Письма архимандрита Фотия (Спасского) и графини Анны Орловой-Чесменской

Письма архимандрита Фотия (Спасского) и графини Анны Орловой-Чесменской
Вячеслав В. Улыбин
В настоящем издании представлены письма архимандрита Фотия Спасского (1792-1838), монаха, аскета, мистика, обратившего вспять русскую историю на целых три четверти века, и его верной сподвижницы графини Анны Орловой-Чесменской (1786-1848). Особый интерес представляют письма архимандрита к святителю Филарету Московскому. Основу эпистолярного наследия графини составляют ее письма к Дарье Державиной, вдове поэта Г. Р. Державина. Аромат того времени передан в допушкинском языке архимандрита и в образцах речевого этикета графини.
Издание адресовано всем интересующимся отечественной историей первой половины XIX-го века. Письма публикуются впервые.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Письма архимандрита Фотия (Спасского) и графини Анны Орловой-Чесменской
Составитель Вячеслав Улыбин
Издание осуществлено в память р. Б. Елены († 2024).
Помяни её, Господи, во Царствии Своем!


@biblioclub: Издание зарегистрировано ИД «Директ-Медиа» в российских и международных сервисах книгоиздательской продукции: РИНЦ, DataCite (DOI), Книжной палате РФ


© В. В. Улыбин, составление, 2024
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2024

Предисловие составителя
В настоящей книге любезному читателю предоставляется возможность впервые ознакомиться с избранными письмами выдающегося православного подвижника XIX-го столетия архимандрита Фотия (Спасского) (1792–1838) и его духовной дочери Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785–1848).
При наборе писем использовались современная пунктуация и орфография. Например, вместо слова в тексте хощу – набиралось хочу; вместо Екатерино – Екатерина; деяла – делала; пролиет – прольет; своея – своей; моею – моей; вси – все; живаго – живого; междуусобныя – междоусобные; трудися – трудись; генваря – января; просьбою – просьбой и т. д.
Знаком <…> выделены неразборчивые фрагменты или интерпретация составителя;
Например, новое дни аще как в новые дни еще.
Подчеркивания в тексте соответствуют подчеркиваниям в автографах.
Примечания даны внизу страниц.

I. Письма архимандрита Фотия (Спасского).
Публикуются по автографам, хранящимся в отделе рукописей РНБ и РГИА.
Оленину Алексею от 31 августа 1822 года (о/p РНБ ф. 543, № 328);
Марии Портер от 17 января 1823 года (о/p РНБ ф. 1000, оп. 1, № 2600);
Записка Ф.<П.> Опочинину <1823 года> (о/p РНБ ф. 545, № 31); Кутузовой-Смоленской Е. И. от 22 ноября 1823 года (о/p РНБ Ф 545, № 76);
Николаю Ильинскому, протоиерею грузинскому от 1 июля 1824 года (о/p РНБ ф.29, № 63);
Аракчееву А. А. от 16 октября 1824 года (о/p РНБ ф. 29, № 64 (писарская копия);
Томилову А. Р. от 1 октября 1830 года (РГИАф. 1086 оп. 1 № 210); Филарету (Дроздову), митрополиту московскому за 1836-37 годы (РГИА ф.832 оп. 1 д. 17);
Неустановленному лицу (графу) (о/p РНБ ф. 1000, оп. 2, № 1471).

II. Письма графини Анны Алексеевеы Орловой-Чесменской Письма (записки) графини к Дарье Державиной
Как пишет Фотий в автобиографии, «посвящение» в своих духовных чад, Орловой и Державиной произошло по благословению митрополита Серафима, едва ли не одновременно, в первой половине 1822 года (между Великим Постом и Духовым Днем).

Письма (записки) Орловой-Чесменской к Д. А. Державиной, второй жене Г. Р. Державина охватывают период с 1822 по 1842 год и включают в себя около 150 писем и 25 записок. Письма и записки хранятся в отделе рукописей РНБ ф. 274 (фонд Державина Г. Р.), оп. 2, №№ 170–174. Исключение составляет письмо от 16 марта 1836 года (о/p РНБ ф. юоо оп. 1 № 1823).
Письма приводятся в хронологическом порядке, с соблюдением современной орфографии. Записки без даты помещены в начальной части публикации (перед письмами), т. к. мы полагаем временем их написания – 1822-26 годы, период активного пребывания Фотия в Петербурге.
Также в настоящей публикации приводятся письма графини к различным лицам, а именно:
Серафиму (Глаголевскому), митрополиту санкт-петербургскому и новгородскому от 22 сентября 1835 года (о/p РНБ ф. 588 № 360);
Неустановленному лицу (Константину Владимировичу) от 22 декабря 1837 года (о/p РНБ ф. 124);
Иноку Петру Григорову (3 письма) за 1844-45 годы (о/p РНБ ф. 588 № 361).

Письма архимандрита Фотия (Спасского)

I
Оленину Алексею[1 - Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) – российский государственный деятель, историк, археолог, художник. Госсекретарь (1814–1827), впоследствии член Госсовета, действ, тайный советник, член Российской академии, почетный член Петербургской Академии наук, презилент Академии художеств (с 1817), директор Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (с 1811).]
Христолюбивому Алексею, избранному господину по званию, чести, и по вере Христовой посылает Фотий его раб ему благословение со иконою святой, в знамение того, что есть и будет ему благословение от Господа в житии сем и в будущем. Господь с тобою, раб Божий Алексие! Рассмотри и ты обрящешь по имени твоему на иконе святого. Алексий значит пособник, помощник. Чаю, что молитвами святого Алексея и всех святых Господь Ангелом Святым Хранителем сохранит тебя во веки.

Мир тебе.
Господь близ тебя.
Спасися!

1822 года
августа 31 дня
< приписка внизу (вероятно, рукой Оленина либо под его диктовку): известного плута архимандрита Фотия >

II
Марии Портер[2 - Дочь генерал-поручика князя Ф. Ф. Щербатова, вышла замуж за английского живописца Портера в 1812 году, ум. в 1826 г.]

На конверте: Христолюбивой Марии Портер.
С миром.
Письмо архимандрита Фотия.

Христолюбивая Мария!

Мир тебе, спасись благодатию Божьею; получил я твои два послания, утешительные, <…> для души моей, что любовь твоя возрастает к Господу: радуюсь и благодарю Господа за всё о тебе: трудись, подвизайся, береги своих рабов, братий о Христе, – храни себя в сии дни; ибо во многих вниде безверие.

Спаси душу твою и спасена будешь; мир тебе.
Спасися! —
Грешный твой слуга
Фотий

1823 года
Янв. 17 дня

P.S. Адрес твой мне прислали.

III
Записка Фхёдору Петровичу> Опочинину (на бумаге 1823 года)

Опочинину, приезжавшему принять благословение – посылаю Божие благословение с домом <его> всем – в день Сретения Господня – чернец Фотий.

IV
Княгине Екатерине Ильиничне Кутузовой-Смоленской, жене М. И. Кутузова, тёще Ф. П. Опочинина

Избранная княгиня!
Боголюбивейшая Екатерина!
Спастись и радоваться о Христе желаю тебе. День святой В.<еликомученицы> Екатерины – премудрой, прекрасной девицы, честнейшей отроковицы, невесты Христовой, рабы истинной Бога выщняго, – чаю, что не есть ли и день твоего ангела, – есть воистину день твоего ангела, то после долговременного моего молчания, – пришло мне на сердце желание ныне тебе писать.
И о Христе Иисусе святое подать тебе с благословением и целование. Какое же то целование о Христе Иисусе? А вот какое. Господь Святый для того благословил тебе быть Екатериною именем – и дню Ангела твоего – в день св. Екатерины, – дабы ты, о! знаменитая княгиня, как имя имеешь святой, премудрой Екатерины, так и житие твое во всем было подобно житию святому и премудрому В. Екатерины: велика твоя живая вера есть! Сие видя в тебе, – я радовался и благодарил Бога! Да будет убо по имени твоему, – и житие твое. Екатерина знаменует надежда истинная. Иначе так сказать: на тебя Бог положил имя сие святое; аки б тако сказал тебе при рождении, когда ты была младенец святой, невинный, яко ангел святый, изшедый из воды св. крещения. Ты младенец, – создание мое, человек, да наречешися Екатерина, т. е. ты моя, аки б рече Бог Господь во св. крещении, – ты моя истинная надежда, я на тебя надеюсь истинно, что ты, яко же и св. Еватерина, пребудеши во святой вере, во святой надежде, во святой любви, во святых заповедях, во святом благочестии, во святой церкви православной; я на тебя истинно надеюсь, или иначе сказать, аки б рече Бог, на тебя налагаю по воле моей имя надежда истинная. И твоя воля почему имени твоему быть и жить. Аз же Господь Бог твой для того и имя внушил нареци, что хочу тому и быть в тебе и делающей тебя по имени твоему – соделовать тебя: ты моя надежда истинная – Екатерина ты, убо отселе и живи, и буди истинно во всем святом, живи по св. преданиям, по житию святых; сего ради а ангел мой святой – с сим именем есть – и да будет с тобою – той тебя да хранит, – да учит, да наблюдает; и помни, еже тебе убогий раб глаголю: о! всечестная Екатерина! Что когда ты что в житии сказала свято, мыслила, делала, – и жила как-либо дни праведно, богоугодно, всё то есть и было – чего <…> и во всем житии твоем единого истинного надеяться довлело. Вот мое тебе о Христе Иисусе целование и благословение в день ангела!
Молю, служу – тебе – и Господа умоляю, да со вступлением в новый для тебя год – будт тебе от Господа еще более о Христе во благость и быть с ним. Да прольет Господь свыше по вере твоей росу благодати своей – да согреет сердце твое еще большею любовию к Себе: да вдохнет тебе еще и благоговение; и даст тебе Бог святый утешитель дух истины, – духа умиления, духа утешения, духа благочестия. Да исполнит тебя Бог, – духом святыни и любви; а с сим – да будут о Христе отселе все твои и слова, и желания, и дела, и намерения: да будешь ты по св. апостолу Царство Бога живого, и Храм духа святого; и не усумнись в достижении сего; с купели св. крещения христиане наименованы были таковы, – а во всю жизнь добры старались быть – т. е. Церкви_Бога живого и Храмы духа святого. Слыши, о! мудрая княгиня! Коликия благодати Бог нас сподобляет, яко тело человеческое целомудренное, Церковь Божия есть: сердце же человеческое чистое и целомудренное, – есть жертвенник и трапеза Духа Святого, ум же человеческий чистый престол Божества. Душа же человеческая чистая и непорочная и целомудренная, – невеста Христова есть, – язык же человеческий – трость книжника- скорописца Духа Святого: члены же и чувства целомудренные человеческие, – рабы суть души, невесты Христовой: и что есть в доме твоем Церковь Божия рукотворенная, – то ты, о! Екатерина! Церковь Божия нерукотворенная, в ней же со <духом истинно > Господу, да не осквернит Церковь Божию – тело свое неподобными делами в теле нашем <…> Сие я помышляя, о! раба Божия, прошу Господа – дабы не положить мне рабу грешному на жертвенник и на трапезы духа святого, – неподобные дела, – дабы на престоле Божием диавола не посадить помышляя <умом моим> неподобная, и скверная, и скаредная, и суетная, и злая помышления. Молю Бога, дабы тростию св. духа – языком моим, – не писать неподобные речи, и душу рабы невесты Христовой, уды и чувства, и всю плоть мою не сотворить рабами диаволу. От чего да спасет нас всех Господь. – Потщися, о! раба Божия Екатерина всечестная, возлюбленная Христова душа, – потщися очистить душу и тело свое.
Аще то выхочешь быть – надежда истинная на тебе совершится, что Бог вселится в тебя и яко в Храме святом пребудет во веки веков.
О! Как ты звана еси от Господа бытии по имени, – быть Храм Божий – сосуд благодати, – нова тварь, – и дщерь Богу возлюбленная.
Молю, да придет на тебя свыше сие благословение Господне: и да узриши ты Церковь Божию. Мир тебе и любовь и благодать от Господа умножится. Спасися.
Так тебя о Христе целует твой раб
убогий Фотий.
22 ноября
1823 года
P.S. Прочесть Екатерине сие письмо: прости и пред Богом поминай меня.

V
Грузинскому протоиерею Николаю Ильинскому

Всечестный отец протоиерей Николай!
Брат мой о Христе!
Спасися в мире и радости.
1-го июля был в обители нашей раб Божий – и сосед дорогой. Я всегда смотрю на дела людей, и тогда рассуждаю об них. В 1821 г. был я в Грузине, и против всех слухов, – св. церковь в Грузине, – и устройство Грузина в сердце меня уверяли о благочестии и усердии ко Господу соседа. Некто мне сказал, что он, стоя во св. церкви, особенно умиление и слезы многие во время время поста и св. причащения являет, – так тронул мое сердце, что я не видавши его, – много любил его. Нынешнее лето великие дела Отечества и св. церкви уже яко феномен, на небесех, – были в россии знамением его и благочестия, и любви к Богу и отечеству, верности к царю и усердия ко св. церкви. А как он был в обители нашей, как во св. церкви усердно, кротко и смиренно стоял, – молился, был любезен, ласков, то я все сие своими очами видя и слыша, признаюсь, до слез радовался: он благочестив и христолюбив по примеру древних великих и святых Божииих.
Благодарение Господу, что и в наши времена есть еще избранные и в звании благородном и духовном и иных.
Сие письмо побудило писать то, что юному и кроткому господину, с ним бывшему[3 - Вероятно, Шумский, мнимый сын Аракчеева.], но его имени я не помню, а видел его еще и в 1821 году, я обещал в благословение для чтения прислать духовное сокровище, – и вот посылаю через тебя, – вручи ему; чаю, что семя доброе нечаянное на сердце того юного господина и воина, и мног плод сотворит во время свое, и Господь пошлет свыше росу благодати для произрастания семени слова Божия. Отец приводил для благословения ко мне – и это важно и свято. Это есть знак благочестия и в родителе и в чаде. Да благословит их Господь Бог своею благодатью.
Благодарю тебя, отче и брате мой о Христе за любовь твою. Молись о мне. Буди с тобою Господь, чего и мне желай ныне и во веки.
Брат твой о Христе убогий Фотий.

1824 года
1 июля

VI
Аракчееву Алексею Андреевичу (писарская копия)

Боголюбивый и Христолюбивый граф, сын святой православной церкви христовой возлюбленный! С Богом спасися и радуйся о Дусе Святе.
Твоему Боголюбию раб твой последнейший и убогий Фотий просит свыше от Господа благословения, земно кланяется и с благоговением тебя извещает раба Божиего верного с приближающимся праздником Божиим – об освящении святой церкви соборной во имя всемилостивого Спаса, что и будет совершаться 21 дня октября сего месяца во вторник. Твое посещение св. обители и присутствие на освящении св. церкви будет знамение Божиего ко обители благоволения, его же да сподобит Господь тебя ныне и во веки.
Мир тебе от Господа.
Спасися, радуйся; Господь с тобою.
Последний твой раб и богомолец убогий архимандрит Фотий.

16-го Октября
1824 года
Юрьев монастырь

VII
Томилову Алексею Романовичу[4 - Томилов А.Р. – (1779–1848), помещик Приладожья, в 1830 г. – Новоладожсикй уездный предводитель дворянства.]

Благороднейший господин!
Слава Богу, доселе мы виделись в Новгороде. Божия милость на всем, нет у нас даже и молвы о грядущей скорби. Мы молим Господа, да придет в пределы наши; мы радуемся в дусе Святе, уповая на благости Вышняго. По воле владыки 26 сентября я проезжая, видел тебя в Ижоре; 29 пополудни, в 1 часу я возвратился в Новгород и во св. обитель. Ты просил молитв и благословения от меня. Я возлюбил тебя, о благородная и благодарная душа; и се, тебе с возвращающимся в С.П. бург человеком посылаю образок св. Ангела Хранителя – в знак Божия благословения.
Мир тебе и спасися и радуйся.
Твой богомолец
Благодатного монастыря
Юрьевский арх. Фотий
1830 года
Окт. 1 дня
В день Покрова Богородицы
Новгород, Юрьев монастырь.

VIII–X
Филарету (Дроздову), митрополиту московскому
* * *
Владыко святой!
К великому моему удивлению никак не думая получить увольнение быть в Ростове, беспрекословно вдруг получил я увольнение у старца отца и владыки, прошение на прошении по сердцу моему. Сказать не могу, как я рад, что обет мой и тебе данный уже около двух лет я могу свободно исполнить и тебе поклониться как отцу и благодетелю во твоей обители. Сие мое последнее путешествие из обители будет для богомоления. Слабость здравия и краткость времени приблизившегося мне последнего не позволят более быть нигде. Итак ныне с полною любовию надеюсь быть у тебя моего Отца в дому твоем и помолиться Господу и Его святым угодникам, так же и тебе и видеть святыню Московскую, где благословит твоя отеческая любовь, и непременно быть в монастыре песношеском[5 - Николо-Песношский монастырь, московская область.], Хотькове[6 - Покровский Хотьков монастырь, там же.], Екатерининской пустыни[7 - Свято-Екатерининский монастырь, там же.] и где нужно быть, но я еще не был.
Твое святое слово любви сбылось к удивлению моему, ибо до последнего часа думал, желал проситься, но сомневался в увольнении при первом слове, а посему со страхом и трепетом приступить просить: при первом же слове отказа я б вторично и уст не растворил молвить что-либо.
Прошу благословения и святых молитв твоих. Вчера лишь от тебя прибыл в дом дщери моея, тут сразу и приглашение от архимандрита ростовского получил к освящению. Слышав сие все от уст дщери, владыко уволил со всею любовию меня сроком на две недели. Целую твою десницу святую, о Господе тебе преданный всенижайший послушник и богомолец юрьевский архимандрит Фотий.

1836 года
Мая 2 дня

P.S. Графиня же по сему располагает отправиться с 20 мая в путь, дабы в орел ехать к тетке своей; и на обратном пути быть в ростове так, чтобы успеть ей к 25 июня быть в С-П. бурге. Буде же до 20 июня не может быть освящение в Ростове, то побыв там, она должна будет ехать дабы поспеть к 25 июня в С.П. бург.
* * *
Святейший Владыко! С радостию я ехал к тебе на поклон в место, иде же тебе Бог дал держать престол святительский и с радостию я был в доме твоем, видев, с какою любовию о Господе ты принял меня недостойного ученика, раба твоего. Для меня был путь сей не вотще. По моей немощи и нелюдимости не без труда было ждать освящение, но после мне было столько радостно, что я бы готов был и более ждать. Принял меня отец преподобный наместник Антоний как странника по подобию святых. А ты принял меня как Ангел Господень, и Сам Господь. Я недостоин милостей таких, какие видел я. Опасался наскучить я тебе при многом стечении дел твоих: а мне признаюсь было поболее слышать беседу отцев твоих. Я ищу спасения души, и того ради еще живу на земли. Более же мне ничто не нужно. Странно нечто во мне видиться, но спасение души моей требует, и я то творю. Господа ради прости ежели слово гнило кое изошло из уст моих. Прости Бога ради и в том, что скоро не мог тебя благодарить за милость и божие благословение и любовь. Наскоро я пишу сие, а как с духом соберусь, и с пути отдохну, буду еще писать тебе, и благодарить.
При сем сказать хочу и то, что я напутствован будучи твоим благословением, прибыл уже по вечеру поздно часов около 9-ти в Тверь, и не выходя из экипажа поехал прямо к тверскому святителю. И смотритель почтовый нагнал на пути и воротил, говоря, что Архиерея старого нет дома и я возвратился, и лишь хотел с печалию входить в гостиницу, но [идет] купец Градский, и говорит, что Владыка дома; вот я и сам полетел в путь, и приехал к нему. И что скажу о его любви? Превосходит всякое мое слово и чувство! Он принял меня как родной родного и еще паче. Как Сам Христос принял нас, и напоил и накормил и меня оставил у себя в доме, и подле церкви дал мне пребывание. Я поутру востав, на его конях ездил во обитель св. Арсения[8 - Успенский Жёлтиков монастырь под Тверью.]. Был и во всех монастырях тверских. Отроду никто меня так просто, прелюбезно не принимал, как он. И благословил меня образом: и паки напоил и накормил, и с Богом отпустил в путь. Владыко Серафим, узнав все сие и прочее от дщери, восхитился от радости, и сказал, что я б мог и более [задержан] быть в путешествии. Так меня уловил Ловец Христов святитель Григорий[9 - Архиепископ Тверской и Кашинский Григорий (Постников); (на кафедре с 1829 по 1848 гг.); любимый ученик митрополита Филарета (Дроздова).] во мрежи своея любви, что уже не иначе вижу его как Ангела Господня. Я всегда по сердцу о нем думал, но на деле доселе не успел видеть. Графиня удивилась его святости и любви и была поражена Ангелоподобным нравом. Не могу я описать всё удовольствие, кое при богомолении Господь судил иметь. С радостию отменною мое путешествие в Ростов и пребывание и Бога за все благодарю. Благослови мя, святый Владыко, и помолись о душе моей, ищущей спасения и всем желающей спастись. Целую твою десницу о Господе всенижайший послушник, недостойный ученик, – богомолец Ю.А. Фотий.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70986214?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) – российский государственный деятель, историк, археолог, художник. Госсекретарь (1814–1827), впоследствии член Госсовета, действ, тайный советник, член Российской академии, почетный член Петербургской Академии наук, презилент Академии художеств (с 1817), директор Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (с 1811).

2
Дочь генерал-поручика князя Ф. Ф. Щербатова, вышла замуж за английского живописца Портера в 1812 году, ум. в 1826 г.

3
Вероятно, Шумский, мнимый сын Аракчеева.

4
Томилов А.Р. – (1779–1848), помещик Приладожья, в 1830 г. – Новоладожсикй уездный предводитель дворянства.

5
Николо-Песношский монастырь, московская область.

6
Покровский Хотьков монастырь, там же.

7
Свято-Екатерининский монастырь, там же.

8
Успенский Жёлтиков монастырь под Тверью.

9
Архиепископ Тверской и Кашинский Григорий (Постников); (на кафедре с 1829 по 1848 гг.); любимый ученик митрополита Филарета (Дроздова).
Письма архимандрита Фотия (Спасского) и графини Анны Орловой-Чесменской
Письма архимандрита Фотия (Спасского) и графини Анны Орловой-Чесменской

Тип: электронная книга

Жанр: Биографии и мемуары

Язык: на русском языке

Издательство: Алетейя

Дата публикации: 22.08.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В настоящем издании представлены письма архимандрита Фотия Спасского (1792-1838), монаха, аскета, мистика, обратившего вспять русскую историю на целых три четверти века, и его верной сподвижницы графини Анны Орловой-Чесменской (1786-1848). Особый интерес представляют письма архимандрита к святителю Филарету Московскому. Основу эпистолярного наследия графини составляют ее письма к Дарье Державиной, вдове поэта Г. Р. Державина. Аромат того времени передан в допушкинском языке архимандрита и в образцах речевого этикета графини.

  • Добавить отзыв