Заметки общественного корреспондента. Часть 1
Фания Ахметова
Салават Назипов
Статьи, написанные Ахметовой Ф.Х. при жизни. Очерки, отзывы об окружающем мире и происходящих событиях. История своего города, республики, страны глазами неравнодушной активистки.
Фания Ахметова
Заметки общественного корреспондента. Часть 1
Около 15 лет назад, в Уфе, супруга вместе с мамой повели меня в гости. Были мы в одной известной квартире, на улице Тукаева. В большой квартире жили дочь прославленного башкирского композитора Хусаина Ахметова Гульнара со своим сыном Артуром. Сам Хусаин приходился двоюродным братом дедушке жены, то есть прямым родтвенником. Частенько были мы на Тукаева и после. Гульнара Ахметова искала человека, который бы мог набрать на компьютере текст книги про ее отца, написанный ею. Так я и набрал книгу о композиторе, впоследствии изданную -"Маэстро Родного Урала". В процессе набора, жена сказала, что у мамы тоже издавалось много статей, которые она писала на разные темы в газеты. Тогда и родилась ИДЕЯ – набрать эти статьи и издать в виде книги. Набрать оказалось самым простым. Но издание книги все время мы откладывали, казалось, что еще успеем на очередной юбилей мамы… Увы, у жизни свои законы и правила.
Но настал тот день, когда эта книга появилась на свет. Пусть мамы уже и нет с нами, но сегодня день её рождения – прекрасный повод книге быть.
Я понимаю, что, быть может, тут не все газетные публикации. Не на всех заметках есть даты. Поэтому был бы багодарен каждому читателю, который направит в качестве обратной связи то, что в книгу еще не попало, любой дополнительной информации, которая дополнит текст. Я обязательно размещу их в следующих сборниках.
Составитель, зять Ахметовой Фании Хажиевны, Салават Назипов (nasarr2007@gmail.com).
О МАТЕРИНСТВЕ И ДЕТСТВЕ
С тревогой о детстве
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей республики, страны, мира.
Дети, несмотря на экономические затруднения в семье, стремятся к лучшему, чем-то интересуются. Тем не менее растет преступность среди подростков, увеличивается смертность среди детей, рождаются инвалиды, возросла армия алкоголиков и наркоманов. Это целая трагедия. Рождаемость сокращается – ребенок стал обузой, лишним ртом. Низкий культурный уровень, нравственное падения отравляют генетические ресурсы, ведут к гибели нации.
День защиты детей – праздник торжества, разума и мира. Страшный грех, зло, когда умирают, страдают, голодают дети. Этому нет оправдания. Мы терпим, когда годами не получаем детские пособия. Но обнажать наши беды, будить совесть чиновников считаю необходимым. Мир детства огромен, но нам приходится его сужать, ограничивать. Будущие матери донашивают ребенка в трудных условиях. Семья стала жить хуже, медицина тоже. Ослабла санпросрабоота, пропаганда здорового образа жизни. Слабые дети рождаются от больных матерей, сейчас, как никогда, идет рост анемии, что и ослабляет иммунитет, интеллект. Сказываются однообразное питание беременных и скудный процент употребления овощей и фруктов. Надо менять взгляд общества на женщину, ждущую ребенка. Доброту и любовь малыш должен ощущать еще в чреве матери. А в нынешнее время чаще мама плачет, нервничает, а папа пьянствует.
Дети – наша вера в бессмертие. Защищать детство – это значит, защищать наше будущее.
30 мая 1998 г.
Мир детства продолжает жить в душе
Голубой шар земли, оранжевое солнце и белый голубь – привычные символы Дня защиты детей. Мы отмечаем его как торжество разума и мира. Потому что нет на свете страшнее зла, чем гибель, страдания детей. Сохранить мир –это значит защитить детство! Однако небосвод сегодня небезоблачен. Сколько миллионов детей на земле недоедают, тысячи ежедневно умирают от голода. Это стыд и боль, и нет этому оправдания.
Еще совсем недавно мы жили в благой убежденности, что наши дети – самые счастливые. Гласность открыла новые грани нашей жизни, далеко не алмазного блеска. Мы узнали о потрясающе высокой детской смертности, о росте числа спецшкол, о страшных трагедиях… Обнажать наши беды, будить совесть людскую, я считаю, необходимо.
Мир детства огромен и многогранен, а мы, взрослые, стремимся его сузить, заставить детей быть счастливыми лишь потому, что они одеты, сыты, обуты. И сердимся, что они несчастливы. И говорим: избалованные. Чем? Обилием спортзалов, бассейнов? Избытком детских клубов, парков? Нам не нравятся сборища-компании в подъездах. Но куда же им идти? Нас раздражает рок-музыка. А что мы можем предложить взамен?
Истоки неразвитости общественного сознания, спекуляции, расхлябанности, равнодушного отношения к себе, к своей земле, природе, всех прочих пороков надо искать прежде всего в наших детских годах, детских играх, уроках. Верно сказал Мустай Карим: «Счастливое и несчастливое детство наше еще долгие-долгие годы следует за нами, а вернее, так и живет в духе, не уходит».
Отчего сегодня много еще людей, тоскующих по «добрым старым временам»? Не потому ли, думаю, что жить за «железным занавесом» в мягкой тине лжи застойных времен было чем-то спокойнее? Многих проблем не существовало, например, проблем детства.
Огромное значение имеет семейное воспитание. Нет уз сильнее, чем узы семьи. Она – самый важный фактор в жизни. Она оказывает доминирующее влияние на здоровье ребенка, на его воспитание, образование.
Главное – мы должны отдать детям наше время, нашу любовь, дать им своевременный мудрый совет. Если мы отстранимся от воспитания, то потом появятся проблемы, и вся ответственность ложится на нас, на родителей. Отказ от родительской заботы – это преступление против ребенка. Мы должны передать будущим поколениям не только хорошую среду обитания, экологически стабильный мир, но и мир из стабильных и любящих семей.
Понять бы нам, что мы все в неоплатном долгу у детей наших, потому что они – это наша надежда на завтрашний день, когда мир станет лучше, умнее, добрее. Они – наша вера в бессмертие. Кто мы без этой веры? Лишь прохожие, которым дела нет до того, что тут до них было и что останется…
Защищать детство – это значит защищать наше будущее.
НЕ НУЖНЫ КУКУШКЕ ДЕТИ
Хуже смертного греха
Около ста лет назад итальянский юрист Рафаэлле Бальчистрини сказал фразу, которая оказалась такой пророческой: « Самым верным доказательством того, что некий народ дошел до крайней точки нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым». Размышляя об этих, давно прочитанных словах (допускаю, что кому-то они могут показаться спорными), вспомнила случайно услышанную тираду одной женщины. Речь шла о том, что дочка в угоду нынешней моде проколола сразу три дырки для сережек. Женщина возмущалась: « Не знаю, что это такое, поняла бы даже, если б аборт сделала… Но это!» Вот такое несерьезное сравнение – дырочки в ухе и уничтожения новой зарождающейся жизни – может быть, и в шутку сказанное, – самое яркое доказательство того, что аборт – «дело обыденное и привычное».
Многие женщины давно отмахиваются от надоевшей темы – о вреде абортов. Но ведь, действительно, аборт губителен, и необходимо говорить о его последствиях: бесплодии, сепсисе, воспалительных процессах, выкидышах, мертворожденных детях. Это крайне важно. Жаль только, что куда реже в этих разговорах звучит аспект нравственный – для любого нормального человека уничтожение живой жизни всегда безнравственно, греховно. И если нет такого ощущения, значить, оскудела душа человеческая, нет в ней чего-то очень высокого.
И для чего я говорю об этом? Ведь и так ясно, что большинство женщин страдает из-за того, что им приходится делать аборт, помимо воли остается у них чувство вины. В сознании, в душе это ложится тяжелым камнем. Решается она на этот шаг оттого, что загнана в угол житейскими обстоятельствами, от убожества сегодняшней жизни.
Но вот что страшно: последние десятилетия в «советском» общественном сознании аборты стали как бы нравственно нейтральны – нечто похожее на курение: вредит здоровью, но это ваши проблемы, что выбрать. Мол, если ты этим не представляешь неудобства другим, то и поступай, как хочешь.
А ведь происходит страшное. Не зря во всех конфессиях считают аборт самой трагической ошибкой, допускаемой человечеством. Человек привыкает к естественности аборта, поневоле становится циником. Если жестокие законы античного мира позволяли безнаказанно убивать ребенка, гуманные законы современного мира оправдывают то же самое.
Это не значит, что нужно запретить аборты, ни в коем случае этого делать нельзя. Запреты бессмысленны, они загоняют в подполье, тем более есть случаи, когда аборты, действительно, необходимы по медицинским показаниям.
Призываю только к одному: задумайтесь, ведь легкость, к которой многие идут на то, чтобы убить человеческий зародыш, передается из поколения в поколение. Мы все свидетели, как сплошь и рядом без тени смущения и угрызений совести делают аборты (даже в большие сроки беременности убивают детей) молодые девушки.
Как поставить нравственный барьер, заставить хоть на минуту задуматься молодых людей – что «там» – человек, что ОН тоже кричит. Как сделать так, чтобы этот крик был услышан?
Жестокость
Хочу рассказать одну историю, несмотря на то, что прошло уже 15 лет. Может быть, прочитав мой рассказ, кто-то задумается и не совершит страшной ошибки.
Тогда я работала старшей акушеркой в Баймаке. И как-то к нам поступила молодая, красивая, здоровая женщина – Галия (имя, естественно, измененное). Она была не замужем. Роды были трудные, но все обошлось благополучно, родился настоящий богатырь весом 4.500! Но когда матери принесли кормить мальчика, она наотрез отказалась делать это. А потом, при выписке, отказалась и от ребенка. Заведующая роддомом долга уговаривала ее: одумайся, что ты делаешь, роды были тяжелые, может, детей больше у тебя и не будет… «Да кому они нужны, ваши дети» – крикнула в сердцах Галия.
Мальчик находился в роддоме до шести месяцев. Весь персонал кормил, поил, одевал, купал малыша. А в шесть месяцев отдали его в детдом. Жалко было мальчика до слез.
Прошло много времени, история эта забылась, но однажды волею судьбы я вновь встретила Галлию – в ночное дежурство в неврологическом отделении. Галия лежала на кровати парализованная, беспомощная.
«Сам Аллах наказал ее», – такова была моя первая мысль.
Какие муки, какие боли перетерпела она за несколько месяцев своей болезни! Как молила она, просила Бога простить тот страшный грех!
Удалось выкарабкаться Галие. И узнала я, что так и не было у нее счастья, не ужилась с мужем, не родила больше детей. Жизнь отомстила ей за жестокость к своем ребенку.
Самый прекрасный миг в жизни женщины – материнство. И нет большего кощунства, чем надругаться над этим. Расплаты в таких случаях не избежать. Да, вышла Галия замуж, но мужу не потребовалось много времени, чтобы оценить ту, душа которой оказалась неспособной на жалость и материнскую любовь. Он ушел от нее. Потому что душа этой женщины была мертва.
Со своей подругой Галия ходила как-то по палатам детского дома г. Ачинск. Подруга хотела удочерить девочку. А детей, брошенных и преданных своими родителями, было много…
Есть такое понятие в нашей морали – нести свой крест. Нести родительский крест – тяжелое испытание. Но благородное. А родители брошенных детей не взваливают на себя этот крест, и никаких мук при этом не испытывают. Потому, как мертвые души, боли не чувствуют.
О кукушках
О кукушках всегда судили и судят очень жестко: «Ничего человеческого нет!» Ну а как иначе к ним относиться, к тем, кто бросает на произвол судьбы младенцев? Но от всенародного возмущения и презрения мамаш-кукушек не стало меньше.
«Ребенка не возьму!» – тверда, как камень в своем решении. И никакие уговоры, беседы по душам не в силах перебороть эту бездумную упрямость. В роддоме таких сторонятся. Медперсонал их ненавидит. И, кажется, ни понять их, ни простить. Да и возможно ли это? Какое надо иметь сердце, чтобы смириться с мыслью, что вот эти брошенные мамами «конвертики» с маленькими, беззащитными человечками будут вынуждены отправить в детские дома? Ни оправдания нет кукушкам, ни сострадания. А все-таки почему бросают только что родившихся малюток?
Я двадцать лет проработал акушеркой. За эти годы не видела ни одной женщины, решившейся на такой шаг, про которую можно было бы сказать: «Ненормальная!» Ни про одну из них не скажешь, что она изначально жестока, непроницаема в своих чувствах. Нет. Все это – люди со здравым рассудком, нет в них природной жестокости, эмоциональной глухоты. Как правило, им по 18-20 лет. И далеко не все их них алкоголики, проститутки…
Мотивы бесчеловечного поступка: нет нормальных условий существования, нет крыши над головой, мать больная, отец (а чаще отчим) – пьяница. Нередко объясняют и так: «Подлец (об отце ребенка), обещал жениться, а сам…». Почему же в таких случаях надо было непременно родить? Как ни парадоксально, отвечают: «Я хотела ребенка…» Выходит, обстоятельства вынудили бросить ребенка.
Слушая доводы несчастных кукушек, я думаю только об одном – о деформации семейных отношений, о нравственной глухоте матери этой девочки. Как она, мать, взрослая женщина, могла позволить, чтобы ребенок ее дочери, ее родной внук оказался брошенным? В подобных ситуациях, признаться, я очень редко встречала женщин, которые бы с пониманием, состраданием отнеслись к дочери. Чаще всего грубые и хлесткие слова: «Позор!»
О каком же материнском чувстве можно тут говорить? И нормально ли, когда на одни весы ставят карьеру, престиж в обществе, материальный достаток и ребенка? Материнство – дар Божий. Про отцовские чувства я уж не говорю. Это, как говориться, – предмет особого разговора, ведь, не секрет, что в нашем обществе отцы в большинстве случаем вообще не принимаются никакого участия в воспитании собственных детей.
Каждая кукушка знает, сколько души вложено в то, чтобы заставить понять дикость, безнравственность совершаемого ею поступка – уговаривают врач, акушерка, медсестра, нянечка… Непробиваемая стена. А потом, спустя годы, эта же самая мамаша приходит в роддом и умоляет сказать, куда отправили ее ребенка, где его теперь искать. Знаю многих из них, которые потом всю жизнь маются с мыслью о брошенной деточке.
В заключение несколько строчек из письма, которое я получили нежданно-негаданно: «Живу с великой благодарностью к вам за то, что уговорили тогда не оставлять крошку-сына. Ведь, казалось, совершенно безвыходное положение: мама болеет отец нашел другую женщину, жить не на что. Но все сложилось, как нельзя лучше. Мама, несмотря ни на что, помогла поставить на ноги моего мальчика. И сейчас, когда мамы не стало (Боже, сколько же страданий я ей доставила), рядом со мной – мой сын, моя надежда, моя опора в будущем. Я не представляю, как бы я без него жила. Смогла бы я жить без него?!»
“Сибайский рабочий”, 1998 г.
Не нужны кукушке дети…
После прочтения статьи «Детей спасали от родителей» («СР» от 18.04.2007 г.) заболела душа, и я решилась написать в газету – может, мое письмо затронет за живое у кого-то из родителей, матерей.
В то далекие годы, а именно в 1978-м, я работала главной акушеркой Баймакской районной больницы. Как-то по долгу службы зашла в местный родильный дом. Был час кормления малышей, дежурная медсестра начала вносить в палату новорожденных. Она их брала по двое, ловко и бережно укладывала на согнутых в локтях руках. Туго запеленатые младенцы удивительно напоминали большие коконы, их личики ничем, казалось, не отличались одно от другого, но каждый уже имел «характер»: кто-то флегматично дремал, а кто-то требовал к себе внимания звонким криком. Скоро, почувствовав руки своих мам, малыши замолкли. Лишь на кровати у окна младенец продолжал жалобно плакать. Он сиротливо лежал подле матери, отвернувшейся к стенке. «Мамаша, что вы, уснули? Пора кормить!». «Не буду. Уносите. Он мне не нужен", – резко ответила роженица, даже не поворачиваясь. Этот случай взбудоражил весь родильный дом, я поставила в известность заведующего отделением, главврача района. Как это: мать отрекается от собственного дитя?! Почему? Кто она, эта бессердечная женщина, недостойная святого звания матери? Врачи, акушерки, медсестры все взволнованно обсуждали это необычное происшествие, пытались вразумить молодую «маму», но – увы… Одна из родильниц вызвалась кормить грудью отверженного младенца вместе со своим малышом. На первое время, во всяком случае, это был выход из положения. Ну а дальше – что же станется с маленьким человечком, с первых же мгновений своей жизни оказавшийся «лишним», нежелательным, чье появление на свет никому не доставили радости? Да, случается так, что женщина умирает при родах, ребенок теряет мать. Но здесь-то ведь она жива, цветет завидным здоровьем, а малыш, считай, уже сирота. Нет, хуже: брошенный… Для этой наивной, хорошенькой юной особы рождение сына было неприятным, ломало все ее планы на будущее. Отец ребенка пожелал остаться неизвестным. А мать роженицы, человек взрослый и поживший, тоже не захотела понять ситуацию, властным тоном объявила: «Не пущу на порог с ребенком». А что знала и умела эта неопытная полуженщина-полуребенок? Случайная встреча, принятая за любовь, нежеланный плод любви, панический ужас при мысли об участи матери-одиночки, к тому же лишенной поддержки родных. И в результате безапелляционное решение: «ребенок – обуза, надо избавиться от него любой ценой». Никакие уговоры не помогли. Не растаяло сердце ни у матери, ни у бабушки. Пока оформляли бумаги в Дом ребенка, черноволосый мальчик на глазах подрос, мы покупали ему одежду, кормили… Поступок жестокий, и все же мне не хочется безоговорочно осуждать юную женщину, ставшую матерью по легкомыслию. Ведь близкие люди объявили ультиматум и решили исход дела: обрекли ребенка на сиротство. Правда, потом нашлись бездетные супруги, усыновили этого здорового красивого мальчика, дали ему заботу, ласку, любовь – все то, чего не получил он от родных отца и матери. Но для этой молодой женщины, бросившей своего ребенка, беда не кончилась, а только началась. Добровольно лишив себя радости материнства, она обворовала свою жизнь, которая, в этом я уверена, неизбежно отравлена жестокими укорами совести, бессильным сожалением, сознанием непоправимой и непрощаемой вины. Тяжкий жребий выбрала себе кукушка в человеческом обличье! Вот, значит, как бывает. Тысячи женщин мечтают о материнстве как о счастливейшем даре судьбы, а другие… Жизнь буквально на каждом шагу демонстрирует примеры материнской любви, воспетой поэтами, прославленной художниками, овеянной великой славой во все века и у всех народов. Но было бы заблуждением считать, что жизненный путь каждой женщины – матери усыпан розами, что материнское счастье безоблачно, безмятежно и неизменно осияно той божественной улыбкой, какую сумели увековечить на своих бессмертных полотнах великие мастера кисти. Увы, действительность сурова. На ее дорогах достаточно терний и ухабов, к тому же не всякая женщина-мать идет рука об руку со спутником-мужчиной, мужем о отцом, коему по извечным законам человеческого бытия положено служить ей поддержкой и опорой. Десятилетия (особенно после Великой Отечественной войны, унесшей жизни миллионов молодых мужчин и положившей начало демографическим отклонениям) бытует понятие «мать-одиночка». Оно, это выражение, грешит неточностью, потому что мать, имею дитя уже не одинока. Но и правда то, что мать, воспитывающая ребенка без отца, тянет двойную ношу. Кто осмелится сказать, что это легкий труд, дарующий одни только радости? Нужно обладать большим запасом самоотверженной любви и мужества, чувства удовлетворенной материнской гордости творить повседневный подвиг. Вероятно, не каждой женщине это под силу. Поэтому к решении о разводе или о рождении и воспитании ребенка вне барка нужно прийти сознательно, ясно отдавая себе отчет, какую берешь на себя ответственность. Случайных матерей не бывает. Материнство для женщины столь же естественно и необходимо, как дождь и солнце для зреющего злака. Однако далеко не всякое физическое материнство заключает в себе материнство духовное. Именно сейчас, в нашем нынешнем обществе, участились такие уродливые случаи. Помните, вина и беде неразлучные и ходя друг за другом как тень. Матери, отказавшей своему ребенку в любви, воспитании, неуда будет податься от собственной совести, точно так же как не убежать человеку от собственной тени. Трудно? Но это твоя ноша, твой родительский крест. Ведь тысячи матерей, с мужьями или без оных изо дня в день заботятся о своих детях. Находя в этом удовлетворение, гордость, счастье. При этом не обливаются злыми слезами досады и горечи, на запиваются, не покрывают материнские сердца ледяным панцирем. Дорогие женщины-матери, чего не вытерпит и не снесет мать ради собственного дитя! Не бросайте на произвол судьбы своих ребятишек, помните: лишь материнская любовь обладает волшебной способностью вершить великое, светлое, счастливое – творить человека. Кем будет ваш ребенок, зависит от вас. Все начинается с семьи.
22 мая 2007 г.
ВОСПИТАНИЕ, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ
Оберегаем от… милосердия
Какими бы путями ни шел прогресс, человечество никогда не перестанет нуждаться в милосердии. Без него, немыслима сама жизнь. Но, увы, оно у нас все больше и больше в дефиците. Почему? Приглядитесь к своим детям. Да, они умны, эрудированы, изучают языки, увлекаются музыкой… А вот знают ли они что-либо о пожилых людях из вашего дома, да хотя бы подъезда? Как они живут? Кто им приносит самое необходимое – лекарства, хлеб, молоко? Я уверена, многие даже не задумывались об этом. Да и зачем, если в некоторых семьях их оберегают от подобных забот.
Сколько старшеклассников изнывают от безделья где попало. С моей точки зрения, если бы эти ребята, девочки помогали престарелым, они приобрели был массу хороших навыков. Столкнувшись с беспомощностью, беззащитностью, ощутив хоть раз чью-то боль, посмотрели был на жизнь по-другому. Может быть, тогда у нас станет меньше людей, которые отказываются от своих детей, сыновей и дочерей, определяющих своих родителей в дома престарелых.
Я говорю о старшеклассниках, но ведь и многим учащимся медучилищ, педучилищ, студентам институтов не придет в голову зайти к одиноким соседям, пенсионерам, помочь им, да хотя бы просто справиться об их здоровье. Даже эти мелочи для старых – большая радость.
Все происходит из-за дефицита милосердия. Пробегают равнодушно мимо стариков, переходящих скользкую улицу, взлетают по ступенькам на этажи, не замечая старушку с тяжелой сумкой в руках… Мы видим это, дивимся и молчим.
А ведь мы, в отличие от сегодняшней молодежи, росли не такими. Помогать старым, уважать их – это, как говорится, у нас в крови. Помню, бывало, придешь со школы, поможешь дома матери и бежишь к этим старушкам, да с такой охотой все дела переделаешь, что на сердце становится радостно. Наше поколение вырастили такими родители, учителя, а потом и трудовой коллектив. Так куда же все это ушло теперь? Мне кажется, что главную роль здесь все же играет семья, в ней все начинается. Неужели мы не сможем воспитать в своих детях сострадание к чужой боли?
Разумная достаточность с детских лет
Родители знают, как трудно собрать детей в школу, одного – куда ни шло, а если в семье двое, трое учеников…
Одинаковой школьной формы давно нет, и дети одеваются по-своему вкусу – иногда с юной фантазией, иногда дорого, вычурно. В классе принято говорить об одежде вслух, не стесняться в оценке внешнего вида одноклассников и материального положения их семей. Хорошо одеваться – это искусство. Но модная одежда обходится недешево, а у взрослых нередко возникают материальные затруднения.
Бессмысленно закрывать глаза на резкое расслоение общества по уровню материального состояния. А значит, наряду с уважительным отношением к материальным благам, необходимо воспитывать в детях способность соизмерять свои притязания со своими возможностями, с возможностями семьи. Именно на этом должно держаться чувство собственного достоинства, а не на сравнении своей и чужой одежды. Пусть не возникают у ребенка чувства зависти, ущербности, пусть не чувствует он себя униженным перед тем, кто лучше одет. А тот, в свою очередь, должен быть воспитан в даже разумной достаточности и недопустимости хвастовства.
С малых лет надо воспитывать уважение к другому человеку, вне зависимости от его социальной, национальной, религиозной и иной принадлежности. С уважением следует относиться у чужим правам – прежде всего на жизнь, на условия обитания, на любовь, на семью… Это норма человеческой нравственности.
Ничего предосудительного в материальном достатке нет, если он не стал самоцелью в ущерб духовным ценностям. Ошибкой будет гонка за тем, чтобы ребенок «не хуже других был одет», а затем и устроен. Дети входят в жизнь с потребительскими настроениями и, повзрослев, не уделяют должного внимания своим престарелым родителям, близким людям.
В этой жизни не надо стыдиться быть просто нормальным человеком. Чтобы стать нормальным человеком, долго еще учиться надо, а потом заслужить это высокое звание.
Под знаком милосердия
Старость… Осенняя пора жизни человеческой. Не знаю, может ли она быть счастливой – все люди пожилого возраста часто задумываются о печальном уходе из жизни. Но вот спокойной старость может и должна быть.
Когда люди полны сил, цветение лет кажется им бесконечным, но осень непременно придет. И мы должны помнить об этом и не забывать стариков. Живущих рядом.
Старость – это скорбь об ушедших друзьях, долгие бессонные ночи, хвори, недуги. Но самое страшное в старости – одиночество, когда в прямом смысле слова некому воды подать. К великому сожалению, таких беспомощных, одиноких старых людей у нас немало. О том, чтобы не ощущали они себя забытыми, никому не нужными, чтобы не оставались наедине со своими болезнями, заботятся социальные работники. Заниматься этой работой могут только добрые люди, умеющие сострадать. Ведь терпеливо обслуживать старых, больных, иногда очень нервных людей, дано не каждому. Лишь чутким сердцем можно понять, что неуравновешенность характера – это не каприз, а следствие тяжелой болезни, одиночества.
Горько говорить об этом, но в некоторые дома кроме сотрудников отдела социальной помощи никто не заходит, а старики были бы очень признательны за заботу и внимание со стороны соседей, знакомых, бывших коллег, сослуживцев. Когда приходишь к старому человеку, видишь, как он раз этому, как хочется ему услышать новости, рассказать о себе, поделиться с кем-то своими мыслями. Уходишь от такого человека всегда с чувством вины оттого, что не можешь уделить ему больше времени.
И думаешь: должен ведь быть на земле главный закон – закон человеческой совести. И если сегодня мы не будем свято соблюдать его, то откуда же возьмутся те, кто завтра станет покоить нашу старость, согревать ее? Каждый из нас должен понимать, что если сегодня он не живет под знаком милосердия, сострадания, то его завтрашний день наступит под знаком беды.
Не обижайте матерей
До восьмого класса училась в нашем классе девушка из соседней древни. Мать воспитывала ее одна. Иногда я бывала у них и видела. Как тяжело приходится матери. Прошли годы, Нурия (назовем так мою одноклассницу) вышла замуж за хорошего парня и уехала в город. Была она довольна своей жизнью, муж оказался очень заботливым и работящим. Часто приезжали они в гости к матери, помогали ей по хозяйству. Но потом что-то случилось, забыла дочь свою мать, и та умерла в одиночестве, брошенная единственной дочерью. Соседи поговаривали даже, что мать Нурии «умом тронулась» на старости лет, вот даже хорошей смерти она не заслужила.
Прошло время, и как-то я встретила Нурию, тут она мне поведала свою печаль. Тяжело ей без матери, дом словно опустел, нет ни уюта, ни тепла. Некому пожалеть, посоветовать. Часто по ночам ей снится мать, виновата она перед ней, оставила ее, больную, на произвол судьбы. Солнышком, оказывается, была для нее мама, а вот теперь это солнышко погасло. Завидует Нурия подругам, ведь у них есть мама. И теперь, когда совей матери нет, она удивляется, как могут они повышать голос на родителей, ссориться с ними. Как можно ругаться с той, которая родила, кормила и одевала, проливая слезы над каждой неудачей детей.
Горько Нурии, что так поздно осознала она все это. Может, кому-то ее история послужит хорошим уроком. Может, кого-то сможет предостеречь от ошибки, которая будет терзать всю жизнь.
Я думаю, кощунственно не слушать, поступать наперекор матери. Сожаление придет, но оно может оказаться слишком поздним. Ведь как тепло, не зная горя и забот, растем мы в детстве под материнским крылышком. Как бы радовалась сейчас Нурия, если бы вдруг случилось чудо, и ее мать воскресла. Сколько бы теплых слов любви сказала она, как бы счастлива была ее присутствием, как бежала бы домой, если бы там ждала ее мать. А теперь сердце ноет и болит, что потеряла свое счастье, что вовремя не проявила заботу о близком человеке.
Рассказывая эту историю, я обращаюсь к тем, у кого есть матери. Не обижайте, берегите их, ведь слезы, пролитые матерью по вине детей, уносят дни ее жизни. Аллах не прощает обиды, нанесенной матери.
Пользуясь случаем, хочу поздравить с праздником всех пожилых. Давайте будем внимательны к людям старшего поколения, будем добрыми и вежливыми по отношению к ним. Этот день когда-то настанет и для нас, надо помнить об этом.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ
Всех под одну «гребенку»?
Сельским клубам выделяют денег мало, но они работают на энтузиазме.
Меня очень задела статься Андрея Ничкова «Где кадриль задорная?», опубликованная в «Молодежной газете» от 22 марта 2012 года.
Как и вашего автора, меня тоже волнует сельская жизнь и культура. Однако нельзя сваливать все проблемы в одну кучу. Очень обидно нам, сельчанам, читать такие слова, как «ради галочки» в отчете. Да, может быть, в республике и имеются такие районы и села, где закрыты клубы и не проводятся мероприятия, но не надо всех стричь под одну гребенку!
Я сама выросла в деревне и прекрасно знаю и про сельскую жизнь, и про досуг. Могу рассказать о своем Баймакском районе. Не соглашусь со словами автора, что не вытащишь тракториста или скотника в клуб, чтобы сыграть на баяне или станцевать. У моей племянницы муж водитель, сама она учительница. Они оба участвуют во всех мероприятиях, играют в театре и гордятся тем, что их сельский театр – «народный». И каждый год изо всех сил они стараются подтвердить это звание. Да и в моей родной деревне проводятся разные вечера: и для молодежи, и для дедушек с бабушками. Имеется прекрасная библиотека, где читают, играют в шашки, шахматы и домино. Прекрасно организованы новогодние вечера. Многие ребята после службы в армии остались в деревне: кто коммерсант, кто таксист, кто фермер. Да и артисты приезжают. Отдел культуры и районная библиотека проводят разные конкурсы, мероприятия, и молодежь активно в них участвует.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71020231?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.