О чём нельзя молчать
Анна Дарсановская
Книга включает в себя рассуждение автора о проблемных вопросах в воспитании и образовании детей, особенностях работы в школе. Авторские комментарии переплетаются с историей героини романа Дарьей, которая сталкивается с различными трудностями и учится их преодолевать, работая простой учительницей в школе. На её долю выпадают различные жизненные обстоятельства. Каждый раз автор пытается разобраться с этой ситуацией, помогая найти верное решение и дает совет своему читателю, как можно поступить в том или ином случае.
Предисловие
Эту книга будет посвящена всем тем, кто любит свою страну, кто с полной самоотдачей трудится на благо её развития и процветания. Эта книга станет интересной для родителей, которые воспитывают детей, для молодых педагогов и педагогов со стажем, которые наверняка увидят в героях романа схожих для них персонажей из своей собственной жизни. Здесь будет всё: работа, жизненные ситуации, преодоление трудностей и, конечно, любовь. Ни для кого не секрет, что воспитание будущего поколения – это залог счастливой жизни. Дети нашей страны – её будущее, а то как мы воспитаем наших детей станет тем, каким оно окажется.
Я посвящаю эту книгу всем учителям и педагогам с которыми мне удалось быть знакомой. Всем тем, кто вдохновлял, воспитывал, помогал, созерцал, утешал и подсказывал. Моим дорогим и любящим родителям, которое помогли своим советом выбрать профессию всей моей жизни. Моим учителям и педагогам университета, а также моим добрым друзьям и любимому мужу!
Глава 1.
Всё начинается с любви
Любовь бывает совершенно разная. Она зарождается и угасает, как это случается между мужчиной и женщиной, она может перетранформироваться в негативное чувство и отравлять жизнь. Но лишь одна любовь никогда не померкнет и не погаснет – это любовь матери и ее дитя. Чувство неиссякаемой и чистой энергии сердца матери может согреть и спасти, даже если она сейчас не рядом.
Дети должны расти в любви. Всё что переживает ребенок с самого начала его жизни, обязательно отразится на дальнейших его поступках и наложит отпечаток на всю его жизнь. Взрослым нужно учиться любить своих детей. Они по наитию считают, что любят своих детей априори, задаривая их подарками, но при этом лишая внимания. В чём заключается любовь родителя к ребенку? Для каждого она своя – ответят многие. Но нельзя забывать о том, что в быстро меняющимся мире мы просто не имеем возможности остановиться и выдохнуть, а делаем это лишь тогда, когда внезапно осознаем, что ребенок уже окончил школу или институт, а мы не успели даже увидеть, как он рос.
Но ведь взрослый всегда рядом?! Ему просто хочется дать больше для своего ребенка. Все то, чего не было у него самого в детстве: игрушки и безделушки. А того ли на самом деле хочет сам ребенок- пока он не может ясно и четко сказать, но что и сотни лет назад, что и сейчас – самым ценным и неоценимым для каждого живущего на земле – будет любовь.
Родитель должен понять, что в погоне за счастьем он может упустить самые важные моменты в своей жизни. Как важно бывает просто быть вместе, делиться друг с другом настроением, улавливая те самые тонкие нотки любви и взаимности, витающие в воздухе. И да, никто не сможет оставить работу ради того, чтобы провести жизнь рядом с ребенком, но каждый родитель способен провести некоторое время, не тратя его на бессмысленные поиски в социальных сетях, а уютно устроившись за семейным столом или на диване. Беседую со своим ребенком, вы понимаете его и как будто на время становитесь ребенком, играя с ним – вы окунаетесь в детство. Ваш ребенок волшебный- он переносит вас туда, куда уже никогда не вернуться. Только рядом с вашим ребенком вы можете испытать истинное счастье. И нужно помнить, что если вы пренебрегает общением с детьми, за вас это сделает кто-то другой. Результат такого общения не гарантирует успеха.
Важным в отношении с ребёнком не только показать, но дать ему почувствовать вашу истинную любовь. Для ребенка – это забота и время, проведенное вместе. Когда он станет взрослым, как думаете – он захочет стать таким же родителем, как вы или будет искать себе кумира, чтобы быть на него похожим? Пусть сердце детей будет наполнено любовью со стороны взрослого. Пусть каждый ребенок станет самым любимым и тогда он сможет поделиться своей любовью с миром.
***
Солнце щедро дарило свое тепло этим прекрасным сентябрьским днем. Распахнув окно, Дарья улыбнулась его ласковым лучам. «Как же здорово, что сегодня на школьной линейке будет тепло»,-подумала она и взглянула на часы. Она только закончила университет и стремилась к своей мечте – учить и воспитывать детей. Устроившись в школу рядом с домом, она с нетерпением ждала своей первой встречи с учениками. В голове проигрывались мысли первых с ними бесед, хотя она ясно понимала, что в реальности все пойдет не так, как её представлялось.
Дарья была очень увлеченной натурой. С самого раннего детстве она не представляла себя никем, кроме учительницы. Когда ребята во дворе играли в игры, то она играла в «школу», и даже в каникулы ей удавалось увлечь своих друзей в эту игру. А иногда случались с ней и курьезы, потому что родители некоторых учеников «жаловались» на сильно большое домашнее задание от Даши. И всё же страсть к учительской профессии только нарастала, и девочка, окончив школу, училась в педагогическом университете.
И вот получив свой заветный диплом она была уверена, что вполне готова к тому, что школьная жизнь и работа в профессии будут такими же беззаботными как в ее детстве.
Дарья надела строгий костюм и стояла у зачеркала, то надевая, то снимая очки, как бы представляя себя в разных образах. В тот момент у нее в голове постоянно крутился один и тот же вопрос- как сегодня примут ее новые ученики, как будут смотреть на нее родители, которые старше их учительницы лет на десять?! А быть может очки и помогут казаться более статусной, взрослой и строгой? Она решила их оставить. Взяла свою сумочку и вышла на улицу.
Дарья вышла заранее, что бы по пути на свою работу еще раз прокрутить в голове различные варианты бесед, сложить этот сложный пазл, представить выражения лиц её будущих коллег и …понадеяться на лучшее.
Школа, в которой ей предстояло работать была уже достаточно немолодой, но это придавало ей определенный шарм – ведь все знали, что школа открывала двери лучшим педагогам и из её стен выпускались многие видные ныне деятели города.
Войдя в свой кабинет, Дарья глубоко вдохнула. Запах свежей краски, мела и аромат принесенных ею на кануне роз – перемешался в голове и заставил вновь окунуться в детские воспоминания. На мгновение она оказалась в своих детских грёзах, как вдруг замок соседней двери вернул её в настоящее.
– Добрый день! Вы наша новая учительница английского? – спросил приятный мужской голос, но самого человека пока еще не было видно. Он сделал несколько шагов, подойдя к двери кабинета Дарьи и с улыбкой протянул ей руку, чтобы поздороваться. Это был учитель географии: статный, красивый человек лет сорока, с седоватыми волосами и очень черными глазами. Он был невысокого роста, но достаточно подтянутый и опрятный. От него приятно пахло и всё это сразу же по-доброму располагало к нему окружающих.
-Вы сегодня раньше всех, – продолжил он.
– Здравствуйте! Вы правы, хочу немного настроиться на встречу с учениками, – смущенно ответила Дарья.
– Меня зовут Наири Владимирович, я учитель географии и мы с Вами соседи.
Наири приятно улыбнулся и отправился в свой кабинет, а Дарья подошла к окну, чтобы наблюдать за тем, как один за другим во двор школы заходят ребята с букетами цветов и как по не многу ее сердце наполняется новыми, ранее незнакомыми чувствами. После того, как школьная Линейка подошла к своему логическому завершению, дети разбежались по классам и настал тот самый долгожданный момент знакомства – самый волнительный и самый очаровательный одновременно. Дарья внимательно всматривалась в лица детей, запоминая их улыбки, откликаясь всем сердцем на их чувства. Всем было радостно от того, что впереди их ждет новое приключение. Что-то неизвестное, что-то манящее. Класс расходился, когда часы пробили почти три часа дня. Все получили напутственные слова, познакомились и настроились на учёбу. Дарья запомнила лица многих своих пятиклашек, но имена придется запоминать ещё долго- она всегда испытывала трудности с запоминанием имен и фамилий, хотя зрительная память её никогда не подводила. Дарья села у окна, провожая взглядом идущих в припрыжку детей. Ей очень запомнилась девочка Катя, с её неповторимо голубыми глазами и веснушками, вьющимися волосами и строгой осанкой. Она задавала так много вопросов, стремилась быть в центре внимания и постоянно улыбалась. Её подружка Яна – была намного скромнее и сдержаннее. Она лишь изредка реагировала на реплики Кати и старалась показать учителю всю её внимательность и включенность. Многие ребята были яркими и интересными, каждый из них – это целая вселенная, с которой придется работать, которую придется изучать. Но нельзя было ни обратить внимания на одного мальчика по имени Степка, который сидел на последний парте, куда обычно устремляются хулиганы подальше от учительских глаз. Он же выглядел очень опрятным и милым пареньком, но в его глаза были полны тоски и одиночества. Домой он пошел один и никто из одноклассников его не позвал с собой. Про него то и задумалась Дарья. Степа учился вместе с ними с третьего класса, и за эти два года так и не смог выстроить дружеские отношения с ребятами. А ещё в нем как будто жила какая о загадка. Будто бы он был молодой «старик», уставший от скитаний и тяжб. Дарье предстояло разгадать эту тайну, потому что она решила, что её основной задачей на посту будет не только обучение, но и воспитание. Она видела святым долгом обязанность учителя вести ребенка по жизненной струне, помочь ему разобраться в себе и не потеряться в этом сложном мире.
Утро следующего дня было таким дня лучезарным и теплым, как и предыдущий день. В школьных стенах царил шум и гам, школьная жизнь кипела: стоял гул на школьной перемене от пересвистов и разговоров, что Дарья на какое-то мгновение перестала слышать все происходящее четко и ясно. Но она решила для себя сразу точно и бесповоротно – она никогда не будет тем самым учителем – цербером, каких она помнила со своей школьной скамьи. Ей всегда было очевидным, что путь к сердцу ребенка можно выстроить, прокладывая ступеньки, основывающиеся на любви и доверии.
Проходя по школьному коридору, она то и дело останавливала бегущих по нему мальчишек, пытаясь поговорить сними, но те ли одергивали её руки и бежали снова, как будто не слыша её голоса и её призыва быть осторожнее. Тихий голос Дарье, ее кротость и нежность в ее бархатном тембре не могла смениться на раскаты грома. Она просто не могла этого себе позволить.
В конце коридора завиднелась фигура директрисы. Раиса Ивановна была женщина грузная, но очень симпатичная. Её седоватые волосы делали ее лет на пять старше собственного возраста, но она как будто и не пыталась придать им неестественный цвет, а оставила своё серебро и небрежно укладывала челку назад.
По коридору тотчас же пронесся строгий голос директрисы и все как будто бы замерли на мгновение. Воцарилась тишина, из открытых окон стал доносится шум от автомобилей. Дети очень быстро и четко среагировали на громкий голос директора. Дарья, будучи совершенно не опытным педагогом, окаменела и не могла пошевелиться. Вопрос повис в воздухе – на ее призывы и мольбы быть тише не последовало ни единой реакции, но стоило одному взрослому повысить голос, ка все ребята в едином порыве позабыли свои игры и перестали шуметь, беситься и носиться взад и вперёд. «Как же сильно влияет на нас строгость и как же мы привыкли подчиняться, только в том случае, если слышим, что на нас кричат» – с такой мыслью Дарья вошла в класс и решила начать свой первый урок именно с беседы на эту тему.
Глава 2.
Наказывать легче, воспитывать труднее.
Взрослые очень часто не дают себе отчет в том, что слишком превышают свои полномочия. Порой не в силах сдержать эмоции, они прибегают к тому, что повышают голос, пользуясь своей авторитарной властью. На какое-то время эта функция помогает решить проблему, но на самом ли деле это так?
Формируя у ребенка страх в ответ на грозный голос взрослого, тем самым мы провоцируем его к подчинению на всю его жизнь. Чем чаще взрослый человек разговаривает с ребенком на повышенных тонах, тем сложнее в будущем будет восприниматься любая информация этим же ребенком, сказанная в обычной манере. Но и на уровне подсознания складываются определенные стереотипы у детей, что они не справятся с задачей или выполнят её неверно, чем заслужат массу порицаний со стороны взрослого.
Крик, повышенный тон и упреки развиваю у ребенка чувство неуверенности в себе, впоследствии замкнутости и неспособности к саморазвитию.
Исторически на Руси в школах учитель воспринимался иначе: ему дозволено было наказывать детей по собственному усмотрению и насилие не считалось тяжким оплотом для учителя. Так воспитывали и это была норма. В современном мире эта тенденция не имеет права на существование. Как хорошо, что школы перешли в иное русло воспитательной работы. Но проблемы же не исчезли. Как и тогда, так и теперь учителя сталкиваются со сложностями воспитания трудных детей, не могут достучаться до их сознания или просто найти общий язык.
И в этот момент, когда силы на исходе, когда кажется, что уже ничего не поможет исправить положение, учитель прибегают к давно проверенному методу – авторитарному стилю общения через строгость.
«Верная указка – не кулак, а ласка» – гласит одна русская пословица.
Как показывает мой личный опыт общения с детьми и трудными подростками, авторитарный стиль проигрывает в общении с такими детьми. Они замыкаются, начинают испытывать страх перед взрослым и выстроить взаимные отношения уже не получится никогда.
Как бы не было сложно в воспитании детей, нужно учить себя не ругать их за их проступки, неправильное (как нам видится) поведение или иные действия, а разбирать вместе каждый шаг и пытаться искать ответ вместе: взрослый+ребенок.
Необходимо научить себя не повышать тон, не стремиться «наорать», сбросив с себя груз негативных эмоций. Нужно уметь заглянуть глубоко в душу ребенка, даже промолчать и увидеть, что он осознает свою вину.
Именно такую магию или педагогическое волшебство я часто наблюдала на уроках свой коллеги. Учитель начальных классов, который никогда не повышал голоса на своих учащихся. И когда в последствии работаешь с такими детьми на своих уроках по предмету, то явно замечаешь, насколько они спокойны, сконцентрированы и уверенны в себе и своем успехе.
Однажды, на моих глазах в классе случился переполох – драка между мальчиками. Оба они – приличные и воспитанные ребята, но как это часто случается – просто не «поделили что-то».
Марина Александровна никого не разнимала, не трясла их за рукава, не падала в обморок от отчаяния и не грозилась вызвать родителей к директору. Что она сделала? Она вошла в класс и просто…посмотрела на ребят. Её взгляд был полон грусти и отчаяния, что дети в ее классе способны на такое хулиганство. Ребята завидя свою учительницу разошлись и на их лицах была та же эмоция. Все спокойно поговорили, учительница лишь сказала, что ей невероятно грустно от их поведения, и мальчики…заплакали. На них не кричали, но им дали понять, что они способны обидеть дорогого им человека, а значит их поведение не разумно.
И так было всегда на уроках – только лишь взгляд, который доносил им все без лишних слов и эмоций. Как ОНА это делала? Не знаю. Но хотелось бы, что бы такой волшебной силой обладали многие учителя начальных классов.
На контрасте, работая с другой группой детей, чья учительница всегда говорила очень громка, почти крича, была шумная и торопливая, все ученики её класса были такими же. Они громко спорили, спорили по поводу и без него. С ними было непросто договориться, непросто и успокоить.
Тем самым можно сказать, что дети – это отражение взрослого. От вашего поведения с вашим ребенком и стиля общения зависит характер ребенка, а значит и его успех в этом мире. Если он будет бояться, что что-то сделает не так и на него начнут кричать и бранить, ему не удастся стать успешным, так как над ним всегда будет висеть грозное облако порицания, связывающее ему руки и ноги. Строгости должно быть в меру. Она не должна давить или унижать. Она должна помогать осознавать, разбираться в себе, указывать на ошибки, но не унижая достоинства человека.
***
Первый месяц в школе шел свои чередом. День за днем работы становилось больше, но нашу героиню это не пугало. Полная энтузиазма и окрыленная какой-то невероятной силой, она по-прежнему любила внимательно смотреть и слушать каждого ученика, стараясь не пропустить что-то важное.
Она уже запомнила всех по именам. Провела праздник посвящения в Лицеиста и готовилась ко встрече с родителями на родительском собрании. Это мероприятие доставляло ей массу хлопот, так как она впервые в своей жизни, в свои двадцать два года столкнётся лицом к лицу с более взрослыми и опытными, как она полагала, людьми. Некоторые мамы её школьниц так же были учителями и работали в других школах. Поэтому так важно было и оправдать надежды родителей и показать себя с лучшей стороны.
Собрав весь необходимый материал для встречи с родителями, Дарья вновь погрузилась в глубокие размышления: на этот раз она вспоминала случай, который произошел на одном из её уроков.
В классе учится мальчик по имени Ярослав. Он очень тихий, скромный и замкнутый. Все попытки подружиться с ним и как-то его разговорить, оказались тщетны. Из-за его скромности и отрешенности, дети в классе стали сторониться его, а самые ушлые уже успели придумать для него клички и дразнить всякий раз, как тот бросит на ребят свой томный взгляд.
Первым, с кем Дарье хотелось поговорить на собрании, были именно родители Ярослава.
Связавшись с ними по телефону, родители пришли немного раньше назначенного времени. Дарья уже ждала их, сидя за своим рабочим столов в кабинете.
– Добрый день, Дарья Александровна. Я папа Ярика,– мужчина протянул руки, чтобы поздороваться, что на мгновение поставило Дарью в ступор. Она встала, поприветствовала своего гостя, и предложила ему присесть за первую парту.
– Дмитрий Николаевич, – начала она, – Вы знаете, меня очень беспокоит тот факт, что Ваш сын не общается с ребятами в классе. Вы когда-нибудь слышали про «синдром одиночки»? Нужно не упустить тот момент, когда одиночество возьмёт верх, и Ваш ребенок почувствует депрессию и угнетение.
Как только она сказала эти слова, отец мальчика стукнул рукой по столу и резко встал.
– Вы считаете себя достаточно опытным педагогом, чтобы рассусоливать всякую чушь про депрессию и одиночество?! Я вкалываю как проклятый на стройке по двенадцать часов в сутки, мать работает в магазине и потом еще полы моет, что б у этого засранца было все необходимое для жизни: хороший телефон, одежда, вкусная еда! Да у него, блин, всё есть, у нас такого никогда не было! И он еще в депрессию впадет? С какой стати?!
Дарья и подумать не могла, что вызовет такую реакцию у мужчины, который на первый взгляд показался ей вежливым и галантным. Она почувствовала, что в горле был комок, а глаза как будто вот – вот заплачут …Но ведь он может быть прав? Эта мысль глодала ее разум: без году неделя педагог, и уже выступает с претензиями на собрании о воспитании детей?
Дарья подумала, что совершила огромную ошибку, заведя разговор на эту тему, не прощупав почву, не узнав родителей поближе.
А может быть и впрямь у этого мальчика всё отлично в жизни, он не в чем не нуждается, а в школе от скуки ведет себя совсем не так, как дома.
Несмотря на то, что первое собрание прошло хорошо и знакомство с родителями остальных детей оказалось очень приятным, осадок от встречи с папой Ярослава не давал покоя.
На следующий день после урока, она решила, как бы невзначай прогуляться до дома, где жила эта семья и попробовать поговорить с его мамой, если это получится.
Стоял погожий, осенний денек, солнце было ещё в зените, теплый пятничный полдень был настоящим подарком природы после продолжительных сентябрьских дождей. Завершив свои дела в школе, Дарья собрала пачку тетрадей, аккуратно упаковала их в сумку и направилась было домой, но вдруг вспомнила о своем желании пройтись до дома, где живет Ярик. И вновь тяжелые мысли поглотили её, а что если она вторгается на запретную территорию, где ей не место? Она – простая учительница, недавно окончившая университет, не имея никакого опыта, хочет наладить отношения со взрослыми, незнакомыми людьми, да ещё и помочь ребенку, которого толком не знает?
«Все имеют право на ошибку. Но лучше совершить поступок, и потом сожалеть, нежели печалиться о несовершенном. Даже Марк Твен говорил, что через двадцать лет мы скорее будем сожалеть о том, чего не сделали, чем о том, что сделали». Эти мысли приободрили Дарью. Она твердо решила пойти домой к Ярославу что бы немного разобраться в сложившейся ситуации.
Идя по улице, она прокручивала в голове возможные сценарии развития разговора, представляла себе образ мамы мальчика, её характер.
Подойдя к двери, она позвонила в звонок квартиры и стала ждать, что дверь откроют. Затем она набрала звонок повторно и развернулась, чтобы уйти, но дверь открыли. Из-за двери выглянула женщина лет сорока-пяти, неопрятно причёсанная и одетая в обычный домашний халат.
– Вы к кому? – спросила она и ее голос не казался враждебным.
– Здравствуйте, я учительница Ярослава. Вчера на собрании я…,– не успела она договорить, как дверь закрыли перед её носом.
На глаза Дарьи подкатили слёзы. Фиаско. Она делает все напрасно. Она ещё не заслужила того уважения, при котором её будут слушать другие. Она не заработала себе авторитет, что бы с ней считались. И только она собралась уходить, как дверь снова открыли и тихий голос женщины сказал: «Пройдемте со мной».
– Вы меня простите, я сразу не поняла от куда вы и что. Думала, проверки очередные. Я – тётя Ярика, Марина. Он живет у меня. Мы с ним очень хорошие друзья.
Марина улыбнулась, а Дарья в тот момент ничего не понимала. Как так-у тёти, ведь у него есть родители, которые заботятся о нем?
– Понимаю, что вы хотите спросить, но прошу Вас, не держите зла на моего брата. Он вспыльчив и …подавлен. В семье произошел разлад. Они очень часто ссорились из-за денег. Ярик все это тяжело переживал. Его балуют игрушками, у него есть всё, но…
-Но нет любви в семье? – случайно подхватила Дарья, опуская взгляд вниз.
Они еще долго разговаривали, Дарья узнала, что мальчик живет с тетей еще и потому, что школа, в которой так хотели учить своего ребенка родители Ярослава, находилась неподалеку. Он мало виделся с родителями, хотя и имел все блага о которых другие только мечтают. Но это лишь маскировка любви родителя, а не подлинность. Сердце Дарьи сжалось. То, что она узнала, было по истине очень грустно.
Глава 3. Любовь, деньги, семья.
Нам никогда не построить идеальных отношений. Как и не построить супер- идеальную семью. Я не прошу всех смотреть на мир сквозь «розовые очки». Что такое – идеально? Многие скажут, что семья у них идеальна, зачем делиться трудностями.
Пусть так! Как же хочется, что бы эти грани заботы и любви не перемешивались с доставками и жаждой наживы. В мире котором мы живем стали стираться грани некоторых ценностей. Когда речь идет о том, что хорошо бы в семье завести ребенка, то этот вопрос отложится на второй план, а первостепенной задачей буде стоять заработок. И это вполне объяснимо – ведь мы все считаем, что самое главное «дать ребенку ВСЁ». А под эти ВСЁ сами подразумеваем все основные блага цивилизации. Нам хочется окружить его самым лучшим, дорогим и особенным, тем, чего не было у нас в нашем детстве.
Как будто ему будет сложно прожить свое детство без самых новейших и топовых игрушек и невероятных сладостей.
Но так ли это? Возможно, что мы сами хотим этого, а переваливаем все на желание угодить ребенку. И в погоне за всем этим – родители забывают делиться своей любовью. Они приносят домой дорогую игрушку, с которой ребенок поиграет один вечер. А вот если бы с ним играл его папа…Но папа занят делами, работой, заработком на новые игрушки. Замкнутый круг. И самое ужасное, его уже не разомкнуть. В нашем мире уже не получится поменять эту систему. Каждый взрослый человек желает быть успешным в карьере, заработать денег на покупки дорогих и качественных вещей. Все это придаст ему статус и влияние в обществе. И поэтому мир не изменить.
Много лет назад люди умели общаться друг с другом. Помню, как часто в доме у моих родителей были гости. Соседи и друзья отмечали все праздники большой компанией. Общались, ценили проведенное вместе время и стремились поскорее встретиться вновь.
В наши дни, в суматохе и череде событий, заставляющих нас трудиться всё больше и работать усерднее, чтобы быть лучше, мы ставим во главу угла именно способность больше зарабатывать, потому что это приносит авторитет.
Подумайте, разве можем мы себе позволить надолго переключиться? Наш мозг каждый раз подает нам сигнал, что пора действовать, пора продолжать свой путь без остановок на меланхолию. Такова современная реальность.
Чувствуют ли дети любовь и заботу родителей в такой ситуации? Даже в погоне за самым дорогим, не забывайте, что самое дорогое у вас уже есть – это ваш ребенок. Он стоит дороже всего того, что вы бы хотели приобрести. И даже если планы грандиозны, помните, что минуты, проведенные в компании с ребенком за веселой игрой запомнятся ему гораздо больше, не же ли все купленные игрушки в его детстве.
***
Урок близился к завершению, старшеклассники писали тест, Дарья медленно ходила по рядам, контролируя процесс. Она не демонстрировала излишней строгости, но во время контрольных работ хотела, чтобы все было честно, и оценка ученика была заслуженной.
С ранних лет ей запомнились учителя в её родной школе, стоявшие позади ученика во время контрольной работы и пристально наблюдавшие за тем, как ученик выполняет задания. Это всегда мешало и очень сильно напрягало в эмоциональном плане, поэтому твердо зная, что она станет учителем, еще в детстве Дарья решила, что так поступать не будет.
Шли последние минуты занятия, и Дарья попросила всех завершить написание теста и сдавать работы. В тот момент, когда она подошла к парте где сидела Алиса, она увидела абсолютно чистый листок бумаги.
– В чем дело? – спросила Дарья её, сделав удивленный взгляд.
Алиса была очень трудолюбивая девочка. Она занималась спортом, играла на фортепиано и даже учувствовала в концертах в школьных мероприятиях. В десятом классе произошел конфликт с одним из учителей, и она получила четверку в году, тем самым закрыв себе дорогу к золотой медали. Алиса очень любила физику. Была лучшей в классе по этому предмету. Но и английский язык давался ей достаточно легко.
Алиса протянула учителю свой листок с тестом, на глазах её сверкнули слёзы. Как только прозвенел звонок, она молча вышла из класса самой первой.
«Всё понятно!», – заметила для себя Дарья. Это были дела сердечные. Дарья давно замечала, что Алиса тесно общается с парнем из своего класса. Они вместе играют в одной музыкальной группе и наверняка для нее это первая любовь.
Дарья не стала оценивать работу своей ученицы отрицательно.
На следующий день после урока она попросила Алису задержаться в кабинете. Та с неохотой кинула на стол громоздкий рюкзак и села позади него за парту так, что её было плохо видно. Глаза её были полны печали, в этот день она выглядела достаточно неопрятно, ведь всегда она стремилась к превосходному образу и яркой внешности. Надо заметить, что это была необычайно милая девочка – с большими и чистыми глазами, длинными волосами, стройная и привлекательная.
– Я не буду лезть к тебе в душу, дорогая. Я знаю, что тебе не хочется вести исповедь перед человеком, который учит тебя несколько недель. Но ответь мне, ты собираешься бросить учебу, потому что не сложились личные отношения? – спросила Дарья и посмотрела Алисе прямо в глаза. Но её взгляд пронизывал до самого сердца.
Алиса отвернулась, как будто снова демонстрируя своё равнодушие, а потом убрала рюкзак со стола и начала говорить: «Мы с ним так хорошо общались. А он…»
Дарья не хотела, чтобы та расплакалась. Она понимала, что потом Алисе будет неловко за свою слабость. И Дарья продолжила: «Ты знаешь, что жизнь состоит из черных и белых полос. Ты знаешь, что в любви может быть тоже самое. Это твои первые отношения и каким бы ни был финал, ты должна воспринимать это как свой опыт. Человек обязан пройти все эти стадии, как бы сурово это не звучало. Любой должен испытать сильную любовь, должен быть любим и знать это, должен уметь различать настоящее чувство от лжи. Должен испытать боль разочарования, муки расставания, иногда и предательства или даже неразделенной любви. Тогда он будет подлинно понимать краски этого мира, тогда он в дальнейшем сможет найти настоящего человека, с которым захочет связать свою жизнь. И всё это нужно обязательно пережить и воспринять как научение себя. Это совсем не просто. Но ты должна знать палитру этих чувств, иначе в жизни придется не просто»
Алиса внимательно слушала слова учителя. Потом она немного расслабилась, как будто действительно услышала те слова, которые хотела услышать, но никто ей их до сих пор не сказал.
-Почему ты сегодня так плохо выгладишь? Тебе хочется вызвать жалость у твоего молодого человека? Но этого не будет. Не показывай всем, что ты слабая. Будь слабой в других ситуациях, но сейчас тебе будет правильнее разобраться в себе, расставить приоритеты, понять, что эти чувства канули в лета и впереди будет новая история. Добрая, истинная и может быть навсегда.
После общения с Дарьей, Алиса явно воспрянула духом. На следующий день её было не узнать. Она пришла в школу до начала первого занятия, чтобы переписать тест по английскому. При этом она сногсшибательно выглядела, она никогда не красилась, потому что её природная красота не нуждалась в том, чтобы что-то подчеркивать – природа постаралась всё это сделать сама.
Алиса выглядела счастливой. Она переосмыслила слова своей учительницы и решила: Её жизнь будет счастливой, потому что она знала, чего хочет и не слишком спешила к физической близости, но стремилась познать этот сложный мир чувств и переплетений эмоций.
Глава 4. Просто про любовь
А секса не было у нас в СССР
И потому рождались дети от любви.
Они старались показать другим пример.
Они хотели стать достойными людьми…
И становились, и росли в большой стране,
Где свежий хлеб вкусней казался, чем икра,
Где на картошку мчались дружно по весне,
Где пели песни под гитару у костра…
Нет, мы не лайкали посты по вечерам,
Не оставляли новый коммент на стене.
И борщ не фоткали, чтоб хвастать в инстаграм…
Но дружба та – она намного ближе мне.
Друзья сегодня наблюдают за стеной,
За обновлением каких-то новых тем…
Они в реале не здоровались со мной
И есть у каждого полно своих проблем.
Вот потому мне не хватает тех времён,
Где измерялись не количеством друзья…
Где кто-то был не в фотографии влюблён,
А в сердце то, что форматировать нельзя.
Мы в чёрный список не умели заносить
И потому всегда мирились после ссор.
Сейчас прощать сложней, чем просто удалить.
Сейчас свернул окно и кончен разговор.
Духовность пала, снят для пошлости барьер…
И расползлись грехи людские, как ужи.
Да… секса не было у нас в СССР…
Теперь он есть, но без любви и без души…
(Ирина Самарина)
Эту главу мне хотелось бы начать именно с этого стихотворения поэтессы Ирины Самариной. Более старшему поколению оно будет ближе. Молодёжь, наверное, не поймет посыла автора. Но не секрет, что отношения между людьми заметно изменились за последние десятилетия. Любовь, которую в своих стихах воспевал Пушкин, чувство, от которого в давние времена горели щеки и бежали мурашки, в наши дни претерпевает серьезные изменения.
Как приятно встречать на улице шагающие под ручку пары! Они как напоминание о том, что природа создавала нас именно такими – две разные половинки, две противоположные особи, которые находили себя и становились единым целым.
Для меня семья – это самое сокровенное и бесценное! Это высший дар, дороже которого нельзя вообразить ничто иное. Своим ученикам я всегда хочу донести именно эту мысль. Нельзя растрачивать себя в поисках идеального счастья, стремясь поскорее испытать физическое удовольствие, при этом не познав истинного чувства любви. Такие слова в современной жизни звучат довольно старомодно. Далеко не всем они приходятся по душе, но я изрядно пытаюсь достучаться до сердец юного поколения и пояснить им то, что чувство любви – это гораздо больше, чем некая физическая близость, которую многие молодые люди путают с настоящим чувством. А когда интерес к партнеру угасает, они переключаются на другого и последующего. В итоге, забывая о самом главном: девушка не должна быть предметом роскоши для мужчины, она должна быть яркой звездой, до которой он хочет докоснуться, но обжигается всякий раз, как только его руки подходят слишком близко. Только лишь, когда чувство будет испытано, проверено временем, и только когда сердца начнут биться в унисон, лишь тогда девушка может позволить себе больше, чем просто внимание.
Семья – это наш оплот. Это защитный барьер и самая надежная завеса от бед и катаклизмов. Она должна создаваться на прочном фундаменте, который строится из люби, взаимоуважения, доверия, ответственности, самоотдачи и верности.
Нельзя, на мой взгляд, подражать или пытаться подражать навязанным нам ценностям, при которых рушится традиционный уклад семьи. Детям в семье своим примером нужно показывать уважительное отношение родителей между собой, их любовь и привязанность друг к другу. Не стоит стесняться мило поцеловать друг друга в щеку при детях. Они обязательно будут помнить, что их мама и папа сильно любят друг друга. Значит в последующем они захотят простроить такую же прочную семью и себе.
Так же учителю не нужно обходить стороной проблемы подростковой привязанности, делая вид что сама собой всё «рассосется». Поддержка, доброй и ненавязчивый пример, вовремя сказанное слово – всё это будет сопутствоваться тому, что юная душа будет знать, что она не одинока, и что в делах сердечных проблемы его никогда не чужды для взрослого.
***
Прозвенело три звонка, что означало собрание всех учителей в учительской для проведения совещания. Это было первое в этом учебном году собрание, а для Дарьи оно было важным вдвойне, поскольку ей было поручено подготовить доклад об успеваемости пятиклашек и провести мониторинг с учителем начальных классов о преемственности. Дарье пришлось немало потрудиться, что бы доклад получился содержательным. Она изучила доклады прошлых лет, выбрала лучшее и составила очень информативное высказывание.
Дарья, все всякого сомнения, волновалась, выступая перед большим педагогическим коллективом. К тому же она понимала, что в данной ситуации её возраст играет «против» нее, нежели наоборот. Все её подруги, которые окончили педагогический, но не собирались связывать свою жизнь со школой, устроились в крупные фирмы или авиакомпании, где их возраст был ключевым фактором, поскольку работодатель был заинтересован в молодых и амбициозных сотрудниках.
В школе Дарья очень часто испытывала недоверие и даже наблюдала презрительные взгляды со стороны некоторых родителей, считавших её недостаточно опытной, поскольку она была молодой. Но ведь можно всю жизнь проработать учителем и никогда при этом не стать «учителем», а можно им сразу родиться. Можно себя знать, как учитель. Только жаль, что нужно это постоянно доказывать. И даже некоторым коллегам.
Во время выступления Дарью смущали переговоры между коллегами на свои темы, игры в телефоны и прочую отстраненность. И тогда она набравшись смелости сказала: «Коллеги, мы постоянно браним детей, за то, что они нас не слушают. Так получается, что и мы не отличаемся от них совершенно ничем?! Сейчас я стою у доски, пытаясь донести информацию до каждого из вас, при этом максимально стараюсь сделать этот процесс интерактивным и интересным, а сталкиваюсь с тем, что большая часть аудитории отстранена и занимается своими делами. Так как нам воспитывать детей, если мы сами с вами не воспитанные?!»
Дарья ненадолго отвернулась от коллег, потому что кровь прихлынула к щекам, и она почувствовала, как они горят огнем. Затем она предложила продолжить и, не веря свои глазам, но ситуация поменялась. Возможно кто-то разозлился на нее, яко бы та много на себя берёт – читала бы и читала, что здесь такого. Другие, возможно, восприняли её слова всерьез и задумались. Однако, несмотря на этот конфуз, после прочтения своего доклада, Дарья услышала аплодисменты.
Педагогический совет длился примерно два часа и все изрядно утомились. После того, как учителя стали расходиться, к Дарье подошла её коллега по кафедре – Ирина Максимовна. Высокая, худощавая женщина. Она так же была учителем английского языка и была на очень хорошем счету у директора школы. Но Дарье она всегда казалась очень пессимистичным человеком. Все беседы с ней сводились к тому, что приходилось выслушивать целую массу негативной информации как об учениках, так и о личной жизни. Все проблемы этот человек старался максимально переложить на других. Возможно так её становилось легче.
Конечно, каждый имеет право излить душу, и никто не должен отворачиваться от бед другого человека, а наоборот, быть отзывчивее и внимательнее к другим. Дарья так и делала. Но беседы с Ириной Максимовной всегда сводились к тому, что нужно было выслушать историю, как её кот расцарапал новый диван, как ученик наследил в чистом кабинете, как в магазине сложно найти вкусную гречку, что б она разваливалась… Казалось бы, это такие мелочи, о которых не следует и упоминать, но коллега настырно искала чьи-то уши, чтобы слить им всю это информацию, и истории были рассказаны так эмоционально, что потом приходилось машинально прокручивать их в голове сотни и сотни раз.
Дарье так надоело быть «этими ушами». Сначала из-за вежливости, потом от безысходности – она выслушивала до боли грустные истории коллеги. Но потом ей так надоело получать дозу негатива на ровном месте, что однажды она сказала: «Знаете, в чем ваша проблема, Ирина Максимовна? Вы постоянно живете в негативе, вы окружаете себя негативом, и вы множите этот негатив вокруг себя среди других коллег. Маленькая проблема раздувается вами так, что будто наступит конец света. Вы с болью в сердце несёте миру эту информацию и сами думаете только отрицательно обо всем на свете. Над многими вещами можно просто посмеяться, но вы будете рассказывать об это больше часа, сами веря в то, что это истинное горе. Перестаньте уже нести в этот мир негатив. Улыбнитесь сначала себе, потом окружающим, вы поймете – у вас вообще нет никаких проблем!»
Дарья развернулась и направилась в сторону выхода, а Ирина Максимовна осталась стоять, провожая её взглядом и будто ошарашенная от то, что услышала.
Глава 5. Люди, которые множат негатив.
Вот сейчас вспомните своё окружение и скажите, среди ваших знакомых есть те, кто постоянно мыслит в отрицательном ключе, кто постоянно печалится и стонет дело не по делу? Срочно удалите его контакт из своей телефонной книжки.
Само собой разумеется, что проблемы существуют у каждого, но вопрос в том, как к ним относиться. За частую, много люди в нашей стране очень любят делиться негативной информацией с окружающими дома или на работе, тем самым создавая вокруг себя невесомое облако отрицательной энергии. Затем эта энергия распространяется на посторонних, множась многократно.
В Англии на вопрос «How are you today?» – вы вряд ли услышите историю о том, как что-то стряслось. Вам всегда ответят «Fine, thank you», несмотря на настроение или какие-то невзгоды.
Дело не в том, что о своих трудностях нужно молчать. Однозначно, многих хочется выговориться и сбросить «камень с сердца». Многие люди чувствуют облегчение, когда рассказывают о своей печали другому человеку, тем самым чувствую разделённость своей проблемы с кем-либо. Беда в том, что иногда говорящий попросту перегибает палку и «выплёскивает» на слушателя слишком много информации.
Не всю личную жизнь необходимо знать вашим коллегам, друзьям или родственникам. Конечно, люди должны быть сочувственны к окружающим и всегда готовы прийти на помощь, если в ней действительно кто-то нуждается. Но далеко не каждому человеку хочется становиться теми самыми «ушами», в которые полетит весь отрицательный арсенал.
Если вы окружаете себя людьми, которые настроены только пессимистично, постоянно жалуются на всех и вся, тех, кто недоволен жизнью – вы обязательно увидите изменения и в своей жизни. Слушая о том, как всё плохо, вы пропускаете через себя все волны отрицательной энергии и отдаете свою, положительную.
Что нужно делать? Помочь человеку. Выручить или поддержать. А после этого рассказать о том, что мир не настолько сер и мрачен. Везде есть выход. Как известно, «даже если тебя съели, у тебя всё равно есть два выхода». Многие ситуации разрешимы, если мы не берем самые трагические моменты. Из многих головоломок и сложных переплетений всегда найдется достойное и правильное решение. Нет смысла только лишь «лить слёзы, ведь слезами горю не поможешь». Чаще всего, люди, имеющие проблемы и кричащие о них во все-услышанную, просто не предпринимают никаких действий для того, чтобы выйти из сложной ситуации. Они облегчают себе жизнь тем, что рассказывают о своей беде окружающим, понимая, что те начинают сочувствовать и горевать вместе с ними, им становится от этого немного легче.
Но согласитесь, как правило, те люди, которые трубят о своих проблемах и сеют негатив – «забивают нам голову» проблемами, которые «яйца выеденного не стоят».
***
Приближался конец октября, время каникул. Дарья решила, что в её классе должны быть традиции. Ведь это действительно здорово, когда из года в год дети, помня свои особые традиции, оставляют в памяти многие школьные события на всю жизнь.
Одной из основных традиций Дарья решила связать с путешествиями. Она и сама любила вояжировать и частенько отправлялась в различные трипы, даже в выходные дни, всего на пару дней, чтобы сменить обстановку и поучиться чему-то новому. Как бы странно это не звучало, но в путешествии тоже образовываются.
Дарья решила покорить Париж. Ведь это и не секрет, что Париж всегда ассоциировался с городом романтики, искусства, красоты и шарма. Она пошла в туристическую фирму, подобрала оптимальный тур и предложила родителям организовать поезду в этот прекрасный французский город. В группу набралось с десяток учеников и на первых же осенних каникулах они дружно отправились в путешествие на целых 7 дней.
Перед поездкой Дарья не могла уснуть. Она была очень ответственным человеком и понимала этот груз ответственности за детей, которых она везет так далеко. Тем более она останется с ними один на один в условиях, где авторитетом должна оставаться именно она и только её дети должны будут беспрекословно слушать. Однако это был и новый вызов, где учитель сможет проявить свои лидерские качества, попробовать себя в абсолютно другой роли.
По приезду в Париж, они все заселились в очень камерный отель в районе Молен-Руж. Проходя по улочкам Парижа, из маленьких кафе доносилась приятная музыка, а ароматы свежей выпечки кружили голову. Однозначно, эта поездка должна будет запомниться всем!
Уже утром следующего дня вся группа с экскурсоводом отправилась в Лувр, затем посетили Марсово Поле, осмотрели тихие пешеходные улочки, купили сувениры и гуляли, гуляли, гуляли…
Париж в центре был очень уютным и спокойны, в нём царила гармония праздника, красоты и вдохновения. Дамы в изысканных шляпках, слоняющиеся по бутикам, пожилые горожане, сидящие в уютных ресторанчиках и пьющие кофе с круасаном. Довольно милое, очаровательное место, хотя совершенно не родное. Сколько бы Дарья не путешествовала, её всегда тянуло домой, на свою родину. В студенческие годы она отправилась на языковую стажировку в США на несколько месяцев. Ей было интересно, но не было комфортно. Родные места, родная земля манили к себе. Она ждала возвращения.
Дни в Париже шли очень быстро, потому что были насыщенными и увлекательными. Каждый час был расписан, и ребята передвигались по городу из точки А в точку В иногда с колоссальной скоростью, потому что многое хотелось посмотреть и посетить.
Самый последний день был особенно запоминающимся и трогательным. Все отправились в Дисней Лэнд. Невозможно было описать восторг и восхищение этим местом у ребят. Дарья и сама не мгновение превратилась в ребенка, покаталась на аттракционах, а вечером все вместе смотрели представление с ростовыми куклами. Как же это было красиво. День завершился великолепным салютом, а уже на утро все были в аэропорту и ждали всего вылета.
Много незабываемых эмоций привезли дети с собой. Помимо красочных снимков, сувениров и подарков, в их сердце навсегда останутся теплые посиделки в номере отеля, когда они все вместе играли в Мафию. И тогда их учитель был для них добрым другом, с которым можно повеселиться и подурачиться. Дарья умела разредить обстановку веселой шуткой, и сама она любила посмеяться вместе с ребятами.
Было очевидно – они вернулись другими. Все стали более сплочёнными, дружелюбными и отзывчивыми. Дарья поняла для себя – эту традицию поездок нужно обязательно продолжать.
Глава 6. Учитель мой – друг мой.
Какой образ учителя должен быть в современном мире? Каким образом пользуетесь конкретно ВЫ? Либо же вы одинаковы в повседневной жизни и в учебной среде на работе? Но это невозможно, ведь так.
У каждого из нас существует определенный стереотип, который живет в нас из детства – образ учителя должен быть строгим, серьезным, немногословным. При слове учитель в голове появляется образ женщины средних лет, в костюме на запах и очках в тяжелой оправе.
В современном обществе, когда стремительно меняется окружающая нас действительность, нужно понимать, что учитель – это пример для многих растущих поколений. Он должен быть грамотным, вежливым, компетентным и этот ряд можно продолжать до бесконечности. Но в одну линию со всем этим можно смело ставить внешний облик преподавателя, потому что это тоже играет значение и накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения со школьниками.
Первое, что хотелось бы обсудить – это внешний вид учителя.
Детям очень нравятся стильные и красивые учительницы. Тоже касается и преподавателей мужчин. Учитель, вне зависимости от пола, должен выглядеть опрятно и стильно. К сожалению, в своей трудовой практики я встречала педагогов, которые имели лишь один повседневный наряд для школы и бессменно носили его неделями, месяцами и годами. И что здесь такого, спросите Вы, если педагог – мастер своего дела и отлично знает предмет? Да, верно, но одно другому не мешает.
Многие ученики частенько посмеивались над своими учителями, которые одевались нелепо, старомодно или безвкусно. А ведь эти учителя совершенно не придавали никакого значения своей внешности, считая, что детям не дано в их возрасте обращать внимание на подобные вещи касательно нарядов и лука.
На самом деле это не так. Даже в профессии учителя просто необходимо найти свой стиль, чтобы выглядеть строго, но при этом достаточно демократично и гармонично.
Вытянутые свитера или блузы с бантом –которые носили уже много-много столетий, придавая образу строгость, давно уже стали моветоном. Можно выглядеть элегантно, при этом не вызывающе в современной школе, правильно сочетая классику и современные тенденции в моде. Не нужно стремиться к пучку в волосах, или лицу, лишённому макияжу. Учительница – тоже имеет право на звание «красавицы в школе», а если этот учитель еще и заслуженный мастер своего дела – то двойное попадание: и красавица, и умница!
Не лишайте себя возможности выглядеть стильно, модно, красиво на работе в школе. Не поддавайтесь общей тенденции серости и унылости, потому что образ учителя – замученный от переизбытка бумажной работы и у него нет времени на все эти мелочи, как макияж или яркая одежда На самом деле – все зависит от вас! И если Вы будете прекрасны на рабочем месте, многое получится изменить, и даже отношение школьников к Вам и Вашему предмету.
Второй важный момент – это Ваша обособленность. Далеко не каждый учитель готов вникать в сложности и хитросплетения своих подопечных, а приходит в школу лишь для того, чтобы провести свои уроки, выполнить технически-необходимые функции, за которые он получает заработную плату от государства. На этом не возможно построить социальную активность. А она очень необходима при общении с детьми.
Большинство педагогов считают, что проблемами детей должен заниматься родитель или психолог. Нагрузка на учителя в современной школе колоссальна. Ему сложно выделить из своего графика часы на общение с детьми. Да, к сожалению, такая проблема есть и с ней нужно бороться. Начните сами прямо сейчас.
Поверьте, поступив в школу, ребенок начинает общаться с учителем примерно такое же количество времени (иногда и больше), как и с его родителем. Соответственно, если мы говорим о начальной школе – это является необходимостью расположить к себе каждого ученика, дать ему возможность почувствовать свою значимость. Если он столкнется с необратимо отрицательной стороной этого действия, психологически в жизни ему будет сложно доверять людям. В своем учителе он видит и наставника, и помощника. Это самый первый этап, когда учитель доказывает свою значимость, свой авторитет и свою преданность детям. Если же в ответ ребенок получает такие чувства как – беспринципную строгость, отрешенность и закрытость, то появляется чувство страха. Не думаю, что учитель должен добиваться именно этого чувства. Каждый учитель желает быть признанным своим учеником. Не допускайте того, что бы вас боялись. Стремитесь к тому, чтобы уважали. Этого не добиться одними лишь карательными поступками и тяжелой атмосферой на уроке. Страх порождает ненависть. В сердцах детей должна жить только любовь. Они – будущее в этом мире.
Я считаю, что необходимо быть сначала другом, а только потом учителем. Мне совершенно не важна строгость. Скорее ребенок почувствует свою ошибку или вину, если расстроит друга в лице учителя.
Мне всегда приятно, когда старшеклассники или младшие школьники бегут ко мне, чтобы поделиться своими переживаниями или рассказать об успехах. И даже если я очень опаздываю или нет времени из-за нескончаемый суеты бытия, эти моменты общения с детьми оказываются очень ценными и запоминающимися.
Однажды в моей практике ко мне за советом пришла мама ученика, которая не знала к кому обратиться со своей бедой. Её сын (мой ученик), не находил с ней общего языка. В семье был разлад, отец пил и отношения с сыном были сложные. Мы вели беседы с ребенком, я давала советы семье, мы были в контакте друг с другом и я действительно переживала за их непростую ситуацию. Процесс был длительным, но постепенно отношения выравнивались, после многодневных трудов и бесед, мальчик помирился с отцом. Естественно, такая инициатива ложится на плечи учителя, он сам выбирает, нужно ему вникать в судьбы других людей или только лишь оставаться педагогом своего предмета, остальное же его не касается! Каждый педагог решает индивидуально. Но нужно понимать, что на вас смотрят тысячи глаз и иногда (не вслух), просят вашей поддержки. Может быть в этом и заключается главная миссия педагога – вовремя услышать негласный призыв о помощи, распознать его и стать для ребенка самым верным и надежным другом и наставником, которого он будет помнить всю свою жизнь и будет рассказывать своему поколению те наставления, которые он узнал от доброго учителя?
***
За окном лил проливной дождь. Вот уже вторые сутки не было и намека на светлое небо. Оно было настолько хмурым и ненастным, что вовсе и не хотелось выходить на улицу. Дарья в эти дни поехала навестить своих родителей. Давненько не выпадало такой возможности, потому что работа всегда занимала большую часть времени суток. Ей хотелось работать, и она старалась доказать, что она на своем месте и в своей профессии. Дарья по-прежнему не сомневалась, что выбрала свой путь.
Порою было очень тяжело. Иногда настроение было такое же мрачное, как эта ноябрьская погода. Тяжелые тучи, как и тяжелые мысли заслоняли просвет для лучей яркого солнца. В такие моменты Дарья начинала жалеть себя, искала объяснения, почему она не справляется, но затем в какой-то момент брала себя в руки и ненадолго отпускала ситуацию. Решение приходило само само собой.
Собрав чемодан на два выходных, Дарья направилась на авто вокзал, купила билет в свой родной город и в предвкушении встречи с мамой, села у окна прислонила голову к окну и закрыла глаза. Мысли перенесли ей в детство, то самое беззаботное время, когда она вместе со своим дедушкой чинила поношенные ботинки, помогала бабушке стряпать на кухне, гуляла с подружками в тенистой аллее старых, огромных тополей. Как же все было душевно. Эти воспоминания были самыми славными и добрыми. На лице у Дарья появилась улыбка и в тот самый момент она почувствовала, что кто ставит свою вещи на верхнюю полку.
Открыв глаза, она увидела молодого человека. Он был высокого роста и когда сел в кресло автобуса, было заметно, что он ерзает, поскольку его ноги никак не помещались в этом скудном для «большого» человека пространстве. Он носил небольшую, но очень аккуратную бороду. Дарья часто замечала, что борода стала эталоном мужского стиля. Все непременно отращивали её, даже те, кому она просто была противопоказана. Но этот молодой человек был очарователен. Дарья взглянула прямо ему в глаза и поймала себя на мысли, что никогда не выдела такого изумрудного цвета глаз. «Наверное, он женат», подумала она про себя, хотя и не понимала, почему она вдруг сделала такой вывод?
Молодой человек заметил пристальный взгляд сидящей рядом девушки и спросил: «Я могу Вам чем-то помочь?»
Дарья понимала, что щеки её стали заливаться краской. Не хорошо откровенно пялиться на людей. Она извинилась.
Автобус отправился в путь, ехать было не далеко, Дарья решила немного вздремнуть и выбросить из головы все мысли, которые заставляли испытывать чувство стыда. «Как же глупо было так навязчиво рассматривать этого молодого человека?», всё думала она, коря себя за своё поведение.
Приехав на станцию в точно указанное время, Дарья подождала немного, пока молодой мужчина достанет свои вещи, что бы она достала свои и вышла на встречу родителям, которые уже приехали и ждали её на вокзале. К её глубочайшему удвоению, молодой человек предложил помочь донести сумку и даже подал руку, чтобы помочь спуститься из автобуса.
Поблагодарив попутчика, Дарья отправилась в своем направлении. Она совершенно не придала значения этой встречи, Она не думала больше о ней, когда встретила своих маму и папу и не предполагала, что может быть дальше.
Приехав в родной дом, первое что она сделала – это глубоко вздохнула. Запах родительского дома – это особый, ни с чем не сравнимый аромат. Он живет с нами всю жизнь. Мы знаем и помним его.
Затем все собрались за большим столом, пришли тетушки и племянницы, пришла соседка – мамина подруга. Был накрыт красивый и богатый стол. Мама Дарьи была искусной хозяйкой. Все её удавалось и все получалось.
Завязался разговор.
-Даш, ну и как там тебе живется? Как работа? Это ведь не просто работать с детьми, они сейчас такие невоспитанные, – проговорила тетушка Галя, потягивая травяной чай с булочкой.
-Что Вы, теть Галя! – ответила ей Дарья. – Я работаю почти что в храме науки. Для меня совершенно не позволительно отзываться о детях в негативном ключе. Ответственными за то, какими вырастают дети полностью ложится на взрослых. Какими мы их воспитаем, такое будущее ждет нас самих.
Дарья задумалась. Однажды она проходила мима школьного двора, не работая в то время школьным учителем. Там проходил выпускной вечер для детей четвёртого класса. Было шумно, весело, дети запускали в воздух воздушные шары, играла музыка и праздничная атмосфера царила в школьном дворе, как вдруг Дарья услышала громкий голос женщины. Позже стало понятно, что это была учительница. Но её слова почему-то навсегда остались в памяти. Она сказала: «Дорогие родители! Не вкладывайте деньги в машины или квартиры. Вкладывайте деньги в воспитание и образование детей! Обеспечьте себе счастливую старость!»
Сложно не согласиться с той учительницей, подумала Дарья, как вдруг новым вопросом её вернули к общению с родными.
– А зарплата как? Платят нормально? – продолжала расспрос тетушка Дарьи.
Дарья сначала захихикала, потом пришла в чувства и улыбнувшись, сказала.
– Вы напомнили мне одну известную фразу Маргарет Митчелл «Без денег нельзя быть леди». Дарья снова улыбнулась, ей хотелось увернуться от финансового допроса, но вновь и вновь тетушка настаивала раскрыть суть, платят ли достаточно учителям, что бы те могли жить «роскошно».
– Роскошно жить – вопрос риторический. И поэтому хочу сказать следующее – не думаю, что заработной платой учителей можно было бы гордиться. Она действительно не настолько высокая, что бы ею сейчас я могла похвастаться. Но из покон веков роль учителя отводилась тому, кто чувствовал призвание, а не алчность. Кто хотел отдавать детям себя, а не зарабатывать деньги.
Отец Дарьи, которого возможно зацепила тема заработка и который был против того, чтобы его дочь без устали трудилась учителем за копейки, не мог не высказаться по этому вопросу.
– Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и дураков, которые готовы работать, не богатея. Это не мои слова. Это Джордж Бернард Шоу. Ты, моя девочка, талантлива и умна. Ты могла бы найти себе более достойную работу, получать хорошую оплату своего труда, но ты не стала слушать меня. Сколько из твоих одногрупников по университету отправились трудиться в школу? Единицы, верно?
-Да пап, верно. Но кто-то должен учить и воспитывать детей! Да, я не стану богатой, работая в школе. Да и вообще имен учителей в списках Форбс не значится, зато мы делаем благое дело и живем на этом свете не зря. Я в этом не сомневаюсь. Я не жалею, что выбрала такой путь.
Глава 7. Сколько это стоит, Сэр?
Существует много споров о том, каким должен быть материальный доход, что бы жизнь была «в кайф». Однако, мы хорошо понимаем, что потребности у всех разные, поэтому прийти к общему знаменателю не получится.
Однако, мы – взрослые, частенько в воспитании детей намекаем на то, что профессия, которую они хотят выбрать для себя в будущем – должна приносить доход. Мы планомерно мотивируем своих детей зарабатывать. Многие современные родители приучают детей к финансовой грамотности чуть ли не с пеленок.
Основа основ современного мира заключается в простой формуле: богатый и успешный. И среди таких людей очень мало можно услышать об учителях или других социальных профессиях. Поэтому дети чаще рассматривают для себя профессии, приносящие прибыль или сами мечтают стать магнатами и управленцами. Что поделать – мир устроен так.
Давайте посмотрим на примеры людей, которые смогли всего добиться и как у них это получилось.
К примеру, Билл Гейтс – легендарный основатель корпорации Microsoft, которой принадлежит самая популярная операционная система в мире Windows. Он же самый богатый человек на планете на протяжении более десятка лет, он же харизматичный бизнес-лидер, инноватор, рыцарь Великобритании и отец троих детей. Какие события из биографии Гейтса и качества его характера помогли ему стать тем, кем он есть?
Будущий компьютерный магнат появился на свет 28 октября 1955 года в Сиэтле, крупнейшем городе на северо-западе США. Семья Уильяма Генри Гейтса III, а именно так назвали при рождении нашего героя, была вполне благополучной. Его отец был известным адвокатом, а мать преподавала в школе, занималась благотворительностью и являлась членом правления местного университета. Поскольку правильный подход к семейным ценностям закладывается еще в детстве, можно сказать, что Биллу в этом смысле очень повезло. У него было еще две сестрички, и родители, по словам Гейтса, уделяли внимание всем своим детям.
Не в этом ли кроется ключик к успешной жизни Гейтса? Ведь иногда, в карусели будней, родители забывают, что рядом с ними подрастают отдельные личности. И, порой, стоит выделить время для бесед с детьми не только на бытовые темы, как-то проверка уроков, но и на общение на равных…Билл с удовольствием рассуждал на «недетские» темы, и радовался возможности показать свои способности в деле. В 11 лет он выиграл конкурс, проводимый местным пастором, выучив на память «Нагорную проповедь». Преподобный отец был восхищен умению Гейтса рассуждать: «тщательное обсуждение параграфа выявило глубокое понимание текста».
Однако у Билла не все складывалось гладко, он начал «воевать» с матерью, в школьном коллективе играл роль клоуна и не успевал по некоторым предметам.
Говорят, что житель США, у которого есть деньги и проблемы, идет к психологу. Родители Гейтса отвели неспокойного ребенка к специалисту, и тот посоветовал им «не принуждать Билла к традиционному поведению или послушанию».
Родители вняли его совету, и решили поступать не «как надо и принято», а «как лучше для развития ребенка». Гейтсы перевели 12-летнего сына в более подходящую школу Lakeside. В этом элитном частном заведении Билл получил отличные знания по математике, преподаватель которой отмечал оригинальность ученика: «Билл видел короткий путь». Именно здесь и произошла знаковая встреча Гейтса с компьютером.
«Дать поработать с компьютером в конце шестидесятых – для Сиэтла это было что-то!», – с юношеским азартом вспоминает это время Билл, говоря «спасибо» Клубу Матерей школы, который собрал деньги на покупку компьютера для школьников. В те времена вычислительная техника занимала целые комнаты, и была очень медлительной. Билл и его школьный друг Пол Аллен, в будущем соучредитель фирмы Microsoft, пропадали у «железного монстра» все выходные, и просиживали в школе до 4 утра. Свою первую программу для игры в крестики-нолики Гейтс сочинил в 13 лет. В этот момент родители Билла проявили еще один разумный подход в воспитании. Гейтс вспоминает: Вот и еще один компонент в формуле успеха! Ведь принципу воспитания – не давать «готовенькое», а поощрять умение самостоятельно добиваться целей – надо поучиться. Прежде, чем дать ребенку все и сразу, нужно задуматься: а будет ли это стимулировать его развитие?
Правильный подход, воспринятый Гейтсом от родителей, послужит основой воспитания и собственных детей. По его завещанию, его капитал перейдет в благотворительные фонды, детям же достанется по 10млн. долларов и хорошее образование. Билл не видит ничего зазорного в том, что дети миллиардера будут самостоятельно добиваться успеха.
Однако, мне удалось найти пример богатого учителя в нашей стране. Учитель русского языка и литературы из села Старая Казинка Тамбовской области Петр Полянский второй год подряд возглавляет список Forbes богатейших педагогов страны. Состояние Полянского редакция журнала оценивает в 56 млн долларов, из которых 4 учитель заработал за 2020 год.
Помимо учительской зарплаты, в совокупный доход Петра Николаевича вошла реализация продукции с принадлежащих педагогу сельскохозяйственных угодий. Учитель владеет двумя квартирами в райцентре и коттеджем в селе, несколькими гектарами земли и имеет внушительный парк автомобилей. Петр Полянский также известен как ценитель антиквариата.
В первую десятку, заняв 6-е место, вошел ещё один учитель из Тамбовской области – Евгений Папихин, по совместительству депутат регионального парламента.
Первую тройку рейтинга дополнили два столичных учителя – Антон Мосев и Егор Пучков. Педагоги Москвы в целом наиболее широко представлены в списке – 42 человека, из которых 6 – в первой десятке.
***
Дарья отлично провела время со своими родителями, успела прогуляться по любимым местам города и встретиться с друзьями. Она любила свой маленький городок именно осенью, когда природа украшала всё яркими красками, небо было укутано какими –то необычными свинцовыми облаками, лужи на асфальте отражали свет фонарей, и эта атмосфера дарила воспоминания юности и лихой беззаботности.
Рано утром она села на автобус, чтобы отправиться в путь. Это был понедельник, а рано в ноябре уже достаточно прохладно, сыро и темно. Она знала, что сразу с автобуса ей предстоит поехать в школу, и она планировала выспаться, что бы отлично чувствовать себя в течении рабочего дня.
Усевшись на свое место всё так же у окна, она прислонила голову в стеклу, с обратной стороны которого стекали тонкие струйки воды от утреннего дождя. Дарья любила кататься на авто, когда шёл дождь. Эта погода всегда казалась ей ещё более романтичной и загадочной, нежели солнечные дни.
Взглянув на толпу проходящих мимо пассажиров, она заметила знакомый силуэт. Это был тот молодой человек, который являлся её попутчиком. В этот раз на нем была куртка с меховым воротником, что заставило Дарью немного рассмеяться. Ведь не зима ещё?!
Дарья вновь всмотрелась в его лицо, пока он проходил мимо к своему месту. Она даже немного замерла и почувствовала, что начала волноваться, когда он проходил рядом. Но молодой человек прошёл в конец автобуса и не увидел скукожившуюся Дарью.
Время пролетело незаметно. Дарья немного вздремнула. Когда автобус прибыл на станцию и все вышли, она собралась, чтобы отправиться на работу, время поджимало, как вдруг услышала, что ее кто-то окликнул: «Девушка, простите пожалуйста!». Дарья обернулась, это был тот самый молодой человек.
– Могу Вам чем-то помочь? – спросила она.
– Извините, что отвлекаю. Я в городе относительно недавно, по приглашению на работу. Не подскажите ли вы, как добраться до десятого Лицея по улице Молодежной? Слишком долго слушал музыку в автобусе, сел телефон и, как следствие, нет навигатора.
Молодой человек выглядел немного растерянным, хотя его лицо было очень мужественным и приятным.
-Ох! А вам несказанно повезло. Я как раз еду туда, поскольку работаю там учителем. Я могу проводить вас.
– С огромным удовольствием, – ответил мужчина и она вместе отправились к остановке общественного транспорта.
Дарья узнала, что молодого человека зовут Вадим. Он тоже педагог, преподает физическую культуру и по приглашению директрисы, которая по совместительству его двоюродная тетка, едет устраиваться на работу на освободившуюся по пенсионному возрасту педагога вакансию.
В пути молодые люди общались мало. Дарье даже показалась, что Вадим достаточно скрытный человек. Но она ошибалась.
– Скажите, Вадим, – продолжала она вести с ним беседу, – Вы идете работать в школу по призванию или по чей-то просьбе?
– Пока я ещё не работал в школе, только лишь на различных спортивных секциях, поэтому мне сложно очень масштаб предстоящей работы и сделать выводы, касательно моего к ней предрасположения. Но я работал с детьми разных возрастов и могу сказать, что легко нахожу с ними общий язык.
– Это приятно слышать! – ответила Дарья.
В школу они приехали вовремя и каждый разошелся по своим делам. Вадим направился в кабинет к директору. Надо заметить, когда директриса встречала его, то просто расплылась в улыбке: ее двоюродный племянник был очень хорош собой, он был действительно красивым, стройным и подтянутым молодым человеком, атлетического телосложения, ухоженный и аккуратно подстриженный. Дарья обернулась и взглянула ему в след, подумав про себя, что этот человек сможет понравится детям всех возрастов и обязательно его уроки станут одними из самых любимых в их школе. Странно, что именно эта мысль пришла ей в голову первой, но Дарья так была увлечена работой, что отстраненные от работы и дел мечтания не гуляли в её голове.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70903009?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.