Армянские народные сказки. В пересказе Марка Соголова
Марк Соголов
Погрузитесь в захватывающий мир армянских народных сказок, пересказанных современным языком, где хитрость и находчивость переплетаются с древними легендами и мифами. В этом сборнике вы найдете истории, которые поражают своей мудростью, юмором и неожиданными поворотами сюжета.Сказки наполнены живыми и яркими образами, знакомят юных и взрослых читателей с великим населением древней армянской культуры.
Армянские народные сказки
В пересказе Марка Соголова
Марк Соголов
© Марк Соголов, 2024
ISBN 978-5-0064-2336-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Армянские народные сказки
в пересказе
Соголова Марка Михайловича
Ткач и царь
В одной далекой-далекой стране жил был царь.
Однажды к нему пришел странник из дальних земель. Странник подошел к царю, обошел трон по кругу, очертив линию, и молча отошел в сторону.
Царь ничего не понял и позвал своих советников, но и те лишь разводили руками. Тогда царь, смутившись от своего бессилия, издал указ: если мудрецы его королевства не разгадают загадку, их всех ждет казнь.
Советники царя отправились искать мудреца, который смог бы решить эту загадку. В пути они наткнулись на дом ткача. Зайдя внутрь, они увидели колыбель, качающуюся сама по себе. Переходя из комнаты в комнату, они снова и снова видели качающиеся колыбели, а людей не было видно. Когда они поднялись на крышу, их ждал новый сюрприз: пшеница была разложена для сушки, а тростник, воткнутый в землю, раскачивался, отпугивая птиц, хотя ветр а не было.
Советники были ошеломлены. Спустившись в нижнюю комнату, они увидели ткача, занятого своей работой. Ткач привязал одну нить к основе, другую к утку, а третью к ремизке. В процессе ткачества нити двигались, приводя в движение колыбели и тростник.
– Вот это мастер! – воскликнули советники. Они рассказали ткачу о загадке странника и предложили ему отправиться ко двору и попытаться её разгадать.
– Если ты разгадаешь, царь щедро тебя вознаградит, – добавили они.
Ткач, немного подумав, взял с собой две бабки и курицу и отправился ко двору. Прибыв ко дворцу и увидев странника, он бросил перед ним две бабки. Странник вытащил горсть проса и рассыпал его на землю. Тогда ткач выпустил курицу, которая тут же начала клевать зерна. После этого странник надел лапти и удалился.
– Что он хотел сказать? – спросил царь у ткача.
– Странник хотел сообщить, что его царь собирается вторгнуться в нашу страну и узнать, подчинится ли наш царь или будет сражаться. Бросив бабки, я сказал, что они для нас как дети и пусть лучше играют у себя дома. Странник посыпал просо, показывая численность их войска. А курица, склевывая зерна, означала, что один наш воин сможет справиться с их армией.
Царь был восхищен и наградил ткача, предлагая ему должность визиря, но ткач отказался.
– Я хочу, чтобы ты знал, что среди твоих слуг есть более умные люди, чем твои визири. Цени и ткачей, и лапотников, – сказал он на прощание.
Верблюжья мудрость
Когда-то давно жил в Багдаде халиф, известный своей мудростью и справедливостью. Слава о нем разлетелась по всем краям, и трое ученых решили отправиться в Багдад, чтобы убедиться в этом лично.
По дороге один из них сказал:
– Друзья, по этой дороге недавно прошел верблюд, у него недоставало одного глаза и не было передних зубов.
– Верно, на его спине с одной стороны висел мешок с пшеницей, а с другой – с медом, – добавил второй.
– А на верблюде ехала беременная женщина, – заметил третий.
Спустя некоторое время они заметили, что за ними идет человек. Подойдя ближе, он спросил, не видели ли они его потерянного верблюда.
– Слепого на один глаз и без передних зубов? – уточнил первый.
– Навьюченного пшеницей с одной стороны и медом с другой? – добавил второй. – Да, – ответил человек. – И на котором ехала беременная женщина? – уточнил третий. – Да, именно так.
Человек начал умолять их сказать, по какой дороге пошел его верблюд. Все трое в один голос ответили, что верблюда они не видели. Однако человек подумал, что они лгут, и пошел жаловаться халифу.
Халиф спросил ученых: – Откуда вы знаете эти приметы, если не видели верблюда?
Первый ученый ответил: – Верблюд щипал траву только с одной стороны дороги и лишь края, не задевая середины, что и выдало его слепоту на один глаз и отсутствие передних зубов.
Второй ученый добавил: – С одной стороны дороги сидели мухи, а с другой прыгали птицы, что показало, что с одной стороны был мед, а с другой – пшеница.
Третий ученый объяснил: – На месте, где женщина сошла с верблюда, были заметны следы рук на земле. Только беременные женщины, поднимаясь, упираются на обе руки.
Халиф удивился мудрости этих людей и пригласил их на обед во дворец. После обеда, когда они вернулись в свою комнату, слуга подслушал их разговор:
– Рис был замечательный, жаль только, что от него несло мертвечиной, – сказал первый.
– Мясо тоже было неплохое, но пахло собакой, – добавил второй.
– А вино, хоть и хорошее, имело вкус крови, – отметил третий.
Когда об этом рассказали халифу, он велел провести расследование. Оказалось, что поле, на котором выращивали рис, было бывшим кладбищем; барашек, которого подали на обед, питался молоком собаки; а виноградарь случайно порезал ногу, и его кровь попала в вино.
Халиф вызвал ученых и наградил их за мудрость и знания. Владелец верблюда вернулся домой с опущенной головой.
Разум или Сердце
Однажды разум и сердце заспорили о том, что важнее для человека: ум или чувства. Разум утверждал, что люди живут благодаря ему, а сердце настаивало, что без чувств невозможно быть счастливым.
Они решили проверить это на одном крестьянине, договорившись не вмешиваться в дела друг друга.
Крестьянин, как обычно, взял свою соху и отправился на поле. Во время работы его соха неожиданно застряла. Нагнувшись, он увидел в земле медный кувшин, полный золота. «Что же теперь делать?» – подумал он. «Я могу сделать большие дела с этим золотом, стать важным человеком…»
Но тут ему пришла другая мысль: «А если воры узнают об этом и придут за ним? Если я буду сопротивляться, меня убьют…»
Задумавшись, крестьянин увидел судью, проходившего по дороге. «Лучше отдам золото судье и спокойно продолжу свою работу», – решил он и побежал за судьей, приведя его на поле. Но тут к крестьянину вернулся разум. Опомнившись, он немедленно закрыл золото и сказал судье: «Ты ведь судья и ученый человек, скажи мне, который из моих быков лучше?»
Судья, услышав эти слова, разозлился и ушел. С уходом судьи ушел и разум.
Крестьянин снова задумался: «Зачем я не дал ему золото? Что я буду с ним делать? Где я его буду хранить?» Бросив работу, он размышлял до вечера, пока вновь не увидел судью, возвращавшегося из деревни. Он бросился к нему и стал умолять прийти на поле ещё раз. Судья, решив, что тут что-то есть, пошел с ним.
Разум снова вернулся к крестьянину, и он сказал судье: «Прошу тебя, не сердись, посмотри на это поле, ты ведь ученый человек, что больше – вчерашняя моя работа или сегодняшняя?». Судья, решив, что крестьянин сошел с ума, засмеялся и ушел. С ним вместе ушел и разум.
Крестьянин, вне себя от ярости, сказал: «Зачем я не дал ему золото? Где и как я буду его хранить?» Недолго думая, он спрятал кувшин с золотом в мешок, который использовал для пищи на поле, взял его на плечо и пошел домой. Он вызвал жену: «Жена, привяжи быков, дай им сена и убери соху, я иду к судье, сейчас вернусь.»
Жена заметила, что муж несет что-то в мешке, и решила узнать, что там. «Не мое женское дело привязывать быков, я занимаюсь только овцами и коровами. Привяжи их сам и иди, куда хочешь,» – сказала она. Пока муж привязывал быков, жена успела вынуть кувшин с золотом и положить в мешок камень того же размера.
Крестьянин, не заметив подмены, пошел к судье и сказал: «Вот тебе подарок, бери.»
Когда судья развязал мешок, крестьянин опешил. Судья рассердился и решил, что тут что-то неладно, велел посадить крестьянина в тюрьму и приставил к нему двух людей, наказав сообщить ему всё, что тот будет делать и говорить.
В тюрьме крестьянин начал что-то бормотать и показывать руками размеры кувшина, описывая его форму и содержимое. Слуги доложили судье, и тот велел вызвать крестьянина. «Расскажи, что это ты показывал?» – спросил судья.
Разум вернулся к крестьянину, и он ответил: «Я измерял тебя: голова такая, шея такая, живот такой, борода такая, и думал, кто больше – ты или наш бородатый козел.» Судья рассердился и велел его повесить. Когда петлю надели на его шею, крестьянин взмолился: «Не казните меня, я скажу всю правду.»
Его привели к судье: «Скажи правду, что это ты измерял в тюрьме?» – спросил судья. Крестьянин ответил: «Нечего тебе говорить, если бы не сняли петлю с моей шеи, я бы погиб, вот и вся правда.» Судья засмеялся и освободил крестьянина.
Разум и сердце раскаялись в своем споре и решили, что отныне будут действовать вместе, ведь человека делают человеком разум и сердце, сердце и разум.
Хитрая жена
Жил-был благочестивый человек, который каждый раз, отправляясь в поле и возвращаясь домой, молился богу. Однажды его жена спросила: – Муженек, почему ты не просишь бога избавить тебя от женского наговора?
– Не хватало еще! Что такое женщина, чтобы я боялся её наговора! – ответил муж.
Услышав это, жена решила проучить мужа. Она купила несколько рыб, завязала их в узел и понесла вместе с обедом в поле. Пока муж обедал у родника, она тайком зарыла рыбы в землю.
Собрав посуду, жена вернулась домой. Муж продолжил работу и вскоре заметил, что из разрытой земли появляются рыбы. Вечером он принес рыбу домой и рассказал жене, что нашел её в земле, восхищаясь тем, что бог может творить чудеса даже в земле. Он попросил жену сварить рыбу, чтобы на следующий день пообедать ею в поле.
Жена сварила рыбу, съела её сама и взяла с собой немного похлебки, отправившись к мужу в поле.
– А где же рыба? – спросил муж. – О какой рыбе ты говоришь? – ответила жена. – О той, которую я выкопал из земли. – Ты, наверное, с ума сошел. Никакой рыбы ты не приносил, – сказала жена.
Муж рассердился, взял дубину и хотел наброситься на жену, но она подняла крик и позвала на помощь соседних крестьян.
– Пустите меня, – сказал муж, – я проучу её. Она съела мою рыбу и называет меня сумасшедшим.
Крестьяне спросили жену, о какой рыбе идет речь.
– Пожалуйста, свяжите его, он сошел с ума и хочет меня убить. Лучше спросите у него сами, о какой рыбе он говорит, – ответила жена.
– О тех самых рыбах, что я выкопал в поле из-под земли, – ответил муж.
– Бедная женщина, он действительно потерял рассудок, – решили крестьяне, связали мужу руки и привели его домой, привязав к столбу.
Когда все разошлись и жена осталась с мужем наедине, она сказала: – Ну что, ты все еще не боишься женского наговора? Это было самое малое, что могло с тобой случиться.
– Молю тебя, жена, ради бога, развяжи меня и избавь от этой беды. Обещаю в каждой молитве просить избавления от женского наговора, – ответил муж.
Глупец
Жил-был очень богатый человек. Ведя безрассудную жизнь, он постепенно потерял всё своё состояние и однажды остался ни с чем. Печально вспоминая прошлые дни, он горько вздыхал и жаловался на свою судьбу.
Однажды к нему пришли друзья, и один из них, мудрый человек, сказал: – Видимо, ты провинился в чём-то, раз потерял своё счастье. Мой совет: отправься на поиски своего счастья – может, найдешь его и вновь станешь богатым.
Человек послушался и отправился в путь. Однажды он увидел во сне своё счастье, висящее головой вниз со скалы. Проснувшись, он сразу направился к этой скале.
Долго шёл он и встретил льва. – Куда направляешься? – спросил лев. – Иду искать своё счастье. – Я знаю твоё счастье, – сказал лев. – Оно очень мудрое. Спроси у него, как мне излечиться. Уже семь лет я слаб и немощен. Вернёшься – расскажешь, что оно скажет, и я сделаю для тебя всё, что смогу.
Человек пообещал исполнить просьбу и продолжил путь. Далее он встретил сад, полный разнообразных плодов. Но все они были горькими. Увидев его, хозяин сада сначала поругал его, но затем, узнав о его беде и цели пути, сказал: – Раз уж так, спроси у своего счастья, как излечить мой сад, чтобы плоды не были горькими. Я делал новые посадки, прививки – ничего не помогло. Если вернёшься с ответом, я сделаю для тебя всё, что смогу.
Человек пообещал и хозяину сада, продолжил путь и дошёл до замка у высокой горы. Во дворе он встретил молодую женщину, красивую, но страдающую от головной боли. Она спросила, что он делает в этих краях, и он рассказал ей свою историю.
– У меня много богатства, но я страдаю от постоянной головной боли, – сказала женщина. – Если спросишь у своего счастья, как мне исцелиться, я сделаю для тебя всё, что пожелаешь.
– Хорошо, спрошу, – сказал человек и пошёл дальше, пока не нашёл своё счастье, висящее со скалы. Поздоровавшись, он рассказал ему о своей беде и передал все просьбы. Получив ответы, он предложил счастью пойти с ним.
– Иди вперёд, я приду за тобой, – ответило счастье.
На обратном пути человек рассказал женщине: – Если выйдешь замуж за достойного молодца, излечишься от своей болезни.
Хозяину сада он сказал: – Вода, орошающая твой сад, течёт по земле с золотом. Золотая пыль в воде впитывается деревьями, и плоды становятся горькими. Чтобы плоды не были горькими, нужно изменить русло реки или извлечь золото из воды.
Придя к льву, человек рассказал ему обо всём, что видел и слышал. – Что предложила тебе женщина? – спросил лев. – Она предложила мне жениться на ней и пользоваться её богатством, но я отказался. – А что предложил хозяин сада? – Он предложил мне взять всё золото, которое достал из реки, но я отказался, сказав, что не понесу его так далеко домой.
– А что сказал твой совет насчёт моей болезни? – спросил лев. – Моё счастье сказало, что лев излечится, если съест голову глупого человека.
Лев, хорошо подумав, протянул лапу к голове человека, схватил её, ударил оземь и съел. – Клянусь богом, – сказал лев, – глупее тебя человека на земле не сыскать.
Бедняга Дижико
Бедняга Дижико был несчастным человеком. Всё его богатство составляли две козы и одна корова. Жена Дижико была злой женщиной, постоянно изводившая мужа: – Отправляйся в дальние края, заработай денег, купи нам платья, волов, овец и лошадей.
Однажды утром Дижико взял дубину и, погнав корову, ушёл из дома, решив избавиться от своей жены. В пути он питался молоком коровы, а когда уставал, садился на неё верхом, держа дубину на плече, и дрожал от страха. Но бедняга предпочитал встречу с хищниками и злодеями, чем жизнь под гнётом злой жены.
Однажды, когда корова паслась, а Дижико спал, его постоянно кусали мухи. Он во сне выругал жену и со злости убил несколько мух. Проснувшись и увидев, что убил семь мух одним ударом, он почувствовал храбрость и отправился в путь.
К вечеру он дошёл до деревни, где попросил дервиша написать: «Я – Дижико, одним взмахом уложил семерых!» и повесил эту бумажку на рога своей коровы.
Продолжив путь, он дошёл до поля с большим замком. Устав, он лег спать. В это время семеро братьев работали у замка. Один из них увидел Дижико и, прочитав надпись на рогах коровы, подумал: – Этот человек убил семерых одним ударом! Какой он смелый! Без оружия, без товарищей, без лошади – настоящий герой!
Брат вернулся и рассказал остальным. Все семеро поехали посмотреть на Дижико. Увидев их, корова испугалась и замычала. Дижико проснулся, испугался и схватил дубину. Братья решили, что он собирается убить их всех одним ударом, и взмолились, предлагая сделать его своим старшим братом и подчиняться ему во всём.
Дижико, немного успокоившись, согласился. Братья привели его в дом, усадили на почётное место и отлично угостили. Они скрестили руки, готовые исполнить любое его приказание. Дижико думал, как выкрутиться, чтобы братья не догадались о его слабости и не убили его.
Братья спросили его:
– Где твоё оружие, конь, слуги? Разреши, мы привезём их сюда.
– Оружие и лошади нужны только трусам. Я пользуюсь ими только в больших боях. А слуги мне не нужны, мои слуги – весь мир. Я – Дижико, одним взмахом укладываю семерых.
Братья решили выдать за Дижико свою сестру-красавицу. Дижико, зная, что недостоин её, согласился из уважения к ним. Но когда весть о свадьбе разнеслась, четверо пашей, давно хотевших жениться на красавице, пошли на братьев войной.
Дижико испугался, но убежать было невозможно. Братья пришли к нему и спросили:
– Враги приближаются. Как прикажешь: нам сначала биться или ты сам вступишь в бой?
От страха у Дижико стучали зубы, но братьям показалось, что это скрежет от злости.
– Бейтесь сначала вы, – сказал он.
Слава о храбрости братьев гремела всюду. Враги узнали о зяте, убивающем семерых одним взмахом, и струсили ещё больше. В разгар битвы братья позвали Дижико на помощь. Дижико, опешив, согласился: «Пусть уж лучше погибну и избавлюсь от позора».
Конь под Дижико почувствовал неопытного ездока и помчался как стрела. Со стороны казалось, будто он нарочно так гонит коня, чтобы подоспеть на помощь. Его появление вызвало замешательство среди врагов. Дижико, зацепившись за сучья гнилого дерева, повалил его. Враги, решив, что он вырвал дерево с корнем, обратились в бегство.
Братья окружили Дижико и с почестями доставили домой. Враги, боясь мести, принесли ему множество подарков и пообещали быть его верными подданными.
Старик из родника
Жили-были три сестры. Однажды их мать пошла купить платья для своих дочерей, но забыла купить для младшей. Вспомнив об этом у родника, она вздохнула: «Эх!»
Вдруг из родника выскочил старик.
– Почему ты сказала «эх»? – Я забыла купить платье для младшей дочери, а сейчас вспомнила и пожалела.
– Приведи сюда свою дочь и скажи «эх», – тогда я дам ей платье.
Мать привела младшую дочь к роднику и сказала «эх». В этот момент старик выскочил, схватил девочку и увел её с собой. Мать осталась у родника, но сколько ни говорила «эх» – ни старик, ни дочь не появились. Мать вернулась домой.
Прошло два месяца. Мать снова пришла к роднику и сказала «эх». Старик обратился к сыну:
– Пришла твоя тёща повидать свою дочь.
– Пусть она увидит её, – ответил сын. – Пусть моя жена навестит свою мать, а я навещу её у матери.
Девушка вышла из родника, одетая в красивые одежды, поцеловала руку матери и пошла с ней. По дороге она попросила у матери отдельную комнату. Та выполнила просьбу дочери.
Каждый вечер муж девушки прилетал к ней в образе куропатки, проникая через отдушину, и улетал до рассвета. Сёстры позавидовали её счастью и расставили вокруг отдушины бритвы. Вечером, когда муж прилетел в образе куропатки, он поранился о бритвы. Весь в крови, он улетел, поклявшись отомстить жене, думая, что это её вина.
Прошло пять-шесть дней, и муж не появлялся. Девушка решила вернуться домой и взяла с собой мать. Мать сказала «эх» у родника, и старик появился. Он вернулся и сказал сыну: – Пришли твоя жена и тёща. – Надень орлиный наряд и сбрось жену в пустыню, – сказал сын.
Отец исполнил просьбу сына и сбросил невестку в пустыню. Но девушка упала на песок и осталась жива. Она плакала и бродила по пустыне. Вечером, зарывшись в песок, она увидела двух дервишей, которые уселись неподалеку.
Дервиши свистели, собирая змей, и обсуждали средства против болезней и ран. – Если раненому бритвой полить на рану молоко женщины, родившей мальчиков, и посыпать порошком высушенной крови молодой женщины, он исцелится, – сказали дервиши.
Услышав это, девушка отправилась в путь и после долгих скитаний добралась до своей земли. Она ходила по домам, моля о молоке женщины, родившей мальчиков. Собрав нужное количество, она выпустила из своей вены кровь, высушила её и приготовила порошок. С этим она отправилась к роднику.
– Эх! – сказала она. – Что тебе нужно? – спросил старик.
– Я врач, забыл свои лекарства в деревне и вздохнул «эх».
Старик сказал сыну, что к роднику пришел врач. – Приведи его, – ответил сын.
Женщина пошла со стариком, осмотрела мужа и сказала:
– Я тебя исцелю. Она полила раны молоком и посыпала порошком, и муж исцелился.
– Что я должен тебе за это? – Ничего, – ответила она. – Просто помни мое имя.
– Как тебя зовут? – Меня зовут Хнкапрак.
– Так звали мою жену! – Я и есть твоя жена! – воскликнула она и бросилась в объятья мужа, рассказав всё, что случилось.
Они снова полюбили друг друга и до сих пор живут счастливо.
Негодный сын
Одна старушка усыновила бедного мальчика, одевала и кормила его. Но мальчик связался с хулиганами и научился у них всякому дурному. Старушка решила женить его, надеясь, что он поумнеет. Но, обзаведясь женой и детьми, он каждый вечер избивал их.
Старушка говорила ему:
– Сынок, будь человеком и не мучай жену и детей, иначе я превращу тебя в осла. Будешь таскать тяжести, и тебя будут бить.
Сын не слушался:
– Молчи, а то и тебя прибью!
Выведенная из терпения, старушка взяла зеленую палочку и ударила сына. Он превратился в осла и убежал из дома. Один крестьянин поймал его и повел к себе, где осел таскал тяжести семь лет.
По прошествии семи лет осел сбросил кожу и снова стал человеком. Вернувшись домой, он постучал в дверь.
Жена и дети выбежали, закричав старушке:
– Бабушка, твой сын вернулся!
Но сын старушки стал ещё больше мучить семью и ругать старушку.
– Сынок, поумней, – говорила старушка, – не то превращу тебя в зверя, и тебя будут травить люди и собаки.
– Молчи, а то и тебя избью!
Старушка ударила его зеленой палочкой, и он превратился в волка. Сельчане натравили на него собак и прогнали в горы.
Через семь лет волк сбросил шкуру и вернулся к жене. Жена и дети обрадовались, но он снова начал их избивать. Видя, что надежды на его исправление нет, старушка снова ударила его зеленой палочкой. Он превратился в ворона и вылетел из дома.
Найдя своих товарищей-хулиганов, он рассказал им, что с ним произошло. Товарищи решили задушить старушку.
Она умоляла их оставить её в покое, но те не унимались. Тогда старушка подняла зеленую палочку, и все они превратились в воронов, вылетели и составили стаю.
Теперь они летают по городам и селам, занимаясь кражей. Поэтому люди гонят воронов камнями.
Соловей Хазаран
Давным-давно царь велел построить церковь. Семь лет её строили. Когда церковь освятили, царь пошёл туда помолиться. Вдруг началась буря, и царь уже задыхался, как перед ним появился отшельник.
– Царь, – сказал он, – прекрасный храм ты построил, но ему чего-то не хватает.
Буря усилилась, и отшельник исчез.
Царь велел разрушить церковь и начать всё заново. Строили семь лет, построили ещё более прекрасный храм. Когда церковь освятили, царь снова пошёл туда молиться. Опять поднялась буря, и отшельник появился снова.
– Царь, – сказал он, – храм великолепен, но ему чего-то не хватает.
Царь снова велел разрушить церковь. – На этот раз стройте девять лет, – приказал он. – Постройте такую, которой не будет равных в мире.
Выстроили церковь, освятили её. Царь пошёл молиться, и опять началась буря. Отшельник снова появился перед ним.
– Царь, – сказал он, – храм бесподобен, но ему не хватает одной вещи.
Царь схватил отшельника за ворот. – Скажи же, чего не хватает моей церкви? Ты уже третий раз заставляешь меня разрушать её.
– Этому храму нужен соловей Хазаран. – Отшельник исчез. Царь вернулся домой.
У него было трое сыновей. Они заметили, что отец огорчён, и спросили: – Почему ты печален, отец?
– Я старею, а для церкви нужен соловей Хазаран, но как мне поехать за ним?
– Мы поедем, – сказали сыновья.
Они сели на коней и отправились в путь. Через месяц добрались до перекрёстка, где дорога расходилась в три стороны. Они остановились в смущении. Навстречу им появился тот же отшельник. – Куда вы направляетесь, молодцы?
– За соловьём Хазаран, но не знаем, по какой дороге ехать.
Отшельник сказал:
– Кто поедет по широкой дороге, вернётся. Кто поедет по средней дороге, может вернуться, а может и нет. А кто поедет по узкой дороге, не вернётся.
– Почему?
– Если поедете, встретите реку. Обладательница соловья Хазаран отравила её колдовством и не пьёт из неё. А вы должны испить и сказать: «Ох, живая вода!» Перейдёте реку, встретите цветок, который она превратила в колючку. Сорвите его, понюхайте и скажите: «Ох, райский цветок!» Встретите волка и ягнёнка. Волку дайте мясо, а ягнёнку траву. Дойдёте до больших ворот, одну створку которых откройте, а другую закройте. Войдёте и увидите спящую обладательницу соловья. Она спит семь дней, бодрствует семь дней. Сумеете выполнить всё – привезёте соловья Хазаран, нет – не вернётесь.
Старший брат поехал по широкой дороге. Он доехал до дворца и решил остаться там служить. Средний брат поехал по средней дороге. Увидев дворец, горящий как факел, он решил отдохнуть в саду. Вдруг появился чёрный араб, ударил его хлыстом, и брат превратился в камень.
Младший брат поехал по узкой дороге. Встретил реку, цветок, волка, ягнёнка, ворота и сделал всё, как сказал отшельник. Войдя во дворец, он увидел спящую девушку. Соловей Хазаран выпорхнул из клетки, запел и вернулся к девушке. Она задремала, а младший брат поймал соловья, поцеловал девушку и отправился обратно.
Проснувшись, девушка поняла, что соловей украден, и крикнула:
– Ворота, поймайте вора!
Ворота ответили:
– Он закрыл мою открытую створку и открыл закрытую. Пусть идёт.
Она крикнула:
– Волк, ягнёнок, поймайте вора!
Они ответили:
– Он дал ягнёнку траву, а волку мясо. Пусть идёт.
Она крикнула:
– Колючка, лови вора!
Колючка ответила:
– Он превратил меня в райский цветок. Пусть идёт.
Она крикнула:
– Река, поймай вора!
Река ответила:
– Он сделал меня живой водой. Пусть идёт.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70897696?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.