Самый простой способ сборки кубика Рубика
Евгений Николаевич Пономарёв
Представленный в книге способ сборки кубика Рубика является уникальным и на сегодняшний день не имеющим аналогов. Главное отличие способа – его простота и лёгкость в освоении. Простой способ не принадлежит к категории интуитивных и станет отличной альтернативой методу CFOP.
Евгений Пономарёв
Самый простой способ сборки кубика Рубика
Предисловие
В 80-х годах прошлого столетия кубик Рубика был, пожалуй, самой популярной головоломкой в Советском Союзе. Ещё не было интернета и единственным источником информации оставались научно-популярные журналы, лидировал среди которых ежемесячник «Наука и жизнь». Именно ему принадлежит первая, наиболее развёрнутая публикация о способе сборки кубика Рубика, который впоследствии назовут методом CFOP.
Я был тринадцатилетним подростком, когда увлечение этой игрушкой превратилось в патологическую страсть. Кубик был со мной везде: в школьном портфеле и под подушкой, оттопыривал карманы брюк, когда я убегал в лес, чтобы с ним уединиться… И, конечно же, однажды мне попался тот самый майский номер журнала «Наука и жизнь» 1983 года.
Увы. Как я ни старался, но овладеть кубиком Рубика тогда мне так и не удалось. Уверенно собирая первые два пояса, я неизбежно застревал на последнем этапе. Но страсть не угасала. Я должен был его собрать во что бы то ни стало! Именно тогда, в конце 80-х, я и разработал метод, который сейчас уверенно называю «Самым Простым Способом сборки кубика Рубика».
Почему он Самый простой? Да потому что этот метод проще всех ныне существующих. В отличие от, наиболее популярного на сегодняшний день, метода CFOP, содержащего в своей базе около 120(!) основных формул – в базе Простого Способа их всего 58. При этом, подавляющее число алгоритмов содержит от трёх до шести команд, которые очень легко запомнить.
Самый Простой Способ сборки кубика Рубика, описанный в этой книге, идеально подходит для новичков как раз потому, что он был разработан сельским подростком и овладеть им способен абсолютно каждый.
В представленной книге учтены все варианты и сложности, которые могут возникнуть в процессе сборки и предложены простые, но вполне эффективные решения. Любая ситуация, сложившаяся на игровом поле вашего Кубика, уже рассмотрена в книге – вам остаётся лишь подобрать подходящее решение. По этой причине желать удачи в освоении Простого Способа нет никакого смысла – я желаю вам успеха!
Евгений Пономарёв
Введение
Прежде чем приступить к сборке Кубика, следует с ним познакомиться.
На сегодняшний день сложилось единственное общепринятое правило обозначения сторон Кубика:
U – верхняя сторона (Up)
D – нижняя сторона (Down)
L – левая сторона (Left)
R – правая сторона (Right)
F – фронтальная сторона (Front)
B – тыльная сторона (Back)
А также три пояса: Верхний, Средний и Нижний – рисунок 1
Сразу же хочу обратить внимание на тот факт, что в этой книге все иллюстрации выполнены исходя из стандартной раскраски сторон кубика Рубика. Но, к сожалению, не все производители добросовестно соблюдают это правило, особенно это касается дешёвых изделий. Поэтому, если ваш кубик окажется раскрашен иначе – в этом нет ничего страшного, просто внесите соответствующие поправки в восприятие текста и иллюстраций данного руководства.
В алгоритмах сборки каждая буква означает команду на поворот соответствующей стороны на 90° по часовой стрелке, а буква в сочетании со штрихом (например L?) – поворот соответствующей стороны на 90° против часовой стрелки.
Следует отметить, что направление поворота каждой стороны определяется исходя из ситуации, когда эта сторона повёрнута к нам «лицом», в следствии чего создаётся впечатление, что стороны D, L и B вращаются в противоположном направлении.
Для примера возьмём простой алгоритм L?BR?
Он говорит о том, что необходимо последовательно повернуть на 90°: левую сторону против часовой стрелки, тыльную сторону по часовой стрелке и правую сторону против часовой стрелки – рисунок 2
Как видно, трёх простых движений вполне достаточно, чтобы беспощадно сломать сборку Кубика. Но есть и хорошая новость – для того чтобы вернуть Кубик к первоначальному состоянию, достаточно повторить алгоритм в обратном порядке: RB?L – рисунок 3
Впрочем существует и другой способ вернуть Кубик в первоначальное состояние – многократно повторять исходный алгоритм, при этом, количество повторений индивидуально для каждого отдельного алгоритма. Так L?BR? следует повторить 90(!) раз, а для алгоритма RB?R?B достаточно будет всего шести повторений. Поэкспериментируйте.
Обратили внимание на тот факт, что какие бы стороны вы не вращали – центральные элементы не меняют своего местоположения? Эта особенность конструкции Кубика позволяет сохранить ориентацию во время сборки.
Кроме шести центральных элементов (рис.4а), Кубик также состоит из двадцати подвижных элементов: восьми угловых (трёхцветных) и двенадцати боковых (двухцветных) – рисунки 4b и 4с соответственно
Иногда может возникнуть необходимость повернуть какую-либо из сторон не на 90°, а на 180°. В этом случае в команду алгоритма добавляется цифра «2». Для примера возьмём алгоритм L2R2B2F2U2D2 – рисунок 5
Важно отметить: при повороте любой из сторон на 180° направление поворота значения не имеет.
Вот, пожалуй, и всё, что необходимо знать прежде, чем приступить непосредственно к сборке Кубика. Теперь берём свой новенький кубик Рубика, и серией хаотичных движений беспощадно ломаем его сборку – рисунок 6
С этого и начнём!
Главным отличием Простого способа от всех остальных, имеющихся на сегодня способов сборки кубика Рубика, состоит в последовательной установке на свои места угловых и боковых элементов. И начинать будем с установки угловых элементов. Эта задача решается в три этапа.
Этап 1
На первом этапе необходимо собрать треугольную пирамидку, состоящую из четырёх угловых элементов. Здесь не требуется каких-либо специальных знаний, формул и т.д. Это простая задача, которую способен решить любой человек, пусть даже он впервые держит кубик Рубика в руках. Важно лишь внимательно следить за тем, чтобы цвета угловых элементов соответствовали цветам центральных, как показано на рисунке 7
Цвета остальных элементов на данном этапе значения не имеют.
Рассмотрим несколько наиболее интересных случаев, это поможет не только выполнить поставленную задачу, но и научиться лучше ориентироваться на игровом поле Кубика.
Обычно я начинаю с установки вершины пирамидки – угловой элемент, окрашенный в белый, синий и красный цвета. Он может находится где угодно, но для того, чтобы установить его на своё место, достаточно двух ходов: повернуть соответствующую сторону Кубика на 90° (направление поворота выбирается исходя из ситуации) или на 180°, совмещая белую грань перемещаемого элемента с белой гранью центрального элемента и, вторым ходом, поворачиваем белую (верхнюю) сторону Кубика на 90° (направление поворота выбирается исходя из ситуации) или на 180°, совмещая синюю и красную грани элемента с, соответственно, синим и красным центральными элементами. Пример – рисунок 8
Для данного случая решение записывается в виде алгоритма R2U:
R2 – поворот правой (синей) стороны на 180°;
U – поворот верхней (белой) стороны на 90° по часовой стрелке.
Очерёдность установки следующих элементов, составляющих основу пирамидки, принципиального значения не имеет.
Устанавливаем бело-сине-оранжевый угловой элемент – рисунок 9
Для решения этой задачи потребуется уже 4 хода – алгоритм DB?D?B:
D – поворот нижней (жёлтой) стороны по часовой стрелке;
B? – поворот тыльной (зелёной) стороны против часовой стрелки;
D? – поворот нижней (жёлтой) стороны против часовой стрелки;
B – поворот тыльной (зелёной) стороны по часовой стрелке.
Следующим устанавливаем бело-красно-зелёный угловой элемент – рисунок 10
Алгоритм D?L2:
D? – поворот нижней (жёлтой) стороны против часовой стрелки;
L2 – поворот левой (зелёной) стороны на 180°
И завершаем первый этап установкой на своё место красно-сине-жёлтого углового элемента – рисунок 11
Здесь применяем алгоритм DL?DL:
D – поворот нижней (жёлтой) стороны по часовой стрелке;
L? – поворот левой (зелёной) стороны против часовой стрелки;
D – поворот нижней (жёлтой) стороны по часовой стрелке;
L – поворот левой (зелёной) стороны по часовой стрелке.
Конечно же были рассмотрены не все возможные варианты просто потому, что в этом нет никакого смысла – их слишком много, а решения задачи первого этапа очень простые.
Этап 2
Собираем вторую пирамидку не разрушая первую (рис.12)
Для удобства, Кубик следует повернуть в направлении часовой стрелки на 90° относительно вертикальной оси, как показано на рисунке 13
Таким образом фронтальная и боковая ориентации Кубика изменились, что принципиального значения в общем-то не имеет. В процессе сборки Кубик будет разворачиваться ещё неоднократно.
Если сравнить рис.12 и рис.13(b), то становится очевидным, что на этом этапе необходимо вставить недостающие угловые элементы бело-оранжево-зелёного и сине-оранжево-жёлтого цветов. Причём сделать это возможно только одновременно.
Второй этап может показаться сложным из-за большого количества возможных вариантов, но в действительности всё намного проще – делим второй этап на две части.
Часть 1
Задачей первой части будет перемещение угловых элементов, имеющих необходимые цвета, на свои места, не обращая внимания на ориентацию их цветов относительно центральных элементов.
Важно отметить: в том случае, если один из элементов уже находится на своём месте с правильной ориентацией цветов, а второй нет – игнорируем этот факт, приступая к выполнению задачи первой части.
Вариант 1
Допустим, что необходимые элементы расположены так, как показано на рисунке 14(a)
Используя простой алгоритм DRDR?D? перемещаем их в положение, как на рисунке 14(b)
D – поворот нижней (жёлтой) стороны по часовой стрелке;
R – поворот правой (оранжевой) стороны по часовой стрелке;
D – поворот нижней (жёлтой) стороны по часовой стрелке;
R? – поворот правой (оранжевой) стороны против часовой стрелки;
D? – поворот нижней (жёлтой) стороны против часовой стрелки.
Вариант 2
Необходимые элементы расположены так, как показано на рисунке 15(a)
В этом случае поможет алгоритм DRD?R?D?:
D – поворот нижней (жёлтой) стороны по часовой стрелке;
R – поворот правой (оранжевой) стороны по часовой стрелке;
D? – поворот нижней (жёлтой) стороны против часовой стрелки;
R? – поворот правой (оранжевой) стороны против часовой стрелки;
D? – поворот нижней (жёлтой) стороны против часовой стрелки.
Вариант 3
Необходимые элементы расположены так, как показано на рисунке 16(a)
Эта задача решается всего в четыре хода RD?R?D:
R – поворот правой (оранжевой) стороны по часовой стрелке;
D? – поворот нижней (жёлтой) стороны против часовой стрелки;
R? – поворот правой (оранжевой) стороны против часовой стрелки;
D – поворот нижней (жёлтой) стороны по часовой стрелке.
Вариант 4
Необходимые элементы расположены так, как показано на рисунке 17(a)
Здесь применяем алгоритм B?R?BRB:
B? – поворот тыльной (зелёной) стороны против часовой стрелки;
R? – поворот правой (оранжевой) стороны против часовой стрелки;
B – поворот тыльной (зелёной) стороны по часовой стрелке;
R – поворот правой (оранжевой) стороны по часовой стрелке;
B – поворот тыльной (зелёной) стороны по часовой стрелке.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/evgeniy-nikolaevich-ponomarev/samyy-prostoy-sposob-sborki-kubika-rubika-70900552/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.