Таможенное оформление за 10 шагов. Практическое пособие
Ольга Морозова
В этом пособии пошагово и подробно изложен процесс таможенного оформления: от знакомства с основными документами и принципами, регулирующими таможенное дело, до выбора работы в сфере внешнеторговых поставок. Начинающий специалист сможет разобраться в Таможенном кодексе, в особенностях поставок в РФ и из РФ, подготовится к первому таможенному оформлению и узнает, с какими трудностями столкнется в процессе работы в таможенном деле.
Таможенное оформление за 10 шагов
Практическое пособие
Ольга Морозова
Редактор Наталья Шевченко
Корректор Алена Деньгова
© Ольга Морозова, 2024
ISBN 978-5-0064-2188-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Почему я написала это пособие
Я давно работаю в сфере внешнеторговых поставок. Начинала как закупщик и логист-международник. Потом была начальником таможенного отдела в компании, занимавшейся международными перевозками. Мы оказывали клиентам комплексные услуги: везли груз и делали таможенное оформление, были таможенными брокерами. После работала в нескольких крупных компаниях уже «на стороне клиента», организовывала внешнеторговые поставки и таможенное оформление грузов.
Некоторое время назад я стала преподавателем и консультантом. Читаю лекции по таможенному оформлению, внешнеторговым закупкам и международным перевозкам и довольно часто консультирую компании, которые хотят начать внешнеэкономическую деятельность или сталкиваются с проблемами в процессе внешнеторговых поставок.
На лекциях мои студенты часто просили порекомендовать какой-нибудь учебник по таможенному оформлению. К сожалению, ничем помочь я им не могла. Мне не встречалось вразумительного учебника, в котором процесс таможенного оформления был бы описан просто и по делу. Все, что попадались, представляли собой выдержки из Таможенного кодекса – либо полностью скопированные в текст, либо пересказанные своими словами.
Спору нет, Таможенный кодекс – документ основной и очень важный. Но из него не всегда можно понять, как таможенное оформление происходит на практике, в реальной жизни. К тому же чтение Таможенного кодекса – сложное дело даже для профессионала. Для начинающего специалиста продраться через замысловатые формулировки почти невозможно.
Было понятно, что учебник нужен, и я решила написать его сама, опираясь на курс лекций, который я читаю для тех, кто хочет разобраться с особенностями таможенного оформления в России.
О чем пойдет речь
Мы рассмотрим процесс таможенного оформления последовательно, по порядку. Начнем со знакомства с основными документами, которые регулируют таможенное дело, и познакомимся с принципами таможенного оформления.
Дальше перейдем к подготовке к первому оформлению. Поговорим о том, что нужно сделать до начала таможенного оформления груза и как проходит оформление. Я расскажу, как выбрать подходящую таможенную процедуру, правильный код ТН ВЭД; как рассчитать таможенный платеж и куда его нужно заплатить; как получить нужные для таможенного оформления сертификаты. Это все подготовительная работа, которую необходимо сделать до начала первого оформления.
Мы обсудим, с какими проблемами можно столкнуться в процессе таможенного оформления и что такое посттаможенный контроль. Еще один важный вопрос: как выбрать себе хорошего таможенного представителя и как с ним торговаться по поводу стоимости его услуг.
Таможенного представителя мы находим на этапе подготовки к самому первому таможенному оформлению. С его помощью сделать первые поставки будет несравненно проще, чем самостоятельно, но обсудим мы работу с ним только в главе Шаг 8 – выбираем нового таможенного представителя, задаем правильные вопросы и торгуемся с ним, поскольку для всего этого уже нужно довольно много знать. Если не разобраться с особенностями оформления, сложно объяснить, что такое «правильные» вопросы таможенному представителю и как можно снизить стоимость его услуг. Ну и ничто не помешает нам сменить уже выбранного таможенного представителя, если он нас не устроит, или оговорить с ним более выгодные для нас условия.
На следующем шаге мы поговорим об особенностях поставок в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И последняя глава будет посвящена работе, связанной с таможенным оформлением: как проще начать работать в этой сфере, если у нас пока нет опыта, какие есть должности и какие требования предъявляет работодатель.
А начнем мы с введения во внешнеэкономическую деятельность. Посмотрим на эту работу сверху, в целом, а не на изолированные проблемы таможни. Специалисту по таможенному оформлению обязательно нужно разбираться не только в своем деле, но и во всей внешнеэкономической деятельности компании. Понимание особенностей этой деятельности упрощает понимание особенностей таможенного оформления, меньше нужно будет запоминать. К тому же знание всех аспектов поможет избежать ошибок и упростит решение проблем, если они возникнут. А они, скорее всего, возникнут – как же без них? Но мы не будем по этому поводу сильно расстраиваться и переживать. Проблемы – отличный способ научиться чему-то новому.
Введение
Если мы, наша компания, хотим привезти какой-нибудь товар в Россию или отправить что-то нашему покупателю в другой стране, нам предстоит таможенное оформление – мы должны задекларировать этот товар в таможне, оформить специальные документы и, возможно, заплатить таможенный платеж. А как это сделать? Вопрос непростой.
Таможенное оформление в нашей стране – процесс сложный, запутанный и довольно часто может закончиться совсем не так, как нам бы хотелось. Таможенным оформлением занимаются подготовленные специалисты, обладающие специальными знаниями и большим профессиональным опытом. И на работу в компании, которые занимаются внешнеторговыми поставками или оказанием услуг по таможенному оформлению, стараются нанимать сотрудников с опытом. А что же делать тому, кто хочет начать работать в этой сфере, но опыта пока не имеет? Ответ простой – учиться.
Можно пойти на специальные курсы. Какие именно курсы нам нужны, я расскажу в главе Шаг 10 – идем работать в компанию, связанную с таможенным оформлением. Надеюсь, что и этот учебник поможет разобраться с тонкостями таможенного оформления в РФ.
Несмотря на то что таможенное оформление в РФ организовано сложно, научиться ему вполне возможно. Однако таможенное оформление – это только часть процесса внешнеторговой поставки. Да, часть важная и сложная, но это только одна из задач, которую нашей компании нужно решить, если мы хотим участвовать во внешнеэкономической деятельности. Организуя такие поставки, важно понимать все детали и видеть всю картину целиком, представлять, какие моменты необходимо учесть, определить, какие контрагенты нам понадобятся, и уметь составить план действий. Давайте с эти разберемся.
Итак, прежде всего хотелось бы увидеть всю картину в целом. На схеме ниже показано, что именно нужно учесть при заключении внешнеторговой сделки и организации международной перевозки.
Прокомментирую эту схему.
1. Наши отношения с поставщиком или покупателем – как его найти и как проверить его благонадежность? Как составить внешнеторговый контракт так, чтобы минимизировать наши риски?
2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ – какие рычаги использует наше государство для регулирования внешнеэкономической деятельности? Нужно ли нам получать специальное разрешение на право ведения внешнеторговой деятельности?
3. Налоговая в РФ – каким будет НДС по этой сделке и кто его будет платить в бюджет своей страны: продавец или покупатель?
4.Таможня – нужно понять, каким будет таможенный платеж, какие есть особенности оформления нашего груза и какие потребуются сертификаты.
5.Перевозчики – нам нужно найти перевозчика или экспедитора и рассчитать стоимость доставки груза к нам на склад.
6.Таможенный представитель – он нам точно понадобится для первых поставок, чтобы оформить и подать в таможню наши декларации. Значит, нужно его найти.
7. Страховая компания – груз нужно застраховать, нужна страховая компания.
8. Центры по сертификации – при таможенном оформлении очень многих грузов требуется оформить и предъявить в таможне разные разрешения и сертификаты. Значит, нужно найти тех, кто это для нас сделает. Это центры по сертификации.
9.Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в стране нашего иностранного контрагента – нужно узнать, требуется ли в стране контрагента специальное разрешение на внешнеторговые поставки. Если требуется, нам нужно получить от контрагента скан этого разрешения.
10. Налоговая в его стране – здесь опять возникает вопрос по НДС: какой НДС в стране нашего контрагента?
11.Таможенное оформление в стране контрагента – каковы особенности таможенного оформления в стране нашего поставщика или покупателя?
Давайте разберемся с этими вопросами.
1. Наши отношения с поставщиком или покупателем
Прежде всего нужно найти себе подходящего контрагента – поставщика или покупателя. Где искать? В интернете, на специализированных выставках; в Китае поставщиков можно найти на оптовых рынках, если наша компания занимается поставками товаров народного потребления.
Потенциального контрагента очень важно проверить всеми возможными способами. В интернете немало сайтов, где можно найти информацию о компаниях. Особенно внимательно нужно проверять китайские компании. До начала работы с китайскими компаниями стоит сделать аудит нашего потенциального партнера. В Китае много компаний, готовых сделать такой аудит, и очень часто в этих компаниях работают русские специалисты, так что с коммуникацией проблем не будет. Обойдется аудит примерно в 500 долларов.
Дальше последуют переговоры, коммерческое предложение продавца, расчет стоимости доставки и таможенного платежа. Если результат расчетов нас порадует, то можно будет переходить к согласованию контракта.
Контракт очень важно внимательно изучить и постараться включить в него пункты, которые минимизируют наши риски.
2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности компании в РФ
Удивительно, но для того, чтобы начать внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) в РФ, никакого специального разрешения не требуется. Например, в Китае компания, которая хочет поставлять товар иностранному покупателю, должна получить экспортную лицензию. В России же компания может заниматься импортом и экспортом, не проходя процедуру специальной регистрации как участник ВЭД. При первой подаче таможенной декларации вместе с документами на товар компания представляет комплект своих уставных документов и таким образом проходит регистрацию в таможне.
Но все-таки как-то государство регулирует внешнеэкономическую деятельность? Несомненно. У государства есть три рычага:
1) тарифное регулирование;
2) нетарифное регулирование;
3) валютный контроль.
Тарифное регулирование – это ввозные или вывозные пошлины. Если государство хочет, чтобы участники ВЭД возили каких-то товаров побольше, оно снижает ввозные пошлины. Если государство хочет, чтобы из страны не вывозились какие-то товары, оно повышает вывозные пошлины.
Например, в 2010 году были введены запретительные пошлины на вывоз необработанной древесины: если участник ВЭД хотел поставлять на экспорт лес-кругляк, то нужно было платить вывозную пошлину – 80% от стоимости груза. Это так называемая заградительная (запретительная) пошлина. Коммерческий смысл такие сделки перестали иметь, и экспорт леса-кругляка на время прекратился.
Одновременно были снижены до 0% ввозные пошлины на деревообрабатывающие станки. В результате деревообрабатывающих станков повезли в страну больше и стала развиваться обработка древесины в России, на экспорт повезли не лес-кругляк, а изделия – доски и брус.
Изменение пошлин на многие товары происходит постоянно, и эти изменения нам нужно отслеживать.
Нетарифное регулирование — это всевозможные сертификаты, лицензии, квоты, количественные и иные запреты и ограничения экономического характера, которые государство использует для регулирования внешнеэкономической деятельности.
Я подробно расскажу о нетарифном регулировании в главе Шаг 6 – получаем нужные сертификаты, делаем маркировку товара, вносим свою компанию в ТРОИС.
Валютный контроль – государственный контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Коротко говоря, сущность валютного контроля в том, что компания, юридическое лицо, не может бесконтрольно, просто по своему желанию (за небольшими исключениями), переводить денежные средства за границу РФ. Такие переводы строго регламентированы.
3. Отношения с налоговой инспекцией в РФ
В целом это не моя тема. Для того чтобы общаться с налоговой, в компании есть бухгалтеры и финансовый отдел. Налог на прибыль, НДФЛ и прочее к моей работе не относятся.
Однако, как специалист и директор по ВЭД, я постоянно сталкиваюсь с тем, что мне нужно разбираться с правилами, по которым взимается налог на добавленную стоимость (НДС).
НДС – это транзитный налог: он проходит всю цепочку создания ценности, по всем этапам создания и перепродаж товара или услуги до конечного пользователя. В базовой схеме коммерческой деятельности все участники цепочки пропускают НДС через себя транзитом: в одну сторону платят, с другой стороны получают. НДС платят: при покупках внутри страны – непосредственно поставщикам, при импорте – при «входном» таможенном оформлении. НДС получают: от покупателей или возмещением из бюджета. Уплаченное и полученное взаимно компенсируется, «себе» не остается ничего. На НДС нельзя «заработать», суммы НДС не учитываются при расчете себестоимости, доходов, расходов и прибыли.
В отличие от участников коммерческой деятельности, физические лица и мелкие предприниматели несут бремя НДС в полной мере. Сумму НДС, которую они платят при покупке товара или услуги, им никто не возмещает и не возвращает.
У НДС есть два базовых принципа:
1. НДС платит только конечный потребитель товара или услуги – физическое лицо или мелкий предприниматель.
2. НДС в бюджет платит только один участник сделки – либо продавец, либо покупатель. Даже если это сделка между юридическими лицами, которые зарегистрированы в разных странах.
Рассмотрим три схемы уплаты НДС в бюджет.
Схема 1 – поставка на территории России. Кто в этом случае платит НДС в бюджет, продавец или покупатель?
В этом случае НДС в бюджет платит продавец. Он выставляет счет на стоимость товара плюс НДС. НДС рассчитывается по ставке 20% (самый распространенный вариант) или 10% (по определенным группам товаров). Покупатель платит сумму плюс НДС продавцу, продавец отдает НДС в бюджет.
Схема 2 – поставка из иностранного государства, например из Евросоюза или из Китая, и в обратном направлении – поставка из России в другую страну. Кто платит НДС в бюджет, продавец или покупатель?
Схема 2.1 – поставка в Россию, импорт в РФ. В этом случае НДС в бюджет платит покупатель при таможенном оформлении товара в России. Следовательно, продавец выставляет счет без НДС и имеет право на НДС по ставке 0%. Право на нулевой НДС всегда нужно подтверждать. В данном случае для подтверждения права на НДС по ставке 0% продавцу нужно предъявить экспортную декларацию страны отправления.
Если мы покупаем что-то в Китае, имеет смысл проверить, а не добавляет ли наш продавец НДС к стоимости товара. Это случается довольно часто и связано с особенностями возмещения экспортного НДС в Китае. Однако это их проблемы, и мы, российские покупатели, не обязаны брать на себя их решение. Нам еще предстоит платить ввозной НДС при поставке в РФ, и совершенно нет смысла терять деньги на китайском НДС.
Как проверить, не включен ли НДС потихоньку в наш счет? Я использую для этого консультанта в Китае. Он по моей просьбе узнает, по какой цене наш будущий поставщик продает этот товар на территории Китая. Если консультант выясняет, что поставщик продает это товар на внутреннем рынке по той же цене, которую предлагает нам, значит, поставщик жульничает. Товар на экспорт должен стоить меньше на сумму НДС. В Китае НДС составляет 17%.
А где взять такого консультанта? Можно, например, обратиться в компанию, которая делает аудит в Китае. Они могут оказать и такие консультационные услуги. Такая компания будет очень полезной, если мы решим вести дела с китайскими компаниями. Их можно попросить провести исследование рынка, найти поставщика, проверить его и, очень полезная функция, им можно заказать инспекцию первой поставки, отправить их на загрузку первого контейнера: они пришлют своего представителя на место загрузки, сфотографируют товар, который нам отправляют китайцы, пересчитают погрузочные места и пришлют фотографии того, как товар закреплен в контейнере. Это очень важно контролировать, если мы работаем с китайскими компаниями.
Схема 2.2 – поставка из России, экспорт из РФ. Покупатель будет платить НДС в бюджет своей страны. Продавец выставляет счет покупателю без НДС и имеет право на НДС 0%. И это право тоже нужно подтвердить. Подтверждением будет декларация, которую компания оформит при экспорте товара.
Схема 3 – поставка из иностранного государства, но это государство входит в ЕАЭС, который объединяет Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан.
ЕАЭС – единое экономическое пространство, при поставках товаров внутри Союза таможенный контроль отсутствует. Точнее, в некоторой степени контроль все-таки есть, но об этом мы поговорим позже. Кто же в этом случае платит НДС в бюджет (НДС в странах ЕАЭС разный. Например, в Казахстане и Кыргызстане он составляет 12%), продавец или покупатель?
Схема 3.1 – поставка в Россию из страны, входящей в ЕАЭС. В этом случае, как и по второй схеме, НДС в бюджет платит покупатель. И, следовательно, продавец имеет право на НДС, равный 0%, которое он должен подтвердить. А покупатель должен уплатить НДС в бюджет РФ, но не при таможенном оформлении, потому что таможенного оформления при таких поставках нет. Покупатель при подаче отчетности по НДС в налоговую предъявляет уплаченную сумму налога к вычету.
Схема 3.2 – поставка из России в страну, входящую в ЕАЭС. Продавец из РФ имеет право на нулевой НДС и должен это право доказать. Подробнее о поставках в ЕАЭС будет рассказано в главе Шаг 9 – делаем поставки в/из стран ЕАЭС.
?
4. Таможня
Перед поставкой нужно максимально полно узнать все, что возможно, про таможенное оформление нашего товар: сколько мы должны будем уплатить таможенного платежа, какие сертификаты нужно будет оформить и предъявить в таможне, как составить техническое описание на наш товар и многое другое. Этому посвящены остальные главы учебника, так что здесь отметим самое основное.
Нам нужно найти контрагентов, которые помогут доставить наш груз и сделать его таможенное оформление: Перевозчика (5) и Таможенного представителя (6). На первых порах за соответствующей рекомендацией проще обратиться к своим знакомым, которые занимаются внешнеэкономическими поставками. «Звонок другу» – самый надежный способ выбрать хорошего контрагента. В дальнейшем, когда начнем работать и многому научимся, мы сможем искать перевозчиков и таможенных представителей самостоятельно, в интернете. Однако для меня и сейчас рекомендация знакомого важнее, чем самый красивый сайт. В главе Шаг 8 – выбираем нового таможенного представителя, задаем правильные вопросы и торгуемся с ним я расскажу, как найти хорошего таможенного представителя и как правильно выстроить с ним взаимоотношения.
7. Страховая компания
Еще нам, скорее всего, нужно будет застраховать свой груз, а значит, нужна надежная страховая компания. Которая не только охотно возьмет наши деньги в качестве страховой премии, но и быстро и без проволочек выплатит страховое возмещение, если с грузом что-нибудь произойдет. Как найти такую компанию? И как сделать так, чтобы всегда получать страховое возмещение в случае аварии? В двух словах об этом не расскажешь.
Пожалуй, самое главное – нужно понять, что все страховые компании примерно одинаковые. Они очень охотно берут наши деньги и очень не хотят расставаться со своими. Законы о страховании составлены так, что страховая компания почти всегда может избежать необходимости платить страховое возмещение своему клиенту. Что же все-таки способно заставить их раскошелиться? Только нежелание потерять нас как клиента. Если у нас много поставок и если страховая понимает, что, в случае отказа в выплате, мы уйдем к другим, – она заплатит. Поэтому стоит все свои грузы страховать в одной компании и таким образом увеличивать объем поставок и желание страховой компании продолжать с нами сотрудничать.
Также важно страховать свои грузы в российских страховых компаниях и не перекладывать это на поставщика. Иностранные страховые работают точно так же, как и российские, но с ними, в случае отказа в выплате, будет сложнее. Разбираться с ними придется нашему поставщику. Если у него не будет достаточно большого желания получить для нас эти деньги, он ничего не добьется, и мы останемся без страхового возмещения. С российскими страховыми компаниями на своей территории больше шансов договориться. В конце концов, если страховая наотрез отказывается выплачивать возмещение, с ней можно и нужно судиться. Шансы добиться справедливости есть.
8. Сертификаты
При таможенном оформлении очень многих товаров, по требованиям нетарифного регулирования, в таможне нужно будет предъявить разные сертификаты. Это могут быть сертификат соответствия или декларация о соответствии требованиям технических регламентов, свидетельство о государственной регистрации или лицензия Минпромторга. И много еще чего. Как их получить? Самый простой способ – через центры по сертификации.
Подробно о том, какие бывают требования по нетарифному регулированию, как узнать эти требования и как получить нужные документы, я расскажу в главе Шаг 6 – получаем нужные сертификаты, делаем маркировку товара, вносим свою компанию в ТРОИС.
Также важно понимать, как все это работает у нашего контрагента, поставщика или покупателя. Как его Государство (9) регулирует внешнеэкономическую деятельность компаний, как работает его Таможня (10) и его Налоговая (11).
Иногда эти знания позволяют проверить поставщика. Например, в Китае для того, чтобы отправлять товары на экспорт иностранному покупателю, поставщик должен иметь экспортную лицензию. Копию экспортной лицензии нужно обязательно запросить у поставщика до заключения внешнеторгового контракта.
Иногда понимание того, какие законы регулируют таможенное оформление у нашего контрагента, помогает решить возникшую проблему. Например, случай из моей практики.
Мы поставляли на экспорт доски. Поставки шли в Эстонию. Машины для перевозки мы нанимали сами, в основном я использовала эстонских перевозчиков, это было выгодно. В целом это были очень простые поставки, таможенных платежей при экспорте досок не было, таможенные декларации выпускались в течение пары часов. Ничто не предвещало проблем, пока однажды покупатель на позвонил мне с известием о том, что очередную машину с досками ему присылать не нужно: у него финансовые затруднения, он объявляет банкротство, заплатить за доски не сможет – в общем, машину не присылайте. Хорошо, конечно, что позвонил, жаль только, что не сделал это на 4 часа раньше: машина уже была загружена, прошла таможенное оформление, прошла границу, стоит в Эстонии, и перевозчик уже нервничает, требует ее разгрузить. А как же я могу ее разгрузить, если груз не растаможен? Нужен другой покупатель, а для его поиска необходимо время. И ему придется продать нерастаможенный груз, что сделать просто так нельзя: таможенные законы ЕС это не разрешают.
Сразу возникает вопрос: а может быть, вернуть этот груз в Россию? Ну заплатим мы за обратную перевозку. В теории можно было бы при обратном ввозе заявить таможенную процедуру «Реимпорт» и не платить ввозную пошлину и НДС. Но это в теории, а на практике так не получится. На практике доски нельзя подать под процедуру «Реимпорт», потому что их нельзя однозначно идентифицировать. Нельзя объяснить таможне, что это точно те самые доски, которые мы вот только что вывезли. Под процедуру «Реимпорт» можно подать товары, у которых есть серийные номера и эти номера прописаны на шильдах, прикрепленных к каждой единице товара. Или есть номер двигателя или номер шасси, в том случае если мы везем транспортное средство. Или если мы вывозим живое животное и у него есть в ухе чип с номером. Эти номера должны быть внесены в экспортную декларацию. У досок ничего подобного нет, поэтому при обратном их ввозе придется оформить не таможенную процедуру «Реимпорт», при которой не нужно платить таможенный платеж, а таможенную процедуру «Импорт», а значит, уплатить ввозную пошлину и НДС за свои же доски. Плохая идея.
Но что же делать? Машину нужно освобождать. Платить перевозчику по 150 евро в сутки, пока мы ищем нового покупателя, не хотелось бы. Да и все равно остается проблема продажи нерастаможенного груза.
На самом деле эта задача решается просто. В Европе вообще и в Эстонии в частности есть много таможенных складов (это не склад временного хранения, СВХ, это другое), и при помещении груза на такой склад мы можем заявить таможенную процедуру, которая так и называется – таможенная процедура «Таможенный склад». При помещении груза под эту таможенную процедуру не нужно платить таможенный платеж и, это важно, можно перепродавать нерастаможенный груз. Я подробно расскажу про эту таможенную процедуру позже, когда речь пойдет о таможенных процедурах. У нас в России она тоже есть.
Так что вопрос был решен легко. Перевозчик по моей просьбе нашел (и очень быстро, за пару часов) таможенный склад, выгрузил на него доски и сам оформил таможенную процедуру «Таможенный склад». Недели через две мы нашли нового покупателя, объяснили ему, где забрать груз, он приехал, оплатил склад, забрал груз и оформил его под таможенную процедуру «Импорт». Так можно и нужно. Склад и перегрузка в результате обошлись дешевле, чем если бы мы держали груз в машине и платили простойные перевозчику.
Чем больше мы знаем о всех деталях внешнеторговых поставок, тем проще нам будет решать возникающие проблемы. А проблемы обязательно будут, куда же без них.
Итак, теперь мы видим всю картину целиком, знаем примерно, что нам необходимо будет учесть, что необходимо будет сделать и каких контрагентов найти для того, чтобы это было сделано хорошо. Хороший контрагент сам за нас все сделает, нам останется только оплачивать его услуги. Однако в наших интересах знать как можно больше о процессе. Это упростит для нас общение с таможенными представителями и перевозчиками, со страховыми и центрами по сертификации. Кроме того, чем больше мы знаем, тем меньше денег потратим, что, конечно, тоже немаловажно.
Так что давайте начнем разбираться с самой сложной частью этой схемы – с таможенным оформлением груза в РФ.
Шаг 1
Знакомимся с основными документами,
которые регулируют таможенное дело, и с принципами таможенного оформления
Когда долго общаешься с нашей таможней, кажется, что никаким законам логики и здравого смысла она не подчиняется. Тем не менее существует таможенное законодательство, и таможенники его придерживаются. Знать таможенное законодательство полезно – это дает представление о наших правах. Знание закона позволяет даже иногда убедить таможенника ему следовать.
Итак, какие документы регулируют таможенное оформление в РФ? Первый и главный – Таможенный кодекс ЕАЭС. Последний вариант кодекса вступил в действие 1 января 2018 года. На моей памяти это уже третий кодекс (предыдущие версии – 1993 и 2010 годов). От кодекса к кодексу этот документ становится все либеральнее и благоприятнее для участников внешнеэкономической деятельности. Правда, понятнее и меньше по объему не становится.
Таможенный кодекс – это основной документ, на основании которого работает таможня в РФ, а также в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Армении. Таможенный кодекс у нас теперь общий для всех этих стран, объединенных в ЕАЭС.
Второй основной документ – Федеральный закон №289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Начал действовать 3 августа 2018 года. Этот закон относится только к РФ.
Два этих документа (а это довольно толстые книжки) могут дать ответ на любой вопрос, связанный с работой таможни. Правда, читать эти документы (написанные очень многословно и невнятно) довольно сложно даже для профессионала. Я, например, быстро засыпаю. Поэтому в случае необходимости не пытаюсь читать все подряд, а ищу ответ на конкретный вопрос.
В Таможенном кодексе, как было сказано, можно найти ответ почти на любой вопрос, связанный с таможней, но чаще он отвечает на вопросы типа «А что это такое?». Например, что такое таможенная процедура «Свободный склад». А вот закон «О таможенном регулировании» дает ответ на вопрос «И как это работает в РФ?». Например, кто имеет право на оформление таможенной процедуры «Свободный склад», каковы условия включения в реестр владельцев свободных складов, какие документы нужно представить и т. д.
Помимо этих двух документов в таможне имеется огромное количество подзаконных актов, приказов, распоряжений, информационных писем, как открытых, так и закрытых, для служебного пользования. Таможенники сами часто не знают, где и что у них прописано.
И еще один документ, с которым, к сожалению, приходится иметь дело, – Кодекс РФ об административных правонарушениях. По российскому законодательству компания, которая в таможенной декларации указана как декларант товара (то есть наша компания), несет ответственность за правильные данные в декларации: за правильно указанный вес, корректно выбранный код ТН ВЭД и за точное описание товара.
Если наша компания оправляет груз из РФ, то есть мы являемся экспортером, то особых проблем нет. Мы можем аккуратно взвесить груз без упаковки и с упаковкой и потом указать этот вес в декларации. Точно описать товар мы тоже в состоянии. Код ТН ВЭД для нас определит (будем надеяться, что верно) таможенный представитель (компания, которая будет оформлять для нас таможенную декларацию).
С поставками в Россию, с импортом, все несколько сложнее. Например, поставщик прислал нам груз морем в контейнере. Во время таможенного оформления контейнер будет находиться в порту. Мы сможем получить груз только после того, как пройдем таможенное оформление и уплатим таможенный платеж.
Для таможенного оформления в таможню нужно будет представить таможенную декларацию и еще довольно много документов. В том числе счет от поставщика (инвойс) и упаковочный лист. В этих документах должен быть указан вес брутто (вес с упаковкой) и вес нетто (вес без упаковки) каждой позиции товара. При морской перевозке документы на груз с контейнером не идут, поставщик отправляет их нам по электронной почте.
Предположим, что поставщик прислал нам инвойс и упаковочный лист, в которых написал, что вес нетто нашего груза составляет 15 т, а вес брутто 15,5 т. Эти цифры мы и вносим в декларацию, других у нас нет. И наш контейнер попадает на таможенный досмотр. А на досмотре выясняется, что фактический вес брутто больше – например, составляет 17 т. Значит, скорее всего, вес нетто в нашей декларации тоже указан неправильно. Груз распакуют, взвесят, и выяснится, что да, и вес нетто, и вес брутто в декларации указаны неправильно, меньше, чем на самом деле.
К сожалению, это совсем не гипотетическая, а очень даже частая ситуация. Если у нас товар не весовой, а штучный, ну например мы покупаем настольные лампы, обувь или срезанные живые цветы, то нашему поставщику все равно, сколько весят эти товары. Мы платим ему за штуки, а не за вес. Поскольку поставщику все равно, он вписывает в документы вес брутто и нетто приблизительно, его таможня на это внимания не обращает. Однако нам и нашей таможне не все равно. Например, у срезанных живых цветов комбинированная пошлина. Что такое комбинированная пошлина и как ее рассчитывают, я подробно расскажу в главе Шаг 5. Сейчас коротко скажу, что в этом случае таможенный платеж может зависеть от веса нетто нашего товара: чем больше вес нетто, тем больше пошлина.
Если наш поставщик ошибся с весом в большую сторону: например, фактический вес 15 т, а он в документах указал вес 17 т и эти же 17 т мы внесли в нашу декларацию, – в этом случае с точки зрения нашей таможни никакого преступления нет. Таможенный платеж получится больше, мы заплатим больше денег в бюджет РФ, а это хорошо. Хорошо для бюджета, а не для нас. Платить лишние деньги, конечно, обидно, но если поставщик ошибется в меньшую сторону: например, фактический вес 17 т, а он в документах напишет 15 т, то для нас все будет гораздо хуже.
В этом случае у нас большие проблемы. Скорее всего, таможня заведет на нашу компанию дело об административном правонарушении (дело об АП). Оправдание, что нам этот вес сообщил поставщик, учитывать не будут. В решении по делу об АП напишут так: «Получатель не сделал все возможное для предотвращения АП». А что мы могли сделать? Могли до подачи декларации провести таможенный осмотр. Таможенный досмотрназначает таможня. Таможенный осмотр груза до подачи декларации имеет право провести получатель груза. Для этого нужно обратиться в таможню, таможня даст разрешение, далее в присутствии инспектора с машины или с контейнера будет снята таможенная пломба, и мы получим возможность осмотреть и взвесить груз до подачи декларации.
В теории это так. На практике так никто не делает. Это потеря времени и денег. Если груз пришел морем, контейнер до окончания таможенного оформления будет находиться в порту. Порт дает несколько свободных (бесплатных) дней. По их истечении за каждый день потребуется платить. Если мы захотим осмотреть контейнер до подачи декларации, его нужно будет перемесить на специальную досмотровую площадку. Это обычно занимает один-два дня. То есть, скорее всего, понадобится оплатить сверхнормативное хранение контейнера в порту. И точно придется заплатить за выставление контейнера на площадку для осмотра, за разгрузку-погрузку и взвешивание груза.
Если груз приехал на машине, то машина до окончания таможенного оформления будет находиться в зоне таможенного контроля на складе временного хранения (СВХ). В этом случае таможенный осмотр много времени не займет: машина сама подъедет на площадку для осмотра и не придется ждать один день, пока это произойдет, – но потребуется заплатить за разгрузку-погрузки машины и взвешивание груза.
Мы делаем осмотр груза до подачи декларации в очень редких, исключительных случаях. Во всех прочих, если поставщик указал в документах неправильный вес, мы рискуем получить дело об АП.
Если на нашу компанию будет заведено дело об АП, нам придется уплатить штраф в соответствии со ст. 16.2 Кодекса РФ об административных нарушениях. Однако штраф – это далеко не самые большие расходы. Все время, пока специальная оперативная таможня будет разбирать наше дело об АП, а это может занять около 10 рабочих дней, машину не отпустят с СВХ и контейнер не дадут забрать из порта. А это значит, что при автомобильной перевозке придется платить за СВХ (в Санкт-Петербурге, например, мы платим по 3—3,5 тыс. руб. за сутки – зависит от СВХ) и за простой машины перевозчику (по 150 евро в сутки). Если это контейнерная перевозка, будем платить порту за сверхнормативное хранение контейнера в порту. Стоимость хранения зависит от терминала прихода. Например, если контейнер придет в «Большой порт Санкт-Петербург», то за 10 дней нахождения 20-футового контейнера в порту придется заплатить примерно 800 долларов. Если контейнер будет стоять в Усть-Луге или Бронко, хранение обойдется дешевле, но это все равно расходы.
И еще одна проблема, связанная с делами об АП. В таможне есть автоматическое категорирование участников ВЭД. Подробно о нем я расскажу в главе Шаг 7. Коротко: это автоматическое разделение всех участников ВЭД на три категории – низкого, среднего и высокого риска. В данном случае это риск того, что участник ВЭД что-нибудь нарушит при таможенном оформлении. Если мы попадаем в категорию низкого риска («зеленый коридор»), это значит, что мы ничего не нарушали, таможня может не слишком придирчиво смотреть наши декларации, таможенных досмотров будет мало или не будет совсем. Если мы попадаем в категорию среднего риска (сюда попадают большинство участников ВЭД), то наши декларации будут принимать на общих основаниях, досмотры будут, но не слишком часто. А вот если мы попадем в категорию высокого риска («красный коридор»), то для нас в таможне все окажется очень сложно. Декларации будут изучать очень внимательно, досмотры возможны при каждой подаче декларации. Одна из причин, по которой мы можем попасть в «красный коридор», – это наличие нескольких (нигде не прописано точное количество) дел об АП, полученных за три месяца, за квартал.
Дело об АП обойдется нам дорого. Так что лучше избегать ситуаций, в которых его могут завести. Как этого добиться? Работать с поставщиками, разъяснять им риски и проблемы, которые возникнут, если они сообщат нам некорректную информацию, вносить в контракты условие, что в случае возникновения подобных расходов они будут перевыставлены на поставщика. Можно взвесить контейнер перед отправкой или взвесить машину с грузом. Вес контейнера написан на нем самом, перевозчик знает вес своей машины, так что хотя бы вес брутто груза мы будем знать.
Можно организовать предпогрузочную проверку. Например, в Китае есть много компаний, которые делают аудит, могут проверить китайского поставщика. Им же можно заказать проверку груза перед отправкой. Они приедут на место загрузки, сфотографируют груз, проконтролируют загрузку и крепление груза в контейнере. Если у поставщика есть весы – проведут контрольное взвешивание части груза. Если весов нет – организуют взвешивание полного контейнера. Стоит это не очень дорого, в любом случае меньше, чем мы потратим, если у нас будет дело об АП.
И еще один документ, до которого, надеюсь, не дойдет, – Уголовный кодекс. Он вступает в дело, если происходит уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном или особо крупном размере. Крупный размер – сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 2 млн руб. Особо крупный размер – сумма превышает 6 млн руб. (УК РФ, ст. 194).
Также уголовно наказуемым деянием является контрабанда – это когда в машине или в контейнере лежит один товар, а в таможенной декларации заявлен совсем другой. Сознательно, надеюсь, мы этим заниматься не будем.
Основные принципы таможенного оформления в РФ
Итак, основные документы мы знаем. Теперь нужно разобраться с тем, как происходит таможенное оформление в России.
Зоны таможенного контроля
Первое условие для того, чтобы сделать таможенную очистку груза (пройти таможенное оформление): наш груз должен находиться на территории РФ. Если мы везем импорт (делаем поставку в РФ), то мы не можем растаможить груз до тех пор, пока он не приедет в Россию. Даже если груз находится уже на территории ЕАЭС, например в Беларуси или в Казахстане, но его получателем является российское юридическое лицо, растаможить этот груз не получится. Он должен доехать до России. Об этом говорит Таможенный кодекс (ст. 109):
При подаче таможенной декларации товары должны находиться на территории государства-члена, таможенному органу которого подается декларация.
В Таможенном кодексе предусмотрена дополнительная возможность: мы можем подать предварительную декларацию до прихода груза на территорию РФ. Подать можем, но закончить таможенное оформление, получить в декларации отметку «Выпуск разрешен», получится только после того, как груз приедет в Россию. Предварительную декларацию можно подать для того, чтобы инспектор ее заранее посмотрел, все проверил и, когда груз придет, сразу ее выпустил. Раньше, лет 10 назад, мы довольно часто пользовались этой возможностью, если нужно было выпустить груз побыстрее, например, если везли что-то скоропортящееся. Десять лет назад таможенное оформление занимало обычно два-три дня и в предварительной декларации был смысл. Сейчас таможенное оформление чаще всего происходит за один день и необходимости подавать предварительную декларацию обычно нет.
Итак, груз должен находиться на территории России, чтобы можно было подавать таможенную декларацию. А где именно должен находиться наш груз? Это зависит от того, какая у нас поставка – поставка в Россию из какой-нибудь другой страны (импорт) или поставка из России куда-нибудь еще (экспорт), – а также от вида транспорта, которым едет груз.
Если мы везем импорт, то можем подать декларацию тогда, когда наш груз будет находиться в зоне таможенного контроля. Из этого правила есть исключения, но их немного.
Что такое зона таможенного контроля? Это специально выделенная территория, на которой груз находится под контролем таможенных органов. Для разных видов транспорта зона таможенного контроля разная. Это может быть склад временного хранения, но его расположение имеет свою специфику.
При автомобильной перевозке зона таможенного контроля – это СВХ обычно где-то не очень далеко от склада покупателя. Во всяком случае чаще всего в том же городе. Хотя это не обязательно, можно выбрать любой СВХ, это наше право. Просто так удобнее. Если, например, нам назначат таможенный досмотр, то не придется далеко ехать.
При морской перевозке зона таможенного контроля – порт прибытия. Контейнер с грузом будет находиться в порту до окончания таможенного оформления. Если груз придет балком, то есть загруженный не в контейнеры, а прямо в трюмы, то даже разгрузить это судно не получится до окончания таможенного оформления. Разумеется, вывезти груз тоже не получится. Из этого правила есть исключение: мы можем вывезти с территории порта нерастаможенный груз, но для этого нам нужно будет оформить процедуру «Таможенный транзит» и под таможенным контролем перевезти груз в другую зону таможенного контроля. Подробно об этой процедуре в главе Шаг 3 – выбираем таможенную процедуру.
При авиаперевозке зона таможенного контроля – это аэропорт прибытия. При железнодорожной перевозке – железнодорожная станция прибытия.
Также зоной таможенного контроля является таможенный склад, свободный склад и свободная экономическая зона (СЭЗ). С этими зонами таможенного контроля связаны особые таможенные процедуры. Подробно об этих зонах и о процедурах я расскажу в главе Шаг 3.
Центры электронного декларирования (ЦЭД)
Итак, товар приехал в РФ и находится в зоне таможенного контроля. Можно подавать декларацию на товары (ДТ) и проходить таможенное оформление. Еще несколько лет назад мы подавали декларацию там же, где находился наш груз: на СВХ был таможенный пост, на таможенном посту – таможенники, им мы и подавали нашу декларацию. Сейчас ситуация изменилась.
Таможенный пост на СВХ остался, и таможенники на нем тоже есть, но их гораздо меньше, чем раньше. Таможенный пост сейчас – это место фактического контроля. Если будет назначен досмотр нашего груза, если таможня захочет отобрать пробы или образцы груза, то досмотром и отбором займутся таможенники на таможенном посту.
Собственно таможенное оформление будет проходить в Центре электронного декларирования (ЦЭД). Это такой специальный таможенный орган, в котором происходит оформление деклараций на товары. Оформление делается только в электронном виде в удаленном режиме.
Мы не выбираем себе тот ЦЭД, который нам больше нравится. Выбор ЦЭДа зависит от товара, от вида транспорта, которым мы везем груз, или от места регистрации нашей компании. Список ЦЭДов и связанных с ними таможенных постов можно посмотреть вот в этом документе: «Распоряжение ФТС России №228-р от 29.06.2020».
Мы можем везти, например, акцизный груз, то есть груз, при таможенном оформлении которого кроме пошлины и НДС нужно уплатить еще и акциз. Сейчас акцизные товары – это все спиртосодержащие продукты (алкоголь, парфюмерия, санитайзеры и т. д.), табачная продукция, горюче-смазочные материалы, легковые автомобили, мотоциклы и спецтехника (например, погрузчики на автомобильных шасси). Если мы везем такие товары, то наша декларация автоматически попадет в акцизный ЦЭД.
Или мы можем отправлять на экспорт электроэнергию. В этом случае таможенное оформление будет проходить в энергетическом ЦЭДе. Для обычных товаров, не акцизных и не для электрической энергии, выбор ЦЭДа зависит от вида транспорта и места регистрации участника ВЭД.
Мы можем привезти товары в РФ морем, в «Большой порт Санкт-Петербург», в порт Новоросийск или в порт Восточный (Находка). В этом случае декларация для оформления попадет соответственно в Балтийский, Новороссийский или Владивостокский ЦЭД.
Если мы привезем груз самолетом в Москву, то наша декларация автоматически будет отправлена в авиационный ЦЭД. Но если мы привезем груз самолетом в Санкт-Петербург, то декларацию нам будет выпускать Санкт-Петербургский ЦЭД.
Если груз приезжает автотранспортом или по железной дороге, то декларация уйдет в ЦЭД по месту регистрации компании-декларанта (по ИНН и КПП).
Что такое товар с точки зрения таможни?
Мы уже почти готовы подать декларацию. В следующей главе я расскажу, как будет проходить таможенное оформление и что нам нужно сделать для его успешного завершения. Но сейчас еще одно предупреждение.
Мы везем движимое имущество, товар. А что такое товар с точки зрения таможни? Товар – это все, что находится в машине или в контейнере. Исключение – крепежный материал, всякие распорки и крепежные щиты. Это не товар. Все остальное, включая и палеты, на которых лежит наш груз, – товар. А раз это товар, то он должен быть задекларирован, внесен в нашу декларацию. Палеты не вносятся отдельным товаром, но в описании основного товара нужно указать, что груз поставляется на палетах.
Казалось бы, что тут сложного, все понятно, но для наших поставщиков эта идея не является такой уж очевидной. Они могут положить в машину или в контейнер то, что они не считают товаром, и ничего нам об этом не сообщить.
Могут положить, например, комплект сборочных чертежей для сложного оборудования. Коробку с рекламными буклетами или упаковку с образцами их продукции. По мнению наших поставщиков, никакой это не товар, ведь мы не будем им за это платить. С точки зрения нашей таможни – это товар, потому что это движимое имущество, и совершенно не важно, будет покупатель оплачивать это имущество или не будет. Находится в машине или в контейнере? Значит, это товар и должен быть указан в декларации, а покупатель должен уплатить за него таможенный платеж. Покупатель ничего не знал про это и в декларации эти предметы не заявил? Значит, это недостоверное декларирование, контрабанда. Если таможня это обнаружит, то заведет на покупателя дело об административном правонарушении.
Для российской таможни все, что лежит в машине или в контейнере, является товаром и подлежит декларированию. Независимо от того, будем мы за это платить поставщику или нет. Декларировать это все равно нужно и таможенный платеж за это платить тоже нужно, даже если для нас это бесплатно. Если нам очень нужно растаможить что-то бесплатное, в инвойсе нужно указать: «Бесплатная поставка, для таможенных целей стоимость составляет столько-то».
Мы однажды везли сложный деревообрабатывающий станок, и наш поставщик по доброте душевной прикрутил скотчем на видное место небольшую канистру машинного масла, а нам об этом ничего не сказал. Был досмотр, и это масло обнаружил таможенный инспектор. На нас завели дело об АП, у нас была куча проблем, и в итоге маленькая канистра масла обошлась нам примерно в 3 тыс. евро. Поставщик так объяснил свой странный поступок: «Вы покупаете такое дорогое оборудование, для первого запуска вам понадобится особое масло, мы вам его отправили, денег за него не просим, почему вы так переживаете?»
Наши поставщики не в состоянии понять наши проблемы. У них с таможней все гораздо проще, поэтому они думают, что и во всем остальном мире так же. Складывают в контейнер или машину рекламные материалы, календари с логотипами своей компании, ручки и кепки нам в подарок и даже искусственную новогоднюю елочку. Нам при этом ничего не сообщают – пусть мы порадуемся, пусть будет для нас приятный сюрприз.
Сюрприз действительно будет, но совсем не приятный. Приходится по многу раз объяснять это поставщику, предупреждать его о том, что если он что-то собирается положить в машину или в контейнер, то должен обязательно нам об этом сообщить. Приходится угрожать, что мы перевыставим на него все расходы. И все равно периодически на досмотрах обнаруживаются совершенно неожиданные предметы, о которых мы не имели ни малейшего понятия и которые не указаны в нашей декларации. Единственная возможность попытаться избежать таких ситуаций – донести до поставщика, что так делать нельзя, контролировать поставку, требовать прислать фотографии загруженного контейнера или машины и разбираться сразу, если есть сомнения по поводу того, что именно лежит в нашем транспортном средстве.
Шаг 2
Готовимся к первому таможенному
оформлению и узнаем,
как происходит
таможенное оформление в РФ
Что нужно сделать, чтобы провести самое первое таможенное оформление своего груза?
Первое и самое важное для начала работы – найти таможенного представителя, который оформит для нас таможенную декларацию и проведет таможенную очистку груза. Таможенные представители – это компании, оказывающие услуги по работе с таможней. На первых порах, пока мы еще не разбираемся в этой сфере, без таможенного представителя никак не обойтись. Таможенное оформление – сложная профессиональная работа, и ошибки, которые может совершить начинающий, очень дорого ему обойдутся. Дорого в денежном выражении и дорого в плане потерянного времени.
Попозже, когда мы наберемся опыта, и при условии, что возить будем только небольшой ассортимент товаров, можно будет перейти на самостоятельное декларирование. Если будем заниматься только экспортом, то сделать это можно будет практически сразу. Экспорт оформить несложно. Если у нас будут импортные поставки, лучше не спешить.
Итак, первый шаг – найти таможенного представителя. Где? Можно, разумеется, поискать в интернете. По запросу «таможенный представитель в городе…» получим тысячи ссылок. Путь, конечно, удобный, но не очень эффективный. Все сайты привлекательные, отличить хорошего таможенного представителя от плохого сложно.
Рекомендую обратиться к знакомым, связанным с ВЭД. В бизнесе оказания услуг по таможенному оформлению отлично работает «сарафанное радио». Скорее всего, вы найдете кого-то, кто сможет вам порекомендовать кого-то, кто имеет дело с таможней. «Звонок другу» в данном случае будет самым надежным способом выбора.
Я подробно расскажу, как определить хорошего и плохого таможенного представителя, как задать ему правильные вопросы и как с ним торговаться, в главе Шаг 8 – выбираем нового таможенного представителя, задаем правильные вопросы и торгуемся с ним. Сейчас хочу только сказать, что, если мы найдем компанию, которой можно доверять и с которой нам будет комфортно работать, дальше они будут «за руку» вести нас от одного этапа к другому, и нам нужно будет просто аккуратно и последовательно выполнять все задачи.
Что нужно сделать до начала таможенного оформления груза?
Таможенное оформление в настоящее время происходит только в электронном виде. Необходимо в специальной программе заполнить декларацию и передать ее в таможню. Если мы воспользуемся услугами таможенного представителя, то у него такая программа уже есть. Если решим обойтись собственными силами, то потребуется ее себе установить.
Декларацию нужно подписать электронной цифровой подписью (ЭЦП). Для таможенного оформления можно использовать, например, ЭЦП директора нашей компании, которую он использует для подписи разных электронных документов. А можно специально сделать электронную подпись на одного из сотрудников компании. Главное, чтобы на момент подачи декларации этот сотрудник был в штате компании.
Если наши декларации будет оформлять таможенный представитель, то эту электронную подпись нужно будет передать ему.
По поводу таможенного представителя стоит объяснить следующее. Таможенный представитель может быть зарегистрирован в таком качестве, то есть иметь свидетельство о включении в реестр таможенных представителей. А может не иметь такого свидетельства и не быть включенным в реестр. Не все компании, которые оказывают услуги по таможенному оформлению, имеют это свидетельство. В реестр попасть – сложно и дорого, а пользы от этого немного. Небольшие компании к этому не стремятся. Тем не менее оформляют наши грузы и часто делают это хорошо. Просто в счете за выполненную работу они не пишут «за услуги по таможенному оформлению», а используют примерно такую формулировку: «за консультационные услуги по оформлению таможенной декларации». Так можно.
Если наш таможенный представитель включен в реестр, то он может подписать нашу декларацию своей электронной подписью. Но обычно не хочет: подпись таможенного представителя на декларации означает, что он несет солидарную ответственность с владельцем груза, и если в декларации что-то не соответствует действительности, то дело об АП заводят и на владельца груза (декларанта), и на таможенного представителя. Декларант при этом несет финансовые потери, у таможенного представителя проблемы могут быть серьезнее. Если таможенный представитель за год насобирает несколько дел об АП (сколько точно – неизвестно), то его могут исключить из реестра таможенных представителей.
Понятно, что при таких рисках таможенный представитель постарается убедить своего клиента, участника ВЭД, что тому не будет никакой пользы от того, что таможенный представитель поставит на декларации свою электронную подпись. На профессиональном языке это называется «оформить под печать представителя». Это правда, пользы действительно никакой не будет. Зато такое нежелание таможенного представителя можно использовать в своих интересах. Я обычно на переговорах с таможенным представителем об условиях работы некоторое время настаиваю на том, чтобы он использовал свою подпись. На профессиональном языке это формулируется так: «Вы встаете в 54-ю графу». 54-я графа в таможенной декларации расположена в самом низу, справа. В ней указаны фамилия и должность того, кто подписывает декларацию.
Некоторое время я продолжаю настаивать. И соглашаюсь отказаться от этого требования только в обмен на уступки с его стороны, такие как снижение стоимости его услуг или возможность не работать по прайс-листу таможенного представителя, а договориться с ним о фиксированной цене за оформление одной декларации. Мне не нравится работать по прайс-листу: обычно это выходит дороже, и я не знаю заранее, сколько будет стоить оформление декларации. По прайс-листу мы платим отдельно за каждое действие: за первый лист декларации, за каждый дополнительный лист и даже за досмотр.
Такое отвлекающее поведение на переговорах называется стратегией «красного слона». Мы фокусируем внимание на заметном «красном слоне» – настаиваем на каком-то условии, утверждаем, что для нас это очень важно, хотя на самом деле готовы от него отказаться в любой момент. Но противоположная сторона этого не знает. После некоторого препирательства мы «сдаемся» в обмен на уступки противоположной стороны.
Если наш таможенный представитель не включен в реестр, то он не может подписать нашу декларацию своей подписью, можно использовать только подпись участника ВЭД.
Иногда участник ВЭД считает, что если таможенный представитель подпишет декларацию своей ЭЦП, то его сотрудники будут тщательнее подходить к заполнению документа, что это такая страховка от ошибок. Это заблуждение. Уверена в этом, как бывший таможенный представитель.
Любая ошибка в декларации означает проблему. Проблему придется решать. Кто ее будет решать? Понятно, что участник ВЭД решить эту проблему не сможет: не знает, как решать, не умеет, у него нет соответствующих связей. Значит, проблему придется решать таможенному представителю. И он, конечно, будет это делать. А платить ему за это клиент не будет: как-то это не принято, даже если проблема произошла по вине поставщика, который дал неверные сведения, неверно описал товар, неправильно указал вес. Так что для таможенного представителя это будет бесплатная работа.
Более того, когда таможенный представитель героически и за бесплатно решит для клиента проблему, клиент все равно будет недоволен. За стоянку машины на СВХ, за простой машины придется заплатить много денег. И несмотря на то что эту проблему создал поставщик, а не таможенный представитель, у клиента все равно остается впечатление, что если бы таможенный представитель был порасторопнее, то, возможно, как-нибудь договорился бы с таможней и возбуждения дела об АП удалось бы избежать. Возможно. А возможно, и нет. Договориться получается не всегда. Но клиент не хочет этого понимать: он потерял деньги и время, он обижен и злится.
Так что таможенный представитель хочет спокойно и без проблем делать декларации и выпускать грузы для клиента. Поэтому его сотрудники будут одинаково тщательно заполнять (на профессиональном языке – «набивать») декларацию независимо от того, чьей ЭЦП она будет подписана: таможенного представителя или клиента. На этот счет можно не волноваться.
Что еще нужно сделать до таможенного оформления?
Подготовить комплект документов и получить необходимые сертификаты. Про сертификаты я подробно расскажу в главе Шаг 6 – получаем нужные сертификаты, делаем маркировку товара, вносим свою компанию в ТРОИС.
Список документов, которые необходимы для таможенного оформления, даст нам таможенный представитель. Также этот список можно посмотреть в Таможенном кодексе (гл. 17 ст. 108):
• документы, подтверждающие совершение сделки, – контракт, инвойс;
• транспортные документы;
• уставные документы;
• сертификаты;
• документы, подтверждающие характеристики товаров;
• платежные поручения на оплату ТП;
• документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость (счет за перевозку, страховой полис и др.).
Документы для таможенного оформления нужно представлять в электронном виде. Есть только несколько исключений, когда в таможню нужно представлять оригиналы. Отсканируем все эти документы и отправим сканы таможенному представителю.
Интересно, что Таможенный кодекс утверждает (ст. 109, п. 7):
Подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации.
То есть документы к декларации прикладывать не нужно. При этом в другой статье написано следующее (гл. 17 ст. 108):
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.
Так что все документы нужно отсканировать и держать наготове.
Что еще нужно сделать? Уплатить таможенный платеж. Мы делаем это заранее, обычно накануне, за сутки до подачи декларации. Сумма таможенного платежа зависит от того, какой код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД) определен у нашего товара. Код ТН ВЭД определяет, какая будет пошлина и НДС и какие потребуются сертификаты для таможенного оформления. Как правильно выбрать код ТН ВЭД, я расскажу в главе Шаг 4 – подбираем правильный код ТН ВЭД.
Таможенный представитель выберет правильный код ТН ВЭД для нашего товара и рассчитает таможенный платеж для первых поставок. В дальнейшем мы будем самостоятельно рассчитывать таможенный платеж, это несложно.
Таможенный платеж нужно будет перечислить на единый лицевой счет (ЕЛС).
Что такое единый лицевой счет и как им пользоваться?
ЕЛС – это единый счет в Федеральной таможенной службе (ФТС), на который участники ВЭД зачисляют авансовые платежи. Денежными средствами с ЕЛС можно оплачивать таможенные платежи на любой таможне. Можно получать информацию о том, сколько денег на данный момент есть у участника ВЭД на ЕЛС.
Вот документы, описывающие работу с лицевыми счетами:
1. Письмо ФТС России от 04.09.2018 №05—12/55723 «Изменения в порядок администрирования единых лицевых счетов и заполнения графы „В“ ДТ».
2. Приказ ФТС России от 29.04.2019 №727 «Об утверждении Порядка ведения лицевых счетов…».
Пока деньги находятся на ЕЛС, это имущество участника ВЭД. Их можно потратить на любую поставку на любой таможне РФ. Можно даже вернуть деньги с ЕЛС на счет участника ВЭД, но для этого нужно будет приложить некоторые усилия.
Как начать работать с лицевым счетом? ЛС будет открыт автоматически при перечислении денежных средств в таможенные органы. Платежи по ЛС нужно вносить на счет таможенного органа по коду «10000010» (поле 107 п/п). Реквизиты счета для оплаты таможенных платежей нам даст таможенный представитель, или их можно посмотреть на сайте ФТС. Для этого нужно зайти на страницу «Личный кабинет» (ЛК) и, даже не заходя в ЛК, на вкладке «Вход в личный кабинет участника ВЭД» посмотреть раздел «Часто задаваемые вопросы». В нем есть раздел «Лицевой счет», на открывшейся по клику вкладке находим вопрос «Как открыть лицевой счет?» – в ответе на него содержатся реквизиты для уплаты таможенных платежей.
ЛК участника ВЭД на сайте ФТС – это информационный ресурс, через который можно сделать много дел, связанных с таможней. Заполнить статформу, заполнить предварительное уведомление о приходе машины на границу. Можно проверить остатки на ЕЛС и получить сверку, то есть проверить, на какие декларации ушли те или иные платежи. В планах таможни сделать так, чтобы и таможенную декларацию мы оформляли через ЛК. Это действительно очень полезный ресурс, и зарегистрироваться на нем несложно.
А как таможня понимает, что на ЕЛС лежат деньги именно нашей компании? По ИНН. Учет остатков на ЕЛС ведется в объеме общего остатка денежных средств по коду бюджетной классификации в соответствии с ИНН организации без детализации до платежных документов.
Итак, перед подачей таможенной декларации мы собрали все необходимые документы, получили ЭЦП, зарегистрировали ЛК на сайте ФТС и перечислили таможенный платеж на ЕЛС.
Что еще нужно сделать? Если груз приезжает на машине, то стоит заключить договор с СВХ. Когда машина приедет на выбранный нами СВХ, внутрь ее пустят независимо от того, заключили мы договор со складом или нет. Не могут не пустить. А вот отпустят машину оттуда по окончании таможенного оформления только после оплаты стоянки. Для того чтобы оплатить стоянку, нужно заключить договор с СВХ и внести по этому договору предоплату. Оплатить наличными по факту не получится. Если договора не будет или денег на депозите не хватит, то машина останется стоять на СВХ, набежит еще один день стоянки, мы потеряем время и деньги.
Если такое произошло – вы забыли заключить договор с СВХ и машину не выпускают, – можно попросить таможенного представителя, чтобы он оплатил эту машину через свой договор (что подразумевает, естественно, что таковой между ним и СВХ заключен), а вам эту сумму перевыставил. Я предпочитаю сама заключать договор с СВХ и контролировать остатки на депозите.
В том случае, если вы везете контейнер морем, договор с СВХ, находящимся в порту, вам заключать не нужно. Да мы и не сможем это сделать, даже если захотим, – так устроены контейнерные перевозки. Договор с портом есть у контейнерной линии, которая доставляет наш контейнер. Агент контейнерной линии будет перевыставлять нам счета порта за погрузку-разгрузку и хранение нашего контейнера в порту.
Если груз прилетает самолетом, то договор с СВХ тоже следует заключить заранее, чтобы не возникло проблемы с выдачей груза. Если груз приезжает по железной дороге, вы, скорее всего, будете работать с РЖД через экспедитора, и он оформит для вас все необходимы документы.
Вот теперь мы готовы начать таможенное оформление.
А как проходит таможенное оформление?
Последовательность действий следующая: таможенный представитель получает от участника ВЭД все необходимые документы, оформляет (на профессиональном языке – «набивает») декларацию на товары (ДТ) и декларацию таможенной стоимости (ДТС). Отправляет декларацию в Центр электронного декларирования. В ЦЭДе декларация оказывается на компьютере таможенного инспектора – и начинается таможенное оформление.
В начале таможенный инспектор в ЦЭД делает сверку с ПФК (пункт фактического контроля). Инспектор должен убедиться в том, что товар находится на территории РФ и уже размещен в зоне таможенного контроля. После того как инспектор в этом убедился, начинается таможенное оформление.
Некоторые декларации будут выпущены без того, чтобы их посмотрел таможенный инспектор, в автоматическом режиме. Таможенный кодекс это разрешает (ст. 310, п. 6):
…Таможенный контроль… может проводиться таможенными органами посредством информационных систем таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.
В автоматическом режиме довольно часто выпускают экспортные декларации. Бывает, что под автоматический выпуск попадают и импортные поставки. После подачи декларации буквально в течение 3 минут приходит оповещение о том, что декларация уже выпущена.
Независимо от того, смотрит декларацию таможенный инспектор или ее проверяет компьютерная система, таможенное оформление происходит в пять этапов:
1. Проверка декларации, проверка пакета документов, присвоение номера.
2. Проверка кода ТН ВЭД и соблюдения правил нетарифного регулирования.
3. Контроль таможенной стоимости.
4. Возможно, таможенный досмотр.
5. Списание таможенных платежей.
6. Выпуск.
1 этап – проверка декларации, проверка пакета документов, присвоение номера. Инспектор проверяет, все ли поля в декларации заполнены, проверяет пакет документов и, если все в порядке, присваивает декларации номер.
Номер декларации находится в правом верхнем углу, в графе А. Номер состоит трех блоков, разделенных слешами. Первая часть номера – это код таможенного органа, который будет проводить оформление нашей декларации. Вторая часть номера – дата, когда декларация была подана в таможню. Третья часть номера – порядковый номер декларации. Порядковый номер таможня присваивает сама, после подачи декларации.
2 этап – проверка кода ТН ВЭД и соблюдения правил нетарифного регулирования. Код ТН стоит в 33-й графе декларации. Инспектор читает описание товара в 31-й графе, смотрит, какой для этого товара выбран код ТН ВЭД, и принимает решение – соответствует выбранный код этому описанию или нет. Если код, по его мнению, соответствует товару, инспектор смотрит, какие по этому коду требуется представить сертификаты, лицензии или разрешения (соблюдение правил нетарифного регулирования) и представил их участник ВЭД или нет. Если представил и сертификаты соответствуют требованиям таможни, то все в порядке. Второй этап пройдет.
А если инспектор считает, что таможенный код выбран неправильно? Это может быть большой проблемой.
В этом случае инспектор, скорее всего, отправит такую декларацию в управление соответствующей таможни, в отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТНиПТ). Там эту декларацию будет смотреть инспектор, специалист по товарной номенклатуре, который примет решение – правильно выбран код или неправильно. Если инспектор решит, что код выбран неправильно, он подберет правильный код. И вот тут наступает сложный момент. Код ТН ВЭД определяет, какую пошлину мы должны заплатить. В редких случаях от кода зависит и НДС. Если у кода, который выбрал инспектор, пошлина ниже, чем у того кода, который указан в декларации, ничего неприятного не случится. Код в декларации будет исправлен, таможенный платеж окажется немного ниже.
Проблема возникнет, если у «правильного» кода пошлина выше, чем у кода в декларации. Это будет расценено как попытка обмануть государство, занизить таможенный платеж. Будет заведено дело об АП. Машина останется стоять на СВХ, контейнер застрянет в порту, дело будут разбирать около 10 рабочих дней, участник ВЭД понесет большие убытки.
Если такое случится с вашей декларацией, нужно спорить и ссылаться на КоАП РФ, на важное уточнение в ст. 16.2:
Заявление… недостоверных сведений о… классификационном коде… сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию…
Это значит, что если код выбран неправильно, но при этом описание товара сделано полное и точное, то такой случай не должен рассматриваться как АП. Мы исправим код, заплатим больше пошлины, но дело об АП таможня заводить не имеет право.
В таможне об этом знают, но предпочитают не вспоминать. Проблема в том, что дела об АП заводит специальная оперативная таможня. Таможня – это плановое хозяйство. У всех в таможне есть план по сбору платежей, по количеству оформленных ДТ и т. д. Есть план и у оперативной таможни. Им нужно за год наловить определенное количество злоумышленников и завести на них дела об АП. Так что вспоминать о КоАП не в интересах таможни.
Зато это в наших интересах. В данном случае за свои права нужно бороться.
3 этап – контроль таможенной стоимости. Если мы отправляем на экспорт товар, у которого нет экспортной пошлины, то мы даже не заметим, как пройдет этот этап таможенного оформления. Нашу таможенную стоимость инспектор примет. А вот при импорте или в том случае, если у нашего товара есть экспортная пошлина, 3 этап – контроль таможенной стоимости – может оказаться самым сложным, но зато, если этот этап благополучно пройден, то, скорее всего, ничего страшного уже не будет и декларацию скоро выпустят. Я подробно расскажу, что такое таможенная стоимость и как ее контролируют, в главе Шаг 5 – рассчитываем таможенный платеж.
4 этап – возможно, таможенный досмотр. Таможенный досмотр – это осмотр груза в присутствии таможенного инспектора. Если груз приезжает на машине, то эта процедура не занимает много времени. Инспектору обычно нужно просто выйти на площадку, где стоят машины, снять пломбу с полуприцепа и осмотреть груз. Иногда машине нужно будет переехать на площадку около склада, чтобы можно было выгрузить и взвесить отдельные погрузочные места или, при особом невезении, весь груз.
А вот если груз пришел по морю в контейнере, все становится сложнее и дороже. Контейнер нужно взять из штабеля, в котором он хранится в порту, привезти на досмотровую площадку, там инспектор его посмотрит, и после этого контейнер поставят обратно на место хранения. Перестановку контейнера туда-сюда делают сотрудники порта, а мы потом оплачиваем эту работу. Выставление контейнера на досмотр занимает обычно один день.
К счастью, досмотры случаются нечасто. Причины, по которым могут назначить досмотр, бывают разные. Часто досмотр назначают, если это первая поставка: новый участник ВЭД, которой еще не оформлялся в этом ЦЭДе, и новый товар.
При автомобильной перевозке поводом для досмотра будет физическое повреждение машины, приводящее к возможности добраться до груза без ведома таможни. Если у машины поврежден тент, или трос, который крепит тент, или сорвана таможенная пломба, то есть имеется доступ к грузу, – будет назначен досмотр.
Еще одна причина для досмотра – товар идет из «страны риска». В таможне есть приказ, «профиль риска», где перечислены страны, из которых возможна поставка чего-нибудь запрещенного. Например, я возила цветы из Эквадора, Колумбии и Голландии, и у меня досматривали почти каждую машину, не везу ли я в ней наркотики.
Для товаров тоже есть профиль риска, в нем перечислены товары, которые участники ВЭД могут попробовать выдать за другие, более дешевые, чтобы сэкономить на таможенных платежах. Если везем такой товар, то это тоже повод для досмотра.
Досмотр может случиться, если есть серьезное расхождение в документах. Например, в транспортном документе получателем груза указана одна компания, а в декларации – другая.
Однако самая частая причина досмотра – это просто «генератор случайных чисел». Часть грузов таможня досматривает – выбор декларации происходит произвольно.
Если именно наша декларация попала на досмотр (неважно, по какой причине), то главное, чтобы досмотр проходил в присутствии кого-то, кто сможет ответить на вопросы досмотрового инспектора. Инспектору, например, может быть не совсем понятна та или иная деталь оборудования в разобранном виде, ему потребуются уточнения, которые сможет дать только человек, знакомый с этим оборудованием. На досмотре могут возникнуть и другие проблемы, которые решит только знающий человек.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70897327?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.