Омниум
Валерий Горшков
Виктор Эм становится Нитуром – агентом проекта «Омниум», объединяющего в виртуальной реальности Мнемосы – сознания умерших людей. Подключившись к цифровому миру мёртвых, Виктор расследует дело об утечке данных, позволившей мошенникам завладеть имуществом, оставшимся от погибших в реальном мире. Однако движение по следу преступников ставит Виктора пред фактами, принять которые не способен никто.
Валерий Горшков
Омниум
Омниум распростёрся внизу до самого горизонта. Там клубящееся марево Рубежа устремляет к звёздному небу голубоватые Формирующие лучи, ткущие из окружающего пространства исполинские башни. Собираясь в кластеры, те образовывают непреодолимый каньон из чёрного стекла. Вот-вот гиганты могут заслонить весь небосвод, однако пока сквозь ещё внушительные прорехи между ними лучи восходящего солнца пробиваются к более повседневной малоэтажной застройке Санкт-Петербурга.
Правда, это не он, или, точнее, не совсем он. Здесь, в Омниуме, центральная и давно сформированная часть Перспективы остаётся неизменной. Её составляют кварталы прошедших эпох, разграниченные широкими проспектами, чего, признаться, порой недостаёт настоящему Питеру.
Новые же локации растут на Рубеже, как сейчас выдуманные кем-то (судя по всему, довольно внушительной группой) футуристические громады города будущего. Формирующие лучи, ограничивая пределы Проекций, способны создавать что угодно также быстро, как и стирать. Что-то остаётся, и тогда Перспектива расширяется, а Рубеж сдвигается дальше.
Однако новоявленным стеклянным гигантам точно не суждено задержаться тут надолго. Настолько кардинальные перемены требуют согласия большинства Мнемосов, а многим безусловно не по душе слишком реалистичный недостаток солнечного света. Какой бы свободной ни была виртуальность, если она касается социума – уж извините, нужно внедрять правила. А за их исполнением найдётся кому последить.
– Август, пятнадцать, пять-двенадцать, – докладываю точку отсчёта и готовность к работе через мысленный канал связи с Модератором сеанса. – Нитур В-213 Виктор Эм в систему погружён.
Обратный ответ собирается в сознании утерянной мыслью. Ощущение, будто что-то вертится на кончике языка, но срывается всякий раз, когда пытаешься его ухватить. Пока идёт отладка связи, делаю первый шаг по шероховатой плитке и хватаюсь за хромированные перила смотровой площадки ладонями. Металл как настоящий. Холодный. Звонкий от моих шлепков.
А внизу начинают гаснуть фонари ночного освещения. Далёкие башни заканчивают свой рост прежде, чем успевают загородить солнце. Его свет приятно щиплет кожу, пробегается по груди, прогревая её сквозь тонкий тёмный пиджак, и хлещет по глазам. Как и в реальности, пространство от этого заливает цветными пятнами.
Изображение исчезает, и в нём остаются лишь многочисленные текстовые выноски, полупрозрачными подсказками всплывающие над объектами, находящимися перед моим ослеплённым взором. Среди них появляются «Лифт», «Пеший спуск» и «Быстрое перемещение сюда». Последняя надпись назойливо мельтешит в самом центре, куда бы я ни поворачивался.
Поспешно делаю пару шагов назад к зданию администрации Перспективы, подальше от края площадки, чтобы ненароком не свалиться вниз от дезориентации. Конечно, здесь падение даже с такой высоты меня не убьёт, но совершенно нет желания переживать его ввиду реалистичности ощущений.
Постепенно Омниум приводит виртуальную сетчатку в норму и позволяет заново увидеть созданный для умерших мир. Или правильнее будет сказать, для не желающих умирать дважды.
Как водится, у каждого есть три пути: налево пойдёшь – погибель найдёшь; направо пойдёшь – Супервентом станешь (но потом всё равно погибель найдёшь); а прямо пойдёшь – в Омниум попадёшь. Вот и играются все с этими тремя доступными судьбинами.
Я пока не решил, что выберу для себя. Но точно знаю, что не отправлюсь в путь налево – просто исчезнуть от старости, болезни или несчастного случая было бы глупо, имея альтернативы.
Вот возьмём программу «Супервент». Тут вообще никаких хлопот – пара кликов на «Госуслугах», и тебе уже готовят клон твоего тела с биоэлектронным мозгом, идентичным твоему собственному и неотличимым от него. Через обязательно вживляемый всем в детстве датчик чтения в «Заслоне» снимают карту твоего сознания и переносят в Супервента. А дальше – добро пожаловать в новую жизнь. Какие тут минусы? Супервенты тоже стареют, болеют и умирают.
Проект «Омниум» технически более прост, поскольку имеет огромное преимущество – отсутствие необходимости выращивать тело. Однако он намного сложнее с юридической стороны. Для участия в программе потребуется куча справок, подтверждений и согласий, поскольку с точки зрения закона обитание в виде кода на сервере компании «Заслон» жизнью не является. Но если удастся продраться через дебри цифровой бюрократии, наградой станет бессмертное существование. После картирования мозга с помощью того же ДЧ оттиск сознания заливают в виртуальный мир, в котором не только не нужно будет умирать, но и ещё имеется довольно обширный набор инструментов по улучшению жизни. Считай, читы к твоему телу и окружающему пространству. Безусловно, есть и минусы. Всё вокруг – ненастоящее, пусть и кажется таковым, а как известно, любая техника имеет свойство давать сбои и ломаться. Конечно, такого пока не происходило. Но вот как раз наличие слова «пока» во всей этой затее и напрягает.
Обычный выбор, как и у всех – Супервент, Мнемос в Омниуме или Великое ничто. Правда, поговаривают, панконтинентальный гигант Emersize Industry вовсю подобрался к открытию четвёртого пути под рабочим и малопонятным названием «Эфемера». Но подробности о проекте неизвестны. Всё же, как никак, о слиянии боссы из «Заслона» с ними ещё не договорились, и мы по-прежнему конкуренты.
Как бы тони было, стопроцентно рабочих вариантов будущего всё равно три. И если уж с существованием в качестве Супервента всё понятно без объяснений (это та же человеческая жизнь), то каково быть Мнемосом, я мог до недавнего времени лишь догадываться. А потому и перевёлся из Департамента внутренней безопасности сюда, в Управление безопасности переноса сознаний под крылом проекта «Омниум».
Теперь я – Нитур, агент УБПС с личным номером В-213 и допуском к погружению в Омниум. Процесс отличается от реального «переселения» в Перспективу всего тремя моментами. Во-первых, мне для попадания сюда не нужно погибать, что не может не радовать. Во-вторых, меня не переносят в виртуальность, а подключают к ней через мой ДЧ считывающим кабелем, дополнительно обеспечивающим связь с Модератором. А отсюда вытекает и в-третьих – я всегда могу вернуться обратно.
В сознании окончательно формируется ответ Модератора: «Вас понял, В-213. Отправляйтесь в Перспективу. Сектор Г-101, Адмиралтейский район, две тысячи девятый год, Садовая улица, 28-30к31, магазин тканей, Велимира Сидельникова».
Это не звучит, как сказанное извне. Ответ скорее походит на внезапно возникшую мысль или откровение, если хотите.
С тихим звоном над городом передо мной зажигается красная точка, к которой от далёкого здания тянется ниточка выноски. Рядом с точкой возникает надпись: «Место назначения». Стоит мне сконцентрироваться на ней, как рядом появляется новая подсказка: «Быстрое перемещение сюда».
Не рискую испытывать мгновенное перемещение на такой высоте и разворачиваюсь назад к утопленному в холме стеклянному зданию администрации Перспективы. Слева от входа находятся двери лифта, на котором можно спуститься к городу.
Пока иду к ним, сознание порождает переданные Модератором сеанса подробности предстоящей миссии. Мне требуется опросить погибшую два года назад от продолжительной болезни Велимиру Генриховну Сидельникову на предмет контактов с незнакомцами. В реальности старушке было 72 года, но сколько здесь – мне пока неизвестно. Она могла выбрать любую внешность, какую бы ни пожелала.
Единственная родственница Сидельниковой – её дочь Анна – попала в смертельное ДТП. Но благо, накануне подключалась к Сети, что позволило выгрузить последние воспоминания, и потому копия её сознания оказалась пригодной для максимально полноценного переноса в Супервента. Однако радость возвращения к жизни для Анны была омрачена потерей имущества.
Пока Минздрав изготавливал клон её тела, а «Заслон» – биоэлектронный мозг, некто от лица Анны продал дом, дачный участок и обналичил семейный вклад. Распорядиться имуществом неизвестным позволило обладание нейроключом доступа к управлению семейным имуществом на Госуслугах. Иными словами, кто-то подключился к компьютеру через датчик чтения, принадлежащий либо давно почившей и находящейся в Омниуме Велимиры, либо через ДЧ только разбившейся в автокатастрофе Анны. Ни то, ни другое не было возможно по объективным причинам. А значит, мы имели дело с очередным случаем кражи личных данных.
Похищение могли произвести несколькими путями – взломом Госуслуг, что сейчас проверяет полиция, копированием индивидуального ключа при переносе оттиска сознания Анны с сервера «Заслона» в мозг Супервента или же проникновением на сам сервер (этим делом занят Департамент внутренней безопасности компании), ну и наконец, несанкционированным погружением в Омниум и копированием кода сознания Велимиры уже изнутри. Последнюю версию как раз и предстоит отработать мне.
Параллельное расследование ведёт страховая компания, уверенная в мошенничестве со стороны младшей Сидельниковой, но вряд ли они что-то отыщут. Вероятнее всего случай – продолжение недавно начавшей набирать обороты серии краж средств и имущества клиентов компании «Заслон». Именно по этой причине найти уязвимости в системах и устранить их требуется как можно быстрее, пока не поднялся общественный резонанс.
На лифтовой панели управления только одна кнопка со стрелками вниз и вверх. Нажимаю на неё. Двери смыкаются, и кабина срывается в пропасть. От резкой смены высоты очень натурально закладывает уши. Движение оказывается непродолжительным, и уже спустя секунд двадцать замедляется. Лифт плавно докатывается до нижней платформы и останавливается. За открывающимися дверями суетится уже вовсю проснувшийся город.
Автомобили с шумом проносятся мимо, пешеходы спешат по делам. Через дорогу перед стеклянным пятиэтажным зданием «Заслона» зеленеет небольшой сквер. Его пересекает пара вышедших на утреннюю пробежку любителей спорта. Кто-то выгуливает собаку. Интересно, это копия реального питомца, или сгенерированное уже в Перспективе существо?
Створки лифта начинают смыкаться, и я спешу выпрыгнуть на тротуар, источающий запах пока ещё прохладного асфальта. Он смешивается с ароматом растений из сквера. Пространство пронзает городской гул.
Сквозь стоящие вокруг дома виднеется красный контур здания на Садовой улице, в которое мне необходимо попасть. Всё также назойливо мельтешит предложение быстро переместиться к нему.
Решаю испытать возможность на более коротком расстоянии. Концертирую взгляд на углу улицы, дожидаюсь подсказки о телепортации и сосредотачиваю внимание на ней.
Пространство вокруг скручивается к точке фокуса и с замедлением вращения разворачивается передо мной в новое окружение. Оборачиваюсь назад к дверям лифта. Поблёскивают хромом в отвесной скале, у которой я находился всего мгновение назад.
Телепортация оказывается совсем не такой, какую можно было ожидать. Я словно никуда и не перемещался, а продолжал стоять на месте. Это мир вокруг поменялся.
– Новенький? – спрашивает одна из проходящих мимо под ручку подружек.
– С чего вы взяли?
– А это сразу видно, – отвечает она. – Видон у тебя такой… Будто посреди кошмара проснулся, даже не моргаешь.
– Ничего, втянешься, – подхватывает вторая. – Тут даже круче.
Первая подмигивает и звучно лопает розовый пузырь жвачки.
– Айда сегодня в восемь на девятьсот восемьдесят восьмой уровень, – предлагает первая. – Оттопыримся.
Она приспускает майку, надетой под полурасстёгнутую цветастую олимпийку. Обнажает ключицу, на которой набита татуировка QR-кода. При его виде сразу понимаю, что незнакомку зовут Софья. В сознании формируются её ник в соцсетях и номер телефона.
– Девятьсот восемьдесят восьмой уровень чего? – не понимаю я.
А сам думаю, что за слово такое – «оттопыримся». Так даже в моём детстве уже никто не говорил.
Подружки тем временем хохочут. Софья указывает на торчащую над Питером башню, формирование которой я наблюдал со смотровой администрации. Здание настолько огромное, что его вершина теряется где-то за облаками.
– Там ща август восемьдесят восьмого, малыш, – говорит подруга Софьи. – Вечером дискачи начнутся.
И действительно девушки выглядят, точно выпрыгнувшими из восьмидесятых годов – распушённые волосы, пёстрый макияж, цветные колготки.
Поглядеть на вечеринку прошлого, конечно, заманчиво, но у меня нет времени на развлечения. Благодарю их за приглашение и устремляюсь к дому 28-30к31 по Садовой улице в секторе две тысячи девятого года. Девушки вместе с окружением смазываются в разноцветные брызги, из которых разворачивается унылого вида подворотня между двумя обшарпанными однотипными жёлтыми домами.
Визуальный помощник подсвечивает ближайшую ко мне дверь красным. Над ней едва виднеется выцветшая вывеска: «Ткани».
Внутри помещения темно и пахнет сыростью. Бедный свет из подворотни, в которой не наблюдается недостатка тени, еле проникает внутрь через заляпанные и зарешёченные окна, соединяется с приглушённым свечением потолочных ламп. При этом сам магазинчик выглядит чистым. В стеллажах вдоль стен уложены стопками свёртки разноцветных тканей. Их разместили по градиенту от белого в верхнем углу крайней полки левее входа до чёрного в нижнем углу правее него.
Даже не хочу думать, сколько времени на это ушло у продавца. Впрочем, оно у него бесконечно. Сама продавец, любовно отпаривавшая развешанные посреди комнаты на рейлах ткани, оборачивается ко мне. Красная точка-маркер над ней сигнализирует, что передо мной Велимира Сидельникова.
– Добрый день, – здоровается та. – Вы ищете что-то конкретное?
– Вас, Велимира Генриховна, – отвечаю ей.
Наблюдаю, как приветливое выражение на лице уже давно немолодой женщины в квадратных очках сменяется растерянностью.
– Простите, не узнаю вас в таком возрасте, – извиняется та.
Двигаясь ко мне, она поправляет очки и щурится, пытаясь рассмотреть получше при настолько скудном освещении. Хлопает в ладоши, и тусклые осветители тут же вспыхивают на полную мощность, дезориентируя.
– Бржанский? – с сомнением предполагает Велимира, едва мы оба успеваем отморгаться.
– Нет, я из администрации, – отвечаю. – Мне необходимо задать вам несколько вопросов по поводу контактов с подозрительными лицами.
Пару секунд Сидельникова смотрит на меня неподвижно, пытаясь осознать услышанное. Конечно, мой вопрос звучит глупо, но такова инструкция. Нитурам запрещается раскрывать себя, озвучивать негативную информацию и передавать любые новости из реального мира, хотя будь моя воля – сразу бы вывалил ей всё как есть. Так бы было меньше хлопот.
– Не волнуйтесь, ничего серьёзного не произошло, – заранее успокаиваю собеседницу. – Поступило несколько жалоб от людей в данном районе на анонимных шутников, которые выдают себя за тех, кем не являются, втираются в доверие и мелко пакостят.
– А у вас, стало быть, и документик имеется? – с сомнением спрашивает Сидельникова.
Да ещё интонация у неё такая, будто это я пытаюсь от неё доверия добиться в целях обмана.
Расстёгиваю пиджак и демонстрирую внутренний карман с нашитым QR-кодом. Для обычных Мнемосов он свидетельствует о принадлежности Нитура к администрации Перспективы. Для самой же администрации код подтверждает личность агента УБПС.
При виде кода было напрягшаяся Велимира Генриховна расслабляется и возвращается к отпаривателю, на ходу хлопая в ладони. Свет в помещении снова приглушается до полумрака.
– Нечего мне вам сказать, – бросает она. – Ни с кем незнакомым я не общалась уже давно.
Складки ткани в руках женщины начинают шипеть паром. Я прохожу вдоль стеллажа, провожу пальцами по случайным образцам полотен, наслаждаясь разницей в их плотности и текстуре.
– Нас интересуют последние две недели, – уточняю я. – Это мог быть не обязательно незнакомец, возможно даже, кто-то знакомый…
Сидельникова, не поворачиваясь ко мне, качает головой. Останавливаюсь возле кассовой стойки. За ней – аппарат, компьютер, распечатки накладных. Из необычного – лишь брошюра «Вечера времён», на которой изображены выросшие из Рубежа башни. Читаю обложку буклета: «Вечер времён. Вернитесь в свою юность или проведите время в молодёжной компании».
– Или же кто-то, ещё не переместившийся сюда… – предполагаю я.
В ту же секунду отпариватель смолкает, и женщина оборачивается со встревоженным выражением. Вот так, ткнул пальцем в небо наугад и угодил прямо на звезду. А ведь предположение логичнее некуда.
– Что-то вспомнили?
– Нет, – подумав, отвечает она.
Снова возвращается к работе. Неужели полагает, что уже не выдала себя? С её-то единственной родственницей даже гадать не приходится, в чьём обличье к ней явились мошенники.
– Насчёт Анны можете не беспокоиться, мы ищем не её, – продолжаю двигаться по инструкции, сглаживая углы.
Женщина облегчённо выдыхает и бормочет себе что-то успокоительное под нос. Гадать тут больше нечего, достаточно подтверждения.
– Надеюсь, её тяготы с получением официального допуска были не напрасными? – уточняю у Велимиры.
– Она просила ни с кем это не обсуждать.
– Ну что же вы, Велимира Генриховна, – умиротворяю женщину. – В администрации известно, что она восстанавливала нейроключ, а мои вопросы – это так… Для поддержания беседы.
– Нормально всё, – говорит она. – Помогла я ей.
Что и требовалось узнать. У дела вырисовываются хорошие перспективы на скорую развязку. Раскрываю гармошку брошюры. Внутри – снимки из различных эпох с подписанными номерами уровней. Судя по ним, этажи башен – вовсе не помещения, а целые города не только из разных времён, но и мест.
– А вы на какой уровень пойдёте? – спрашиваю у Велимиры.
– Чего? – не понимает та и продолжает перебирать ткань.
– На «Вечер времён», – показываю ей брошюру. – Куда отправитесь?
– Туда я только с Анютой пойду, – отвечает женщина. – Покажу ей свою молодость.
– Когда?
– Что значит, когда? – удивляется Сидельникова. – Надеюсь, нескоро.
– Анна тоже решила выбрать Омниум вместо Супервента?
– Мы уже давно об этом договорились, – радуется Сидельникова. – Я тут специально всё обустроила, как в её детстве.
Улыбаюсь ей в ответ. Может, и хорошо, что нам нельзя говорить им правду. У женщины тут есть мечта – воссоединиться с дочерью в лучшем времени своей жизни, когда та была ещё ребёнком, а сама она – молода. Пусть и дальше об этом грезит. Не к чему ей знать, что Анна не только уже давно дала согласие на участие в программе «Супервент», но и присоединилась к ней после своей смерти.
– А я бы на вашем месте всё равно сходил, и не обязательно в знакомую эпоху, – говорю, протягивая ей рекламу вечеринки. – Новые эмоции хороши, даже если привык жить старыми. До свидания.
На выходе из магазинчика представляю лифт здания администрации, и в небе зажигается маркер, предлагающий быстрое перемещение к нему. Перспектива искажается, образуя передо мной хромированные створки, утопленные в отвесной скале. Она выглядит на фоне Санкт-Петербурга чужеродно, точно город поместили на дно мраморного каньона в горном парке Рускеала. Правда, каменная стена находится лишь с одной стороны.
Вместо кнопки вызова лифта слева от него в камне чернеет стеклянное окошко датчика, в который демонстрирую вышитый на внутреннем кармане пиджака QR-код. Кабина сразу же открывается. Давлю на единственную кнопку внутри, и лифт выстреливает вверх. Уши вновь закладывает, а скорость стремится придавить к полу. Наконец движение замедляется. Кабина открывается на смотровой площадке перед главным входом в администрацию.
Несмотря на название, администрация имеет мало общего с привычным городским управлением. Тут нет ни городского совета, ни департаментов, ни чиновников. Поскольку всё вокруг виртуально, оно не нуждается в ручном контроле. В здании на вершине горы над цифровым Питером находится Администратор, управляющий Перспективой и шифрующий код Омниума.
Система специально была разработана таким образом, чтобы на происходящие в ней процессы не могли повлиять извне. Даже Нитуры не способны производить серьёзные манипуляции в Перспективе без помощи Администратора. И до недавнего времени такой подход оправдывал себя – клиенты не боялись сумасбродств сотрудников «Заслона», а Омниум оставался для хакеров неприступной цифровой крепостью. Однако сейчас что-то шло не так.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/valeriy-gorshkov-23379854/omnium-70730866/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.