Ребенок, который хотел танцевать. Путеводитель для родителей мечтающих детей

Ребенок, который хотел танцевать. Путеводитель для родителей мечтающих детей
Роман Александрович Манжосов
Автор этой книги – коуч танцующих людей, известный в России и за ее пределами. Уже более десяти лет он занимается развитием образовательного проекта «Учимся учить» вместе с лучшими мировыми экспертами в области преподавания танца.
Занятия танцами – одно из популярнейших направлений развития и детей, и взрослых. В книге автор ведет диалог с читателем о том, как выстроить взаимодействие родителей, пе-дагогов и танцующего ребенка так, чтобы на смену методу «кнута и пряника» пришла ра-дость совместного творчества. Роман Манжосов убедительно показывает такие возможности, опираясь на научные данные, опыт лучших мировых специалистов в области спорта, психо-логии, физиологии, педагогики, и, конечно, на собственную практику работы с юными тан-цорами, успешными и на паркете, и в жизни. Эта книга – уникальный продукт, рассчитанный на широкую аудиторию. И да, она не только о танцах.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Роман Александрович Манжосов
Ребенок, который хотел танцевать
Путеводитель для родителей мечтающих детей
Посвящается моему отцу, который всегда был рядом со своим мечтающим сыном

© Манжосов Р. А., 2024
© Гусева И. К., иллюстрации, дизайн обложки, 2024
© Оформление. ООО «Свиньин и сыновья», 2024

Невеселые танцы, или Зачем вам читать эту книгу
Человек, все люди, весь свет должны танцевать, это всегда было и будет так. Напрасно только этому мешают и не хотят понять естественной потребности, данной нам самой природой.
    Айседора Дункан
О чем же эта книга? О нас с вами. О детях и родителях. Об обществе, которое постыдно закрывает глаза на насилие, физическое и эмоциональное, ради пресловутого результата, где ребенок игрушка, вещь в руках взрослых. Может быть, это о вашем ребенке, который занимается танцами или хочет танцевать. А может, о вашем внутреннем ребенке, о вашем детском опыте, в котором девочка хотела танцевать и даже вошла в танцевальный класс, полная предвкушения и ожидания чуда, а встретилась с истеричной агрессивной женщиной, называвшей себя педагогом. Вы также можете заменить слово «танец» на любое другое занятие, где родитель реализует свои амбиции через ребенка. За годы практики я работал коучем не только танцоров, но и музыкантов, и спортсменов – от футбола и хоккея до фигурного катания и тенниса. Там точно такие же проблемы и их последствия. Но в этой книге я буду говорить о танцах.
В танцах я всю свою жизнь. На этом пути были разные люди и истории. Я работал и продолжаю ежедневно работать с танцорами, педагогами, тренерами, хореографами со всего мира. Я знаю радость больших побед и горечь тяжелых поражений. Последние десять лет я веду курс «Как помочь ребенку добиться успеха» и общаюсь с родителями танцующих детей. Где бы ни проходили эти встречи, будь то Москва или Омск, Нюрнберг или Астана, всегда масса вопросов, часто от пап, и главный – «Я хочу быть хорошим отцом, но не понимаю, как это сделать, не наломав дров». Я вижу их боль, непонимание, их амбиции и разочарования. Многие эпизоды этой книги – реальные истории детей и их родителей.
Кроме того, мы обратимся к теме негласного заговора между учителями и родителями, где цена успеха – ребенок. Одни (родители) хотят быстрых результатов, вторые (тренеры) не знают или не хотят знать других способов достижения результата, кроме крика, абьюза, прикрываемого высокими словами о преодолениях и необходимых жертвах, объективации танцора. Мы живем в культуре, где жесткий абьюзивный тренер, педагог стал уважаемым человеком, к которому стоит очередь благоговеющих родителей, мечтающих об успехе своего ребенка. И при этом никому нет никакого дела до того, что испытывает этот ребенок. Этакий искусственный отбор: «выдержит – не выдержит».
Но в разговоре с читателями я не только представлю трезвый взгляд изнутри, из закулисья, но и предложу вам решения! Основываясь на научных знаниях, опираясь на работы психологов и социологов, на свой успешный опыт, я предлагаю, приглашаю пробовать и даю четкие рекомендации. Это в определенном смысле путеводитель для родителей и педагогов, которые действительно любят своего ребенка, верят в его силы и талант, хотят помочь вырасти успешным и хорошим человеком. Мы постараемся вместе найти возможность встречи с собой, своими страхами и сомнениями, но главное – постараемся увидеть в ребенке ЧЕЛОВЕКА. О такой встрече – человека с человеком – и есть эта книга.

Пролог
Ребенок, еще не начав говорить, уже танцует, лежа в кроватке или едва научившись ходить. Малыш, чуть заслышав музыку, притопывает ногами и потешно (но удивительно ритмично) двигается. Что же произошло с этим бесстрашным маленьким человеком, который, повзрослев, говорит: «Я не танцую» или «Танцы не для меня»?
Социум. И главная фигура этого взрослого мира – родитель. Вынесем за скобки тех родителей, которые не видят в танце ничего, кроме развлечения. Они сейчас не держат в руках эту книгу. Давайте поговорим о вас, читатель.
Итак, вы решили отвести ребенка на танцы. С радостью, трепетом и… с ожиданием. Когда же маленькое чудо затанцует? Здесь и встречается первая и ключевая сложность: как понять, что есть хорошо танцующий ребенок? Вы сейчас подумали, что это элементарно, не так ли? И я уверен: перед вашим взглядом предстал стройный, подтянутый мальчик или девочка, с натянутыми ручками и ножками и, желательно, с обаятельной улыбкой на лице. Картинка ясна. А теперь давайте задумаемся, не подменили ли нам понятия?
Танец малыша, не посетившего ни одного урока, – это чистая свобода. Свобода движения и свобода самовыражения. И нет ничего естественней, чем танцевать. И вот, придя на занятия, ребенок сталкивается с тем, что в танце нет ничего естественного (ходить с носка вообще-то не очень естественно). А далее мир взрослых устанавливает канон, как должен выглядеть ребенок в танце, чтобы ему, взрослому, было эстетически комфортно. И получается не взрослый, помогающий ребенку развивать его язык движения, а ребенок, встраивающийся в мир взрослого.
Этого, видимо, недостаточно. Вероятно, страх активного, живого, экспрессивного ребенка, который бегает, прыгает, кричит, настолько силен, что важно подавить эти проявления на корню (не дай бог, этот ребенок донесет этот огонь свободы и витальности до взрослого возраста). И мы встраиваем ребенка в систему координат «хорошего танца». Ровно, синхронно, чисто, сильно, отработанно и обязательно с улыбкой (ее неестественность мало кого волнует, тем более, взрослые, от педагогов до членов жюри, делают вид, что не замечают фальшивости и явно поощряют ее). Где в этом естественные проявления и детский танец? Что именно мы развиваем в ребенке? Подчинение? Как писал известный психотерапевт Ролло Мэй, «мораль послушания с акцентом на “быть хорошим – значит подчиняться» обрела свою власть в современном мире”».
Я работаю с детьми тридцать лет. И после первого же занятия подавляющее большинство родителей задают вопрос, стоит ли продолжать. Другими словами, они хотят знать, есть ли у ребенка талант. Отношение к танцу в обществе ставит вопрос сегрегации: талантлив – в одну сторону, а нет – в другую.
Чтобы разобраться с этим, я взял в помощники исследования профессора Кэрол Дуэк, которая вот уже более трех десятилетий изучает тему таланта. Она подробно рассказывает об этом в своем бестселлере «Гибкое сознание»[1 - Дуэк К. Гибкое сознание – новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / пер. с англ. С. Кировой. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 389 с.].
Я хочу предложить вам, читатель, вместе взглянуть на танец глазами ребенка. Пойти за его интересом. Помочь детям находить в танце свою территорию развития, освоения связей в теле и пространстве, учиться взаимодействию с музыкой и другими людьми. Танец – это не только физически сложное, наполненное эмоциональными образами действие. Это зона невероятного развития своего характера и общечеловеческих качеств. Великий мастер Брюс Ли сказал: «Учитель не открывает истину, он – проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам»[2 - Ли Б. Путь опережающего кулака / пер. с англ. М. Каменец. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 306 с.].

Сезонность, или Как устроена эта книга
Природе свойственна сезонность. За весной следует лето, за летом – осень и так далее. Этот закон задает и порядок действий человека: сеют весной, а собирают урожай осенью. Сезонность – это ритм. Он гармоничен и понятен. Но используем ли мы это знание в повседневной жизни и, что мне особенно интересно, для развития ребенка?
Уверен, мы должны осознавать не только то, ЧТО мы даем детям, но и КОГДА мы это делаем. Одна и та же информация, преподнесенная в разное время, даст абсолютно разный эффект. Сложные и новые знания, изменения в вариациях, вообще любая свежая информация требуют достаточного количества времени на понимание, приобретение навыка и закрепление.
Посеять и собрать урожай, желательно сразу, максимум через день после посевной – вот если не главный, то очень распространенный тренд родительской поддержки. Как в супермаркете: заплатил – получил. Разница в том, что танец не супермаркет, это непаханое поле, часто с сорняками и трудными климатическими условиями. И чтобы вырастить на нем богатый урожай – танцующего ребенка – требуется много времени, сил, внимания, инвестиций.
Независимо от возраста, танцору необходимо чувство Времени. Детям часто не хватает терпения и желания растить свой танец, ребенок хочет быстро получить результат и его символ: медаль, кубок, призовое место.
Взрослые же танцоры, зачастую пребывая в постоянных сомнениях, перфекционизме, забывают вовремя собрать урожай. Танец «перезревает», портится, и это приводит к фрустрации, разочарованию и, как следствие, выгоранию.
Следовать сезонности – большое умение. Понимание, что есть время сеять знания, время растить танец, время получать результат, время тишины и восстановления и снова время для посева, помогает достичь гармонии, поймать естественный ритм жизни и творчества. Я построил книгу, которую вы держите в руках, по сезонам.
В первой части «Весна» вы увидите, как создать условия, необходимые для развития танцующего ребенка:
мы поговорим о том, к какому типу родителя вы относитесь;
мы рассмотрим, как соотносятся наши желания и ожидания;
мы поймем, насколько важна среда, в которой развивается ребенок;
мы увидим, как внутренние установки влияют на будущее нашего ребенка;
мы убедимся, что объективация детей недопустима и приводит к разрушительным последствиям.
Во второй части книги – «Лето» – я расскажу, как выстраивается процесс, за счет чего достигается рост и что мешает развитию:
мы узнаем, что является основой внутренней мотивации и какие последствия у пресловутого метода кнута и пряника;
мы изучим, что такое качество контакта и почему его отсутствие приводит в тупик;
мы увидим, что рост и развитие – это не одно и то же, и происходят они в разное время;
мы поймем, что и как можно развивать в своем танце и какова в этом роль родителя.
Осень – время сбора урожая. В этой части
мы узнаем, как мотивировать ребенка на выступления;
мы поймем, что результат можно и нужно мерить разными способами;
мы изучим, как справиться с результатом: болью поражений и похмельем побед;
мы увидим, как поддержать своего ребенка в сложных ситуациях, при этом не навредив;
мы выясним, почему формирование мышц характера – единственный путь к настоящему успеху;
мы откроем, что умение безусловно подчиняться, которого так часто требуют родители и педагоги, – это противоположность смелой и свободной личности, в которую может вырасти ребенок.
Зимой природа восстанавливается. Покрытая снегом земля не спеша размышляет о прошедшем сезоне. В этой части
мы узнаем, что анализ и рефлексия – основа дальнейшего развития;
мы усвоим, что отдых и восстановление – важнейшие составляющие успешной и счастливой жизни.
Заключительная часть книги – «И снова весна» – отсылка к фильму Ким Ки Дука[3 - «Весна, Лето, Осень, Зима… и снова Весна» (Южная Корея, реж. Ким Ки Дук, 2003).]о возможности повернуться лицом к нашему «внутреннему ребенку». Заняться собой! Хотите танцевать – танцуйте! Хотите понять, почему ребенок так нервничает на выступлениях, – выступайте! Хотите ощутить, что значит держать кубок в руках, стоя на пьедестале, – сделайте это!
В разделе «И снова весна»
вы узнаете, какими танцевальными направлениями можно заняться во взрослом возрасте и в чем их отличия;
прочтете яркие истории реальных людей, сделавших этот выбор;
поймете, как самостоятельные занятия смогут изменить отношения со своими детьми.
Мы отправляемся в увлекательное путешествие, где вы, вероятно, столкнетесь со многими эмоциями. Не всегда эта экскурсия будет приятной, где-то захочется поспорить с автором, какие-то мысли могут вас обескуражить или разозлить. Продвижение к успеху, а тем более родительскому, простым не бывает. Но я надеюсь, что многое вы сможете для себя взять и использовать в повседневной жизни: обсудить в семье и с друзьями, поговорить откровенно со своим ребенком.
Итак, в путь!

Часть I
Весна


Весна – время готовить почву, высаживать саженцы и сеять семена. Что посеешь, то и пожнешь. Какие знания, установки, цели мы вложим в наших детей, те результаты и получим, когда придет время сбора урожая.
В этой части мы узнаем,
что интерес – главный источник мотивации и вовлеченности ребенка в процесс занятий;
как окружающая среда, в которой растет и развивается юный танцор, влияет на него и как родители могут влиять на ее формирование;
почему желания не исполняются, а ожидания приводят к разочарованию и как это изменить;
какие внутренние установки заложены в нас и как они влияют на формирование характера нашего ребенка;
в чем болезнь обучающей системы, основанной на объективации ребенка, и каковы методы лечения.

Глава 1
Интерес

Все начинается с интереса. Хочу! Чудесно, если все складывается именно так: ребенок загорелся танцами, родители радостно поддержали, вы попали к «педагогу от бога» – и все счастливы. Даже если это ваша история, не спешите закрывать книгу. Это как в сказке: «жили они долго и счастливо». Но мучает вопрос: а как именно счастливо. Обычно реальность куда сложнее.

Куда мы пришли?
На мой взгляд, даже маленькому ребенку стоит терпеливо и подробно рассказать, кем он может стать благодаря танцу. Здесь большую роль играет гендерная история. Чем более агрессивная культура в государстве, тем больше подчеркивается значимость мужчины-бойца: борьба, бокс, игровые виды спорта, реже – теннис, шахматы. Девочки же должны быть феминными и эстетичными: танцы, гимнастика, фигурное катание. Если у вас в руках эта книга, вероятно, ваш ребенок танцует. И если вам хватает мудрости не идти на поводу у предубеждений, то это может быть и мальчик, и девочка.
Люди танцевали во все времена, независимо от пола, возраста и социального положения. Древние люди через танец отмечали важные события жизни, будь то рождение, свадьба, смерть. У всех народов мира есть свои танцы, ритмы, культура движения. Танцы разделились на танцы для себя и выступления для зрителя. Простые люди после тяжелой работы отдыхали, радовались, грустили посредством танца. Высокое сословие проводило балы, и каждый ребенок с детства обучался этому языку общения и коммуникации. Что же случилось с танцем в современном обществе? Как он из символического языка, на котором разговаривал каждый человек, превратился в массовом сознании (прежде всего, у мужчин) в развлечение для девочек, зачастую нечто постыдное, поверхностное. А если мальчик – танцор, то с ним точно что-то не то. Причин масса, начиная с утверждений о «чистой» душе и «грязном» теле. Для меня же это про позиционирование мира мужчин через силу, а не через мастерство, через умение подчиняться вместо отстаивания свободы. Танец – это симбиоз дисциплины тела и свободы духа. Опасная комбинация в современном мире.

Пробуждение интереса

Семья
Если у вас дома играет музыка и папа с мамой не стесняются потанцевать с ребенком, то пробуждение интереса происходит просто и естественно. Походы в театр, красота интерьеров, сцены, костюмов производят на ребенка неизгладимое впечатление. Но не меньше его может впечатлить уличная тусовка, баттл в парке, где молодые танцоры вытворяют невероятные кульбиты. Конкурсы, концерты, телевизионные шоу – это ваш вклад в будущее ребенка, влюбленного в танец.
Учитель
Вы пришли в детский сад, центр развития, школу – и там есть секция танцев. Здесь все в руках педагога. Первый опыт, на мой взгляд, самый ценный, а вероятно – бесценный. Вот почему я убежден, что с маленькими детьми должны работать лучшие педагоги. Очень часто совсем юная девочка, может быть, прекрасная танцовщица, начинает работу с малышами. Не владея методиками, знаниями возрастной детской психологии, она смело или не очень идет к ним в класс – и домой возвращается ребенок, который не хочет больше танцевать. К сожалению, и опытные педагоги в работе с детьми часто могут наломать дров и, пожалуй, именно они наиболее опасны в своей жесткости, зачастую грубости, некомпетентности, прикрываемыми словами о дисциплине. Как говорится, если ты двадцать лет делаешь одно и то же, то у тебя не двадцать лет опыта, а один год, повторенный двадцать раз.
Как отличить хорошего детского педагога от плохого? Хороший педагог идет от игры и интереса, потому что он знает, что для ребенка игра – это естественный способ познавать мир, а значит, и танец. У этого учителя на занятии всегда невероятно интересно, увлекательно, дети бегут сюда и не хотят уходить домой. Если вы встретили такого педагога, держитесь за него покрепче!
Рекомендация
Очевидно, что первыми учителями в нашей жизни являются родители. А теперь, сами став родителями, посмотрите на свое «преподавание» со стороны: вы вовлекающий учитель или контролирующий? Готовить завтрак, делать уроки, убирать дома с вами интересно или страшновато? За ошибку ругаете? Уборка, случаем, не через чувство вины делается ребенком, ведь «мама весь день на работе, устала, а ты даже пыль вытереть не можешь»?

Установка – повторение через интерес
Одно из важнейших слов в жизни любого танцора – репетиция. Да, именно не занятие, тренировка, а репетиция, происходящее от repeat (повторять). А повторять одно и тоже изо дня в день – скучнейшая задача, на первый взгляд. Если, конечно, там нет какого-то особенного интереса. Парадокс в том, что само по себе многократное повторение движения не приводит нас к мастерству. Только повторение с вовлеченностью и концентрацией каждый раз делает нас на шаг ближе к лучшей версии себя, а в данном случае – своего движения.
Рекомендация
Хочу предложить вам задачку. Попробуйте дома позаниматься с ребенком какой-то монотонной деятельностью в формате игры или просто интересного, увлекательного дела. Уверен, что папа или мама в этом процессе точно хорошенько устанут. Зато вы на практике поймете, какую работу делает или хотелось бы, чтобы делал ваш учитель танцев. Работка, как вы почувствуете сами, не из легких.
Например, лепить вареники: долго, с многократным повторением немногочисленных одинаковых действий, зато развивается мелкая моторика – то, что нужно! Включите отличную музыку, проведите конкурс на самую танцующую попу, пока руки лепят один вареник за другим. Каждый раз давайте поддерживающую обратную связь. Если у ребенка не получается лепить ровно и красиво, вместо критики подойдет поддержка: «Я вижу, что ты стараешься. Попробуй еще…» – и поделитесь секретным приемом, который вы используете для идеальных вареников.

Интерес – огонь в очаге
Поддержание интереса, это как поддержание огня в очаге. Чтобы очаг не погас, ему нужно внимание: подкладывать дрова и знать, что у вас есть запас топлива. Даже если ваш ребенок влюблен в танец, ему без вашей помощи, поддержки и вовлеченности не обойтись. Исидор Раби, лауреат Нобелевской премии, на вопрос, было ли что-то особенное в его воспитании, ответил: «Мама сделала меня ученым, сама того не подозревая. Каждая вторая еврейская мамочка спрашивала ребенка после школы: “Ну что, ты сегодня узнал что-нибудь новое?” Но не моя. Моя мама всегда интересовалась: “Иззи, ты задал сегодня какой-нибудь хороший вопрос?”»[4 - Грегерсен Х. Вопросы – это ответы: как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни / пер. с англ. Е. Ряхиной. – Москва: Манн, Иванов и Фарбер, 2019. – 283 с.]. Поддерживать огонь интереса и раздувать его пламя в наших с вами силах, силах родителей.
Рекомендация
Ко мне часто обращаются родители, чей ребенок сказал, что больше не хочет танцевать. Большинство из них в растерянности: ему так нравилось, обожал танцы и вдруг – нет и все.
Общаясь с ребенком, я пытаюсь понять и помочь ему разобраться, что же произошло. Обычно предлагаю вернуться мысленно во время «до поломки» и понять, когда начало ломаться. Мы, как археологи, бережно раскапываем эту историю. Часто успешно. И тут можно увидеть, что дело не в танце как таковом, а например, в новой группе, где ребенок не может найти себе место, или в более жестких требованиях педагога, страхе выступлений, неуверенности из-за своего внешнего вида, буллинге в школе, напряжении в семье, разводе родителей, рождении брата или сестры. Поэтому я рекомендую копнуть глубже и посмотреть шире: что происходит в разных сферах жизни ребенка.
В блестящей книге «The Coaching habit: Say less, ask more & change the Way You Lead Forever»[5 - Stanier M. B. The coaching habit: say less, ask more & change the way you lead forever. – Ebook by Bright Wings Books, 2016.]Майкл Бангей Стэниер рассматривает, какие вопросы производят наилучший эффект. Моим любимым стал «а что еще?» Этот, казалось бы, простой вопрос, позволяет проникнуть глубже в переживания и состояние собеседника.
Например, однажды у меня произошел такой диалог с Машей, которая утверждала, что не хочет больше танцевать:
Я: Маша, ты не хочешь танцевать или идти на группу?
Маша: Идти на группу.
Я: Что именно там некомфортно?
Маша: У меня там нет друзей.
Я: А что еще?
И Маша стала рассказывать массу важных деталей: что у нее получается медленнее, чем у других, что Катю хвалят, а на Машу не обращают внимания, что ей кажется, что у нее никогда ничего не получится.
Наша задача – помочь ребенку увидеть, что происходит. Вместо того чтобы плавать на поверхности, нужно нырнуть в глубину.
Подумайте, есть ли у вас любимые вопросы? Как они раскрывают ваш диалог? Есть ли среди любимых закрытые вопросы, требующие ответа «да» или «нет»? Если они есть, постарайтесь их заменить на открытые: что, как, каким образом. Я надеюсь, там нет вопроса-обвинения «Почему?» Этот вопрос только заставляет защищаться и провоцирует желание что-то скрыть. Выделите время на беседу с ребенком, покажите свой искренний интерес и попробуйте понять, что на самом деле стоит за отказом от занятий: усталость, разочарование, конфликт в группе или с преподавателем и т. д.

Глава 2
Рассол

Мой чудесный психотерапевт Надежда Матушкина в своей статье определяет задачу материнства как создание «рассола». Я влюбился в этот термин. Рассказывая о своих отношениях с двухмесячной дочерью, Надя пишет: «Мне не принадлежит то, в кого она вырастет. Потенциал, заложенный в ней, сильнее всех моих представлений о воспитании. Моя задача – создавать рассол, и это наши с ней отношения. Без попытки исправить, сделать, воспитать, сформировать, но с попыткой узнать, понять и наслаждаться контактом»[6 - Телеграм-канал «Родительство с Надеждой Матушкиной».].

Мастер, создающий творческое пространство развития
Идея «рассола» впечатлила меня. Ведь настоящий учитель – человек, создающий удивительную атмосферу на своих занятиях, он занят качеством своего «рассола». И тогда возникает возможность роста: возможность быть собой, быть принятым, быть смелым и слабым, быть разным, быть другим. Учителю или родителю нужна настоящая большая смелость, чтобы идти этим путем. Один из ярких примеров я увидел в Екатеринбурге, приехав в гости к своей подруге – пожалуй, лучшему детскому педагогу танца Кате Гурвич.
Катя, Екатерина Валерьевна, – руководитель хореографического коллектива «Микс». Мне повезло стать невидимым зрителем (как говорит Катя детям, «пеньком с глазами») процесса ее работы с учениками. Вот где чистый «рассол». Группа детей 5–7 лет, занимаются три года. На занятии атмосфера доверия, точных задач, поставленных перед детьми кратко, емко, спокойным голосом, море юмора, шуток и при этом разговор как со взрослыми людьми. Темп занятия сумасшедший. Потом пауза, разговор, короткие точные замечания и снова бешеный темп. И знаете, это самые взрослые малыши, которых я видел. Самостоятельный разогрев, полная включенность в каждую задачу, танец на максимум. И живой такой танец, наполненный их детской непосредственностью. С Екатериной Валерьевной можно вести диалог, и они говорят, комментируют, реагируют на шутки, шутят сами. При этом каждое мгновение виден непререкаемый авторитет педагога, присвоенный ему самими детьми. Они чувствуют, как она верит в них и доверяет этим маленьким, но взрослым человечкам.
Мы много разговаривали с Катей о ее опыте перехода от авторитарного хореографа к авторитетному гуманистическому педагогу. Четырнадцать лет назад трехлетняя Настя Гурвич встала к маме на урок в первую линию. Катя говорит: «Я поняла, что не смогу больше кричать на детей. Это же мой ребенок». Так Настя стала лучшим учителем для своей мамы.
Я предлагаю задуматься о том, какой «рассол» создаете вы. Ведь здесь и правила, и границы, и принятие, и понимание собственных ограничений, и доверие ребенку. Рассол, на мой взгляд, это не свобода, где ребенок плавает как хочет. Так не мудрено и утонуть. Это сочетание точного направления, заданного взрослым, последовательного поведения и поступков, возможности для ошибок и поддержки, поддержки, поддержки…

Готовим рассол
Начнем с принятия. Предположим, ваш ребенок говорит: «Я устал, не хочу сегодня идти на тренировку». Думаю, это неоднократно слышали все родители. Как вы обычно отвечаете? Попробуйте вспомнить свой привычный, стандартный ответ. Какую реакцию получаете от ребенка? Я предлагаю прежде всего принять, что ребенок не хочет, и вернуть ему это, отзеркалить: «Не хочешь идти на тренировку?» Затем, получив подтверждение, что все правильно поняли, задать следующий вопрос: «Как мне быть с этим? Я понимаю твои чувства, но как быть мне?»
Кажется, что вы вступаете в странный диалог, где ребенок явно выдвинет предложение остаться дома. Но все, на мой взгляд, интереснее. Вы дали понять, что услышали ребенка, спросили его совет – и не смогли его принять. Далее нужно очень спокойно донести до сына или дочери, почему необходима регулярность тренировок. Будьте убедительны и терпеливы. Это окупится.
Моя мысль в том, что для выстраивания конструктивного диалога сначала необходимо принять реальность ребенка: не хочет, боится, устал, надоело. Но принять – не значит следовать.

Направление
Великий баскетболист Джулиус Ирвинг сказал: «Профессионал – тот, кто делает то, что любит, даже если ему этого не хочется». Да, это нормально: не хотеть тренироваться, даже если очень любишь танцевать. Родитель задает структуру, помогает выработать ритм, справляться с трудностями. Но помогает справляться, а не ограждает от них.
Идеально, если родитель поможет ребенку создать собственные ритуалы. Ритуал – это регулярно повторяющееся действие, которое мы наделяем особенным смыслом. Это больше чем привычка, в этом есть только нам известный ресурс. Как «землица русская» для Ильи Муромца[7 - Имеется в виду анимационный фильм «Три богатыря и Шамаханская царица» (Россия, реж. Сергей Глезин, 2010).]. Вспомните, как он утратил свою силу, потеряв на чужбине мешочек с родной землей, и как прикосновение к родной земле эти силы вернуло. Именно так работает ритуал: его исполнение придает силу, а отсутствие – отбирает.
В нашем случае ритуал поможет создать позитивный настрой на занятие. Это могут быть очень простые действия: например, перед тренировкой вы делаете вкусное какао, а по дороге в зал поете песни. Можно придумать ритуалы и после тренировки: попросить ребенка рассказать о самой трудной или самой любимой части занятия, в следующий раз – о том, что было самым интересным или, наоборот, самым скучным. Вариантов может быть сколько угодно – подмечайте, что «работает» хорошо и превращайте это в семейный ритуал или же ритуал вашего ребенка.

Среда обитания творчества
Как часто вы ходите с ребенком в театр, на выставки, в музеи? Как часто вы вместе читаете, смотрите сложное кино, слушаете разную качественную музыку? Например, вместе учитесь отличать фортепьянный концерт Шопена от сонаты Бетховена. Для этого вам необязательно любить балет, выставки современного искусства и классическую музыку, но Вы можете изучать это все вместе! Танцующий ребенок – маленький творец и ему нужна творческая среда обитания. Это может быть непросто и для него, и для вас. Но я навсегда запомнил, как, вернувшись из Парижа, мой сын спросил у своих шестилетних друзей, кто им больше нравится: Клод, Винсент, Поль? (как вы уже догадались, речь шла о Клоде Моне, Винсенте Ван Гоге и Поле Сезанне). Вечером за столом он возмущался: «Папа, они даже Рембрандта не знают». Было забавно это слышать, но в то же время было приятно осознавать, что для моего сына «рассол» стал понасыщеннее.
Рекомендация
Начинать всегда страшно, особенно, когда непонятно, с чего. Начните с малого: пригласите ребенка посмотреть вместе фильм. Выберите ленту в зависимости от возраста и предпочтений, однако пусть это будет не только развлека-
Глава 2. Рассол тельное, но и «поучительное» кино, ненавязчиво наталкивающее на важные размышления. «Рататуй», «Головоломка», «Душа» – анимация, затрагивающая глубокие темы, здесь есть место печали, творчеству, вопросам жизни и смерти. Постепенно можно вовлечь ребенка в более сложные миры, например фильмы Хаяо Миядзаки. Если вам больше по душе игровое или документальное кино, приглашайте ребенка в свой мир, но главное, знакомьтесь и с тем, что интересно ему. Чем он живет, каков его «рассол» сегодня?
И, конечно же, есть волшебные фильмы о танцах. Мой самый любимый, пожалуй, – «Билли Эллиот» британского режиссера Стивена Долдри. История мальчика, растущего в шахтерском городке и мечтающего о балете. Удивительно трогательный и честный фильм. Рекомендую!
Если соберетесь в театр, постарайтесь начать с того, что может впечатлить ребенка, заворожить его. Например, выдержать четыре акта «Спящей красавицы» неподготовленному зрителю сложно, а вот яркий «Спартак», нежная «Жизель», сказочный «Щелкунчик» – отличное начало для влюбленности в танец, сцену, музыку.

Глава 3
Желания и ожидания

Зачем я привожу ребенка на танцы
Я пришел в мир танца относительно поздно, в 12 лет. На дворе был 1989 год. О бальных танцах я практически ничего не знал и не слышал. Но у меня была отличная подруга Ира. Однажды она пришла в гости и сказала, что записалась на танцы. Я ей говорю: «Молодец! Отличное решение!» Но Ира призналась, что ей очень страшно идти одной. Моя подруга была высокой полной девочкой и очень стеснялась этого. Вот так, чтобы поддержать друга, я пришел в танцевальный зал. Не могу сказать, что сразу влюбился в танцы, но мне нравился процесс занятий, атмосфера, окружение. В общем, остался на всю сознательную жизнь.
Роль родителей была, безусловно, важна. Мама зарабатывала на мои поездки, костюмы, уроки. Отец терпеливо забирал с занятий, которые заканчивались в десять вечера. Мы жили на окраине города, добираться домой было непросто, автобусы ходили крайне редко, о машине в те годы семья и не мечтала. В общем, родители проявили уважение к моему выбору и поддерживали насколько могли.
В наши дни дети начинают танцевать очень рано, часто уже с трех лет. Причин отдать ребенка на танцы множество: красивая осанка, чувство ритма, сложная координация, эстетика, красота, увлекательный и загадочный мир сцены. Роль родителя огромна в будущем творческом развитии ребенка. Многие родители танцующих детей, с которыми я общаюсь на своих семинарах, лекциях, индивидуальных сессиях, вкладывают все свои силы в помощь и поддержку ребенка. Я бы хотел рассмотреть это с точки зрения желаний и ожиданий родителя.

Немного о желаниях и ожиданиях
Известный британский философ, психотерапевт Эмми ван Дорцен в одной из своих лекций говорит: «Желания – это то, что людям хотелось бы иметь частью своего будущего. Они являются, в некотором смысле, полностью отрезанными от прошлого. Ожидания – это то, что люди представляют себе происходящим впоследствии и являющимся логическим следствием того, что происходило прежде. Они, в некотором смысле, разъединены с будущим. Проживание во времени, таким образом, подразумевает бытие в гармонии с собственными намерениями, создающими связь между ожиданиями и желаниями»[8 - Ван Дорцен Э. Доклад на онлайн-конференции 17 апреля 2020 г. на платформе onlineevents.co.uk.].
Итак, простыми словами: новогодние желания, загаданные нами, чаще всего не связаны с реальным опытом прошлого. Если я хочу перестать есть сладкое, а до этого с раннего детства его ел, то желание мое само по себе вряд ли осуществится. Особенно, если я ожидаю, как прекрасно от этого похудею. И здесь появляется намерение. Намерение – мост, соединяющий желание перестать есть сладости и ожидание прекрасной формы. Это и точный план питания и тренировок, и работа со своим врачом, консультирование с психологом или психотерапевтом, поддержка семьи и друзей. Вот тогда наши желания и ожидания могут стать реальностью.
Желание первое: прима-балерина
Ожидание: ранние успехи как подтверждение таланта
Пожалуй, без амбициозных родителей, верящих в своего ребенка, мы бы лишились многих звезд танца и других видов соревновательной деятельности. В фильме «Король Ричард»[9 - «Король Ричард» (США, реж. Рейнальдо Маркус Грин, 2021).]мы видим ярчайший пример такого отца, Ричарда Уильямса
(в блистательном исполнении Уилла Смита, эта роль принесла актеру премию «Оскар»). Ричард – отец великих теннисисток, сестер Серены и Винус Уильямс. Вовлеченные родители – казалось бы, что может быть лучше, но зачастую достижение успеха – это желание именно родителей. Ребенок попадает в сложнейшую эмоциональную ситуацию. Он должен, обязан соответствовать ожиданием своих, жаждущих его славы, родителей. Танцуя на соревнованиях, такой ребенок переживает не за себя, не за свой танец, а за маму.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71204281?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Дуэк К. Гибкое сознание – новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / пер. с англ. С. Кировой. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 389 с.

2
Ли Б. Путь опережающего кулака / пер. с англ. М. Каменец. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 306 с.

3
«Весна, Лето, Осень, Зима… и снова Весна» (Южная Корея, реж. Ким Ки Дук, 2003).

4
Грегерсен Х. Вопросы – это ответы: как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни / пер. с англ. Е. Ряхиной. – Москва: Манн, Иванов и Фарбер, 2019. – 283 с.

5
Stanier M. B. The coaching habit: say less, ask more & change the way you lead forever. – Ebook by Bright Wings Books, 2016.

6
Телеграм-канал «Родительство с Надеждой Матушкиной».

7
Имеется в виду анимационный фильм «Три богатыря и Шамаханская царица» (Россия, реж. Сергей Глезин, 2010).

8
Ван Дорцен Э. Доклад на онлайн-конференции 17 апреля 2020 г. на платформе onlineevents.co.uk.

9
«Король Ричард» (США, реж. Рейнальдо Маркус Грин, 2021).
Ребенок  который хотел танцевать. Путеводитель для родителей мечтающих детей Роман Манжосов
Ребенок, который хотел танцевать. Путеводитель для родителей мечтающих детей

Роман Манжосов

Тип: электронная книга

Жанр: Педагогика

Язык: на русском языке

Издательство: ООО "Свиньин и сыновья"

Дата публикации: 15.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Автор этой книги – коуч танцующих людей, известный в России и за ее пределами. Уже более десяти лет он занимается развитием образовательного проекта «Учимся учить» вместе с лучшими мировыми экспертами в области преподавания танца.

  • Добавить отзыв