Стендап импровизация. Дневник комика-лентяя
Михаил Белоусов
Книга, которую вы сейчас держите, продолжает исследование стендап-импровизации. Новые идеи, упражнения и личный опыт автора представлены в виде дневника. Это настоящий мотивационный манифест, призывающий заниматься любимым делом и преодолевать любые трудности на своем пути. Также эта книга будет интересна людям всех творческих профессий: ведущим мероприятий, сценаристам, актерам, авторам, журналистам. Полезные и практичные приемы в юморе здесь описаны простым и понятным языком.
Стендап импровизация
Дневник комика-лентяя
Михаил Белоусов
Корректор Елена Кормильцева
© Михаил Белоусов, 2024
ISBN 978-5-0064-2318-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Я комик. И я продолжаю исследовать комедийный жанр «стендап-импровизация». Я люблю юмор, выступать на сцене и смешить людей до слез. Моя цель – достичь совершенства в своем собственном деле: шоу из воздуха. Шоу, где нет заранее заготовленных шуток. Где комик создает шутки на месте, часто используя вдохновение от аудитории или текущих событий.
Импровизация спонтанна и необъятна. Ее невозможно описать от и до, все предусмотреть, в отличие от традиционного стендапа, где материал тщательно оттачивается и репетируется. А каждое выступление зависит от множества факторов: настроения зала; какие темы подкинет зритель комику; какой комик и сколько у него опыта и харизмы; и многих-многих других вещей, которые невозможно просчитать наперед. Но в стендап-импровизации, как и в любом другом жанре, все же есть закономерности, обратив внимание на которые, комик сможет использовать себе в помощь.
Откуда появилась идея написать книгу? Когда я только начинал заниматься стендап-импровизацией, я завел себе привычку вести дневник своих выступлений, где можно было бы делиться наблюдениями, эмоциями, мыслями. Эта привычка, кстати, помогла мне написать книгу «Стендап-импровизация. Секреты комика-лентяя». После этого я не останавливался в своих исследованиях и продолжал заниматься комедией и вести записи. Появлялись новые мысли, новые эксперименты, новые ходы. На этот раз я решил изложить свои записи читателю в той форме, в которой они были изначально написаны (за исключением небольшой редактуры). Это мое личное. Возможно, некоторые записи дневника покажутся наивными, а где-то глупыми, но я писал как чувствовал… Своим записям я буду давать небольшие комментарии. Также поделюсь личными секретами, советами и упражнениями, на случай если это будет еще кому-то интересно, да и самому, чтобы не забыть, как если бы мне нужно было вновь пройти по неизведанному пути спонтанной комедии.
Я ни на что не претендую в этой книге. Мне просто хочется поделиться мыслями о деле, которым я занимаюсь и очень сильно люблю…
Юмористическое айкидо
Жанр стендап-импровизации как айкидо. Философия боевого искусства айкидо заключается в использовании силы противника против него самого. В нашем случае любой импульс, исходящий из зала (реплики, звуки, непредвиденные ситуации) может быть преобразован в юмор. Поэтому порой провоцировать зал на импульс необходимо. Для меня это стало уже необходимым ритуалом в начале практически каждого выступления, когда нужно с чего-то начинать. В качестве провокации можно просить зал пошуметь, а затем обратить внимание на то, что необычного (так называемый unusual) происходит в эту секунду. Кто-то кричит громче всех, издает необычный звук или, наоборот, молчит. Возможно, кто-то из зрителей отвлечен в свой гаджет, когда все зрители встречают комика. Иногда комик провоцирует импульс нарочно, иногда нет. И это происходит естественно. Например, реакция на шутку. Чем сильнее импульс, тем смешнее и интереснее комедия. Главное – быть сконцентрированным и оставаться в моменте, чтобы быстро среагировать шуткой, а лучше целой комедийной историей.
Да, мой дорогой дневник, я так же часто задавался вопросами. Как же всего на один импульс отвечать не одной шуткой, а целой историей? Секрет заключается в моментальном мозговом штурме и смелости выступающего. У истоков своего пути стендап-импровизатора я робел развивать комедию. Боялся показаться зрителю глупым. Оттого и пытался отделаться одной быстрой шуткой наотмашь. Но в этом-то и весь трюк. Зрители пришли увидеть твой внутренний мир. Дай им то, ради чего они пришли, и они будут счастливы.
Смелость берется из опыта и свободы мысли. Свобода мысли достигается отсутствием страха сцены и полетом фантазии. Опыт берется из частоты выступлений. Поэтому я приучил себя к дисциплине выступать каждую неделю. Чем больше, тем лучше. Это и сольные выступления, и открытый микрофон. Если за один вечер я могу выступить на двух открытых микрофонах, я использую свой шанс. Это уже привычка. Несколько открытых микрофонов за один вечер дают возможность «обкатать» идеи для заходов на юмор. После первого открытого микрофона есть возможность быстренько сделать выводы: что работает, что не работает. А на втором уже обтесать заготовку. Так в свое время прорабатывал примы для своего шоу с «Островом», «Тренингом» и «Ответами хеклеру», о которых я писал в книге «Стендап-импровизация. Секреты комика-лентяя». И так я прорабатываю сейчас заход «Хочу как у тебя!», которому я обязательно посвящу отдельную запись в этом дневнике.
«…сейчас я нашел направление стендап-импровизация, в котором я могу развиваться, но меня уже смущает мой возраст. Боюсь, что поздно я нашел этот формат. А так если помечтать, то мне бы хотелось сделать часовой сольник. Мне так хорошо, когда я думаю об этом, представляю большой зал типа театра. Мне, конечно, еще предстоит много работы над этим. Я так себе это представляю… сначала приветствие. Рассказываю, что за концерт; рассказываю, что в конце вручу приз за лучший и интересный вопрос. Потом знакомлюсь с залом (первыми рядами), импровизация: как зовут/кем работаете/чем занимаетесь? А после этого строю свой стендап на вопросах о наболевших темах зрителей (нужно подтянуть сторителлинг). Я с удовольствием нанял бы операторов, чтобы снять такой концерт. Кто знает, может, все-таки получится начать гастролировать и стать известным комиком? Но не перестаю думать о возрасте… Жаль, что не начал делать такое шоу хотя бы в тридцать лет…»
Да! Именно такими были мои первые мысли в дневнике на тему стендап-импровизации. Подарок за лучший и интересный вопрос я хотел использовать для мотивации зрителей задавать вопросы. Эта хитрость, видимо, повелась у меня с работы ведущим мероприятий.
Что касается возраста, то со временем я стал меньше париться на эту тему. Скажу больше, я с великим удовольствием представляю себя старым комиком, который выходит на сцену, разносит зрителей жесткими шутками и уходит под гром аплодисментов. На мой взгляд, дед-матерщинник, который смешно всех стебет – это очень круто и забавно. К тому же, кто будет обижаться на деда? Это ж дед, что с него взять? Вспомним для наглядности великого комика всех времен и народов Дона Риклса. Этот дедуля стебал на телевидении даже Рональда Рейгана на его собственной инаугурации.
ММШ
С момента первого выступления и по сей день каждое выступление для меня чудо. Импровизация – это крылья, которые появляются, как только совершаешь прыжок в бездну без страховки. На этот адреналин подсаживаешься и уже не можешь без него жить. И даже если ты ударишься об дно, как бы тебе ни было больно, стыдно и неприятно, не стоит переживать и расстраиваться, это всего лишь очередная точка опоры, чтобы вновь оттолкнуться и взлететь.
Только на третий год безостановочных выступлений в формате стендап-импровизации (2, 3, 4 выступления в неделю) ко мне пришло осознание того, как много придется поесть невкусного (сами знаете чего), чтобы, поработав над ошибками и найдя новые ходы в стендап-импровизации, можно было чувствовать себя более-менее подготовленным.
Мое видение того, каким должно быть импровизационное one man show, поменялось в течение времени. Вот к какому выводу я пришел в своем исследовании: стендап-импровизация не равно общение с залом. Стендап-импровизация не исключает общение со зрителем, так это неотделимая часть шоу даже в классическом стендапе. Но это и не болтовня, даже если очень смешная. Так как импульс для комедии стендап-импровизатору вполне возможно получать без него.
Моментальный мозговой штурм (сокращенно МаМаШа) – это целый ряд шаблонов и матриц, через которые можно прогнать импульс из зала. Используя принцип МаМаШа, можно значительное время импровизировать одному комику, не прибегая к помощи дополнительных импульсов из зала самостоятельно. Тем самым сокращая время на общение с залом, которое в значительной мере может сбавлять динамику выступления и рассеивать внимание зала. Конечно, если из зала поступает еще один импульс, то его всегда уместно применить дополнительно, вплетая в свою комедию, для усиления эффекта импровизации. На зрителей это всегда производит положительный эффект.
«Мамашу» можно выразить следующим образом. Получив импульс из зала (будь то звук, ситуация, фраза или слово), мы пропускаем его через матрицу, задавая вопросы:
– Если это правда, то что еще правда?
– Что было, если бы этого не было?
– Как пришли к этому? (Что было до этого?)
– Если это было бы в другом месте и в другое время?
Приведу пример. На выступлении присутствует «женщина-чайка»[1 - Чайка. В комедийной среде этот термин характеризует человека, который громче всех смеется на стендап-концерте и имеет необычный заразительный смех, напоминающий крик чайки.]. Ее смех является импульсом для комедии. Комику лишь требуется последовательно пропустить через матрицу Мамаши.
Если это правда, то что еще правда?
Если этот смех чайки, то, возможно, чайки ее понимают. И они могут обмениваться информацией с помощью такого смеха. Далее нужно привязать ситуацию, которая происходила до этого момента, под этот разговор, чтобы достичь комедийного эффекта. И показать это в своем отыгрыше.
Что было бы, если бы этого не было?
Вполне возможно, именно чайки научили людей смеяться. И если не было чаек, то и люди бы не смеялись. А если не смеялись люди, то мир существовал бы без комедии.
Как пришли к этому? (Что было до этого?)
Расскажите историю, как женщина получила такой смех. Может быть, он перешел по наследству. Как он претерпевал изменения, когда переходил по наследству. Устройте эволюцию смеха, от птеродактиля до чайки.
Другой вариант, устроить кастинг по подбору звуков для чаек. Если до этого на шоу уже были какие-то звуки, на которые вы обратили внимание публики, то обязательно используйте их в своем «кастинге».
Веселитесь. Это же ваше шоу!
Если это было бы в другом месте и в другое время?
Представьте зрителям ситуацию в любом другом месте, где этот смех чайки не ожидаешь услышать. Например, дома они общаются исключительно на языке чайки. А как это происходит на ее работе? Фантазируй.
Железное правило. Шуток у комика должно быть в разы больше, чем импульса! Комик должен больше рассказывать, чем спрашивать у зрителей. В противном случае комедийное шоу может превратиться в ток-шоу.
«..хочу стать крутым комиком. Хочу славы и популярности и миллион денег за концерт. Хочу доказать себе, что я могу. Я же стараюсь и я работаю над собой в стендап-импровизации. У меня должно получиться все! Я представляю себе, что когда-нибудь на меня обратят внимание в интернете: подписчиков станет много, а может, продюсер обратится… До последнего верю в себя и стремлюсь. Скорее всего, единственный шанс пробиться – это выкладывать контент в YouTube, в социальные сети и надеяться, что все свершится.
Мой внутренний голос постоянно пытается разуверить меня, что у меня что-то получится на сцене. Голос пытается заставить сомневаться в самом себе. Порой мне кажется, что я не справлюсь и сойду со своего пути.
Вчера договорился с одним баром о проведении своего шоу. Если получится и соберется народа человек тридцать, то я буду счастлив. Это то самое выступление, о котором мечтал почти год.
Если все так и будет, то какая моя следующая задача? Ведь я замечаю, некоторые ребята, с которыми я выступал в одном городе, сдаются по достижении какой-то цели и не ходят на открытые микрофоны. Я не собираюсь останавливаться! И клянусь, не буду сдаваться и буду продолжать выступать и самосовершенствоваться! Если мне повезет, то добьюсь славы по стране и за рубежом, чтобы гастролировать и получать миллионы в месяц, как делают уже известные комики. Я достоин!
Мои цели:
– делать свое часовое шоу один-два раза в месяц (а может, и все четыре раза в месяц);
– выступать в новогодние каникулы и собирать полные залы;
– было бы неплохо собрать полный зал театра и кинотеатра.
Как мне это сделать? Как мне собрать зрителей на свое шоу?»
Следующую запись в своем дневнике я делал накануне моего первого часового импровизационного шоу. Ранее я делал шоу «Истории». Но там половина времени программы была посвящена рассказам людей о необычных случаях из жизни, на которые я пытался шутить. Перечитывая свои наивные записи сегодня, спустя какое-то время, меня умиляют мои аффирмации. Но если они работают, то только в добрый путь! А по поводу славы и популярности и миллионных гонораров за выступление сейчас могу сказать, что это до сих пор приводит меня в трепет. Но также осознаю, моя сверхцель – стать круче в комедии. Круче себя самого вчерашнего, позавчерашнего. Круче самого себя год назад. В конечном счете хочу достичь такого уровня, когда ты можешь выйти на сцену любой площадки и рассмешить любую публику. Причем продолжительное время. Кто знает, возможно, еще через пару лет я вновь скорректирую свои планы.
«…я работаю ведущим мероприятий, работа хорошая, в тепле, да и деньги неплохие, но почему же я все равно стремлюсь выступать на стендап сцене? Почему не пропускаю ни одной возможности, приезжаю и в жару, и в холод, чтобы выступить 3—5 минут на открытом микрофоне? Во-первых, дело в огромной любви к сцене. Во-вторых, хочу прокачать свои мозги и заточить максимально остро на юмор. В-третьих, для себя я вывел простое сравнение, которое мне все объясняет: работа ведущего мероприятий – это как ремонт обуви, а стендап – производство. Есть услуги, а есть продукт! Какой бы ты классный ведущий ни был, приходят не на тебя, а к тем, у кого праздник. Какой бы красивый и эрудированный ведущий ни был, он лишь дополняет, направляет, координирует, обслуживает (называйте как хотите) праздник. А комик производит тот продукт, на который приходят люди. И в этом гигантская разница!»
Используй ошибки
Эта запись в моем дневнике про то, как мне было сложно открыться зрителю и показать свою уязвимость на первых порах своих выступлений. Наверное, я хотел казаться более уверенным, чем есть на самом деле. Оттого не до конца подключал самоиронию. А ведь за этим кроется еще один секрет комедии. В этом сила комика, а не слабость.
Осознание того, что сейчас ты пошутил не смешно и можешь честно признаться в этом зрителям, пришло ко мне не сразу. В этом вопросе мне помогло наблюдение за более опытными комиками на открытых микрофонах своего города. Комики смешно обыгрывали ситуации, когда их шутка не заходила. Как бы они ни шутили, но так или иначе они признавались в этом и от этого строили юмор. И знаете что? Зрители поддерживали комика. Зритель понимал, что они на одной стороне с комиком. Что комик адекватный и тоже хочет сделать хорошо.
Секрет заключается в том, чтобы использовать любые ошибки или непредвиденные моменты как трамплин для новых шуток. В какой-то момент ты понимаешь, что искренность дает тебе гораздо больше преимуществ, нежели закрытость или напускная крутость. И если у моих коллег есть на данном этапе такая же трудность, то я бы предложил просто понаблюдать за другими. Понять, что это нормально – быть не идеальным. Это может быть на руку комедии.
Мой принцип. Не зашла шутка – честно признайся в этом зрителю. Будь искренним, относись к своему делу с самоиронией, и ты станешь только сильнее.
Примеры ошибок на сцене:
– шутка не зашла;
– оговорился и запорол шутку;
– не расслышал из зала, что тебе сказали;
– завис;
– случайно отключил микрофон или оторвал провод.
Ошибки случаются у каждого. Нужно это понимать и просто принять. Если принимаешь, то уже к этому готов! Хоть и ко всему готовым быть невозможно никогда. Тем не менее, пул частых ошибок мы уже отметили себе. А значит, с этим будем работать: минусы ошибок преобразовать себе в плюс. Если ты начинающий импровизатор, выпиши себе в тетрадку вышеупомянутые ошибки, плюсом накидай еще несколько своих личных страхов, что может с тобой произойти на сцене. Далее напротив каждой ошибки напиши два-три дальнейших действия: что ты скажешь или что ты сделаешь в случае их возникновения? Желательно в шуточной форме, ведь, напомню, ты выступаешь в комедийном жанре. Повторюсь, каждая ошибка может стать поводом для начала спонтанной комедии. Если зритель видит, что комик на сцене признает свою ошибку и обыгрывает ее, то у зрителя будет только восторг. Все обожают самоиронию в других людях. Это круто! На первых стадиях абсолютно неважно, была ли это твоя заготовка или экспромт. Со временем и постоянной практикой у тебя появится опыт, а значит скрипты, по которым ты будешь действовать в любой
подобной ситуации.
Совет! Чтобы не бояться ошибок – переверни игру и начни их коллекционировать. Например, поставь задачу в своем ежедневнике: «накосячить в этом месяце на выступлении не менее 10 раз». И дальше чудо – самое страшное уже произошло. Теперь ты не избегаешь ошибок и не зацикливаешься на них, а наоборот, выполняешь поставленные задачи.
«Ура!!! 11.10.22 г. во вторник случилось мое первое сольное шоу „стендап-импровизация“. Без историй! Я очень рад и благодарен за то, что у меня получилось сделать это. Пусть я не всем доволен. Но был практически полный зал: 18 человек, а может, 20. Зато теперь есть точка, от которой можно будет отталкиваться!»
Если ты выступаешь на открытых микрофонах достаточное время, дрожь уже не охватывает тебя, затмевая рассудок, во время выступления, но ты все еще не сделал свое часовое one man show, то вот мой совет: «Делай его в самое ближайшее время. Делай сейчас!» Не жди подходящего момента или случая. Птицы учатся летать, только когда выпадают из гнезда. Ты получишь гигантский опыт и большое количество новых ощущений. Этот опыт позволит сделать тебе следующий шаг на новый уровень.
Я знаю комиков, которые годами занимаются классическим стендапом и так до сих пор и не сделали свое сольное выступление. Другие делают его всего лишь раз в год. Стендап-импровизаторы же могут устраивать каждый раз новое шоу раз в неделю. Два раза, три раза, да хоть семь раз в неделю, главное – собрать зрителей.
Чего ты боишься? Подвести зрителей? Сделай вход бесплатным, зрители потеряют максимум час своей жизни. И, поверь, обсуждая твое проваленное (если оно будет таким, но не факт) выступление по пути домой, они получат не меньше удовольствия.
Чего боишься еще? Облажаться? О мой друг, этого ты поешь сполна, даже когда будешь уверен, что готов… Если твой страх сильнее твоего желания, брось это дело и подумай, настолько ли тебе это надо? Но если ты чувствуешь в себе силы, то только вперед!
Я желаю тебе, чтобы твое сольное часовое шоу состоялось как можно быстрее. И помни, единственная преграда на пути к нему – ты сам!
Хочу как у тебя
«Хочу как у тебя» – форма захода, которая пришла ко мне перед выходом на сцену открытого микрофона в воскресенье весеннего месяца марта. Когда она ко мне пришла, не имеет значения. А вот то, что эта форма может стать хорошим подспорьем для выступления, значение имеет большое. Данная форма захода имеет огромный потенциал. Ее большим достоинством является отсутствие прямого общения со зрителем.
Так как каждый выход на сцену открытого микрофона для меня вызов, я придумываю для себя форму, в которой я буду импровизировать на сцене. На открытом микрофоне – это как правило минут пять. Мой вызов самому себе заключается в том, что я зарекаюсь не задавать зрителям вопросов «как тебя зовут?» и «где ты работаешь?». Так как это сделал уже ведущий мероприятия до меня. Я либо использую эту информацию для создания сцены типа «Остров», о которой я говорил в предыдущей книге «Секреты комика-лентяя». Либо придумываю что-то новенькое. И вот то самое новенькое как раз и пришло ко мне перед выходом на сцену открытого микрофона в воскресенье весеннего месяца марта. И теперь я открою этот секрет тебе.
Трюк «хочу как у тебя» заключается в том, что я заявляю зрителю, как порой с завистью наблюдаю за внешностью других людей. И сейчас, глядя на зрителей в зале, понимаю, что некоторые части внешности я бы с удовольствием перенял себе.
Далее обращаю внимание на конкретную выдающую особенность внешности, будь то очки, борода, уши или кадык зрителя, и начинаю примерять ее на себя, преувеличивая. Мы нашли игру! Теперь подключаю свое воображения, ассоциации и капельку актерки, чтобы начать в нее играть. (Так как в данном приеме ассоциации – это база, то далее им будет отведена отдельная глава.)
Допустим, в зале сидит здоровый накачанный мужик. Говорю: «Хочу быть таким накачанным, как ты! Если бы я был качком, как ты, я бы…» А потом показываем миниатюры на темы:
«Самый странный качок»;
«Самый сильный качок в мире»;
«Самый сильный, но самый тупой качок в мире»;
«Охранник в продуктовом».
Говорить зрителям, что для них сейчас показывается миниатюра, не нужно. Это подсказки, на которых строится комедия. Важно сделать повествование связанным, как один рассказ. Насколько это будет возможно.
Если зритель носит очки, то комик, возможно, обладает рентгеновским зрением и видит насквозь других людей. Подвязывай суперспособность с тем, что уже известно. Например, имея суперзрение, комик видит у качка, о котором говорили ранее, в организме много белка и железа, а в голове много свободного пространства, как в ангаре.
Превращай все особенности чужой внешности в свои суперспособности и шути над этим.
Теперь секрет того, как быстро придумывать шутки из особенностей внешности на примере носа. Представь большой нос. Гигантский. Себя рядом с ним. Сам нос как гора или здание. Гигантские ноздри – пещеры. И так далее. Если это так, то чем может оказаться нос в таком случае? Функции чего выполнять? Если таким гигантским носом накрыть автомобиль – нос будет гаражом. Такой большой нос, что в него можно прятать продукты и выносить из супермаркета.
Следующий секрет. Комик выбирает себе объект и заявляет приблизительно следующее: «Если бы у меня была такая внешность, как у вас, то я бы…» Тут нужно максимально утрированно рассказать в позитивном ключе, в том числе используя отыгрыши, что происходило бы с другими людьми, временем и пространством (и еще с чем угодно), имея такую внешность. То есть комик как бы с завистью рассказывает об этом. А дальше делаем выверт. Что происходит в той же ситуации (с теми же людьми, пространством и еще с чем угодно) с твоей внешностью. Чем больше растянуто по полюсам, тем смешнее эффект производит это на зрителя.
Пример. «Если бы у меня была такая внешность, как у вас, все девчонки бы кричали мне позвонить (отыгрыш о том, как это происходит). С моей же внешностью бабка кричит мне нехорошее слово (в отыгрыше изобразить эту бабку). Если бы у меня были такие роскошные усы, как у вас, я бы работал спасателем. Меня бы на вертолете спускали в горящий лес, звери бы зацепились за мои усы копытами (в отыгрыше показать, как это происходит). С моими же волосками под носом я подцеплю только какую-нибудь заразу (показать в отыгрыше)».
Выписывай ассоциации
Напиши на бумаге ассоциации на часто встречающиеся особенности. Выписывай как очевидные ассоциации первого порядка[2 - Ассоциации первого уровня – это мгновенные образы при контакте с предметом или явлением.], так и ассоциации второго[3 - Ассоциации второго порядка (уровня) – это логические связи между событиями, предметами, явлениями и фактами, найденные после некоторой мыслительной деятельности, основанной на знаниях и опыте человека.] и даже третьего[4 - Ассоциации третьего порядка (уровня) – связи между событиями, предметами, явлениями и фактами, бессознательно улавливаемые человеком] порядка. В дальнейшем это поможет тебе без огромных затрат энергии воспользоваться ими в нужный момент при создании импровизационной комедии. Вот мои примеры ассоциаций на тему предыдущей главы «Хочу как у тебя»:
Низкий голос
Объявляет остановки; озвучивает фильмы; озвучивает аудиокниги; чудище лесное; депутаты; ломка голоса; подросток; подросток девушка; первые слова младенца; не хочу, чтоб мне позвонил человек с таким голосом.
Качок
Охранник; водитель фуры; спецназовец; солист группы «Чай вдвоем»; водитель Шварценеггера; грузчик; башенный кран, обладатель самого тонкого голоска; великан; Годзилла; ест генно-модифицированные помидоры; заварили в кипяточке, как «Доширак», а раньше он был маленький.
Свитер
Бард; бабушка связала; натянул на себя овцу; Ди Каприо спал в лошади, он спит в овце; если распустить свитер, то можно сделать веревку; если распустить свитер, то эта нить выведет в сказочную страну; потеет внутри; все замерзнут, а он нет; так чувствует себя палец в варежке.
Принцип выписывать ассоциации заранее на наиболее встречающиеся темы можно использовать не только для описания внешности, но и для профессий, вида деятельности, хобби. Всего, чего угодно, чтобы облегчить себе жизнь на сцене. Столкнувшись несколько раз с профессиями, которые вызывали во мне ступор из-за отсутствия в них активных действий, я начал готовиться заранее.
Айтишник
Печатает на компьютере; есть горб; шепелявит; богатый, востребованный; создает социальные сети; делает сайты; программирует жизнь других людей; может взломать Пентагон; может хакнуть банк и вывести средства себе на счет; взяли горбатого шепелявого айтишники на ограбление банка офлайн.
Работает на заводе
Мужики; разговаривают специфически, ходят как ковбои; у всех усы; называют друг друга по отчеству; на заводе огромные ворота; носят каски; можно потеряться; там снимали финальную сцену фильма «Терминатор 2».
Би ту би (B2B)
Продажа бизнеса для другого бизнеса; продажи; рынок; имеет дело с супермаркетами, заводами; это форма уровня знаний английского языка; что-то из Шекспира to be or not to be; специально выбрали такое название, чтоб отстали, когда спрашивают, где ты работаешь.
На заметку! Заведи себе тетрадку, блокнот или заметки на смартфоне, куда ты будешь выписывать свои ассоциации и пополнять их по мере выступлений. В будущих выступлениях так или иначе все будет повторяться (профессии, внешность, хобби, имена), но ты уже будешь на опыте.
«…завтра мое шоу в „Текс-Мекс“ и броней 14 из 40. Мало. Но я делаю себе вызов, даже если будет мало зрителей. Только вперед!»
Наверное, мой упертый характер помогает мне не сдаваться и продолжать, несмотря ни на что. И дело не в разовом испытании воли. Мероприятий, когда приходило совсем-совсем мало человек было очень-очень много.
Сколько себя помню, с раннего детства мне нравился вызов: когда был выбор играть в футбол за команду с сильными игроками и за команду с игроками слабыми, я выбирал вторую. Я знал, что сыграв против слабых, мне это ничего не даст. Не сделает меня сильнее, умнее, хитрее. А если ты играешь против сильных, это заставит тебя и бегать больше, и думать быстрее, и характер закалит. Поэтому я всегда отношусь к небольшому количеству зрителей на своем шоу философски: «Пришло сегодня мало зрителей – ок! Будет нелегко. Придется изловчиться, чтобы было интересно!» Удивительно, но именно в такие моменты я становился опытнее, понимал, как мне действовать, придумывал ходы, которые помогают делать часовое шоу даже на шесть зрителей.
Чем больше я делаю мероприятий, тем больше убеждаюсь, что важен правильный настрой. Уныние, переживание и недовольство чем-либо перед выступлением не дают ни шиша. Позитивный настрой и возможность посмотреть на ситуацию под правильным углом дают сто очков вперед. Зритель всегда чувствует настрой выступающего. Зрителю нравятся позитивные ребята на сцене. И зритель всегда поддержит, если он видит за что.
В долгосрочной перспективе все эти мелочи, по типу малого количества зрителей в зале, не имеют никакого значения. Для стендап-импровизатора гораздо большее значение имеет частота выступлений – его практика. Поэтому я бы опасался больших перерывов между выступлениями. Часовое шоу раз в неделю – это необходимый минимум, который должен организовать себе каждый импровизатор, если он подходит к вопросу серьезно.
Шоу – это тренировка
Каждое шоу – это тренировка. Или репетиция другими словами, но импровизаторы ничего не репетируют. Чем чаще устраиваешь шоу, тем больше набираешься опыта. Здесь нет другого пути. Если хочешь чего-то достичь, то нужно выступать, выступать и еще раз выступать.
Помню, когда я начинал заниматься стендап-импровизацией, я устраивал шоу два раза в месяц. Всего-навсего раз в две недели. Но мне хотелось выступать чаще. Да вот только я боялся. Боялся, что не соберу народ. Боялся, что меня не хватит. Сколько внутренних споров во мне гуляло. Но в какой-то момент я просто стал делать. Делать каждую неделю. Я выбрал для себя непопулярный день у заведений – среду, чтобы проще было договориться по условиям выступления. А в любом заведении примут только за счастье, что хоть какой-то народ к нему придет в среду.
Конечно, собрать полный зал, даже на тридцать пять человек, каждую среду (четыре раза в месяц!) задача не из легких. Но и это необязательно. Нет, конечно, полный зал – это кайф. Но на практике даже от девяти зрителей в зале можно устраивать шоу. Не нужно жаловаться, не нужно волноваться. Все просто. До тех пор, пока ты не стал известным (гастролирующим) комиком, где от того, как ты собрал зал, зависит твой заработок, каждое шоу – это репетиция, это тренировка.
Мне нравится сам процесс выступления. Неважно, сколько сегодня пришло на шоу. Если ты кайфуешь от процесса, и те 9 человек тоже – это уже счастье!
Цель моя на данный момент времени заключается в повышении количества успешных (смешных) выступлений. Безусловно, успешное/неуспешное выступление зависит от многих факторов, и от комика в большей степени, как ни крути. Качество успешных выступлений берется от гигантского количества практики. Выступать, выступать и еще раз выступать. Но тупо выступать будет мало. Нужна работа над ошибками. Для работы над ошибками нужен анализ выступлений. Невозможно прорабатывать то, чего не знаешь. В анализе помогут: просмотр выступлений на видео и взгляд со стороны партнеров-комиков. Я пользуюсь обоими вариантами. Видео помогает посмотреть на себя со стороны и визуально разобрать свои слабые и сильные стороны в «актерке», речи, шутках, отыгрышах. Видео, даже если не выкладывать в сеть, служит прекрасным помощником. Помню, как-то после очередного выступления мне показалось, я сделал лучшее шоу в моей жизни, а видео говорило обратное. Или я считал выступление провальным, а видео говорило мне: «Не все так плохо, брат!»
Еще я приглашал на свое шоу коллег по работе, мнению которых я доверяю. Выше текст сообщения, который я получил от одного из них (спасибо, Толя!), состоящий из тезисов. И пусть это разом не решило всех моих проблем, зато помогло сделать следующий шаг к моей цели.
«…я хочу стать известным стендап-импровизатором, чтобы гастролировать и выступать по стране.
Порой мысли о том, что это невозможно (или это не получится) меня
тревожат. Ведь последнее время не было хороших (идеальных) выступлений. И был стыд. Я знаю, что на мастерство требуется время. И весь следующий год я буду организовывать выступления…»
Должен признаться, что чувство стыда после выступления мне встречалось нередко. До сих пор есть такие. У меня бывали выступления, когда первые минут двадцать уходило в тишину. А бывало, что и весь вечер я не мог избавиться от навязчивой мысли, что я делаю что-то не так. А чувство вины и стыда только топили меня еще глубже.
Нашел ли я для себя решение? Да, решение в том, что в каком-то смысле нужно относиться к происходящему как к рутине, работе, на которую ты ходишь, несмотря ни на что. Не получилось сразу – получится через неделю. Не получилось через неделю – получится через месяц. И так далее, до победного конца.
Каждый раз повторяю себе как мантру: как бы плохо ни проходили шоу – нужно продолжать! Даже после самой темной ночи наступит день.
Открою личные секреты, что мне помогает в данной ситуации.
Во-первых, даже если я говорю, что шоу прошло плохо, я немного лукавлю самому себе. Ведь в моем шоу есть определенная структура. Например, в конце каждого своего шоу я пою песню о зрителях, с которыми успел пообщаться. Как правило – это всегда заходит хорошо. Конечно, бывали дни, где я умудрялся провалить и эту беспроигрышную часть: не мог подобрать простейшую рифму, путал имена и профессии. Но в большинстве случаев она была выигрышная.
Во-вторых, мне помогает расписание на месяц вперед. Такой план держит тебя в постоянном тонусе. И дает понять, что на сегодняшнем шоу, удачном или неудачном, ничего не заканчивается. Впереди много работы и нужно продолжать.
Если я когда-то мечтал делать свое шоу два раза в месяц, то теперь, выступая практически каждую неделю, я желаю делать часовые шоу два-три раза в неделю. И лишь в частоте выступлений и новых творческих экспериментах я вижу развитие и дальнейший рост. Можно прочитать три сотни книг по всем граням импровизации, но без практики это ничего тебе не даст.
Иди дальше
Одним из моих тормозов в развитии комедии «из воздуха» является страх, а что подумают люди? Если я пойду дальше одной или двух шуток на ситуацию и буду продолжать фантазировать на заданную тему, люди подумают: «Ну это уже совсем бред». А у тебя такое было?
На самом же деле зрителю нравится слушать и смотреть внутренний мир другого человека, удивляться чему-то новому. По сути, они за этим и пришли. Не нужно лишать их этого удовольствия.
Смешить людей своим юмором и при этом не бояться быть смешным!
Как преодолеть свой страх идти дальше? Только методом проб и ошибок. Необходимо раздвигать свои рамки комфорта и идти туда, где страшно. А это значит – только вперед. Импровизация – это сплошной эксперимент. Так почему бы изначально не дать себе такую установку, а не рассматривать этот шаг как что-то необдуманное?
Спроси себя: «Ты можешь позволить себе одно шоу, чтобы попробовать все эксперименты, на которые ты раньше не решался?» У тебя уже были провальные шоу, когда ты делал на них то, чего не боялся делать. Делал то, что, как тебе казалось, ты мог сделать хорошо, но потерпел фиаско. А теперь выдели одно шоу, где ты идешь на глобальный эксперимент: получи первый попавшийся импульс из зала и преврати свое часовое шоу в моноспектакль, где говоришь и показываешь только ты. Шаг за шагом пользуюсь принципом создания истории и шуток:
«…стало меньше материала, чтобы выкладывать в соцсети и ютьюб. Странно, ведь чем больше я занимаюсь импровизацией, тем вроде бы больше должно быть шуток? Может, я перестраиваюсь? Главное – не бросать и идти дальше…»
И действительно в какой-то момент я стал за собой замечать уменьшение плотности юмора в шоу. Оттого и нежелание выкладывать, как раньше, практически каждое шоу в сеть.
Анализируя это, я прихожу к выводам о внутреннем желании делать лучше. Может быть, и плотность юмора, и качество шуток у меня осталось прежним. А вот требования к себе возросли. С каждым месяцем работы над собой хочется большего. Как будто бы прошлые ощущения уже надоели и не устраивают.
Делаю вывод: сохранять спокойствие и продолжать свой путь. И как показала практика в будущем, удовлетворение от проделанной работы возвращается. Все волнообразно. Ведь достигая каких-либо результатов, мы довольствуемся ими не так долго. Это плохо и хорошо. Плохо, потому что мы наркоманы позитивных ощущений и у нас возникает ломка от неудовлетворенности на сцене, делая то же самое, уже не получаешь прежнего кайфа. И хорошо, потому что от неудовлетворенности появляется желание работать еще больше и упорнее над собой, чтобы достичь кайфа нового.
«…мне порой кажется, что я совсем несмешной. Может, и есть что-то во мне, но очень-очень мало и недостаточно для успеха».
Читая этот тезис из своего дневника с холодной головой, как если бы я выслушал своего друга с подобной проблемой, я бы ответил следующее. Мышцы на теле у спортсменов не возникают сами собой. Нужно терпение, упорство и время. С мышцами, которые отвечают за юмор, происходит то же самое. Повторюсь, ни одна книга по импровизации не даст моментального результата без постоянной практической работы.
Приучай себя анализировать каждое свое выступление. Почему сегодня было смешно или несмешно? Чем сегодняшнее неуспешное выступление отличается от вчерашнего успешного? И наоборот. Была ситуация, где ты пошутил несмешно. Как ты пошутил бы сейчас, если вернуть все обратно? Записывай каждое шоу на видео, оно поможет адекватно взглянуть на вещи со стороны. Каждый раз после выступления отсматриваем материал и анализируем. Благодаря анализу и проработке мы растем.
Важно! Периодически обращаться к коллегам и получать советы со стороны, чтобы не вариться в собственном соку и получать глоток свежего воздуха или пинок под зад.
Расходуй заходы разумно
Все мы умны задним умом, но в нашем деле анализ выступлений необходим. Отсматривая записи своих шоу, я периодически ловлю себя на неразумном расходовании заходов. Некоторый текст, проговоренный мной, идет просто впустую, не неся никакого смысла с точки зрения создания комедии. Как результат, это приводит к снижению плотности юмора. Поэтому расходуй заходы разумно. В противном случае неиспользованные потенциальные заходы превращаются в простую болтовню.
Приведу пример неразумного использования текста. Комик строит комедию на истории одного из зрителей, пусть его зовут Семен: «…у Семена лучшая автомастерская в городе. Мастерская „Семен и Ко“. И Семен любит ходить на рыбалку со своей женой, а не с мужиками. Чтоб точно рыбачить, очевидно». Давайте разбирать. В данном примере заходы были использованы неразумно, точнее заходы были, но на них не обратили внимания. Из-за этого все превратилось в пустую болтовню. А от этого необходимо избавляться.
«Лучшая автомастерская в городе». Эта фраза не принесла никакого смысла комедии. Хотя сама по себе является идеальным заходом. Зрителю будет интересно увидеть отыгрыш комика, насколько эта автомастерская хороша. Или, наоборот, как тогда выглядит худшая мастерская? Идеально, когда оба варианта есть в комедии. Таким образом, воспользовавшись лишь одним импульсом, мы разворачиваем целый бит[5 - Бит в стендапе – это набор шуток на одну тему.]. Ну а если ничего на ум не приходит на тему лучшего автосервиса, зачем тогда вообще его упоминать?
«…у Семена лучшая автомастерская в городе. И Семен любит ходить на рыбалку». Unusual этих предложений может стать странность, что у Семена есть собственный автосервис, но они с женой ходят на рыбалку. А не ездят на машине.
Несколько возможных причин лишней и ненужной болтовни стендап-импровизатора:
– детектор Unusual[6 - Unusual (англ.) – необычное. То, за что может зацепиться импровизатор и построить комедию. Описано в книге «Стендап-импровизация. Секреты комика-лентяя».] недостаточно развит;
– рассеянное внимание, нет сосредоточенности;
– не находишься здесь и сейчас, а планируешь импровизацию наперед.
Раздуй из мухи слона
Упражнение, которое можно выполнять одному. Но вдвоем оно будет еще интереснее. Отличный способ поиграть в интеллектуальную игру в дороге. Кстати, там оно и было придумано.
Один что-то требует: «Дай денег!»
Второй удивляется: «Дать денег?» И задает вслух вопрос, отталкиваясь от требований первого («где бывают деньги?») «Я тебе что – банк?»
После чего второй задает себе внутренний вопрос «Если это так, то что еще так?» И говорит вслух первому: «Может, тебе еще ипотеку оформить?»
Если вы играете вдвоем, можете накидывать требования друг другу по очереди. Либо сперва один накидывает 5—10 требований, а потом второй. Второй случай эффективнее, так как оба участника концентрируются на своих задачах продолжительное время.
Цель упражнения: научиться преувеличивать, доводя до абсурда быстро и практически не задумываясь. Навык раздувать из мухи слона помогает развивать комедию. И при этом оставаться в одном информационном пространстве.
Как применять это на практике?
Во-первых, данный навык станет отличным подспорьем для общения с хеклерами. В частности, когда они пытаются манипулировать и задают каверзные вопросы по типу: «а когда будет смешно?», «когда начнется шоу?», «сколько тебе заплатить, чтоб ты уже закончил?».
Во-вторых, навык «из мухи слона» помогает в рубрике «решала». Это рубрика, в которой зрители озвучивают свои проблемы, а комик помогает найти выход из предложенной ситуации (шутит на заданную тему). Например, зрительница говорит «не могу найти парня, где его искать?». Один из вариантов в данном случае попытаться найти другой сюжет этой истории через соединитель «искать». Придаем этому слову эпичности (то есть раздуваем из мухи слона) и делаем отыгрыш, как девушка, превозмогая себя, ищет своего парня в лесах Амазонки или ищет его, как сыщик в детективном жанре фильма.
Есть и обратное действие этому упражнению. То есть сдувание слона в муху. Когда мы что-то большое, дорогое и значимое цинично преуменьшаем, если этого требует ситуация.
Представим, зрительница в зале с упоением рассказывает (прямо-таки хвастается всем!), что ее мужчина ездит на «Порше Кайен». Импровизатор может сдуть слона в муху: «Стойте! То есть у вашего мужчины есть автомобиль? И вы решили нас этим удивить? Не яхта, не своя космическая ракета, а просто автомобиль? Я понимаю, если бы в девятнадцатом веке нам такое заявили. Но мы ездили в маршрутках стоя, нас каким-то автомобилем не удивишь. Вы ведете себя, как будто вы единственная трудоустроенная заявились на биржу труда и давай такая перед безработными „бе-бе-бе, а у меня есть работа“. Сегодня вы скажете, что у вашего мужчины автомобиль, завтра – что вы сыр ели…»
«…вчера было классное шоу стендап-импровизации. Причем не было разогрева, даже особо музыки перед выступлением, так как не было звукача и ноутбука, чтобы включить музыку. Была восхитительная динамика, и я ловил себя на мысли, что не умолкаю ни на секунду. Может, в этом и есть отчасти секрет хорошего шоу? А еще я заметил, что публика попалась прям моя. И неважно, что донатов было всего 400 руб. Сейчас я делаю шоу не ради денег, а ради опыта и тренировок. Мне почему-то стало лень монтировать выступления и выкладывать на YouTube-канал. Это не есть хорошо! Но как будто бы я прихожу к мысли, что некоторые шутки стали вплетены в шоу как бы с долгоиграющим заходом, а не короткие, как было раньше. И поэтому трудно вырезать или вырвать из контекста…»
Не всегда ощущения непосредственно во время выступления совпадают с ощущениями после просмотра видео. Понятно, что отсматривая видео, мы смотрим фильм, зная уже некий «спойлер», шутки уже не воспринимаются такими смешными, как во время их рождения. Но бывает на шоу ты думаешь: «Вау! Это гениально!». После просмотра видео: «Ну и что тут мне показалось гениальным?». Но также есть и обратная сторона. Порой кажется во время выступления, что шоу провальное, несмешное: «Что я вообще творю?». А после просмотра думаешь: «Да нет. Не все так плохо. И что я себя весь час расстраивал». Поэтому не стоит ставить себе какую-либо оценку, не отсмотрев свое выступление на видео. Это будет необъективно.
Коллбэки*
*Коллбэки (перевод с англ.) – возвращения. Возвращения к фразам, звукам или действиям, которые уже были.
Лично у меня это один из любимых инструментов комедии. Даже, возможно, я с ним перебарщиваю. Могу применить одну и ту же фразу несколько раз за шоу. Но эффективность этого инструмента невозможно переоценить.
Принцип работы прост. Берешь слово или забавные фразы, ответы на вопросы, выкрик из зала, которые ты можешь использовать в качестве отправной точки для импровизации, и применяешь их в других ситуациях или обстоятельствах комедии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70897642?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Чайка. В комедийной среде этот термин характеризует человека, который громче всех смеется на стендап-концерте и имеет необычный заразительный смех, напоминающий крик чайки.
2
Ассоциации первого уровня – это мгновенные образы при контакте с предметом или явлением.
3
Ассоциации второго порядка (уровня) – это логические связи между событиями, предметами, явлениями и фактами, найденные после некоторой мыслительной деятельности, основанной на знаниях и опыте человека.
4
Ассоциации третьего порядка (уровня) – связи между событиями, предметами, явлениями и фактами, бессознательно улавливаемые человеком
5
Бит в стендапе – это набор шуток на одну тему.
6
Unusual (англ.) – необычное. То, за что может зацепиться импровизатор и построить комедию. Описано в книге «Стендап-импровизация. Секреты комика-лентяя».