Индоевропейский язык и культура

Индоевропейский язык и культура
Ярослав Золотарёв
Описание праиндоевропейской религии и культуры по данным реконструированного языка. Конспект по книгам A GRAMMAR OF MODERN INDO-EUROPEAN, Словарь индоевропейских социальных терминов (Э.Бенвенист), The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World.

Ярослав Золотарёв
Индоевропейский язык и культура

Прародина
Самая бурно обсуждаемая тема, и заодно предмет всяческого вранья и манипуляций. Индусы упорно доказывают, что в Индии, немцы при Гитлере – что в Германии, русские фашисты сочиняют про Гиперборею и так далее.
Гипотезы, которые сейчас считаются академическими (то есть достаточно обоснованы научно)
1. Курганная гипотеза, сформулированная Марией Гимбутас в 1956 году. Прародиной индоевропейцев являются волжские и причерноморские степи (ямная культура). Постепенно различные ветви индоевропейцев волнами мигрировали в разные стороны от прародины. Дольше всех изначальный ареал занимали предки балтов и славян. Хорошо соответствует археологическим данным. Центр прародины получается где-то на Дону.
Согласно курганной гипотезе, ИЕ-язык был примерно в 3 тысячелетии до н.э., а примерно во втором тысячелетии, приручив лошадь, арийцы и нагрянули на городские цивилизации Азии.
2. Анатолийская гипотеза – увязывает ИЕ-язык с Чатал-Хююком, то есть относит его к 7-6 тысячелетию. Соответственно прародиной объявляется центр современной Турции, а наиболее древним народом получаются хетты. Противоречит на самом деле данным ИЕ-языка, которому известны такие технологии как колесо, куча всяких домашних животных и растений, никак не характерных для неолита. И к тому же хеттский язык сильно инфильтрован кавказскими словами и никак не напоминает "древнейший индоевропейский".
3. Армянская гипотеза предполагает, что праиндоевропейский язык возник на Армянском нагорье. В основном аргументируется советскими и постсоветскими исследователями. Большей частью плод армянского национализма, а в советской науке много что считалось академичным по тем или иным политчиеским соображениям. Противоречит данным языка. "На территории Армянского нагорья нет почти половины животных, деревьев и растений, указанных в списке флоры и фауны, приведенном Гамкрелидзе и Ивановым, реконструируемых в общеиндоевропейском языке (осина, граб, тис, липа, вереск, бобр, рысь, тетерев, лосось, слон, обезьяна, краб)"
4. Балканская гипотеза считает праарийцами носителей трипольской культуры, то есть помещает центр прародины в район Одессы, поскольку трипольская культура была и на территории Западной и Центральной Украины, и на территории Румынии. Индроевропейское единство она помещает в 4 тысячелетие. Думаю, что она в принципе совместима с гипотезой №1, учитывая смешанный характер самого ИЕ-языка. Например, был он у трипольцев, потом завоевали "курганники", при завоевании ИЕ-язык они усвоили (обычное дело), но внесли какие-то черты своего языка.
Так или иначе все прародины где-то возле Кавказа, и соответственно предполагают влияние кавказских языков на ИЕ. Сам он по природе явно возник от каких-то двух языков с противоположными свойствами – один был синтетический и ностратический (родственный финскому и татарскому) и этот язык основной вклад внес; другой был аналитический и в результате развилось смешанное обозначение падежей (и предлогами и окончаниями) и наиболее яркая ИЕ-черта – чередование основ.
Хотя Д.А.Андреев, например, полагал, что внутри самого языка было развитие от изолирующего к агглютинативному и затем флективному. Что, как мне кажется, полный бред, потому что все языки наоборот развиваются от синтетики к аналитике, хоть английский хоть китайский, образование же флективного языка из агллютинативного (то есть из более логичного) совершенно абсурдно. Флективный язык может образоваться только в результате смеси двух языков, что тут, видимо, и произошло.
Думаю, что в качестве базовой нужно принять гипотезу о том, что арийцы около 3000 года до н.э. сидели в степях Северного Кавказа и Восточной Украины, откуда, после избрания их богами, и начали расселяться, заполняя вселенную. Насколько можно судить по технике и роду занятий, описываемых в Авесте, где-то непосредственно перед началом великого похода арийцев, то есть году так в 2000, и пришел Заратуштра.

Фонетика и лексика
Фонетика
По Гамкрелидзе, Иванов. Индоевропейский язык и индроевропейцы. Книга 1984 года, но ничего новее в плане системного описания языка не видел. При этом игнорирую всякие изобретения Гамкрелидзе, предназначенные для того, чтобы увязать язык с его теорией кавказской прародины (то есть глоттальную теорию).
Смычные имели три ряда, как в санскрите:
Звонкие: b, d, g, gw (с w – лабиализованные)
Придыхательные: bh, dh, gh, ghw
Глухие: p, t, k, kw
При этом b редко встречалось, что породило различные дискуссии о том, что первоначальная система была не такая. Но где-то ближе к санскриту уже явно все так, в позднем ИЕ кстати много b – budh (почва), beudh (пробуждаться) и так далее.
Имелись ограничения на сочетания согласных в одном корне, например, не бывает ИЕ корней с двумя звонкими (типа deg). Не бывает корней, где один – глухой, другой – придыхательный (типа bhet). В одной основе допускается только один придыхательный. Невозможны корни с одинаковыми взрывными (например kek).
Простейшее доказательство наличия лабиализованных – это что в санскрите "кто" будет ka-, а в латинском основа на qua-.
Имелись также мягкие g' gh' k', которые потом породили в некоторых языках всякие Ч и Дж.
С несмычными несложно, там попавшие во все последующие языки m,n, s, j, w, r, l. Есть проблемы с ларингалами (то есть h), которых предположительно было несколько (в разных теориях от одного до десяти). Условно сейчас обычно различают хотя бы три: h1 – это просто начало гласного звука, h2- как Х русское и h3 – как Г украинское.
Причем m,n, r, l, w и ларингалы могли быть слогообразующими, то есть всякие чешские корни типа влк, прст и так далее – отражение арийского положения дел. Только в арийском еще и Х могли использовать в таком качестве, например, стхтос = "готовый".
Гласные хорошо восстанавливаются: пять кратких (i, e, a, o, u) и пять долгих (i, e, a, o, u). Если слово начиналось на стечение двух взрывных и сонорного согласных, то между взрывными возникал редуцированный гласный звук.
Имелось, как и в санскрите, три ступени корня (нулевая, с кратким гласным, с долгим), но эта система настолько жестко, как в санскрите, не проводилась, и не все корни имели все три ступени. Качественный аблаут, при котором Е переходит в О.
Лексика
Корни преимущественно ностратические, то есть родственные финским или тюркским. Преимущественно все корни сводятся к СГС, то есть согласный-гласный-согласный: sek-, bher-, jak'– и так далее. При этом может вскакивать сонорная (какой-нибудь suep-, trei-, serp-), но поскольку они были также и гласными, думаю, что для носителей языка это тупо дифтонг.
Были корни ГС (наиболее известные es- "быть" и ed- "есть"), но очень мало.
С самого начала, еще с праязыка, арийские языки характеризуются любовью к суффиксам (и этим отличаются от прочих ностратических), суффиксов у нас много, с ними у нас хорошо. Позднее многие переосмысливались и включались в состав корня, то есть позднейшие языки на самом деле упрощали богатую суффиксальную систему индроевропейского, там их понаделали столько, что даже оказалось, что многие не нужны.
На данный момент реконструируется порядка двух тысяч корней, из которых арийцы своими богатыми суффиксами делали порядка сорока тысяч слов, то есть язык был богатейший, годный для написания на нем литературных произведений, и вполне вероятно, что часть эпосов и святых книг позднейших арийских народов – переводы или адаптации текстов на ИЕ, о чем еще будет.
Установлены заимствования в ИЕ из кавказских языков (Старостин насчитал 82 слова), ну это понятно, если прародина Северный Кавказ. Иногда находят заимствования из семитских и шумерского – мне кажется, это уже следствие позднейшей миграции во втором тысячелетии в Переднюю Азию, через которую уже пошли в Иран, Индию и Китай.
По богатой лексике и ее семантическим связям можно довольно много реконструировать про то, как они жили, а по сравнительному анализу мифов арийских народов – и во что верили, о чем тоже далее будет.

Грамматика: имя

Имеется восемь хорошо известных по языкам-потомкам частей речи.
Существительное
Три рода, четкое противопоставление одушевленных и неодушевленных. Названия рек, ветров, месяцев и гор мужского рода. Названия городов, стран, растений, деревьев, минералов, многих животных и абстрактные качества – женского рода (например werоs – истина).
Пять склонений: на -i|u; на согласную; на -а; на -о; неправильные случаи выделяются в пятое склонение.
Склонения не сильно поменялись, в латыни и санскрите в целом близки к праарийским, только в латыни вместо -os пошло -us.
Привожу здесь и далее парадигмы по книге: Carlos Quiles, Fernando Lоpez-Menchero. A grammar of modern Indo-european. Version 5.00 (April 2011) (лицензия Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0). Это основанный на индоевропейском конланг, где различные гипотезы приведены по крайней мере в практическую языковую систему.
На согласную (которая в латыни "третье склонение"):


peds – нога
dents – зуб
krd – сердце
Множественное число, то же склонение заметно чередование по степеням:


Склонение на -а, чтобы совсем уже все было ясно:


На -о:


Ударение отличает прямые падежи (именительный, винительный, звательный) от косвенных. В прямых идет на корень, а косвенных – на окончание: Nom. pods, Acc. p?dm, Gen. podоs.
Основную сложность склонению придает наличие пяти степеней чередования основы (если мы с О-аблаутом еще считаем), основы довольно витевато проявляются в тех или иных падежах, и это зависит и от слова, и от склонения.
Прилагательное
Ситуация напоминает латинскую: тематическое прилагательное ("трех окончаний") в мужском роде будет склоняться на -os, в женском на -a, в среднем на -om. Например, newоs, -a, -om – новый.
Имееются прилагательные двух окончаний на -еs, еs, -е, а основа на -u будет давать -?s, -ui, -?, например swad?s, -ui, -? – сладкий.
Компаратив на -ios: seniоs старше.
Суперлатив на -isto: mreghwistоs – самый короткий, newistоs – самый новый.

Грамматика (числительное)

От одного до десяти хорошо сохранились во всех арийских языках (внизу под ними образцы как делаются от 10 до 20 и десятки):



Хер бы знал, почему они там в конланге палатальные не ставят, наверно фича какая-то. В dek'm и всем что от него пошло K мягкая, конечно (и потому в санскрите "даща").
100=k'mtom, 1000=tusntii, все прочие образуются по модели wiik'mtii oinaa 21, trik'omta qetwor 34 и так далее. 1764 = t?snti septmk'?ti seksk'оmta qеtwor(-qe).
Имелось, как и в санскрите, специфическое склонение числительных от 1 до 3:


Имелись также дистрибутивы и числительные наречия (однажды s?is, дважды dwis и так далее).

Грамматика (местоимение)
Личные, рефлексивное, притяжательное и указательное:



Третьего лица личного нет, вместо него используется указательное местоимение. То есть не "он идет", а "тот идет" и т.п. Как правило, местоимения тоже все хорошо сохранились в языках-потомках.
Вопросительные:
qi – субстантивное
qo – адъективное
Оба могут переводиться и как кто, и как что. Но qi спрашивает про объект, а qo – про качество, например:
qis bhеreti? кто несет? qos wiros bhеreti? что за мужик несет?
qim wеideiesi? что ты видишь? qom аutom wеideiesi? что за машину ты видишь?
"Один" (oinos) используется и в значении "кто-то". -qe образует универсалы по типу qisqe каждый.\
Негативные образуются с ne/me: nеqis, nеqos, m?qis.
Многие местоимения коррелируют, что заметил позже Заменгоф и сделал это в эсперанто более системно, а в ИЕ было так:



Грамматика (глагол)

Два залога – активный и средне-пассивный. Четыре модальности: индикатив, императив, условное и оптатив. Признак императива – чистый корень без модификаций; условное наклонение имеет суффиксы -a, -e, и -s); оптатив имеет суффикс -ie/-i либо -oi.
Три времени – настоящее, прошедшее, будущее. Три аспекта – континуальный, перфект и аорист (то есть английская система глагола логически проводит арийскую схему). В арийском аспекты не проводились по всей парадигме, на самом деле только пять времен:
Present: bhеro я несу
Imperfect: bherоm я понес (и сейчас еще несу)\
Future: bhеrso я понесу
Perfect: (bhе)bhora, я носил
Aorist: (е)bherоm я перенес (и уже не несу).\
С окончаниями средне-пассивного залога все те же времена будут уже в пассивном залоге.
Четыре основы глагола:
Настоящего времени – с окончаниями настоящего времени ( -mi, -si, -ti, -nti) дает настоящее время; с повышением корня до последней степени чередования и теми же окончаниями дает имперфект.
Аориста – бывает только в прошедшем времени. Имеет свою систему окончаний (-m, -s, -t, -nt). Может образовываться с аугментом или с дупликацией, но более древняя форма была без аугмента.
Перфекта (в позднем ИЕ был перфект настоящего и прошедшего времени). Перфект помимо основы имеет и свою систему окончаний.
Будущего времени.
Причастия:
Настоящего времени на -nt.
Перфекта (на -ues, -uos, -uet, -uot). Используется также при образовании времен пассивного залога: i woqatоs еsti – его призвали.
Среднего залога (на -meno, -mono, -mno). Средний залог имеет обычно рефлексивное значение, то есть на русский лучше переводить это с -ся.
Герундив. I awisdhijеndhos еsti – его нужно выслушать.
Инфинитив на -tu либо -ti, окончание отличалось по диалектам.
Классов глагола, как и в санскрите, дохрена, но в целом можно свести к 12 классам и еще есть неправильные глаголы. Две группы спряжения – тематические (8 классов) и атематические (4 класса) глаголы. Имеют специфику не только в образовании основ, но и в окончаниях. Подобно классы не вижу смысла описывать, так как язык изучается теоретически. В значительной степени всю эту громоздкую систему сохранил санскрит, в остальных древних языках упрощалось.
Гигантские таблицы парадигм тоже смысла нет копировать, вот примеры – презенс некоторых односложных глаголов и внизу таблица всех окончаний обоих залогов:


Вообще глагол – самая сложная и богатая часть речи в ИЕ. Вот еще пример, и это только в двух временах, а всего времен пять:


Глагол "быть" в различных формах:



Грамматика (синтаксис)
Развитая система предлогов:


Союзы как обычно: и – qe, или – we, ни – neqe, ma – но, nam – ибо, igitur – следовательно, jo – что (сочетается с to…), man – если, nema – если не, qja – потому что. qe и we ставятся на конец фразы. Имелись сложные предложения в изобилии, так как было много достаточно длинных поэтических текстов, в отсутствие письменности запоминались наизусть.
Нейтральный порядок SOV. Вопросительная частица ne, ставится после глагола, она же перед глаголом будет отрицательная. Считается, что в Ведах отражается древнейший синтаксис, так как это первое произведение на арийских языках, письменно фиксированное (что доказывается наличием там архаических даже для санскрита форм глагола и лексики).
Пытаются возродить сейчас, как уже писал, дальше примеры текстов из учебника (Carlos Quiles, Fernando Lоpez-Menchero. A grammar of modern Indo-european).
Диалог (по типу привет-привет):
Karola: Ala Ana!
Ana: Ala Karola!
Karola: Wlejesi?
Ana: Wlejo, prijesna. Europajоm didksko.
Karola: Europajоm didkskesi?
Ana: Jai.
Karola: Ego-qe Europajоm didksko. Slwej’
Ana: Slwej’

Более продвинуто на ту же тему:
Ana аmeikam mimdeti.
Ana: Ala Karola, wlejesi?
Karola: Wlejo, prijesna.
Ana: Edjew Europajоm didkskomos.
Karola: Europajоm ne gnosko.
Аmeikas Europajоm didkskonti.
Ana prkskans prksketi.
An аmeikans widejete?

Краткий начальный текст:
Ana Karolas ammam mimdeti. Ana atqe Karolas amma louksnam sterlans-qe widejonti. Sterlas lukejonti.
Karola cemjeti. Karola Anai dаwetam seleti. Anai dаweta esti. Dаwetas drkta cenabhos sterlans kelajeti. Karola Anas аmeika esti. Karolas amma Anam gnosketi. Cenas sterlans gnoskonti. Cenam dаweta ameikabhos sterlans kelajeti.
Gnostikos, как видно из текста, вполне себе арийское, не только греческое, в индроевропейском языке также называется.
Отче наш:
Pater ?sere, jos kemeloisi essi,
Nom? Twom sqenetoru.
Regnom Twom cemietod.
Wolia Twa dhidhetoru,
ita kemelei jota p?teuijai.
Qaqodjutenom bharsiom ?serom edjew dasdhi-nos
joqe dhaleglams ?serams parke,
swai skeletbhos parkomos.
Enim me noms peritloi enke prod,
mo upeled noseie-nos.
Estod.
Q они обозначают kw, а с – gw. То есть "номн Твом сквенетору, Регном Твом гвемиэтод" – как то-так.

Космология и космогония
На период индоевропейского единства арийцы обладали развитой религией с четкими обрядами, кучей мифов и профессиональными служителями культа. В дальнейшем она модифицировалась и подвергалась критике первыми философами, но так или иначе это наследие – тот контекст, в котором вся арийская философия и формировалась.
Мировое дерево (лошадиная стоянка) ветвями своими образует верхний мир, ствол его – средний мир, где живут люди, а корни его – нижний мир преисподней.
Дерево – это скорее образ, а на самом деле есть как бы три вращающихся плоскости, каждая со своими богами. Под деревом имеется в виду ось, вокруг которой они и крутятся. В социальной реальности три мира реализуются как три касты.
Кроме деления по вертикали мир делится по горизонтали на правое и левое. Правое – это мужское, сильное, здоровое, прямое и позитивное. Левое – это женское, слабое, больное, поврежденное и негативное. Проводилось очень жестко, например, мужчин хоронят на правом боку, женщин на левом, правая часть дома мужская, левая женская и так далее.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70911343?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Индоевропейский язык и культура Ярослав Золотарёв
Индоевропейский язык и культура

Ярослав Золотарёв

Тип: электронная книга

Жанр: Языкознание

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 23.07.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Описание праиндоевропейской религии и культуры по данным реконструированного языка. Конспект по книгам A GRAMMAR OF MODERN INDO-EUROPEAN, Словарь индоевропейских социальных терминов (Э.Бенвенист), The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World.

  • Добавить отзыв