Гневаюсь и раздражаюсь. Что делать?
Михаил Давидович Молотников
Гневливость является тяжкой болезнью и уродством души. Что является корнем и питанием этой страсти? Как гасить в себе приступы раздражения и гнева? Как бороться со своей гневливостью? Что писали об этом святые отцы? Ответам на эти вопросы и посвящена данная брошюра, предназначенная для широкого круга читателей.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Михаил Молотников
Гневаюсь и раздражаюсь. Что делать?
Солнце да не зайдет во гневе вашем;…не давайте места диаволу
(Еф. 4, 26–27).
Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга
(Еф. 4, 31–32).
Допущено к распространению
Издательским советом Русской Православной Церкви
ИС Р22-206-0119
© Молотников М.Д., 2022
© Издательство «Зёрна», 2022
Предисловие
«Язык, выговаривающий неясно, произношение грубое, голос пронзительный и прерывистый;…потрясение головы, исступлённые движения рук, содрогание всего тела, не стоящие на месте ноги… Кровь в предсердечье вскипает горькой желчью от раздражительного расположения, распространившегося повсюду в теле… Глаза выходят из очертания ресниц, и что-то кровавое и змеиное устремляют на оскорбительное для них. И внутренности бывают подавлены дыханием, жилы на шее выставляются наружу, язык дебелеет… губы от вошедшей в них холодной желчи отвердевают, чернеют и делаются неудободвижимыми… так что не в состоянии удерживать слюну, наполняющую уста, но извергают ее вместе со словами и от принужденного произношения выплевывают в виде пены» [4, с. 459–460]. Так святитель Григорий Нисский (IV в.) описывает человека в приступе гнева (ярости, бешеной злобы) и указывает на поразительное сходство такого состояния с проявлением беснования. А вот современные наблюдения: у гневающегося резко повышается артериальное давление, выступает обильный пот, учащается сердцебиение и дыхание, напрягаются мышцы, бледнеет или краснеет лицо, теряется самоконтроль. Душа его как бы наполняется геенским огнем. Недаром о таком человеке говорят: «распалился, воспылал гневом, вспыхнул». Или так: «вышел из равновесия, потерял самообладание, рассердился, вышел из себя, рассвирепел, пришел в неистовство». (Такое «богатство» эпитетов свидетельствует о тяжести этого распространенного порока.)
Как ядерный взрыв всё вокруг себя заражает смертельной радиацией, крушит и заволакивает пылью, так и вспышки ярости разрушают мир между людьми, заражают их злобой, заволакивают ядовитым туманом их разум. Некоторые люди в порыве гнева крушат попавшие под руку вещи, наносят удары объекту своей злобы. Так происходит большинство убийств на «бытовой» почве.
У многих из нас таких сильных приступов гнева не бывает или они крайне редки. Но как часто мы раздражаемся на окружающих, проявляем недовольство, негодуем, злимся! А ведь если не стараться каждый раз сдерживать себя, то раздражительность и гневливость будут в нас нарастать, и мы можем дойти до такого состояния, в котором приступы ярости, описанные выше, станут нормой. (Кстати, гневливость поселяется в человеке не одна, а со своими верными спутниками – ненавистью, злопамятством, зложелательством, мстительностью.) Привычкой давать «зеленый свет» своему раздражению и недовольству мы широко открываем двери бесам, позволяя им вселиться в нас и командовать нами. Чем более человек поддается страсти гнева, тем темнее, тяжелее, безрадостнее становится у него на сердце. Святые отцы говорили, что гневливость заграждает вход Духу Святому в душу, уничтожает в ней все благие чувства. Скольким ссорам, разводам, стычкам и дракам мы «обязаны» страсти гнева! С какой легкостью разоряет она семейные, дружеские и деловые отношения! Сколько душевных сил мы тратим на негодование, обиды, огорчения, переживание неудач! Вот почему Церковь, как заботливая мать, призывает нас сопротивляться страсти гнева и избавляться от нее.
Корень гневливости – наша гордыня
Как начать бороться со страстью гнева? Первым делом нужно понять, чем она питается, на какой почве произрастает. Питание и почва для нее – наша гордыня, самолюбие, сластолюбие, высокомерие, превозношение над другими. По слову преподобного Иоанна Лествичника (VI–VII вв.), «раздражительность есть знак великого возношения» [Цит. по: 6]. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) пишет: «Как гнев, так и злоба рождаются от безмерного самолюбия. Ибо самолюбец во всем ищет своей корысти, славы и чести. А если видит препятствие в чем-нибудь своему намерению и желанию, тем смущается, огорчается и гневается на того, кто творит препятствие» [1, с. 563]. Действительно, раздражение и гнев возникают в человеке тогда, когда его обидели, задели его самолюбие; не сказали и не сделали то, что он хотел или ожидал; сказали и сделали то, что ему не нравится; нанесли ему материальный ущерб. (Кстати, гневаемся мы не только на людей, но и на вещи, если они не служат нам так, как бы хотелось. Но гнев на них проходит быстрее.)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70697476?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.