Ну почему мы этого не знали до того, как начали работать. Руководство для начинающих и продолжающих

Ну почему мы этого не знали до того, как начали работать. Руководство для начинающих и продолжающих
Анна Андреевна Власова
Полина Сычева
Книги-драйверы
Что делать, если шеф спамит задачами в нерабочее время?
Как попросить о повышении?
Почему коллеги игнорируют твои заслуги?
На страницах собраны самые распространенные проблемы, с которыми сталкивался каждый, у кого есть трудовая книжка: конфликты с руководителем, соперничество с коллегами, разногласия с подчиненными и самим собой. Разобраться в этом поможет сервис профессионального развития ЭЙЧ. А на волнующие вопросы дадут ответы лучшие карьерные консультанты «Яндекса», «Ясно», Tiffany & Co, Setters, Ozon и других компаний.
Мы делаем карьеру понятной и доступной каждому, опираясь на опыт людей, которые много искали и пробовали – и у них получилось.
Анна Власова – ex-Head of SMM «Эйч», действующий ЭММ-менеджер «Самоката» и креатор в проекте «Коллегция». Автор телеграм-канала smmemshica и подкаста «эсэмэмы».
Полина Сычева – директор по маркетингу в международном стартапе, автор и ведущая подкаста о карьере «Треть жизни», ex-Head of Communications «Ewu».

Анна Власова, Полина Сычева
Ну почему мы этого не знали до того, как начали работать. Руководство для начинающих и продолжающих

© Текст П. Сычева, А. Власова, 2024
© ООО «Издательство «Эксмо», 2025
* * *

Введение
По какому поводу посочувствовать вам сегодня: руководитель занудничает и не принимает отчёт, написанный не тем шрифтом? Коллеги замучили показывать на зумах своих котов, затягивая созвоны на часы вместо обсуждения всех важных вопросов за три минуты? А может, ваш подчинённый давно перегнал вас в навыках, и вы боитесь, что он займёт ваше место? Ещё вариант: вы просто больше не можете изо дня в день делать свою работу, потому что все и всё вокруг бесит?
Мы, конечно, надеемся, что не угадали ни по одному из пунктов, но всё-таки осторожно предположим: даже на самой любимой работе бывают моменты, когда хочется взять все-все бумажки со стола, выкинуть их в окно и хлопнуть дверью. Даже если вы не работаете с бумагами, а дверей в опенспейсе днём с огнём не сыщешь.
Понимаем, что всё вокруг начинает бесить, когда атмосфера в коллективе токсичная. К ней часто приводят неправильно или совсем не выстроенные отношения в коллективе: между коллегами, руководителем и подчинённым или вообще с самим собой.
Мы, сервис развития карьеры «Эйч», часто сталкиваемся с такими историями от наших клиентов. Они приходят к нам, чтобы вместе с экспертами посмотреть на свою карьеру свежим взглядом: мы помогаем им получить повышение, найти новую работу, стать хорошими руководителями или просто понять, а чем вообще хочется заниматься.
Мы накопили тысячи запросов от представителей российского сегмента диджитал и IT и понимаем, что проблемы у всех нас во многом схожие. Так мы придумали эту книгу.
В ней вас ждёт увлекательное путешествие по четырём зонам рабочих отношений: с коллегами, с руководителем, с подчинёнными, если вы сами руководитель, и с самим собой.
Мы собрали ситуации, с которыми чаще всего приходят наши клиенты, и на реальных примерах покажем инструменты и инструкции, позволяющие проще наладить отношения с работой, построить классную и успешную карьеру. Ответим на вопрос, как быть и что делать, чтобы работа была не просто тыканьем в кнопки в течение восьми часов, а стала ресурсным занятием, которое обеспечивает вас и деньгами, и стабильностью, и вниманием, и приятными эмоциями.
Чтобы убедиться, что проблемы правда актуальные и это не случайное совпадение переживаний наших клиентов, – мы обратились и к нашей аудитории в социальных сетях. А это – минутка гордости – больше 120 тысяч человек. Заметив и определив общие темы, мы покопались в запросах наших клиентов, наиболее частые из которых легли в основу книги. Каждая глава состоит из такого запроса и его подробного разбора.
За ответами мы обратились к практикующим экспертам «Эйч» – так мы называем специалистов, которые дают карьерные консультации нашим клиентам. Они работают в лучших российских и зарубежных компаниях, таких как «Яндекс», «Ясно», «Самолёт», OZON, Tiffany & Co, Setters и других классных местах. Эксперты – признанные профессионалы своих индустрий с огромным багажом знаний, подходов и инструментов. А ещё они решили десятки и сотни проблем, с которыми люди обращались в «Эйч». Мы приносили им подчас сложные или запутанные ситуации, просили разобрать и дать советы, а потом записывали и структурировали мысли.
Мы правда верим, что эта книга в ваших руках – +10 к спокойствию, уверенности и комфорту на рабочем месте. Теперь у вас появился плюс один дополнительный инструмент, к которому можно обращаться, прежде чем вы в очередной раз подумаете бросить всё и уволиться в закат. Её можно прочитать сразу и залпом, а можно обращаться к подходящей главе в случае, если с вами происходит нечто похожее.
Желаем вам найти работу по душе, легко и играючи закрывать все задачки, не выходить из строя, когда что-то бесит, и научиться этим управлять. Или, наоборот, работать так, чтобы однажды уволиться «и больше никогда не быть онлайн». Если, конечно, вам этого захочется.

Отношения с самим собой

Глава 1
Как наладить баланс работы и личной жизни?

Ситуация:
Чтобы описать ситуацию, нужно копнуть немножко в прошлое, но я постараюсь сжато: примерно полгода назад я уволилась с предыдущей работы. В целом мне там всё нравилось, но, нагрузив себя слишком большим объёмом задач и ответственности, я стала думать о работе всегда: постоянно переживала, она мне даже снилась, и в конце концов я так устала, что решила сделать паузу.
Ушла на фриланс, и оказалось, что завалить себя проектами, работая на себя, ещё проще, чем просто выполнять все поручения руководителя. Я сидела за компьютером буквально от рассвета до заката. Но это дало свои плоды: я сделала крутой проект – и меня позвали в штат топовой компании.
И вот я здесь почти четыре месяца. Как же я была наивна, когда думала, что раньше много работала. Мои коллеги – крутые специалисты, и я хочу не отставать. Ещё пока немножко стесняюсь отказывать, поэтому часто инициирую новые проекты сама, веду текущие, и иногда на меня сваливаются дополнительные. Конца и края им, честно говоря, не вижу, как не вижу и всех своих друзей и близких: то некогда, то уже нет сил.
Хочется выстроить пресловутый баланс, но мне всегда казалось, что это скорее мем для ленивых, поэтому я не особенно вдавалась в методики и концепции. И вот обнаружила себя в ситуации, где я стою, растерянная, пытаюсь решить задачку в духе 2 + 2, но не знаю, с чего начать. Я же не могу просто начать меньше работать. Тогда что я могу сделать?
Отнестись снисходительно к идее баланса работы и жизни и правда легко. У каждого медиа, блогера в соцсетях, комментатора и просто человека, вне зависимости от наличия у него работы, есть своё мнение и представление о том, каким должен быть баланс. И реальность такова, что все эти мнения правдивы. Потому что вопрос настолько субъективный, что позволяет практически любые допущения.
Чтобы у нас было общее определение баланса работы и жизни, предлагаем держать в голове такое: это субъективная метрика, которая показывает удовлетворённость соотношением качества и количества времени, проведённого на работе и вне её.
Заметьте: важно не то, сколько часов вы просидели в офисе или перед компьютером, а то, насколько качественно вы выполнили задачи.
Если вы работаете отведённые вам восемь часов, но внутри коллектива тлеют или вспыхивают конфликты, вы неохотно приходите на работу, стремитесь уйти, как только на часах увидите нужное время, часто раздражаетесь и злитесь, можно ли это назвать балансом?
Никто лучше вас не знает, как и сколько времени вам нравится уделять работе. Одному действительно трудно работать больше четырёх часов, а другому нужны все 12. То есть, просто настроив восьмичасовой рабочий график, проблему вы не решите. Не решим её и мы. Но дадим вам несколько инструментов, на которые можно опереться и создать комфортную для себя атмосферу, где вы успеваете почти всё, везде и сразу. В том числе и посмотреть видео с котятами.
Мы предлагаем начать с исследования проблемы. Например, воспользовавшись популярной коучинговой техникой «Колесо баланса». Никакой магии и эзотерики – листок, ручка и 20 минут свободного времени.
Колесо баланса выглядит так:


Вот как с ним работать:
Нарисуйте круг и разделите его на 6–12 секторов.
Присвойте каждому из секторов сферу вашей жизни, например: работа, хобби, здоровье, спорт, отношения, друзья, семья, развлечения или другое, что вы считаете важным.
Нарисуйте внутри большого круга еще 9 поменьше – таким образом, чтобы получилась как будто шкала от 1 до 10.
По заданной шкале 1 – «хуже некуда», а 10 – «идеальное состояние».
Придумайте, что для вас «идеальное состояние» в каждом из секторов.
Проставьте оценку от 1 до 10 каждой из обозначенных сфер. Закрасьте соответствующее количество делений в каждой из них.
Оцените результаты и обратите внимание на сферы, которым вы поставили наиболее низкие баллы относительно других.
Выберите из них те, над которыми хотели бы поработать, чтобы уравновесить ваше колесо. Рекомендуем остановиться на 2–3 наиболее провисающих или тревожащих, а не хвататься за всё сразу.
В каждом выбранном секторе составьте по 3–5 простых пунктов, которые вы сможете начать выполнять уже на этой неделе, чтобы получить первые результаты.
Стандартные советы в сфере ворк-лайф баланса выглядят так: уходите с работы вовремя, найдите себе хобби и старайтесь не пропускать отпуска. Это вы наверняка читали и слышали не раз, но причина усталости от переработок может скрываться вовсе не в отсутствии тайм-менеджмента, а глубже – в убеждениях сотрудника.
Давайте рассмотрим некоторые из них:
1. Я не умею говорить «нет».
Часто причина, по которой нам тяжело отказывать, лежит в отсутствии навыка очерчивать и отстаивать свои границы.
Если вы привыкли соглашаться на большой объём задач, сверхурочную работу, дополнительный функционал и работу в выходные – будет сложно менять этот шаблон. Но при желании и регулярном напоминании себе, что вам нужны границы и вы хотите уметь их защищать, это возможно.
Чтобы разобраться, откуда растут ноги того или иного убеждения, можно воспользоваться техникой «5 Почему», ведь, чтобы что-то починить, нужно сначала понять, почему оно сломалось.
Например:
Я устала от постоянных переработок.
Почему?
Потому что руководитель регулярно даёт мне критичные задачи с ограниченным сроком выполнения, а я не могу отказаться.
Почему я не могу отказаться?
Потому что боюсь, что руководитель разочаруется во мне и даст негативную обратную связь.
Почему я боюсь, что руководитель разочаруется во мне?
Потому что для меня важно его мнение и важно, чтобы он видел во мне незаменимого сотрудника.
Почему для меня это важно?
Потому что я боюсь, что, если проявляю слабину, мне перестанут давать интересные проекты.
Этот пример – не руководство к действию и тем более не диагностика вашей ситуации. Вы, скорее всего, будете отвечать иначе, и последующие «Почему» для вас будут звучать иначе. Главное в этой технике – пройти пять кругов выявления причинно-следственных связей. Постарайтесь зацепить каждый новый вопрос за ответ на предыдущий.
Допустим, вам страшно отказывать, потому что вы боитесь, что вас сочтут плохим специалистом.
Поставьте это убеждение под сомнение.
А действительно ли меня осудят, если я откажу?
Как правило, уже на этом моменте удаётся увидеть логическую нестыковку: разве вас просили бы о помощи, если бы считали плохим специалистом?
Если после этого вам все ещё сложно давать отказы – попробуйте включить разумную долю расчётливости. Прежде чем соглашаться на очередную переработку, задайте вопрос менеджеру или руководителю: могу ли я компенсировать переработки дополнительным выходным или двойной оплатой?
Станьте своим адвокатом, защищающим собственные интересы.
Потренируйтесь давать отказы сначала на менее значительные просьбы. Это упражнение придаст вам уверенности в себе, ведь отказывать – это навык, который можно наработать на практике.
2. Я должна доказать, что я профессионал.
В эту ловушку могут попасть как опытные достигаторы, так и новички на испытательном сроке.
Желание сформировать определенное представление о себе у руководителя или коллег заставляет прикладывать больше усилий, чем реально может требоваться.
Какие флаги вас выдают:
• Вы говорите, что вы перфекционист, и предъявляете высокие требования к себе и работе.
• Вы употребляете фразы типа «либо хорошо, либо никак».
• Вам страшно представить, что коллеги или руководитель критикуют качество вашей работы.
• Вы готовы демонстративно показывать, как усердно и сверхурочно трудитесь над задачей.
Если перечисленные пункты похожи на ваше поведение, задайте себе вопрос: я сейчас выполняю рабочую задачу или хочу что-то доказать? Как правило, этот вопрос способен немного «отрезвить».
Если ответ вас не радует, задайте следующий: зачем мне это?
Если внутренне вы чувствуете потребность сформировать некоторое представление у коллег об уровне своего профессионализма, ответьте еще на пару вопросов:
А есть ли другие способы? Как ещё я могу доказать свой профессионализм, если не буду перерабатывать и требовать от себя высочайших стандартов?
Какое разрешение я могу себе дать, чтобы продолжать качественно выполнять работу, соблюдать режим работы и отдыха?
Или вот более образный подход:
Вспомните университет. Там было две основных формы аттестации – зачёт и экзамен.
Перфекционисты чаще всего относятся к любой задаче как к экзамену: «важно получить именно пятёрку, иначе не считается».
При этом, получая оценку ниже условной пятёрки, человек с завышенными требованиями к себе способен испытывать разочарование и гнев.
А что, если начать относиться к задачам как к зачётам?
У зачёта есть только две формы – зачтено или пересдача. Никаких дополнительных градаций.
Не так важно, насколько детально вы проработали задачу, – даже при меньшем количестве усилий вы способны получить зачёт. Признайтесь, от этой мысли становится легче?
3. Я не могу представить себя без работы.
Такие кейсы встречаются всё чаще: люди «сращивают» себя с работой, компанией, проектом. Возможно, вы наблюдали это у других или замечали за собой, когда, представляясь новому человеку за пределами офиса, сначала говорят о своей профессиональной роли: «Привет, меня зовут Варя, я эйчар».
Как следствие – повышение важности у всего, что связано с вашей работой. А ещё можно не заметить, как вы уступаете первое место в своей жизни работе и теряете идентичность за её пределами.
Что с этим делать?
Начните себя узнавать. Что ещё, кроме работы, для вас важно? Что вам интересно? На что бы вы с радостью потратили свободное время, освободившееся от переработок и мыслей о работе?
Здорово, что Варя работает эйчаром, но если она представится как Варя, которая любит интеллектуальные игры и развивает свой маленький подкаст, – разве это сделает её менее интересной собеседницей?
Попробуйте вводить в вашу жизнь новые занятия и новых людей за пределами работы. Хорошо бы, чтобы они были не из вашей профессиональной сферы. Но это не значит, что всех старых друзей надо забыть и забросить, – более того, вы можете открыть их с новой стороны.
Разрешите себе «оставлять работу на работе», это может быть сложно на первых этапах, но во всём полезна тренировка. Поверьте, это важно, чтобы в будущем не задаваться вопросом «Кто я без своей работы?».
4. Я не уверена, что занимаюсь своим делом.
Неочевидно, но тоже важно: если предыдущие пункты склоняют к переработкам, то этот, напротив, способен вызвать прокрастинацию и нежелание вкладываться в общий процесс и свои обязанности. Это состояние тоже тратит внутренние ресурсы и не даёт ощущения удовлетворённости работой и личной жизнью.
Признаки такие:
• Вы не торопитесь на работу.
• Вам достаточно, когда результат вашей работы оценивается удовлетворительно.
• Воскресенье делает вам больно, потому что уже завтра нужно снова на работу.
Что с этим делать?
Если вы не знаете, чем хотите заниматься, стоит инвестировать время в этот пункт самостоятельно или с помощью коуча, психолога, консультанта. Вспомните, что приносило удовольствие в детстве, что у вас получается лучше всего, какие занятия обычно наполняют вас энергией?
Возможно, в этом кроется ответ, чем вам стоит заниматься.
Или возьмите отпуск. Даже небольшой перерыв поможет выйти из цикла, когда на работу ходишь «на автомате», не задумываясь, почему делаешь именно эти действия.
Посмотрите по сторонам, изучите профессии вне вашего привычного круга – возможно, вы занимаетесь тем, что вам неинтересно, просто потому, что не знаете об альтернативах.
Пообщайтесь со своими друзьями об их работе, посмотрите вакансии на работных сайтах.
Всё это, скорее всего, поможет вам выработать навыки для восстановления или организации ворк-лайф баланса.
Но не забудьте – и это важно – все навыки нуждаются в тренировке. Если вы чувствуете, что можете забыть и забить, – попробуйте поработать с коучем, ментором или просто в паре с другом по несчастью. Можно обмениваться опытом, прогрессом и наблюдениями.
Усердная многочасовая или даже многодневная работа – не всегда плохо. Некоторых она даже драйвит, помогает дойти до мечты или реализовать большую цель. И в таком случае тоже можно найти баланс: он будет, конечно, субъективный и подойдёт только одному конкретному человеку, но ему будет так здорово и легко. А вот если вы упахиваетесь, но сами уже забыли, почему и для чего, не бросайте всё на самотёк. Начните, например, с предложенных в этой главе техник.
Ответ подготовлен с помощью эксперта сервиса развития карьеры «Эйч» Варвары Ланцовой.

Глава 2
Как понять, что я перерос свою работу, и решиться на изменения?


Ситуация:
Я работаю в компании уже почти четыре года. Мы начинали как крошечный стартап, а сейчас только в моей команде 12 человек. То есть я прошел большой путь, многому научился и «прирос» к этому месту.
Но последние полгода всё чаще думаю, что, может быть, пора идти дальше: появилось ощущение, что я тут сделал всё, что мог.
С другой стороны, может, это ошибочное суждение: впереди ещё будет куча больших и интересных проектов.
Всё это пока фоновые размышления, но я бы хотел найти способ их формализовать: понять, в какой момент реально стоит менять работу, как к этому решению вообще прийти.
Мечтаю о чек-листе, чтобы по пунктам всё отметить и наглядно посмотреть результат.
Если вам кажется, что вы переросли свою работу и настал момент двигаться дальше, – в первую очередь не пугайтесь этого ощущения, а постарайтесь детально с ним поработать.
Не бегите сразу увольняться в пустоту, как только вам впервые показалось, что работа «какая-то не такая, как раньше», но и не засиживайтесь годами там, где вам больше не нравится, из-за неуверенности и страха.
Идеальный тайминг как раз описан в истории: вы уловили первые звоночки, время от времени возвращаетесь к ним на протяжении пары месяцев, собираете подтверждения и планируете дальнейшие шаги.
Теперь, наконец, поговорим про эти самые звоночки или основные признаки того, что вы переросли свою работу.
1. Вам попросту скучно.
Конечно, иногда бывают задачи, которые решаются по принципу «сделал и забыл». Или даже требуют постоянного повторения, но без особенного удовольствия. С этим ничего не поделаешь: скучная часть работы есть абсолютно в каждой профессии. Но когда эта часть становится основной, никакие задачи не нравятся, вы постоянно занимаетесь одним и тем же и думаете, что ваш потенциал не раскрыт, – это сигнал, что вам нужно нечто большее.
Бывает и так, что скучными становятся задачи, которые раньше вызывали интерес и увлекали. Чаще всего это означает, что работа стала для вас обыденной рутиной.
2. Вам нечем обновить резюме.
Если скука субъективна – её сложно измерить конкретными показателями, – то достижения в резюме вполне себе осязаемы.
Посмотрите, сделали ли вы за последний год что-нибудь, что стоит добавить в резюме.
Если вы давненько не сталкивались с новыми карьерными вызовами, интересными проектами и сложностями, для решения которых нужно было учиться новому, вполне вероятно, что работа больше не помогает вам развиваться.
3. Ваша продуктивность снизилась.
Если вы 10 раз за утро завариваете чай, проверяете мессенджеры, смотрите в окно и занимаетесь чем угодно, лишь бы не начинать работу, – это сигнал.
Иногда прокрастинировать нормально и даже полезно, но если раньше вы были проактивными, делали больше, лучше и быстрее, а теперь не можете даже сфокусироваться на задаче, стоит обратить внимание на свои отношения с текущей работой. Снижение продуктивности может не влиять на общий командный результат, но сильная прокрастинация – явный признак того, что вы больше не готовы вовлекаться в текущие задачи.
4. Вы часто раздражаетесь по мелочам.
Не надо ждать момента, когда вы начнёте истошно кричать на всех коллег за то, что они громко дышат или не туда положили отчёт полугодичной давности. Достаточно и более мелких проявлений: вы отвечаете отрывисто и односложно, не желая тратить время на детали, подолгу игнорируете рабочие письма, потому что они вам не нравятся, или молчите на совещаниях, ведь даже нет сил и желания объяснять, почему предложение коллеги не сработает и какой у вас есть план решения задачи.
Эти чувства не обязательно означают только то, что работа больше не приносит удовлетворения, – возможно, вы испытываете сильный стресс, устали или у вас есть объективные причины нервничать. Но в совокупности с другими факторами это может означать, что в этом коллективе и над этими задачами вам уже не нравится работать.
5. Вы не получаете значимого фидбэка.
Если раньше по результатам успешно завершенного проекта все топ-менеджеры вас хвалили, коллеги поздравляли, а некоторые подчиненные даже восхищались, то теперь любая, даже идеально выполненная задача, не вызывает у команды таких чувств. Это может означать, что к вашему стабильно высокому результату все привыкли. С одной стороны, это хорошо и характеризует вас как профессионала, но с другой – лишает вас возможности достичь вау-эффекта и почувствовать себя самым сильным и классным сотрудником на земле.
Кстати, не забудьте оценить, когда вы сами в последний раз хвалили себя за проделанную работу. Признание от других важно, но ещё важнее высоко (и трезво) оценивать самого себя.
6. Вы не приближаетесь к глобальным карьерным целям.
Если у вас нет долгосрочной стратегии и карьерных целей – задумайтесь об этом. А если они есть, посмотрите, как движетесь к ним сейчас. Продвигаетесь ли по намеченному направлению? Помогают ли текущие задачи, проекты, должность в достижении карьерной мечты? Прозрачен ли для вас рост в команде и компании?

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71255389?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Ну почему мы этого не знали до того  как начали работать. Руководство для начинающих и продолжающих Анна Власова и Полина Сычева
Ну почему мы этого не знали до того, как начали работать. Руководство для начинающих и продолжающих

Анна Власова и Полина Сычева

Тип: электронная книга

Жанр: Саморазвитие, личностный рост

Язык: на русском языке

Издательство: Эксмо

Дата публикации: 01.11.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Что делать, если шеф спамит задачами в нерабочее время?

  • Добавить отзыв