О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл.,схем., комментариях). Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности»

О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл.,схем., комментариях). Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности»
В. А. Колосов
В учебном пособии в наглядной и форме с позиций социокультурного подхода рассмотрены проблемы культуры групп и личности. Ориентировано на студентов,обучающихся по направлениям «Управление персоналом», «Менеджмент», «Сервис», «Туризм», руководителей и менеджероворганизаций, а также на тех, кто интересуется проблемами культуры.Некоторые главы были ранее опубликованы в книгах «О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл., схемах, комментариях). Часть 1 «Культура как объект общества» и «О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл., схемах, комментариях). Часть 2. «Культура организаций (компаний)».

О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл.,схем., комментариях)
Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности»

В. А. Колосов

© В. А. Колосов, 2024

ISBN 978-5-0064-1416-7 (3-4)
ISBN 978-5-0064-1304-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Колосов В. А.
О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл., схемах., комментариях). Учебное пособие. Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности».
В учебном пособии, в форме наглядных для понимания таблиц, рисунков и комментариев с позиций социокультурного подхода рассмотрены проблемы культуры общества, организаций, групп и личности. Особое внимание уделено вопросам возникновения, закономерностям формирования и развития, методам оценки и поддержания культуры в организациях, группах, о влиянии ее на коммуникативные и деловые качества персонала.
Пособие, прежде всего, ориентировано на студентов, изучающих дисциплины «Организационная культура», «Культурология», «Культура деловых отношений», «Управление персоналом», «Организационное поведение», обучающихся по направлениям подготовки Управление персоналом, Менеджмент, Сервис, Туризм и др, руководителей и менеджеров организаций, а также тех, кто интересуется проблемами культуры.

Предисловие
Учебное пособие содержит 4 раздела, в которых рассмотрены различные аспекты культуры общества, организаций (компаний), групп и личности с позиций социокультурного подхода изучения культуры.
Культура любого сообщества – это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, нормы и правила, принципы поведения и взаимоотношений людей, которые связывают их в единое целое.
Она представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и эффективные функции и способны создавать культурное пространство и особое ощущение реальности для его членов.
Носителями культуры являются люди, однако в сообществах с устоявшейся культурой, она как бы отделяется от людей и становится атрибутом их организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов сообщества, модифицирует их поведение в соответствии с теми ценностями, нормами и правилами, которые составляют их основу.
Культура существует всегда, во всех обществах (организациях, компаниях, корпоративных ассоциациях, группах) функционирующих достаточно продолжительно время. Она инерционна и консервативна, и многие нововведения, вводимые руководством, не приживаются тотчас,
В обычных условиях организационная культура присутствует как естественный, незаметный и всеобъемлющий фактор, но в большинстве случаев люди осознают ее наличие, что проявляется в их чувствах общности и взаимной привязанности.
Культура – это междисциплинарное научное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знаний (философия, социология, психология, культурологи, менеджмента, организационного поведение и др.) Именно много дисциплинарный интерес к проблеме культуры, её уникальной интегративной сущности создают определённые сложности в ее изучении и понимании.
Существует множество определений, структур и типологий культуры, в том числе и организационной (корпоративной) культуры, что говорит о глубоком интересе и активном познании этого сложного явления в жизни общества в целом и компаний, организаций, групп, в частности. Надо отметить, что знание и умение оказывать влияние на культуру, открывают возможности грамотно и эффективно управлять поведением персонала организацией и повышать эффективность их деятельности.
Таким образом, культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему сообщества (организации, группы) в данных условиях функционирует именно таким, а не иным образом. Кроме того культура объясняет не только глобальные морально – этические и нравственные принципы, нормы и правила поведения членов сообщества, но, и в определенной мере, позволяет понять мотивы поведении конкретного индивида как члена этого сообщества.
Современные организации (компании) рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить их продуктивное взаимодействие.
В настоящем пособии в форме таблиц, рисунков и комментариев к ним изложены современные основные теоретические и практические представления культуры обществ, организаций, групп и личности.
Пособие предназначено, прежде всего, для студентов, изучающих дисциплины «Организационная культура», «Культурология», «Культура деловых отношений», «Управление персоналом», «Организационное поведение», обучающихся по направлениям подготовки Управление персоналом, Менеджмент, Сервис, Туризм и др. Материалы пособия также могут быть полезны руководителям и менеджерам организаций, а также всем, кто интересуется проблемами культуры.

Часть 3. Культура социальных групп

1. Социальные группы
Комментарий:
Социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности, мнения, нормы и правила поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества
Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные:
– официальные: трудовой коллектив,, члены объединений и товариществ;
– неофициальные :-группа друзей, члены неформальных объединений и др.;
– социальные группы с признаки официальной и неофициальной группы, например, семья.

1.1 Классификация социальных групп
Комментарий:
Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы: взаимодействие внутри группы, соблюдение определённых правил и ожидание соответствующего поведения, осознание принадлежности к данной группе.




1.2 Виды социальных групп


Примечание:
Номинальные (условные) группысоздаются исследователями, но на практике их участники не знакомы и не контактируют лично. Эти группы используются для обобщения, описания статистических данных, определения социально-демографического состава общества

Комментарий:
Человеку, который состоит в группе, важно понимать, что значит для него в психологическом плане группа, ее культура, какие ее характеристики значимы для личности, для ее существования и развития.
Поведение всех участников группы определяется правилами: официальными (записанными), неписаными (обычаями, традициями).



1.3 Типология социальных групп
Комментарий:
Тип социальной группы —объединение людей, имеющих общий значимый признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений.



1.4 Характеристика социальных групп
Комментарий:
К основным характеристикам социальной группы относят ее состав, структура, групповые (групповая динамика) процессы, ценности, система норм и правил и др.
Структура группы в зависимости от целей и условий может быть обозначена с позиций реализации отношений «власть – подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т. п.


Характеристика групп с разным уровнем зрелости:
– диффузные (становящиеся группы) —это группы, уже с заданными внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью;
– ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей);
– кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненные достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
– корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, целенаправленно созданна и поддерживается корпоративная культура;
– коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, сформированной организационной культурой а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы. – команда.– это небольшая группа профессионалов, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей при совместной работе, демонстрирующая высокий уровень культуры отношений

1.5 Функции группы
Характеристика функций групп:
Функции группы обеспечивать удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности:
1.Функция социализации. Только в группе индивид может обеспечить свое выживание и овладеть необходимыми социальными умениями и навыками.
2.Инструментальная функция состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Кроме того, участие в таких группах обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
3.Экспрессивная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии (часто эту функцию выполняют первичные и неформальные группы).
4.Поддерживающа функцияпроявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях, ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

Комментарий:
В любой длительно функционирующей группе существуют условия для формирования культуры, но характер ее образования и социальной ориентации будет разный:
Культура в группе зарождается в результате личных и совместных переживаний в ходе деятельности группы.
Приобретенный опыт совместной деятельности служит основой для формирования организационной культуры.

2. Формирование культуры в длительно существующих группах



2.1 Характеристика устойчивых социальных групп
Комментарий:
Устойчивая социальная группа – это длительно существующая устойчивая организованная общность людей, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей— наличие определенного качества взаимодействия между людьми, составляющими группу

.


Комментарий:
Во внутренне организованных группах происходит стихийный характер формирования культуры.
Во внешне организованных группах формирование культуры имеет:
– либо естественный характер, чаще это происходит в небольших организациях;
– целенаправленный характер, как в корпорациях и больших организациях.

2.2 Характеристика культур больших, средних и малых групп
– Корпоративная культура — это культурное достояние больших групп – объединений однородных организаций или людей связанных едиными интересами по профессиональной принадлежности, идеологии или хобби.
– Организационная культура – это культурное достояние средних групп – коллективов организаций (компаний, фирм, предприятий и т.д.).
– Субкультура – в большинстве случаев это культурное достояние малых групп, коллективов функциональных подразделений организаций, групп по интересам.

2.3 Формирование культуры на стадиях развития групп до коллективов
Группы в своем развитии до коллектива проходит три стадии: первичного синтеза, дифференциации и окончательного синтеза
1.Стадия первичного синтеза.
Главным является процесс адаптации: идет взаимное узнавание, решаются вопросы: кто есть кто? что от них можно ожидать? как строить с ними отношения?. Также происходит адаптация членов группы к структуре организации, условиям труда, руководителям (формальным лидерам).

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70821649?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
О культуре общества  организации  группы  личности. Учебное пособие (в табл. схем.  комментариях). Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности» В. Колосов
О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл.,схем., комментариях). Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности»

В. Колосов

Тип: электронная книга

Жанр: Прочая образовательная литература

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 26.06.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В учебном пособии в наглядной и форме с позиций социокультурного подхода рассмотрены проблемы культуры групп и личности. Ориентировано на студентов,обучающихся по направлениям «Управление персоналом», «Менеджмент», «Сервис», «Туризм», руководителей и менеджероворганизаций, а также на тех, кто интересуется проблемами культуры.Некоторые главы были ранее опубликованы в книгах «О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл., схемах, комментариях). Часть 1 «Культура как объект общества» и «О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл., схемах, комментариях). Часть 2. «Культура организаций (компаний)».

  • Добавить отзыв