Погребальные обряды и обычаи разных народов. Курганы, склепы, пирамиды, мавзолеи. Ритуалы, траур, поминальные трапезы

Погребальные обряды и обычаи разных народов. Курганы, склепы, пирамиды, мавзолеи. Ритуалы, траур, поминальные трапезы
Ирина Анатольевна Мудрова
На всём протяжении существования человечества люди мечтают о вечной жизни, но, увы, земному пути каждого рано или поздно приходит конец. Уход из жизни окутан завесой тайн и суеверий. Никто ещё не вернулся с того света и не рассказал о своих переживаниях и ощущениях там, за гранью… Но тем не менее живые с огромной ответственностью относятся к проведению похорон и соблюдению всех необходимых формальностей.
Все без исключения с уважением относятся к данному таинству, сопровождая всяческими обрядами, которые уникальны для разных народов. Несмотря на ряд отличий, во всех мировых конфессиях обряд погребения имеет один и тот же смысл – покойного необходимо подготовить к переходу в мир иной и достойно проводить, чтобы душа его нашла вечный покой. Книга будет интересна самому широкому кругу читателей, она рассказывает о языческих курганах, семейных склепах, египетских пирамидах. Вы узнаете много интересного о мавзолеях и о том, что Великая Китайская стена – самое большое и длинное кладбище в мире, и ещё огромное количество уникальной информации на тему, избежать которой никому не удастся.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Погребальные обряды и обычаи разных народов. Курганы, склепы, пирамиды, мавзолеи. Ритуалы, траур, поминальные трапезы
Составитель Ирина Мудрова


© Художественное оформление, ЗАО «Центрполиграф», 2024
© ЗАО «Центрполиграф», 2024

Успокоение в вечности
Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – все это скорее утешение живым, чем помощь мёртвым.
    Августин Блаженный
Традиционные религиозные системы предлагают человеку универсальный ответ на переживания о смерти – концепцию бессмертной души. Категория души встречается как в ближневосточных и западных традициях иудаизма, ислама и христианства, так и в индуизме, буддизме и восточных верованиях. Однако подходы к интерпретации смерти отличаются от одной религиозной системы к другой.
Вопрос о причинах смерти – важнейший вопрос, приковывающий неослабевающий интерес людей. Человеку свойственно стремление узнать свою судьбу, приоткрыть завесу будущего.
Тема смерти воплощена в целом цикле народных примет, гаданий, предсказаний, фатальных знамений. Их направленность – узнать причины и сущность смерти, освободиться от страха перед ней, определить судьбу человека с тем, чтобы подготовиться к ней, активизировать в борьбе с ней свои действия. Во всех приметах заложена попытка понять и объяснить причинно-следственные связи окружающего мира, предугадать будущее.
«И отправился он в мир иной». Такими словами обычно сопровождают прощание с усопшим. Смерть – это естественный процесс, но несмотря на это, она имеет сильную власть над человеком, вселяя страх. Возможно, страх неведомого, поскольку вернуться обратно ещё никому не удавалось.
Поэтому все народы с уважением относились к данному таинству, сопровождая его всяческими обрядами. При этом имелись определённые отличия в зависимости от национальности и религии.
Тело покойника могли отдавать разным стихиям: земле, огню, воздуху или воде. Умершего хоронили в могиле, в склепе, подвергали кремации или пускали в лодке. Тело могло покоиться естественно или подгибали специальным образом.
Существовал целый список примет, которые могли предсказать смерть. Наиболее часто встречающиеся – это необыкновенное поведение животных, особенно кошек. На Руси всегда считали, что эти существа имеют связь с потусторонними мирами. Плохим сигналом был чёрный ворон или разбитое зеркало, скрип мебели, вой собаки. Если в стекло ударилась птица или расцвёл редко цветущий цветок, то жди несчастья.
Душа взрослого покойника и ребёнка имела свои отличия. Умерших детей считали ангелами.
К покойному всегда относились с уважением и со страхом. Такое же отношение было и к смерти. Возможно, по этой причине устраивались похоронные ритуалы, чтобы и облегчить переход человека в иной мир и обезопасить себя от гнева или любого контакта с усопшим.
Всякий обряд и обычай является результатом воззрений и верований. Похороны можно разделить на несколько этапов: подготовка тела усопшего, положение тела в гроб, церемония прощания, погребение или кремация. Каждый из этих этапов имеет свою символику, наполнен особым эмоциональным содержанием и философским смыслом. Все вместе они составляют похоронную процессию.
Несмотря на ряд отличий, во всех мировых конфессиях обряд погребения имеет один и тот же смысл – покойного необходимо подготовить к переходу в мир иной и достойно проводить, чтобы душа его нашла вечный покой.
* * *
Под религией подразумевается особенный взгляд на мир. Мироощущение религиозного человека пропитано верой в потусторонние силы.
Первые религии появились ещё в каменном веке. Чтобы ответить на вопросы о смысле существования, природных и биологических процессах, люди прибегали к культу предков, одушевлению природы и различным ритуалам. Все это сменилось мифологическим сознанием и многобожием. Уже к концу первого тысячелетия до нашей эры начали формироваться мировые религии.
С развитием цивилизации люди все больше нуждались в надежде, спокойствии и безопасности, и это все давала и даёт нам религия.
Вера в сверхъестественное возникает при определённом уровне развития мозга в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным:
– преанимизм (человек прежде, чем поверить в определённых духов, верит в таинственные, предположительно безличные, живительные «силы» во всех вещах. Это вера в присутствие жизни во всем),
– анимизм (комплекс различных культов, основанных на вере в духов – потусторонних невидимых существ, связанных с силами природы и влияющих на человека. Это минимум религии, дальше начинается развитие и по мере усложнения появляются другие формы),
– тотемизм (вера в особое существо, покровительствующее роду, часто таким существом выступало животное. Например, были индейцы из рода совы, рода оленя, вот олень или сова – это тотем. Тотем – это первопредок всех тех существ, которые составляют его семью. Является почитаемым существом: на него нельзя охотиться, но можно входить с ним в контакт),
– фетишизм (если в тотемизме есть животное, то в фетишизме – камень, дерево, обломок скалы, то есть какой-то предмет, обладающий магической силой, и эту магическую силу можно использовать во благо человека),
– магия (магия предполагает, что с другим миром можно вступить в отношения и договориться, для этого просто надо знать техники. Могут быть специальные люди, как в шаманизме. Шаманы, которые перемещаются из одного мира в другой, но для этого их готовят соответствующим образом),
– политеизм (мир и здешний, и иной населён богами, то есть не просто духами, особыми существами и предметами, а богами, и этих богов много. О таком многобожии и политеизме говорят мифы. Например, мифы Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима),
– монотеизм (единобожие. Это явление объясняется научным путём: существовало много богов, потом из этого множества появляется главный Бог, затем главный Бог остаётся, а все остальные уходят).
Таким образом проходило развитие от простого к сложному. Начав осознавать бессилие магии – прежде всего, перед лицом смерти, – люди начали развивать веру в духов и божеств и тем самым религию как средство обуздания природных сил. И, наконец, намного позже, пройдя множество испытаний, выросло рациональное, научное мышление, наука.
Каменный век длился примерно 3,4 миллиона лет и закончился между 8700 и 2000 годами до новой эры с появлением металлообработки. В его рамках процесс социогенеза (исторический процесс становления человеческой личности и межличностных взаимоотношений, а также формирования собственно человеческого общества с системой социальных отношений) длился 1,5 млн лет на протяжении верхнего «каменного века» (палеолита). Он завершился приблизительно 35–40 тысяч лет назад, первые культовые сооружения относятся к глубочайшей древности, это свойственно было палеоантропам, то есть самым древним людям. Жили они примерно 100 тысяч лет назад – это были поздние неандертальцы.
К этому рубежу пралюди – неандертальцы и кроманьонцы – уже
? умели добывать огонь,
? имели родовой строй,
? язык,
? обряды,
? заклоинания,
? живопись.
Наличие родовых отношений означало, что пищевые и половые инстинкты были поставлены под контроль общества.
Возникает представление о дозволенном и запрещённом, появляются тотемы – изначально это «священные» символы животных. Появляются магические обряды – символические действия, направленные на конкретный результат.
В IX–VII тысячелетии до новой эры происходит так называемая неолитическая революция – изобретение земледелия. Период неолита длится до появления первых городов в IV тысячелетии до нашей эры, когда считается началась история цивилизации.
В это время возникает частная собственность и, как следствие, неравенство. Возникшим в обществе процессам разобщения должна быть противопоставлена признаваемая всеми система ценностей и стандартов поведения. Тогда-то тотем видоизменяется и становится символом высшего существа, имеющего неограниченную власть над человеком. Таким образом религия приобретает глобальный характер, окончательно оформляясь в социально объединяющую силу.

Древний Египет
Возникшая на берегах Нила в IV тысячелетии до новой эры египетская цивилизация одна из самых древних. Влияние тотемизма в ней ещё очень сильно и все первоначальные египетские боги звероподобны.
Считается, что Озирис ежедневно умирает и воскресает как Солнце, в чём ему помогает его жена Изида. Идея воскрешения потом будет повторена во всех религиях искупления, а культ Изиды будет существовать и во времена христианства, став прообразом культа Девы Марии.
Египетские храмы не только место культа – это и мастерские, и школы, и библиотеки, и место сбора не только жрецов, но учёных того времени. Религия и наука, как и другие общественные институты, в то время ещё не имеют чёткой дифференциации. Образовательные и культовые учреждениянаходились под одной крышей.
В религии появляется вера в загробное воздаяние, а существование после смерти ничем не отличается от земного. Вот например слова формулы самооправдания умершего перед Озирисом: «…Я не чинил зла… я не крал… я не завидовал… я не лице мерил… я не лгал… я не пустословил… я не совершал прелюбодеяния… я не был глух к правой речи… я не оскорблял другого… я не поднимал руку на слабого… я не был причиной слез… я не убивал… я не сквернословил…».

Древняя Месопотамия
В IV тысячелетии до новой эры в долине между реками Тигр и Ефрат развивается государство шумеров и аккадян – Древняя Месопотамия. Шумеры изобрели письменность, стали строить города. Они передали своим историческим преемникам – вавилонянам и ассирийцам, а через них – грекам и евреям свои технические достижения, юридические и нравственные нормы. Шумерские сказания о всемирном потопе, сотворении мужчины из глины, а женщины из ребра мужчины стали частью ветхозаветных преданий. Религия шумеров была связана с наблюдением планет и толкованием космического порядка – астрологией, родоначальниками которой они стали. Религия в Месопотамии не носила характер строгих догматов, что отразилось в свободомыслии античных греков, много перенявших от шумеров.
Все жители у шумеров принадлежали к своему храму как к общине. Храм заботился о сиротах, вдовах, нищих, выполнял административные функции, улаживал конфликты горожан и государства.
В религиозных представлениях шумеров человек существо низшее, удел его вражда и болезни, а после смерти – существование в мрачном подземном мире.

Зороастризм
Зороастризм появился в Персии (территория нынешнего Ирана) и относится уже к числу развитых религий. Основатель зороастризма – пророк Зороастр (Заратуштра) жил в VIII–IX веке до новой эры, в одно время с Буддой Шакьямуни и на 100 лет раньше Конфуция и Лао-цзы.
В зороастризме совершается переход от магических религий к этическим. Важным социологическим моментом в зороастризме был протест против угнетения низших слоёв, мудрость власти провозглашалась в создании справедливого порядка общественной жизни. Впоследствии зороастризм был вытеснен исламом, в настоящее время сохранился в Индии.
Тут возникает идея постоянной борьбы добра и зла, идея рая, концепция греха, учение о конце мира и «страшном суде».

Индуизм
Индуизм – религия постижения единого порядка и истинного смысла всего сущего, что даст возможность жить безграничной жизнью – стать богом – уже в этом мире.
Индуизм для Индии – это больше чем религия, это образ жизни. Важнейшими богами являются Брахма – верховный бог, Шива – созидатель и разрушитель и Вишну – охранитель, последний имеет множество воплощений (аватар), наиболее почитаемые – Рама и Кришна. Индуизму присущи черты мировых религий, но необходимая принадлежность верующего к какой-либо касте, определяющей его религиозную роль, не позволила индуизму выйти за пределы Индии.

Конфуцианство и даосизм
Китайские религии – это религии порядка и долга. В древнем Китае отношение к верховному боту Шанди как первопредку, который должен заботиться о благополучии своего народа, вылилось с одной стороны в почитание предков и традиций, с другой – в усиление рационального начала в отношении к жизни, но не ради будущего спасения, а потому что это прилично человеку.
В I тысячелетии до н. э. единая религия разделяется на учение Конфуция – конфуцианство – этическое направление, и учение Лао-цзы – даосизм, тяготеющий к мистике.
Конфуцианство играло в Китае роль основной религии. Основными принципами учения Конфуция были – почитание предков, соблюдение обычаев, чувство долга. Тогда возникает гармония с миром и вечным космосом, продолжающаяся и после смерти.
Учение Лао-цзы – это мистическое учение о вечном пути Дао. Познать Дао, слиться с ним и есть смысл жизни. Высшей целью китайских даосов было уйти от страстей и суеты к первобытной простоте и естественности.

Древняя Греция
Во II тысячелетии до новой эры греки вторглись в Элладу, что нашло отражение в появлении новых божеств. В соединении с крито-микенской культурой Эллады сформировался мир известных доныне греческих богов «Илиады» и «Одиссеи». В мифах этой религии люди могут спорить с богами и побеждать их, вызывать их зависть и гнев неумеренностью или успехом. Олимпийские боги карают за чрезмерность, как покушение на гармонию, разумный порядок, установленный их властью.

Древний Рим
Основной религией Рима был культ полисных богов – Юпитера (главный бог), Надежды, Мира, Доблести, Справедливости. Боги представлены как абстрактные начала. Во главе угла римской религии – целесообразность, помощь в конкретных земных делах с помощью магических обрядов.

Иудаизм
Иудаизм начинает формироваться в нынешнем виде в XIII веке до новой эры, когда израильские племена пришли в Палестину. Он является монотеистической религией, то есть верит в существование только одного Бога. Главным богом был Яхве (Иегова).
Иудаизм основан на идее ковенанта – договора между Богом и еврейским народом. Ковенант включает в себя обязательства и обещания, которые евреи принимают и соблюдают. Одним из важных аспектов ковенанта является соблюдение заповедей иудаизма.
Иудаизм содержит множество заповедей, которые регулируют различные аспекты жизни евреев. Некоторые из них включают соблюдение субботы (шаббата), обрезание, соблюдение кашрута (пищевых законов), правил погребения, молитву и многие другие. Заповеди помогают евреям поддерживать связь с Богом и общество в целом.
Иудаизм часто называют «первой авраамической религией».
Иудаизм учит, что каждый человек обладает свободой выбора и несёт ответственность за свои действия. Евреи верят, что Бог дал им свободу выбирать между добром и злом, и они должны принимать ответственность за свои поступки.
Иудаизм призывает к справедливости и милосердию в отношениях с другими людьми. Евреи учатся быть справедливыми, помогать нуждающимся и проявлять сострадание к другим.
Эти основные принципы иудаизма являются основой веры и практики для евреев. Они помогают им строить свою жизнь в соответствии с божественным учением и поддерживать связь с Богом и обществом.
Священные тексты иудаизма играют центральную роль в религиозной практике и образовании евреев. Они помогают верующим понять и применять законы и учения иудаизма, а также обогащают их духовную жизнь и связь с Богом.

Буддизм
Буддизм возник в Индии в VI–V веке до новой эры.
В представлениях буддизма, мир стремиться к покою, абсолютному растворению всего в нирване. Поэтому единственно верное устремление человека – это нирвана, успокоение и слияние с вечностью. В буддизме основной заповедью было абсолютное милосердие, непротивление любому злу. Человек мог надеяться только на себя, никто не спасёт и не избавит его от страданий сансары, кроме праведного образа жизни. Фактически буддизм можно назвать учением, «атеистической» религией.
В Китае, где буддизм был распространён очень широко в VII веке возник дзен-буддизм, впитавший в себя присущий китайской нации рационализм. Не обязательно достигать нирваны, нужно просто пытаться увидеть Истину вокруг себя – в природе, труде, искусстве и жить в гармонии с собой.

Христианство
Одно принципиальных отличий христианства от других мировых религий – целостность исторического описания мира, который разово существует и направляется богом от сотворения до разрушения – прихода мессии и страшного суда. В центре христианства – образ Иисуса Христа, который и бог и человек одновременно, учению которого должно следовать.
Христианская религия обещала своим последователям установление на земле мира и справедливости, а также спасение от страшного суда, который, как считали первые христиане, должен был скоро состояться.
Погребальные обычаи русских славян доказывают, что они верили в загробную жизнь человека, верили в бессмертие. Эти верования были смутны, не отличались устойчивостью и определённостью, как во всех естественных религиях. Загробная жизнь по воззрению славян была подобием этой земной жизни и служила продолжением теперешнего существования человека, вот почему покойника снабжали всем тем, что необходимо и живому человеку.

Ислам
Ислам можно назвать религией смирения и полной покорности всевышней воле. В VII ислам основал пророк Мухаммед на фундаменте арабских племенных религий. Он провозгласил единобожие Аллаха (ал или эл – общесемитский корень слова «бог») и покорность его воле (ислам, мусульмане – от слова «покорность»).
Многочисленные совпадения Библии и Корана мусульмане объясняют тем, что Аллах и раньше передавал свои заповеди пророкам – Моисею и Иисусу, но ими они были искажены.
В исламе воля бога непостижима, иррациональна, следовательно, человек не должен пытаться её понять, а должно только слепо ей следовать. Исламская церковь – это, по сути, само государство, теократия. Законы исламского шариата – это законы мусульманского права, регламентирующие все стороны жизни.
После смерти Мухаммеда между его родственниками произошёл конфликт, сопровождавшийся убийством двоюродного брата Мухаммеда Али ибн Абу Талиба и его сыновей, пожелавших продолжать учение пророка. Это привело к расколу мусульман на шиитов (меньшинство) – признающих право руководство мусульманской общиной только за потомками Мухаммеда – имамами, и суннитов (большинство) – по воззрению которых, власть должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной.
* * *
Социологи и антропологи уже давно исследуют то, как формируются и изменяются ритуалы вокруг смерти, и это направление продолжает развиваться. Сейчас в исследованиях смерти очевидна разобщённость подходов: параллельно социологии ритуальных паттернов развивается область психологии горя. Исследователям смерти предстоит интегрировать эти подходы, чтобы рассматривать проблемы комплексно – в частности, исследовать связь горя с разными типами похоронных обрядов и ритуалов.

Славяне
… А ещё который человек
От сего временного света
Под конец этой жизни будет преставляться,
От сего временного света пойдёт в будущую
Вечную, бесконечную жизнь….
    Старинный русский заговор

Славяне как народ
Особенности народов
Славяне выделились из индоевропейской семьи народов в отдельную группу. В это время они занимали территорию от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до Центральной Европы. Впервые славян называли не как мы сейчас привыкли, а их записывали как венедов, антов и склавинов.
Примерно в VI веке случился распад славян на три ветви: южных, западных и восточных. Восточные славяне расположились на территории Восточно-Европейской равнины. Потомками этой ветви являются русские, украинцы и белорусы.
Мужчины были высокими, крепкими, с русыми волосами и имели голубые или серые глаза. Женщины отличались статью, длинными светлыми волосами, чистой кожей, светлыми глазами.
Славяне вели оседлый образ жизни и в основном занимались земледелием, поэтому в большинстве случаев их поселения находятся возле рек или озёр. Он выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овёс.
Славяне активно занимались земледелием, они ещё и занимались скотоводством. Они умели разводить лошадей, коров, свиней, коз, овец.
Непременно занимались охотой, используя лук и копье.
Также занимались рыболовством, в реках ловили рыбу на крючок, сетью, неводом и разными плетёными приспособлениями.
Бортничество имело роль подсобного хозяйства.
По материалам изучения историками того времени, славяне были суровы и воинственны. Сражаться предпочитали в лесу, используя ловушки против врага. Каждый воин был вооружён двумя небольшими копьями, а некоторые имели щит. Лучники использовали деревянный лук и стрелы, наконечники которых смазывали ядом.
Вне военных походов славяне были очень гостеприимными хозяевами. Славяне с большим почтением относились к старикам и вообще к старшим членам семьи. Умершим родичам отправляли специальный обряд – тризна. Были у славян и родовая вражда и кровная месть.

Верования славян
Славяне изначально исповедовали язычество, а не христианство. Они очень верили в природу, а поэтому и вся флора была наделена какими-нибудь духами. Наиболее почитаемым был Перун – повелитель молнии и грома. Также почиталось солнце в виде бога Ярило, покровителем домашнего скота был Велес. Богом ветра был Стрибог. Домашний очаг и семью оберегала богиня Макошь.
Язычество сильно повлияло на культуру, от этого существуют русалки, водяные и лешие. Потому что древние славяне верили в духов. Добрых духов славяне почитали и обращались к ним за помощью, а от злых защищались амулетами или оберегами. В летописях не описываются языческие храмы. Славяне проводили обряды и поклонялись богам в капищах.

Правь, Навь, Славь
Тот свет для славян делился на три «царства»: Правь, Навь и Славь. Живые люди обитали в так называемой Яви.
Правь предназначалась для ожидающих перерождения душ праведников, Навь – для грешников.
В Славь же попадали души героев, которые после кончины обитали рядом с богами. Чтобы оказаться на той стороне, если верить древнеславянским сказаниям, нужно было пересечь реку Смородину по Калинову мосту, связывающему царство живых и царство мёртвых.
История делится на два периода: языческий и христианский. До прихода крещения на Руси существовало множество погребальных традиций и верований. К покойнику относились с уважением, стараясь всячески облегчить его переход из жизни земной в жизнь вечную.
Славяне, разумеется, верили в существование загробной жизни. Об этом свидетельствовали их погребальные обряды. Древние славяне верили в существование жизни после смерти, что, возможно, и стало причиной культа умерших предков. Считалось, что душа покойного может договориться с богами о процветании живущих на земле и таким образом улучшить жизнь племени. Славянским язычникам так хотелось получить милость богов, что они отправляли на тот свет каждого, у кого в волосах начинала пробиваться седина.
В загробной жизни, по верованию славян-язычников, люди делились на рабов и свободных.

Зарождение понятия души
Само понятие о душе зародилось задолго до христианства. До принятия христианства на Руси, наши предки представляли душу как самостоятельное живое существо. Они верили, что душа может находиться в любой части тела человека: в сердце, печени, в груди, животе, даже под правой подмышкой.
Душа, по мнению славян, выглядела как ветер, сгусток пара или дыма, который употребляет человек, что нашло отражение в словах «дуть», «душно».
Элементарные представления о душе отожествляют её с дыханием. Душа – от корня «дых-». Остановить дыхание – остановить жизнь: выпустить дух – умереть. Душу связывали с кровью, вместилищем души считалась тень человека, его отражение в воде или в зеркале. Широко были распространены представления о том, что во сне душа покидает тело и самостоятельно путешествует в образе птицы: отсюда верование в «вещие сны» и их толкование, а также запрет резко будить спящих – ибо душа не успеет вернуться и войти в тело.
В древние времена люди, наблюдая явление болезней, сна, потери сознания, смерти, начали объяснять их наличием в теле человека «двойника», который может покидать тело и временно, и навсегда. Позже душу начали приписывать животным, деревьям, растениям и даже неживым предметам.
Когда человек жив, то душа всегда находиться в его теле, только во время сна может покидать его и путешествовать по разным местам. Если человеку сниться дивный сон, что он далеко от своего дома, то это означало, что его душа сейчас находиться там.
По поверьям, когда душа навсегда покидает тело, то человек умирает, а сама душа направляется в загробный мир к Вию. Там она проходит этапы очистки и со временем возрождается.
Понимая душу как пламя и ветер, наши предки должны были сроднить её со стихийными существами, населяющими небо и воздух. Толпы стихийных духов, олицетворяющих небесные лучи, молнии и ветры, ничем не отличались от отцов, предков, то есть от усопших родителей и дедов. Народные поверья доселе связывают с душами усопших атмосферные явления, указывая тем самым на их стихийный характер. Когда зимою, после трескучих морозов, станет вдруг оттепель, русские выражаются об этом так: «Родители вздохнули», – то есть мёртвые повеяли (дохнули) тёплым ветром.

Душа в славянском мировоззрении
Смерть древние славяне представляли образно. Часто представляли её в виде птицы – либо черного ворона, либо сизого голубя, залетевшего в окно. Иногда смерть могла принимать и человеческий облик – обычно костлявой старухи с косой. После того как смерть разрушала тело человека, из него уходила душа.
Душа была для язычников чем-то вроде ветра, поскольку он родственен дыханию. Когда человек умирал, он переставал дышать. Между тем у славян бытовало ещё и представление о душе как об огненной стихии.
Древние славяне верили, что после смерти душа отправляется в загробное путешествие. Живые пытались облегчить ей переход в иной мир, сделать существование там комфортным, а также помочь установить связь с родными и близкими, ушедшими туда раньше.
У древних славян были распространены два способа погребения тела: сжигание тела практиковали в районах, богатых лесами (следовательно – дровами); в степной местности тела предавали земле.

Обряды захоронений
Особая роль огня
Наиболее частым в древности был обряд кремации. Многие народы, которые и сегодня практикуют трупосожжение, верят, что пока тело полностью не уничтожено, душа не может переродиться. В нечто подобное верили и древние европейцы. Когда Ибн-Фодлан сообщил одному руссу, что у арабов трупы зарывают в землю, русс удивился глупости арабов: «Умершему, – сказал русс, – и так тяжело, а вы ещё наваливаете на него лишнюю тяжесть, зарывая в землю. Вот у нас лучше; посмотри, сказал он, указывая на сожжение трупа знатного русса, как легко наш умерший восходит к небесам вместе с дымом».
Древние считали, что связь с бренным телом мешает душе отправиться прямо к богам. Сожжение тела освобождало душу. На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Пока тело не уничтожено, душа не может переродиться.
Эти представления о загробном мире порождали соответствующий погребальный обряд – кремацию. Зачем славяне сжигали своих покойников, нам рассказал арабский путешественник Ибн Фадлан, который в начале X века наблюдал где-то на Волге, как русские купцы хоронили своего товарища. В конце церемонии сожжения тела один русский купец сказал ему: «Вы, арабы, – глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус, и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас». Отсюда идёт обычай прыгать через костёр, что когда-то символизировало перелёт души в ирий.
Подобное представление о душе сохранялось ещё многие столетия после крещения Руси. Когда в 1533 году умирал московский государь Василий III (отец Ивана Грозного), окружающие увидели, как с последним вздохом «дух его отошед, аки дымец малый». То есть они успели заметить некое облачко, отлетевшее от уст умирающего Василия. Им не померещилось – просто москвичи XVI века все ещё были уверены, что так оно и должно быть.
Чтобы похоронить человека в Древней Руси, обычно дожидались пятницы – дня Мокоши, который считался наиболее подходящим для похорон.

Обряд сжигания умершего
Когда у славян сжигали тела, считалось, что так душе легче попасть на небо.
В большинстве случаев тело мертвеца сжигали на кроде (погребальном костре). По одной из версий, слово «крода» означало «к роду». Покойный таким образом возвращался к своему роду, к своим предкам.
Кремация происходила всегда на закате дня. То, что кремация происходила на закате, также очень символично. Во-первых, закат дня, как закат жизни. Во-вторых, по верованиям древних славян, солнце на ночь уходит в загробный мир Навь и тем самым забирает вместе с собой душу умершего человека. В-третьих, считается, что на закате душа может увидеть свет заходящего солнца и в принципе понять куда ей держать путь.
К костру умершего доставляли либо на санях, либо в лодке (ладье). Видимо, современный гроб символизирует именно ладью. Костер выкладывали в виде прямоугольника, из берёзовых и дубовых дров – берёза и дуб, по славянским верованиям, являлись священными деревьями. Также в костёр клали ветки и солому.
По периметру выкладывали изгородь из снопов сена. Вероятно, это символизировало границу между миром живых – Явью и миром мёртвых – Навью. Её также поджигали. Есть два варианта объяснения горящей ограды.
• Так славяне закрывали пламенем тело сгоравшего в костре от взглядов.
• Горящая ограда бы ещё и оградой в сакральном смысле, которая разграничивала мир мёртвых и мир живых и была аналогом легендарной горящей реки в ином мире.
В костёр часто клали также трупы диких и домашних животных и птиц – они должны были сопровождать человека на тот свет. В погребальный костёр часто добавляли крылья птиц, чтобы помочь душе взлететь на небо.
Похоронный обряд был сопряжён с представлением того, что тело умирает, но душа все же какое-то время жаждет воды, еды, тепла. Поэтому в обрядности присутствуют свечи, питье, пища. Предполагалось также, что умершему в загробном мире могут понадобиться некоторые вещи, украшения, бытовые принадлежности. Поэтому все нужное укладывалось вместе с покойным в костёр.
Наличие костей лошади и собаки в погребении не свидетельствует прямо о знатности (или богатстве) погребённого: в большинстве индоевропейских традиций эти животные могли не столько отмечать социальный статус, сколько выполнять культовую функцию – служить проводником умершего на тот свет.
Поджигал костёр волхв, после этого пелись ритуальные песнопения. Старались, чтобы огонь доставал до неба – тогда душа могла быстро попасть в нужное место.
Поднявшийся к самому небу огонь означал, что душа человека поднялась в Сварту и оставила на земле только свои останки.
Несгоревшие кости и часть пепла принято было развеивать над полями. Видимо, это имело отношение к культу урожая. Черепа, которые, как правило, не сгорали, складывали возле так называемого Кумира Рода – родового идола.
Хоронили иногда не только умершего, но и его скот, домашних животных, воинов с оружием, мужей с их вдовами, как бы кошмарно это сейчас не звучало. Всех их клали в просмолённую ладью и на закате солнца сжигали.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70855243?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Погребальные обряды и обычаи разных народов. Курганы  склепы  пирамиды  мавзолеи. Ритуалы  траур  поминальные трапезы
Погребальные обряды и обычаи разных народов. Курганы, склепы, пирамиды, мавзолеи. Ритуалы, траур, поминальные трапезы

Тип: электронная книга

Жанр: Религии, верования, культы

Язык: на русском языке

Издательство: Центрполиграф

Дата публикации: 09.07.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: На всём протяжении существования человечества люди мечтают о вечной жизни, но, увы, земному пути каждого рано или поздно приходит конец. Уход из жизни окутан завесой тайн и суеверий. Никто ещё не вернулся с того света и не рассказал о своих переживаниях и ощущениях там, за гранью… Но тем не менее живые с огромной ответственностью относятся к проведению похорон и соблюдению всех необходимых формальностей.

  • Добавить отзыв