Несчастное животное человек?
Ф. Говард
Данная работа призвана продемонстрировать как особенности человеческой психики оказывают влияние на деятельность в повседневной жизни.Обращаясь к тем или иным особенностям и свойствам, автор дает ответ на экзистенциальный вопрос, которым каждый хотя бы раз задается на протяжении жизни.
Несчастное животное человек?
Ф. Говард
© Ф. Говард, 2024
ISBN 978-5-0062-8969-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Глава 1. Отличия психики людей от животных
1.1. Сознание
1.2. Мышление
1.3. Эмоции (чувства)
1.4. Восприятие
1.5. Воля
1.6. Память
1.7. Невротизация
Глава 2. Психологический взгляд на человека
2.1. Направления в психотерапии
2.2. Психические расстройства
2.3. Психическая реальность
2.4. Психосоматика
Глава 3. Культуральные поиски смыслов
3.1. Философия
3.2. Религия
3.3. Идеология
Несчастное животное человек?
Заключение
Введение
Природа человека, являющегося сочетанием ума и тела, не может иногда не обманывать.
Рене Декарт
В древнегреческой мифологии, создавая животных и людей, Зевс доверил братьям-титанам Прометею и Эпиметею распределить, какими способностями будут обладать люди, а какими животные.
Эпиметей, чьё имя переводится с древнегреческого как «думающий после», дал животным все лучшие и полезные качества: силу, скорость, толстую шкуру и когти, человек же не получил ничего. Прометей («думающий наперёд, предвидящий») не мог перераспределить способности, поэтому, исправляя ошибку брата, дал людям огонь, чтобы они выжили.
Начать книгу мне хотелось бы именно с этого мифа, который лучше всего демонстрирует степень неадапативности человека к факторам окружающей среды.
Наличие у человека сложной и развитой нервной системы привело к появлению и усложнению психических процессов, обеспечив возможности развития в рамках своего вида, но это же обстоятельство стало причиной трудностей и проблем, с которыми не сталкиваются остальные представители животного мира.
Для начала рассмотрим сходства и различия ряда психических процессов у человека и животных, после чего перейдём к процессам и свойствам, характерным только для человека.
Далее обратимся к направлениям психотерапии, чтобы проиллюстрировать основные подходы и механизм их воздействия. Также рассмотрим расстройства психики, которые, помимо прочего, вызваны сложностью нервной системы.
И в конце ознакомимся с продуктом и результатом высшей психической деятельности человека – философией, религией и идеологией, на примере которых рассмотрим познавательную активность человечества. Безусловно, человеческая деятельность не исчерпывается этими сферами, однако в них наиболее ярко прослеживается движение нашей мысли и тяга к познанию.
Эта книга посвящена психическим феноменам, поэтому в ней не рассматривается биологическое воздействие на психику гормонов, которые вырабатываются как естественным, так и «искусственным» путём (занятия спортом, определенная еда и другие способы), влияя на самоощущение человека.
Автор ставит задачу ответить на вопрос, заданный в названии книги, ссылаясь на психическую феноменологию[1 - Круг психических феноменов, изучаемых разными школами психологии.] и продукцию культурной жизни человечества.
Глава 1. Отличия психики людей от животных
Советский психолог А. В. Петровский выделяет следующие существенные различия в психике животных и человека:
– Разница в мышлении.
Экспериментально доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с ней. Способы коммуникации и «вербализации» животных отличаются от языка человека, что определяет и различия в мышлении.
– Способность создавать и сохранять орудия труда.
Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет предмет как орудие и не сохраняет его впрок. Человек же создаёт орудие по заранее намеченному плану.
– Чувственное содержание.
И животное, и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сострадать и радоваться за другого.
– Отличия в условиях развития психики.
Развитие психики животных шло по законам биологической эволюции, тогда как развитие человеческой психики и сознания подчиняется законам исторического процесса. Только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.
Рассмотрев основные психические процессы человека и животного, мы сможем найти и другие различия в их психике.
1.1. Сознание
Согласно одному из определений, сознание – это состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и телесных ощущений, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на них.
Из этого определения следует, что сознанием обладает не только человек, но и животное, однако качественное содержание их сознаний будет различным.
По мнению В. В. Петухова,[2 - Российский психолог, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, автор более 60 научных работ и соавтор многотомника «Общая психология».] сознание – это «представление субъекта о мире и своём месте в нём, связанное со способностью дать отчёт о своём внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности».
Таким образом, сознание человека существенно отличается от сознания животного не только самоосознаванием, но и способностью фиксировать собственный психический опыт, выстраивая коммуникативную деятельность на этих основаниях.
Животное не способно осознать самого себя (хотя некоторые исследователи не согласятся с этим тезисом, ссылаясь на зеркальный тест[3 - Зеркальный тест – эксперимент, разработанный Г. Гэллапом. Обезьяну помещали в комнату с зеркалом. Когда животное привыкало к зеркалу, его вводили в кратковременный наркоз и наносили краской небольшую отметину на теле там, где без зеркала её было не было видно. Снова оказавшись перед зеркалом и увидев отметину, обезьяна прикасалась не к нему, а к себе. Учёный сделал вывод, что животное воспринимает отражение как изображение самого себя.]) и дать самому себе отчёт о себе и своём месте в окружающем мире.
Для целей книги отметим то обстоятельство, что в отличие от животного, человек способен фиксировать результаты своей психической деятельности, а значит может рассматривать их абстрактно, то есть сделать объектом.
1.2. Мышление
Одно из определений мышления – психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе исходных положений.
Исходя из такого определения, животные обладают мышлением, так как способны адаптировать своё поведение к факторам окружающей среды.
Мыслительная деятельность людей совершается посредством специфических мыслительных операций:
– анализ и синтез;
– абстрагирование и конкретизация;
– сравнение и обобщение;
– классификация и систематизация.
Для совершения этих операций необходим понятийный аппарат, который позволит сохранять и воспроизводить в поле мышления абстрактные (реально не представленные) объекты.
При этом речь играет важную роль, не только участвуя в процессе мышления, но и выполняя знаковую функцию для формирования понятий.
Ни одно животное не может мыслить категориями – вся его жизнь обусловлена конкретными жизненными ситуациями, к которым оно способно адаптироваться и научаться «решать», что делать.
В то же время животное не обременено глобальными (да и любыми другими) идеями и у него практически нет горизонта планирования. Это может показаться недостатком, но как следствие, животные не страдают от нереализованных планов и амбиций, а их «жизненная программа» обеспечена эволюционным развитием вида.
Тогда как у человека, в результате усложнения процесса мышления, появился когнитивный диссонанс – психический дискомфорт, вызванный столкновением в его сознании конфликтующих представлений, идей и убеждений.
Этот феномен является следствием попытки привести психику к гомеостазу,[4 - Саморегуляция, свойство живого организма сохранять относительное постоянство внутренней среды, воспринимая происходящие в нём изменения и активируя препятствующие им механизмы.] исключив противоречия. Наиболее ярко он представлен в эксперименте Л. Фестингера.
После выполнения монотонных и скучных заданий одни испытуемые должны были убедить других, что задания были интересными. Выполнив задания, они получали вознаграждение и заполняли анкету обратной связи. Часть испытуемых отказались обманывать, а среди тех, кто согласился, были выявлены различия.
Люди, получившие высокое вознаграждение, не испытывали противоречий и в анкете обратной связи писали, что задания были скучными. А те, кто получил маленькое вознаграждение, отметили, что задания были интересными.
В ходе эксперимента у участников обеих групп возник диссонанс из-за несоответствия между монотонностью заданий и показным энтузиазмом. Однако испытуемые первой группы могли оправдать свой обман тем, что им хотя бы заплатили приличную сумму, и это снизило ощущение дискомфорта. Тогда как участникам группы с низкой оплатой пришлось изменить собственное восприятие ситуации и свои мысли по этому поводу, чтобы избежать развития диссонанса.
Мы часто сталкиваемся с когнитивным диссонансом в обыденной жизни, и это доставляет нам немалый дискомфорт. Но именно такая попытка синтеза противоречий даёт ресурс для личностного роста и развития.
Таким образом, мышление животных является практическим и зависит от конкретной ситуации, способствуя выработке наиболее адаптивного поведения для решения определённой задачи.
А человеческое мышление, давая преимущество в широте осмысляемых предметов, как следствие, увеличивает круг вопросов и способов их разрешения.
1.3. Память
Память – познавательный психический процесс, связанный с запечатлением, сохранением и воспроизведением воспринимаемых объектов.
Всем живым организмам свойственны два вида памяти:
– генетическая – хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству;
– механическая – способность к обучению и приобретению опыта, основанная на повторении, без осмысливания действий или информации.
Здесь мы не сравниваем параметры памяти человека и животных, так как их учёт и фиксация у последних затруднительна или вовсе невозможна.
Память животного можно назвать операционной – сопряжённой с конкретными действиями (операциями) и проявляющейся в них, так как она непосредственно связана с объектами внешнего мира, обеспечивая последующие взаимодействия с ними на основании предыдущего опыта.
Такая память основана на ассоциации, которая возникла в одной из модальностей восприятия и закрепилась в результате неоднократного повторения, вызывая воспроизведение активности.
Именно поэтому не рекомендуется наказывать домашнее (да и любое другое) животное, спустя некоторое время после нежелательного поведения. Поскольку животное не способно установить связь между своим действием и реакцией на него, то наказание не только не достигнет цели, но и сформирует агрессивное поведение питомца.
Память человека способна сохранять и воспроизводить абстрактные объекты, не опредмеченные в реальном мире (формулы, теоремы, концепции и другие), что стало возможным в результате наличия и развития речевого аппарата и особенностей мышления.
Таким образом, человеческая память более функциональна, в том числе благодаря особенностям других психических процессов – мышления, восприятия, воли, и может протекать без каких-либо внешних проявлений.
Но поскольку воспоминания мультимодальны, то большинство из них имеют эмоциональную окраску, которая может стать причиной формирования негативного представления об объекте. При этом сама эмоция может быть и не вызвана объектом воспоминания (головная боль во время путешествия, болезнь во время праздника и т.п.), в результате чего объективность связи с окружающим миром нарушается.
Различия в памяти людей и животных схожи с разницей в их мышлении: психические процессы животных непосредственно связаны с ситуацией, а человеческие – способны оперировать абстрактными и не представленными в реальности предметами, а также создавать сложный образ объекта, благодаря информации из нескольких анализаторов.
Внешние факторы (запахи, звуки, вкусы) способны вызывать у животных и людей определенные ассоциации – это тоже своеобразная память. Однако у животных эти ассоциации обусловлены частотой предыдущих повторений, вызывая определенную внешнюю реакцию. А у человека они запускают процесс построения единого образа, включающего целый ряд свойств.
Таким образом, основные особенности памяти:
– конкретность и неотделимость от воздействия внешних условий – для животного;
– абстрактность и мультимодальность – для человека.
1.4. Эмоции (чувства)
Эмоция – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям, воздействиям и объективному миру.
Здесь не будем подробно рассматривать виды и классификации эмоций, поскольку нам важнее сам факт их наличия.
И человек, и животное обладают эмоциями, однако различие между ними в том, что эмоции животного напрямую связаны с его биологическими потребностями, а эмоции человека, помимо биологических, зависят ещё и от социальных потребностей.
Кроме того, животное воспринимает как угрозу только явную опасность, существующую в данный момент, поэтому можно говорить, что его эмоции зависят от ситуации. Тогда как человек способен спрогнозировать (смоделировать) потенциальную угрозу, поэтому реагирует не только на сиюминутную, но и на возможную в будущем опасность, то есть на собственное представление о её вероятности.
Эта способность должна обеспечивать человеку более вероятную выживаемость, но в современных условиях проявляется её обратная сторона – повышенная тревожность. А она может вызвать необоснованную активность, направленную на предотвращение угрозы, которой фактически никогда не было.
Ещё одно различие эмоций человека и животного – это их развитие в течении жизни. Эмоции новорождённого или младенца наиболее близки к эмоциям животных, поскольку являются ситуативными. Однако по мере взросления, не только появляется способность контролировать степень выраженности своих эмоций, но и происходит их симбиоз с морально-культурными нормами. В результате происходит «категоризация» эмоций на «хорошие» и «плохие» (допустимые и недопустимые), диктуемая социальной группой, в которой проживает индивид. А устойчивость эмоциональных состояний ведёт к формированию у людей чувств.
Чувства – более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие чётко выраженный предметный характер и отражающие субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Поскольку у животных отсутствует самосознание и возможность оперировать абстрактными категориями, то говорить о чувствах, с психологической точки зрения, здесь не приходится.
Уже из самого определения следует, что чувства необъективны и подвержены апперцепции – зависимости восприятия от предшествующего опыта. Они не только зависят от индивидуальной оценки, но и более ригидны, что может приводить к неадекватному восприятию ситуации и неверному выбору способа реагирования на неё.
Таким образом, эмоции животных связаны с конкретной ситуацией, а эмоциональный отклик человека – как с реальной ситуацией, так и с той, что ещё не произошла, либо не произойдёт вовсе.
И хотя на первый взгляд такая способность выглядит более адаптивной, однако при этом человек расходует свой текущий ресурс (силы и время), реагируя на то, чего не существует в объективной реальности.
1.5. Восприятие
Восприятие (перцепция) – отражение предметов и явлений в совокупности свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Люди, как и животные, способны воспринимать окружающую действительность, задействуя несколько сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, вкусовые рецепторы, осязание.
Помимо очевидных различий (повышенная чувствительность обоняния, слуха и зрения у некоторых животных, различение цветов человеком и отдельными видами животных), восприятие человека, как система, обладает рядом свойств:
– Избирательность – способствует выделению из среды лишь тех объектов, которые представляют наибольший интерес для человека и имеют актуальное значение, в зависимости от его интересов, установок и актуальных потребностей.
– Предметность – позволяет выделить объект как обособленное в пространстве и времени специфичное физическое тело, при этом чётко воспринимать предмет, различая его контур и фон.
– Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни (опыта) и особенностей личности. Именно поэтому один и тот же предмет разные люди воспринимают по-разному, в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния, имеющегося опыта и индивидуальной оценки каждого из них. Это свойство является следствием наличия у человека долговременной памяти.
– Осмысленность – позволяет осознать и понять выделенный перцепцией (восприятием) объект. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов, становится возможным их целенаправленное использование. Это свойство является результатом тесной связи восприятия с мышлением.
– Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, постоянство которого определяется знанием физических свойств объекта, а также тем, что он воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Это свойство позволяет опознавать знакомый предмет при предъявлении лишь отдельных его свойств.
– Целостность – позволяет воспринимать предметы и явления как единое целое, независимо от количества и свойств входящих в них частей и элементов, каждый из которых прочно связан с остальными и в норме не воспринимается как самостоятельная единица.
Восприятие, как форма психического отражения, возникает только на стадии перцептивной психики, когда животные учатся выделять целостные объекты из общей среды. На более ранней стадии животные не могут отделять свойства объекта от него самого и среды.
Особое развитие восприятие получает на стадии ручного интеллекта обезьян, когда животные учатся воспринимать не только отдельные объекты, но и всю ситуацию в целом, то есть приобретают способность к зрительному обобщению ситуаций.
Таким образом, из всех свойств восприятия животные могут обладать только избирательностью, поскольку она напрямую связана с актуальной потребностью субъекта. Несмотря на результаты В. Кёллера[5 - В ходе проводимых опытов В. Кёллер открыл понятие «инсайта» и продемонстрировал способность обезьян решать задачи, манипулируя объектами окружающей среды. В опытах Кёллера обезьяна всякий раз попадала в новые ситуации. При этом ей ничего не показывали и не учили, как поступить, чтобы выйти из сложившегося затруднения.] и Э. Толмена,[6 - В эксперименте Э. Толмена крыс поместили в сложный лабиринт со множеством коридоров и развилок. Толмен обнаружил, что крысы, которые изучали лабиринт в течение нескольких дней, могли эффективно ориентироваться и находить дорогу к награде (еде), даже когда обычный путь был заблокирован. Он предположил, что крысы формируют «когнитивную карту» или внутреннее представление о лабиринте, которое помогает им ориентироваться. Эта гипотеза нашла подкрепение, когда лабиринт залили водой, но крыса столь же безошибочно плыла в нужном направлении.] я не включаю сюда осмысленность, так как с точки зрения человека, она недоказуема, а эксперименты демонстрируют лишь приспособление к изменившейся ситуации.
Как видно, восприятие человека значительно сложнее, чем у животного, и обладает рядом свойств, которые стали возможны из-за усложнения строения нервной системы и выглядят вполне адаптивно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70645063?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Круг психических феноменов, изучаемых разными школами психологии.
2
Российский психолог, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, автор более 60 научных работ и соавтор многотомника «Общая психология».
3
Зеркальный тест – эксперимент, разработанный Г. Гэллапом. Обезьяну помещали в комнату с зеркалом. Когда животное привыкало к зеркалу, его вводили в кратковременный наркоз и наносили краской небольшую отметину на теле там, где без зеркала её было не было видно. Снова оказавшись перед зеркалом и увидев отметину, обезьяна прикасалась не к нему, а к себе. Учёный сделал вывод, что животное воспринимает отражение как изображение самого себя.
4
Саморегуляция, свойство живого организма сохранять относительное постоянство внутренней среды, воспринимая происходящие в нём изменения и активируя препятствующие им механизмы.
5
В ходе проводимых опытов В. Кёллер открыл понятие «инсайта» и продемонстрировал способность обезьян решать задачи, манипулируя объектами окружающей среды. В опытах Кёллера обезьяна всякий раз попадала в новые ситуации. При этом ей ничего не показывали и не учили, как поступить, чтобы выйти из сложившегося затруднения.
6
В эксперименте Э. Толмена крыс поместили в сложный лабиринт со множеством коридоров и развилок. Толмен обнаружил, что крысы, которые изучали лабиринт в течение нескольких дней, могли эффективно ориентироваться и находить дорогу к награде (еде), даже когда обычный путь был заблокирован. Он предположил, что крысы формируют «когнитивную карту» или внутреннее представление о лабиринте, которое помогает им ориентироваться. Эта гипотеза нашла подкрепение, когда лабиринт залили водой, но крыса столь же безошибочно плыла в нужном направлении.