От темперамента к характеру
Александр Дианин-Хавард
В этой книге автор показывает, как строить духовный характер на основе каждого из четырех биологических темпераментов. Темперамент – это врожденная склонность. У каждого темперамента (холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика) есть силы и слабости. Мы направляем его силы и преодолеваем его слабости воспитанием духовного характера. Характер состоит из нравственных добродетелей. В переводе с греческого языка слово «характер» означает «отпечаток». Добродетели налагают на темперамент отпечаток характера, так что темперамент уже не господствует над нами. Каждый из нас свободен решать, до какой степени он позволит темпераменту воздействовать на него. «От темперамента к характеру» – книга о самопознании и самосовершенствовании, направленная против биологического детерминизма, отрицающего человеческую свободу, и против спиритуализма, не признающего богатой и многообразной реальности биологических темпераментов.
Александр Дианин-Хавард
От темперамента к характеру
РУКОВОДСТВО К НРАВСТВЕННОМУ ЛИДЕРСТВУ
Прогресс? Истинно может быть только один: сумма духовных прогрессов отдельных людей. Степень самоусовершенствования их на жизненном пути.
Александр Солженицын
От автора
Человек – существо свободное. Правда, его во многом формируют среда, воспитание и собственный темперамент. Но формировать – не значит порабощать: каждый свободно решает, до какой степени позволять среде, семье, школе и темпераменту воздействовать на него.
Среда – формирующий фактор, но среду можно преодолеть. «В концентрационном лагере, – пишет Виктор Франкл, – некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализована, зависит от его решения, а не от условий».[1 - Виктор Франкл, Человек в поисках смысла.] Человек способен говорить нет среде – среде, превращающей его в свинью.
Воспитание – тоже формирующий фактор, но воспитание не предопределяет наше поведение. Бывает, что дети, воспитанные в одной и той же семье и ходившие в одну и ту же школу, делают разные экзистенциальные выборы и оказываются совсем разными людьми. Большевик Яков Свердлов (1885–1919), организатор красного террора, расказачивания и убийства царской семьи, имел мало общего со своим старшим братом Зиновием (1884–1966), генералом и героем французского Иностранного легиона, организатором Сопротивления во время Второй Мировой Войны и близким другом Де Голля. Мы вольны отказываться от того, что нам не нравится в нашем воспитании.
Темперамент определяет наше поведение не больше, чем среда и воспитание. Врождённую склонность темперамента может исправить взращённая склонность характера. На нашу первую, биологическую, реакцию на внешние стимулы мы способны ответить второй реакцией, духовной. Мы – не продукт нашего темперамента.
Человеческая свобода – не миф и не обман. Каждый человек выбирает, каким он хочет стать.
ЧАСТЬ 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
Человеческая личность состоит в основном из темперамента и характера.
Темперамент – врождённая склонность, дар природы. Характер – взращённая склонность, плод свободной работы над собой под влиянием семьи, школы и общества.
Темперамент – биологический элемент личности. По древней, но до сих пор актуальной теории Гиппократа-Галена[2 - По словам учёного Ивана Петровича Павлова, лауреата Нобелевской премии, заслуга Гиппократа в том, что он «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».] существуют меланхолики и холерики, сангвиники и флегматики. Мы рождаемся с определённым темпераментом, который невозможно изменить: мы умрём с достоинствами и недостатками нашего темперамента.
Характер – духовный элемент личности. Характер состоит из добродетелей, т.е. нравственных привычек, приобретённых на практике. Из них главные – благоразумие (способность принимать верные решения), мужество (смелость и выносливость), самообладание (управление эмоциями), справедливость (привычка воздавать каждому должное), великодушие (стремление сердца, воли и разума к великому) и смирение (самопознание и служение другим). Мы не рождаемся с характером, мы строим его свободно с помощью родителей и окружающих нас людей.
Каждый темперамент отличается своей реактивностью (биологической, разумеется) на внешние стимулы:
– Холерик отличается моментальной, сильной и долгосрочной реактивностью.
– Меланхолик отличается медленной, сильной и долгосрочной реактивностью.
– Сангвиник отличается моментальной, сильной и краткосрочной реактивностью.
– Флегматик отличается медленной, слабой и краткосрочной реактивностью.
Каждый темперамент несёт в себе определённые ценности:
– Холерик энергичен: он устремлён к Действию.
– Меланхолик глубок: его занимают Идеи.
– Сангвиник спонтанен: он реализует себя в общении с Людьми.
– Флегматик выдержан: он жаждет Мира.
Почти у каждого человека есть преобладающий темперамент и второстепенный темперамент.
Холерик-флегматик и меланхолик-сангвиник – это невозможные комбинации.
Бывают люди, утверждающие, что у них есть все 4 темперамента. Они так думают, потому что не отличают темперамент от характера.
К примеру:
– Холерик может ошибочно думать, что он флегматик, потому что управление эмоциями даётся ему легко. На самом деле, он не родился таким: он стал сдержанным и спокойным.
– Флегматик может ошибочно думать, что он холерик, потому что предпринимательство даётся ему легко. На самом деле, он не родился таким: он стал активным.
– Меланхолик может ошибочно думать, что он сангвиник, потому что межличностное общение даётся ему легко. На самом деле, он не родился таким: он стал коммуникабельным путём работы над собой.
– Сангвиник может ошибочно думать, что он меланхолик, потому что созерцание даётся ему легко. На самом деле, он не родился таким: он стал созерцательным.
Если я думаю, что у меня все 4 темперамента, я ошибаюсь, но у этой ошибки есть и положительная сторона: это значит, что я воспитал характер!
Если родители обладают разными темпераментами, дети могут унаследовать разные темпераменты.
В России и Португалии преобладают меланхолики, в Испании – холерики, в Италии – сангвиники, в Финляндии – флегматики. Во многих странах, например, в США и во Франции, нет преобладающего типа.
Культура и темперамент – это разные вещи. Североамериканская культура («The American Dream») целиком удовлетворяет потребности холериков, но это не значит, что большинство американцев – холерики. С развитием социальных сетей новая глобальная культура целиком удовлетворяет потребности сангвиников, но это не значит, что большинство жителей нашей планеты – сангвиники.
Важно отличать в себе и других то, что относится к темпераменту, от того, что относится к характеру. Биологическая энергия – не мужество, хотя она и способствует мужеству. Если физическая усталость или болезнь не истощает холерика – значит, помимо биологической энергии, он обладает энергией духовной, т.е. мужеством. Если же усталость или болезнь истощает его – значит он не мужествен: он всего лишь холерик, живущий своей биологической энергией. Человек, делающий добро, когда ему трудно делать добро, скорее всего мужествен. Человек, делающий добро по инерции, скорее всего не мужествен.
Нужно избавиться от двух крайностей: отрицания характера (материализма) и отрицания темперамента (спиритуализма).
Материалисты отрицают дух, характер, добродетель. Они толкуют человеческое поведение исключительно с биологической точки зрения. Но оправдать свои дурные поступки спецификой своего темперамента – значит отрицать собственную свободу, ответственность и достоинство, и, конечно, свободу, ответственность и достоинство других.
Спиритуалисты отрицают темперамент. В человеке они не видят биологических возможностей и ограничений. Они видят лишь духовный характер, который надо воспитать независимо от врождённых склонностей. Спиритуалист – плохой наставник, он не понимает «материал», природу человека, с которым работает. Он требует, невзирая на биологические ограничения ученика, и уступает, не принимая во внимание его потенциал.
Бытует мнение, что наука о темпераментах загоняет людей в узкие рамки – в «ящики» (4 темперамента, 12 комбинаций). На самом деле, опыт показывает, что человек, ничего не знающий о темпераментах, неосознанно помещает весь человеческий род в один единственный ящик – ящик своего собственного темперамента, а этот ящик – тюрьма для всех остальных.
Наука о темпераментах позволяет нам: 1) справедливо относиться к себе и другим; 2) находить подход к каждому человеку; 3) самосовершенствоваться.
Справедливо относиться к себе и другим
Наука о темпераментах запрещает нам выносить моральные суждения о поступках, которые являются следствием темперамента. В неустанной активности холерика нельзя видеть гордыню; в самопоглощающей созерцательности меланхолика – эгоизм, трусость, бегство; в жизненной радости сангвиника – несдержанность; в спокойствии флегматика – лень и праздность. Гордыня, эгоизм, невоздержанность и лень – это пороки. Зато активность, созерцательность, жизненная радость и душевный покой – это качества. Мы видим качества там, где человек, ничего не знающий о темпераментах, скорее всего видит пороки.
Находить подход к каждому человеку
Флегматик поймёт нас, если в общении с ним мы будем рациональны и спокойны, сангвиник – если улыбнёмся и пошутим, меланхолик – если вдохновим его, холерик – если бросим ему вызов.
Самосовершенствоваться
Наш темперамент тянет нас в определённом направлении: холерик склонен делать дела – ему трудно заботиться о людях; меланхолик склонен созерцать высокие идеи – ему трудно действовать; сангвиник склонен делиться своими чувствами – ему трудно доводить до конца свои проекты; флегматик склонен вырабатывать процессы и системы – ему трудно мечтать о высоком. Темперамент уравновешивается добродетелью: холерики, практикующие смирение, заботятся о людях; меланхолики, практикующие смелость, действуют; сангвиники, практикующие выносливость, завершают начатое дело; флегматики, практикующие великодушие, способны мечтать.
Путём воспитания характера мы учимся делать противоположное тому, что даётся нам естественно, ведь то, что даётся нам естественно, очень часто, далеко от совершенства. Холерику, например, естественно гневаться. Воспитывая в себе добродетель самообладания, он учится управлять гневом. На первую реакцию (биологическую) он ответит второй реакцией (духовной).
Мы призваны выявить недостатки нашего темперамента и преодолеть их практикой добродетелей. Каждый идёт к совершенству по определённому пути. Этот путь определяется темпераментом.
Упражнение. Пройди тест на темперамент (alexhavard.ru).Ответь на вопросы, не бойся результата: речь не о твоём характере, не о твоих добродетелях, и не о том, как ты обычно поступаешь в конкретных ситуациях. Речь о твоей первой (биологической) реакции на внешние стимулы. Если у тебя получится распознать свою первую реакцию, можешь быть уверен в точности результата.
2. БЛАГОРАЗУМИЕ
Характер состоит из добродетелей. Главные добродетели – благоразумие, мужество, самообладание, справедливость, великодушие и смирение.
Благоразумие – привычка принимать верные решения. Благоразумие позволяет нам воспринимать ситуации во всей их сложности и принимать решения в соответствии с этим восприятием. Благоразумие составляют обдумывание и решение.
Обдумывание
– Проникай в реальность
– Не обманывай самого себя
– Спрашивай совета
Решение
– Не бойся ошибиться
– Воплощай свои решения
Благоразумие – не хитрость, а привычка принимать верные решения, т.е. решения, соответствующие не какому-то заранее предустановленному шаблону, а конкретной и объективной реальности.
Если вместо того, чтобы принимать решения, соответствующие реальности, мы «перестраиваем» реальность так, чтобы она служила нашим интересам, эмоциям или страстям, мы никогда не сможем практиковать благоразумие.
Благоразумие требует смелости (нужно смотреть в глаза реальности и не бояться ошибок), трудолюбия (нужно исследовать эту реальность) и смирения (нужно спрашивать совета).
Если мы лишены благоразумия, мы будем либо вечно откладывать решения на потом, либо вечно принимать неверные решения.
Во время войны за независимость США (1775–1783), Джордж Вашингтон постиг реальность: у него не было достаточно солдат и оружия, чтобы выиграть войну против англичан традиционным способом. Обдумав ситуацию, он решил вести партизанскую войну. Поступи он иначе, Америка, возможно, и по сей день оставалась бы колонией Великобритании.
Традиционный пример неблагоразумия – поведение фарисеев в Евангелии. После того, как Христос исцелил слепорождённого, они должны были понять: «Этот человек был слепой от рождения, он обрёл зрение, значит исцеливший его – святой». Однако ослеплённые своими страстями (завистью и ненавистью) и личными интересами (жаждой власти и денег), фарисеи грубо извращают реальность: «Иисус – грешный, грешные не творят чудеса, значит “слепорождённый” никогда не был слепым». Фарисеи руководствуются не реальностью, а предрассудком, сформированным гордыней.
Упражнение. Узнай своего врага. Твой враг – это твое равнодушие к истине, реальности, фактам, заставляющее тебя вечно принимать неверные решения? Или, скорей, твое навязчивое желание определённости, очевидности, несомненности, мешающее тебе вовремя принимать решения?
3. МУЖЕСТВО
Мужество – это смелость и выносливость. Мужественный человек умеет рисковать и держаться курса. Он непредсказуем в своей смелости (смелость порождает творчество), но предсказуем в своей выносливости (выносливость порождает верность).
Выносливость
– Не отступай перед лицом противостояний.
– Убедись, что твоё упорство – не ослиное упрямство.
Смелость
– Научись рисковать.
– Убедись, что твои цели и средства благоразумны и справедливы.
Мужество – это проявление не всякой воли, а воли праведной; не всякой силы, а силы благой. Террорист может быть сильным, но он не может быть мужественным. Мужество – добродетель, т.е. сила, несущая добро и устремлённая к добру. Мы мужественны, если наши цели и средства благоразумны и справедливы, т.е. не противоречат достоинству человеческой личности.
В выносливости укоренены добродетели стойкости и верности. Верность – качество человека, проверенного временем: обстоятельства меняются, но не изменяются его решения. Верный человек прочен – он не растворяется, не испаряется, не испепеляется на перепутьях жизни.
Если в тебе мало мужества, твои слова пусты: ты не в состоянии воплотить их в жизнь. Ты не приступишь к действию, а если всё-таки приступишь, скоро отступишь – под давлением людей или событий. Кто доверял тебе, потому что «ты казался умным», перестанет доверять. Без мужества нет лидерства.
У Герба Келлехера (1931–2019), соучредителя и бывшего генерального директора авиакомпании Саутвест Эйрлайнз, была мечта: сделать авиаперелёты доступными для всех, дать простым людям шанс побывать там, где они раньше не бывали, дать им возможность испытать то, о чем раньше не могли и мечтать. К 1971 году в Техасе существовали авиакомпании, обладающие монопольными правами. Эти монопольные права Келлехер сознательно и смело решил уничтожить на благо пассажиров. В последующие 4 года, в попытке избавить себя от конкуренции, взбешённые монополисты подали против него 31 иск. Келлехер храбро сражался и выиграл все суды.
Александр Солженицын (1918–2008) – потрясающий пример выносливости в литературе. Он пережил войну, тюрьму, ссылку, рак, все виды государственные травли, покушение на свою жизнь и вынужденное изгнание из своего отечества. Репутация Солженицына была высока в Советском Союзе и за границей, пока он ограничивался критикой Сталина, как, например, в ранней работе «Один день Ивана Денисовича» (1961). Книга понравилась Хрущёву: чтобы оправдать и утвердить свою власть, он как раз вёл кампанию против культа личности Сталина. Книга понравилась и западным интеллектуалам, которые восхищались Октябрьской революцией, но наивно считали, что Сталин предал её. В своих последующих трудах Солженицын ясно показал, что он не принимает не только Сталина, но и Ленина, и Октябрьскую революцию. В результате он подвергся новым гонениям не только со стороны советского режима, но и со стороны легионов западных интеллектуалов, симпатизировавших делу революции. Когда Солженицын оказался в фактической ссылке на Западе, он встретился сначала с непониманием, а потом с ненавистью за отказ следовать господствующим в либеральном мире материалистическим трендам и лозунгам. Растущая армия его очернителей, неспособных принять правомочность мировоззрения, противоположного своему собственному, вскоре объявила его врагом всякой свободы и прогресса. К либеральной, как и к социалистической критике, Солженицын остался совершенно безразличен.
Упражнение. Узнай своего врага. Не умеешь рисковать? Или, скорей, не умеешь упорствовать?
4. САМООБЛАДАНИЕ
Самообладание – это привычка говорить «да» хорошим эмоциям, и «нет» – плохим эмоциям.
Люди, как и животные, испытывают позитивные эмоции, такие как желание и удовольствие, и негативные эмоции, такие как отвращение, грусть, страх и гнев. Эмоции животных не имеют моральной окраски. Эмоции человека хороши с нравственной точки зрения, если побуждают к добру; плохи, если толкают ко злу. Гнев, который я испытываю, когда кто-то хочет отнять у меня жену, хорош; гнев, который я испытываю, когда муж замужней женщины отказывается отдать мне свою жену, плох.
Обуздание плохих эмоций
– Нечистые желания и чувства (зависть, жадность, похоть)
– Неправедный гнев (плод гордыни)
Оживление хороших эмоций
– Благородные желания и чувства (любовь, благодарность, радость, раскаяние, прощение, сострадание)
– Праведный гнев (в ответ на несправедливость)
Мы должны учиться говорить «да» тому, что возвышает нас, и «нет» – тому, что нас порабощает.
Самообладание требует смирения – смирения признаться, что помимо благородных чувств мы можем испытывать и плохие, разрушающие нас эмоции.
Самообладание создаёт в сердце человека место для величия и служения. Напротив, человек, помешанный на власти, деньгах или чувственных наслаждениях, теряет чувство миссии и солидарности. Для несдержанного человека жизнь – не задание, не общее дело, а совокупность ощущений. В его сердце нет места для других, нет места для лидерства.
Самообладание обуздывает плохие эмоции, но оживляет хорошие эмоции. Мы призваны совершать добро не только посредством своей воли, но и посредством своего сердца, своих чувств, своих эмоций, своей плоти. Мы призваны наслаждаться добром. Восточная нирвана, стоическая апатия, платонический спиритуализм, кантовский морализм и религиозный пуританизм – вот учения, не постигающие роли и значения эмоций в жизни человека. Человек, который перед лицом несправедливости сдерживает свой гнев, вместо того, чтобы дать ему волю, никогда не достигнет совершенства. Праведный гнев – здоровая, благородная реакция на зло и несправедливость. Праведный гнев стимулирует мужество. А вот лицемерная кротость ведёт к трусости. В этом отношении евангельский Христос нанёс смертельный удар развоплощённым доктринам: Он страшился, смущался, гневался, испытывал любовь, жалость и сострадание. Он радовался и плакал.
Хотя Мартин Лютер Кинг (1929–1968) проповедовал ненасилие, он умел и гневаться. Кинг говорит нам, что когда справедливость и здравый смысл требуют гнева, кротость есть ошибка, заблуждение, грех. «Если бы вы знали, – пишет он в 1963 году, – что злобная толпа, когда ей этого захочется, может линчевать вашу мать и отца или утопить ваших сестер и братьев, если ей взбредёт такой каприз; если бы вы видели, как исполненные ненависти полицейские с полнейшей безнаказанностью оскорбляют, пинают, жестоко избивают и даже убивают ваших друзей и соседей; если бы вы помнили, что подавляющее большинство из 20 миллионов ваших братьев-негров задыхаются в нищете среди изобилия окружающего общества (…). Вот тогда бы вы поняли, почему больше ждать нам невмоготу. Наступает время, когда чаша терпения переполняется, и люди не желают больше быть повергнутыми в пучину несправедливости, где они испытывают разъедающее душу чувство отчаяния»[3 - Martin Luther King, Jr., “Letter from Birmingham Jail,” Liberation: An Independent Monthly, 8, no. 4 (1963): 10–16, 23.]. Вот он, праведный гнев, подогревающий мужество и заставляющий действовать.
Упражнение. Узнай своего врага. В тебе слишком мало благородных чувств и эмоций? Или, скорей, слишком много необузданных страстей?
5. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Cправедливость – привычка воздавать каждому должное. Мы воздаём каждому должное, когда практикуем добродетели общения (правдивость, искренность, эмпатия и любовь) и строим общее благо, великодушно исполняя свои семейные, профессиональные и социальные обязанности.
Межличностное общение
– Правдивость, искренность, простота
– Эмпатия, дружба, радость
– Любовь и милосердие
Общее благо
– Трудолюбие
– Семейственность
– Гражданственность
Справедливость – не только политическое или юридическое понятие. Это личная добродетель, стабильное качество характера. Без справедливых людей нет справедливого общества.
Справедливость требует благоразумия, т.е. способности определять, на что именно конкретный человек имеет сейчас право. Чем выше наше понимание человека, тем вернее наше понимание справедливости. Если человек для нас – обезьяна, воздать ему должное – значит воздать ему то, что должно обезьянам. Но если человек для нас – личность, т.е. существо свободное и трансцендентное, воздать ему должное – значит любить его.
Справедливость требует мужества: нужна сильная воля, чтобы воздавать человеку должное не время от времени, а всегда.
Несправедливый человек служит самому себе. Его лидерство – обман и предательство.
Жером Лежён (1926–1994), французский генетик, открывший в 1958 году хромосомную природу синдрома Дауна, упражнялся во всех аспектах справедливости. Он был настоящим тружеником: в 38 лет он стал самым молодым профессором медицины во Франции и возглавил первую в стране кафедру фундаментальной генетики. Он был примерным семьянином: воспитывал пятерых детей, посвящал семье много времени. Лежён был активным гражданином: он участвовал в многочисленных телевизионных дебатах на тему человеческой жизни, защищал нерождённых детей перед трибуналами и парламентами всего мира, лично встретился с Брежневым и поделился с ним информацией о последствиях атомной радиации для человеческого рода. Лежён заботился о тысячах детей с синдромом Дауна и об их родителях. Его научные открытия привели его к убеждённости в безусловном достоинстве каждой человеческой жизни. Он говорил: «Если закон настолько ошибочен, что заявляет, будто эмбриональное человеческое существо не является человеческим существом, то это не закон, а грубое манипулирование общественным мнением. Никто не обязан принимать выводы науки. Кто-то может сказать: “Я отвергаю всякое научное открытие, я предпочитаю быть не знающим”. Это определённая точка зрения. Я бы даже сказал, что это политкорректная точка зрения во многих странах, но это точка зрения мракобесов, а мракобесия наука терпеть не может». Лежён отстаивал достоинство науки не только в Европе, но и в СССР: он защищал советских учёных от нападений генетика-шарлатана Трофима Лысенко. Он воздал должное своей семье, своей родине, всему человечеству. Он воздал должное 50 миллионам жизней, уничтожаемых каждый год в клиниках нашей планеты. Лежён не только строил общественное благо – он тактично практиковал добродетели межличностного общения. Он был настолько правдивым, эмпатичным и убедительным, что его оппоненты были обескуражены, когда он выступал публично. Лежён был справедливым человеком: он воздал должное Богу и людям.
А как выражается справедливость в бизнесе? Питер Друкер, основатель теории менеджмента, отвечает: «Ответственность менеджмента перед обществом заключается в том, чтобы сделать своим собственным интересом то, что изначально является общественным благом. Сделать так, чтобы благо для общества стало благом для предприятия, совсем непросто: для этого требуются упорный труд, высочайшая квалификация менеджмента, высокое чувство ответственности и широкий кругозор. Но если менеджмент действительно хочет быть ведущей группой общества – это правило должно стать для него путеводной звездой». Вкладывать финансовые ресурсы в социальное и культурное развитие, а не только в максимально прибыльный вид бизнеса – справедливость по Друкеру.
Упражнение. Узнай своего врага. Это дефицит твоего межличностного общения? Или твоё равнодушие к общему благу?
6. ВЕЛИКОДУШИЕ
Великодушие – это устремлённость сердца, воли и разума к великому. Это добродетель людей, осознающих своё достоинство, свои таланты и способности, и утверждающих их делами. Великодушие – это созерцание, приведённое в действие.
Великодушие (греч. мегалопсихия, лат. magnanimitas) чаще всего означает щедрость души, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами ради других. У этого термина есть и другое значение: великодушен тот, кто считает себя достойным совершить великое. Здесь мы понимаем «великодушие» только в этом последнем значении.
Созерцание
– Осознание собственного достоинства
– Осознание своих сил и талантов
– Личная «Мечта»
Действие
– Утверждение собственного достоинства
– Утверждение своих сил и талантов
– Личная «Миссия»
Великодушие – это идеал, основанный на доверии к человеку, на убеждённости в изначальном его величии. Великодушие в большей степени, чем любая другая добродетель, побуждает человека к действию и потому является высшей формой человеческой надежды.
Великодушие – не гордыня. Чем больше мы осознаём своё собственное величие, тем острее мы должны осознавать, что величие есть дар Божий. Наши способности, даже те, которые мы приобрели в результате собственных усилий, в итоге являются Божиими дарами.
Великодушный человек ищет не признания, а величия. Малодушный же человек нуждается в признании, только оно может компенсировать в нём отсутствие чувства собственного достоинства. Малодушный убеждён, что он стоит столько, сколько говорят люди. Он хочет профессионального признания любой ценой. Он суетится, мечется, ибо боится остаться без признания. Человек с чувством собственного достоинства не нуждается в признании. Он знает себе цену. Его внешние поступки – всего лишь продолжение его внутреннего богатства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70732018?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Виктор Франкл, Человек в поисках смысла.
2
По словам учёного Ивана Петровича Павлова, лауреата Нобелевской премии, заслуга Гиппократа в том, что он «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».
3
Martin Luther King, Jr., “Letter from Birmingham Jail,” Liberation: An Independent Monthly, 8, no. 4 (1963): 10–16, 23.