Священномученник Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. Житие. Акафист
Татьяна Панкова
игумен Серафим (Питерский)
Брошюра включает жизнеописание священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского, и акафист ему.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Серафим (Питерский), игумен, Татьяна Панкова
Священномученник Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. (на Рязанской кафедре с 1651 по 1655 г.) Житие. Акафист
Собор Рязанских святых и подвижников благочестия
По благословению Высокопреосвященного Симона митрополита Рязанского и Касимовского
© ООО «Зёрна-Слово», 2018
© Серафим (Питерский), игумен, Т. Панкова – авторский текст, 2002 г.
© Серафим (Питерский), игумен, Т. Панкова – фото, 2002 г.
Житие священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского
Для меня жизнь Христос, и смерть приобретение
(Флп. 1,21)
Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский, занимавший Рязанскую кафедру с 1651 по 1656 год, родился в первой четверти XVII столетия в Новгородской губернии, в селе Грузине, издавна принадлежавшем Деревяницкому Воскресенскому монастырю. Воспитанный благочестивыми родителями, он с ранних лет уповал только на Господа, и не было дня, когда бы он пропустил богослужение. Мальчик полюбил духовное чтение, особенно Новый Завет.
Немного повзрослев, юноша стал неотступно просить родительского благословения на вступление в число братии Новгородской Воскресенской обители, чтобы служить Единому Господу, ибо на скрижалях его сердца запечатлелись слова апостольские: Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3, 5).
Получив родительское благословение, юноша стал монастырским послушником. Вдали от мирской суеты он еще более сосредоточился на своем внутреннем мире, все его помыслы были направлены к горнему, а душа пребывала в постоянном молитвенном предстоянии пред Всевышним. Изучая творения святых отцов, он старался полностью отсечь свою волю и поэтому постоянно пребывал в послушании настоятелю и братии, смиряя себя пред промыслительной волей Божией, ибо, по слову Господа, обретый душу свою погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 10, 39).
Великий Новгород. Софийский собор. Восточный фасад
Великий Новгород
Постепенно постигал он азы иноческого жития, преодолевая искушения, свойственные молодости, непрерывным подвигом восходя от силы в силу, становясь все более духовно зрелым. Настоятель монастыря, наблюдая ревность юноши и узрев о нем волю Божию, стал готовить его к восприятию чина ангельского. Вскоре послушник стал монахом с наречением имени в честь святого еврейского отрока Мисаила[1 - Отрок Мисаил (пам. 17/30 дек.) один из трех отроков, вверженных в огненную пещь по приказу царя Навуходоносора. Во время совместной молитвы им явился Ангел Божий и угасил «огненное разжжение» (ирмос 7-й песни канона, глас 6).].
Преуспеяние инока не могло быть сокрыто от его духовного наставника и братии, и вскоре в этой же обители он был хиротонисан во иеромонаха. Приняв в свое сердце благодать воз благодать (Ин. 1,16), иеромонах Мисаил исполнился такой горячей любви к Богу и ближним, что готов был, по слову преподобного Исаака Сирина, «десятикратно в день быть преданным на сожжение за любовь к людям», лишь бы все спаслись.
Портрет Патриарха Никона
Древний монастырь, основанный в 1334 году святителем Моисеем, архиепископом Новгородским, располагался в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при впадении речки Деревяницы. Высокопреосвященный Никон, митрополит Новгородский и Великолуцкий, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, часто посещал его. Хорошо зная всю братию, митрополит был сердцем особенно расположен к отцу Мисаилу за его кротость, смирение и строгость в несении монашеских подвигов.
Вскоре митрополит Никон вызвал его из Деревяницкого монастыря и назначил ризничим архиерейского дома. Молодой иеромонах, имея перед глазами в лице владыки образец подвижнической жизни и высокой просвещенности, усилил подвиги иноческого жития. Он усвоил от своего наставника безграничную любовь к святой Церкви и Отечеству, христианские правила общественного служения и стремился, по словам преподобного Иоанна Лествичника, «прилагать огнь к огню, горячность к горячности, усердие к усердию и желание к желанию», чтобы «горячность» в неослабном хранении чувств сохранить «неугасимою и даже до конца жизни своей». Митрополит Никон часто беседовал с отцом ризничим и хорошо знал его душевное устроение.
Карта-схема «Новгородская епархия»
В 1651 году в Переяславле Рязанском скончался архиепископ Рязанский и Муромский Моисей. Рязанская кафедра нуждалась в достойнейшем архипастыре, так как в это время епархия была одной из самых крупных: помимо современных рязанских земель, в нее входили муромские, тульские, воронежские и тамбовские земли.
Новгородский митрополит мудрым взором провидел, что для иеромонаха Мисаила предуготовано высокое место служения Церкви, и представил его Собору иерархов в качестве одного из кандидатов на Рязанскую кафедру. Это предложение было поддержано и одобрено государем Алексеем Михайловичем. И 13 апреля иеромонах Мисаил, постриженник Новгородского Воскресенского Деревяницкого монастыря, был рукоположен Патриархом Московским и всея Руси Иосифом во архиепископа «богоспасаемых городов Рязани и Мурома».
Среди русских епархий Рязанская архиепископия была третьей по значимости, поэтому архиепископ Мисаил «почтен седанием быти третьим архиепископом». Государь же Алексей Михайлович пожаловал ему служебную архиерейскую подушку.
5 мая 1651 года рязанский владыка получил Ставленную грамоту о назначении и в скором времени покинул столицу и отправился в свою епархию водным путем на струге. Через восемь дней он был радостно, в торжественной обстановке встречен паствой Переяславля Рязанского.
Вскоре рязанцы, воочию видя высокую жизнь своего архипастыря, могли воскликнуть вместе с пророком: И привели они к нам, так как благодеющая рука Бога нашего была над нами, человека умного (1 Езд. 8, 18).
По прибытии на Рязанскую кафедру святитель Мисаил обнаружил многие «нестроения» беспорядки и нарушения церковных правил. При виде того, что люди уклоняются от указанного Господом пути спасения, а «ревнуют об образе зверином» и гибнут в пороках, душа владыки Мисаила исполнилась скорби и он составил грамоту, в которой говорил о церковном благочинии и об улучшении нравственности в духовенстве и народе. Грамота была разослана во все концы обширной епархии. Особенно горько для архипастыря было то, что пороки распространялись среди священников и монашествующих, ибо он всегда помнил наставление Божие: решивший посвятить себя на служение Ему должен пребывать в полном трезвении (Чис. 6, 1–3).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70912942?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Отрок Мисаил (пам. 17/30 дек.) один из трех отроков, вверженных в огненную пещь по приказу царя Навуходоносора. Во время совместной молитвы им явился Ангел Божий и угасил «огненное разжжение» (ирмос 7-й песни канона, глас 6).