Манипуляции: как опознать и обезвредить. Секретное оружие в личном и деловом общении
Михаил Дегтярев
Экспертный взгляд
Общение – инструмент социального взаимодействия, благодаря которому мы получаем то, чего хотим, или даем то, чего хотят от нас. Применяемые в коммуникации хитрости способны превратить вас как в победителя, так и в пешку в чужой игре. Осталось только выбрать, на какой стороне вы хотите оказаться.
Эта книга наглядно покажет, какие манипуляции применяют окружающие, чтобы добиться своих целей, и продемонстрирует принципы нейролингвистического программирования на конкретных примерах. Вы научитесь считывать мотивы и запросы участников коммуникации, а также поймете, как достичь цели без ущерба для себя и других.
Все о психологии общения – под этой обложкой!
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Михаил Дегтярев
Манипуляции: как опознать и обезвредить. Секретное оружие в личном и деловом общении
© ООО «Издательство АСТ»
© Текст Михаила Дегтярева
* * *
«Легче всего обходит ловушки тот, кто умеет их расставлять»
«Мы управляем только тем, что осознаем. Все неосознанное управляет нами»
Древнеримский поэт Публий Сир, I век до н. э.
Благодарю своих учителей и коллег по кафедре логики философского факультета МГУ, Академии ФСБ, Центра Бизнес Образования, Ассоциации выпускников Президентской программы, участников моих бизнес-тренингов, чей опыт был значительным вкладом в написании этой книги.
Особую признательность выражаю редактору Преображенской Е.А., чья неустанная забота и мотивация была существенным подспорьем в подготовке данного издания.
Предисловие
Дорогой читатель!
Тема книги, которую вы держите в руках, имеет более чем двухтысячелетнюю историю. Как только человек стал социальным существом, перед ним встала проблема управления другими подобными существами.
В режиме управления существует очень много приемов и инструментов, которые мы рассмотрим в этой книге, а манипуляции среди них занимают особое место.
Одна из задач автора состоит в том, чтобы помочь вам внести ясность и осознанный порядок в часто смутное и неоднозначное понимание этого инструмента управления. Для этого мы рассмотрим различные ситуации, в том числе и такие, когда один и тот же прием, одно и то же средство может быть и манипулятивным, и нет.
По манипуляциям написано множество книг, что говорит о постоянном интересе людей к этой теме. Многие авторы пытались классифицировать приемы манипуляций, описать основные из них. В конце книги вы найдете список наиболее значимых книг по теме.
Особенность этой книги состоит в том, что автор попытался рассмотреть манипулятивные приемы, которые люди используют в процессе коммуникации друг с другом, в процессе обмена информацией. Новизна подхода здесь состоит в том, что и сами коммуникации рассматриваются системным, всесторонним образом: с логической, полемической, лексической, психологической и других точек зрения. Автор полагает, что такая классификация манипулятивных приемов станет для читателя инструментом, с помощью которого он сможет распознать и нейтрализовать манипуляцию, причем в любой коммуникативной ситуации, как профессиональной, так и бытовой.
Участники моих тренингов часто задают вопрос: а существуют ли люди, которые не подвергаются манипуляции? Конечно, да – это грудные младенцы. В более позднем возрасте таких людей нет. Когда приводят примеры отшельников и монахов, ограничивающих себя во взаимодействии с другими людьми, то и здесь могут быть манипуляции, то есть управление со стороны самого себя, это некий вырожденный случай. Да и любой человек взаимодействует с самим собой: вспомните свои внутренние диалоги, когда вы решаете, совершать или не совершать какое-нибудь действие: идти или не идти на мероприятие, прилагать ли усилия на работе, или «лишь бы номер отбыть». Это тоже манипуляция, применяемая к самому себе.
Во всех случаях взаимодействия между людьми среди инструментов управления есть место манипуляциям. Наша с вами цель – разобраться, что же такое манипуляция.
Во вступительной части этой книги мы разберем инструменты манипуляции и признаки, по которым их можно распознать.
Эта книга предназначена для всех, кто вступает в коммуникативное взаимодействие в профессиональной или личной жизни. Ведь манипулятивные приемы, как уже сказано выше, используют все. Жаль только, что большинство из нас не испытывают потребности в изучении этого вопроса, пока не станут жертвой жесткого манипулятивного приема, скрытого от них вначале и нанесшего им реальный вред: материальный, моральный, психологический и даже физический. Стандартный пример: одна из разновидностей агрессивных продаж с использованием снобизма, то есть когда продавец (манипулятор) по каким-то признакам продиагностировал потенциального покупателя как человека, про которых говорят: «Понты дороже денег».
Покупатель:
– Покажите вот этот товар!
Продавец:
– Извините, мне неловко, но это очень дорого, это могут позволить себе только очень богатые и состоятельные люди!
Покупатель:
– Что? Состоятельные? Богатые? Дайте две штуки!
Мы видим из этого диалога, что человек, желая соответствовать имиджу богатого и обеспеченного, импульсивно совершает покупку, не соответствующую его реальным потребностям. А потом к нему приходит горькое осознание, что его «развели как лоха», он стал объектом манипулятивного приёма. Вот тогда человек и осознает ценность манипуляции. Поэтому ещё одна цель данного издания – провести для вас профилактику жертвенности, то есть показать, как можно осознанно отказаться от роли жертвы манипулятора.
Можно ли применить знания, которые содержатся в это книге, на практике? Ответ на этот вопрос зависит только от вас. Если вы успешный и эффективный человек и стремитесь достичь поставленные цели в соответствии со своими ценностями и минимальными ресурсами – эта книга для вас. Зная, как распознать манипуляции и как противостоять им, вы повысите свою осознанность, практическая польза которой, полагаю, не подлежит сомнению.
Манипуляции, как читатель увидит из книги, нарушают рациональные технологии эффективного взаимодействия между людьми. В основе этих рациональных технологий находятся целеполагание, ценности и мудрость. Этим фундаментальным основам посвящены отдельные главы книги. При этом особенность этой книги, по мнению автора, состоит в том, что в ней наглядно показано, как эти основы сами позволяют осуществлять очень мощные манипуляции. То есть знание этих фундаментальных основ человеческого взаимодействия как раз и позволяет по-новому взглянуть на манипуляции.
Может ли мудрость быть манипуляцией? Да. И читатель увидит, что принципы историзма, причинности, о которых пойдет речь – это как раз одна из форм мошенничества, когда формируется добродетельная или оптимистическая кредитная история.
В основе человеческого развития лежат рефлексия и самоанализ. И эта книга помогает развить способность к рефлексии, способность задавать вопрос «Что я делаю, когда я что-то делаю?» – и отвечать на него. Путешествие по манипулятивным приемам повышает эту способность к рефлексии и развитию, фокусируя внимание на вопросах: «Что я делал, когда был объектом манипулятивного приема и что я должен был бы делать, зная содержание и конечную цель этих приемов?».
Манипуляция – это скрытый, не осознаваемый объектом прием. Понимание, какой прием был применен к вам, развивает вас и подталкивает к продолжению анализа: какие еще приемы могут быть использованы в той или иной ситуации, как им противостоять, наносят ли они мне вред и какой конкретно? Вот так и происходит человеческое развитие. Известна мудрость: «Одна ошибка – это просто ошибка, вторая ошибка этого же рода – это уже это сигнал, а третья – это система, клиника!». Дело в том, что человек, повторяющий ошибку, не задается вопросом: «Что я делаю, когда я что-то делаю, что я делал, когда со мной что-то делали?». Это и есть признак отсутствия рефлексии. В результате человек обречен двигаться по кругу. Ни о каком развитии, ни о какой эффективности в таком случае речь даже идти не может. Понимание приемов, рассмотренных в этой книге, прямо отражается на развитии и движении к новым горизонтам.
Успехов вам на этом пути!
Введение
Вся человеческая деятельность условно может быть разделена на два больших класса: предметные и интеллектуальные действия. К первым относится работа руками, в результате чего мы получаем овеществленный результат. Ко вторым – мыслительный процесс без создания материального продукта. Между ними существует достаточно условное разделение. Но, тем не менее, понятно, что это все-таки разные действия: одно дело – канавы копать, другое – диссертацию писать. Что сложнее – не ясно. Но одним из общих признаков, объединяющих предметную и интеллектуальную деятельность, являются коммуникации. Они могут носить внутренний и внешний характер. Например, у иноков, отшельников, которые занимаются какой-то предметной деятельностью, есть коммуникация либо с богом, либо с самим собой. Более того, отсутствие или слабое присутствие рефлексии, то есть обращенность к себе и коммуникация с самим собой, – это один из признаков малого калибра и ограниченности человека. Способность к рефлексии можно развить. Кроме того, способность к рефлексии и развитию ее – это одна из стратегических целей человеческой жизни, зафиксированная в человеческом сознании издавна, еще в так называемой философии народной мудрости. Я напомню вам известную пословицу «В чужом глазу соринку видишь, в своем – бревна не замечаешь». О чем это говорит? О том, что человек способен многое оценивать внешне, а заглянуть внутрь себя даже не догадывается – и это представляется негативной характеристикой. Известна также и другая пословица – «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
Что касается манипуляций, то они могут быть и предметного, и интеллектуального характера. О них написаны сотни книг в жанре деловой и научно-популярной литературы. Такой высокий интерес к теме обусловлен одним обстоятельством: коммуникация, то есть процесс получения и передачи информации, как в мыслительной деятельности, так и в предметной, составляет значительную часть человеческой жизни.
Психологи говорят, что уже с 2–3 лет мы играем как бы две относительно самостоятельные роли: мы и актеры, и режиссеры. Такой подход нельзя абсолютизировать, но для достижения некоторых целей, понимания неких сущностей – это хороший метод. Что означает быть актером в жизни? Это значит выполнять чью-то чужую волю. Режиссером – значит навязывать свою волю или осуществлять некое управление, когда твоих целей достигают другие люди. Тогда с этой точки зрения, что такое манипуляция? Это одна из разновидностей управления как самим собой, так и другими людьми. Манипуляция может быть направлена и на самого себя, когда мы или обманываться рады, или сами себя уговариваем, включая внутренние диалоги, компромиссы и т. п. Все зависит от понимания, какой смысл мы вкладываем в термин «манипуляция». На эту тему есть множество книг, и порой их авторы приписывают этому термину прямо противоположные значения. В целом, если взять среднестатистическое, не научное, обыденное сознание, с манипуляциями всегда связано нечто отрицательное. «Ты манипулируешь мной», – обычно это равнозначно обвинению в безнравственности. В своих книгах и деятельности я всегда исхожу из такой методологии, что «великие умы обсуждают идеи, приемы, а мелкие – людей, конкретику», не удосуживаясь обсудить проблему с некоторой более общей точки зрения, «с высоты Эвереста». А большинство литературы по этой тематике, на мой взгляд, посвящено как раз «обсуждению людей».
С этой точки зрения мы должны четко понимать, что существенным элементом структуры человеческой деятельности является управление другими людьми. Управление есть и в бизнесе, и в обычной жизни. Муж управляет бизнесом и женой, жена – детьми и мужем, дети – родителями. А когда человек управляет самим собой, то в этом случае происходит акт рефлексии, раздвоения нашей личности. Помните, когда мы утром встаем и думаем: «Ой, идти или не идти на работу? Не хочется чего-то. А что я смогу сказать шефу?» В отличие от болезненного шизофренического раздвоения личности, это – весьма полезное раздвоение, оно показывает способность к полемике, умению встать на точку зрения другого человека. Когда вы сами собой управляете, то высшим пилотажем является способность в себе самом увидеть два субъекта, две личности. Это такое условное разделение: есть «Я» и «не-Я» в качестве моего «Я».
Неспособность человека диагностировать, в какой ипостаси, в какой социальной роли он находится «здесь и сейчас», резко повышает его виктимность, то есть опасность стать жертвой манипуляции.
Пример. Вы руководитель. К вам подходит ваш подчиненный и говорит: «Иван Иваныч, у меня такая ситуация, мама заболела, надо в больницу. Можно я завтра приду на работу после обеда?» Вопрос: кто к вам в данный момент обращается в социальном позиционировании? Если речь идет о маме, то подчиненный находится в роли сына. В следующий раз он же приходит: «У меня друг приезжает, мы вместе в Афгане служили, он проездом». В этот раз кто к вам как к шефу обращается? Товарищ. В третий раз идет к вам с просьбой: «Жена в командировку уехала, а у ребенка ангина…». Здесь он выступает в роли мужа и отца. Если мы не понимаем подобные «игры», игнорируем ценности, стоящие за «вывеской» подчиненного, то показываем свое бессердечие. Но, с другой стороны, вы как начальник оказываетесь «лохом», как сейчас говорят, или, по-научному, объектом манипуляции. Потому что возникает вопрос: «Я понимаю твои роли и ценности, как товарища, отца, мужа… А зарплату ты получаешь на работе у меня как кто? Как сотрудник!»
Очень большое количество людей вряд ли четко ответит на вопрос: манипуляция это или нет? Есть люди, которые не понимают своей социальной принадлежности в тех или иных ролях. А есть те, которые понимают, но используют. Поэтому всегда актуален вопрос: какую из этих двух ситуаций можно назвать манипуляцией? Конечно ту, когда люди всё понимают и используют сознательно. Это разделение было отмечено еще отцом логики Аристотелем, который различал софизмы и паралогизмы. Софизмы – это сознательные нарушения известных правил, а паралогизмы – это добросовестные заблуждения, ошибки. Такое разделение тоже дает нам ключик к пониманию того, что называть манипуляциями. Хотя иногда люди оценивают коммуникацию как манипулятивную только потому, что она несет для них некий скрытый (или даже нескрытый) отрицательный эффект.
Если обратиться к истории вопроса, то самой древней работой, посвященной приемам манипуляций, можно считать труд Аристотеля «О софистических опровержениях». Он не потерял актуальности до сих пор, потому что коммуникация и такая ее разновидность, как убеждение в форме доказательств, остается краеугольным камнем, на котором стоит вся интеллектуальная и предметная деятельность человечества. Востребованность этой темы на протяжении более 2000 лет говорит о том, что все разновидности коммуникации до сих играют ключевую роль в жизни человека.
Следующей знаковой фигурой, который посвятил время изучению вопросам манипуляций, был немецкий философ Артур Шопенгауэр. Большей части наших читателей он известен как один из основоположников экзистенциализма, автор монументальной работы «Мир как воля и представление». Но у него есть другой уникальный труд, который дал название целому учению: «Эристика, или Искусство побеждать в спорах». В этом небольшом произведении философ, опираясь на Аристотеля, обобщил и расширил круг стандартных представлений о манипулятивных приемах.
Другим исследователем был наш русский философ и логик Сергей Иннокентьевич Поварнин со своей работой «Об искусстве спора». Отмечу, что интерес к такого рода коммуникациям, особенно публичным, как инструменту управления, всегда возникает на острие общественно-политической деятельности. Неслучайно именно в Древней Греции, в период расцвета древнегреческой демократии, к искусству дискуссии было обращено большое внимание людей, желающих обсуждать наболевшие проблемы на форумах.
Следующий этап в изучении вопроса манипуляций начался с формированием теории и практики нейролингвистического программирования. Удачное маркетинговое название термина создает ореол загадочности. Недаром лауреат Нобелевской премии физиолог Иван Павлов называл «секретным оружием» вторую сигнальную систему[1 - Вторая сигнальная система – система (вид сигнальной системы) условно-рефлекторных связей в головном мозге человека, где условным раздражителем является слово, речь («сигнал сигналов»). Возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. В.с.с. является регулятором высшей нервной деятельности, основой письменной и устной речи, абстрактно-логического мышления. Понятие ввел И. П. Павлов.]: язык, слово. Когда о чем-то говорят с завесой таинственности – это маркетинговое продвижение. Если я просто произношу какое-то слово, и оно покажется вам знакомым, то я программирую вас на его воспроизведение. Это ассоциации. Например, я говорю: трамвай, шляпа, окно, автомобиль. Хотите вы этого или нет, у вас возникают какие-то ассоциации, картинки – нейронная цепочка построена. На значительное число неискушенных людей это производит колоссальное впечатление, и отчасти оно, конечно, оправдано. Я недаром выше упомянул такой термин, как виктимология. Это раздел криминологии, изучающий жертвы преступлений. Мы об этом поговорим, когда рассмотрим предпринимательские манипуляции. На всех ли они действуют? Нет, конечно, не на всех. И не все ими пользуются. Способность не быть жертвой, объектом манипуляции, или преодоление коэффициента жертвенности – одна из целей этой книги. Я не хочу учить вас пользоваться хитрыми приемами в прикладном смысле, особенно для достижения аморальных целей. Но мир многообразен, люди тоже разные. Мы должны уметь противостоять тем, кто плетет против нас интриги. Как говорил один из основателей очень мощной манипулятивной теории коммунизма Владимир Ленин: «Чтобы бить врага, надо знать его оружие». Вот в чем дело. Недаром эпиграфом к книге звучат слова древнеримского автора: «Лучше всех избегает ловушек тот, кто умеет их расставлять».
Что такое манипуляция? Есть стандартное, распространенное определение. Манипуляция – это скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору одностороннее преимущество в ущерб выгоды объекта. Насчет скрытости я согласен, а вот насчет «приносящее инициатору одностороннее преимущество» – это неоднозначный вопрос. Ведь, вообще говоря, манипуляция – это управление. И вопрос, какие цели ставит субъект управления, какие средства он использует, это вопрос очень неоднозначный, он требует конкретизации, потому что одно и тоже управление мы можем назвать манипуляцией, а можем и нет. Далее – «в ущерб выгоды объекта». Но что считать вредом? Пример: когда ребенку, который выходит из-под контроля и съедает шестнадцатую шоколадку, вы говорите: «Не ешь семнадцатую шоколадку, иначе Дед Мороз не придет», то возникает вопрос: вы манипулируете? Да, вы управляете поведением. Но наносите ли вы вред? Ведь ему хочется, а вы разрушаете его стремления. Скорее всего, вы при этом говорите себе: вред психологический не сопоставим с вредом физиологическим. А кто будет судьей? Вопрос неоднозначный. Для нормального родителя очевидно, что если ребенок съест семнадцать шоколадок, у него будет диатез. С физиологической точки зрения нам все понятно. Но сейчас очень актуален дискурс про детские психологические травмы. И тут любой родитель тормозит: понимая, с одной стороны, что с помощью Деда Мороза он добьется определенного поведения, он тут же представляет себе, как эта психологическая травма через тридцать лет приведет ребенка к психоаналитику, потому что он будет якобы страдать из-за ограничений в детстве.
Утешу вас и остановлю этот внутренний монолог: мы не можем вырастить детей без манипуляций. Это невозможно.
И вообще, может ли человек в социуме совсем обойтись без манипуляции, то есть управления кем-либо? Как я уже говорил, управление людьми – это деятельность, связанная с тем, что твоих целей достигают другие люди. Но какие вообще инструменты управления существуют? У меня есть совершенно четкая инвентаризация инструментов управления.
Пока мы не различаем: бизнес-коммуникации, бизнес-манипуляции или коммуникации и манипуляции в личной жизни. Более того, такое разделение или придание ему принципиального значения, на мой взгляд, лишено значительного смысла. Дело – в результатах. Если в бизнесе результатом манипуляций, в отрицательном смысле, могут быть деньги, прибыль, в конечном итоге, что важно, без этого нет бизнеса, то в личной жизни цена дороже: уже не деньги, а счастье. Какие деньги сделают нормального бизнесмена счастливым, если у него в семье проблемы?
Итак, есть семь инструментов в управлении людьми.
Инструменты управления людьми
Первый – власть. В бизнесе это наиболее проявлено: ты – не менеджер, ты – не управленец, если у тебя нет властных полномочий. Они бывают двух видов: а) власть финансовая, денежная, или, иначе, материальная; б) власть административная. Когда говорят, есть два инструмента управления – типа принуждение и интересы, убеждение и власть, «кнут и пряник», то такие подходы возможны, но лишь на уровне метафор. Книга, которую вы читаете, носит технологический характер. Что такое «кнут и пряник»? Да, хорошие образы, а что за ними стоит? Есть материальный аспект власти: можно премировать, депремировать, сделать денежные начеты и другое. Административные «кнут и пряник»: повышение в должности, понижение в должности, увольнение, график отпусков и т. п. С этим все понятно. Но эффективный ли это инструмент управления? Отчасти. В большинстве случаев люди достигают цели, используя этот метод. В личной жизни мы можем использовать такую власть? Власть жены, власть родителей? Да. Но всегда ли все это эффективно в семье и бизнесе? Нет. Когда вы говорите своему сотруднику Петровичу потрудиться в сверхурочное время или выйти на работу в выходной день, он, естественно, спрашивает: «А почему я должен тратить свой выходной?» Вы обещаете: «Не переживай, мы оплатим тебе двойную ставку». Он возражает: «Мне что, умереть на работе, что ли, за деньги?» То есть, финансовый инструмент власти не работает. Вы говорите: «Петрович, не шути, не выйдешь – уволю», – административная угроза. «Да и увольняйте, что мне здесь работать?!» Не работает ни одна из разновидностей власти… Но ты как эффективный менеджер должен по-любому добиться своей цели. А заменить Петровича другим работником нет возможности. Что делать, когда власть не работает ни в том, ни в другом проявлении? Есть другой инструмент управления: убеждение, то есть коммуникативный ресурс. Это второй инструмент управления. Вот ему как раз и будут посвящены основные разделы нашей книги.
Третий инструмент управления – харизма. Этот термин на сегодняшний день используется, как минимум, в пяти несовпадающих значениях:
1) Уникальность, единственность, исключительность. Например, мы говорим: «Какой харизматичный актер Савелий Крамаров\Евгений Леонов». Стоп, а в чем это выражается? Да их ни с кем не спутаешь.
2) Обаяние, умение расположить к себе или подать себя нужным образом. То есть некая психологическая привлекательность человека. Но тут возникает вопрос: это божий дар или потенциал, который можно развивать?
3) Ярко выраженная эмоциональность, психологическая экспрессивность.
4) Сочетание пунктов 1–3
5) Тип лидерства – и это наиболее распространенное с точки зрения бизнеса, менеджмента значение харизматичности. Мы говорим: «Харизматичный, потому что за ним идут люди». Известно, что есть лидерство формальное, то есть наличие формальных полномочий, и есть лидерство неформальное, то есть когда у человека нет властных полномочий (или он их не использует), он и не убеждает никого ни в чем, но за ним идут люди, члены какого-либо социума. Их иногда называют «серыми кардиналами».
Кстати, понимание всех типов харизматичности – это раскрытие одного из мощных разрядов манипуляций, которые повсеместно используются.
Но более интересен вопрос: в чем причина харизматического лидерства? Почему люди, как загипнотизированные, идут за теми, у кого нет власти, кто не использует особых убеждений? Версия, что за этим стоит «божий дар», ничего не разъясняет. Божий дар – в чем? В уникальности? В способности располагать? Конечно, с этим трудно не согласиться. Конечно, есть люди, которые на уровне физиологии или притягивают, или отталкивают. Можно предположить, что, действительно, существуют какие-то законы симпатии и антипатии, которые неизведанны до сих пор. Для меня недавно было открытием то, что Нобелевский комитет в резерве держит премию по физиологии за раскрытие именно этих загадочных явлений – симпатий и антипатий. Ведь действительно не понятен процесс: вы смотрите на человека издалека, не можете ни разглядеть детально, ни даже запах почувствовать, но вдруг в мозге щелкает желание или предчувствие – «Хороший, наверно, человек, неплохо бы с ним пообщаться!» Бывает, каждый из нас вспомнит. А бывает и ровно наоборот…
Но что за божий дар, что за врожденные способности ведут к харизматическому лидерству? В чем его причина? Приведу простой пример. На предприятии сидят трое рабочих, к ним подходит четвертый и говорит: «Мужики, эти баллоны надо перетащить в другой цех». Они удивляются: «А с какого перепуга мы должны их тащить?» Условно они ждут либо ссылки на чей-то приказ, то есть власть, либо этот четвертый их должен в этом убедить. А он отвечает: «Так Петрович сказал». А Петрович – не начальник, и его вообще сейчас здесь нет. И если после этого трое рабочих встают и говорят: «Пойдем», то вот этот условный Петрович в этом социуме как раз представляется тем самым харизматиком, за которым люди идут. Ответ на вопрос, почему эти люди пошли за ним, в виде ссылки на его авторитет, доверие к нему – это не ответ. Ибо харизматическое лидерство и есть лидерствона основе авторитета или/и доверия. Это известная в логике ошибка «круг в определении» – то же через то же.
Основной недостаток авторов, которые специализируются по тематике харизматичности, состоит в том, что они в качестве харизматиков рассматривают только каких-то общегосударственных, мировых деятелей: Гитлера, Ленина, Сталина, Ганди и др. Это слишком «узкий» подход: лидером может быть член любого социума. Здесь надо четко понять, что в основе любой харизматичности лидера лежит одно важное его качество: демонстрация сверхвозможностей, то есть способностей, которыми не обладают другие члены социума. Ведь только такие люди и вызывают у нас уважение и доверие.
И тут все становится на свои места, потому что одна и та же сверхвозможность в одном социуме может не быть таковой в другом. Например, то, что делают бойцы из спецподразделений, которых я обучал, это сверхвозможность для абсолютного большинства общего социума, но в рамках социума силовых структур – это не сверхвозможность. Там надо демонстрировать еще что-то большее.
Возвращаясь к общемировым лидерам, у кого в истории в основе харизматичности лежит яркая демонстрация сверхвозможностей? Конечно, у Христа. Власти у него не было. Особенно он никого не убеждал идти за ним, но люди шли. Он демонстрировал чудеса: слепым возвращал зрение, обездвиженных поднимал на ноги, по воде ходил, пятью хлебами и двумя рыбками накормил пять тысяч человек, превращал воду в вино. А главной его сверхвозможностью было воскрешение. Но у меня, хоть я человек и верующий, все равно возникает вопрос: у вас есть точное доказательство того, что он все это делал? Скорее всего, нет. Но вера не требует доказательств. Так, в основе харизматичности лежит демонстрация сверхвозможностей или миф о них. И здесь сразу же выходим на раскрытие харизматичности Сталина, которую наши историки мифологизировали.
Вся сталинская пропаганда убеждала народ в том, что он обладал исключительностью. История знала немного примеров подобных сверхвозможностей, это крайняя степень иезуитизма[2 - Иезуитизм (иезуитство) антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации.], когда цель оправдывает средства. Когда говоришь: «Мы с вами – коллеги, друзья, братья, но я вынужден сажать в тюрьму твою жену, твоих детей, расстреливать». Представляете масштаб личности Сталина, который так воздействовал не только на простых людей, на даже на «Маршала Победы»? Для большей части общего социума специально создавались простые мифы: «Сталин не спит», «Он всю жизнь ходил в одной солдатской шинели», «Сталин выиграл войну».
Для понимания харизматического лидерства и связанных с ним манипуляций, важно такое понятие как степень харизматического лидерства, то есть способности повести за собой людей без власти и убеждения. Это определяется двумя обстоятельствами. Первое – какое количество людей за тобой пойдут из членов социума. Второе и самое главное – куда ты их поведешь: в зону комфорта (счастья) или в зону дискомфорта (смерти)? Сейчас часто даже в нашей стране, к сожалению, выхолащивают историю и преподносят ее в таком виде, будто наши солдаты – деды, отцы – шли погибать под страхом заградительных отрядов[3 - Основной целью заградительных отрядов с древних времен было предотвращение бегства с поля боя и отступления войск[ (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%8F%D0%B4#cite_note-_7875329ff865288d-1).]. Это не так. «За Родину, за Сталина» люди шли воевать, рискуя самой жизнью. Вот это высокий показатель степени харизмы.
В основе любой харизматичности лежит, как мы выяснили, демонстрация сверхвозможностей или миф о них, но не всякая демонстрация сверхвозможностей порождает харизматичность. Например, я провожу тренинг, в аудитории сидит тридцать человек. Я сообщаю им: «Вы в курсе, что я могу один выпить виски больше, чем вы все вместе взятые?» – «Как?!» – «Да вот так». Такая демонстрация будет моей сверхвозможностью? Конечно: я один выпью больше всех. Но подобная «сверхспособность» определит мою харизматичность в этом социуме? Нет. Участники обучения от меня ждут другие проявления профессионализма. Поэтому очень важно понимать, какие сверхвозможности демонстрировать в каком социуме. И как их воспринимать. Иногда люди становятся объектами манипуляций именно с этой точки зрения: путают харизматичность и способность повести за собой с демонстрацией сверхвозможностей. Это не одно и то же. Еще раз повторю: всякая харизматичность есть сверхвозможность, но не всякая сверхвозможность порождает харизматичность. Эти отношения между ними в логике называются «род и видовое отличие».
Власть, убеждения, харизма – это инструменты управления. Конечно, есть некий плюс в харизматичности. Ты не тратишь время на уговоры: «Ребята, перенесите баллоны в другой цех». – «А зачем нам переносить? Убеди нас». – «Петрович сказал». Оп, встали и пошли!
Но тут, как учит одна из первых технологий мудрости, важно учитывать принцип целостности или всесторонности. Проще говоря, там, где плюсы, ищи минусы: у достоинств – недостатки, у отрицательного – положительное, у внешнего – внутреннее… Есть плюсы в харизматичности? Конечно. Ты не тратишь время, и это ресурсно не затратно. А минусы? В первую очередь, это безынициативность членов социума, доходящая до патернализма[4 - Патернализм – система отношений, при которой власти обеспечивают базовые потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного характера.]. То есть: «А что я буду напрягаться, когда папа\начальник\президент все знает?»
Я лично был свидетелем многих случаев, когда бизнес загибался из-за харизматичности его лидеров. Например, в середине 1990-х один из акционеров попросил меня поехать поработать с генеральным директором крупнейшего металлургического комбината. По его мнению, пока все шло хорошо, однако что-то его беспокоило. Я приезжаю, знакомлюсь с директором Анатолием Ивановичем. Он – доктор технических наук, инженер от бога. Сложность металлургического производства неимоверная. Но когда возникает какая-то проблема – директор сразу знает, как ее решить – и решает. Я объясняю: «Понимаете, Анатолий Иванович, ситуация такая, что это путь в никуда». – «Как?!» – «Ваша харизматичность, ваша сверхвозможность порождает безынициативность среди сотрудников». – «А что мне делать, если я знаю, как решить проблему? Мне что, ждать, пока команда решит?» – «Если задача не носит катастрофического характера – ждать. Вы должны формировать команду экспертов, которые будут решать проблемы. Вы должны уметь делегировать полномочия, в том числе и по решению возникающих проблем». У директора же, по сути, и других проблем полно, потому что люди такого уровня в регионах – это всегда политическая фигура. Я убеждал его: «А если тебя в Москву вызовут, в администрацию? Или ты заболел? Или ушел в отпуск? Кто будет решать все вопросы?» К сожалению, мне не удалось добиться своей цели. Директор трагически погиб в авиакатастрофе… И на длительный период после его гибели предприятие встало… Он оказался незаменимым в самом неэффективном смысле этого слова.
Пример надо брать с одного из самых выдающихся менеджеров – Генри Форда, совершившего революцию в промышленном производстве. До него существовала мировая индустрия производства карет. Куда она делась после него? В чем состоит его основное отличие как управленца? Он собирал команду профессионалов, которых считал умнее себя в вопросах автомобилестроения. Он умел объединять людей. И очень интересно выстроил коммуникацию. На 95 % своим успехом, по его собственному признанию, он обязан умению общаться, то есть управлять людьми не только при помощи власти, а при помощи коммуникативного ресурса. Его секрет харизматичности – это умение привлечь к работе специалистов, он понимал – «команда должна быть умнее, сильнее меня». А ограниченный лидер, который замыкает все на себе, чаще всего боится конкуренции.
Итак, мы обсудили 3 инструменты управления – власть, коммуникации, харизму.
Четвертый мощнейший инструмент управления людьми – командообразование, когда субъектом управления становится некий социум. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» – всем известны эти слова В. И. Ленина. А команда – это подсоциум какого-то социума, подколлектив в коллективе, объединенный общей задачей. Команда может оказать более сильное влияние на отдельных его членов, чем любой лидер. Влияние на отдельного индивида при помощи команды – отдельный мощный инструмент манипуляции. Этот тезис подтверждает большой запрос на рынке бизнес-тренингов. Правда, они в большинстве своем посвящены тимбилдингу – мероприятиям, которые помогают сформировать команду, но это уже другой вопрос.
На принципе командообразования также построена ланкастерская система обучения[5 - Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) – форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер.]. Из 25 человек в классе учитель обучает пять самых выдающихся, самых способных учеников. А потом эти пятеро дают знания другим «пятеркам».
Пятый инструмент управления – корпоративная культура, которая складывается из многих аспектов, в том числе из юридических, финансовых, технологических и т. п. В эту культуру входят правила поведения, нормы приема увольнения, бухгалтерская отчетность, получение пенсии и пр. Например, в договоре мне прописали, что за мой 40-летний опыт мне платят 100 рублей: «Мы не можем больше». Почему не можете? Что вами движет? Чья-то власть? Нет, над вами довлеют юридические и финансовые правила, которые являются частью корпоративной культуры.
Очень значимой частью корпоративной культуры организации является коммуникативная культура, то есть принятые или подразумеваемые правила обработки и обмена информации как во внешних, так и во внутренних коммуникациях. Эти правила в зависимости от компании могут быть сформулированы конструктивно или деструктивно. Например, целевой аспект. Первое – «осознавай цель внутрикорпоративной коммуникации». Второе – «декларируй цель коммуникации». Если я начальник, а вы подчиненный, я не должен тратить время, чтобы угадать, с какой целью вы ко мне пришли. С целью вызвать у меня состояние тревоги, обеспокоенности на этом участке работы? С целью убедить в необходимости определенных действий, принятия к сведению важной информации? Или просто пришли «пообщаться»? Декларируйте цель! Если таких норм нет, резко увеличивается количество неэффективных коммуникаций и связанных с этим манипуляций. Таким образом, корпоративная культура в целом – это совокупность, множество норм, регламентирующих деятельность того или иного социума, в данном случае – корпорации.
Шестой инструмент управления людьми – это алгоритм достижения цели. Алгоритм – это порядок действий. Целеполагание – это деятельность по постановке и достижению какой-либо цели. То есть в данном случае субъектом управления человеком становится некий процесс. В предыдущих инструментах субъектом управления были приказы, личность, идеи, нормы, социум, а тут – процесс. Пример, иллюстрирующий этот инструмент: Макдональдс, мощнейшая мировая компания. Там, чтобы добиться цели, то есть приготовить какое-либо блюдо, надо выполнить некие алгоритмизированные действия. Очень большое количество человеческой деятельности может быть алгоритмизировано. Большинство так называемых «бизнес-процессов» это не что иное как алгоритм целеполагания, алгоритм достижения цели. Другой вопрос: все ли виды деятельности подлежат алгоритмизации, и какие варианты алгоритмов лучше сработают: мягкие или жесткие?
И последний, седьмой, инструмент управления, который носит промежуточный характер и может пронизывать все предшествующие инструменты, а может выступать и в качестве самостоятельного – это управление при помощи ценностей. Может ли быть так, что власть не является ценностью для объекта управления? Конечно. Ваши убеждения его не трогают. Ваша харизма и сверхвозможности вызывают не рукоплескания, а раздражение. Корпоративную культуру он не признает, мнение коллектива (команды) игнорирует… Что, такой человек вообще не подлежит никакому управлению? Нет. Не существует здоровых людей, у которых вообще отсутствуют ценности. Когда вменяемый по виду человек говорит, что «я ничего не боюсь», он лукавит, потому что все боятся хотя бы голода, увечий и смерти… Это так называемые физиологические ценности. Но мир человеческих ценностей гораздо, конечно, более многообразен. О них и о манипуляциях с ними мы и поговорим далее. Сейчас для понимания их как инструментов управления важно различать так называемые положительные ценности: ты хочешь быть богатым, здоровым, сильным, свободным, успешным, любимым – и отрицательные: не хочешь быть больным, бедным, нищим, несчастным, одиноким, рабом. Именно эти отрицательные ценности и являются главным источником страхов человека. И именно они (страхи, как негативные ценности), к сожалению, являются главным субъектом управления людьми, главным двигателем и мотивом их деятельности. И именно они являются во многих случаях инструментами манипуляций:
Итак, в сухом остатке: мы можем классифицировать различные инструменты управления и каждый из них рассмотреть, как манипулятивный прием в зависимости от того, носит ли он для объекта управления скрытый или открытый характер, а также наносит ли и какой вред человеку.
Коммуникации как основной и типичный инструмент манипуляций
Основа рассмотренных выше инструментов управления – коммуникация, она «пронизывает» все упомянутые инструменты. Манипуляции в коммуникативных ситуациях и будут лейтмотивом этой книги. Поэтому поговорим о том, что такое коммуникации, какие есть виды коммуникаций и каковы условия их эффективности.
Коммуникации (в нашем контексте) – процессы передачи и получения (обмена) информации между людьми.
Все множество коммуникаций по области реализации может быть поделено на два больших класса: «деловых» \ «профессиональных» и «бытовых» \ «личных».
«Деловые» \ «профессиональные» коммуникации делятся в свою очередь на две большие группы: внешние и внутренние. К внешним относятся коммуникации корпораций или коллектива, профессионального социума, со всей внешней средой. В бизнесе, например, туда входят, как минимум, четыре объекта: покупатели, поставщики, власть, конкуренты. Основным жанром внешних бизнес-коммуникаций является так называемое убеждающее воздействие, которое реализуется в более конкретных разновидностях: продажи, переговоры, отчеты, презентации, реклама, связи с общественностью и т. п.
Что касается внутренних коммуникаций из числа деловых, то тут тоже есть две разновидности: коммуникации вертикальные и горизонтальные. Вертикальные – это начальник-подчиненный или наоборот. А горизонтальные – это передача информации между равными по иерархии людьми.
Что касается «личных» \ «бытовых» коммуникаций, то они по специфике могут быть разделены на другие группы. Семейные: муж и жена, родители и дети, родственники. Дальше идут связи с друзьями, коллегами, знакомыми. Потом – соседи, участники дорожного движения, члены ТСЖ и т. п.
В процессе коммуникаций между людьми используются различные инструменты управления. При этом есть, как мы говорили выше, открытое управление, когда человек не скрывает применяемые методы – власть, харизма, алгоритмы, корпоративная культура. А есть скрытые методы. Манипуляции как раз относятся к числу скрытых методов управления. И в этой связи мы должны четко понимать, что все множество инструментов управления, может быть с этой точки зрения разделено на два больших класса: на класс рациональных инструментов и класс нерациональных. Такая классификация весьма значима для решения принципиального вопроса, вытекающего из методологии моего подхода: «великие умы обсуждают идеи, мелкие – людей!» А вопрос следующий: есть ли фундаментальные, основополагающие основы коммуникаций, нарушение которых ведет к манипуляциям и увеличивает нашу вероятность стать их жертвой? И ответ на это вопрос имеется:
«Манипуляция – это нарушение манипулятором основополагающих принципов рациональных коммуникаций». А принципов этих три: целеполагание, ценности и мудрость.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/mihail-degtyarev-331/manipulyacii-kak-opoznat-i-obezvredit-sekretnoe-oruzh-70982272/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Сноски
1
Вторая сигнальная система – система (вид сигнальной системы) условно-рефлекторных связей в головном мозге человека, где условным раздражителем является слово, речь («сигнал сигналов»). Возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. В.с.с. является регулятором высшей нервной деятельности, основой письменной и устной речи, абстрактно-логического мышления. Понятие ввел И. П. Павлов.
2
Иезуитизм (иезуитство) антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации.
3
Основной целью заградительных отрядов с древних времен было предотвращение бегства с поля боя и отступления войск[ (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%8F%D0%B4#cite_note-_7875329ff865288d-1).
4
Патернализм – система отношений, при которой власти обеспечивают базовые потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного характера.
5
Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) – форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер.