О воспитании детей. Мой опыт и не только

О воспитании детей. Мой опыт и не только
Владимир Мишустин


Эта книга была написана на основании моего собственного опыта и моих познаний в психологии. Которые я получил по мере возникших обстоятельств.В психологию меня привела необходимость, но полученные знания и опыт предопределили задатки для благополучия.Я надеюсь, что эта книга послужит хорошую службу для родителей, которые любят своих детей и желают им счастья, но не всегда могут подать его правильно.





О воспитании детей

Мой опыт и не только



Владимир Мишустин



© Владимир Мишустин, 2024



ISBN 978-5-0064-5217-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero




Предисловие


Идея написать эту книгу возникла у меня, после моего опыта в воспитании и перевоспитании детей. У нас их трое, так что я в этом вопросе не теоретик.



Сейчас я сам консультирую уже более шести лет как психолог. Но, этому предшествовал опыт. Который нам с супругой волей-неволей пришлось получить.



Моя семья, считалась по общепринятым меркам благополучной. Даже более чем. Я занимался бизнесом. Моя жена, работала в моей фирме, в качестве бухгалтера, и материально мы были обеспечены более чем хорошо.



Ничто не омрачало нашего благополучия, кроме разве что регулярных экономических кризисов, к которым наше население уже практически привыкло.

Проблемы у нас начались, когда нашему старшему сыну было тринадцать-четырнадцать лет.



Он съехал в учебе, стал пропускать школу, а мы стали регулярными гостями в кабинете завуча.

Периодически мы разговаривали с директором школы. Администрация школы решительно заявляла, что с ребенком что-то не так. Мы с женой их мнение поддерживали. Но, совершенно не могли понять, что…



Получалась удивительная ситуация: со стороны школы все блестяще. Они с уверенностью говорили о своем благополучии как педагогов, и неблагополучии ребенка, в качестве ученика. С нашей родительской стороны тоже было все хорошо. Мы как родители старались делать максимально для счастья нашего сына. А проявления в поведении, у него были такие, как будто он живет среди не очень благополучных людей.



Мы никак не могли найти объяснения этому явлению. И нам оставалось только сокрушаться по этому поводу.

Однако, выраженность проблемы стала нарастать. И когда нашего сына не было в школе неделю, мы решили всерьез заняться вопросом его воспитания.



Было даже желание оправить его в кадетский корпус. Чтобы там из него сделали «человека». Но, слава богу до этого не дошло.



Я обратился к одному из известных психотерапевтов. И обозначил проблему, которую хотел решить. Мне бы хотелось это сделать как можно скорее. Поэтому я просил выписать какой-нибудь хороший медикамент. Так, чтобы он пришел в норму раз и навсегда.



Психотерапевт, не торопился с назначением схемы лечения, а предложил нам с супругой позаниматься в группе. Где занимались такие же несчастные родители. Которым не повезло с детьми.



Через полгода у меня стали закрадываться мысли, что возможно я не там ищу. И не с ребенком проблемы, а есть вопросы к его «воспитателям». Причем, супруга удивительным образом проявила более высокую прозорливость в этом вопросе. То, что до меня доходило полгода, она сообразила за месяц…



И мы занялись изучением психологии и логики. (Благо, что сами врачи, и нам это давало хорошее подспорье в освоении знаний)

С ростом нашей осведомленности, стала прослеживаться связь, между поведенческими проявлениями ребенка и поведением его родителей. А также поведением педагогического состава школы.



Тогда, наступила потребность в переменах. Как оказалось, наше традиционное воспитание, оказывает скорее негативный отпечаток на судьбу наших детей, нежели задает им предпосылки для благополучия. (Моей дипломной работой по психологии была «помощь женщинам в ситуации развода». Так вот, в нашей стране 80% разводов. Это значит, что как минимум 80% семей несчастны. Иначе, зачем бы они разводились? А если учесть, что некоторые не разводятся юридически, но вместе не живут, то я думаю ситуация еще хуже.)



Мы занялись коррекцией своего поведения. И удивительным образом, наш ребенок стал выравниваться вместе с нами. Причем, без единого посещения кабинета психолога. Это оказалось не нужным. Когда родители исправляют зазубрины в своем поведении, то и ребенок автоматически становится благополучным.



Мы узнали, главные принципы воспитания. И не только детей. Ведь воспитывать приходится и себя тоже. А это, как оказалось куда более трудная задача, чем воспитывать ребенка.



В общем, все у нас прошло хорошо. Сын хорошо закончил школу и поступил в мединститут (Сейчас он его уже закончил). Стал спортсменом. Сейчас он уже самостоятельный человек и хорошо стоит на ногах.



А я собрал свой опыт, совместил его с теоретическими знаниями, и решил написать книгу. Может быть, она кому-нибудь сыграет добрую службу.



В ней я расскажу о биологических предпосылках развития ребенка. Об ошибках в воспитании, которые приводят к проблемам. И конечно расскажу, что нужно делать, если вы попали в неприятную ситуацию. В конце книги, я подробно описал процесс «перевоспитания» ребенка.




Темперамент


Когда ребенок рождается, у него пока нет своего характера. Он не имеет представлений ни о себе, ни о мире, ни о родителях. В самом начале он имеет только темперамент.



Что это такое?



Темперамент – это природные свойства личности, определяющие динамику ее психической деятельности.



Природные, то есть биологические. В зависимости от того, как функционирует у человека нервная система, будет зависеть к чему он будет предрасположен в жизни.



У одного может быстро работать мышление, и он будет склонен к интеллектуальной работе. Другой, будет тонко чувствовать переживания людей, и может стать поэтом или психологом. Третий, может одновременно выполнять сразу несколько задач, и при этом еще умудряться думать о своих домашних. Вполне возможно, что это будущий руководитель. Такие качества весьма ценятся у управленцев. А четвертый, будет настолько излучать эмоциональную экспрессию, что станет актером. Ни и так далее.



А теперь подробнее о темпераменте. В нем выделили семь характеристик. По степени выраженности, которых, люди будут отличаться друг от друга.



Вот они:



– Сенситивность

– Активность

– Реактивность

– скорость протекания процессов

– Эмоциональная возбудимость

– Пластичность / ригидность

– Экстраверсия / интроверсия



Сенситивность – это чувствительность. Точнее, минимальный порог воздействия, который вызывает ту или иную реакцию у человека. Если холерик положит шляпу на скамейку рядом, и кто-то случайно на нее сядет, то холерик может подпрыгнуть и накинуться на растяпу с матюками. Сангвиник рассмеется, и этим дело и закончится. А меланхолик может разрыдаться.



Может показаться, что чувствительность, скорее негативная черта. Мол, чувствительный человек чаще обижается и обидеть его легче. Чем человека с «толстой» шкурой. Но это не так. Тонко чувствующие люди, действительно реагируют на более слабые стимулы в их адрес. И переживают более глубоко.



Но, при отсутствии невротизма, они эти уколы долго терпеть не будут. Они прямо скажут, что им не нравится. А если собеседник не поймет и продолжит в том же духе, то спокойно прекратят с ним общение. Убрав из своего ближайшего окружения людей, с которыми им дискомфортно. Поэтому, такая «чистка» в результате повышенной сенситивности имеет скорее положительное значение.



Другое дело если человек высоко сенситивный, но при этом страдает невротизмом. И для него уход может быть затруднен. В силу какой-то имеющейся зависимости. В этом случае, сенситивность будет служить источником мучительных переживаний. (Это устраняется, при устранении зависимости)



Активность – эта характеристика показывает, насколько человек упорен в достижении своих целей и преодолении препятствий. Можно сказать, насколько человек целеустремлен и настойчив.



Человек с высокой активностью будет бороться за достижение цели, несмотря на возникающие на его пути препятствия. У флегматиков она высокая. Поэтому, они очень настойчивы. Но, у них снижен «темп протекания» психических процессов. И может сложиться впечатление, что они «тупят». Это не так. Просто им нужно больше времени чтобы вникнуть.



Это люди из серии «долго запрягают, да быстро едут». При всей их тугоподвижности на начальных этапах, они способны развивать невероятную скорость, когда наконец разберутся что к чему. А сочетание скорости и активности, превращает их в нечто похожее на бронепоезд, который летит на всех парах.



Человек с низкой активностью может спасовать, когда появляются трудности. И предпочитает дела, которые ему даются легко. Но, не нужно сразу ставить ему диагноз, «слабой» активности. Надо учесть наличие невротизма. Так как, часто причиной такого «пасования», может быть истощение. Которое развилось вследствие того, что человек ставил себе слишком завышенные задачи. Или жил в условиях повышенных требований (И к самому себе кстати тоже). Он устает, и у него не хватает сил даже на небольшие препятствия.



Реактивность – это степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия. Имеется ввиду, насколько быстро и бурно реагирует человек. Один, на негромкий хлопок, может подпрыгнуть, другой просто повернуть голову, а третий и глазом не поведет. У холериков реактивность повышена, поэтому они максимально быстро и бурно реагируют на изменяющиеся условия. У флегматиков и меланхоликов понижена. От параметров темперамента, будет зависеть и работа, которая больше всего будет подходить человеку. Поэтому, флегматикам и меланхоликам не стоит заниматься работой, где нужно быстро переключаться. Зато, холерики и сангвиники, будут себя чувствовать в ней как рыба в воде.



Темп протекания реакций – это скорость психических процессов, которую можно измерить количеством мыслей в единицу времени. По сути, это скорость мышления человека. У холериков и сангвиников, она повышена, у флегматиков и меланхоликов понижена. Впрочем, у меланхоликов она не постоянная. Если меланхолик хорошо отдохнет, то соображает он тоже быстро.



Не знание особенностей своего темперамента и темперамента своих близких, может приводить к казусам. Если ребенок сангвиник или холерик, а родитель флегматик, то родитель может подумать, что ребенок легкомысленный и принимает решения не обдуманно. А если наоборот, родитель холерик, а ребенок флегматик, то родитель может подумать, что его ребенок глуповат…



Знать особенности темперамента необходимо для того, чтобы воспитывать детей согласно их природному расположению. В таком случае, дети смогут максимально развиться.



Кстати, если параметры темперамента тренировать, то можно немного повысить их количественные проявления. Человеку с низкой реактивностью можно давать игровые задания, где он мог бы тренировать свою переключаемость. А человеку с низкой активностью, давать несложные задания, в которых нужно было бы прилагать усилия (которые ему обязательно по силам) для достижения цели. Так что имейте это ввиду.



Пластичность / ригидность – это легкость, с которой человек приспосабливается к изменениям окружающих среды. Окружающая среда, это не только дождь или снег. Это еще и смена коллектива, изменение задач на работе, и все такое. Сангвиники это делают легко, флегматики и холерики с трудом, потому что они довольно ригидны. Руководителям это нужно учитывать. Это ни хорошо, ни плохо, просто нужно разное время.

Я например, от природы и тугодум и ригидный, я и думаю медленно и приспосабливаюсь медленно. Я помню, как после университета, я устроился на работу торговым представителем, в фармацевтическую компанию. Ох, как же долго я соображал, что к чему…. Чуть меня не уволили.



Экстраверсия / интроверсия – это показатель того, чем больше руководствуется человек. Внешним или внутренним. Экстраверты, больше управляются внешними впечатлениями. Если экстраверт встречает на улице праздничное шествие, он тут же чувствует подъем духа, и у него улучшается настроение.



Интроверт, может полюбопытствовать в честь чего шествие, но внутренне останется нейтрален. Экстраверты более интересные учителя, так как они лучше чувствуют аудиторию и более яркие в преподнесении материала.



Интроверты, не важные педагоги, но зато могут реферативно изложить материал, ни отклоняясь ни на миллиметр. Это крайне важное качество, когда времени мало и надо максимально сжато изложить суть. Можете поверить, они учтут все.



Если нужна работа, требующая пунктуальности и скурпулезности, лучше всего подойдет интроверт. Если нужна работа, где нужно договариваться, и личное обаяние человека будет играть не последнюю роль, лучше всего подойдут экстраверты.



Итак, выше я изложил семь характеристик, которые имеет наш темперамент.

Их количественной выраженностью и определяется тип темперамента.



Темперамент, это как базовые настройки человека. Только, эти настройки вечные. И поэтому, нужно их не менять, а нужно к ним подстраиваться.



Хочу привести такой пример. Раньше были устройства для регулировки качества звука, назывались эквалайзерами. В дорогой аппаратуре, это были отдельные блоки, в недорогой они были встроены. И выглядели они как ползунки. Перемещая, которые можно было усилить или ослабить звучание высоких частот, низких, или средних. Чем дороже была аппаратура, тем более тонкие настройки можно было сделать. Для каждого жанра музыки, делали свои настройки.



Так вот, в чем отличие между эквалайзером и темпераментом? Когда, дело касается музыки, то мы подгоняем настройки под музыку. А когда дело касается темперамента, то мы музыку подгоняем под настройки.



Различат четыре самых распространенных типа темперамента:



– Холерик

– Сангвиники

– Флегматик

– Меланхолик








При правильном воспитании, родители развивают сильные стороны ребенка. При неправильном, они пытаются усилить его слабые. Это приведет к тому, что он и сильные не разовьет, и его слабые сторону не достигнут вершин. Пусть лучше он будет развит в одной какой-то сфере, и будет полным профаном в другой. Это никак ему не помешает быть счастливым человеком. Чтобы следовать этому принципу, нужно в развитии отталкиваться от желаний ребенка, и способствовать их реализации. Родитель, может считать целесообразным занятие рисованием. А ребенок, занятия боксом. Надо выбирать бокс…




Влияние на темперамент ребенка


Любое взаимодействие родителей с темпераментом ребенка, можно разделить на три вида.



Первый – благополучный, когда родитель позволяет ребенку загружать себя согласно своим способностям и желаниям. В этом случае ребенок развивается благополучно. И во взрослой жизни будет счастливым человеком.



Второй – когда родитель пытается принудить ребенка проявлять себя на более высоком уровне, нежели заложено у того природой. Он как бы вытягивает этот параметр вверх. Быстрее думать, быстрее действовать, быть ярче эмоционально и т. д. Такой родитель, как садовод, который посадил цветок и тянет его за бутон вверх, в надежде что тот быстрее вырастет.



И третий – когда родитель тормозит проявления ребенка. Принуждает медленнее думать, поменьше выражать свои эмоции, быть менее спонтанным. У некоторых взрослых людей, результат такого воздействия заметен. Они ходят с маскообразными лицами и иногда бывает не понятно, что они чувствуют. У них внутри может бушевать буря, а снаружи будет легкий бриз…



Попытка принудить ребенка быстрее думать, или быть более эмоциональным, не приведут к реальным изменениям в этих характеристиках. Но, приведут к тому, что ребенок будет их как актер отыгрывать. Он может демонстрировать любовь, радость, расположение к человеку, совершенно не испытывая этого в реальности.



Есть такое понятие – свобода. Наверное, свобода это возможность быть собой. Согласно своему биологическому предназначению.



А вмешательство, в такую свободу, может приводить к курьезным случаям.

Лет двести назад (может не точно) в Англии произошел такой случай. Женщина умерла во время секса. А муж этого не заметил. Это произошло из-за правил поведения женщин в сексе. Говорилось, что во время секса, женщина должна лежать неподвижно. Не шевелиться и не издавать никаких звуков.

Все остальное, считалось нарушением семейного кодекса.



После этого, правила занятий сексом немного изменили: «Женщина, должна лежать неподвижно, но подавать признаки жизни».



А если бы вообще не лезли с регулировкой в эту сферу, то глядишь и самим мужикам было бы куда интересней.




Характер



Как вы поняли, из предыдущего раздела, двое разных детей, в одной и той же ситуации, могут вырасти разными. Один, со способностью гения, может «тупить», и не высовываться. А другой, даже не имея таких способностей будет стараться выглядеть «яркой» личностью. Постоянно активничая в этом отношении. Само собой, что также есть дети, которые получили хорошее воспитание и оценивают себя адекватно. Зная свои слабые и сильные стороны, и не преувеличивая и не преуменьшая своих способностей.



Основание, на котором формируется характер, это – темперамент. Влияя на величину проявления его свойств, родители формируют у ребенка характер. Влияние, оказанное на ребенка в детстве, фиксируется. И после 5 лет остается статичным практически на всю жизнь. Получается характер.



Что такое характер?



Характер, это устойчивые, индивидуальные свойства личности, которые отражают ее отношения к себе, окружающим людям и труду. Характер очень устойчивое образование и изменить его тяжело.




Почему?


Потому что, в его основе лежит темперамент, а темперамент имеет биологическое основание.

Поэтому, так трудно менять себя, если человек наметится это делать. Серьезные изменения происходят длительно. И этот процесс нельзя форсировать. Так как, нужно время что бы нервная система перестроилась.



Если вы занялись работой над собой, то ваша нервная система будет на это реагировать неодобрительно. Пытаясь вернуть вас обратно. Поэтому, на начальных стадиях, такие явления как подавленность, тоска, будут встречаться обязательно. И это нормально.

У характера, как и у темперамента есть свои свойства. Вот они:



– Целостность

– Активность

– Твердость

– Пластичность



Целостность – выражается в отсутствии противоречий. В отношениях к себе, людям и деятельности. Противоречие, это когда отношение к одному и тому же явлению может быть противоположным. Например, женщина одинока, но хочет наладить отношения с мужчиной. Она не глупа, привлекательна и почему бы не попробовать? Она свободно сходится с людьми, легка в общении, но вот личную жизнь наладить не получается. Потому что ей попадаются одни дефектные мужики. На первый взгляд это кажется совпадением, а при ближайшем рассмотрении закономерностью. Как происходит у нее процесс сближения? По началу она видит симпатичного мужчину и начинает оказывать ему знаки внимания. Все идет хорошо. И наконец, он реагирует на ее сигналы, и как бы оборачивается к ней, давая понять: «А вы мне тоже нравитесь!». Проходит короткое время, и она замечает, что «лучше бы он рта не раскрывал». Потому что, он оказывается совсем не таким, как она его видела раньше. У нее возникает к нему отторжение.



Когда это происходит раз или два, это нормально. Ей и правда могут попасться мужчины так себе. Но, когда так происходит раз за разом. И она годами не может наладить отношения, то это уже проблема не в мужчинах. Это означает, что в своем характере она имеет противоречие. И выглядит оно так: пока, он ей мало знаком, у нее сохраняется к нему интерес. Но, как только происходит эмоциональное сближение, у нее возникает к нему неприязнь. Она начинает видеть в нем недостатки. Раз за разом она будет пробовать наладить отношения, но у нее ничего получаться не будет. «Ну, где же подевались нормальные мужики!?», в сердцах будет спрашивать она.



Такие противоречия, могут наблюдаться в любой из сфер. И в рабочей в том числе. Их наличие мешает человеку наладить благополучие в своей жизни.




Активность


Следующая характеристика, это активность. Она показывает, насколько человек может противодействовать влияющим на него неблагоприятным факторам. В зависимости от этого выделяют сильные и слабые характеры. Тут она чем-то сходна с проявлениями активности в темпераменте.




Твердость


Эта характеристика, говорит о том, насколько человек сохраняет свои характерологические черты, при изменении окружающих условий. Добрый, человек может оставаться добрым, даже если обстоятельства становятся не благополучными. Твердость, также говорит о том, насколько человек упорен в отстаивании своего мнения. Нормальная твердость, это хорошо. Но, гипертрофированная твердость – плохо. Тогда, она превращается в упрямство. А упрямый человек, продолжает настаивать на том, что уже потеряло свою актуальность. Он с трудом пересматривает свое мнение. И не меняет цели, даже если борьба уже утратила смысл.



Вообще, твердость лежит в основе постоянства. А постоянство это основа стабильности. А стабильность, это основа для благополучия. Самые лучшие родители, это постоянные и предсказуемые. Дети с ними растут более спокойными. Так как четко понимают, как будет реагировать папа или мама в каждой конкретной ситуации.




Пластичность


Это параметр показывает, насколько легко человек приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.



Выше я перечислил количественные характеристики характера. А ниже я расскажу о качественных. Качественные характеристики проявляют свое значение в значимых для человека отношениях. Калифорнийский психолог Эрк Берн, предложил выделить три типа таких отношений. Под словом «качественные», подразумевается, положительно это отношение, или отрицательное.




Качественные свойства характера


Он выделил три типа отношений: Я, ВЫ, ОНИ. Если, вы всех людей разделите на группы, то у вас получится группа близких людей (ВЫ), которых вы хорошо знаете. И группа, не очень близких, которых вы мало знаете или совсем не знаете (ОНИ).



И есть, еще один собеседник, который в эти группы не входит. Это сам человек (Я). Он ведь общается и сам с собой.

От того, какие отношения у нас будут с этими группами людей, будет зависеть и наше благополучие в жизни.



Обычно, люди выделяют отношения к каждому конкретному человеку. Но. Это не совсем верно.

Тут вся фишка в том, что эмоциональное отношение формируется к группе, как к таковой. И все люди, которые будут в этих группах, будут этим отношением окрашиваться. Не зависимо от индивидуальных характеристик каждого.



Благополучие отмечалось знаком «+», а неблагополучие «-». То есть плюс и минус. (При хорошем отношении к себе, это «Я+», при плохом «Я-». Тоже самое и с другими позициями)



«Я» – отношение человека к самому себе. При благополучии (Я+), то бишь плюсе в этой позиции, человек к себе относится как к благополучному человеку. Он знает свои сильные и слабые стороны, и чувствует себя в жизни хорошо. К себе и другим людям не зависимо от обстоятельств он сохраняет положительное отношение. Как говорят: «Всегда остается человеком».



При неблагополучии в этой позиции, (Я-) человек себя не считает благополучным. Он затрудняется высказывать своего мнения, а тем более его отстаивать. Часто попадается под влияние таких людей, которые его могут серьезно эксплуатировать, не зависимо от его собственных интересов.



ВЫ – отношение к близким людям. Например, к членам своей семьи. Если в этой позиции благополучие (ВЫ+), то люди будут положительно настроены к своим близким. Они будут видеть их недостатки, но спокойно к ним относиться. Без критики и требований к изменениям. Если в позиции минус (ВЫ-), то они будут относиться к близким, как к людям не благополучным, не самостоятельным, не очень умным, не дееспособным и т. д. К близкому кругу людей возникает неприязнь. Сразу хочу заметить, что позиция (Я, ВЫ, ОНИ) является не осознаваемой. И своего плохого отношения люди не понимают.



ОНИ – это отношение к людям малознакомым, и совсем не знакомым. То есть, к людям вообще. У людей, с плюсом в этой позиции (ОНИ+), будет доброе отношение к окружающим, открытость к новым контактам. Они будут легко знакомиться и налаживать новые отношения. Если в этой позиции минус (ОНИ-), то человек будет плохо себя чувствовать с новыми людьми. Знакомств будет избегать. И постарается вообще не «высовываться». Такие люди, могут имеют плохие отношения с близкими, и могут очень долго терпеть. Из-за того, что налаживать новые отношения для них еще тяжело.



М. Е. Литвак добавил еще одну позицию ТРУД. Эта позиция отражает отношение человека к деятельности. То есть к работе.



ТРУД. Человек, у которого в этой позиции плюс (ТРУД+), будет выбирать ту работу, которая ему нравится. Человек, у которого в ней минус (ТРУД-), будет руководствоваться исключительно выгодой, которую эта работа дает. Он ориентируется только на материальные или статусные выгоды.



Зная эти особенности, можно легко предсказывать, как люди будут вести себя в тех или иных ситуациях.

Допустим, женщина или мужчина у которых во всех позициях плюс, кроме позиции ОНИ, расстается со своей второй половиной. После длительных, но плохих отношений. И кажется, что сейчас он бросится на перебой, настраивать новые. А нет… после того, как они разойдутся, он «зависнет».



Потому что налаживать новые отношения, для него будет тяжело. Из-за минуса в позиции ОНИ. Он же всех незнакомых и малознакомых ему людей, будет считать людьми не благополучными. Вот и будет для него затруднительно себе кого-нибудь найти.



Помните я пример приводил про противоречия в характере? Когда женщина хочет наладить новые отношения, но все время ей попадаются «не те»? Это объясняется плюсом в позиции ОНИ, и минусом в позиции ВЫ.



Она легко сходится с людьми, и заводит новые знакомства. Потому что к малознакомым людям она относится хорошо. Именно в это время, она видит реальные качества мужчины. Но, как только происходит эмоциональное сближение, все портится. При эмоциональном сближении, новый знакомый переходит в позицию более близкого человека, в позицию ВЫ. А у нее в этой позиции минус. Все люди, попадающие в эту группу, окрашиваются негативно. Вот она и начинает замечать в них «недочеты».



Я, ВЫ, ОНИ, ТРУД – это структура характера. Зная, из чего он состоит, можно легко понять структуру своего. И при желании произвести коррекцию.



От чего зависит формирование характера? От того, насколько ребенка любили в детстве. Разные родители, по-разному воспитывают своих детей. И если взять все стили воспитания, и разделить их на большие группы, то таких получится три.




Стили воспитания детей


Хорошее воспитание выглядит одинаково. Ребенок благополучно вырастает таким, каким его определила природа. При не очень хорошем, наблюдаются варианты. И эта глава про них.



– Преследовательский

– Избавительский

– Смешанный



При преследовательском стиле, ребенка часто наказывают и критикуют. Сочетая это с большим количеством пророчеств, угроз и заверений в неблагополучии. Ключевое воздействие при таком стиле, это подавление проявлений ребенка.



При таком стиле воспитания, возникает впечатление, что родители только и ждут возможности чтобы его покритиковать.



Я как-то наблюдал такую картину: бабушка «гуляла» с ребенком во дворе. Она шла рядом и внимательно следила за каждым его шагом. И как только он отклонялся, от «прямой линии», она сердито выкрикивала: «Ты куда свернул!? Совсем ослеп?!», «Смотри под ноги, а не по сторонам», «чего ты тянешься к цветку?! Ты его не сажал!», «Не подбирай машинку, ты не знаешь сколько кошек и собак на него гадили!!!».



Создавалось впечатление, что над маленьким ребенком навис коршун. И только и ждет от того оплошности чтобы клюнуть его в темечко.



Дети в таком случае, воспринимают и впитывают в себя всю критику, которую им транслирует родитель. И уверуют в свою несостоятельность. Иногда, это происходит из-за плохого настроения родителя.



А иногда, из-за неумения некоторых родителей правильно делать замечания. И вместо поступка, они критикуют личность. Хотя, самого ребенка любят. На уровень личности можно переходить, только если вы говорите хорошее. А если вам что-то не нравится, то ограничьтесь критикой поступка.



Когда критикуют поступок, ребенок понимает, что сделал что-то не так. Но, при этом будет считать себя хорошим человеком. Когда критикуют личность, то ребенок думает, что он и делает все не так. И человек плохой.



В сердцах, родители могут выкрикивать оскорбления, пророчества и даже проклятия в адрес ребенка. Потом, когда они отходят они успокаиваются. И могут не помнить того, что наговорили.



Для ребенка это просто так не проходит. Он впитывает все что говорит родитель и всему верит. Хотя, при этом может спорить или вести себя вызывающе.



В самых неблагополучных случаях, в голосе будут звучать проклятия, и пожелания смерти. Это могут быть не прямые приказы умереть. А высказывания типа: «…….ое отродие!» (Обычно склоняется фамилия отца), или «Господи! Куда б ты делся!», «как же ты меня замучил!».



Такие высказывания родителя, берутся ребенком как приказы, подлежащие обязательному исполнению. Конечно, он их не сразу принимает. Но и родители не ленятся их повторить несколько раз.



Для родителя хорошо бы понять такое правило: когда, речь касается любого негативного высказывания, оно воспринимается ребенком как приказ, подлежащий непреложному исполнению. (Тут, ключевым является непреложность)) Поэтому, перед тем как что-то сказать, имеет смысл задуматься: А хочет ли родитель, чтобы это реально исполнилось?

И может быть, он откажется говорить, что только что собирался.



Тут речь идет не только о грубых выражениях, которые большинство людей, так и воспринимает. Сюда же относятся насмешки, ирония, и снисходительное отношение к способностям ребенка, и результатам его деятельности (Когда на уроках логики мы разбираем, что на самом деле сказал родитель, у некоторых глаза на лоб лезут от удивления)



Некоторые родители, пытаются сглаживать свои вспышки гнева. Тем, что потом заласкивают ребенка. И думают, что этим «компенсируют» нанесенную ему обиду. Это не компенсирует. А наоборот, утяжелит ситуацию. Потому что ребенок, будет знать, что после того плохого что ему сделали, он получит любовь и внимание. И будет подспудно стремиться, к тому «плохому».



Если родители бьют ребенка и потом заласкивают, успокаивая, что будет происходить когда он вырастет? Он будет провоцировать людей, к тем действиям, которые совершал родитель. И после которых уделял ему внимание.



Тут нет способа избежать формирования у ребенка плохой судьбы. Единственный способ этого избежать, это отказ родителя от разрушительного обращения с ребенком.



Некоторые родители хотят ребенку добра. И поэтому с помощью таких угроз и проклятий, пытаются направить его в нужную сторону. Они бросают в него обвинение или угрозу, в надежде что он все будет делать наоборот. Пытаясь избежать того, чего ему пророчат.



К таким высказываниям, относят все высказывания типа:

«Иди учись, а то в колхозе быкам хвосты крутить будешь!». Родитель думает, что таким образом желает ему успехов в учебе, и чтобы он стал большим человеком.



«Не ходи гулять с мальчиками, а то в подоле принесешь!» Это высказывание призвано обязать девушку быть осмотрительной.

«Куда ты лезешь?! Там, чтобы учиться мозги нужны! А ты два плюс два с трудом складываешь!»



Но, на самом деле, первое высказывание приведет большую часть детей к тому, что они займут более низовые места в жизни. А девушку могут привести к страху сексуальных отношений и у нее никогда не будет детей. (В отдельных отношениях к проституции).



Ну а последнее, просто установит запрет развиваться. И человек, чтобы не нарушать маминых ожиданий, даже пробовать не будет чего-то добиться.



Когда родители сыпят такого рода «напутствиями», то думают, что ребенок не воспримет это всерьез. И будет руководствовать хорошей частью напутствия. Как будто у него есть возможность выбора, какую информацию принимать, а какую нет. Это не так. У взрослого такая возможность есть, у ребенка нет. В этом то и заключается ошибка.



При избавительском стиле.

Прежде всего, что такое «избавительский стиль» воспитания? Это когда, за ребенка делают все то, что полгалось бы делать ему. В итоге, он не приобретает необходимых жизненных навыков, и вырастает совершенно не приспособленный к жизни. Эта проблема обычно осложняется тем, что ребенку могут внушить характер «исключительности». Когда, его неразвитость приобретает характер желательности, и окрашивается чувством собственного превосходства.



Ребенок растет беспомощным и не самостоятельным. Но, маме или папе это нравится. Так как, в случае нужды ребенок просит их сделать что ему нужно. И им приятно чувствовать себя значительными. В состоянии беспомощности этот ребенок кажется им милым и замечательным. Судьба таких детей, намного более трагична, чем судьба детей, воспитанных в преследовательском стиле.



Во взрослой жизни, они ищут того, кто мог бы удовлетворять их потребности. Семейная жизнь у них плохая. Живя за счет своего партнера, они при этом его глубоко ненавидят. Эта ненависть, не потому что они злые. А потому, что в силу их сформированной беспомощности, они с одной стороны так и остаются не реализованными как личности, а с другой они впадают в зависимость от своего партнера. Отсюда и ненависть.



Отличия первого стиля от второго в том, что при первом ребенку запрещают делать то, что он хочет. А при втором, делают за него. При избавительском, ребенок боится делать что ему хочется. Опасаясь наказания. А при избавительском, он ожидает что кто-то другой исполнит его желания. И уверен, что ему это должны.



При смешанном стиле

При этом стиле воспитания, просто смешивается два предыдущих. Он, без сомнения самый тяжелый из всех.



Следующий раздел, о любви. Как дать ребенку любовь, чтобы он вырос благополучной личностью.




О родительской любви


Есть много определений любви. Но, мне больше подошло когда-то услышанное такое: «любовь, это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». Это определение дал Эрих Фромм. Немецкий психолог и философ. Кстати, почитайте его книгу «Искусство любить».



Как понять во взрослой жизни, насколько родители любили ребенка? Это сделать легко. Насколько ребенок счастлив во взрослой жизни, настолько его и любили.



Когда ребенок рождается, то для него не существует никакого другого мира, кроме папы и мамы. Это единственные люди, которые связывают его с внешним миром. И это единственные люди, которые поддерживают его жизнь. Поэтому для ребенка важно не только получать от них еду и защиту от холода или дождя, но еще чувствовать себя любимым.



Любовь, делает человека смелым, решительным, умным, дееспособным. И даже быть красивым и обаятельным, это тоже вопрос родительской любви.

Любовь, это как дозволение быть самим собой, и при этом чувствовать себя хорошим человеком. Именно любовь или «не любовь», определяет насколько полно ребенок разовьется или насколько он окажется подавлен.



Самая частая проблема в том, что родители не любят ребенка такого, как есть. Им хочется видеть его с другими качествами. Не такими, которые были даны от природы. И тогда, они начинают его переделывать. В этом случае, любовь обещается за соответствие этим качествам.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71040304?lfrom=390579938) на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


О воспитании детей. Мой опыт и не только Владимир Мишустин
О воспитании детей. Мой опыт и не только

Владимир Мишустин

Тип: электронная книга

Жанр: Общая психология

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 04.09.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Эта книга была написана на основании моего собственного опыта и моих познаний в психологии. Которые я получил по мере возникших обстоятельств.В психологию меня привела необходимость, но полученные знания и опыт предопределили задатки для благополучия.Я надеюсь, что эта книга послужит хорошую службу для родителей, которые любят своих детей и желают им счастья, но не всегда могут подать его правильно.

  • Добавить отзыв