Правовая экспертиза проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как средство поддержки конкуренции
Вадим Владимирович Крамской
Настоящее учебное пособие содержит в себе систематизированные сведения теоретико-прикладного характера с привнесением элементов энциклопедического знания по вопросам проведения правовой экспертизы положений проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для целей заключения государственного (муниципального) контракта как головного института контрактной системы, изучаемой в рамках учебных дисциплин «Гражданское право», «Предпринимательское право» студентами учебных программ бакалавриата и магистратуры по специальностям «Юриспруденция».Также положения настоящего учебного пособия будут интересны специалистам в сфере осуществления государственных (муниципальных) закупок как со стороны государственных (муниципальных) заказчиков, так и потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.Рекомендовано Ученым советом Тамбовского государственного технического университета в качестве учебного пособия.
Вадим Крамской
Правовая экспертиза проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как средство поддержки конкуренции
В настоящем учебном пособии описана схема проведения правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Несмотря на то, что преимущественно учебный материал призван способствовать формированию умений и навыков осуществления правового контроля подготавливаемого проекта извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги, он в определенной мере призван развить и компетенцию заинтересованного лица в составлении проекта извещения об осуществлении закупки.
В учебном пособии акцентировано внимание именно на общем порядке проведения правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг. Общий характер проведения правовой экспертизы в данном случае предполагает его универсальность как для извещений об осуществлении закупок, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем рассмотренный в настоящем пособии общий порядок проведения правовой экспертизы проектов извещений об осуществлении закупок относим и к деятельности органов местного самоуправления, бюджетных учреждений и иных заказчиков.
Учитывая, что проект извещения об осуществлении закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрабатывается в случае проведения открытой конкурентной закупки, за границами предмета рассмотрения в настоящем учебном пособии оставлены вопросы проведения правовой экспертизы проектов документаций о закупке, которые разрабатываются для случаев проведения закупки товаров, работ, услуг, связанных с обеспечением соблюдения режима государственной тайны, а также случаи проведения правовой экспертизы проектов извещений об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика в соответствии с частью 12 статьи 93 указанного федерального закона и по оборонному заказу.
Для оптимизации учебного процесса и удобства обучающегося каждый структурный элемент проекта извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги в учебном пособии сопровождается ссылкой на соответствующий нормативный правовой акт, юридическую силу которого возможно проверить путем обращения к справочно-правовой системе. В условиях динамично развивающихся общественных отношений в сфере публичных закупок данный аспект представляет особую актуальность.
1. Правовая экспертиза проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: общая часть
1.1. Понятие правовой экспертизы в сфере контрактной системы
Под контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в силу положений пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – «Федеральный закон о контрактной системе», «Федеральный закон») понимается совокупность участников данной системы и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Среди участников контрактной системы можно выделить четыре группы субъектов:
Субъекты, реализующие функцию непосредственного обеспечения государственных и муниципальных нужд (государственные, муниципальные заказчики, заказчики, поставщики, подрядчики, исполнители);
Субъекты, реализующие функцию организационно-технического обеспечения государственных и муниципальных нужд (оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки);
Субъекты, реализующие контрольную функцию (уполномоченные органы публичной власти – ФАС России, Федеральное казначейство, субъекты общественного и ведомственного контроля, а также сами государственные (муниципальные) заказчики);
Субъекты, реализующие вспомогательную функцию реализации полномочий государственных, муниципальных заказчиков, заказчиков, поставщиков, подрядчиков, исполнителей по непосредственному обеспечению государственных и муниципальных нужд (эксперт, экспертная организация, специализированная организация).
Особое внимание следует уделить третьей категории участников контрактной системы. В ее рамках также возможна определенная градация, к примеру, участников контрактной системы, реализующих контрольные функции, возможно определять по видам контроля (общегосударственный, ведомственный, общественный), по объему полномочий (общий, целевой, локальный), по характеру проявления (внешний, внутренний) и др. От действенности реализации контрольной функции при проведении закупок зависит реализация легального принципа действия контрактной системы, а именно: принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (статья 12 Федерального закона о контрактной системе).
Воплощение в жизнь этого принципа возможно разными путями, но особое место в их числе занимает институт правовой экспертизы. По сути реализация своей контрольной функции каждым из субъектов контроля в рамках контрактной системы представляет собой установление соотношения действий участников контрактной системы других групп с правовыми предписаниями, которые они должны исполнить. Другими словами, субъекты контроля во всяком случае проводят своего рода правовую экспертизу.
Правовая экспертиза представляет собой исследование проекта правового акта или правового акта уполномоченным лицом на предмет его соответствия законодательству. Из этого лаконичного определения можно вывести следующие признаки, конституирующие институт правовой экспертизы и объясняющие его содержание:
1) исследование – это процесс изучения проекта правового акта или правового акта с точки зрения выявления в нем дефектов юридического характера;
2) проект правового акта или правовой акт – это документ, подлежащий изучению на предмет выявления в нем дефектов юридического характера; применительно к рассматриваемому вопросу таковым выступает проект извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или извещение об осуществлении закупки. Исходя из этого проведение правовой экспертизы возможно как в форме, предваряющей процедуру закупки товаров, работ, услуг (когда правовой оценке подлежит проект извещения), так и в форме последующего контроля, когда извещение утверждено уполномоченным лицом и на его основании проведена закупка товара, работы, услуги.
Справочно
Под извещением об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается правовой акт, содержащий в себе необходимый перечень сведений для доведения до неограниченного круга лиц информации о проводимой государственным (муниципальным) заказчиком закупке товаров, работ, услуг для обеспечения своих нужд открытым конкурентным способом. К таковым сведениям, в частности, относятся: наименование заказчика, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), наименование объекта закупки, иные существенные условия (статья 42 Федерального закона о контрактной системе).
Открытыми конкурентными способами определения поставщика товаров, работ, услуг являются открытый конкурс в электронной форме, открытый аукцион в электронной форме (электронный аукцион), запрос котировок в электронной форме. Их существо сводится к тому, что участие в отборе поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг при их проведении может принять любое заинтересованное лицо, а сведения о таком отборе сообщаются посредством открытого источника информации в единой информационной системе в отличие от закрытых процедур (статья 24 Федерального закона о контрактной системе).
3) уполномоченное лицо – наделенный в силу правового предписания компетенцией на проведение правовой экспертизы субъект.
Если говорить о форме правовой экспертизы, которая предваряет процедуру закупок товаров, работ, услуг (когда правовой оценке подлежит проект извещения об осуществлении закупки), то в качестве уполномоченного субъекта применительно к государственному муниципальному заказчику выступает лицо, осуществляющее правовое сопровождение деятельности соответствующего юридического лица. В случае с последующим правовым контролем положений извещения об осуществлении закупки (по итогам ее проведения) таковым уполномоченным лицом могут выступать как то же лицо, осуществляющее юридическое сопровождение деятельности заказчика, так и лица субъектов, реализующих контрольную функцию.
4) соответствие законодательству – это правильное соотношение сформулированных положений проекта извещения об осуществлении закупки (извещения об осуществлении закупки) правовым нормам, содержащимся в законодательстве о контрактной системе.
Справочно
Понятие «законодательство» здесь используется в самом широком его понимании и не ограничивается только включением в его состав положений законодательных актов, но и подразумевает учет требований подзаконных нормативных правовых актов, принятых в развитие положений актов высшей юридической силы (основного закона, конституционных федеральных законов, федеральных законов и др.).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включает в свой состав:
Конституцию Российской Федерации;
международные договоры Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
Указы (распоряжения) Президента Российской Федерации;
Постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации;
приказы министерств и ведомств (к примеру, приказ Министерства финансов Российской Федерации, приказ Казначейства России);
приказы Госкорпораций «Росатом», «Роскосмос»;
нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов местного самоуправления.
1.2. Правовое регулирование вопросов проведения правовой экспертизы
в сфере контрактной системы
В вопросе определения правового регулирования процедуры проведения правовой экспертизы в сфере контрактной системы необходимо понимание того, что речь идет не о нормативно-правовом массиве, соответствие проекта извещения об осуществлении закупки которому устанавливается в каждом конкретном случае, а о том ряде нормативных правовых актов, которые регулируют саму процедуру проведения правовой экспертизы.
Если обратиться к законодательству, то можно увидеть, что проведение правовой экспертизы в целом, а не только правовой экспертизы в рамках контрактной системы на законодательном уровне не урегулировано.
Можно, безусловно, в качестве некоей модели правовой экспертизы рассмотреть институт ведомственного контроля, который предусмотрен статьей 100 Федерального закона о контрактной системе, существо которого в соответствии с Правилами осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89, представляет проверка соблюдения государственными (муниципальными) заказчиками законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Справочно
Согласно пункту 3 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89, при осуществлении ведомственного контроля органы ведомственного контроля осуществляют проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе: соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; соблюдение требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок; соблюдение требований о нормировании в сфере закупок; соблюдение требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и др.
Однако в рамках ведомственного контроля подлежит оценке не только документальная составляющая процедуры проведения закупки товара, работы, услуги, но в том числе и непосредственное исполнение государственного (муниципального) контракта, связанное с проверкой описания объекта закупки и соответствия ему поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Тем самым задачи, стоящие перед институтом ведомственного контроля, по своему объему несколько шире, чем перед институтом правовой экспертизы, хотя и являются смежными. По своей сути ведомственный контроль условно можно рассмотреть как правовую экспертизу в форме последующего контроля.
Проводя аналогию с институтом ведомственного контроля, в качестве прототипов правовой экспертизы в рамках контрактной системы можно рассмотреть и институт общественного контроля, и аудит в сфере закупок, и судебный контроль.
Процедура проведения правовой экспертизы в целом, и процедура проведения правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки (извещения об осуществлении закупки) на федеральном уровне преимущественно регулируется подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми конкретными органами публичной власти для целей их деятельности и подчиненными им территориальными органами и организациями.
Справочно
приказ Казначейства России от 17 декабря 2013 г. № 297 «О порядке проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства»;
приказ МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России»;
приказ Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. № 161 «О контрактной службе Министерства экономического развития Российской Федерации»;
приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2022 г. № 376 «Об утверждении Регламента проведения правовой экспертизы проектов правовых актов и иных документов Министерства экономического развития Российской Федерации».
На уровне регионального законодательства свое правовое регулирование процедура проведения правовой экспертизы находит как в законодательных актах, так и подзаконных нормативных правовых актах.
Справочно
Закон г. Москвы от 08 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы»;
Закон Тамбовской области от 23 июня 2006 г. № 51-З «О правовых актах Тамбовской области»;
постановление Правительства Орловской области от 31 мая 2019 г. № 308 «О правовом обеспечении деятельности отдельных органов исполнительной государственной власти Орловской области».
Нормы права, регулирующие процедуру проведения правовой экспертизы, содержатся также и в муниципальных правовых актах, распространяющих свой правовой потенциал на территорию соответствующего муниципального образования.
Несмотря на это, чаще всего, детальное правовое регулирование вопросов проведения правовой экспертизы, в том числе правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки (извещения об осуществлении закупки) находит свое отражение в локальных правовых актах, нормативного характера, сила правового действия которых распространяется на деятельность конкретного хозяйствующего субъекта.
В правовых актах такого рода, как правило, определяются следующие вопросы:
уполномоченные должностные лица, обладающие специальными познаниями в области права;
перечень правовых актов, в отношении которых обязательна правовая экспертиза;
сроки ее проведения;
порядок оформления результатов правовой экспертизы.
Справочно
Приводить примеры локальных правовых актов, нормативного характера, в которых отражаются вопросы правовой регламентации процедуры проведения правовой экспертизы в рамках контрактной системы нецелесообразно по причине того, что данные правовые акты не подлежат опубликованию в официальных источниках правовой информации и их действие ограничено сферой деятельности конкретного юридического лица.
Таким образом, при осуществлении деятельности по проведению правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки (извещения об осуществлении закупки) необходимо принять во внимание существующий дифференцированный подход к правовому регулированию данного процесса.
1.3. Этапы проведения правовой экспертизы положений проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг
Проведение правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг должно представлять собой нехаотичный процесс, а структурированную последовательность действий, при которой каждый следующий шаг эксперта обусловлен предыдущим, а в своей совокупности они позволяют достичь соответствующего результата.
Если обратиться к положениям статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, то согласно легальному определению под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимаются действия, осуществляемые заказчиком и направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Справочно
Приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой фактически извещение об осуществлении закупки товара, работы, услуги, с разницей лишь в том, что, как мы указывали выше, извещение об осуществлении закупки используется в открытых конкурентных процедурах закупки, а приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) – закрытых конкурентных процедурах закупки: закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (части 1, 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе). Открытый принцип проведения закупки предполагает участие в ней неограниченного круга лиц, закрытый – ограниченного.
В ходе правовой экспертизы необходимо поэтапно оценить следующие аспекты закупки товара, работы, услуги на стадии формирования проекта извещения об осуществлении закупки:
основание подготовки проекта извещения об осуществлении закупки; соответствие проекта извещения об осуществлении закупки требованиям законодательства о контрактной системе;
включение в проект контракта обязательных условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, без исследования их содержания;
соответствие проекта контракта установленным гражданским (бюджетным) законодательством и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям, а также требованиям, содержащимся в проекте извещения об осуществлении закупки;
полноту согласования проекта извещения об осуществлении закупки.
1. Основание подготовки проекта извещения об осуществлении закупки.
В качестве отправной точки для подготовки проекта извещения об осуществлении закупки, по общему правилу, служит сформированный в установленном порядке план-график закупки, который представляет собой документ, отражающий намерения государственного (муниципального) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг. Именно данный правовой акт позволяет хозяйствующим субъектам спрогнозировать развитие своей деятельности в соответствующем финансовом году. Для этих целей Федеральным законом о контрактной системе к плану-графику предъявляются определенные требования по формированию его содержания. В нем, в частности, указывается:
1) идентификационный код закупки;
Справочно
Идентификационный код закупки предназначен для установления взаимосвязи документов при проведении конкретной закупки товара, работы, услуги. Формируется в порядке, определенном приказом Минфина России от 10 апреля 2019 г. № 55н и указывается как в плане-графике, так и в извещении об осуществлении закупки, в контракте, а также в иных документах.
2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;
Справочно
Наименование объекта закупки представляет собой условие о предполагаемых к поставке товаре, выполнении работы или оказании услуги, изложенное в текстовой форме и наиболее оптимальным образом характеризующее хозяйственные нужды государственного (муниципального) заказчика. Описание объекта закупки осуществляется по правилам, установленным федеральным законом о контрактной системе, с использованием каталога товаров, работ, услуг и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;
Справочно
Объем финансового обеспечения согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации представляет собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). По своей сути, объем финансового обеспечения представляет собой то количество денежных средств, которыми располагает государственный (муниципальный) заказчик для целей закупки конкретного товара, работы, услуги в виде планируемых платежей. Сопоставление объема финансового обеспечения для осуществления закупок должно осуществляться с начальной (максимальной) ценой контракта или начальной суммой цен единиц товара, работы, услуги на стадии проверки положений извещения об осуществлении закупки.
4) сроки (периодичность) осуществления планируемой закупки;
Справочно
Для выполнения данного условия в плане-графике указывается год проведения закупки.
5) информация об общественном обсуждении закупок;
Справочно
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона о контрактной системе общественное обсуждение закупок проводится, по общему правилу, в случае проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей два миллиарда рублей и более. Общественное обсуждение предстоящей закупки есть некая форма предварительного общественного контроля проведения закупки товара, работы, услуги.
6) иная информация.
Справочно
В состав иной информации включаются сведения, определенные порядком формирования и утверждения планов-графиков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 1279. К ним относятся: полное наименование государственного (муниципального) заказчика; код причины постановки на учет в налоговом органе государственного (муниципального) заказчика; организационно-правовая форма с указанием кода организационно-правовой формы; наименование уполномоченного органа или уполномоченного учреждения, осуществляющих определение поставщика (подрядчика, исполнителя); наименование организатора совместного конкурса или аукциона в случае проведения совместного конкурса или аукциона и др.
Таким образом, при проверке проекта извещения об осуществлении закупки в рамках правовой экспертизы должна быть установлена взаимосвязь положений проекта извещения об осуществлении закупки и плана-графика, в который проводимая закупка включена.
2. Соответствие проекта извещения об осуществлении закупки требованиям законодательства о контрактной системе
На данном этапе осуществляется оценка проекта извещения об осуществлении закупки на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к нему Федеральным законом о контрактной системе.
Формирование структуры информации, которая должна содержаться в извещении об осуществлении закупки, происходит по правилам, сформулированным в статье 42 Федерального закона о контрактной системе, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» согласно которой извещение об осуществлении закупки должно содержать:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, данные ответственного должностного лица государственного (муниципального) заказчика, а в случае привлечении к процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) специализированной организации – данные о такой организации;
Справочно
Специализированная организация выступает поверенным лицом государственного (муниципального) заказчика и по его поручению осуществляет определение поставщика (подрядчика, исполнителя), размещение в единой информационной системе и на электронной площадке информации и соответствующих электронных документов, выполняет иные функции, связанные с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
См. подроб.: ст. 40 Федерального закона о контрактной системе, ст. 971 ГК РФ.
2) идентификационный код закупки; указание на проведение закупки товара, работы, услуги бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами (публично-правовой компанией «Единый заказчик в сфере строительства», Государственные корпорации по атомной энергии «Росатом», «Роскос- мос»), а также указание на закупку товара, работы, услуги в рамках исполнения государственного оборонного заказа;
Справочно
Что касается указания на проведение закупки товара, работы, услуги бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами (публично-правовой компанией «Единый заказчик в сфере строительства», Государственные корпорации по атомной энергии «Росатом», «Роскос- мос»), то это необходимо для конкретизации источника финансирования закупки и механизма его формирования (за счет средств бюджетных субсидий, пожертвований, средств грантов, бюджетных инвестиций).
Относительно закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу следует сказать, что данная оговорка свидетельствует о применении к данной закупке не только положений Федерального закона о контрактной системе, но и специального правового регулирования, предусматривающего осложнение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительными требованиями к нему, к государственному (муниципальному) контракту, порядку денежных расчетов между сторонами и др. Повторимся, что в настоящем учебном пособии вопросы правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки в рамках государственного оборонного заказа не рассматриваются. Этот аспект представляет собой самостоятельный вопрос.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
Справочно
В соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе применяют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо проводят закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть как открытыми (в которых участие может принять любое лицо), так и закрытыми (участие в которых может принять ограниченный круг лиц). Среди открытых конкурентных процедур выделяются открытый конкурс в электронной форме, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме. К закрытым конкурентным процедурам относятся закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
Для целей проведения правовой экспертизы проекта извещения об осуществлении закупки в качестве способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть указаны только открытые конкурентные процедуры, поскольку в иных случаях вместо извещения об осуществлении закупки разрабатывается документация о закупке.
Исключение составляет закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимая в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей, для реализации которой также требуется подготовка извещения об осуществлении закупки, но в ином порядке, нежели чем предусмотренной для открытых конкурентных процедур.
См. подроб.: пункт 3 части 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры);
Справочно
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок:
Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» – http://etp.zakazrf.ru/ (http://etp.zakazrf.ru/);
Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» – http://www.roseltorg.ru/ (http://www.roseltorg.ru/);
Акционерное общество «Российский аукционный дом» – http://gz.lot-online.ru (http://gz.lot-online.ru);
Акционерное общество «ТЭК- Торг» – http://www.tektorg.ru (http://www.tektorg.ru);
Акционерное общество «Электронные торговые системы» – http://etp-ets.ru (http://etp-ets.ru);
Закрытое акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» – http://sberbank-ast.ru (http://sberbank-ast.ru);
Общество с ограниченной ответственностью «РТС – тендер» – http://rts– tender.ru;
Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ» – http://etpgpb.ru (http://etpgpb.ru).
5) наименование объекта закупки и указание информации из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
Справочно
Выполнение данного требования осуществляется в рамках соотношения проводимой закупки с положениями плана-графика, который должен содержать сведения о проводимой закупке, в части указания на потребности государственного (муниципального) заказчика, которые он намерен реализовать при помощи размещения заказа.
При указании наименования объекта закупки информация в этой части должна быть взята из плана-графика при этом необходимо обратиться к каталогу товаров, работ, услуг, содержащему данные о конкретном товаре, работе, услуге для целей правильности указания такого наименования.
Каталог товаров, работ, услуг представляет собой систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В отношении товара, работы, услуги, которые включены в названный каталог, содержатся сведения об их наименовании; единицы их измерения; характеристика физических свойств конкретного товара, работы, услуги; сведения о дате, начиная с которой обязательна к использованию при описании объекта закупки информация о конкретном товаре, работе, услуге; информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги и др.
При отсутствии сведений о конкретном товаре, работе, услуге наименование объекта закупки должно формулироваться еще на стадии планирования закупки с использованием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
При закупке лекарственных средств в качестве наименования объекта закупки должно указываться международное непатентованное наименование лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
См. подроб.: постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5) информация о количестве, единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
Справочно
Сведения о количестве закупаемых товаров формулируются государственным (муниципальным) заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, соотнесенных с объемом финансового обеспечения этих нужд. Единицы измерения должны быть указаны в точном соответствии с данными, содержащимися в каталоге товаров, работ, услуг, а при отсутствии информации о закупаемом товаре в каталоге, указание единиц измерения должно быть осуществлено в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ). В качестве места поставки товара может быть указано местонахождение государственного (муниципального) заказчика либо иной адрес в соответствии с его потребностями. Необходимо учитывать, что в ряде случаев определить необходимое количество товара государственному (муниципальному) заказчику затруднительно, или, даже, невозможно, к примеру, как в случае с необходимостью технического обслуживания транспортного средства. При таком положении дел количество поставляемого товара не указывается.
6) информация об объеме, о единице измерения и месте выполнения работы или оказания услуги;
Справочно
Указывается в таком же порядке, как в отношении товара, при наличии возможности определения необходимого объема услуги (работы).
7) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
Справочно
Срок исполнения контракта в контексте Федерального закона о контрактной системе имеет несколько отличное значение от придаваемого ему в гражданском законодательстве смыслу, в котором принято понимать срок исполнения контракта как срок, в пределах которого должен быть реализован предмет договора. В соответствии с положениями статьи 94 Федерального закона о контрактной системе срок исполнения контракта – это период времени, в течение которого осуществляется не только поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, но и его приемка государственным (муниципальным) заказчиком, их оплата, а также взаимодействие государственного (муниципального) заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по применению механизма гражданско- правовой ответственности за нарушение условий контракта.
В случае если предполагаемый к заключению контракт предусматривает не единоразовое его исполнение, а должен быть исполнен по частям, то в извещении об осуществлении закупки, в проекте контракта выделяются этапы исполнения контракта. Этап исполнения контракта – это часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которой государственный (муниципальный) заказчик должен осуществить приемку и оплату (статья 3 Федерального закона о контрактной системе).
Срок исполнения контракта следует отличать от содержащегося в плане-графике срока (периодичности) осуществления планируемой закупки, поскольку последний предполагает возможность проведения закупки как в течение текущего финансового года, так и в плановом периоде.
8) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют.
Справочно
Цена государственного (муниципального) контракта представляет собой ключевой и многогранный элемент в структуре каждого государственного (муниципального) контракта. Зачастую именно вокруг цены предстоящего к заключению проекта государственного (муниципального) контракта разворачиваются на просторах электронной торговой площадки экономические перипетии участников конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Из трех конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) два в качестве приоритетного критерия определения победителя называют предложенную цену – аукцион и запрос котировок, а конкурс, хотя бы и не называет предложенную участником закупки цену в качестве первостепенного критерия определения победителя, но наряду с иными условиями исполнения контракта, предложенных участниками закупки, она также подлежит оценке.
Понятие начальной (максимальной) цены контракта в Федеральном законе о контрактной системе не содержится, однако из положений данного федерального закона следует, что в случае проведения конкурса, аукциона, запроса котировок в качестве отправной указывается начальная цена контракта, которая подлежит, как правило, пересчету в сторону уменьшения по результатам торгов, а в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта с лицом, предложившим наиболее высокую цену (например, на вырубку леса), – в сторону увеличения. Если требующееся количество товара, необходимый объем услуги, работы не известен государственному (муниципальному) заказчику, то в извещении об осуществлении закупки указывается начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. При исполнении контракта с указанной максимальной ценой, его исполнение может быть завершено поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги на сумму, равную максимальной цене контракта.
В тексте проекта извещения об осуществлении закупки необходимо указать начальную (максимальную) цену контракта, рассчитанную с использованием методов, указанных в статье 22 Федерального закона о контрактной системе (метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода).
Источник финансирования проводимой закупки товара, работы, услуги должен быть поименован как в тексте извещения об осуществлении закупки, так и в тексте проекта контракта. Существование данного положения обусловлено тем, что указание источника финансирования закупки в определенном смысле дает потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) понимание уровня экономической обеспеченности заключаемого контракта и возможности своевременного получения денежных средств в счет предоставленного исполнения предмета контракта. Наряду с этим по источнику финансирования определяется код бюджетной классификации расходов бюджетов, что является элементом финансовой дисциплины (приказ Минфина России от 17 мая 2022 г. № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).
Для целей Федерального закона о контрактной системе в зависимости от вида государственного (муниципального) заказчика выделяются следующие типы источников финансирования возможности заключения государственного (муниципального) контракта:
1) в зависимости от уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации (статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации):
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
2) в зависимости от доли использования бюджетных средств финансирование государственного (муниципального) контракта может быть осуществлено:
за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации; за счет собственных средств заказчика (к примеру, за счет собственных средств государственной корпорации);
за счет смешанных средств – средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и собственных средств.
В качестве валюты, с использованием которой будет осуществляться закупка товара, работы, услуги, применяется, как правило, российский рубль. Однако возможны и иные случаи. Наименование используемой валюты должно осуществляться в соответствии с Общероссийским классификатором валют ОК (МК(ИСО 4217) 003-97) 014-2000 (ОКВ).
Что касается указания цены отдельного этапа исполнения контракта, то она представляет собой часть общей начальной (максимальной) цены контракта, совокупность данных частей с учетом количества этапов исполнения контракта образует начальную (максимальную) цену контракта.
Последнее, что здесь необходимо иметь в виду, – это вид цены предполагаемого к заключению государственного (муниципального) контракта.
По общему правилу, цена государственного (муниципального) контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является твердой, то есть, после заключения контракта не может быть пересмотрена, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе. Однако, есть в практике правового регулирования системы государственных (муниципальных) закупок, случаи, когда точную цену контракта определить невозможно.
Наряду с твердой ценой федеральный закон о контрактной системе оперирует понятиями «ориентировочное значение цены» и «формула цены».
Федеральный закон о контрактной системе не раскрывает данные понятия, отсылая к определению таких случаев к соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации.
В настоящее время Правительством Российской Федерации установлены лишь случаи, в которых при заключении государственного (муниципального) контракта в документации о закупке указывается формула цены и ее максимальное значение.
Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19 формула цены и ее максимальное значение в документации о закупке указывается, если предметом подлежащего к заключению государственного (муниципального) контракта являются:
услуги обязательного страхования; агентские услуги;
услуги по оценке недвижимого имущества;
услуги по предоставлению кредита субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным образованиям;
выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства;
поставка топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин. Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации не определены случаи установления ориентировочной цены в проекте государственного (муниципального) контракта, по нашему мнению, в определенном смысле о случаях установления ориентировочной цены можно вести речь, когда к закупке предполагаются:
работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
услуги связи; юридические услуги; медицинские услуги; образовательные услуги; услуги общественного питания; услуги переводчика;
услуги по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
гостиничные услуги;
услуги по проведению оценки.
9) размер аванса.
Справочно
Расчеты между сторонами заключенного государственного (муниципального) контракта могут быть совершены путем единовременной выплаты после исполнения обязательств, взятых на себя поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках заключенного государственного (муниципального) контракта, что является общим, или более точным выражением для целей Федерального закона о контрактной системе, будет приоритетным правилом оформления порядка расчетов между сторонами государственного (муниципального) контракта. Наряду с этим в отдельных случаях, с учетом фактических обстоятельств проводимой отдельной закупки, в тексте государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено условие об авансировании поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. Если единовременный платеж в пользу поставщика (подрядчика, исполнителя) по итогам исполнения обязательств предполагает реализацию предмета контракта и совершения его оплаты в полном размере, то в случае с авансированием исполнения государственного (муниципального) контракта в пользу поставщика (подрядчика, исполнителя) совершается несколько платежей: первый в определенном размере от цены государственного (муниципального) контракта в счет причитающегося с поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнения предмета государственного (муниципального) контракта, окончательный – за вычетом суммы аванса по итогам исполнения контракта.
По общему правилу, размер аванса по государственному (муниципальному) контракту вне зависимости от его предмета и иных условий не должен превышать 30% от цены контракта (абзац третий пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496).
Законодательством определены случаи, а именно: предметы закупки, при проведении которых возможно предусматривать в тексте контракта условие об авансировании исполнения обязательств в конкретном размере.
См. подроб.: постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»;
постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 г. № 2411 «Об авансировании договоров (государственных контрактов) о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства».
10) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев.
Справочно
Данное условие подлежит указанию в обязательном порядке только в случае проведения конкурса, по итогам которого поставщик (подрядчик, исполнитель) определяется не по одному критерию – критерию наименьшей цены, а также с учетом иных параметров: предстоящие эксплуатационные расходы на поставленный товар; физические характеристики объекта закупки (качество, функциональность, экологичность);
личность поставщика (подрядчика, исполнителя): квалификация, финансовые ресурсы, оборудование, опыт работы, деловая репутация).
Каждый из критериев оценивания заявки участника должен иметь величину значимости для возможности сравнения сумм величин критериев по каждой поданной заявке.
См. подроб: постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
11) требования, предъявляемые к участникам закупки.
Справочно
Федеральный закон о контрактной системе предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель). Они сформулированы в статье 31 данного федерального закона. Часть этих требований следует отнести к универсальным – предъявляемым ко всем участникам закупок, часть требований – к специальным, предъявляемым в зависимости от предмета контракта, часть требований – к факультативному, устанавливаемому государственным (муниципальным) заказчиком по его усмотрению.
Универсальные:
соответствие требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (например, при закупке строительных работ – подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации, или при закупке услуг, подлежащих лицензированию, исполнитель должен обладать соответствующим разрешением на их оказание);
непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
неприостановление деятельности участником закупки в порядке реализации административного наказания, предусмотренного статьей 3.12 КоАП РФ;
отсутствие у участника закупки задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
отсутствие у соответствующего участника закупки, лица, с ним аффилированного, судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления против государственной власти;
отсутствие в отношении участника закупки – юридического лица факта привлечения к административной ответственности по статье 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ;
отсутствие конфликта интересов между государственным (муниципальным) заказчиком и участником закупки;
отсутствие статуса офшорной компании у участника закупки; отсутствие статуса иностранного агента у участника закупки; отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках.
Специальные:
обладание в ряде случаев участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
обладание финансовыми ресурсами для исполнения контракта в необходимом объеме; обладание на праве собственности или ином законном основании оборудованием и другими материальными ресурсами для исполнения контракта;
наличие опыта работы и положительной деловой репутации;
наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Данные требования устанавливаются при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации; работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций; работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства; транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок и др.
См. подроб.: постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
В качестве еще одного специфического требования следует назвать требование об универсальной предквалификации участника закупки, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 млн рублей и более (часть 2.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе).
Факультативное:
отсутствие в отношении участника закупки сведений в реестре недобросовестных поставщиков.
Подробнее порядок проведения контроля правильности установления требований к участнику закупки и составления перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, будет рассмотрен в соответствующем параграфе настоящего учебного пособия.
12) информация о предоставлении преимуществ участникам закупки.
Справочно
При проведении конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) со стороны государства применяется подход к созданию наиболее благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности и поддержания более слабых участников экономической деятельности. В соответствии с Федеральным законом о контрактной системе преимущества предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы; организациям инвалидов; субъектам малого предпринимательства; социально ориентированным некоммерческим организациям.
По своему характеру эти преимущества разные: применительно к учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также к организациям инвалидов преференция состоит в увеличении цены контракта на 15% от цены, предложенной таким участником, в случае если он будет признан победителем в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В отношении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций действует преференция участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): то есть, участником закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, либо победитель в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не являющийся СМП или СОНКО, обязан привлечь таковых к соисполнению контракта.
13) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Справочно
В данном случае речь идет об исключениях из национального режима по отношению к товарам, работам, услугам, производство которых осуществляется на территории иностранного государства либо иностранными хозяйствующими субъектами. По общему правилу, такие товары, работы, услуги на равных условиях обращаются на рынке с российскими товарами и работами, услугами, осуществляемыми (оказываемыми) отечественными субъектами.
Однако из этого правила возможны исключения посредством установления запретов, ограничений, условий допуска иностранных товаров, а также работ и услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.
Запреты предполагают исключение возможности закупки товаров иностранного производства в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют запрет на допуск к закупкам иностранных промышленных товаров, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616, и запрет на допуск к закупкам иностранных программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236.
Ограничения на допуск к закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, предусматривают возможность участия в процедуре закупок таких товаров, в случае, если на участие в торгах участниками закупки не предложены аналогичные российские товары.
Ограничения на допуск к закупкам установлены в отношении:
промышленных товаров – постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617;
медицинских изделий – постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102;
радиоэлектронной продукции – постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878;
пищевых продуктов – постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 832;
лекарственных препаратов – постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, представляют собой случаи возможности закупки таких товаров, с применением к ценовой заявке участника, предложившего иностранный товар, понижающего ценового коэффициента, в порядке, определенном приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н.
14) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии, реквизиты счета, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае неоднократного отклонения заявок участника закупки в течение одного квартала календарного года;
Справочно
Обеспечение заявки на участие в закупке является по своей правовой природе способом обеспечения исполнения гражданско-правового обязательства. Самим фактом обеспечения заявки на участие в закупке участник закупки подтверждает серьезность своих намерений о желании участия в торгах и заключения по их итогам государственного (муниципального) контракта. Федеральным законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда государственному (муниципальному) заказчику необходимо устанавливать требование об обеспечении заявки на участие в закупке – если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн рублей.
Размер такого обеспечения должен составлять от 0,5 до 1 % от начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 20 млн рублей, и от 0,5 до 5 % – если размер начальной (максимальной) цены контракта превышает 20 млн рублей (статья 44 Федерального закона о контрактной системе).
Законодательство о контрактной системе предусматривает два возможных способа обеспечения заявки на участие в закупке: внесение денежных средств в качестве обеспечительного платежа либо предоставление независимой гарантии на определенную извещением об осуществлении закупки денежную сумму.
При обеспечении заявки посредством независимой гарантии в извещении об осуществлении закупки должны быть указаны условия, которым такая независимая гарантия должна соответствовать: срок действия, объем обеспечиваемых независимой гарантией обязательств и др.
Кроме того, необходимо указание реквизитов счета заказчика.
15) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
Справочно
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта, включая исполнение возможных в его рамках гарантийных обязательств, может обеспечиваться по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) либо независимой гарантией, либо внесением денежных средств на указанный государственным (муниципальным) заказчиком счет.
По общему правилу размер обеспечения исполнения контракта должен укладываться в диапазон от 0,5 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, а если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства – то от 0,5 до 30 процентов от цены контракта. При этом законодательством предусмотрены случаи, когда размер обеспечения исполнения контракта поставлен в зависимость от наличия авансирования исполнения по контракту, казначейского сопровождения или даже от предмета самого контракта (заключение контракта жизненного цикла).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70980451?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.