да, тут я говорю именно о том, чем занимались некогда ситуационисты. Конечно, можно бесконечно долго критиковать ситуационизм, но мы должны помнить, что его последователи создали хорошие методы борьбы. Разумеется, методы эти далеко не всесильны. Более того, при неправильном обращении они становятся еще и бесполезными, но если мы будем их умело сочетать с другими средствами борьбы, то это принесет нам большую пользу. Мы должны постоянно устраивать скандалы. Для этого, однако, нужно выяснить: что в конечном итоге есть скандал, что в итоге есть провокация. Хотя нет, – давайте не будем говорить «скандал» или «провокация». Мы будем говорить «действия провокационного характера». Это такие действия, цель которых – вызвать реакцию нашего противника. Лучшим примером тут будет акция «PussyRiot» в храме. Эта акция с танцами в церкви была нужна только для того, чтобы вызвать реакцию клерикалов. Именно для того они это организовали, чтоб церковники начали рвать и метать. Именно об этом я и говорю сейчас. Мы должны устраивать такие акции, какие вызывали бы реакцию властей. Если вы хотите стать неким заметным явлением, то вам надо делать вещи необычные. Поэтому все акции должны быть именно что необычными, противостоящими повседневности. Если же они аморальные, циничные, жестокие и противные общественной морали, то такие акции будут неизменно обсуждаться. В этом отношении мы можем определить: провокационные действия – это действия, направленные на то, чтобы вызвать какую-либо реакцию на них со стороны наших врагов. Для провокации подходят действия необычные, противные общественным нормам права и морали. С этим разобрались.
Теперь я должен объяснить вам суть современной морали. Некоторые правые утверждают, что сейчас общественной морали вовсе нет. Это, конечно, полная чушь. Мораль будет существовать до тех пор, пока только существует классовое общество.
Некоторые, однако, говорят: «Ты многое нам рассказал, но все это имеет общий характер, а ты говори конкретно: как совершить провокацию?». Казалось бы, я только что объяснил! Отдельные же все равно не понимают. Придется указать на некий шаблон. Действия такого рода делятся на два типа. Первый из них – это, конечно, «бомбежки». Суть их в том, что вы закидываете какого-нибудь особо злостного реакционера всякой дрянью. Можно забросать эту сволочь тухлыми яйцами, гнилыми томатами и стеклянными бутылками, а можно облить краской, навозом или другой неприятной жидкостью.
Организация таких мероприятий очень проста. Для начала требуется прознать о времени появления классового врага на публике. Все эти политики, блогеры, журналисты, бизнесмены и тому подобные сволочи – обожают внимание толпы. Именно поэтому они периодически являются на всевозможные сборища. Это могут быть всяческие конференции, митинги, фестивали, а также другие массовые собрания.
Там вечно пасутся журналисты. Их цель – документировать каждую мысль реакционных господ.
А поскольку эти люди жадны до сенсаций, то ваши действия обязательно заметят. Итак, цель определили. Теперь необходимо спрятать то, чем вы собираетесь закидывать лакеев капитализма. Жидкости обыкновенно переливают в герметичные полиэтиленовые пакеты, которые закрепляют под одеждой. Твердые предметы для метания либо прячут в карманах, либо прикрепляют к внутренней стороне одежды. Далее необходимо проникнуть на массовое сборище. Затем вы осторожно подбираетесь поближе к ненавистному врагу, а потом резко вынимаете снаряды и закидываете эту сволочь по самое не балуйся. И еще. Очень важная вещь – расстояние. Тухлыми яйцами закидать можно и с пяти метров, а вот если вы решили окатить реакционера жидким навозом, то придется подойти вплотную. После таких мероприятий требуется как можно скорее бежать прочь с места преступления. Другая разновидность прямого действия – это знаменитые «оккупации». Суть их в том, что вы приходите в какое-нибудь общественное место и закатываете скандал. Приходить, конечно, требуется не абы куда, но в реакционное и противное учреждение. В министерство просвещения, к примеру, или в некий дорогой ресторан. Можно припереться хоть впарламент. Чаще всего такие акции организуются следующим образом. Выбирается место проведения мероприятия. Затем выбирается подходящий день. Нас интересует время наибольшего скопления людей в подобных местах. Допустим, вы решили заявиться в дорогой ресторан. Лучше всего сделать это в тот день, когда там будет праздновать реакционная сволочь. Некий важный чиновник или крупный бизнесмен. Тогда вы не только ресторан оскверните, но и чужую гулянку сорвете. Когда время и место выбраны, то можно приступать к делу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71331037?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.