Вне времени. Стихи, избранные читателями
Генриетта Ляховицкая
Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы
Автор многих стихотворных сборников предлагает вниманию книгу, куда вошли стихи, избранные непосредственно самими читателями. Каждое стихотворение наполнено яркостью образов, ясностью мысли и философским видением мира. Избранное читателями отражает многообразие и масштабы поэтического творчества автора. Поэтесса легко и разносторонне общается со своим читателем, привлекая его философской глубиной размышлений, гармонией языка и напряженностью чувств.
Генриетта Ляховицкая
Вне времени. Стихи, избранные читателями
© Г. Ляховицкая, 2020
© Genrietta Liakhovitskaia, 2020
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2020
Поэтическое мироздание Генриетты Ляховицкой
«Вне времени» – так называется эта необычная книга стихов, автором которых является Генриетта Ляховицкая. Уникальность книги, не имеющей аналога в мировой литературе, заключается в том, что в неё вошли стихи, избранные читателями, и сама книга посвящена им. Эти поэтические тексты, как и всё творчество поэтессы, отражают масштабы её личности и представлений об общих человеческих ценностях во все времена.
Уже в самом названии сборника выражена суть его содержания, обозначенная высокой духовной направленностью поэтических произведений, пытающихся найти ответы на «вечные вопросы». В наши дни миром правит конъюнктура, проникшая и в литературу. Но всё сиюминутное приходит и уходит, а истинно ценное, классическое остаётся – оно актуально всегда. Отточенный стих Генриетты Ляховицкой определяет форму своим содержанием, духовной наполненностью, совершенством русского языка, афористичностью строк, изысканным образным рядом:
«Молчанье – золото,
а слово – серебро»,
но часто золотом
мы платим за добро,
«серебряными»
приносимое словами —
за слово дорого
мы платим с вами.
Поэзию Генриетты Ляховицкой, без сомненья, можно отнести к разделу русской классики, ибо её творчество отвечает всем канонам лучших образцов классического русского стихосложения. Стихи поэтессы обладают стройной, самодостаточной формой, многоплановостью тем и ритмической многогранностью:
Заглянуть за предел, что очерчен
наплывающим краем Земным,
и понять, чьею силой заверчен
этот мир, несравнимый с иным…
В её стихах россыпи поэтических находок, например, в стихотворении «Лилии»:
Тончайшего фарфора изваянья
хранят они бесстрастно облик свой.
Лишь запах сладковатого дыханья
тому свидетель, что фарфор живой.
Генриетта Ляховицкая родилась в 1938 году в Ленинграде. С молоком матери, урождённой петербурженки, впитала не только литературный русский язык во всём его совершенстве и многогранности, но и культуру бывшей петровской столицы России. Поэтесса легко и разносторонне общается с читателем, привлекая его философской глубиной размышлений, гармонией языка и напряжённостью чувств. Эти качества, характерные для русской поэзии, являются основными средствами выражения не только в русской классической, но и в лучших образцах современной русской литературы. Это именно ту, что во все времена нравится читателю и привлекает его. Таким образом, поэтесса продолжает традиции русской изящной словесности:
Прислушиваюсь слухом внутренним
и взвешиваю строго «contra – pro»…
скрипит по клавишам компьютерным,
как издавна, старинное перо.
Генриетта Ляховицкая не зря относит себя к физикам, лирикам и философам. В её стихотворениях даны чёткие формулировки устройства мира, размышления о его обитателях, ищущих ответы на «вечные вопросы».
Наряду с десятью книгами стихов и прозы, многочисленными публикациями в различных журналах и антологиях, она, очарованная философией и одним из её аспектов – космизмом, опубликовала в 2008 году научно-популярную философскую книгу «Генер. Модель мироздания». Отсюда философский взгляд на Вселенную, на мир, на жизнь, на человека с его внутренним мироощущением:
Дерзнуть найти ответ на «вечные вопросы»?
Возможно, смерть, жизнь вечную спасая,
щадя росток зелёный, старость косит,
чтоб молодая жизнь цвела, не угасая?
Книга «Вне времени», превосходно структурированная, состоит из 14-ти разделов. Вот названия лишь некоторых из них, говорящие сами за себя: «Алхимия природы», «Лики любви», «Загадка карт влечёт», «Философский взгляд», «Петербургские строки», «Волны музыки», «Чудесята, чудо-время и другие чудеса» (стихи для детей), «О Войне и войнах», «Еврейские мотивы», показывающие библейскую мудрость и трагедию несгибаемого народа… В каждом разделе читатели разных возрастов непременно найдут для себя и замечательные стихотворные произведения, и немало прекрасных строк.
Если вначале говорилось о том, что в творческом мышлении физика пробудился лирик и философ, то, после прочтения этой удивительной книги можно с уверенностью сказать, что в лирике пробудился физик, создавший особое поэтическое мироздание, построивший свой неповторимый по духу, размаху идей и тем уникальный мир поэтических образов, вдохновений и фантазий.
Фантазия – плод дерзких вдохновений,
фантазия – стремленье за предел,
фантазия – предтеча откровений,
фантазия – лишь мыслящих удел.
Необычно для современной книги и оформление, блестяще выполненное художником-дизайнером Иваном Граве. Небольшого формата книга в винтажной обложке напоминает старинные томики стихов, изданные в прошлых веках… Вместо привычной фотографии автора – его скульптурный портрет, созданный в 1985 году известным ленинградским скульптором Петром Криворуцким. Достаточно редкое, оригинальное, возможно, уникальное решение изображения автора на обложке его книги, которая и завершается стихотворением «Старинный томик»:
Вот небольшая книга. Пожелтели,
как старый жемчуг, хрупкие страницы.
Пусть потускнело золото обреза —
богатство Духа выше злата Креза.
. . . . . . . . . . .
…мы в жизни современной непростой
храним духовности обрез златой,
лишь затвердела кожа переплёта.
Татьяна Ивлева
Посвящается читателям
Пришествие стихов
Стихи приходят,
будто бы извне…
* * *
Прислушиваюсь
слухом внутренним
и взвешиваю строго
«contra – pro»…
Скрипит по клавишам
компьютерным,
как издавна,
старинное перо.
Цена слова
«Молчанье – золото,
а слово серебро»,
но часто золотом
мы платим за добро,
«серебряными»
приносимое словами —
за слово дорого
мы платим с вами.
Мы мудрость жизни
в слове постигаем,
со словом мы встаём,
со словом мы шагаем,
и падаем с последним
словом вместе —
со словом боли,
или словом мести…
Кинжальное слово
Немало мир знавал
умевших
разить наветом
ножевым,
притворно плакать
об умерших
и близить смерть
ещё живым.
Соблазн слов
Я много лет в плену томила
свои сомненья, мысли, строки,
но всё же подоспели сроки
и буйно выплеснулась сила
сокрытых слов.
Я удержать слова спешила —
списать нездешние уроки,
но лучшие терялись строки
и я, томясь, произносила
обрывки снов.
Пришествие стихов
И вдруг отступит всё и, словно в пустоте
и в строгой тишине, где нежный звон один,
в прозрачной чистоте
с прохладой белых льдин
плывёшь так невесомо и воздушно,
и чудится, что звонкая кукушка
незримо далеко кукует свежий час:
«Сейчас придут стихи, сей-час,
сей-час, сей-час…»
Как издавна…
Рассвет встаёт внутри оконных рам —
тысячелетья нового начало,
но время, просыпаясь по утрам,
в часах стучит, как издавна стучало.
Бесстрастный телевизора экран
показывает свежие событья,
но стонет сердце, как от прежних ран,
и не даёт, как издавна, забыться.
Стихи приходят, будто бы извне,
но бьются, словно в каменные рифы,
в «кровь и любовь, век – человек» во мне,
как издавна, в изношенные рифмы.
Прислушиваюсь слухом внутренним
и взвешиваю строго «contra – pro»…
Скрипит по клавишам компьютерным,
как издавна, старинное перо.
Века поэзии
Век Золотой в поэзии ушёл.
Серебряно затем звучала лира.
На грубый холст сменился неба шёлк,
и смяты войнами основы мира —
век Бронзовый в поэзии настал:
всё меньше в ней гармонии высокой,
вопящим ртом заменены уста,
и вместо роз – чертополох с осотом…
Что далее? Ужель замкнётся круг
и Каменный возникнет на пороге —
оскал звериный, хватка цепких рук,
нет колеса и даже нет дороги?
Но в первый раз в неведомом «тогда»
дикарь косматый вздрогнет и проснётся.
Увидит он, как падает звезда,
но не оскалится, а улыбнётся.
Проба подлинности
Не только «короля играет свита» —
законом иерархии любой
становится имён случайный свиток,
составленный несведущей толпой.
Не коронуйте загодя поэта
среди текущей суеты сует!
Легко смывает позолоту Лета,
лишь время ставит мету: «Се поэт».
Закат и поэт
триптих
1
Ранний вечер – собранье последствий,
длинный день отшумел и погас.
Притомилось, набегавшись, детство —
засыпает под плавный рассказ.
Небывалое в нём достоверней,
чем на камне впечатанный след.
Может быть, этой сказкой вечерней
начинается в детстве поэт?
2
Заглянуть за предел, что очерчен
наплывающим краем Земным,
и понять, чьею силой заверчен
этот Мир, несравнимый с иным —
проникать за пределы способен
лишь стремительный солнечный свет,
или разум, что богоподобен,
или, интуитивно, поэт.
3
Стихает дневное волнение,
звучанью – молчанье в ответ,
стекает тенйй удлинением
на Западе гаснущий свет.
Игра лучезарной беспечности —
померк света с тенью дуэт…
Всего за мгновенье до вечности
уходит из жизни поэт.
По образу и подобию
«И сотворил Бог человека по образу Своему…
И был вечер, и было утро: день шестой».
Ветхий Завет. Бытие
Итак, «сотворены по образу» Творца —
подобием Его на свет мы рождены.
Каков же образ тот – без тела, без лица?
Так в чём же можем быть Ему подобны мы —
песчинки перед Вечным и Безмерным?
Ужели могут быть недостоверны
слова из древних свитков мудрых:
«И вечер был, и было утро…»?
Ошибка наша – в Божьих дней счисленье:
когда творишь, впадаешь в упоенье,
которое не знает слова «время» —
там нет его, где муки и боренье
сопутствуют рождению творенья.
Не может человек по Божьи дни считать,
но в творчестве он может испытать
и вдохновение, и напряжённость,
и даже Вечности непротяжённость —
подобно Богу он на то способен
и только в этом он богоподобен.
Алхимия природы
Спокойно,
средь свободы
вершится
вечная алхимия
природы.
* * *
…И ясный,
как кристалл,
в оправе радуги
омытый мир
блистал.
Ручей
Упруго струясь и играючи прыгая,
журча и внезапными каплями брызгая,
среди неподвижных суровых камней
течёт неуёмный весёлый ручей.
И столько в нём детского,
столько беспечного —
от солнца, от ломкого льда,
от извечного!
Молния
Ты за зигзагом – зигзаг
в тучи вонзаешь как стяг.
Что ты такое? Скажи!
Кто в тебя силу вложил?
Как ты находишь пути
с неба на землю сойти?
Жженьем бичующих розг,
вспышкой, пронзающей мозг
светом над формул скопленьем —
в муках рождённым решеньем,
вскриком сквозь гнёт немоты,
блеском среди черноты,
диким сверкающим взглядом,
мощных борений разрядом —
в жути своей красоты
миру дарована ты!
Жизнь дня
День, молодой с утра,
весел, не знает утрат.
В зените он горд, калён,
светел, упорен, силён.
К вечеру горбится день,
косую бросает тень
и, солнечный слиток истратив,
тает в закате…
Прощальный аромат
Три розы на резном столе
в изысканно-простом бокале —
ручной работы
хрустале,
от зла срезанья
отдыхали
и,
позабыв об этом зле,
в последний раз благоухали.
Ранняя осень
Молодая осень
на исходе лета
заплетает косы
золотого цвета,
весело рядится
в яркие обновы —
сарафаны-ситцы
из листов кленовых,
бусы ягод нижет,
губы красит соком,
наклонясь пониже
к зеркалам глубоким…
Но узнав, что птицы
собрались в дорогу,
осень огорчится
и всплакнёт немного.
Дождь осенью
О чём, природа,
слёзы льёшь?
Что плачешь
днём осенним ты?
Весной ведь
снова обретёшь
свои желанья
и мечты.
Алхимия природы
Склоняясь над ретортами, веками
алхимики шептали заклинанья —
они искали философский камень,
который бы исполнил их желанье
и в золото бы вещи превращал —
желанен людям дорогой металл.
А каждой осенью, спокойно,
средь свободы,
вершится вечная
алхимия природы —
она,
неисчерпаемо богата,
деревьев листья
превращает в злато.
Дыханье холода
Под вечер небо на закате
стало ало —
предвестием
идущих холодов,
и невесомыми
монетами опало
к утру всё золото
с простуженных кустов.
Ладонь осени
Лист кленовый —
пятипалый,
как распятая ладонь…
Влажной осенью
усталой
сохраняет лист опалый
солнца летнего огонь.
Плач осени
Заламывая ветви,
стонет осень,
срывая с головы
цветистый свой платок,
и пальцами дождя
стучит в окно и просит
спокойствия, тепла
и тишины глоток…
Желанный отдых
Вот осень дунула,
срывая прочь с полей
и вянущих садов
цветную простыню
трав, листьев и плодов.
И графика ветвей
прозрачна и ясна,
и вся природа ждёт
целительного сна
в объятиях зимы.
Так ночи ждём и мы…
Неувядание
Уже начало ноября,
но листья, золотом горя,
родных ветвей почти не покидают,
как будто возвращенья ожидают
тепла ушедших дней.
Так и с душой моей —
она горит, она не увядает,
от жизненных ветвей не отпадает,
хоть, голову мою обильно серебря,
уже пришло начало ноября.
Внезапный снег
На траву зелёную
снег упал,
словно обнажённую
душу сжал,
и застыла, ломкая,
полегла…
Заклубилась колкая
злая мгла.
Зимнее небо севера
Как чёрная ворона ночь темна
и держит в клюве сыр луны дырявой.
Снег падает неслышной тенью сна
на ветви старые сосны корявой.
Лисою рыжей в небе промелькнёт
в венце морозном солнечное блюдце,
и сыр из клюва с неба упадёт,
чтоб часом позже вновь назад вернуться.
Стужа
Белей стволов вершины у берёз,
над солнцем – льдистый круг
короной царской,
и цепенеет
сладостно мороз,
сжимая землю
ласкою январской.
Утро после вьюги
Метались мысли. Голова
моталась в пролежне подушьем,
всю ночь бредовые слова
давили тягостным удушьем.
Крутило, вьюжило, мело
всю ночь.
А утром – всё нормально.
Улёгся снег.
Кругом крахмально,
и в мыслях чисто и светло.
Графика зимнего утра
Февраля чёрно-белое чудо
завиднелось картиной в окне.
Безупречная графика всюду,
неподвижны деревья во сне.
Только крупная тёмная птица
нарушает картины покой —
на графитные ветви садится,
снег ссыпается лёгкой мукой.
Наконец-то она улетела,
неуклюже махая крылом —
унеслось чужеродное тело.
Спят деревья предутренним сном,
и застыли в недвижности ветви,
тени снежные нежно лежат…
Создаёт эту графику светлый
Божий гений все зимы подряд.
Предвесеннее
Холод и снег
истомили людей,
льдины плывут
стаей белых ладей,
солнце, заковано
туч пеленой,
робко, стыдливо светит…
Но всё-таки остро пахнет Весной,
и звонче смеются дети.
Апрель
Весна настала. Вновь апрель
сияет солнцем, хмурит тучи,
и зелень пробивает прель,
и предвкушенье лета мучит
непредсказуемостью сроков
желанного тепла прихода,
и своевольная погода
даёт нам множество уроков
для усмиренья
нетерпенья…
Азартные игры весны
Подули ветры вешние,
весёлые, беспутные.
Все карты нынче спутаны —
чины и масти смешаны,
и врут часы и сонники,
и в полдень совы ухнули,
и предсказанья рухнули,
как карточные домики.
Северное лето
Несмелое солнце июня
едва пригревает сирень,
дождя штрих-пунктирные
струи
наносят графитную тень…
А где-то – кораллы, лагуны,
дремотная знойная лень,
томятся гитарные струны
весь долгий пылающий день.
Монолог дерева
(Молодость и Старость)
Упругий прутик я, пропитан соком.
Чуть прислоняясь тонкокожим боком
к соседской, в тёмных трещинах, коре,
мечтаю я о будущей поре,
когда окрепну и оденусь в ветви.
Расту… Летают птицы в небе светлом.
Всё крепче ствол, и ветви всё пышней,
и пенье птиц всё ближе и слышней.
Достиг их высоты, и снова – ввысь,
с чужими ветви нижние сплелись,
а верхние ветвятся на просторе!
Познал я страсть, и радости, и горе,
и вот пришла последняя пора —
вся в тёмных трещинах усталая кора,
на смертной плахе падает корона —
моих ветвей могущественных крона…
Остались корни, словно щупальца, у пня —
меня питают… Но ведь нет меня!
Лишь прислонился тонкокожим боком
к моей коре, насквозь пропитан соком,
упругий прутик жизни молодой.
Лилии
Математическая строгость
плавных линий,
немного золота, изгибы лепестков
изысканных, чуть вычурных цветков
надменно-неприступных белых лилий…
Тончайшего фарфора изваянья
хранят они бесстрастно
облик свой.
Лишь запах сладковатого дыханья
тому свидетель, что фарфор живой.
Сиреневое снадобье
К утомлённому лбу
приложи эту ветку сирени —
неуёмное множество
маленьких чётких цветков.
Их прохладная плоть
приглушит неизбывность мигрени
поцелуями быстрыми
твёрдых своих лепестков.
И вдохни аромат
этой пены лилово-весенней —
аромат, что настоян
на прошлом садов и веков,
и глаза успокой
этим ритмом живых повторений…
И уйдёт непроглядная
боль из усталых висков.
К незабудке
Незабудка, ты – маленький
скромный цветок,
незабудка, ты – памяти
верной примета.
Незабудка – воды
родниковой глоток,
россиянка с глазами
небесного цвета.
Ты напомнила мне дни давно
улетевшего детства,
босоногую радость
неярких лугов,
и просторы полей, и уютность
родных перелесков,
и дурманящий запах
высоких стогов…
Симфония
Мгновенными ветвями
мощных молний
покров из туч гремящих
прорастал,
кипящий ливень звуков
воздух полнил!
Вдруг прекратилось всё,
и ясный, как кристалл,
в оправе радуги
омытый мир блистал.
Лесное озеро
По спокойной воде
тихо лодка плывёт, отражаясь
в обрамленье зелёном
из дремлющих ближних ветвей.
Так неспешно плывёт,
незаметно, легко приближаясь
к не намеченной ранее
цели случайной своей.
Ветра нет, и ничто,
и никто не нарушит покоя,
и на глади озёрной
ни ряби, ни плеска волны.
Только мягко шуршит,
опадая, уставшая хвоя,
и с весла осыпаются
капли лесной тишины.
Гордячка
Немного хищной красотой
так неожиданно красива
трава задворная – крапива
с её душою непростой.
И много поцелуев жгучих
таит, чертовски горделива,
трава задорная – крапива
для детских ног босых, бегучих.
Тополиный пух
Пух! Лёгкий, мягкий пух
из нитей снежно-белых.
Окутал он любовно семена
нежнейшим облаком
пушистым, невесомым
и, дуновеньем
ветерка несомый,
когда тому настанут времена,
он плавно повлечёт
в уютной колыбели
зародыши зелёной жизни новой,
и будет им земля пуховой.
Янтарь
Песком шуршали дюн откосы,
я вдоль залива шла одна,
и смоляные слёзы сосен
на берег бросила волна.
Здесь, за тысячи лет,
насекомыми лето звенело
и оставило след —
плавно соки ствола
покидали сосновое тело…
Загустела смола
или Время само загустело?
Отблески, отсветы, блики
Мне талисман
стал приносить удачу,
но иногда,
при взгляде на него
я плачу,
не знаю отчего…
* * *
Что отошло – не вернётся
в образах всей полноты…
Пусть этот мир улыбнётся
блеску своей красоты!
Радостный день
Это только в детстве облака – конями,
белыми конями в небе голубом.
Это только в детстве годы длятся днями,
ветром гладя пряди над упрямым лбом,
и прозрачный воздух вкусно пахнет сеном,
и течёт куда-то чистая река…
Это только в детстве, в детстве незабвенном,
в радостном мгновенье замкнуты века.
Купальщица
Ух, какая!
На высоких ногах,
почти нагая…
Смеётся, ах!
Запыхалась
от бега и смеха.
Ей смешно,
ей потеха —
снова в воду —
пенить брызги,
плыть, сверкая…
Ух, какая!
Весна зимой
Январский день,
мороз ядрёный
и яблока —
над снежным молоком —
весенний цвет зелёный.
Совсем пустяк,
такая малость —
шла девушка
и ела яблоко,
и просто так смеялась.
Новогоднее
Предновогодние
преддверья,
надежды, хлопоты,
поверья,
зимы неполной
свет туманный
и украшений
блеск обманный,
застолий грустное
томленье,
сдвоенье стрелок,
утомленье,
обрывки лёгкой
мишуры
и мандаринной
кожуры…
Пасьянс – «терпение»
Шелковистая кожа запястья,
веер карт в утончённой руке,
вьётся прядка на нежном виске…
Ты раскинула карты на счастье?
Или в юном лукавом смиренье
заменила гадальный сеанс
на попытку унять нетерпенье,
разложив немудрёный пасьянс?
Девушка на качелях
Она не ведает сомненья,
не знает будничных забот,
в груди – весеннее томленье,
в мечтах – стремление вперёд.
И лёгким изгибом
упругого стана
качает качели
она неустанно,
на взлёте размаха —
без всякого страха,
лишь песенок трели,
и смех, и каприз.
Взлетают качели
и падают вниз…
Но непременно срок придёт —
она узнает силу страсти,
и горечь горя, сладость счастья,
паденье вниз и ввысь полёт —
Качелей Жизни вкус поймёт.
Юным
Эй, юноша,
ты видишь старика?
Ты слышишь,
девушка, старуху?
На них вы не смотрите свысока,
глазам не верьте, и не верьте слуху —
там юноша и девушка!
Они прошли сквозь им дарованные дни,
и щедрою была дарящая рука.
Преломления
Луч света,
тонкий, как струна,
в хрустальной грани
преломился,
и радужно весь кубок
заискрился
Той встречи
жаркая волна
на грань души моей
упала,
и радостно душа
заполыхала.
Искушение
Плод надкусила
женщина, играя,
и усмехнулся змей
изгнанию из рая.
Запретный плод
лишь мёртвых
не влечёт,
и змей чешуйчатым
ручьём течёт.
Луна в скобках
От закрытой скобки, скобки золотистой
вырастает месяц, тоненький и чистый.
месяц постепенно, медленно полнеет,
небо в полнолунье к полночи светлеет.
А у полной, круглой, золотой луны
лунка затемнеет с правой стороны.
Всё растёт щербинка, что поделать с ней,
небо с каждой ночью всё темней, темней.
Лишь открытой скобкой, скобкой золотистой
снова светит месяц, тоненький и чистый.
Видение
Временами она,
оставаясь одна,
облачалась в одежды
из прохладного льна,
и мечтой потаённой
упоённо полна,
неизбывным волнением
утомлена,
наливала в бокал
молодого вина
и пила, не пьянея,
до хрустального дна,
и тяжёлых волос
золотая волна
черепаховым гребнем
не была стеснена.
А в полночном проёме,
в полукруге окна,
наблюдала влюблёно
налитая луна.
Но ревнивым туманом
седым создана,
наползала, дымясь
и клубясь, пелена,
и от взгляда луны
закрывала она,
как спадали одежды
из прохладного льна.
Земные сны
Прекрасны, легки и нежны,
возвышенны, просветлены…
И ночь застегнула свой плащ
алмазной застёжкой луны.
Здоровы, крепки и верны,
спокойны, чисты и вольны…
И ночь застегнула свой плащ
янтарной застёжкой луны.
Тревожны и воспалены,
бессвязны, тяжки и больны…
И ночь застегнула свой плащ
латунной застёжкой луны…
Латунно, янтарно, алмазно —
как сны, непонятно и разно
свеченье бессонной луны.
Жалость
Стекло жалею
за его непрочность,
и ангела —
за непорочность,
и дьявола —
за нелюбовь к нему,
а золото
жалеть я не умею,
и бриллиантов
твердь я не жалею —
неодолимым
жалость ни к чему.
Брильянтов прошлое
Богиня плакала,
и слёзы светлых глаз
в подземный ад
горящий проникали,
и там из них
алмазы возникали —
в них свет божественный
и ада зло доныне…
Но отчего же
плакалось Богине?
Разорванное ожерелье
Жемчужных бус моих порвалась нить,
что за привычка – бусы теребить?!
Рассыпались жемчужины, легли
у ног моих на тёмный фон земли.
Подумалось: «Свободу обрели
пленённые и связанные зёрна».
Над головой моею бархат чёрный
ночных небес весь звёздами усыпан.
Быть может, сохраняла неусыпно
когда-то их порядок строгий нить,
но разорвалась. Обрели свободу
и разлетелись вширь по небосводу
алмазы звёзд…
Но кто посмел то ожерелье теребить?!
Вышивание
Иголка, нитки, ткань, узор, канва —
уютные и милые слова…
Рука с иглою плавно тянет нить
без суетливости и напряженья —
неспешные и мягкие движенья.
Случается напёрсток уронить,
но подхватить его
и, вновь надев на палец,
слегка подправить ткань
с канвой меж пялец
и продолжать спокойно вышиванье —
для удовольствия, а не для выживанья.
Серебряные перстни
В шкатулке, на подкладке из фланели,
вещицы праздные нашли покой.
Серебряные перстни потемнели
в разлуке с их носившею рукой.
Они её когда-то украшали…
В последний день над светлою рекой
оставлены они лежать на шали,
раскинутой в траве на берегу.
Забыть бы, как они ко мне попали,
о ком воспоминанье берегу…
Вуаль
Когда-то, век назад, бывало,
лик женщины
вуаль слегка скрывала
прозрачная.
За ней не то чтоб тайна,
но полутайна обитала,
и очертанья профиля и шеи
манили…
Как старинные камеи,
влекли
прикрытые вуалью лица —
чуть-чуть романтики,
и чтобы ночью сниться.
Теперь не носят женщины вуаль.
А жаль…
Отблески
Отблески, отсветы,
блики —
вечного света следы.
В памяти – прошлого
лики,
знаки любви и беды.
Что отошло —
не вернётся
в образах
всей полноты…
Пусть этот мир
улыбнётся
блеску своей
красоты!
Талисман запоздалый
Он неожиданно, почти случайно ко мне попал —
из яшмы камешек, шлифованный в овал,
и сразу талисманом стал.
Им знак какой-то тайный
мне кем-то подан был,
как будто некто не забыл
о давней встрече.
И необычайным
явилось формы совпаденье
с коробочкой из серебра,
подаренной ещё до появленья
загадочного камня,
в день рожденья.
Из Мьянмы дальней к нам завезена,
орнаментом изысканным богата,
и с выпуклою крышкой из агата —
его как друга приняла она.
Мне талисман стал приносить удачу,
но иногда, при взгляде на него, я плачу,
не знаю отчего…
Настроения
Лишь в перевёрнутый
бинокль воспоминаний
вместить возможно
спектр надежд, дерзаний,
и горьких разочарований,
и неуверенных сомнений —
их неудачи вызывают,
и перемены настроений,
что в отдалённости времён
мерцают…
Уйти? О, нет!
Уйти,
лишь лёгкой, бледной тенью
по жизни промелькнув едва,
судеб не изменив сплетений,
свои не вымолвив слова?
Уйти,
спокойно, безучастно
прожив чреду бесцветных лет,
в теченье века ежечасном
свой не оставив даже след?
О, нет!
В смятенье огненном метаться,
творенья сладостность познать,
единством духа сочетаться,
благословлять и проклинать,
впитать печаль и радость мира,
и всё сомненью подвергать,
и сотворять себе кумиров,
и разуверясь, низвергать,
посметь обыденность тревожить,
и в бубен плясок звонко бить,
число событий приумножить,
и ненавидеть, и любить!
Музыка тишины
Когда унижен ты, когда ты оскорблён,
когда устал, разгневан и обижен,
послушай тишину, лови безмолвья звон,
я знаю, он звучит – то дальше он, то ближе.
Как благодатна эта тишина,
в её звучании таится вечность,
стекает чистой музыкой она
за каплей капля, мягко, в бесконечность.
Она смывает боль, уносит гневный жар,
спокойствие растёт в душе горящей…
И вот уже угас смятения пожар,
и вновь ты плыть готов
в реальности бурлящей.
Друзьям и врагам
Не странно ли, мои враги
ко мне внимательней друзей:
они повсюду и всегда
и постоянней, и верней,
чем многие мои друзья.
Тем боле одинока я…
Свой счёт друзьям
хочу представить:
прошу быть ближе и родней,
меня в ненастье не оставить,
не позабыть в текучке дней…
Но и врагам скажу я тоже:
в заботе о вражде своей
прошу быть яростней и строже,
в нападках резче и злобней.
Когда ж умолкнете, таясь,
я, одиночества боясь,
местами поменяю вас —
врагами сделаю друзей,
а вас – друзьями, ей же ей!
Осока
Мне помнится, что я была травой —
осокой острой с жёсткими краями.
Я от неё взяла характер свой —
сурова даже с лучшими друзьями.
Понятна резкость – помню: волчий вой,
и мнёт меня бегущее копыто.
Росла я непокорною травой,
и до сих пор та память не избыта.
А небо там – горячей синевой
в величественных облачных заплатах…
Да, помню точно, как была травой,
и не забыть мне кровь на волчьих лапах.
Несбыточное
Из родника спокойствия
испить,
успеть
взглянуть на звёзды
и на вечность,
вновь испытать забытую
беспечность
и в ничегонеделанье
побыть…
В неволе
Я хочу, чтоб распахнулось
в небо светлое окно,
чисто мытое окно,
но
лишь стена, стена глухая,
и не сядет, отдыхая,
белый голубь на окно…
Я хочу, чтоб расплеснулось
море светлою волной,
вольно плещущей волной,
ой,
парусов не видно алых,
не омыть мне ног усталых
моря вольною волной.
Душе больнее
Память наших душ простая —
всё поймёт и всё простит,
а у кожи память злая —
шрамы старые хранит
от ожогов и порезов,
от сомнений и обид.
Не пойму я, отчего же
не тревожит, не горит
тот рубец на старой коже,
а душа моя болит
от ожогов и порезов,
от сомнений и обид?
В память ушедшего
Слева в груди пустота холодеет…
Даже среди хлопотливого дня
память тревожит и гложет меня
и неотступно душою владеет.
Раньше, вступая в свой круг
повседневный,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70661686?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.