Влияние культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет

Влияние культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет
Андрей Тихомиров


Историко-культурологические исследования индоевропейской культуры показывают ее влияние на Шумер и Древний Египет. Анализ влияния культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет затрагивает такие основные аспекты, как: методы строительства, верования, захоронения. Наблюдаются схожие элементы во многих культурных формах. В книге использованы различные источники.





Андрей Тихомиров

Влияние культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет





Страна городов Южного Урала


"Страна городов – древнейшие поселки, прообразы городов, которые найдены археологами на территории Южного Урала: в Башкортостане, Оренбургской и Челябинской областях РФ, а также на территории северного Казахстана. Города находятся на территории диаметром 350 км.

Все найденные города объединяет схожий тип строения, организации городской инфраструктуры, строительные материалы, время существования, а также одинаковая топографическая логика. Городища отчетливо видны на аэрофотоснимках. И именно эти снимки производят большое впечатление. Остовы городов по прошествии 4000 лет отчетливо проступают на фоне природного ландшафта, распаханных полей. Приходит осознание мастерства древних инженеров, спроектировавших и создавших такие города-системы. Сами города весьма были пригодны для жизни. Во-первых, они обеспечивали защиту от внешних врагов. Во-вторых, в городах было сделаны помещения для жизни и работы различных мастеровых людей (шорников, гончаров, металлургов, кузнецов и т. д.). Внутри каждого из городов имеется ливневая канализация, выводящая воду за пределы города. Рядом с городами организовывались могильники, сооружались загоны для животных. Уникальность: возраст памятников, – самому молодому из них 3700 лет, что сравнимо с древними Египетскими пирамидами; тип поселения – город.

В основном находят иные следы человеческой деятельности, курганы, захоронения; города возникали не стихийно, эволюционировав из деревушек, а сооружались сразу как города; на планете пока не обнаружены другие древние поселения (и не только древние) с подобным городским устройством и архитектурой; также: отличие от других культурных пластов степей Евразии; самая древняя из найденных колесниц (датирована 2026 годом до нашей эры); продукты развитой для того времени металлургии; достаточно совершенные древние гидротехнические сооружения (плотина, запруда, отводные каналы (Синташта); древняя ливневая канализация (Аркаим)" (Тихомиров А.Е., Сборник статей 2015 г. "Ridero", Екатеринбург, 2018, с. 15).




Древний Шумер и шумерский язык


Шумер – первичная цивилизация в истории, расположенная в южном Двуречье, на юге современного Ирака. Около 3000 г. до н.э. на территории Шумера начали образовываться города-государства (Лагаш, Киш, Ур, Урук и другие), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего в 24 веке до н.э. объединили Шумер под властью Аккада.

Самоназвание "Шумер", как считают большинство ученых, является аккадского происхождения от шумеров "черноголовые"; шумерское название области – "Киэнги", что, возможно, первоначально было только именем поселения около древнего города Ниппура, в котором находился Экур – храм общешумерского верховного бога Энлиля; однако впоследствии это название распространилось на всю центральную и южную часть Южной Месопотамии (Двуречья – Тигра и Евфрата).

По соседству с шумерами обитали семитоязычные аккадцы, имевшие такое же самоназвание. Обе группы населения отчетливо не отличали друг друга; вместо этого преобладал принцип деления по общинам: "люди города Ура", "люди Киша" и т. д. С возникновением Аккадского царства в середине 3-го тысячелетия до н. э. шумерский в быту начал стремительно вытесняться аккадским. Со 2-го тысячелетия до н. э. единое аккадоязычное население Южной Месопотамии – потомки шумеров и аккадцев – принято называть вавилонянами, а титул "царь Шумера и Аккада" заимствуется вавилонскими царями.

Самые ранние известные тексты в мире происходят из шумерских городов Урук и Джемдет Наср, и датируются между около 3350 – около 2500 г. до н.э., после периода предписьменности около 4000 – около 2500 г. до н.э.

«Наиболее широко распространены слоговые системы письма в Индии и Юго-Восточной Азии. Самыми ранними из них являются письменности кхароштхи и брахми (3 в. до н. э.). Полагают, что кхароштхи образовано из арамейского алфавитного письма путём создания вариантных письменных знаков на основании принципов, выработанных в брахми. Что касается брахми, то его пытались либо связать с южно-¬семитской или также с арамейской системой письма, либо с протоиндийским словесно-слоговым письмом, для которого характерно образование лигатур (слитных начертаний), аналогичных по принципу лигатурам для слоговых знаков позднейших индийских систем письма. Но памятники протоиндийского письма (дравидского) исчезают в 1-й половине 2~го тысячелетия до н. э., после вторжения арийцев (индоевропейцев), а древнейшая надпись брахми не восходит далее 2-ой половины 1-го тысячелетия до н. э., и непосредственного сходства системы знаков между брахми и протоиндийским письма не наблюдается. Это и не может наблюдаться, так как они сформировались в разное время и на разных территориях. Скорее всего брахми является продолжением развития древней индоевропейской системы письма, сформированной на территории Южного Урала. … На происхождение финикийского алфавита имеется несколько точек зрения. Согласно одной, он основан на выделении из египетской системы письма знаков для отдельных согласных и на дальнейшем видоизменении их форм. Некоторые учёные предполагают, что в основу финикийского алфавита положен акрофонический принцип, то есть каждая графема обозначает звук, с которого начинается слово, обозначающее изображаемый предмет. При этом за прототип принимают то иероглифические, то скорописные формы. В качестве промежуточной ступени предполагают рисуночный алфавит надписей Синайского полуострова. По другой теории, финикийский алфавит, будучи построен по акрофоническому принципу, является потомком критского линейного письма. Слабость этой теории заключается в хронологических расхождениях (древнейшие надписи финикийского письма относятся к началу 2-го тысячелетия до н. э., а наиболее ранние линейные надписи Крита появились лишь в середине того же тысячелетия) и в игнорировании наличия в самой Финикии (город Библ и др.) открытого в середине прошлого века местного линейного слогового письма, сходного с финикийским по начертаниям. Согласно третьей теории, финикийский алфавит является дальнейшим упрощением библского слогового письма, которое, в свою очередь, восходит к одной из древневосточных систем (предположительно египетской). Во всяком случае, в основе финикийского алфавита, угаритского клинописного алфавита, применявшегося в северной Финикии (имеющего с ним общий порядок перечисления букв), и южно-семитского алфавита лежит общий, возможно чисто слоговой или словесно-слоговой, прототип. Четвёртая теория обосновывает происхождение финикийского письма из протоиндоевропейского, о чем свидетельствуют артефакты Санташты-Аркаима доказывающие, что древнейший алфавит зародился на территории Южного Урала. Финикийцы были искусными мореплавателями, считаются изобретателями свечей, сделанных из воска, они посещали многие территории, распространяя письменность, а местные народы впоследствии приспосабливали её к своим языкам. Об этом пишет Тихомиров А.Е. в книге "Меру – Уральские горы?", "ЛитРес", Москва, 2023» (Тихомиров А.Е., Проблема происхождения письменности. "ЛитРес", Москва, 2023, с. 17, 18).

Некоторые историки предположили, что Шумер был впервые окончательно заселен между около 5500 – 3300 гг. до н.э. западно-азиатским народом, говорившим на шумерском языке (указывая в качестве доказательства названия городов, рек, основные занятия и т.д.), несемитском и не индоевропейском агглютинативном языковом изоляте. Другие предположили, что шумеры были североафриканским народом, который мигрировал из Зеленой Сахары на Ближний Восток и был ответственен за распространение земледелия на Ближнем Востоке. Однако противоположные свидетельства убедительно свидетельствуют о том, что первое земледелие зародилось в Плодородном Полумесяце. Хотя конкретно шумеры не обсуждаются, Лазаридис и др., 2016 г., предположили частичное североафриканское происхождение некоторых досемитских культур Ближнего Востока, особенно натуфийцев, после тестирования геномов носителей натуфийской и неолитической культур, существовавших до появления керамики. Некоторые ученые связывают шумеров с хурритами и урартийцами и предполагают, что их родиной является Кавказ, где развивались иберо-кавказские народы.

Академик РАЕН Николаев В.В. доказывает, "… что в очень древние времена шумеры пришли в Месопотамию из Центральной Азии. Они, судя по их религиозным обычаям, были выходцами из горной местности, шумерский язык сходен с алтайской группой языков. К тому же пиктографическое письмо, зародившиеся в Месопотамии, основывается на древних алтайских языках (Штайн Вернер, Хронология мировой цивилизации, М., 2003, с. 12, 14) ". И далее Николаев В.В. продолжает: "Около 4000 лет назад племена индоевропейцев, или тогда еще ариев, покинули свою родину в современной южной России. Некоторые из них двинулись к югу на земли, ныне находящиеся в границах Ирана (название "Иран" произошло от слова "Ариан"), и далее в Индию. Другие переселились в Анатолию (территория современной Турции), а также в зону "Плодородного Полумесяца" (Иллюстрированная всемирная история: с древних времен до XVII века. Энциклопедия "Я познаю мир", М., 1999. с. 34)" (Николаев В.В. История предков чувашей. XXX в. до н.э. – XV в. н.э. Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова, 2005, с. 16-17). Это территория современного Ближнего Востока.

Доисторический народ, живший в регионе до шумеров, был назван "протоевфратеями" или "убайдийцами", и, как предполагается, произошел от культуры Самарры в северной Месопотамии. Убайдийцы, хотя сами шумеры никогда не упоминали о них, современные ученые предполагают, что они были первой цивилизующей силой в Шумере. Они осушили болота для сельского хозяйства, развили торговлю и основали промышленность, включая ткачество, изделия из кожи, изделия из металла, каменную кладку и гончарное дело.

Некоторые ученые оспаривают идею о протоэфратском языке или одном субстратном языке; они думают, что шумерский язык, возможно, первоначально был языком народов, которые охотились и рыбачили, которые жили в болотистой местности и в прибрежном регионе Восточной Аравии и были частью арабской двухфазной культуры. Шумеры жили вдоль побережья Восточной Аравии, современного региона Персидского залива, до того, как он был затоплен в конце ледникового периода.

Автор Владимир Мезенцев так описывает находки в болотах, а датчане – германцы (индоевропейцы), выходцы из степей Южного Урала: "В один из весенних дней 1950 года рабочие, добывающие торф в районе Толлундских болот, в Центральной Ютландии (Дании), наткнулись на труп человека. Казалось, он погиб совсем недавно – тление даже не коснулось его лица. Человек лежал на боку, закрытые веки и полуоткрытые губы придавали ему выражение спящего. Волосы на голове были коротко подстрижены, подбородок выбрит. Кроме остроконечной кожаной шапки и кожаного ремня, на нем ничего не было. А шею стягивал ремень-удавка, петля врезалась в горло. Было ясно, что неизвестный погиб насильственной смертью. На торфяник прибыла полиция, а вместе с ней сотрудники одного из краеведческих музеев. Вывод ученых был неожиданным: ни о каком недавнем преступлении говорить не приходится. Рабочие нашли человека железною века. Он жил около двух тысяч лет назад. Редкостную находку доставили в Копенгаген. Ее тщательно исследовали врачи и судебно-медицинские эксперты. Вскрытие показало, что и внутренние органы сохранились хорошо. В желудке и кишечнике были обнаружены остатки пищи, съеденной примерно за двенадцать часов до смерти. Неизвестный человек, вероятно, был повешен, а не удушен обнаруженным у него на шее ремнем. Рентген показал, что кости черепа не повреждены, сохранившийся мозг лишь несколько усох.

Теперь голова толлундского человека находится в одном из датских музеев. Глядя на нее, трудно поверить, что этот человек жил тысячи лет назад. Через два года в тех же местах, близ селения Граубалле, из торфяной могилы извлекли еще одного покойника. Он также погиб насильственной смертью: от уха до уха зияла большая ножевая рана. Сохранность трупа была исключительной. С отдельных пальцев даже удалось снять дактилоскопические отпечатки. Ученые установили, что этот человек жил свыше двух тысяч лет назад. Радиография головы показала: мозг сохранился прекрасно, хотя слегка уменьшился в объеме. Оба полушария и мозговые извилины были отчетливо заметны на рентгеновском снимке.

Погруженный в болото, труп много веков подвергался процессу дубления, благодаря чему и сохранился до наших дней. Этот процесс, начатый природой, был завершен в лаборатории методом «дубления в яме» с использованием дубовой коры; продолжалось это более полутора лет. А затем человек из Граубалле был помещен в Доисторический музей в Орхусе, где он лежит в том же виде, в каком был обнаружен на торфянике. В замке Готторп, в Шлезвиге (ФРГ), хранится голова мужчины с необычной для нашего времени прической. Рыжеватые волосы, довольно длинные, собраны с правой стороны в замысловатый, искусно скрученный узел.

Когда эта голова была найдена в одном из торфяников, ученые вспомнили о том, что древнеримский историк Тацит, описавший жизнь древних германцев, упоминает именно о такой прическе – она была типичной у мужчин швабского племени. В своем сочинении «Германия» Тацит пишет, что насильственное лишение человека жизни у 'этих племен было либо наказанием за преступление, либо жертвоприношением богам. Обвинить человека в преступлении, наказуемом смертью, можно было только на собрании всего племени. Предателей и перебежчиков вешали на дереве, а трусов и преступников бросали в болото. Торфяники северо-западной Европы (Дании, ФРГ, Норвегии и других стран) являются своеобразным хранилищем останков людей железного века. В них обнаружено уже около семисот мужчин, женщин, детей. Законсервированные самой природой, они предстают через тысячелетия в таком виде, что способны вызвать суеверный страх. А в одном из торфяников в Дании археологи обнаружили целую деревню железного века. В ней около двадцати домов. Как и большинство домов ютландских земледельцев, живших две тысячи лет назад, они служили укрытием и людям, и домашнему скоту. Самый большой дом имел двадцать семь метров в длину и около восьми метров в ширину, а самый маленький был немного уже и в два раза короче. Дома сложены из торфа и покрыты соломой или вереском. В прошлом веке в тех же датских болотах был обнаружен почерневший труп женщины, одетой в богатые одежды. Как она попала сюда? Ответ ученые дали после того как изучили сохранившееся одеяние. По записям в летописи установили, что девятьсот лет назад за какие-то прегрешения король Дании приказал утопить свою жену в болоте. О том, насколько прекрасно консервирует болото попавшие в него тела и предметы, можно судить по такому примеру: при рытье колодца рабочие нашли в торфяных пластах неразложившиеся свиные туши" (Мезенцев В.А. Чудеса: Популярная энциклопедия, главная редакция "Казак энциклопедиясы", Алма-Ата, 1992, том 1, с. 124-125).

Шумерская цивилизация сформировалась в период Урука (4-е тысячелетие до н.э.), продолжаясь в Джемдет Наср и раннединастический периоды. Шумерский город Эриду, расположенный на побережье Персидского залива, считается одним из старейших городов, где, возможно, слились три отдельные культуры: крестьянских фермеров-убайдийцев, живущих в глинобитных хижинах и практикующих ирригацию; мобильных семитских скотоводов-кочевников, живущих в черных палатках и пасущих стада овец и коз; и рыбаков, живущих в тростниковых хижинах на болотах, которые, возможно, были предками шумеров.

Достоверные исторические записи начинаются с Энмебарагеси (ранняя династия I). Шумеры постепенно теряли контроль над семитскими государствами с северо-запада. Шумер был завоеван семитоязычными царями Аккадской империи около 2270 г. до н.э. (краткая хронология), но шумерский продолжал оставаться священным языком. Исконно шумерское правление возобновилось примерно на столетие при Третьей династии Ура примерно в 2100-2000 годах до н.э., но аккадский язык также некоторое время оставался в употреблении.

Шумеры были совершенно неизвестны в ранний период современной археологии. Жюль Опперт был первым ученым, опубликовавшим слово "Шумер" в лекции 17 января 1869 года. Первые крупные раскопки шумерских городов были проведены в 1877 году в Гирсу французским археологом Эрнестом де Сарзеком, в 1889 году в Ниппуре Джоном Паннеттом Питерсом из Пенсильванского университета между 1889 и 1900 годами и в Шуруппаке немецким археологом Робертом Кольдевеем в 1902-1903 годах. Основными публикациями этих находок были "Отрывки из халдеи Эрнеста де Сарзека" Леона Хьюзи в 1884 году, "Надписи Шумера и Аккада" Франсуа Тюро-Данжена в 1905 году и "Основные сведения о шумерской грамматике" по шумерской грамматике Арно Поебеля в 1923 году (Википедия – свободная энциклопедия).

В конце 4 тысячелетия до нашей эры Шумер был разделен на множество независимых городов-государств, которые были разделены каналами и межевыми камнями. Каждый из них был сосредоточен в храме, посвященном определенному богу или богине-покровителю города, и управлялся священнослужителем-губернатором (энси) или королем (лугалем), который был тесно связан с религиозными обрядами города. Пять "первых" городов, которые, как говорят, осуществляли додинастическую царскую власть "до потопа".

Кроме Мари, который находится в полных 330 километрах к северо-западу от Агаде, но который указан в списке царей как "осуществлявший царствование" в период ранней II династии, и Нагара, форпоста, все эти города находятся на аллювиальной равнине Евфрат-Тигр, к югу от Багдада, на территории нынешних Бабиля, Диялы, Васита, Ди Кар, Басры, Аль-Мутанны и Аль-Кадисия, мухафазы Ирака.

Шумерские города-государства пришли к власти в доисторические периоды Убайда и Урука. Письменная история шумера восходит к 27 веку до нашей эры и ранее, но исторические записи остаются неясными вплоть до периода III ранней династии, около 23 века до нашей эры, когда язык письменных источников становится легче расшифровывать, что позволило археологам читать современные записи.

Аккадская империя была первым государством, которое успешно объединило большие части Месопотамии в 23 веке до нашей эры. После Гутианского периода царство Ур III аналогичным образом объединило части северной и южной Месопотамии. Это закончилось перед лицом вторжений амори в начале второго тысячелетия до нашей эры. Аморитская "династия Исин" просуществовала до около 1700 г. до н.э., когда Месопотамия была объединена под вавилонским правлением.

Новый каменный век: около 10000 – около 5000 г. до н. э.

Период Убайда: около 6500 – около 4100 г. до н.э.

Медный век: около 5000 – около 3300 до н.э.

Период Урука: около 4100 – около 3100 г. до н.э.

Фазы XIV–V Урука: около 4100 – около 3300 до н.э.

Фаза IV Урука: около 3300 – около 3100 г. до н.э.

Ранний бронзовый век I: около 3300 – около 3000 г. до н. э.

Период Джемдет Насра (фаза Урука III): около 3100 – около 2900 г. до н.э.

Фаза III Урука: около 3100 – около 2900 г. до н.э.

II век ранней бронзы: около 3000 – около 2700 г. до н. э.

Период ранней династии I: около 2900 – около 2800 г. до н. э.

Династия Киш I (Энмебарагеси)

Раннединастический период II: около 2800 – около 2600 г. до н.э.

Династия Урук I (Гильгамеш)

Раннединастический период IIIa: около 2600 – около 2500 г. до н. э.

Ур I династия

Династия Аван

Династия Киш II

Династия Хамази

Раннединастический период IIIb: около 2500 – около 2334 до н.э.

Династия Урук II

Династия Ур II

Династия Адаб

Династия марийцев

Династия Киш III

Династия Акшак

IV династия Киш

Династия Урук III

III век ранней бронзы: около 2700 – около 2200 г. до н. э.

Аккадский период: около 2334 – около 2154 г. до н. э.

Династия Аккадов (Саргон)

IV век ранней бронзы: около 2200 – около 2100 г. до н.э.

Гутианский период: около 2154 – около 2119 до н.э.

IV династия Урука

Династия Гутиан

Средний бронзовый век I: около 2100 – около 2000 г. до н. э.

Период Ура III: около 2119 – около 2004 до н.э.

Династия V Урука

Династия Ур III

Средний бронзовый век II A: около 2000 – около 1750 г. до н. э.

Период Исин-Ларса: около 2004 – около 1736 г. до н.э.

Династия Исин I

Династия Ларса

Средний бронзовый век II в. до н.э.: около 1750 – около 1650 г. до н.э.

Древневавилонский период: около 1736 – около 1475 до н. э.

Период Убайда отмечен особым стилем высококачественной расписной керамики, который распространился по всей Месопотамии и Персидскому заливу. Древнейшие свидетельства заселения происходят из Телль-эль-Уэили, но, учитывая, что условия окружающей среды в южной Месопотамии были благоприятны для заселения человеком задолго до периода Убайда, вполне вероятно, что более древние стоянки существуют, но еще не найдены. Похоже, что эта культура произошла от самарранской культуры из северной Месопотамии. Неизвестно, были ли это настоящие шумеры, которых отождествляют с более поздней культурой Урука. История передачи даров цивилизации (меня) Инанне, богине Урука, любви и войны, Энки, богом мудрости и главным богом Эриду, может отражать переход от Эриду к Уруку.

Археологический переход от периода Убайд к периоду Урук отмечен постепенным переходом от расписной керамики, производимой внутри страны на медленном круге, к большому разнообразию неокрашенной керамики, массово производимой специалистами на быстрых колесах. Период Урука является продолжением и переростком Убайда, основным видимым изменением которого является керамика.

Ко времени периода Урука, примерно 4100-2900 гг. до н.э., объем торговых товаров, перевозимых по каналам и рекам южной Месопотамии, способствовал возникновению многих крупных, стратифицированных городов с храмовыми центрами, с населением более 10 000 человек, где централизованные администрации нанимали специализированных работников. Совершенно очевидно, что именно в период Урука шумерские города начали использовать рабский труд, захваченный в горной местности, и в самых ранних текстах есть достаточно свидетельств того, что захваченные рабы были рабочими. Артефакты и даже колонии этой цивилизации Урук были найдены на обширной территории – от гор Тавр в Турции до Средиземного моря на западе и до западного Ирана.

Цивилизация периода Урук, экспортируемая шумерскими торговцами и колонистами, подобная той, что была найдена в Телль-Браке, оказала влияние на все окружающие народы, которые постепенно развили свои собственные сопоставимые, конкурирующие экономики и культуры. Города Шумера не могли поддерживать отдаленные колонии на большом расстоянии с помощью военной силы.

Шумерские города периода Урука, вероятно, были теократическими и, скорее всего, возглавлялись царем-жрецом (энси), которому помогал совет старейшин, включающий как мужчин, так и женщин. Вполне возможно, что более поздний шумерский пантеон был создан по образцу этой политической структуры. В период Урука было мало свидетельств организованной войны или профессиональных солдат, и в городах, как правило, не было стен. В этот период Урук стал самым урбанизированным городом в мире, впервые превысив 50 000 жителей.

Список древних шумерских царей включает ранние династии нескольких известных городов этого периода. Первый набор имен в списке – это имена царей, которые, как говорят, правили до того, как произошло крупное наводнение. Эти ранние имена могут быть вымышленными и включать некоторых легендарных и мифологических персонажей, таких как Алулим и Думизид.

Конец периода Урука совпал с колебанием Пиора, засушливым периодом около 3200-2900 гг. до н.э., который ознаменовал конец длительного периода более влажного и теплого климата, примерно с 9000 до 5000 лет назад, называемого климатическим оптимумом голоцена.

Династический период начинается около 2900 г. до н.э. и был связан с переходом от храмового учреждения, возглавляемого советом старейшин во главе со священником "Эн" (мужская фигура, когда это был храм богини, или женская фигура, когда ее возглавлял бог мужского пола) к более светскому Лугалу (Lu – мужчина, Gal – великий) и включает в себя такие легендарные патриархальные фигуры, как Думузид, Лугальбанда и Гильгамеш – который правил незадолго до открытия исторических записей около 2900 г. до н.э. , когда ныне расшифрованное слоговое письмо начало развиваться на основе ранних пиктограмм. Центр шумерской культуры оставался в южной Месопотамии, хотя правители вскоре начали экспансию в соседние области, а соседние семитские группы восприняли большую часть шумерской культуры как свою собственную.

Самый ранний династический царь в списке шумерских царей, имя которого известно из любого другого легендарного источника, – это Этана, 13-й царь первой династии Киша. Самым ранним царем, подтвержденным археологическими свидетельствами, является Энмебарагеси из Киша (ранняя династия I), чье имя упоминается в Эпосе о Гильгамеше, что наводит на мысль, что сам Гильгамеш, возможно, был историческим царем Урука. Как показывает Эпос о Гильгамеше, этот период был связан с усилением войн. Города обнесли стенами и увеличились в размерах по мере исчезновения незащищенных деревень на юге Месопотамии. И Энмеркару, и Гильгамешу приписывают строительство стен Урука.

«Урал – это регион географически со времен палеолита был мостом с юга на север – эта горная магистраль из Великой степи в Арктику оказалась очень важной для эпохи первоначального заселения Евразии. Во всех мифологиях горы – это божественная сфера. Кроме того, все ранние жилища находились в пещерах (человек осваивал планету, выгоняя оттуда пещерного медведя). Горы – это удобное место для «гнезд», в которых живут люди, в горах хорошо прятаться. Не случайно Урал был и дорогой, и скоплением «гнезд». Здесь был, с одной стороны, перекресток интенсивного движения, с другой – укрытия. Именно на Урале и возникает древнейшая цивилизация в мире, чьи выходцы и основывают древнейшие государства на планете – в Шумере, Древнем Египте, Индии, Персии и Китае. Поэтому пришедшие в Двуречье шумерийцы и заложили там основы одной из самых великих цивилизаций, и вот почему шумерская письменность родилась «как бог из машины» – внезапно и сразу в развитом виде, её основы уже существовали у древних индоевропейцев. Ещё в 1961 году у румынского селения Тэртэрия были найдены 3 глиняных таблички, покрытые пиктографической письменностью и датируемые 5-м тысячелетием до н.э. (до есть им 7 тысяч лет!), то есть задолго до шумерийцев (3-е тыс. до н.э.). Шумерийцы уверенно помещали свою прародину где-то на северо-востоке. Где – они и сами в точности не знали, хотя центральный герой их эпоса Гильгамеш именуется «Всё Видавшим». Единственная примета прародины – горный рельеф.

Теперь можно с уверенностью сказать, что это – Уральские горы.

В языке шумерийцев слово «ур-эр-ар» сохраняло двойное значение – гора и страна. Сравните названия географических пунктов Двуречья (Месопотамии) и прилегающих территорий, в том числе Шумера: Эриду, Арарат, Ур, Урарту, Урук, арии; имён правителей, героев древнейшего эпоса данного региона: Урзабаба, Урзина, Урнамму, Урукагина; древнейшего храма-башни – зиккурат. Везде присутствует основа «ур-эр-ар». Мансийское (финно-угорский язык) слово «ур» означает «гору», «возвышенность». Общетюркское слово «арал»: «остров», «междуречье», «возвышенность». Это доказывает реальность существования древнейшей ностратической макросемьи языков. В качестве археологических культур, которые могли быть соотнесены с областью общеиндоевропейского культурного комплекса, учёные называют халафскую, убейдскую, чатал-хююкскую культуры в Юго-Западной Азии и куро-араксинскую в Закавказье. Вторичной промежуточной прародиной индоевропейцев, по мнению этих ученых, явилось Северное Причерноморье, где их расселение датируется III тысячелетием до н. э. К югу от ареала индоевропейской семьи, возможно, сформировалось ядро семито-хамитской (афразийской) языковой семьи. Севернее индоевропейцев жили, по-видимому, носители картвельского праязыка, восточнее – дравидийского праязыка. Прародина уральских (финно-угорских и самодийских) тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков находилась, вероятно, на северо-восточной периферии. К этой ностратической макросемье языков относятся индоевропейская, семито-хамитская, или афразийская, картвельская, уральская, дравидийская, тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, чукотско-камчатская и, возможно, эскимосо-алеутская языковые семьи. На языках этой огромной макро-семьи теперь говорит свыше 2/3 всего населения мира» (Тихомиров А.Е., Тихомирова Г.М., Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале. "Ridero", Екатеринбург, 2017, с. 18-19).

«В 1960-е годы в погребениях курганов III-II тысячелетий до нашей эры на юге России от Волги до Урала археологи находили медные изделия. Металл исключительно чистый – как современная электрохимическая медь. Предполагалось, что его источник – место под названием Каргалы на Южном Урале. К его систематическому изучению ученые приступили только в 1989-м.

Первооткрыватель этого археологического памятника, член-корреспондент РАН Евгений Черных в книге "Каргалы – забытый мир" описывает, как "химический портрет" меди помог проследить широкое распространение сделанных из нее предметов – их обнаруживают в районе Днепра, на Кубани, в Крыму.

В ту эпоху медь была редким дорогим металлом, поэтому из нее изготавливали ритуальные изделия, которые знатный покойный забирал с собой в загробный мир: топоры, кинжалы, шила. Форма их похожа на те, что делали в других металлургических центрах Циркумпонтийского региона. Но если там использовали бронзу – сплав меди с мышьяком или оловом, то на Южном Урале преобладала чистая медь.

Еще одна странность. В бронзовом веке южноуральские степи населяли скотоводы, которые вели подвижный, по сути, кочевой образ жизни. Сложно представить, что их интересовало кузнечное дело, однако факт налицо: останки местных умельцев находят в древних захоронениях, обычно при них – богатый погребальный инвентарь и литейные формы. Судя по всему, кузнец среди номадов был фигурой уважаемой. Археологи проанализировали десятки тысяч металлических изделий бронзового века, обнаруженных на территории от Южного Урала до Днепра. Из чистой меди изготовлена только половина. Это очень мало, учитывая колоссальный объем горных выработок в Каргалы, – исследователи ожидали иного результата.

Теперь становится понятным, что львиная доля каргалинской меди была использована для изготовления первых денег. Древние металлурги ушли с рудников из-за того, что руда закончилась "после двух тысяч лет интенсивной эксплуатации" и они просто-напросто мигрировали в другие места в поисках новых месторождений, в частности – в Европу (слово Эреб-Европа в переводе с финикийского означает "Закат", Асия –Азия – "Восход" – Солнце восходит на Востоке, садится на Западе) и в Индию, часть в Китай.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71046010?lfrom=390579938) на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Влияние культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет Андрей Тихомиров
Влияние культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет

Андрей Тихомиров

Тип: электронная книга

Жанр: История Древнего мира

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 05.09.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Историко-культурологические исследования индоевропейской культуры показывают ее влияние на Шумер и Древний Египет. Анализ влияния культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет затрагивает такие основные аспекты, как: методы строительства, верования, захоронения. Наблюдаются схожие элементы во многих культурных формах. В книге использованы различные источники.

  • Добавить отзыв