Дальний Восток. Мифы и легенды
Народное творчество (Фольклор)
Мифы и легенды народов России
Дальний Восток – это особое место с дикой и нетронутой природой. Территория России, где по лесам бродят бурые медведи, уссурийские тигры и становятся героями волшебных сказок и легенд малых народов России.
В этом сборнике вы найдете фольклор народов Дальнего Востока: якутов, эвенов, нанайцев, ульчей, негидальцев, удэгейцев, ороков и орочей, ительменов, чукчей, коряков, юкагиров, нивхов, эскимосов и алеутов.
Отправляйтесь в путешествие с вороном Кутхом в морское царство. Узнайте, что можно выменять на слиток золота величиной с конскую голову и как трем братьям найти себе подходящих жен. Приоткройте завесу чарующего Дальнего Востока!
Дальний Восток: мифы и легенды
Мифы и легенды народов России
Иллюстрации в блоке и на обложке
Смирновой Варвары
© В. Смирнова, иллюстрации, 2024
© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2024
Якуты
Как ворона стала черной
Давным-давно птица-ворона была, говорят, совсем белой. Она улетала осенью позднее любой птицы, а прилетала на юг, говорят, раньше всех. А весной она, отстав на юге от всех птиц, прилетала сюда до таяния снега, раньше всех птиц, оказывается.
Пролетая мимо разных птиц, она, будучи хвастливой, насмехалась над ними:
– Это вы только-то здесь летите? Как страшно вы медлительны! Меня называете жадной. Да сами вы, наверное, из жадности туда-сюда, вдоль и поперек летали, – говоря это, она летела дальше.
Прибыв так весною к прилету птиц, она, сидя на нижней ветви раскидистой лиственницы, говорит:
– Здравствуйте, племя летающих крылатых! Почему вы так опоздали? Гостинцы двуногого съела я, а вам ничего не осталось. Милая моя родина встретила меня в этом году особенно хорошо. Я нагулялась-насытилась.
Ну, остальные птицы были очень сильно задеты этим. Они обещали ей любое вознаграждение, если она скажет причину быстроты своего полета, почему она вылетает позже всех, а прилетает раньше всех. Но она им ничего не сказала, даже отказалась отвечать. Тогда они собрались все вместе, обсудили и поймали ворону. Сказали:
– Ну, расскажи, почему ты так быстро прилетела? Если не расскажешь, то мы тебя накажем как нам угодно и все равно заставим говорить.
Ворона указала на свою шею и сказала:
– Не скажу ни за что. Лучше, не мучая меня, отрежьте мне голову.
Птицы бросили ворону в костер. Огонь опалил белые перья, они почернели. И снова птицы спросили ее, но ворона совсем отказалась.
Так ничем птицы не смогли пронять ворону. Они ничего не услышали о том, почему она так быстро летает. Только у вороны изменилось оперение, почернела она. Ничто другое в ней не изменилось. Все равно она по-прежнему осенью улетает с опозданием, а весной прилетает рано и так же (как и раньше) продолжает стыдить других птиц.
Девочка на луне
В одной семье воспитывалась девочка-сиротка. Хозяйка дома отправила поздним осенним, холодным вечером ту девочку по воду. Лунный вечер был на исходе. Девочка замерзла и стала жаловаться на свою судьбу: «Лучше бы стать солнцем вместе с солнцем, луной вместе с луной, чем жить так, страдая».
Причитания девочки, произнесенные стоя на мостках в воде, услышали солнце, луна и земля.
Затем солнце сказало: «Земля, земля тебя обижает, поднимись и останься у меня».
В ответ на это земля сказала: «На солнце, на солнце не поднимайся, умрешь, сваришься от жары. Останься у меня – на своей родине».
Луна сказала: «На земле, на земле не оставайся, все равно жизнь твоя будет голодной, поднимись и живи у меня».
Девочка подумала: «Если поднимусь на солнце, то сварюсь живьем, умру; а если останусь на земле – так же буду страдать; уж лучше, видимо, мне подняться на луну». После этого девочка обратилась к луне:
– Ну луна, луна, подними, хочу подняться к тебе.
Луна услышала ее и подняла девочку при помощи пурги.
С той поры, говорят, на луне стоит девочка, держа свои ведра на коромысле, и стала она там духом-хозяйкой.
Что можно выменять на слиток золота величиной с конскую голову
Шел путем-дорогой старик и нес с собой слиток золота величиной с конскую голову. Где он его добыл – неизвестно, куда и зачем шел – тоже неведомо.
Долго ли, коротко ли шел путник, уставать начал. Видит – навстречу ему всадник.
Поздоровались, разговорились. Старик попросил:
– Продай мне своего коня!
– Не продаю, – ответил всадник. – Самому нужен.
– Я за него тебе слиток золота величиной с конскую голову дам.
– Ну, ладно, так и быть, – согласился всадник. Отдал старик золото. Сел на коня, поехал. Но конь оказался необъезженным, с норовом, того и гляди скинет. Неспокойно было ехать на нем старику.
Долго ли, коротко ли он так промаялся, видит: навстречу едет человек на быке.
Спешились, поздоровались, обмениваются новостями. Старик говорит:
– Давай меняться: ты бери моего коня, а я – твоего быка.
Странным показался такой обмен владельцу быка.
– Это почему же ты хочешь меняться?
– Человек я старый, а конь еще как следует не объезжен, дурит, трудно мне с ним управляться.
– Что ж, давай поменяемся.
Поменялись они, сел старик на быка, дальше поехал.
На быке ехать было куда спокойнее. Но шел бык так медленно, переступал с одной ноги на другую так лениво, что после быстроходного коня старику казалось, он не едет, а на месте стоит. Этак, пожалуй, лучше пешком идти.
И только так старик подумал – видит, навстречу идет человек и ведет на веревке корову.
Поздоровались, поговорили.
– Давай менять корову на быка, – предлагает старик.
– Почему же ты отдаешь такого большого и сильного быка за мою коровенку?
– Уж очень тихо он ходит. Я лучше буду сам вести корову, доить ее и пить молоко.
– Ладно, давай поменяемся.
Поменялись.
Повел старик корову, а та оказалась упрямой, строптивой, идет-идет, да и остановится.
Долго ли, коротко ли он ее так за веревку тянул, видит – навстречу идет человек и ведет молоденькую двухгодовалую телочку. И такой-то она показалась старику смирной и послушной, так-то понравилась, что, едва успев поздороваться, он сразу же предложил:
– Давай менять корову на телку!
Удивительным показалось встречному такое предложение. Менять корову на телку – да где это видано, где это слыхано?! Переспросил он с усмешкой:
– Ты и в самом деле хочешь поменяться?
– Корова попалась уж очень упрямая.
Второй раз владелец телки переспрашивать не стал. Поменялись.
Повел старик так понравившуюся ему молоденькую телку, а та как начала играть да взбрыкивать – не удержишь. Измучился он с ней еще больше, чем с коровой.
Идет, идет и видит: человек ведет на поводке небольшого теленка.
Поздоровались, поговорили самую малость, и старик свое:
– Давай меняться: ты бери мою телку, а я – твоего теленка.
– Почему ты думаешь, что теленок лучше двухгодовалой телки? – спросил владелец теленка.
– Может, и не лучше, да телка уж очень неспокойная, никак не могу с ней управиться.
– Ну, если так – что ж, давай обменяемся.
Обменялись. Старик повел теленка, да недалеко увел: теленок-то был моложе телки, а значит, и играть, прыгать да, задрав хвост, бегать ему захотелось не меньше, а даже еще больше, чем телочке. Вконец измотал старика теленок, белый свет стал не мил.
Видит старик – навстречу человек идет, и никакой скотины с ним, только на плече топор несет: «Слава богу, поменяю теленка на топор и вздохну спокойно».
Владелец топора тоже немало удивился:
– Почему отдаешь теленка за топор?
– Молодой, глупый, взбрыкивает, никакого сладу мне, старику, с ним нет.
– Ладно, давай поменяемся.
Поменялись. Положил старик топор себе на плечо и такое облегчение почувствовал, что и сам не хуже молодого телка по дороге побежал, только что не взбрыкивал.
Однако же чем дальше он шел, тем топор ему казался тяжелее и тяжелее. Начал старик уставать, пошел медленно, нога за ногу.
Идет он так, идет, видит: человек навстречу шагает. Поздоровались, присели отдохнуть. И видит старик, что у человека на поясе красивый нож в ножнах. «На кой черт мне эту тяжесть носить, – подумал он про свой топор, – обменяю-ка я его на нож».
– Хочешь, приятель, сменить нож на топор?
– Давай посмотрим, что за топор.
– Топор что надо, стоит и ножа, и ножен.
– Ладно, отдаю с ножнами.
Поменялись, разошлись. Засунул старик нож с ножнами за голенище торбазов, идет, и после топора легко ему идется.
Однако же долго ли, коротко ли он так шел, стал ему нож натирать ногу. Вытащил старик нож из-за голенища, взял в руку. Но и руке он оказался в тягость.
Дальше идет старик и видит впереди женщину. Догнал ее, поздоровался, поговорили. Потом показывает ей нож:
– Продаю, не купишь ли?
– На что я его куплю, – отвечает женщина. – У меня ничего нет, кроме вот этой иголки.
Обрадовался старик:
– Очень хорошо! Будет чем одежду чинить. Взял он иголку с ниткой, воткнул в отворот своего зипуна и довольный пошел дальше. Уж легче иголки-то вряд ли что можно найти!
Шел он, шел и дошел до холодных краев, где снегу было выше колена. На каком-то месте споткнулся старик, провалился в снег, а когда встал и отряхнулся, вспомнил про иголку.
– Постой, постой, кажется, сюда я ее воткнул, куда же она запропастилась?
Искал-искал, да так и не нашел: непростое это дело – найти в снегу иголку!
Сел старик прямо на дорогу, загоревал. «Было у меня большое богатство – слиток золота величиной с конскую голову. Да, говорят, если богатство нажито нечестным трудом, все равно от него никакого проку не бывает. Вот и у меня ни за что ни про что ушло из рук все богатство, даже последнюю иголку потерял…» Долго, говорят, сидел старик на дороге и горевал.
Как ветер к великой горе ходил
Жили у голубого озера гордый якут с дочкой и добрый якут с сыном. Совсем рядом их юрты стояли, а никогда они друг к другу в гости не ходили. Встретятся, бывало, на берегу, добрый якут почтительно кланяется, а гордый якут и не смотрит на него. Добрый якут сядет на улице курить лицом к юрте соседа, а тот спиной повернется. Добрый якут идет ловить рыбу на ближний берег, а гордый якут – на самый дальний. Так вот и жили.
Однажды пробегал мимо глубокого озера большой ветер. Посмотрел он на людей, как они в неладу живут, и думает: «Дай-ка попробую их одинаковыми сделать».
Подкрался ветер к тому месту, где гордый якут с дочкой рыбу ловили, да как подует! Полетела вяленая рыба в ту сторону, где добрый якут с сыном рыбачили, и попадала на их берегу. А ветер забрался на сопку и смотрит, что люди дальше будут делать. Собрали добрый якут с сыном рыбу, перенесли ее в лодку и гордому якуту повезли. Увидел он, что соседи рыбу везут, велел дочери в другую сторону смотреть и не разговаривать.
Подплыли отец с сыном к берегу, вытащили из воды лодку и говорят:
– Принимай, сосед, рыбу, которую от тебя ветер унес.
А гордый якут с дочерью как немые стоят. Обидно стало добрым соседям за такое неуважение, высыпали они из лодки на берег рыбу и обратно поплыли.
Дождался гордый якут, пока соседи к своему берегу пристанут, а потом побежал к оставленной на берегу рыбе и всю ее в воду побросал.
Увидел это ветер и еще пуще рассердился. «Подожди, – думает, – я сейчас собью твою гордость».
Только сел гордый якут в лодку, чтобы снова сеть закинуть, ветер как рванет по озеру волной. Ударила высокая волна в лодку и выбросила ее у самой рыбалки доброго якута. Подбежали отец с сыном к гордому соседу, а он еле дышит. Положили его на крепкую сеть и в юрту понесли. Прибежала дочь, забилась в угол, плачет и разговаривать ни с кем не хочет. Стали добрый якут с сыном за больным ухаживать. Дрова готовят, воду носят, чай варят, по ночам у очага дежурят, а ветер потихоньку вокруг юрты ходит и ждет: что же дальше будет?
В одно прекрасное утро здоровым гордый якут стал. Поднялся он на ноги, поманил за собой свою дочь и на рыбалку повел, даже спасибо соседям за заботу не сказал. Тяжело вздохнули отец с сыном, а ветер в этот день совсем злым стал. Лег он на высокий камень и ждет, когда якут с дочкой домой пойдут. Только они к юрте подошли – ветер как выскочит из-за камня, как закрутит столб черной земли. Сорвал он юрту гордого якута, деревянный остов в щепки превратил, а оленьи шкуры за сопки унес.
В это время добрый якут с сыном с работы шли. Посмотрели они на то место, где юрта соседа стояла, и ахнули. Глубокая яма там образовалась. Жалко им стало гордого якута с дочкой, которые без крова остались, подошли они к ним и говорят:
– Идите в нашу юрту, а мы себе другую поставим.
Опять не поблагодарил гордый якут доброго соседа, даже теплым взглядом его не порадовал, вошел в чужую юрту и по-своему хозяйничать стал. Увидел ветер, что добрый якут с сыном из прутьев юрту собирают, а гордый якут идет и по-прежнему нос кверху поднимает, и решил ветер к великой горе сбегать, совет попросить: какой силой заставить людей породниться?
Много дней и ночей бежал по долинам ветер, пока до великой горы не дошел.
Остановился у горы и спрашивает:
– Скажи мне, великая гора, вся ли земля тебе видима?
– Как есть вся, – отвечает гора.
– Посоветуй, великая гора, – продолжал ветер, – чем людей породнить можно?
– Дружбой, – говорит гора.
– А как найти эту дружбу?
– Беги на свою старую землю, колыхни от края до края большие и малые деревья в тайге, подними в широких реках и морях седую воду, разгони в небе черные тучи и дай дорогу ясной заре. Тогда увидишь, как дружба рождается.
Пропел большой ветер великой горе свою благодарность и обратно побежал. День бежит, два бежит – что ни дальше, тем больше силы чувствует. Влетел в широкую тайгу и уняться не может. Ходит из конца в конец и все, что есть на земле, поднимает. Смотрит и не верит: гудит земля, столько его сила дел наделала, что поверить трудно. Обходит ветер долины и любуется. Олени, что рассеявшись по тайге бродили, в одно большое стадо перешли. Люди все вместе у большого костра сидят, одну работу выполняют. Шумит ветер и вместе с людьми молодеет. Подошел он рано утром к глубокому озеру, а там много народа ясную зарю встречать вышли. Гордый якут с добрым соседом новый дом рубят, а их веселые дети вместе большую сеть к озеру несут. Посмотрел большой ветер на равных в счастливой доле людей, радостно ему стало, и запел он над миром могучую песню: как великая гора научила его пронести по земле небывалый ураган, от которого развеялась рознь и навечно воссияла дружба.
Эвены
Баночка
На одной земле был город. В том городе жил царь. Вот однажды царь расхаживает около тюрьмы и беседует со своими приближенными, предлагает найти его потерянную волшебную баночку. Слова царя услыхал сидевший в тюрьме человек и говорит:
– Я знаю, где находится баночка. Царь приказал, чтобы человека выпустили. Выпустили того человека, накормили. И он пошел. Так вот шел он, шел и увидел впереди дом. Подошел к этому дому, осмотрел его снаружи. А около дома все вокруг истоптано. Посмотрел этот человек и решил войти в дом. Вошел в дом. Видит две кровати. Между теми кроватями стол стоит, а на том столе лежит баночка. Только увидел баночку, слышит – на улице люди разговаривают. Человек спрятался под кровать. Люди вошли в дом, и один из них, хозяин, говорит:
– Баночка, что-то в нашем доме человечьим духом пахнет?
Тогда баночка отвечает:
– Никакого человека не было. Может быть, это от вас самих человечьим духом пахнет.
Тогда хозяин говорит:
– Баночка, давай есть!
Только он это произнес, на столе появилась разнообразная еда.
Стали есть. Когда наелись, хозяин говорит:
– А теперь отправимся-ка мы на ту сторону реки поохотиться.
Ушли.
Услышав, что они ушли, человек встал. Говорит баночке:
– Баночка, как есть хочется! Дай-ка мне поесть! И только он это произнес, на столе появилась разнообразная еда. Человек стал есть. Наевшись, говорит:
– Баночка, а я ведь за тобой пришел, царь меня послал.
Тогда баночка говорит:
– Как же я уйду? Меня хозяева будут искать!
Человек говорит:
– Хоть и будут искать, да не найдут!
Баночка согласилась:
– Ладно, пойдем!
И они ушли. Когда шли, услышали позади себя погоню. Человек говорит:
– Сейчас нас настигнут!
Тогда баночка сказала:
– Спрячемся под тальником!
Человек вырвал тальниковый куст с корнем, спрятался в яму от корневища и накрылся кустом. Слышит – люди идут и говорят:
– С этого места мы их след потеряли. Сейчас темнота. Завтра, когда светло станет, будем искать!
Погоня вернулась. Человек встал и побежал. И опять слышит позади себя погоню. Тогда он спрятался под обрывистым берегом реки. Опять слышно, как те люди ищут и говорят:
– Чего уж тут искать, наверное, не найдем, давайте возвращаться обратно!
Тогда человек встал. Баночка говорит:
– Теперь мы не будем спешить. Они за нами не погонятся!
Затем пошли. Когда шли, увидели перед собой человека. Подошли к нему, наш человек спрашивает:
– Что ты делаешь?
Тот отвечает:
– Я землю меряю, сколько в ней маховых саженей!
Тогда наш человек пошел к лесу. Войдя в лес, увидел, что лежит коровья лопатка. Он на ту лопатку напакостил и вернулся. Тот человек говорит нашему:
– Зачем же ты испакостил мою еду?!
Наш человек вытащил баночку и говорит:
– А мы вот это будем есть!
Тот человек говорит:
– Что мы будем есть? Что в этой баночке находится?
Тут наш человек сказал:
– Баночка, дай нам поесть!
Только он это сказал, появилась разная еда. Когда они наелись, тот человек стал просить у него баночку:
– Отдай мне баночку, а я тебе топор дам. Если этот топор кинуть, он сам будет деревья рубить.
Затем тот человек забросил топор на ту сторону реки. Топор его все деревья срубил. Тогда наш человек говорит:
– Ладно, отдам!
С этими словами он отдал баночку тому человеку, взял топор и пошел. И вот, когда шел, задумался: «Зачем же это я баночку отдал?»
Тогда он кинул назад свой топор. А топор его тому человеку голову наотмашь срубил. Взял наш человек баночку, топор и пошел дальше. Шел-шел, увидел человека и спросил:
– Что ты делаешь?
Тот человек сказал:
– Я измеряю глубину земли.
Наш человек вынул баночку и сказал:
– Дай нам поесть!
Вдруг разная еда появилась. Они стали есть. Тот человек стал просить баночку, говоря:
– Я тебе плетку дам. Ты этой плеткой можешь оживить человека.
Наш человек согласился, взял плетку и пошел. И вот, когда шел, задумался: «Зачем же это я баночку отдал?»
Бросил он назад топор. А топор его тому человеку голову наотмашь срубил. Взял он баночку и пошел. И вот так шел-шел и опять увидел человека. Тот человек лежал и смотрел на небо. Наш человек спрашивает:
– Что ты делаешь?
Тот человек отвечает:
– Я звезды считаю.
Наш человек вынул баночку и сказал:
– Дай нам поесть!
Вдруг разная еда появилась. Стали есть. Тот человек стал просить у нашего человека баночку:
– Ты дай мне баночку, а я тебе дам сверло. Как только ты просверлишь землю, появится город.
Тогда наш человек согласился, отдал баночку. Взял сверло и пошел. И опять задумался: «Зачем же это я баночку отдал?»
С этими мыслями бросил назад свой топор. А топор его тому человеку голову наотмашь срубил. Взял наш человек баночку и пошел. Переправился через реку, выбрал полянку.
Посверлил там сверлом. И только лишь пустил сверло в ход, как появился город. А посреди того города показался красивый дом, весь из золота.
Наш человек вошел в тот дом. Положил баночку на стол и взглянул на себя в зеркало.
Оказалось, что стал он очень красивым юношей. А около стола сидит красивая, как баночка, девушка.
Царь, который жил в городе, утром встал и видит-за рекой новый город.
Удивился, кто это без его ведома город построил. Затем велел своим приближенным пойти за реку посмотреть, кто же это город построил.
Наш юноша видит, что с другого берега реки люди идут. Бросил он свой топор. А топор людям всем головы срубил. Царь же, когда его люди были убиты, сам отправился на ту сторону реки. Пришел за реку, вошел в дом юноши. Опрашивает:
– Дитятко, зачем же ты без спросу город построил?
А юноша говорит:
– Я баночку нашел, вот баночка, – и показал на девушку.
Царь очень обрадовался, говорит:
– Как же ты хорошо поступил, ведь баночка – моя дочь! И ты стань моим сыном, бери баночку в жены!
Тогда юноша бросил на ту сторону реки свою плетку. А плетка давай всех хлестать, и все люди, которых топор порубил, ожили. И царь ушел обратно домой за реку. А юноша женился на баночке-девушке и стал жить в этом городе.
Кедровка
Жил когда-то очень ловкий, сильный человек и хороший охотник.
Звали его Умэснэ.
Была у него жена по имени Анчак. Очень красивая, белая как снег.
Целыми днями она работала.
То вышивала, то шкуры выделывала, то за ягодами и орехами ходила.
Однажды услышала она шум вверху. Посмотрела на дымовое отверстие и видит: сидит на одной из жердей кедровка и поет:
Женщина Анчак,
Эрьико, мирьико, гэрьерико. Какая ты красивая!
Эрьико, мирьико, гэрьерико. Пойдем со мной,
Эрьико, мирьико, гэрьерико. Богато жить будешь,
Эрьико, мирьико, гэрьерико. Десять слуг будет у тебя,
Эрьико, мирьико, гэрьерико.
– Прочь улетай, не пойду! – сказала Анчак.
Кедровка опять запела:
Женщина Анчак,
Эрьико, мирьико, гэрьерико. Выйди из юрты и посмотри сюда,
Эрьико, мирьико, гэрьерико.
Анчак вышла из юрты и посмотрела. Видит – кедровка слетела с жерди, упала на землю и превратилась в огромную птицу. Схватила она Анчак и полетела.
Пришел с охоты муж. А жены-то дома и нет. Вскочил он на верхового оленя, ударил его плетью, взвился олень в небо.
Погнался Умэснэ за птицей-великаном, догнал ее и разрубил мечом. А жену домой привез. На следующий день Умэснэ опять на охоту ушел, а жена дома осталась. Только села она шить, как слышит, снова кедровка поет:
Женщина Анчак,
Эрьико, мирьико, гэрьерико. Давай скорее улетим,
Эрьико, мирьико, гэрьерико.
– Нет, не пойду с тобой, – сказала Анчак.
А кедровка опять поет:
Женщина Анчак,
Эрьико, мирьико, гэрьерико. Если вернется сейчас твой муж,
Эрьико, мирьико, гэрьерико. Мы померяемся силами,
Эрьико, мирьико, гэрьерико.
Анчак отвечает:
– Мой муж очень сильный и ловкий.
Кедровка опять поет:
Женщина Анчак,
Эрьико, мирьико, гэрьерико. Посмотри-ка сюда,
Эрьико, мирьико, гэрьерико.
Анчак и опомниться не успела, как сидит она на спине у птицы, и несет птица ее куда-то.
Вернулся муж, видит – опять жены нет дома. Сел он опять на верхового оленя и погнался за кедровкой. Долго ехал, все же догнал птицу. Зарубил он мечом и жену, и кедровку, а сам вернулся домой.
День живет, второй… По жене своей загрустил. Скучно ему стало. Ночью не спит, тоскует.
Решил Умэснэ ехать искать свою жену, чтобы хоть кости ее хорошенько похоронить.
Пришел он на то место, где убил птицу и жену, смотрит – ничего нет. Пусто кругом.
Задумался Умэснэ и побрел куда глаза глядят. Много дней и ночей шел, наконец набрел на маленький домик. Вошел он в него, а в доме старуха сидит.
– Ты откуда идешь? – спрашивает она у Умэснэ.
– Я ищу свою жену, которую унесла кедровка, – отвечает Умэснэ.
– Я видела кедровку, – говорит старуха, – она только что здесь проезжала с какой-то женщиной. Женщина плакала и говорила: «Как же мой муж будет один жить?»
Умэснэ остался переночевать у старухи. А на следующий день она ему сказала:
– Я тебе помогу, укажу дорогу к дому, где живет кедровка. Ты иди на север. Там найдешь поляну. Пойдешь дальше, увидишь реку. По обеим сторонам ее растет лес. Перейдешь реку и недалеко, в лесу, увидишь лиственницу. Эта лиственница очень большая. Это и есть гнездо кедровки. Ты эту лиственницу должен разрубить ночью мечом, но так, чтобы не было ни одного звука. То, что найдешь в гнезде, возьми с собой.
Ушел Умэснэ. Шел он много дней, пока добрался до реки. Перешел он ее, нашел очень большую лиственницу и стал ждать ночи.
Когда прошла полночь, он без шума разрубил мечом лиственницу. Видит – из гнезда много кедровок вылетело.
Заглянул он в гнездо, а там необыкновенной красоты кедровка лежит. Перья у нее серебряные. Взял ее Умэснэ и положил за пазуху.
Снова отправился Умэснэ к дому старухи. Вошел он в дом, а в доме уже не старуха, а девушка сидит. Девушка ему уже оленей приготовила.
– Дай мне, – говорит она, – кедровку, которую ты нашел, а сам поезжай домой. Все будет хорошо!
Приезжает Умэснэ домой, открывает дверь и видит – на постели женщина сидит. Подошел он ближе и узнал свою жену. Обрадовался Умэснэ. И стали они жить без нужды и забот.
Про старика
Жил маленький мальчик. Не было у него ни отца, ни матери. Только две сестры жили вместе с ним. Вот однажды качается мальчик на качелях и поет:
– Кто меня придет покачать? Если бы был отец, то он меня покачал бы, если бы была мать, то она меня покачала бы.
Идет мимо старик. Услыхал он песню и говорит мальчику:
– Давай я тебя покачаю.
Покачал он мальчика, а тот ему потом и говорит:
– Ну, теперь ты иди в нашу юрту, сестры мои сегодня очень вкусное мясо варят.
Пошел старик есть мясо. Наелся досыта и заснул. Девушки решили подшутить над ним. Приклеили они к ресницам старика оленью шерсть, покрашенную в красный цвет.
Старик выспался и, ничего не подозревая, побрел домой.
Вечером, когда они со старухой пили чай, старик взглянул на дымовое отверстие и говорит:
– Жена, смотри, ведь наша юрта загорелась! Старуха от страха выбежала на улицу и стала кидать на юрту снег. А потом поняла, что никакого огня не было. Вернулась она в юрту и сказала старику:
– Что ты меня, старый, обманываешь? Ничего не горит!
– Нет, горит, посмотри хорошенько вверх!
– Что с тобой, старик? Посмотри на меня!
Старик взглянул на старуху, и она увидела приклеенную к его ресницам красную шерсть.
– Зачем ты приклеил шерсть к ресницам? – спросила она у мужа.
– Я ничего не знаю, ничего я не приклеивал, – отвечает старик.
– Кто же приклеил тебе эту шерсть? – продолжала расспрашивать старуха. – Где ты сегодня был?
– Сегодня днем я гулял, а потом ел вкусное мясо и отдыхал у одних женщин. Вот я сейчас пойду и отругаю их. Это, наверное, они сделали.
Побрел старик к девушкам. Подошел к их юрте, а около нее опять мальчишка на качелях качается и опять поет.
– Давай я тебя покачаю, – говорит старик.
– Нет, ты лучше иди к моим сестрам, поешь у них вкусного мяса.
Вошел старик в юрту. Девушки подали старику вкусную еду. Поел старик и опять уснул. Тогда девушки разрисовали лицо спящему старику углем и красной краской.
Выспался старик и, ничего не подозревая, пошел к себе домой.
По пути он решил напиться в речке. Подошел к речке, нагнулся и увидел какое-то странное лицо. Старику показалось, что в воде женщина.
– Женщина, ты почему в воде живешь? – спросил старик. Никакого ответа не последовало. «Какая гордая женщина, – подумал старик. – Не хочет со мной даже разговаривать».
Тогда старик еще раз обратился к женщине:
– Гордая женщина, выйди ко мне!
Опять молчание. «Видимо, она не хочет идти ко мне потому, что у меня есть старуха», – подумал старик и сказал:
– Женщина, я убью свою жену и приду к тебе. Все наше имущество принесу с собой.
Пришел старик домой. Убил свою жену. Собрал вещи и притащил их к реке. Опять нагнулся к реке и снова увидел женщину.
– Гордая женщина, я убил свою старуху и вещи принес тебе, – говорит старик. – Что ты будешь делать с моими вещами? Нужны ли они тебе?
Старику показалось, что женщина кивает головой.
Тогда он сказал:
– Сейчас я буду бросать вещи в воду, а ты их хватай.
Бросил старик в воду одеяло. Оно не утонуло, а поплыло по реке. А старик подумал: «Какая богатая женщина! Зачем ей мое одеяло?»
Бросил тогда он скребок для выделки шкур. Скребок сразу же пошел ко дну. А старик подумал: «Ну, как же, богатая женщина – да скребка не возьмет! Чем же тогда она будет шкуры выделывать?»
Побросал старик в воду все вещи, а потом сказал:
– Милая женщина, сейчас я сам к тебе приду!
Упал старик в воду вниз головой и утонул.
Куропаточка-крикунья
Куропаточка-крикунья сидела на ветке дерева в лесу. Вдруг ей на голову что-то упало.
– О люди! Небо наше валится! – закричала Куропаточка-крикунья. – Пойду доложу хозяину-орлу, что небо падает.
Шла-шла она и встретила Глухаря длинношеего. Глухарь – длинная шея говорит:
– Куропаточка-крикунья, куда ты идешь?
– О, я иду доложить хозяину, что небо валится, – говорит Куропаточка-крикунья.
– Можно мне идти с тобой? – спрашивает Глухарь – длинная шея.
– Ладно, иди! – отвечает Куропаточка-крикунья. И вот Куропаточка-крикунья и Глухарь – длинная шея отправились вдвоем доложить хозяину-орлу, что небо валится. Шли-шли они, и повстречалась им Утка-толстуха.
– Куропаточка-крикунья, Глухарь – длинная шея, куда вы идете? – спрашивает Утка-толстуха.
– О, мы идем доложить хозяину, что небо валится! – сказали Куропаточка-крикунья и Глухарь – длинная шея.
– Можно мне идти с вами? – спрашивает Утка-толстуха.
– Конечно, можно! – отвечают Куропаточка-крикунья и Глухарь – длинная шея.
И вот Куропаточка-крикунья, Глухарь – длинная шея и Утка-толстуха отправились все вместе доложить хозяину, что небо валится. Шли-шли они, и повстречался им Рябчик-серяк.
– Куропаточка-крикунья, Глухарь – длинная шея, Утка-толстуха, куда вы идете? – спросил Рябчик-серяк.
– О, мы идем доложить хозяину, что небо валится! – сказали Куропаточка-крикунья, Глухарь – длинная шея и Утка-толстуха.
– Можно мне идти с вами? – спросил Рябчик-серяк.
– Конечно, можно! – ответили Куропаточка-крикунья, Глухарь – длинная шея и Утка-толстуха.
И пошли они вчетвером доложить хозяину, что небо валится. Шли-шли они, и повстречалась им Лисичка-обманщица.
– Куда вы идете? – спросила Лисичка-обманщица.
– Мы идем доложить хозяину, что небо валится.
– Да ведь вы не той дорогой идете! Я знаю настоящую дорогу; если хотите, я вам ее покажу!
– Хорошо, покажи, какая же дорога ведет к хозяину, – сказали Куропаточка-крикунья, Глухарь – длинная шея, Утка-толстуха и Рябчик-серяк.
И все они отправились следом за Лисичкой-обманщицей. Шли-шли они и пришли к темной дыре. Это была нора лисички. Лисичка-обманщица сказала:
– Вот мы и пришли к дому хозяина. Я войду в дом первая, а вы не отставайте и входите следом за мной.
Лисичка вошла в свою нору, притаилась и стала ждать. Следом за ней пошел Глухарь – длинная шея. Лисичка-обманщица схватила его, перегрызла ему горло и перекинула через свою голову.
Затем после Глухаря вошла Утка-толстуха. Лиса схватила ее и задушила. Вслед за уткой вошел в нору Рябчик-серяк. Когда лиса набросилась на него, он громко-громко закричал.
Куропаточка-крикунья услышала крик Рябчика-серяка и что есть силы побежала к себе домой.
Так и не доложила она орлу о том, что небо валится.
Нанайцы
Бедный и богатый старик
Бедный старик жил со своей женой, и богатый старик жил со своей женой.
Однажды бедный старик, уходя на охоту, взял пешню, огниво, топор, сеть и отправился к месту, где ягоды собирают. Там было много черемухи. Бедный старик вдоволь наелся. Затем засунул ягоды в уши, нос, глаза, рот и лег. Из тайги прибежал заяц.
«Отчего, – думает заяц, – помер бедный старик? Если сказать, что умер от жажды и голода, что ли? – Нет, вот у него в носу, в ушах, в глазах, во рту черемухи полно. Если сказать, что замерз, что ли? – Нет, вон у него топор, огниво».
– Таежные звери! – позвал заяц. – Приходите, бедного старика потащим.
Затем со всех сторон прибежали зайцы, хорьки, белки, лисицы и разные звери.
Взяли старика за ноги, руки и потащили. Бросили его в воду и хотели уже уйти. Прибежала его жена и говорит:
– Как я его потащу? Вы его тащите ко мне домой.
Затем потащили его домой.
Впустила старуха зайцев и всех зверей, двери за ними заперла, закрыла трубу от печи, взяла палку, доску. Тут вскочил старик на ноги, и принялись они вдвоем со старухой бить зверей. Всех убили, один зайчик только остался, он открыл закрытую трубу и убежал. Когда заяц через трубу бежал, уши его запачкались черной сажей.
А старик со старухой сняли со всех зверей шкурки и на вешала повесили.
Вот пришла жена богатого старика, спрашивает:
– Как вы так много зверей убили?
– Так вот и убили.
Когда жена богатого старика уходила, дали ей белку. Она бросила белку на нары и говорит:
– И мы убьем.
Жена богатого старика отправилась к своему мужу и все ему рассказала.
Богатый старик огниво, топор, пешню, сетку взял и отправился. Он пришел к тому же месту, где был бедный старик. Придя, вдоволь наелся черемухи. Затем засунул ягоды в уши, нос, глаза, рот и лег.
Из тайги прибежал заяц.
«Отчего, – думает заяц, – помер богатый старик? – Если сказать, что умер от жажды и голода, что ли? – Нет, вон у него в носу, в ушах, в глазах, во рту черемухи полно. Если сказать, что замерз, что ли? – Нет, у него топор, огниво».
– Таежные звери! – позвал заяц. – Приходите, богатого старика потащим!
Затем со всех сторон прибежали зайцы, хорьки, белки, лисицы и разные звери. Взяли старика за ноги, руки и потащили его домой.
Вдруг прибежал один заяц. Весь до ушей белый, а уши черные как сажа.
И сказал черноухий заяц:
– Стойте, зайцы! Обманывают нас люди, хотят заманить да убить всех. Давайте лучше бросим старика в воду.
Так они его бросили и разбежались.
Богатый старик выскочил из воды, схватил топор и бросил, попал в ногу одного зайца. Схватил этого зайца и так только одного и добыл.
Верная примета
Жили в одной деревне Чурка и Пигунайка. Чурка был парень тихий – больше молчал, чем говорил. А жена его Пигунайка больше языком работала, чем руками. Даже во сне говорила. Спит, спит, а потом бормотать начнет, да быстро-быстро: ничего не разберешь! Проснется от ее крика Чурка, толкает жену под бок:
– Эй, жена, ты это с кем разговариваешь?
Вскочит Пигунайка, глаза кулаком протрет:
– С умными людьми разговариваю.
– Да ведь это во сне, жена!
– А с умными людьми и во сне разговаривать приятно. Не с тобой же мне говорить! Ты в один год два слова скажешь, и то в тайге.
Три дела у Чурки было: зверя бить, рыбу ловить да трубку курить. Это он хорошо делал!.. Пойдет в тайгу зверя бить – пока друзья силком Чурку не выведут из тайги, все за зверем гоняет. Станет рыбу ловить – до того освирепеет, что сам в невод влезет, коли рыба нейдет. А уж курить Чурка станет – дым клубами валит, столбом к небу поднимается! Если Чурка дома курит – со всей деревни люди сбегутся: где пожар? Прибегут – а это Чурка на пороге сидит, трубку курит.
А если в тайге дым валом валит, уж знают: это Чурка свою трубку в колено толщиной запалил! Сколько раз ошибались – лесной пожар за табачный дым из трубки Чурки принимали!
Три дела было и у Пигунайки: говорить, спать да сны разгадывать. Это она хорошо делала!.. Начнет говорить – всех заговорит, от нее соседки под нары прячутся. Только и спасение, что к Пигунайке глухую бабку Койныт подсадить. Сидит та, головой кивает, будто соглашается… А уж если спать Пигунайка завалится – пока все сны не пересмотрит, никто ее не разбудит. Один раз соседские парни ее, спящую, в лес отнесли вместе с постелью; там проснулась она, оглянулась вокруг, видит – лес; сама себе говорит, подумав, что сон видит: «Вот дурная я! Что же это я сны сидя смотрю? Надо бы лечь». Легла да еще две недели проспала. Пришлось ее домой тем же парням тащить. Ну, а сны Пигунайка начнет разгадывать – таких страхов наговорит, что бабы потом с нар ночью падают! Сбудется ли то, что Пигунайка говорит, не знали, а уж после ее отгадок неделю мелкой дрожью дрожали. Никто лучше Пигунайки снов разгадывать не умел! Вот один раз проснулась она. Лежит, молчит, не говорит ничего. Посмотрел на жену Чурка, испугался: почему это молчит жена? Не случилось ли чего?
– Что ты, Пигунайка? – спрашивает он.
– Во сне красную ягоду видела, – говорит жена. – К ссоре…
– Что ты, жена, из-за чего нам ссориться?
– К ссоре это, – говорит Пигунайка. – Примета верная. Уж я ли сны разгадывать не умею!.. Помнишь, во сне оленуху видела, к бурану это – не сказала… Разве не стал после этого буран?
Молчит Чурка, говорить не хочет, что оленуху жена видела во сне тогда, когда уже снегом дверь завалило; не смогли они, проснувшись, дверь открыть да три дня с женой дома и просидели. Вот на третий день и увидала жена во сне оленуху.
– Что молчишь? – говорит Пигунайка. – Красная ягода к ссоре, уж я-то это хорошо знаю.
– Не буду я ссориться с тобой, Пигунайка, – бормочет Чурка.
А жена на него сердится:
– Как не будешь, если я сон такой видела!
– Да из-за чего?
– Уж ты найдешь из-за чего! Может, вспомнишь, как у нас рыба протухла, когда я на минутку прилегла…
– Да это верно, жена. Протухла рыба. Три дня ты тогда спала. Насилу разбудили, когда у нас нары загорелись оттого, что в очаге без присмотра остались…
– Ага! – говорит Пигунайка. – Так твоей жене уж и прилечь нельзя? Все бы за тобой ходить! Вот ты какой…
– Жена, – говорит Чурка, – ну зачем это дело вспоминать? Ну, протухла рыба – и пускай. Я потом в два раза больше наловил.
– Ага, – говорит Пигунайка, – так ты меня еще и попрекаешь! Хочешь, чтобы я за тебя на рыбную ловлю ходила? Вижу я – хочешь ты со мной поссориться!
– Не хочу я, жена, ссориться, – говорит Чурка.
– Нет, хочешь! – говорит жена. – Уж если я красную ягоду во сне видела – быть ссоре!
– Не хочу я! – говорит Чурка.
– Нет, хочешь!
– Не хочу!
– А вот хочешь – по глазам вижу!
– Жена! – говорит Чурка, голос возвысив.
– А-а, так ты уж и кричать на меня начал? – говорит Пигунайка да ка-ак хватит мужа по лбу поварешкой!
Чурка смирный-смирный, а когда у него на лбу шишка величиной с кулак вылезла, тут он и в драку полез.
Сцепились они.
Кричит Пигунайка:
– Быть ссоре!
– Не быть!
– Нет, быть!
– Нет, не быть!
Шум подняли не хуже того бурана, когда Пигунайка оленуху во сне видела. Сбежались соседи со всей деревни. Мужики Чурку тащат, бабы за Пигунайку держатся. Тащили, тащили – никак не разнимут. Стали воду с реки таскать, стали мужа с женой той водой разливать.
– Э-э, жена, – говорит Чурка, – погоди! Видно, крыша у нас прохудилась: дождь идет!
Разняли их.
Сидит Чурка – шишки считает. Сидит Пигунайка – запухшие глаза руками раздирает.
– Что случилось? – спрашивают их соседи.
– Ничего, – говорит Пигунайка. – Просто я сон видела, будто красную ягоду рву. Верная это примета – к ссоре!
Кому, как не ей, знать: вот красную ягоду во сне увидела и поссорилась с мужем!
Колотушка
Близко ли, далеко ли, не знаю где, жил один старик. У старика всего богатства-то было: сито лубяное плетеное, ковшик серебряный да колотушка деревянная. Больше ничего не было. Так он и жил.
И вот услышал он один раз, что в соседнем стойбище богатый шаман поминки справляет. Пошел старик на поминки и захватил с собой сито. А сито было не простое. Хоть песку в него наложи, хоть снегу, только потрясешь – из него всякая еда посыплется.
Вот пришел старик к шаману, сито на вешалах оставил, а сам зашел в дом. Слуги шамановы стали угощать старика красной водкой. Сидит старик и пьет.
И пока он в доме сидел да водку пил, шаман вышел во двор и видит – на вешалах стариково сито плетеное висит. Взял шаман сито и давай трясти. А из сита вдруг калачи, да оладьи, да лепешки посыпались.
«Вот, – думает шаман, – какое сито хорошее!»
Взял он сито и спрятал его.
А старик домой собрался. Подходит он к вешалам, смотрит – сита нет. Искал-искал, нигде нет. Рассердился старик, а делать нечего.
Ушел домой без сита.
На другой день опять позвали старика к шаману. В этот раз захватил он с собой ковшик серебряный. А ковшик у старика тоже не простой был. Только наклонишь его – сейчас из него вино потечет.
Пришел старик к шаману, ковшик на вешалах оставил, а сам в дом вошел. Сидит в доме, красную водку пьет. А пока он водку пил, шаман во двор вышел, видит – на вешалах ковшик серебряный висит. Взял он ковшик, наклонил, полилось из ковшика вино. Сколько ни льет, сколько ни пьет, все вино не кончается!
Думает шаман: «Придется и ковшик украсть». И украл.
Вышел старик, глядит, а ковшика нет. Поискал-поискал, да и ушел домой.
На третий день стал старик опять к шаману собираться. Пошел в свой амбар, смотрит – кроме колотушки ничего не осталось.
А колотушка у него хоть и деревянная была, а тоже не простая.
Взял он колотушку, за спину закинул и в путь отправился. Опять зашел к шаману в дом, а колотушку на вешалах оставил. Только он с гостями сел, красную водку пить начал, вдруг слышат гости – на дворе стук, крик, шум…
Выбежали все из дому, смотрят – колотушка сама шамана колотит.
Шаман кричит:
– Ой, не убивай!
А колотушка у него по спине так и скачет – колотит вора.
Опять кричит шаман:
– Ой, не убивай! Отдам сито…
– Нет, – говорит старик, – у меня еще и ковшик был.
Побежал шаман к себе в дом, принес сито и ковшик, отдал старику.
Тут старик сказал своей колотушке:
– Ладно уж, перестань колотить вора. Хватит с него. Забрал он свое сито плетеное, да ковшик серебряный, да колотушку деревянную и ушел к себе домой. Стал он с тех пор дома жить и к шаману больше не ходил.
Так и жил старик. Близко ли, далеко ли – не знаю.
Кто сильнее всех?
Один мальчик жил. Так жил. Однажды на улицу вышел, скользя по льду, к берегу спустился, играть начал. Так играя, мальчик упал на затылок. Упав, говорит:
– Лед, что за сила у тебя, что ты меня на затылок повалил?
Лед говорит:
– Стало быть, я сильный, если тебя на затылок повалил.
Мальчик говорит:
– Хоть ты очень силен, но как только солнце хорошо станет светить – ты весь растаешь!
Лед говорит:
– Солнце, пожалуй, сильнее.
Мальчик спрашивает солнце:
– В чем твоя сила?
Солнце говорит:
– Стало быть, сильное я, если лед растопить могу!
Мальчик говорит:
– Если ты сильное, то почему тебя может закрыть даже кусочек тучи?
Солнце говорит:
– Значит, туча сильнее.
Мальчик говорит:
– Туча, что у тебя за сила?
Туча говорит:
– Стало быть, есть сила, если солнце закрываю!
Мальчик говорит:
– Если ты сильна, то почему же, когда ветер подует, ты в разные стороны расходишься?
Туча говорит:
– Значит, ветер сильнее.
Мальчик говорит:
– Ветер, что у тебя за сила?
Ветер говорит:
– Стало быть, я сильнее, если тучи разгоняю в разные стороны!
Мальчик говорит:
– Если ты силен, почему же не можешь сдвинуть горы?
Ветер говорит:
– Горы, пожалуй, сильнее меня.
Мальчик говорит:
– Если вы, горы, сильнее, почему же вы позволяете деревьям расти на ваших вершинах?
Гора говорит:
– Дерево сильнее.
Мальчик говорит:
– Дерево, если ты сильное, почему же, когда человек рубит, ты падаешь?
Дерево говорит:
– Человек сильнее.
Мальчик говорит:
– Человек, что у тебя за сила?
Человек говорит:
– Стало быть, я сильнее, если дерево, растущее на вершине горы, сваливаю.
Затем человек, оказавшийся сильнее всех, кончил сказ.
Ульчи
Три брата
Жили в старину на Амуре три брата. Самый старший и средний братья каждый день ходили на охоту, а младший оставался дома, готовил пищу, обрабатывал шкурки, разделывал мясо. Как у братьев, так и у него не было свободного времени. Когда братья уходили далеко в тайгу за соболем, младший брат ночевал один в шалаше.
Однажды два брата ушли рано утром на охоту. Целый день охотились, но ничего добыть не смогли. Так ходили они несколько дней. Однажды братья вернулись рано, еще до захода солнца. Быстро сняв лыжи, они один за другим вошли в дом какие-то испуганные и тревожные. Старший брат говорит младшему:
– Нэку[1 - Нэку – ласковое обращение к младшему брату.], побыстрее приготовь все, что требуется для моления хозяину тайги и зверей! Почему-то вот уже несколько дней мы охотимся, а добыть ничего не можем. Видно, он на нас разгневался, чем-то мы перед ним провинились. Раньше ни секач, ни матерый олень не могли от нас увернуться, а теперь даже их детенышей добыть не можем.
Младший брат быстро приготовил все, что требовалось в таком случае, и стали они просить удачи в охоте у хозяина тайги, у хозяина сопки, у хозяина огня и у других, кто мог бы встретиться им на пути. Затем два брата опять пошли на промысел. Младший остался дома готовить пищу.
Идут братья по следам зверей, где самострелы поставят, где сеточку-рукавчик растянут, где силок подвесят. Устали, только к позднему вечеру вернулись домой.
На следующее утро пошли осматривать свои ловушки. Ни в одну из них даже мышонок не попался, все самострелы спущены, сеточки-рукавчики – смяты, силки – перепутаны. Думают братья про себя: «Наверно, это младший брат виноват. На охоту сам не ходит, молиться о счастье не хочет, нам только мешает».
Вернулись они домой и стали бить младшего брата. Бьют его да приговаривают:
– Это твой нехороший дух мешает нам, не дает счастья, пугает зверей. Делает нас бедняками и несчастливыми. Вот тебе, вот тебе, лентяй!
Заплакал младший брат и говорит им:
– Эх, братья вы мои, братья! Разве я не работал вместе с вами, разве я вас не кормил, шкуры не обрабатывал. А вы деретесь! Сами не умеете охотиться, а на мне злость и неудачу свою срываете. Давайте завтра лучше я пойду на промысел, а вы дома сидите!
Но братья и слушать не хотят.
Наконец устали они его бить. Улеглись спать и тут же захрапели.
Наутро опять два старших брата, чуть рассвело, пошли проверять свои самострелы, а младший отправился в лес за дровами. Идет и от досады слезы глотает.
Свалил он дерево, стал его топором очищать от сучьев, на дрова рубить. Устал, сел на пень отдышаться. Сидит и слышит: не то ему кажется, не то в самом деле медные подвески позвякивают. Оглянулся и видит: у него за спиной красавица в халате с подвесками певучими сидит, на него смотрит. Испугался юноша, начал пятиться и с пня свалился.
Девушка рассмеялась, говорит ему:
– Ха-ха-ха! Уж не меня ли ты, молодец, испугался? Разве я так безобразна или на колдунью похожа?
А молодец и слова вымолвить не может, только головой мотает и что-то говорит:
– Мэ-эе, не-е!
А больше ничего от страха сказать не может. Девица смеется и говорит ему:
– Ты, юноша мой долгожданный, меня не бойся! Я ничего тебе плохого не сделаю, я счастья тебе принести могу. Подойди-ка ко мне, что стоишь как дерево!
Взяла она его за руки и за собой повела. Подошли они к большому кедру. Она нагнулась.
Полные руки снега набрала и стала им мыть лицо юноши. Как прикоснется к лицу, так на душе у юноши легче становится. А потом она и говорит ему:
– Ну вот, почти все слезы твои отмыла, все горе твое сняла. Скажи своим братьям: «Не смейте больше меня бить. Я лучше сам пойду на промысел, тогда посмотрим, кто охотник, а кто повар!» – так и скажи, не бойся, а я тебе помогу, нравишься ты мне, молодец!
И с этими словами исчезла красавица, даже следов своих не оставила. А голос ее так и остался звучать в ушах молодца.
Идет он с дровами домой, а слова по-прежнему звучат в его ушах: «Нравишься ты мне, молодец!»
Пришел младший брат домой, приготовил еду и стал поджидать братьев.
Под самый вечер пришли братья, сердитые, голодные, усталые. Старший брат замахнулся на младшего, да от усталости не смог ударить. А средний брат и руки поднять не может.
Отдохнули, поели, а потом вновь стали бить своего младшего брата. Бьют да и приговаривают:
– Это ты виноват, ты всех зверей распугиваешь, это ты виноват, что счастье от нас стороной проходит!
Устали бить и опять легли спать.
Рано утром, пока еще солнце не появилось, младший брат встал, приготовил завтрак, разбудил братьев и говорит им:
– Ну, братья мои! Долго вы били меня, а теперь больше не будете. Я сам охотиться стану, в другом месте, где вы не промышляете. Вы идите в свою сторону, а я в свою, вечером посмотрим, кто из нас охотник, а кто лентяй!
Пошел на лыжах он в тайгу, где вчера дрова рубил, даже на братьев не взглянул.
А братья не успели и слова вымолвить. Но делать нечего, вскоре и они ушли в тайгу.
Младший брат идет, следы зверьков ищет. Дошел он так до места, где вчера рубил дрова, и опять увидел ту девушку. Только сегодня она была уже одета в костюм охотника. Девушка взяла у молодца его самострелы, лук со стрелами, силки и петли, сеточки-рукавчики, а его ввела в шалаш и сказала:
– Возьми эту новую одежду настоящего охотника, я ее для тебя сшила. Завтра на всех тропках поставь самострелы, укрепи ловушки, растяни петли. А сегодня спи, набирайся сил!
Только она так сказала, как юноша упал на постель и заснул крепким сном.
Утром молодец проснулся, все сделал так, как сказала ему девушка. Пришел он после этого в шалаш, а там его уже обед поджидает. Еще через день отправился проверить ловушки. Что ни ловушка, то полна зверей, да не простых, а самых ценных. Целый день носил он в шалаш свою добычу. А обрабатывал ее еще три дня. Повесил шкурки сушиться, а сам опять пошел самострелы ставить. Так прожил он девять дней и каждый раз приносил обильную добычу. В конце девятого дня девушка спрашивает молодца:
– Ну, как, молодец, пойдешь ли к своим братьям или у меня останешься, самым удачливым охотником станешь?
Молодец ей отвечает:
– Милая девушка, никак мне остаться у тебя нельзя. Братья старшие беспокоиться будут. Завтра пойду к ним, добычу понесу, пускай порадуются.
Девушка спросила наутро:
– На следующий год осенью придешь ли, или больше мне тебя не ждать?
– Приду обязательно, – сказал молодец.
Потом потащил он нарты свои охотничьи, полные добытой пушнины. Шел он так целый день. К вечеру, когда стемнело, увидел впереди свет. Пошел на него и видит домик, у дверей которого стоит незнакомая женщина. Как только он подошел к ней, она ему сказала:
– Друг-молодец, тебя ожидая, я замерзла. Долго ты шел. Для тебя приготовила я ночлег, еду разную, питье вкусное. Но прежде умойся ледяной водой!
Умылся молодец ледяной водой и превратился в мэргэна[2 - Мэргэн – добрый молодец, сказочный герой.] красивого, сильного, статного, богатыря мудрого. Вошел в дом, поел, попил, лег на постель и заснул крепким сном.
Утром мэргэн поблагодарил женщину и снова потащил нарты с пушниной. Женщина шла рядом с ним, помогала тянуть тяжелый груз, а потом говорит:
– Ну, мэргэн, дальше мне идти нельзя. Один тащи и будь удачлив во всех делах!
Мэргэн пошел дальше один. Идет, нарты, как упряжка хороших собак, тянет. Решил молодец больше нигде не ночевать. Шел-шел, но вот опять настал вечер. Опять впереди показался огонек. Молодец мимо дома решил пройти, только девушку, стоящую у дверей, снегом запорошил. А она за ним побежала. Бежит и кричит ему:
– Мэргэн, остановись, переночуй в моем доме! Остановись!
Прислушался к этим словам молодец, остановился. Дождался женщину, вместе с ней вернулся в дом. Рассказала она, что старший брат его, узнав об удаче на охоте, решил убить его и забрать всю пушнину. Он поставил в глухом ущелье самострел.
– Я тебя жалею, потому и остановила. Я сестра той, которая тебя любит, для которой ты муж.
Поел молодец кушаний разных, попил напитков таежных, лег на постель и уснул сном крепким.
На следующее утро пошел молодец дальше. Зашел в ущелье и видит: из-за дерева смотрит ему в грудь медвежий самострел. Обошел насторожку молодец и бросил в него комок снега, вмиг стрела ударила этот комок и пронзила его насквозь. Ничего не сказал молодец, только языком зацокал от изумления да головой покачал от возмущения. Пошел дальше. Женщина, которая его провожала, прошептала на ухо:
– Дальше этого перелеска я идти не могу. Смотри, дальше ты встретишь своего зятя и старшую сестру. Поклонись им от меня и дай своих лучших трех соболей. Они отпустят тебя и помогут в пути. Еще дальше пойдешь, встретишь амбар-дяяо. Это не простой амбар, а тайник твоих предков. В нем хранятся ценности всего рода. К ним прибавь своих зверей, пушнину. Придешь в родное селение – в первый день никуда не ходи! На следующий день иди к купцу и продай ту свою пушнину, которая к тому времени в доме появится!..
Так молодец и сделал. На своем пути он встретил большое селение. В нем жила его старшая сестра и зять. Встретились они впервые в жизни. Сестра устроила большой пир. Мэргэн в благодарность подарил им трех самых лучших черных соболей. А они ему дали ключ от родового амбара.
Через три дня пути он нашел этот родовой амбар, дяяо такту. Никто его не открывал после смерти родового вождя— халада, деда молодца. Как только мэргэн вставил ключ в запор, так дверь сама открылась. Повесил он всю свою пушнину и пошел в родное селение.
Пришел в селение, постучался в окно из рыбьей кожи. Двери открылись, и встретили его мать с отцом. А два его брата на охоте. До этого они сказали, что их младший брат погиб, растерзали его звери таежные, ни одной косточки не оставили.
Как только увидели они своего брата, живого и невредимого, так от стыда за циновки на канах забились. Никак выйти не могут. Увидел это младший брат, рассмеялся и простил их козни и обиды.
Подошел он к промысловому столу, а там лежит вся пушнина, им добытая.
После этого они стали все жить дружно и счастливо. На следующий год младший брат опять поехал в тайгу, забрал с собой жену и сына. Так все вместе и жили. Удача им всегда сопутствовала во всем.
Две сестры-пудин
На берегу широкого и полноводного Мангу[3 - Мангу – река Амур.]стояло заброшенное стойбище. Его полуразвалившиеся дома далеко виднелись по реке. Люди боялись этих мест.
Как попали в эти места две сестрицы-пудин[4 - Пудин – красавица, скачоная героиня.], никто не знает, никто не ведает. Не знали об этом и они сами. Только жили они в верхней части стойбища у самой тайги.
Рано утром, когда запоет первая птица, они поднимались с теплых канов и шли ловить рыбу – сазана, калугу, амура, ленка или что попадется. Надоест им рыбачить – идут охотиться в тайгу, и тогда берегись, не попадайся им на глаза зверь таежный, птица поднебесная. Их луки не знали промаха, их копья разили насмерть.
И всегда в их доме был порядок и достаток.
Так они и жили.
Но вот однажды поздно вечером пришли к ним в дом два молодца, да так и остались ночевать. Шел день за днем, ночь за ночью, а они жили теперь вчетвером. И с этих пор уже никто не мог сказать, что это заброшенное стойбище, и потекли бы сюда в гости к ним и сверху реки, и снизу реки. Да приключилась беда – пришла неизвестно откуда. Исчезли молодцы, ушло счастье, улетели птицы лесные, убежали звери таежные. Казалось, что кто-то ждет только того, чтобы и сестрицы-пудин из стойбища уехали. Но сестрицы продолжали жить в стойбище и ожидать своих мужей. Родились у них двое детишек, у старшей сын, у младшей дочь. И стали сестрицы наблюдать с этого времени чудо странное.
Выйдут они из дома – на улице порядок, лыжи у стены поставлены, нарты под амбар спрятаны, берестяные ведра с водой стоят, в корзине живая рыба еще хвостом бьет, на доске кусок мяса лежит, кровь источает. Заглянут в амбар – а там всего полно, даже дверь закрыть трудно.
Удивлялись они, удивлялись этому чуду, а потом и удивляться перестали. Живут себе и живут. Старшая сестра любит, ласкает своего сына, а младшая как-то равнодушна к своей дочери, то ли не очень ее любит, то ли стесняется показать свою любовь.
Растут брат и сестра. И вот однажды сидят сестрицы со своими детишками дома, вдруг дверь распахнулась. Младшая сестра чего-то испугалась, схватила свою дочь и спрятала ее на грудь под халатом. Легла вниз лицом на каны и с головой одеялом накрылась. А старшая сестра с удивлением смотрит на дверь и думает: «Кто же это в дом ломится без спроса?»
Осторожно, бочком в двери протиснулся большой бурый медведь и прямо к ней подошел. От испугу старшая сестра протянула ему своего сына. А медведь как будто бы только этого и ждал. Подхватил он мальчика, посадил его на свое колено, лапой гладит, обнюхивает, как будто бы целует. А потом стал с ним играть. Мальчик не боится медведя, верхом на нем ездит, ручки в пасть запихивает, за шерсть косматую теребит. Старшая сестра это увидела, сначала удивилась, а потом успокоилась, свернула цигарку табаку и подала медведю. Смотрит на него и думает: «Странно, таежный зверь, а табак курит, медведь – а сына ласкает. Странно!»
Медведь покурил, поласкал мальчика, поиграл с ним, взглянул на младшую сестру на канах и ушел из дома. Смотрит старшая сестра из окна, а медведь постоял около амбара да и пошел на другую сторону Мангу-реки.
Старшая сестра и говорит:
– Сестрица, ты сегодня какая-то странная, на охоте зверя бьешь, птицу ловишь, а в доме таежного зверя застеснялась. Если испугалась его, то и пряталась бы одна, а зачем дочку с собой берешь? Он бы с ней поиграл.
Младшая сестра лежит и ничего не отвечает. Только поздно вечером сошла она с канов.
Прошло несколько дней. И опять, как в прошлый раз, сидели сестрицы вечером, вышивали халаты. Вдруг дверь распахнулась и вошел медведь. Только это был не тот медведь, который уже приходил, а другой. Он вошел и сразу же к младшей сестре направился. Та испугалась, бежать собралась. Медведь подошел, наклонился к девочке, хотел ее обнять. А пудин вырвала у него свою дочку и к себе притянула. Снова, как и в первый раз, она прижала ее к своей груди и под халат спрятала. А сама легла лицом вниз на каны и одеялом накрылась.
Медведь застыл на месте, посмотрел жалобным взглядом, как будто сказать что-то хотел. Старшая сестра даже слезы в уголках его глаз увидела. Сколько ни сидел на канах рядом медведь, младшая сестра так и не посмотрела в его сторону, не предложила ему выкурить табаку, не показала ему девочку. Вздохнул тут медведь, встал и пошел обратно в тайгу.
Как только дверь за ним захлопнулась, старшая сестра стала ее упрекать:
– Что же ты, сестрица, так ведешь себя с гостем. Он хоть и таежный зверь, но гость. А обычай наших предков велит принять гостя, накормить его, дать трубку выкурить, расспросить о жизни. А ты все капризничаешь. Это к добру не приведет. Зверю таежному ничего не стоит обидеть тебя, поцарапать, а то и убить.
Младшая сестра быстро с канов встала, рассердилась:
– Ты за что меня упрекаешь, сестрица моя родная, сестрица моя старшая? Если этот медведь зверь – то пускай по тайге и бродит, если этот зверь – человек, то в облике человека пускай и приходит. Зачем же к нам врываться зверем таежным. Удивительно мне: утром на охоте бьем зверя таежного, вечером его как гостя принимать будем?
Ничего не смогла ей ответить старшая сестра, промолчала только.
Прошло несколько дней. Однажды сидят они, как всегда, на нарах, занимаются делами домашними. Вдруг во дворе раздался шум непонятный: не то топот медведя, не то быстрые шаги человека. Насторожились сестрицы, присмирели дети. Дверь раскрылась, вошел красивый юноша. Коса его была туго заплетена, глаза горели, сам он был стройный, как камышинка. Посмотрела на него старшая сестра, и показалось ей, что это ее прежний муж, что это первый медведь, который приходил в их дом. Смотрит на него и думает: «Наверно, это кажется мне, столько лет прошло, как муж пропал!»
Тогда старшая сестра достала из сундука самый нарядный шелковый халат, серьги, браслеты, носовую серьгу, надела их и сама стала красавицей-пудин. Провела она молодца к почетному месту – малу, стала его угощать, свернула огромную цигарку табаку, величиной с птицу кори, вставила ее в трубку размером с длинный шест и подала мэргэну.
Сидит он на канах, несколько раз потянул трубку, а потом вынул из-за пазухи медный кувшинчик хо, налил туда вина, подал старшей сестре:
– Ну, жена моя верная, пей вино, разве ты меня не признала? Превратил меня злой дух в медведя, заставил по тайге шататься. Но показала ты мне сына, и пали чары колдовские. И вот я опять человек. Стань снова моей женой!
Обрадовалась старшая сестра, но говорит ему:
– Как же я могу себя выдать замуж, или ты забыл обычаи наших предков? Проси меня у младшей сестры, дай ей выкуп подходящий!
Подал тут молодец вино и стал просить у младшей сестры выдать за него замуж ее старшую сестру. Выкуп обещал дать бесценный, вернуть и ей мужа.
Младшая сестра дала свое согласие.
На следующий день приплыл на лодке другой красивый и сильный молодец. Зашел он в дом с разными вкусными яствами, подошел к младшей сестре, а та как сидела на нарах, так и осталась там. Повернулась к стене, сидит и вышивает, на пришедшего молодца внимания не обращает.
Старшая сестра стала угощать зятя и никак не может понять, почему так ведет себя младшая сестра. Думает она: «Почему же сестрица так ведет, не нравится ей то медведь, то молодец? А может быть, это ее прежний муж, она его не узнала, да еще и прогонит».
Кончили они пировать. Этот молодец встал, вышел на улицу и разжег огромный костер. Когда он разгорелся, то прямо прыгнул в него. Еще выше взметнулось пламя, а молодец исчез. Старшая сестра опять думает: «Зачем же это он сделал? От обиды, что жена его не признала?»
Пришла она в дом и рассказала все своей сестре.
Младшая сестра на следующий день в другом месте тоже разожгла большой костер, но немного поменьше костра молодца. Надела на себя самый нарядный халат, в котором на свадьбе была, нанизала на пальцы колечек до самых ногтей, надела серебряных и золотых браслетов от запястья до локтя. Затем схватила свою дочь и прыгнула вместе с ней в костер. Прыгнула она и сразу же потеряла сознание. Когда очнулась, то очутилась в буни – подземном мире мертвых. Идет она по буни и набрела на небольшой домик. Зашла в него, а там сидит старушка.
– Ой, дочка, давно я тебя жду! Знаешь ли ты, что твой муж скоро умрет? Он сильно рассердился на тебя. Ты его не признаешь. Не бойся его, он тебе вреда не хочет, добро принесет. Теперь иди вперед! Там встретишь две горные речки: с черной и с белой водой. Вымой в этих водах дочку, покупайся в них сама! А теперь иди! – сказала ей старушка.
Пошла пудин, шла она, шла и дошла до двух горных речек. Одна речка с белой водой, другая – с черной. Одна течет из подземного мира в мир живых, другая в обратном направлении – из мира живых в мир мертвых. Подошла пудин к речке с белой водой, вымыла девочку, подошла к реке с черной водой – выкупалась сама. И пошла дальше. Шла-шла и встретила еще одну старушку.
– Э-э, девушка, как тебе удалось дойти до этого места? Никто еще из людей Среднего мира сюда не доходил. Иди сюда, я тебе помогу! – говорит старушка.
Подошла к ней пудин, старушка обмыла ее тело и лицо, ополоснула ребенка в прозрачной воде, дала им новую одежду. А потом и говорит:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71269072?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Нэку – ласковое обращение к младшему брату.
2
Мэргэн – добрый молодец, сказочный герой.
3
Мангу – река Амур.
4
Пудин – красавица, скачоная героиня.