Монолог. Стихотворения
Маргарита Моисеева
Маргарита Моисеева (в замужестве Белокопытова)
родилась в небольшом городке Родники Ивановской области.
С четырёх лет живёт в Москве. Окончила биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Имеет музыкальное образование. Всегда увлекалась музыкой, поэзией.
Стихи пишет с девяти лет.
Книга «МОНОЛОГ» – четвёртая книга автора. В ней отражены многие жизненные коллизии, роль символов в нашей жизни, вопросы религии и семейных отношений.
ПОЭМА СТРЕССА рассказывает о трагической судьбе женщины.
Монолог. Стихотворения
Маргарита Моисева
© Маргарита Моисеева, 2023
© Издательство «Книга-Мемуар», 2023
Краткая биографическая справка
Маргарита Моисеева (в замужестве Белокопытова) родилась в небольшом городке Родники Ивановской области.
С четырёх лет живёт в Москве. Окончила биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Имеет музыкальное образование. Всегда увлекалась музыкой, поэзией. Стихи пишет с девяти лет.
Книга «МОНОЛОГ» – четвёртая книга автора. В ней отражены многие жизненные коллизии, роль символов в нашей жизни, вопросы религии и семейных отношений. ПОЭМА СТРЕССА рассказывает о трагической судьбе женщины.
Монолог
Живём мы в мире равнодушия и лжи
И не находим ни любви, ни понимания.
Я расскажу про слёзы и улыбки счастья, и страдания.
Невыносимо видеть истязание души!
Пришла я в этот мир и говорю:
Давайте слышать, понимать, любить
Данную Богом человеческую душу.
Я не хочу в бездушном мире жить
И чувствовать себя и лишней, и ненужной.
Я говорю: на искренность в ответ
Предательство я часто получаю.
Но я не буду прятать свои чувства, мысли. Нет!
И верю: зло я в этом мире уменьшаю.
Я говорю: в мире хотят убить любовь!
Взращивают порок, манят людей в его объятья,
Чтоб на зверей стали они похожи вновь,
Как их древнейшие собратья.
Кричу: по образу Божественному создан человек!
Он может созидать, творить, достоин он любви и счастья.
Давайте защищать наш мир от дьявольских напастей
И будем человечными в наш столь циничный век.
В храме
Когда вхожу я в православный храм,
Родной вдыхаю воздух и меня намоленные стены обступают,
Я чувствую, что здесь мой дом, здесь, а не там,
В столпотворении московских улиц, в суете – я за безумным ритмом мегаполиса не успеваю.
Здесь я себя исконно русской ощущаю,
Чувствую корни древние свои,
Как будто меня тени предков обступают:
Их голоса, их поступь стены храма знают…
Лики святых со стен взирают,
Священник исповедует меня, благословляет,
И ангельские голоса поют,
И золотые огоньки свечей мерцают…
Свиристели
Грозди рябины красной созрели в нашем сквере.
Но как о том узнали гурманы-свиристели?
То не колокольчики так нежно зазвенели —
Это разговоры разговаривают свиристели.
Я сначала думала, что это снегири.
Оказалось, птички-то с хохолками, посмотри!
С красноватым хохолком свиристель-красавец,
С серебристым голосом – не может он не нравиться!
С первым снегом в ноябре к нам стайкой прилетели
Пировать с рябиной красной свиристели.
Морозцем первым тронута, рябина стала сладкой,
И лакомятся птицы ей, как дети шоколадкой.
Шло время, и рябины постарели,
Закончили они свой век в нашем прекрасном сквере,
И больше уж не прилетают к нам красавцы-свиристели…
Как счастье встречи с птицами очаровательными возвратить?
Надо рябину, русскую красавицу, нам возродить.
На одной волне
Мы на одну волну настроены:
Друг друга слышим, понимаем,
Хотя пространством мы разделены…
Как человеку нужно бесконечно много – и как мало:
Знать, что его слова, сердцем рождённые, услышаны…
Пронизывающий ветер, и метель стучит в стекло,
И мир осатанел во лжи остервенелой!
А мне от нежного прикосновения души твоей тепло:
Она ко мне и в ледяную стужу прилетела.
Когда я говорю с душой родной,
Мрак отступает – и до мира мне нет дела.
Сказка
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Антуан де Сент-Экзюпери
Я помню: ты как о настольной книге говорил
Про «Маленького принца» любимого тобой Экзюпери.
И сказку эту я с волнением читала,
И мне казалось, что черты твои в ней узнавала,
Чувствовала себя, как маленький принц, счастливой
Лишь только потому, что у меня был ты, как у него – цветок любимый.
Среди людей мне было одиноко,
А ты давал мне романтические музыкальные уроки
И приручил меня: наверное, хотел лучше узнать:
Мы музицировали, разговаривали и молчали о том, что невозможно высказать…
Казалось, можем мы необходимыми друг другу и родными стать.
Однако человеку не дано судьбу предугадать.
Прекрасна была сказка, как мираж в пустыне.
Рассеялся мираж – мой принц исчез и я одна отныне.
Он не считал себя в ответе за всех тех, кого случайно приручил,
Когда счастливые минуты им дарил…
Мимоза
Три веточки нежной мимозы в хрустале
И золотые шарики её цветов, пушистых, как цыплята…
В московских парках и садах ещё сугробы, снег. Начало марта.
Но с пухом золотых цветов к нам прилетела весть: на юге расцвела мимоза
И к нам спешит весна, скоро сойдут снега, закончатся морозы.
Мимоза – недотрога: от прикосновенья рук её охватывает дрожь,
Более нежного и хрупкого созданья не найдёшь!
Вмиг от прикосновенья она листья прячет, закрывает,
И символом невинности её считают.
Три веточки мимозы в хрустале и аромат их нежный, горьковатый
Напоминает бриз морской, у ног моих – прибой…
У голубого моря дивною весной мы были счастливы с тобой,
Мы были счастливы когда-то…
Цвела глициния, гирляндами сиреневых цветов
Тёмные ветви стройных кипарисов обвивая.
По изумрудной зелени травы серебряные нитки ручейков
Струились, к морю весело сбегая,
И маргаритки, как жемчужинки, сверкали на бархате травы у моря,
И чайки белокрылые парили в голубом просторе…
Три веточки мимозы в хрустале и горьковатый привкус ускользающего счастья…
Всего лишь день живёт мимозы золотой букет —
И вот цветы уже засохли, словно мне сказали, что любви былой уж нет…
Весна недолговечна и её сменяет изнуряющий зной лета,
А потом – унылое осеннее ненастье…
Роковые минуты
Не событие… является несчастием, а способность достойно его перенести – счастием.
Марк Аврелий
Не миновали и меня минуты роковые, когда казалось, что судьба моя решалась:
Как человек я состоялась или, может быть, не состоялась…
Я благодарна Богу: удалось мне утопающую маленькую девочку спасти —
И через это испытание судьбе меня угодно было провести.
Случилось это в октябре. С детьми своими я из школы возвращалась
Через Лефортовский старинный парк. Беду ничто не предвещало.
Погода ясная была. Похолодало.
Детишки нам навстречу с верхнего пруда бежали,
И маленькая девочка на маленьком велосипеде
Катилась с горки вдоль по берегу пруда
И вдруг – глазам своим я не поверила тогда! —
На повороте она прямо в пруд свернула,
И с головой её накрыла в тот же миг вода!
Ребёнок гибнет! Помогите! Никого вокруг!
Какая страшная беда!
Не долго думая, прямо в одежде я шагнула в воду.
Кричали мои дети: «Мама! Ты куда?»
И тут малышка на мгновение всплыла,
И я ей первую попавшуюся палку подала,
А утопающая девочка крепко в неё вцепилась.
Я её вытащила, на руки взяла.
Бедная девочка ещё не понимала, что случилось.
Вместе с детьми промокшую насквозь малышку
Я поскорей к её беспечной маме-иностранке повела.
И в лифте дома своего малышка нужной кнопки не достала,
Пришлось приподнимать её: так девочка ещё была мала!
Ну, почему возле прудов она не с мамой, а одна гуляла?!
И хорошо, что на ребёнке курточка была,
И эта курточка, как поплавок, её спасла.
Как только перепуганная девочка в домашней обстановке оказалась,
Она расплакалась и безутешно разрыдалась!
Я в ужасе подумала: а как бы я потом жила,
Если бы тонущего на глазах моих детей ребёнка не спасла?
А мои дети? Души детские тяжёлую бы травму получили,
И долго помнили бы дети гибель девочки: они невольными свидетелями были.
И, может быть, как Клим Самгин у Горького, я бы всё время повторяла:
«А девочка была ли? Девочка была ли?»
Но, слава Богу, всё закончилось благополучно. Бог нас спас!
Минуты страшные, минуты роковые, вы пощадили нас.
Печальные цветы
Это в Москве в пятидесятые годы было.
Я, маленькая, в детстве часто с матерью в кино ходила.
Там, на экране в полутёмном зале
Впервые я увидела на сцене за роялем
Блистательную пианистку в длинном платье с шлейфом.
Как вдохновенно она играла с симфоническим оркестром!
Подхваченная музыки пленительной волной,
Я захотела так же, как она играть, всей детскою душой!
С тех пор всё время я мечтала пианисткой стать,
Первый концерт Чайковского, как эта изумительная женщина, играть.
Ах, если б исполнялись наши детские мечты,
Мы расцветали бы, словно прекрасные цветы!
Но мудрого садовника судьба мне не дала,
И лучшие цветы моей души я не уберегла.
Сначала тронул их мороз,
Потом зной вместе с засухой вред нежной красоте нанёс…
Но не завяли вы, вы всё ещё живые,
Души моей печальные цветы!
Редко сбываются мечты…
Нет, пианисткой я, увы, не стала,
Но на рояле для души всю жизнь играла,
И музыка, только она одна, душу мою спасала.
Мир мужчин
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать,
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Н. А. Некрасов
Упорно и красноречиво убеждал меня один христианин,
Что в нашем бренном мире Бог властью наделил только мужчин,
И что жена мужу в послушницы покорные дана.
Во всём: и в мыслях, и в делах – жена
Своему мужу как главе семьи подчинена.
И даже если муж жизнь непутёвую ведёт,
Жена, смиренно выносившая все скорби и невзгоды,
Терновый венец славы обретёт
И вместе с непутёвым мужем в Царство Божие войдёт.
Но если, после тяжких испытаний, боль, горечь всё ещё жену терзает и грызёт,
То после этой пытки нескончаемой обидой
Несчастная жена уж к жизни вечной не придёт.
Женская доля – всё терпеть покорно, голову не поднимая.
Только тогда откроются пред нею двери рая.
Я не согласна с ним, я возражаю:
Христос в Евангелии с нами говорит, по половому признаку людей не разделяя.
И хочется сказать: не надо рая,
Дайте нам жизнь счастливую!
Христианин мне добросовестно старается внушить:
«Отец семейства наделён от Бога властью наказывать жену, детей и их судить,
И, при необходимости, даже насилие к ним может применить.
А почему? Муж отвечает перед Богом за семью, жена и дети – нет.
Вот вам и весь ответ.»
Я возражаю: любящая мать,
Не может за своих детей и за семью не отвечать,
Она готова жизнь за детей отдать!
А заповедь: «Не судите да не судимы будете»
Неужто только женщинам дана?
И следовать должна ей лишь жена?
Бог наделил мужчину силой для того,
Чтобы он мать своих детей, жену, берёг и защищал,
А не наказывал, как надзиратель, и не осуждал.
Муж и жена должны друг друга дополнять
И жить в гармонии: не властвовать, не подавлять.
Семья, родной очаг – единственное место, где тебя всегда поймут,
Тебе помогут, не осудят и в обиду не дадут.
Мой собеседник продолжал:
«А вот жена не может мужа наказать и осудить.
Муж только Богу одному подсуден может быть.
Бог мужа в качестве главы семьи поставил,
Мужчину он поставил, а не равноправие полов
С правом решения вопросов большинством семейных голосов.
Здесь и в помине демократии быть не должно —
Всё это от лукавого.
Веками так народы в патриархальной парадигме жили,
А вы хотите, чтобы ради современной женщины догматы изменили?!
Эмансипированный мир чрез жажду женских прав,
Традиционные устои подрывая, семью может разрушить в прах,» —
Мой собеседник так повествовал.
В эгоцентризме, и в обидах, и в самонадеянности обвинял,
И в том, что негуманным поведением насилие в семье я называла.
Однако помню, говорит в русской пословице народная душа:
«На Бога ты надейся, а сам не плошай!»
Если заботиться о детях, о семье, о доме вынуждена только женщина одна,
То на кого же ей, кроме себя, надеяться? Естественно, она самонадеянна.
Да неужели женщина должна даже злой воле мужа подчиняться?
Нет! Надо злу сопротивляться, чтоб соучастницей не стать.
Авторитарному мужчине, мужу только власть нужна и подчинение,
А не любовь, не понимание, не уважение.
С древних времён была унижена мужчиной женщина:
Покорность и страдания физические и душевные – её удел.
Бог есть любовь. Так неужели Всемилостивый Бог
Такой судьбы для женщины хотел?
Не надо путать следствие с причиной:
Причина феминизма – догматизм мужчин.
Сказал философ: «Всё течёт, всё изменяется.»
Догматик ему ответил: «Меня это не касается.»
Философ говорит: «Нельзя в одну и ту же реку войти дважды.»
Догматик, вы не верите? Попробуйте, остановите поток жизни, коль вы так отважны!
Жизнь быстро изменяется и с нею изменилась женщина.
Если мужчина не желает это замечать,
В их отношениях может возникнуть трещина.
Вот так мужчина разрушает брак:
Ведь в разрешении конфликта за мужчиной первый шаг.
Не стоит быть догматиком и надо понимать:
Время неумолимо во всё вносит коррективы,
И то, что абсолютной истиной когда-то было принято считать,
Теперь становится несправедливым.
Великого поэта процитировать посмею:
«Теория суха, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет».
Я говорю авторитарному режиму в семье: нет!
Как много он принёс мне бед!
Он подавляет творческую мысль, доверие и инициативу:
Все домочадцы исполнять обязаны только отеческие директивы.
В семье авторитарного отца никто не сможет чувствовать себя уютно.
Известно: развращает власть. Власть абсолютная и развращает абсолютно.
Режим авторитарный в армии категорически необходим,
Но даже там не выполняются преступные приказы.
Секты тоталитарные только таким режимом держатся одним.
Надо людей от них спасать как от заразы!
Отец, он тоже, как и все мы, грешный человек:
Он может заблуждаться и ошибки совершать,
Никто в семье от этого не должен пострадать.
Только когда отец заслужит авторитет, доверие,
Он уважаемым главой семейства сможет стать.
Мужчиной надо быть, а не казаться
И за счёт женщины не самоутверждаться!
«Совет вам да любовь,» – всегда в России новобрачным говорили,
Чтобы в любви, доверии друг к другу они жили,
Чтобы совет держали – вот тогда и будет в семье лад.
«Совет вам да любовь,» – недаром так в день свадьбы новобрачным говорят.
Сон
Приснилось мне, что на снегу костёр пылает,
Ввысь в ледяном безмолвии стремится его пламя.
Мне кажется, что сон сей вот что означает:
В холодном равнодушном окружении огонь души пылает,
Но никого к себе не привлекает…
Холодное оцепенение, оцифрование когда-нибудь, как лёд и снег, уйдут,
Души людей оттают, как весенние фиалки расцветут,
И снова в мире красоту найдут.
И красота спасёт мир, если мир этого захочет, —
Так русский гений, Достоевский, напророчил.
В мире, спасённом красотой, скажу вам по секрету,
По ощущенью жизни каждый может стать поэтом.
Бальмо?нт
И все пройдя пути морские,
И все земные царства дней,
Я слова не найду нежней,
Чем имя звучное Россия.
К. Бальм?онт
Один историк написал недавно в своей первой книге, что он поражён,
Как безответственно интеллигенция в России губительные революционные идеи поддержала.
Неудивительно! Людей, захваченных идеями свободы, справедливости
В нашем Отечестве всегда было немало.
Великий Пушкин пламенные строки декабристам посвящал
И, если бы не обстоятельства, то на Сенатской площади он с ними бы стоял.
Как безответственно великий Пушкин воспевал свободу!
А вождь октябрьской революции дворян восставших порицал за отдалённость от народа.
Вот если бы историк наш в то время жил,
Во всём бы разобрался он и всех бы вразумил…
В защиту замечательного русского поэта,
Ныне почти забытого, Бальм?онта
Я голос свой возвышу и отдам.
Поверхностно судить о личности поэта непозволительно даже историкам.
Цветаева сказала о Бальмонте: он единственный поэт,
В ком ничего другого, ничего, кроме поэта, нет.
Он весь в своих стихах, в них раскрывал он душу.
Услышит и поймёт поэта тот, кто умеет чутко слушать.
Певучей, одухотворённой, солнечной и светлой,
Искренней и музыкальной поэтической стихией
Бальмонт очаровал, пленил любителей и знатоков поэзии в России.
Никто с такою нежностью Россию не любил!
Весь мир исколесив, он свою душу русскую, словно сокровище, хранил.
В чём безответственность Бальм?онта?
Из Шуйского текстильного уезда родом,
Поэт гордился тем, что, как рабочий, жил своим трудом.
Он знал шестнадцать языков и занимался стихотворным переводом,
И воспевал он труд свободный,
И для рабочих лучшей доли он желал,
Простую женщину-работницу в стихах он возвышал,
Крестьянам-земледельцам славу воздавал,
Творцами первых русских песен их считал.
Идею равенства Бальм?онт критиковал:
Противоречила она свободе личности и ограничивала индивидуальность.
В необходимости насилия он очень сомневался.
Он спрашивал себя: «Революционер я или нет?»
И отвечал: «Не состоял я ни в одной из партий. Нет! Я – поэт.
Поэт – выше всех партий, подобен он неуправляемой комете.»
Да, было время: революционными идеями он увлекался,
Однако в февральской революции довольно скоро разочаровался:
Считал, что революция лишь разожгла распрю общественных групп, сословий
И разложила армию: растоптаны и воинский долг, и честь;
Народ обманут, развращён насилием и кровью;
Всюду предательство и смута – в таких условиях
Не верилось, что власть в России есть.
«Нет, – говорил он, – сатанинский революционный вихрь
Не может служить способом переустройства жизни.
Не революцией, а эволюцией жива Отчизна.»
Об этом антиреволюционные статьи Бальм?онт писал.
Но наш историк их, по-видимому, не читал,
Да и поэзию Бальм?онта, вероятно, плохо знал, но всё равно поэта обличал…
И даже Бунин в немилость к нашему историку попал!
Да, безответственно историк поступал…
Бальмонта охватили мрачные предчувствия,
И в октябре свершилось худшее: кровь пролилась, кругом насилие, террор,
И не хватало самого необходимого, насущного.
Пришлось спасать семью от гибели – уехать из России – то был приговор:
Бальм?онт в Россию больше не вернулся.
Жил на чужбине, очень тосковал,
Но всё-таки работал, с нежностью о Родине, им навсегда потерянной, писал.
В стихах его стали звучать трагические ноты…
Жёлтые тюльпаны
Он жёлтые тюльпаны на весенний праздник подарил,
Сказав, что жизнерадостным он жёлтый цвет считает.
Но есть об этом цвете версия другая:
Напрасные надежды на любовь и расставание
Мне жёлтый цвет сулил.
Восточная легенда говорит,
Что жёлтый солнечный тюльпан хранит
В бутоне золотом неведомое счастье.
Только добраться до него никто не мог:
Не раскрывался золотой цветок
Ни в ясный день, ни, тем более, в ненастье.
Но мальчик в руки взял тюльпан – и он раскрылся:
Детской душе дать счастье, радость он не поскупился.
Но есть старинный тёмно-красный сорт тюльпана:
Он, по легенде, вырос из крови дракона.
Его окраска говорила кубку красного вина:
«Я опьяняю, опьяняю я, губ алых не касаясь»,
А очагу пылающему: «Я горю, но не сгораю».
Тюльпан прекрасен, но не наделён он ароматом.
Его сравнить с павлином можем:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70787386?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.