Актерская метафизика

Актерская метафизика
Иван Сартаков
Эта небольшая книга предлагает сделать шаг к осознанию вашей жизни, а именно, что вы гораздо больше, чем та личность, которой вы себя считали. Только так вы сможете осознать и принять свое прошлое, без страха ожидать будущее и отбросив все лишнее, сосредоточитесь только на самом важном в настоящем. Поймете, что все вокруг, не что-то отдельное, а часть вас самих. С этим знанием и техниками, которые опробованы на практике и собирались более десяти лет, я попытался изложить всё максимальное ёмко и последовательно.

Иван Сартаков
Актерская метафизика

Введение
Если рассматривать актерское мастерство исключительно как профессию, то для ее освоения существует множество книг, техник и методов. Но если считать мастерство образом жизни и чуть больше задавать вопросов, неизбежно столкнешься с кажущимся пустым лицедейством в какой-то из периодов жизни. «Любить искусство в себе, а не себя в искусстве». При этом нет полноценного ответа на то, что же это значит, только полунамеки.
Какие-то принципы мастодонты теории усваивали выходя далеко за рамки профессии, именно потому, что сама актерская работа предполагает глубину понимания. Современные авторы предлагают свои концепции, которые доходят до метафизики, что обывателям слышать непривычно, по причине, что актеры воспринимаются только как личности, которые хорошо изображают других людей, а гораздо чаще просто являются сильными харизматиками, которые покоряют своей личностью, а не ролью.
Для понимания пути мастерства, предлагаю отправиться в путешествие в более абстрактные понятия и рассуждения, часть глав будут предполагать практические задания, а в конце вы найдете схему, как связаны все главы между собой. Надеюсь путешествие будет для вас новым, хотя бы отдельными моментами. Я намеренно избегал мрачности и не касался религии, ведь эта небольшая книга – исследование, поиск, сборник из самых различных областей, а не свод беспрекословных истин. Рассматривайте ее, как альтернативу, как то, куда можно уйти в своих поисках, но вы всегда способны отправиться в свое путешествие собственного сознания.

Глава 1. Я, Сверх-Я и Оно.
Если вы считаете себя полноценной личностью и максимум у вас меняется настроение, то спешу вас огорчить. Как минимум у вас чередуется три состояния сознания, которые многим известны по книгам Фрейда. И каждое из этих состояний, в значительной мере влияет на оценку происходящего вокруг, да и на саму жизнь.
Итак, вот они:
1. Я – наше сознательное и социальное Я, основным методом мышления выступает рассудок (отвечает за быстрое принятие решений, логику и ему важно мнение людей).
2. Оно – наша животная часть и оно же бессознательное, основой его поведения выступают инстинкты и скрытые желания (отвечает за выживание, размножение, оценку опасности, жажду разрушений и т. д.).
3. Сверх-Я – наш творческий гений, владелец образов, интуиции, вдохновения и всего связанного с верованиями. И это, то самое загадочное подсознание, с которым важно уметь дружить.
Не так давно думал, что личное развитие – это процесс исключительно связанный с привычным Я, копишь опыт и навыки и это и есть гарантия успеха. Но как бы не так.
Безусловно уплотнение навыка за счет повторения и усложнения невероятно важен, но как только вы его накопили, часть была автоматизирована, все остальное переходит под власть вашего сверх-Я или подсознания. Мастерство, импровизация, интуиция, вдохновение, да даже мистическое «просветление» происходит только благодаря подсознанию, что равно включенному сверх-Я.
И случается, что вроде прекрасно освоен навык, но не идет и все тут. Проблема тут не в том, что вы растеряли вдруг опыт, а в том, что вы пытаетесь создавать и действовать не из сверх-Я, а пыжитесь и мучаете свое социальное и рассудочное Я, которое сегодня решит включиться или решит сделать перерыв.
Поэтому важнейший навык, переключать сознание в сверх-Я и вообще опираться на подсознание. Но об этом в следующий раз.

Глава 2. О подсознании.
Подсознание представляет собой "медленное" мышление. В отличие от его быстрого товарища рассудка (в зависимости от типа задачи задействуется соответствующее). Разницу между ними определить легко. Подсознание чаще всего не создаёт мыслей, оно выдаёт образы, звуки, ощущения, либо эти мысли идут потоком, минуя рассудок (характерно при создании словесного творчества).
Почему подсознание думает долго?
Представьте огромнейший архив, где хранится каждая секунда вашей жизни: образы, фразы, ощущения, события и т. д. Для запуска всей этой махины при поиске нового ответа и его подачи в удобоваримой форме требуется время. А саму нужную форму по сути и невозможно подать в виде логических заключений – вы же не будете заново проводить целое научное исследование, чтобы прочитать его итог, поэтому подсказки подсознания поначалу и при осознанном применении непривычны.
Самый простой способ заставить подсознание работать – это фоновое мышление. Чтобы было понятней, проведём аналогию с влюблённостью, когда весь день думаешь о человеке, параллельно занимаясь своими делами.
Но нужно помнить, что свой мозг вы не обманите, намерение должно быть осознанным. А дальше только ждать и внимательно слушать. Напоминаю, что ответ будет своеобразным, помимо образов, звуков, приятного ощущения, может быть какое-то желание сделать именно что-то и сейчас, вы даже объяснить сразу не сможете причину – но это надо сделать!
В целом все это похоже на такое расследование, от одной подсказки к другой. Наберитесь терпения, ответ будет, с каждым озарением и новой итерацией все будет проще.
Примером такого подхода может быть любое создание роли Михаила Чехова (привет актерам).

Глава 3. Интуиция.
Связь с подсознанием надо тренировать. И уметь распознавать ощущения. Сделать это достаточно просто.
Во-первых, допустите, что вы будете следовать подсказкам, ведь подсознание это часть вас. Это не враг и у него нет нужды вам навредить.
Во-вторых, действительно ждите этого, с ощущением, похожим, что сейчас получите подарок, хоть и знаете какой, но ждёте.
В-третьих, выполняйте то, что чувствуете. Конечно для проверки будем использовать простые решения.
Переходим к самому главному. Придумайте простой выбор, например, какой дорогой идти из двух. Слушайте ощущения. В одном варианте должно быть приятное чувство (как будто после долгой поездки возвращаетесь домой), в другом варианте будет ощущение беспокойства. И затем сделайте это! Нет смысла делать запрос, слышать ответ и не следовать ему.
Таких проверок должно быть много, сохраняйте разумность, постепенно это доверие установится, методика пройдёт проверку. Постепенно можно будет распознавать не только ощущения, но и прочие ответы. Это действительно станет привычным.

Глава 4. О воображении.

Часть 1. Типы воображения.
Воображение есть у всех, но изначально есть два варианта: статичное и динамическое. Для проверки проведём эксперимент.

Представьте розу в вазе, которая стоит на столе в пустой комнате. Детали комнаты нас не интересуют. При статичном воображении все три вещи будут сохранять чёткие и определённые форму, цвет, текстуру и т.д. Вы спокойно можно удерживать образ. При динамическом типе воображения будет происходить полная вакханалия: материал вазы меняется, как и форма, то же самое относится к столу и самому цветку.
Если при статичном воображении необходимо повторять эксперимент и менять его, каждый раз расширяя вариации привыкая к тому, чтобы сами изменения по смене формы и самого предмета. Идите от замены отдельных предметов, типа вазы, стола, меняйте цветок.
Вторым этапом станет замена предметов на другие, пусть это будет обеденный стол с ложками, или кресло для чтения. Третий этап создавайте преобразования объектов прямо на своих глазах (форма, текстура и цвет из одного в другой), если это сложно сделать с той же вазой, начните с простых геометрических фигур. Из треугольника в квадрат. Меняйте на объёмные фигуры, преобразования фруктов между собой. Необходимо дойти до уровня, когда все эти трансформации станут привычными, и расширяйте масштаб на помещение, целый дом, площадь в городе, лес, горы, разные исторические эпохи.
Перейдем к динамическому воображению. Заранее опишу один принцип очень важный для динамического воображения. Это принцип наслоения. Учитывая, что воображение обладает нестабильностью, удерживать объекты сложно. Поэтому нам надо их как бы дорисовывать. Корректировать каждый раз не прям с нуля, а уже зная что должно получиться приближаем к исходному значению. Этот принцип будет спасать когда сцены начнут прыгать или исчезать. Для динамического воображения задание похожее: расширяйте масштаб воображаемого и меняйте скорость трансформации.
Важно! Музыка, желательно без слов, прекрасно задаёт ритм и настроение, используйте её при выполнении упражнений.
Часть 2. Варианты применения.
Воображение воспринимается всегда как проекция, которая исходит изнутри глаз и в зависимости от варианта применения воображения ваш мозг может как совмещать зримое и воображаемое, так и полностью переключаться на воображаемое даже при открытых глазах, не говоря уже о привычном мнении, что для того чтобы использовать образы, нужно всегда закрывать глаза (часто удобнее этого не делать).
Но есть ещё одна функция воображения, это создание ощущений, это чрезвычайно полезный навык. Когда вы создаёте не конкретный визуальный образ, а ощущение от него. Работает и в обратную сторону, сначала настроиться на ощущение, а уже воображение создаст образ.
Всего есть пять вариантов применения воображения:
1. При закрытых глазах
2. При открытых глазах с переключением на внутреннее видение
3. При открытых глазах в виде дополненной реальности
4. Создание ощущений (об этом поговорим в отдельной главе).
5. Осознанные сны (техники для этого тоже есть, но для этого много специализированной литературы)
Не всегда наше воображение включено полностью, и это нормально, порой все идёт туго, помогает перебор нижеописанных способов инициации, либо музыка, либо сегодня действительно не тот день и лучше отдохнуть или отвлечься хотя бы на пару часов.
Инициация образов (выбирайте любой, совсем не обязательно по порядку):
1. Обычно если есть первоначальная идея, лучше начинать сходу, может потребоваться некоторое время для оформления в полноценный сюжет или объект, это привычный процесс поиска.
2. Если идеи нет, начните с запроса или намерения, первые варианты часто пробные, но они необходимы для подготовки к дальнейшим поискам.
3. Если идей и запросов нет начните со знакомых образов, мест, событий или какой-то абстрактной формы. Можно погружаться в мечты, но если воображение необходимо для конкретных задач, то это только израсходует ресурс.
Итак, ваши глаза закрыты. Обычно такой способ требует уединения, и возможности это сделать. Тот же Никола Тесла использовал именно такой способ. Инициация происходила через световые разноцветные пятна. Отлично подходит для проживания сюжетов, создании сцен, мысленных путешествий в любые места.
При втором варианте. Даже если глаза открыты, происходит такая подмена зрения проекцией. Вы выпадаете из реальности, в какой-то свой внутренний мир. Взгляд, поначалу, как правило сосредоточен на объекте, вы знаете это состояние, когда человек находится в лёгком трансе и смотрит в одну точку неподвижным взглядом. А затем происходит переключение. Из этого состояния легко выходить и переключаться сколько вам угодно.
Третий вариант предполагает сочетание привычного зрения, но вы способны дополнять реальность. Сам образ и его чёткость, очень нестабильна особенно вначале. Образ чаще всего уходит в прозрачность, фантомность, хоть временами и может быть неотличим от реальных объектов. Но при этом вы сразу улавливаете ощущение или вернее сказать настроение образа. Например, поменять цвет автомобиля, другую одежду на людях, изменить или дополнить здания. Ради эксперимента можете представить что вы гуляете мимо небоскребов в мегаполисе, пока действительно куда-то идёте.
В следующей главе раскроем способ смены личности, затронем оттенки ощущений и способ примерки образа.
Часть 3. Создание и смена ощущения.
Создавая образ любым из вариантов (варианты были перечислены в предыдущей главе), важным является именно ощущение. Воображение создает ощущение и ощущение создает образы, здесь выбирайте, как будет удобней.
Определить его просто. Задайте себе вопрос: что я сейчас чувствую? Не торопитесь с ответом, задача не получить мысль от рассудка, которому важно дать быстрый ответ. Задали вопрос, фоново продолжаем о нем думать и ждем ответ, если совсем внимательны, то даже почувствуете как происходит уплотнение этого ответа. Не обязательно словесно определять ощущение, оно станет понятно и так, но лучшим определением будет одно емкое слово – желательно наречие (оно связано с характером действия), но можно и существительное. Примеры: страх, сомнение, восторг, встревоженно, спокойно, быстро, медленно, мрачно, фантомно, легко, тяжело, мощно, задорно, агрессивно, мерзко, сладко, кисло, свежо, больно, затхло и т. д.
Ощущение можно получать от текущего эмоционального состояния, из окружающей обстановки (атмосферы: ресторан, офис, транспорт, городской праздник, похороны, темный переулок), от окружающих людей, объектов творчества (музыка, картины, фильмы, скульптуры, архитектура, художественные книги и поэзия), жизненной ситуации, ритма и темпа действия, от любых предметов и т. д. Все это способствует инициации воображения. Но не всегда нужное ощущение можно получить из внешнего – создайте его! Для этого у вас есть воспоминания внешнего, созданные образы, движения (даже сидя вы можете создать ощущение спешки если представите, что вы торопитесь). Еще одним способом может быть проговаривание про себя фраз человеку (любому, лучше если вы его не знаете) в какой-то ситуации (сначала ситуация, затем фразы).
И сразу переходим к практике. Задача менять свои ощущения разными способами, и не меньше 20 за один раз. Должны быть и негативные, позитивные и нейтральные переживания. Это необходимо для раскачки, создание подвижности их смены.
Если ощущение создано, то удерживаем его! Оно обязательно будет стремиться ускользнуть, накачивайте, усиливайте его любыми из вышеописанных способов (не одним). Это похоже как будто вы пытаетесь закатить шар на небольшой холм, одного усилия в самом начале практики мало. Но когда ощущение станет стабильным, а вы это почувствуете – вы справились, далее при необходимости его можно корректировать. Чтобы снять – опять начинаем смену 20 ощущений. Со временем все станет проще и быстрее, и бонусом станет осознание собственного состояния, его считывание.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71019748?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Актерская метафизика Иван Сартаков
Актерская метафизика

Иван Сартаков

Тип: электронная книга

Жанр: Развитие психики

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 28.08.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Эта небольшая книга предлагает сделать шаг к осознанию вашей жизни, а именно, что вы гораздо больше, чем та личность, которой вы себя считали. Только так вы сможете осознать и принять свое прошлое, без страха ожидать будущее и отбросив все лишнее, сосредоточитесь только на самом важном в настоящем. Поймете, что все вокруг, не что-то отдельное, а часть вас самих. С этим знанием и техниками, которые опробованы на практике и собирались более десяти лет, я попытался изложить всё максимальное ёмко и последовательно.

  • Добавить отзыв