Дочкин папа. Краткое руководство для пап
Евгения Скорых
Я детский психолог уже больше 20 лет. В последние годы на консультации чаще стали приходить папы с запросом: «А как воспитывать дочь?». Эта книга рассказывает о роли папы в жизни девочки на каждом возрастном этапе. Предлагаются конкретные шаги для решения разных ситуаций, которые случаются в период взросления девочки и требуют правильного папиного участия.
Евгения Скорых
Дочкин папа. Краткое руководство для пап
Глава 1. «Мой папочка самый лучший на свете!»
Да, так думает или хочет думать каждый ребёнок, ведь для него помимо матери значительной фигурой является и отец. Малыш воспринимает своих родителей единым целым и важной частью себя самого. Их образы ежедневно сопровождают его на протяжении всей жизни, выступая в качестве его ангелов-хранителей.
Даже имея хорошую маму, ребёнок очень нуждается в папе. Благодаря отцу в маленьком человеке запускается процесс взросления. Возникает первое познание границ – своих собственных и принадлежащих другим людям. Появляется понимание того, что дозволено и запрещено. Происходит знакомство со своими возможностями и способностями, а также с действием и силой закона. Мужское поле – благодатная почва для формирования ценных человеческих качеств: ответственности, воли, достоинства, чести, целеустремлённости.
Взрослые, лишённые в детстве отцовского участия, в психологическом плане всё-таки не перестают быть маленькими детьми. Как правило, они по-прежнему инфантильны и беспомощны, боятся проявить себя в обществе и приступить к новому делу, не умеют отказывать, занимаются несколькими проектами и не завершают их. Хотя бывают среди таких людей и бунтари, нарушители закона, обладатели вызывающего поведения – те, кто любит противопоставлять себя всей действительности вокруг.
Тесный контакт ребёнка и папы схож с фундаментом дома. Именно на этой основе у девочки впервые закладывается своё представление о себе самой и о взаимоотношениях с окружающими мужчинами.
Ваши сегодняшние слова и поступки имеют колоссальное значение и для дальнейшей её жизни.
Глава 2. Что даёт отец своему ребёнку?
Давайте подробнее выясним, какая база закладывается и развивается в ребёнке под влиянием поведения и отношения к нему его отца.
Уверенность в себе
Формирование данного качества начинается ещё в тот момент, когда малыш находится в мамином животике, и оно зависит от уровня безопасности, защиты и поддержки, которую папа оказывает маме. Очень важно, насколько любящими и надёжными являются взаимоотношения будущих родителей. Ведь то состояние, в котором пребывает беременная женщина, оказывает прямое влияние на будущее восприятие ребёнком окружающего мира. Малыш может воспринимать мир как надёжный и безопасный и ощущать себя желанным и хорошим, либо он будет видеть угрозу в этом мире и осознавать свою ненужность и беспомощность.
Благодаря папе ребёнок чувствует уверенность, смелость, защищённость, надёжность и безопасность.
Адекватная самооценка
Малыш в своих действиях равняется на ценности, которые транслирует папа, и нуждается в отцовской оценке этого.
При жестоком или слишком мягком отце, который отличается критичностью либо непоследовательностью, у ребёнка возникают сложности в оценке самого себя, а это прямой путь к становлению неправильной самооценки.
Есть мнение, что адекватная самооценка формируется тогда, когда 80 % общения сопровождаются одобрением и похвалой и лишь 20 % направлены на то, что требует изменений и исправлений.
Женщина ощущает себя умной, красивой, любимой и хорошей, если папа всегда именно так к ней и относился. Она с детства нуждается в том, чтобы отец проявлял восхищение и гордость за неё, так как она является девочкой и его дочерью, а не по причине её правильных и хороших поступков. (Мальчику же важно, чтобы папа одобрял его и гордился им из-за его действий.) От того, как мужчина относится к дочке и её маме, также зависит, принимается или отрицается девочкой собственная женственность.
У ребёнка складывается первое впечатление о себе самом не только с помощью матери, но и отца.
Умение чувствовать и отстаивать личные границы
Что мы понимаем под личными границами? То, что относительно человека допустимо или недопустимо, что ему можно и чего нельзя.
Мамина задача – всегда оберегать, а папина – показать что-то новое и вывести за привычные рамки в целях приобретения нового опыта. Отец должен не только запрещать, но и разрешать, и это важно для ребёнка. В кругу «нет» и «да» оптимально действует соотношение 1:3 (каждый запрет нужно сопроводить тремя разрешениями). При помощи папы маленький человек способен уяснить, что и в какой степени ему дозволено. Определение таких запрещающих и разрешающих границ помогает ему понять, что он может позволять по отношению к себе со стороны кого-то и чего не может.
Если ребёнок терпит от папы побои и оскорбления, то он думает, что с ним именно так и можно поступать, и в последующей жизни допускает такое же отношение к себе от других людей или, напротив, сам превращается в агрессора и нарушителя чужих границ.
Когда личные границы размыты, сложно общаться. Происходит либо слияние человека с другими людьми, либо отдаление от них.
Отец должен научить отстаиванию своих границ, достижению целей, добыванию жизненных ресурсов, а также стойкости, чтобы не отдать что-то своё, когда на это претендуют.
Мать дарит любовь ребёнку и принимает его, каким бы он ни был. Отец же закрепляет ряд поведенческих правил и норм. Если удалось заставить малыша вести себя хорошо, мама не эксплуатирует отцовский образ как некую устрашающую силу. Она просто делает отсылку к правилам, которые установил папа, заботясь таким образом о его силе и авторитете. Благодаря этому ребёнок убеждается в правильности своих действий, он ощущает любовь и принятие матери, видит стремление отца научить и обеспечить безопасность, то есть правила играют роль устойчивой опоры и добавляют стабильности каждому дню.
Папа учит малыша уважать свои и чужие границы, почитать закон и соблюдать его нормы.
Сценарий личных отношений
Мужчина формирует определённые мужско-женские и детско-родительские отношения на основе собственного поведения как мужа и отца. Человек может получить данный сценарий, ответив на следующие вопросы.
• «Как папа вёл себя по отношению к маме?»
• «Как он вёл себя по отношению ко мне в моём детстве?»
• «Каким образом он проявлял себя в качестве мужчины?»
Во взрослой жизни выбор партнёра и налаживание своих личных отношений всегда основывается на родительском примере, причём на бессознательном уровне.
Выбирая партнёра, девушка хочет, чтобы он был «такой же, как папа» или, наоборот, «лишь бы не такой, как он». Юноша, имеющий отношения, желает «быть, как отец» либо «не быть таким же, как он».
Папа закладывает в голову маленького человека некую модель, отвечающую за ролевое поведение мужа и отца.
Помощь в поисках способа реализации способностей и талантов
Отец предвидит жизненный путь ребёнка и помогает ему самому взглянуть на него. Он учит риску, созданию новых проектов, проявлению в полной мере своих профессиональных и личностных качеств, а также оказывает поддержку в объединении детских желаний и возможностей.
Благодаря папе ребёнок поверит в себя, научится разумному риску и экспериментам, будет ответственным за собственную жизнь.
Развитие в социуме
Общение с папой – это приобретение первого опыта взаимодействия с тем человеком, с которым не было плотного физического контакта, как с мамой. Мать на уровне интуиции может чувствовать малыша, а у папы такой способности нет, поэтому ребёнок разговаривает с отцом, объясняет, уточняет, спорит, доказывает свою позицию. Такое заявление о себе и предъявление своих потребностей другому – полезный навык.
Папа, как будто создав мелководный бассейн, учит в нём своего малыша плыть по реке жизни. Ребёнок набирается опыта в разрешении разных конфликтов, пробует быть лидером и исполнителем, импульсивно совершает действия и затем исправляет оплошности, испытывает радость от достижений и преодолевает неудачи.
Рядом с отцом можно научиться соперничать и сотрудничать.
Глава 3. Что это значит – быть хорошим отцом девочки?
Достаточно хороший отец выполняет определённые задачи.
• Вне зависимости от физического присутствия обеспечивает чувство защищённости, проявляя свою силу безопасным способом. Девочка (девушка, женщина) постоянно ощущает за своей спиной сильного справедливого отца, если он ещё с момента зачатия ребёнка намеревается быть ему защитой.
• Признаёт малышку, даёт ей свою фамилию и вводит в свой род. Принимает её пол, радуясь рождению девочки. Восхищается мягкостью, женственностью, скромностью, чуткостью дочери. Уважительно и с любовью относится к её маме.
• Присутствует в жизни своего ребёнка. Даже в случае занятости находит время для новой интересной игры или совместного чтения увлекательной книги. Ведёт разговоры о важных для человека ценностях, таких как доброта, справедливость, дружба, честность, любовь и т. д.
• Несёт ответственность за свою семью. Проявляя личную силу, даёт своим близким всё, что необходимо для жизни. Занимается разрешением проблем и сложных ситуаций. Заботится о ребёнке: его развитии, интересах, правах, получении образования.
А вы соответствуете званию достаточно хорошего отца? Есть верный способ это узнать: если ваш ребёнок гордится вами, то вы действительно хороший родитель.
Глава 4. Что должны знать папы маленьких дочек?
Помните тот момент, когда вы узнали, что станете папой? Насколько это было неожиданно, волнительно… И наверняка возник вопрос: «А как это – быть отцом? Тем более отцом девочки». И может казаться, что это будет ещё не скоро – месяцев через шесть или восемь. А вот и нет! Уже сейчас нужно брать на себя роль папы.
Именно за девять месяцев внутриутробного развития у ребёнка зарождается базовое доверие к миру, формируется контакт с самим собой и другими, а это напрямую зависит от здоровья и эмоционального состояния мамы. И задачи папы в данный период:
• помощь и создание комфортных условий для мамы (будущий отец должен взять на себя больше бытовых хлопот, фильтровать окружение и внешнюю информацию);
• общение с малышом, находящимся в мамином животике.
Примерно в 8–10 недель у ребёнка начинают развиваться органы чувств, и он уже способен реагировать на прикосновения и вибрацию. К 20-й неделе малыш может слышать и воспринимать то, что происходит во внешнем мире. Да, он по-разному слышит вибрации голоса: мамин голос звучит изнутри, а папин – снаружи. После 24-х недель ребёнок уже может управлять своими движениями: принимать удобную позу, выражать удовольствие и недовольство.
Наблюдайте, когда малыш более активен, и общайтесь с ним нежно и искренне. Выберите обращение к нему, положите руку на живот мамы и рассказывайте о том, как вы любите его маму, какая она прекрасная, как вы ждёте его появления, как будете заботиться о нём. Говорите о том, что же вам нравится в этом мире и что хорошего его здесь ждёт.
Если вы будете так разговаривать ежедневно не менее 15 минут, то скоро заметите, что ребёнок вам отвечает: он будет толкаться именно в том месте, где вы держите руку. Показывайте ему, что он долгожданный и уже очень любимый обоими родителями. Тогда у вас родится эмоционально здоровый, уравновешенный малыш, который меньше плачет, быстрее успокаивается и начинает раньше развиваться.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71240545?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.